Как составить профессиограмму воспитателя образец заполнения

Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования

«Гуманитарная академия»

Итоговая выпускная работа

слушателя программы профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика: педагогика и психология дошкольного образования»

Профессиограмма воспитателя

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

(наименование образовательной организации)

Выполнил:

_Килимчук Юлия Алексеевна____________

Ф.И.О.

________________________  ________22.09.2017_______

подпись                                дата

г. Екатеринбург

2017 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

1. Содержание деятельности        3

2. Требования к уровню подготовки воспитателя        5

3. Качества воспитателя        5

3.1. Критерии успешности воспитателя        6

3.2. Личностные качества воспитателя        6

4. Трудоустройство педагога        7

5. Перспективы и карьерный рост        8

6. Формы оплаты труда        8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        11

ВВЕДЕНИЕ

Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы.

Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции, но не получила была распространена, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе , профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя.

Несколько веков назад, работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На плечи воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. Нельзя не добавить, что профессия воспитателя имеет высокую актуальность даже сегодня.

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Именно из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным  институтом в жизни ребенка является детский сад. Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных  отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Такая помощь возможна при доверии, сотрудничестве и взаимодействии родителей и сотрудников детского сада. Одной из основных задач детского сада — вовлечь ребенка в процесс обучения в детском саду, подготовить его к школе. Он общается с другими детьми, учиться, с ними взаимодействовать, усваивает правила общения. В этом плане детский сад играет незаменимую роль.

1. Содержание деятельности

Сферы профессиональной деятельности: наука, образование

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

  1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ребенка.
  2. Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие.
  3. Изучает склонности, интересы, сферу его дарований.
  4. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в группе.
  5. Организует жизнедеятельность коллектива в соответствии с возрастными потребностями детей.
  6. Приучает детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями. Помогает каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
  7. Осуществляет помощь воспитанникам в образовательной деятельности.
  8. Посещает занятия воспитателей и узких специалистов.
  9. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в детском саду.
  10. Проводит Дни здоровья.
  11. Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи детскому саду.
  12. Организует досуг, выполнение режима дня.
  13. Заполняет журнал, ведет табель посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
  14. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

2. Требования к уровню подготовки воспитателя

Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого.

Сперва необходимо окончить специализированные училища и высшие учебные заведения, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников.

3. Качества воспитателя

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

3.1. Критерии успешности воспитателя

Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе: Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе: Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием [2].

3.2. Личностные качества воспитателя

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.

Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.

Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.

Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.

Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.

Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

4. Трудоустройство педагога

Массовость и уникальность профессии. Надо сказать, что в эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию. Ведь мало того, что она достаточно тяжёлая — отработав смену, приходится, как и учителю, готовиться к следующему дню — писать конспекты занятий и готовить дидактические материалы, так ещё и заработная плата воспитателя оставляет желать лучшего.

В муниципальных детских садах она совсем невысокая, чуть выше минимальной. В частных же — может быть значительно выше — в два-три раза, но попасть туда даже высококвалифицированным профессионалам достаточно сложно. Вот и получается, что профессия воспитатель — героическая профессия.

Есть ещё один важный момент, о котором следует знать. Это регулярные методические проверки и всевозможные комиссии. Воспитателю не только необходимо быть хорошим детским психологом и организатором, но и чётко выполнять все методические указания, иногда даже вопреки собственному мнению. Прекрасная профессия воспитатель И всё же надо отдать должное — профессия воспитатель детского сада не только сложная, но и очень интересная.

Воспитатель работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 7:00 до 14:00, другой с 12:00 до 19:00 (в среду 1 смена с 7:00 до 15:00, 2 смена с 11:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро-вечер).

5. Перспективы и карьерный рост

Как такового карьерного роста работа воспитателем не предполагает. Существует возможность претендовать сначала на должность старшего воспитателя, дальше на заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, ну и в конце на заведующего дошкольного учреждения, однако, для этого требуется большой опыт работы. Особенно предприимчивые люди могут попробовать открыть частный детский сад или другое образовательное учреждение для детей дошкольного возраста.

6. Формы оплаты труда

Повременная оплата (оклад), согласно единой тарифной сетке, существует в государственных образовательных бюджетных учреждениях.
В частных школах, лицеях на договорной основе работа оплачивается согласно договору, выплачиваются премиальные и бонусы.

Средняя зарплата воспитателя в детском саду около 25 тысяч рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитатель детского сада занимается организацией всестороннего развития ребёнка, уделяя внимание в равной мере физической, психологической и нравственной стороне становления личности. Подготавливая детей к школе, воспитатель стремится заложить элементарные навыки и умения писать, считать, рисовать, петь. Именно в этом возрасте важной задачей воспитателя детского сада становится умение разглядеть скрытые таланты ребёнка и сообщить о них родителям.

Воспитатель ДОУ – одна из массовых современных педагогических профессий. Функция современного педагога — помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социальной ситуации современного общества. Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога. Сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях – одна из важнейших для общества, чтобы в ДОУ осуществлялся полноценный воспитательно-образовательный процесс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Основные задачи и содержание работы воспитателя [электронный  ресурс]  http://alma-mater-spb.ru
  2. Какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ? [электронный  ресурс]  http://paidagogos.com/?p=8049
  3. Воспитатель детского сада [электронный  ресурс] http://мой-ориентир.рф
  4. Воспитатель детского сада: плюсы и минусы работы [электронный  ресурс]   http://work-place.net/?p=70
  5. Коллективный договор МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» на 2015-2018 г. [текст]   
  6. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. – М. : Просвещение, 2006.
  7. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [текст]
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [текст]   
  9. Воспитатель детского сада [электронный ресурс] http://profigrama.ru

13.10.2019

Профессиограмма воспитателя

Сосновских Диана Сергеевна

Профессиограмма воспитателя представляет собой описание системы признаков, характеризующих данную профессию и включает в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику. Профессиограмма включает перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должен соответствовать воспитатель. Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:
• В чем суть данной профессии?
• Чем конкретно занимается сотрудник?
• В каких условиях происходит труд?
• Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
• Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
• Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
• На какие заработки можно рассчитывать?
• Каковы возможности для карьерного роста?

Оценить★★★★★

6237

Содержимое разработки

Итоговая выпускная работа

Профессиограмма воспитателя

МБДОУ детский сад №184

(наименование образовательной организации)

Выполнил:

Сосновских Д.С.

________________________ 28.04.19

подпись дата

Екатеринбург

2019 г.

Введение…………………………………………………………………..………..3

Глава 1. Общая характеристика профессии………………………………………5

Глава 2. Должностные обязанности воспитателя……………..…………….……6

Глава 3. Условия труда…………………….………………………………………8

Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя..…….………….……10

Глава 5. Способности для успешного овладения профессией ……………….11

Глава 6. Востребованность профессии………………………………….………12

Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя ………………………….……13

Глава 8. Карьерный рост…………………………………………..……….……14

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы и источников………………………………………………16

Содержание

Введение

В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах [5].

Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности [7].

Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом [10, 174с].

Объект исследования — профессиональная деятельность воспитателя детского сада.

Предмет исследования — профессиограмма воспитателя детского сада.

Целью данной работы является составление профессиограммы на примере профессии воспитателя детского сада.

Исходя из поставленной цели поставлены и раскрыты следующие задачи:

Рассмотреть общую характеристику профессии.

Изучить должностные обязанности воспитателя.

Описать условия труда.

Обосновать требования к уровню подготовки воспитателя.

Рассмотреть способности для успешного овладения профессией.

Выяснить востребованность профессии.

Изучить среднюю заработную плату и карьерный рост воспитателя.

Методологической и теоретической основой для работы послужили труды Блонского, П.П., Козловой, С.А., Куликовой Т.А., которые активно занимались изучением вопросов профессиограммы.

Глава 1. Общая характеристика профессии

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Воспитатель знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе, организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня, несет ответственность за жизнь и здоровье детей [14, 455с].

Воспитатель детей дошкольного возраста должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности [11, 144с].

Глава 2. Должностные обязанности воспитателя

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Воспитатель детей дошкольного возраста содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника, способствует развитию общения, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников. Воспитатель работает в тесном контакте с другими педагогами, педагогом-психологом, другими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса [1].

Отсюда следуюттрудовые функции воспитателя детей дошкольного возраста:

Общепедагогическая функция. Обучение

Воспитательная деятельность

Развивающая деятельность.

Трудовые функции — содержание объективных факторов труда как отражение требуемого от человека опыта, необходимого для их выполнения. Трудовые функции задаются условиями труда, предметом труда [1].

Глава 3. Условия труда

Воспитание наших детей первостепенная задача общества. Родители с малолетства закладывают в детей некий уровень мировоззрения, мировосприятия. При этом необходимо отметить и работников дошкольных учреждений, которые ежедневно, профессионально, работают над воспитанием личности будущего члена общества.Педагог передает ребенку знания, воспитатель – развивает умения. Чтобы развить ребенка в правильном направлении, нужно найти к нему индивидуальный подход, в этом огромная заслуга принадлежит воспитателям именно поэтому нужно особо отметить организацию труда воспитателя[9]. Наши дошкольные учреждения всегда привлекали к себе большое внимание со стороны надзорных органов. Ибо эта ответственная область, и работа в ней должна быть организована очень слаженно, и, самое важное, безопасно как для детей так и для самих работников [1].

Организация труда воспитателя в случае отсутствии соответствия государственными нормативам в области труда пересекается с незащищенностью условий пребывания в детском саду, наших детей. Воспитатели тоже люди, только работа у них более ответственная и любое несовершенство организации их труда, отрицательно отражается на самочувствии и здоровье воспитанников. Одной из лучших форм охраны труда на рабочем месте воспитателя детского сада сегодня является проведение аттестации рабочих мест или специальная оценка условий труда. Ее цель — определить влияние негативных факторов в рабочей среде и устранить их. При проведении специальной оценки условий труда идет оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности и обеспеченности СИЗ [1].

При оценке гигиенических условий труда определяется допустимость влияния факторов рабочей среды в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05. К негативным факторам, которые могут быть на рабочем месте воспитателя, можно отнести: физические факторы и напряженность условий труда. Средифизическихвыделяют:

Микроклимат (повышенная или пониженная температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха рабочей зоны).

Недостаточная освещенность.

Вибрация.

Шум.

Излучение [8].

Труд воспитателя работа нервная, поэтому класс условий труда при оценке тяжести и напряженности труда, чаще всего бывает вредным. В течение рабочего дня воспитателям приходится испытывать физические, сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные нагрузки при работе с детьми. Отдельных требований к СИЗ воспитателей нет. Единственным СИЗ является халат или иной специальный костюм и сменная обувь (СанПиН 2.4.1.2660-10). Если условия труда на рабочем месте при специальной оценке условий труда признаются вредными, воспитателям детского сада устанавливаются компенсации в виде увеличенной оплаты труда, дополнительного отпуска или сокращенной рабочей недели (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870) [4].

Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо.  Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре [3].

Рассмотрим профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на уровне дошкольного образования:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ) [2].

Глава 5. Способности для успешного овладения профессией

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:

Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

Умение отслеживать динамику развития ребенка.

Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Умение проектировать психологически безопасную и комфортную среду [15, 128с].

Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе:

Коммуникабельность.

Грамотная устная и письменная речь.

Эмоциональный интеллект.

Уверенность в себе.

Стрессоустойчивость.

Организованность.

Умение мотивировать.

Креативность [18].

Глава 6. Востребованность профессии

Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам [13].

Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя

Воспитатель – профессия не только интересная, но и высокооплачиваемая! Средний оклад составляет 17500 рублей плюс стимулирующие выплаты каждый месяц.Особенно хороша материальная поддержка молодого специалиста. Согласно правилам программы господдержки, молодой специалист — это человек, только что закончивший педагогический колледж, или человек, пришедший устраиваться на работу через год (не позже!) после получения диплома.  Такие специалисты получают оклад наравне со стажистами (воспитателями, отработавшими от 10 лет и более) – 19000 рублей целых 3 года, после чего их зарплата немного падает, и они получают как обычные работники, не наработавшие стаж [1].

Заработная плата воспитателя всегда белая, никаких выплат «в конверте». Состоит она из оклада и стимулирующих выплат, и делится на аванс в размере 40% от оклада (7000 рублей фиксированно) и подрасчет (остаток подрасчета и стимуляция).  Стимулирующие выплаты в каждом месяце разные, самые высокие, обычно, начиная с сентября и до НГ, доходят до 6-8 т, соответственно и зарплата «чистыми» доходит до 25 т.

Отпуск у педагога 42 календарных дня, который еще можно дробить, уйдя на две недели зимой, и на месяц летом. Очень удобно. Наиболее выгодно брать отпуск в подрасчет, то есть, когда отпускные выплаты приходят вместе с зарплатой, тогда сумма выплаты может быть около 50000 рублей. Согласитесь, для региона, для женщины, работающей в теплом, чистом помещении с предоставлением бесплатного питания зарплата более чем хорошая! Самые маленькие стимулирующие выплаты всегда летом, так как летом самое большое количество отпускников.

Глава 8. Карьерный рост

Допустим, Вы прирожденный карьерист, и Вам показалось, что как-то вы засиделись в воспитателях, надо двигаться вверх. Карьерный рост у воспитателя тоже возможен! Это методист (старший воспитатель), заведующий детским садом или специалист ГОРОНО. Здесь есть одно «но»: педагог обязательно должен иметь высшее образование, по специальности «Дошкольная педагогика».

Заключение

Профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника [6, 76с]. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.

Список литературы и источников

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ivo.garant.ru/#/document/70535556/paragraph/1:1

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] /М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96с. (Правовая библиотека образования).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ivo.garant.ru/#/document/70810642/paragraph/1:0

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98151/#98151

Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 [Текст] // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – №7.

Абузярова, Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ [Текст] // Ребенок в детском саду. -М.: Просвещение,2009. – №6, 76с.

Блонский, П.П. Вопросы педагогики [Текст] / П.П. Блонский. — СПб.: Питер, 2009.

Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. — 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2008.

Выготский, Л.С. Воспитание детей [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Логос, 2010.

Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] — 12-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. -174с

Козлова, С.А. Теоретические и методические основы трудовой деятельности дошкольников: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования [Текст] / С.А.Козлова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 144с.

Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. ФГОС. [Текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 128 с.

Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// uchim-detey-truditsya_19127184.html

Пырьев, Е.А. Психология труда: учебное пособие [Текст] / Е.А.Пырьев. – М. – Берлин: Директ Медиа, 2016. – 455с.

Слепцова, И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие [Текст] / И. Ф. Слепцова. // Обруч. – №2. – 2015

Смирнова, Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. [Текст] //Дошкольное воспитание. — №4, 2010

Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 1982. – 270 с.

Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005.

17

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/375414-professiogramma-vospitatelja

Также вас может заинтересовать

  • Календарно-тематическое планирование по курсу «Моя математика» с учетом ФГТ
  • Календарно-тематическое планирование по курсу «Все по полочкам» с учетом ФГТ
  • Примерное перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
  • Развлечение по безопасности жизнедеятельности «Зайка в городе»
  • Постройка для инопланетянина

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования

«Гуманитарная академия»

Итоговая выпускная работа

слушателя программы профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика: педагогика и психология дошкольного образования»

Профессиограмма воспитателя

МБДОУ детский сад №184

(наименование образовательной организации)

Выполнил:

Сосновских Д.С.

________________________ 28.10.18

подпись дата

г. Екатеринбург

2018 г.

Введение…………………………………………………………………..………..3

Глава 1. Общая характеристика профессии………………………………………5

Глава 2. Должностные обязанности воспитателя……………..…………….……6

Глава 3. Условия труда…………………….………………………………………8

Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя..…….………….……10

Глава 5. Способности для успешного овладения профессией ……………….11

Глава 6. Востребованность профессии………………………………….………12

Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя ………………………….……13

Глава 8. Карьерный рост…………………………………………..……….……14

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы и источников………………………………………………16

Содержание

Введение

В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах [5].

Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности [7].

Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом [10, 174с].

Объект исследования — профессиональная деятельность воспитателя детского сада.

Предмет исследования — профессиограмма воспитателя детского сада.

Целью данной работы является составление профессиограммы на примере профессии воспитателя детского сада.

Исходя из поставленной цели поставлены и раскрыты следующие задачи:

  • Рассмотреть общую характеристику профессии.
  • Изучить должностные обязанности воспитателя.
  • Описать условия труда.
  • Обосновать требования к уровню подготовки воспитателя.
  • Рассмотреть способности для успешного овладения профессией.
  • Выяснить востребованность профессии.
  • Изучить среднюю заработную плату и карьерный рост воспитателя.

Методологической и теоретической основой для работы послужили труды Блонского, П.П., Козловой, С.А., Куликовой Т.А., которые активно занимались изучением вопросов профессиограммы.

Глава 1. Общая характеристика профессии

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Воспитатель знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе, организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня, несет ответственность за жизнь и здоровье детей [14, 455с].

Воспитатель детей дошкольного возраста должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику;основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности [11, 144с].

Глава 2. Должностные обязанности воспитателя

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Воспитатель детей дошкольного возраста содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника, способствует развитию общения, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников. Воспитатель работает в тесном контакте с другими педагогами, педагогом-психологом, другими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса [1].

Отсюда следуют трудовые функции воспитателя детей дошкольного возраста:

  • Общепедагогическая функция. Обучение
  • Воспитательная деятельность
  • Развивающая деятельность.

Трудовые функции — содержание объективных факторов труда как отражение требуемого от человека опыта, необходимого для их выполнения. Трудовые функции задаются условиями труда, предметом труда [1].

Глава 3. Условия труда

Воспитание наших детей первостепенная задача общества. Родители с малолетства закладывают в детей некий уровень мировоззрения, мировосприятия. При этом необходимо отметить и работников дошкольных учреждений, которые ежедневно, профессионально, работают над воспитанием личности будущего члена общества. Педагог передает ребенку знания, воспитатель – развивает умения. Чтобы развить ребенка в правильном направлении, нужно найти к нему индивидуальный подход, в этом огромная заслуга принадлежит воспитателям именно поэтому нужно особо отметить организацию труда воспитателя [9]. Наши дошкольные учреждения всегда привлекали к себе большое внимание со стороны надзорных органов. Ибо эта ответственная область, и работа в ней должна быть организована очень слаженно, и, самое важное, безопасно как для детей так и для самих работников [1].

Организация труда воспитателя в случае отсутствии соответствия государственными нормативам в области труда пересекается с незащищенностью условий пребывания в детском саду, наших детей. Воспитатели тоже люди, только работа у них более ответственная и любое несовершенство организации их труда, отрицательно отражается на самочувствии и здоровье воспитанников. Одной из лучших форм охраны труда на рабочем месте воспитателя детского сада сегодня является проведение аттестации рабочих мест или специальная оценка условий труда. Ее цель — определить влияние негативных факторов в рабочей среде и устранить их. При проведении специальной оценки условий труда идет оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности и обеспеченности СИЗ [1].

При оценке гигиенических условий труда определяется допустимость влияния факторов рабочей среды в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05. К негативным факторам, которые могут быть на рабочем месте воспитателя, можно отнести: физические факторы и напряженность условий труда. Среди физических выделяют:

  • Микроклимат (повышенная или пониженная температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха рабочей зоны).
  • Недостаточная освещенность.
  • Вибрация.
  • Шум.
  • Излучение [8].

Труд воспитателя работа нервная, поэтому класс условий труда при оценке тяжести и напряженности труда, чаще всего бывает вредным. В течение рабочего дня воспитателям приходится испытывать физические, сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные нагрузки при работе с детьми. Отдельных требований к СИЗ воспитателей нет. Единственным СИЗ является халат или иной специальный костюм и сменная обувь (СанПиН 2.4.1.2660-10). Если условия труда на рабочем месте при специальной оценке условий труда признаются вредными, воспитателям детского сада устанавливаются компенсации в виде увеличенной оплаты труда, дополнительного отпуска или сокращенной рабочей недели (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870) [4].

Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре [3].

Рассмотрим профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на уровне дошкольного образования:

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ) [2].

Глава 5. Способности для успешного овладения профессией

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:

  • Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
  • Умение отслеживать динамику развития ребенка.
  • Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
  • Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
  • Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
  • Умение проектировать психологически безопасную и комфортную среду [15, 128с].

Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе:

  • Коммуникабельность.
  • Грамотная устная и письменная речь.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Уверенность в себе.
  • Стрессоустойчивость.
  • Организованность.
  • Умение мотивировать.
  • Креативность [18].

Глава 6. Востребованность профессии

Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам [13].

Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя

Воспитатель – профессия не только интересная, но и высокооплачиваемая! Средний оклад составляет 17500 рублей плюс стимулирующие выплаты каждый месяц. Особенно хороша материальная поддержка молодого специалиста. Согласно правилам программы господдержки, молодой специалист — это человек, только что закончивший педагогический колледж, или человек, пришедший устраиваться на работу через год (не позже!) после получения диплома. Такие специалисты получают оклад наравне со стажистами (воспитателями, отработавшими от 10 лет и более) – 19000 рублей целых 3 года, после чего их зарплата немного падает, и они получают как обычные работники, не наработавшие стаж [1].

Заработная плата воспитателя всегда белая, никаких выплат «в конверте». Состоит она из оклада и стимулирующих выплат, и делится на аванс в размере 40% от оклада (7000 рублей фиксированно) и подрасчет (остаток подрасчета и стимуляция). Стимулирующие выплаты в каждом месяце разные, самые высокие, обычно, начиная с сентября и до НГ, доходят до 6-8 т, соответственно и зарплата «чистыми» доходит до 25 т.

Отпуск у педагога 42 календарных дня, который еще можно дробить, уйдя на две недели зимой, и на месяц летом. Очень удобно. Наиболее выгодно брать отпуск в подрасчет, то есть, когда отпускные выплаты приходят вместе с зарплатой, тогда сумма выплаты может быть около 50000 рублей. Согласитесь, для региона, для женщины, работающей в теплом, чистом помещении с предоставлением бесплатного питания зарплата более чем хорошая! Самые маленькие стимулирующие выплаты всегда летом, так как летом самое большое количество отпускников.

Глава 8. Карьерный рост

Допустим, Вы прирожденный карьерист, и Вам показалось, что как-то вы засиделись в воспитателях, надо двигаться вверх. Карьерный рост у воспитателя тоже возможен! Это методист (старший воспитатель), заведующий детским садом или специалист ГОРОНО. Здесь есть одно «но»: педагог обязательно должен иметь высшее образование, по специальности «Дошкольная педагогика».

Заключение

Профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника [6, 76с]. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.

Список литературы и источников

  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70535556/paragraph/1:1
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] /М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96с. (Правовая библиотека образования).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70810642/paragraph/1:0
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98151/#98151
  • Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 [Текст] // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – №7.
  • Абузярова, Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ [Текст] // Ребенок в детском саду. -М.: Просвещение,2009. – №6, 76с.
  • Блонский, П.П. Вопросы педагогики [Текст] / П.П. Блонский. — СПб.: Питер, 2009.
  • Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. — 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2008.
  • Выготский, Л.С. Воспитание детей [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Логос, 2010.
  • Козлова, С.А., Куликова, Т.А.Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] — 12-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. -174с
  • Козлова, С.А. Теоретические и методические основы трудовой деятельности дошкольников: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования [Текст] / С.А.Козлова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 144с.
  • Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. ФГОС. [Текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 128 с.
  • Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// uchim-detey-truditsya_19127184.html
  • Пырьев, Е.А. Психология труда: учебное пособие [Текст] / Е.А.Пырьев. – М. – Берлин: Директ Медиа, 2016. – 455с.
  • Слепцова, И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие [Текст] / И. Ф. Слепцова. // Обруч. – №2. – 2015
  • Смирнова, Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. [Текст] //Дошкольное воспитание. — №4, 2010
  • Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 1982. – 270 с.
  • Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24» г. Перми

Профессиограмма воспитателя ДОУ.

Автор:_Зильберг Елена Владимировна_

Должность: воспитатель

г. Пермь

2018 г

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..

3

Суть профессии…………………………………………………………………..

3

Содержание деятельности воспитателя детского сада…………………………

3

Требования к уровню подготовки работников…………………………………

4

Необходимые способности и качества…………………………………………

4

Особенности специальности и уровень оплаты труда…………………………

5

Условия труда…………………………………………………………………….

6

Вместо заключения………………………………………………………………

6

Список использованной литературы и источников……………………………

7

ПРОФЕССИОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

И. Гёте

Введение

Данное высказывание немецкого мыслителя я не зря выбрала эпиграфом к своей работе, в связи с тем, что считаю его наиболее точно отражающим важность работы воспитателя. Воспитатель- это не только человек, который планирует и осуществляет воспитательно-образовательнуюработу с детьми в соответствии с Программой, это, прежде всего человек, который обладает высокими моральными принципами, компетентностью и, конечно же, большой любви к своему делу и детям. Работа воспитателя с ребёнком во всем ориентирована на формирование нового гражданина того или иного государства — всесторонне развитой личности. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к самому себе, к труду и к обществу в целом, закладывая тем самым прочный фундамент для дальнейшего развития маленького человека.

Суть профессии

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет очень актуальной. Ведь все, что с самого раннего детства закладывалось в головы детей, потом дает свои плоды, а они могут быть как хорошими, так и не очень.

Суть профессии «воспитатель» заключается в том, что это первый человек, который вводит ребенка в социум, дает первоначальные знания, понятия, умения, которые в дальнейшем помогут малышу ориентироваться в новой для него среде.

Содержание деятельности воспитателя детского сада

Воспитатель занимается всесторонним образованием детей — воспитанием, развитием, обучением. Согласно планам, проводятся различные занятия по развитию речи, рисованию, лепке, физической культуре (утренняя зарядка, ленивая гимнастика, комплексы спортивных упражнений), природоведение и прочие занятия, предусмотренные Программой.

Немаловажным является то, что воспитатель целиком и полностью отвечает за жизнь и здоровье ребенка с момента его привода родителями в детский сад до забора его из него.

Кроме того необходимо тесно контактировать с родителями воспитанников: проводить беседы, родительские собрания, консультировать в вопросах воспитания и развития, приобщать к коллективной деятельности.

Для систематизации и контроля рабочего процесса воспитатель занимается отчетной документацией по организации образовательной деятельности, составляет планы и разрабатывает занятия согласно ФГОС.

Требования к уровню подготовки работников

Чтобы работать воспитателем мало рвения к работе и безграничной любви к детям, необходима специальная подготовка — педагогическое образование, получить его можно в педагогических колледжах, педагогических или гуманитарных ВУЗах. Воспитатель должен обладать знаниями во многих сферах, прежде всего это методики обучения и развития детей, содержание и принципы организации дошкольного образования, педагогики, психологии, а так же иметь представления об основах жизнедеятельности, оказании первой медицинской помощи. Кроме того, воспитателю необходимо пройти соответствующее медицинское освидетельствование, а так же предоставить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования и это вполне целесообразно и обоснованно, поскольку направлено на обеспечение дополнительной защиты детей.

Необходимые способности и качества

Для успешного овладения профессией воспитателя необходимо обладать рядом важных качеств, так как работа с детьми подразумевает под собой создание условий для гармоничного развития личности. Ответственность, тактичность, внимательность, отзывчивость, высокие коммуникативные способности, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, компетентность, контроль своего поведения и эмоций, мобильность, гибкость, эрудированность, оптимизм, позитивное отношение к окружающим, колоссальная стрессоустойчивость, общественная и социальная активность, четкая гражданская позиция, общая развитая духовная культура, умение управлять детским коллективом, а так же организовывать его, творческий подход во всех видах деятельности, постоянная потребность в сомосовершенствовании, трезвый самоанализ и анализ своей педагогической деятельности и конечно же любовь и уважение к личности ребенка- вот далеко не полный список качеств, которыми должен обладать воспитатель. Без них выполнение прямых должностных обязанностей станет просто невозможным.

Профессия «воспитатель»- это профессия, в которой нет места психически нестабильным и непрофессиональным людям, ведь с детьми нужно вести себя максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем случае не покалечить подвижную психику ребенка, что может привести к сложным психологическим травмам.

Особенности специальности и уровень оплаты труда

В эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию. Скорее всего, это связано с тем, что данная работа дает очень сильную психофизическую нагрузку, обусловленную постоянным нахождением в детском коллективе, постоянное эмоционально напряжение «под грузом ответственности» за жизнь и здоровье детей, а так же комиссиями и проверками. Одним из факторов также является оплата труда, которая зависит от стажа, образования, квалификационной категории и прочих параметров. Кроме того возможности карьерного роста очень малы, как правило увеличение дохода происходит из-за повышения уровня образования, накопления педагогического опыта, аттестация на одну из категорий, ведение дополнительных кружков. Не исключен шанс когда- либо получить должность заведующего детским садом, либо стать чиновником органов управления образованием. Средняя зарплата воспитателя в Пермском крае составляет ориентировочно 18000 рублей1. Спрос на вакансию воспитатель дошкольного образования на рынке труда имеется, по данным сайта www.centeryf.ru2, профессия «педагог» входит в ТОП-5 наиболее востребованных профессий, так как требует высокой стрессоустойчивости, развитых коммуникативных навыков и эмпатии, кроме того такая «женская» профессия предоставляет такие преимущества как сменный график и частичная занятость, что упрощает совмещение профессиональных и семейных обязанностей.

Условия труда

К слову, об организации рабочего времени и условиях труда. Свою деятельность воспитатель осуществляет в помещениях детского сада, в таких как: группа, музыкальный/спортивный зал, а так же на открытых оборудованных площадках, предназначенных для прогулок. По согласованию возможны выезды на экскурсии, спортивные и иные мероприятия проходящие вне детского сада. Работа группы организована в две смены, первая с 07-00 до 14-30, вторая с 11-30 до 19-00, на группе работает два воспитателя, которые меняют друг друга, как правило, смены чередуются каждый день (сегодня- утро, завтра- вечер). В соответствии с законодательством РФ предоставляется социальный пакет (ежегодный оплачиваемый отпуск 42 календарных дня, оплачиваемые больничные листы, а так же отпуск студентам, обучающимся по специализации и т.д).

Вместо заключения

Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что воспитатель- это не просто рядовая профессия, и ее, безусловно, нельзя недооценивать, именно в его руках будущее подрастающих поколений, ведь именно он аккумулирует и дает знания о постоянно меняющемся мире маленьким «почемучкам», которые готовы учиться и познавать все, что их окружает.

Список использованной литературы и источников:

Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. – М. : Просвещение, 2006.

Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) ».

http://psy.bobrodobro.ru/28756

http://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1658

http://centeryf.ru/data/Kadroviku/vostrebovannyeprofessrudav-2018-godu.php

http://obrazovanie66.ru/prof/vospitatel-detskogo-sada/

https://burmontag.ru/what-is-the-sector-of-the-educator-history-of-the-profession.html

1 По данным https://permskaya-oblast.trud.com/salary/67474/3526.html

2 http://center-yf.ru/data/Kadroviku/rynok-truda-2018.php

8

Профессиограмма воспитателя детского сада

Posted On 14.01.2018

Содержание

  • ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА
  • Профессиограмма Воспитатель детского сада
  • Итоговая работа «Профессиограмма воспитателя»

ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА

1. Общая характеристика профессии

     Содержание деятельности

     Организует и проводит работу по  физическому,  умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

     Обучает навыкам устного счета,  узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность,  самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства,  этическими и эстетическими нормами  и правилами.

     Прививает им навыки общения,  развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).

     Способствует укреплению здоровья путем  закаливания,  физических упражнений,  следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха.

     Обеспечивает соблюдение  санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены.

     Следит за своевременным и качественным питанием детей,  поведением во время приема пищи.

     Приобщает детей  к труду,  привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков,  обедов и ужинов,  оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

     Консультирует родителей по вопросам обучения  и  воспитания детей, укрепления их здоровья.

     Воспитатель несет большую ответственность за жизнь  и  здоровье детей. Выдерживает большие физические и эмоциональные нагрузки.

     Работает в помещении и на воздухе, в одну смену.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

     Общительность,  отзывчивость,  тактичность,  наблюдательность и внимательность, ответственность, склонность к работе с детьми, хорошая  образная память,  наглядно-действенный тип мышления.

     Необходимы высокая общая культура,  правильная, грамотная и внятная речь, умение контролировать свое поведение.

3. Медицинские противопоказания

     Работа не рекомендуется людям,  страдающим:

  • нервно-психическими заболеваниями,
  • заболеваниями  сердечно-сосудистой  и дыхательной систем,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • органов зрения и слуха (устойчивые нарушения зрения и слуха),
  • хроническими инфекционными и кожно-венерическими  заболеваниями;
  • людям,  являющимся бактерио-  и вирусоносителями,  а также имеющим вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).

4. Требования к профессиональной подготовке

     Знания дошкольной педагогики и психологии,  основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы,  навыки проведения занятий по  физической  культуре.

Желателен  опыт ухода за маленькими детьми (братьями,  сестрами, собственным ребенком).

5.Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

     Возможно создание частного детского дома,  работа в частных домах в качестве гувернера, а также на дому с группой приходящих детей.

6.Родственные профессии (специальности)

     Воспитатель в детских домах и общежитиях,  инспектор по работе с трудными подростками, учитель младших классов в школе.

Профессиограмма
Воспитатель детского сада

Воспитатель занимается образованием ребенка.

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки.

Итоговая работа «Профессиограмма воспитателя»

Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро—вечер). Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах.

Специальность можно получить в педагогическом колледже, училище, вузе. Обычно за время учебы человек осваивает не только профессию воспитателя, но и одну дополнительную специализацию на выбор: руководителя изобразительной деятельности, физического воспитания, логопеда, детского психолога, преподавателя английского языка для дошкольников и т. д.

Воспитатель должен иметь знания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их познавательную деятельность.

Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужны общая культура. и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.

Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения. Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные кожно-венерические заболевания, вредные привычки.

Спрос на воспитателей на рынке труда в целом имеется, хотя в некоторых   регионах России трудоустройство может вызывать сложности (это напрямую зависит от демографической ситуации — воспитатели требуются там, где рождается много детей). Зарплата у начинающих работников небольшая, зависит от имеющегося образования (высшее или среднее специальное), стажа работы, дополнительных профессиональных навыков (скажем, умения преподавать детям иностранные языки). По мере накопления опыта работы и повышения профессионального статуса возрастает и доход, однако он все равно, за редкими исключениями, ниже средней платы в промышленности.

Возможности для карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице.

Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом или стать чиновником органов управления образованием. Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр (такой бизнес к высокодоходному не относится, зато обеспечивает стабильность).

Профессиограммы, похожие на «Воспитатель детского сада»:
Учитель

Метки:
няня, школа

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину тормозного пути автомобиля
  • Новое звучание как найти
  • Как составить wish лист
  • Если потерял эпл вотч как найти
  • Картинку как найти хорошего мужа