Как составить программу преподавания

Инструкция: создаём учебную программу за 10 шагов

Чему может научиться методолог и дизайнер курсов у маркетологов и разработчиков приложений? Проводить интервью, выявлять настоящие потребности и тестировать учебный курс на себе. Рассказываем об этих технологиях и шагах создания успешной учебной программы.

Разбираем презентацию Михаила Носова, коуча и управляющего партнера U-man Consulting. Михаил выступил на конференции с темой «Особенности смешанного обучения руководителей. Кейсы».

Как Talent Rocks помогает ГК «Галс-Девелопмент» в программах смешанного обучения для руководителей

Когда речь идет об обучении руководителей (людей занятых и перегруженных информацией) важнейшей задачей становится обеспечение удобного канала коммуникации и быстрого доступа к учебному контенту в любом месте и в любое время. В ГК «Галс-Девелопмент» эти задачи решили с помощью мобильного приложения на платформе Talent Rocks.

Talent Manager Blog

10 этапов проектирования обучающей программы

Михаил выделяет шаги, которые должны сделать авторы образовательных программ, чтобы получить готовый и эффективный продукт.

  1. Диагностика
  2. Custdev, формирование «учебного обещания»
  3. 7 уровней образовательного продукта
  4. Учебная программа
  5. Выбор оптимальной платформы для обучения
  6. Деление на основной и вспомогательный материал
  7. Путь участника программы
  8. Геймификация
  9. Система поддержки и трекинга
  10. Пилотная версия и выпуск основного продукта

1. Диагностика

При передаче любой информации, особенно для внешнего подрядчика, могут возникать ошибки. Неверное выяснение потребностей приводит к тому, что компания тратит время и средства на курс, который не нужен.

Что нужно:

  • Провести независимое исследование потребностей команды
  • Выделить болезненные точки
  • Расставить приоритетные компетенции

Как говорит Михаил:

«Слова нужны чтобы думать, а не передавать информацию. Поэтому, когда мне что-то передают на словах, я всегда стараюсь провести исследование как методолог или воспользоваться исследования заказчика. Иногда это очень сильно выручает».

2. Custdev, формирование «учебного обещания»

Термин пришёл из мира стартапов и маркетинга. Customer development — этап опросов для выявления потребностей. Custdev показывает ситуацию глубже, чем диагностика и ложится в основу дальнейшего проектирования курса.

Команда Михаила проводит интервью с заказчиком и подчинёнными. На этом этапе может обнаружиться разрыв между видением заказчика и тем, как мыслят его подчинённые. Значит нужно искать компромисс, чтобы закрыть этот разрыв.

Custdev показывает реальную ситуацию и влияет на дальнейший выбор содержания и форматов курса.

3. 7 уровней образовательного продукта

Этап создания общего плана курса. Для этого нужно определить:

  • Каким компетенциям нужно обучить и разбить их на отдельные блоки и уроки.
  • Какие действия должен совершить учащийся, чтобы мы поняли — он овладел новым навыком.
  • Какие теоретические знания нужны учащемуся.
  • Инструментарий обучения.
  • Разработать форматы комфортного взаимодействия между группами и наставниками.
  • Элементы геймификации.
  • Платформы, на которых будет проходить обучение.

Каждый шаг взаимосвязан и ни один нельзя пропустить. Например, теория влияет на инструменты (что-то можно передать только в личном общении), а вместе они влияют на выбор платформы.

4. Учебная программа

После этапа проектирования появляется подробная структура курса, где указаны все темы, длительность курсов, промежуточные или финальные аттестации.

5. Выбор оптимальной платформы для обучения

Учебный курс может попасть в корпоративную LMS, полностью уйти на мобильную платформу. Или работать в смешанном режиме, когда часть занятий проходит очно и через СДО, а часть уходит в онлайн и мобильное приложение.

Могут быть и дополнительные поддерживающие платформы, вроде чатов в мессенджерах, цифровых или аналоговых рабочих тетрадей, подборок книг.

Выбор платформы зависит от нескольких факторов:

  • Доступность оборудования для обучения: смартфон всегда в кармане, а рабочий компьютер нет.
  • Рабочая загрузка обучающихся: не все готовы проходить курсы в личное время, есть расписание командировок и встреч.
  • Тип обучающего контента. Так, деловые игры не всегда хорошо проходят в онлайне.
  • Стоимость. Время коуча стоит дорого и, возможно, не все смогут посетить тренинг, поэтому очный формат становится менее приоритетным.
  • Содержание курса. Аудио хорошо подходит для навыков soft skills, а вот обучиться работе с новым инструментом можно только лично или с помощью визуальных инструкций (схемы или видео).

6. Деление на основной и вспомогательный материал

Учебный контент необходимо разделить на основной и дополнительный, разработать проверочные задания и загрузить на выбранные платформы.

Возможно, потребуется внести правки в уже готовое оформление и содержание.

На это есть несколько причин:

  • Презентации с богатым внешним оформлением будут «съедать» пространство для контента. И если на большом мониторе это не так заметно, то для мобильного формата такая презентация точно не подойдёт.
  • Сложные схемы взаимодействия или зависимостей, подробные инфографики и чертежи тоже не очень хорошо смотрятся на смартфонах или планшетах. Их лучше оставить для десктопа.
  • Насколько удобно перепроходить программу? Например, учащемуся нужно пройти курс из 10 блоков, но конкретно сейчас нужен блок №4. Надо ли проходить заново три предыдущих блока и проверочные задания?
  • Если в курсе есть анимированные симуляторы, все ли сцены или несут смысловую нагрузку? Если нет, значит они отнимают время, от них можно отказаться.
  • Видеоролик, в котором нет демонстраций, а только говорящая голова скорее раздражает, чем несёт пользу. Возможно, стоит превратить его в подкаст.

7. Путь участника программы

Первое тестирование продукта! Разработчики проходят всё обучение от начала и до конца, выявляют сложные или слабые места, ошибки в контенте, вносят исправления.

8. Геймификация

Какое-бы серьёзно обучение не проходили сотрудники, им приятно будет получить отметку о прошедшем курсе. А баллы за выполнение заданий повышают мотивацию у обучающихся практически любого возраста.

Геймификация очень гибкий инструмент и его можно адаптировать под аудиторию

Основные инструменты не меняются:

  • Баллы для отдельных участников или группы
  • Награды за переходы по уровням
  • Бейджи-ачивки за прогресс или уникальные достижения

Добавление элементов игры делает обучение или онбординг более живым и личным, так что не стоит от них отказываться.

9. Система поддержки и трекинга

Во время обучения человек может столкнуться с разными сложностями. Или внешние факторы негативно сказываются на его прогрессе и качестве выполнения заданий. Ещё есть творческий ступор, усталость на работе, желание уделить больше времени хобби, а не тренировке навыков.

Чтобы эффективность не снижалась, особенно во время длинных курсов, нужна система мотивации и поддержки.

Лучше всего с этим справляются живые люди и группы:

  • Куратор программы от компании
  • Трекер (заказчики проектов)
  • Наставник программы
  • Другие команды
  • Внутренние эксперты

10. Пилотная версия и выпуск основного продукта

Финальный этап перед окончательным запуском. Готовый курс с геймификацией, поддержкой и выверенным контентом отправляется на тестирование на небольшой группе.

После сбора обратной связи от участников и заказчиков курс вновь дорабатывается и выходит на основную аудиторию.

Но даже этот этап не окончательный. Впоследствии курс может пройти ещё одну итерацию изменений: большая выборка пользователей покажет другие слабые места или контент через год станет менее актуальным. Но проводить разработку заново уже не придётся.

Переучиваться — компетенция, которую надо развивать

Поговорили про то, как ставить цели, почему без обратной связи нет развития, а забывать — важный навык. Ещё обсудили роль спорта в развитии лидеров, четыре главных компетенции будущего и работу пилотов.

Talent Manager Blog. Блог об управлении талантами в современных компанияхРома Сукманов

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенцииПланирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.

В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Содержание:

  • Коротко о планировании в обучении
  • Создание плана обучения: этапы и задачи
  • Создание плана
  • Следование плану обучения: да или нет?
  • Как не уйти от плана?
  • Когда можно отойти от плана?
  • Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
  • Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
  • Проверочный тест

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства.
Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно.
Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься.
Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости.

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

1 Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
2 Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
3 Интерактивный метод.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015

(1 неделя)

01.09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.

В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.

Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.

А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.

Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.

Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.

Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.

Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее побеседуем о самоорганизации.

2 Поиск информации4 Самоорганизация →

Программа онлайн-курса — это дорожная карта, следуя которой студент придет из точки «А» в точку «Б», то есть от незнания к знанию и умению. В статье я расскажу, как составить программу так, чтобы обучение было результативным и успешным. 

1)Программа начинается с учебных целей

Методист Project-Manager: Научитесь создавать онлайн-курсы с нуля

Одна из частых ошибок начинающих разработчиков онлайн-курсов — создавать программу курса, отталкиваясь от тех учебных материалов, которые у вас уже есть. Например, так работают в случае, когда очный курс переводят в онлайн-формат: берут контент, разбивают его на блоки, начитывают в формате вебинаров, добавляют практические задания и считают, что задача выполнена. Часто, когда такой курс выпускают на рынок, вдруг выясняется, что слушатели на вебинарах скучают. Они не получают тот результат, за которым они шли на курс, и не проходят обучение до конца. Или оставляют на образовательный продукт отрицательные отзывы.

Как избежать этой ситуации? Проектируйте программу курса с учебных целей. На старте работы ответьте себе на вопросы:

  • зачем студент приходит на курс? Какова его цель?
  • к какому результату мы хотим привести слушателя?
  • какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать в финале обучения, чтобы задача была выполнена?

Например, на курсах EdMarket результат обучения — это проект собственного онлайн-курса, готового к запуску на рынок (или проект онлайн-школы, если мы говорим о профессии «Руководитель онлайн-школы»). Чтобы создать этот проект, слушателю нужно обладать определенными знаниями и навыками. Например, методисту — уметь создавать программу обучения, определять его цели и задачи, выстраивать систему сопровождения студентов и т.д. Видите — когда мы определились с результатом обучения, становятся понятнее шаги, которые к этому результату приведут. 

2) Продумайте сначала практику, а затем теорию

Как определить, какие знания теории включить в онлайн-курс? Лучше всего отталкиваться от практики. Вы уже знаете, к какому результату должны прийти студенты в финале обучения. На следующем этапе вы определяетесь, какая практика поможет студентам сформировать и закрепить нужные навыки и достичь цели. И потом решаете, какие знания теории потребуются, чтобы выполнить практические задания.

Так у вас получится сбалансированная структура курса, а не «теория ради теории». 

Научим создавать учебные программы на курсе «Методист онлайн-курсов»

3) Каскадируйте учебные цели с модуля до каждого урока

Создавая программу, убедитесь, что каждый модуль обучения — и каждый урок — приближает к цели. Пропишите цели и задачи каждому вебинара, чтобы убедиться, что каждый из них органично встраивается в общую логику курса. 

4) Выстраивайте логику тем

Есть множество методов выстраивания логики онлайн-курса. Здесь рассмотрим 3 самых простых, которые подойдут в том числе начинающим методистам:

  • от частного к целому. Слушатели изучают отдельные элементы знания, чтобы потом из них, как из пазлов, выстроить общую картину. Так, например, дети сначала изучают буквы, затем слоги, чтобы потом научиться складывать из них слова и читать. 
  • от простых задач к сложным. Таким образом выстраивается обучение программистов: сначала они учатся писать, предположим, простой код, чтобы от него перейти к более сложным задачам.
  • последовательность шагов. Такую структуру можно сравнить с чеклистом — вы прописываете конкретные шаги, которые приведут к финальному результату. Например, по этому принципу спроектированы курсы EdMarket: студенты проводят анализ ниши и конкурентов, формируют УТП, проводят кастдев. С помощью этих шагов они приходит к цели — запуску собственного курса.

Шаблоны для создания программы онлайн-курса вы найдете здесь.

5) Продумайте дополнительные материалы

Сопровождайте уроки дополнительными материалами, которые помогут слушателям, если они захотят, углубиться в тему. Подойдут лонгриды, дополнительные видеозаписи, книги, чеклисты. Очень полезно также составлять после каждого занятия краткий конспект вебинара, в который выносить ключевые идеи занятия. В EdMarket мы предлагаем рабочие тетради, саммари, интеллект-карты и таймлайны. 

Все секреты опытных разработчиков курсов на курсе «Методист онлайн-курсов»

6) Выстраивайте мотивационную стратегию

Стратегии обучения взрослых

Продумайте, с помощью чего в онлайн-курсе вы будете поддерживать мотивацию студентов учиться. Это могут быть элементы геймификации, система поддержки (кураторы, тьюторы, которые проверяют домашние задания и помогают студенту дойти до конца курса), серия мотивирующих писем. 

7) Наметьте промежуточные точки контроля

Большой ошибкой было бы проверять знания слушателей онлайн-курса один раз, только в конце обучения, когда у вас уже нет возможностей исправить то, что пошло не так. 

Поэтому, составляя программу, наметьте промежуточные точки контроля. Возможно, после каждого модуля или после значимых тем стоит потратить время на то, чтобы оценить, что уже изучено, а что еще предстоит узнать. 

Вы можете предложить слушателям короткий тест, чтобы убедиться, что они усвоили важную информацию, или задать несколько вопросов. 

Очень полезно включать в домашние задания на любом этапе анкеты обратной связи. Так вы узнаете, насколько понятным и полезным было занятие, кто не разобрался в теме, кому нужна поддержка куратора. 

Что еще почитать?

Как мотивировать учиться онлайн?

Методические ошибки, которые мешают жить вам и вашим студентам

Вебинар или видео: как выбрать формат подачи?

Как написать программу обучения

Программа обучения – основной документ, позволяющий контролировать нагрузку педагога в часах, сроки обучения и другие параметры образовательного процесса. В программу входят две составляющих – пояснительная записка и содержание.

Как написать программу обучения

Вам понадобится

  • Компьютер, текстовый редактор.

Инструкция

Программа начинается с титульного листа. В левом верхнем углу нового текстового документа наберите следующие слова: «Утверждено. Директор (далее название учебного заведения). Пробел для подписи/ ФИО директора. Дата». Точки не ставьте, просто начинайте новый абзац.

Пропустите две-три строки. Дальше крупным шрифтом по центру напишите полное название образовательного учреждения (не МОУ СОШ № 707, а «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ…»). Снова пропустите 3-4 строки и напишите следующий текст: «ПРОГРАММА», далее с новой строки название программы (или кружка, который ведете). На следующей строке укажите вид деятельности и возраст детей.

На последних строках страницы напечатайте: «Составитель: ваша должность, место работы, ФИО». С новой строки: «Составлено на основе программы (укажите базовую программу)».

Пояснительная записка схожа по строению с введением реферата. В первую очередь объясните актуальность программы. К примеру, если вы будете преподавать музыку, то вам важно воспитать в своих подопечных чувство ритма, вкус к настоящим произведениям искусства, обучить их культуре слушателя. Исходя из актуальности сформулируйте цель программы и задачи.

Перечислите виды деятельности, которые будут использованы в процессе обучения, а также знания, умения и навыки, которые дети получат по итогам курса. Укажите условия проведения занятий: продолжительность, частота, оборудование. Отметьте характерные особенности программы.

На следующей странице создайте таблицу. Количество строк должно соответствовать количеству занятий (уроков) плюс одна дополнительная. Каждый столбец будет иметь свое название. Первый – номер урока (самый узкий). Второй – тема занятия, третий – задачи темы, четвертый – изучаемый материал (для художников – жанр картины, для музыкантов – изучаемые произведения и т.д.).Одна тема может быть распределена на несколько занятий. Аналогичным образом и материал может быть изучен за два и больше занятия, если того требует специфика обучения.

Источники:

  • Как составить программу элективного курса

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как составить учебную программу, которая завоюет сердца учеников: советы экспертов

Заинтересовать школьников или студентов предметом, который кажется им скучным и бесполезным, — задача сложная, но выполнимая. Вместе с психологом и методистом делимся способами увлечь учеников знаниями.

Как составить учебную программу, которая завоюет сердца учеников: советы экспертов

1. Составляйте учебный маршрут

Понятная цель занятий важна не только педагогу, но и ученикам. Маршрут устранит неопределённость и расскажет, зачем нужен предмет, какие знания будут получены и что нужно сделать, чтобы их освоить. А ещё, имея перед глазами общий план обучения, школьник или студент сможет самостоятельно составить персональный образовательный трек — определить для себя финальную задачу и несколько промежуточных.

Чтобы детям было проще, для некоторых заданий можно использовать гибкую систему дедлайнов: установить две‑три возможные даты для сдачи проекта, реферата или курсовой работы. И добавить приятные бонусы за максимально быстрое и качественное выполнение. Например, в младших классах — дать больше жетонов или стикеров, в старших — поднять на балл одну из прошлых оценок.

Помимо маршрута для всего класса, иногда полезно проработать и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для конкретного учащегося. Такой пригодится, если у ребёнка есть интерес и способности к предмету. В ИОМ стоит включить увлекательные челленджи, которые помогут углубить знания, но при этом не перегрузят: не нужно забывать, что в расписании много предметов и каждому ученик должен уделять внимание.

Дарья Ларионова

Заместитель директора по научно-методической работе.

ИОМ разрабатывается для любого учащегося, которому требуется индивидуализация образования, — с учётом его запросов, особенностей и потребностей, а также конкретных условий учебного заведения. Часто такие маршруты создают с целью развития и поддержки способностей, углубления знаний в конкретных областях при работе с одарёнными детьми.

Маршрут не только фиксирует нагрузку и закрепляет порядок учебного плана, но и определяет ценность обучения — даёт мотивацию и помогает в самоопределении, профориентации и самореализации.

2. Объясняйте на понятных примерах

Иллюстрация: Ardea‑studio/Shutterstock

Стандартные описания из учебников не всегда работают. Они могут быть непонятными, устаревшими или просто скучными. Чтобы ученики действительно разобрались и заинтересовались сложными теоремами и правилами, попробуйте объяснять их на близких им примерах. Допустим, делая отсылки к персонажам и личностям из поп‑культуры, показывая фрагменты из фильмов или придумывая реалистичные случаи из жизни.

Для закрепления знаний можно попросить учеников предложить свои иллюстрации к теме — прямо на уроке или задать на дом, предоставив время на обдумывание. Это поможет не только лучше понять информацию, но и начать замечать практическую пользу от предмета каждый день.

Елена Котова

Психолог.

Понятные примеры показывают, что многое из изучаемого есть в жизни и действительно интересно. Чтобы найти подходящую иллюстрацию, спросите напрямую, чем занимаются и интересуются ваши ученики вне уроков. Например, если вы преподаёте физику, а ребятам нравятся кинокомиксы, поищите в фильмах подтверждение или опровержение каких‑то законов, покажите отрывок и объясните, как это работает.

3. Включайте в занятия интерактивы

Решение примеров у доски и пересказы параграфов — полезны, но в них мало интересного. Чтобы увлечь всех учеников, попробуйте другие варианты проверки знаний. Например, поиск ответа на задачу мозговым штурмом или голосованием, дебаты, деловые игры, розыгрыш ситуаций по ролям. Совсем отказываться от классических форматов необязательно, просто комбинируйте разные активности.

Дарья Ларионова

Включение в обучение, взаимодействие с одноклассниками, самостоятельность, самовыражение и стимулирование мотивации — всё это возможно с добавлением интерактивных действий в урок. Не важно, идёт изучение нового материала или закрепление полученных знаний. Педагог может внедрять игровые элементы, обращаться к гаджетам и мессенджерам (да‑да, необязательно ограничивать использование смартфонов), применять современные кейсы, разбирая медийных персонажей, и, конечно, задействовать необычные способы рефлексии.

4. Поощряйте творческий подход

Иллюстрация: Ardea‑studio/Shutterstock

В рефератах и готовых упражнениях легко схитрить: ответы можно найти в интернете или списать у приятеля. Поэтому иногда лучше искать задания с вариативностью решений, включающих ребёнка в процесс. Так, вместо обычного сочинения по литературе можно попросить учеников составить тест к прочитанному произведению или написать письмо от лица одного из персонажей. Главное — в оценке творческих заданий не придерживаться консервативного подхода и не занижать баллы лишь за то, что мнение студента отличается от общепринятого.

В точных науках креативный подход тоже возможен. Например, задания на поиск конкретных значений разбавляйте вопросами, требующими подумать и дать развёрнутый ответ. Они, кстати, тоже могут быть близкими к жизни, допустим «Почему смоченный нож помогает резать лук и не плакать?». Другие варианты — попросить учеников подготовить рекламную кампанию для физического закона или химического элемента, составить задачу по готовым вводным, придумать уравнение по ответу, добавив в пример как можно больше действий и знаков. Формат задания может быть любым!

Елена Котова

Творческий подход расширяет горизонты и уводит от шаблонов. Благодаря таким заданиям, ученики научатся ставить цели самостоятельно, познавать свою действительность и себя самих — видеть свои таланты. А ещё это помогает развивать критическое мышление, преодолевать страх ошибок и, главное, понимать, что ошибаться — нормально.

5. Уделяйте внимание каждому ученику

Не концентрируйтесь на отличниках или двоечниках. У каждого должна быть возможность высказаться. А ещё периодически давайте персональный фидбэк: хвалите за успехи и не жалейте рекомендаций для улучшения проблемных моментов. Но делать это лучше с глазу на глаз — в короткой личной беседе или в виде маленьких текстовых сообщений, приложенных к домашнему заданию. Так ученик поймёт, что вам небезразличны его успехи, при этом не будет смущаться одноклассников.

Елена Котова

Ученик — это личность. И все личности разные. Если есть возможность поработать индивидуально, то её надо использовать. Обратная связь должна быть экологичной, нацеленной на образование. Студента надо вдохновить разобраться в вопросах, которые вызывают сложности, а не посеять неуверенность в себе.

Поэтому перед тем, как дать фидбэк, вы должны определить задачу, которую он решает, и найти безопасный способ общения. Например, можно воспользоваться банальным правилом бутерброда: сначала дать мотивирующую информацию, потом развивающую (на что стоит обратить внимание), а затем снова мотивирующую.

Если у вас есть свои способы вовлечения учеников в образовательную программу, расскажите о них, приняв участие в премии Российского общества «Знание». Это ежегодный конкурс для школьных учителей, педагогов ссузов и вузов, лекторов и других людей, активно занимающихся просветительской деятельностью. Номинировать можно не только себя, но и своих коллег или знакомых, способности которых вызывают у вас восхищение.

Заявки принимаются онлайн на сайте премии до 17 июля. Вам нужно указать, чем уникален ваш подход и какими успехами учеников вы можете похвастаться. И не забудьте выбрать подходящую номинацию — всего их 13. Но победителей будет целых 22. Большинство лауреатов определит профессиональное жюри, кроме лучшего в категории «За общий вклад в просвещение» — здесь будут голосовать слушатели премии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить договор разовой поставки
  • Составить кроссворд как один мужик двух генералов прокормил
  • Как найти джинсы армани на алиэкспресс
  • Как можно найти нужный шрифт
  • Как найти мать драконов в valheim