Как составить программу по дошкольному воспитанию

Слайд 1

Семинар-практикум « Программа воспитания: от написания до реализации » Зайцева С.И. старший воспитатель

Слайд 2

Описание особенностей воспитательного процесса Пояснительная записка Примерная рабочая программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы Учреждения и является обязательной частью основной образовательной программы, разрабатывается на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ФГОС дошкольного образования.

Слайд 3

Основные направления воспитательной работы — Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. — Ценности человека , семьи , дружбы , сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. — Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. — Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. — Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. — Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Слайд 4

Структура рабочей программы воспитания Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Рабочей программы Цель Программы воспитания 1. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 2. Уклад образовательной организации 3. Воспитывающая среда ДОО 4. Общности (сообщества) ДОО 5. Социокультурный контекст 6. Деятельности и культурные практики в ДОО 7. Требования к планируемым результатам освоения Программы 8. Целевые ориентиры воспитательной работы Раздел II. Содержательный 1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания — Патриотическое направление воспитания — Социальное направление воспитания — Познавательное направление воспитания — Физическое и оздоровительное направление воспитания — Трудовое направление воспитания — Этико-эстетическое направление воспитания 2. Особенности реализации воспитательного процесса 3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Раздел III. Организационный 1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ 2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы 3. Материально-техническое обеспечение реализации программы 4. Календарный план воспитательной работы

Слайд 5

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. — 1 год, 1 год — 3 года, 3 года — 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Слайд 6

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Примерной программы являются антропологический , культурно-исторический и практичные подходы . Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы : — принцип гуманизма; принцип ценностного единства и совместности; принцип общего культурного образования; принцип следования нравственному примеру; принципы безопасной жизнедеятельности; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого; принцип инклюзивности .

Слайд 7

1.2.1. Уклад образовательной организации Уклад — общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО . 1.2.2. Воспитывающая среда ДОО Воспитывающая среда — это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность . 1.2.3. Общности (сообщества) ДОО Профессиональная общность — это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Слайд 8

Профессионально-родительская Основная задача — объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО . Детско-взрослая общность — источник и механизм воспитания ребенка. Детская общность необходимое условие полноценного развития личности ребенка . 1.2.4. Социокультурный контекст — вариативная составляющая воспитательной программы (этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности) 1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника , обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики : • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности , способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями , сверстниками); • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Слайд 9

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Результаты достижения цели воспитания — целевые ориентиры, представленные в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов., На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как « целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

Слайд 10

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) Направление воспитания Ценности Показатели Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направление воспитания Ценности Показатели Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Слайд 11

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 2.1.3. Познавательное направление воспитания Ценность — знания. Цель познавательного направления воспитания — формирование ценности познания (формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека). Задачи познавательного направления воспитания: развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). Направления деятельности воспитателя: • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; • организация насыщенной и структурированной образовательной среды , включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

Слайд 12

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 . Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды , в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания . Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.

Слайд 13

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО Событие — это форма совместной деятельности ребенка и взрослого , в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Воспитательное событие — это спроектированная взрослым образовательная ситуация . Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах: • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента , совместное конструирование, спортивные игры и др .); • проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательнозначимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; • создание творческих детско-взрослых проектов ( празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» — показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Слайд 14

3.3. Организация предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда (далее — ППС) должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать: • оформление помещений; • оборудование; • игрушки 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей 3.7. Примерный календарный план воспитательной работы

Слайд 15

Календарный план воспитательной работы Месяц Сентябрь Направление воспитания Патриотическое Социальное Познавательное Физическое и оздоровительное Трудовое Этико-эстетическое Безопасность на дорогах» 01.09. – 09.09.2022 Занятие из цикла «Мужественные профессии» — знакомство с профессией инспектора ГИБДД Знакомство с правилами поведения в транспорте Знакомство с транспортными средствами и правилами для пешеходов Спортивно-игровое развлечение «Красный, желтый, зеленый» Создание игрового дорожного городка на прогулочном участке Выставка детских рисунков «Безопасная дорога» « Хлеб всему голова » 12.09. – 16.09 2022 Виртуальная экскурсия « Парский калач» — бренд Родниковской земли «Все профессии важны, все профессии нужны» — знакомство с профессиями «Откуда хлеб пришел » — расширение представлений о хлебе Спортивное развлечение «Урожай» — развитие физических качеств Дежурство по столовой – знакомство с правилами Рисование нетрадиционными способами «Овощи и фрукты вкусные продукты» 19.09. — 23.09.2022 Квест -игра «Земля – кормилица» Беседа о значимости труда Познавательный проект «Во саду ли в огороде» Пешеходная экскурсия в питомник Работа на огороде ДОУ Выставка поделок из овощей и фруктов «День воспитателя и всех дошкольных работников » 26.09. – 30.09. 2022 Выставка детских рисунков «Мой воспитатель» Проект «Ветераны в гостях у ребят детского сада» Экскурсия по детскому саду – знакомство с профессиями Акция в соц. сетях «От улыбки хмурый день светлей» Творческая мастерская по изготовлению подарков Концерт для работников детского сада

Слайд 16

Спасибо за внимание

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) регламентируется целым рядом документов. При этом основополагающим, устанавливающим основные векторы учебно-воспитательного взаимодействия в конкретном детском саду, будет образовательная программа. Существует несколько программ, по которым сегодня строят свою работу ДОУ. Все они имеют свои особенности, плюсы и минусы, а также тонкости внедрения в практику.

Важные теоретические нюансы

Во многих методических источниках смешиваются понятия «образовательная программа» и «рабочая программа». Однако эти два понятия не являются синонимичными, более того, они находятся в подчинительной связи.

Образовательная программа — модель образовательного процесса, по которой работают все (!) группы того или иного детского сада. Эта модель согласно п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбирается руководителем и методическим советом ДОУ на своё усмотрение.

Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.

Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.

Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.

Воспитатель собирает с детьми пирамидки

Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе

Разновидности образовательных программ

Предназначение образовательной программы состоит в структурировании целостного педагогического процесса, способствующего многогранному развитию ребёнка — физическому, социально-коммуникативному, интеллектуальному, речевому и художественно-эстетическому. Пути реализации этой цели могут быть разными, поэтому существует несколько видов образовательных программ. Причём одна группа этих видов подходит к решению задач педагогического взаимодействия с дошкольниками комплексно, то есть сразу по всем векторам развития, а другая — с акцентом на одном или нескольких направлениях формирования личности ребёнка, такие программы называются парциальными. Как правило, детские сады работают по одной из комплексных программ и выбирают в дополнение парциальную, максимально вписывающуюся в образовательный контекст конкретного ДОУ, для введения в учебно-воспитательный процесс вариативной части, то есть дополнительных учебных курсов, кружков.

Некоторые комплексные программы, кроме основного образовательного курса, предлагают также и вариативные. Например, в программе Васильевой одним из таких курсов является английский язык.

Таблица: суть комплексных образовательных программ

Программа Какие цели ставит Какие задачи решает Достоинства и недостатки
«Детский сад — Дом радости» (Н.М. Крылова) Становление личности на основе соединения его развития и саморазвития по пяти векторам процесса образования.
  • использование здоровьесберегающих технологий для гармоничного развития ребёнка;
  • одобрение инициативы в освоении разных видов деятельности, в том числе творческих;
  • воспитание духовной культуры.
Плюсы:

  • детально прописанная методика организации работы педагога со всей группой, с мини-группой и отдельным ребёнком;
  • дети учатся учиться, находить нужную информацию.

Минус — нечастое использование фронтальных видов работы обуславливает отсутствие должной подготовки детей к обучению в школе.

«Мозаика» (авторы-составители В.Ю. Белькович, Н.В. Гребён-
кина, И.А. Кильдышева)
Расширение возможностей личностного потенциала ребёнка.
  • внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • приобщение детей к нормам морали и поведения через соответствующие их возрасту виды деятельности;
  • побуждение к творчеству.
Плюсы:

  • детальное описание организации периода адаптации;
  • наличие модели инклюзивного образования;
  • методическое сопровождение занятий.

Минус — скомканное описание предметно-развивающей среды.

«Тропинки» (под редакцией В.Т. Кудрявцева) Развитие личности ребёнка средствами творческого развития.
  • творческое освоение культуры через игру;
  • развитие креативности как ведущего личностного качества;
  • приобщение взрослых в совместную деятельность;
  • развитие умения учиться.
Плюс — учёт традиций для внедрения инноваций.
Минус — отсутствие полноценного методического сопровождения каждого учебно-воспитательного курса.
«Успех» (под редакцией Н.В. Фединой) Создание условий для гармоничного развития и адаптации детей в социуме, а также обеспечение одинаковых стартовых возможностей для получения знаний и приобретения умений и навыков.
  • внедрение здоровьесберегающих методик в работу ДОУ;
  • приобщение семьи в процесс образования;
  • применение современных технологий при разработке занятий;
  • формирование условий для познавательного, физического, творческого и эмоционального развития дошколят.
Плюсы:

  • формирование предпосылок будущей учебной деятельности;
  • создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
  • осуществление индивидуального подхода.

Минус — нацеленность на личный успех, что нивелирует ответственность каждого за коллектив.

«Развитие» (Л.А. Венгер) Процесс образования должен опираться на соответствие задаткам малышей.
  • развитие художественных и интеллектуальных способностей детей как основного вектора процесса образования;
  • формирование видения мира через игру;
  • поощрение инициативы в работе.
Плюсы:

  • гармоничный подход к решению задач математического обучения — дети начинают не со счёта, а с математических отношений — больше/меньше/поровну;
  • детально прописанные рекомендации по организации предметно-окружающей среды.

Минус — отсутствие полноценного учебно-методического сопровождения.

«Одарённый ребёнок» (Л.А. Венгер) Организация работы с детьми 6–7 лет с высоким уровнем интеллектуального развития. Плюсы:
чёткая структура.
Минус — отсутствие полноценного методического сопровождения.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой в соавторстве с В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой Раскрытие личностных каждого ребёнка через его всестороннее развитие.
  • интеграция видов активности для усиления результативности учебного процесса;
  • творческий подход к выбору приёмов и средств взаимодействия с детьми;
  • использование технологий здоровьесбережения;
  • координация воздействия детского сада и влияния семьи;
    индивидуальный подход;
  • обеспечение преемственности ДОУ и начальной школы.
Плюсы:

  • эффективность организации процесса взаимодействия с детьми, проверенная годами;
  • всестороннее методическое сопровождение.

Минус — отсутствие адаптации к современным дошкольникам, в частности, использованию в работе ИКТ.

«Мир открытий»
  • обеспечение условий для получения ребёнком опыта в разных видах активности;
  • формирование представлений о мире посредством решения посильных возрасту задач и проблем;
  • подготовка к непрерывному обучению и самообразованию.
  • укрепление здоровья малышей;
  • развитие ключевых качеств личности;
  • создание условий для сбалансированного развития в соответствии с гендерными и личностными особенностями;
  • развитие речи и способностей в творческой деятельности;
  • воспитание патриотизма;
  • тесное сотрудничество детского сада с семьёй.
Плюсы:

  • создание в группах моделей социума, где ребёнок учится анализировать ситуации, находить выход;
  • поощрение самостоятельности дошкольников.

Минусы:

  • расхождения тем занятий с темами недели;
  • недостаточно проработанные разделы, касающиеся организации индивидуального подхода.
«Диалог» (под редакцией О.Л. Соболевой) Обеспечение максимально высокой динамики личностного развития для уверенного старта обучения в начальной школе.
  • формирование положительной мотивации к разным видам активности;
  • развитие творческого потенциала, в том числе и через индивидуальный подход;
  • воспитание основных личностных качеств на основе духовно-нравственного опыта семьи и значимых взрослых.
Плюс — преемственность ДОУ и школы.
Минус — отсутствие полноценного методического сопровождения организации работы группы при условии опоры на индивидуальные виды деятельности.
«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.) Достижение гармоничного единства условий для всестороннего развития ребят 3–10 лет.
  • организация процесса обучения через игру;
  • создание отношений в коллективе по типу семейных;
  • развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка.
Плюс — преемственность ступеней образования.
Минусы:

  • недостаточное внимание к индивидуальному подходу;
  • отсутствие детально прописанного предметно-развивающего окружения.
«Детский сад 2100» Создание адекватного психолого-педагогического, методического сопровождения гармоничного формирования подрастающей личности в различных видах активности для обеспечения преемственности связей двух ступеней образования в рамках Программы.
  • укрепление физического здоровья детей;
  • обеспечение равных условий для развития;
  • реализация целостного учебно-воспитательного процесса начиная с детского сада и заканчивая школой;
  • обогащение общего культурного уровня ребёнка;
  • обеспечение вариативности способов организации учебного процесса (занятия разных видов, проекты и пр.);
  • просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
Плюсы:

  • ребёнок получает максимальный для его уровня развития объём информации, но от него требуется усвоить минимальный объём для данного возраста;
  • логопедическая направленность занятий;
  • успешная подготовка к школе.

Минус — излишняя техническая направленность процесса образования.

Таблица: цели, задачи, достоинства и недостатки парциальных образовательных программ

Программа Цели Задачи Достоинства и недостатки
«Социокультурные истоки» (И.А. Кузьмин) Приобщение ребёнка и семьи к духовным и социокультурным ценностям Родины.
  • воспитание бережного отношения к миру вокруг;
  • организация процесса познания через совместную с педагогами и родителями деятельность;
  • развитие социальной активности дошкольников для облегчения процесса социализации.
Плюсы:

  • наличие методической литературы не только для педагогов, но и для родителей;
  • практика работы детей в мини-группах и в парах.

Минус — возможные сложности в работе с детьми, чьи семьи придерживаются иных культурных традиций.

«Сообщество» (К.А. Хансен, Р.К. Кауфманн, К.Б. Уолш) Социальное и эмоциональное личностное формирование дошкольника в условиях построения сообщества взрослых и детей для свободного проявления инициативы и творчества последних.
  • развитие природных возможностей и способностей детей;
  • формирование дошкольника как субъекта определённых видов активности.
Плюс — детальное описание предметно-развивающей среды в соответствии с задачами программы.
Минус — возможно, не во всех детских садах материально-техническая база позволяет создать условия реализации программы.
«Первые шаги» (Е.О. Смирнова и др.) Развитие личности ребёнка 1–3 лет в её целостности.
  • развитие познавательной сферы через предметную деятельность;
  • стимуляция развития речи;
  • формирование ведущей деятельности дошкольников — игровой.
Плюсы:

  • детальное методическое сопровождение (игры, виды работы);
  • опора на преемственность со средним дошкольным возрастом.

Минусом некоторые методисты называют зацикленность на играх.

«Ладушки» (программа И. Каплуновой и И. Новоскольцевой)
  • интеграция личности ребёнка в культурное наследие;
  • формирование деятельностной и коммуникативной личности;
  • воспитание объективного восприятия окружающего мира.
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма;
  • обогащение представлений о русской народной музыке в контексте мирового музыкального наследия;
  • подготовка к освоению навыков игры на музыкальных инструментах.
Плюс — тесная связь с художественным словом.
Минус — неполное методическое сопровождение работы, в частности отсутствие игр.
Вальдорфский детский сад (альтернативная программа, то есть требующая изменения структуры организации жизни детей в ДОУ) Освоение самобытной народной культуры и видов художественно-эстетической деятельности.
  • познание мира через игру;
  • организация работы детей в разновозрастных группах;
  • формирование интеллектуальной, социально активной личности через творческую деятельность;
  • воспитание трепетного отношения к правилам и устоям вальдорфского детского сада.
Плюс — природосообразное развитие детей. Минус — отсутствие связи с требованиями современного общества относительно уровня развития дошкольника XIX века.
«Шаг за шагом» (А.В. Обухова, Ю.Н. Васина) Созданий условий для успешной адаптации детей 1,5–3 лет к детскому саду.
  • организация просветительской работы с родителями относительно возрастных особенностей детей;
  • привлечение семьи в работу группы;
  • создание максимально комфортных условий для малышей.
Плюсы:

  • индивидуальный подход является первостепенной целью;
  • успешная адаптация детей к детскому саду.

Минус — отсутствие обновлений методического сопровождения работы с детьми.

«Программа логопедической работы» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной Организация логопедической работы, направленной на преодоление общей недоразвитости речи у детей с нормальным слухом и достаточным уровнем интеллекта.
  • формирование условий для развития понимания речи через подражание;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие навыков построения грамматически правильных высказываний.
Плюсы:

  • эффективность условий для развития понимания речи;
  • методическое сопровождение программы.

Минус — отсутствие системы адаптации всех образовательных курсов под коррекционные занятия.

«Программа логопедической работы» Н.В. Нищевой Выстраивание системы работы с детьми с нарушениями речи на всех уровнях взаимодействия с дошкольниками 4–7 лет.
  • адаптация всех рабочих программ под цели коррекционно-развивающей деятельности;
  • тесная связь педагогов и медиков.
Плюс — наличие адаптации учебно-воспитательных курсов.
Минус — недостаточность методического сопровождения.
«Добрый мир» Нравственное развитие детей, опирающееся на традиционные духовные ценности России, а также воспитание уважения к семье и стране. Воспитание милосердия, сострадания, послушания взрослым, трепетного отношения к Родине. Плюс — приобщение семьи.
Минус — отсутствие описания предметно-развивающей среды.
«Игралочка. Практический курс математики» (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова) Развитие математических способностей. Развитие познавательных способностей детей через математические игры с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, квадратом Воскобовича и пр. Плюс — детальное методическое сопровождение занятий.
Минус — не каждый детский сад имеет необходимую материально-техническую базу.
«Школа мяча» (А.А. Чупикова) Развитие личностных качеств ребёнка через развитие общей культуры, в том числе формирование здорового образа жизни.
  • укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование владением мячом и улучшение координации;
  • формирование технико-тактических умений в играх с мячом;
  • воспитание умения работать в команде.
Плюс — полноценное методическое сопровождение занятий.
Минус — отсутствие индивидуального подхода.
«Светофор» (Т.И. Данилова) Развитие навыков безопасного поведения на дорогах.
  • формирование умений ориентироваться в нестандартных ситуациях;
    создание условий для всестороннего изучения правил ПДД;
  • воспитание ответственных участников движения на дороге.
Плюс — направленность «в жизнь».
Минус — скупость методического сопровождения.
«Содружество» (коллектив проекта Сороса в Центре развития ребёнка Джорджтаунского университета США) Подготовить малыша к жизни в условиях интенсивно развивающегося мира.
  • развитие критического мышления;
  • поощрение инициативы;
  • формирование умения ставить и решать задачи;
  • развитие креативности;
  • воспитание уважительного отношения к людям и природе.
Плюс — воспитание личности с высокими адаптивными способностями.
Минус — лишь частичная адаптация иностранного опыта.
«Крепыш» (С.Г. Чахеева) Организация занятий физической культурой для гармоничного развития ребёнка и укрепления его здоровья.
  • повышение защитных функций организма;
  • тренировка дыхательной системы;
  • профилактика плоскостопия;
  • реализация потребности детей в движении;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Плюс — методически подкреплённая реализация здоровьесберегащих технологий.
Минус — отсутствие сопутствующей системы работы в других образовательных курсах.

Виды занятий по образовательным программам

Структура учебного процесса устанавливается по ФГОС, в то время как образовательные программы определяют его содержание. В связи с этим такие структурные элементы, как занятия, претерпевают изменения в самом ходе урока, но не в его организации (за исключением Вальдорфского детского сада). Что касается направленности занятий, то всеми комплексными программами предполагается следующий перечень:

  • «Физическая культура»;
  • «Развитие речи»;
  • «Формирование элементарных математических представлений» (ФЭМП), вводится со второй младшей группы;
  • «Ознакомление с окружающим миром» (в старшей и подготовительной группах – «Формирование целостной картины мира»);
  • «Музыкальное занятие»;
  • «Изобразительное искусство», куда входят отдельные уроки по рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
  • «Чтение художественной литературы» (со средней группы);
  • «Обучение грамоте» (в старшей и подготовительной группах).

Как отмечалось выше, парциальные программы обычно призваны заполнить нишу вариативной части, то есть обосновать введение того или иного учебного курса или кружка. Так, например, программой «Ладушки» предполагается организация кружка по вокалу, а «Игралочкой» — дополнительные часы по математике, информатике и/или кружок по робототехнике. Что касается последнего, то это может быть и занятие вариативной части, начиная со второй младшей группы, в основу которого положено конструирование из LEGO.

В программах «Золотой ключик», «Добрый мир», «Социокультурные истоки» и др. предусмотрены дополнительные часы, посвящённые семьеведению, краеведению, а в «Крепыше» заложен курс аэробики. Наиболее востребованным курсом в программах по логопедии является риторика.

Дети за столом рассматривают книги

Курс риторики предполагает, кроме разных форм говорения, постоянное обращение к книгам

Что касается изучения иностранных языков, то английский язык является номером один в проектах вариативной части учебного процесса согласно комплексным и некоторым парциальным («Содружество», «Сообщество» и др.).

Изучение немецкого языка в детском саду носит форму экспериментальной кружковой работы, причём его организация инициируется родителями.

Программы, направленные на расширение видов художественно-творческой деятельности, например, Вальдорфский детский сад, «Тропинки», «Развитие» и др. предлагает дополнительные часы на освоение тестопластики, бисероплетения (со старшей группы), квиллинга и пр.

Методические приёмы

Поскольку образовательные программы имеют свои особенности в плане выбора содержания учебно-воспитательного процесса, акценты на традиционные приёмы работы с детьми, а также комбинации способов взаимодействия на занятиях будут немного отличаться. Так, к примеру, в работе по «Мозаике» и по «Тропинке» акцентными будут игровые приёмы, но в первом случае это подвижные игры, а во втором — дидактические и театрализованные. По программе «Развитие» предполагается освоение образовательного материала через продуктивные приёмы: опыты (в старших группах), рисование, лепку, аппликацию (начиная с младших групп). Программа «Диалог» предусматривает активное внедрение проектов в рабочий процесс, что позволяет реализовывать основные задачи создания положительной мотивации к деятельности, а также раскрывать творческий потенциал каждого ребёнка.

Кроме того, обязательными приёмами, используемыми на занятиях вне зависимости от программы, будут:

  • наглядность (картинки, показ видео, демонстрация порядка выполнения того или иного задания, движения и пр. по теме);
  • слово — развитие речи воспитанников по любой программе является одним из приоритетных направлений, а без слушания и говорения в диалогах, монологах реализовать это невозможно.

    Педагог объясняет материал детям, сидящим за столами

    Объяснение является ведущим словесным приёмом

Как написать рабочую программу

Составление рабочей программы вне зависимости от образовательного направления подчинено определённой структуре, установленной ФГОС:

  • титульный лист;
  • содержание документа;
  • раздел целевого компонента;
  • раздел содержания.

Две последние позиции, в свою очередь, также имеют определённый план оформления. С подробным описанием схемы составления рабочей программы можно ознакомиться здесь.

Видео: вебинар об особенностях проектирования рабочей программы

Особенности организации занятий по программам

Поскольку программы определяют лишь содержательную (!) сторону уроков, то есть выбор материала, приёмов работы, – структура их организации будет единой.

Таблица: схема организации занятий в ДОУ

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной (разработка теоретической и практической сторон темы с обязательной физкультминуткой) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия, по программам «Шаг за шагом» и «Вальдорфский детский сад» самооценка начинается с 3 лет). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Примеры занятий по программе «Сообщество»

Задачей программы «Сообщество» является формирование личности как субъекта того или иного вида активности. В плане (или «конструкте») занятия это отражается на форме организации практической деятельности основного этапа, когда каждый ребёнок может отработать знания по теме в наиболее близком ему виде активности. Как в примере конструкта по теме «Цветы» педагога О.А. Щербаковой.

Вводный этап может выстраиваться и на основе беседы с детьми, как это проиллюстрировано в конструкте «Вся семья вместе, так и душа на месте!» Ю.В. Поляковой.

Дети играют с деревянным конструктором

На занятиях по программе «Сообщество» дети проявляют себе в том виде деятельности, который им ближе

Ежедневное планирование

Ежедневный план — это конкретизация видов и приёмов работы по всем образовательным областям на каждый день на этапах актуализации опорных знаний, ознакомления с новым материалом, его освоения и закрепления в рамках конкретной тематики. Составляя ежедневный план, педагог опирается на индивидуальные особенности детей в группе.

Таблица: схема написания ежедневного плана

Этап Цели Принципы работы
Утро Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе.
  1. Все виды активности должны быть хорошо знакомы ребятам.
  2. Обязательная проработка комплекса утренней гимнастики.
  3. Виды деятельности планируются исходя из запросов детей (игры, общение, индивидуальная работы и пр.).
  4. Любой вид деятельности не должен длиться дольше 15–20 минут.
  5. Деятельность, требующая длительной подготовки, например, выполнение аппликаций, поделок, на утро не планируется.
  6. Длительные игры (сюжетно-ролевые, строительные) также не включаются в перечень видов работ.
  7. Трудовая деятельность с применением колюще — режущих предметов не включается в перечень видов деятельности с утра.
Занятия
  1. Краткая запись темы занятий.
  2. Развёрнутое описание триединой цели каждого занятия (обучающей, развивающей и воспитательной).
  3. Указание интегрируемых областей: первой пишется основная, а затем в скобках сопутствующие.
  4. Указание средств и оборудования для каждого занятия.
  5. Описание целей дидактических игр.
Прогулка
  • обеспечение активной, разнообразной деятельности;
  • снятие утомления.
  1. Если до прогулки было динамичное занятие (физкультура, хореография), то начинать нужно с наблюдения (за погодой, транспортом, деятельностью людей и пр.). Если перед выходом на улицу было статичное занятие (развитие речи, математика), то начинаем со спортивной игры.
  2. Обязательными элементами прогулки в средней группе являются подвижная игра, наблюдение, труд (в парах или малых группах), беседы по воспитанию нравственных качеств, а также индивидуальная работа.
Чтение художественной литературы
  • расширение кругозора;
  • воспитание литературного вкуса;
  • стимулирование желания научиться читать.
  1. Текст можно сочетать с отрывками из мультфильмов, если по конкретному произведению есть такая возможность.
  2. Отрывки для чтения не должны быть слишком объёмными.
  3. После завершения чтения детям предлагается 3–4 вопроса репродуктивного и проблемного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыков В этот блок входит:

  • мытьё рук;
  • правила поведения за столом;
  • раздевание, одевание;
  • самообслуживание.

Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия.

Вечер Дать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра. Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:

  • все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные) с привлечением игрушек;
  • праздники и развлечения (проводятся один раз в неделю);
  • разучивание стихотворений, песен;
  • трудовая деятельность (к примеру, полив цветов, уборка игрушек);
  • индивидуальная работа;
  • чтение;
  • взаимодействие с родителями;
  • прогулка (является альтернативой какому-либо другому виду деятельности в вечернее время, так как возможна только в хорошую погоду).

Как оформить ежедневный план

По ФГОС план на каждый день включает:

  • титульный лист (с указанием названия ДОУ, имени воспитателя, а также лица, которое принимает и утверждает план);
  • список малышей группы;
  • перечень видов работы с родителями;
  • расписание занятий на неделю;
  • список занятий по дням с датами;
  • перечень совместной деятельности педагога с детьми;
  • список видов самостоятельной работы ребят;
  • план зарядок и физкультминуток, куда включаются дыхательные и пальчиковые упражнения.

В качестве образца можно использовать следующие планы:

  • для первой младшей группы;
  • для второй младшей группы;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.

Дети, сидя за столами, тянут руки

В ежедневном плане прописываются и планы отдельных занятий в конкретный день

Особенности составления рабочих программ для детей с ДЦП

Дети, имеющие отклонения в развитии, нуждаются в осуществлении специального подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Это, в свою очередь, требует от педагога составления адаптированной рабочей программы, ориентированной на взаимодействие именно с такими детьми в условиях инклюзивного образования — обучения особенных малышей в группах обычных детей. При этом важно помнить, что у 80% ребят с ДЦП этот диагноз носит приобретённую форму, то есть паралич был получен в результате родовых травм, например. От остальных 20% с истинным ДЦП их отличает сохранённый интеллект. При составлении программы это важно учитывать, в частности, при выборе тем и форм реализации задач познавательного развития. Кроме того, в целевой раздел программы обязательно включается пункт о задачах коррекции. Ознакомиться с примером адаптированной рабочей программы для дошкольников с ДЦП можно здесь.

Педагог занимается с мальчиком с ДЦП

Основой программы для работы с особенными детьми является индивидуальный подход

Анализ рабочей программы

Для анализа рабочей программы, то есть выявления её достоинств и недостатков и определения эффективности в организации взаимодействия с детьми, методисты ДОУ проводят диагностику, которая заключается в оценке успехов, выявлению проблем с указанием путей их решения по таким направлениям:

  • повышение качества образования;
  • совершенствование воспитательного процесса;
  • создание условий для здоровьесбережения;
  • кадровое сопровождение процесса образования (в плане компетентности воспитателя и методических ресурсов);
  • создание условий для обеспечения безопасности детей.

Развёрнутые примеры анализа рабочих программ на основе их диагностики можно найти здесь.

Дети смеются на осенней прогулке

Одним из показателей успешности совершенствования воспитательного процесса является положительный эмоциональный фон в коллективе детей

Рабочая программа, являясь основой для составления планирования работы с детьми конкретного возраста, опирается на образовательную программу, по которой работает весь детский сад. При этом последняя выбирается методическим советом ДОУ на своё усмотрение исходя из особенностей воспитанников, квалификации кадрового состава и социального заказа. Как правило, основной курс комплексной образовательной программы дополняется вариативным, который, в свою очередь, может быть взят из парциальной программы, нацеленной на реализацию целей и задач одного-двух направлений развития дошкольников.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(5 голосов, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Разработка программы воспитания в детском саду согласно ФГОС

По официальной статистике в России детские сады посещают около 85% детей от 3 до 6 лет. И не зря так много родителей отдают предпочтение детским образовательным учреждениям, а не няне. Именно в детском саду ребенок учится взаимодействию с обществом. Чтобы всестороннее развитие ребенка было правильным и гармоничным, ему требуется взаимодействие с ровесниками. Кроме того, детский сад – это место способное обеспечить юному любознательному организму правильное и методическое обучение.

Программа воспитания в детском саду — это непременный компонент образовательной программы учреждения. Рабочая программа воспитания составляется в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (п.1 ст.12.1 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ). Опираясь на рекомендации ученных-методистов, детские сады разрабатывают собственные программы воспитания с учетом особенностей условий региона, сложившихся в ней обычаев.

Порядок действий при проектировании программы воспитания в детском саду

  1. Создайте рабочую группу. Руководство вашего детского образовательного учреждения должно самостоятельно принять решение как о необходимом количестве членов рабочей группы, так и о том, кто войдет в состав команды. Рекомендуется привлечь максимальное количество воспитателей детского сада, а также включить в состав группы заинтересованных родителей и социальных партнеров. Не забудьте издать приказ о создании рабочей группы.

Образец приказа

Как составить приказ?

Пример приказа о создании рабочей группы

  1. Проведите анализ имеющиеся нормативные актов и иной документации. Соответствует ли она последним законодательным актам, отвечает ли она требованиям Министерства образования. Составьте словарь основных понятий и терминов, которые будут присутствовать в текст программы воспитания.
  2. Оценить качество воспитательной работы на текущий момент – это позволит определить содержание воспитательной работы с учетом особенностей и потребностей вашего детского сада. Проанализируйте отзывы родителей и опекунов, чтобы выявить сильные и слабые стороны имеющейся программы.
  3. Разработайте проект программы воспитания. Для этого стоит воспользоваться Примерной программой воспитания, которая представляет собой конструктор для создания рабочей программы воспитания дошкольного образовательного учреждения.
  4. Составьте календарный план воспитательной работы согласно распоряжению Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. N Р-196 «Об утверждении примерного календарного плана воспитательной работы на 2021/2022 учебный год», который будет включать в себя все основные мероприятия.
  5. Обязательно согласуйте проект программы воспитания и календарный план воспитательной работы с членами родительских комитетов вашего детского сада.
  6. Созовите педагогический совет для рассмотрения подготовленной документации.
  7. Утвердите изменения в основной образовательной программе вашего детского сада.

Структура программы воспитания

Каждое детское дошкольное учреждение на основе примерной рабочей программы воспитания разрабатывает собственную образовательную программу, опираясь на сложившийся в ней уклад, региональную и другую специфику. В детских садах цели и задачи воспитания всегда были приоритетны, вся работа этих образовательных организаций направлена на воспитание ребенка. Не стоит усложнять данный документ. Не забывайте: присмотр и уход за детьми — это не только комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, но и обеспечение интеллектуального и эмоционального развития воспитанников детского сада.

Программа воспитания детского дошкольного учреждения состоит из двух основных частей:

  1. Программа воспитания, включающая в себя три раздела:
  • Целевой
  • Содержательный
  • Организационный
  1. Ежегодный календарный план воспитательной работы

Целевой раздел

Целевой раздел состоит из пояснительной записки и описания планируемых результатов работы. В нем стоит отразить особенности современно социокультурной ситуации, в которой развиваются ваши воспитанники.

Пояснительная записка.

В пояснительной записке необходимо подробно и обстоятельно прописать какие цели вы ставите перед программой и какие задачи она призвана решить, а также на какие принципы вы опираетесь при написании программы воспитания в вашем детском саду. Опишите уклад вашей организации, особенности ее внутренней самобытной культуры.

Стоит указать наиболее важные для разработки и реализации вашей программы особенности, в том числе специфику психологического и эмоционального развития воспитанников вашего детского сада, их возрастные и индивидуальные особенности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Планируемые результаты освоения программы.

Опишите, какие результаты вы хотите получить, реализуя эту программу. Каких успехов детей вы хотите достичь с ее помощью. На чем основываются ваши выводы.

Содержательный раздел

Содержательный раздел программы воспитания в дошкольном учреждении описывает материал, который призван обеспечить гармоничное развитие личности воспитанников. Он должен состоять из:

  • описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей в вашем дошкольном учреждении, опирающиеся на примеры основных образовательных программ дошкольного образования и методические пособия
  • описание различных форм, способов, методов и средств реализации вашей образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, своеобразии их образовательных потребностей и интересов;
  • описание деятельности по исправлению нарушений развития детей, если данная работа установлена вашей образовательной программой.

В содержательном разделе программы ценности воспитания должны быть соотнесены с направлениями воспитательной работы.

Содержательные раздел образовательной программы

Что должно быть в образовательных программах дошкольных учреждений?

Пример соотнесения ценностей воспитания с направлениями воспитательной работы

В этом разделе должны быть учтены:

  • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • способы и направления поддержки детской инициативы;
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями и опекунами детей;

В этой части программы необходимо прописать каким образом будут учитываться потребности, интересы и мотивы детей. Не стоит забывать о необходимости опираться на особенности менталитета различных национальностей и социокультурных групп. Ваша задача учесть все возможные факторы, которые могут повлиять на реализацию вашей программы воспитания.

Организационный раздел.

Организационный раздел включает в себя описание материально-технического обеспечения программы воспитания вашего детского сада. Проверьте наличие необходимых материалов, оборудования и инвентаря для обеспечения комфортного воспитания ваших подопечных, в том числе литературы, музыкальных инструментов и т.д. В этом разделе должны быть описаны общие требования к условиям реализации программы. А также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (оформление помещений, игрушки, оборудование). Подумайте хватает ли кадров, для обеспечения реализации вашей программы или может вам необходимо привлечь дополнительных специалистов.

Проанализируйте перечень методических материалами и средств обучения и воспитания, возможно вам необходимо внести изменения и/или подготовить новую документацию (планы, программы взаимодействия, правила внутреннего распорядка).

Календарный план воспитательной работы.

Календарный план воспитательной работы составляется на основе Рабочей Программы воспитания и является ее неотъемлемая частью. Он содержит проекты встреч и всех значимых мероприятий детского дошкольного учреждения. Проектирование событий позволяет составить целостный годовой цикл методической работы основываясь на традиционных ценностях ваших воспитанников. Календарный план позволяет воспитателям создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

Календарный план воспитательной работы.

Проектирование событий в виде календарного плана

Самое главное, не забывайте, что, составляя программу воспитания в вашем детском саду, вы в первую очередь должны учитывать интересы детей. Все ваши цели должны быть направлены на обеспечение комфортного и гармоничного развития ваших воспитанников. Нельзя руководствоваться только сухой буквой закона работая с детьми. Ведь дети – это самый непредсказуемый элемент любой программы.

Рабочая
программ  — это нормативный документ. Характеризующий систему организации
образовательной деятельности.

Методические
рекомендации по составлению рабочей программы педагога дошкольного образования.

Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №19» г. Солнечногорск

Барышникова
Е.Г.

Современные требования определяют новое представление
о содержании и организации образовательного процесса в дошкольной организации,
ориентированного на личность воспитанника.

Новая модель предполагает составление рабочих программ
воспитателей по каждой возрастной группе с учетом их развития. Сегодня мы
рассмотрим вопрос создания рабочих программ педагогами дошкольных организаций.

Цель разработки рабочих программ: создание условий для
эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным
процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в соответствии с
ФГОС ДО.

Рабочая программа является индивидуальной для каждого
педагога, поскольку только программируемая деятельность может быть
контролируемой, подобные программы являются основанием для оценки
компетентности и вклада каждого педагога в реализацию образовательной программы
ДОУ.

Рабочая программа является средством для
организации образования педагога, стержнем и  вектором его
собственной образовательной траектории.

Рабочая программа является нормативным документом и
утверждается руководителем дошкольного учреждения. Нормативно-правовым
основанием для написания программы
является ФЗ
«Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 –Статья 2
и Статья 48.  Структура и
содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов,
утвержденных на федеральном уровне (ФГОС ДО от 01.01.2014).

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ
образовательного учреждения, характеризующий систему организации
образовательной деятельности педагога. Статья 48. Обязанности и ответственность
педагогических работников

Педагогические
работники обязаны:

осуществлять
свою деятельность на высоком профессиональном уровне,

обеспечивать
в полном объеме реализацию ООП ДОУ (модуля – возрастная группа) в соответствии
с утвержденной личной рабочей программой.

Рабочая программа
показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и
особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную
педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочие программы
представляют собой индивидуальную трактовку и траекторию реализации
основной образовательной программы
в деятельности каждого педагога.

Рабочая программа даёт возможность учитывать
специфику состава детей
конкретной группы. Каждая рабочая программа уникальна как своеобразная
образовательная среда каждой конкретной возрастной группы детского сада.

Наличие определённых
специалистов, система взаимодействия с ними в данном ДОУ так же влияют на
содержание программы. РП определяет и отражает особенности взаимодействия
педагога с воспитанниками и их родителями, отношения между сверстниками.

Выделение образовательных
областей в образовательной программе  и
специализация деятельности каждого педагога в ДОУ позволяет регламентировать
содержание образования
как на уровне всего образовательного учреждения, так
и в деятельности конкретного педагога.

Педагог,
приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее
структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и
быть способным: 

— анализировать собственную деятельность в
контексте современного этапа развития ДО,

— определять направленность рабочей программы, ее
назначение и функции; 

грамотно выбирать форму предъявления содержания
рабочей программы,

 -учитывать педагогические
технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах; 

— представлять прогнозируемые результаты
реализации рабочей программы. 

Рабочая программа для педагога есть обязательный к
разработке и исполнению нормативный документ
. Рабочие
программы необходимо иметь педагогам всех возрастных групп и специалистам.
Задача руководителя и педагогов дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы
своевременно определить и соотнести особенности деятельности учреждения в целом
(Устав ДОУ, образовательная программа ДОУ), и деятельности отдельных педагогов
отражающих в рабочей программе ценности, цели, реализуемое вариативное
содержание и средства образования.

Рекомендации
по составлению рабочих учебных программ:


программы необходимо составлять  с учетом приоритетов в направлении работы
педагога, уровня развития детей группы.


структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции
образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех
участников процесса и мотивации ребёнка


все содержание программы по компонентам должно находить свое отражение в
задачах, плане, мониторинге, литературе.

Педагоги высшей и первой категории составляют
программу самостоятельно, а педагоги второй и без категории под руководством
старшего воспитателя.
Рабочая программа для педагога есть обязательный к
разработке и исполнению нормативный документ.

Требования к оформлению рабочих программ соответствуют
основным требованиям оформления документов (шрифт, кегль, абзац, поля, формат)

Текст
набирается в редакторе WordforWindows шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14,

-межстрочный
интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине,
абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка


оформление Заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word,
листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Программа
прошивается, страницы нумеруются, скрепляется печатью
образовательного
учреждения и утверждается приказом руководителя ДОУ. Титульный лист считается
первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. Список литературы
строится в алфавитном порядке и в соответствии  ГОСТ,  Допускается
оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной
области.  

Так
как Рабочая программа является нормативным актом, для ее составления на уровне
ДОО разрабатывается положение о рабочей программе, которое является локальным
актом.

Рабочая программа разрабатывается и рекомендуется для
принятия на педагогическом совете ДОУ до 1 сентября. Утверждение Рабочей
программы заведующим ДОУ  осуществляется до 1 сентября текущего учебного
года. Оригинал Рабочей программы, утвержденный заведующим ДОУ, находится у
старшего воспитателя
. Копии комплексно-тематического, подробного
перспективного планирования находятся на руках педагогических работников.

Рабочие учебные программы хранятся в методическом
кабинете ДОУ еще 3 года после истечения срока ее действия. К Рабочим
программам имеют доступ все педагогические работники и администрация ДОУ.

Основания
для внесения изменений
:


предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном
году.


обновление списка литературы.


предложения педагогического совета, администрации ДОУ.


изменения состава детей группы.

Дополнения и изменения в Рабочие программы могут
вноситься ежегодно перед началом нового учебного года (для специалистов) и в
течение учебного года (воспитатели). Изменения вносятся в Рабочую программу в
виде вкладыша «Дополнения к Рабочей программе». При накоплении большого
количества изменений, Рабочие программы корректируются в соответствии с
 накопленным материалом.  Рабочая программа является документом, который
отражает постоянно изменяющийся образовательный процесс ДОО. Воспитанники
должны завершить свое обучение по данной Рабочей программе на соответствующей
ступени образования.

Ответственность за полноту и качество реализации
рабочей программы возлагается на воспитателей и специалистов
. Ответственность
за контроль реализации рабочих программ возлагается на старшего воспитателя в
соответствии с годовым планом ДОУ и Положением о контрольной деятельности.

Примерная
структура рабочей учебной программы

  1. Целевой
    раздел

1.1.          
Пояснительная
записка

1.2.          
Планируемые
результаты освоения Рабочей программы

  1. Содержательный
    раздел

2.1.          
Описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях

2.2.          
Описание
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

  1. Организационный
    раздел

3.1.          
Описание
материально-технического обеспечения Рабочей программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2.          
Режим
дня

3.3.          
Специфика
организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий

3.4.          
Особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды

В Рабочей программе воспитателя, также как и в ООП
ДОУ, выделяется обязательная и вариативная части.

Часть Программы, формируемая участниками
образовательного процесса, включает приоритетные направления, выбранные
педагогическим коллективом ДОО, а также национально-культурный компонент
и  видовое разнообразие учреждения,  описание условий реализации Программы.

«Образец
оформления титульного листа РП».

Администрация

Солнечногорского
муниципального района Московской области

Управление
образования

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский
сад №19»

  
Юридический
адрес:141500, Московская область, г. Солнечногорск                                         тел/факс:
8(496)26-3-86-71

ул.
Баранова, дом 23а                                                                                                     
Email: kosmonavt1968@yandex.ru

ПРИНЯТО

на
заседании педагогического совета

Протокол
№___от «___»___________2017 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом
по МБДОУ «Детский сад №19»

№_____
от «____»________________ 2017г.

Рабочая программа

Образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
общеразвивающей направленности на 2017-2018 у. год

Программа составлена:

                                                                     Ф.И.О.
воспитателя (лей)

г.
Солнечногорск, 2017 г.

Рабочая программа является неотъемлемой частью
образовательной программы ДОО, направленная на реализацию образовательных
программ в полном объеме.

Рабочая
программа разрабатывается на основе образовательной программы ДОО по всем
образовательным областям.

1.1
Пояснительная записка включает в себя:

1.Название
программы, на основании которой составлена данная рабочая программа (автор,
название, год издания, кому адресована).

2.
Названия программ, на основе которых осуществляется вариативность и
обновление содержания. Автор, название, год издания, в какую образовательную
область входит, обоснованность, актуальность, новизна.

3.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы. Количество
детей, группы здоровья. Указать детей с особенностями развития  (гиперактивный,
одаренный и т. п.), многонациональность, двуязычие, неполная семья, т.е.
обозначить специфику или проблемы детей вашей группы.

4.
Цель и задачи реализации программы в соответствии с возрастными
особенностями детей группы, приоритетными направлениями ДОО,вариатив (ФГОС)

5. Осуществляется ч/з НОД, совместную ОД в режиме
дня, самостоятельную деятельность, ч/з взаимодействие с родителями.

Указать
интегративные связи по ОО., длительность НОД,  их количество в год, в  неделю

6.
Экскурсии, лаборатории, выставки, примерный общий допустимый объем
образовательной нагрузки в блоке совместной образовательной деятельности
взрослых и детей (вариативная часть).

7.
Рабочая программа  – документ, определяющий основное содержание образования,
объем знаний, умений, который предстоит освоить его участникам в соответствии с
региональным компонентом

1.2. Периодичность
оценки (мониторинг освоения программы) определяется представителями ДОО  Представить
систему мониторинга
результатов освоения данной программы воспитанниками

        
График
проверки (сроки, цель диагностики, ответственный).

        
Способы
проверки усвоения программы, знаний, умений и навыков (педагогический анализ,
срез, наблюдение, проблемная ситуация)

 Объект
исследования (речевое развитие, усвоение дидактических единиц, развитие
психических процессов и т.п.). Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут
быть представлены по желанию в тексте самой программы или являться приложением
к Рабочей программе

2.1.      Описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях

Содержание
психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
включает
характеристику
образовательного процесса

        
Основные
принципы реализации программы (интеграция, индивидуализация, социализация
развития)

        
Выбор
форм организации образовательной деятельности

Перечень средств,
методов, технологий
реализации программы конкретным педагогом, краткое
обоснование выбора  (значимость, актуальность, новизна) В виде таблицы:
направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность,
Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей)

        
Содержание
коррекционной работы, если она имеется

        
план
по взаимодействию с родителями воспитанников, социумом

Содержание
материала должно включать обязательную часть программы и часть, формируемую
участниками образовательных отношений (специфика национальных, социокультурных,
приоритетных направлений ДОУ и др. условий).

Комплексно-тематическое
планирование

Можно
представить в виде таблицы по усмотрению ДОО

        
Вводить
региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику ДОО

        
Одной
теме следует уделять не менее одной недели
. Оптимальный
период —2-3 недели.

Тема
должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках
развития

Месяц

Тема
недели (месяца)

Основные
направления работы (задачи по ФГОС)

Примерные
варианты

итоговых
мероприятий

Составляется
Примерный перспективный план на год.

        
По
каждой учебной теме
  приводятся НОД и наименование ОБ. ОБЛ, раскрывается
(тезисно) содержание учебного материала (дидактические единицы).

        
В 
плане раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем
программы с анализом логической структуры.

        
Показывается
распределение времени  по темам и по образовательным областям

Содержание
каждой образовательной области должно отражать общие требования к уровню
подготовки ребенка по каждой теме с учетом основной общеобразовательной
программы, национально-регионального компонента и компонента ДОО.

3.1.
Необходимо прописать и представить обеспечение  программы

Материально-техническое:

        
звуковые

        
визуальные
(зрительные) экранные,

        
аудио-визуальные
(кинопроекторы, теле-, видеоаппаратура, мультимедийные системы и др.),

        
учебно-наглядные
пособия (плакаты, схемы, таблицы, инструменты, модели, муляжи и т.д.).

В
данном разделе программы указываются различные материально-технические средства
обучения и её программно-методическое обеспечение. Перечень средств можно
представить в табличном варианте или простым списком.

Программно-методическое обеспечение

для педагога

—    нормативные
документы, методическая литература, художественная, познавательная; могут быть
материалы журналов, газет.

        
для
воспитанников

—  
учебно-дидактическая (рабочие тетради, альбомы, наглядный и раздаточный
материал) художественная, познавательная литература.

Учебно-методический
комплект можно систематизировать по образовательным областям: (познавательное,
речевое развитие, физическое развитие, коммуникативно-личностное,
художественно-эстетическое).

Его можно 
представить в форме таблицы:

Образовательная
область

Название парциальных
программ

Методических
разработок

3.2.Организация
режима

пребывания детей в группе в соответствии с СанПиН  (раздел XI. Требования к
приему детей в ДОО, режиму дня и организации воспитательно- образовательного
процесса)

        
Прилагается
подробный режим пребывания дошкольников в ДОУ с учетом особенностей возраста
данной группы, особенностей ДОУ, требований СанПиН.

Дополнительно
приложить:

        
двигательный
режим

        
график
коррекционных занятий, кружков, секций

        
схему
закаливания детей и др

Как написать рабочую программу воспитателю детского сада по ФГОС
Рекомендации воспитателям по написанию рабочей программы.
Автор: Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию рекомендации по написанию, оформлению и разработке рабочей программы. Данный материал может пригодиться руководителям ДОО при составлении положения о рабочие программе педагога, старшим воспитателям при написании основной рабочей программы ДОО, воспитателям при разработке собственных программ.
Содержание рабочей программы воспитателя
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой ступенью системы образования России. Это повлекло принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет — какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для её реализации. Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Одной программы достаточна на группу одного возраста, каждому воспитателя писать ее не целесообразно, соавторами программы могут выступать: руководители, 2 воспитатели, специалисты ДОО, творческая группа.
Примерная структура образовательной программы (законы дают нам частичную свободу в планировании образовательного процесса)
1.    Титульный лист, где указывается:
•    Название образовательного учреждения
•    Кем и когда принята и утверждена программа (номера протоколов и дата)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ
Протокол № от 2016 года    

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ №
Ф.И.О.
_____________
Приказ №___ от «___»_______2016
•    Название рабочей программы (возраст детей, учебный год)
•    Составители программы (ФИО, должность, категория)
•    Город и год разработки программы
2.    Содержание программы (оглавление)
3.    Сама программа
1. Целевой раздел
1.1.    Пояснительная записка (с указанием актуальности программы, целей, задач, участников программы, сроки реализации)
1.2.    Нормативные документы на основе чего разработана программа
•    Конституция РФ, ст. 43, 72.
•    Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
•    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).
•    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
•    Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13
•    Устав ДОУ.
•    ФГОС ДО.
1.3.    Основные характеристики особенностей развития детей данной группы (Возрастные особенности)
1.4.    Список детей с указанием даты рождения и возраста на 1.09.2016
1.5.    Психологические и индивидуальные особенности детей данной группы (характеристика на коллектив группы, а не на каждого ребенка)
1.6.    Социальный паспорт группы на 01.09.2016 (сведения о родителях)
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.1.    Организация режима пребывания детей в ДОУ (на холодный и теплый период)
2.2.    Система закаливающих мероприятий
2.3.    Систему оздоровительных мероприятий
2.4.    Организацию двигательного режима
2.5.    Расписание организованной образовательной деятельности (сетка занятий)
2.6.    Циклограмма образовательной деятельности на неделю или день (по требованию руководства)

3.Содержательный раздел
3.1    . Перспективно-тематическое планирование на год (в данный раздел можно включить «Роботу с родителями» если вы не выносите отдельным планом)
Тема недели Цель Пополнение развивающей среды

3.2.    Образовательная область «Познавательное развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
3.3.    Образовательная область «Речевое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
3.4.    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
3.5.    Образовательная область «Физическое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие»
3.6.    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Перспективное — тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
4.    Планируемые результаты освоения Программы
В данном разделе описываются базисные знания, умения и навыки, уровень развития, которыми должны овладеть воспитанники в процессе реализации конкретной образовательной области.

5.    Система мониторинга
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности и др.) и высокоформализованных (тестов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг образовательного процесса (Приложение № 1)
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами детского сада (воспитателями и специалистами). Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.
Мониторинг детского развития (Приложение № 2)
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами (воспитателями, другими специалистами) и медицинским работником (врач-педиатр). Основная задача данного вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

6.    Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
4.    Список литературы
В списке литературы указываются все программы, методические издания и учебные пособия, использованные для разработки Рабочей программы и используемые в процессе ее реализации. Список строится в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска литературы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
В списке материально-технического оснащения перечисляются:
Печатные пособия.
Технические средства обучения и средства ИКТ.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Игровой и дидактический материал.
Демонстрационные пособия.
Музыкальные инструменты и т.д.

5.    Приложение
Приложения разрабатываются в зависимости от желаний и потребностей педагога. Это могут быть:
— описание игр и упражнений;
— картотеки (прогулок, утренней гимнастики и т.д.);
— сценарии групповых мероприятий;
— сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
— сценарии различных форм взаимодействия с родителями;
— визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, буклеты, памятки) и др.

Требования к оформлению образовательной программы устанавливается в положении ДОО о разработке рабочей программы.
Примерные требования к оформлению рабочих программ:
Текст набирается в редакторе Wordfor Windows шрифтом Times New Roman, кегль 14, таблицы заполняются кегль 12,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,5 см, поля со всех сторон 2 см.
Готовая программа прошивается (брошюруется), страницы нумеруются.
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.
Список литературы строится в алфавитном порядке, допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.
Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения (печатью на титульном листе).
Педагог оставляет за собой право незначительной правки программы по ходу реализации работы.
Вариативная часть рабочей программы пишется и брошюруется отдельно, тесно переплетается с основной программой только в еженедельном планировании, которое целесообразно вложить в приложение.

Рабочая программа педагога ДОО по ФГОС. Разделы
Разделы рабочей программы педагога ДОО по ФГОС. Методическая рекомендация.
Автор: Тюлепаева Эльзана Ранисовна, методист РМК
Место работы: Управление образования администрации Чесменского муниципального района (Челябинская область)
Методическая рекомендация для педагогов ДОО.
Цель: оказание помощи педагогам ДОО в планировании, организации и управлении образовательным процессом по определенной образовательной области, включающей регламентированные виды деятельности.

Современная образовательная политика в сфере образования Российской Федерации отражается в стандартизации всех уровней образования, начиная с дошкольного образования.
Сегодня дошкольное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как первый уровень образования. А это в свою очередь предъявляет к дошкольным образовательным организациям более серьезные требования:
— наличие основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации;
— рабочие программы педагогов по пяти образовательным областям.
Задача педагогов дошкольных образовательных организаций: разработать рабочую программу с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечить ее реализацию.
Данная задача является новой для педагогов дошкольных образовательных организаций и весьма сложной. Таким образом, предложенная методическая рекомендация «Структура рабочей программы» поможет педагогам в разработке данного документа.
Разработка рабочей программы является новым в сфере дошкольного образования в соответствии с ФГОС и предъявляет особые требования к содержанию образования. Планирование должно быть целостным, иметь четкую систему и отражать те направления работы, которые предполагает дошкольная образовательная организация.
Рабочая программа — программа педагогов дошкольной образовательной организации, разработанная для возрастной группы на основе основной образовательной программы дошкольного образования и включающая содержание, планирование и организацию образовательного процесса по каждой образовательной области.
Рабочая программа педагога разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОО. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольной образовательной организации.
Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, работающих в дошкольной образовательной организации. Ответственность за полнотой реализации рабочих программ возлагается на заведующего или заместителя заведующего дошкольной образовательной организации.
При написании рабочей программы должны руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
5. Уставом ДОО.
При разработке рабочей программы необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования:
— полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных (субъектов) отношений;
— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— сотрудничество Организации с семьей;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
— учет этнокультурной ситуации развития детей.
Разделы рабочей программы
1. Титульный лист
2. Содержание:
3. Целевой раздел:
— Пояснительная записка.
— Нормативные документы.
— Цель и задачи рабочей программы.
— Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
— Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
— Планируемые результаты освоения Программы.
4. Содержательный раздел:
— Учебный план реализации ООП ДО.
— Модель образовательного процесса.
— Планирование работы с детьми в группе:
— Примерное годовое планирование
— Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
— Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей.
— Примерный набор материалов и оборудования, необходимых для организации образовательной области.
— Мониторинг освоения программы образовательной области.
— Содержание коррекционной работы.
— Кружковая работа.
— Взаимодействие с семьей, социумом.
5. Организационный раздел.
— Оформление предметно-пространственной среды.
— Режим дня, структура НОД.
— Программно-методический комплекс образовательного процесса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Oriel как найти каналы
  • Как найти свой айфон без приложения
  • Как в айфон найти сири в айфоне
  • Как найти окпд 2 по тн вэд
  • Как найти тангенс линейного двугранного угла