Как составить программу кружка в школе

Как написать программу для кружка

Преподавание любого предмета начинается с составления программы. Она может быть типовой или авторской. В ней ставятся цели и задачи работы кружка или студии, определяется круг тем и количество занятий по каждому разделу. Министерство образования предъявляет определенные требования к оформлению и содержанию программ, в том числе и для учреждений дополнительного образования. Эти требования необходимо неукоснительно соблюдать.

Как написать программу для кружка

Вам понадобится

  • — примерный круг тем, которые вы собираетесь рассматривать на занятиях;
  • — перечень знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся;
  • — конспекты занятий и другие методические разработки.

Инструкция

Назовите свою программу. Название должно быть указано в средней части титульного листа программы в соответствии с ГОСТ Р 6.30-97. В верхней части страницы укажите полное наименование учреждения основного или дополнительного образования, в котором работает кружок. Под названием документа напишите время и дату его утверждения. Напишите, с детьми какого возраста проводятся занятия. Титульный лист содержит также информацию о разработчике (указываются его фамилия, имя и отчество). В нижней части страницы напишите год разработки и город.

Текст собственно программы начните с пояснительной записки. Расскажите, по какому направлению работает ваш кружок. Отметьте, зачем нужна ваша программа, чем она актуальна и почему лучше работать именно по ней, а не по уже имеющимся. В этой же части необходимо рассказать о возрасте детей, особенностях их развития (если, к примеру, кружок организуется при коррекционной школе или социальном учреждении). Расскажите о предполагаемых формах занятий и о том, какие задачи можно решить, работая по составленному вами документу.

Любая программа, в том числе и предназначенная для кружка, содержит учебно-тематический план. Он составляется в виде таблицы. Программа работы кружка может быть рассчитана на один учебный год или на несколько. В первом случае внесите в таблицу названия тем и количество часов, отведенных на изучение каждой. При втором варианте таблицу необходимо разбить еще и по годам. При изучении каждой темы выделяется время на изучение теоретической части и практические занятия. Отметьте это в плане. Не забудьте, что в учреждениях дополнительного образования практическим занятиям отводится больше времени, чем теории. Кроме того, отведите время на формирование групп, участие в соревнованиях или выставках.

Расскажите, как будет происходить процесс обучения. В этой части количество часов не указывается. Просто напишите название темы, а под ним — какие теоретические вопросы вы собираетесь рассмотреть при ее изучении, какие практические навыки вы предполагаете сформировать у своих подопечных.

Составьте раздел «Методическое обеспечение». Определите, в какой форме вы будете проводить занятия. Они достаточно разнообразны. Это могут быть не только традиционные занятия в классе, но и экскурсии, мастер-классы, семинары, внутрикружковые соревнования или конкурсы. Опишите методы изучения каждой темы.

К любой методической разработке обычно прилагается список литературы. Образовательная программа для кружка — не исключение. В ней может быть даже два списка. Одними изданиями пользовался педагог при составлении документа, другой рекомендуется участникам кружка. Требования к оформлению определяются государственными стандартами.

Источники:

  • Методические рекомендации по составлению программы дополнительного образования

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Требования к составлению образовательных программ

«Учебная программа – программа,

определяющая по каждой учебной

дисциплине содержание и объем знаний,

умений и навыков, подлежащих усвоению»

(ст.46 Закона РК «Об образовании»)

———2 слайд

Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу, должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.

Первое обязательное условие составления программы – это соответствие программы требованиям:

  • Закона РК «Об образовании»,

  • Типовым правилам деятельности организаций дополнительного образования для детей (Постановление Правительства РК от 17 мая 2013 года № 499 —3 слайд

По положению Закона РК «Об образовании» «Образовательные учебные программы дополнительного образования предусматривают создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга». —4 слайд

В Правилах говорится, что «в организациях дополнительного образования для детей реализуются общеобразовательные учебные программы дополнительного образования в целях всестороннего удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся в интересах личности, общества и государства». «Организация дополнительного образования для детей самостоятельно разрабатывает образовательные учебные программы с учетом запросов детей, потребности семьи, организаций образования, общественных организаций (в том числе детских и юношеских), особенностей социально-экономического развития региона, национально-культурных традиций» (п. 16). —5 слайд

Алгоритм написания авторской образовательной программы

Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.

  •  Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).

  •  Установление цели, ради которой вводится новая программа.

  • Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.

  •  Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.

  •  Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

  •  Определение средств, методов и форм обучения.

  • Составление списка необходимой литературы. —6 слайд

 6.    Структура авторской образовательной программы

Структура образовательной учебной программы, ее оформление придают данному документу определенную юридическую силу, а также выявляют уровень профессиональной подготовки разработчика программы.

Образовательная программа должна быть оформлена в виде нормативного документа (в соответствии с требованиями).

К программам дополнительного образования детей рекомендуют следующую структуру образовательной программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план (по годам обучения).

4. Содержание программы.

5 Календарно-тематическое планирование

6. Методическое обеспечение образовательной программы.

7. Список литературы

8. Приложение —7 слайд

1.Титульный лист

Информация, содержащаяся на титульном листе:

  1. полное название вышестоящего органа управления образованием;

  2. полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

  3. название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);

  4. данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);

  5. название населенного пункта, в котором написана программа;

  • год написания программы;

  • ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;

  • дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

  • возраст детей, на который рассчитана программа;

  • срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана)  —8 слайд

2. Пояснительная записка.

Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

  1. актуальность программы и практическая значимость для обучающихся;

  2. вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);

  3. новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

  4. связь программы с уже существующими образовательными программами по данному направлению деятельности;

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие
типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

  • воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

  • развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Указываются педагогические принципы.

Принцип – исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.

Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.

4.Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие идеи, на которых она базируется;

  • ключевые понятия, которыми оперирует автор;

  • сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы)

5.В пояснительной записке отмечаются:

  1. основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

  2. вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);

  3. особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

6.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

  • общее количество часов в год;

количество часов и занятий в неделю;

  • периодичность и продолжительность занятий

  • нормы наполняемости группы;

  • форма занятий ( индивидуальные, групповые, разновозрастные);

7. Прогноз результативности

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, причем не просто перечисляются, а даётся конкретная характеристика, указывается уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.

!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!

  1. перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

  • дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся.

  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.) —9 слайд

3. Учебно-тематический план (по годам обучения)

Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса в той последовательности, в которой они будут изучаться. Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами: —10 слайд

Продолжительность занятия

Периодич

ность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов

в год

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

З часа

2 раза

6 часов

216 часов

З часа

3 раза

9 часов

324 часа

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы:

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

Итого часов:

4. Содержание программы

Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:

  • указать название темы;

  • перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

  • указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).

!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, на сколько рассчитан курс обучения. —11слайд

5. Календарно-тематическое планирование ——-12 слайд

6. Методическое обеспечение программы

(частично может быть описано в пояснительной записке)

В этом разделе программы необходимо:

  • кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые

планируются по каждому разделу —

—-индивидуальные и групповые,

—- практические и теоретические;

  • отметить, какие формы занятий планируется использовать.

Формы организации учебного занятия:

* кружковое занятие;                                 * круглый стол;

* соревнование;                                        * лекция;

* концерт;                                                  * репортаж;

* выставка;                                                * путешествие;

* экскурсия;                                              * заочная экскурсия;

* диспут;                                                   * творческая мастерская;

* творческий отчет;                                   * игра и др.

  • описать основные методы (вербальный, наглядный,

практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.), приемы, технологические основы организации образовательного процесса;

  • перечислить используемые дидактические материалы –

таблицы,плакаты,картины,фотографии, дидактические карточки,

 памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал,

диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи,

мультимедийные материалы,компьютерные программные средства ;

  • техническое оснащение занятий.

—13 слайд

7.Список литературы

Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими, психологическими. Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; во второй – литературу для учащихся. —14 слайд

8. Приложение

В этот раздел могут быть включены правила техники безопасности, нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты, чертежи, практические советы, инструкции по выполнению моделей, пособие по изготовлению моделей и т.д.

—15 слайд

Рецензирование образовательной программы дополнительного образования детей

Завершая разговор о требованиях к авторской образовательной программе дополнительного образования, отмечу, что для лицензирования к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

  • внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист учреждения, в котором разработана программа);

  • внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).

«Утверждаю»                                                                             «Согласовано»

Директор  МОУ СОШ №5

    г. Торжка                                                                     зам. директора по УР

______Афанасьева Е.В.                                                     ______ Петрова С Н.

                                                         «Рассмотрено»

                                                на заседании МО

                                                начальных классов

                                                Рук. МО__________

                                   Программа

кружка художественного творчества

 «Фантазия»

                Возраст детей  — 7-10 лет

                                              Срок реализации — 4года

              Леонова С. Е. – воспитатель группы  продлённого  дня

                    МОУ  « СОШ № 5 »  г. Торжка  Тверской области

                                   Пояснительная записка

         Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  1. быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  2. быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

            Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

            Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.  Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно,  прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
          Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

          Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
         Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

          Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Данная программа кружка художественного творчества «Фантазия» рассчитана на 4 года  обучения детей в возрасте 6-11 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Цель программы

 Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной,  приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

Задачи программы

  1. Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
  2. Формирование  художественно-образного мышления и эмоционально —
    чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к  искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
  3. Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
  4. Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала,  способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
  5. Воспитание интереса  к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

Учебно-тематический план

План

часы

всего

теор

прак

1

Введение.  Вводное занятие  в учебный курс

4

4

8

2

Поделки из природного материала

1

5

6

3

Проектная деятельность

1

7

8

4

Поделки из солёного теста

1

4

5

5

Поделки из бумаги и картона

2

25

27

6

Работа с пластилином

4

4

7

Ваяние из гипса

1

4

5

8

Работа с нитями пряжи

1

7

8

9

Работа с тканью

1

8

9

10

Аппликация из соломки

9

9

11

Поделки из спичек

1

2

3

12

Волшебная флористика

1

4

5

13

Экскурсии, спектакли

7

7

14

Выставки творческих работ

9

9

15

Праздники, чаепития

4

4

16

 Игрушки из бросового материала.

1

18

19

                                                       Итого:

15

121

136

                     Организация образовательного процесса

           Занятия кружка в творческой мастерской проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Таким образом, количество учебных часов составляет:

1 год обучения-34ч,

2 год обучения-34ч,

3 год обучения-34ч,

4 год обучения-34ч.

           Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.

Задача руководителя – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость ребят любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков. В повседневной жизни необходимо поддерживать у детей радость открытия, новизны, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и творчества своих товарищей.

            Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются дети. Метод личного показа приветствуется.

            Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным  расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами.

           Эффективным средством обучения и воспитания , а также формирования    и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества, проведения праздников в коллективе, чаепитий.

            Младшие школьники быстро утомляются, поэтому через каждые 20-30 минут работы необходимо делать перерыв или физкультминутки, обязательно включая зрительные.

             Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения.

              В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

              Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.

              Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В  план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно- прикладного искусства.

Методические пояснения

 Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования  у  учащихся познавательного интереса. Эстетические  их художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.

              На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

              В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.

Главные принципы программы

  1. Непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания.
  2. Гуманизм в межличностных отношениях.
  3. Связь с жизнью.
  4. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  5. Применение принципов развивающего, проблемного обучения.
  6. Использование проектной технологии.
  7. Интеграция интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного  развития.

Ожидаемые результаты

             Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.

              Второй год обучении — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.

             Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в творчестве, и то, как само творчество составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.

             Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции  и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.

             Формами подведения итогов реализации программы “Фантазия ” являются

 выставки: тематические, праздничные,  

творческие конкурсы: школьного, сельского, районного,  федерального масштаба.

             У нас на уроках трудового обучения существует заключительный этап – презентация своей работы, на котором каждый ребёнок по желанию представляет и демонстрирует в действии своё изделие, сопровождая это стихотворением или загадкой, и даёт возможность другим детям полюбоваться им, подержать в руках. Такой этап есть и на занятиях кружка.

Работа с родителями.

            Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

            Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Фантазия ”, помощь в организации экскурсий.

           Организация  тематических творческих  выставок поделок на родительских собраниях  и внеклассных мероприятиях, в   РДК.

Содержание дополнительной образовательной программы.

1.Правила техники безопасности.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с разными  инструментами.

 2. Лепка из соленого теста.

Учатся делать  цветное тесто, окрашивать его, знакомятся с правилами хранения теста. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы. Дети учатся лепить простые элементы, создавать фактуры поверхности, скреплять детали между собой. Ученики делают  изделия: «Подкова», «Фрукты», учатся сушить  и окрашивать тесто, оформлять изделия и клеить  изделия, делать композиции с использованием дополнительного  материала.

          Изделия из соленого теста.

Ученики делают  изделия: « Змея», «Подкова», «Фрукты», учатся сушить  и окрашивать тесто, оформлять изделия, составлять композиции с использованием дополнительного  материала.

 Учащиеся изготавливают более сложные картины: «Подсолнухи» « Розочки в корзине»,  оформляют изделие.

           Изделия из соленого теста на тему: «Скоро Новый год» 

 Учащиеся изготавливают картины на тему: «Скоро Новый год» из цветного или простого теста, изделия: «Елочка». Сушат и окрашивают тесто, оформляют изделия.

 3. Работа с  пластилином.

 Учатся подготавливать пластилин к работе, окрашивать его, знакомятся с правилами его хранения. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы, а также организацией рабочего места. Дети учатся делать  простые элементы из пластилина. Знакомятся с повадками и отличительными особенностями разных животных.

               Изделия из пластилина.

 Изготавливают изделия: «Весёлый зоопарк», «Букет роз».

4. Волшебная флористика.

 Учатся собирать и сушить осенние листья, подготавливать их к работе. Учитель подробно знакомит детей с набором инструментов и технологией сушки листьев. Дети учатся составлять  простые и сложные композиции из листьев.

               Композиции из листьев.

«Заяц», «Слон», Рябина, «Лес»,  «Рыбка», «Осенний букет» и т. п.

5. Работа с  пряжей.

          Учащиеся учатся работать с лекалами из бумаги, переводить выкройку через кальку  и самостоятельно  готовить лекала по заданным размерам,  работать с пряжей разного качества, выполнять работу  по инструкции.

                Изделия из пряжи.

«Весёлые куклы».

                Поделки из помпончиков: «Пушистые бусы», «Гусеница», «Цыплёнок»,  «Грибы»,  «Чудо — ягодки», «Открытка»,  «Новогодняя ёлочка» и т.п.

6.Работа с бумагой и картоном. Аппликация.

            Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Виды  бумаги:  чертёжно -рисовальная,  писчая,  обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

            Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

             Знакомство с декоративно-прикладным искусством, техникой выполнения работ по технологической карте, знакомство с разными видами аппликаций (плоских и объёмных): из ракушек, кусочков ваты, бумаги, из природных материалов, и их полезной значимостью. Ученики учатся не только изготавливать работы по образцу, но и составлять свои собственные композиции для украшения не только листов бумаги, но также пасхальных яиц, коробок, шкатулок, рамок для фотографий и т.п.

               Изделия.

Разные виды аппликаций: «Волшебный цветок», «Московский Кремль», «Весёлый Дед Мороз», «Прощай, бабье лето!», «Весёлый дождик!», «Пушистые облака», панно «Цветы»,  аппликации   на  тему   «Пасхальный благовест»  и  др.

7.Работа с разными материалами.

            Знакомство с разными материалами, из которых можно сделать красивые и оригинальные поделки: скорлупа яиц, капсулы киндер-сюрпризов, цедра лимона и апельсина,  фольга,  скорлупа орехов, перья и пух и др. Подготовка различных материалов  к работе, оформление к выставке.

8.Изделия из разных материалов.

          Поделки

 из перьев и пуха: «Лебёдушка»,  «Цирковая собачка», «Птица счастья»;

 из цедры: «Мимоза»,   «Гроздья рябины»;

 из скорлупы орехов: композиция «Дружная семейка», «Черепаха», «Божья коровка», «Клубничка», «Божья коровка на листке» и др.

9.Проектная деятельность.

Объёмное «Чудо-дерево» из картона и бумаги.

Цветочная поляна, трава из бумаги.

Книжки-малышки  в форме различных овощей, фруктов и т.п.

Материалы, инструменты, приспособления

  1. Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
  2. Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т.д.
  3. Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.
  4. Картон : цветной, тонкий, упаковочный.
  5. Открытки, салфетки, фантики.
  6. Ткань, иголка, дырокол. 
  7. Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  8. Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.
  9. Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.
  10. Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы,  капсулы киндер-сюрпризов,  кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.
  11. Клей ПВА и «Момент».
  12. Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
  13. Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий.
  14. Пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.
  15. Электрический утюг для разглаживания ткани и соломки

1-ый год обучения


п/п

Разделы и темы

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Знакомство с учащимися. Рассказ о работе кружка. Цели и задачи

1

2

Вводное занятие.

Основные правила техники безопасности при работе с инструментами,

 их хранение

Инструктаж

по ТБ

1

3

Экскурсия в природу: «Поселилась в сквере осень»

Наблюдение за осенними изменениями в природе

Сбор осенних листьев

1

4

Беседа:

 «Волшебная флористика»

Как правильно высушить листья?

Демонстрация готовых изделий

1

5-8

Аппликация из сухих листьев: «Заяц», «Слон», Рябина, «Лес»

Выставка работ учащихся

4

9

Беседа: «Главные символы государства»

Презентация

Слушание гимна России, знакомство с гербом и флагом

1

10- 12

Аппликация из бумаги на тему: «Овеянные славой» (Московский Кремль)

Выбор сюжета, эскиз, составление композиции

3

13-16

Мастерская  «Деда Мороза»

Снежинки

Фонарики

Гирлянды

Презентация

«Как встречают Новый год в разных странах»

Вырезывание снежинок

Изготовление фонариков и гирлянд

4

17

Оформление работ на школьную выставку: «Новый год у ворот!»

Изготовление этикеток

1

18-21

Работа с природным материалом:

«Старичок — лесовичок»

«Ослик»,

«Бычок»,

«Лебёдушка»

Т Б

Как заготовить природный материал и сохранить его?

Подбор материалов,

крепление деталей, художественное оформление

4

22-24

Аппликация из бумаги:

«Аленький цветочек»,

«Цветик-семицветик»

Знакомство с произведением В. Катаева «Цветик- семицветик»

Подбор цветов, их сочетание, разметка деталей, сборка

3

25-26

Аппликация на тему «День защитника Отечества»:

«Кораблики в море»,

поздравительная открытка

Беседа:

«Кто защищает Родину?»

Выбор сюжета, работа по шаблонам

2

27-30

Работа с пластилином:

«Змея»,  

«Кружка для Мальвины»,

«Весёлый зоопарк»,

«Космические пришельцы»

Правила работы с пластилином

Лепка из пластилина

4

31

Игра-путешествие в космос

Презентация «Космос и человек»

Космические фантазии (аппликации по выбору)

1

32

Экскурсия в природу: «Весна идёт!»

Наблюдения за весенними изменениями в природе

1

33

Итоговое занятие.

Выставка лучших работ. Награждения.

Оформление выставки.

Награждения.

1

34

Праздничное чаепитие.

Игры.

1

2-ой год обучения


п/п

Разделы и темы

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Формирование группы.

Цели и задачи кружка.

Беседа: «Зачем человеку фантазия?»

1

2

Экскурсия в  районный Дом Детского творчества

Знакомство с лучшими работами детей

1

3-10

Проектная деятельность

Работа по проекту «Чудо-дерево» на тему: «Устное народное творчество»:

эскизы проектного дерева,

макет объёмного дерева,

Книжки-малышки в форме различных фруктов, ягод и т.п.

цветочная поляна, трава

Выбор темы,

 цели и задачи проекта,  

гипотеза,

сбор информации

по теме проекта

Эскизы проектного дерева, макет объёмного дерева из твёрдого картона и бумаги, художественное оформление дерева.

Изготовление книжек-малышек, их художественное оформление.

Инсценировка произведений устного народного творчества

8

11

Презентация и защита проекта Чудо-дерево»

Открытое занятие

1

12-13

Работа со спичками

«Деревенский пейзаж»

История спичек, ТБ при пользовании спичками

Прорисовка сюжета на бумаге

Выкладывание спичек

2

14-16

Работа с разными материалами (цветная бумага, скорлупа орехов, пластилин):

«Весёлый клоун», композиция «На лесной полянке»,

«Земляничная поляна»

Знакомство с техникой работы

Окрашивание скорлупы орехов гуашью,

заготовка деталей для оформления из цветной  и бархатной бумаги

3

17-20

Работа с разными материалами (поролон, фольга, шерстяные нити)

«Клубничка»-(подвесная игрушка)

Техника работы с поролоном

Окрашивание поролона,

разметка и вырезывание деталей, маленьких кубиков,

изготовление чашелистиков из фольги,

подвесная верёвочка

4

21-22

Объёмная аппликация из полосок бумаги: «С добрым утром»

Техника работы с полосками бумаги

Заготовка полосок  цветной бумаги,

сборка изделия

2

23-26

Работа с гипсом.

Свойства гипса.

Техника ваяния из гипса.

Презентация: «Скульптуры»

Заливка форм, просушка,

художественное оформление работ.

4

27

Выставка работ: «Делаем сами своими руками»

Оформление работ для выставки

1

28

Работа с бумагой, картоном, бисером.

Аппликация на тему: «Пасхальный благовест»

Виды орнамента

Прорисовка и вырезывание орнамента,

1

29-32

Техническое моделирование

(движущиеся фигурки)

«Медведи в кузнице»,

«Два мышонка» и др.

Знакомство с техникой работы

Заготовка деталей по шаблонам,
прорисовка деталей,
сборка и крепление деталей с помощью медной проволоки.

4

33

Итоговое занятие.

Выставка лучших работ

Оформительская работа

1

34

Экскурсия в парк

Поездка

1

3-ий год обучения


п/п

Разделы и темы

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Формирование группы. Вводное занятие.

1

2

Инструктаж по технике безопасности

1

3

Подготовка работ к выставке, посвящённой юбилею села (110лет)

Оформление этикеток для готовых работ

1

4

Оформление выставки, посвящённой юбилею села в сельском ДК

Оформление стола

Размещение рвбот

1

5

Работа с пряжей.

 Важные секреты. Изучение техники работы с пряжей.

ТБ Беседа: «Как перевести  на бумагу готовые лекала и изготовить их самостоятельно»

Изготовление лекал по размерам

1

6

Заготовка помпончиков для поделок

Подбор цвета пряжи

Изготовление помпончиков для поделок разного цвета и размера

1

7

Поделка из помпончиков: «Цыплёнок»

Подбор цвета

Соединение помпончиков

Отделка мелких деталей

1

8

Поделка из помпончиков:

«Грибная полянка»

Выбор цвета пряжи

Соединение помпончиков

Отделка мелких деталей

1

9

Поделка из помпончиков:

«Черепаха»

Выбор цвета пряжи

Соединение помпончиков

Отделка мелких деталей

1

10

Поделка из помпончиков:

«Гусеница»

Выбор цвета пряжи

Соединение помпончиков

Отделка мелких деталей

1

11

Поделка из помпончиков:

«Пушистые бусы»

Выбор цвета пряжи

Соединение помпончиков

Отделка мелких деталей

1

12

Поделка из помпончиков:

«Новогодняя ёлка»

Выбор цвета пряжи

Соединение помпончиков

Отделка мелких деталей

1

13

Просмотр представления  кукольного театра «Репка» ДК

Беседа: «Поведение в  ДК»

Мы — зрители

1

14

Работа с тканью.

Куклы для детского кукольного театра по русской народной сказке «Зайкина избушка»

Слушание сказки в исполнении педагога

Подбор материала для кукол

1

15

Работа с тканью

 Виды швов

ТБ при работе

с иглой

и ножницами

Разметка деталей по шаблонам

1

16

«Лисичка»

Пословицы, загадки

Разметка деталей по шаблонам

Пословицы, загадки Сшивание деталей

1

17

«Заяц»

Пословицы, загадки

Разметка деталей по шаблонам Сшивание деталей

1

18

«Медведь»

Пословицы, загадки

Разметка деталей по шаблонам Сшивание деталей

1

19

«Петушок»

Пословицы, загадки

Разметка деталей по шаблонам Сшивание деталей

1

20

«Волк»

Пословицы, загадки

Разметка деталей по шаблонам Сшивание деталей

1

21

Декорации к сказке

Деревья в снеговых шапках.

 Домик зайчика

1

22

Презентация

 р. н. с. «Зайкина избушка»

Кукольный спектакль для воспитанников детского сада «Солнышко» и для учащихся начальной школы

Кукольный спектакль

1

23

Работа с бумагой.

Украшения для ёлки: фонарики из цветной бумаги и фольги

Техника работы с фольгой

Разметка и сборка деталей

1

24-25

Работа с разными материалами: «Снеговик»

Техника работы с ватой

Изготовление ватных шариков, деталей для аппликации: ёлочка, ведро, метла, звёзды, месяц

2

26

Правила техники безопасности

Готовим тесто

Техника работы с тестом

Готовим тесто

1

27

Лепка из солёного теста Цветное тесто

Окрашивание теста

Хранение теста

Набор инструментов

Порядок работы

Делаем тесто цветным

1

28

Лепка простых изделий

Создание фактуры поверхности, использование чесноковыжималки. Скрепление деталей между собой

Скрепление деталей между собой

1

29

Изделие: картина «Котенок в корзине»

Лепка и скрепление деталей

1

30

Сушка и окрашивание теста

1

31

Изделие: картина «Подсолнухи»

Лепка и скрепление деталей

1

32

Сушка и окрашивание теста

1

33-34

Итоговое занятие

Выставка работ

Подготовка работ  

к выставке

Чаепитие

2

4-ый год обучения


п/п

Разделы и темы

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Формирование группы

Цели и задачи кружка

1

2

Инструктаж по технике безопасности

В мире интересного

Презентация: «Наши достижения»

1

3-4

Работа с соломкой

Готовим соломку для работы

ТБ при работе с утюгом

Как получить соломку разных оттенков?

Разглаживание проваренной соломки

2

5-7

Выбор сюжетов для аппликации

Копирование деталей аппликации

Заготовка    деталей  рисунка

Техника работы с соломкой

Заготовка    деталей  рисунка

Наклеивание полосок соломки с учётом направления

3

8-10

Окрашивание бутылки в чёрный цвет

ТБ

Окрашивание чёрной гуашью стеклянной бутылки

Просушка окрашенной бутылки

Покрытие окрашенной бутылки бесцветным лаком

3

11-12

Аппликация (соломка на стекле):

Прощай, бабье лето!»

Соломка на стекле

Сборка деталей, приклеивание на бутылку

2

13-14

Аппликация (соломка на стекле):

«Осенний день»

Профилактика простудных заболеваний

Сборка деталей, приклеивание на бутылку

2

15-16

Конкурс «Письмо Деду Морозу»

Виды орнаментов и аппликаций для новогоднего письма

Красочное оформление письма

2

17-18

Работа с природным материалом, пластилином, бархатной цветной бумагой

«Божья коровка»

Презентация «Рождество»

Подготовка скорлупы грецких орехов,  её окрашивание гуашью, просушка заготовок,

Прикрепление при помощи пластилина деталей головы,

 лапок, приклеивание чёрных точек

2

19-20

Работа с бумагой

Аппликации «Поздравительная открытка к 23 февраля»

Вырезывание деталей сюжета

Сборка деталей

2

20-22

Работа с разными материалами

Игольница  «Сердечко»

ТБ при работе с иглой, ножницами

Выкройка

Сшивание деталей

Украшение фурнитурой

3

23-24

Работа с бумагой

Аппликации «Поздравительная открытка к 8 марта»

Объёмный цветок «Тюльпан»

История праздника

Техника «Оригами»

Придумывание композиции

Заготовка деталей

Приклеивание деталей открытки

Складывание бумаги

2

25-27

Работа с разными материалами (капсулами от киндер-сюрпризов)

«Лягушонок»,

«Робот»,

«Гусеница»

ТБ при работе с шилом

Прокалывание шилом отверстий в капсулах Соединение деталей при помощи проволоки

Закручивание проволоки по спирали

Художественное оформление деталей

3

28-30

Работа с разными материалами (перья и пух)

«Лебёдушка»,

«Птица»,

«Праздничный букет»

Окрашивание перьев

Подбор перьев и пуха по фактуре для поделки

3

31

Экскурсия в музей ДДТ

 «65 лет Великой Победе»

История города в дни ВОв

Поездка в г Минеральные Воды

1

32-33

Операция «Ветераны живут рядом»

Поздравительная открытка

Презентация: «История города и села в памятниках»

Подбор сюжета для аппликации

Заготовка деталей по собственному выбору

2

34

Итоговое занятие

Выставка лучших работ

Чаепитие

1

Список литературы

  1. Ирина Хананова «Соленое тесто» Издательство «Эксмо» г.Москва 2007г.
  2. И.К. Щеблыкин, И.И. Романина  «Аппликационные работы в начальных классах» Изд, Просвещение 1983г.
  3. И.И.Кагакова  «Аппликация   Изд.  «Лада»  2009Гг
  4. Н. Крупенская «Поделки из помпончиков» АЙРИС- ПРЕСС  Москва 2008г.
  5. С. Кабаченко «Поделки из спичек» Издательство «Эксмо» г Москва,       2008г.
  6. Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
  7. Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.
  8. О. Чебрикова «Прикольные поделки к любому празднику»
  9. Медиа-ресурсы:

      http://festival.1september.ru/articles/508881/        http://bankznanii.ru/?p=991&page=4

Обновлено: 26.05.2023

Разработала Бурмистрова Л.А.

Приложение № 5

Алгоритм составления программы кружка

1 Введение, пояснительная записка. Что я хочу сделать, почему? Обоснование необходимости разработки программы данного вида работы; Цели и задачи, возраст детей, кол-во занятий в год; принципы построения работы; ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа; ключевые понятия, законы, которыми оперирует программа.
2 Тематическое Планирование. Сколько часов выделено на каждую тему по годам обучения. Перечень тем, последовательность тем, количество часов на каждую тему, соотношение теоретических и практических часов.
3 Содержание программы. Какой объем учебного материала на каждую тему? Краткое изложение тем с указание форм, методов организации учебного занятия; указание межпредметных связей; перечень необходимых материалов по темам; перечень рекомендованной литературы по темам; контрольные срезы.
4 Знания и умения детей. Что дети должны знать, уметь по окончанию обучения. Требования к знаниям, умениям детей, которые они приобретают в процессе обучения; контрольные задания; диагностические карты.
5 Механизм оценки получаемых результатов. Как оценить знания и умения детей. Методы проведения диагностики, контрольных срезов, особенности фиксации результатов, особенности обсчета результатов.

Приложение № 2

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка:

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей ОО, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка на педсовете (Совете педагогов).

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью.

Приложение № 3

Структура перспективно-тематического плана.

№№ пп Название темы Цель, Задачи Количество часов Форма проведения занятия, ведущие методы Необходимые материалы Литература

Приложение № 4

Алгоритм разработки программы кружка.

1. Титульный лист

3. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, принципы и т.д.)

4. Учебно-тематическое планирование

5. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

6. Диагностический инструментарий (механизм оценки получаемых результатов)

7. Список литературы.

Приложение № 1

Утверждено приказом заведующего № от

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Требования к составлению образовательных программ

«Учебная программа – программа,

определяющая по каждой учебной

дисциплине содержание и объем знаний,

Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу, должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения . Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.

Первое обязательное условие составления программы – это соответствие программы требованиям:

Типовым правилам деятельности организаций дополнительного образования для детей (Постановление Правительства РК от 17 мая 2013 года № 499 —3 слайд

Алгоритм написания авторской образовательной программы

Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.

Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).

Установление цели, ради которой вводится новая программа.

Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.

Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.

Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

Определение средств, методов и форм обучения.

Составление списка необходимой литературы. —6 слайд

6. Структура авторской образовательной программы

Структура образовательной учебной программы, ее оформление придают данному документу определенную юридическую силу , а также выявляют уровень профессиональной подготовки разработчика программы.

Образовательная программа должна быть оформлена в виде нормативного документа (в соответствии с требованиями).

К программам дополнительного образования детей рекомендуют следующую структуру образовательной программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план (по годам обучения).

4. Содержание программы.

5 Календарно-тематическое планирование

6. Методическое обеспечение образовательной программы.

7. Список литературы

8. Приложение —7 слайд

Информация, содержащаяся на титульном листе:

полное название вышестоящего органа управления образованием;

полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);

данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);

название населенного пункта, в котором написана программа;

год написания программы;

ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;

дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

возраст детей, на который рассчитана программа;

срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана) —8 слайд

2. Пояснительная записка.

Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

актуальност ь программы и практическая значимость для обучающихся;

вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);

новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

связь программы с уже существующими образовательными программами по данному направлению деятельности;

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться . Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:

обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Указываются педагогические принципы .

Принцип – исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.

Принципы общедидактические : наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Принципы воспитания : целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.

4.Описывая особенности программы, следует отразить:

ведущие идеи, на которых она базируется;

ключевые понятия, которыми оперирует автор;

сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы)

5.В пояснительной записке отмечаются:

основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);

особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

6.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

общее количество часов в год;

• количество часов и занятий в неделю;

периодичность и продолжительность занятий

нормы наполняемости группы;

форма занятий ( индивидуальные, групповые, разновозрастные);

7. Прогноз результативности

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, причем не просто перечисляются, а даётся конкретная характеристика, указывается уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.

. Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!

перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся.

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.) —9 слайд

3. Учебно-тематический план (по годам обучения)

Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса в той последовательности, в которой они будут изучаться . Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами : —10 слайд

Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности (далее – программа) должна соответствовать локальному акту своей образовательной организации.

В соответствии с ФГОС НОО п. 19.5 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576) и ФГОС ООО п. 18.2.2 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577) программа должна включать в себя обязательные структурные элементы:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование

На основании вышеизложенного программа внеурочной деятельности может содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

4. Содержание программы.

5. Тематическое планирование.

6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы (не является обязательным).

7. Список литературы.

1. Титульный лист должен содержать информацию:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена программа;
  • название программы;
  • направление (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
  • класс;
  • составитель, его должность;
    название населенного пункта, год.

Наименование образовательного учреждения (по уставу)

Название программы
Направление
класс

Составитель:
Фамилия, имя, отчество
должность

Населенный пункт
Год разработки программы

2. Пояснительная записка должна раскрывать:

— общая характеристика программы курса внеурочной деятельности;

— описание места программы в структуре основной образовательной программы;

— описание ценностных ориентиров содержания программы курса по внеурочной деятельности

— цель и задачи реализации программы

Цель должна отражать направление развития личности. Например: Формирование общекультурных навыков обучающихся средствами кукольного театрального искусства.

Задачи:

    • обучающие задачи: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;
    • развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
    • воспитательные задачи: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

    Формулировка задач не должна быть абстрактной, они должны быть соотнесены с планируемыми результатами.

    — возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;

    — сроки реализации программы.

    3. Планируемые результаты включают в себя:

    — описание предметных результатов (что к окончанию обучения должны знать и уметь учащиеся), а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов освоения программы

    — диагностика результатов освоения программы (указать перечень диагностических материалов, методы диагностики, формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования и т.д.))

    4. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане.

    Для этого необходимо:

    • указать название раздела, темы;
    • перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
    • указать формы организации и виды деятельности

    Раздел 2. Культура общения (5 час)

    Тема 1. Приветствие (1 час)

    Форма организации: беседа, игра

    Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций

    5. Тематическое планирование – содержит название разделов и тем программы, количество часов. Оформляется в табличной форме.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Методологическая культура педагога является важной составляющей его профессиональной культуры, характеризует умение применять знания педагогической и психологической науки на практике, творчески подходить к организации образовательного процесса. В данной презентации предлагаются методические рекомендации к составлению программы кружковой работы в современной образовательной организации.

    Методические рекомендации по оформлению программы кружка Подготовила: Синицина Ирина Анатольевна

    Методические рекомендации по оформлению программы кружка

    Подготовила: Синицина Ирина Анатольевна

    СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ титульный лист, пояснительная записка, тематический план, содержание программы, прогнозируемый результат, литература, приложения (по необходимости).

    СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ

    Содержание титульной страницы

    ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Стерлитамакская коррекционная школа №25 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Протокол заседания МО

    Протокол заседания педагогического совета ГБОУ Стерлитамакская КШ №25

    № ____ от ___________

    ВТОРАЯ СТРАНИЦА ПРОГРАММЫ Авторы: ФИО (полностью) - руководитель кружка …., преподаватель (краткое наименование ОУ), категория. ФИО ( полностью, если программа составлялась в соавторстве ) преподаватель (краткое наименование ОУ), категория. Утверждено педагогическим советом ОУ (протокол № _____ от

    ВТОРАЯ СТРАНИЦА ПРОГРАММЫ

    ФИО (полностью) — руководитель кружка …., преподаватель (краткое наименование ОУ), категория.

    ФИО ( полностью, если программа составлялась в соавторстве ) преподаватель (краткое наименование ОУ), категория.

    Утверждено педагогическим советом ОУ

    (протокол № _____ от «______» ____________ 20___)

    МП (Подпись) ( ФИО директора)

    Согласовано на заседании МО

    (протокол № _____ от «______» ____________ 20___)

    Председатель МО _______________

    (Подпись) ( ФИО председателя)

    Пояснительная записка

    Актуальность программы

    Обоснование необходимости создания программы, ее новизна, оригинальность

    — Актуальность программы связана с ..

    — На сегодня к числу наиболее актуальных вопросов образования относится .

    — Создание программы обусловлено необходимостью .

    Направление образования и организационная форма

    — Особое внимание в решении проблем образования приобретают вопросы .

    — Новизна программы заключается в .

    Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа

    — Специфика учебной программы обусловлена ​​.

    — Особенность заключается в .

    — Программа ориентирована на .

    — Отличительными признаками программы является .

    — Особый акцент в содержании программы сделан на

    — Предлагаемая программа построена на основе личностно-ориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов .

    — В основу программы положены авторские материалы .

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (продолжение)

    Ссылка на программы, в которые внесены изменения, дополнения, и обоснования этих изменений (по необходимости)

    Цель и задачи программы

    — Данная программа построена на основе.

    — К . внесены дополнения, отражающие такие особенности .

    Целью учебной программы является .

    Особенности построения программы (по необходимости)

    Основные задачи программы заключаются в .

    — В структуре программы выделяются следующие разделы .

    Уровни, срок обучения, количество часов в год, неделю

    — Программа построена по линейному / концентрическому/ блочному принципу .

    Программа предусматривает . лет обучения:

    Общая характеристика учебно-воспитательного процесса, рекомендуемые методы, формы, средства обучения и контроля за достижениями обучающихся, ресурсное обеспечение.

    1-й год — начальный уровень — . час. в год . час. в неделю

    Программа предусматривает проведение занятий, уроков, лекций, индивидуальных занятий, викторин, концертов, соревнований, репетиций, экскурсий, и т.д..

    — Программа содержит следующие разделы (темы) .

    2-й год — основной уровень — . час. в год . час. в неделю

    — Формами контроля за результативностью обучения является итоговые, зачетные занятия, опрос, защита творческой работы, выполнение нормативов, контрольных упражнений, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, концертах и защита учебного проекта или портфолио.

    Как формулировать цель? Цель - это идеальное предвосхищение конечных результатов учебно-воспитательной деятельности, на достижение которых направлена ​​программа. Формулируется цель одним предложением, в котором даются ответы на следующие вопросы: Что мы делаем? Для кого мы это делаем? Как мы это делаем? Корректно сформулирована цель начинается с отглагольного существительного (формирование, содействие, создание, организация и др.).

    Как формулировать цель?

    Задачи программы

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    • Календарно-тематический план имеет вид таблицы, отражает разделы, темы и определяет соотношение учебного времени, которое отводится на усвоение теоретического материала и на его практическую проработку. Общее количество часов для практических занятий, как правило, должна быть больше, чем для теоретических.
    • При формулировке названий разделов / тем не допускается использование сложных конструкций и фраз, которые могут иметь многозначное толкование .

    ПРИМЕР КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (ТАБЛИЦА)

    Раздел, тема

    Количество часов

    Раздел 1. Название раздела

    1.1. Название темы

    Раздел 2. Название раздела

    2.1. Название темы

    ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ соответствие современному уровню развития общества и науки; направленность учебного материала на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, обеспечение систематической работы с одаренной и талантливой молодежью; научность, корректность и целесообразность введения понятий и терминов; практическая направленность учебного материала; соответствие объема учебного материала нормам нагрузки и количеству учебных часов; соответствие учебного материала возрастным особенностям обучающихся и особым образовательным потребностям; преемственность в усвоении знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в предыдущие годы обучения.

    ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ

    СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    • Линейный способ — учебный материал реализуется систематически и последовательно с постепенным усложнением, по восходящей линии, при этом новый учебный материал излагается на основе уже изученного и в тесной взаимосвязи с ним;
    • Концентрический способ допускает повторное изучение отдельных разделов на разных уровнях обучения с расширением и углублением содержания учебного материала;
    • Блочный способ предусматривает распределение учебного материала на самостоятельные структурные единицы — блоки, дает возможность замены одного содержательного блока (раздела или темы) другим в зависимости от уровня подготовки обучающихся

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПИСАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

    ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Название раздела (темы)

    Требования к уровню достижений обучающихся

    Форма демонстрации достижений обучающихся

    обучающиеся должны знать и понимать, …;

    обучающиеся должны уметь и применять, …;

    Творческая работа, портфолио, презентация, макет, выступление, драматизация, соревнования, защита проекта.

    у обучающихся должны быть сформированы … компетентности.

    Прогнозируемый результат должен быть связан с определенными задачами;

    теоретическим и практическим учебным материалом .

    Оформление списка литературы В перечне литературы указываются источники, которые использованы при составлении программы. К этому списку могут быть добавлены издания, рекомендованные для педагогов и обучающихся (методические пособия, методические рекомендации, справочные издания, учебные пособия, практикумы и т.д.). Издания в списке литературы располагаются в алфавитном порядке и описываются в соответствии с действующим стандартом ГОСТ

    Оформление списка литературы

    • В перечне литературы указываются источники, которые использованы при составлении программы. К этому списку могут быть добавлены издания, рекомендованные для педагогов и обучающихся (методические пособия, методические рекомендации, справочные издания, учебные пособия, практикумы и т.д.).
    • Издания в списке литературы располагаются в алфавитном порядке и описываются в соответствии с действующим стандартом ГОСТ

    Пример оформления списка литературы

    Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора:

    Читайте также:

        

    • Физкультминутки 50 упражнений для начальной школы
    •   

    • Основные тенденции становления и развития самобытной башкирской культуры кратко
    •   

    • Вопросы воспитания детей для родителей в доу
    •   

    • Проблема проектирования образовательного процесса в доу
    •   

    • Задача начальной школы состоит в том чтобы

Кружковая деятельность – особая сфера жизни учащихся. Максимальное
разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности
детей – важные принципы её организации. Именно кружковая деятельность при
правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и
утвердить себя, пережить чувство успеха.

Рекомендации по составлению программы кружка.

1. Процесс разработки программы должен включать определённые этапы:


1. Поисковый этап, на котором должен быть решен вопрос актуальности
разработки программы :

  • В чём смысл программы?
  • В чём новизна и оригинальность?
  • Каким будет результат реализации программы?
  • Есть ли необходимость такой программы в школе?

2. Этап создания проекта программы:

  • Уделить внимание по определению целей и задач.
  • Содержание занятий.
  • Форма отчёта результатов деятельности.

2. Структура программы.

  • Введение (обоснование выбранного кружка).
  • Пояснительная записка.
  • Тематический (учебный) план.
  • Основное содержание программы.
  • Особенности методики занятий.
  • Условия реализации программы.
  • Прогнозируемые результаты.
  • Дополнительные элементы программы (дополнительная литература,
    приложения, рецензии).

В пояснительной записке необходимо дать вводную характеристику кружка
и сформулировать следующее:

  1. Краткие сведения о работе кружка;
  2. Учебно-методические пособия (если используются);
  3. Примерная структура занятий;
  4. Режим занятий.

Цели программы:

  • Формирование профессиональной ориентации;
  • Развитие творческой активности;
  • Воспитание художественного вкуса.

Задачи программы :

  • Мотивационная;
  • Обучающая;
  • Познавательная;
  • Развивающая;
  • Эстетическая.

В тематическом плане:

Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:

  • Теоретическая часть (беседы, лекции, семинары)
  • Практикум (самостоятельное выполнение работы).

Формы обучения: коллективная и индивидуальная.

№ п/п Название тем Общее количество часов Теория Практика
1. Введение в курс. Правила поведения в
кружке.
1 1

Содержание программы:

Количество занятий Тема занятия Цели и задачи Практическая часть
1. Вводное занятие. Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по
ТБ и правилах поведениях
Просмотр видеофильма (выставка, презентация, игры).

Особенности методики занятий:

Основная форма занятий – занятие, проводимое по расписанию с постоянным
составом учащихся.

Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания;
  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых
    задач, работа в тетрадях, с дополнительным материалом (пазлы, раскраски,
    конструкторы, конструирование из бумаги и т.д);
  4. Физкультминутка;
  5. Работа по группам;
  6. Релаксация;
  7. Подведение итогов.

Длительность занятий в 1 классе 30–35 минут, во 2–4 классах 35–40 минут.

Программа рассчитана на детей 7–11 лет.

Вид детской группы: профильная, состав постоянный.

Особенности набора детей: свободный(по результатам анкетирования).

Число обучающихся по годам обучения.

Условия реализации программы:


Материальные средства:
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего
реализацию рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для
учителя и учащихся, перечень Интернет-ресурсов и других электронных
информационных источников, перечень обучающих и прочих компьютерных программ,
используемых в образовательном процессе)


Педагогические кадры:
Учителя, педагоги дополнительного образования.

Принципы обучения:

  1. Создание комфортной атмосферы на занятиях.
  2. Личностно-ориентированный подход к учащимся в образовательно-обучающемся
    процессе.
  3. Адекватность средств, форм и методов обучения поставленной цели.
  4. Приобщение каждого учащегося к культурным ценностям.
  5. Вовлечение учащихся в активную деятельность.
  6. Создание условий для самовыражения и самообразования, для раскрытия
    индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
  7. Создание хорошей материально-технической базы.
  8. Организация содержательного досуга.
  9. Организация совместного досуга учащихся и педагогов.

Прогнозируемые результаты:
ЗУН по годам обучения

К концу первого года обучения учащиеся должны:

  • иметь представление о…
  • знать понятия …
  • иметь навыки …

Дополнительные элементы программы.

(Дополнительная литература, приложения, рецензии.)

Титульный лист.

На титульном листе рекомендуется указывать:
– когда и кем рассмотрена и утверждена рабочая программа;
– название рабочей программы;
– класс, на который рассчитана рабочая программа;
– ФИО, должность автора(ов)-cоставителя рабочей программы;
– полное название ОУ по уставу школы;
– год разработки рабочей программы.

ОБРАЗЕЦ

Приложение 1. Кружковая работа.

Приложение 2. Презентация по кружку 2011 года.

Приложение 3. Характеристика класса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мультики холодное сердце
  • Как найти ндс по отгруженной продукции
  • Как найти отметки бровки земляного полотна
  • Vcomp120 dll ведьмак 3 что это за ошибка как исправить
  • Как правильно составить список желаний чтобы он сбылся