Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области «Школа-интернат № 2 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Жигулевск»
(Сызранский филиал)
Проверено Зам. директор по УВР _______________________ (подпись) «___»_________________20___ |
Утверждаю Директор ГБОУ школы – интернат №2 ___________________________ (подпись) «___»_________________20___ |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«ПЕДАГОГ- ПЕДАГОГ»
2022/2023 уч.года
Составитель:
Щербина ВалентинаТимофеевна
Срок реализации: 1 год
Содержание программы
- Пояснительная записка
Актуальность разработки программы наставничества
Взаимосвязь с другими документами организации
Цель и задачи программы наставничества
Срок реализации программы
Применяемые формы наставничества и технологии
II.Содержание программы
Основные участники программы и их функции
Механизм управления программой наставничества
III. Оценка результатов программы и ее эффективности
Организация контроля и оценки
Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества
IV. План реализации мероприятий программы наставничества на учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы наставничества
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.
Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.
Данная программа очень актуальна для нашей школы, так как у нас работают два вновь прибывших учителей, один из которых еще является студентом.
Взаимосвязь с другими документами организации
Составленная нами программа тесно связана с действующими документами школы: АООП, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, классным электронным журналами и журналом по технике безопасности, планом социально-психологической службы.
Цель и задачи программы наставничества
Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов, проживающих на территории РФ.
Задачи:
- Адаптировать вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.
2)Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.
3)Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников.
4) Ослеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога.
5)Оценить результаты программы и ее эффективность.
Срок реализации программы
Данная программа наставничества рассчитана на 1 год. Это связано с тем, что план ШМО естественного цикла составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав школы, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2022 г., срок окончания 1.09 2023 года.
Применяемые формы наставничества и технологии
Основной формой наставничества данной программы является «педагог-педагог». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Технологии, которые будут применяться в данной программе на 2022 – 2023 учебный год, подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы с наставниками, с учётом нехватки времени наставников и в связи со сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе и стране.
Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, медиация, проектная.
Так, например, наставляемые встречаться будут с наставниками по ситуации, если у наставляемого возникнут свои личные проблемы или проблемы с детьми, родителями, возникнут трудности при решении педагогических ситуаций, то им на помощь придёт школьная служба медиации, а также молодые специалисты сами помогут опытным педагогам в освоении современных технологий, терминов, техники и т.д.
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Основные участники программы и их функции
Наставляемые:
1) Волькен М.Д. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями.
2) Землянцева Е.П.. Специалисты, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которыой необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Наставник для молодого специалиста:
Куратор программы Щербина В.Т.
Наставник для вновь прибывшего специалиста:
Куратор программы Щербина В.Т.
2.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность — проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность — выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность — целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность — обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
— контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к молодому специалисту:
— изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
— выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
— постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
— учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
— совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
— периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Организация контроля и оценки
Контролировать и оценивать работу наставляемых, будет наставник и руководитель ШМО.
Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль и итоговый контроль будет происходить по итогам составленного наставляемыми и наставником отчёта на заседании ШМО учителей, как один из рассматриваемых вопросов.
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги — наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе / образовательной организации;
● качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах;
● сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
План работы
педагога-наставника, учителя Щербиной Валентины Тимофеевны,
с молодыми специалистами: учителем физкультуры Волькен Михаилом Дмитриевичем и Землянцевой Евгенией Петровной
на 2022-2023 учебный год
Цель — создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы и организация помощи по воспитательной работе с классным коллективом.
Задачи:
- помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
- определить уровень его профессиональной подготовки на 2-й год сотрудничества;
- выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
- развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого педагога.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
- успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
- активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
- умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
Содержание мероприятий |
Конт-роль |
||
Работа по предмету |
Воспитательная работа |
Работа с нормативной документацией |
|
Сентябрь |
|||
1.Изучение ФГОС НОО, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования. 2. Оказание помощи в разработке поурочных планов. 3. Практикум » Цель урока и его конечный результат». 4.Взаимопосещение уроков с последующим анализом. Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы ; Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей |
1.Изучение плана воспитательной работы школы, составление плана воспитательной работы класса. 2. Консультации по вопросу возрастных особенностей школьников. |
1.Изучение нормативно – правовой базы школы (календарный учебный график, учебный план, АООП, план работы школы на 2022-2023 уч. год, документы строгой отчетности), 2. Практическое занятие «Ведение школьной документации» (классный журнал, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники)» |
Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов. |
Октябрь |
|||
Оказание помощи в работе над методической темой по самообразованию. Совместная разработка планов-конспектов уроков Взаимопосещение уроков с последующим анализом. |
Занятие: «Методика проведения урока «Слагаемые успешности урока» « Основные требования к современному уроку» «Факторы, которые влияют на качество преподавания» |
1.Изучение документации о проведении уроков. 2.Практическое занятие: «Выполнение единых требований к проведению уроков». «Типы и формы уроков» |
Контроль качества составления поурочных планов. Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
Ноябрь |
|||
1.Занятие: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий». 2. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. |
Практикум: «Совместная разработка внеклассного мероприятия» |
1.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти» 2.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. |
Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. |
Декабрь |
|||
1.Беседа: «Дифференцированный подход в организации учебной деятельности» 2.Практикум «Формы и методы работы на уроке». 3.Уроки физкультуры. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. |
1.Тренинг: «Учусь строить отношения. Анализ педагогических ситуаций». |
1.Составление аналитических справок. |
Проверка выполнения программы. Контроль ведения школьной документации. |
Январь |
|||
Инновационные технологии в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время Дефектологические занятия. Оказание помощи в подготовке и проведении занятий в соответствии с требованиями ФГОС. |
Анализ различных стилей педагогического общения |
Смообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. |
Контроль качества составления поурочных планов (технологических карт урока) , |
Февраль |
|||
1. Практикум:. Методы активизации познавательной деятельности учащихся. 2.Видеоуроки. |
1.Индивидуальные беседы с родителями Дискуссия «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неѐ» |
1. Изучение документов по ФГОС. |
Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
Март |
|||
1. Организация индивидуальной работы с учащимися на уроках и дефектологических занятиях. |
2. Дискуссия: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё»; «Анализ различных стилей педагогического общения». |
1.Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. |
Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. Контроль ведения портфолио |
Апрель |
|||
1. Составление и разработка технологических карт к урокам. |
Занятие «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями». |
Составление итоговых тестов для проверки. |
Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
Май |
|||
1.Подведение итогов работы за год. 2. Выступление молодого специалиста на ШМО. Организация проверки ЗУН у учащихся. Составление предварительного плана учебно-методической работы на следующий год. |
1.Оказание помощи отчета о работе. |
1. Отчет о результатах наставнической работы. Оформление и заполнение отчетной документации учителя физкультуры и учителя-дефектолога |
Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы) |
ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
«ПЕДАГОГ-
ПЕДАГОГ»
2022/2023
уч.года
Составитель:
Щербакова Татьяна Петровна
Срок реализации: 1 год
Содержание
программы
I.
Пояснительная записка
Актуальность
разработки программы наставничества
Взаимосвязь
с другими документами организации
Цель и
задачи программы наставничества
Срок
реализации программы
Применяемые
формы наставничества и технологии
II.Содержание
программы
Основные
участники программы и их функции
Механизм
управления программой наставничества
III. Оценка
результатов программы и ее эффективности
Организация
контроля и оценки
Показатели
и критерии оценки результативности программы наставничества
IV. План
реализации мероприятий программы наставничества на учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы
наставничества
Создание
программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не
только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение
целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама
жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения
общих целей.
Поддержка
молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное
образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной
политики.
Современной
школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог,
психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей
на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение
специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий
становление профессиональных компетенций и формирование профессионально
значимых качеств.
Начинающие
педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема
становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают
требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.
Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога,
вступивший в силу с 01 января 2017 года.
Начинающим
учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим
мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя,
классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы
молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе
диагностической информации о динамике роста его профессионализма,
способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Профессиональная
помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим
в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им
адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией,
которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также
оказывать методическую помощь в работе.
Решению
этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной
системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального
становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них
мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе
должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь
прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников,
которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем
месте, повысить их профессиональную компетентность.
Настоящая
программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и
вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.
Данная
программа очень актуальна для нашей школы, так как у нас работают два вновь
прибывших учителей, один из которых еще является студентом.
Взаимосвязь
с другими документами организации
Составленная
нами программа тесно связана с действующими документами школы: АООП,
рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом
воспитательной работы, классным электронным журналами и журналом по технике
безопасности, планом социально-психологической службы.
Цель и
задачи программы наставничества
Программа
наставничества направлена на достижение следующей цели: максимально
полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной
личной и профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы
поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь
прибывших специалистов, проживающих на территории РФ.
Задачи:
·
Адаптировать вновь прибывших специалистов для вхождения в
полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и
традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.
2)Выявить
склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых
педагогов через беседы и наблюдения.
3)Спланировать
систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у
педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня
наставляемых, а также качества обучения младших школьников.
4)
Ослеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого
педагога.
5)Оценить
результаты программы и ее эффективность.
Срок
реализации программы
Данная
программа наставничества рассчитана на 1 год. Это связано с тем,
что план ШМО естественного цикла составляется на год, в котором назначаются наставники
для молодых новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться
кадровый состав школы, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых,
молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать
анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок
реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её
можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить
устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных
условиях неопределенности.
Начало
реализации программы наставничества с 1.09.2022 г., срок окончания 1.09
2023 года.
Применяемые
формы наставничества и технологии
Основной формой наставничества
данной программы является «педагог-педагог». Данная форма предполагает
взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового
сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и
навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Технологии,
которые будут применяться в данной программе на 2022 – 2023 учебный год,
подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы с
наставниками, с учётом нехватки времени наставников и в связи со сложившейся
эпидемиологической ситуации в регионе и стране.
Применяемые
в программе элементы технологий: традиционная модель
наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое
наставничество, медиация, проектная.
Так,
например, наставляемые встречаться будут с наставниками по ситуации, если у
наставляемого возникнут свои личные проблемы или проблемы с детьми, родителями,
возникнут трудности при решении педагогических ситуаций, то им на помощь придёт
школьная служба медиации, а также молодые специалисты сами помогут
опытным педагогам в освоении современных технологий, терминов, техники и т.д.
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1
Основные участники программы и их функции
Наставляемые:
1)
Гайдаш В.В. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий
трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками,
другими педагогами, администрацией или родителями.
2) Гришина
Ю.А. Специалисты, находящийся в процессе адаптации на новом
месте работы, которыой необходимо получить представление о традициях,
особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Наставник
для молодого специалиста:
Куратор программы Щербакова Т.П.
Наставник для вновь прибывшего специалиста:
Куратор программы Щербакова Т.П.
2.2.
Механизм управления программой
Основное
взаимодействие между участниками: «опытный педагог –
молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения
молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных)
и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы
с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность —
проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне
зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность —
выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями
должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность —
целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на
протяжении 3 лет.
Эффективность —
обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и
соответствия форм работы уровню его потенциала.
Требования,
предъявляемые к наставнику:
-знать
требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста
по занимаемой должности;
-разрабатывать
совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего
с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и
профессиональной подготовки по предмету;
-изучать
деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
-знакомить
молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов,
служебных и бытовых помещений;
-вводить
в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми
к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда
и техники безопасности);
-проводить
необходимое обучение;
-контролировать
и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и
внеклассных мероприятий;
-разрабатывать
совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать
конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
—
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать
молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения
занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора;
-участвовать
в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью
молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер
воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически
докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации
молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить
итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по
дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования
к молодому специалисту:
—
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру,
штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по
занимаемой должности;
—
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
—
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
—
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
—
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
—
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.
Формы
и методы работы с молодыми и новыми специалистами:
беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с
опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия;
тематические педсоветы, семинары; методические консультации;
посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование;
участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение
курсов.
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
Организация контроля и оценки
Контролировать и оценивать работу наставляемых, будет
наставник и руководитель ШМО.
Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль и итоговый контроль будет происходить по итогам составленного
наставляемыми и наставником отчёта на заседании ШМО учителей, как один из
рассматриваемых вопросов.
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ
ГОД
Ожидаемые
результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет
высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в
собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и
психологический климат в образовательной организации. Педагоги — наставляемые
получат необходимые для данного периода профессиональной реализации
компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс
для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Среди
оцениваемых результатов:
●
повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
●
рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в
данном коллективе / образовательной организации;
●
качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым
классах;
●
сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
● рост числа собственных профессиональных
работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
План работы
педагога-наставника,
учителя Щербаковой Татьяны Петровны,
с молодыми специалистами:
Гайдаш В.В. и Гришиной Ю.В.
на 2022-2023 учебный год
Цель —
создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого
специалиста в условиях современной школы и организация помощи по
воспитательной работе с классным коллективом.
Задачи:
·
помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
·
определить уровень его профессиональной подготовки на 2-й год
сотрудничества;
·
выявить затруднения в педагогической практике и оказать
методическую помощь;
·
создать условия для развития профессиональных навыков молодого
педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и
воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
·
развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и
профессиональному самосовершенствованию.
Содержание
деятельности:
1.
Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на
основе анализа его потребностей.
2.
Посещение уроков молодого педагога.
3.
Планирование и анализ деятельности.
4.
Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации
учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление
с основными направлениями и формами активизации познавательной,
научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
(олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6.
Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого
педагога.
7.
Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8.
Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые
результаты:
- успешная
адаптации молодого педагога в учреждении; - активизации
практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания; - повышение
профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и
психологии; - обеспечение
непрерывного совершенствования качества преподавания; - совершенствование
методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности
обучающихся; - использование
в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий; - умение
проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе
изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу
Мероприятия
по планированию, организации и
содержанию деятельности
Содержание мероприятий |
Конт-роль |
|||
Работа по предмету |
Воспитательная работа |
Работа с нормативной документацией |
||
Сентябрь |
||||
1.Изучение ФГОС НОО, рабочих программ по предметам, 2. Оказание помощи в разработке поурочных планов. 3. Практикум » Цель урока и его конечный результат». 4.Взаимопосещение уроков с последующим анализом. Разработка индивидуальной программы работы педагога по Анкетирование молодого педагога, индивидуальные Знакомство с опытом работы по самообразованию других |
1.Изучение плана воспитательной работы школы, составление плана воспитательной 2. Консультации по вопросу возрастных особенностей школьников. |
1.Изучение нормативно – правовой базы школы (календарный учебный 2. Практическое занятие «Ведение школьной документации» |
Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества |
|
Октябрь |
||||
Оказание помощи в работе над методической темой по Совместная разработка планов-конспектов уроков Взаимопосещение уроков с последующим анализом. |
Занятие: «Методика проведения урока «Слагаемые успешности урока» « Основные требования к современному уроку» «Факторы, которые влияют на качество преподавания» |
1.Изучение документации о проведении уроков. 2.Практическое занятие: «Выполнение единых требований к «Типы и формы уроков» |
Контроль качества составления поурочных планов. Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
|
Ноябрь |
||||
1.Занятие: «Современный урок и его организация. Использование 2. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в |
Практикум: «Совместная разработка внеклассного мероприятия» |
1.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию 2.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями |
Контроль качества составления поурочных планов, посещение |
|
Декабрь |
||||
1.Беседа: «Дифференцированный подход в организации учебной 2.Практикум «Формы и методы работы на уроке». 3.Уроки физкультуры. Оказание помощи в подготовке и проведении |
1.Тренинг: «Учусь строить отношения. Анализ педагогических |
1.Составление аналитических справок. |
Проверка выполнения программы. Контроль ведения школьной |
|
Январь |
||||
Инновационные технологии в обучении. Технологии деятельностного Дефектологические занятия. Оказание помощи в подготовке и |
Анализ различных стилей педагогического общения |
Смообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, |
Контроль качества составления поурочных планов (технологических |
|
Февраль |
||||
1. Практикум:Методы активизации |
1.Индивидуальные беседы с родителями Дискуссия «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неѐ» |
1. Изучение документов по ФГОС. |
Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
|
Март |
||||
1. Организация индивидуальной работы с |
2. Дискуссия: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё»; |
1.Изучение нормативных документов школы по ведению |
Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. Контроль ведения портфолио |
|
Апрель |
||||
1. Составление и разработка технологических карт к урокам. |
Занятие «Содержание, формы и методы работы педагога с |
Составление итоговых тестов для проверки. |
Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
|
Май |
||||
1.Подведение итогов работы за год. 2. Выступление молодого специалиста на ШМО. Организация проверки ЗУН у учащихся. Составление |
1.Оказание помощи отчета о работе. |
1. Отчет о результатах наставнической работы. Оформление и заполнение отчетной документации учителя |
Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы наставничества
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.
Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.
Данная программа очень актуальна для нашей гимназии, так как у нас работают два молодых учителя и один вновь прибывший учитель.
Взаимосвязь с другими документами организации
Рабочая программа наставничества «учитель-учитель» разработана на базе бюджетного общеобразовательного учреждения «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова» Тарского муниципального района Омской области в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»; «Учитель будущего».
При составлении программы наставничества мы опирались на такие региональные практики наставничества в системе образования Омской области, как Открытый педагогический клуб «Образование без границ» http://akadem.irooo.ru/obrazovanie-bez-granits, Международный методический центр «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» http://akadem.irooo.ru/, Областной форум молодых педагогов http://laboratoriya.irooo.ru/869-podgotovka-k-uchastiyu-vforume-molodykh-pedagogov-omskoj-oblasti-molodoj-pedagogpedagog-budushchego
Составленная нами программа тесно связана с действующими документами Тарской гимназии №1: ООП НОО, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, программой профессионального развития педагога (ИППР), классным и электронным журналами и журналом по технике безопасности, планом научно-методической работы кафедры учителей начальных классов, планом по инновационной деятельности и планом социально-психологической службы.
Цель и задачи программы наставничества
Программа наставничества Тарской гимназии №1 направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов, проживающих на территории РФ.
Задачи:
Адаптировать молодых и вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций гимназии и с целью закрепления их в образовательной организации.
2)Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.
3)Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников.
4)Ежегодно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога на основании рефлексивного анализа ИППР и качества обучения школьников через сформированный отчёт Дневника. ру.
5)Оценить результаты программы и ее эффективность.
Срок реализации программы
Данная программа наставничества Тарской гимназии №1 рассчитана на 1 год. Это связано с тем, что план кафедры учителей начальных классов составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав кафедры или руководитель кафедры, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2020 г., срок окончания 1.09 2021 года.
Применяемые формы наставничества и технологии
Основной формой наставничества данной программы является «учитель-учитель». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Технологии, которые будут применяться в данной программе на 2020 – 2021 учебный год, подобраны исходя из практики работы опытных учителей гимназии с наставниками, с учётом нехватки времени наставников и в связи со сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе и стране.
Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, тьюторство, медиация, проектная.
Так, например, наставляемые встречаться будут с наставниками по ситуации или сами выберут себе партнёра или наставника, консультации между ними будут проходить чаще всего дистанционно, чтобы пройти аттестацию наставляемые могут выбрат себе тьютора, для работы с детьми над проектно – исследовательской деятельностью они воспользуются опытом наставника, который занимается проектной деятельностью, если у наставляемого возникнут свои личные проблемы или проблемы с детьми, родителями, возникнут трудности при решении педагогических ситуаций, то им на помощь придёт школьная служба медиации, а также молодые специалисты сами помогут опытным педагогам в освоении современных технологий, терминов, техники и т.д.
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Основные участники программы и их функции
Наставляемые:
1) Бреус А.С. и Биякова Е.А. Молодые специалисты, имеющие малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающие трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями.
2) Бобрикович Ю.А. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Наставники для молодых специалистов:
Куратор программы и руководитель кафедры: Яскевич Е.И.
Павлова О.М.
Наставники для вновь прибывшего специалиста:
1) Куратор программы и руководитель кафедры: Яскевич Е.И.
2) Учитель, работающий в параллели с новым специалистом: Шетько Т.В.
Исходя из практики работы по наставничеству, молодые или прибывшие учителя сами находят себе наставников, которые близки им по своим параметрам, перенимают у них опыт, от которых начинается старт их карьерного роста, поэтому наставниками могут являться все остальные члены кафедры начального образования и другие члены педагогического коллектива гимназии.
Для реализации поставленных в программе задач все наставники выполняют две функции или относятся к двум типам наставников:
● Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
● Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
2.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность — проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность — выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность — целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность — обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
— контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к молодому специалисту:
— изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
— выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
— постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
— учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
— совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
— периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
● администрация организации — участников;
● наставники — участники программы;
● педагог-психолог, социальный педагог.
Куратором программы наставничества является руководитель кафедры учителей начальных классов.
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Организация контроля и оценки
Контролировать и оценивать работу наставляемых, наставников и всей программы в целом будет руководитель кафедры.
Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль будет происходить 1 раз в четверть по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта по форме, на заседании кафедры, как один из рассматриваемых вопросов, а так же на совещании при директоре.
Итоговый контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании кафедры начального образования на основании таблицы результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых реализации ИППР.
3.2 Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества
Показатель |
на дату начала действия программы |
на дату подведения итогов реализации программы (промежуточных, итоговых) |
Наличие мотивированных запросов от представителей образовательной организации на работу наставников |
||
1.1 Количество обучающихся, подавших «запрос на помощь наставника» |
3 |
|
1.2 Количество педагогов, подавших запрос на работу в наставляемых парах в качестве наставляемого |
3 |
|
Формирование сообщества наставников по запросам представителей образовательной организации |
||
2.1 Количество педагогов, прошедших обучение по наставничеству |
5 |
|
2.2 Количество наставников из числа педагогов |
3 |
|
2.3 Количество наставников из числа выпускников |
0 |
|
2.4 Количество наставников — сотрудников региональных предприятий |
0 |
|
2.5 Количество наставников — успешных предпринимателей/ общественных деятелей |
0 |
|
2.6 Количество наставников — сотрудников НКО/ участников региональных социальных проектов |
0 |
|
Результативность взаимодействия наставнических пар |
||
по модели «учитель-учитель»: |
||
3.1 Количество педагогов, вошедших в кадровый управленческий резерв в результате осуществления наставничества |
8 |
|
3.2 Количество педагогов, подготовленные в результате осуществления наставничества к руководству проектами программы развития образовательной организации, конкурсными (в том числе грантовыми) проектами |
2 |
|
3.3 Количество педагогов, подготовленных наставниками и участвующих в конкурсах профессионального мастерства |
0 |
|
3.4 Количество педагогов, сменивших статус с наставляемого на наставника |
0 |
|
Вклад организации в развитие региональной практики наставничества |
||
4.1 Количество педагогических работников, принявших участие в научно-практических мероприятиях по вопросам наставничества в других организациях |
5 |
|
4.2 Количество представителей предприятий, предпринимателей, НКО как участников наставляемых пар организации, принявших участие в научно-практических мероприятиях по вопросах наставничества |
0 |
|
4.3 Количество проведенных образовательной организацией научно-практических мероприятий по вопросам наставничества |
3 |
|
4.4 Количество представленных практик наставничества, прошедших положительную профессионально-общественную экспертизу на региональном, Всероссийском уровне. |
0 |
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги — наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе / образовательной организации; 30
● качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах;
● сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
План реализации мероприятий программы наставничества на 2020/21учебный год
№п/п |
Наименование мероприятия/ виды деятельности по его подготовке и организации |
Сроки проведения |
Ответственные |
-Представление молодых педагогов, заполнение информационной карты. -Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. -Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы. -Требования к оформлению школьной документации. -Закрепление за молодыми специалистами наставников. -Определение темы по самообразованию. -Практические занятия: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление рабочих программ, знакомство с УМК, методической литературой, поурочное планирование); Изучение инструкций: Как вести классный журнал, личные дела обучающихся; Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей. |
август-сентябрь |
Директор школы, зам. директора по УВР, руководитель МО, наставники |
|
-Организация работы наставников. -Торжественное чествование новых специалистов на мероприятии «День учителя». -Составление плана работы молодого специалиста. -Выявление профессиональных затруднений в работе на начало года. -Семинар классных руководителей -Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов |
сентябрь — октябрь |
Зам. директора по УВР, руководитель МО, наставники |
|
-Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока. -Занятие: Работа с школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти; Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. -Занятие: Современный урок и его организация. -Практикум: Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. |
ноябрь |
Зам. директора по УВР, руководитель МО, наставники |
|
-Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности. -Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций; Посещение молодым специалистом уроков учителя – наставника. -Круглый стол «Основные проблемы начинающего педагога» |
декабрь |
Зам. директора по УВР, руководитель МО, наставники |
|
-Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся. -Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда. -Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания». -Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов. |
январь |
Зам. директора по УВР, руководитель МО, Наставники Педагог-психолог |
|
-Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к ВПР и комплексным работам. -Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы. -Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. -Посещение открытого урока молодого учителя-коллеги с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока. -Практикум: «Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе» |
февраль |
Зам. директора по УВР, руководитель МО, наставники |
|
-Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё. -Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). -Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. -Круглый стол «Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе» (встреча с педагогами-новаторами). -Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов. |
март |
Зам. директора по УВР, руководитель МО, наставники |
|
-Неделя молодого педагога. -Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры). -Участие молодого специалиста в заседании кафедры (выступление по теме самообразования). -Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями. |
апрель |
Зам. директора по УВР, руководитель МО, наставники |
|
-Подготовка методических рекомендаций в помощь молодому специалисту. -Посещение и взаимопосещение уроков -Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами |
В течение года |
Зам. директора по УВР, руководитель МО, наставники |
|
-Оказание социально-психологической помощи молодым педагогам |
В течение года |
Социально-психологическая служба |
|
-Знакомство с новинками методической литературы и ЭОР |
ежемесячно |
Зав. Библиотекой руководитель МО, наставники |
|
-Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя. -Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе. -Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником. -Анализ и самоанализ результатов работы всех участников программы наставничества. |
май |
Зам. директора по УВР, руководитель МО, наставники |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ________________ «____»________________2022г. |
«Утверждаю» Директор МОБУ ООШ с. Николаевка __________________О.С.Орлова «____»____________________2022г. |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ»
на 2022/2023 учебный год
Составитель:
Баширова Л.А.
Срок реализации: 1 год
2022 г.
Содержание программы
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3-5
1.1Актуальность разработки программы наставничества ………………………………… . 3
-
Цель и задачи программы наставничества………………………………………..…..…..4
-
Срок реализации программы…………………………………………………………..….. 4
-
Применяемые формы наставничества и технологии………………………………..…… 4
-
Основные виды деятельности …………………………………………………………..…4
-
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми…………………..….5
-
Принципы наставничества…………………………………………………………………5
II. Ожидаемые результаты работы программ наставничества……………………..…5
III. Содержание программы ……………………………………………………………..…5-7
3.1 Основные участники программы и их функции……………………………………..… 5-6
3.2 Механизм управления программой наставничества…………………………………… 6-7
3.1 Организация контроля и оценки………………………………………………………… 7
IV. Планируемые мероприятия по реализации программы наставничества на учебный год…………………………………………………………………………………..7-8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы наставничества
Программа наставничества филиала МОБУ ООШ с. Николаевка ООШ им. Н.Я. Киселёва с. Богородское создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.
Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации
-
Конституция Российской Федерации;
-
Гражданский кодекс Российской Федерации;
-
Трудовой кодекс Российской Федерации;
-
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
-
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);
-
Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
-
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Профессиональная помощь необходима и молодым, начинающим педагогам, и учителям, меняющим условия работы, специальность, и педагогам с синдромом выгорания в профессиональной деятельности. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста является одной из ключевых задач филиала МОБУ ООШ с. Николаевка ООШ им. Н.Я. Киселёва с. Богородское
Решению этих стратегических задач кадровой политики филиала МОБУ ООШ с. Николаевка ООШ им. Н.Я. Киселёва с. Богородское будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого педагога и вновь прибывшего учителя, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная возможность любого специалиста прибывающего в филиала МОБУ ООШ с. Николаевка ООШ им. Н.Я. Киселёва с. Богородское получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знаний в области предметной специализации и методики преподавания.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне образовательной организации.
Программа наставничества филиала МОБУ ООШ с. Николаевка ООШ им. Н.Я. Киселёва с. Богородское (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Основные задачи наставничества:
-
Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а так же в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;
-
Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
-
Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;
-
Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
-
Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.
Срок реализации программы 1 год.
Это связано с тем, что план МО учителей филиала МОБУ ООШ с. Николаевка ООШ им. Н.Я. Киселёва с. Богородское составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав школы или руководитель, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2022 г., срок окончания 1.09 2023 года.
Применяемые формы наставничества и технологии
Исходя из образовательных потребностей филиала МОБУ ООШ с. Николаевка ООШ им. Н.Я. Киселёва с. Богородское целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Учитель – учитель».
Применяемые в программе элементы технологии: ситуационное наставничество.
Основные виды деятельности:
-
Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
-
Посещение уроков наставляемого специалиста и организация взаимопосещений
-
Планирование и анализ педагогической деятельности
-
Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
-
Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время.
-
Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе МО учителей школы.
-
Демонстрация опыта успешной деятельности опытными учителями
-
Организация мониторинга деятельности Наставляемого лица.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми:
-
Индивидуальное консультирование
-
Активные методы (взаимопосещение уроков, собеседование, мастер-классы и т.д.)
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации
2-й этап – основной (тренировочный).Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.
Принципы наставничества
-
Добровольность
-
Гуманность
-
Соблюдение прав наставляемого специалиста
-
Конфиденциальность
-
Ответственность
-
Искренне желание помочь в преодолении трудностей
-
Взаимопонимание
-
Способность видеть личность
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
-
Высокий уровень включенности специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
-
Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
-
Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
-
Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Основные участники программы и их функции.
Наставляемые: Поликарпова Олеся Петровна, имеющая малый опыт работы – от 0 до 10 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса при выходе из декретного отпуска.
Наставник: Баширова Любовь Аркадьевна
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
— контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к наставляемому специалисту:
— изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
— выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
— постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
— учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
— совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
— периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения
3.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность — проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность — выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность — целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность — обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
3.3.Организация контроля и оценки
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
● администрация организации — участников;
● наставники — участники программы;
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п |
Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации |
ответственные |
Август |
||
|
Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества |
Администрация школы |
|
Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества |
Администрация школы |
Сентябрь |
||
|
Информирование педагогов о возможностях и целях программы наставничества |
Учитель -наставник |
|
Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы.. Обучение наставников. |
Учитель -наставник |
|
Беседа: Профессиональные дефициты Наставляемого специалиста. |
Учитель -наставник |
|
Составление и утверждение индивидуального плана(прог работы Наставника с Наставляемым лицом |
Учитель-наставник |
|
Беседа : Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС |
Учитель -наставник |
|
Посещение уроков Наставляемого лица с целью оказания методической помощи |
Учитель -наставник |
Октябрь |
||
|
Беседа: организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности |
Учитель-наставник |
|
Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование . |
Администрация школы |
|
Работа Наставляемого в ЗМО. Определение темы самообразования. |
Руководитель ЗМО Учитель -наставник |
|
Консультация: Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаний и преодолению учебных затруднений. |
Учитель-наставник |
|
Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ |
Учитель -наставник |
|
Посещение уроков Наставляемого специалиста. |
Учитель -наставник |
Ноябрь |
||
|
Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста» |
Учитель -наставник |
|
Отработка структуры урока в условиях реализации ФГОС |
Учитель -наставник |
|
Консультация Организация проектной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время |
Учитель -наставник |
Декабрь. |
||
|
Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом |
Учитель -наставник |
|
Консультация: Качественная рефлексия урока |
Учитель -наставник |
|
Консультация: Здоровьесберегающие технологии |
Учитель -наставник |
|
Посещение уроков Наставляемого специалиста. |
Учитель -наставник |
Январь |
||
|
Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег |
Администрация школы |
|
Консультация: Олимпиадное движение школьников. Платформа Учи.ру. |
Учитель -наставник |
Февраль |
||
|
Беседа. Портфолио ученика |
Учитель -наставник |
|
Консультация .Виды уроков. |
Учитель -наставник |
|
Участие в конкурсах профессионального мастерства |
|
Март |
||
|
Текущие проблемы организации УВП |
Учитель -наставник |
|
Беседа Корректировка рабочих программ |
Учитель -наставник |
Апрель |
||
|
Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица |
Учитель –наставник Наставляемый специалист |
Май |
||
|
Перспективное планировние на основе мониторинга педагогических затруднений Наставляемого лица |
Учитель –наставник |
14