Как составить программу для турбо паскаля

Пояснительная записка.

Данное пособие предназначено для организации
самостоятельной аудиторной работы студентов с новым материалом на уроках
информатики с целью закрепления. В нем содержится  большое количество
материала,  различных заданий творческого характера, упражнений и логических
задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих
способностей студентов, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением и
азартом.

Практикум
разработан, с  целью помочь, студентам успешно освоить курс «Информатика и
ИКТ», (модуль программирование)   закрепить и развить навыки работы с
компьютером.

Используя
литературу, методические пособия, электронные учебники, самоучители и
задачники  разработала  и систематизировала познавательные практические
задания, которые интегрируют с другими предметами. 

Основными задачами образовательного  ресурса
являются: формирование  ключевых компетенций студентов.

Применение интегрированных практических
заданий:

        
повысит интерес студентов к предмету,

        
повысит качество освоения практического материала,

        
расширит кругозор студентов,

        
реализуются творческие способности,

        
способствует оптимальной  социализации учащихся в
обществе,

        
у обучаемых  сформируются
информационно-коммуникационных компетенции,

Содержание
практикума адаптировано  к уровню подготовки  учащихся нашего учебного
заведения, а некоторые практические задания  подобраны в соответствии  с их
профессиональной направленностью, а именно практикум разработан для студентов
обучающихся по  профессиям:
Автомеханик, Машинист дорожных  и
строительных машин, Машинист крана автомобильного.

Практикум организован, как система практических
занятий интегрирующих с другими предметами и содержит задания по 2 разделам:
Turbo Pascal, Интернет,
Язык разметки гипертекста
HTML.

Каждый
раздел разбит на несколько занятий, в начале каждого занятия приводиться
методические рекомендации по выполнению.
Особенность пособия
состоит в том, что задания интегрируются с другими предметами. При этом
интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного
минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Предложенные после каждой изученной  темы
самостоятельные работы являются итоговым контролем по усвоению знаний учащихся.
Систематическое использование ресурса  для проведения практических занятий
совместно с лекционным материалом по курсу «Информатика и ИКТ» позволит
добиться лучших результатов в усвоении студентами программного материала.

Лабораторно
– практическое занятие №1.

Тема:
Виды алгоритмов.

Алгоритм —
последовательность действий, выполнение которых ведёт к решению задачи.

Графический способ изображения алгоритмов.

 Всякая такая схема состоит из блоков, которые изображаются различными
фигурами: овалом, параллелограммом, прямоугольником или ромбом.
http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/230/229339/229339_html_m6cc42712.gifПараллелограмм – это ввод и вывод информацииhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/230/229339/229339_html_19b1d9ef.gifПрямоугольник – это действие или командаhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/230/229339/229339_html_mcd117ea.gifРомб – операции условия http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/230/229339/229339_html_75a0c7cd.gifОвалы – обозначают «начало» и «конец» операции

Виды алгоритмов

Линейный                 
Разветвленный                               Циклический

algl.gifalgl.gifalgl.gif

Рисунок2.jpg

Рисунок2.jpgalgl.gif                                     algv2.gif         algc.gif

Пример линейного
алгоритма посадки саженца

  3c4d513d30b031f2c3d36b6290cd20a9.jpg

Пример линейного
алгоритма вычисления периметра треугольника

exam9_2007_html_m626e8296.gif

Пример разветвленного алгоритма сортировки грибов для варки супа
по признаку съедобный-несъедобный.
http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/307/306108/306108_html_m779ff3cc.jpg

Рассмотрим   словесное   описание   и  

блок-схему  алгоритма   «Настроение»

Пример
алгоритма «Настроение»

1. Если настроение хорошее, то пойти погулять.
Иначе позвонить другу.

Пример циклического
алгоритма процесса выполнения домашнего задания 

7dd0f36990f3a4e3f3fe78fa35f04d9d.jpg

Пример
алгоритм «Сбор ягод»

1.    Посмотри:
все ли ягоды собраны? Если да,

          то
унеси корзинку, иначе сорви ягоду и положи в корзинку.

Программирование

TURBO
PASCAL

ЗАПОМНИ !!!

Основные операторы.

program  — пишем название
программы на английском языке без пробелов

var (величины) –
перечисляем через запятую все переменные встречающиеся в программе

begin – начало
программы

readln (читать) –
оператор ввода данных

 в этой строке указываем
переменные которые необходимо прочитать.

writeln (писать) –
оператор вывода данных

в этой строке указываем
переменные которые необходимо вывести на экран.

end – окончание
программы

:= —  оператор
присваивания

В конце каждой строчки
ставим — 
;

кроме сточки
begin.

В конце программы ставим —
 
.

 Лабораторно
– практическое занятие №2.

 Тема:
Оператор вывода
.

Найдите
на рабочем столе папку
 в ней находится
три папки
, откройте папку Запуск программы TURBO PASCAL  производится
двойным щелчком мыши по значку
В результате открывается окно

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем
название программы на английском языке без пробелов.

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

Пример.

program dialog;

begin

Writeln (‘privet’);

End.

Задание 1. Напишите
программу выводящую на экран следующий диалог:

Привет!

На  каком курсе  ты
учишься?

Как называется твоя
профессия?

Тебе нравится учиться в
техникуме?

Где работают твои
родители?

У тебя есть брат или
сестра?

Ты живешь в общежитии?

У тебя есть компьютер?

Тебе нравится предмет
информатика?

Задание 2.
Напишите программу тест.

Как включить программу
TURBO PASCAL ?

Как развернуть окно
программы на весь экран?

С какого оператора
начинается программа?

В какой строчке  пишется
название программы?

Какой оператор обозначает
начало программы?

Как переводится оператор writeln?

Для чего он предназначен?

Что  ставим в конце каждой
строчки?

В какой строчке не
ставится ;?

Что ставим в конце
программы?

Лабораторно
– практическое занятие №3.

Тема:
Решение примеров и задач
.

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем
название программы на английском языке без пробелов.

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

ВНИМАНИЕ: ЗАПОМНИ
Операции, используемые для работы с переменными

Название

Математическая
запись

Запись на языке
Паскаль

Сложение

a+b

a+b

Вычитание

a
– b

a
– b

Умножение

a
b

a
*b

Деление

a
: b

a
/ b

Пример:  Напишите
программу для вычисления арифметического выражения: у= 90:(45:9)*2

В строчке writeln (‘y=’, у:6:1);

Число 6 означает,
что в ответе будет 6 цифр

Число 1
означает, что в ответе после запятой  1 цифра

 

program
zada
сha1;

var y: real;

begin

y:90/(45/9)*2;

writeln ( ‘y=’,y:6:1);

readln

end.

Задания
для самостоятельной работы:
Напишите
программу для вычисления результатов арифметических выражений:

1.      у= 80: (50+6- 36)*5  

у= (100 + 200) + (20 + 30) + (3 +
4) 

2.      у=320 : (60 – 52) · 6 

у=230 + (170 + 40 : 2)

3.     
у=250
: 5 + 240 : 8      

у=760 – (120 + 80) +
60        

4.     
у=120 : (60 : 6) :

у=500 – (270 + 130)
– 1         

5.     
 у=630 – ( 200 : 4) ·
30 

у= (18 + 36) : 9 + 6
· 8 – 50

6.     
у=720 : (2 + 7) +
(140 – 90)

у=8 670 – (9 806 + 4
529) : 47

7.     
у= (5 394 + 6 290) :
(102 – 78)

у=100 – (3 · 12 + 8)
: 4

8.     
у= (43 + 27) : (9 +
5) + 6

у=869 · 74 + 680 : 40 – 836

9.     
у=70 + (81 : 3 – 21)
· 29

у=260 + 40 – 70 · 3

10. 
 у=9 · (37 – 30) –
(92 – 72)

у=28 500 – 73 ·
24                

11. 
 у=460 : 4 – 15 · 5

у=670 – (9 806 + 4
529) :
47            

12. 
 у=869 · 74 + 680 :
40 – 836

у= (5 394 + 6 290) :
(102 – 78)

Задача: К празднику мама купила конфеты,
печенье и пряники. Составьте 
программу подсчитывающую сколько всего сладостей было куплено, если конфет было
7 кг., печенья в 2 раза больше, чем конфет,  а пряников на 4 кг. меньше, чем
конфет и печенья вместе взятых.

Конфеты обозначим x=7

Печенья обозначим
у=
x*2

Пряников обозначим
z=(x+y) – 4

Всего сладостей V=x+y+z

program zadaсha1;

var x,y,z,V: real;

begin

х:=7;

у:=x*2;

z:=(x+y)-4;

V:=x+y+z;

writeln (‘x=’,x, ‘y=’,y,
‘z=’,z, ‘V=’,V);

readln

end.

Ответ: x=7, y=14, z=17,V=38

Задания
для самостоятельной работы:
 

Задача
1
.
В автобусе было 25 пассажиров. В троллейбусе на  8 пассажиров меньше чем в
автобусе, в трамвае  на 7 пас­сажиров больше чем в троллейбусе и автобусе
вместе. Сколько пассажиров ехало в транспорте?

Задача
2.
Учащиеся
5 класса собрали 220 кг яблок, учащиеся 6 клас­са — на 60 кг больше, а учащиеся
7 класса — на 190 кг меньше, чем учащиеся 5 и 6 классов вместе. Сколько килограммов
яблок собра­ли учащиеся трех классов вместе?

Задача
3.
За
первый день старшеклассники собрали 312 ящиков огур­цов, а за второй — на 120
ящиков больше. За третий день они собра­ли на 218 ящиков меньше, чем за первые
два дня вместе. Сколько ящиков огурцов собрали старшеклассники за три дня?

Задача
4.
Первая
бригада собрала за смену 52 прибора,  вторая — на 9 приборов меньше,

чем
первая, а третья — на 12 приборов больше, чем вторая. Сколько приборов собрали
три

бригады
за смену?

Задача
5.
На
первой останов­ке было 7пассажиров, а на второй на 6 больше чем на первой и на
третей на  10 пассажиров меньше чем на двух предыдущих. Сколько пассажиров село
в автобус?

Задача
6.
Маме
43 года, сын младше мамы на 20 лет, а папа на 2 года старше мамы. А сестра
младше брата на 6 лет. Сколько лет сыну, сестре и папе?

Задача
7.
Наде
23 года.  Вера на 5 лет старше Нади, Люба на 3 года младше Веры. Сколько лет
каждой из сестер?

Задача 8. Мастер за месяц изготовил 240
деталей, а ученик – в 3 раза меньше деталей. Сколько деталей изготовили мастер
и ученик вместе?

Задача 9. Три пятых класса собрали 700 кг макулатуры: 5-а –
130 кг, 5-б — в 2раза больше, чем 5-а. Сколько килограммов макулатуры собрал
5-в класс?

Задача
10.
Три
человека собирали грибы. Первый нашел 8 грибов, второй на 1 гриб меньше, чем
первый. Напишите программу подсчитывающую сколько грибов нашел третий человек,
если вместе они собрали 20 грибов

Задача
11.
Туристы
планировали за три дня пройти 65 км. За первый день они прошли 24 км, за второй
— на 3 км меньше. Сколько кило­ метров им осталось пройти в третий день?

Задача
12.
б)
В швейной мастерской было 900 м ткани. За первый месяц израсходовали 225 м, за
второй — на 23 м больше. Сколько метров ткани осталось в швейной мастерской к
концу второго месяца?

Вопросы для самопроверки.

Как включить программу
TURBO PASCAL ?

Как развернуть окно
программы на весь экран?

Как откомпилировать
программу?

Как прогнать программу?

С какого оператора
начинается программа?

В какой строчке  пишется
название программы?

Какой оператор обозначает
начало программы?

Как переводится оператор writeln?

Для чего он предназначен?

Что  ставим в конце каждой
строчки?

В какой строчке не
ставится ;?

Что ставим в конце
программы?

Лабораторно
– практическое занятие №4.

Тема: 
Решение задач и арифметических выражений.

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем
название программы на английском языке без пробелов.

var(переводится,
как переменная)
– перечисляем через запятую все буквы
встречающиеся в формуле

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

:=
—  оператор присваивания используется в формулах и
const 

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

Чтобы в ответе было не больше 6 цифр, и одна цифра
после запятой надо писать у:6:1

Квадратный
корень числа а

Sqrt
(a)

Возведение а в 
квадрат

Sqr(a)

Возведение в
степень

а*а*а*а*а

Абсолютная
величина а

|a|

Abs(a)

Синус числа а

sin
a

sin
(a)

Косинус числа а

cos
a

cos
(a)

Тангенс числа а

tg
a

sin
(a)/ cos (a)

tan(a)

Арктангенс числа
а

arctg
a

arctag
(a)

Логарифм числа а

ln
a

ln
(a)

Экспонента числа
а

exp
(a)

Число π=3.14

Далее в программах
понадобятся следующие типы данных:

Стандартные типы данных:

·        
INTEGER
— целочисленные данные, во внутреннем представлении занимают 2 байта; диапазон
возможных значений — от -32768 до +32767; данные представляются точно;

·        
REAL
— вещественные данные, занимают 6 байт; диапазон возможных значений модуля — от
2.9Е-39 до 1.7Е+38; точность представления данных — 11…12 значащих цифр;

·        
CHAR
— символ, занимает 1 байт;

·        
STRING
— строка символов, занимает МАХ+1 байт, где МАХ — максимальное число символов в
строке;

·        
BOOLEAN
— логический тип, занимает 1 байт и имеет два значения: FALSE
(ложь) и TRUE
(истина).

Пример: Напишите программу для вычисления функции, при a=3, b=5, c=2, x=1 Сохраните программу.

program zadaсha1;

var  y,a,b,c,x: real;

begin

writeln (‘введите
значения а,
b,c,x’);

readln (а,b,c,x)

y:=a*sqr(x)+b*x+c;

writeln (‘y=’, y:6:1);

readln

end.

Для проверки программы 
нажмём  Ctrl-F9

Компьютер просит

введите
значение
a,b,c,x

Вводим числа
соответственно а=3,
b=5, c=2, x=1, после каждой цифры
нажимаем
Enter,  для вывода
результата нажимаем
Enter

Для того чтобы вернутся в
программу нажмём
Enter

Пример 2: Напишите
программу для вычисления функции
, при a=3, b=5. Сохраните  программу.

program zadaсha2;

var  y,a,b: real;

begin

writeln (‘введите
значения а,
b’);

readln (а,b)

y:=(2*a*b)/3;

writeln (‘y=’, y:6:1);

readln

end.

Задания для
самостоятельной работы.

1.    Напишите программу
для вычисления функции
, при a=3, b=5 Сохраните  программу. 

2.    Напишите программу
для вычисления функции
,  при a=3,  b=5, c=2 Сохраните  программу.

3.    Напишите программу
для вычисления функции
, при a=3, b=5 Сохраните программу.

4.       Напишите
программу для вычисления функции
, при a= —3, b=4,  x=3 Сохраните  программу.

5.    Напишите программу
для вычисления функции у=
, при a=5. Сохраните  программу.

6.    Напишите программу
для вычисления функции у=
, при a=4, b=6, c=2. Сохраните  программу.

7.  Напишите программу для
вычисления функции
    при х=1 Сохраните программу.   

8.  Напишите программу для
вычисления функции
    при х=1 Сохраните программу.

9.    Напишите 
программу для вычисления функции
у=х2+2х при х=8  Сохраните программу.

10.            
Напишите 
программу для вычисления функции 
, при a=3, b=5. Сохраните  программу.

11.            
Напишите 
программу для вычисления функции 
, при x=4, b=5. Сохраните  программу.

12.            
Напишите 
программу для вычисления функции 
у=х4+5х, при x=1. Сохраните  программу.

Задания для
самостоятельной работы.

1.   Напишите программу для
вычисления функции
у=х3sin x – 0.5 при х=0  Сохраните  программу.

2.    Напишите программу
для вычисления функции
у = 1.5 sin
x–1 при х=0 
Сохраните
программу.

3.    Напишите программу
для вычисления функции
у = 2–cos х при х=0 
Сохраните 
программу.

4.    Напишите программу
для вычисления функции 
у = sin x +cos х   при х=0 
Сохраните 
программу.

5.    Напишите программу
для вычисления функции 
у = (sin x /2 +cos х/2)2 
при х=0  Сохраните
программу.

6.   Напишите программу для вычисления
функции

у=
sin x +1 при х=0  Сохраните  программу.

7.    Напишите программу
для вычисления функции
у = 1.5 cos
x–1 при х=0 
Сохраните
программу.

8.    Напишите программу
для вычисления функции
у = 2–sin х при х=0 
Сохраните 
программу.

9.    Напишите программу
для вычисления функции 
у = , при х=0.  Сохраните  программу.

10.            
Напишите
программу для вычисления функции 
у = (sin x  +cos х)2 
при х=0  Сохраните
программу. 

11.  Напишите программу для
вычисления функции
у=х2sin x  при х=0.  Сохраните  программу.

12.  Напишите программу для
вычисления функции
у=tg 0.5 при х=0 
Сохраните 
программу.

Даны x=1y=2z=3 .
Вычислить ab, если:

1.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image002.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image004.gif

2.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image006.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image008.gif

3.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image010.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image012.gif

4.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image014.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image016.gif

5.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image018.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image020.gif

6.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image022.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image024.gif

7.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image026.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image028.gif

8.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image030.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image032.gif

9.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image034.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image036.gif

10.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image038.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image040.gif

11.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image042.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image044.gif

12.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image046.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image048.gif

13.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image050.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image052.gif

14.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image054.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image056.gif

15.

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image058.gif

http://mif.vspu.ru/books/pascal-tasks/pic1/image060.gif

Вопросы для
самопроверки.

Как включить программу
TURBO PASCAL ?

Как развернуть окно
программы на весь экран?

Как откомпилировать
программу?

Как прогнать программу?

С какого оператора
начинается программа?

В какой строчке  пишется
название программы?

Какой оператор обозначает
начало программы?

Как переводится оператор writeln?

Для чего он предназначен?

Что пишем в строке var?

Что  ставим в конце каждой
строчки?

В какой строчке не
ставится ;?

Что нужно написать в
программе чтобы в ответе было не более 6 цифр?

Что ставим в конце
программы?

Лабораторно
– практическое занятие №5.

Тема: 
Ввод данных с клавиатуры.

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем
название программы на английском языке без пробелов.

var
(переводится, как переменная)
– перечисляем через запятую все
буквы встречающиеся в формуле

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

readln (переводится,
как
читать) – в этой строчке указываем те же буквы что и в строчке
writeln

:=
—  оператор присваивания используется в формулах и
const 

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

Чтобы
в ответе было не больше 6 цифр, и одна цифра после запятой надо писать у:6:1

Число
π=
3.14

Пример: Составьте
программу для нахождния  пути
S=V*t, если V = const=60, t— задаёт преподаватель.
Решение этой задачи выглядит так.  

program zadaсha1;

var  i:integer;

begin

writeln (‘введите
значение
t’);

readln;

V:=60;

S:=V*t;

writeln (‘S=’,S);

readln

end.

 если t=3

Задания
для самостоятельной  работы

1 уровень –
(оценка 3)

Задание 1. Найдите среднее
арифметическое двух чисел 
 ,   при    a= 25  и b=35. 

Задание 2. Найдите длину
окружности 
 ,   при R=15.

Задание 3. Найдите периметр
прямоугольника 
 , при a= 3, b=8.

Задание 4. Составьте
программу подсчитывающую поверхность куба  Р = 6а2  где а = 2.

Задание 5.Составьте
программу подсчитывающую поверхность параллелепипеда
P=2bc+2ch+2bh

 При c=8,  h=4,  b= 3.

Задание 6. Составьте
программу подсчитывающую поверхность   пирамиды Р=
d2+2dl. При l=5,  d= 4.   

Задание 7. Найдите среднее
геометрическое  двух чисел 
 ,   при    a=16  и b=100.

Задание 8. Найдите площадь
круга 
 , при R=15.  

Задание 9. Найдите площадь 
прямоугольника 
S ,  при a=3, b=8.

Задание 10. Составьте
программу подсчитывающую объём куба
V=a3. Где а = 2.  

Задание 11. Составьте
программу подсчитывающую объём параллелепипеда
V =bch . При c=8  h=4,  b= 3.  

Задание 12. Составьте
программу подсчитывающую поверхность   пирамиды Р=
d2+2dl.  При l=5=constd= 4.  

2 уровень – (оценка 4)

1.   
Напишите
программу для вычисления среднего арифметического двух чисел по формуле
, где n – количество чисел.

2.   
Напишите
программу для вычисления среднего геометрического  двух чисел по формуле
 .

3 уровень – (оценка 5)

Задание 1.  Дано квадратное уравнение y=10*x2+7*x+1, известны коэффициенты a, b, с вычислить корни квадратного уравнения. где дискриминант

Входные данные: a=10, b=7, c=1. Выходные
данные:
 
D,x1, x2.

Задание 2. Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и
периметр треугольника. Пусть 
a, b, c — длины сторон треугольника. Необходимо найти S — площадь треугольника, P — периметр. Для нахождения площади можно воспользоваться формулой ГеронаФормула Герона Где r=Р/2 полупериметр, Р=(a+b+c)
периметр
.
Входные данные: a=1, b=2, c=3. Выходные
данные:
 
S, P.

Вопросы для
самопроверки.

Как включить программу
TURBO PASCAL ?

Как развернуть окно
программы на весь экран?

Как откомпилировать
программу?

Как прогнать программу?

С какого оператора
начинается программа?

В какой строчке  пишется
название программы?

Какой оператор обозначает
начало программы?

Как переводится оператор writeln?

Для чего он предназначен?

Что пишем в строке var?

Что пишем в строке readln?

Как возвести в квадрат?

Как извлечь корень?

Что  ставим в конце каждой
строчки?

В какой строчке не ставится
;?

Что нужно написать в
программе чтобы в ответе было не более 6 цифр?

Что ставим в конце
программы?

Лабораторно
– практическое занятие №6.

Тема: 
Решение математических задач.

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем
название программы на английском языке без пробелов.

var
(переводится, как переменная)
– перечисляем через запятую все
буквы встречающиеся в формуле

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

readln (переводится,
как
читать) – в этой строчке указываем те же буквы что и в строчке
writeln

:=
—  оператор присваивания используется в формулах и
const 

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

Чтобы
в ответе было не больше 6 цифр, и одна цифра после запятой надо писать у:6:1

Пример 1 : Составить
программу для вычисления целой части при делении чисел 7:2 (целая часть =3)
Целую часть получаемую при делении зададим переменной
i. Запись этой строки в
программе:
i : = 7div2.  С помощью оператора writeln (i) выведем ответ.

program zadaсha1;

var  i:integer;

begin

i : = 7div2;

writeln (i);

end.

 Пример 2: Составить
программу для нахождения остатка при делении чисел 7:2 (остаток =1). Остаток
при делении зададим переменной
i.  Запись этой строки в программе: i:  = 7 mod  2.  С помощью оператора writeln (i) выведем ответ.

program zadaсha1;

var  i:integer;

begin

i : = 7 mod 2;

writeln (i);

end.

Задания
для самостоятельной  работы

1 уровень – (оценка 3)

1.      Найдите целую часть
при делении чисел  112 и 20. И возведите полученный результат в квадрат.

2.      Найдите остаток от
деления чисел 116 и 20 и извлеките из него квадратный корень.

2       
уровень
– (оценка 4)

1.      Напишите программу
для вычисления среднего арифметического нескольких  чисел по формуле
, где n – количество чисел.

2.      Напишите программу
для вычисления среднего геометрического  двух чисел по формуле
 .

3       
уровень
– (оценка 5)

Задание 1. Известны плотность и геометрические размеры цилиндрического
слитка, полученного в металлургической лаборатории. Найти объем, массу и
площадь основания слитка по формулам:
. где R — радиус основания
цилиндра, 
h — высота цилиндра, р-
плотность материала слитка. Входные
данные:
 
R=5, h=10, р (алюминия)= 2700 кг/м3.
Выходные данные: 
m , V, S.

Задание 2. Заданы длины двух катетов в прямоугольном
треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его
углов, по формулам
       Входные данные: a=1, b=2 — длины катетов. Выходные данные: с — длина гипотенузы, S — площадь треугольника, ,  — углы.

Вопросы для
самопроверки.

1.      Как включить
программу TURBO PASCAL ?

2.      Как развернуть
окно программы на весь экран?

3.      Как
откомпилировать программу?

4.      Как прогнать
программу?

5.      С какого оператора
начинается программа?

6.      В какой строчке 
пишется название программы?

7.      Какой оператор
обозначает начало программы?

8.      Как переводится
оператор
writeln?

9.      Для чего он
предназначен?

10. Что пишем в строке var?

11.  Что пишем в строке readln?

12.  Как возвести в квадрат?

13.  Как извлечь корень?

14.  Что  ставим в конце каждой
строчки?

15.  В какой строчке не
ставится ;?

16.  Что нужно написать в
программе чтобы в ответе было не более 6 цифр?

17.  Что ставим в конце
программы?

Лабораторно
– практическое занятие №  7.

Тема:
Решение задач.

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем
название программы на английском языке без пробелов.

var
(переводится, как переменная)
– перечисляем через запятую все
буквы встречающиеся в формуле

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

readln (переводится,
как
читать) – в этой строчке указываем те же буквы что и в строчке
writeln

:=
—  оператор присваивания используется в формулах и
const 

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

Чтобы
в ответе было не больше 6 цифр, и одна цифра после запятой надо писать у:6:1

Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

1 компьютер

1.      Составь программу
для решения примера 9*(36-30):2=.
 Сохраните  программу. 

2.      Напишите программу
для вычисления функции
, при a=3, b=5. Сохраните  программу. 

3.      Найдите остаток от
деления чисел 24 и 5и извлеките из него квадратный корень.

2       
компьютер

1.   Найдите длину окружности   ,   при R=15.

2.      Составьте
программу подсчитывающую поверхность параллелепипеда
P=2bc+2ch+2bh.  При c=8,  h=4= const,  b= 3.

3.      Напишите программу
для вычисления среднего арифметического пяти чисел 1, 5, 10, 12 ,8.

3       
компьютер

1.      Напишите программу
для вычисления среднего геометрического  двух чисел  4 и  100.

2.      Найдите целую
часть при делении чисел  70 и 25. И возведите полученный результат в квадрат.

3.      Составьте
программу подсчитывающую поверхность куба  Р = 6а, где а=2.
Сохраните  программу. 

4       
компьютер

1.      Напишите программу
для вычисления функции
z=(8-х+у)/3  при х=5, у=3. Сохраните
программу.

2.   Напишите программу для
нахождения площадь круга
 и объёма сферы  ,   при R=15.

3.      Cоставьте программу которая
по теореме Пифагора подсчитает длину гипотенузы по формуле 
a2=b2+c2, где b=4, c=3.

5       
компьютер

1.      Составьте
программу для вычисления периметра и  площади треугольника по формуле Герона
geron1.gif где периметр P =a
+ b + c, где а=1,
b=2, c=3.

2.   Вычислить значение
переменной

3.      Найти среднее
арифметическое трёх чисел 56,72,103 и возвести его в квадрат. 

6       
компьютер

1.      Напишите программу
для вычисления функции 
у = (sin x /2 +cos х/2)2 
при х=0 . Сохраните
программу. 

2.      Составьте
программу подсчитывающую поверхность   пирамиды Р=
d2+2dl

При l=5=constd= 4.  Сохраните
программу.

3.      Найдите целую
часть при делении чисел  212 и 20. И возведите полученный результат в квадрат.

7       
компьютер

1.      Напишите программу
для вычисления функции 
у = sin x +cos х   при х=0 
Сохраните 
программу.

2.      Составьте
программу подсчитывающую объём параллелепипеда
V =b*c*h .

При c=8  h=4= const, 
b= 3.
Сохраните
программу.

3.      Найдите целую
часть при делении чисел  112 и 20. И возведите полученный результат в квадрат.

8       
компьютер

1.      Напишите программу
для вычисления функции
у = 2–cos х при х=0 
Сохраните 
программу.

2.      Составьте
программу подсчитывающую объём куба
V=a3.

Где а = 2.
Сохраните программу.

3.      Найдите остаток от
деления чисел 116 и 20 и извлеките из него квадратный корень.

     
9   компьютер

1.      Напишите программу
для вычисления функции
у = 1.5 sin
x–1 при х=0. 
Сохраните
программу.

2.   Найдите площадь 
прямоугольника 
S ,   при a= const =3, b=8. Сохраните программу.

3.   Напишите программу для
вычисления функции
, при a=3, b=5, c=2, x=1. Сохраните программу.

10   Компьютер

1.      Напишите программу
для вычисления функции
у=х3sin x – 0.5 при х=0  Сохраните  программу.

2.      Напишите программу
для вычисления функции
, при a=3, b=5. Сохраните программу.  

3.      Составьте
программу подсчитывающую поверхность   пирамиды Р=
d2+2dl.

При l=5= constd= 4.   Сохраните
программу

11   компьютер

1.      Напишите программу
для вычисления функции
, при a= -3, b=4,  x=3.  Сохраните  программу.

2.      Составьте
программу для нахождения  пути
S=V*t, если V = const=68, t=5. Сохраните программу.

3.      Найдите площадь
круга 
 ,   при R=15. Сохраните программу.

12компьютер

1.      Напишите программу
для вычисления функции 
, при a=5. Сохраните  программу.

2.   Найдите среднее
геометрическое  двух чисел 
 ,  

при    a= const =16  и b=100. Сохраните
программу.

3.   Напишите программу для
вычисления функции
    при х=1 Сохраните программу.   

Вопросы для
самопроверки.

1.      Как включить
программу TURBO PASCAL ?

2.      Как развернуть
окно программы на весь экран?

3.      Как
откомпилировать программу?

4.      Как прогнать
программу?

5.      С какого оператора
начинается программа?

6.      В какой строчке 
пишется название программы?

7.      Какой оператор
обозначает начало программы?

8.      Как переводится
оператор
writeln?

9.      Для чего он
предназначен?

10. Что пишем в строке var?

11.  Что пишем в строке readln?

12.  Как возвести в квадрат?

13.  Как извлечь корень?

14.  Что  ставим в конце каждой
строчки?

15.  В какой строчке не
ставится ;?

16.  Что нужно написать в
программе чтобы в ответе было не более 6 цифр?

17.  Что ставим в конце
программы?

18.  Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

19.  Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

20.  Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

Лабораторно
– практическое занятие №8.

Тема:
Условный оператор.

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем название
программы на английском языке без пробелов.

var
(переводится, как переменная)
– перечисляем через запятую все
буквы встречающиеся в формуле

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

readln (переводится,
как
читать) – в этой строчке указываем те же буквы что и в строчке
writeln

:=
—  оператор присваивания используется в формулах и
const 

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

Чтобы
в ответе было не больше 6 цифр, и одна цифра после запятой надо писать у:6:1

Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

IF (если) – THEN (то) —  ELSE (иначе). – эти три
оператора пишут всегда вместе, не разделяя их запятой.  

Условный оператор
позволяет продолжить выполнение программы в зависимости от условия различными
способами. Условный оператор записывается так:
IF (если) – THEN (то) —  ELSE (иначе).

Пример: Составьте
программу, которая по заданному количеству лет показывает можно человеку идти
голосовать или нет. Если количество лет
t <14, то сиди дома, иначе голосуй.

program zadaсha1;

var t: integer;

begin

writeln (‘введите ваш возраст’);

readln t;

if  t<14 then writeln (‘вам еще рано голосовать’) 
else writeln (‘вы можете
голосовать ‘);

readln

end.

Нажимаем Ctrl-F9  программа запрашивает ваш
возраст

 задаём возраст и нажимаем
Enter – возвращаемся в
программу. Затем чтобы посмотреть результат нажимаем Alt-F5

1
вариант

Задание 1. Составьте
программу, которая по заданному количеству лет показывает можно человеку идти в
ночной клуб (на дискотеку) или нет. Если количество лет
L<=18, то иди на
дискотеку, иначе сиди дома.

Задание 2. Составьте
программу, которая по заданному количеству присутствующих учеников  определяет
в классе карантин или нет карантина.
b – всего учеников, с – количество присутствующих 
учащихся. Если
bc меньше половины
присутствующих учеников в классе, то в классе карантин, иначе нет карантина.

Задание 3. Составьте
программу, которая по заданному количеству бензина определяет поведение
водителя автомобиля. Если количество бензина
k<=5, то ехать на АЗС, иначе ехать на дачу.

Задание 4. Составьте
программу, которая по заданным сторонам а,
b,c,d определяет
является ли эта фигура квадратом.

Задание 5. 
Используя условный оператор составьте программу, которая по заданному условию
показывает вид осадков. Если
t>=0, то на улице идёт дождь,
иначе пойдёт снег.

2
вариант

Задание 1. Составьте
программу, которая по заданному количеству температуры показывает куда должен
пойти  учащийся  в школу или в больницу. Если
t≤36, то иди в школу, иначе иди к врачу.

Задание 2. Составьте
программу, которая по трём заданным сторонам
a, b, c определяет вид треугольника. Если стороны равны, то
треугольник равносторонний, иначе  треугольник  не равносторонний.

Задание 3. Составьте
программу, которая запрашивает возраст пользователя если возраст больше 16, то
вам пора получать паспорт и вы являетесь гражданином России, иначе еще рано
получать паспорт.

Задание 4.  Составьте
программу которая по заданной температуре определяет вскипел чайник или нет.
Если температура кипения
t>=100, то чайник вскипел,
иначе не докипел. 

Задание 5. 
Составьте программу, которая проверяет знаете ли вы таблицу умножения. Например
для выражения  5*8=?  вы должны ввести ответ. Вы вводите ответ с клавиатуры,
если ответ верен, то выводится на экран фраза «Правильно», иначе «Ты ошибся». 

Вопросы для
самопроверки.

1.      Как включить программу
TURBO PASCAL ?

2.      Как развернуть
окно программы на весь экран?

3.      Как
откомпилировать программу?

4.      Как прогнать
программу?

5.      С какого оператора
начинается программа?

6.      В какой строчке 
пишется название программы?

7.      Какой оператор
обозначает начало программы?

8.      Как переводится
оператор
writeln?

9.      Для чего он
предназначен?

10. Что пишем в строке var?

11.  Что пишем в строке readln?

12.  Как возвести в квадрат?

13.  Как извлечь корень?

14.  Что  ставим в конце каждой
строчки?

15.  В какой строчке не
ставится ;?

16.  Что нужно написать в
программе чтобы в ответе было не более 6 цифр?

17.  Что ставим в конце
программы?

18.  Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

19.  Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

20.  Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

21.  Как 
переводится условный оператор?

Лабораторно
– практическое занятие №9.

Тема: 
Строковые переменные.

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем
название программы на английском языке без пробелов.

var
(переводится, как переменная)
– перечисляем через запятую все
буквы встречающиеся в формуле

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

readln (переводится,
как
читать) – в этой строчке указываем те же буквы что и в строчке
writeln

:=
—  оператор присваивания используется в формулах и
const 

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

Чтобы
в ответе было не больше 6 цифр, и одна цифра после запятой надо писать у:6:1

Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

IF (если) – THEN (то) —  ELSE (иначе). – эти три
оператора пишут всегда вместе, не разделяя их запятой. 

INTEGER
— целочисленные данные, REAL — вещественные данные, STRING – строковые
переменные

Пример: Ежегодно в класс
принимают новых учащихся. Написать программу, выводящую на экран список имён
учеников класса.  Допустим, что Лена, Катя, Антон и Дима- уже учились в классе
и еще трёх человек, имена которых необходимо ввести с клавиатуры Даша, Петя,
Галя  приняли в этот класс недавно.

 

1.      В некоторой школе
начиная с 7 класса учащиеся выбирают группу дополнительных предметов, чтобы
расширить свой кругозор. Допустим, что математика, русский язык, физкультура и
физика обязательные предметы. И еще три предмета необходимо ввести с клавиатуры
самостоятельно. Написать программу, выводящую на экран список всех изучаемых
предметов.

2.      Ассортимент
товаров в магазине стабилен — это хлеб, сыр, молоко, чай. Но с некоторых пор в
продажу поступило еще  пять наименований товаров (их необходимо ввести с
клавиатуры).  Напишите программу выводящую на экран список всех товаров в
магазине. 

3.      Используя условный
оператор напишите программу, которая предлагает перевести слово
Windows на русский язык,
если слово переведено правильно, то программа выводит фразу «Молодец», иначе
выводит фразу «Неправильно»

4.      Используя условный
оператор напишите программу выводящую на экран столицу Японии (Токио). Если
столица указана  правильно, то программа выводит фразу «Молодец», иначе выводит
фразу «Подумай ещё»

Вопросы для
самопроверки.

1.      Как включить
программу TURBO PASCAL ?

2.      Как развернуть
окно программы на весь экран?

3.      Как
откомпилировать программу?

4.      Как прогнать
программу?

5.      С какого оператора
начинается программа?

6.      В какой строчке 
пишется название программы?

7.      Какой оператор
обозначает начало программы?

8.      Как переводится
оператор
writeln?

9.      Для чего он
предназначен?

10. Что пишем в строке var?

11.  Что пишем в строке readln?

12.  Как возвести в квадрат?

13.  Как извлечь корень?

14.  Что  ставим в конце каждой
строчки?

15.  В какой строчке не
ставится ;?

16.  Что нужно написать в
программе чтобы в ответе было не более 6 цифр?

17.  Что ставим в конце
программы?

18.  Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

19.  Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

20.  Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

21.  Как 
переводится условный оператор?

22.  Как обозначаются  целочисленные
данные,  вещественные данные,  строковые переменные?

Лабораторно – практическое занятие №10.

Тема: Циклический
оператор.

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем
название программы на английском языке без пробелов.

var
(переводится, как переменная)
– перечисляем через запятую все
буквы встречающиеся в формуле

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

readln (переводится,
как
читать) – в этой строчке указываем те же буквы что и в строчке
writeln

:=
—  оператор присваивания используется в формулах и
const 

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

Чтобы
в ответе было не больше 6 цифр, и одна цифра после запятой надо писать у:6:1

Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

IF (если) – THEN (то) —  ELSE (иначе). – эти три
оператора пишут всегда вместе, не разделяя их запятой. 

INTEGER
— целочисленные данные, REAL — вещественные данные, STRING – строковые
переменные

Циклический
оператор
FOR  переводится
— для,
TO переводится
–до, записывается   
FOR
i=1 TO N.

Оператор цикла позволяет
один и тот же фрагмент программы выполнить несколько раз. Оператор цикла
записывается так:
FOR (для)  i=1 TO (до)  N, где i – счётчик, который
задаётся в пределах от 1 до
N.

Пример: Напишите программу выводящую на экран
первые десять чисел.

Решение:  в качестве числа берём переменную i задаём её от 1 до 10 в
строчке
For i:=1 to 10 do 

program zadaсha1;

var i: integer;

begin

for i=1 to 10 do;

writeln (i);

readln

end.

Задания для
самостоятельной работы:

1.     
Напишите
программу которая выводит на экран первые десять чисел в обратном порядке.

Задача 1. Найти сумму 10 произвольных чисел. {k- количество введенных чисел}

Program
z1;

Const

N=10;

Var k, x, s: integer;

Begin

k:=0; s:=0;

while k < n do

begin

k:=k+1;

write(‘Введите число’);

readln(x);

s:=s+x;

end;

writeln(‘Сумма чисел равна’,
s);

end.

Задания для
самостоятельной работы:

2.      Найти сумму первых пяти чисел.

3.      Напечатайте
соответствие между весом и фунтом для значений от1 до 10 фунтов (1 фунт =400
грамм)

4.      Напечатать таблицу
перевода расстояний в дюймах в сантиметры (1 дюйм =2,54 см) для значений от1до
10 дюймов.

Вопросы для
самопроверки.

1.      Как включить
программу TURBO PASCAL ?

2.      Как развернуть
окно программы на весь экран?

3.      Как
откомпилировать программу?

4.      Как прогнать
программу?

5.      С какого оператора
начинается программа?

6.      В какой строчке 
пишется название программы?

7.      Какой оператор
обозначает начало программы?

8.      Как переводится
оператор
writeln?

9.      Для чего он
предназначен?

10. Что пишем в строке var?

11.  Что пишем в строке readln?

12.  Как возвести в квадрат?

13.  Как извлечь корень?

14.  Что  ставим в конце каждой
строчки?

15.  В какой строчке не
ставится ;?

16.  Что нужно написать в
программе чтобы в ответе было не более 6 цифр?

17.  Что ставим в конце программы?

18.  Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

19.  Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

20.  Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

21.  Как 
переводится условный оператор?

22.  Как обозначаются  целочисленные
данные,  вещественные данные,  строковые переменные?

Лабораторно
– практическое занятие №11.

Это надо знать:

Ctrl-F9
– (компилировать программу) проверка программы на ошибки.

Alt-F5
– (прогон) просмотр результата  работы программы.

Чтобы развернуть окно программы на весь
экран надо: нажать сочетание клавиш
ALT + ENTER

Основные операторы.

Программа
всегда начинается со слова
program 
(переводится, как программа)
— далее в этой же строчке пишем
название программы на английском языке без пробелов.

var
(переводится, как переменная)
– перечисляем через запятую все
буквы встречающиеся в формуле

begin (переводится, как начать)– начало программы

writeln
(переводится, как написать или писать) – этот оператор
выводит на экран все что написано в кавычках(‘
vvedite znachenie a,b,c’).

readln (переводится,
как
читать) – в этой строчке указываем те же буквы что и в строчке
writeln

:=
—  оператор присваивания используется в формулах и
const 

В
конце каждой строчки ставим —  ; кроме сточки
begin.

В
конце программы ставим —  
end.

Чтобы
в ответе было не больше 6 цифр, и одна цифра после запятой надо писать у:6:1

Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

IF (если) – THEN (то) —  ELSE (иначе). – эти три
оператора пишут всегда вместе, не разделяя их запятой. 

INTEGER
— целочисленные данные, REAL — вещественные данные, STRING – строковые
переменные

Циклический
оператор
FOR  переводится —
для,
TO переводится
–до, записывается   
FOR
i=1 TO N.

Функции
дающие целый результат

Trunс (a)

Выделение целой
части числа а

Round
(a)

Округление а до
целого числа

Succ
(a)

Следующее число
за а

Pred(а)

Предыдущее число
перед а

Int
(a)

Выделяет целую
часть числа а

1.      Составьте
программу для деления чисел 10 на 3 и выделите из  результата  целую часть.

2.      Составьте
программу для деления чисел 25 на 9 и округлите результат до целого числа.

3.      Составьте
программу показывающую следующее и предыдущее число от вашего возраста.

4.      Составьте
программу деления чисел 10 на 3 и  выделите целую часть полученного числа.

5.      Составьте
программу, которая проверяет знаете ли вы таблицу умножения. Например: для
выражения  5*8=?  вы должны ввести ответ с клавиатуры (40), если ответ верен,
то выводится на экран фраза «Правильно», иначе «Ты ошибся».  (Введите
переменную — у)

Вопросы для
самопроверки.

1.      Как включить
программу TURBO PASCAL ?

2.      Как развернуть
окно программы на весь экран?

3.      Как
откомпилировать программу?

4.      Как прогнать
программу?

5.      С какого оператора
начинается программа?

6.      В какой строчке 
пишется название программы?

7.      Какой оператор
обозначает начало программы?

8.      Как переводится
оператор
writeln?

9.      Для чего он
предназначен?

10. Что пишем в строке var?

11.  Что пишем в строке readln?

12.  Как возвести в квадрат?

13.  Как извлечь корень?

14.  Что  ставим в конце каждой
строчки?

15.  В какой строчке не
ставится ;?

16.  Что нужно написать в программе
чтобы в ответе было не более 6 цифр?

17.  Что ставим в конце
программы?

18.  Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

19.  Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

20.  Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

21.  Как 
переводится условный оператор?

22.  Как обозначаются  целочисленные
данные,  вещественные данные,  строковые переменные?

23.  Какая функция используется
для вывода следующего числа и предыдущего числа.

24.   Какая функция
используется для вывода для выделения целой части числа и округления до  целого
числа.

Лабораторно
– практическое занятие №12.

Задание №1

1.      Составьте
программу, которая выбирает наименьшее из двух данных чисел.

2.      Найдите целую
часть при делении чисел  112 и 20. И возведите полученный результат в квадрат.

3.            
Используя
условный оператор составьте программу, которая вычисляет у какой фигуры площадь
больше: круга или трапеции. При  радиусе круга
r=3 и сторонах трапеции  основание m=2, n=4,  высота z=3 .

Задание №2

1.      Используя условный
оператор составьте программу, которая вычисляет у какой фигуры площадь больше:
прямоугольника или трапеции. При  сторонах прямоугольника
b=3, c=4 и сторонах трапеции 
основание
m=2, n=4,  высота z=3.

2.      Cоставьте программу,
которая показывает предыдущее и последующее число  заданного вами.  

3.      Найдите остаток от
деления чисел 116 и 20 и извлеките из него квадратный корень.

Задание №3

1.      Составьте
программу показывающую следующее и предыдущее число от вашего возраста.

2.      Составьте
программу деления чисел 100 на 3 и  выделите целую часть полученного числа.

3.      Используя условный
оператор составьте программу, которая вычисляет у какой фигуры площадь больше:
ромба или параллелограмма. При  стороне ромба
d=3 h=4 и стороне параллелограмма  основание w=4 и высота v=5.

Задание №4

1.     
Дано
квадратное уравнение
y=a*x2+b*x+c, известны коэффициенты a, b, с вычислить корни квадратного уравнения. где дискриминант Входные данные: a=1, b=2, c=3. Выходные
данные:
 
x1, x2.

2.      Используя условный
оператор составьте программу, которая вычисляет у какой фигуры площадь больше:
круга или квадрата. При  радиусе круга
r=3 и сторона квадрата a=4.

3.      Напишите
программу для вычисления среднего арифметического двух 25 и 35 чисел по формуле
.

Задание №5

1.      Составьте
программу которая показывает чей возраст больше – возраст учителя или возраст
ученика.

2.      Напишите
программу для вычисления среднего геометрического  двух чисел 16 и 100 по
формуле
 , где n
– количество чисел.

3.      Найдите
остаток от деления чисел 24 и 5и извлеките из него квадратный корень.

Задание №6

1.   
Зная
длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.
Пусть 
a, b, c — длины сторон треугольника. Необходимо найти S — площадь треугольника, P — периметр. Для нахождения площади можно воспользоваться формулой ГеронаФормула Герона Где r=Р/2 полупериметр, Р=(a+b+c) периметр . Входные данные: a=1, b=2, c=3. Выходные
данные:
 
S, P.

2.                 
Найдите
целую часть при делении чисел  70 и 25. И возведите полученный результат в
квадрат.

3.                 
Напишите
программу для вычисления среднего арифметического пяти чисел 1, 5, 10, 12 ,8 по
формуле

Задание №7

1.     
Известны
плотность и геометрические размеры цилиндрического слитка, полученного в
металлургической лаборатории. Найти объем, массу и площадь основания слитка по
формулам:
. где R — радиус основания
цилиндра, 
h — высота цилиндра, р-
плотность материала слитка. Входные
данные:
 
R=5, h=10, р (алюминия)= 2700 кг/м3. Выходные данные: m , V, S.

2.      Напишите программу
для вычисления среднего геометрического  двух чисел  4 и  100, по формуле
 , где n – количество чисел.

3.      Найдите целую
часть при делении чисел  212 и 20. И возведите полученный результат в квадрат.

Задание №8

1.     
 Заданы
длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы,
площадь треугольника и величину его углов, по формулам
       Входные данные: a=1, b=2 — длины катетов. Выходные данные: с — длина гипотенузы, S — площадь треугольника, ,  — углы.

2.      Найдите
остаток от деления чисел 116 и 20 и извлеките из него квадратный корень.

3.   Найти
среднее арифметическое трёх чисел 56,72,103 по формуле
и возведите его в квадрат. 

Задание №9

1.      Используя условный
оператор напишите программу, которая предлагает перевести слово
Windows на русский язык,
если слово переведено правильно, то программа выводит фразу «Молодец», иначе
выводит фразу «Неправильно».

2.      Составьте программу
для деления чисел 100 на 33 и выделите из  результата  целую часть.

3.      Составьте
программу число среднее арифметическое возраста ваших родителей по формуле
где n – количество чисел.

Задание №10

1.      Используя условный
оператор напишите программу выводящую на экран столицу Японии (Токио). Если
столица указана  правильно, то программа выводит фразу «Молодец», иначе выводит
фразу «Подумай ещё».

2.      Составьте
программу для деления чисел 213 на 20 и округлите результат до целого числа.

3.      Составьте программу,
которая выбирает наименьшее из двух данных чисел.

Задание №11

1.      Составьте
программу деления чисел 213 на 20 и  выделите целую часть полученного числа.

2.      Составьте
программу, которая проверяет знаете ли вы таблицу умножения. Например: для
выражения  7*8=?  вы должны ввести ответ с клавиатуры (56), если ответ верен,
то выводится на экран фраза «Правильно», иначе «Ты ошибся».  (Введите
переменную — у)

3.      Используя условный
оператор составьте программу, которая вычисляет у какой фигуры площадь больше:
прямоугольника или квадрата. При  стороне квадрата
a=4, сторонах
прямоугольника с
=3 и b=4.

Задание №12

1.      Составьте
программу показывающую следующее и предыдущее число от вашего возраста.

2.      Используя условный
оператор напишите программу, которая предлагает  назвать столицу России, если
слово названо правильно, то программа выводит фразу «Молодец», иначе выводит
фразу «Неправильно».

3.      Используя условный
оператор составьте программу, которая вычисляет у какой фигуры площадь больше:
круга или треугольника. При  радиусе круга
r=3 и сторонах треугольника основание x=4 и высота y=3.

Формулы площадей
фигур.

Площадь квадрата

K=a2

Площадь
прямоугольника

P=c*b

Площадь круга

S=π*r2

Площадь ромба

R=d*h

Площадь
треугольника

T=½*x*y

Площадь
параллелограмма

L=w*v

Площадь трапеции

C=

Вопросы для
самопроверки.

1.      Как включить
программу TURBO PASCAL ?

2.      Как развернуть
окно программы на весь экран?

3.      Как
откомпилировать программу?

4.      Как прогнать
программу?

5.      С какого оператора
начинается программа?

6.      В какой строчке 
пишется название программы?

7.      Какой оператор
обозначает начало программы?

8.      Как переводится
оператор
writeln?

9.      Для чего он
предназначен?

10. Что пишем в строке var?

11.  Что пишем в строке readln?

12.  Как возвести в квадрат?

13.  Как извлечь корень?

14.  Что  ставим в конце каждой
строчки?

15.  В какой строчке не
ставится ;?

16.  Что нужно написать в
программе чтобы в ответе было не более 6 цифр?

17.  Что ставим в конце
программы?

18.  Как
подсчитать среднее арифметическое 2 чисел?

19.  Как
подсчитать среднее арифметическое 5 чисел?

20.  Как
подсчитать среднее геометрическое  2 чисел?

21.  Как 
переводится условный оператор?

Пишем первую программу

В этом посте мы напишем с Вами первую программу на языке Турбо-Паскаль, и полностью разбирём её. А так-же установим сам язык программирования паскаль на Windows 10.

Скачиваем и устанавливаем приложение

Скачать Turbo Pascal для Windows 10,8,7,XP:

Версия x32:

Скачать “Версия x32 | Turbo Pascal 7.1”

turbo_pascal7.1×32.rar – Загружено 21748 раз – 1,70 МБ

Версия x64:

Скачать “Версия x64 | Turbo Pascal 7.1”

turbo_pascal7.1×64.rar – Загружено 64844 раза – 3,78 МБ

Когда вы выбрали нужный вам файл, его нужно установить:

  1. Распаковываем архив.
    • Для системы x32: установочного файла нет — после извлечения архива, зайдите в папку BIN и запускайте Turbo.exe.
    • Для системы x64: после распаковки — запустите установочный файл. Turbo Pascal установится на вашу систему — на рабочем столе появится ярлык для запуска программы.
  2. Установка завершена.

Вы можете скачать сборку (среда программирования и задачник) PascalABC.NET которая до сих пор поддерживается и обновляется.

Скачать “PascalABCNET”

PascalABCNETSetup.zip – Загружено 5265 раз – 19,21 МБ

Более подробно об этой вресии можно почитать на сайте авторов.

Ничего сложного, как видите нет. После установки Turbo Pascal, мы можем начать писать нашу первую программу.

Текст Вашей первой программы приведен ниже. Наберите его в окне программы о котором мы говорили в предыдущем посте, стараясь не допускать ошибок.

Пример 1

PROGRAM Prog1;

uses Crt;

var

Name: string[20];

BEGIN

ClrScr;

write(‘Введите, пожалуйста, Ваше имя: );

readln(Name);

writeln(‘Здравствуйте, , Name);

readln;

END.

Что же делает эта программа?

Для того чтобы узнать это, нужно откомпилировать ее и запустить. Посмотрите на строку подсказки и Вы сразу же вспомните, что откомпилировать программу можно нажав клавишу F9 (или Alt+F9). Откомпилируйте сей шедевр, сохраните его на всякий случай (F2) и запустите на выполнение. Запустить программу можно через меню Run|Run или нажав клавишу Ctrl+F9.

Если программа была набрана правильно, то после запуска она попросит Вас ввести Ваше имя. Наберите имя и нажмите Enter. Теперь программа поприветствует Вас лично. В данный момент экран Вашего компьютера должен выглядеть примерно так, как изображено ниже на рисунке.

Чтобы вернуться к окну с текстом программы, нажмите Enter.

Первая порграмма написанная на языке программирования TurboPascal

Посмотрите ещё программы на паскале, которые мы разбирали в других статьях: про типы данных языка паскаль, про логический оператор IF, про опертор FOR. На нашем сайте ещё много написанных программ на паскале.

Разберём нашу первую программу на Паскаль

Попробуем разобраться в скрытом смысле каждой строки нашей программы.

Первая строка программы начинается зарезервированным словом PROGRAM и содержит объявление имени программы: наша программа имеет имя Prog1. На самом деле, объявление имени программы необязательно, поэтому в дальнейшем эту строку мы будем опускать.

Первая строка заканчивается разделителем точкой с запятой. Этот разделитель в языке Турбо-Паскаль показывает конец оператора или описания. Использование разделителя позволяет помещать в одной строке несколько различных операторов, но делать это не рекомендуется во избежание лишних ошибок.

Вторая строка программы содержит объявление используемых модулей. Модуль – это дополнительный файл, который содержит процедуры, выполняющие действия, не предусмотренные стандартными операторами языка. В данной программе, например, для очистки экрана используется процедура ClrScr из модуля Crt. Позднее мы будем использовать и другие процедуры из этого модуля, а также процедуры из других модулей. Их описание будет рассматриваться далее.
Обратите внимание на то, что зарезервированное слово uses должно следовать сразу же за объявлением имени программы или, если таковое отсутствует, в самом начале программы.

В третьей строке Вы видите единственное слово var, означающее, что далее будут описаны одна или несколько переменных. Переменными в языке называют «ячейки» памяти, которые могут хранить какоенибудь значение. Описать переменную в Турбо-Паскале – значит указать ее имя и тип.

В следующей строке программы описана переменная по имени Name. После двоеточия указан ее тип: string[10]. Это означает, что в программе будет использоваться переменная Name является строкой из десяти символов.

Как видите, все четыре первые строки программы не связаны с какими либо действиями: они только содержат всякую информацию о самой программе и использующихся в ней объектах. Эта часть программы называется разделом описаний.

Слово BEGIN, которое содержится в следующей строке программы, указывает на начало следующей части программы – раздела операторов. В этом разделе описываются последовательно все действия, которые должна выполнять программа. Раздел операторов является обязательным. В нашей программе этот раздел состоит из следующих пяти операторов.

  1.  Оператор

    на самом деле является процедурой, которая находится в модуле Crt. Как было сказано выше, эта процедура выполняет очистку экрана.

  2.  Оператор

    write(‘Введите, пожалуйста, Ваше имя: );

    выводит на экран монитора сообщение, указанное в скобках. Обратите внимание на то, что сообщение должно быть заключено в одинарные кавычки.

  3. В следующей строке осуществляется ввод значения переменной Name с помощью оператора readln:

    При выполнении этого оператора программа ожидает, пока пользователь введет какое-нибудь значение, а затем запоминает его в переменной, имя которой указано в скобках.

  4. writeln в паскале это:

    writeln(‘Здравствуйте, , Name);

    также как и описанный выше оператор write, выводит сообщение на экран монитора. Но в данном случае сообщение состоит уже из двух частей (вообщето, их может быть сколько угодно): текста ‘Здравствуйте, ’ и того текста, который ввел пользователь в предыдущей строке программы (содержимого переменной Name). В нашем случае переменная Name содержит строку символов ‘Александр’, и в результате выполнения этого оператора на экран выводится сообщение ‘Здравствуйте, Александр’.

  5.  Последний оператор программы

    является маленькой хитростью. Как Вы, вероятно, заметили, этот оператор аналогичен оператору, с помощью которого мы вводим значение переменной. Но в данном случае переменная не указана. Чего же тогда ожидает этот оператор? Все очень просто: этот оператор ждет, когда пользователь введет хоть чтонибудь, ну или просто нажмет Enter. Попробуйте удалить его. И запустите программу. Сразу же после ввода имени Вы окажетесь в окне редактора: программа отработала, сделала все, что должна была и вернула нас туда, откуда мы вышли. Чтобы просмотреть теперь результаты работы программы, нужно нажать Alt+F5. А можно сделать проще: заставить программу не заканчиваться, пока мы не нажмем Enter. Тут-то нам и помог этот замечательный оператор.

Последняя строка программы содержит слово END с точкой, которое, также как и BEGIN, является обязательным для каждой программы. Точка оповещает компилятор о конце программы.

Осталось только пояснить одну тонкость: отличие оператора write от оператора writeln: при выводе на экран какой либо информации с помощью оператора writeln курсор автоматически переходит на новую строку, при использовании оператора write – остается в том месте, где закончился вывод. Посмотрите ниже на рисунке: так будет выглядеть экран при работе нашей программы, если оператор write заменить на оператор writeln.

Результаты работы измененной программы примера №1

Запомните! Любая программа содержит два раздела: раздел описаний и раздел операторов.

PROGRAM Prog1;

  { Раздел описаний }

BEGIN

  { Раздел операторов }

END.

Слова PROGRAM, BEGIN и END выделяют эти две части в программе. При этом объявление имени программы в первой строке не является обязательным. Чего нельзя сказать о словах BEGIN и END.

Такая структура обязательна для любой программы, такие уж требования у Турбо-Паскаля.

Все объекты, используемые в программе (переменные, модули и т.д.) должны быть сначала описаны в разделе описаний. Если в программе не используются никакие объекты, то раздел описаний будет отсутствовать. Получается, что самая короткая программа на языке Турбо-Паскаль выглядит так:

Вот мы и разобрали нашу первую программу. Если Вам что-то показалось сложным или непонятным, не расстраивайтесь – дальше будет подробно рассмотрено множество программ на паскале. Главное – не бойтесь, пробуйте творить сами, изменяйте приведенные примеры и смотрите, к каким результатам это приведет…

Новости

Программы   

Turbo Pascal 

Игры

Документация   

Странности

FAQ

Ссылки

Форум

Гостевая
книга

Рассылка

Благодарности

Об авторе



Ваша первая программа




Для знакомства с языком Турбо Паскаля попробуем составить несложную
программу, осуществляющую вывод какого-либо сообщения на экран ПК. Пусть это
будет фраза «Я программирую на Турбо Паскале». Вот возможный вариант такой
программы:

Пример 2.1

Program My_First_Program;

const

Text = ‘Я программирую на Турбо Паскале’; 

begin

WriteLn(Text);

end.

Прежде всего проанализируем форму представления текста. В программе шесть
строк. Строки программы обычно выделяют некоторые смысловые фрагменты текста и
могут не связываться с конкретными действиями в программе: расположение текста
программы по строкам — дело вкуса программиста, а не требование синтаксиса
языка. Ту же программу можно было бы написать, например, так:

Program My_First_Program; const Text =

‘Я программирую на Турбо Паскале’;begin
WriteLn(Text); end.

В отличие от некоторых других языков программирования пробел в языке Турбо
Паскаль используется как разделитель отдельных конструкций языка, поэтому
программа

PROGRAMMy_First_Program;constText=

‘Я программирую на Турбо Паскале’;BEGINWriteLn(Text);end.

будет неверной.

В Турбо Паскале игнорируется различие в высоте букв (заглавные или строчные),
если только это не связано с текстовыми константами. Начало программы могло бы,
например, выглядеть так:

program my_first_program; 

Теперь о смысле отдельных строк. Первая строка

Program My_First_Program;

начинается словом Program и содержит объявление имени программы. Слово
Program зарезервировано в Турбо Паскале, т.е. не может использоваться ни в каких
иных целях, кроме как для объявления имени программы. В Турбо Паскале имеется
множество зарезервированных слов (см. гл.З). Любое из них нельзя использовать в
качестве идентификатора (имени) какого-либо объекта программы — переменной,
константы и т.д. Замечу, что редактор среды Турбо Паскаля обычно выделяет
зарезервированные слова цветом. В связи с этим в тексте книги эти слова выделены
жирным шрифтом. Поскольку имя программы никак в дальнейшем не используется,
требование его объявления кажется излишним. В Турбо Паскале можно опускать
объявление имени оператором Program без каких-либо последствий для программы.

В рассматриваемом примере имя My_First_Program есть не что иное, как
английская фраза «Моя Первая Программа», но только написанная без пробелов —
пробел является разделителем и не может использоваться произвольно (вместо
пробелов в идентификаторах разрешается использовать символ подчеркивания).

Первая строка заканчивается особым разделителем — точкой с запятой. Этот
разделитель в языке Турбо Паскаль отмечает конец оператора или описания.
Использование особого разделителя позволяет располагать несколько операторов на
одной строке.

Вторая строка

const

содержит единственное зарезервированное слово const, означающее, что далее
будут описаны одна или несколько констант (CONSTants —
константы). Константами в
языке считаются такие объекты программы, которые не могут изменять своего
значения. В отличие от многих других языков программирования, константа в Турбо
Паскале может иметь собственное имя, что соответствует принятой в научных и
инженерных расчетах практике именования часто используемых констант. Например,
со школы мы помним о существовании константы п—3.14159265. При обработке
программы имя константы pi будет заменяться компилятором на ее значение.Описать константу в Турбо Паскале — значит указать ее имя и значение. Такое
указание содержится в третьей строке

Text = ‘Я программирую на Турбо Паскале’;

в которой константе с именем Text присваивается в качестве значения строка
символов «Я программирую на Турбо Паскале».

В Турбо Паскале могут использоваться константы разного типа — целые или
вещественные числа, символы, строки символов, массивы и т.д. Признаком того, что
Text является константой типа строка символов, служат два апострофа, обрамляющих
строку, причем сами апострофы этой строке не принадлежат, а лишь указывают
компилятору на то, что все заключенные в них символы следует рассматривать как
единое целое — текстовую константу. Если понадобится включить сам апостроф в
текстовую константу, достаточно его написать дважды подряд. Например, описание

Text = ‘Турбо’ ‘Паскаль’;

создаст константу со значением

Турбо’Паскаль

Все три первые строки не связаны с какими-либо конкретными действиями при
работе программы. Они сообщают компилятору некоторые сведения о самой программе
и использующихся в ней объектах. Эта часть программы называется разделом
описаний. Зарезервированное слово begin в четвертой строке сигнализирует
компилятору о начале другой части программы — раздела операторов. В нашем
примере этот раздел содержит оператор

WriteLn(Text);

который, собственно, и выводит сообщение на экран компьютера.

Завершает всю программу зарезервированное слово end с точкой. Точка оповещает
компилятор о конце текста программы. За сочетанием end. можно размещать какой
угодно текст — он не будет обрабатываться компилятором.

Перед тем как попробовать откомпилировать и исполнить нашу программу, обсудим
ее единственный исполняемый оператор

WriteLn(Text);

Любопытно, что в Паскале вообще и Турбо Паскале, в частности, нет специальных
операторов ввода-вывода. Для обмена информацией с окружающим миром в программах,
написанных на языке Турбо Паскаль, используются специальные стандартные
процедуры. Таким образом, по своей сути оператор

WriteLn(Text);

является оператором обращения к встроенной процедуре вывода данных (свое
название она получила от WRITE LiNe — записать строку).

Понятие процедуры (см. гл.8) — одно из центральных понятий Турбо Паскаля.
Процедура — это некоторая последовательность операторов, к которой можно
обратиться по имени. Всякий раз, когда мы называем в операторе имя процедуры,
инициируется последовательность запрограммированных в ней действий.

Процедура WriteLn относится к стандартным или встроенным процедурам Турбо
Паскаля. Стандартная процедура не нуждается в предварительном описании, она
доступна любой программе, в которой содержится обращение к ней. Разница между
оператором вывода и обращением к процедуре вывода состоит в том, что имя
процедуры вывода, как и любой другой процедуры Турбо Паскаля, не является
зарезервированным словом, а следовательно, пользователь может написать свою
собственную процедуру с именем
WriteLn. Впрочем, эта возможность для большинства
пользователей остается лишь языковой тонкостью и очень редко используется на
практике.

Процедура WriteLn — одна из немногих процедур Турбо Паскаля, при обращении к
которым допускается использование произвольного числа параметров. Параметры
передаются процедуре в виде списка, располагающегося в круглых скобках сразу за
именем процедуры. В нашем примере процедуре передается единственный параметр
-константа Text. Как мы увидим дальше (см. гл.5), самым первым параметром при
обращении к процедуре
WriteLn можно указать адрес приемника информации — устройство или дисковый файл, в который направляется вывод. Таким способом
программист может легко переадресовать вывод данных. Если, как это сделано в
нашем примере, адрес вывода не указан, вывод направляется на экран дисплея.

Анализируя всю программу в целом, мы обнаружим, что четыре использовавшихся в
ней слова (Program, const, begin и end) являются зарезервированными. Слово
WriteLn, как уже отмечалось, не относится к зарезервированным, но вряд ли может
возникнуть необходимость переопределить его, так как в этом случае программа
лишится мощного и удобного средства вывода данных. Два слова My_First_Program и
Text служат идентификаторами (именами) некоторых объектов программы. Программист
может использовать в качестве идентификаторов любые последовательности символов,
которые удовлетворяют следующим ограничениям:

Как и всюду в программе, в идентификаторах игнорируется разница в высоте
букв, поэтому, например, идентификаторы Text, text и TEXT с точки зрения
компилятора идентичны.

Теперь попробуйте выполнить программу. Для этого после набора ее текста
нажмите Ctrl-F9. Если Вы не ошиблись при вводе текста, то спустя несколько
секунд заметите быструю смену изображений на экране: сразу после загрузки
программы Турбо Паскаль очищает экран, предоставляя его в распоряжение
работающей программы пользователя. Такой экран называется окном программы. После
завершения прогона (работа программы часто называется ее прогоном) на экране
вновь появится окно редактора с текстом программы. Если Вы не успели разглядеть
изображение окна программы, нажмите Alt-F5. После нажатия на любую клавишу среда
вернет экран в режим воспроизведения окна редактора.

Перед тем, как двигаться дальше, полезно подробнее ознакомиться с некоторыми
возможностями среды Турбо Паскаля. Нажмите клавишу
F10, чтобы перейти к режиму
выбора из главного меню, подведите указатель к опции
Debug (отладка) и нажмите
клавишу Enter — на экране раскроется меню второго уровня, связанное с этой
опцией. Новое меню как бы «выпало» из верхней строки, поэтому такое меню часто
называют выпадающим. Отыщите в новом меню опцию
Output (вывод программы),
подведите к ней указатель и нажмите клавишу
Enter еще раз. На экране вновь
появится окно программы, но оно уже не будет исчезать после нажатия на любую
клавишу — экран будет связан с этим окном постоянно. Теперь добьемся того, чтобы
на экране демонстрировались два окна одновременно: вновь нажмите клавишу
F10,
выберите Window, нажмите клавишу Enter, подведите указатель к опции

Tilе
(черепица) и нажмите клавишу Enter еще раз. Если все сделано правильно,
экран приобретет вид, показанный на рис.2.1.

Рис. 2.1. Вид экрана с окнами редактора и программы

Двойная рамка, очерчивающая окно программы, свидетельствует о том, что именно
это окно активно в данный момент. Сделаем активным окно редактора: нажмем
клавишу Alt и, не отпуская ее, — клавишу с цифрой 1 (окно редактора имеет номер
1, окно программы — номер 2, см. верхние правые углы рамок на рис.2.1). Теперь
все готово к дальнейшим экспериментам с программой.

Попробуем изменить выводимый на экран текст. Например, уберем в конце
треть-ей строки точку с запятой и отредактируем ее таким образом:

Text = ‘я учусь программировать на турбо паскале’

Если Вы запустите программу вновь, нажав клавиши Ctrl-F9, компилятор сообщит:

Error 85: «;» expected. (Ошибка 85: Отсутствует «;».),

а редактор установит курсор на первый символ слова begin, показывая то место,
где при разборе текста обнаружена ошибка (разделитель «;» может отделять от
конца оператора сколько угодно пробелов; компилятор пропускает эти пробелы в
поисках разделителя до тех пор, пока не обнаружит зарезервированное слово, — вот
почему курсор стоит не в конце строки с объявлением константы, а перед словом
begin). Исправьте программу — поставьте в конце третьей строки разделитель «;» и
вновь запустите счет. На этот раз все пройдет нормально, но вывод программы
изменится, и в окне программы появится текст

я учусь программировать на турбо паскале

Этот текст строго соответствует заданному в текстовой константе набору
символов, поэтому в нем отсутствуют прописные буквы.


 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Посудомоечная машина бош ошибка е23 как исправить ошибку
  • Как найти спикера для вебинара
  • Как найти суррогатную мать без посредников
  • Как на госуслугах найти получение прав
  • Как найти наименьший четный элемент массива