Как составить программу развития муниципального образования

Роль стратегического планирования в муниципальном управлении

Стратегическое планирование — это систематический процесс, с помощью кото­рого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов.

При стратегическом планировании решаются следующие задачи:

  • формирование миссии муниципального образования;
  • плановое ведение хозяйственной деятельности муниципального образования;
  • обеспечение конкурентоспособности в будущем на основе реализации долго­срочных программ;
  • определение целей и задач;
  • формирование программ и планов действий;
  • поддержание соответствия между целями и возможностями территории;
  • регулирование развития муниципального образования;
  • определение приоритетов экономического и социального развития;
  • выявление сильных и слабых сторон, индивидуальных особенностей муници­палитета;
  • инвентаризация и рациональное распределение ресурсов;
  • внутренняя координация деятельности, согласование групповых интересов внутри местного сообщества;
  • привлечение инвестиций на территорию муниципального образования.

Роль стратегического планирования в муниципальном управлении трудно пере­оценить. Так, стратегический план развития муниципального образования определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, отвечающие интересам всего населе­ния муниципального образования, и, учитывая существующие повседневные задачи территории, позволяет реализовывать долгосрочные цели, ориентированные на кардинальные изменения социально-экономических показателей. Стратегический план развития муниципального образования является важным инструментом в управ­лении его развитием, который помогает четко представить направление движения муниципального образования, его цели и сроки их достижения.

В то же время разработанная стратегия сама по себе не гарантирует успех. Ее уме­лая реализация за счет эффективных действий — вот что необходимо для достижения намеченных результатов. Путь к успеху — блестяще выполненная и эффективно реа­лизованная стратегия. Эффективность ее реализации в данном случае будет невоз­можна без мониторинга на каждом этапе.

Разработка стратегического плана развития муниципального образования

Практически в каждом муниципальном образовании создана своя собственная, оригинальная методика разработки и реализации стратегического плана развития. В то же время существуют общие принципы и рекомендации, которыми следует ру­ководствоваться всем муниципальным образованиям.

В частности, при разработке стратегии развития муниципального образования необходимо учитывать ряд факторов. В первую очередь состояние общества. По­скольку стратегическое планирование нацелено на максимальную концентрацию местных ресурсов и определение будущего для местного сообщества, соответствен­но, требуется активное участие в его разработке самого населения муниципального образования. Отсутствие общественно одобренной, принятой властями стратегии развития муниципального образования снижает качество муниципального управ­ления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу муниципалитета.

В то же время необходимоучитывать интересы не только населения, но и бизнеса, а также вертикальные связи — с региональными, федеральными и горизонтальные — с соседними муниципальными образованиями. То есть задачи развития муниципального образования следует рассматривать  в их сравнении, сопоставлении и соответствии с другими планами. Конфликт интересов в данном случае недопустим.

При сиратегическом планировании социально-экономического развития муниципального образования следует учитывать следующие характеристики:

  • географические и климатические условия;
  • природные ресурсы;
  • финансово-экономическая база, состояние и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории;
  • социальная организация жизнедеятельности населения;
  • политическая ситуация, эффективность деятельности органов местной власти и др.

В основу стратегического плана должны быть положены принципы целевой направленности и взаимоувязанности с инвестиционными проектами, реализуемыми в прогнозируемом периоде. Стратегический план реализуется на основе взаимосвязанных мероприятий, в рамках которых проводятся институциональные и правовые преобразования, осуществляются конкретные инвестиционные проекты и принима­ются управленческие решения.

В процессе разработки стратегического плана развития муниципального об­разования выполняются следующие этапы стратегического планирования:

Анализ-диагностика состояния муниципального образования, изучение определяющих развитие внешних и внутренних факторов, SWOT-анализ. На данном этапе следует определить сильные и слабые стороны муниципального образования, опасности и возможности. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах муниципалитета — экономических, природных, человеческих и др.

Целеполагание — определение и утверждение главной цели, основных стра­тегических направлений,целей.

Планирование — формирование частных стратегий достижения целей по каж­дому направлению, отбор мер и распределение ответственности за реализацию плана.

Мониторинг стратегического плана развития муниципального образования,основная цель которого — обеспечение реализации и постоянное поддержание ак­
туальности плана.

SWOT-анализ как метод определения стратегического развития муниципального образования

Одним из наиболее распространенных и действенных инструментов стратегиче­ского анализа является SWOT-анализ. На примере муниципального образования он может рассматриваться как средство представления, агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относи­тельно сравнительных преимуществ или недостатков муниципального образования.

На основе SWOT-анализа можно ответить на следующие вопросы.

  • Какие возможности муниципальное образование может использовать и какие из них являются наилучшими?
  • Каких угроз нужно опасаться больше всего?
  • К каким стратегическим изменениям необходимо прибегнуть?
  • Каковы сильные стороны муниципального образования и его преимущества в сравнении с аналогами?
  • В чем слабые стороны, в чем муниципальное образование уступает потенци­альным конкурентам?
  • На преодоление каких слабых сторон нужно нацелить стратегию?
  • Какие благоприятные возможности существуют для будущего развития муни­ципального образования?
  • Какие потенциальные опасности наиболее вероятны в будущем?

На первом этапе один из основополагающих принципов SWOT-анализа — изуче­ние сильных (преимуществ) и слабых (недостатков) сторон. Следует отметить: то, что сегодня кажется слабой стороной, может при определенных обстоятельствах стать решающим преимуществом. Так, удаленное положение муниципального образова­ния — слабая сторона, но после строительства автодороги или аэропорта территория может стать центром рекреации или экзотического туризма. Сегодняшняя отсталость производственного оборудования означает неизбежность технической модернизации и связанного с ней экономического роста. В ходе SWOT-анализа должны быть предложены проекты и идеи превращения недостатков в преимущества, варианты лучшего использования имеющихся преимуществ.

Среди возможных сильных сторон муниципального образования следует об­ратить внимание на такие факторы, как:

  • транспортный узел;
  • центр агломерации, региональный центр;
  • привлекательная природная среда, уникальные экологические ресурсы и при­родные ландшафты;
  • активность и предприимчивость населения;
  • высокий образовательно-квалификационный уровень населения;
  • развитые культура и искусство, культурно-архитектурное наследие (реликвии, музеи);
  • большие территориальные ресурсы в муниципальной собственности;
  • наличие энергетических ресурсов;
  • разнообразная жилая застройка;
  • модернизация и расширение телекоммуникаций;
  • развитые секторы науки, технологии и образования;
  • центр экономической жизни, связанной с приморским положением, хорошо развитая система порта и материковой части;
  • достаточно развитая сеть лечебных учреждений;
  • международный аэропорт.

Среди возможных слабых сторон муниципального образования необходимо особо обратить внимание на следующие:

  • удаленное положение муниципального образования;
  • ограниченная транспортная доступность, удаленность от магистральных дорог, плохое состояние улиц, дорог и площадей;
  • неблагоприятная демографическая ситуация и дефицит квалифицированных кадров;
  • неразвитая туристская инфраструктура с низким уровнем комфорта;
  • инженерная инфраструктура, не учитывающая специфику местных условий;
  • безработица, высокая доля нетрудоспособных возрастов;
  • загрязненная окружающая среда;
  • низкая производительность строительной индустрии;
  • недостаточный уровень развития телекоммуникаций, плохое функционирова­ние связи;
  • высокая аварийность на муниципальных инженерных коммуникациях;
  • плохое состояние материальных ресурсов — здравоохранения, социального обес­печения, детских яслей и садов, школ, искусства и культуры, спорта и досуга;
  • низкий уровень общественной безопасности;
  • отсутствие средств на социальное развитие (бюджетные ограничения);
  • слабая система бытового обслуживания;
  • низкая эффективность работы коммунального хозяйства.

На втором этапе SWOT-анализа выявляются перспективные возможности и опас­ности (угрозы). Возможности — это положительные тенденции и явления во внешней среде, использование которых при правильной стратегии позволяет муниципальному образованию добиться существенного развития и удовлетворения потребностей на­селения. При этом обычно принимаются во внимание демографические, экономические, инфраструктурные, экологические, международные и политические процессы.

Будущее муниципального образования в значительной степени зависит от раз­вития его отношений с соседними муниципальными образованиями как внутри страны, так и в международном контексте, от общей ситуации в экономике. Как правило, надо ориентироваться на развитие интеграционных процессов, расширение международ­ных контактов. Очень серьезно влияет на развитие муниципального образования из­менение транспортной сети, поэтому все возможности должны быть тщательно вы­явлены и проанализированы.

Инвестиционные перспективы также должны стать объектом анализа. Привле­чение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наи­более важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструмен­том повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устой­чивости, стабильности, эффективному развитию экономики муниципального обра­зования и региона в целом.

Кроме того, на будущее муниципальных образований оказывает влияние раз­витие региональной инженерной инфраструктуры. Появление новых мощных ис­точников энергии и газораспределительных систем означает изменение в перспек­тивах экономики муниципального образования. Общеполитические тенденции, особенно касающиеся децентрализации, также крайне важны. Если сфера компетен­ции местного самоуправления будет расширяться, его финансовая база укрепится, что положительно скажется на перспективах муниципального образования. В про­тивном случае это приведет к отрицательным последствиям.

Потенциальными внешними возможностями могут выступать:

  • экономический подъем в стране и мире;
  • стабилизация рыночных механизмов;
  • трансформации собственности;
  • строительство автомобильных дорог;
  • развитие местного и международного туризма;
  • сотрудничество с другими городами агломерации;
  • расширение международных контактов;
  • региональное сотрудничество;
  • рост самостоятельности муниципального уровня;
  • децентрализация страны и развитие местного самоуправления.

Угрозы (опасности)-это отрицательные тенденции, которые при отсутствии ре­акции на них могут вызвать потери.Угрозами и общими источниками стратегических проблем муниципальных образований, в особенности если речь идет о крупных рос­сийских городах, являются общемировые процессы геоэкономического и экологи­ческого характера, связанные с глобализацией, общим ростом народонаселения Земли и одновременно пространственной дифференциацией демографических про­цессов, ускорением урбанизации и разрушением природной среды, ростом загряз­нений, истощением ресурсов планеты. В муниципальных образованиях регионов России эти условия усугубил социально-экономический кризис, приведший к массо­вой бедности и вымиранию, острому социальному расслоению и дезадаптации, низ­кой совокупной покупательной способности населения, а следовательно, малой инвестиционной привлекательности российских городов.

Потенциальными внешними угрозами могут быть:

  • общий спад в экономике;
  • конкуренция со стороны других отечественных и иностранных экономических центров;
  • неблагоприятные демографические тенденции, снижение рождаемости, старе­ние населения и отток из муниципального образования молодежи;
  • возрастание транспортных потоков, угроза окружающей среде;
  • конкуренция с другими муниципальными образованиями как внутри страны, так и за ее пределами;
  • сепаратизм в агломерации и регионе;
  • ограничение самоуправления;
  • изменение политической системы и связанные с этим изменения нормативно-правовой базы.

Таким образом, оценка сильных и слабых сторон по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у муниципального образования стра­тегических перспектив и возможности их реализации. Обобщение результатов SWOT-анализа демонстрирует основные проблемы, стоящие перед экономикой и населе­нием муниципального образования, и стратегические риски его развития в средне-идолгосрочной перспективе.

Практика использования методов SWOT-анализа (на примере г. Нягань)

В стратегическом плане муниципального образования «Город Нягань» благопри­ятные возможности связаны с мировым научно-техническим прогрессом, модерни­зацией, которые позволяют внедрять инновационные методы производства, а также со стабилизацией политической обстановки в России и за рубежом. Это обусловлено укреплением экономической роли России и, в частности, Ханты-Мансийского авто­номного округа — Югры как поставщика энергетических ресурсов на мировой рынок и связанными с этим действиями федерального и регионального центров по реали­зации инвестиционной политики. Потенциальные опасности могут быть вызваны неустойчивой политической и экономической обстановкой в мире, России и округе, отрицательными демографическими процессами, социальной напряженностью, ухудшением экологической обстановки и угрозой утраты уникальной культуры ко­ренных народов Севера. Внутренние условия анализируются с помощью метода SWOT-анализа, который позволяет выявить взаимосвязь между процессами, формирующи­ми внутреннюю среду.

В таблице (в приложении) представлены извлечения из SWOT-анализа конку­рентных возможностей внутренней среды муниципального образования «Город Нягань».

Как видно, метод SWOT-анализа может рассматриваться как средство представ­ления и агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом ко­торых становятся четкие суждения относительно сравнительных преимуществ или недостатков города. Идеология SWOT-анализа дает возможность при этом не упустить из виду конечную цель всех расчетов и обоснований — дать ответ на вопросы о пер­спективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей.

Стратегические цели

Этап целеполагания наиболее важен в разработке стратегического плана раз­вития муниципального образования. На данном этапе должны быть определены главная цель, основные стратегические цели и направления развития, а также миссия муниципального образования.

ПРИМЕР: Решением Думы Любытинского муниципального района от 25.10.2012 № 136 утвержден Стратегический план социально-экономического развития Любытинского муниципаль­ного района Новгородской области до 2030 года. В разделе 3 «Стратегическое направление развития Любытинского муниципального района» определена миссия и стратегические цели Любытинского района.

Миссия Любытинского района сформулирована на перспективу до 2030 г.: «Откроем глу­бину Любытинского района, используя его преимущества, сохраним лесозаготовительное производство в качестве ведущего кластера, а также обеспечим высокий уровень жизни населения за счет роста экономического потенциала района, модернизируем агропро­мышленный комплекс и привлечем инвесторов».

Формулируя цели, необходимо выделить наиболее перспективные из них, которые могут быть реально осуществимы с учетом сложившейся ситуации, тен­денций и имеющихся или привлеченных ресурсов, дать дополнительный пози­тивный социально-экономический эффект и способствовать дальнейшему раз­витию. Стратегические цели могут быть привязаны к стратегическим направле­ниям.

ПРИМЕР: Стратегические цели Любытинского района разработаны на основе текущей ситуации, с учетом анализа возможных направлений развития (см. рисунок). Стратегическое направление «Развитие агропромышленного комплекса» Девиз стратегического направления: «Повысим качество сельскохозяйственной продукции в нашем районе!».

Цели стратегического направления — обеспечение устойчивого развития сельских терри­торий, повышение уровня жизни сельского населения, рост уровня самообеспеченности населения Любытинского района основными видами продовольствия. Стратегическое направление «Повышение качества жизни»

Девиз стратегического направления: «Главное богатство Любытинского района — его жи­тели».

Цель стратегического направления — повышение качества жизни в 2012- 2030 гг. за счет совершенствования социальной инфраструктуры, снижения уровня бедности и повы­шения качества среды обитания.

Стратегическое направление «Повышение инвестиционной привлекательности» Девиз стратегического направления: «Любытинский район будет развиваться и процве­тать!».

Цели стратегического направления — создание условий для развития инвестиционной деятельности, мобилизация имеющихся и привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики Любытинского района в 2012-2030 гг.

Особое внимание необходимо уделять реализации планов и программ страте­гического развития муниципального образования. В частности, должны быть опре­делены ответственные исполнители и координаторы реализации стратегических документов.

          Стратегические направления развития

     Люблинского муниципального района до 2030 г.

   Развите агропромышленного

комплекса

   Повышение качества жизни

населения

    Повышение инвестиционной    

привлекательности

ПРИМЕР: Механизм реализации программы социально-экономического развития городского окру­га «Город Чита» на 2008-2022 гг. предполагает, что ответственными исполнителями по основным мероприятиям комплексной программы социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на 2008-2022 гг. являются органы управления админи­страции, учреждения и организации городского округа. Координатором реализации ме­роприятий программы выступает комитет экономики администрации городского округа «Город Чита». К функциям координатора относятся:

  • мониторинг реализации программы; 0 подготовка отчетов о реализации программы;
  • формирование годового плана социально-экономического развития на очередной финансовый год на основании бюджетных заявок, предоставленных органами управ­ления администрации городского округа «Город Чита», ответственными за реализацию основных направлений программы;
  • координация работы по подготовке изменений и дополнений в программу в целях поддержания ее актуальности.

Таким образом, стратегическое планирование — это не разновидность управлен­ческой работы, реализуемой только за счет создания специализированного подраз­деления в составе местной администрации. Это деятельность, которая требует рас­пределения функций стратегического планирования между представительным и ис­полнительным органами, а также вовлечения в нее общественности и бизнеса.

В целом большинство муниципальных образований признали высокую значимость документов стратегического планирования в муниципальном управлении. В частности, как показывает практика, в последнее время муниципальные образования стали ак­тивно разрабатывать документы стратегического планирования. Стратегический план позволяет им выделить приоритеты среди возможных регулирующих мер для осу­ществления инвестиционной, социальной, экономической, экологической политики, муниципальных программ в сфере градостроительства и др. Ктому же его разработка является одним из способов внедрения новых, эффективных методов и инструментов.

По материалам журнала «Практика муниципального управления»

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Программа развития муниципального образования – это специально разрабатываемый и реализуемый системой органов и должностных лиц муниципального управления программный документ, сосредотачивающий в своем содержании цели, задачи, основные мероприятия социально-экономического развития на долгосрочный период, а также определяющий перечень и объем ресурсов и ответственных за их использование субъектов для реализации мероприятий программы.

Значение программы развития муниципального образования

Конституционным и специальным законодательством в сфере управления местными сообществами местное самоуправление рассматривается как необходимый демократический институт, который обеспечивает самостоятельность муниципального образования в определении направлений реализации собственного развития. При этом на практике муниципальные образования сталкиваются со значительными сложностями при реализации возложенных на них полномочий, поскольку не имеют достаточного собственного финансирования. Так, в частности, налоговые доходы и доходы от использования имущества, составляющего муниципальную собственность, не покрывают расходные обязательства муниципальных бюджетов, и потому благосостояние муниципального образования во многом зависит от поддержки, направляемой ему из федерального и регионального бюджетов.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Кроме того, в последнее время в отечественной практике наблюдается негативная тенденция расширения собственных полномочий муниципального образования при сокращении финансирования его расходных обязательств.

При этом здесь необходимо отметить, что наличествуют муниципальные образования, которые обладают необходимым потенциалом для реализации собственного социально-экономического развития.

Такое развитие реализуется на основании специальных программ, разрабатываемых и реализуемых на местном уровне. Стратегии и программы управления развитием широко используются и на других уровнях публично-правовых образований. Такой подход представляется перспективным и эффективным, что, в частности подтверждается практикой развитых государств, поскольку он позволяет увязать ресурсы бюджета с конкретными целями развития на определенный период.

Содержание программы развития муниципального образования

В соответствии с положениями специального законодательства в сфере государственного прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития в России, а также положениями специального закона, определяющего общие принципы организации местного самоуправления в стране, полномочиями по разработке, утверждению и организации осуществления планов и программ социально-экономического развития муниципальных территорий наделены муниципальные органы любого вида муниципального образования.

«Программа развития муниципального образования» 👇

Программа социально-экономического развития муниципальной территории представляет собой план и содержание деятельности должностных лиц и органов муниципального управления по обеспечению социально-экономического развития муниципальных территорий с указанием:

  • целей и задач преодоления проблем социально-экономического развития исходя из текущего состояния конкретной муниципальной территории, потенциала ее развития;
  • основных направлений и мероприятий развития муниципальной территории, привязанных к определенным срокам;
  • ответственных за реализацию программы субъектов управления, в частности конкретизации их полномочий по организации производства работ, оказания услуг, выпуска продукта для обеспечения соответствующих задач социально-экономического развития.

Необходимо отметить, что разработка программ социально-экономического развития муниципальной территории должна иметь научную обоснованность и оцениваться с точки зрения возможности практической реализации конкретных мероприятий для достижения поставленных целей и задач. Поэтому на стадии разработки программы развития муниципальной территории необходимо привлекать специалистов в конкретной сфере публичного управления, а также население для установления социальных запросов в управляемой сфере. Это позволит выработать наиболее эффективные мероприятия, отвечающие социальным запросам и задачам публичного управления, создать систему партнерских отношений для совместного с институтами гражданского общества, населением, отдельными индивидами, а также субъектами частного бизнеса, решения задач развития муниципальной территории.

Кроме того, важнейшую роль в эффективности программы развития муниципальной территории играют контрольные мероприятия в отношении ее эффективности. При этом контроль эффективности реализации программы развития должен осуществляться, как на отдельных стадиях, в отношении отдельных мероприятий, так и по завершении программы в целом. Это позволяет вносить необходимые корректировки в мероприятия программы, повышая тем самым ее эффективность.

Проблемы разработки эффективных программ развития муниципального образования

Анализ программ развития муниципального образования позволяет выявить такие проблемы их разработки как формальный подход, в частности, в качестве основных целей социально-экономического развития местного сообщества большинством муниципальных образований называются следующие:

  • обеспечение роста благосостояния и качества жизни местного населения;
  • обеспечение реализации гарантий в социальной сфере;
  • повышение качества образовательных, медицинских, культурных и иных услуг и др.

Такие формулировки носят общий характер, не связаны с текущим состоянием социально-экономического развития конкретной муниципальной территории, и потому не могут выступать основой для разработки эффективных мероприятий развития.

Кроме того, во многих программах отсутствует разработка должного финансового обеспечение мероприятий, что, в свою очередь, приводит к тому, что большинство мероприятий, предусмотренных программой, остаются нереализованными.

Для преодоления названных трудностей необходима разработка и внедрение методологической базы для разработки и реализации программ муниципального развития.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

     По известной российской традиции — разрушать все до основания — при переходе к рынку мы решительно отказались от каких бы то ни было планов как одного из символов директивной плановой экономики. К сожалению, нас не насторожило и то, что все страны с рыночной экономикой широко и очень успешно используют планирование во всех сферах деятельности.

     Среди наших управленцев бытует мнение: какое там стратегическое планирование, нам бы сегодня выжить. И так мы «выживаем» день, месяц, год. С 1992 года — начала экономических реформ — прошло уже семь лет. И сколько еще продлится переходный период, сказать трудно. Надо научиться жить в условиях переходного периода. Именно по-этому сегодня мы вынесли на ваше обсуждение тему «Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований». В настоящее время многие администрации российских городов не имеют четкого представления о своем будущем. В то же время уже само по себе наличие стратегического плана улучшает среду и повышает привлекательность города, содействует работе местных предпринимателей и привлекает новые инвестиции. Мы предлагаем вам схему, примерный план того, как составить программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования, опираясь на опыт работы администрации Хабаровского края.

Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования

     Под муниципальным образованием понимается некая территория, на которой проживает население (не обязательно компактно и оседло) или часть городской территории (район в городе), приобретшая определенный статус (статус муниципального образования), позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление.

          Существуют две противоположные точки зрения на развитие муниципального образования.

          Сторонники первой концепции утверждают, что вопрос о развитии города или района как целостного социально-экономического образования вообще ставить не надо, развитие будет осуществляться как бы само по себе и в нужном направлении (на основе объективных закономерностей). Муниципальное образование само найдет свой путь — ему лишь не надо мешать. Следует развивать инфраструктуру, решать возникающие текущие проблемы, а остальное само собой разовьется, и разовьется как раз то, что наиболее органично для данной территории.
     Второй подход гласит, чтобы муниципальное образование развивалось, необходимо определить цели развития. Цели должны быть отобраны из множества различных вариантов и экономически обоснованы. Мне представляется более правильной именно эта точка зрения, так как только целенаправленное движение дает возможность распорядиться ресурсами и достичь при определенных затратах  положительный максимальный эффект.

Определение комплексного социально-экономического развития включает три основные позиции:

          —     развитие инфраструктуры муниципального образования;
     —     генеральный план застройки;
     —     развитие всех основных сфер жизнедеятельности муниципального образования в комплексе.

          Эта третья позиция заключается в том, что муниципальное образование понимается как целостное социально-экономическое явление, которое имеет свои внутренние законы развития, и если жителям поселения законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то термин «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» должен относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципальными сферами (такими, как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе взаимодействие с органами государственной власти, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, с экономическими структурами различных форм собственности, формирование и развитие системы подготовки жителей к осуществлению местного самоуправления, развитие духовной жизни муниципального образования и другие. Составляющими такого развития являются:
     —     благосостояние населения, которое включает такие элементы как защищенность прав человека, безопасность личности, уровень жизни, условия жизни и качество жизненного пространства. Уровень жизни предполагает материальную обеспе-ченность жителей; условия жизни определяются качеством социальной среды (доступ к образованию, культуре, медицинским услугам, труду и отдыху, наборам коммунальных услуг; состоянием транспортной инфраструктуры, уровнем развития торговли и сети бытовых услуг и

 тому подобное); в понятие «качество жизненного (или физического) пространства» входят качество жилья, эстетический облик города, его озеленение, качество городской окружающей среды (воздух, питьевая вода, продукты питания, акустические и другие физические «загрязнители»), степень защищенности жителей и объектов материальной культуры от стихийных бедствий;

     —     экономико-ресурсный комплекс. Приоритетный ориентир развития этого комплекса состоит в непрерывном повышении экономической эффективности функционирования предприятий всех форм собственности, производящих товары и услуги, снижении удельного потребления сырья, материалов и энергии. Такое развитие должно гармонично сочетаться с технологическими нововведениями, модернизацией, расширением ассортимента товаров и услуг, импортозамещением;

          —     оздоровление окружающей среды.

Цели социально-экономического развития

     Общая цель часто формулируется как удовлетворение потребностей населения в приобретении тех или иных ценностей материальной и духовной культуры. Однако это слишком размытая и общая формулировка.

          В каждом конкретном случае цели формулируются по-разному. Приведу несколько примеров формулирования целей:

          —     создание условий активизации жизнедеятельности населения и повышения уровня его жизни;
     —     саморазвитие территории на основе активного управления социально-экономическими процессами;
     —     составление сбалансированного бюджета;
     —     создание качественной городской среды для жизни населения;
     —   рост качества жизни на основе обеспечения эффективной занятости и создания надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы;
     —   приоритетное развитие района и города, имеющего особое значение для экономики субъекта федерации или страны в целом, максимальное использование природно-климатических и ресурсных особенностей территорий;
     —    сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития отдельных административно-территориальных образований;
     —   создание условий для выхода из кризиса и успешного развития в перспективе на основе ослаб-ления факторов, препятствующих адаптации муни-ципальных образований к новой экономической си-туации и реализации существующих предпосылок развития.

Программы социально-экономического развития

     Одной из основных форм реализации комплексного социально-экономического развития являются программы.

          Кто может разрабатывать программы? Органы государственного управления (федерация или субъект федерации). Органы местного самоуправления. Население. Независимые организации.

Этапы разработки программы

     1. Анализ и оценка ресурсов и условий хозяйствования.
     2. Обоснование направлений развития.
     3. Выбор методов и инструментов реализации целей по направлениям
     4. Составление плана мероприятий по реализации программных задач.

Анализ и оценка ресурсов и условий хозяйствования

     Цели и задачи развития отдельных муниципальных образований во многом определяются состоянием экономики и социальной сферы, поэтому исходным моментом составления программы является анализ и оценка ресурсов и условий хозяйствования, который осуществляется по следующей схеме:

          1. Предпосылки экономического развития:
     —    оценка местоположения,
     —  природные ресурсы (природно-климатические условия, обеспеченность эффективными ресурсами — земельными, лесными, минерально-сырьевыми).

          2. Население (количественные и качественные параметры населения, его структура, численность занятых, интеллектуальный и образовательный потенциал).
     3. Производственный и научно-технический потенциал.
     4. Инфраструктура (транспортные связи, социальная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство).
     5. Экологическая обстановка.
     6. Финансовые ресурсы.
     7. Правовая (законодательная основа, включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления).
     8. Структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

          Под ресурсами муниципального образования понимается некая совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции. Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют производственную деятельность и благосостояние населения. Но несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса — кадрового потенциала территории. Не менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же, как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности.
     Ресурсы муниципального образования должны быть: во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования; во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач. Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и так далее), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления. Исходя из этого же принципа должен решаться и вопрос о наделении органов местного самоуправления муни-ципальной собственностью. Не менее важным принципом, который также должен учитываться при рассмотрении вопроса о закреплении ресурсов за определенными уровнями власти и управления, должен быть принцип наибольшей эффективности использования ресурса. Очевидно, что максимальная эффективность в использовании земли будет достигн

ута на муниципальном уровне, поскольку легче всего наладить контроль за ее использованием и оперативное регулирование процессов распоряжения землей на местном уровне.

     Анализ условий и предпосылок развития муниципального образования  должен дать ответ на вопрос, имеются ли объективные возможности переломить негативные тенденции и обеспечить в ближайшие годы экономический рост. Какие старые, неэффективные, не удовлетворяющие требованиям рыночной экономики производства должны быть свернуты, какие современные виды деятельности должны получить развитие.

Обоснование направлений развития

     На основе данных анализа формулируются направления социально-экономического развития:

          —     приоритеты развития производства с учетом природно-экономических условий;
     —     поддержка потенциально прибыльных производств и предприятий;
     —     обоснование направлений и параметров развития новых перспективных видов деятельности;
     —     пути достижения большей финансовой обеспеченности.

Методы и инструменты реализации целей

     В управлении городским развитием как раньше, так и теперь доминирующую роль играют классические авторитарные (директивные, нормативные) инструменты управления. Однако неустойчивый характер развития приводит к выводу о целесообразности дополнить авторитарные инструменты финансовыми, что позволит подкрепить и усилить воздействие авторитарных инструментов и сделать более эффек-тивной политику развития в целом. Финансовые инструменты по своему функциональному значению можно разделить на три основные группы:

          1. Инструменты экономического стимулирования, помощи и поддержки. Главная цель этой группы инструментов — возрождение «лежащих» предприятий, привлечение бизнеса к проектам городского развития, не сулящим нормальные сроки окупаемости либо вообще не являющимся привлекательными для частного сектора, но имеющим жизненно важное значение для населения.
     2. Инструменты побудительного характера (платежи, налоги) призваны экономически побуждать предприятия рационально использовать природные ресурсы, проводить политику сбережения энергии, сырья, материалов.
     3. Финансовые санкции, которые применяются к нарушителям законодательства, стандартов, норм, обязательств, взятых по планам городского развития или контрактам с городскими властями.

          Каждая из указанных групп финансовых инструментов выполняет важную функцию в управлении, и тем не менее в плане устойчивого развития городов все более широкое применение находят инструменты экономического стимулирования. Именно им принадлежит в первую очередь главенствующая роль при реализации новаторских решений и проектов, позволяющих выводить город на траекторию устойчивого развития, вовлекать все более крупные сегменты частного сектора в этот процесс и одновременно с этим способствовать его реструктуризации и модернизации.

          Вывод: не прямое управление всеми происходящими на подведомственной территории экономическими процессами, а создание благоприятных условий, регулирование взаимодействия экономических интересов на территории.

Разработка плана мероприятий по реализации программы

     План включает в себя конкретные меры, сроки исполнения, исполнителей, систему обеспечения мероприятий (финансового, нормативного, информационного).

Опыт разработки программ развития в Хабаровском крае

     Разработка программ социально-экономического развития районов в администрации Хабаровского края ведется  на протяжении  четырех последних лет. Разработаны программы по Нанайскому району, городу Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, Вяземскому району, району им. Лазо, району имени Полины Осипенко, городу Бикину с Бикинским районом, Охотско

     му и Ульчскому районам. Реализация программ свидетельствует о достаточно высокой степени эффективности этой работы, как для районов так и в целом для края.

     Исходя из имеющегося экономического и научно-технического потенциалов районов разрабатываются два вида программ:

          1. Программы экономического развития для районов, располагающих достаточным научно-техническим потенциалом и могущих стать «точками роста» для экономики края.
     2. Программы стабилизации экономики и социальной сферы для районов, где отсутствуют сколько-нибудь значимые предпосылки экономического роста, районов с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами.

          Участие администрации края в разработке программ развития районов позволяет определить приоритеты и цели развития района исходя из общекраевой концепции развития. Кроме того, принятие программы на краевом уровне позволяет включать в план мероприятий такие пункты, выполнение которых зависит от краевых управленческих структур. В целях повышения обоснованности программных мероприятий к составлению программ целесообразно привлекать ученых и работников предприятий.

Техноэкополис КАС.

     Для наиболее индустриально развитой группы районов, но находящейся в депрессивном состоянии (Комсомольск-на-Амуре, Амурск с Амурским районом, Солнечный и Комсомольский районы), разработана программа «Техноэкополис Комсомольск-на-Амуре-Амурск-Солнечный» (ТЭП КАС). Данная программа утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 15.04.96 № 480 в составе президентской федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Основной идеей программы является создание и поддержание в динамичном состоянии такой территориальной системы, которая сориентирована на выпуск высоко-наукоемких, а также редких видов продукции, относимых к числу мировых или российских «лидеров». В этом случае более высокие затраты производства входят в стоимость и цену продукта в качестве общественно необходимой их части. Мероприятия программы включают в себя конкретные виды работ, направленные на выполнение программных задач. Они сгруппированы по четырем направлениям:
     1.     Развитие промышленного потенциала с ориентацией на выпуск лидирующей продукции.
     2.     Экологическая реабилитация территории, комплексная переработка ресурсов.
     3.     Занятость и социальное развитие.
     4.     Создание организационно-функциональной инфраструктуры техноэкополиса.

          Эффективность программы ТЭП КАС обусловлена использованием территориальных ресурсов, дающих эффект уникальности и монопольности, а следовательно, добавочную прибыль. К таким ресурсам относятся: местоположение, редкие природные ресурсы, научно-технический и производственный потенциал. Важным представляется и то, что большая часть ресурсов, которую необходимо привлечь для реализации программы, не определяется финансовой поддержкой из центра. Мероприятия программы позволят приумножить экономический потенциал региона при качественном преобразовании его промышленности. Существенно укрепится интеграция хозяйства региона с экономикой страны. Это будет достигнуто в процессе взаимоувязанного осуществления на территории КАС основных институциональных реформ и концентрации важнейших видов хозяйственных ресурсов на выбранных приоритетах социально-экономического развития. Экологический эффект обусловлен реализацией проектов, обеспечивающих экологическую реабилитацию территории. Многообразным и значительным будет социальный эффект. Будут созданы новые рабочие места. Произойдет существенный рост доходов населения региона, повысится уровень квалификации рабочей силы. Будут решены задачи создания постоянного населения с развитой трудовой мотивацией, повышения социальной защищенности и безопасности граждан.

          Отдельные проекты, входящие в эту программу, представляют безусловный интерес для инвесторов.

          1.     Производство самолетов Су-80  и Бе-103 на КнААПО.
     2.     ГНПП «Технология» — производство твердо-сплавного бурового оборудования.
     3.     Завод «Амур» — производство скоростных маломерных судов «Стрела».
     4.     ООО «Веха 1» — производство порошковой проволоки для дуговой металлизации.

          Администрация края принимала активное участие на всех этапах разработки и реализации программы «Техноэкополис КАС». Это участие проявлялось в самых разнообразных формах:
          1. Разработка программы велась главным образом за счет средств администрации края.
     2.    Создание органов управления для разработки и реализации программы. Первоначально была создана исполнительная дирекция, а с августа 1996 года действует отдел реализации программы. Это единственный отдел в составе администрации края, который расположен не в Хабаровске, а непосредственно на территории реализации программы — в Комсомольске-на-Амуре.
     3.     Отстаивание интересов программы в правительстве России, так как, учитывая очаговый характер освоения и развития Севера России, отработка организационно-финансовых механизмов, системы льгот и форм государственной поддержки на примере техноэкополиса КАС имеет принципиальное значение. За годы разработки и реализации программы в правительство России написаны десятки писем, многократно в министерствах и ведомствах по данному вопросу работали ответственные работники администрации. В результате удалось решить ряд вопросов по увеличению государственной поддержки программы.
     4.    Продвижение проектов, входящих в программу, с целью привлечения инвестиций, в том числе иностранных. На презентациях Хабаровского края за рубежом, инвестиционных конференциях до потенциальных инвесторов доводится детальная информация об инвестиционных проектах, экспортных возможностях и импортных потребностях предприятий техноэкополиса КАС, предварительное обсуждение условий будущего сотрудничества.
     5.     Создание благоприятного инвестиционного климата в крае. Начиная с 1999 года согласно закону Хабаровского

края «О налогах и сборах Хабаровского края» освобождается от налогообложения в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет, прибыль субъектов инвестиционной деятельности — участников программы «Техноэкополис КАС», направленная на реализацию федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Нанайский район

     Вопросы комплексного социально-экономического развития  Нанайского района были отражены в четырех постановлениях главы администрации края:
     — № 265 от 06.06.96 «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и об основных направлениях развития Нанайского района на период до 2005 года»;
     — № 255 от 23.06.97 «О программе устойчивого экономического развития территории модельного леса «Гассинский» на 1997-2005 годы»;
     — № 463 от 20.10.97 «О ходе выполнения постановления главы администрации края от 06.06.96 № 265 «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и об основных направлениях развития Нанайского района на период до 2005 года»;
     — № 217 от 18.05.98 «Об

основных направлениях устойчивого экологического развития территории «Модельный лес «Гассинский» на период с 1998 по 2005 годы и о статусе его территории».

     На развитие района направлен совместный российско-канадский проект «Модельный лес «Гассинский» с 1994 года и проект Канадского агентства международного развития «Экономическое развитие Нанайского района на основе использования природных ресурсов района» с 1999 года.

Реализация программы

     Ни один самый замечательный план не будет реализован, если не создано управление реализацией программы. Примеры управляющих органов:

          —     фонд реализации программы «Техноэкополис КАС»,
     —     координационный совет программы устойчивого экономического развития территории модельного леса «Гассинский».

Функции управления:

     —     Контроль за реализацией мероприятий программы.

          Основные задачи такого контроля состоят в том, чтобы отслеживать качество и своевременность принимаемых мер, выявлять в какой степени они воздействуют на улучшение ситуации в районе.

          —     Мониторинг социально-экономической ситуации в районе.

          То есть специально организованное системное наблюдение за ходом и характером количественных и качественных изменений в экономике. Организация такого мониторинга осложняется отсутствием достаточно детализированной статистической информации. Ориентируясь на данные официальной статистики, можно выделить две группы показателей мониторинга: показатели уровня экономического развития и показатели уровня жизни. Уровень экономического развития можно отслеживать по следующим показателям: индексы физических объемов производства, темпы роста капиталовложений, доля собственных доходов в местном бюджете, механический прирост трудоспособного населения, уровень безработицы. Уровень жизни можно описать следующими основными показателями: обеспеченность населения жильем и количество потребительских корзин в среднерайонной заработной плате.

УДК 352.075 ББК 65.050.9(2)2 Л-46

Ленченко Надежда Алексеевна, преподаватель кафедры высшей математики и системного анализа инженерно-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, т.: 8-903-466-14-16.

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе обосновывается необходимость формализации процессов стратегического управления, анализируются общие принципы составления программ развития муниципальными образованиями.

Ключевые слова: муниципальное образование, стратегическое управление, программа развития, планирование.

Lenchenko Nore Alekseevna, assistant of the department of higher mathematics and system analysis at the faculty of engineering and economics, Maikop State Technological University, Tel. : 8-903-466-14-16

ABOUT THE GENERAL PRINCIPLES OF PLANNING AND DEVELOPMENT OF MUNICIPAL FORMATION

In the article the necessity offormalization processes of strategic management is proved. The general principles ofplanning and development of municipal formations are analyzed.

Keywords: municipal formation, strategic management, development program, planning.

Высказываемая на всех уровнях государственной и муниципальной власти потребность в оптимизации использования совокупного ресурсного потенциала регионов и территорий Российской федерации предполагает определение того, что является ресурсами региона и территории. Относительно территорий, учитывая происходящие в муниципальных образованиях перемены, необходимо как уточнение составляющих — элементов ресурса, так и того, каким образом эти элементы могут быть интегрированы в существующую систему управления и распределения, или же эта система нуждается в реформировании. Российские ученые обращались к этим вопросам и ранее [1, 2]. Однако, происходящие сегодня изменения в политике центра по отношению к периферии, при которых центральные события перемещаются в регионы, корректировка динамики развития управленческих механизмов муниципальных образований, активизация трудовой миграции населения вносят новые акценты в уже определенные ранее процессы.

В связи с этим, состояние ресурсного потенциала муниципальных образований требует повторного анализа, проведения оценки его количественных и качественных составляющих, детальной классификации его структуры, систематизации в соответствии с характерными особенностями решаемых задач управления. Необходимо получение актуальных параметров имеющегося в каждом муниципальном образовании общего ресурсного потенциала и отдельных его составляющих, определение механизмов и инструментария системы управления муниципального образования, рационального и эффективного их использования.

Так как муниципальное образование находится в разветвленной системе государственного устройства (не являясь при этом органом государственной власти), его цели и задачи увязаны как с региональными, отраслевыми, так и с федеральными институтами и программами.

Рис. 1. Схема взаимодействия муниципального образования с органами государственной власти

Федеральное правительство одно, а субъектов федерации много и еще больше муниципальных образований. В силу этого, от системы управления муниципальным образованием требуется готовность не только представить экономические программы всем донорам, или инвесторам, располагающим ресурсами, но и доказать, что эти программы эффективно могут быть применены именно на этой территории.

В связи с этим, внимание системы управления муниципальным образованием должно быть направлено на задачи идентификации внутренних ресурсов муниципального образования -природных, индустриальных, сельскохозяйственных, человеческих и т.д. и повышения эффективности их использования. Далее, полученные сведения необходимо формализовать в соответствии с требованиями тех органов, которые являются источниками финансирования муниципального образования. В основном сегодня это — государство в лице уполномоченных организаций. Таковыми являются, например, Федеральный фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ), как одного из инструментов оценки и финансирования муниципальных программ через министерство финансов РФ а также Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

С проблемами формализации своих программ в свое время столкнулись коммерческие предприятия, претендовавшие на привлечение внешних заимствований от Министерства экономического развития Российской Федерации. Специалистами министерства была выявлена необходимость оказания методической помощи юридическим лицам — экономическим агентам, нуждающимся в поддержке федерального бюджета. Оказалось, что без формализации требований обработать подаваемые заявления в необходимые для всех сторон сроки невозможно. В связи с этим были разработаны и помещены для публичного ознакомления макеты бизнес -планов, на основании которых экономические агенты могли разработать запросы и претендовать на получение финансовых государственных ресурсов.

Сегодня муниципальное образование, оформляющее пакет документов для получения денежных средств например, от такого инструмента, как Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» должно иметь как общую программу своего развития, так и «бизнес-план». В качестве примера общей программы можно привести проект программы развития города Сургут, изложенной на Интернет-сайте этого города В отношении обоснования мероприятий программы развития муниципального образования, за основу можно взять информацию, изложенную на сайте министерства финансов Российской федерации.

При разработке бизнес-плана следует учитывать процесс происходящей диверсификации видов деятельности муниципального образования. Рисунок 2 иллюстрирует разнообразие видов деятельности, являющихся предметом забот муниципалитета. Таким образом, свойство экономики муниципального образования приближается к корпоративному: диверсификация видов деятельности, управление ликвидными и неликвидными ресурсами, сочетание деятельности на разных пространствах — рыночном и нерыночном и других.

Рис. 2. Структура деятельности системы управления муниципальным образованием

Как следует из рисунка, присутствуют задачи освоения нерыночного и рыночного секторов. В настоящий момент его система управления преимущественно ориентирована на деятельность в нерыночном секторе экономики — оказании информационных, организационных услуг населению через свои бюджетные организации — комитеты, ведомства, муниципальные унитарные предприятия — МУПы. В секторе присутствует элемент конкуренции между системой управления городскими округами и непосредственно городом, одновременно, на этом же пространстве оперируют структуры регионального и федерального значения — например, по поддержке малого и среднего предпринимательства. Так, в Краснодарском крае одновременно сосуществуют программы по финансированию предпринимательства краевые, городские и районные.

Часть деятельности муниципального образования распространяется и на сектор рыночный. Оказание бытовых услуг населению, выпуск собственных ценных бумаг и приобретение ценных бумаг акционерных обществ, сдача в аренду недвижимости и т.д. происходят на той же территории и одновременно с деятельностью тех самых субъектов малого и среднего предпринимательства, которые муниципальное образование должно поддерживать в целях увеличения своей налоговой базы. Здесь муниципальные структуры могут вступить в конкурентные отношения с предпринимательскими структурами. Федеральные и региональные органы власти стремятся этого избежать, так как в большей части они выступают источниками финансового обеспечения деятельности муниципалитетов и, таким образом, потенциально являются соучастниками нездоровой конкуренции.

Следовательно, муниципальное образование, претендующее на источники дополнительного финансирования со стороны государственных учреждений, должно принимать на вооружение арсенал корпоративной бизнес-культуры.

Литература:

1. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. №8.

2. Гильченко Л.В Местное самоуправление- долгое возвращение. Становление местного самоуправления в России. М.: МОНФ, 1998.

з

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти максимальный элемент последовательности математика
  • Как найти старого ютубера
  • Как найти название пальмы
  • Как найти адрес владельца сайта
  • Как найти человека в киевской области