Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр» г. Оренбурга
Методические рекомендации
«Алгоритм написания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
Составитель:
Туякова Г.Ж.
Методист МАУДО ДЭБЦ
Оренбург, 2018 г.
Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
(Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. №
09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы».
Приказ №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы МАУДО «ДЭБЦ» приказ № 232.1 ОД от 30.11.2018 г).
Структура программы дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная программа, как правило,
включает следующие структурные элементы:
1.
Титульный лист.
2.
Паспорт программы (не
обязательно)
3.
Пояснительная записка.
4.
Учебный план.
5.
Содержание учебного плана.
6.
Календарный учебный график.
7.
Методическое обеспечение
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
8.
Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов
программы дополнительного образования детей.
Титульный лист
На титульном листе рекомендуется указывать:
—
наименование учредителя;
—
наименование
образовательного учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);
—
дата и № протокола педагогического
совета, рекомендовавшего программу к реализации;
—
гриф утверждения программы
(с указанием ФИО руководителя, даты и № приказа);
—
название программы;
—
направленность программы;
—
возраст детей, на которых
рассчитана дополнительная образовательная программа;
—
срок реализации
дополнительной образовательной программы;
—
ФИО, должность
разработчика (-ов) программы;
—
место (город, другой
населенный пункт) и год разработки программы.
Паспорт программы
Название ДОП |
«______________________________» |
Сведения об авторе |
ФИО: |
Место работы: |
|
Адрес |
|
Домашний адрес |
|
Телефон служебный: |
|
Телефон мобильный: |
|
Должность: |
|
Участие в конкурсах |
|
Нормативно-правовая |
|
Материально-техническая |
|
Год разработки, |
|
Структура программы |
|
Направленность |
|
Направление |
|
Возраст учащихся |
|
Срок реализации |
|
Этапы реализации |
|
Новизна |
|
Актуальность |
|
Цель |
|
Ожидаемые |
|
Формы занятий |
|
Режим занятий |
|
Формы подведения |
Пояснительная записка
1. Пояснительную записку рекомендуется начинать с нормативно-правовой
базы (Федеральные законы, приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации, региональные распоряжения, инструктивные письма и методические
рекомендации, локальные нормативные документы МАУДО ДЭБЦ), (можно вставить в
приложение), программы, на основании которых разработана дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа); затем введения – краткой
характеристики предмета, его значимости. Во вводной части
можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, его истории.
Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную
действительность и потребности ребят. Обоснование не должно быть очень большим,
достаточно будет одного-двух абзацев грамотных и ясных предложений.
Например: Ребенок видит окружающий его мир с одной
стороны, что его окружат, какие растения, животные и т.д. Если выбрать правильный метод преподавания, дети
усвоят целый ряд новых знаний, навыков, укрепят зрительную память, научаться
замечать, ценить то, что его окружает. В результате они будут пытаться
воплотить и свое собственное видение. Надо поддерживать стремление детей не
только наблюдать, но также и участвовать в сохранении и бережном отношении к
окружающему миру, участвовать в природоохранной деятельности.
2. Направленность программы – естественнонаучная (техническая, художественная,
физкультурно-спортивная, художественная,
туристско-краеведческая, социально-педагогическая).
Направление деятельности т.е на что программа направлена.
3. Вид программы (авторская, модифицированная и т.п.) и ее уровень
(стартовый, базовый, продвинутый).
4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ.
В данном подразделе следует описать наличие
предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие
данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщѐн.
Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны
приоритетные направления.
Например: Отличительной особенностью программы является
то, что направлена прежде всего,
на воспитание любви к родному краю, через формирование первоначальных
естественнонаучных знаний младших школьников и овладение системы умений и
навыков, которые позволяют не только украсить свой быт, но и широко
используются для последующего обучения.
5. Новизна дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы предполагает:
—
новое решение проблем
дополнительного образования;
—
новые методики преподавания;
—
новые педагогические
технологии в проведении занятий;
—
нововведения в формах
диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Например: Новизна данной программы заключается в том, что в
процесс обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных
технологий.
6. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность
взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.
В этой части пояснительной
записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в
рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с
целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной
деятельности и организации образовательного процесса.
Например: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «…………….» органично аккумулировала научные разработки классиков
педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной
работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе.
Сочетание методических подходов,
опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками
формирование лидерских навыков является педагогически целесообразной.
7. Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным
детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:
—
на анализе социальных проблем;
—
на материалах научных исследований;
—
на анализе педагогического опыта;
—
на анализе детского или
родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
—
на современных требованиях
модернизации системы образования;
—
на потенциале образовательного учреждения;
—
на социальном заказе
муниципального образования и других факторах.
Например: Актуальность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «……………..» определяется необходимостью подготовки
молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных
объединений на современном этапе развития общества.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом
со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного цикла.
8. Цель программы – это заранее предполагаемый результат
образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели
необходимо избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с
названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Цель программы одна.
Цели могут быть направлены:
— на развитие ребенка в целом;
— на развитие определенных способностей ребенка;
—
на обеспечение каждому
ребенку требуемого уровня образования;
— на формирование у каждого
ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения,
навыки;
—
на воспитание обучающихся
в соответствии с высокими моральными ценностями;
—
на формирование
общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно
ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического
развития; выработку навыков здорового образа
жизни;
—
на
обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному
взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
Для написания формулировки цели педагог может
использовать существительные: создание, развитие, обеспечение, приобщение,
профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.
Например:
Цель программы: формирование основ экологической культуры по средством
…..
Цель программы: формирование у обучающихся интереса к техническому
творчеству.
Цель программы: эстетическое воспитание юного поколения
средствами вокального искусства.
1. Задачи программы. Конкретизация цели осуществляется через
определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что
нужно сделать, чтобы достичь цели. Нужно сформулировать адекватное количество задач.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на
группы:
—
обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в
чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится
обучающийся, освоив программу;
—
развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих
способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи,
волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на
которые будет делаться упор при обучении;
—
воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие
ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе,
придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:
Глагол |
Существительные |
способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить, |
помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, |
Варианты формулировок задач.
(ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ПРИВЕДЕНЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
НАПЛАВЛЕННОСТЕЙ)
Обучающие:
1.
Учить наблюдать за
явлениями в жизни животных живого уголка, самостоятельно ставить цель, находить
пути решения и делать выводы;
2.
формировать представления о природных сообществах, их функциях в природе;
3.
Способствовать овладению
русской народной певческой манерой исполнения.
4.
Обучить навыкам танцевального мастерства.
5.
Научить правильному дыханию.
Развивающие:
1.
Развитие умения думать,
умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить
дело до конца и т.д.
2.
Развитие артистических,
эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.
3.
Развитие координации,
гибкости, пластики, общей физической выносливости.
Воспитательные:
1.
Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.
2.
Воспитать нравственные
качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества,
толерантность и т.д.).
Адресат — (на кого рассчитана программа: возраст, пол, круг
интересов, уровень подготовки)
Объем программы — сроки реализации дополнительной общеобразовательной
программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); должен
обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в
программе; характеризует продолжительность программы — количество недель,
месяцев, лет, необходимых для ее освоения.
Например:
1. Программа рассчитана на 4 года
обучения. 1 год обучения – 72 часа; 2 год обучения – 108 часов; 3 год обучения
– 144 часа; 4 год обучения – 216 часов.
2.
Программа рассчитана на 3
года обучения по 144 часа в год.
9. Формы организации
образовательного процесса
Возможные
формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная |
Групповая |
Фронтальная |
индивидуально-групповая |
ансамблевая, оркестровая |
работа по подгруппам (по звеньям) |
Занятие по типу может быть
комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным,
контрольным, репетиционным, тренировочным и др.
Возможные формы
проведения занятий или виды занятий:
акция |
круглый стол |
сбор |
аукцион |
круиз |
семинар |
бенефис |
лабораторное занятие |
сказка |
беседа |
эвристическая лекция |
смотрины |
вернисаж |
мастер-класс |
соревнование |
викторина |
«мозговой штурм» |
спектакль |
встреча с интересными |
наблюдение |
студия |
выставка |
олимпиада |
творческая встреча |
галерея |
открытое занятие |
творческая мастерская |
гостиная |
посиделки |
творческий отчет |
диспут, дискуссия, |
поход |
тренинг |
занятие-игра |
праздник |
турнир |
защита проектов |
практическое занятие |
фабрика |
игра деловая |
представление |
фестиваль |
игра-путешествие |
презентация |
чемпионат |
игра сюжетно-ролевая |
производственная |
шоу |
игровая программа |
профильный лагерь |
экзамен |
класс-концерт |
поход |
экскурсия |
КВН |
размышление |
экспедиция |
конкурс |
рейд |
эксперимент |
консультация |
репетиция |
эстафета |
конференция |
ринг |
ярмарка |
концерт |
салон |
и другие |
Например: Образовательная деятельность по данной
программе осуществляется на русском языке, в соответствии с частью 1 статьей 14
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года.
Форма
организации занятия – групповая. Форма обучения – очная. Формы проведения
занятия или вид занятия – беседа, учебно-тренировочное занятие, соревнование,
игра, круглый стол, шоу, дискуссия и т.д.
Занятия на каникулах. Деятельность учащихся на каникулах.
Особенности организации
образовательного процесса. В данном разделе прописываем как реализуется инвариантная и вариативная
части.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических
часа. Продолжительность занятия – 45 минут.
10.Ожидаемые
результаты и способы определения их результативности.
Предметные результаты должны быть соотнесены с обучающими задачами
и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениям,
приобретенными учащимся в процессе каждого года обучения по программе.
Личностные результаты следует соотнести с воспитательными
задачами и перечислить качества личности, которые могут развиваться у
учащихся в ходе занятий.
Метапредметные результаты соотносятся с развивающими задачами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.
У обучающихся будут сформированы:
— потребность сотрудничества со сверстниками,
доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению других;
—
нравственная позиция
(внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и
имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации театральной деятельности)
— толерантность (разновозрастное сотрудничество на
основе общего коллективного творчества).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности.
Регулятивные УУД
У обучающихся сформированы действия:
—
понимать и принимать
учебную задачу, сформулированную педагогом;
— планировать свои действия на отдельных этапах проектной
работы;
— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов
своей деятельности;
— анализировать причины
успеха/неуспеха;
—
пользоваться приѐмами
анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;
—
понимать и применять
полученную информацию при выполнении заданий;
—
проявлять индивидуальные
творческие способности при составлении текста
экскурсии.
Коммуникативные УУД
У обучающихся сформированы действия:
— включаться в диалог, в коллективное
обсуждение, проявлять инициативу и активность;
—
работать в группе,
управлять поведением партнера;
— обращаться за помощью;
— формулировать свои
затруднения;
— предлагать помощь и
сотрудничество;
— слушать собеседника;
—
договариваться о распределении функций
в совместной деятельности, приходить к общему
решению;
—
формулировать собственное
мнение и позицию;
—
умению выражать
разнообразные эмоциональные состояния
(грусть, радость, злость,
удивление, восхищение).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в естественнонаучной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета.
Обучающиеся
будут знать:
—
основные термины,
применяемые в экологии;
—
историю;
— основы взаимосвязи и взаимозависимости человека и
природы, экологической культуры быта;
— нормы и правила поведения в природе (в ходе экскурсий,
прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
— средства выразительности (жесты, мимику, звукоподражание);
Обучающие научатся (будут уметь):
—
методике проведения
поисково-собирательской работы;
—
различать и
называть части растений;
—
ухаживать за
комнатными растениями;
—
ухаживать за
животными живого уголка;
—
методике проведения
научно-исследовательской работы;
—
методике подготовки и
проведения экскурсий.
Формы подведения итогов (выставки, фестивали, конкурсы, соревнования,
учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации, диагностики, контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||||
1. |
Раздел 1. «…….». |
|||||
1.1 |
Тема 1. |
|||||
1.2 |
Тема 2. |
|||||
2. |
Раздел 2. «………..». |
|||||
2.1 |
Тема 1. |
|||||
2.2 |
Тема 2. |
|||||
Итого часов |
Содержание
учебного плана
Например: Тема
1. Планета Земля.
Теория: Планета Земля.
Земля в солнечной системе. Уникальная планета (отличительные особенности –
идеальный газовый состав атмосферы, мягкий климат, оптимальное удаление от
Солнца). Строение Земли. Внутреннее и внешнее ядра. Мантия. Земная кора.
Землетрясения. Дно океанов. Важнейшее звено в поддержании жизни на Земле.
Практика: 1. Знакомство с
картой звездного неба, с картой солнечной системы.
2. Схема контурной карты, заполнение
контурной карты.
Просмотр видеофильма: 1.
«Планета Земля», которую вы не видели»
Рисунок: 1. «Земля в космосе» (Дети рисуют после ознакомления с контурной
картой)
2. «Строение Земли»
(Дети рисуют после ознакомления с муляжом)
Например: Тема
3. Специальная физическая подготовка.
Теория: Направленность специальной физической
подготовки. Специальная физическая подготовка как основа развития специальных
физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения
спортивной работоспособности.
Практика:
1.
Упражнения для развития быстроты.
2.
Упражнения для развития ловкости.
3.
Упражнения для развития силы.
4.
Упражнения для развития
специальной выносливости.
5.
Упражнения для развития гибкости.
6.
Базовые элементы:
боевая стойка, передвижения, дистанция, прямые одиночные
удары и защиты от них.
Календарный учебный график
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Дата проведения |
|
планируемая |
фактическая |
||||
№ занятия |
№ группы |
Дата |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема |
Место проведения (аудитория, внеаудитория) |
Форма (контроля) |
Примечание |
|
планируемая |
фактическая |
|||||||||
Раздел |
||||||||||
Методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
— обеспечение программы методическими видами продукции
(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических
работ, по постановке экспериментов или опытов
и т. д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по
исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
— диагностические материалы (в данном подразделе следует
указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися
содержанием программы.)
Возможно использование следующих методов отслеживания
результативности:
1. Педагогическое наблюдение.
2.
Педагогический анализ
результатов анкетирования, тестирования, зачѐтов, взаимозачѐтов, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях
(концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения
задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
3.
Мониторинг. Для
отслеживания результативности можно использовать
Педагогический мониторинг |
Мониторинг образовательной деятельности детей |
контрольные задания и |
самооценка |
диагностика |
ведение зачетных |
анкетирование |
ведение творческого |
педагогические отзывы |
оформление |
ведение |
ведение летописи |
введение оценочной |
оформление фотоотчѐтов |
Виды контроля
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Начальный входной контроль |
||
В начале учебного года |
Определение уровня |
Беседа, опрос, |
В конце учебного года или курса обучения |
||
В конце учебного |
Определение |
Выставка, конкурс, |
10. Список литературы. Список литературы включает
перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники
упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов),
справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы,
карты, таблицы, технологические карты); может быть составлен для разных
участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей и
оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.
Рекомендуется сформировать
несколько списков:
ü
Список использованной
литературы (список
литературы, использованной педагогом при написании дополнительной
общеобразовательной программы).
ü
Список литературы для
педагогов (список,
рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности):
ü
Основной
(обязательная литература, содержание которой позволяет педагогу работать по
данной программе);
ü
Дополнительный
(литература, рекомендованная для пополнения опыта и знаний педагога,
работающего по данной программе).
ü
Список литературы для
учащихся (список,
рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной дополнительной
общеобразовательной программы):
ü
Основной
(литература, с которой дети знакомятся на занятиях объединения или дома по
заданию педагога);
ü
Дополнительный
(литература, которую педагог может рекомендовать детям для повышения уровня
информированности или расширения знаний по темам программы).
ü
Список литературы для
родителей (материалы,
рекомендованные родителям для изучения в целях оказания помощи в обучении и
воспитании ребенка, консолидации педагогического и родительского
образовательного воздействия).
ü
Список
интернет-ресурсов (список
адресов удалённого доступа с образовательной и общеразвивающей информацией; может
являться частью списков 1-4).
Технические требования к оформлению программ
дополнительного образования
Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе
Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, 14, полуторный межстрочный интервал,
выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4 (210x297
мм). Поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, снизу и сверху – 20 мм.
Текст набирать единым шрифтом. Для оформления
внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы
перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.
Требования к нумерации страниц
Страницы нумеруются
последовательно, начиная с 3-й страницы, т. е. после титульного листа и
содержания, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы
располагается в нижнем правом углу.
Требования к заголовкам
Заголовки набираются полужирным шрифтом
(шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится.
Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный
интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно
быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста – одним
интервалом, если есть подзаголовок – двумя.
Требования к приложениям
Материал, дополняющий текст документа,
допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например,
графический материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сценарии,
сборники песен и т.д.
Приложение оформляют как продолжение данного
документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного
документа.
В тексте документа на все приложения
должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в
тексте документа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием
наверху в верхнем правом углу страницы со слова «Приложение 1».
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично
относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают арабскими цифрами, начиная
с 1. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.
Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение 1».
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен
на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого
приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа
сквозную нумерацию страниц.
Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при
наличии) с указанием их номеров и заголовков.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Повышение квалификации:
- Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ 72 часа (1 месяц)
- Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ 108 часов (1 месяц)
- Использование технологии тьюторской деятельности для развития профессиональной практики педагога 108 часов (1 месяц)
- Использование технологии тьюторской деятельности для развития профессиональной практики педагога 72 часа (1 месяц)
- Консультант (координатор) по инклюзивному образованию 108 часов (1 месяц)
- Консультант (координатор) по инклюзивному образованию 72 часа (1 месяц)
- Лекотека, как новая форма социализации, ранней помощи и образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов 72 часа (1 месяц)
- Медиация в сфере инклюзивного образования 72 часа (1 месяц)
- Нормативно-методологические основания и проектирование образования лиц с ОВЗ в учреждении профессионального образования 72 часа (1 месяц)
- Организация инклюзивного образования для одаренных детей и детей с ОВЗ (для инструкторов по физической культуре) 108 часов (1 месяц)
- Организация образовательного процесса начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ 72 часа (1 месяц)
- Организация образовательного процесса начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ 108 часов (1 месяц)
- Школьный тьютор 72 часа (1 месяц)
- Школьный тьютор 108 часов (1 месяц)
- Школьный тьютор для работы с детьми с ОВЗ в практике инклюзивного образования 108 часов (1 месяц)
- Школьный тьютор для работы с детьми с ОВЗ в практике инклюзивного образования 72 часа (1 месяц)
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации для учителей ✅здесь
Как установить требования к оформлению
Требования к оформлению программы опишите в локальном акте, например, в положении об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам. При описании требований учитывайте положения региональных и муниципальных правовых актов, разъяснения Минобрнауки, которые описаны в письме № 09-3242.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Видеоинструкция, как разработать положение о дополнительном образовании детского сада
Видеоинструкция, как разработать положение о дополнительном образовании школы
Кого и как назначить разработчиком
Проектировать дополнительные общеразвивающие программы поручите работникам, которые участвуют в образовательной деятельности. Это могут быть педагоги дополнительного образования, организатор-педагог. Если у педагогов недостаточно опыта, привлеките к разработке методиста.
Издайте приказ о подготовке программы. В приказе укажите основание и срок разработки документа, состав рабочей группы, функции ее членов. Руководство за деятельностью рабочей группы возложите на руководящего работника, например, в детском саду – на заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, в школе – на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Поручите руководителю группы организовать работу и провести предварительную проверку программы, а членам группы – собрать данные и подготовить проект программы.
Что учитывать при проектировании
При проектировании программы поручите разработчикам учитывать требования нормативных актов и локальных актов образовательной организации, определяющих требования к организации образовательной деятельности. Также обяжите изучить условия для реализации программы, пожелания обучающихся и их родителей.
Если планируете обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, то дополнительно поручите работникам изучить особенности их психофизического развития. Для этого надо проанализировать нормативные документы и заключения ПМПК.
Как определить структуру и подготовить проект
Единую структуру дополнительной общеразвивающей программы федеральное законодательство не устанавливает. Определите ее самостоятельно. Например, для этого в программу можновключить четыре основных раздела:
- пояснительную записку– объем, содержание, планируемые результаты;
- содержание– учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- организационно-педагогические условия– кадровые, материально-технические, учебно-методические,
- оценочные материалыи иные компоненты – формы контроля.
Также для идентификации программы к ней рекомендовано оформлять титульный лист.
Перед тем как разработчики приступят к проектированию программы, напомните им использовать в работе первичные данные. Также проконтролируйте, как разработчики составляют проект. Для этого следуйте пояснениям к каждому разделу программы.
Титульный лист
Проконтролируйте, чтобы титульный лист программы разработчики составили по форме, которую приводит Минобрнауки в приложении 1 к письму от 18.11.2015 № 09-3242. Также проверьте сведения, которые указали разработчики. Требования к составлению – на интерактивной схеме. Кликните на точки, чтобы увидеть подсказки.
Образец титульного листа
Раздел 1. Пояснительная записка
Удостоверьтесь, что в первом разделе разработчики охарактеризовали основные условия реализации программы.
Пример пояснительной записки
Раздел 2. Содержание программы
Содержание программы должно быть описано с учетом направленности программы и состоять из трех подразделов: учебного плана, индивидуальных учебных планов и календарного учебного графика. Также в содержание программы в зависимости от ее назначения могут входить рабочие программы курсов, дисциплин или иных компонентов (п. 9 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).
Убедитесь, что учебный план составлен по форме, которую приводит Минобрнауки в приложении 2 к письму от 18.11.2015 № 09-3242..
Пример учебного плана
Разработчики должны составить индивидуальные учебные планы, когда надо индивидуализировать образовательную программу, например, в случае ускоренного обучения либо при организации занятий, требующих индивидуальной формы (п. 9 и 10 Порядка, утв. приказом Минпросвещения № 629). Право на обучение по индивидуальному учебному плану имеют все обучающиеся без ограничений (п. 3 ч. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ). В обязательном порядке ИУП разрабатывайте для обучающихся, которые осваивают программу ускоренно или в заочной, очно-заочной формах, если для образовательной организации эти формы обучения – исключение, а не общее правило. Также ИУП подготовьте для детей, которые учатся на дому или в медорганизации.
В остальных случаях можно разрабатывать индивидуальный учебный план, если у образовательной организации есть финансовая, кадровая и материально-техническая возможность. Порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного, закрепите в локальном акте (п. 10 Порядка, утв. приказом Минпросвещения № 629).
Убедитесь, что календарный учебный график составлен по форме, которую приводит Минобрнауки в приложении 3 к письму от 18.11.2015 № 09-3242.
Пример календарного учебного графика
Раздел 3. Организационно-педагогические условия
Проконтролируйте, чтобы в третьем разделе разработчики описали кадровые, материально-технические, учебно-методические условия реализации программы.
Пример описания организационно-педагогических условий
Раздел 4. Оценка качества освоения программы
В четвертом разделе разработчики указывают формы контроля и перечень оценочных материалов.
Пример описания оценки качества освоения программы
С кем согласовать
Поручите разработчикам согласовать проект программы с коллегиальным органом, который обладает таким полномочием по уставу, например, с педагогическим советом. Проект программы обяжите направить каждому органу, который будет его согласовывать. После того как органы рассмотрят проект, они поставят гриф согласования на титульном листе программы или направят протокол, в котором укажут свои замечания и предложения. Чтобы учесть мнение органов, поручите разработчикам доработать проект программы.
Как утвердить и где разместить
Согласованную программу утвердите одним из вариантов – грифом «УТВЕРЖДАЮ» или приказом. После этого программу разместите на официальном сайте в подразделе «Образование» (пп.«в» п. 1 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 3.4 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831). Затем оригинал программы передайте на хранение, например, в методический кабинет. Копию вручите педагогу дополнительного образования для организации образовательного процесса.
Когда и как вносить изменения
Обновляйте дополнительные общеразвивающие программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (п. 17 Порядка, утв. приказом Минпросвещения № 629). Кроме того, внесите в программу изменения, если изменились требования законодательства или вы хотите ввести новые или заменить существующие структурные элементы программы.
Изменения вносите в том же порядке, в котором утверждали программу. Например, издайте приказ о внесении изменений или примите новую редакцию документа. Если изменения вносите приказом, то оформите и приложите к программе лист с реквизитами изменяющего ее документа.
Видеоинструкция, как составить приказ об изменении дополнительной образовательной программы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОГОРСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Методические рекомендации
по составлению рабочих программ дополнительного образования детей дошкольного возраста
Составитель: Ащева М.В.г. Москва
Г.Москва 2015г.
О рекомендациях по составлению
рабочих программ дополнительного образования детей дошкольного возраста и календарно-тематического планирования
В целях повышения качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования, направляем рекомендации по составлению рабочих программ по дополнительному образованию детей дошкольного возраста образовательных организаций Красногорского муниципального района.
Основная часть рекомендаций отведена конструктору по технологии разработки программы, пользуясь которым можно избежать всевозможных трудностей в процессе создания дополнительной образовательной программы. В этой части последовательно описана методика создания программы, приведены примеры оформления всех структурных элементов, предложены примерные формулировки.
Данные рекомендации ориентированы на рабочие программы, формируемые в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС дошкольного образования.
Директор МКУПДО «Красногорский методический центр»
Одобрено экспертным советом от 26.05.2015г.
- Общие положения
Методические рекомендации по составлению дополнительных образовательных программ предназначены для руководителей, методистов и педагогов дошкольного образования и носят рекомендательный характер. Данные рекомендации созданы с целью оказания практической помощи педагогам в написании рабочих программ и помогут найти ответы на многие вопросы, возникающие в процессе их создания.
Рекомендации разработаны на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014),
- ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г),
- приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:
1. Обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (при условии существования методического совета в данном учреждении) — анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия «внутренней» экспертизы.
2. «Внешняя» экспертиза программы специалистами в данной области деятельности (имеются в виду специалисты профильного учреждения дополнительного образования) предполагает оценку её содержания в аспекте профиля обучения и используемых педагогом методик. По результатам данной экспертизы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.
3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета образовательного учреждения — органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения по дополнительному образованию. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.
4. Утверждение общеобразовательной программы приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.
Только после утверждения программы приказом заведующего (директора) она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные образовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
- Нормативно-правовой аспект.
При разработке дополнительной образовательной программы (программ) для педагогических работников основными нормативными документами являются следующие:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г),
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированого в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 с изм. от 04.04.2014)
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Устав дошкольного образовательного учреждения.
Настоящие рекомендации разработаны в соответствии ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г), «Методических рекомендаций по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области» министерства образования Московской области Академии социального управления, авторы А.В.Шмагина, В.Ф.Солдатов, И.А. Фомин.
В основу рекомендаций по составлению рабочих по дополнительному образованию детей дошкольного возраста положены нормы Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон):
статья 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»:
п.2. образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
п.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
пп.3.6 разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
пп.3.7 разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
п.6. образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
пп.6.1 обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
п.7. образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Правилами оказания платных образовательных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706)
п.3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее — организации, осуществляющие образовательную деятельность).
Рабочая программа, утвержденная образовательным учреждением, — это локальный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к планируемым результатам освоения дополнительной образовательной программы дошкольного образования воспитанниками в соответствии с ФГОС в условиях конкретного образовательного учреждения.
- Статус рабочих дополнительных программ в дошкольном образовательном учреждении
Рабочая программа — это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо образовательной области в соответствии с которым педагог непосредственно осуществляет образовательную деятельность в учреждении.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы воспитанниками.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
- Структура рабочей программы
Структура рабочей дополнительной образовательной программы включает в себя следующие структурные компоненты:
- Титульный лист;
- Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели дошкольного образования с учётом специфики учебного предмета;
- Учебно-тематическое планирование на весь период воспитания с описанием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- Ожидаемые результаты и способы их проверки (педагогическая диагностика).
- Диагностика эффективности реализации программы
- Список используемой литературы
- Приложение (краткий словарь педагогических терминов, который содержит наиболее употребляемые понятия и термины)
Титульный лист в соответствии с методическими рекомендациями министерства образования РФ по разработке рабочих программ[1] титульный лист должен содержать:
- Полное наименование образовательного учреждения;
- Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания коллегиального органа управления образовательной организации, в компетенцию которого входит принятие рабочих программ);
- Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
- Название программы;
- Возраст детей.
- Срок реализации программы
- Фамилия, имя и отчество педагога (или нескольких педагогов);
- Название города, в котором подготовлена программа;
- Год составления программы.
Пояснительная записка
Пояснительную записку рекомендуют начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы. В вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, распространения и т.п.
«Примерные требования к программам дополнительного образования детей» рекомендуют раскрыть в пояснительной записке следующие разделы:
- направленность дополнительной общеобразовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;
- сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 предлагает следующий перечень направленностей дополнительных общеобразовательных программ:
- техническая;
- естественнонаучная;
- физкультурно-спортивная;
- художественная;
- туристско-краеведческая;
- социально-педагогическая
Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы.
Новизна программы.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
- Новое решение проблем дополнительного образования;
- Новые методики преподавания;
- Новые педагогические технологии в проведении занятий;
- Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.
ПРИМЕР:
- Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.
- Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Актуальность программы.
— ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на:
- анализе социальных проблем,
- материалах научных исследований,
- анализе педагогического опыта,
- анализе детского или родительского спроса,
- современных требованиях модернизации системы образования,
- потенциале образовательного учреждения;
- социальном заказе муниципального образования и др. факторах.
ПРИМЕР:
- Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого имеются только на базе нашего Дома детского творчества.
2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
Педагогическая целесообразность.
подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление качеством образования. – М., 2006г).
В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:
- выбранных форм,
- методов образовательной деятельности,
- средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),
- организации образовательного процесса.
ПРИМЕР:
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ.
В данном разделе следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от предыдущих.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.
Формулировка цели должна отражать позитивное изменение личности ребёнка, а не то, чему его хотят научить. При формулировке цели обратите внимание на раздел Требований: «Содержание образовательных программ должно быть направлено на…», это поможет Вам грамотно определить цель реализации программы.
Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
— Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
— Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.
ПРИМЕРЫ формулировок цели:
- Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
- Формирование общей культуры личности, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
- Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
- Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
- Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия ……
- Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия ……..
- Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели:
- создание,
- развитие, обеспечение,
- приобщение, профилактика,
- укрепление,
- взаимодействие,
- формирование и др.
Задачи – пути достижения поставленной цели (реально выполнимы 3-4, максимум –5 задач).
Образовательные задачи (профессиональные) направлены на формирование у обучающихся основ разносторонних спортивных, краеведческих, технических, экологических и других знаний, выработку умений, специальных для каждого вида деятельности.
Развивающие (личностные) – это формирование умений и навыков учебной, практической, умственной деятельности, развитие познавательных процессов, обучающихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение), а также развитие воли, эмоций, интересов, способностей, дарований личности.
Воспитательные (общекультурные) – это взаимосвязанные между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, правовое, санитарно-гигиеническое, экологическое воспитание.
Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы. Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.
ПРИМЕР перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач:
- познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность;
- формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.
Формулировка цели и задач должна быть простой, понятной, конкретной, реальной и проверяемой.
Цель и задачи должны быть связаны между собой и подтверждать заявленные Вами новизну, актуальность и педагогическую целесообразность.
Педагог должен осмысленно относиться к формулировке ключевого слова, которое определяет качество конечного результата обучения: учить, приобщать и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать:
— для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);
— какому возрасту детей адресована программа;
— предполагаемый состав (одного или разных возрастов);
— условия приема детей, система набора в группы.
ПРИМЕР:
— принимаются все желающие;
В этом разделе могут быть указаны условия дополнительного набора детей на вакантные места в коллектив. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения:
— прослушивания,
— собеседования и т.д.
Сроки реализации программы
В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год.
ПРИМЕР:
1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) — 108 (144, 216 часов) и т.д.
Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся.
ПРИМЕР:
1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости от:
— психологической готовности к обучению;
— физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы;
— интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др.
Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.
Формы и режим занятий
Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).
ПРИМЕР:
- год обучения — 2 раза в неделю по 2 учебных часа;
2 год обучения — 3 раза в неделю по 2 учебных часа,
3 год обучения — 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
ПРИМЕРЫ форм организации деятельности детей на занятии:
— индивидуальная,
— групповая,
— работа по подгруппам,
— ансамблевая,
— общеоркестровая и др.
ПРИМЕРЫ форм проведения занятий: акция, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, защита проектов, игра, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, КВН, конкурс, наблюдение, олимпиада, посиделки, поход, праздник, представление, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, фестиваль, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Возраст детей.
1 год обучения.
месяц |
№ занятия |
Тема |
Цель и содержание |
Методическое обеспечение |
количество часов по данной теме |
Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебно-тематический план составляется в расчёте на одну группу:
при нагрузке 1 час в неделю – в год 36 часа,
при нагрузке 2 часа в неделю – в год 72 часа и т.д.
Может отдельно выноситься содержание программы, где подробно расписывается каждая тема.
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса (МОЖЕТ БЫТЬ ВЫНЕСЕНО ОТДЕЛЬНО)
В разделе «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса» должны быть представлены:
- Литература: учебники, учебные пособия, хрестоматии
- Дидактические материалы: словари, справочники и т.д.
- Наглядно-демонстрационный материал.
- Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды;
- Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Структурный элемент «Методическое обеспечение» может быть оформлен по-разному и должен включать:
— формы образовательной деятельности, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, и т.д.);
— приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса;
— формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы (педагогическое наблюдение, диагностика, анализ результатов анкетирования родителей, участие обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, и др.);
— дидактический материал с указанием тематики: (таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.);
— материально-техническое обеспечение: станки, музыкальные инструменты, спортивные снаряды и оборудование, швейные машинки, зеркала, приборы, декорации, костюмы, микрофоны, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, графо- и эпипроекторы, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности освоения дополнительной образовательной программы дошкольного образования.
(ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
Педагогу необходимо вернуться к цели и задачам программы и на основе их спрограммировать ожидаемые результаты. Таковыми могут быть изменения в познавательных интересах и профессиональных намерениях, в психологических умениях и навыках, в изменении соотношения между репродуктивной и продуктивной деятельностью учащихся, в появлении стремления к творчеству и в овладении приёмами творческой деятельности и пр.
Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся.
Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
ПРИМЕРЫ формулировок:
К концу первого (второго…) года обучения дети:
- будут знать, будут иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления…
- будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…
- будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована …
Спрогнозировав ожидаемый результат, необходимо проверить, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.
Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.
ПРИМЕР:
формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:
- выставка,
- концерт,
- открытое занятие,
- показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.),
- игра,
- рефлексия и др.
Диагностика эффективности реализации программы
Принципиальное требование к данному разделу программы – разработка системы оценки эффективности программы.
После этого заполняется таблица по каждому году обучения в свободной форме, каждый педагог самостоятельно разрабатывает способы оценки эффективности программы.
Требования к оформлению списка литературы:
- Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
- по общей педагогике;
- по методике данного вида деятельности; — по методике воспитания;
- по общей и возрастной психологии;
- по теории и истории выбранного вида деятельности;
- опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
- Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).
- Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
— фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;
— название;
— сведения о месте издания, издательстве и годе издания;
— сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.
Фамилия И.О. Название издания. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);
// (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.
- Список используемой литературы
- Андросова Э.А. Экспертиза образовательных программ дополнительного образования детей//Дополнительное образование.-2004.-№1 .-С.20-26.
- Буйлова Л.Н. Дополнительное образование: нормативно документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. – М.: Просвещение, 2008.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей // Практика административной работы в школе.-2004.-№4.-С.47-51.
- Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В., Постников А.С. Как подготовиться к городскому конкурсу авторских образовательных программ. Методические рекомендации. – М., 2005 г.
- Горский В.А., Попова Г.Н. Рекомендации о порядке разработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД// Дополнительное образование.-2005.-№2.-С.5-10.
- Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования.- Волгоград, 2009 г.
- Каргина З.А. Теория и практика повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.п.н. – М., 2000. – 18 с.
- Логинова Л.Г. Методика работы над авторской образовательной программой // Методист.- 2004.-№5.-С.52-56.
- Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (для учреждений дополнительного образования детей системы образования) (Приложение к Информационному письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 19.10.2006г. №06-1616).
- Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: Компетентностный подход. – СПб., 2005.
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г, об утверждении ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированного в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 с изм. от 04.04.2014)
- Словарь – справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей / сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дорогов и др. – М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001
Приложений 1
- Словарь педагогических терминов
- Автор — создатель какого-либо произведения, научного исследования, изобретения.
- Анализ — расчленение изучаемого предмета, явления или процесса на составные части, разбор, рассмотрение, изучение каждого элемента или стороны явления (предмета, процесса) как части целого.
- Воспитание (в широком смысле) — это взаимодействие процессов социализации, самовоспитания и целенаправленного педагогического воздействия на личность, в том числе и в процессе обучения; (в узком смысле) — это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на формирование и развитие личности ребенка, приобщение человека к социальному опыту во всех его формах (знания, эмоции, этические, эстетические нормы), развитие внутренних возможностей и склонностей индивида.
- Воспитательный процесс — процесс формирования условий для становления личности, способной к самостоятельному и ответственному выбору.
- Диагностика — установление и изучение признаков, характеризующих состояние образовательного процесса, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений его нормального хода.
- Задача — эта конкретизированное выражение какой-либо части содержания цели.
- Задачи воспитательные — это задачи, в результате реализации которых развивается личность ребенка, формируются ее нравственное сознание, чувства, качества, взгляды, убеждения, способы поведения в обществе, гуманистическое мировоззрение, потребности.
- Задачи обучающие — это задачи, в результате реализации которых обучающиеся овладевают системой научных знаний, познавательных умений и навыков, развивают свои творческие силы и способности, приобретают основы трудовых и профессиональных навыков, опыт познавательной деятельности и непрерывного самообразования.
- Задачи развивающие — это задачи, в результате реализации которых происходит физический, умственный и нравственный рост ребенка (речь, мышление, двигательная сфера, эмоции, развитие детского организма и т. д.).
- Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие основу развития способностей.
- Знания — это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, верное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
- Индивид — человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и деятельностью.
- Инновация (в широком смысле) — новое явление в чем-либо; (в педагогике) — целенаправленное изменение, вносящее в образовательный процесс новшества, вызывающие его перевод из одного состояния в другое.
- Интеллект — относительно устойчивая совокупность умственных способностей человека, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
- Коммуникабельность — способность, склонность к установлению контактов и связей.
- Концепция — это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.
- Концепция педагога — это единый замысел педагога, его основные руководящие идеи, касающиеся организации и осуществления образовательного процесса.
- Личность это понятие, обозначающее совокупность, устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность, определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.
- Метод обучения — способ взаимодействия педагога и обучающихся, ведущий к развитию умственных способностей и интересов обучающихся, овладению ими знаниями и умениями, а также использованию их на практике.
- Методика — совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы.
- Модель — это мысленный образ, изображение или схема какого-либо процесса или явления.
- Мотив — это устойчивая внутренняя побудительная причина поведения или поступка человека.
- Мотивация — это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
- Навык — это приобретенное в результате обучения путем многократного повторения и автоматически осуществляемое действие, приводящее к определенному результату.
- Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимися) установленных государством образовательных уровней; это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, развития ума и чувств, формирования мировоззрения и познавательных процессов.
- Образовательный процесс — это процесс и результат формирования знаний, умений и навыков у обучающихся, их воспитания и развития.
- Обучение — это процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого у обучающихся формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются творческие способности, мировоззрение и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.
- Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями к совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
- Одаренность — это высокий уровень развития способностей у человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
- Педагогическая технология — это совокупность педагогических методов, приемов и способов, с помощью которых педагог осуществляет образовательный процесс в объединении и реализует запланированные цели и задачи, а также их научное описание.
- Педагогическая технология — это научное описание условий протекания, содержания, форм, методов, структуры, системы организации и обеспечения педагогического процесса, направленного на достижение конкретной воспитательной или образовательной цели.
- Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности.
- Пояснительная записка — это часть учебной программы, в которой определяются цель и задачи изучения данного учебного предмета, даются методические указания о путях реализации программы, основы личной концепции педагога, предполагаемые результаты освоения программы и механизм проверки ее результативности.
- Принципы обучения — это нормы дидактического поведения педагога, выполнение которых обеспечивает эффективность образовательного процесса.
- Прогноз — заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо на основании определенных данных.
- Прогнозирование — разработка прогноза.
- Прогнозирование педагогическое — определение предстоящих результатов образовательного процесса.
- Программа — это модель совместной деятельности группы людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
- Процесс обучения — целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.
- Развитие — это процесс физического, умственного и нравственного роста человека, который охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.
- Развитие личности — процесс формирования личности в результате социализации, обучения и воспитания индивида.
- Результат — конечный итог, ради которого происходили операции, действия.
- Результативность обучения — это уровень освоения обучающимися учебного материала, степень их воспитанности, обученное, их оценка на основе положительных изменений в развитии личности. Критерии результативности обучения: образовательная подготовка обучающихся (знания, умения, навыки); уровень воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания); уровень развития психических функций (интеллект, эмоции, воля); творческие способности личности; здоровье и здоровый образ жизни.
- Содержание образования — это система знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, овладение которыми закладывает основы для формирования и развития личности.
- Сотрудничество — это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет.
- Социализация — осуществляемый в деятельности и общении процесс, в рамках которого общество влияет на личность, протекающий как стихийно, так и в процессе обучения и воспитания.
- Социальная адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
- Способности — индивидуально устойчивые свойства человека, являющиеся условием его успехов в осуществлении определенного вида деятельности.
- Средства обучения — это те материальные и материализованные предметы, которые педагог при изложении учебного материала использует для более эффективного усвоения знаний обучающихся (наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы, учебная литература, оборудование для лабораторных занятий и т. п.).
- Структура — строение, взаимное расположение частей, составляющих одно целое.
- Творчество — деятельность, результатом которой является 1 создание новых материальных и духовных ценностей.
- Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия, на основе приобретенных знаний.
- Учебно-тематический план — это часть образовательной программы, в которой содержится перечень основных разделов и тем, включенных в программу, их распределение по годам обучения, последовательность изучения учебного материал и количество часов на каждый год обучения.
- Форма обучения — построение процесса обучения на учебном занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).
- Форма организации обучения — способ организации взаимодействия педагога и ребенка в учебной деятельности (учебное занятие, поход, экскурсия, соревнование, практикум, консультация и т. д.).
- Цель — это заранее осознанный и планируемый результат.
СОГЛАСОВАНО Директор МКУ ПДО «Красногорский методический центр» __________ А.Л. Садекова «____»__________20 г. |
УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ д/с № 17 ________М.В. Косова «____» __________20 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
название
по какому направлению
Возраст детей:
Срок реализации программы:
Составитель:
Воспитатель 1 к.МБДОУ д/с №17
Ащева М.В.
Принята на заседании педагогического совета
Протокол №
«____»__________20 г.
Красногорск, 20__ г.