В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания.
ВАЖНО |
Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) |
Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.
Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.
Ознакомьтесь с документами
Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.
Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.
Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Оформите структуру рабочей программы
Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.
Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021
Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.
Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.
Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей
Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.
По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Подготовьте раздел «Планируемые результаты»
В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).
Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.
Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.
Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.
Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021
Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.
Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021
Составьте раздел «Тематическое планирование»
В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).
Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»
Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.
Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование
Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Учитывайте рабочую программу воспитания
Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.
Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.
Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
Источник: vip.1obraz.ru
Контакты для связи
В материале приводится материал в помощь учителю при составлении рабочей программы по предмету по обновленным ФГОС 2021. Основа для составления материала взята сайте электронного журнала Завуч.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обновленным ФГОС, 5 класс
Модульная рабочая программа по предмету «Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных резуль…
- Мне нравится
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 557 человек из 71 региона
- Сейчас обучается 78 человек из 33 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Методический семинар
«Алгоритм разработки рабочих программ в соответствии с требованиями обновленных ФГОС» -
2 слайд
Основная задача ФГОС
Создание единого образовательного пространства по всей России, которое обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город, переходе в другое ОУ или на семейное обучение. -
3 слайд
Какие бывают ФГОС?
На каждой ступени образования – свои стандарты.
Для школ:
ФГОС НОО (1-4кл)
ФГОС ООО (5-9 кл)
ФГОС СОО (10-11 кл)
ФГОС образования обучающихся с ОВЗ -
4 слайд
Основные документы
Прием на обучение по ФГОС, утвержденных ранее, прекращается 1 сентября 2022г. -
5 слайд
Последовательность действий
по введению обновленных ФГОС НОО и ООО
Обязательное введение ФГОСВведение ФГОС по мере готовности
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
«О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования») -
6 слайд
К 2024-2025 учебному году обеспечить переход на обучение в соответствии с обновленным ФГОС 2-4 классов и 6-9 классов
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Решение в отношении 2-4 классов и 6-9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается при наличии согласия родителей
ВАЖНО
Образовательная организация должна принять такое решение не позднее 1 апреля 2022 года
СРОКИ
Последовательность действий
по введению обновленных ФГОС НОО и ООО -
7 слайд
Основные изменения ФГОС НОО И ООО
конкретизированы требования к предметным результатам
изменен объем нагрузки
прописаны критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов
введены новые требования к рабочим программам
закреплена вариативность содержания программ
расширены требования к материально-технической базе
второй иностранный язык перестал быть обязательным -
8 слайд
планируемые результаты
система оценки
пояснительная записка
рабочие программы учебных предметов
рабочая программа воспитания
программа формирования УУД
план внеурочной деятельностикалендарный учебный график
учебный план НОО
календарный план воспитательной работы
характеристика условий реализации ООП НОО
(ФГОС НОО, утв. Приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №286)
СТРУКТУРА ООП НОО
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ -
9 слайд
(сравнительный анализ старого и обновленного ФГОС)
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ООП НОО -
10 слайд
(сравнительный анализ старого и обновленного ФГОС)
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ООП ООО -
11 слайд
80%
20%
70%
30%
СООТНОШЕНИЕ ЧАСТЕЙ ООП НОО и ООО
80%
70%
20%
30%
-обязательная часть
-обязательная часть
-формируемая часть
-формируемая часть
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -
12 слайд
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО (п. 32.1.)
основные изменения -
13 слайд
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО
-
14 слайд
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО
-
15 слайд
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО (п. 33.1.)
основные изменения -
16 слайд
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО
-
17 слайд
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО
-
18 слайд
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО
-
19 слайд
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО
-
20 слайд
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Образовательная деятельность
направлена на достижение обучающимися планируемых результатов ООП НОО и ООО с учетом обязательных для изучения учебных предметов
направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и ООО с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого ОО
ОО определяет самостоятельно:
формы организации образовательной деятельности,
чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации ООП НОО и ООО -
21 слайд
ДО 1320 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ЗА 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ДО 1750 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ЗА 5 ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ (п.32.2)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ(п.32.2)
Недельный объем внеурочной деятельности в 1-11 классах, не более 10 часов
СанПиН 1.2.3685-21
Таблица 6.6. -
22 слайд
Примерная структура плана внеурочной деятельности:
Пояснительная записка
Формы внеурочной деятельности
Планируемые результаты внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные)
План внеурочной деятельности (недельный, годовой, перспективный)
22
Единой унифицированной формы плана внеурочной деятельности
НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Образовательная организация имеет право оформлять документ на свое усмотрение
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
23 слайд
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ УУД НОО (п.31.2)
01
описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов
03
02
характеристика регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся
сформированность УДД у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы НОО -
24 слайд
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ УУД ООО (п. 32.2)
повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в предметных областях
формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД
развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию
формирование опыта применения УУД в жизненных ситуациях -
25 слайд
овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками
формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования
формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ УУД ООО (п. 32.2) -
26 слайд
УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА УРОВНЕ НОО И ООО
I. Общие положения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает:
2) возможности разработки и реализации Организацией программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;
11. На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатываются примерные образовательные программы основного общего образования (далее — ПООП), в том числе предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
20. Организация образовательной деятельности по программе основного общего образования, в том числе адаптированной, может быть основана на делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение) (далее — дифференциация обучения).
Углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение) реализует задачи профессиональной ориентации и направлено на предоставление возможности каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития.
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -
27 слайд
УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА УРОВНЕ НОО И ООО
II. Требования к структуре программы основного общего образования
33.1. <…В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. >IV. Требования к результатам освоения программы основного общего образования
45. Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях на основе их преемственности и единства их содержания обеспечивают возможность изучения учебных предметов углубленного уровня, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -
28 слайд
УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА УРОВНЕ ООО
Учебные предметы
«Математика»,
«Информатика»,
«Физика»,
«Химия»,
«Биология»
Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета
ПРИМЕРНЫЕ
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ -
29 слайд
КАК РАЗРАБОТАТЬ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ПРЕДМЕТА ИЛИ КУРСА С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭОР И ЦОР, КАК ЭТО ОТРАЗИТЬ В ПРОГРАММЕ?
-
30 слайд
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТА, КУРСА, МОДУЛЯ -
31 слайд
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ, КУРСА, МОДУЛЯ
1. Пояснительная записка, включающая:
цели обучения
общая характеристика
место в учебном плане
2. Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы
личностные
предметные
(по годам обучения)
метапредметные
3. Содержание учебных предметов по годам обучения
4. Тематическое планирование.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТА, КУРСА, МОДУЛЯ -
32 слайд
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТА, КУРСА, МОДУЛЯ
Тематическое планирование по учебному курсу «Алгебра», 7-ой класс
Пример -
33 слайд
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТА, КУРСА, МОДУЛЯ
Обязательные элементы тематического планирования
перечень тем, планируемых для освоения учениками;
количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы;
информация об электронных или цифровых учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).
Электронные учебно-методические материалы:
мультимедийные программы;
электронные учебники и задачники;
электронные библиотеки;
виртуальные лаборатории;
игровые программы;
коллекции цифровых образовательных ресурсов. -
34 слайд
Единый информационный ресурс edsoo.ru
Размещение методических материалов,
Конструктор рабочих программ -
-
36 слайд
Электронное портфолио ученика
20.11.21 «Мы прорабатываем идею поступления в вуз по портфолио, когда все достижения учебные и нет – суммированы в один файл». Анзор Мурзаев, Глава Рособрнадзора
*Официальные олимпиады Всероссийского проекта патриотического воспитания и истории Вооруженных Сил РФ.
*Реестр Олимпиад с участием государственных музеев -
37 слайд
Рекомендации (ПООП НОО с. 21;
ПООП ООО с. 22)
«… Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности обучающегося, направленности, широты или избирательности интересов, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным обучающимся. В портфолио включаются как работы обучающегося ( в том числе фотографии, видеоматериалы и т.д.), так и отзывы на эти работы (наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и т.д.).
Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи.
Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в начальной школе (основной школе)» -
38 слайд
Усиление роли ИКТ в образовательной деятельности
-
39 слайд
Развиваем волонтерство!
ФГОС ООО Приказ №287 п.35.2.
Включение обучающихся в процессы преобразования внешней социальной среды (населенного пункта, муниципального района, субъекта РФ), формирование у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, в том числе в качестве волонтеров -
40 слайд
Внедряем наставничество!
ФГОС ООО Приказ №287 п.35.2.
Использовать в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных форм наставничества -
-
-
43 слайд
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Основная задача ФГОС-создание единого образовательного пространства по всей России, которое обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город, переходе в другое ОУ или на семейное обучение.На каждой ступени образования – свои стандарты. Для школ: •ФГОС НОО (1-4кл) •ФГОС ООО (5-9 кл) •ФГОС СОО (10-11 кл) •ФГОС образования обучающихся с ОВЗ
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 264 407 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 15.05.2022
- 55
- 0
- 15.05.2022
- 141
- 0
- 15.05.2022
- 102
- 0
- 15.05.2022
- 288
- 20
- 15.05.2022
- 107
- 1
- 15.05.2022
- 290
- 10
- 15.05.2022
- 76
- 0
- 15.05.2022
- 83
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
-
Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организационно-педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Основы музейной педагогики в работе учителя как одно из условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.
На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.
Содержание:
- Что такое рабочая программа
- К рабочим программам относятся
- Рабочая программа — определение
- Как утверждается рабочая программа
- Какова структура программы
- Этапы составления рабочей программы
- Вывод
Что такое рабочая программа
Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.
К рабочим программам относятся
- рабочая программа по предмету;
- рабочая программа дополнительного образования;
- рабочая программа факультативных занятий;
- рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа — определение
Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 — 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).
Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.
В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:
- последовательность изучения учебного материала;
- вносить изменения и дополнения в содержание;
- распределять количество часов по темам, разделам;
- включать материал регионального компонента;
- использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.
Как утверждается рабочая программа
Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:
- Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
- Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
- После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.
Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.
Образец титульного листа рабочей программы
Какова структура программы
С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.
- Пояснительная записка.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Список литературы (основной и дополнительный).
На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) — в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.
Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.
Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.
В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.
Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.
Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.
В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.
Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.
В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).
Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Этапы составления рабочей программы
Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.
Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.
Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.
Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.
Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.
Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.
Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.
Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).
Вывод
Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.