Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
«Майская средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов»
Урок-практикум:
«Создание программки для школьного спектакля»
Учитель информатики и ИКТ
Авдеева Е.В.
1 квалификационная категория
Тема урока:
«Создание программки для школьного спектакля» (буклет)
Тип урока : обобщающий
Вид урока урок-практикум
Технология личностно ориентированная
Цели урока:
·
Развитие познавательного
интереса
·
Контроль уровня усвоения
учениками материала
·
Обобщение знаний основного
программного материала.
Задачи урока:
·
Воспитательная — Развитие познавательного интереса
·
Учебная — обобщение и систематизация знаний
·
Развивающая – развитие внимания, алгоритмического
мышления.
Оборудование:
Компьютерный класс, оснащенный мультимедийным проектором
Пакет программ Microsoft Office
Подготовительный
этап:
Создать презентацию
о ходе выполнения работы
Подобрать
фото/картинки для оформления
Подобрать несколько
профессиональных буклетов (театральные программки, рекламные буклеты)
Подготовить
разноцветную бумагу для печати
План урока.
I.
Организационный момент
II.
Постановка задачи
III.
Выполнение проекта
1).
Разметка листа
·
Смена ориентации
·
Установка полей
·
Деление на колонки
·
Прорисовка линий сгиба
2).
Оформление
·
декоративная рамка
·
создание надписи
·
вставка рисунка
IV.
Сохранение проекта
V.
распечатка.
Ход урока.
I. Организационный
момент
(Обучающиеся занимают места за компьютерами)
II. Постановка
задачи
Учитель: Полиграфическая (печатная) продукция прочно вошла в
нашу жизнь. Это и листовки-флаеры, которые нам раздают на улице, огромные
плакаты, расположенные на рекламных щитах, рекламные буклеты мы вынимает из
наших почтовых ящиков. Но есть продукция, которую мы покупаем –
поздравительные открытки, театральные программки.
Я предлагаю сегодня попробовать создать такую
программку самим, так сказать подручными средствами и посмотреть, что из этого
получится. Для начала рассмотрим образцы такой продукции, выполненные
профессионалами.
Чаще всего театральная программка выполнена в виде
буклета в 2-3 сложения. Части буклета могут быть как одинаковыми, так и
разными. Украшают их фотографиями и/или рисунками, дополняя красивыми надписями.
Создавать программку мы будем в два этапа: сначала мы
разметим лист, выделив необходимые зоны, а затем создадим надписи и добавим
рисунки.
III. Выполнение
проекта.
Разметка листа.
1.
Поворот листа (ориентация-
альбомная)
2.
Изменение размера полей
(поля по минимуму – 0.5)
3.
Деление на колонки
4.
Прорисовка линий сгиба
Оформление.
I.
использование рамки
II.
создание надписи (объект Word Art)
III.
Вставка рисунка
IV.
Сохранение проекта
V.
Физкультминутка
VI.
Рефлексия
Что нового я узнал?
Чему научился?
VII.
Распечатка проекта
Оформление и содержание программки деткого театрального коллектива может иметь свои особенности. Конечно, есть непременно обязательная часть, как в любой программке — название театра (в нашем случае детского театрального коллектива), автор пьесы и название спектакля, действующие лица и исполнители, постановочная группа, либретто в случае оперы или балета.
Кроме этого в «действующих лицах и исполнителях» мы можем отметить возраст детей. Как это обычно делается? Слева — «действующее лицо», справа — «исполнитель» в виде имя-фамилия, а в скобках возраст ребенка. Если тема спектакля позволяет, можно объединить заголовок с темой пьесы. Героев вы можете расположить в порядке их появления в пьесе или в алфавитном порядке, в любом случает их нужно расположить в какой-то значимой последовательности.
На первой странице будет интересно поместить представление детского театрального коллектива с интересными и яркими фотографиями, однако дизайн должен перекликаться с темой пьесы. Например, клоуны на программке пьесы, посвященной пиратам, будут смотреться нелепо.
Есть еще некоторые моменты, наличие которых в программке всех порадует – информация о продолжительности спектакля, наличия антракта, о том, когда состоялась премьера. Какие-то сведения об авторах пьесы и спектакля, о преподавателях, занимающихся с детьми, о самой пьесе могут расширить впечатление о спектакле и даже частично сформировать его.
У каждой пьесы есть тема. В зависимости от того будет это сказка, школьная история, или фольклор, именно тема пьесы станет отправной точкой при создании вашей программки.
Текст названия должен быть крупным, выделен жирным шрифтом, и безусловно привлекать внимание. Ведь это название пьесы! Это должно быть самым ярким словом во всей программке.
Не забудьте просмотреть готовый материал, чтобы убедиться, что нет орфографических ошибок.
Оформить театральную программку вам может помочь программа по графическому дизайну. (например: GIMP, Photoshop, PaintShop, и т.д.
Поскольку мы имеем дело с детским спектаклем, может показаться скучным, если программка будет представляет собой вариации на тему стандартного листочка А4, сложенного вдвое-втрое вдоль или поперек, ведь первое, что бросается в глаза — оформление.
К оформлению программки можно привлечь детей, их творческий азарт под контролем взрослых помогут сделать программку спектакля оригинальной и интересной как для взрослых, так и для детей. Фантазируйте вместе с детьми и вы увидите, возможности оформления театральной программки очень велики.
Коллекционирование программок
Специального названия у такого собирания пока нет, но наверняка скоро появится, потому что этот вид коллекционирования уже является серьёзным направлением для коллекционеров театральных программ.
Театральная программка (Programme) — это небольшой буклет или листовка, которую получают посетители театрального представления. Иногда аналогичные буклетики получают посетители и иных мероприятий: концертов, выставок, симпозиумов, акций и другого тому подобного.
Подобные буклеты и листовки содержат информацию о театральном представлении: перечисление имён актёров, режиссёра и других важных лиц, участвовавших в создании постановки, краткое описание сюжета представления, расписание начала различных актов постановки и многое другое тому подобное, что может оказаться интересным или полезным для заядлого театрала.
Первые театральные программки появились в 18 веке в Европе, изначально это были даже не листовки или буклеты, а целые журналы (правда всего из 3-5 страниц) в которых была информация о представлении, театре, перечисление других запланированных представлений и даже реклама от спонсоров театральной постановки.
Сюжет о премьере спектакля «КОСТИК» в программе «Город новостей»
Коллекционирование театральных программок является довольно распространённым хобби, однако есть любопытная разница — в России и других странах бывшего СССР коллекционируют в основном именно театральные программки, а на Западе собирают абсолютно любые сопроводительные программки. Эта разница в поведении коллекционеров обусловлена тем, что на Западе не принято как-то особо выделять программки театральных спектаклей.
Программа концерта. Государственный камерный хор. Сезон 1981-1982 гг.. Концертный зал имени П.И.Чайковского.
Программа концерта, посвящённого завершению работ по заготовке плодоовощной продукции. Кремлёвский Дворец съездов (проспект Калинина, д.1).
Концерт. Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Солист Олег Каган.. Большой зал консерватории (ул. Герцена, 13).
Источник: yavarda.ru
Для чего нужны программки в театре?
В программке указываются те же самые позиции, что и после просмотра фильма, т.е. создатели , те кто был задействован в создании, ну и конечно актеры. Программки нужны скорее всего для сохранения старых традиций, небольшого пополнения бюджета театра. Изначальное значение праграммки как источника информации утеряно, с приходом интернета. Таким образом это своеобразный атовизм, то что со временем должно исчезнуть
Это чё за балаган?!!
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Лекция №4. Постановочный план спектакля.
Прежде чем приступить к рассмотрению разделок постановочного плана, вспомним, что режиссерское искусство толкуется как «искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства, с помощью творческой организации всех элементов спектакля. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, ставящего пьесу и руководящего работой всех участников создания (постановки) спектакля». В этом определении указаны три важнейших момента понятия «режиссура»:
1) предварительный замысел спектакля;
- творческий процесс осуществления замысла;
- организация всех элементов спектакля.
Все они входят а разработку предлагаемого постановочного плана спектакля и находят отражение в соответствующих его разделах.
СХЕМА ПОСТАНОВОЧНОГО ПЛАНА СПЕКТАКЛЯ
Обоснование выбора пьесы.
Актуальность драматургического произведения. Идейно-художественные качества пьесы. Возможности для проведения учебной и воспитательной работы в коллективе. Творческие и материальные возможности для осуществления данного спектакля.
Режиссерский анализ драматургического произведения.
.1. Автор и пьеса.
Биография Драматурга (факты и явления, определившие формирование его творческой индивидуальности). Мировоззрение (система взглядов сложившихся под влиянием конкретных исторических и социально-экономических условий) Особенности творчества драматурга. Проблематика его произведения.
Место пьесы в творчестве драматурга. Художественные особенности пьесы (стиль, композиция) Специфика, быт, нравы и обычаи отображенной в пьесе жизни.
2. Идейно-тематический анализ пьесы
Тема — проблема, решаемая, автором в произведении. Идея – главная мысль, утверждаемая автором в произведении. Конфликт — столкновение по главному вопросу, по проблеме. Действие и контрдействие как две тенденции развития конфликта. Расстановка главных действующих лиц по конфликту.
Жанр и характер драматургического произведения.
3. Действенный анализ драматургического произведения.
Сюжет по событиям. События главные и второстепенные. Задачи действующих лиц в каждом событии.
4. Архитектоника драматургического произведения.
Построение развития конфликта пьесы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
5. Литературно-сценическая история произведения.
Исследования о написании различных вариантов произведения. Рецензии
на спектакли. Отзывы о пьесе. Иконографический материал.
Лекция № 5.
Режиссерский анализ драматургического произведения
Автор и пьеса
Режиссерский анализ пьесы отличается от режиссёрского замысла спектакля прежде всего тем, что анализ дает предельно объективное представление об авторском материале, а замысел — предельно субъективное понимание, толкование, видение авторского материала в зрелищной форме.
Мы никогда не спутаем пьесы М. Горького и А. Чехова, потому что поведение героев, их поступки, их речь, их способ мышления и все, что с ними связано, обусловлены историческими, социальными и другими условиями. Без понимания этого невозможно понять природу поведения героев пьесы. «Если режиссер до конца хочет постичь существо драматургических характеров, атмосферу пьесы, хочет проникнуться всем строем мыслей и чувств автора, он обязан изучить не только пьесу, но и все написанное этим автором».
Практика показывает, что серьезное отношение к работе над постановочным планом создает благоприятные условия для последующей работы по его реализации, предупреждает возникновение грубых ошибок в работе над анализом и замыслом.
При оценке творчества автора необходимо быть предельно объективным. Не следует приукрашивать достоинств пьесы, но и не нужно относиться к ней предвзято. Следует определить подлинную ценность и значимость драматургического материала и наметить план работы по его освоению.
При раскрытии стилевых особенностей произведения следует исходить из понимания стиля как единства идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве драматурга, и помнить, что стиль рассматривается в единстве с художественным методом. Метод — направление, «устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы целостный и органически связанный круг основных особенностей литературного творчества, выражающийся как в характере отбора явлений действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей». Вместе о тем, когда мы говорим о творчестве одного писателя, драматурга, останавливаемся на анализе его произведений, их идейной направленности, системе характеров, сюжетном построении его произведений и т.д., то «понятие стиля выделяет уже типические черты его подхода к жизни, угол его. творческого зрения, т.е. интерес к определенной проблематике, освещение ее с известных эстетических позиций, изображение характеров и сюжетов того или иного типа, единство стилистических принципов, что позволяет говорить об индивидуальном художественном методе писателя.
Одним из средств художественной выразительности является построение художественного произведения. Следует остановиться на толковании понятий «композиция» и «архитектоника», определить, где и как ими пользоваться.
- В теории и практике режиссуры используются два понятия, которые почти всегда употребляются в качестве тождественных: архитектоника и композиция. Если эти понятия — синонимы, то нет никакой необходимости употреблять их для обозначения одного объекта разговора; если же это разные понятия, то тогда употребление их по отношению к одному объекту неправомерно и представляет собой выражение неточности в понимании этих понятий. На первый взгляд, здесь нет никакой проблемы: употребление этих понятий в тождественном толковании не сказалось пагубно ни на литературе, ни на театре?!
Толкование этих понятий в справочной литературе свидетельствует о различном их понимании: «архитектоника» характеризуется, как построение художественного произведения, а «композиция», как построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленное идейным замыслом и назначением произведения. Таким образом, речь идет о разных понятиях: одно обозначает принцип построения, а другое — построение, обусловленное требованиями идейно-художественного >ридка и назначения. Что это значит на практике?
Для того, чтобы построить здание, необходимо заложить фундамент, нем возвести несущие стены, настелить пол, сделать потолочное перекрытие, возвести крышу и т.д. Конечно, должны быть окна, двери и пр. Теперь всем понятно, что это здание. Пока речь идет только о принципе строения.
Стоит его нарушить — и все лишается смысла: одна стена – не здание, без крыши и без окон — тоже, не здание, а постройка непонятного значения. В зависимости от назначения здание приобретет необходимую «внутреннюю и внешнюю оснащенность и завершенность, стилевую характеристику, систему коммуникаций и т.д.
Многовековая история накопила множество художественных стилей, по которым можно определить, к какой эпохе относится то или иное сооружение. Человек научился решать важнейшие технические и художественные задачи в строительстве, но принцип закладки любого здания — один. Он неизменен. Среди этих неизменных условий — наличие фундамента. Он может быть различным по техническим решениям, но он, фундамент, обязательно должен быть, иначе здание развалится.
3) Таким фундаментом а драматургическом произведении является конфликт как основа развития действия. Действие же является основным материалом театрального искусства. Конфликт имеет свою логику развития: от экспозиции – к развязке.
В процессе развития действия получают полное становление и раскрытие характеры действующих лиц, теснейшим образом связанные с развитием конфликта; главная мысль произведения — идея — должна явиться естественным и логичным выводом, вытекающим из действия, из логики развивающегося конфликта, борьбы. Эта последовательность должна обязательно проходить через основные этапы или узлы развития: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Если убрать один из этих этапов, нарушается логика развития действия.
Но есть в драматургии художественные приемы, от наличия или отсутствия которых логика не страдает, не изменяется, но изменяется своеобразие самого произведения, пропадает или появляется то, что отличает его от других произведений, написанных на аналогичную тему или даже на одинаковый сюжет.
Каждый автор имеет право находить свои, присущие только ему средства раскрытия идеи пьесы, формы подачи сюжета. Но логика раскрытия конфликта для всех остается незыблемой.
Автор, заинтересованный в том, чтобы зритель самым активным образом следил за борьбой (а она является материалом, на котором рассматривается проблема), начинает с самого напряженного события или финала, или с помощью какого-либо приема. Автор умышленно допускает нарушение не логическое, а временное. Если перетасованные в процессе изложения сюжета отрывки поставить в нужной последовательности, обусловленной ходом времени, то обнаружится логика развития конфликта. Больше того, в процессе восприятия произведения мы сами восстанавливаем нарушенную автором последовательность сюжета, хотя этому никто специально не обучался.
Поэтому важно не только раскрыть особенности композиции пьесы, но и понять, каким образом она помогает раскрывать ее идейную направленность. Композиция представляет собой совокупность художественных средств, направленных на раскрытие идейного содержания произведения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Источник: studfile.net
От беби-театра до интерактива на сцене: пять типов детских спектаклей
Для многих взрослых первый поход в театр связан со школьными воспоминаниями: весь класс организованно везут на классическую, не всегда понятную подросткам постановку, после чего у многих из них складывается впечатление, что театр — это скучно. Что, впрочем, неудивительно, ведь прививать любовь к этому виду искусства лучше с детства и начинать с чего-то более простого, и сегодня для этого есть масса возможностей.
Для самых маленьких зрителей режиссеры и художники придумывают необычные форматы — создают теневые и световые театры, погружают кукол в воду и играют на морских инструментах.
Кукольный театр
В России первые детские театры стали появляться после революции. В основном это были именно кукольные театры и театры марионеток, в них ставили такие произведения, как «Маугли», «Конек-горбунок», «Принц и нищий», «Том Сойер» и другие популярные детские истории или народные сказки.
Так кукольный театр, за неимением других аналогов, стал своеобразной классикой для детей. Впрочем, руководитель детской лаборатории творческих практик и лаборатории Теневого театра в «Практике» Михаил Плутахин считает, что дело еще и в детской психологии, ведь малыши часто ассоциируют себя с куклами: «У меня был опыт, когда детям предлагали коммуницировать с миром через кукол, то есть говорить от лица игрушки. И тогда они переставали стесняться, они не боялись ошибиться. Это нормально, ведь когда малыши играют, весь их внутренний мир, переживания, мысли отражаются в их игре». Поэтому театр кукол особенно интересен дошколятам, которые часто используют такой прием для общения с миром, выражения собственных чувств.
Источник: tass.ru
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ (разговорн. «программка») – своеобразный печатный путеводитель зрелищного мероприятия (спектакля, концерта, эстрадного или циркового представления).
Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит следующие сведения: название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя и сведения об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.
Программа может включать и дополнительные сведения: дату премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля. В программу могут быть включены краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).
Программы балетных и оперных спектаклей, как правило, включают в себя либретто – краткий пересказ содержания спектакля.
Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).
Основное содержание театральной программы может быть вынесено и на афишу спектакля (сведения об авторе пьесы, руководстве театра и постановочной группе; реже – об актерах-исполнителях).
Программы спектаклей могут быть размещены в буклетах, посвященных конкретному театру или фестивалю, а также в средствах массовой информации (журналах, газетах, ИНТЕРНЕТ-сайтах, радио- и телевизионных передачах), посвященных досугу и зрелищным искусствам.
В кинематографическом и телевизионном искусстве роль программы исполняют титры фильма или передачи.
Издание программы преследует несколько целей: информацию зрителей; рекламу конкретного зрелищного действа; соблюдение авторских прав его создателей.
Отсутствие в программе фамилии того или иного автора спектакля является нарушением закона об авторских правах. В спорных случаях автор имеет право снять свое имя из программы или афиши. Так, например, при выпуске на телеэкран т.н. «продюссерской» версии фильма Азазель режиссер А.Адабашьян снял свое имя из ее титров. Трехсерийная версия демонстрировалась вообще без упоминания имени режиссера в титрах фильма.
Театральные программы могут издаваться в виде отдельных периодических изданий, или приложений к ним.
Татьяна Шабалина
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
2016 год
МАОУ «Средняя школа №24»
г. Петропавловск — Камчатский
Сказка на новый лад
«Город, в котором исполняются мечты»
по мотивам сказки А. Волкова
«Волшебник Изумрудного города»
Дедушка Ёж –
Глущенко Вадим
Гудвин –
Зикеев Даниил
Мама Галка –
Басалаева Ксения
Галчата –
Галась Дарья
Лозенко Дарья
Мудрая Сова –
Белова Ангелина
Бастинда –
Варежникова Мария
Лев –
Аржаненков Вадим
Страшила –
Поздняков Виктор
Железный дровосек –
Булхов Владимир
Над спектаклем работал коллектив
«Театральные ступеньки»
Художественный руководитель: Антонова В. В.
Режиссёр – постановщик: Антонова В. В.
Музыка к спектаклю: Антонова В. В.
Пошив костюмов: (родители класса) Булхова Е. В.
Лозенко И. В.
Роли исполняют:
Элли —
Бойченко Юлия
Тотошка —
Михайлов Эдуард