Как составить программу ревизии

. Порядок составления программы ревизии.

Программа
составляется
на основе действующих инструктивных
материалов о порядке
проведения документальных ревизий и
наличия типовых заданий ревизорам по
проведению
отдельных видов проверки. Если отсутствуют
типовые задания, то при подготовке к
каждой
ревизии составляется перечень вопросов,
которые должны быть раскрыты проверкой.
В
том и другом случае планы-задания
утверждаются начальником
контрольно-ревизионного отдела или
руководителем органа, назначившего
ревизию.

Программа
ревизии
содержит
следующие разделы:

  • цель ревизии;

  • вопросы, подлежащие
    проверке;

  • средства и условия,
    необходимые для проведения ревизии;

  • сроки и место
    исполнения;

  • состав участников
    ревизии;

  • формы документального
    оформления ревизии.

Программа
разрабатывается на основе действующего
инструктивного материала и опыта,
накопленного ревизующим органом.
Программу утверждает начальник
ревизующего органа или заказчик.

В
разделе «Цель ревизии»
формулируются
главные задачи ревизии, например: анализ
финансового
состояния акционерного общества,;
проверка законности и эффективности
использования внеоборотных активов.
Перечисляются
объекты ревизии, например: акционерное
общество; его дочерние предприятия и
‘филиалы. Часто
в данном разделе приводится перечень
структурных подразделений организации.

В
разделе «Вопросы, подлежащие проверке»
перечисляются
направления финансово-хозяйственной
деятельности организации, например,
могут быть перечислены внеоборотные
активы:
основные
средства; капитальные вложения; ценные
бумаги; вложения в уставный капитал;
оборудование к установке.

В
разделе «Средства и условия, необходимые
для проведения ревизии»
содержатся
перечень
оргтехники, средств связи и доставки,
условия проживания, время работы и др.

В
разделе «Сроки и место исполнения»
указываются
время начала и окончания ревизии,промежуточные
контрольные сроки, место расположения
объектов ревизии.

В
разделе «Состав участников ревизии»
дается
перечень лиц, допущенных к проведению
ревизии.
Отдельно может быть составлен перечень
лиц, имеющих допуск к конфиденциальной
информации.

Состав
участников ревизии оформляется
постановлением государственного органа
или приказом
по организации, который устанавливает
также срок ревизии.

Подготовка
ревизоров к ревизии завершается
инструктивным совещанием, которое
проводит руководитель
ревизии.

В
разделе
«Формы документального оформления
ревизии»

приводятся образцы описей, актов,
ведомостей, форма итогового акта ревизии.

Оптимальным
сроком

проведения ревизии и аудита следует
считать 15-20-30 дней. Руководителю
бригады он может быть продлен для
завершения подготовки материалов
проверки и
принятия участия в его обсуждении. Для
тематических проверок, во время которых
проверяются лишь
некоторые участки работ, сроки проведения
целесообразно устанавливать короче.
Это окажет
положительное влияние на деятельность
проверяемой компании, а также будет
способствовать
повышению производительности труда и
позволит при таком же количестве
проверяющих провести больше проверок
и с лучшим их качеством.

Вопросы,
включенные в программу, излагаются в
определенной последовательности,
обеспечивающей не только, всестороннюю
проверку деятельности ревизуемого
учреждения или компании,
но и их системность, способствующую
выявлению фактов нарушений, причин,
определения
их последствий. В этом случае перечисленные
нарушения являются следствием производства
и отгрузки недоброкачественной,
нестандартной и некомплектной продукции.
При обеспечении последовательности
проведения проверок, аналогичной ходу
производственной и финансово-хозяйственной
деятельности, согласованности действия
всех проверяющих, ибо. Как правило,
разобщенные, разрозненные, несогласованные
с контрольным аппаратом действия
специалистов далеко не всегда достигают
цели.

Полная
правильно составленная программа
ревизии концентрирует внимание
ревизующего на
основных вопросах ревизии, раскрывает
их содержание, т.е.
помогает ревизующему детально проверить
каждый вопрос. Недостаточно
продуманная программа может привести
к бессистемной проверке
документов, результаты которой часто
сводятся к случайному обнаружению
нарушений в
деятельности организации,— при больших
затратах времени ревизия может не дать
должных результатов.

План
ревизии.

На основе программы составляется план
ревизии, который привязан к специфике
конкретной организации, структуре ее
управления, географическому расположению
имущества,
графику работы. Поэтому план составляется
на месте ревизии.

В
рабочем плане указываются перечень
работ, подлежащих выполнению во время
проведения
ревизии, способ проверки (сплошной или
выборочный) и сроки выполнения.

План ревизии должен
обладать определенными характеристиками.

Действенность.
В
плане должны содержаться точные указания
на исполнителей, сроки ревизионных
мероприятий. Такой план позволяет
контролировать эффективность работы
ревизоров.

Конкретность.
Вопросы
программы, подлежащие проверке, в плане
конкретизируются «до такого
вида, чтобы можно было определить срок
выполнения и назначить исполнителей.
Например,
программой предусмотрено проверить
состояние хранения готовой продукции;
вопрос программы
в плане может быть отражен следующим
образом.

1.
Проверить обеспеченность организации
складскими помещениями и их состояние.

2.
Выявить нарушения в движении первичных
документов и заполнении регистров
бухгалтерского
учета.

3.
Проверить соблюдение установленного
порядка складирования готовой продукции.

  1. Выявить
    факты порчи готовой продукции на
    складах.

  2. Выявить
    факты хранения готовой продукции вне
    складов.

  3. Выявить
    факты хранения неучтенной продукции.

Реальность.
План
выверяется с точки зрения реальных
возможностей выделенных для ревизии
людей и материальных ресурсов.

В нем
предусматривается возможность привлечения
к ревизии дополнительных ресурсов.

Например,
нельзя провести инвентаризацию крупного
склада без привлечения рабочих, по мере
пересчета переносящих ценности в
помещении.

Гибкость
и мобильность
.
В
ходе ревизии план совершенствуется,
дополняется, уточняется. Если
бы план, составленный в начале ревизии,
оставался неизменным и не корректировался
по мере
выявления фактов нарушений и
злоупотреблений, ревизия не могла бы
быть успешной.

39

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Порядок подготовки программ ревизий (проверок)

54. Для проведения каждой отдельной ревизии (проверки) за исключением встречной проверки, составляется программа ревизии (проверки).

(в ред. Приказа Минфина РФ от 04.10.2010 N 120н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для проведения ревизии (проверки) лицо, назначившее ревизию (проверку), утверждает программу ревизии (проверки).

55. Программы ревизий (проверок), проводимых центральным аппаратом Росфиннадзора, а также ревизий и проверок, проводимых ее территориальными органами по централизованным заданиям, разрабатываются структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора, ответственными за проведение ревизий (проверок).

56. Программы ревизий или проверок, осуществляемых территориальными органами, за исключением ревизий и проверок, проводимых по централизованным заданиям, разрабатываются территориальными органами.

57. Составлению программы ревизии (проверки) предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих ревизий или проверок и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность организации, подлежащей ревизии (проверке).

58. Программа ревизии (проверки) должна содержать:

— тему ревизии (проверки);

— наименование проверяемой организации;

— перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.

59. Тема ревизии (проверки) в программе ревизии (проверки) указывается в соответствии с Планом (в случае, если ревизии (проверки) проводятся центральным аппаратом Росфиннадзора либо территориальными органами по централизованным заданиям), Планом территориальных органов (в случае, если ревизии (проверки) проводятся территориальными органами, за исключением ревизий (проверок) по централизованным заданиям) либо в соответствии с документами, послужившими основанием для назначения ревизии (проверки) (в случае проведения внеплановых ревизий или проверок).

60. Программы ревизий (проверок) подписываются руководителем структурного подразделения центрального аппарата Росфиннадзора (территориального органа), ответственного за проведение ревизии (проверки), согласовываются заместителем руководителя Росфиннадзора (территориального органа), курирующим данное структурное подразделение, и направляется на утверждение руководителю Росфиннадзора (территориального органа).

Программы ревизий (проверок), проводимых по обращениям (требованиям) правоохранительных органов, согласовываются с лицом, направившим обращение (требование) о ее назначении.

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 04.10.2010 N 120н)

61. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения ревизии (проверки) программа ревизии (проверки) может быть изменена лицом, назначившим ревизию (проверку).

Программа ревизии (проверки) с внесенными изменениями и докладная записка с изложением причин о необходимости внесения изменений, составленная структурным подразделением центрального аппарата Росфиннадзора (территориального органа), ответственного за проведение данной ревизии (проверки), согласовывается с заместителем руководителя Росфиннадзора (территориального органа), курирующим данное структурное подразделение, и утверждается в порядке, установленном пунктом 60 настоящего Регламента.

62. Программы ревизий (проверок), за исключением ревизий или проверок, проводимых территориальными органами по централизованным заданиям, утверждаются в соответствии с пунктом 60 настоящего Регламента до начала ревизии (проверки).

(в ред. Приказа Минфина РФ от 04.10.2010 N 120н)

(см. текст в предыдущей редакции)

63. Программы ревизий (проверок), проводимых по централизованным заданиям, планируемых к проведению в первом квартале планируемого года, направляются структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора, ответственными за проведение ревизий (проверок), одновременно с соответствующими централизованными заданиями в течение 30 рабочих дней, а по остальным ревизиям (проверкам) — в течение 2 месяцев со дня утверждения Плана.

Копии централизованных заданий и программ ревизий (проверок) направляются в структурное подразделение центрального аппарата Росфиннадзора, ответственное за формирование Плана.

64. В случае, когда программа ревизии (проверки) содержит вопросы, требующие специальной проработки, рассмотрения методическими советами территориальных органов в федеральных округах, централизованные задания и программы ревизий (проверок) направляются в течение 3 месяцев со дня утверждения Плана.

Программа ревизии: особенности составления

«Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2009, N 6

Откликаясь на просьбы наших читателей, представляем материал, отражающий порядок составления программы ревизии (проверки) бюджетных учреждений. Статья будет интересна не только работникам контрольных органов, принимающим участие в разработке программы ревизии (проверки), но и бухгалтерам, которые ознакомятся с основными вопросами проверок.

Ревизия (проверка) бюджетных учреждений осуществляется согласно программе ревизии (проверки), разрабатываемой с учетом требований соответствующих нормативных актов, юридическая сила которых распространяется на контрольный орган, проводящий проверку. Например, контрольные мероприятия, осуществляемые центральным аппаратом Росфиннадзора и его территориальными органами, направлены на проверку соблюдения законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Работники Росфиннадзора, разрабатывая программу ревизии (проверки), руководствуются Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н (далее — Административный регламент).

Что касается проверки соблюдения бюджетными учреждениями законодательства при использовании средств бюджетов субъектов РФ и местных органов власти, то это прерогатива совсем иных контрольных органов. Так, контроль в финансово-бюджетной сфере за исполнением бюджета г. Нижнего Новгорода, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Нижнего Новгорода, осуществляет контрольно-ревизионное управление администрации этого города. Программу проверки данное управление разрабатывает, опираясь на Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионным управлением администрации города Нижнего Новгорода, утвержденную Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 12.04.2006 N 1045 (далее — Инструкция N 1045).

Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы составления контрольными органами программы ревизии (проверки), показал, что содержащаяся в них информация носит обобщенный характер. В частности, из п. п. 57 — 61 Административного регламента следует, что составлению программы ревизии (проверки) предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих ревизий или проверок и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность организации, подлежащей ревизии (проверке). Сама программа ревизии, которая при необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения ревизии (проверки) может быть изменена лицом, назначившим ревизию (проверку), должна содержать:

  • тему ревизии (проверки);
  • перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.

Программа ревизии (проверки) подписывается руководителем структурного подразделения центрального аппарата Росфиннадзора (его территориального органа), ответственного за проведение ревизии (проверки), согласовывается заместителем руководителя Росфиннадзора (его территориального органа), курирующим данное структурное подразделение, и направляется на утверждение руководителю Росфиннадзора (территориального органа).

Аналогичную информацию, за исключением названия контрольного органа, проводящего проверку, содержат п. п. 3.5, 3.6 Инструкции N 1045 и иные подобные документы других субъектов РФ и местных органов власти (Инструкция по организации, проведению и оформлению результатов контрольно-ревизионного мероприятия Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия, утвержденная Приказом председателя Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия от 02.10.2007 N 96; Положение о порядке проведения ревизий и проверок финансового управления г. Пензы, утвержденное Постановлением главы администрации г. Пензы от 22.12.2005 N 1675; Порядок проведения ревизий и проверок департамента финансов Ярославской области, утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 652-п, и др.).

Российская Федерация состоит из многочисленных субъектов и местных образований, в каждом из которых имеются свои нормативные документы, используемые контрольными органами при формировании программы ревизии (проверки). В связи с этим рекомендуем читателям следующее. Если ведомственный нормативный акт содержит примерную форму программы ревизии (проверки) и перечень основных вопросов проверки, то контрольным органам, безусловно, следует им руководствоваться, если же подобной информации нормативный документ не содержит, то предлагаем воспользоваться примерной формой программы ревизии и перечнем основных вопросов проверки, которые приведены ниже.

                                                    Утверждаю
Начальник
контрольно-ревизионного
контроля
-----------------------
"__" _________ 200__ г.
Программа ревизии (проверки)
___________________________________________________________________________
(название ревизии (проверки), проверяемый период деятельности,
___________________________________________________________________________
наименование министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации)
1. Основание для проведения ревизии (проверки) ________________________
2. Цель ревизии (проверки) ____________________________________________
3. Предмет ревизии (проверки) _________________________________________
4. Вопросы ревизии (проверки) _________________________________________
(перечень законодательных и других
___________________________________________________________________________
нормативно-правовых актов, соблюдение которых подлежит контролю; перечень
направлений (вопросов) деятельности ревизуемого объекта, подлежащих
проверке)
5. Срок проведения ревизии (проверки) с ____ по _____
6. Состав ответственных исполнителей
Руководитель ревизии (группы) _____________________ (Ф.И.О., должность)
Инспекторы: _____________________ (Ф.И.О., должность)
_____________________ (Ф.И.О., должность)
_____________________ (Ф.И.О., должность)
_____________________ (Ф.И.О., должность)
7. Срок представления отчета и других документов по результатам
проведения контрольного мероприятия на рассмотрение начальником контрольно-
ревизионного управления "___" ___________ 200__ г.
Руководитель
ревизии (группы)
________________ ________________ ___________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Предлагаем подробнее остановиться на информации, указываемой в п. п. 1 — 5 формы программы ревизии (проверки).

Основание для проведения ревизии (проверки)

Основаниями для проведения ревизии (проверки) могут быть: требования плана работы контрольного органа на соответствующий год либо решение коллегии контрольного органа (если, конечно, такая коллегия у контрольного органа имеется), которое оформляется протоколом. В первом случае в программе ревизии (проверки) указывается пункт данного плана, во втором — дата и номер протокола.

Цель ревизии (проверки)

Как правило, ревизия (проверка) проводится с целью контроля за:

  • целевым использованием бюджетных ассигнований и правильностью расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности;
  • соблюдением требований законодательных актов;
  • правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Предмет ревизии (проверки)

Предметом ревизии (проверки) могут быть:

  • соблюдение инструктивных указаний и положений по организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • обеспечение учета сохранности и расходования материальных и денежных средств;
  • порядок расчетов с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами;
  • правильность расходования денежных средств на командировки и другие цели, предусмотренные сметой;
  • правильность составления проектов бюджетных смет и смет по приносящей доход деятельности;
  • правильность исполнения смет (в том числе целевого использования бюджетных средств);
  • достоверность бухгалтерской отчетности.

Вопросы ревизии (проверки)

Вопросов, касающихся деятельности ревизуемого объекта, много. Для большего удобства обобщим их по разделам.

Организация бухгалтерского учета. В этом разделе проверяются:

  • приказ по учетной политике в части бюджетного и налогового учета;
  • должностные инструкции для работников бухгалтерии;
  • наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота;
  • применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;
  • правильность и своевременность оформления журналов операций, оборотных ведомостей;
  • соответствие итогов журналов операций, оборотных ведомостей данным синтетического учета;
  • соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год;
  • хранение бухгалтерских документов текущего года и прошлых лет;
  • правильность оформления первичных документов.

Соблюдение кассовой дисциплины и банковских операций. В этом разделе проверке подлежат следующие вопросы:

  • кассовые и банковские операции (проверяются выборочным методом, путем инвентаризации денежных средств и бланков строгой отчетности);
  • наличие условий, обеспечивающих сохранность денежных средств и денежных документов;
  • полнота и своевременность отражения в учете поступления наличных денег в кассу, в том числе полученных по чекам;
  • использование полученных средств по прямому назначению (забалансовые счета 17, 18);
  • достоверность документов, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность и целевой характер произведенных расходов;
  • соблюдение лимита кассы;
  • правильность учета (поступления и выдачи) бланков строгой отчетности, находящихся в кассе проверяемого учреждения.

Сохранность материальных ценностей. В этом разделе проверке подлежат следующие вопросы:

  • правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);
  • соответствие произведенных расходов утвержденным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;
  • полнота оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря;
  • правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;
  • правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом России 29.04.2003, — если проверка охватывает период до 2008 г., и Норм расхода топлив для автомобилей общего назначения, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, — если проверка охватывает 2008 г.;
  • использование оборудования по целевому назначению;
  • законность сдачи имущества в аренду;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризации имущества, принятие мер по результатам инвентаризации;
  • правильность расходования бюджетных средств, направленных на выполнение национальных проектов;
  • правильность начисления амортизации на объекты основных средств.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности. В этом разделе проверяются:

  • наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, меры, принимаемые для ее ликвидации;
  • наличие актов сверок с поставщиками.

Расходование средств на капитальный (текущий) ремонт. Здесь интерес представляют следующие вопросы:

  • проектно-сметная документация (проверяется хозяйственно-эксплуатационной группой) (кем разработана и утверждена, правильно ли применены коэффициенты пересчета сметной стоимости СМР, а также лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных расходов в зимнее время));
  • правильность оформления и соблюдение условий договоров подряда;
  • акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);
  • накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчика;
  • правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, материалы для строительных работ (при необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта);
  • наличие отметки правового отдела о проведенной проверке договора.

Анализ исполнения бюджетной сметы и сметы по приносящей доход деятельности. Этот раздел обычно содержит следующие вопросы проверки:

  • наличие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, своевременность и правильность отражения их в учете;
  • исполнение бюджетной сметы (анализ отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на предмет исполнения расходов, в случае наличия неисполненных назначений указывается причина);
  • выполнение основных показателей деятельности учреждения.

К показателям деятельности учреждений образования можно отнести абсолютные и относительные отклонения:

а) количества учащихся за проверяемый период в динамике (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);

б) количества классов за проверяемый период (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);

в) наполняемости классов (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);

г) коэффициента сменности (отношение общего числа учащихся к учащимся первой смены).

Для учреждений здравоохранения подобными коэффициентами могут быть абсолютные и относительные отклонения:

а) показателей, определяемых исходя из количества физических лиц, которым была оказана медицинская помощь (показатель рассчитывается исходя из общего количества пациентов медицинского учреждения, в части пациентов, которым услуги предоставлялись в рамках реализации программы оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в части пациентов, получивших медицинские услуги за плату, в динамике по годам);

б) использования койко-мест за проверяемый период;

в) количества детей и взрослых, которым были оказаны услуги по диспансеризации, с учетом данных за аналогичный период.

Для детских дошкольных учреждений показателями могут быть:

а) результат комплектования детьми (расчет относительного отклонения фактического показателя от планового);

б) использование мест (расчет относительного отклонения количества детей от количества мест);

в) изменение наполняемости групп (расчет абсолютного и относительного отклонений показателя за проверяемый период);

г) выполнение плана по дням (относительное отклонение фактических показателей от плановых).

Учет поступления и расходования денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Этот раздел включает следующие вопросы проверки:

  • наличие сметы доходов и расходов;
  • наличие предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом учреждения;
  • наличие целевых поступлений, добровольных пожертвований, законность оформления данных поступлений;
  • ведение раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, целевым поступлениям и добровольным пожертвованиям;
  • правильность и достоверность оформления расходования денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • наличие невыясненных платежей без отражения доходов на лицевом счете по учету денежных средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.

Расчет по оплате труда и начислениям на оплату труда. В этом разделе для проверяющих представляют интерес следующие вопросы:

  • правильность установления разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке;
  • правильность выплаты заработной платы в соответствии с установленными окладами (ставками) и фактически отработанным временем, выявление фактов выплаты заработной платы лицам, фактически не работающим в учреждении (сопоставляются ведомость на выдачу заработной платы и лицевые счета с тарификационными списками, штатным расписанием, приказами по учреждению, табелями, классными журналами, а также другими документами, подтверждающими выполнение работ);
  • правильность начисления и своевременность перечисления НДФЛ и ЕСН;
  • наличие и правильность записей в трудовых книжках в соответствии со штатным расписанием, приказами, табелями учета рабочего времени, обеспечение сохранности трудовых книжек;
  • правильность оформления ведомостей на выдачу заработной платы, подсчета итогов платежных ведомостей;
  • правильность и достоверность начисления заработной платы работникам несписочного состава, наличие отметки правового отдела о проведенной проверке договора подряда;
  • правильность издания приказов и начисления выплат стимулирующего характера;
  • правильность начисления пособий по листам временной нетрудоспособности за счет средств ФСС;
  • правильность начисления основных и дополнительных отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск;
  • установление факта двойной оплаты, возникающей в результате начисления заработной платы, основного и дополнительного отпусков и оплаты листов по временной нетрудоспособности.

Расходование средств на питание. При проверке учреждений, которым из бюджета выделяются денежные средства на организацию питания (учреждения образования, здравоохранения), без внимания не остается правильность расходования данных средств. Этот раздел содержит следующие вопросы:

  • наличие не заложенных в котел и не розданных на кухне продуктов питания;
  • полнота оприходования продуктов (проверяется путем сверки накладных поставщиков с накопительными ведомостями по приходу продуктов питания и оборотной ведомостью);
  • правильность списания продуктов питания в расход (сверяются ведомости расхода продуктов с меню-требованиями);
  • соответствие количества детей (больных), на которых выписывались продукты по меню-требованиям, фактическому количеству детей (больных), находящихся на довольствии (в стационаре);
  • соответствие количества продуктов питания, указанного в журнале контроля за закладкой продуктов, данным меню-требований;
  • правильность установления норм закладки продуктов питания в меню-требованиях;
  • выведение ежедневного остатка продуктов по данным бухгалтерского учета на основании накладных поставщиков и меню-требований (метод «красное сальдо»).

Срок проведения ревизии (проверки)

Срок проведения ревизии (проверки) определяется исходя из масштаба проверки, однако он не должен превышать максимального срока, установленного в нормативном документе. Так, в соответствии с п. 70 Административного регламента срок проведения ревизии (проверки) (дата начала и дата окончания ревизии (проверки)) не может превышать 45 рабочих дней. Тот же максимальный срок проверки установлен и в п. 3.3 Инструкции N 1045.

Т.Сильвестрова

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности»

Ревизия ФХД

Соответствие финансовых и хозяйственных операций требованиям законодательства определяется в момент ревизии ФХД. Это один из самых важных и ответственных видов проверок. Она предусматривает контроль всех видов финансово-хозяйственной деятельности.

В момент ревизии проверяется грамотность ведения бухгалтерского учета и отчетности. Особое внимание уделяется налогообложению и своевременному перечислению платежей в бюджет, и внебюджетные фонды.

Цель ревизии и ее основные задачи

Во время ревизии устанавливается, как используются финансовые средства и куда направляются денежные потоки. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности определяет отсутствие нарушений по отмыванию денег, полученных преступным путем. Таким образом, анализируются не только исходящие, но и входящие денежные потоки. Также важно соблюдение безутратности денег и материальных ценностей.

Проведение ревизии предусматривает проверки по фактическим операциям и документально:

  • подтверждение финансовых операций соответствующими договорами и документами;
  • целевое использование кредитов, полученных в банках, и осуществляемых расчетов;
  • проведение сделок с ценными бумагами, дисконтными и процентными векселями, акциями, облигациями;
  • своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами и проведение их в полном объеме;
  • проверяются все статьи доходов и расходов, образование прибыли или убытков от хозяйственной деятельности;
  • следование требованиям законодательства и правилам бухгалтерского учета;
  • начисления и расчеты по заработной плате, расчетные операции с физическими лицами;
  • затраты на текущую деятельность компании;
  • как осуществляется учет нематериальных активов;
  • направление средств в инвестиции с формированием диверсифицированного инвестиционного портфеля;
  • получение и распределение прибыли.

На основе глубокого анализа и финансово-экономического контроля становится понятным уровень управления компанией и соответствие требованиям законодательства. Этот контроль также касается обеспечения сохранности имущества владельцев. Определяется эффективность осуществления хозяйственной деятельности, рентабельность, самоокупаемость и выход на точку безубыточности нового предприятия.

Ревизия хозяйственной деятельности

Подготовка к проведению проверки

К моменту ревизии необходимо подготовить абсолютно все заключенные договора, бухгалтерские проводки и первичные документы. Это касается всех финансовых и хозяйственных операций. Также учитывается определенный период, в котором проводится проверка.

Ревизия материальных ценностей проводится путем полной инвентаризации. Результаты сверяются с соответствующими статьями баланса. Она проходит по месту нахождения имущества в присутствии материально ответственных лиц. Также инвентаризации подлежат финансовые обязательства, запасы, в том числе, иных предприятий, которые учитываются бухгалтером. Этот порядок распространяется также на имущество, которое не учтено в балансе.

Подготовка проводится также проверяющими. Ознакомительный этап проверки включает особое задание, изучить деятельность компании.

Оно поможет в дальнейшем правильно оценить проводимые операции и способы отражения их в бухучете. Также понимание деятельности повлияет на методы контроля и сами результаты ревизии, которые вносятся в отчет.

Подготовка к ревизии включает две важных задачи:

  • сбор и изучение информации о праве собственности, управлении и проводимых сделках в компании, выяснение особенностей работы отрасли в целом;
  • оценить достаточность предоставленного материала для проведения ревизии.

В случае появления вопросов может проводиться встречная проверка контрагентов компании.

Правила проведения ревизии ФХД

Правильный контроль финансов и хозяйственной деятельности предусматривает определенную последовательность, и проводится в соответствии с общими правилами. Подготовка, основная часть, порядок и проведение ревизии одинаковы для разных видов деятельности.

Во время контроля объекта осуществляется сбор информации на подготовительном этапе. В результате потребуются весомые доказательства, которые станут подтверждающей базой. С этой целью проводятся разные виды контрольных процедур:

  • аналитических, предусматривающих проведение глубокого анализа;
  • детальная проверка оборотов, отображаемых в бухгалтерском учете, и сальдо по счетам;
  • оценка действующей системы контроля.

Объемы и вид информации определяются ревизорами. Основная задача — получение достоверных данных. Ведь в некоторых случаях могут намеренно искажать предоставляемую информацию.

Проверяющие применяют разные подходы и методы для проведения ревизии:

  1. Еще на этапе планирования проверки при проведении аналитических исследований они выявляют участки, где возможно присутствуют риски;
  2. Изучение разных участков деятельности позволяет понять, где необходимо в первую очередь проводить проверку;
  3. Далее разрабатывается общий план и программа ревизии;
  4. Проверяющие проводят сверку документов компании на месте;
  5. Также могут проверить контрагентов, которые поддерживают деловые связи с проверяемой компанией.

Это позволяет обнаружить ошибки при наличии или искажении информации.

Оценивание бухгалтерского учета и подробное документирование исследований предусматривает:

  • блок-схемы, графики, заметки;
  • список с типовыми вопросами;
  • специальные тесты;
  • проверочные листы;
  • протоколы, акты;
  • список замечаний.

Члены ревизии разрабатывают разные методики для проведения контроля и оценки состояния финансово-хозяйственной деятельности. Они планируют процедуру проверки и при обнаружении недостатков вносят их в итоговый документ.

Отчет ревизионной комиссии

На завершающей стадии ревизии рассматриваются существенные ошибки и недочеты в финансовой и хозяйственной деятельности. Все они вносятся в ревизионный отчет с указанием обнаруженных недостатков. Кроме замечаний предоставляются также рекомендации по их устранению.

Кроме ревизии может проводиться экспертиза финансово-хозяйственной деятельности по требованиям ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года (в редакции от 20.07.2020 года). Она направлена на противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности

Заказать услугу по ревизии и экспертизе можно на нашем сайте. Задайте вопрос, и получите консультации по контактному номеру. Воспользуйтесь обратной связью. Отправить заявку можно круглосуточно, в любое удобное время.

Возможно, вам будут интересны другие наши услуги:

  • Инициативная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
  • Обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
  • Консультация в области бухгалтерского учета
  • Консультации в области налогового учета
  • Обзорная проверка финансовой отчетности
  • Аудит земельных участков
  • Страховой аудит
  • Налоговый аудит
  • Инвестиционный аудит
  • Аудит-контроллинг

План аудита — документ, без которого эффективно провести проверку невозможно. Что учитывается при его составлении? В каком стандарте описываются процедуры планирования? Какое значение при планировании имеет разработка стратегии аудита? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Как вид аудита влияет на план и программу аудита

Планирование — обязательный этап в процессе подготовки и проведения любого вида аудита (финансового, кадрового, инвестиционного, технического, промышленного и др.). Документами планирования являются планы, графики, программы и т. д. У каждого такого документа свое назначение. Например:

  • План содержит описание областей проверки, сроки ее проведения, составы групп исполнителей и их распределение по участкам контроля.
  • В программах аудита расписываются процедуры, которые проводятся на конкретном участке контроля.

Требования к составу, содержанию и форме документов планирования, а также описание технологии их составления содержатся в разных документах в зависимости от вида аудита. Это могут быть международные или утвержденные на федеральном уровне стандарты (правила), ГОСТы, внутренние инструкции компаний и предприятий.

Об особенностях проведения разных видов аудита рассказывают материалы нашей одноименной рубрики, например:

  • «Аудит материально-производственных запасов»;
  • «Порядок проведения аудита кассовых операций».

Провести аудит основных средств вам помогут разъяснения профессионального аудитора. Посмотреть их можно в КонсультантПлюс, бесплатно получив пробный полный доступ к системе.

Далее подробнее остановимся на документах планирования независимого аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Разбираемся с терминами: МСА или ФПСАД

Как составить план и программу аудита бухгалтерской отчетности? Прежде чем искать ответ на этот вопрос, разберемся с терминологией.

Планирование в этой области аудита до 2017 года происходило по отечественным правилам. Без предварительно разработанных плана аудита и программы аудита не проводилась ни одна аудиторская проверка. Общий план аудита и программа аудита составлялись по нормам Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 3 «Планирование аудита». Каждому документу был посвящен отдельный раздел:

В настоящее время отечественные стандарты аудита отменены. Аудиторская деятельность, в том числе процедуры планирования аудита, осуществляется по МСА — Международным стандартам аудита (п. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Такие понятия, как «общий план аудита» и «программа аудита», в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» отсутствуют (введен в действие в РФ приказом Минфина от 09.01.2019 № 2н). Стандарт оперирует терминами «общая стратегия аудита» и «план аудита»:

Таким образом, применение привычного для практикующих аудиторов и студентов финансовых вузов термина «общий план аудита» некорректно. Программы аудита по-прежнему разрабатываются и используются, хотя в МСА 300 они не упомянуты.

О планировании в различных сферах деятельности рассказывается в материалах:

  • «План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю»;
  • «Как составить план мероприятий по охране труда — образец».

Для чего составляются общая стратегия и план аудита

Общая стратегия и план аудита обязательно включаются в состав аудиторской документации. Процессу их оформления предшествуют:

  • обсуждение стратегии аудита;
  • составление перечня необходимых аудиторских процедур;
  • распределение задания между членами аудиторской группы;
  • утверждение временных рамок выполнения этапов аудиторского задания.

Составлению плана всегда предшествует разработка общей стратегии аудита. Что она включает, смотрите на рисунке:

Из содержания ныне не действующего п. 8 ФПСАД № 3 следует, что общий план проведения аудита составляется для определения предполагаемых объемов и порядка проведения аудиторской проверки. Международные стандарты предусматривают следующее назначение для плана аудита (п. 9 МСА 300):

Как по отечественным, так и по международным стандартам план аудита описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы.

В целом планирование — продолжительный циклический процесс, длящийся на протяжении всей аудиторской проверки. К примеру, на предварительном этапе планирования производится оценка рисков. Результат такой оценки влияет на характер, объем и сроки последующих аудиторских процедур. Поэтому запланировать их ранее, чем будут оценены риски, невозможно. Кроме того, часть последующих аудиторских процедур (по оценке отдельных видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации) можно начать до начала всех остальных аудиторских процедур.

Как выглядит заполненный образец стратегии и плана аудита (пример)

Универсальных способов заполнения бланков стратегии и плана аудита не существует, так как каждое предприятие (аудируемое лицо) обладает специфическими особенностями и требует персонального подхода, оценки рисков и формирования ресурсов для проведения аудита. Как может выглядеть стратегия аудита, смотрите на рисунке:

После того как будет утверждена общая стратегия аудита, разрабатывается план. Пример плана аудита (выдержку) смотрите на рисунке:

В интернете можно встретить заполненные образцы общего плана аудита, но признать их актуальными затруднительно, так как понятие «общий план аудита» и правила его составления регламентированы не действующим в настоящее время стандартом.

На нашем сайте вы найдете актуальные образцы бухгалтерских и кадровых документов, налоговых деклараций, отчетов и регистров, например:

  • «Положение о персональных данных работников»;
  • «Журнал учета трудовых книжек».

Итоги

Планирование является важным этапом любой аудиторской проверки. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его проводят исходя из требований международных стандартов аудита. Процесс планирования подлежит документированию, в том числе обязательно оформляются план и общая стратегия аудита. У каждого документа свое назначение. Для каждого аудируемого лица документы составляются персонально с учетом потенциальных рисков и последующих аудиторских процедур.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ледоруб the forest
  • Как найти работу в торговле
  • Скрытый контакт вайбера как найти
  • Как найти мобильный телефон в квартире если
  • Как найти объем фундаментной подушки