Как составить программу по внеурочной деятельности в начальной школе

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность»[1]. 

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:  

— спортивно-оздоровительное,

— духовно-нравственное,

— социальное,

— общеинтеллектуальное,

— общекультурное.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, в том числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:

— учреждения дополнительного образования детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;

— у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;

— УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» — по четырем направлениям, «Дом творчества» — по пяти направлениям, «Дворец творчества» — по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

— УДО находятся в различных ведомствах:  Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

         Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др. Педагог дополнительного образования разрабатывает дополнительную образовательную программу по соответствующему направлению деятельности.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.

Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра программ внеурочной деятельности, направленных на развитие младших школьников.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности:

•  комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на  планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:

— комплексные программы могут быть двух вариантов:

 «А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).

Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.

«Б» — когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов, реализующих лишь одно направление.

         При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.

•   тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например,  образовательная программа патриотического воспитания, образовательная  программа воспитания толерантности и т. п.);

•  образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку,  например:

— для 1 класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

— для  2-3  классов — образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

— для 4 класса — образовательная программа, дающая   ученику   опыт   самостоятельного   общественного действия.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

1.     Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2.     Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

3.     В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру[2]:

1.     Титульный лист;

2.     Пояснительная записка;

3.     Учебно-тематический план;

4.     Содержание курса;

5.     Ресурсное обеспечение реализации Программы;

6.     Рекомендуемая литература.

Титульный лист должен содержать информацию:

  1. Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
  2. Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
  3. Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
  4. Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).
  5. Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
  6. Название города.
  7. Год создания программы.

Пояснительная записка.

В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

Пояснительная записка содержит:

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

•   актуальность;

•   практическая значимость;

•   связь с уже существующими по данному направлению программами;

•   вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);

•   новизна (для претендующих на авторство).

2.  Цель и задачи программы.

Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную  направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Задачи могут быть:

• обучающие — развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

• воспитательные — формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие — развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.  Отличительные особенности программы:

•   базовые теоретические идеи; ключевые понятия;

•  этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

 В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

4.  Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

— возраст детей и их психологические особенности;

— особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

— число   обучающихся   по   годам   обучения (обосновать);

— режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

— прогнозируемые результаты и способы их проверки:

5.  Уровень  результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план  составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.

Содержание Программы.

Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:

•    название;

•    основные узловые моменты;

•    формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).

Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.

Особенности содержания программы.

При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Ресурсное обеспечение реализации Программы:

  1. Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);
  2. Материально-техническое;
  3. Финансовое;
  4. Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).

       Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).

Список литературы.

Приводятся два списка литературы:

  1. литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
  2. литература, рекомендуемая для детей и родителей.

После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших школьников.

После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее представляются в администрацию образовательного учреждения.

После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.

По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

В состав учебно-методического комплекта  к программе могут входить:     

— учебные и методические пособия;

— энциклопедические словари и справочники,

— аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;

— видео- и аудиоматериалы;

— компьютерная поддержка программы;

— подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.;

— перечень объектов для экскурсий;

— календарь знаменательных дат;

— информация о жизни и деятельности людей, внесших существенный вклад в искусство и науку, производство, спорт, туризм и т.д.;

— подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;

— коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно — прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);

— информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;

— материалы, отражающие достижения обучающихся;

— оборудование рабочего места.

В программе описывается содержание внеурочной деятельности   школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

«Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по ФГОС НОО)»

Содержание.

  1. Введение.

Назначение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

  1. Основная часть.

-Модель организации внеурочной деятельности

-Опыт работы учреждения в режиме 1и 2 смены

-Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы школы.

-Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности и создание условий для их реализации.

-Соответствие содержания внеурочной деятельности направлениям, зафиксированным в ФГОС НОО.

-Критерии готовности образовательного учреждения к введению внеурочной деятельности в первых классах по требованиям ФГОС

Риски, трудности и проблемы в реализации программы

-ожидаемые результаты;

Тип организационной модели внеурочной деятельности:

(внутришкольная модель)

-Средства выявления потребностей родительской общественности и учащихся.

Готовность педагогов к реализации программ внеурочной деятельности.

— Единое расписание урочной и внеурочной деятельности.

— Рабочие программы.

-Обеспеченность добровольности выбора участниками образовательного процесса направлений внеурочной образовательной деятельности.

-Соответствие форм организации внеурочной деятельности возрастным возможностям младших школьников и преодоление перегрузки.

-Формы представления результатов внеурочной деятельности: портфолио, выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг.

-Информационная поддержка занятости учащихся во внеурочной

деятельности.

3.Заключение.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Пояснительная записка

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению внеурочной деятельности в первых классах по требованиям ФГОС:

Критерии

Формальные показатели

1

Разработка нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).

наличие (проекта) пакета локальных актов

2

Обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ВУД в ОУ соответствии с требованиями ФГОС

фактическая обеспеченность/потребность = коэффициент обеспеченности

3

Требования к кадровому обеспечению:

— профессиональный уровень учителей начальных классов;

— результативность педагогической деятельности учителя;

— укомплектованность педагогическими кадрами;

— готовность учителя работать в системе ФГОС;

— достижения в воспитательном плане (наличие воспитательной программы, ее результативность);

— психологическая составляющая (отсутствие конфликтов с родителями и учениками, умение их эффективно разрешать, отсутствие жалоб на учителя);

— эффективность работы с родителями учащихся.

высшее образование, категория, курсы повышения квалификации;

соответствие новым квалификационным требованиям наличие сертификатов по курсам (в том числе, курсам ИКТ-компетенции);

наличие положительной динамики в образовательных достижениях учащихся, сохранение образовательных достижений класса в основной школе и т.д.;

результативность участия школьников в олимпиадах, конкурса;

коэффициент обеспеченности педагогическими кадрами в начальной школе;

наличие психологической службы/ педагогов-психологов.

4

Требования к материально-техническому обеспечению:

— достаточность материально-технического обеспечения;

— наличие медицинского кабинета;

— организация питания;

— наличие спортивной и игровой площадки;

— наличие здоровьесберегающих условий.

соответствие современным требованиям

малое количество предоставляемых

площадей

5

Требования к информационному обеспечению:

— наличие библиотеки и медиацентра как информационного блока работы;

— содержательность сайта школы по вопросам введения ФГОС.

укомплектованность ОУ ПК, интерактивными досками, проекторами и т.д.;

наличие места свободного доступа педагогов в интернет (скорость не менее 256 Кбит/с);

укомплектованность библиотеки

6

Требования к ресурсному обеспечению воспитательной работы:

— наличие условий для проведения внеурочной деятельности.

расчет помещений, оснащенность,

разработанность программ

7

Требования к организационно-управленческому обеспечению:

— наличие профессиональной административно-управленческой команды;

— знание основных нормативных документов по введению ФГОС;

наличие плана работы с родителями и общественностью по вопросам введения ФГОС.

— оптимальность структуры управления, наличие комплекта инструктивно-методических материалов по ФГОС, наличие положительного опыта работы с родителями.

Риски, трудности и проблемы в реализации программы.

Среди основных факторов, способных повлиять на организацию введения Проекта ФГОС можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств бюджетных средств

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов стимулирующего ФОТ

отсутствие свободных помещений для спортивных кружков.

размещение кружков в 2 смены

составление расписания с учётом наполняемости групп , уплотнение (по линейному расписанию) используя кружки максимальной подвижной активности на динамических паузах, нулевыми во 2 смену

дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

  2. Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  3. Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. 

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
территориальное расположение образовательного учреждения; 
-уровень развития дополнительного образования в школе;
-программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе психолога, социального педагога, педагога-организатора, вожатого и др.),
-материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.

Тип организационной модели внеурочной деятельности:

Внутришкольная модель

Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Описание модели

«Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя начальных классов,   учитель физической культуры, учитель информатики).

Коллектив школы  стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в  нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования  и т. д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности  дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Солнышко» при школе, реализуя направление кружка» Уроки здоровья», расширять краеведческие знания за счёт экскурсий и теоретических занятий кружка «Экологическими дорожками»

        Содержательное и методическое  обеспечение занятий  внеурочной деятельностью детей  оформляется следующим образом  (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости).

Для реализации внеурочной деятельности педагоги  нашего образовательного учреждения могут использовать  Примерные программы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников. Серия «Стандарты второго поколения» Кроме этого,  мы вправе использовать программы, разработанные педагогами начальной школы лицея №23 , рассмотренных на заседании школьного методического объединения учителей-предметников, педагогического совета школы.

Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, дополнительного образования, воспитательные мероприятия.

Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в 2 смены , кабинеты классов, имеется столовая, в которой будет организовано  питание, медицинский кабинет, актовый зал.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, актовым залом

         Лицей №23 располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой ( 8 кабинетов начальной школы оборудованы в соответствии с ФГОС), и подключеыо к локальной сети Интернет. В каждом имеется электронная доска и мультимедийный проектор, зоны отдыха.

Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы

Система воспитательной работы школы (с 1-го по 4 класс) выстроена в соответствии со следующими направлениями:

1). Спортивно-оздоровительное:

  • Работа спортивных секций по тхэвондо, лёгкой атлетике.

  • Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

  • Проведение бесед по охране здоровья.

  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.

  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

2). Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

  • Проведение тематических классных часов по эстетике и культуре поведения и речи;

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, края.

3). Научно-познавательное:

  • Предметные недели;

  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4).Социально-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.

  • Выставки рисунков.

  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, серпуховичей.

  • Тематические классные часы.

  • Проведение субботников.

  • Работа на пришкольном участке.

  • Разведение комнатных цветов.

6). Общеинтеллектуальные.

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

  • Разработка проектов к урокам.

Организация внеурочной деятельности

Форма проведения –группы для занятий формируются из класса(1 классы) и интегрированных групп (на базе 2 классов) в пеараллели Составляется расписание занятий. Недельная нагрузка – 10 часов (1 класс),10 часов(2,3,4 классы) В год на класс составляет 330 часа (1класс),340 часов(2,3,4 классы). Занятия имеют аудиторную занятость и внеаудиторную занятость (экскурсии, походы и т.д.)

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями  работы:

—  спортивно-оздоровительное;

—  социально-нравственное;

—  общеинтеллектуальное;

—  общекультурное.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель­ности.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного обще­ния, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненно­го сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе ос­новной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьни­ков к рассматриваемой проблеме (именно в общении со свер­стником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и про­веряет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру­гие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица­тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от­ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно­гом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьни­ка в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо­жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой — проб­лемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспер­тов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижим ы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

10

Чем характерна внеурочная деятельность?

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общеинтеллектуальное
  • Общекультурное

Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учеников.

«Внеурочная деятельность, с одной стороны, хороший ресурс, чтобы устранить пробелы в знаниях, а с другой — подспорье для учеников, которые могут и хотят развиваться в разных направлениях».

Программы курсов внеурочной деятельности

Курсы внеурочной деятельности школа формирует исходя из запросов участников образовательного процесса. В конце или в начале года проводятся опросы родителей, чтобы актуализировать расписание и содержание курсов. Но помните — в новом учебном году запросы могут измениться. Значит, нужно будет убрать курсы, которые больше не актуальны, и добавить новые.

Важно! Разработанные и принятые программы курсов внеурочной деятельности должны соотноситься с планом внеурочной деятельности по направлениям, формам организации и количеству часов, которые отведены на их освоение.

В начальной школе на изучение программ внеурочной деятельности отводится до 1350 часов на все четыре года. Обратите внимание: минимального порога нет, есть только максимальный.

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности учеников.

При планировании и организации программы курсов внеурочной деятельности важно учитывать, что группы детей могут быть разновозрастными.

«Внеурочная деятельность может реализовываться через отдельные программы, составленные педагогами, через формы работы классного руководителя, организацию поисковой, исследовательской, проектной деятельности, практических работ — всего того, на что не хватает времени во время уроков».

Можно подбирать и использовать курсы внеурочной деятельности для того чтобы расширить круг изучаемого предмета, но важно понимать, что аудиторная нагрузка должна занимать не больше 50% от всего времени. И обязательно должны быть запланированы другие форматы — олимпиады, квесты, экскурсии и др.

Проектная деятельность в составе внеурочных занятий

Очень острый момент — проектная деятельность в начальной школе. Сегодня она стала одной из самых эффективных форм реализации плана внеурочной деятельности по ФГОС. Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности.

Выполнить в рамках урока полноценный проект невозможно, но отдавать ребенку проект для самостоятельного выполнения тоже неправильно — родители порой слишком активно включаются в работу. Совет: оставьте проектную деятельность в стенах школы, но попробуйте вынести ее в план по внеурочной деятельности.

Серия «Внеурочная деятельность»

Серия «Внеурочная деятельность» — это готовое решение для организации интересных мероприятий внеурочного формата в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Практикоориентированным заданиям отводится 60% содержания пособий, теоретическому материалу — 40%.

Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов. В серии представлены пособия по всем пяти направлениям. Расскажем о некоторых из них.

Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2-й, 3-4-й классы

lit.png

Фрагменты страниц пособия «Обучение смысловому чтению». 1-2-й классы.

Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями. В книгах представлены тексты и упражнения на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению, чтению по ролям и инсценировкам.

Развитие математических способностей. 1-2-й, 3-4-й классы

math.png

Фрагменты страниц пособия «Развитие математических способностей».

Материал пособий содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Книги рассчитаны на самостоятельность и активность ребят, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.

Решаем нестандартные задачи:

  • комбинаторные;
  • логические;
  • задачи с величинами;
  • задачи с геометрическим содержанием;
  • арифметические ребусы.

Развитие математических способностей. 1-2 классы

Развитие математических способностей. 1-2 классы

Пособие предназначено для внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Задания представлены в занимательной форме через разные виды нестандартных задач (комбинаторные, логические, задачи с величинами, задачи с геометрическим содержанием, арифметические ребусы).

Купить

Геометрия вокруг нас. 1-2-й, 3-4-й классы

geom.png

Фрагменты страниц пособия «Геометрия вокруг нас». 

Учимся применять геометрические знания о форме, размере и взаимном расположении предметов.

Пособия помогут развить пространственное воображение и мышление, овладеть практическими и графическими способами моделирования.

В книгах можно найти группы заданий, направленных на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования.

По этим пособиям удобно проводить поисковые и научные исследования — индивидуально и в групповой работе.

Школа юного астронома

astro.png

Фрагменты страниц пособия «Школа юного астронома».

Узнаем новые интересные факты об окружающем мире, звездах и планетах. В пособии дети получат первые теоретические знания об астрономии как о научной дисциплине.

Книга содержит теоретические материалы, а также вопросы и задания для увлекательных занятий в астрономических кружках, на факультативах или при других формах внеурочной деятельности.

Здорово быть здоровым.1-4-й классы

В пособии представлены практико-ориентированные задания: игрового, проблемного и поискового характера. Их задача — помочь педагогу сформировать у детей представления о видах здоровья и здоровом образе жизни на основе самостоятельной деятельности.

Посмотрите запись вебинара, чтобы не упустить детали.

Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности (далее – программа) должна соответствовать локальному акту своей образовательной организации.

В соответствии с ФГОС НОО п. 19.5 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576) и ФГОС ООО п. 18.2.2 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577) программа должна включать в себя обязательные структурные элементы:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование

На основании вышеизложенного программа внеурочной деятельности может содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

4. Содержание программы.

5. Тематическое планирование.

6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы (не является обязательным).

7. Список литературы.

1. Титульный лист должен содержать информацию:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена программа;
  • название программы;
  • направление (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
  • класс;
  • составитель, его должность;
    название населенного пункта, год.

Наименование образовательного учреждения (по уставу)

Утверждаю

__________ /            /

Название программы
Направление
класс

Составитель:
Фамилия, имя, отчество
должность

Населенный пункт
Год разработки программы

2. Пояснительная записка должна раскрывать:

— общая характеристика программы курса внеурочной деятельности;

Например: Программа «Умелые руки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития Лыковой И.А «Цветные ладошки». — М.: «Карапуз-дидактика», 2015г., модифицирована с учетом собственных возможностей и опыта.

— описание места программы в структуре основной образовательной программы;

Например: «Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности плана внеурочной деятельности ОО».

— описание ценностных ориентиров содержания программы курса по внеурочной деятельности

— цель и задачи реализации программы

Цель должна отражать направление развития личности. Например: Формирование общекультурных навыков обучающихся средствами кукольного театрального искусства.

Задачи:

    • обучающие задачи: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;
    • развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
    • воспитательные задачи: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

Формулировка задач не должна быть абстрактной, они должны быть соотнесены с планируемыми результатами.

— возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;

— сроки реализации программы.

3. Планируемые результаты включают в себя:

— описание предметных результатов (что к окончанию обучения должны знать и уметь учащиеся), а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов освоения программы

— диагностика результатов освоения программы (указать перечень диагностических материалов, методы диагностики, формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования и т.д.))

4. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане.

Для этого необходимо:

  • указать название раздела, темы;
  • перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
  • указать формы организации и виды деятельности

Раздел 2. Культура общения (5 час)

Тема 1. Приветствие (1 час)

Приветствие, как обычай. Значение слова «здравствуйте». Формы приветствия. Слова приветствия. Правила приветствий для мужчин и женщин.

Форма организации: беседа, игра

Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций

5. Тематическое планирование – содержит название разделов и тем программы, количество часов. Оформляется в табличной форме.

№ п/п

Дата

Название разделов, тем программы

Количество часов

ИТОГО:

6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы включает в себя описание методического и материально-технического обеспечения программы внеурочной деятельности. Данный раздел программы не является обязательным.

7. Библиография (список литературы) оформляется в соответствии с требованиями библиографического стандарта:

  • список литературы для педагога;
  • список литературы для обучающихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

города Южно-Сахалинска.

РЕКОМЕНДОВАНА

МО учителей начальной школы

Протокол от 22.08.17 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

Приказом директора школы

от 22.08.17 г. № 385-п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Здоровый ребёнок – успешный ребёнок

Спортивно-оздоровительное направление

2-4 классы

Программу составила:

Мезенцева Е.А., учитель физической культуры

2017

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

  • 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.

Обучающиеся должны знать:

  • Основные термины и правила здорового образа жизни;

  • Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;

  • Основные правила безопасного поведения дома, в школе, на улице;

  • Правила поведения в опасных ситуациях;

  • Правила экологически грамотного поведения в природе;

  • Значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;

  • Предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;

  • Правила здорового питания, культуру приёма пищи;

  • Меры профилактики и укрепления осанки;

  • Основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощение.

Обучающиеся должны уметь:

  • Соблюдать свой режим дня;

  • Выполнять правила личной гигиены;

  • Выполнять гимнастику для глаз, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательную гимнастику;

  • Выполнять правила безопасного поведения на улице, дома, в школе;

  • Бережно относиться к природному окружению;

  • Умение применять игры самостоятельно;

  • Играть в подвижные игры;

  • Выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми;

  • Правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.

Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 10-20% отведённого оплачиваемого времени – 1-2 часа в неделю. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

— Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; — Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; — Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

— Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; — Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; — Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; — Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; — Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

— Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; — Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

— Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); — Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

  2. Профилактика вредных привычек.

  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Данная программа строится на принципах:

Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Основные виды деятельности учащихся:

— навыки дискуссионного общения;

— опыты;

— игра.

В своей работе педагог ориентируется не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. Учебно-тематический план курса для 1 класса отводит 66 и 36 часов — 3 классов для проведения кружка  «Здоровый ребёнок успешный ребёнок»:

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания образовательной программы:

«Здоровый ребёнок успешный ребёнок»:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

  • умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;

  • умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

    Личностные результаты изучения образовательной программы «Здоровый ребёнок успешный ребёнок»:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;

  • проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;

  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.

Метапредметные результаты изучения образовательной программы «Здоровый ребёнок успешный ребёнок»:

  • характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;

  • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;

управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Семья

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

— Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы;                                                                                         — Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции;                                                                                                             — Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

— Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;                                          

— Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;                                                          

— Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;  Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;                                                            

— Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

— Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;

— Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

— Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);                                                                                                 — Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни

Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

2 класс

урока

Форма работы

Тема

Место проведения

1

Беседа.

Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

Школа, спорт зал.

2

Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

«Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него.

Школа, территория вокруг школы.

3

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

4

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

5

Беседа

«Твой новый режим дня»

Спортивный зал.

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Волшебница Гигиена»

Спортивная площадка.

7

Беседа

Знакомство с настольными играми. Шашки, шахматы

Спортивная площадка..

8

Беседа

«Азбука безопасности на дороге».

Спортивный зал.

9

Экскурсия в осенний лес.

«Красота осенней природы».

Окрестности вокруг школы и сквера.

10

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

11

Динамическая прогулка.

«Учимся играть в футбол»

Спортивная площадка.

12

Беседа

 Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов». «Осторожно — тонкий лёд!»

Спортивный зал.

13

Подвижные игры на свежем воздухе.

Инструктаж по ТБ во время каникул. Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивный зал.

14

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Спортивный зал.

15

Подвижные игры и упражнения с мячами

Веселые старты.

Спортивный зал.

16

Беседа

«Учимся не болеть».

Спортивный зал.

17

Настольные игры.

Настольные игры. Шашки, шахматы.

Спортивный зал.

18

Инструктаж по ТБ

«Осторожно — гололёд!»

Спортивный зал.

19

Подготовка к внеклассному мероприятию.

Мама, папа я спортивная семья

Спортивный зал.

20

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Играем в снежки».

Спортивная площадка.

21

Развитие физических качеств

Подвижная игра «Снайпера».

Спортивный зал.

22

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

Спортивная площадка.

23

Украшение школьного двора к празднику

Оформление снежных фигур

Подвижные игры.

Спортивная площадка

24

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

Спортивная площадка.

25

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Спортивный зал.

26

Учимся играть в «пионербол»

Учимся играть «пионербол».

Спортивный зал.

27

Игры

Веселые старты

Спортивная площадка.

28

Беседа

«Наступает весна. Как ваше здоровье?»

Спортивная площадка.

29

Беседа

«Польза и вред воды».

Спортивный зал.

30

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

Спортивная площадка.

31

Инструктаж по ТБ

Сочетание различных видов ходьбы, бега. Подвижная

игра «Снайпер».

Спортивный зал.

32

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Учимся играть в футбол.

Спортивная площадка.

33

Спортивные соревнования «Кузнечик».

Прыжок в длину с места на результат.

Спортивная площадка.

34

Весенняя экскурсия.

Весенняя экскурсия.

Окрестности вокруг школы и сквера.

3 класс

урока

Форма работы

Тема

Место проведения

1

Беседа.

Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

Школа, спорт зал.

2

Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

«Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него.

Школа, территория вокруг школы.

3

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

4

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

5

Беседа

«Твой новый режим дня»

Спортивный зал.

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Волшебница Гигиена»

Спортивная площадка.

7

Беседа

Знакомство с настольными играми. Шашки, шахматы

Спортивная площадка..

8

Беседа

«Азбука безопасности на дороге».

Спортивный зал.

9

Экскурсия в осенний лес.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Окрестности вокруг школы и сквера.

10

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

11

Динамическая прогулка.

«Учимся играть в футбол»

Спортивная площадка.

12

Беседа

 Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов». «Осторожно — тонкий лёд!»

Спортивный зал.

13

Подвижные игры на свежем воздухе.

Инструктаж по ТБ во время каникул. Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивный зал.

14

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Спортивный зал.

15

Подвижные игры и упражнения с мячами

Веселые старты.

Спортивный зал.

16

Беседа

«Учимся не болеть».

Спортивный зал.

17

Настольные игры.

Настольные игры. Шашки, шахматы.

Спортивный зал.

18

Инструктаж по ТБ

«Осторожно — гололёд!»

Спортивный зал.

19

Подготовка к внеклассному мероприятию.

Мама, папа я спортивная семья

Спортивный зал.

20

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Играем в снежки».

Спортивная площадка.

21

Развитие физических качеств

Подвижная игра «Снайпера».

Спортивный зал.

22

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

Спортивная площадка.

23

Украшение школьного двора к празднику

Оформление снежных фигур

Подвижные игры.

Спортивная площадка

24

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

Спортивная площадка.

25

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Спортивный зал.

26

Учимся играть в «пионербол»

Учимся играть в «пионербол».

Спортивный зал.

27

Игры

Веселые старты

Спортивная площадка.

28

Беседа

«Наступает весна. Как ваше здоровье?»

Спортивная площадка.

29

Беседа

«Польза и вред воды».

Спортивный зал.

30

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

Спортивная площадка.

31

Инструктаж по ТБ

Сочетание различных видов ходьбы, бега. Подвижная

игра «Снайпер».

Спортивный зал.

32

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Учимся играть в футбол.

Спортивная площадка.

33

Спортивные соревнования «Кузнечик».

Прыжок в длину с места на результат.

Спортивная площадка.

34

Весенняя экскурсия.

Весенняя экскурсия.

Окрестности вокруг школы и сквера.

4 класс

№ п/п

Форма работы

Тема занятия

Место проведения

1

Беседа.

«Настроение и здоровье» 

Спортивная площадка. 

2

Инструктаж по ТБ.

«Бег и Ходьба-два слагаемых здоровья»

Спортивный зал.

3

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игра в футбол

Спортивная площадка. 

4

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игра в футбол

Спортивная площадка. 

5

Учимся играть в шашки, шахматы.

Шашки, шахматы

Спортивный зал.

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игра в футбол

Спортивный зал.

7

Развитие физических качеств

Осенний кросс

Спортивная площадка. 

8

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Инструктаж по ТБ во время каникул. Подвижная игра « Снайпер».

Спортивная площадка. 

9

Игры

Командная игра: «Вороны и воробьи»

Спортивная площадка. 

10

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе. Русская народная игра «Водяной», Групповая игра «Поймай хвост дракона».

Спортивная площадка. 

11

Спортивные игры на свежем воздухе.

«Учимся играть в футбол». Комплекс ОРУ.

Спортивная площадка. 

12

Беседа.

«Осторожно — тонкий лёд!». Двигательная активность и гиподинамия.

Спортивная площадка. 

13

Соревнования

Эстафеты с преодолением препятствий.

Спортивная площадка. 

14

Развитие физических качеств

«Учимся не болеть». Дыхательная гимнастика.

Спортивный зал.

15

Беседа.

Инструктаж по ТБ во время каникул. «Осторожно — гололёд!»

Спортивный зал.

16

Подвижные игры на свежем воздухе.

Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».

Спортивная площадка. 

17

Динамическая прогулка.

Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

Спортивная площадка. 

18

Беседа.

«Польза и вред воды».

Спортивный зал.

19

Подвижные игры на свежем воздухе

Эстафета на санках. Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

Спортивная площадка. 

20

Соревнования

Лыжные гонки

Спортивная площадка. 

21

Динамическая прогулка.

Катание на санках. Игра в снежки.

Спортивная площадка. 

22

Игры

Большая игра с малым мячом. «Чемпионы малого мяча».

Спортивный зал.

23

Соревнования

Эстафеты с бегом и прыжками.

Спортивный зал.

24

Подвижные игры на свежем воздухе.

Эстафеты с преодолением препятствий.

Спортивная площадка. 

25

Подвижные игры на свежем воздухе.

Эстафеты с преодолением препятствий.

Спортивная площадка. 

26

Подвижные игры на свежем воздухе.

Эстафеты с преодолением препятствий

Спортивная площадка. 

27

Соревнования

Веселые старты. – «Мама, папа я спортивная семья»

Спортивный зал.

28

Подвижные игры на свежем воздухе

Веселые старты.

Спортивный зал.

29

Развитие физических качеств

Игры и ОРУ для профилактики плоскостопия

Спортивный зал.

30

Развитие физических качеств

ОРУ для профилактики искривления позвоночника. Подвижная игра «Снайпера».

Спортивный зал.

31

Учимся играть в «пионербол»

Спортивная игра «пионербол».

Спортивный зал.

32

Подвижные игры на свежем воздухе.

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

Спортивная площадка

33

Динамическая прогулка.

Наблюдения за весенними изменениями в природе. «Наступает весна. Как ваше здоровье?».

Спортивная площадка.

34

Развитие физических качеств

Игры для профилактики искривления позвоночника. Комплекс ОРУ со скакалкой.

Спортивная площадка

19

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти напряжение батарейки в задаче
  • Как найти файл в гранд смете
  • Как найти улицу в сургуте
  • Как найти золотые часы в террарии
  • Как найти всего доходов формула