1.1. Включение
в групповые группы работы, совместное планирование, социальнозначимая
деятельность, волонтерство.
1.2. Обучение
конструктивным навыкам общения, понимание особенностей, формирование
уважительного отношения к мнению других.
1.3. Полная
занятость, включение во внеурочную деятельность.
1.4. Развитие личностных ресурсов как
факторов психологической устойчивости.
1.5. Обучение
поведенческим стратегиям и сопротивлению групповым манипуляциям, формирование
навыков поведения.
2.1. Использование
технологий введения норм поведения и общения в группе, классе, ОО. Ориентация
на понятные и реализуемые нормы поведения в группе. Понятные последствия
нарушения норм, реализация этих последствий для всех членов группы.
2.2. Работа
по принятию отвергаемых в группе (классе) подростков с проблемами в обучении,
поведении.
2.3. Проведение
программ прямой профилактики, направленных на отработку навыков и умений
отказа в ситуациях риска («умей сказать нет») распознавания
манипуляций и
формирование способности противодействияим.
1.1. Повышение
информированности обучающихся о последствиях рискованного поведения, так
как уровень информированности в большой степени определяет характер поведения
подростка в ситуациях, связанных с опасными последствиями для его здоровья и
благополучия.
1.2. Развитие
критичности, саморегуляции, локуса контроля, развитие навыков
конструктивного разрешения внутренних конфликтов, навыков обращения за
помощью.
1.3. Предоставление
социально приемлемые альтернативы рискованному поведению в системе
дополнительного образования, спортивных секциях. Обучение навыкам оказания
доврачебной помощи и т.д. помогут направить склонность к риску в
конструктивное русло.
a. В
обучающей деятельности: опора на активные методы обучения,
реализации возможностей технологии критического мышления, внимание к
организации самооценочной и рефлексивной деятельности на уроке. Внимание к
условиям формирования личностных результатов обучающей деятельности.
b. В
программах воспитательной и сопровождающей деятельности: программы,
направленные на развитие самосознания, самоопределение.
5.1. В обучающей
деятельности:
· соблюдение
требований к оценочной деятельности,
· обеспечение
психолого-педагогической поддержки
Муниципальное КАЗЕННОЕ общеобразовательное учреждение
«БУКАНСКАЯ средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО методическим советом школы протокол от «____» ___ 201__г. № _____ |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ Н.Б. Мителёва Приказ от «___»____201__г. № _____ |
Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения обучающегося
ФИ Иванова Ивана
Класс 4
Дата начала реализации 01.09.2016 г.
Составитель: Машинская Елена Анатольевна, учитель английского языка 1 квалификационной категории. |
Буканское 2016 г.
Содержание программы
-
Титульный лист
-
Пояснительная записка
-
Заключения специалистов
-
План психолого-педагогического сопровождения
-
Представление педагога на учащегося 4 класса
-
Заключения ПМПк
-
План коррекционной работы
Пояснительная записка
Цель реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения: компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики психофизического развития.
Программа индивидуального психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК.
Иван И. обучается в 4 классе индивидуально на дому по состоянию здоровья в соответствии с заключением ТПМПК: «Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Парциальная несформированность психических функций. Эмоционально-волевые нарушения. Дисграфия, дислексия.»
При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.
Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития церебрально органического генеза)
Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.
Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Цель программы – повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем звене.
Задачи программы:
1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).
2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
4.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Программа опирается на следующие принципы:
системность; комплексность; деятельностный подход; онтогенетический;
общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Методы и приемы работы с ребенком ЗПР :
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка в соответствии с общим планом психолого-педагогического сопровождения в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов ШПМПк.
Содержание коррекционных занятий исключает формально механический подход и «натаскивание» учебных — навыков.
Индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения обучающегося реализуют специалисты:
Педагог-психолог Моложавая Т.Н.
Учитель-логопед Пудовкина Т.С.
Дефектолог Савицкая Е.Г.
Инструктор ЛФК Сопина Н.Ф.
Социальный педагог Куренкова П.П.
Классный руководитель Жданова Л.В.
Учитель-предметник Машинская Е.А.
Воспитатель —
Создание специальных образовательных условий
(по заключению ЦПМПК)
№ |
СОУ |
Показано |
1 |
Образовательные (реализация адаптированной основной образовательной программы, специальные учебники и пособия, тетради) |
Реализация адаптированной основной образовательной программы (автор Биболетова М.З.) |
2 |
Технические (средства коллективного и индивидуального пользования) |
Средства коллективного и индивидуального пользования. |
3 |
Архитектурные доступность образовательной среды) |
Продолжить обучение индивидуально на дому с применением коррекционных приемов и методов обучения. |
4 |
Режимные (полный/неполный день и др.) |
Неполный день (10 ч. в нед.) |
5 |
Сопровождение (тьютор, ассистент, учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог) |
Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед. |
6 |
Другие |
План
психолого — педагогического сопровождения
ФИО специалиста Машинской Е.А.
Срок реализации 2016-2017 уч. г.
№ |
Мероприятие |
Периодичность |
Формы, методы, приемы |
Отметка о выполнении |
1. |
-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; |
Сентябрь -октябрь 2016г. |
|
05.09 |
2. |
координация действий всех участников сопровождения образования ребенка; |
В течение года |
Педагогический консилиум, педсовет |
10.10 |
3. |
-психолого-педагогическая диаг-ностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; |
Сентябрь -октябрь 2016г. |
|
|
4. |
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи). |
Сентябрь -октябрь 2016г |
|
|
5. |
-реализация индивидуальной программы и групповых занятий; |
ноябрь 2016г. — май 2017г |
Создание проблемной ситуации; — Тренинговые занятия; — Консультирование; — Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы; — Методы групповой работы; — Методы индивидуальной работы; — Проективные методы. |
|
6. |
-психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; |
ноябрь 2016г. — май 2017г |
сюжетно-ролевые игры; · творческие конкурсы; · праздники; · тренинги; · наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.
|
|
7. |
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей. |
ноябрь 2016г. — май 2017г |
|
|
8. |
-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; -анализ эффективности процесса и результатов сопровождения. |
май 2017г |
Прогнозируемый результат:
|
Представление педагога на учащегося 4 класса
на консилиум
ФИО Иванов Иван Иванович
Возраст 9 лет
Школа МКОУ «Буканская СОШ» Класс 4
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования:
Контактность: мальчик общителен, на контакт идёт легко
проявление негативизма: проявляется в виде демонстративного поведения, наблюдаются реакции отказа
реакция на неуспех, похвалу: бурная
наличие аффективных реакций6 наблюдаются
Развитие крупной и мелкой моторики: низкий уровень сформированности
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка: снижена
Сформированность пространственно-временных представлений: снижена
Сформированность учебных навыков:
Английский язык:
навык орфографического письма под диктовку: допускает большое число ошибок
списывание текста: с ошибками, путает буквы
выполнение грамматических заданий: только с помощью учителя
характерные ошибки: путает буквы, не видит строчки
Чтение: темп чтения низкий
Способ: по слогам с подсказкой учителя
понимание прочитанного: низкий уровень
навыки работы с текстом: почти отсутствуют
характерные ошибки: не понимает содержание прочитанного
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы)
Мотивация: преобладает социальная – мотивация одобрения;
Критичность: снижена;
Работоспособность: низкая;
Темп деятельности: снижен, в виду повышенной утомляемости;
Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости; плохая переключаемость.
Особенности памяти: кратковременное запоминание превалирует над долговременным;
Интеллектуальное развитие: сформированность мыслительных операций сравнение, обобщение – приближено к возрастной норме;
анализ, синтез, классификация- ниже возрастной нормы;
Временные и пространственные отношения: сформированы недостаточно.
Эмоционально- волевая сфера: Низкий уровень развития произвольности и самоконтроля, двигательная расторможенность; в ситуации неуспеха отмечается личностная тревожность.
Заключение: уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально волевой сферы.
Рекомендации по обучению : Организовать индивидуальное сопровождение
как вид социально-психолого-педагогической поддержки узкими специалистами в соответствии с заключением ТПМПК: задержка психического развития церебрально-органического генеза. Парциальная несформированность психических функций. Эмоционально-волевые нарушения. Дисграфия, дислексия
Дата обследования 26.08.2016 / Машинская Е.А.
Подпись ФИО специалиста
План коррекционной работы
В связи с решением ШПМПк составлен следующий план коррекционной работы.
-
Взаимодействие специалистов ШПМПк по проблеме школьника
на период учебного года.
Направления деятельности специалистов сопровождения |
|||
Педагог-психолог Моложавая Т.Н |
Социальный педагог Куренкова П.П. |
Учитель-логопед . Пудовкина Т.С. |
Учитель Машинская Е.А.. |
1.Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы и коррекции эмоционально-волевой. 2.Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. |
1.Профилактическая, консультативная работа с родителями по вопросам обучения и воспитания. 2.Социально-диспетчерская деятельность с медицинскими и социально-правовыми службами. |
1.Коррекционно-развивающие занятия по преодолению нарушений письменной и устной речи. 2.Консультирование учителей и родителей по вопросам преодоления нарушений письменной и устной речи. |
Продолжить обучение индивидуально на дому с применением коррекционных приемов и методов обучения. |
-
Выводы по итогам проведенной работы (оценка эффективности, отражение динамики развития ребенка)
Педагог-психолог В ходе проведения коррекционно-развивающих занятий прослеживается позитивная динамика в формировании основных психических функций познавательной сферы. Состояние эмоционально-волевой сферы требует дополнительной коррекции.
Социальный педагог Семье были оказаны меры социально-правовой поддержки. Проведены профилактические беседы с родителями.
Учитель-логопед В ходе проведения коррекционно-развивающих логопедических занятий прослеживается положительная динамика в развитии письменной и устной речи: в письменных работах снизилось количество специфических ошибок, пропуск букв, не допус
Общий вывод по взаимодействию специалистов ШПМПК: по результатам обучения ребенок переведен в 5 класс. по итогам психолого-педагогического сопровождения в 4 классе выявлена незначительная позитивная динамика формирования основных когнитивных функций (память, внимание, речь), состояние эмоционально-волевой сферы требует дополнительной коррекции. Социальный статус семьи остался прежним.
В целях преемственности и в соответствии с итогами предшествующего периода обучения, сохраненным социально-психолого-педагогическим статусом подростка, рекомендовано продолжить оказание мер психолого-педагогической поддержки в среднем звене.
В данной карте отражено междисциплинарное взаимодействие специалистов ШПМПк, которые осуществляют индивидуальное социально- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Это позволяет проследить координацию деятельности специалистов по разработке и реализации стратегии сопровождения ребенка с ОВЗ и семьи и отслеживать результаты успешности обучения и развития ребенка.
Таким образом, социально — психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляет системный подход к проблеме включения детей с особенностями в развитии в современный социум. Это позволяет реализовывать право на образование всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, физических и психических особенностей.
Социально — психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в составлении Адаптированной образовательной программы для обучения ребенка с ОВЗ.
Программы коррекционно-педагогической и психологической направленности являются обязательным коррекционным компонентом Адаптированной образовательной программы для школьников с ОВЗ, в рамках которой каждый специалист сопровождения применяет свою Программу сопровождения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103 «Русалочка»»
г. Воркуты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Психолого-педагогического сопровождения воспитанника ХХХ
Подготовительная
Составила
Педагог-психолог
Албу С.П.
г. Воркута
2016-2017 учебный год
Содержание Программы:
1.Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
1.3. Характеристика особенностей развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья по зрению.
1.4. Планируемые результаты освоения индивидуальной Программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Направления и разделы коррекционной-развивающей работы.
2.2. Перспективный план работы специалистов.
3. Организационный раздел.
3.1. Специальные образовательные условия, способствующие эффективной коррекционной работе.
3.2. Взаимодействия с семьей.
3.3. Методическое обеспечение (литература).
Приложения
Характеристика воспитателей Приложение 1
Представление педагога-психолога Приложение 2
1.Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка.
Психолого- педагогическое сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) направлено на создание системы комплексной помощи в освоении основной дошкольной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста, коррекцию недостатков физическом и (или) психическом развитии детей, социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в МБДОУ «Детский сад № 103» г. Воркуты (далее -Учреждение) детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер.
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения (далее – Программа ППС) воспитанника составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.» — № 273 – ФЗ;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательных программам для детей с ограниченными возможностями здоровья» государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155), основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103» г. Воркуты, методического пособия «Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др., 2014 г.;
- Устава Учреждения
- Заключения психолого-медико-педагогической комиссии МБУ «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Воркуты.
- Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
На основе проведенного психолого-педагогического обследования, была составлена индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника подготовительной группы Учреждения ХХХ г.р. имеющей статус ребенка с ОВЗ.
Программа ППС рассчитана на один учебный год. Программа ППС позволяет обеспечить коррекционно-развивающие обучение воспитанника, всестороннее развитие интеллектуальных , эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества как , любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
- Цели и задачи
Целью Программы психолого-педагогического сопровождения является построения образовательного процесса в соответствии с реальными возможностями ХХХ, исходя из особенностей ее развития и особых образовательных потребностей.
Задачи:
- Провести комплексную диагностику уровня развития ребенка.
- Определить направления коррекционно- развивающей работы в рамках комплексного сопровождения.
- Определить содержание деятельности каждого специалиста Учреждения в рамках комплексного сопровождения.
- Обеспечить взаимодействие всех участников психолого-педагогического сопровождения.
- Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья ребенка.
- Обеспечение коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ, оказание ему квалифицированной помощи в освоении основных образовательных областей Программы: физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
- Внедрить в образовательный процесс работу по реализации Программы психолого-педагогического сопровождения.
1.3. 1Характеристика особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
1.Представление(характеристика) воспитателей Приложение 1
2.Представление педагога-психолога Приложение 2
1.4. Планируемые результаты освоения индивидуальной Программы.
‒ высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально-эстетически окликается на проявления прекрасного;
‒ последовательно анализирует произведение, верно, понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации;
‒ различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности;
‒ любит и по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, «подарки» родным, предметы украшения интерьера;
‒ самостоятельно определяет замысел будущей работы, может её конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности;
‒ проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности;
‒ демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым;
‒ приминает участие в процессе выполнения коллективных работ.
-Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой;
— обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра; называет любимые тексты, объясняет, чем они ему нравятся;
— знает фамилии 3-4 писателей, названия их произведений, отдельные факты биографии;
— способен устанавливать связи в содержании произведения, понимать его эмоциональный подтекст;
— использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов;
— активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности, в сочинении загадок, сказок.
-Развиты элементы культуры слушательского восприятия;
— выражает желание посещать концерты, музыкальный театр;
— музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки;
— проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
— активен в театрализации;
— участвует в инструментальных импровизациях.
— Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.
-Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
-Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.
-Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.
— Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны. Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее.
-Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира. Знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны. Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.
— ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.
— задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни;
— участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству,
— в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы. использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника,
— успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр
— речь чистая, грамматически правильная, выразительная,
— владеет звуковым анализом слов,
— проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.
- —двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные).
- в двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.
- осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом
- проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа. животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.
- проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.
- имеет начальные представления о некоторых видах спорта
- имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
- ребенок владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья
- Может оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью ко взрослому).
2. Содержательный раздел.
2.1. Направления и разделы коррекционной-развивающей работы.
Индивидуальный маршрут сопровождения ХХХ — ХХХ г.р.
Направление маршрута |
Корректировка |
Заключение ПМПК: п.1. Рекомендации по условиям организации обучения: 1.Нуждается в обучении по основной общеобразовательной программе в соответствии с возрастом, с созданием специальных условий (при необходимости). 2.В процессе обучения рекомендовано учитывать психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида. п.2.Психологическая помощь, оказываемая в образовательной организации: 1.Нуждается в психолого- педагогической помощи и сопровождении по месту работы организации обучения. 2.В ходе обучения рекомендовано организовать динамическое наблюдение за самочувствием и психофизическим состоянием ребенка-инвалида. |
|
Диагноз офтальмолога: ХХХХ |
|
Медицинское: Лечебно-профилактические мероприятия; осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, медикаментозное лечение по назначению врача. |
|
Особенности освоения программы Обучение по основной образовательной программе МБДОУ , режим посещения- полный день. |
|
Психолого-педагогическое и коррекционное Развитие зрительного восприятия Развитие ориентировки в пространстве Социально-бытовая ориентировка Развитие мелкой моторики и осязания Коррекция речевых нарушений Организация психологической поддержки: Индивидуальные занятия Групповые занятия |
+ + + + — — + |
Семейное (работа с семьей) Родительские собрания, индивидуальное консультирование, день открытых дверей, информационные стенды |
|
Развивающие Посещение кружка «Фантазеры», «Хочу все знать». |
2.2. Перспективный план работы специалистов.
Педагоги |
Направление коррекционной работы |
Формы работы |
Воспитатели |
Зрительные, пальчиковые гимнастики в соответствии с лексическими темами, с речевым сопровождением, игры с предметами в соответствии с требованиями лечебно – восстановительной работы. — Игры, упражнения по развитию, активизации и тренировке зрительных функций различения, фиксации, прослеживания, локализации. Дидактические игры и упражнения: — на развитие и закрепление умения анализировать основные признаки предметов — на отбирание и словесное обозначение величин реальных предметов, установление взаимосвязей между предметами по величине — на развитие умения располагать на фланелеграфе, столе, листе предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине, на развитие глазомера; — на развитие мелко й моторики: «Мозаика», конструирование, лепка, рисование по трафарету, по контуру, раскрашивание, составление целой картинки из частей, дорисовывание предметов; — на обучение предметно-практической деятельности; — игры с Монтессори материалом; —на развитие обследования предметов осязательно — на познание самого себя -на знакомство с помещениями детского сада. -застёгивание пуговиц, молний, складывание своих вещей на стул и т.д.; Пользование предметами быта в групповой комнате, кабинете. |
Индивидуальная; групповая |
Педагог-психолог |
Игры и упражнения направленные на распределение предметов по группам по основному и дополнительному признаку; на мысленное установление сходства и различия, умение делать выводы; на установление связей между предметами и явлениями; на умение воспринимать и анализировать пространственные связи между предметами. Игры и упражнения направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания – лабиринты, переплетенные линии, корректурная проба, таблицы Шульте. Игры и упражнения на развитие распределения внимания . Игры и упражнения на увеличение объема внимания – рисование по памяти, рисование по представлению. Игры и упражнения на развитие переключение внимания . Игры и упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов- рисование по представлению, ассоциации, описание предмета без называния. Игры и упражнения для развития зрительной , слуховой , тактильной , двигательной памяти. |
Групповая 2 раза в неделю по 25 минут |
3. Организационный раздел.
3.1. Специальные образовательные условия, способствующие эффективной коррекционной работе.
Освещение: дополнительное освещение рабочего места.
Посадка: ближе к демонстрационному материалу, контроль за осанкой ребенка.
Требования к наглядному материалу: изображения простые, без лишних деталей с четкими контурам, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, объемный.
Зрительная нагрузка: исключить мелкую работу(мозаика, конструктор, бисер), зрительная нагрузка= 10 мин, отдых (работа на слух)
Ограничения: прыжки, резкое сотрясение тела, длительные наклоны вниз.
Рекомендации: чередовать работу с отдыхом, выполнять упражнения для тренировки мышц глаз.
3.2. Взаимодействия с семьей ХХХ
Цель консультативной деятельности: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения воспитанника с ОВЗ и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
Участники консультативной деятельности: педагогические работники, воспитанник, родители.
Мероприятия: индивидуальные и групповые тематические, консультации , выступления на МО, участие на заседаниях психолого-педагогического консилиума, участие в родительских собраниях, информационно-просветительской деятельности по вопросам образования родителей.
Содержание работы с родителями |
Ответственные |
Консультация родителей по поводу трудностей в освоение программы (если таковые имеются). Выработка общих путей решения проблемы. Индивидуальная консультация «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста » Буклет «Помогите ребенку развиваться» Индивидуальная консультация родителей с целью повышения общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка с ОВЗ и коррекции зрения. |
педагогические работники, воспитанник, родители. |
3.3. Методическое обеспечение (литература).
1.Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.
2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007. – 239с.
3.Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240с.
4.Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.
5.Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-разивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9-19.
6.Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005. – 128с.
7.Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. — № 1(7). – С. 62-67.
8.Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации [Электронный ресурс]
9.Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000. — № 5. – С. 86-96.
10. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103 «Русалочка»»
г. Воркуты
Заключение
Педагогического совета
Фамилия, имя, отчество воспитанника_________________________________
ХХХ
Дата рождения ХХХ группа подготовительная «А»
Заключение
Психофизичекие возможности воспитанника соответствуют возрасту.
Рекомендации
Рекомендовано обучение по основной общеобразовательной дошкольной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №103 » г. Воркуты.
Рекомендовано динамическое наблюдение специалистами сопровождения дошкольной образовательной организации.
-индивидуальные /подгрупповые/ занятия с педагогом-психологом.
Старший воспитатель_________________/_____________________
Воспитатели____________________________/______________________
Педагог-психолог_______________________/_______________________
Родитель/законный представитель/_______________/_______________
Приложение 1
Характеристика воспитателей
Ребенок не испытывает трудности при зрительном, тактильном обследовании предметов. Определяет оттенки и насыщенность цвета. Самостоятельно выполняет составление картин по образцу, словесному описанию, схеме. Отличает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объёмные фигуры (шар, конус, куб) по наводящим вопросам педагога. Не умеет выполнять зрительный анализ формы и величины предметов, выделять величину реальных предметов. Может словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах. Инструкцию выполнения удерживает хорошо. Средний уровень осязательной чувствительности. Не испытывает трудности при осязании геометрических форм. Без помощи педагога дифференцирует левые и правые части собственного тела. Не всегда определяет расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве. Ориентируется на плоскости альбомного листа, фланелеграфа (вверху, внизу, в середине, а левую, правую стороны определяет самостоятельно). Знает, называет свои имя, фамилию, отчество. Составляет словесный портрет Мышцы рук вялые. Узнаёт, называет пальцы рук. Выполняет поочерёдное сгибание и разгибание пальцев на левой и правой руке. Выполняет пробу «Кулак – ребро – ладонь», «Ушки зайчика», «Кольцо», «Коза», некоторые пальчиковые гимнастики в медленном темпе и по показу или вместе с педагогом. Пуговицы, молнии застёгивает. Инструментами для рисования (кисточкой, карандашами, трафаретами), аппликации (ножницами) владеет. Графический навык слабо сформирован: карандаш удерживает правой рукой, захват правильный. Выполняет штриховку горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями. Навык копирования простых фигур по точкам присутствует. Умение обводить рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги среднего уровня.
Воспитатели
Приложение 2
Представление педагога-психолога
Для ребенка характерно среднее развитие всех психических функций; интеллектуальная достаточность; моторика развита, речи согласно возрасту, восприятие, память, внимание, эмоциональная сферы, поведение соответствует норме. Понятийные формы мышления и речь развиты хорошо, не требуется постоянная помощь взрослого в овладении новым материалом, повторение и дробление информации и инструкций, дополнительное разъяснение и показ. На среднем уровне развиты логическое мышление, обобщение, сравнения предметов и явления окружающей действительности по существенным признакам. Делает самостоятельно выводы. Ребенок хочет участвовать в учебном процессе, (поднимает руку, отвечает.) Со знакомыми людьми контактна, не агрессивна.
Волевые проявления: организованна, дисциплинированна, настойчива в проявление целей. Мотивация: высокая направленность на познавательную деятельность.
Самооценка в норме.
Ребенок воспитывается в полной семье, психологически защищена, любима. Родители заинтересованы в развитии ребенка, оказывают посильную помощь своей дочери.
Педагог-психолог