Как составить профессиограмму классного руководителя

Профессиограмма классного руководителя

Профессиограмма – квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально-значимых качеств, способностей, профессиональных компетенций.

То есть: Профессиограммаэто идеальная модель учителя, классного руководителя образец, эталон, в котором представлены:

• основные качества личности, которыми должен обладать учитель;

• профессиональные компетенции для выполнения функций учителя.

Профессиограмма учителя — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Педагог – это субъект профессиональной педагогической деятельности, свободно избравший сферу профессионального воспитания детей, осуществляющий воспитательский процесс во имя счастья детей, осознающий высокое социально – историческое значение своего профессионального труда, постоянно совершенствующий свое профессиональное мастерство в контексте развивающейся культуры и осмысленно реализующий в процессе воспитания и практике жизни гуманистическую позицию.

Классный руководитель – это педагог группы, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка группы и содействующий наилучшему освоению, усвоению и присвоению мира каждым ребенком. Н.Е.Щуркова.

Понятно, что такое представление о педагоге как профессионале базируется на определенном личностном его развитии, где ключевым социально – психологическим образованием является признание человека наивысшей ценностью.

Признание человека наивысшей ценностью предполагает:

  • Приоритет социальной роли человека в многообразии тех социальных ролей, которые играет член общества;

  • Безусловное уважительное отношение к человеку как таковому, вне конкретных обстоятельств, общественного положения человека, уровня развития и личностных достижений;

  • Признание интересов человека первоочередными при решении социальных, жизненных, личностных проблем, а также проблем связанных с организацией предметной или духовной деятельности человека.

Профессиональная солидарность как отношение к коллегам – непременное условие профессионального труда педагога, не могущего осуществить свой профессиональный замысел вне связи с педагогическим коллективом.

Значимым компонентом личностного мира педагога является его отношение к обществу. Педагог не может работать вне общества, занимая позицию игнорирования или нейтралитета по отношению к нему. Перед детьми он выступает в роли гражданина и представителя общества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми.

Особое место в перечисленном ряде занимает духовность педагога как способность личности отражать жизнь, задаваться вопросами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой из них.

Взаимосвязь ключевых отношений.

Гуманистическое отношение к ребенку.

Достоинства личностного «Я» педагога

Гражданская позиция

Профессиональная солидар

ность

Уважение жизни

Ответственное отношение к ребенку

Осмысление вечных вопросов жизни.

Основные положения.

  • Вся работа классного руководителя выстраивается как система, произрастающая из общей цели воспитания и подчиняющаяся общей цели воспитания, признанной всем педагогическим коллективом.

  • Ясность цели позволяет очертить содержание работы классного руководителя.

  • «Содержание» работы классного руководителя не тождественно «организации деятельности», «организации действий»

  • Основной объект педагогического внимания (содержания работы) отношение к жизни как к таковой и отношение к её наивысшим ценностям.

  • Работа классного руководителя тогда и только тогда! Обретает содержание, когда производится выход на ценности и отношения к ценностям окружающей ребенка реальности, а значит, протекает духовное обогащение личности ребенка, он обретает свой внутренний мир. Свое индивидуальное «Я», одновременно входя в человеческое общество.

Профессиональные функции классного руководителя с позиции

культурологического подхода.

Первая – обустройство школьной повседневной жизни ребенка: оно должно полностью соответствовать материально-техническим достижениям культуры, содействовать благоприятному социально-психологическому самочувствию.

Вторая – организация разновидовой деятельности, так, чтобы ребенок мог вступать во взаимодействие с наибольшим количеством жизненных явлений и ценностей.

Третья – организация совместного с детьми осмысления протекающей жизни и роли ценностей для человека, приучение к размышлению о жизни (духовная деятельность).

Четвертая – внедрение культурных устоев жизнедеятельности группы, добра, истины и красоты как оснований достойной жизни группы, обеспечивающей ей благоприятный климат в группе.

Пятая – индивидуальное корректирование хода жизни и личностного развития ребенка, инициирование открытого, индивидуального проявления личностного «Я» в микросреде классной группы, утверждение в группе достойного положения этого «Я»

Профессиональный идеал может быть сформирован при условии развитой положительной

Я-концепции, которая определяется тремя факторами:

• твердой уверенностью в импонировании другим людям;

• уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;

• чувством собственной значимости.

Классному руководителю необходимы такие качества, как:

• любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;

• высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;

• твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;

• разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);

• высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.

Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:

• знания особенностей развития личности и детского коллектива;

• психолого-педагогические знания;

• общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).

Приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственная и гражданская зрелость, общественная активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокая требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Для выполнения большого многообразия функций классному руководителю необходимы следующие умения:

  • устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);

  • информационные умения и навыки;

  • умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);

  • умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).

  • Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.

Помимо приоритетных, классному руководителю нужно иметь такие качества личности: выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Классному руководителю важно

  1. знать основы теории и методики воспитания,

  2. уметь:

  • работать с родителями (общественностью);

  • планировать воспитательную работу;

  • отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;

  • правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;

  • выявлять и организовывать актив;

  • осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.

Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:

  • рисовать (изобразительные),

  • играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные);

  • выразительно читать (художественно-литературные),

  • танцевать (хореографические),

  • ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).

Классификация функций классного руководителя

организационная (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел — экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т. д.);

воспитательная (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности);

стимулирующая (в результате которой осуществляется стимулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т. д.);

координационная (в результате которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система;

работа с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).

Методический арсенал классного руководителя.

  • Первоочередной является методика общения с детьми, она обуславливает реальность и успешность всех других методик.

  • Методика работы с родителями, которая позволяет расширить поле воспитательного влияния классного руководителя.

  • Методика индивидуального воздействия и индивидуального корректирования личности.

  • Методика диагностирования воспитанности детей, позволяющая определять необходимые воспитательные коррективы в его профессиональной работе.

Условия эффективности деятельности классного руководителя.

Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им авторской педагогической технологии.

Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса.

В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость, частота личных контактов с учащимися; адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, специфики внутриколлективных отношений)

4

Составление
профессиограммы классного руководителя

Подготовила:

учитель начальных классов Гуляева С.М.

Арзамас
2021 год

Составление
профессиограммы классного руководителя

Профессиограмма — это описание
особенностей той или иной профессии, раскрывающее специфику профессиональной
деятельности и требования, предъявляемые к специалисту.

Профессиограмма  включает
описание производственно-технических, социально-экономических условий труда, а
также психофизиологических требований профессии к человеку.   

Профессиограмма описывает
психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и
другие особенности специальности, профессии. 

Профессиограмма составляется
специалистом по кадрам совместно с руководителем соответствующего отдела по
конкретной профессии, должности и отражает:

·           
Требования
к должностным обязанностям работника;

·           
Требования
к рабочему месту;

·           
Возможные
пути дальнейшего профессионального пути сотрудника;

·           
Варианты
профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и т.д., то
есть все о конкретной должности применительно к специфике данной организации.

Рассмотрим сущность
профессиограммы педагога.

Профессиограмма педагога – это идеальная
модель учителя, преподавателя, педагога и классного руководителя, эталон и
образец, которые включают в себя ведущие личностные качества учителя, а также
обладание им профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для
качественного выполнения возложенных на него педагогических функций.

Профессиограмма педагога
представляет собой документ, который содержит полную квалификационную
характеристику педагога, требования, предъявляемые к его личностным и
профессиональным качествам, а также к уровню подготовки.

Приоритетными качествами личности педагога, в
соответствии с профессиограммой, являются:

— гражданская и нравственная зрелость;

— профессиональная идейность;

— общественная активность;

— увлеченность педагогической профессией;

— искренняя любовь к детям;

— заботливое и гуманное отношение к детям и детству;

— высокие требования к себе как к
педагогу;

— развитые коммуникативные качества;

— умение расположить к себе учащихся, коллег, родителей и т.д.;

— вежливость в общении;

— психологическая совместимость с другими членами педагогического
коллектива.

Качественное выполнение профессиональных
обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также
отражаются в профессиограмме:

— Умение устанавливать деловые отношения со всеми субъектами
образовательного процесса.

— Обладание информационными умениями и навыками.

-Умение понятно, логично и доступно излагать собственные мысли и идеи,
аргументировано оппонировать собеседнику.

— Умение привлечь к себе внимание, сделать учащегося своим сторонником
и другом.

Реализация данных умений требует от педагога
обладания высоким эмоциональным настроем, способным обеспечить деловой характер
собственной трудовой деятельности и жизни в целом.

Помимо профессиональных умений и навыков,
профессиограмма предъявляет ряд требований к личностным качествам учителя.
Приоритетными качествами являются: выдержка, чувство такта, наблюдательность,
самообладание, находчивость, твердость, аккуратность, последовательность в
своих словах и действиях, внешняя опрятность и аккуратность.

К профессиограмме
классного руководителя предъявляются дополнительные особые требования.  Это:

— умение работать с родителями учащихся;

— умение продуктивно работать с общественностью;

— рационально планировать образовательно-воспитательную работу;

— проводить диагностику учащихся по разным направлениям исследования;

— адекватно оценивать собственные профессиональные результаты;

— уметь выявлять и организовывать актив класса;

-осуществлять контроль по выполнению поручений, при необходимости
корректно оказывать необходимую помощь.

Кроме того, каждый педагог, вне зависимости
от возложенных на него профессиональных функций должен обладать рядом
прикладных творческих умений, а именно: рисовать, играть на музыкальных
инструментах, петь, выразительно читать, танцевать и т.д.

Профессиограмма предполагает
восемь основных функций учителя:

1. Информационная функция
предусматривает качественную трансляцию учащимся определенной учебной
информации.

2. Развивающая функция – направлена на развитие у учащихся воображения, мышления, речи,
различных умений и навыков и т.д., то есть полное личностное развитие ребенка.

3. Ориентирующая функция
предполагает осуществление ориентации учащихся в многообразии информации и источников
ее представляющих, а также оказание помощи в выборе верных нравственных
ценностей.

4. Мобилизационная функция
предполагает мобилизацию всех имеющихся знаний и умений на осуществление
профессиональной деятельности.

5. Конструирующая функция
конструирование учебного занятия, внеклассной деятельности, самостоятельных
работ, общения с учащимися и т.д.

6. Коммуникативная функция
направлена на осуществление продуктивного общения с учащимися, родителями,
администрацией образовательного учреждения и т.д.

7. Организационная функция
предполагает организацию учащихся, педагогов, родителей и самого себя в рамках
определенной деятельности (урока, внеклассных занятий, походов, экскурсий  и
т.д.).

8. Исследовательская функция – предусматривает умение осуществлять исследование, как отдельного
учащегося, так и группу учащихся с целью выявления определенных качеств и
уровня их развития.

Для классного руководителя ряд авторов
выделяет специальные функции, которые должны быть включены в профессиограмму:

1. Воспитательная функция – предусматривает осуществление воспитательного процесса, направленного
на формирование и развитие личностных качеств учащихся.

2. Стимулирующая функция
предполагает стимулирование образовательной деятельности учащихся.

3. Координационная функция – направлена на осуществление координации деятельности учащихся,
педагогов, родителей, а также осуществление связи учебного заведения с иными
институтами, оказывающими воспитательно-образовательное воздействие на учащихся
(театры, музеи и т.д.)

Рассмотрим структуру профессиограммы педагога.

Профессиограмма педагога состоит из четырех блоков (автор В.А.
Крутецкий):

Первый блок: гуманистическое
мировоззрение – обладание убеждениями и идеалами о том, что организовать
воспитательно-образовательный процесс способен только лишь тот человек, который
имеет высокий моральный облик и высокий уровень общей культуры, любит детей,
осознает всю ценность периода детства.

Второй блок: положительное отношение к
собственной педагогической деятельности – предполагает педагогическую
направленность личности, наличие склонности к педагогике, наличие устойчивого
стремления и желания посвятить собственную жизнь и самого себя педагогической
профессии. Данный блок основан на том, что не может быть хорошим педагогом тот,
что равнодушен к своей профессии и тому, чем он занимается. Это связано с тем,
что дети очень чувствительны и легко определяют тех педагогов, которые не любят
и не понимают их, не любят свое дело и педагогическую деятельность в общем.

Третий блок: педагогические способности –
основаны на природных предпосылках, которые могут быть реализованы педагогом в
специально организованных условиях. То есть педагогические способности – это
определенные профессионально-педагогические знания, умения и навыки, которые
педагог реализует в работе с детьми, а вот их успешность во многом зависит от
наличия личной предрасположенности к педагогической деятельности и работе с
детьми в целом.

Четвертый блок:
профессионально-педагогические знания, умения и навыки – это знания, в области
конкретного учебного предмета и владение технологий их успешной передачи
учащимся.

Помимо данных блоков, В. А. Сухомлинский обращает особое внимание на
наличие у педагога такого личностного качества как педагогическая культура.

Педагогическая
культура учителя
включает в себя:

— владение знаниями и личностными качествами, которые позволяют
обратиться не только к уму, но и к сердцу каждого ребенка;

— широкие знания, которые педагог черпает из различных источников, что
помогает ему представить учебную информацию с различных точек зрения;

— обладание богатством методов обучения и воспитания детей;

— владение речевой культурой.

Таким образом, в соответствии с
профессиограммой,  настоящим педагогом может стать только тот, кто
обладает:

-представлениями о педагогическом труде;

-личностными качествами, необходимыми для работы с детьми и
профессионального роста;

— необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками;

-неподдельным интересом к педагогической профессии;
профессионально-педагогической направленностью; истинной любовью к детям.

Экзамен:
творческий

Дисциплина:
Теория и методика воспитательной работы

КЕЙС
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Раздел 1. Теоретические материалы 
классного руководителя

Студента:

Специальность:  

Группа:

Курс:
Второй

Костанай
2018г.

План:

Раздел 1. Теоретические материалы  КР

1.Циклограмма КР

2.Профессиограмма КР

3.Функции, задачи деятельности КР

4.Схема изучения  личности учащегося

5.Схема изучения коллектива класса

6.План работы КР (1 образец на выбор)

7.Методика проведения классного часа

8.Методика проведения КТД

9.Методика проведения диспута

10.Методика проведения беседы

11.Методика проведения конференции

12.Методика проведения родительского собрания

13.Методика проведения конкурса

14.Методика проведения игр

15.Методика оформления стенной газеты

16. Анализ воспитательного мероприятия

17.Календарь знаменательных дат  (текущий учебный год
01.09.2017-25.05.2018)

1.
Циклограмма классного руководителя

Циклограмма
это определенная последовательность деятельности, структура режимных моментов,
которая повторяется ежедневно, еженедельно, ежемесячно или ежегодно.

ЕЖЕДНЕВНО:

·       
Проверка
отсутствующих учеников и учащихся, опаздывающих на занятия, выяснение причин,
проведение профилактической работы с часто прогуливающими учениками;

·       
Ведение
и учёт пропусков в журнале;

·       
Организация
различных форм индивидуальной работы с обучающимися;

·       
Контроль
внешнего вида учащихся.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:

·       
Проверка
дневников учащихся;

·       
Контактирование
с родителями учеников по ситуации;

·       
Работа
с учителями-предметниками;

·       
Проведение
тематических классных часов согласно воспитательному плану.

ЕЖЕМЕСЯЧНО:

·       
Консультации
у соц. педагогов и психологов;

·       
Организация
встреч с родительским активом;

·       
Контроль
работы классного актива;

·       
Решение
хозяйственных вопросов.

РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ:

·       
Заполнение
классного журнала;

·       
Анализ
плана воспитательной работы на следующую четверть;

·       
Проведение
родительского собрания;

·       
Предоставление
в учебную часть отчета об успеваемости обучающихся класса за четверть.

ЕЖЕГОДНО:

·       
Оформление
личных дел учащихся;

·       
Анализ
проведённой воспитательной работы в классе за год;

·       
Составление
плана воспитательной работы на следующий год;

·       
Донесение
до школьной администрации сведений об успеваемости учащихся за прошедший
учебный год.

Документы, которые КР должен предоставлять
администрации школы, и за которые КР несёт ответственность:

·       
Классный
журнал;

·       
Личные
дела учащихся;

·       
План
работы с классным коллективом на учебный год;

·       
Протоколы
родительских собраний;

·       
Дневники
учащихся и классного руководителя;

·       
Разработки
воспитательных мероприятий.

Источники:

1.       https://infourok.ru/ciklogramma-dlya-klassnogo-rukovoditelya-983598.html

2.      Соловьева
Екатерина Владимировна «Циклограмма деятельности классного

 руководителя»

3.      Ефимова
Раиса Алексеевна «Циклограмма деятельности классного руководителя»

2. Профессиограмма
классного руководителя

Профессиограмма КР
это перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству
и психолого-физическим возможностям.

Умения

Характеристика

1.
Конструктивные

·       
Планирование
воспитательной работы;

·       
Прогнозирование
развития личности воспитанников;

·       
Планирование
системы развития классного коллектива;

·       
Определение
системы коллективных творческих дел;

·       
Умение
своевременно участвовать и управлять деятельностью коллектива.

2.
Организаторские

·       
Вовлечение
каждого учащегося в деятельность коллектива;

·       
Распределение
ролей внутри класса;

·       
Помощь
активу класса в трудных ситуациях;

·       
Осуществление
педагогического руководства деятельностью классного коллектива.

3.
Коммуникативные

·       
Установление
отношений с учащимися на основе взаимоуважения и взаимосогласия;

·       
Контроль
взаимоотношений учащихся внутри коллектива;

·       
Умение
влиять нужным образом на воспитуемых, когда это необходимо

·       
Построение
отношений с родителями учащихся на основе взаимопонимания.

4.
Познавательные

·       
Непрерывное
изучение психолого-педагогической литературы;

·       
Диагностирование 
и прогнозирование развития психологии детей;

·       
Изучение
опыта других преподавателей и внедрение его в свою деятельность.

Структура профессионально-значимых качеств
классного руководителя по психологу Крутецкому В.А.:

·       
Мировоззрение
КР;

·       
Положительное
отношение к воспитательной деятельности;

·       
Педагогические
способности;

·       
Профессионально-педагогические
знания, умения и навыки.

Требования к классному руководителю по 
Я.А. Коменскому:

·       
Каждый
КР сам должен быть таким, каким должен делать других;

·       
Каждый
КР должен владеть искусством делать других такими;

·       
Каждый
КР должен быть ревнителем своего дела — должен мочь, уметь и хотеть насаждать
свой опыт и знания.

Общие требования к КР, встречающиеся
практически во всех источниках:

·       
Хорошее
физическое здоровье;

·       
Уравновешенный
характер;

·       
Сила
воли;

·       
Стремление
к саморазвитию;

·       
Знание
своего ученического коллектива;

·       
Образцовое
поведение;

·       
Предприимчивость
и инициатива;

·       
Хорошо
развитые коммуникативные навыки.

Источники:

1.      http://gigabaza.ru/doc/66258.html

2.      http://pandia.ru/text/78/125/15225.php

3.
Функции, задачи деятельности классного руководителя

Функции деятельности КР

Характеристика

1.
Организационно-координирующие

·       
Обеспечение
взаимосвязи между образовательным учреждением и семьёй учащихся;

·       
Постоянное
контактирование с родителями учащихся, оказание им помощи в воспитании своих
детей;

·       
Проведение
бесед и консультаций с родителями;

·       
Взаимодействие
с пед. работниками и психологами;

·       
Индивидуальный
подход к каждому учащемуся и взаимодействие с коллективом в целом;

·       
Ведение
необходимой документации.

2.
Коммуникативные

·       
Регулирование
межличностных отношений учащихся;

·       
Содействие
благоприятному климату внутри класса;

·       
Помощь
воспитуемым в формировании коммуникативных качеств.

3.
Аналитико-прогностические

·       
Изучение
индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

·       
Определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.

4.
Контрольные

·       
Контроль
за успеваемостью и посещаемостью учащихся;

·       
Проверка
подобающего внешнего вида учащихся;

·       
Контроль
поведения воспитанников.

Задачи деятельности классного
руководителя:

·       
Формирование
и развитие коллектива класса;

·       
Создание
благоприятного климата в классе для социального, творческого, умственного
развития учащихся;

·       
Формирование
здорового образа жизни и отказ от вредных привычек у воспитуемых;

·       
Защита
прав и интересов учащихся своего класса;

·       
Организация
взаимосвязанной работы с учащимися в классном коллективе;

·       
Построение
отношений с учащимися на основе гуманистических принципов;

·       
Нравственное
воспитание учеников, формирование у них интереса к культурным и духовным
ценностям.

Источники:

1.      https://infourok.ru/zadachi-i-obyazannosti-vospitatelnoy-raboti-klassnogo-rukovoditelya-1022168.html

2.      https://studopedia.ru/11_252395_funktsii-klassnogo-rukovoditelya.html

4. Схема изучения личности учащегося

1.
Общие сведения об учащемся

·       
Фамилия,
имя, отчество;

·       
Дата
рождения;

·       
Класс;

·       
Физическое
развитие;

·       
Состояние
здоровья;

·       
Особенности
семейного воспитания;

·       
Внешкольная
деятельность.

2.
Направленность личности

·       
Общественная
направленность;

·       
Отношение
к окружающим людям (одноклассники, преподаватели, родственники и т.д.);

·       
Чувство
собственного достоинства;

·       
Интересы
и склонности, профильная направленность.

3.
Развитие познавательных возможностей и способностей

·       
Внимание;

·       
Память;

·       
Восприятие;

·       
Мышление;

·       
Общие
способности;

·       
Специальные
способности.

4.
Учебная деятельность

·       
Успеваемость;

·       
Общее
умственное развитие (кругозор и начитанность);

·       
Развитие
речи (словарный запас, умение правильно выразить свою мысль);

·       
Способность
к обучению и самообучению.

5.
Общественная деятельность и активность

·       
Отношение
к общественной жизни в коллективе (положительное/отрицательное отношение или
равнодушие);

·       
Интерес
к общественной жизни (чтение газет, просмотр телепередач, обсуждение
общественных событий с друзьями в школе и родителями);

·       
Выполнение
или невыполнение общественных поручений классного руководителя.

6.
Дисциплинированность

·       
Общая
характеристика поведения;

·       
Умение
соблюдать школьный режим (не прогуливать и не опаздывать на уроки, выполнять
вовремя домашние задания);

·       
Выполнение
требований взрослых.

7.
Особенности характера

·       
Положительные
и отрицательные качества характера;

·       
Особенности
темперамента (коммуникабельность, трудоспособность, эмоциональность);

·       
Превалирующее
настроение;

8.
Внешний вид

·       
Особенности
физического строения воспитанника;

·       
Общее
состояние здоровья;

·       
Особенности
мимики и жестикуляции.

Источники:

1.      https://infourok.ru/primernaya_shema_izucheniya_i_sostavleniya__portreta_lichnosti_uchaschegosya-301391.htm

2.      https://infopedia.su/8x1df0.html

5. Схема изучения коллектива класса

1.
Общие сведения о классном коллективе

·       
Количественный
состав класса: сколько мальчиков и девочек в коллективе;

·       
Возрастной
состав;

·       
Изменения
состава класса: переход учеников в другую школу/класс или же появление
новичков;

·       
Характеристика
семей учащихся, выявление социально-неблагополучных.

2.
Содержание и характер деятельности учащихся

·       
Характеристика
успеваемости;

·       
Уровень
общего интеллектуального развития коллектива, работоспособность класса;

·       
Уровень
дисциплины на уроках;

·       
Общая
посещаемость уроков учащимися класса.

3.Руководство
классным коллективом и его организация

·       
Состав
актива класса;

·       
Взаимоотношения
представителей противоположных полов;

·       
Наличие
или отсутствие неформальных группировок;

·       
Присутствие
отверженных учеников (оказание им своевременной помощи);

·       
Организация
класса для участия в школьных мероприятиях;

·       
Характеристика
активистов.

4.
Жизнь класса вне учебных занятий

·       
Посещение
учащимися различных кружков, секций;

·       
Хобби
и увлечения учеников;

·       
Участие
класса в общественной жизни школы; наличие пассивных и отстранённых от
общества учеников;

·       
Влияние
на класс родительского актива;

·       
Работа
творческих групп класса.

5.Общие
выводы

·       
Специфические
черты коллектива, стадия его развития.

·       
Общий
эмоциональный климат в классе;

·       
Определение
основных недостатков коллектива и нахождение нужных способов их преодоления.

Источник: https://multiurok.ru/blog/primiernaia-skhiema-izuchieniia-klassnogo-kolliektiva-i-sostavlieniia-iego-kharaktieristiki.html

6. План работы КР (1
образец на выбор)

План работы классного руководителя — конкретное
отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических
направлениях и мельчайших деталях.

Технология составления плана

Первый
этап

Подготовка
к составлению плана:

·        
Сбор
информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках;

·        
Составление
характеристики всего коллектива и учащихся по отдельности.

Второй
этап

Знакомство
классного руководителя с общешкольным планом воспитательной работы:

·        
Отбор
всех общешкольных мероприятий и межпараллельных полезных общественных дел;

·        
Соотнесение
данных мероприятий с конкретными датами для заложения основного каркаса плана
жизнедеятельности коллектива

Третий
этап

·        
Формулирование
конкретных задач воспитательной работы с классом на учебный год;

·        
Продумывание
системы мероприятий;

·        
Отбор
реально выполнимых общественно полезных дел.

Четвёртый
этап

Период
«доводки» плана:

·        
Обсуждение
отдельных разделов плана с коллегами, учителями, работающими с классом,
родителями и учащимися;

·        
Осуществление
корректировки с планами работ класса, детских общественных организаций

Пятый
этап

·        
Обсуждение
плана на классном собрании;

·        
Закрепление
ответственных за организацию тех или иных мероприятий,

·        
Распределение
поручений активу и отдельным воспитанникам.

Структура плана работы классного
руководителя

1.

Краткая
характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

2.

Воспитательные
задачи.

3.

Основные
направления и формы деятельности классного руководителя.

4.

Координация
воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5.

Работа
с родителями и общественностью.


1 образец плана воспитательной работы с учениками одиннадцатого «В» класса
на 2017-2018 учебный год:

ДАТА

СОБЫТИЕ

ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ

1
сентября

День
знаний

Классный
час

Проф.
ориентация

3-е
воскресенье сентября (17 сентября)

День
языков народов Казахстана

Конкурс
(стихотворения, песни на разных языках)

Эстетическое

28
сентября

120
лет со дня рождения казахского писателя Мухтара Ауэзова

Классный
час

Гражданско-патриотическое,
нравственное

Последнее
воскресенье сентября (24 сентября)

День
труда в Республике Казахстан

Коллективно-творческое
дело

Нравственное,
экологическое

18
октября

Международный
день духовного согласия

Конференция

Нравственное

1
ноября

176
лет со дня рождения казахского писателя и педагога-просветителя Ыбырая
Алтынсарина

Классный
час

Гражданско-патриотическое,
нравственное

10
ноября

Всемирный
день молодёжи

Коллективно-творческое
дело

Нравственное,
гражданско-патриотическое

16
ноября

Международный
день терпимости

Конференция

Нравственное

1
декабря

День
первого Президента;

Беседа

Гражданско-патриотическое

Международный
день борьбы со СПИДом

Классный
час

ЗОЖ

16
декабря

День
Независимости РК

Конкурс
(деление класса на группы и демонстрация каждой группой номера, связанного с
нац. тематикой)

Гражданско-патриотическое,
эстетическое

28
января

145
лет со дня рождения общественного деятеля, писателя,  А.Байтурсынова

Классный
час

Гражданско-патриотическое,
нравственное

4
февраля

Всемирный
день борьбы против рака

Классный
час

ЗОЖ

1
марта

День
благодарности

Конференция

Нравственное,
гражданско-патриотическое

21
марта

Всемирный
день поэзии

Конкурс

Эстетическое

7
апреля

Всемирный
день здоровья

Диспут
(различные точки зрения учащихся относительно правильного ведения ЗОЖ,
вредных привычек и т.д.)

ЗОЖ

1
мая

День
единства народов Казахстана

Конкурс

Гражданско-патриотическое,

эстетическое,
нравственное

9
мая

День
Победы в ВОВ

Конференция

Гражданско-патриотическое,
нравственное

15
мая

Международный
день семьи

Оформление
стенгазеты

Нравственное

Источники:

1.      https://studfiles.net/preview/5840872/page:93/

2.      https://studopedia.ru/12_148671_klassnogo-rukovoditelya.html

7.
Методика проведения классного часа

Классный час
– это гибкая по составу форма фронтальной, воспитательной работы,
представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение
классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию
классного коллектива и развитию его членов. (Е.Н.Степанов)

1.
Формы проведения

·       
Классное
собрание;

·       
Воспитательный
час;

·       
Экскурсии;

·       
Тематическая
лекция;

·       
Диспуты;

·       
Различные
викторины;

·       
Беседы;

·       
Интерактивные
игры;

·       
КВНы;

·       
Читательские
конференции.

2.
Функции классного часа

·       
Просветительская:

Расширение
круга знаний учеников, передача информации, которую те не могут получить во
время уроков.

·       
Ориентирующая:

Формирование
определенного отношения к окружающему миру и выработка иерархии материальных
и духовных ценностей.

·       
Направляющая:

Перевод
обсуждения того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

·       
Формирующая:

Выработка
у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя. Помощь
в выработке умелого ведения диалога и высказывании, отстаивании собственного
мнения.

3.
Методика организации и проведения классного часа

1.    
Определение
темы и задач классного часа;

2.    
Определение
времени и места проведения классного часа;

3.    
Определение
ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения
классного часа (подборка соответствующего материала, наглядных пособий,
музыкального оформления  по теме, составление плана (сценария) проведения
классного часа);

4.    
Определение
участников подготовки и проведения классного часа, определение степени
целесообразности участия педагогов или родителей);

5.    
Анализ
результативности классного часа.

Источники:

1.      https://infourok.ru/metodika-organizacii-i-provedeniya-klassnogo-chasa-v-nachalnoy-shkole-730082.html

2.      http://pandia.ru/text/78/234/72676.php

8.
Методика проведения КТД

Коллективно-творческое дело
— это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и
товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное
средство (инструмент) коммунарской методики.

1.
Содержание и направленность КТД

·       
Познавательные:

1.     Викторины;

2.     КВНы;

3.     Мозговой штурм;

4.     «Что? Где?
Когда?».

·       
Трудовые:

1.     День
самостоятельности;

2.     Трудовые акции;

3.     Город весёлых
мастеров.

·       
Художественные:

1.     Карнавал;

2.     Народные
праздники;

3.     Кинофестиваль.

·       
Общественно-политические:

1.     Вечер актуальных
проблем;

2.     Политические
дебаты;

3.     Фестиваль дружбы
народов.

2. 
Этапы разработки КТД

1.    
Предварительная
работа коллектива (определение конкретных воспитательных задач КТД,
разработка направляющих действий);

2.    
Коллективное
планирование (работа в микрогруппах по планированию КТД);

3.    
Коллективная
подготовка КТД;

4.    
Проведение
КТД;

5.    
Подведение
итогов КТД в коллективе (анализ положительных и отрицательных моментов,
проведение коррекционной работы на дальнейшее улучшение КТД);

6.    
Стадия
ближайшего воздействия КТД (реализация выводов и предложений при подведении
итогов проделанной работы).

3.
Условия успешного использования КТД

1.    
Опора
на предшествующий личный опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные
ранее.

2.    
Главное
в КТД — участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и
самоутверждение; способность ребёнка найти себя в подходящем для него деле,
проявить свои таланты и способности.

3.    
Соблюдение
последовательности действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и
оценке совместного дела. Творчество ребёнка должно быть замечено и оценено и
полученный успешный результат должен быть равномерно распределён между теми,
кто его добился в ходе КТД.

Источники:

1.      http://modpk7.narod.ru/index/0-11

2.      https://infourok.ru/metodicheskie-rekomiendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-ktd-kollektivnih-tvorcheskih-del-v-shkole-568293.html

3.      http://studopedya.ru/2-31986.html

9.
Методика проведения диспута

Диспут — форма
воспитания, предусматривающая организацию педагогом обмен мнениями между
детьми, детьми и взрослыми (педагогами, родителями), специфика которого состоит
в предъявлении собеседникам подчас диаметрально противоположной точки зрения по
весьма неоднозначным морально-этическим проблемам.

Виды диспутов

1.
В зависимости от уровня подготовки аудитории

·       
Диспут-лекция;

·       
Диспут-конференция;

·       
Диспут-дискуссия.

2.
По содержанию

·       
Нравственно-этические;

·       
Эстетические;

·       
Профессиональные;

·       
Общественно-политические.

Этапы подготовки и проведения диспутов

1.
Подготовительный этап

·       
Определение
темы, цели;

·       
Создание
организационной группы;

·       
Распределение
обязанностей;

·       
Выбор
ведущего;

·       
Анкетирование,

·       
Формулировка
проблемных вопросов;

·       
Подготовка
инструкций и оборудования;

·       
Выбор
помещения и его соответствующее оформление.

2.
Основной этап

·       
Обозначение
актуальности выбранной темы;

·       
Конкретизация
предмета обсуждения;

·       
Уточнение
отдельных понятий;

·       
Обсуждение
темы на базе сформулированных вопросов.

3.
Итоговый этап

·       
Краткий
анализ диспута, его плюсов и минусов, путей решения задач;

·       
Поощрительная
оценка учащихся;

·       
Определение
новых дискуссионных проблем.

Требования к организации и проведению
диспута

1.    
Наличие
различных точек зрения для решения проблемной темы;

2.    
Конкретизация
темы 4-6 точными вопросами для обсуждения;

3.    
Своевременное
приглашение участников, подготовка объявлений, анонсов;

4.    
Надлежащее
оформление помещения, в котором организуется диспут (баннеры, плакаты,
цитаты, афоризмы, портреты)

5.    
Верный
выбор ведущего, способного правильно вести и дебаты и «зажигать» аудиторию;

6.    
Установка
чёткого регламента к выступлениям;

7.    
Оценка
и выражение признательности участникам.

Источники:

1.      Тезаурус
для педагогов-экспериментаторов;

2.      https://avtor24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/metodika_organizacii_i_provedeniya_disputa/

10.
Методика проведения беседы

Беседа — метод
воспитания, характеризующийся процессом общения двух или более людей, которые
обмениваются репликами, мнениями по поводу не четко сформулированного предмета
обсуждения.

1.
Виды бесед по назначению

·       
Вводные/организующие;

(выяснение правильности понимания учащимися значения
предстоящей работы)

·       
Сообщения
новых знаний (эвречтические, сократические и т.д.);

·       
Синтезирующие/закрепляющие
(обобщение и систематизация уже имеющихся у учащихся знаний)

·       
Контрольно-коррекционные
(развитие, уточнение, дополнение новыми фактами или положениями имеющихся у
учащихся знаний)

2.
Структура беседы

·       
Определение
темы беседы;

·       
Пробуждение
у школьников появления интереса к восприятию и усвоению материала;

·       
Раскрытие
темы беседы на примере жизни выдающихся людей и на материале окружающей
действительности;

·       
Анализ
положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение
конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению
учащихся;

·       
Обобщение
итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного
материала.

3.
Методические рекомендации по проведению беседы

·       
Не
позволение детям уклоняться от заданной темы;

·       
Неуклонное
подведение к конечным выводам;

·       
Не
перебивание детей без срочной необходимости;

·       
Непозволительность
требования полных ответов от учеников; создание естественной и непринуждённой
атмосферы беседы;

·       
Побуждение
детей к вопросам;

·       
Привлечение
к оценке высказываемых мыслей и их словесного выражения всех детей;

·       
Акцентирование
внимания на положительных примерах, фактах при анализе поведения школьников,
упоминание недочётов в положительном тоне;

·       
Использование
ярких высказываний, метких четверостиший, афоризмов при подведении итогов
беседы, для того чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства
школьников.

Источники:

1.      Тезаурус
для педагогов-экспериментаторов;

2.      https://infourok.ru/buklet-metodika-podgotovki-i-provedeniya-besedi-453749.html

3.      https://studwood.ru/1066616/pedagogika/metodika_provedeniya_besedy

4.      http://stud24.ru/pedagogy/metodika-podgotovki-i-provedeniya-besedy/115826-341167-page2.html

11.
Методика проведения конференции

Конференция — комплексная
форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной
деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под
руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического
коллектива и школьной ученической организации).

1.
Цель конференции

·       
Систематизация
знаний учащихся в области (науки/творчества, культуры и т.д.), которой
посвящена конференция.

2.
Задачи конференции

·       
Обучающие:
формирование представления учащихся о теме, которой посвящена конференция;

·       
Развивающие:
развитие умения под руководством учителя выбирать тему учебного исследования;
умения формулирования целей и задач исследования; умения определять различные
методы решения учебных исследовательских проблем; умения осуществлять выбор
литературы;

·       
Воспитательные:
формирование мотивации самостоятельной исследовательской деятельности,
мотивации достижения успеха, содействие профессиональной ориентации.

3.
Этапы проведения конференции

1.    
Подготовительный
этап:

·       
формулирование
целей и задач мероприятия для участников;

·       
определение
даты проведения конференции и соотнесение ее с планом работы школы;

·       
согласование
плана с коллегами, приглашенными участниками конференциями;

·       
учет
ресурсов (временных, информационных, кадровых, финансовых, технических);

·       
составление
календарного плана подготовки конференции;

·       
составление
сценария мероприятия.

2.    
Работа
учащихся над исследованием:

·       
Подготовка
доклада по своей теме;

·       
Выделение
целей, задач, гипотез, основных методов исследования, выводов;

3.    
Проведение
конференции:

·       
Проведение
пленарного заседания (слушание основных докладов);

·       
Проведение
выставки (представление программ работы секций, методических разработок и
рекомендаций учителей, также материалов ученических исследований,
сопутствующих конференции);

·       
Рефлексия
– выражение учащихся своего мнения относительно проведённой конференции;

·       
Анализ
положительных и отрицательных моментов, проведение коррекционной работы

Источники:

1.      https://www.pedacademy.ru/conference_notes/158

2.      http://refdt.ru/docs/541/index-20099.html

3.      https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32588

12.
Методика проведения родительского собрания

Родительское собрание – это
основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и
принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного
сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением
является его согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в
создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически
здоровой личности ребенка.       

Методика
подготовки и проведения родительских собраний

Цели родительского собрания

Ознакомление родителей с содержанием и
методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика
используемых учебных программ, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях,
факультативах, кружках и т.п.);

Повышение педагогической культуры родителей,
пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе
(например, об особенностях конкретного возраста, условиях успешного
взаимодействия с детьми и т.д.);

Содействие сплочению родительского
коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность класса (конкурсы,
экскурсии, походы и т.п.);

Выработка единых требований к
воспитанию детей в семье и школе.

Алгоритм
подготовки родительского собрания

Выбор темы и формы проведения
родительского собрания с учётом:

Возрастных особенностей детей;

Преобладания типов семей;

Уровня образованности и
заинтересованности родителей;

Проблем классного коллектива;

Целей и задач учебно-воспитательного
процесса, стоящих перед школой.

Подготовительная работа

Изучение научно-методической литературы;

Анализ документации;

Проведение микроисследования;

Определение вида, формы и этапов
родительского собрания, способов и приемов организации работы  участников
собрания;

Приглашение родителей и других
участников собрания;

Привлечение к подготовке собрания
членов родительского комитета;

Оформление и оборудование места
проведения собрания.

Этапы
проведения родительского собрания

1 этап: Организация родительского
собрания.

Организация, по возможности, полной
явки родителей;

Создание атмосферы ожидания собрания;

Оформление помещения для проведения в
нем родительского собрания.

2 этап: Подготовка сценария и
проведение собрания.

Анализ учебных достижений учащихся
класса;

Ознакомление родителей с состоянием
социально-эмоционального климата в классе;

Психолого-педагогическое просвещение;

Обсуждение организационных вопросов;

Личные беседы с родителями.

3 этап: Осмысление итогов
родительского собрания

Формирование вывода и необходимых
решений;

Информирование о подготовке к следующему
собранию;

Опрос родителей о собрании: на
достойном ли уровне оно провелось, какие есть советы и пожелания (путём
преждевременного составления опросных листов);

Доведение информации об итогах
собрания до администрации школы и коллег-педагогов

Источники:

1)      Чишуина
Ирина Валерьевна – методическая рекомендация «Как 

     провести правильно родительское собрание»;

2)      http://tepsurkaeva.ru/roditelyam/110-методика-подготовки-и-проведения-родительских-собраний-в-школе.html

13.
Методика проведения конкурса

Конкурс — соревнование,
соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью
выделить наиболее выдающегося  (или выдающихся) конкурсанта-претендента на
победу.

1.
Цель конкурсных мероприятий

·       
Определение
талантов и способностей детей в том или ином виде деятельности;

·       
Поддержка
творчески одарённых учеников;

·       
Стимулирование
активности учащихся;

·       
Организация
и поддержка того или иного вида творчества.

2.
Формы конкурсных мероприятий

·       
Фестивали;

·       
Олимпиады;

·       
КВНы;

·       
Выставки;

·       
Фестивали
мастерства;

·       
Рыцарские
турниры;

·       
Аукционы
талантов и т.д.

3.
Качества, развивающиеся у учащихся, участвующих в конкурсах

·       
Коммуникативные
навыки;

·       
Умение
выступать перед немалой аудиторией;

·       
Умение
работать в группе;

·       
Нестандартность
мышления при решении проблем;

·       
Чувство
юмора.

4.
Этапы организации и проведения конкурсных мероприятий

1.    
Создание
актива и определение тематической направленности конкурса;

2.    
Проведение
консультаций для будущих участников мероприятия;

3.    
Сбор
заявок на участие в мероприятии;

4.    
Планирование
конкурсного мероприятия;

5.    
Контактирование
с участниками конкурса;

6.    
Непосредственное
проведение конкурсного мероприятия;

7.    
Подведение
итогов конкурса, выявление победителей;

8.    
Анализ
итогов конкурсного мероприятия.

Источники:

1.      https://infopedia.su/10x9db2.html

2.      http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Rovesnik/pedagog/DocLib1/Методика%20подготовки%20и%20проведения%20конкурсов.aspx

14.
Методика проведения игр

Игра — это средство
воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности
воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и
реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

1.
Виды игр

·       
Развивающие:
направленность на развитие личности учащихся;

·       
Коллективные:
возникновение «ситуации успеха» , необходимой детям;

·       
Индивидуальные:
помощь учащимся в проявлении самих себя; педагогам-в диагностике уровня
знаний и развития учащихся;

·       
Подвижные;

·       
Тихие:
способствование развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности,
усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д

2.
Подготовка к игре

1.    
Выбор
темы игры;

2.    
Определение
целей и задач;

3.    
Установление
соответствия отобранной игры программным требованиям обучения детей;

4.    
Выбор
удобного времени для проведения игры;

5.    
Выбор
подходящего места;

6.    
Подготовка
необходимого дидактического материала для проведения игры.

3.
Проведение игры

1.    
Ознакомление
учащихся с содержанием игры;

2.    
Объяснение
учащимся правил игры;

3.    
Показ
действий, необходимых для достижения положительного результата, на
собственном примере;

4.    
Определение
роли учителя в игре: непосредственно участник, арбитр или просто зритель;

5.    
Подведение
итогов игры: подсчёт результатов, выявление победителей.

4.
Анализ игры

1.    
Выявление
эффективных и неэффективных приёмов;

2.    
Определение
индивидуальных особенностей в поведении, характере детей для организации
последующей правильной индивидуальной работы с ними;

3.    
Варьирование
игре, обогащение её новым материалом в последующей работе.

5.
Необходимые требования для успешного проведения игры

1.    
Правильно
выбранная тематика игры;

2.    
Грамотно
подобранные задания (не слишком легко, но и не чересчур тяжело);

3.    
Соответствие
игры с возрастными особенностями учащихся;

4.    
Игровое
разнообразие;

5.    
Привлечение
к участию в игре учащихся всего класса.

Источники:

1.      Учебное
пособие «Педагогический словарь по темам»;

2.      http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/219-metodika-provedeniya-igri-na-uroke.html;

3.      http://studbooks.net/1848492/pedagogika/organizatsiya_metodika_provedeniya_urokah_nachalnoy_shkole

15.
Методика оформления стенной газеты

Стенгазета – это газета,
которая делается своими руками,  для

конкретных целей, в одном экземпляре и без
жестких правил в ходе

коллективного творчества довольно большого
количества людей, в

процессе которого развиваются навыки
работы в команде.

1.
Виды стенгазет

·       
Тематические
(на тему искусства, спорта, науки, культуры, здорового образа жизни и т.д.);

·       
Праздничные
(в честь различных праздников: день знаний, день независимости и т.д.);

·       
Фотогазеты;

·       
Живые
газеты;

·       
Классные
газеты, газеты общественных объединений и т.д.

2.Цели
создания стенгазеты

·       
Возможность
научить детей проявлять фантазию;

·       
Воспитание
чувства прекрасного;

·       
Осознание
учащимися важности соблюдения корректности при подаче материала и
аккуратности и осторожности в отношении печатного (или рукописного) слова.

3.
Основные правила оформления стенгазет

1.Большой
формат: использование ватманского листа A1, A2;

2.Простота,
чёткость и красота заголовка стенгазеты, который не должен отвлекать читателя
от основной информации статьи;

3.Соответствие
содержания стенгазеты той цели, ради которой газета и создавалась;

4.Использование
рисунков, фотографий, коротких заметок, поздравлений/шуток;

5.Проявление
оригинальности в плане художественного оформления: наличие собственного
единого стиля, творческого подхода, аккуратности;

6.Проверка
материала на грамотность написания;

7.Указание
в уголке создателей стенгазеты.

Источники:

1.      https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-stienghazieta-soviety-po-oformlieniiu.html;

2.      http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/150-preschool-projects/11356-Kak_oformit_stengazetu.html

16.
Анализ воспитательного мероприятия

1.
Общие сведения о мероприятии

·       
Форма
проведения мероприятия (классный час, викторина, диспут, конкурс и т.д.);

·       
Тема
мероприятия;

·       
Дата
и место проведения;

·       
Цели
проведения данного мероприятия;

·       
Организаторы
и участники.

2.
Анализа этапа планирования и организации воспитательного мероприятия

·       
Выяснение
задач по воспитанию, обучения и развитию, поставленных педагогом ходе
планирования мероприятия;

·       
Ознакомление
с планом подготовки и проведения мероприятия, анализ методов и приёмов
воспитания, предусмотренных для решения воспитательных задач данного этапа;

·       
Установление
связей предстоящего мероприятия с прошлыми и будущими делами ученического
коллектива.

·       
Суммирование
достоинств и недостатков при организации мероприятия, попытка установить
причины неудачных моментов.

3.
Анализ этапа проведения мероприятия

·       
Оценка
пригодности выбранного места и оборудования для проведения мероприятия;

·       
Чёткость
раскрытия цели мероприятия;

·       
Осознанность
цели учащимися;

·       
Учёт
положительных и отрицательных моментов на основе раскрытия цели и содержания,
организационной чёткости проведения мероприятия, уровня подготовки классного
руководителя и учащихся.

·       
Составление
вывода и продумывание предложений о возможных путях преодоления недостатков и
развития положительного опыта.

4.
Анализ этапа подведения итогов

·       
Определение
уровня выполнения поставленных задач в ходе мероприятия;

·       
Общая
оценка уровня воспитательной ценности проведённой работы;

·       
Психолого-педагогические
выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся;

·       
Суммирование
информации, полученной при анализе всех этапов, и на основании этого составление
вывода о мероприятии, его воспитательной ценности и эффективности.

Источники:

1.      https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-analiz-vospitatelnogo-meropriyatiya-1222284.html;

2.      https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/11/15/analiz-vospitatelnogo-meropriyatiya

17.
Календарь знаменательных дат

(текущий
учебный год 01.09.2017-25.05.2018)

ДАТА

СОБЫТИЕ

Сентябрь

1сентября

День
знаний

3-е
воскресенье сентября

День
языков народов Казахстана

28
сентября

120
лет со дня рождения казахского писателя Мухтара Ауэзова

Последнее
воскресенье сентября

День
труда в Республике Казахстан

Октябрь

5
октября

Международный
день учителя

18
октября

Международный
день духовного согласия

Ноябрь

1
ноября

176
лет со дня рождения казахского писателя и педагога-просветителя Тургайской
(ныне Костанайской) области Ыбырая Алтынсарина

10
ноября

Всемирный
день молодёжи

16
ноября

Международный
день толерантности (терпимости)

29
ноября

115
лет со дня рождения народного писателя Казахстана Габидена Мустафина

Декабрь

1
декабря

День
первого президента РК;

Международный
день борьбы со СПИДом.

16
декабря

День
независимости РК

Январь

28
января

145
лет со дня рождения общественного деятеля, писателя,  литературоведа
А.Байтурсынова

Февраль

4
февраля

Всемирный
день борьбы против рака

Март

1
марта

День
благодарности

21
марта

Всемирный
день поэзии

Апрель

2
апреля

Международный
день детской книги

7
апреля

Всемирный
день здоровья

24
апреля

Международный
день солидарности молодёжи

Май

1
мая

День
единства народов Казахстана

9
мая

День
победы в Великой Отечественной Войне

15
мая

Международный
день семьи

Источники:

1.      http://esillib.mektepnet.kz/kz/page/Kalendar;

2.      http://godzagodom.com/kalendar-pamyatnyh-dat-na-2018-god/;

3.      https://reallife.kz/kalendar/kalendar-prazdnikov-v-respublike-kazahst-262.html;

4.      http://terenkollibrary.kz/index.php/ru/glavnaya/214-kalendar-znamenatelnykh-i-pamyatnykh-dat-na-2018-god

Скачано с www.znanio.ru

Экзамен: творческий Дисциплина:

Экзамен: творческий Дисциплина:

План: Раздел 1. Теоретические материалы

План: Раздел 1. Теоретические материалы

Циклограмма классного руководителя

Циклограмма классного руководителя

Анализ проведённой воспитательной работы в классе за год; ·

Анализ проведённой воспитательной работы в классе за год; ·

Профессиограмма классного руководителя

Профессиограмма классного руководителя

Структура профессионально-значимых качеств классного руководителя по психологу

Структура профессионально-значимых качеств классного руководителя по психологу

Функции, задачи деятельности классного руководителя

Функции, задачи деятельности классного руководителя

Задачи деятельности классного руководителя: ·

Задачи деятельности классного руководителя: ·

Схема изучения личности учащегося 1

Схема изучения личности учащегося 1

Дисциплинированность ·

Дисциплинированность ·

Схема изучения коллектива класса 1

Схема изучения коллектива класса 1

План работы КР (1 образец на выбор)

План работы КР (1 образец на выбор)

День языков народов КазахстанаКонкурс (стихотворения, песни на разных языках)Эстетическое 28 сентября120 лет со дня рождения казахского писателя

День языков народов КазахстанаКонкурс (стихотворения, песни на разных языках)Эстетическое 28 сентября120 лет со дня рождения казахского писателя

А.Байтурсынова Классный час

А.Байтурсынова Классный час

Методика проведения классного часа

Методика проведения классного часа

Методика организации и проведения классного часа 1

Методика организации и проведения классного часа 1

Методика проведения КТД Коллективно-творческое дело — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же…

Методика проведения КТД Коллективно-творческое дело — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же…

Методика проведения КТД Коллективно-творческое дело — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же…

Методика проведения КТД Коллективно-творческое дело — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же…

Методика проведения диспута

Методика проведения диспута

Итоговый этап ·

Итоговый этап ·

Методика проведения беседы

Методика проведения беседы

Методические рекомендации по проведению беседы ·

Методические рекомендации по проведению беседы ·

Методика проведения конференции

Методика проведения конференции

Этапы проведения конференции 1

Этапы проведения конференции 1

Методика проведения родительского собрания

Методика проведения родительского собрания

Методика проведения родительского собрания

Методика проведения родительского собрания

Методика проведения конкурса

Методика проведения конкурса

Этапы организации и проведения конкурсных мероприятий 1

Этапы организации и проведения конкурсных мероприятий 1

Методика проведения игр Игра — это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и…

Методика проведения игр Игра - это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и…

Проведение игры 1.

Проведение игры 1.

Методика оформления стенной газеты

Методика оформления стенной газеты

Анализ воспитательного мероприятия 1

Анализ воспитательного мероприятия 1

Анализ этапа проведения мероприятия ·

Анализ этапа проведения мероприятия ·

Календарь знаменательных дат (текущий учебный год 01

Календарь знаменательных дат (текущий учебный год 01

Март 1 марта

Март 1 марта

Методичка

Методичка

Слайд 1

Профессиограмма педагога Автор – составитель: Буркова Оксана Николаевна, учитель физической культуры МБОУ ««Родомановская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области Родоманово ,2018 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Родомановская средняя школа » Гагаринского района Смоленской области

Слайд 2

Профессиограмма педагога. Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.

Слайд 3

Профессиограмма классного руководителя (Н.И.Болдырев). Приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственная и гражданская зрелость, общественная активность, увлечённость профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним,

Слайд 4

высокая требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.

Слайд 5

Учителю необходимы следующие умения: устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным); информационные умения и навыки; умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям – дидактические и речевые); умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником;

Слайд 6

Качества личности учителя: такт, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твёрдость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Слайд 7

Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь: работать с родителями (общественностью); планировать воспитательную работу; отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности; правильно учитывать и оценивать результаты воспитания; выявлять и организовывать актив; осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.

Слайд 8

Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями: рисовать (изобразительные); играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные); выразительно читать (художественно-литературные); танцевать (хореографические); ходить в походы (спортивно-туристические или спортивно-трудовые).

Слайд 9

Классификация функций учителя (А.И.Щербаков., Н.А.Рыков.): информационная (учитель транслирует ту или иную информацию); развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь, и т.д.); ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях); мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел);

Слайд 10

конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и др.); коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.); организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит); исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся – коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т.д.).

Слайд 11

Профессионально-значимые качества личности учителя (В.А.Крутецкий): 1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идёт о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное – любил бы других людей).

Слайд 12

2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятельности (речь идёт о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом).

Слайд 13

3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определённых условиях реализуются – или нет – в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря – педагогические способности ) – это обобщённая совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью. 4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки (речь идёт о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).

Слайд 14

понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики); имеет качества (способности), помогающие становлению учителя – профессионала; проявляет интерес к профессии (косвенно интерес может проявляться в педагогической эрудиции); имеет профессионально-педагогическую направленность (в частности, до поступления в ВУЗ работал в школе или учился в педагогическом классе, училище); проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т.д.). Итак, специалисты считают, что хорошими предпосылками для того, чтобы стать педагогом, обладают те, кто:


1


Профессиограмма педагога Студент: Боброва В.Ю. Группа ПП15-12Б Преподаватель: Бекузарова Н.В. К. пед. н., доц., доцент каф. ИТО и НО Красноярск 2017


2


Профессиограмма педагога. – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены: Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функций учителя. знания, умения, навыки для выполнения функций учителя. – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены: Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функций учителя. знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.


3


Профессиограмма классного руководителя Е.М.Ширяевой. Приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственная и гражданская зрелость, общественная активность, увлечённость профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, идейность, нравственная и гражданская зрелость, общественная активность, увлечённость профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним,


4


высокая требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива. высокая требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.


5


Обладает следующими умениями: устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью; устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью; информационные умения и навыки; информационные умения и навыки; умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли; умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли; умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником; умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником; устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью; устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью; информационные умения и навыки; информационные умения и навыки; умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли; умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли; умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником; умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником;


6


Качества личности: такт, такт, выдержка, выдержка, самообладание, самообладание, наблюдательность, наблюдательность, искренность, искренность, находчивость, находчивость, твёрдость, твёрдость, последовательность в словах и действиях, последовательность в словах и действиях, аккуратность, аккуратность, внешняя опрятность. внешняя опрятность. такт, такт, выдержка, выдержка, самообладание, самообладание, наблюдательность, наблюдательность, искренность, искренность, находчивость, находчивость, твёрдость, твёрдость, последовательность в словах и действиях, последовательность в словах и действиях, аккуратность, аккуратность, внешняя опрятность. внешняя опрятность.


7


Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь: работать с родителями (общественностью); работать с родителями (общественностью); планировать воспитательную работу; планировать воспитательную работу; отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности; отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности; правильно учитывать и оценивать результаты воспитания; правильно учитывать и оценивать результаты воспитания; выявлять и организовывать актив; выявлять и организовывать актив; осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений. осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений. работать с родителями (общественностью); работать с родителями (общественностью); планировать воспитательную работу; планировать воспитательную работу; отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности; отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности; правильно учитывать и оценивать результаты воспитания; правильно учитывать и оценивать результаты воспитания; выявлять и организовывать актив; выявлять и организовывать актив; осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений. осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.


8


Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями: рисовать (изобразительные); рисовать (изобразительные); петь (музыкальные); петь (музыкальные); выразительно читать (художественно- литературные); выразительно читать (художественно- литературные); танцевать (хореографические); танцевать (хореографические); ходить в походы (спортивно- туристические или спортивно- трудовые). ходить в походы (спортивно- туристические или спортивно- трудовые). рисовать (изобразительные); петь (музыкальные); выразительно читать (художественно- литературные); танцевать (хореографические); ходить в походы (спортивно- туристические или спортивно- трудовые).


9


Функции, которые учителю приходится выполнять: информационная (учитель транслирует ту или иную информацию); информационная (учитель транслирует ту или иную информацию); развивающая (развивает мышление, воображение, речь, и т.д.); развивающая (развивает мышление, воображение, речь, и т.д.); ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях); ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях); мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел); мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел); информационная (учитель транслирует ту или иную информацию); информационная (учитель транслирует ту или иную информацию); развивающая (развивает мышление, воображение, речь, и т.д.); развивающая (развивает мышление, воображение, речь, и т.д.); ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях); ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях); мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел); мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел);


10


конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и др.); конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и др.); коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, и пр.); коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, и пр.); исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся – коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т.д.). исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся – коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т.д.). конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и др.); конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и др.); коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, и пр.); коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, и пр.); исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся – коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т.д.). исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся – коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т.д.).


11


понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики); понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики); имеет качества (способности), помогающие становлению учителя – профессионала; имеет качества (способности), помогающие становлению учителя – профессионала; проявляет интерес к профессии; проявляет интерес к профессии; проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т.д.). проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т.д.). понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики); понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики); имеет качества (способности), помогающие становлению учителя – профессионала; имеет качества (способности), помогающие становлению учителя – профессионала; проявляет интерес к профессии; проявляет интерес к профессии; проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т.д.). проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т.д.). Елена Михайловна считает, что хорошими предпосылками для того, чтобы стать педагогом, обладают те, кто:


12


Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти заголовки ворд
  • Как найти арт хорошего качества
  • Утечка тока на приоре как найти
  • Найти как лечить остеохондроз
  • Майнкрафт как найти место для дома