Как составить программу для воспитателей

     В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона   «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.

    Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа — разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) . 

2) Образовательная программа ДОУ — управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Закон «Об образовании в Российской Федерации»  ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

 Педагогические работники обязаны:

 осуществлять свою деятельность на высоком профессиональ­ном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподавае­мых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа

может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой

дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки  России от 17.10.2013г. N 1155 (далее — ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может  корректировать все структурные элементы рабочей программы с  учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Дошкольном образовании модель рабочей программы должна  представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических  условий являются:

• содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;

• организационные (формы организации различных видов деятельности);

• технологические (принципы, методы, приемы);

• материально-технические (предметно-развивающая среда);

• социокультурные (взаимодействие с родителями,  социальными партнерами различных социокультурных институтов);

• контрольно-диагностические.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

Форма написания рабо­чей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, раз­работанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особен­ностей детей.

Рабочая программа – документ конкретной образовательной организации, разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой) на основе основной образовательной программы образовательной организации, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. В тоже время рабочая программа — инструмент, с помощью которого воспитатель определяет оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса  в соответствии с  ФГОС ДО. Кроме того, в ФГОС ДО  в пункт 2.9 и 2.10.  (раздел II) указано, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»

Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации,  авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).

В соответствии с пунктом 2.11,  2.11.1, 2.11.2., 2.11.3  (раздел II) ФГОС ДО:

1.     Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

2.     Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

3.     Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

4.     Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Примерные структурные элементы рабочей программы.

Титульный лист

Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:

¾   возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;

¾   цель (с учетом требований ФГОС ДО);

¾   задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с уче­том требований ФГОС ДО);

¾   срок реализации;

¾   основные принципы (можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО);

¾   ожидаемые результаты реализации программы (так же можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО), удобнее будет описать их в таблице.(Приложение № 2)

Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)

Данный раздел — составная часть комплексно-тематического плани­рования, представленного в основной образовательной программе образовательной организации. Он может быть представлен в виде таблицы.

В комплексно — тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение учебных часов (дней, недель) по разделам и тема. Указываются формы работы с детьми, итоговое мероприятие. Возможно использование таблицы.(Приложение № 3)

Содержание программы (текст или таблица)

В данном разделе представляются режим дня, учебный план, распи­сание занятий (согласно нормативным документам), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специ­фики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Планируемые результаты освоения программы

Условия реализации рабочей программы:

¾   материально-техническое оснащение;

¾   учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, для родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски,  дидактический материал, документация).

Приложения к программе, где могут быть представлены следующие материалы:

¾   конспекты (сценарии) различных форм образовательной дея­тельности;

¾   описание игр и игровых упражнений;

¾   сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;

¾   сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитан­ников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;

¾   визуальные средства информации (дети — родители — педагоги) ит.д.

Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Оформление рабочей программы

Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта

14, межстрочный интервал 1,5, переносы в тексте не ставятся,

выравнивание по ширине, абзац 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. На титульном листе указывается:

Учредитель; № протокола, дата заседания ПС; дата согласования с зам. заведующего по ВМР; № и дата приказа заведующего ДОУ. Название Программы; адресность (возрастная группа, возраст детей); сведения об авторе (должность, ФИО), год составления Программы.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Утверждение рабочей программы

Утверждение Программы  происходит следующим образом:

-обсуждение на заседании методического объединения, и согласование с зам.заведующего по ВМР;

-утверждение Программы заведующим ДОУ.

-При несоответствии Программы установленным Положением требованиям (каждое ДОО разрабатывает свое Положение о Рабочей программе педагога), заведующий ДОУ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Материал подготовлен на основании:

1.      Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

2.      Письма Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

3.      Федерального закона  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (Документ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 99-ФЗ).

Консультация
для воспитателей

«Методические
рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ»

Подготовила:
воспитатель Филатова Т.В.

Современные требования определяют новое представление
о содержании и организации образовательного процесса в дошкольной организации,
ориентированного на личность воспитанника.

Новая модель предполагает составление рабочих программ
воспитателей по каждой возрастной группе с учетом их развития. Сегодня мы
рассмотрим вопрос создания рабочих программ педагогами дошкольных организаций.

Цель разработки рабочих программ: создание условий для
эффективного планирования, организации, управления
воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации
образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа является индивидуальной для каждого
педагога, поскольку только программируемая деятельность может быть
контролируемой, подобные программы являются основанием для оценки
компетентности и вклада каждого педагога в реализацию образовательной программы
ДОУ.

Рабочая программа является средством для
организации образования педагога, стержнем и  вектором его
собственной образовательной траектории.

Рабочая программа является нормативным документом и
утверждается руководителем дошкольного учреждения. Нормативно-правовым
основанием для написания программы
является ФЗ
«Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 –Статья 2
и Статья 48.  Структура и
содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов,
утвержденных на федеральном уровне (ФГОС ДО от 01.01.2014).

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ
образовательного учреждения, характеризующий систему организации
образовательной деятельности педагога. Статья 48. Обязанности и ответственность
педагогических работников

Педагогические
работники обязаны:

осуществлять
свою деятельность на высоком профессиональном уровне,

обеспечивать
в полном объеме реализацию ООП ДОУ (модуля – возрастная группа) в соответствии
с утвержденной личной рабочей программой.

Рабочая программа
показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и
особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную
педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочие программы
представляют собой индивидуальную трактовку и траекторию реализации
основной образовательной программы
в деятельности каждого педагога.

Рабочая программа даёт возможность учитывать
специфику состава детей
конкретной группы. Каждая рабочая программа уникальна как своеобразная
образовательная среда каждой конкретной возрастной группы детского сада.

Наличие определённых
специалистов, система взаимодействия с ними в данном ДОУ так же влияют на
содержание программы. РП определяет и отражает особенности взаимодействия
педагога с воспитанниками и их родителями, отношения между сверстниками.

Выделение образовательных
областей в образовательной программе  и
специализация деятельности каждого педагога в ДОУ позволяет регламентировать
содержание образования как на уровне всего образовательного учреждения, так и в
деятельности конкретного педагога.

Педагог,
приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее
структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и
быть способным: 

— анализировать собственную деятельность в
контексте современного этапа развития ДО,

— определять направленность рабочей программы, ее
назначение и функции; 

грамотно выбирать форму предъявления содержания
рабочей программы,

 -учитывать педагогические
технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах; 

— представлять прогнозируемые результаты
реализации рабочей программы. 

Рабочая программа для педагога есть обязательный к
разработке и исполнению нормативный документ
. Рабочие
программы необходимо иметь педагогам всех возрастных групп и специалистам.
Задача руководителя и педагогов дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы
своевременно определить и соотнести особенности деятельности учреждения в целом
(Устав ДОУ, образовательная программа ДОУ), и деятельности отдельных педагогов
отражающих в рабочей программе ценности, цели, реализуемое вариативное
содержание и средства образования.

Рекомендации
по составлению рабочих учебных программ:


программы необходимо составлять  с учетом приоритетов в направлении работы
педагога, уровня развития детей группы.


структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции
образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех
участников процесса и мотивации ребёнка


все содержание программы по компонентам должно находить свое отражение в
задачах, плане, мониторинге, литературе.

Педагоги высшей и первой категории составляют
программу самостоятельно, а педагоги второй и без категории под руководством
старшего воспитателя.
Рабочая программа для педагога есть обязательный к
разработке и исполнению нормативный документ.

Требования к оформлению рабочих программ соответствуют
основным требованиям оформления документов (шрифт, кегль, абзац, поля, формат)

Текст
набирается в редакторе WordforWindows шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14,

-межстрочный
интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине,
абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка


оформление Заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word,
листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Программа
прошивается, страницы нумеруются, скрепляется печатью
образовательного
учреждения и утверждается приказом руководителя ДОУ. Титульный лист считается
первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. Список литературы
строится в алфавитном порядке и в соответствии  ГОСТ,  Допускается
оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной
области.  

Так
как Рабочая программа является нормативным актом, для ее составления на уровне
ДОО разрабатывается положение о рабочей программе, которое является локальным
актом.

Рабочая программа разрабатывается и рекомендуется для
принятия на педагогическом совете ДОУ до 1 сентября. Утверждение Рабочей
программы заведующим ДОУ  осуществляется до 1 сентября текущего учебного
года. Оригинал Рабочей программы, утвержденный заведующим ДОУ, находится у
старшего воспитателя
. Копии комплексно-тематического, подробного
перспективного планирования находятся на руках педагогических работников.

Рабочие учебные программы хранятся в методическом
кабинете ДОУ еще 3 года после истечения срока ее действия. К Рабочим
программам имеют доступ все педагогические работники и администрация ДОУ.

Основания
для внесения изменений
:


предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном
году.


обновление списка литературы.


предложения педагогического совета, администрации ДОУ.


изменения состава детей группы.

Дополнения и изменения в Рабочие программы могут
вноситься ежегодно перед началом нового учебного года (для специалистов) и в
течение учебного года (воспитатели). Изменения вносятся в Рабочую программу в
виде вкладыша «Дополнения к Рабочей программе». При накоплении большого
количества изменений, Рабочие программы корректируются в соответствии с
 накопленным материалом.  Рабочая программа является документом, который
отражает постоянно изменяющийся образовательный процесс ДОО. Воспитанники
должны завершить свое обучение по данной Рабочей программе на соответствующей
ступени образования.

Ответственность за полноту и качество реализации
рабочей программы возлагается на воспитателей и специалистов
. Ответственность
за контроль реализации рабочих программ возлагается на старшего воспитателя в
соответствии с годовым планом ДОУ и Положением о контрольной деятельности.

Примерная
структура рабочей учебной программы

  1. Целевой
    раздел

1.1.          
Пояснительная
записка

1.2.          
Планируемые
результаты освоения Рабочей программы

  1. Содержательный
    раздел

2.1.          
Описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях

2.2.          
Описание
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

  1. Организационный
    раздел

3.1.          
Описание
материально-технического обеспечения Рабочей программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2.          
Режим
дня

3.3.          
Специфика
организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий

3.4.          
Особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды

В Рабочей программе воспитателя, также как и в ООП
ДОУ, выделяется обязательная и вариативная части.

Часть Программы, формируемая участниками
образовательного процесса, включает приоритетные направления, выбранные педагогическим
коллективом ДОО, а также национально-культурный компонент и  видовое
разнообразие учреждения,  описание условий реализации Программы.

Рабочая программа является неотъемлемой частью
образовательной программы ДОО, направленная на реализацию образовательных
программ в полном объеме.

Рабочая
программа разрабатывается на основе образовательной программы ДОО по всем
образовательным областям.

1.1
Пояснительная записка включает в себя:

1.Название
программы, на основании которой составлена данная рабочая программа (автор,
название, год издания, кому адресована).

2.
Названия программ, на основе которых осуществляется вариативность и обновление
содержания. Автор, название, год издания, в какую образовательную область
входит, обоснованность, актуальность, новизна.

3.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы. Количество
детей, группы здоровья. Указать детей с особенностями развития  (гиперактивный,
одаренный и т. п.), многонациональность, двуязычие, неполная семья, т.е.
обозначить специфику или проблемы детей вашей группы.

4.
Цель и задачи реализации программы в соответствии с возрастными
особенностями детей группы, приоритетными направлениями ДОО,вариатив (ФГОС)

5. Осуществляется ч/з НОД, совместную ОД в режиме
дня, самостоятельную деятельность, ч/з взаимодействие с родителями.

Указать
интегративные связи по ОО., длительность НОД,  их количество в год, в  неделю

6.
Экскурсии, лаборатории, выставки, примерный общий допустимый объем
образовательной нагрузки в блоке совместной образовательной деятельности
взрослых и детей (вариативная часть).

7.
Рабочая программа  – документ, определяющий основное содержание образования,
объем знаний, умений, который предстоит освоить его участникам в соответствии с
региональным компонентом

1.2. Периодичность
оценки (мониторинг освоения программы) определяется представителями ДОО  Представить
систему мониторинга результатов освоения данной программы воспитанниками

        
График
проверки (сроки, цель диагностики, ответственный).

        
Способы
проверки усвоения программы, знаний, умений и навыков (педагогический анализ,
срез, наблюдение, проблемная ситуация)

 Объект
исследования (речевое развитие, усвоение дидактических единиц, развитие
психических процессов и т.п.). Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут
быть представлены по желанию в тексте самой программы или являться приложением
к Рабочей программе

2.1.      Описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях

Содержание
психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
включает
характеристику
образовательного процесса

        
Основные
принципы реализации программы (интеграция, индивидуализация, социализация
развития)

        
Выбор
форм организации образовательной деятельности

Перечень средств,
методов, технологий
реализации программы конкретным педагогом, краткое
обоснование выбора  (значимость, актуальность, новизна) В виде таблицы:
направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность,
Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей)

        
Содержание
коррекционной работы, если она имеется

        
план
по взаимодействию с родителями воспитанников, социумом

Содержание
материала должно включать обязательную часть программы и часть, формируемую
участниками образовательных отношений (специфика национальных, социокультурных,
приоритетных направлений ДОУ и др. условий).

Комплексно-тематическое
планирование

Можно
представить в виде таблицы по усмотрению ДОО

        
Вводить
региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику ДОО

        
Одной
теме следует уделять не менее одной недели
. Оптимальный
период —2-3 недели.

Тема
должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках
развития

Месяц

Тема
недели (месяца)

Основные
направления работы (задачи по ФГОС)

Примерные
варианты

итоговых
мероприятий

Составляется
Примерный перспективный план на год.

        
По
каждой учебной теме
  приводятся НОД и наименование ОБ. ОБЛ, раскрывается
(тезисно) содержание учебного материала (дидактические единицы).

        
В 
плане раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем
программы с анализом логической структуры.

        
Показывается
распределение времени  по темам и по образовательным областям

Содержание
каждой образовательной области должно отражать общие требования к уровню
подготовки ребенка по каждой теме с учетом основной общеобразовательной
программы, национально-регионального компонента и компонента ДОО.

3.1.
Необходимо прописать и представить обеспечение  программы

Материально-техническое:

        
звуковые

        
визуальные
(зрительные) экранные,

        
аудио-визуальные
(кинопроекторы, теле-, видеоаппаратура, мультимедийные системы и др.),

        
учебно-наглядные
пособия (плакаты, схемы, таблицы, инструменты, модели, муляжи и т.д.).

В
данном разделе программы указываются различные материально-технические средства
обучения и её программно-методическое обеспечение. Перечень средств можно
представить в табличном варианте или простым списком.

Программно-методическое обеспечение

для педагога

—    нормативные
документы, методическая литература, художественная, познавательная; могут быть
материалы журналов, газет.

        
для
воспитанников

—  
учебно-дидактическая (рабочие тетради, альбомы, наглядный и раздаточный
материал) художественная, познавательная литература.

Учебно-методический
комплект можно систематизировать по образовательным областям: (познавательное,
речевое развитие, физическое развитие, коммуникативно-личностное,
художественно-эстетическое).

Его можно 
представить в форме таблицы:

Образовательная
область

Название парциальных
программ

Методических
разработок

3.2.Организация
режима

пребывания детей в группе в соответствии с СанПиН  (раздел XI. Требования к
приему детей в ДОО, режиму дня и организации воспитательно- образовательного
процесса)

        
Прилагается
подробный режим пребывания дошкольников в ДОУ с учетом особенностей возраста
данной группы, особенностей ДОУ, требований СанПиН.

Дополнительно
приложить:

        
двигательный
режим

        
график
коррекционных занятий, кружков, секций

        
схему
закаливания детей и др

Как написать рабочую программу воспитателю детского сада по ФГОС
Рекомендации воспитателям по написанию рабочей программы.
Автор: Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию рекомендации по написанию, оформлению и разработке рабочей программы. Данный материал может пригодиться руководителям ДОО при составлении положения о рабочие программе педагога, старшим воспитателям при написании основной рабочей программы ДОО, воспитателям при разработке собственных программ.
Содержание рабочей программы воспитателя
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой ступенью системы образования России. Это повлекло принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет — какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для её реализации. Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Одной программы достаточна на группу одного возраста, каждому воспитателя писать ее не целесообразно, соавторами программы могут выступать: руководители, 2 воспитатели, специалисты ДОО, творческая группа.
Примерная структура образовательной программы (законы дают нам частичную свободу в планировании образовательного процесса)
1.    Титульный лист, где указывается:
•    Название образовательного учреждения
•    Кем и когда принята и утверждена программа (номера протоколов и дата)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ
Протокол № от 2016 года    

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ №
Ф.И.О.
_____________
Приказ №___ от «___»_______2016
•    Название рабочей программы (возраст детей, учебный год)
•    Составители программы (ФИО, должность, категория)
•    Город и год разработки программы
2.    Содержание программы (оглавление)
3.    Сама программа
1. Целевой раздел
1.1.    Пояснительная записка (с указанием актуальности программы, целей, задач, участников программы, сроки реализации)
1.2.    Нормативные документы на основе чего разработана программа
•    Конституция РФ, ст. 43, 72.
•    Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
•    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).
•    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
•    Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13
•    Устав ДОУ.
•    ФГОС ДО.
1.3.    Основные характеристики особенностей развития детей данной группы (Возрастные особенности)
1.4.    Список детей с указанием даты рождения и возраста на 1.09.2016
1.5.    Психологические и индивидуальные особенности детей данной группы (характеристика на коллектив группы, а не на каждого ребенка)
1.6.    Социальный паспорт группы на 01.09.2016 (сведения о родителях)
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.1.    Организация режима пребывания детей в ДОУ (на холодный и теплый период)
2.2.    Система закаливающих мероприятий
2.3.    Систему оздоровительных мероприятий
2.4.    Организацию двигательного режима
2.5.    Расписание организованной образовательной деятельности (сетка занятий)
2.6.    Циклограмма образовательной деятельности на неделю или день (по требованию руководства)

3.Содержательный раздел
3.1    . Перспективно-тематическое планирование на год (в данный раздел можно включить «Роботу с родителями» если вы не выносите отдельным планом)
Тема недели Цель Пополнение развивающей среды

3.2.    Образовательная область «Познавательное развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
3.3.    Образовательная область «Речевое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
3.4.    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
3.5.    Образовательная область «Физическое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие»
3.6.    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Перспективное — тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
4.    Планируемые результаты освоения Программы
В данном разделе описываются базисные знания, умения и навыки, уровень развития, которыми должны овладеть воспитанники в процессе реализации конкретной образовательной области.

5.    Система мониторинга
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности и др.) и высокоформализованных (тестов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг образовательного процесса (Приложение № 1)
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами детского сада (воспитателями и специалистами). Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.
Мониторинг детского развития (Приложение № 2)
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами (воспитателями, другими специалистами) и медицинским работником (врач-педиатр). Основная задача данного вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

6.    Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
4.    Список литературы
В списке литературы указываются все программы, методические издания и учебные пособия, использованные для разработки Рабочей программы и используемые в процессе ее реализации. Список строится в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска литературы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
В списке материально-технического оснащения перечисляются:
Печатные пособия.
Технические средства обучения и средства ИКТ.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Игровой и дидактический материал.
Демонстрационные пособия.
Музыкальные инструменты и т.д.

5.    Приложение
Приложения разрабатываются в зависимости от желаний и потребностей педагога. Это могут быть:
— описание игр и упражнений;
— картотеки (прогулок, утренней гимнастики и т.д.);
— сценарии групповых мероприятий;
— сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
— сценарии различных форм взаимодействия с родителями;
— визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, буклеты, памятки) и др.

Требования к оформлению образовательной программы устанавливается в положении ДОО о разработке рабочей программы.
Примерные требования к оформлению рабочих программ:
Текст набирается в редакторе Wordfor Windows шрифтом Times New Roman, кегль 14, таблицы заполняются кегль 12,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,5 см, поля со всех сторон 2 см.
Готовая программа прошивается (брошюруется), страницы нумеруются.
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.
Список литературы строится в алфавитном порядке, допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.
Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения (печатью на титульном листе).
Педагог оставляет за собой право незначительной правки программы по ходу реализации работы.
Вариативная часть рабочей программы пишется и брошюруется отдельно, тесно переплетается с основной программой только в еженедельном планировании, которое целесообразно вложить в приложение.

Рабочая программа педагога ДОО по ФГОС. Разделы
Разделы рабочей программы педагога ДОО по ФГОС. Методическая рекомендация.
Автор: Тюлепаева Эльзана Ранисовна, методист РМК
Место работы: Управление образования администрации Чесменского муниципального района (Челябинская область)
Методическая рекомендация для педагогов ДОО.
Цель: оказание помощи педагогам ДОО в планировании, организации и управлении образовательным процессом по определенной образовательной области, включающей регламентированные виды деятельности.

Современная образовательная политика в сфере образования Российской Федерации отражается в стандартизации всех уровней образования, начиная с дошкольного образования.
Сегодня дошкольное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как первый уровень образования. А это в свою очередь предъявляет к дошкольным образовательным организациям более серьезные требования:
— наличие основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации;
— рабочие программы педагогов по пяти образовательным областям.
Задача педагогов дошкольных образовательных организаций: разработать рабочую программу с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечить ее реализацию.
Данная задача является новой для педагогов дошкольных образовательных организаций и весьма сложной. Таким образом, предложенная методическая рекомендация «Структура рабочей программы» поможет педагогам в разработке данного документа.
Разработка рабочей программы является новым в сфере дошкольного образования в соответствии с ФГОС и предъявляет особые требования к содержанию образования. Планирование должно быть целостным, иметь четкую систему и отражать те направления работы, которые предполагает дошкольная образовательная организация.
Рабочая программа — программа педагогов дошкольной образовательной организации, разработанная для возрастной группы на основе основной образовательной программы дошкольного образования и включающая содержание, планирование и организацию образовательного процесса по каждой образовательной области.
Рабочая программа педагога разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОО. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольной образовательной организации.
Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, работающих в дошкольной образовательной организации. Ответственность за полнотой реализации рабочих программ возлагается на заведующего или заместителя заведующего дошкольной образовательной организации.
При написании рабочей программы должны руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
5. Уставом ДОО.
При разработке рабочей программы необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования:
— полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных (субъектов) отношений;
— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— сотрудничество Организации с семьей;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
— учет этнокультурной ситуации развития детей.
Разделы рабочей программы
1. Титульный лист
2. Содержание:
3. Целевой раздел:
— Пояснительная записка.
— Нормативные документы.
— Цель и задачи рабочей программы.
— Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
— Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
— Планируемые результаты освоения Программы.
4. Содержательный раздел:
— Учебный план реализации ООП ДО.
— Модель образовательного процесса.
— Планирование работы с детьми в группе:
— Примерное годовое планирование
— Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
— Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей.
— Примерный набор материалов и оборудования, необходимых для организации образовательной области.
— Мониторинг освоения программы образовательной области.
— Содержание коррекционной работы.
— Кружковая работа.
— Взаимодействие с семьей, социумом.
5. Организационный раздел.
— Оформление предметно-пространственной среды.
— Режим дня, структура НОД.
— Программно-методический комплекс образовательного процесса.

«Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя»

     В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона   «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.

    Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа — разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) . 

2) Образовательная программа ДОУ — управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на высоком профессиональ­ном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподавае­мых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа

может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой

дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки  России от 17.10.2013г. N 1155 (далее — ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может  корректировать все структурные элементы рабочей программы с  учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Дошкольном образовании модель рабочей программы должна  представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических  условий являются:

• содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;

• организационные (формы организации различных видов деятельности);

• технологические (принципы, методы, приемы);

• материально-технические (предметно-развивающая среда);

• социокультурные (взаимодействие с родителями,  социальными партнерами различных социокультурных институтов);

• контрольно-диагностические.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

Форма написания рабо­чей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, раз­работанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особен­ностей детей.

Рабочая программа – документ конкретной образовательной организации, разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой) на основе основной образовательной программы образовательной организации, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. В тоже время рабочая программа — инструмент, с помощью которого воспитатель определяет оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Кроме того, в ФГОС ДО в пункт 2.9 и 2.10. (раздел II) указано, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»

Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации, авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).

В соответствии с пунктом 2.11, 2.11.1, 2.11.2., 2.11.3 (раздел II) ФГОС ДО:

  1. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

  2. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

  3. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

  4. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Примерные структурные элементы рабочей программы.

Титульный лист

Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:

  • возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;

  • цель (с учетом требований ФГОС ДО);

  • задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с уче­том требований ФГОС ДО);

  • срок реализации;

  • основные принципы (можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО);

  • ожидаемые результаты реализации программы (так же можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО), удобнее будет описать их в таблице.(Приложение № 2)

Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)

Данный раздел — составная часть комплексно-тематического плани­рования, представленного в основной образовательной программе образовательной организации. Он может быть представлен в виде таблицы.

В комплексно — тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение учебных часов (дней, недель) по разделам и тема. Указываются формы работы с детьми, итоговое мероприятие. Возможно использование таблицы.(Приложение № 3)

Содержание программы (текст или таблица)

В данном разделе представляются режим дня, учебный план, распи­сание занятий (согласно нормативным документам), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специ­фики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Планируемые результаты освоения программы

Условия реализации рабочей программы:

  • материально-техническое оснащение;

  • учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, для родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски, дидактический материал, документация).

Приложения к программе, где могут быть представлены следующие материалы:

  • конспекты (сценарии) различных форм образовательной дея­тельности;

  • описание игр и игровых упражнений;

  • сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;

  • сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитан­ников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;

  • визуальные средства информации (дети — родители — педагоги) ит.д.

Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Оформление рабочей программы

Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта

14, межстрочный интервал 1,5, переносы в тексте не ставятся,

выравнивание по ширине, абзац 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. На титульном листе указывается:

Учредитель; № протокола, дата заседания ПС; дата согласования с зам. заведующего по ВМР; № и дата приказа заведующего ДОУ. Название Программы; адресность (возрастная группа, возраст детей); сведения об авторе (должность, ФИО), год составления Программы.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Утверждение рабочей программы

Утверждение Программы происходит следующим образом:

-обсуждение на заседании методического объединения, и согласование с зам.заведующего по ВМР;

-утверждение Программы заведующим ДОУ.

-При несоответствии Программы установленным Положением требованиям (каждое ДОО разрабатывает свое Положение о Рабочей программе педагога), заведующий ДОУ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Материал подготовлен на основании:

  1. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

  2. Письма Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

  3. Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (Документ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 99-ФЗ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диагональ между вершинами
  • Хочу семью как найти мужа
  • Синус 140 градусов как найти
  • Как найти человека по в чем разница
  • Как составить предложение про перо