Как составить программу онлайн школы

С чего начать

Изучите вашу целевую аудиторию — вам нужно узнать, какие именно знания для неё актуальны, а что второстепенно. Какая информация пригодится на практике и как студенты смогут её использовать. Возможно, уже на этом этапе вы сможете отсеять что-то лишнее.

Например, если ваш курс для профессионалов — значит, тратить учебное время на основы теории не стоит. Если кто-то из группы не знает вводную информацию, её можно дать в дополнительных материалах. 

Чтобы понять, что важно для вашей ЦА, проведите опрос среди потенциальных кандидатов в ученики. Посмотрите, какую информацию включают в похожие курсы ваши конкуренты. Если у них чего-то нет, вполне возможно, на это есть причины. Можно провести небольшую разведку и пообщаться с коллегами в роли будущего студента. 

Узнайте распорядок дня типичного представителя вашей ЦА. В какое время удобно слушать вебинары? Сколько времени ваши клиенты позволяют себе тратить на развитие? Может оказаться, что длинные прямые эфиры совсем не подойдут, тогда лучше подготовить короткие записи по узким темам. 

Приходите на наш бесплатный вебинар «Как создать свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта». Вы узнаете, с чего начать создание своей школы и как не наделать ошибок в начале пути. 

Рассмотрите возможность обучения на разных уровнях — среди вашей аудитории могут быть новички и люди с опытом. В школе могут быть несколько ступеней обучения или несколько тарифных планов — чтобы люди могли выбирать, что изучать.

Очень интересный пример — онлайн-школа итальянского языка Caffe Italiano. Подробнее о её создании читайте в статье «Как запустить онлайн-школу итальянского с носителем языка». В школе предлагают 3 тарифных плана — за 17, 21 и 27 тысяч рублей. Отличаются они количеством уроков. В дорогом пакете есть разговорный клуб в Москве с носителем языка.

Фото тарифов из группы школы Вконтакте

Выделите главное 

Соблазн рассказать много и обо всём, конечно, велик. Но вы уже знаете, что нужно вашим потенциальным студентам, и сможете дать им именно это. Ваши студенты должны получить максимум пользы при минимальном количестве усилий. Ведь слушатели дистанционных курсов, как правило, взрослые и занятые люди, а значит новую информацию они потребляют практически «на лету», совмещая обучение со множеством других дел. 

Определите и сформулируйте цель обучения — чему должны научиться студенты на вашем курсе? На основе цели выстраивайте программу. Например, если цель научить разговорному английскому языку, не распыляйтесь на деловой и технический. Если хочется включить больше материала — сделайте его дополнительным, и желающие смогут самостоятельно углубиться в тему.

Пример резидента Accel — онлайн-школа плазмолифтинга Павла Козырева. Подробнее о старте школы в статье «Как заработать на узких знаниях в медицине 410 000». 

Павел взял для обучения узкую медицинскую тему и построил на ней свой курс. Аккаунт в Инстаграме доказывает, что тема востребована

Ещё один пример — школа дикторского мастерства и озвучки SpeakGood Дмитрия Череватенко. История успеха школы — в статье «490 000 рублей на онлайн-школе дикторского мастерства и озвучивания». Дмитрий разработал тренинг с разными форматами участия — от работы с голосом до профессионального обучения дикторов. 

Обеспечьте лёгкую подачу материала

К контенту курса отнеситесь очень внимательно — уберите всё лишнее, что может мешать восприятию и уводить в сторону от темы. Помните, чем проще, тем лучше! Если вы делаете презентации, не перегружайте слайды информацией — в ней будет легко потеряться. Если суть вопроса проще нарисовать, чем описать — рисуйте. Не используйте много текста. Лонгриды — это хорошо, но они должны быть разбавлены иллюстрациями и не должны напоминать научную работу. 

Говорите просто. Не используйте сложную терминологию без острой необходимости — любую тему можно объяснить простым языком. Если ваша аудитория плохо знает английский, не заставляйте её использовать англоязычные интерфейсы. Ученикам будет вдвое сложнее, и это вызовет бурю негативных эмоций. 

Создайте структуру курса и разбейте его на короткие модули

Занятому человеку сложно выделить час-полтора времени, чтобы послушать лекцию. Если она ещё и скучная, как бы человек ни старался, мотивация будет на нуле. Оптимальный вариант — разбить курс на небольшие части, по 15-20 минут каждое видео. Если это презентация, то в ней не должно быть 100 страниц. Возьмите за правило: «1 страница = 1 мысль». Если это текст: «1 абзац = 1 мысль». 

Чтобы информацию было легко осознать и запомнить, нужно правильно выстроить подачу. Разбейте всё, что подготовили для курса, на части и составьте структуру — от простого к сложному, но с периодическими повторениями и возвратами к теме на более глубоком уровне. 

Например, если вам надо с нуля научить сотрудников непрофильных компаний работать в рекламных системах — дайте сначала общие понятия о рекламе в интернете, чтобы студенты привыкли к терминам. В следующих модулях давайте более глубокую информацию по каждой системе отдельно и как можно чаще показывайте интерфейс. Сделайте отдельные блоки по темам, которые необходимы для работы в рекламных системах, например, аналитика или планирование. 

Посмотрите на программу курса онлайн-школы дизайна интерьеров Industry Design School резидента Accel Зои Цай. Зоя создала отдельный лендинг, где подробно рассказывает о программе и результатах. Читайте о создании школы в статье «Как запустить онлайн-школу дизайна интерьеров с оборотом 6 миллионов за 7 месяцев».

Здесь чётко обозначено, для кого создан курс, и есть подробное описание программы. Посетители сайта сразу могут оценить, интересно им это предложение или нет. 

Продумайте практическую часть

Без практики невозможно закрепить знания. Убедитесь, что после каждого модуля у вас есть практические задания. Они должны опираться на теорию и даже чуть выходить за рамки курса — так называемое задание со звёздочкой. 

Обязательно давайте обратную связь по заданиям — без этого слушатели курсов не будут понимать, верно они сделали или нет, и не получат морального удовлетворения, потому что их работу не оценят — а это важно. 

Если все модули проходят в записи, проведите несколько «живых» вебинаров, где слушатели смогут задать накопившиеся вопросы и получить обратную связь по своим заданиям (если по ним нет индивидуальной проверки). 

Продумайте график 

Если у вас лекции в записи, открывайте модули для просмотра постепенно. Если проводите вебинары, то не делайте их каждый день — вы потеряете часть аудитории. Помните, что у слушателей своя жизнь и заботы. Оптимально — 2 урока в неделю. На практические задания выделяйте 3–5 дней. 

Что нужно запомнить

  • В программе онлайн-школы важна структура, отсутствие избытка информации, простота изложения материала и удобный формат подачи. 
  • Лучше сделать короткие модули с дополнительными материалами, чем устраивать длинные и скучные лекции. 
  • Можно разнообразить курс практическими заданиями и живыми онлайн-встречами.

Регистрируйтесь на бесплатный марафон «Гараж марафонных продаж» и узнайте, как создать свою онлайн-школу с доходом от 150 000 рублей в месяц.

Регистрируйтесь прямо сейчас и сразу же получите первый урок

Инструкция: создаём учебную программу за 10 шагов

Чему может научиться методолог и дизайнер курсов у маркетологов и разработчиков приложений? Проводить интервью, выявлять настоящие потребности и тестировать учебный курс на себе. Рассказываем об этих технологиях и шагах создания успешной учебной программы.

Разбираем презентацию Михаила Носова, коуча и управляющего партнера U-man Consulting. Михаил выступил на конференции с темой «Особенности смешанного обучения руководителей. Кейсы».

Как Talent Rocks помогает ГК «Галс-Девелопмент» в программах смешанного обучения для руководителей

Когда речь идет об обучении руководителей (людей занятых и перегруженных информацией) важнейшей задачей становится обеспечение удобного канала коммуникации и быстрого доступа к учебному контенту в любом месте и в любое время. В ГК «Галс-Девелопмент» эти задачи решили с помощью мобильного приложения на платформе Talent Rocks.

Talent Manager Blog

10 этапов проектирования обучающей программы

Михаил выделяет шаги, которые должны сделать авторы образовательных программ, чтобы получить готовый и эффективный продукт.

  1. Диагностика
  2. Custdev, формирование «учебного обещания»
  3. 7 уровней образовательного продукта
  4. Учебная программа
  5. Выбор оптимальной платформы для обучения
  6. Деление на основной и вспомогательный материал
  7. Путь участника программы
  8. Геймификация
  9. Система поддержки и трекинга
  10. Пилотная версия и выпуск основного продукта

1. Диагностика

При передаче любой информации, особенно для внешнего подрядчика, могут возникать ошибки. Неверное выяснение потребностей приводит к тому, что компания тратит время и средства на курс, который не нужен.

Что нужно:

  • Провести независимое исследование потребностей команды
  • Выделить болезненные точки
  • Расставить приоритетные компетенции

Как говорит Михаил:

«Слова нужны чтобы думать, а не передавать информацию. Поэтому, когда мне что-то передают на словах, я всегда стараюсь провести исследование как методолог или воспользоваться исследования заказчика. Иногда это очень сильно выручает».

2. Custdev, формирование «учебного обещания»

Термин пришёл из мира стартапов и маркетинга. Customer development — этап опросов для выявления потребностей. Custdev показывает ситуацию глубже, чем диагностика и ложится в основу дальнейшего проектирования курса.

Команда Михаила проводит интервью с заказчиком и подчинёнными. На этом этапе может обнаружиться разрыв между видением заказчика и тем, как мыслят его подчинённые. Значит нужно искать компромисс, чтобы закрыть этот разрыв.

Custdev показывает реальную ситуацию и влияет на дальнейший выбор содержания и форматов курса.

3. 7 уровней образовательного продукта

Этап создания общего плана курса. Для этого нужно определить:

  • Каким компетенциям нужно обучить и разбить их на отдельные блоки и уроки.
  • Какие действия должен совершить учащийся, чтобы мы поняли — он овладел новым навыком.
  • Какие теоретические знания нужны учащемуся.
  • Инструментарий обучения.
  • Разработать форматы комфортного взаимодействия между группами и наставниками.
  • Элементы геймификации.
  • Платформы, на которых будет проходить обучение.

Каждый шаг взаимосвязан и ни один нельзя пропустить. Например, теория влияет на инструменты (что-то можно передать только в личном общении), а вместе они влияют на выбор платформы.

4. Учебная программа

После этапа проектирования появляется подробная структура курса, где указаны все темы, длительность курсов, промежуточные или финальные аттестации.

5. Выбор оптимальной платформы для обучения

Учебный курс может попасть в корпоративную LMS, полностью уйти на мобильную платформу. Или работать в смешанном режиме, когда часть занятий проходит очно и через СДО, а часть уходит в онлайн и мобильное приложение.

Могут быть и дополнительные поддерживающие платформы, вроде чатов в мессенджерах, цифровых или аналоговых рабочих тетрадей, подборок книг.

Выбор платформы зависит от нескольких факторов:

  • Доступность оборудования для обучения: смартфон всегда в кармане, а рабочий компьютер нет.
  • Рабочая загрузка обучающихся: не все готовы проходить курсы в личное время, есть расписание командировок и встреч.
  • Тип обучающего контента. Так, деловые игры не всегда хорошо проходят в онлайне.
  • Стоимость. Время коуча стоит дорого и, возможно, не все смогут посетить тренинг, поэтому очный формат становится менее приоритетным.
  • Содержание курса. Аудио хорошо подходит для навыков soft skills, а вот обучиться работе с новым инструментом можно только лично или с помощью визуальных инструкций (схемы или видео).

6. Деление на основной и вспомогательный материал

Учебный контент необходимо разделить на основной и дополнительный, разработать проверочные задания и загрузить на выбранные платформы.

Возможно, потребуется внести правки в уже готовое оформление и содержание.

На это есть несколько причин:

  • Презентации с богатым внешним оформлением будут «съедать» пространство для контента. И если на большом мониторе это не так заметно, то для мобильного формата такая презентация точно не подойдёт.
  • Сложные схемы взаимодействия или зависимостей, подробные инфографики и чертежи тоже не очень хорошо смотрятся на смартфонах или планшетах. Их лучше оставить для десктопа.
  • Насколько удобно перепроходить программу? Например, учащемуся нужно пройти курс из 10 блоков, но конкретно сейчас нужен блок №4. Надо ли проходить заново три предыдущих блока и проверочные задания?
  • Если в курсе есть анимированные симуляторы, все ли сцены или несут смысловую нагрузку? Если нет, значит они отнимают время, от них можно отказаться.
  • Видеоролик, в котором нет демонстраций, а только говорящая голова скорее раздражает, чем несёт пользу. Возможно, стоит превратить его в подкаст.

7. Путь участника программы

Первое тестирование продукта! Разработчики проходят всё обучение от начала и до конца, выявляют сложные или слабые места, ошибки в контенте, вносят исправления.

8. Геймификация

Какое-бы серьёзно обучение не проходили сотрудники, им приятно будет получить отметку о прошедшем курсе. А баллы за выполнение заданий повышают мотивацию у обучающихся практически любого возраста.

Геймификация очень гибкий инструмент и его можно адаптировать под аудиторию

Основные инструменты не меняются:

  • Баллы для отдельных участников или группы
  • Награды за переходы по уровням
  • Бейджи-ачивки за прогресс или уникальные достижения

Добавление элементов игры делает обучение или онбординг более живым и личным, так что не стоит от них отказываться.

9. Система поддержки и трекинга

Во время обучения человек может столкнуться с разными сложностями. Или внешние факторы негативно сказываются на его прогрессе и качестве выполнения заданий. Ещё есть творческий ступор, усталость на работе, желание уделить больше времени хобби, а не тренировке навыков.

Чтобы эффективность не снижалась, особенно во время длинных курсов, нужна система мотивации и поддержки.

Лучше всего с этим справляются живые люди и группы:

  • Куратор программы от компании
  • Трекер (заказчики проектов)
  • Наставник программы
  • Другие команды
  • Внутренние эксперты

10. Пилотная версия и выпуск основного продукта

Финальный этап перед окончательным запуском. Готовый курс с геймификацией, поддержкой и выверенным контентом отправляется на тестирование на небольшой группе.

После сбора обратной связи от участников и заказчиков курс вновь дорабатывается и выходит на основную аудиторию.

Но даже этот этап не окончательный. Впоследствии курс может пройти ещё одну итерацию изменений: большая выборка пользователей покажет другие слабые места или контент через год станет менее актуальным. Но проводить разработку заново уже не придётся.

Переучиваться — компетенция, которую надо развивать

Поговорили про то, как ставить цели, почему без обратной связи нет развития, а забывать — важный навык. Ещё обсудили роль спорта в развитии лидеров, четыре главных компетенции будущего и работу пилотов.

Talent Manager Blog. Блог об управлении талантами в современных компанияхРома Сукманов

Программа онлайн-курса — это дорожная карта, следуя которой студент придет из точки «А» в точку «Б», то есть от незнания к знанию и умению. В статье я расскажу, как составить программу так, чтобы обучение было результативным и успешным. 

1)Программа начинается с учебных целей

Методист Project-Manager: Научитесь создавать онлайн-курсы с нуля

Одна из частых ошибок начинающих разработчиков онлайн-курсов — создавать программу курса, отталкиваясь от тех учебных материалов, которые у вас уже есть. Например, так работают в случае, когда очный курс переводят в онлайн-формат: берут контент, разбивают его на блоки, начитывают в формате вебинаров, добавляют практические задания и считают, что задача выполнена. Часто, когда такой курс выпускают на рынок, вдруг выясняется, что слушатели на вебинарах скучают. Они не получают тот результат, за которым они шли на курс, и не проходят обучение до конца. Или оставляют на образовательный продукт отрицательные отзывы.

Как избежать этой ситуации? Проектируйте программу курса с учебных целей. На старте работы ответьте себе на вопросы:

  • зачем студент приходит на курс? Какова его цель?
  • к какому результату мы хотим привести слушателя?
  • какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать в финале обучения, чтобы задача была выполнена?

Например, на курсах EdMarket результат обучения — это проект собственного онлайн-курса, готового к запуску на рынок (или проект онлайн-школы, если мы говорим о профессии «Руководитель онлайн-школы»). Чтобы создать этот проект, слушателю нужно обладать определенными знаниями и навыками. Например, методисту — уметь создавать программу обучения, определять его цели и задачи, выстраивать систему сопровождения студентов и т.д. Видите — когда мы определились с результатом обучения, становятся понятнее шаги, которые к этому результату приведут. 

2) Продумайте сначала практику, а затем теорию

Как определить, какие знания теории включить в онлайн-курс? Лучше всего отталкиваться от практики. Вы уже знаете, к какому результату должны прийти студенты в финале обучения. На следующем этапе вы определяетесь, какая практика поможет студентам сформировать и закрепить нужные навыки и достичь цели. И потом решаете, какие знания теории потребуются, чтобы выполнить практические задания.

Так у вас получится сбалансированная структура курса, а не «теория ради теории». 

Научим создавать учебные программы на курсе «Методист онлайн-курсов»

3) Каскадируйте учебные цели с модуля до каждого урока

Создавая программу, убедитесь, что каждый модуль обучения — и каждый урок — приближает к цели. Пропишите цели и задачи каждому вебинара, чтобы убедиться, что каждый из них органично встраивается в общую логику курса. 

4) Выстраивайте логику тем

Есть множество методов выстраивания логики онлайн-курса. Здесь рассмотрим 3 самых простых, которые подойдут в том числе начинающим методистам:

  • от частного к целому. Слушатели изучают отдельные элементы знания, чтобы потом из них, как из пазлов, выстроить общую картину. Так, например, дети сначала изучают буквы, затем слоги, чтобы потом научиться складывать из них слова и читать. 
  • от простых задач к сложным. Таким образом выстраивается обучение программистов: сначала они учатся писать, предположим, простой код, чтобы от него перейти к более сложным задачам.
  • последовательность шагов. Такую структуру можно сравнить с чеклистом — вы прописываете конкретные шаги, которые приведут к финальному результату. Например, по этому принципу спроектированы курсы EdMarket: студенты проводят анализ ниши и конкурентов, формируют УТП, проводят кастдев. С помощью этих шагов они приходит к цели — запуску собственного курса.

Шаблоны для создания программы онлайн-курса вы найдете здесь.

5) Продумайте дополнительные материалы

Сопровождайте уроки дополнительными материалами, которые помогут слушателям, если они захотят, углубиться в тему. Подойдут лонгриды, дополнительные видеозаписи, книги, чеклисты. Очень полезно также составлять после каждого занятия краткий конспект вебинара, в который выносить ключевые идеи занятия. В EdMarket мы предлагаем рабочие тетради, саммари, интеллект-карты и таймлайны. 

Все секреты опытных разработчиков курсов на курсе «Методист онлайн-курсов»

6) Выстраивайте мотивационную стратегию

Стратегии обучения взрослых

Продумайте, с помощью чего в онлайн-курсе вы будете поддерживать мотивацию студентов учиться. Это могут быть элементы геймификации, система поддержки (кураторы, тьюторы, которые проверяют домашние задания и помогают студенту дойти до конца курса), серия мотивирующих писем. 

7) Наметьте промежуточные точки контроля

Большой ошибкой было бы проверять знания слушателей онлайн-курса один раз, только в конце обучения, когда у вас уже нет возможностей исправить то, что пошло не так. 

Поэтому, составляя программу, наметьте промежуточные точки контроля. Возможно, после каждого модуля или после значимых тем стоит потратить время на то, чтобы оценить, что уже изучено, а что еще предстоит узнать. 

Вы можете предложить слушателям короткий тест, чтобы убедиться, что они усвоили важную информацию, или задать несколько вопросов. 

Очень полезно включать в домашние задания на любом этапе анкеты обратной связи. Так вы узнаете, насколько понятным и полезным было занятие, кто не разобрался в теме, кому нужна поддержка куратора. 

Что еще почитать?

Как мотивировать учиться онлайн?

Методические ошибки, которые мешают жить вам и вашим студентам

Вебинар или видео: как выбрать формат подачи?

#Руководства

  • 11 май 2023

  • 0

Проектирование профессионального обучения: как создают большие курсы

Рассказываем, как методисты разрабатывают онлайн-курсы, обучающие профессиям.

Иллюстрация: Prostock-studio / Shutterstock / John Schnobrich / Shutterstock / Mitchell Orr / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Тамара Бурлева

Методист. 8 лет в корпоративном образовании в качестве бизнес-тренера и методиста. Одинаково любит обучать софт-скиллам и хард-скиллам. Верит в то, что образование помогает людям быстрее достигать своих целей.

Разработка курсов по профессиям — достаточно долгий и кропотливый процесс. В каждой онлайн-школе свой подход к организации работы над ним и тем более к разработке программы. Но общие принципы и ключевые точки процесса везде схожи.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие есть алгоритмы для процесса создания курса и на что ориентируются методисты при их выборе;
  • в чём суть основных подходов к проектированию учебной программы курса (от результата, от проблемы или от опыта);
  • как организован процесс содержательного наполнения программы и записи курса;
  • почему работа над содержанием курса не прекращается после его выпуска.

Разработка курса по профессии начинается с выбора верхнеуровневого алгоритма проектирования. В профессиональной литературе их называют моделями проектирования, но во избежание путаницы мы будем называть их верхнеуровневыми алгоритмами проектирования (по аналогии с термином в книге Сони Смысловой «Проектирование образовательного опыта»).

Алгоритмы помогают организовать и структурировать процесс создания курса. То есть описывают не только то, как разрабатывается образовательная программа, но и то, как строится сам процесс работы над курсом.

Самые популярные сегодня алгоритмы — ADDIE и SAM. Рассмотрим их подробнее.

ADDIE — классический верхнеуровневый алгоритм, его используют во многих онлайн-школах, в том числе и в Skillbox. Состоит он из пяти этапов:

  • Анализ (Analyze) — исследование индустрии и профессии, потребностей рынка труда (что должен уметь специалист) и целевой аудитории, то есть людей, которые хотят учиться этой профессии (какие у них мотивы и какой базовый уровень знаний).
  • Проектирование (Design) — формирование концепции и программы курса.
  • Разработка (Development) — наполнение программы, то есть создание заданий, видеоуроков, планов лекций.
  • Реализация (Implementation) — собственно, само обучение на курсе.
  • Оценка (Evaluation) — оценка результатов обучения, удовлетворённости студентов и другие метрики, которые говорят об опыте обучения.

Этот алгоритм предполагает, что после того, как цикл создания курса пройден (то есть все этапы работы над ним завершены), методист оценивает результаты и по итогам оценки вносит в курс коррективы.

SAM (Successive Approximation Model, или модель последовательных приближений) — это алгоритм, который предназначен для создания базовой, проще говоря, неполной версии курса. В дальнейшем эту базовую версию постепенно дорабатывают и совершенствуют. Алгоритм включает три этапа:

  • Подготовка (Preparation) — исследование самой профессии (что она собой представляет, какие знания и навыки для неё нужны), целевой аудитории (то есть людей, которые будут учиться на курсе), мнений экспертов в соответствующей профессиональной области. По его итогам методисты получают представление о том, что должен включать в себя курс, каким он должен быть.
  • Итерационное проектирование (Iterative Design) — состоит из повторяющихся фаз «проектирование — прототип — оценка». В конце первой итерации появляется исходная версия курса (например, концепция или программа профессии). Прототип анализируют и решают, нужно ли что-то добавить, а потом начинают следующий круг проектирования.
  • Итерационная реализация (Iterative Development) — состоит из повторяющихся фаз «разработка — реализация — оценка». Этот этап начинается, когда часть курса (несколько модулей) готова и её можно протестировать на реальных студентах. От них собирают обратную связь и вносят коррективы в программу.

Методисты редко используют ADDIE и SAM в чистом виде, гораздо чаще эти алгоритмы «миксуют», соединяя разные элементы.

«В EdTech редко сразу же записывают полный курс, поскольку это может обойтись школе очень дорого. Например, в Skillbox мы придерживаемся итеративного подхода, поэтому используем смесь моделей ADDIE и SAM. ADDIE в чистом виде могут использовать, например, в университетах (так как вузовские программы нужно утвердить и согласовать до начала обучения) или для разработки небольших курсов, на создание которых не уходит много времени», — рассказывает методист Ирина Щербакова.

Смешивать алгоритмы позволяет то, что оба они, по сути, предполагают одни и те же принципы: проектировать надо на основе исследований (поэтому всегда сначала проводятся исследования), а после проектирования содержания программы и её детальной разработки (всего курса, как в ADDIE, или его части, как в SAM) надо оценить результаты и в зависимости от них что-то скорректировать, доработать.

В целом, вне зависимости от модели проектирования, работа над содержанием курса состоит из одних и тех же этапов: сначала исследования, потом выбор подхода к проектированию программы, затем, собственно, само проектирование и наполнение программы учебным контентом.

Хотя название этапа исследования в разных моделях свои (в ADDIE это «Анализ», а в SAM «Подготовка»), цель у них одна — определить, чему и как нужно учить будущего специалиста.

Фото: DimaBerlin / Shutterstock

Зачастую ни методисты, ни продюсеры курса не знакомы с тонкостями той профессии, по которой им предстоит разработать обучение. Да и профессии бывают новые, совсем недавно появившиеся на рынке (вспомните, например, как с развитием социальных сетей резко вспыхнул спрос на SMM-менеджеров и таргетологов, хотя ранее таких специализаций не существовало). Чтобы разобраться в содержании профессии, проводят ряд исследований:

  • Изучение рынка труда и вакансий. Это помогает понять, что требуют от специалиста работодатели. Методисты анализируют описания вакансий, ищут ключевые компетенции, проводят интервью с нанимающими менеджерами и рекрутерами.
  • Исследование предметной области. Это изучение информации о профессии по общедоступным источникам — в профессиональной литературе, научных статьях и даже блогах экспертов. Собранная информация помогает методисту говорить на одном языке с экспертом курса в дальнейшем.
  • Интервью с предметными экспертами. Они помогают детальнее разобраться, какие задачи решает специалист на практике, что ему нужно уметь для успешной работы. Экспертами выступают состоявшиеся профессионалы в своей сфере.
  • Исследование целевой аудитории. Такая работа позволяет выяснить, кто заинтересован в выбранной профессии, есть ли особенности в характере обучения этих людей (это может быть важно для организации процесса обучения) и какие у них ожидания от курса.

В результате исследований методисты составляют карту профессиональных компетенций (список того, что должен знать и уметь специалист) или карту профессиональных задач (список задач, которые он должен уметь решать). Это и будет основой для проектирования содержания курса.

Есть разные способы организовать процесс обучения и структурировать учебные материалы для студентов курса. Эти способы называются подходами к проектированию. Выбор конкретного подхода определяет, как именно будут учиться студенты, в какой последовательности они будут проходить курс, как и где для них будет организована практика.

У каждого подхода есть свои подвиды — они описывают последовательность шагов по созданию программы курса, учебных активностей и критериев оценки. Перечислим три основных подхода.

Этот подход предполагает, что методист сначала собирает карту компетенций, а затем формулирует образовательные результаты, то есть конкретные и измеримые знания, компетенции и навыки. Проще говоря — всё то, что студент должен знать и уметь к концу обучения.

Существует несколько видов проектирования от результата, например:

  • Обратный дизайн (backward design). В его основе лежит изменение поведения студента. Предполагается, что методист сначала формулирует образовательные результаты, затем подбирает для них инструменты измерения или оценки, а уже после этого расписывает план учебной программы.
  • Понимание через проектирование (understanding by design) — хотя эта модель основана на обратном дизайне, её ключевое отличие в целях на трёх уровнях: на перенос, понимание и освоение — они учитывают знания и умения, которые получат студенты, инсайты в процессе обучения и выводы из него, а также то, как ученики будут применять полученное за пределами аудитории.

Подробнее о подвидах проектирования от результата можно почитать здесь.

В рамках этого подхода методист начинает процесс проектирования с составления карты профессиональных задач. В её основе лежит так называемая аутентичная задача — то есть комплексная задача, с которой учащиеся столкнутся в реальной профессиональной деятельности (например, для режиссёра такая задача — съёмка фильма, для маркетолога — разработка маркетинговой стратегии, для веб-дизайнера — разработка дизайна для сайта). Она подразделяется на множество других задач, научившись выполнять которые студент освоит и основную задачу, и весь курс по профессии.

В проектировании от проблемы также есть три самых распространённых вида:

  • 4С/ID (четырёхкомпонентная модель педагогического дизайна) — одна из самых известных и одновременно самых сложных современных педагогических моделей. Она предполагает, что методист сначала определяет «корневую» многокомпонентную проблему, а затем разбивает её на серию разных по сложности задач. К ним подбираются теоретические и практические материалы, которые помогут ученикам в решении этих подзадач. Теоретические материалы вдобавок делятся на сопровождающую (то есть классическая теория) и своевременную (короткие шпаргалки и инструкции) информацию. Считается, что процесс проектирования здесь довольно длительный — он включает десять этапов.
  • Pebble in the pond (от англ. «камень в пруду»). В названии этого подхода — метафора, которая отражает процесс проектирования. Пруд в этом случае — процесс, проектируемый методистом, а камень — комплексная задача, которую студенты выполнят в конце обучения. Собственно, именно с задачи начинается проектирование программы: методист выбирает комплексную проблему и «прототип» её решения, затем выстраивает последовательность схожих, входящих в неё задач и определяет, какие знания и умения уже есть у студентов, чтобы её решить. За этим следует выбор стратегии преподавания и взаимодействия с учениками, адаптация учебных материалов и формирование критериев оценки. Модель Pebble in the pond лежит в основе модели 4С/ID, но шаги первой не так детально структурированы и регламентированы, как в 4С/ID.
  • Обучение через вызов (challenge based learning). Здесь суть в том, что проблема, которая ставится перед учениками, вырастает из большой идеи или явления, с которыми сталкивается общество (например, это может быть загрязнение атмосферы, дискриминация какой-то социальной группы и так далее). Для курсов по профессиям такой вид проектирования практически не используется.

Подробнее о подвидах проектирования от проблемы читайте здесь.

Формально проектирование от опыта тоже можно использовать для создания курсов по профессиям, но на практике методисты крайне редко применяют его в чистом виде. Причина проста: здесь для студентов важен не только результат, но также процесс, через который они проходят, и среда, в которой происходит обучение. Именно поэтому такой подход обычно используют в офлайн-обучении, а в онлайне его применяют редко.

Как выбрать подходящий подход? Единых правил нет, и в каждом случае методисты руководствуются целым рядом факторов: характер конкретной профессии, особенности целевой аудитории, возможности методической команды, которая разрабатывает курс. Кроме того, на выбор влияет и то, какие подходы принято использовать в конкретной школе.

Конечно, при выборе также учитываются и особенности самих подходов. Например, проектирование от проблемы сложнее в реализации, чем проектирование от результата — первый вариант потребует от методиста больше ресурсов, компетенций и вовлечённости. С другой стороны, сегодня он популярен в онлайн-школах, поскольку считается наиболее эффективным в создании курсов по профессиям и готовит студентов к выполнению реальных комплексных профессиональных задач.

На практике крупные школы выбирают обычно доминирующий подход и дополняют программу элементами из других.

Фото: fizkes / Shutterstock

«Мы никогда не берём модели и подходы к проектированию в чистом виде. В реальном рабочем процессе проектирования границы размываются, это всегда креатив. Да и студенту на самом деле всё равно, каким способом спроектирована программа, ему главное — достичь своих целей обучения, а нам — помочь ему сделать это», — комментирует методист Skillbox Любовь Суханова.

Когда исследование завершено, понятно, каким и для кого будет курс, составлена карта профессиональных задач или компетенций, начинается работа непосредственно над программой курса. То, как она будет выглядеть, зависит от выбранного подхода к проектированию — для каждого есть свои фреймворки, то есть принципы разработки.

Занимаются разработкой программы два специалиста — методист и один или несколько тематических экспертов. Тематические эксперты — это опытные профессионалы в той сфере, которой посвящён курс. Именно они дают содержательную информацию для курса, то есть теорию, которую нужно знать для работы по профессии, и помогают придумать практические задания для отработки навыков. В крупных школах подготовить общее содержание программы помогает один специалист, наполнить её более детальной информацией — другой или другие, а лектором на видеозаписях может выступить кто-то ещё.

Сначала методист с экспертом продумывают, чему будут посвящены модули курса и их примерное содержание. Затем эксперт постепенно подготавливает программу по составленному методистом брифу (инструкции). В чём именно эксперт воплощает эту работу, зависит от конкретной школы: где-то это будут презентации и сценарии видеолекций, а где-то — лонгриды, на основе которых методисты сами составят презентации и сценарии. Кроме того, нужно придумать домашние задания для студентов, канву для практических и дипломных работ, синхронные активности, то есть различные мастер-классы и прочие мероприятия, которые проводят для студентов курса в прямом эфире в дополнение к записанным лекциям и заданиям, которые они смотрят и выполняют асинхронно, в удобное им время.

Методисты помогают эксперту структурировать его знания и идеи, оформлять их в понятном ключе. Однако иногда всю работу методист берёт на себя, то есть сам наполняет программу курса, постоянно консультируясь с экспертами.

Основная канва программы курса по обучению профессии останется неизменной, а вот наполнение чаще всего (особенно в асинхронных онлайн-курсах) происходит не сразу от «А до Я», а итеративно, то есть постепенно, по частям. Сначала готовятся и выпускаются несколько первых модулей или блоков программы, после их публикации собирают обратную связь от студентов, смотрят на различные метрики, и методисты учитывают это при подготовке следующего блока.

Чтобы из разработанной методистами учебной программы получился готовый курс, надо оформить материалы, которые составил эксперт (презентации и статьи), по стандартам конкретной онлайн-школы, а также отснять и смонтировать лекции. Обоими процессами руководит продюсер курса, распределяя задачи между членами команды.

Фото: Grusho Anna / Shutterstock

В идеале оформлением экспертных материалов занимаются профессионалы: редакторы работают с текстом, который написал эксперт, а дизайнеры оформляют презентации. Но в небольших онлайн-школах несколько функций может совмещать один человек.

Перед съёмкой методисты и продюсеры, как правило, проводят репетиции с экспертами-спикерами, чтобы процесс прошёл максимально гладко. Записи монтируют, пересматривают и публикуют. Бывают синхронные курсы, в которых нет предзаписанных лекций, и занятия проходят в прямом эфире — там производство курса строится по-другому (по сути, курс представляет собой серию вебинаров по разработанным сценариям).

В целом работа над большим асинхронным курсом строится по тому же принципу, что и над телесериалами: пока студенты проходят первые модули курса, команда работает над производством следующих модулей. Но есть большое отличие: после выпуска сериала для него могут доснять следующий сезон, но те серии, которые уже вышли, не трогают, а вот в уже выпущенном курсе спустя время можно и иногда нужно что-то изменить.

Даже если все модули курса по профессии уже отсняты, это не значит, что работа над ним прекратилась. По большому счёту она не останавливается никогда — курс будет требовать постоянных улучшений, исправления ошибок, да и просто актуализации. Например, у цифровых профессий часто меняется программное обеспечение, с которым надо уметь работать специалисту, или обновляются версии этого ПО — значит, соответствующим образом нужно исправить и курс.

После запуска курса команда его разработчиков обычно отслеживает:

  • как этот курс воспринимает целевая аудитория — покупают ли его те, на кого он был рассчитан, всё ли им нравится, готовы ли они рекомендовать его другим;
  • каков процент доходимости на курсе (то есть какая доля слушателей доходит до финала), в какой момент «отваливаются» студенты, которые не завершают курс, и почему это происходит, что вызывает у них трудности;
  • достигаются ли поставленные цели курса.

Когда данные о метриках эффективности и качества собраны, составляется список необходимых доработок. Конечно, в первую очередь создатели курса обращают внимание на ключевые проблемы: к ним относятся, например, технические неполадки (не открывается тест), неактуальный контент (цифровой инструмент, работе с которым обучал курс, стал недоступен, и профессионалы перешли на другой), слишком сложный для студентов модуль, не одолев который многие бросают обучение. Подробнее о том, как устроена работа по постоянным улучшениям онлайн-курсов, можно почитать здесь.

Решают эти проблемы тоже разными способами: например, в одном случае потребуется перезаписать видео, а в другом — разработать дополнительное занятие с разъяснением самой сложной темы.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Планирование

Создание первоначального плана — банальный, но обязательный атрибут хорошего курса.
Чем более подробной будет его концепция и визуализация конечного результата и чем сильнее вы углубитесь в потребности целевой аудитории, тем безболезненнее пройдут остальные этапы.

Как понять, что вы готовы приступить к реализации своей идеи? Проверьте себя с помощью «3С» от ЛаЛаЛани: система знаний, студенты, свободное время.

1. Система знаний. Вы обладаете теми знаниями, которыми собираетесь делиться. Удивительно, но мошенники, продающие воздух и мыльные пузыри вместо знаний, тоже существуют. Продажа такого курса может быть успешной, но она скорее всего будет однократной. Экспертное мнение, наоборот, ценится, вызывает уважение и желание вернуться за новой порцией знаний.

2. Студенты. Вы отчетливо представляете себе целевую аудиторию, для которой планируете создать инфопродукт. Конкретизируйте: пусть это будут не просто «М., 18–25 лет», а характеристики, описывающие взгляды, образ жизни и занятость вашего студента. Какой он? Чем увлекается? На каком языке говорит? Сколько у него свободного времени? Для чего ему нужен предмет, который вы преподаете, — это способ получить «пятерку» и сохранить стипендию или это навык, без которого он не сможет в будущем работать по специальности?

3. Свободное время. У вас есть свободное время, энтузиазм и желание учиться самому. Создавать курс с нуля непросто: это требует физических и моральных сил. Могут требоваться денежные вложения и, конечно, ваше время. Если хочется сэкономить (или альтернатив даже нет), то нужно быть готовым к самостоятельному выполнению разнообразных операций: от создания лендинга и монтажа видео до регистрации ИП и написания текста для рассылок по почте. Многому из перечисленного придется научиться.

К этапу планирования можно подойти по-разному. Кому-то достаточно беглого наброска, чтобы разбить предмет на темы и модули. Кто-то, наоборот, углубится и напишет сценарий с раскадровкой, предусмотрит ракурсы для записи видео и визуал интерактивных тренажеров для отработки домашнего задания. Начать вполне можно с минимума, но чем подробнее составлен план, тем лучше для итогового результата.

На что стоит обратить внимание на этом этапе?

1. Содержание курса.
Подумайте, о чем и кому вы будете рассказывать, как структурировать ваши мысли и идеи. Выбор «упаковки» и подачи материала будет напрямую зависеть от того, что вы преподаете.

2. Организационные моменты.

  • Какой длительности будет курс (например, неделя или полгода)?
  • Сколько будет модулей, уроков, тем в курсе?
  • Что нужно сделать ученику, чтобы завершить курс? (просмотреть не меньше N занятий, выполнить 80% заданий, сдать дипломный проект)?
  • Ученик получит доступ сразу ко всем заданиям/занятиям или они будут открываться поэтапно, после прохождения прошлого урока?
  • Будут ли какие-то поощрения/награды для учеников?
  • Предусмотрены ли домашние задания к урокам?
  • Когда и как будут проверяться домашние задания (автоматически, вручную вами или кураторами)?
  • Получат ли ученики сертификаты о прохождении обучения?

3. Технические моменты.

  • Курс будет размещен на платформе-агрегаторе или на отдельном ресурсе, который вы сами будете содержать?
  • На курсе будут только тестовые, текстовые и графические материалы или будет еще и видео?
  • Имеется ли необходимое оборудование для видеосопровождения (камера, микрофон, свет, фон/локация)?
  • Видео будет в записи или в идти режиме онлайн (вебинары)?
  • В каком формате будет видео («говорящая голова», запись экрана, аудиодорожка к презентации)?

4. Денежный вопрос.

  • Курс будет платный или бесплатный?
  • Ученик оплачивает отдельные уроки, месячную подписку, годовую?
  • Будете ли вы устанавливать электронную кассу?
  • Будет ли бесплатный тестовый доступ на первый месяц/к первому уроку?
  • Могут ли оплатить курс жители других стран (актуальный вопрос для Украины и Республики Беларусь)?

Проектирование курса

Реализация задуманного будет зависеть от того, как вы ответили на предыдущие вопросы.
 
Черновик программы, модули. На первом этапе мы советуем написать черновик образовательной программы: разделите тему на несколько занятий, разбейте их на модули для удобства восприятия информации. Продумайте логику развития темы, чтобы изложение было последовательным и понятным, от простого к сложному. Оптимально начать с 3–5 модулей по 4–5 занятий в каждом.

Длительность занятия. Если вы планируете использовать в курсе видеоматериалы (проводить вебинары, онлайн-консультации или выкладывать уроки в записи), то не переусердствуйте с длительностью урока.Продолжительность занятия по гуманитарным дисциплинам — до 1,5–2 часов, для предметов физико-математического и естественнонаучного цикла — до 1 часа.
Однако учитывайте, что многие ваши будущие ученики находятся в режиме многозадачности и постоянной загруженности, из-за чего им бывает непросто выделить несколько часов на освоение дополнительного материала. Кроме того, у людей, живущих в плотном инфопотоке, снижается концентрация внимания. Поэтому многие современные онлайн-курсы предлагают серии небольших 
видео длительностью до 8–15 минут: практика показывает, что такой урок досмотрят с большей вероятностью.

Выбор платформы. Следует как можно раньше определиться с платформой для курса. Вы можете самостоятельно ее разработать (создать сайт) или обратиться к платформе-агрегатору, где собрано множество других курсов, например:

  • Moodle;
  • GetCourse;
  • eTutorium LMS;
  • iSpring Learn.

Эти платформы известны, сами вкладываются в рекламу и предлагают удобный интерфейс для студента и преподавателя. Курсы на этих площадках можно создать с помощью уже готовых модулей и шаблонов. За такие «плюшки» приходится платить, поэтому все платформы требуют комиссию (но многие предоставляют бесплатный тестовый период).

Пробный запуск и анонс. После создания черновика предлагаем вам создать посадочную страницу и сделать пробный запуск курса: стартовый вебинар, смонтированное и выложенное видео, полноценный урок из первого модуля или его «облегченная» версия. Несмотря на дополнительные хлопоты по разработке такого урока, вы сможете опробовать свою идею в деле. Так вы оцените актуальность выбранной темы, протестируете систему, оцените аудиторию вживую и определите конверсию. Пробный запуск позволит вам сэкономить средства и заранее подготовиться к возможным сложностям. Если все пройдет хорошо (в чем ЛаЛаЛань не сомневается), то вы можете анонсировать полный курс через
2–6 месяцев — срок напрямую зависит от проработанности вашего сценария, количества запланированных уроков и ваших технических умений.

Работа над материалами. После анонса пути назад нет, а значит, самое время приниматься за реализацию задуманного. Большинство обучающих онлайн-курсов содержат видеоматериалы, а также текстовые, графические материалы и различные способы проверки знаний: тесты, сочинения, тренажеры и т. п. Мы хотели бы предложить вам несколько бесплатных программ и электронных ресурсов, которые помогут в их разработке.

  • Вебинар — онлайн-мероприятие, на котором спикер выступает в режиме реального времени, а все участники могут его видеть и слышать, могут задавать ему вопросы в чате. Цель — передача информации.

   Платформа:

Webinar.ru

— бесплатный тариф позволяет проводить вебинар на аудиторию до 5                         участников одновременно.

  • Видеоконференция — онлайн-мероприятие, где все участники видят и слышат друг друга одновременно. Цель — общение и взаимодействие.

   Платформы: 

Zoom

— бесплатный тариф на вебинары до 100 участников длительностью до 40 минут;

Google Hangouts

— до 100 участников, но лучше всего программа справляется
   с групповыми чатами до 10 человек;

Skype

— бесплатные собрания до 50 человек длительностью до 24 часов.

  • Запись экрана позволяет демонстрировать все происходящее на мониторе. Не забывайте, что пользователь не видит вашу клавиатуру, поэтому комментируйте клавиши, которые используете, если это необходимо для достижения результата.

Программы:
Movavi Screen Recorder;
OBS Studio;
iSpring Free Cam.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить мини проект по окружающему миру
  • Как найти мили ньютоны
  • Как найти узкую девочку
  • Как найти наушники jbl если они потерялись
  • Как найти площадь одного поршня