Каждый человек на протяжении своей жизни решает множество задач разной сложности. Но даже самые простые из задач выполняются последовательно, то есть за несколько шагов. Эту последовательность можно назвать алгоритмом. Последовательности бывают разные, но начинать их изучение лучше всего с линейных.
Прежде чем приступить к рассмотрению основной темы статьи, следует сделать краткое отступление и сказать несколько слов про алгоритмический язык.
Алгоритмический язык
Представьте, что человеку, работающему за компьютером, поставлена некая вычислительная задача. В языке программирования решение этой задачи выполняется с помощью алгоритмизации. Решение предполагает:
— разбиение на этапы;
— разработку алгоритма;
— составление программы решения на алгоритмическом языке;
— ввод данных;
— отладку программы (возможны ошибки — их надо исправить);
— выполнение на ПК;
— анализ результатов.
Алгоритмический язык является средством описания алгоритмов, а уже алгоритм, в свою очередь, представляет собой чёткое описание определённой последовательности действий, направленных на решение необходимой задачи.
Свойства алгоритма
Их несколько:
— конечность. Любой алгоритм должен быть завершённым, а окончание наступает после выполнения определённого числа шагов;
— однозначность, понятность. Не допускается разных толкований, неопределённости и двусмысленности — всё должно быть чётко и ясно, а также понятно исполнителю — и правила выполнения действий линейного алгоритма, и сами действия;
— результативность. Итог работы — результат, полученный за конечное число шагов;
— универсальность, массовость. Качественный алгоритм способен решать не одну задачу, а целый класс задач, имеющих схожую постановку/структуру.
Линейная структура
Любой алгоритм составляется из ряда базовых структур. Простейшей базовой структурой является следование — структура с линейными характеристиками. Из этого можно сформулировать определение.
Линейный алгоритм — это алгоритм, образуемый командами, которые выполняются однократно и именно в той последовательности, в которой записаны. Линейная структура, по сути, проста. Записать её можно как в текстовой, так и в графической форме.
Представим, что у нас стоит задача пропылесосить ковёр в комнате. В текстовой форме алгоритм будет следующим:
— принести пылесос к месту уборки;
— включить;
— пропылесосить;
— выключить;
— унести пылесос.
И каждый раз, когда нам надо будет пылесосить, мы будем выполнять один и тот же алгоритм.
Теперь поговорим про графическую форму представления.
Блок-схема
Для изображения алгоритма графически используют блок-схемы. Они представляют собой геометрические фигуры (блоки), соединённые стрелками. Стрелки показывают связь между этапами и последовательность их выполнения. Каждый блок сопровождается надписью.
Рассмотрим фигуры, которые используются при визуализации типичной линейной последовательности.
Блок начала-конца:
Блок ввода-вывода данных (отображает список вводимых и выводимых переменных):
Арифметический блок (отображает арифметическую операцию/группу операций):
Условный блок (позволяет описать условие). Алгоритмы с таким блоком используются при графической визуализации алгоритмов с ветвлением:
Условного блока нет в классическом линейном алгоритме, так как в нём, как уже было сказано ранее, все операции выполняются последовательно, то есть одна за другой. В линейном алгоритме размещение блоков выглядит следующим образом:
А вот, как решается задача по нахождению площади треугольника по формуле Герона. Здесь a, b, c – это длины сторон, S – площадь треугольника, P – периметр.
Следует обратить внимание, что запись «=» — это не математическое равенство, а операция присваивания. В результате этой операции переменная, стоящая слева от оператора, получает значение, которое указано справа. Значение не обязательно должно быть сразу определено (a = 3) — оно может вычисляться посредством выражения (a = b + z), где b = 1, a z = 2.
Примеры линейных алгоритмов
Если рассмотреть примеры решения на языке Pascal (именно этот язык до сих пор используется для изучения основ алгоритмизации и программирования), то можно увидеть следующую картину:
И, соответственно, блок-схема программы линейной структуры будет выглядеть следующим образом:
Как составить программу линейной структуры?
Порядок следующий:
— определите, что именно относится к исходным данными, а также каков типы/класс этих данных, выберите имена переменных;
— определите, каков тип данных будет у искомого результата, выберите название переменных (переменной);
— определите, какие математические формулы связывают результат и исходные данные;
— если требуется наличие промежуточных данных, определите класс/типы этих данных и выберите имена;
— опишите все используемые переменные;
— запишите окончательный алгоритм. Он должен включать в себя ввод данных, вычисления, вывод результатов.
На этом всё, в следующий раз рассмотрим на примерах программу разветвлённой структуры. Если же вас интересует тема алгоритмизации в контексте разработки программного обеспечения, ждём вас на профессиональном курсе OTUS!
Источники:
• https://inep.sfedu.ru/wp-content/uploads/2018/05/25/lection_27.pdf;
• https://www.sites.google.com/site/415ict/textbooks/prog-9/02-linejnyj-algoritm.
Алгоритм линейной структуры
Алгоритм линейной структуры
Любой алгоритм можно составить из нескольких базовых структур. Простейшей из них является линейная (следование).
Линейный алгоритм (следование) образуется командами, выполняемыми однократно в той последовательности, в которой они записаны.
Пример программы линейной структуры
Пример программы линейной структуры
Программа на языке Pascal
program line;
var a, b, c: integer;
begin
readln(a, b);
c := 2 * a + b;
writeln(‘c=’, c);
end.
Элементы программы
1. Заголовок
2. Объявление переменных
3. Начало блока операторов
4. Ввод исходных данных
5. Вычисление по формуле
6. Вывод результата
7. Конец блока операторов
Чтобы составить программу линейной структуры…
Чтобы составить программу линейной структуры…
- Определить, что является исходными данными, какие будут у них типы. Выбрать имена переменных.
- Определить, что является искомыми результатами, какие будут у них типы. Выбрать имена переменных.
- Определить, какие формулы связывают исходные данные с результатами.
- Если нужны промежуточные данные, определить их типы и выбрать имена вспомогательных переменных.
- Описать все используемые переменные.
- Записать алгоритм, который должен включать:
- ввод всех исходных данных;
- вычисления;
- вывод результатов.
- Будьте внимательны: вспомогательная переменная должна получить значение до того, как она будет использована в вычислениях.
- Подобрать данные для тестирования программы (проверки правильности ее работы).
Для ввода данных в языке Pascal используются процедуры
read(переменные); например, read(a, b, c);
readln(переменные); например, readln(a, b, c);
Для вывода данных в языке Pascal используются процедуры
write(выражения); например, write(‘a =’, a, ‘b + c =’, b + c);
writeln(выражения); например, writeln(‘a =’, a, ‘b + c =’, b + c);
Процедуры readln и writeln отличаются от read и write тем, что после ввода/вывода производят перевод строки.
Математические операции и функции
Математические операции и функции
В языке программирования Pascal имеется 6 арифметических операции и несколько встроенных функций. Обратите внимание, что существуют довольно строгие ограничения на использование арифметических операций с разными типами данных.
Запись любой функции (независимо от того, как она записывается в математике) состоит из имени функции и её параметра (аргумента), указанного в скобках после имени.
1. Определите результат вычисления следующего выражения. Какой тип будет у этого результата?
а) 2 * 4 + 10
б) 3.5 * 2 — 17
в) 48 + 16 mod 5
а) 46 div 12 — 7
б) 24 — 50 * 6
в) 3 + 4 * 2.25
2. Попробуйте определить, какие типы у параметров и результатов каждой из встроенных функций Pascal (см. таблицу).
3. Запишите по правилам Pascal следующие выражения:
4. Составьте на языке Pascal программу для вычисления:
Длины окружности и площади круга.
Для справки:
Скорости свободно падающего тела и пройденного им пути .
Для справки:
Линейными
называют
алгоритмы, в которых операции выполняются
последовательно одна за другой, в
естественном и единственном порядке.
Рассмотрим
реализацию простейшего линейного
алгоритма и приведем полный текст
программы на языке Рascal.
В таких алгоритмах все блоки имеют
последовательное соединение логической
связью передачи информационных потоков.
В них могут использоваться все блоки,
за исключением блоков проверки условия
и модификации. Линейные алгоритмы, как
правило, являются составной частью
любого алгоритмического процесса.
Пример
3
Вычислить значение
функции
Очевидно,
что функцию Y
целесообразно
вычислять
в такой последовательности:
предварительно введя исходные данные
a,
b, c
и присвоив
значение переменной
х, вначале
найдем значение выражения, которое
обозначим переменной z,
и далее определим выражение Y.
Используя общепринятые символы блоков
(рисунок 1),
изобразим схему разрабатываемого
алгоритма (рисунок 2) и составим программу
при
значении аргумента x=1.5
и произвольных значениях переменных
a,
b,
c.
|
Program
Var a,x,y,z:real; BEGIN
Writeln(’ВВЕДИТЕ Readln(a,b,c); x:=1.5; z:=(a*x*x+b)/c; y:=Arctan(Sqrt(Z)+Ln(z)); Writeln(’Y=’,y:8:4); END. |
Рисунок 2 – Схема |
После
запуска программы на выполнение вводим
численные значения исходных данных a,
b, c
с клавиатуры,
разделяя числа пробелами. После выполнения
программы на экране появится результат
вычислений. Результат выполнения
программы представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результат
выполнения Примера3
Рассмотрим
реализацию простейшего линейного
алгоритма на языке Pascal
и приведем
полный текст программы.
Пример 4
Вычислить
значение функции Y
по формуле
для
заданных переменных a,
x,
b
(a
= 1.5, x
= 2, b
= 5).
|
Program
Var a,Y:real; BEGIN
Writeln(’ВВЕДИТЕ Readln(a,b,x); Y:=Sin(a*a)+4*a*x*x*x+Abs(a-b); Writeln(’Y=’,Y:8:4); END. |
Рисунок |
После
запуска программы на выполнение вводим
численные значения исходных данных a,
b,
x
с клавиатуры, разделяя числа пробелами.
Результат выполнения программы
представлен на рисунке 5.
Рисунок
5 – Результат
выполнения Примера 5
2. Индивидуальные задания
-
Составить
схемы алгоритмов решения задач (используя
графический способ описания алгоритма).
Записать пояснения к схемам алгоритмов. -
Составить
программы на языке Turbo
Pascal. -
Проверить
выполнение составленных программ на
конкретном примере, приняв упрощенные
значения исходных данных по своему
усмотрению.
Наиболее наглядным
способом составления алгоритма является
графический, т.е. изображение алгоритма
решения задачи в виде схемы. При
составлении алгоритмов разветвляющейся
структуры необходимо указать дальнейшее
направление вычислительного процесса
по одному из нескольких заранее
определённых направлений в зависимости
от выполнения некоторого логического
условия.
При составлении
схем алгоритма:
-
четко определите
для себя, что является исходными данными
и в каком виде должен получиться
результат решения задачи; -
попытайтесь
словесно сформулировать действия,
которые на ваш взгляд необходимо
выполнить для получения результата
решения задачи, а потом запишите
последовательность действий с помощью
блоков в виде схемы алгоритма.
Вариант
1
-
Составить
схему алгоритма и программу для
вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
4.2,
y
= 3.1, z
=
6 результат вычисления D
= 3.837.
2.
Для уборки зерна используется D
комбайнов производительностью R
га/час.
Определить, какую площадь S
(га)
уберут комбайны за 16 часов.
Вариант
2
-
Составить
схему алгоритма и программу для
вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
1.5,
y
= 4.7, z
=
0.3 результат вычисления V
= 0.3542.
2.
Прямоугольный участок со стороной B
м
и длиной X
м
надо
огородить сеткой. Определить, сколько
метров сетки для этого потребуется,
если на участке имеется калитка шириной
C
м.
Вариант 3
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
0.3,
y
= 9, z
=
2.2 результат вычисления Q
= 3.7341.
2.
Ферма содержит в хозяйстве M
коров и N
телят. Суточное потребление сена коровой
составляет A
кг, теленка – в 2 раза меньше. Определить,
сколько килограммов сена необходимо
для коров и телят на 30 дней.
Вариант 4
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
0.5,
y
= 1.8, z
=
4 результат вычисления W
= 9.0105.
2.
Лесное
озеро имеет форму круга. Лесник обходит
периметр озера со средней скоростью X
км/ч за T
часов. Определить площадь озера.
Вариант 5
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
8.4,
y
= 9, z
=
12 результат вычисления P
= 6.8121.
2.
За один день грузовой автомобиль
проезжает по городу N
км, а по трассе – Z
км. Средний расход топлива по городу
составляет 22 литра на 100 км, по трассе –
18 литров на 100 км. Определить, сколько
топлива расходует грузовой автомобиль
за рабочую неделю.
Вариант 6
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x= 6,
y
= 5.5, z
=
2 результат вычисления S
= -2.0175.
2.
Ячменем засеяна площадь S
га. Урожайность этой культуры составляет
N
ц/га. Для доставки зерна на элеватор
используются автомобили грузоподъемностью
M
тонн. Определить, сколько автомобилей
требуется для доставки на элеватор
всего ячменя. 1
т = 10 ц.
Вариант 7
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
6.3,
y
= 4, z
=
0.25 результат вычисления H
= -0.5817.
2.
Автохозяйство имеет M
грузовых автомобилей. Плановый пробег
за месяц эксплуатации одного автомобиля
составляет L
км. Норма расхода дизтоплива для грузового
автомобиля составляет 22 литра на 100 км.
Определить годовую потребность P
автохозяйства
в топливе в литрах.
Вариант
8
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
2.1,
y
= 4.6, z
=
3.7 результат вычисления R
= 1.3462.
2.
Для уборки зерна используется R
комбайнов производительностью W
га/час. Продолжительность рабочего дня
комбайнов составляет K
часов.
Определить, какую площадь S
га уберут комбайны за 5 дней.
Вариант
9
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
0.6,
y
= -3.2, z
=
4 результат вычисления F
= -0.3484.
2.
Садовый участок имеет форму прямоугольника,
ширина которого A
м, длина – B
м. Участок по периметру огорожен забором,
высота которого 1,8 м. Определить, сколько
килограммов краски потребуется для
окрашивания забора. Расход краски
составляет
P
грамм
на 1 м2.
Вариант
10
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x= 12,
y
= 6, z
=
0.37 результат вычисления D
= -1.2917.
2.
Поле имеет форму квадрат со стороной C
м. На ручной уборке картофеля задействована
группа из 25 студентов. Скорость уборки
картофеля одним студентом составляет
R
м2
за 1 час. Определить, сколько дней D
необходимо запланировать на уборку
поля, если продолжительность рабочего
дня составляет 8 часов.
Вариант
11
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
0.2,
y
= 4.1, z
=
6.7 результат вычисления C
= 8.089.
2.
На молочно-товарной ферме 200 коров. Удой
каждой коровы составляет Z
литров в сутки. При охлаждении молока
на каждый литр расходуется 6 литров
холодной воды. Определить, сколько
литров L
воды
будет израсходовано за месяц.
Вариант
12
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x= —
0.5, y
= 1.8, z
=
2 результат вычисления T
= 0.3496.
2.
Комнату, ширина которой составляет A
м, длина – L
м,
необходимо отклеить обоями. Высота
потолков в комнате – В
м.
Определить, сколько потребуется трубок
обоев. Длина трубки обоев – 10,5
м,
ширина трубки – X
см.
Вариант
13
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x= —
0.2, y
= 1.7, z
=
4 результат вычисления U
= -0.6832.
2.
Участок имеет форму прямоугольника.
Ширина участка составляет R
метров, площадь участка – S
м2.
Определить, сколько потребуется пролетов
забора для ограждения участка, если
длина одного пролета составляет 3 метра.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Основы программирования
Ввод и вывод данных
Для ввода данных в языке Python используется функция
input('приглашение')
Она выводит на экран текст «приглашения», а затем получает строку, которую пользователь вводит с клавиатуры. Часто вместе с функцией ввода используют ту или иную функцию преобразования типа данных, например
a = float(input('Введите ускорение: '))Для вывода данных в языке Python используют функцию
print(список вывода)
Для управления расположением выводимых данных на экране можно использовать специальные символы (табуляция —
t
, новая строка —n
и др.), а также параметрыsep='разделитель'
иend='конечный_символ'
, например
print('Результаты:', x, y**3, sep='t', end='nn')В данном случае строка «Результаты:» и значения x и y3 разделяются не пробелом, а табуляцией, а в конце перевод строки будет сделан дважды.
Алгоритм линейной структуры
Любой алгоритм можно составить из нескольких базовых структур. Простейшей из них является линейная (следование).
Линейный алгоритм (следование) образуется командами, выполняемыми однократно в той последовательности, в которой они записаны.
Пример программы линейной структуры
Блок-схема
Программа на языке Python
# линейный алгоритм a = float(input('Введите a: ')) b = float(input('Введите b: ')) c = 2 * a + b print('c=', c)Чтобы составить программу линейной структуры…
- Определяем, что является исходными данными, какие будут у них типы. Выбираем имена переменных.
- Определяем, что является искомыми результатами, какие будут у них типы. Выбираем имена переменных.
- Определяем, какие формулы связывают исходные данные с результатами.
- Если нужны промежуточные данные, определяем их типы и выбираем имена вспомогательных переменных.
- Записываем алгоритм, который должен включать:
- ввод всех исходных данных;
- вычисления;
- вывод результатов.
- Подбираем данные для тестирования программы (проверки правильности ее работы).
Будьте внимательны: любая переменная должна получить значение до того, как она будет как-либо использована.
Задание
Составьте на языке Python программу для вычисления скорости свободно падающего тела и пройденного им пути.
Для справки:
Основы программирования
Содержание
- Линейный алгоритм
- Структура программы на языке Паскаль
- Заголовок программы
- Раздел описания переменных
- Тело программы
- Команды в Паскаль для ввода и вывода данных
- Команда Read
- Команда Write
- Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы
Линейный алгоритм
Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом. Это самая простая конструкция. Программирование линейных алгоритмов освоить очень легко. Для написания простых программ на паскале разберем основные правила записи кода, основные команды и операторы Паскаль.
Структура программы на языке Паскаль
Прежде чем самостоятельно писать программы, разберем ее структуру на примере. Ниже приведен код программы, которая вычисляет сумму двух чисел и выводит ее на экран.
program primer1; var х,у,z:integer; { описание переменных } begin { начало программы } х := 3; { установка значения х } у := 5; { установка значения у } z := х + у; { вычисление суммы } write(z); {вывод результата вычисления на экран } end. { конец программы }
Заголовок программы
Текст программы начинается со слова program. После него записывается имя программы. Данная строка носит информативный характер и ее можно не писать.
Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.
Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, меток, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний меток, констант и др. могут отсутствовать.
Раздел описания переменных
Раздел программы, обозначенный служебным словом var, содержит описание переменных с указанием их типов. Они используются для хранения исходных данных, результатов вычисления и промежуточных результатов.
Комментарии в программе можно записывать внутри фигурных скобок. Они игнорируются во время выполнения программы. Эти пояснения вы пишите только для себя.
В нашем примере переменные с именами X и Y используются для хранения исходных данных. Переменная с именем Z используется для хранения результата вычислений.
Имя переменной может записываться большими или маленькими латинскими буквами. Имя может содержать цифры, знак подчеркивания и не должно начинаться с цифры. Прописные и строчные символы считаются одинаковыми. В качестве имени нельзя использовать служебное слово языка Pascal.
Переменные одного типа можно указать в одной строке через запятую. После ставится двоеточие и указывается тип, к которому принадлежат переменные. Тип определяет допустимый диапазон значений.
Принадлежность переменной к типу integer означает, что она может хранить только целые числа. Если требуется хранить действительные (дробные) числа, тогда используется тип real.
Тело программы
Все что находится между служебными словами Begin и end — тело программы. Здесь записываются основные команды.
Оператор присваивания значений переменным имеет следующую структуру: переменная := выражение
Значок : = (двоеточие, равно) читается как «присвоить».
Умножение обозначается символом * (звездочка), деление — символом / (слеш).
Вывод результата выполняет команда write или print.
Каждая строка содержащая команду на языке Паскаль обязательно заканчивается символом «точка с запятой«.
Команды в Паскаль для ввода и вывода данных
Команда Read
В первом примере мы присвоили значения переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во время ее работы. Для этого применяется команда read, которая позволяет ввести текстовые или числовые данные с клавиатуры.
Модифицируем код программы из примера выше.
program primer1; var х,у,z:integer; { описание переменных } begin { начало программы } read(x,y); { ввод значений х и y с клавиатуры } z := х + у; { вычисление суммы } write(z); {вывод результата вычисления на экран } end. { конец программы }
Теперь ввод значений переменных Х и У будет осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы продолжить выполнение программы.
При работающей программе в системе программирования PascalABC появится строка ввода данных. Там и пишутся значения переменных.
Команда Write
В предыдущем примере, при работе программы, не совсем понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам команду Write.
program primer1; var х,у,z:integer; { описание переменных } begin { начало программы } writeln('Вычисление суммы двух чисел'); write('Введите два целых числа через пробел'); readln(x,y); { ввод значений х и y с клавиатуры } z := х + у; { вычисление суммы } write('Сумма = ',z); {вывод результата вычисления на экран } end. { конец программы }
Теперь посмотрите, как добавленные строки повлияли на работу программы.
У нас появились подсказки. Посмотрите на команду write. В качестве ее аргумента был использован текст, заключенный в апострофы. И еще, появилось окончание ln у оператора write. Именно оно заставляет последующий вывод информации делать с новой строки. Это же окончание можно использовать совместно с оператором read.
Readln и Writeln в паскале — это модифицированные команды Read и Write. В командах добавлено окончание ln (line new — новая строка). Такая форма операторов делает последующий вывод информации, при работе программы, с новой строки.
Также поменялся вывод результата. Здесь тоже появилась подсказка.
Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы
Задание 1. Модифицировать программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение трех целых чисел.
Решение:
program zadanie1; var х,у,k,z,p:integer; { описание переменных } begin { начало программы } writeln('Вычисление суммы и произведения трех чисел'); write('Введите три целых числа через пробел'); readln(x,y,k); { ввод значений х,y,k с клавиатуры } z := x + y + k; { вычисление суммы } p := x * y * k; { вычисление произведения } write('Сумма = ',z); {вывод результата сложения на экран } write('Произведение = ',p); {вывод результата произведения на экран } end. { конец программы }
Задание 2. Дана длина ребра куба а. Найти объем куба V=a3 и площадь его поверхности S=6a2.
Решение:
program zadanie2; var a,v,s:real; { описание переменных } begin { начало программы } writeln('Вычисление объема и площади поверхности куба'); write('Введите длину ребра куба'); readln(a); { ввод значения a с клавиатуры } v := a * a * a; { вычисление объема } s := 6 * a * a; { вычисление площади } write('Объем куба = ',v); {вывод результата объем куба } write('Площадь поверхности = ',s); {вывод результата площадь поверхности } end. { конец программы }
Посмотрите еще примеры линейных алгоритмов.
Дополнительные задания:
Lin1 Введите значения для двух переменных. Обменяйте их значения, используя третью (буферную) переменную.
Хотите подробнее узнать о системе PascalABC и начать писать в ней свои первые программы, тогда статья «Знакомство с PascalABC» для вас.
Следующая тема для изучения Условный оператор
Тест «Линейный алгоритм»
Проверь свои знания по теме «Линейный алгоритм»