Как составить прогноз развития региона

  1. Методы регионального прогнозирования развития территорий

Развитие регионов обычно прогнозируется
в нескольких вариантах, которые отражают
разные траектории будущего развития
территориально-общественных систем и
их подсистем.

Важной формой проведения
региональной политики является
прогнозирование и планирование. Основная
цель регионального прогнозирования

и планирования – обоснование
направлений и перспектив развития
региона для выработки экономической и
социальной политики и принятия
соответствующих управленческих решений.

Прогнозирование
регионального развития

– это предвидение социально-экономической
ситуации в регионе на перспективу с
учетом существующих показателей,
динамики их изменения и возможных
«возмущающих» воздействий.

В отличие от прогнозирования
планирование регионального развития
предполагает не просто пассивное
предвидение развития ситуации в
регионе, но и активное воздействие на
нее посредством принятия и реализации
соответствующих управленческих решений
с целью достижения желаемого (планируемого)
состояния. Таким образом, планирование
развития регионов – это моделирование
будущего социально-экономического
состояния регионов с учетом как
независящих от субъектов управления
внешних факторов, так и принимаемых ими
управленческих решений.

Траекторию развития или будущее
состояние региона в целом и отдельных
экономических объектов в частности
определяют с помощью следующих методов:

а) программно-целевой
метод
, предусматривающий
возможность составления и реализации
проблемных и комплексных целевых
региональных программ. В основе проблемных
региональных программ лежат узловые
вопросы, определяющие уровень и тенденции
развития в будущем той или иной конкретной
стороны регионального хозяйственного
комплекса Под комплексными региональными
программами подразумеваются такие
программы, которые нацелены на
сбалансированное развитие региона 
по целому ряду показателей-индикаторов
с целью наиболее полного удовлетворения
основных материальных и культурных
потребностей населения региона

б) балансовый
метод планирования
,
основанный на системе территориальных
балансов. Посредством балансового
метода обеспечивается увязка ресурсов
и потребностей, соизмерение затрат и
результатов производства, сбалансированность
между наличием и необходимостью
материальных, энергетических, финансовых
и трудовых ресурсов с учетом межрегиональных
связей. При этом наиболее перспективным
направлением считается применение
натурально-стоимостной схемы межотраслевого
баланса (МОБ), учитывающей наличие
региональных межотраслевых связей,
взаимное сотрудничество сопряженных
отраслей, доли отраслей и конкретных
продуктов во взаимном продуктообмене;

в) нормативный
метод
, основанный на
активном применении в качестве
целеориентирующих факторов
дифференцированных норм и нормативов;

г) метод
экстраполяции
,
учитывающий динамику прогнозируемых
и планируемых индикаторов, а также
возможные тенденции их вариации;

д) метод
экспертных оценок
,
связанный с опросами специалистов,
имеющих значительный опыт работы в
данной сфере;

е) методы
экономико-математического моделирования
,
предусматривающие разработку
формализованных моделей, подстановка
в которые числовых значений, характерных
для будущих периодов, дает возможность
вычислить другие параметры для этих же
периодов.

Прогнозирование и планирование развития
регионов является важной формой
государственного регулирования
экономического развития региона. К
инструментам такого регулирования
относятся методы ориентирующего
характера и активного воздействия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

УДК 332.122

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Бельченко Марина Арнольдовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры экономики таможенного дела, к.э.н., e-mail: marina-spb-et@yandex.ru

Оборина Ирина Владимировна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, магистрант экономического факультета, e-mail: zoborina@yandex.ru

В статье рассмотрены цели и задачи прогнозирования развития округов и субъектов Российской Федерации, а также некоторые методические особенности построения исследования: общие и специфические законы и принципы прогнозирования, этапы составления прогноза. Процесс влияния специфических факторов на особенности формирования прогноза авторы анализируют на примере Северо-Западного федерального округа (СЗФО)

Ключевые слова: социально-экономическое прогнозирование; методология прогнозирования; региональный прогноз; стратегическое планирование; проблемные факторы формирования прогноза; приоритетные направления развития Северо-Западного федерального округа

SOME FEATURES OF THE GUIDELINES FOR THE PROJECTION OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS

Belchenko Marina A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Economics and Customs, PhD, e-mail: marina-spb-et@yandex.ru

Oborina Irina V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Master’s Degree Student of Economics Faculty, e-mail: zoborina@yandex.ru

In the article there are considered the goals and objectives of forecasting development of districts and regions of the Russian Federation, as well as some methodical features of the research: general and specific laws and principles of forecasting, stages of forecasting. It is analyzed the influence of specific factors on the features of the guidelines for the projection on the example of the North-West Federal District (NWFD)

Keywords: socio-economic forecasting; methodology of forecasting; regional forecast; strategic planning; problem factors of forecast; priorities for the development of the North-Western Federal District

> *

H

А

>

er X

E

hi

Я О

Е

е

п о

Cd

Е

М hi X X О S« Э

Н

X

И

S *

S

Для цитирования: Бельченко М.А., Оборина И.В. Особенности формирования методики прогноза социально-экономического развития регионов России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 35-39.

Прогнозирование социально-экономического развития региона — индикативная основа для определения приоритетов такого развития, формирования стратегии и программ, установления инструментов и механизмов их реализации.

Прогноз социально-экономического развития региона состоит из комплексного прогноза и частных прогнозов отдельных отраслей и сфер. На всех уров-няхразработкикомплексногодинамическогопрогноза социально-экономического развития — федеральном, региональном, муниципальном — необходимо строить исследование на базе общих законов методологии прогнозирования с соблюдением главных принципов. В соответствии с законом системности, согласно которому анализируется взаимосвязь совокупности сложно направленных внутренних и внешних факторов, принцип системности (по содержанию не соответствующий закону) предполагает синтез всех компонентов системы. В качестве объекта прогноза регион как система — это совокупность следующих тесно взаимосвязанных макроподсистем [1]:

— инфраструктура обеспечения жизнедеятельности региона;

— отрасли производственной сферы (кроме АПК), формирующие валовой региональный продукт (ВРП);

— агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, природные ресурсы;

— социальная сфера;

— финансово-экономическая сфера;

— федеральные, региональные, муниципальные органы власти в регионе (управленческий сектор).

В свою очередь, макроподсистемы включают от 4 до 8 подсистем, которые выделяют по принадлежности к отрасли экономики (промышленность, образование, транспорт, связь) или по предмету управления (персонал, финансы, инвестиции). Необходимость эффективного использования имеющихся и потенциальных ресурсов региона находит свое отражение в законе экономической целесообразности в соответствии с принципом государственного регулирования — прогнозные расчеты должны рассматривать реальные возможности государства. Закон композиции, предполагающий, с одной стороны, детальный подход к прогнозу, с другой — исключающий из рассмотрения «неосновные, непринципиальные, второстепенные» элементы и факторы, строится на принципе

согласованности, предполагающем взаимосвязь и со-подчиненность, то есть соблюдение строгой иерархии. Среди основных могут быть выделены следующие группы факторов:

— внешние факторы (выявляемые в результате 8ТЕР-анализа);

— внутренняя среда региона (Б’ЭДОТ-анализ);

— стадии жизненного цикла региона (зрелый, зарождающийся, быстрорастущий, стагнирующий);

— конкурентная позиция региона («лидер», «вторая роль», «быстроразвивающийся», «слабый», «бесперспективный»).

Принцип последовательности и непрерывности аналитических расчетов и принцип развития производственных отношений соответствуют закону онтогенеза, в соответствии с которым системам свойственны определенные прогнозируемые и регулируемые циклы, приобретающие предсказуемый характер и поддающиеся планированию. Здесь принцип развития определяет необходимость учета качественных изменений на прогнозируемом горизонте социально-экономического развития. Принцип последовательности увязывает оперативные, текущие, кратко-, средне-и долгосрочные экономические прогнозы и позволяет на основе непрерывности прогнозного анализа своевременно выявлять отклонения от планируемых ориентиров и, соответственно, вносить коррективы. Долгосрочный региональный прогноз, имеющий, как правило, десятилетний горизонт, тем не менее, разрабатывается один раз в пять лет. Среднесрочный (прогнозируемый период 3-5 лет) корректируется ежегодно. В ежегодный (краткосрочный) прогноз поправки должны вноситься оперативно. Коррективы эти выстраиваются по принципу адекватности соответствующих изменений в контролируемые государством факторы и условия с учетом принципа сбалансированности параметров элементов и системы в целом, тем более что прогнозы носят рекомендательный характер (принцип индикативности) и имеют несколько сценариев (принцип вариантности). Поскольку каждому субъекту территориальной социально-экономической системы присущи индивидуальные особенности и разный уровень реакции на факторы влияния, согласно принципу индивидуальности эти особенности должны учитываться в расчетах.

На наш взгляд, цель составления экономического прогноза для региона заключается не в «обосновании планов социального и экономического развития региона на основе постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения и выбора рациональных вариантов, исходя из имеющихся ресурсов» [1], но в выявлении возможных вариантов развития социально-экономических условий, вариантов, служащих базой для обоснования организационно-экономических мер плана (стратегии) развития территории. С одной стороны, связанный с индикативным планированием прогноз может являться предлагаемым вариантом действий для достижения желательного состояния, рациональных пропорций системы и/или отдельных ее элементов

(«телеологический прогноз», «нормативный прогноз»). В этом случае прогнозы предшествуют составлению концепций, стратегий, программ и планов развития регионов, являясь предварительным этапом их разработки. С другой стороны, прогноз, являющийся своеобразным инструментом контроля за исполнением намеченных индикаторов развития, можно рассматривать в качестве «предупреждения» о возможных направлениях такого развития, позволяющего корректировать меры государственного воздействия, в свою очередь, корректирующие социально-экономическую политику («генетический прогноз»). На основе синтеза нормативного и поискового методов прогнозирования выстраивается программно-целевое прогнозирование. Прогнозирование позволяет определить границы целей социально-экономического развития региона на основе предложенных альтернативных путей их достижения. Таким образом, прогнозирование как научное предвидение основывается «либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов» [2].

Существует несколько подходов к классификации значительного количества видов прогнозов. В частности, по признаку, лежащему в основе классификации, А.В. Самаруха выделяет 13 групп, включающих 59 видов прогнозов [3, с. 173-174].

Задачами, соответствующими цели прогноза, могут быть признаны следующие:

— выявление факторов влияния на динамику и направление социально-экономического развития;

— анализ влияния факторов на различных горизонтах планирования;

— установление границ риска, связанного как с внутренними, так и внешними факторами;

— выявление используемых и потенциальных ресурсов (и «антиресурсов») развития;

— оценка уровня эффективности использования ресурсов;

— определение специфических проблем внутреннего и внешнего генезиса;

— моделирование на основе многовариантного подхода путей развития отдельных элементов и всей системы с учетом динамики факторов и реакции субъектов региона;

— сопряжение сценариев развития территории с положениями социально-экономических программ более высокого уровня;

— оценка уровня вероятности возникновения и последствий развития возможных сценариев (пессимистичных, оптимистичных, реалистичных, оптимальных) с пониманием, «что с доминирующей вероятностью не будет реализован ни один из … сценариев, но при любом возможном развитии реальных процессов фактическая траектория будет проходить между этими . направлениями» [4, с. 99].

Сам региональный прогноз рассматривают как системный анализ, включающий ряд этапов [5]:

Постановка цели.

1) Определение задач исследования.

2) Установление временных горизонтов.

3) Выбор методов прогнозирования, построение «дерева целей» и «дерева ресурсов».

4) Сбор и систематизация информации о регионе.

5) Синтез секторальных прогнозов (ресурсы, демография, инфраструктура, отрасли хозяйства и тому подобное).

6) Формирование основных параметров прогноза.

7) Построение предварительного прогноза.

8) Экспертная оценка и составление окончательного варианта.

«Под прогнозированием экономического развития региона понимается предвидение будущего состояния экономики, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих» [6]. Собственно прогнозирование не «определяет направления развития региона», а предоставляет базисную информацию для стратегического планирования, в соответствии с которым формируются стратегические планы и программы регионального развития. «Стратегическое планирование — это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития» [1].

Так, например, в качестве главной цели стратегического планирования развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г. определено «устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества» [7, с. 241]. Существует ряд проблем, осложняющих формирование прогноза социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа. Нельзя не учитывать, что СЗФО на экономической карте России фактически представлен двумя экономическими районами: Северо-Западным и Северным. С учетом наличия еще и Калининградского полуэксклава необходимо отметить разнородность и «контрастность» социально-экономических характеристик, задач и проблем развития отдельных частей региона. В связи с этим трудно согласиться с положением о том, что «территория Северо-Запада представляет собой социально-экономическое пространство, являющееся общностью природно-экономических, демографических, геополитических и иных условий» [8, с. 6]. Всего в округе располагается 159 муниципальных районов, 40 городских округов и 1 497 муниципальных образований

поселенческого уровня [8, с. 6], слагающих значитель-нуюрегиональнуюасимметриювуровняхсоциально-э-кономического развития субъектов. Каждый из одиннадцати субъектов федерации, входящих в СЗФО, может быть отнесен к одному из четырех типов, различающихся системой расселения и размещения производств, особенностями инфраструктуры и освоения территории [9]. Первый тип территорий включает Вологодскую, Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области. Во втором — Архангельская, Мурманская области, республики Карелия и Коми, а также Ненецкий автономный округ. В составе территории третьего типа один город — Санкт-Петербург; четвертый тип представлен Калининградской областью.

Разрабатываемые до сих пор проекты развития строились на прогнозных исследованиях в рамках административных границ (субъектов Федерации или даже муниципальных образований). Вместе с тем корпоративные и ведомственные интересы резко ограничивали достоверность прогнозов, не считаясь с этими границами. В условиях ярко выраженной «мо-заичности» Северо-Запада прогнозы социально-экономического развития региона указывают на возможность небезопасной избирательной модернизации пока еще не сложившегося единого комплекса.

При составлении прогноза эволюции СевероЗападного федерального округа необходимо учесть характер и степень влияния негативных сторон существующих условий, в которых формируется современное состояние и потенциал развития региона. В то же время прогноз предполагает обозначение потенциальных проблем и угроз стабильного развития округа. Среди факторов сдерживающего воздействия и ограничения развития, в частности, можно выделить следующие.

Производственный потенциал представлен фондами, основная часть которых изношена и морально устарела: необходимо обновление производственного потенциала на новой научно-технической основе. Кроме того, требуется снижение удельного веса ТЭК, сырьевого сектора и предприятий военно-промышленного комплекса в валовом региональном продукте за счет опережающего роста сферы услуг и высокотехнологичных отраслей гражданского сектора.

Актуальны вопросы демографического потенциала и трудовых ресурсов: сокращение доли лиц трудоспособного возраста и численности представителей рабочих и инженерно-технических профессий; сокращение сельского и сельскохозяйственного населения; недостаточный уровень контроля за иммиграционными потоками. В сфере природ-но-ресурсного потенциала — усиленная антропогенная нагрузка на экосистемы округа в условиях замедленного естественного воспроизводства природной среды; необходимость значительных мероприятий по восстановлению и более эффективному использованию сельхозугодий и лесных ресурсов; минимизация административных барьеров и снижение стоимости освоения земельных участков для реализации

инвестиционных проектов и развития инфраструктуры; организация социально-экономических процессов на территориях, практически не пригодных для ведения хозяйственной деятельности. Инфраструктурный потенциал, уровень насыщенности которым выше среднероссийского, отличается крайне неравномерным размещением по территории округа. Проблемой социальной обустроенности является чрезмерная концентрация социальных объектов в крупных населенных пунктах. На большей части территории региона соответствующие показатели существенно уступают среднероссийским. В аспекте сохранения и развития культурно-исторического потенциала необходимо решение проблемы защиты исторических центров, памятников архитектуры от нерегулируемого нового строительства. Среди геополитических и геоэкономических проблем: полуэксклавное положение Калининградской области; освоение континентального шельфа и Арктической зоны Российской Федерации, в том числе и развитие Северного морского пути; недостаточный уровень развития международных транспортных коридоров, проходящих по территории СЗФО; активизация военно-политической деятельности зарубежных стран (блоков) у северо-западных границ Российской Федерации.

Как отмечалось выше, на региональном уровне прогноз необходимо строить на базе общих законов методологии прогнозирования с соблюдением общих главных принципов. Кроме того, разработка прогнозных исследований вариантов развития СЗФО должна опираться на специфические взаимодополняемые принципы, имеющие первостепенное значение для формирования единого комплекса на этой территории. В составе функциональной структуры социально-экономического комплекса округа находятся следующие группы хозяйствующих субъектов: отрасли и комплексы международной специализации; отрасли и комплексы внутрироссийской специализации; хозяйство, ориентированное на локальные рынки, формирующиеся в рамках субъектов РФ и межрегионального обмена. В связи с этим, согласно принципу синергии (комплементарной эффективности), неэффективные с локальной точки зрения, но имеющие стратегическое значение для Северо-Запада проекты, должны быть поддержаны на уровне СЗФО, «чтобы обеспечить существенный рост общей, а через это — и локальной экономической эффективности» [9]. В соответствии с принципом системной инновации уровень и эффективность воздействия определяется не масштабами проектов, а системным воздействием на комплекс социально-экономических процессов, протекающих на Северо-Западе. Вместе с тем эти проекты должны быть очерчены реальными временными рамками и обеспечены точно рассчитанными ресурсами (принцип реалистичности проектов), а также согласованы с другими проектами в аспектах взаимодополняемости, исключения дублирования и отсутствия негативного влияния (принцип мобилизации и мультипликативности; принцип сочлененности и синхронизации проектов).

Для СЗФО в прогнозировании весьма актуален учет принципа трансграничности проектов. И не только из-за недопустимости построения прогнозных исследований лишь в рамках административных границ, но и по причине геоэкономического положения региона. Активная экономическая позиция при формировании прогнозов предусматривает «вынос границы» проектов за пределы и административных, и даже государственных границ.

Среди приоритетных направлений развития Северо-Западного макрорегиона, которые должны быть учтены при составлении общего социально-экономического прогноза в рамках базового (целевого) развития ситуации, можно выделить следующие [7, 8, 9]:

— освоение районов Крайнего Севера в процессе реализации Стратегии развития Арктической зоны (площадь примыкающей к Северо-Западному федеральному округу Арктической зоны — 1,5 млн кв. км);

— модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики всего СЗФО и отдельных входящих в него субъектов РФ [8, с. 15];

— мегапроект энергопользования и сокращения энергоемкости экономики федерального округа;

— развитие внешнеэкономических связей России и привлечение зарубежных инвестиций (в Стратегии развития СЗФО функция обеспечения внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира определена в качестве главной [8, с. 6]);

— комплексное развитие приморских территорий и прибрежных акваторий (в том числе и в соответствии со Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации на период до 2030 г.);

— формирование институциональной инфраструктуры инновационной экономики;

— восстановление сельскохозяйственного производства и сельхозугодий;

— модернизация лесопромышленного комплекса за счет углубления переработки леса, расширения лесозаготовок и сети лесовозных дорог на периферийных территориях, оптимизации структуры экспорта лесопродукции;

— возрождение гражданского судостроения;

— создание системы производственных кластеров;

— мегапроект «Калининград»;

— выстраивание мультикультурных коммуникаций;

— развитие человеческого капитала, привлечение населения для проживания в регионе на постоянной основе с адаптацией его к местным условиям, сокращение доли иногородних работников, занятых на временных работах;

— активизация депрессивных территорий (на Северо-Западе с конца 90-х гг. к 2011 г. были закрыты школы почти в 2 000 населенных пунктах, а также ликвидированы более 500 учреждений медицинского обслуживания);

— поддержание национальной безопасности страны в соответствии с положениями Стратегии

обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

— формирование в округе базы модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации, создание условий для развития высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности, восстановление значения Санкт-Петербурга в качестве ведущего центра научно-технического прогресса. Последнее, из перечисленных выше приоритетных направлений развития СЗФО, имеет поистине фундаментальное значение в связи с тем, что округ, обладая мощным научно-техническим потенциалом, выраженной инновационной спецификой производства, выделяется рядом конкурентных преимуществ, по сравнению с другими макрорегионами России. Научные учреждения, расположенные на Северо-Западе, относятся к трем региональным научным центрам РАН (Санкт-Петербургскому НЦ РАН, Кольскому НЦ РАН, Карельскому НЦ РАН) [10, с. 24]. Вследствие этого важную стратегическую роль при формировании документов комплексного социально-экономического развития СЗФО имеют прогнозные исследования и составленные на их основе программы долгосрочного развития науки, техники и технологий в регионе. Программы должны носить именно долгосрочный характер и, соответственно, предшествующие им прогнозы — иметь значительные временные горизонты, что определяется необходимостью постановки цели, разработке содержания и ресурсного обеспечения инновационного развития с учетом смены технологических укладов и того факта, что цикл «исследование — разработка -производство — внедрение» составляет 7-8 и более лет. И если в США, Японии, Китае, ЕС такие прогнозные горизонты, составляющие 25-30 лет, позволяют создавать программы и бюджеты в этой сфере на 1520 лет, то в Российской Федерации, в государственном секторе научных изысканий, прогноз ограничен 1-3 годами, что обусловлено жесткими рамками бюджетного процесса [10]. В СЗФО стратегические приоритеты инновационного, научно-технического развития определены более глубокими прогнозными исследованиями, что находит свое отражение в таких общих регламентах, как «Стратегия развития комплекса «Наука — Образование — Инновации» Северо-Западного федерального округа России до 2030 года» и «Комплексная научно-техническая программа СЗФО РФ до 2030 года». Эти документы определяют основу построения региональной социально-экономической политики региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогнозное исследование регионального развития строится на основе общих законов методологии прогнозирования с соблюдением главных принципов. Но обусловленный огромным разнообразием региональных особенностей учет специфических условий формирует различный методологический подход к формированию прогноза. «Очевидно, что автоматическое перенесение национальных индикаторов на региональный уровень неправомерно по целому ряду оснований» [4, с. 97]. Тем не менее, новая

парадигма развития национальной экономики, заключающаяся в усилении влияния инновационных факторов и необходимости перехода во всех сферах к более высоким технологическим укладам, определяет особое место долгосрочных прогнозов, служащих основой для разработки концепций, стратегий и программ для всех регионов страны.

Библиографический список:

1. Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Стратегическое планирование на региональном уровне. URL: http:// docplayer.ru/26112011-Strategicheskoe-planirovanie-na-regionalnom-urovne-po-d-s-lvovu-a-g-granbergu-a-p-egorshinu.html (дата обращения: 10.03.2018).

2. Шевчук Д.А. Прогнозирование регионального развития. Экономическая теория. Конспект лекций. 2009. URL: https://economylit.online/teoriya-economiki/ prognozirovanie-regionalnogo-razvitiya-25658.html (дата обращения: 01.04.2018).

3. Самаруха А.В. Прогнозирование регионального развития при переходе России на инновационную модель экономики. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. 240 с. (дата обращения: 02.03.2018).

4. Селин В.С. Роль прогнозирования в формировании стратегии регионального развития. Региональные проблемы. URL: https://ecfor.ru/wp-content/ uploads/2009/fp/6/08.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

5. Зинатуллина О.Н. Концепции и прогнозы территориального развития. Основы региональной политики. URL: http://www.course-info.narod.ru/e-RegionalPolicy/ data/4_2.htm (дата обращения: 17.02.2018).

6. Корнилов Д.А., Моряшова Ю.А., Соколова Д.А. Экономическое прогнозирование в регионах // Иннов: электронный научный журнал. 2011. № 3 (8). URL: http://www.innov.ru/science/economy/ekonomicheskoe-prognozirovanie-v-re/ (дата обращения: 17.02.2018).

7. Ходачек А.М. Стратегическое развитие Северо-Западного федерального округа // Проблемы современной экономики. 2012 № 1. С. 241-243. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-razvitie-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga (дата обращения: 17.02.2018).

8. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. URL: http://textarchive.ru/c-2936504-pall. html (дата обращения: 10.02.2018).

9. Доктрина развитияСеверо-ЗападаРоссии. Проект «Разработка контуров социально-экономической стратегии Северо-Запада России». Центр Стратегического Развития «Северо-Запад». СПб. 2001. URL: http://csr-nw.ru/ projects/2001/doktrina_razvitiya_severozapada_rossii_ rasshirennaya_versiya/ (дата обращения: 27.02.2018).

10. Кузнецов С.В. Стратегия научно-технического развития Северо-Запада как инструмент региональной политики // Экономика региона № 3. 2011. С. 23-28 URL: http://economyofregion.ru/Data/Issues/ER2011/ September_2011/ERSeptember2011_39_54.pdf (дата обращения: 17.03.2018).

Библиографическое описание:


Твердохлебова, Е. А. Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории / Е. А. Твердохлебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 249-255. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7399/ (дата обращения: 27.05.2023).

Стремительное и экономическое развитие регионов России, даже при поверхностном рассмотрении, приводит к размышлениям о древнейшем законе природы «выживает сильнейший» и заставляет согласиться с ним. С течением времени меняется лишь смысловое содержание понятия «сила» и возможности стать «сильным», идея остается прежней. Богатый исторический опыт развития стран мира подтверждает, что грамотная деятельность государственной власти может сделать территорию, казалось бы обделенную природой какими либо источниками для развития и обреченную на бедность, сильной и процветающей. Социально-экономической политике присуща особая значимая роль в реализации функций государственного управления. Для современного этапа системы управления социально-экономическим развитием характерно понимание и значение того что для эффективного управления социально-экономическим развитием, прежде всего, необходимо уделить пристальное внимание прогнозированию социально-экономических процессов. Наиболее ярко отражает значение прогнозирования в экономике известное выражение «предупрежден — значит вооружен». Необходимость прогнозов имеет глубокие исторические корни, еще в древности инстинкт самосохранения заставлял людей изучать и предсказывать погоду чтобы быть готовым к ненастьям, приобрести те или иные продукты и товары. Однако только сейчас прогнозирование становится значимой составляющей экономического управления.

В нашей стране социально-экономическое прогнозирование долгое время имело двойственное значение — хотя плановая экономика составляла сущность управления в СССР, технология прогнозирования социально-экономического развития страны с начала 30-х и до 50-х годов в СССР не развивалась. При формировании пятилетних планов (кроме первой пятилетки) их основу составлял не прогноз, а идеи лидеров партии, основанные на простом увеличении показателей предыдущего плана.

Сегодня, в соответствия с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», государственное прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации представляет из себя систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Одной из функций Правительства РФ является обеспечение разработки прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. [1, с. 2]

Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается 1 раз в 5 лет на 10-летний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, где конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей.

Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется при разработке программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Также, после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Правительство Российской Федерации ежегодно, одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе прогноз социально-экономического развития на предстоящий год. [1, с 1]

Значимость и необходимость качественного прогнозирования сложно переоценить. Главными функциями социально-экономического прогнозирования является:

—        выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;

—        оценка этих тенденций в будущем и учет их положительных и отрицательных последствий;

—        предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;

—        выявление возможных альтернатив развития в перспективе;

—        накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.

Таким образом, прогноз ложится в основу определения приоритетов и направлений дальнейших действий. В настоящий момент усиление роли прогнозирования социально-экономического развития в России и регионах связана с Указом Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». В соответствии с указом, «Правительство РФ должно планировать свою работу на основе стратегического планирования, не заниматься решением частных, хотя и важных задач, т. к. развитие страны — это системная задача, которая может быть решена только на основе системного подхода и системных решений» [3, с. 1]. Адля эффективных управленческих решений необходима информационная основа — качественный прогноз социально-экономического развития, т. е. к чему мы придем через заданный интервал времени при сложившихся условиях и тенденциях.

В настоящее время насчитывается порядка 150 методов прогнозирования, в тоже время на практике широко используются при социально-экономическом прогнозировании только 20–30 из них. Классификация наиболее распространенных методов прогнозирования приведена на рисунке (см. Рисунок 1) [4, с. 1].

Рис. 1. Классификационная схема методов прогнозирования

Каждый уровень детализации методов определяется своим классификационным признаком: степенью формализации, общим принципом действия, способом получения прогнозной информации.

По степени формализации все методы прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные.

Интуитивное прогнозирование применяется тогда, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно. В зависимости от общих принципов действия интуитивные методы делят на две группы: индивидуальные экспертные оценки и коллективные экспертные оценки. В группу индивидуальных экспертных оценок можно включить следующие методы (по принципу — способ получения прогнозной информации): метод интервью, аналитические докладные записки, написание сценария и пр. В группу коллективных экспертных оценок входят следующие методы: анкетирование, метод комиссий, метод мозговых атак и пр. Полученные экспертные оценки используют как конечные прогнозы или в качестве исходных данных в комплексных системах прогнозирования.

Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул. Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет обеспечить деятельность по обработке информации и оценке полученных результатов. [3, с. 2].

Существуют и используются в работе современные компьютерные технологии прогнозирования, основанные на интерактивных статистических методах прогнозирования с использованием баз эконометрических данных, имитационных (в том числе на основе применения метода статистических испытаний) и экономико-математических динамических моделей, сочетающих экспертные, математико-статистические и моделирующие блоки.

На сегодняшний день существует большое количество программно-инструментальных решений, позволяющих строить прогнозы. Они могут быть подвергнуты классификации по следующим признакам: по сфере применения, реализуемым методам, квалификации пользователя, степени готовности к эксплуатации.

Перечень распространенных программных решений в соответствии с указанными признаками приводится в таблице:

Таблица 1

Название инструмента

Сфера применения

Реализуемые модели

Требуемая подготовка пользователя

Готовность к эксплуатации

Microsoft Excel, OpenOffice.org

широкого назначения

алгоритмические, регрессионные

базовые знания статистики

требуется значительная доработка (реализация моделей)

Statistica, SPSS, E-views, Gretl

исследовательская

регрессионные нейросетевые

специальное математическое образование

коробочный продукт

Matlab

исследовательская, разработка приложений

алгоритмические, регрессионные, нейросетевые

специальное математическое образование

требуется программирование

ForecastPro, ForecastX

бизнес-прогнозирование

алгоритмические

не требуются глубокие знания

коробочный продукт

iLog, AnyLogic, iThink, Matlab Simulink, GPSS

разработка приложений, моделирование

имитационные

требуется специальное математическое образование

требуется программирование (под специфику области)

Зарекомендовавшими себя представителями программных решений, реализующих современные методы статического анализа и прогнозирования данных, являются: SPSS, SAS, STATISTICA, STATGRAPHICS, STADIA. И др. При этом следует отметить, что, не смотря на наличие достаточно большого числа программных решений для осуществления прогнозирования, рынок данного продукта на настоящий момент достаточно монополизирован [4, с. 12]..

Для получения согласованных и непротиворечивых прогнозов показателей социально-экономического развития учитывается существование взаимосвязи и взаимодействие между прогнозными показателями. Например, существует устойчивая зависимость между динамикой населения, параметрами развития экономики и социальной сферы. Демографические показатели оказывают влияние на трудовые ресурсы, а последние оказывают влияние на развитие экономики, а также служат исходной базой для прогнозов объемов и структуры потребления, доходов и расходов населения. Взаимосвязи между основными показателями социально-экономического развития субъекта Российской Федерации ниже (см. Рисунок 2) [4, с. 17].

Рис. 2. Взаимодействие между укрупненными блоками показателей социально-экономического развития

Таким образом, прогноз охватывает крупнейшие блоки социально-экономического развития, что позволяет использовать его в различных ситуациях различным категориями людей, будь то руководители органов власти, руководители крупных компаний или небольшие частные предприниматели, население региона или крупные иностранные инвесторы и т. д.

Прогноз социально-экономического развития страны формируется на основе соответствующих прогнозов регионов. Которые в свою очередь, формируют прогноз совместно с органами статистики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и т. д. При этом используя сценарные условия развития России и других стран, данные о ценовых колебаниях на товары монополий и др., которые рекомендуются к использованию Минэкономразвития РФ.

В Ульяновской области практика формирования прогноза и его использования при принятии управленческих решений в различных сферах применяется уже длительное время.

Министерством экономики и планирования Ульяновской области разработан долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года, ежегодно разрабатывается среднесрочный прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие 3 года.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на 2013 год и на период до 2015 года

Показатели

Единица измерения

2013

2014

2015

1. Демографические показатели

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

1272,70

1268,50

1266,20

 % к предыдущему году

99,50

99,70

99,80

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

70,00

70,50

71,00

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

-2,40

-1,50

0,00

2. Валовой региональный продукт

Индекс физического объема валового регионального продукта

 % к предыдущему году в постоянных основных ценах

104,50

105,00

106,00

Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта

 % к предыдущему году

106,00

106,00

106,00

2. Промышленное производство

Индекс промышленного производства

 % к предыдущему году

105,00

106,00

108,00

3. Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн.руб.

35102

38955

42561

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

 % к предыдущему году

110

105,6

104,7

4. Рынок товаров и услуг

Индекс потребительских цен

декабрь к декабрю предыдущего года, %

106,30

105,70

105,30

 % к предыдущему году в сопоставимых ценах

105

101,6

102,6

Объем платных услуг населению

млн. руб.

40676,25

46961,54

54418,09

 % к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,30

108,00

108,50

Индекс-дефлятор объема платных услуг

 % к предыдущему году

105,00

106,90

106,80

5. Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

млн. руб.

80945,11

95361,43

111820,82

Индекс физического объема

 % к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,00

110,00

110,00

Индекс-дефлятор

 % к предыдущему году

107,30

107,00

107,00

6. Денежные доходы и расходы населения, труд и занятость

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению

 % ко всему населению

16,00

15,00

14,00

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

 %

6,00

5,90

5,80

Нормативно-правовую основу формирование прогноза социально-экономического развития составляют:

—     Бюджетный кодекс РФ (ст.173);

—     Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

—     Постановление Правительства Ульяновской области от 4 июля 2011 г. № 302-П «Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития Ульяновской области» и др. При формировании прогнозных параметров используются Сценарные условия, основные параметры прогноза — социально-экономического развития РФ и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период.

При формировании прогнозных данных, в обязательном порядке используются данные, рекомендуемые и предоставляемые регионам Минэкономразвития РФ:

—     Исходные условия для формирования вариантов развития экономики на прогнозный период;

—     Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на прогнозный период;

—     Основные показатели прогноза макропараметров социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозный период;

—     Индексы промышленного производства;

—     Прогноз показателей инфляции и системы цен;

Также в Ульяновской области формируются ежемесячные прогнозы социально-экономического развития, которые включают основные показатели, характеризующие ситуацию в регионе. Это позволяет, оценив текущую ситуацию, предотвратить какие-то нежелательные моменты социально-экономического развития, своевременно принимать необходимые управленческие решения.

Как показывает практика, активное использование прогнозных данных при формировании экономической политики, а также рост количества пользователей со стороны населения, требует роста качества и достоверности прогнозирования процессов. На практике выполнение данного требования сталкивается с рядом проблем.

1.                  Как правило, на сравнительно небольших территориях, будь то город, район, область, социально — экономическое положение формируют предприятия и организации, крупнейшие, крупные в своем виде деятельности, существуют также градообразующие предприятия. В соответствии с действующим законодательством, предприятия обязаны предоставлять информацию о своей деятельности только в органы статистики, которые в свою очередь гарантируют конфиденциальность информации. Перед Правительством и исполнительными органами власти никаких законодательно закрепленных обязательств нет. В результате, прогнозирование процессов сводится лишь к анализу фактических данных, «слепо, только на ощупь», не видя реальных планов деятельности предприятий, которые могут оказать значительное влияние на общую социально-экономическую ситуацию на территории. Будь то изменение объема производства, уровень заработной платы, кадровая политика, которая определяет занятость населения и т. д.

В связи с вышеизложенным эффективным бы стало законодательно закрепленное сотрудничество органов исполнительной власти, осуществляющих разработку прогнозов, с предприятиями и организациями, имеющими значительный вес в формировании прогнозируемых показателей. Сотрудничество должно реализовываться через конструктивную работу — с одной стороны предоставлением достоверных данных предприятиями, с другой гарантия их использования только для служебных целей, а именно для формирования достоверных данных о социально-экономической ситуации на настоящий момент и перспективу, а также для выявления «узких мест» в социально-экономическом развитии, их причин и выработки эффективных управленческих решений.

2.                  Отсутствует четкая грань и понимание между параметрами прогноза социально-экономического развития и целевыми параметрами, разрабатываемыми органами власти в качестве ориентира при выполнении определенных действий (реализации программ, осуществление господдержки и т. д.). Следует понимать, что эти два понятия несут различное содержание и могут значительно отличаться. Прогнозный параметр (значение) — это оценка, предполагаемая ситуация в будущем, которая вероятнее всего сложится при существующих условиях и тенденциях Здесь отсутствует возможность как то повлиять на результат, отсутствует ответственность. Целевой параметр — своеобразный эталон, к чему надо стремиться и нужно достичь. Здесь присутствует возможность влиять на результат, и существует ответственность за достижение обозначенного результата. Данное понимание важно для постановки оптимальных ориентиров и правильной оценке результатов реализуемых действий. Заблуждение в данных понятиях характерно для населения, это может повлечь ошибочное понимание работы органа власти и оценки эффективности работы.

3.                  В связи с стремительно выросшей ролью прогноза в системе управления, кадровая политика органов власти, система образования не успевает обеспечить этот сектор работы надлежащим количеством квалифицированных специалистов. Кадровый голод оказывает негативное влияние на качество выполнения поставленных задач. Данная проблема вполне решаема даже на региональном уровне в отдельно взятой структуре (институт наставничества, увеличение количества работников в соответствии с увеличением нагрузки), положительный эффект дадут семинары и тренинги.

Социально-экономическое прогнозирование в настоящий момент приобретает все большую актуальность и востребованность. И естественным следствием является активный процесс совершенствования техники прогнозирования, обеспечения точности прогнозов. Это подтверждается и использованием в процессе управлении стратегического, индикативного планирование, и возникновение и внедрение программных решений для разработки прогнозов. Поэтому для совершенствования механизма управления социально-экономическим развитием территории, необходимо создать условия для формирования качественного прогноза социально-экономических параметров.

Литература:

1.         Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

2.         Указ Президента России № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочнойгосударственной экономической политике»

3.         Карасёв А. Б. Прорывная инновационная программа Президента РФ Путина В. В. «О долгосрочной государственной экономической политике» (Стратегии). Указ Президента РФ № 596 от 07.05.12: статья //Госбук. — 2012. http://www.gosbook.ru/node/60008

4.         Методические рекомендации Минэкономразвития РФ по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

5.         Федоров Н. В., Кураков Л. П..Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации: научное издание. — Москва.: «Пресс-сервис» 1998. –С.34.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономическое развитие, Российская Федерация, Ульяновская область, SPSS, прогноз, прогнозный период, социально-экономическое прогнозирование, социально-экономическое развитие страны, государственное прогнозирование, промышленное производство.

Автор статьи

Татьяна Васильевна Болотова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Социально-экономическое прогнозирование – это научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния социально-экономической системы, тенденций и особенностей социально-экономического развития.

Общие сведения о прогнозировании

Прогнозирование представляет собой функцию управления (наравне с планированием, организацией, анализом, учетом, контролем и мотивацией). Результаты прогнозирования являются объектом потребления для большого числа участников социально-экономических отношений: домохозяйств, предприятий, государства.

Социально-экономическое прогнозирование является одним из важных направлений прогнозирования общественного развития. В качестве объекта в данном случае выступает социально-экономическая система, а предметное поле ограничено теми объектами, отношениями между ними и закономерностями, которые имеют место в данной системе.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

В современных условиях возрастает потребность в прогнозировании социально-экономических процессов, которые имеют место на различных уровнях системы общественных отношений. В частности, можно выделить местный, региональный, государственный (общенациональный) и международный уровни.

Основные сведения о прогнозировании социально-экономического развития региона

Эффективность прогнозирования на региональном уровне имеет большое значение, поскольку от решения вопросов в регионе зависит общий уровень развития страны в целом. В связи с этим все чаще осуществляется социально-экономическое прогнозирование на региональном уровне. В рамках этого процесса исследуется развитие регионального комплекса и его структурных составляющих (например, социальной, бюджетной, налоговой, тарифной, инвестиционной, инфраструктурной, внешнеэкономической, институциональной и др.).

Замечание 1

Результаты социально-экономического прогнозирования регионального развития используются как основание для формулировки приоритетов, целей и задач деятельности органов региональной власти, для определения программных мероприятий и для выбора способов рационального использования ограниченных ресурсов.

«Социально-экономическое прогнозирование на региональном уровне» 👇

Комплексный прогноз социально-экономического развития региона составляется в результате использования следующих инструментов:

  • экстраполяция на будущее сложившихся в прошлом тенденций в развитии социальной и экономической сфер;
  • эконометрические расчеты, проводимые на основе данных системы национального счетоводства;
  • система макроструктурных моделей, которая содержит модифицированную модель межотраслевого баланса.

В современной системе социально-экономического прогнозирования на региональном уровне ведущую роль играют краткосрочные прогнозы, которые позволяют предпринять конкретные меры по улучшению социально-экономической обстановки в регионе. Затем идут среднесрочные и долгосрочные прогнозы, которые должны использоваться при разработке программ развития, согласованных с государственной политикой и общенациональными планами мероприятий на соответствующий период.

Целью социально-экономического прогнозирования на региональном уровне эксперты называют определение вариантов социально-экономического развития регионов страны, которые бы обеспечили максимальное использование положительных и нейтрализацию отрицательных региональных факторов, а также согласование интересов государства и региона в целях реализации задач региональной политики.

Особенности социально-экономического прогнозирования на региональном уровне

В рамках социально-экономического прогнозирования требуется большее внимание уделять непосредственно человеку. Это связано с тем, что он является, во-первых, наравне с землей и капиталом, одним из факторов производства, а во-вторых, целью процесса общественного развития.

Социально-экономическое прогнозирование регионального развития предполагает количественную оценку исследуемого объекта, которая дается посредством расчета следующих показателей:

  • экономические показатели (например, валовый региональный продукт и темпы его роста, уровень реальных доходов населения и т.д.);
  • социально-бытовые показатели (например, обеспеченность населения жильем, автомобилями, другими товарами длительного пользования);
  • социально-демографические показатели (например, рождаемость, естественный прирост, уровень здоровья населения, ожидаемая продолжительность жизни, сальдо миграции, уровень образования населения и др.);
  • социально-гуманистические показатели (например, уровни свободы в обществе, защищенности прав, справедливости и др.).

Каждый из этих показателей характеризует отдельный аспект социально-экономического развития региона. На основе их совокупности может быть определен некий обобщающий показатель, который способен оценить уровень общественного развития в целом. Например, уровень и качество жизни людей, которые отражают степень их удовлетворения материальных и культурных потребностей и выражаются в количестве и качестве потребляемых благ и услуг.

Составление прогнозов социально-экономического развития регионов требует наличия достоверной информационной базы, которая позволила бы учесть региональные особенности, в том числе имеющиеся у региона слабые и сильные стороны, возможности и угрозы. В частности, это позволит грамотно провести прогнозирование социальной политики региона, экономического и финансовое прогнозирование (включая бюджетное и налоговое прогнозирование).

Создание и развитие системы социально-экономического прогнозирования регионального развития является одной из ключевых задач, которая должна быть успешно решена на пути обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Краснов Г.И.

1


1 ФГБОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Рассмотрена методология прогнозирования социально-экономического развития региона для обоснования перспективного стратегического планирования. Выделены два подхода к прогнозированию: исследовательский и целевой. Выявлена связь этих подходов при построении моделей регионального развития. Обозначены проблемы в системе регионального прогнозирования, влияющие на качество прогнозирования. Обоснован выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода по двум направлениям. Дана сравнительная характеристика методологических подходов в зависимости от особенностей их применения к концепции прогнозирования, теоретическим основам, горизонту прогнозирования и возможностей совмещения с другими прогнозами. Рассчитан интегральный критерий прогнозной оценки социально-экономического развития региона как результата прогнозирования с позиции выбора методологического подхода.

интегральный критерий социально-экономического развития

целевой подход

исследовательский подход

методология

прогнозирование

1. Белкина Т. Д. Управление реализацией стратегического плана городского развития // Проблемы прогнозирования. – 2008. – № 1.

2. Захарова А. В. Отечественный опыт прогнозирования социально-экономического развития // Балтийский экономический журнал. Вып. 1 (3). – Калининград: Изд-во НОУ ВПО «Балтийский институт экономики и финансов» (БИЭФ), 2010. – С. 29 – 39.

3. Ивантер В. В. и др. Прикладное прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. / Под ред. В. В. Ивантера и др. – М.: Экономист, 2007.

4. Региональные факторы экономического роста: коллективная монография / Под ред. С. Н. Максимова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 14 п.л./1,6 п.л.

5. Шеховцева Л. С. Интегральная оценка стратегической конкурентоспособности российских регионов // Вестник ИНЖЭКОНА: сер. Экономика. – 2007. – №4 (17). – С. 106–115. (0,8 п.л.).

Одним из главных направлений в современной российской экономике является повышение эффективности социально-экономического развития регионов за счёт имеющихся экономических ресурсов. Многие регионы исчерпали все возможные пути экстенсивного развития и поэтому стоят перед проблемой поиска вариантов интенсивного развития за счёт применения новых подходов и методов развития. Вопросы как эффективного использования имеющихся ресурсов, так и поиска новых подходов к региональному развитию во многом решаются с помощью прогнозирования [1].

Построение прогнозов всегда сталкивается в первую очередь с необходимостью выбора методологии прогнозирования, которая позволит учесть закономерности, сложившиеся на определённых этапах региональной экономики.

Прогнозирование уровня социально-экономического развития региональных систем опирается на объективные закономерности, логику, качественную статистическую информацию и математические методы.

Прогнозирование и планирование являются важной формой проведения региональной политики и направлены на обоснование перспектив социально-экономического развития региона. Прогнозирование как предвидение социально-экономической ситуации в регионе позволяет раскрыть возможную динамику показателей в зависимости от сложившихся факторов развития. Планирование способствует реализации соответствующих управленческих решений, принимаемых с учётом прогнозных ситуаций, выработанных для достижения желаемого состояния. Таким образом, прогнозирование и планирование регионального развития направлены на моделирование будущего социально-экономического состояния с учётом независящих от субъектов управления внешних и внутренних факторов [2].

Первоначальной процедурой формирования любого плана является прогнозирование. Сущность его заключается в том, что на основе определённой методологии выявляются тенденции и закономерности объекта наблюдения и затем выполняется построение моделей будущего состояния объекта исследования. Методология прогнозирования социально-экономического развития региональных систем базируется на двух подходах к прогнозированию: исследовательском и целевом [3].

Каждый регион обязан планировать перспективы своего развития с учётом факторов развития и требуемых критериев. В этом случае основой для прогноза является предполагаемая цель и её будущие параметры, на основании которых исследуются долгосрочные прогнозы регионального развития. Такой подход к региональному прогнозированию называется целевым.

С другой стороны любой хозяйствующий субъект в рыночной экономике занимается изучением своего текущего состояния в зависимости от наличных ресурсов (факторов). И такой подход называется исследовательским прогнозированием, когда основой прогнозирования служит база ретроспективных аналитических данных. Связь двух подходов к прогнозированию очевидна (рис. 1).

Рис. 1. Связь двух подходов к прогнозированию

Следовательно, процесс прогнозирования является ключевым моментом и начальным этапом развития любой социально-экономической системы, в том числе региона. От успешности прогнозирования напрямую зависит эффективность принимаемых решений не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Несмотря на существующие методологические принципы прогнозирования, возникает много проблем в системе регионального прогнозирования (рис. 2).

Рис. 2. Выявленные проблемы в системе регионального прогнозирования

Наличие проблем в системе прогнозирования подтверждает необходимость методологической и методической проработки процедуры прогнозирования.

Таким образом, можно выделить ряд условий, обеспечивающих качественное прогнозирование регионального развития.

Во-первых, регион следует рассматривать как организационную систему, в которой доминирующими показателями являются факторы социально-экономического развития. В этом случае цели развития соотносятся с существующими ресурсами и возможным потенциалом региона.

Во-вторых, при прогнозировании обязательно должны учитываться закономерности взаимодействия факторов регионального развития и их воздействие на ключевые показатели, характеризующие уровень этого развития.

В-третьих, на основании выявленных закономерностей должны быть получены прогнозные модели поведения социально-экономических систем. И эти модели должны быть имитационными, чтобы прогнозировать реакцию региональных систем на изменение факторов развития. Что, в целом, обеспечит эффективность прогнозирования.

В-четвёртых, прогнозирование должно учитывать многовариантность не просто экономического роста региональной системы, а качественное её изменение, то есть социально-экономическое развитие.

Выбор инструментов прогнозирования в практике регионального развития в целом определяется методологическими принципами двух подходов (рис. 3).

Рис. 3. Выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода

С учётом двух направлений методологического построения прогнозных вариантов социально-экономического развития систем, главным является вопрос выбора наиболее подходящего варианта прогнозирования. Для этой цели автором выполнено сравнение двух методологических подходов к прогнозированию по преимуществам и недостаткам (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика методологических подходов к прогнозированию

Сфера применения

Подходы к прогнозированию

Исследовательский подход

Целевой подход

1

2

3

1. Концепция прогнозирования регионального развития

Индикативное

прогнозирование

Оптимальность и многовариантность прогнозов

2. Теоретическая основа (техника прогнозирования)

Исследование многофакторных моделей с применением математических теорий

Учёт динамики экономических показателей при более широком применении формализованных методов

3. Горизонты прогнозирования

Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы с приоритетом социальной сферы

Учёт рисков в динамике социально-экономического развития на перспективу

4. Возможность совмещения с другим прогнозом

Многовариантность и многоплановость с учётом соподчинённости планов

Индивидуальность вариантов прогноза сочетается с глобальными прогнозами

Разнообразие существующих методов прогнозирования порождает проблему выбора. Необходимо учитывать, в первую очередь, временные интервалы прогнозирования, так называемый «горизонт прогнозирования». По горизонту прогнозирования социально-экономического развития регионов выделяются краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогноз. Затем для выбора метода прогнозирования необходимо определиться с наличием и качеством ретроспективной и текущей информации. В этом случае требуется достаточно разработанный для прогнозирования инструментарно-методический аппарат исследования региональных показателей социально-экономического развития [4].

Предсказать стратегический вектор социально-экономического развития в определённом интервале можно путём использования различных подходов и методов прогнозирования. Возникает объективная необходимость использовать определённые приёмы комбинирования различных методов при разработке прогнозов регионального развития, характеризующихся наличием сложных взаимозависимостей факторов развития.

В прогнозных моделях социально-экономического развития очень важны не только количественные параметры существующего положения региона, но и качественные характеристики протекающих в регионе процессов и условий их изменения для получения необходимых результатов. В то же время на выбор модели оказывают сильное влияние условия их информационного обеспечения, как правило, ухудшающегося по мере увеличения горизонта прогнозных расчётов [5].

Таким образом, в связи с многофакторностью сущности прогнозирования регионального развития, описываемого большим количеством факторных показателей (40–50), использование какого-либо одного из методов прогнозирования не представляется возможным. В этом случае предлагается применять концепцию комплексного подхода к прогнозированию стратегических показателей, а для этого первоначально необходимо выявить общую математическую зависимость, которая в достаточно точной мере будет описывать ход развития уровня региональной экономики как обобщающего (интегрального) критерия из ретроспективы в перспективу.

Так, на примере Республики Хакасия, с помощью экономико-математического моделирования при обработке большого массива статистических данных (более 2500 показателей) были получены взаимосвязи и зависимости по обобщающим критериям развития: экономическому, социальному, инновационному и экологическому. Затем получен интегральный критерий уровня социально-экономического развития региона:

,

где – экономический критерий, – социальный критерий, – инновационный, – экологический.

С помощью интегрального критерия можно планировать требуемый уровень развития региона по соответствующим направлениям.

Таким образом, процесс прогнозирования при выборе любого методологического подхода может включать в себя поиск универсальных показателей и критериев социально-экономического развития.

Выбор методологии прогнозирования даёт широкий диапазон практического применения прогнозных моделей в связи с их многовариантностью.

Поэтому при постановке конкретных задач прогнозирования для выбора соответствующих подходов следует прежде всего чётко формулировать региональные ограничения и допуски, при которых будет выполняться прогнозирование.

Рецензенты:

Антамошкин А. Н., д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой математического моделирования и информатики института менеджмента и информатики КрасГАУ, г. Красноярск.

Краснова Т.Г., д.э.н., профессор, министр экономики Республики Хакасия, г. Абакан.


Библиографическая ссылка

Краснов Г.И. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9113 (дата обращения: 27.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь горизонтальной проекции
  • Как найти маил ответы
  • Liberty city stories как найти вертолет
  • Как по координатам найти место на местности
  • Телефон zte глючит как исправить