Как составить программу занятий для ребенка

ПАМЯТКА

КАК НАПИСАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ  ПРОГРАММУ

Развивающая программа разрабатывается на основе модификации уже существующих программно-методических материалов по какому-либо направлению деятельности с детьми, подростками и молодежью под местные условия, спецификацию, потребности воспитанников, возможности учреждения и т.п.

Содержание развивающих программ должно быть направлено на:

— создание условий для развития индивидуально-личностных качеств и потребностей воспитанников;

— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;

— приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального  самоопределения, творческой самореализации личности воспитанника, ее   интеграции в систему мировой и отечественной культур;

— интеллектуальное и духовное развитие личности воспитанника;

— укрепление психического и физического здоровья;

Цели и задачи развивающих программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие воспитанников.

Развивающая программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Рецензия на программу НМС.
  3. Пояснительную записку.
  4. Паспорт программы.

     5.   Примерный план занятий.

     6.   Содержание по блокам, этапам, либо отдельным занятиям.

     7.   Методическое обеспечение развивающей программы.

     8.   Список литературы.

        Титульный лист содержит:

     — наименование муниципального бюджетного учреждения;

     — где, когда и кем утверждена развивающая программа (подпись руководителя);

     — название развивающей программы;

     — в рамках какого объединения или направления программа реализуется;

     — срок реализации развивающей программы;

— утверждение программы методическим советом или иным органом ему функциональным;

     — Ф.И.О., должность автора, составителя (коллектива авторов, составителей) развивающей программы;

     — название города, населенного пункта;

     — год разработки программы.

        Пояснительная записка раскрывает:

     — направленность развивающей программы;

     — новизну, актуальность, целесообразность и востребованность;

     — цель и задачи программы;

     — отличительные особенности данной программы от уже существующих;

     — возраст воспитанников, участвующих в реализации программы;

     — сроки реализации программы (продолжительность процесса реализации, этапы);

     — формы и режим занятий;

     — ожидаемые результаты и способы их проверки;

     — формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

 Паспорт программы оформляется в табличном варианте из двух столбцов (первый столбец – наименование программы, основания для разработки, заказчик, разработчик, цель, задачи, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ожидаемые результаты, средства, источники финансирования, контроль реализации)

        Примерный план занятий развивающей программы включает:

     — перечень разделов, тем;

     — количество часов по блокам, этапам, направлениям или темам с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

        Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). Содержание программы – это краткое описание разделов, блоков, этапов или тем внутри них. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в примерном плане.

 Описать тему означает:

— указать название темы;

— перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

— указать, в каких формах организуется процесс занятия (теоретических, практических).

Содержание следует излагать в виде краткого описания сути, формы, способов занятия.

        Методическое обеспечение включает методическое сопровождение реализации развивающей программы:

     — форм занятий, планируемых по каждой теме, либо разделу, блоку, этапу;

     — приемов и методов организации занятий, необходимых материалов, технического оснащения;

     — критериально-диагностического аппарата;

     — приложения: сценарии, положения мероприятий, конкурсов, соревнований и т.д.

          Список литературы.

        Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии.

Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).

Желательно также разделить приводимую вами литературу на несколько разделов:

— для специалистов;

— для воспитанников;

— для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

Развивающие игры для детей 2 - 3 лет

Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно :) Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на которые хотелось бы сослаться в этой статье, я решила все-таки больше не откладывать и опубликовать нашу программу занятий.

Сразу скажу, что это не жесткий график занятий, это своеобразный ориентир, который подскажет вам, во что поиграть с малышом, когда у вас высвободится минутка. Для меня такой план был настоящей палочкой-выручалочкой, я без него, как без рук. Программу я составляла для своей дочери, когда ей было 2 года. Постаралась охватить в программе все основные сферы развития ребенка с учетом познавательных потребностей данного периода. Все проверено на практике, разумеется :)

Напоминаю, что аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРЫ И ЗАНЯТИЙ

Итак, развивающие игры для детей от 2 лет (чтобы прочитать о каждом занятии подробнее, кликайте по ссылкам):

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);

Игры с прищепками

  • Игры-моталочки;

Игры-моталочки своими руками

  • Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);

Развивающие занятия для детей 2 - 3 лет

  • Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;

Тактильные игры

  • Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;

Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)

Развивающие цилиндры

  • Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);

Развивающие игры для детей 2 лет

  • Играем с пинцетом;

Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторикиДетский пинцет для развития мелкой моторики

  • Играем с сенсорными коробками;

Сенсорная коробка Ферма

  • Играем со стучалкой (с гвоздиками);

Пример стучалкиOzon, My-shop, Babadu

План развивающих игр и занятий для детей 2 - 3 лет

  • Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;

Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночкиИгры с матрешкой

  • Собираем пазлы из 4-20 частей;

Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop

Пазлы для малышей

  • Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;

Конспект развивающих игр и занятий для детей 2 - 3 лет

  • Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;

Пример пальчиковых игрушекOzon, My-shop, KoroBoom

Пальчиковая зарядка с пальчиковыми игрушками

  • Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;

Развивающая игра с болтиками и гайками

  • Подбираем ключики к замочкам;

Игра "Подбери ключик"

  • Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;

Развивающая игра Выкладываем макароны по линиям

  • Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;

Пример пипетки
Игры с пипеткой

  • Вырезаем ножницами;

Пример тетрадей для вырезания — KumonЛабиринт, My-shop, Ozon

Рабочая тетрадь кумон "Давай вырезать"

  • Играем с конструкторами;

Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.
Конструктор Zolo

  • Конструируем из счетных палочек;

Счетные палочки

  • Играем со шнуровкой-планшетиком;

Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop

Шнуровка плоская

  • Играем с кинетическим песком;

Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)

Кинетический песок
Уже знакомые игры:

  • Строим дорожки из домино;

Развивающие занятия для детей 1 года 9 месяцев план

  • Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;

Переливаем воду губкой из одной миски в другую

  • Составляем картинку на кубиках-пазлах;

Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
Играем с кубиками-пазлами

  • Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;

Пример трехслойного и двухслойного пазлов
Джеко пазл "Дом зайцев"

  • Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;

Рыбалка с колечками пирамидки

  • Подбираем крышки к баночкам;

Игры на развитие мелкой моторики: подбираем и закручиваем крышки

  • Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамокЛабиринт, My-shopKoroBoom
Рамка-вкладыш

  • Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Магнитная рыбалка для малышей

  • Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Мозаика для малышей от 1 года

  • Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Открываем / закрываем коробочки и баночки

  • Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Доска с замочками

  • Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;

Игры с водой

  • Просеиваем крупу через ситечко;

Развивающие игры для детей 1 год план

  • Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
Набор посуды и овощей для сюжетной игры

  • Играем в лото;

Играем в лото 1,5 года

  • Собираем грибы / ягоды;

Игра Собираем грибы

  • Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)
Одень куклу Игра для ванной

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Кугельбан

  • Чистим вареное яичко;

Учимся чистить яичко

  • Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Доска с застежками

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

Развивающие игры с тестом

  • Лепка из пластилина. Идеи простых поделок: часть 1, часть 2.

Лепка из пластилина для детей 2-3 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4. Аппликация

Аппликации и поделки с детьми 1-2 лет

5. Настольные игры

Подборку настольных игр, подходящих для двухлеток, можно найти здесь:

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ОТ 2 ЛЕТ)

Djeco Цифры скачать

6. Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

  • Делаем ариткуляционные упражнения;
  • Делаем дыхательные упражнения;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Игры на развитие речи

Например:

Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.

Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.

Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет   и др.

7. Чтение книг

Развивающие книги для детей 2-3 лет

Подборки книг для чтения детям 2 лет можно найти здесь:

  • СКАЗКИ И СТИХИ РУССКИХ АВТОРОВ
  • СКАЗКИ И СТИХИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
  • РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ
  • ЗИМНИЕ И НОВОГОДНИЕ КНИГИ

8. Первые уроки

  • Учимся считать — играем в первые математические игры;

Математическая игра с конструктором

  • Изучаем геометрические фигуры;

играем с геометрическим лото

  • Изучаем цвета;

Сортировка по цветам

  • Играем со словами и буквами;

Учимся читать. Игры для обучения чтению

  • Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
  • Учим, кто что кушает (обезьяна — бананы, заяц — морковку, мышка — сыр и т.п.)
  • Знакомимся с временами года;
  • Учимся классифицировать предметы на группы (одежда, посуда, транспорт, мебель и т.п.), находить лишнее в группе предметов;
  • Запоминаем названия пальчиков;
  • Просматриваем карточки Домана (изучаем по ним простые факты) или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;

Карточки Домана скачать

9. Логические игры

Например:

  • Играем с логическими блоками Дьенеша;

Логические игры для детей от 2 лет

  • Выкладываем простые закономерности;

Выкладываем простые закономерности из мозаики

  • Собираем простые узоры из кубиков Никитина «Сложи узор»

Сложи узор Никитина с карточками

           и др.

Больше логических игр можно найти в статье «Логические игры для детей 2-3 лет»

10. Сюжетно-ролевые игры

Идеи для простых сюжетных игр можно найти здесь и здесь. Примерно с 2 лет ребенку становится интересно не только наблюдать за сценками, которые вы ему показываете, но и самому в них участвовать. Поэтому предлагайте ребенку брать на себя какую-то роль во время игры. Разыгрывайте простые сказки (репка, колобок, курочка ряба и т.п.).

Первые сюжетные игры

11. Музыкальные занятия

  • Слушаем классическую музыку;

Классическая музыка для малышей

  • Играем в простые подвижные музыкальные игры;

Подвижные музыкальные игры

12. Двигательная активность

  • Ходим по массажному коврику (Озон, My-shop);
  • Учимся ходить по линии или по следам, наклеенным на полу скотчем;

Упражнения для малышей. Ходим по следам

  • Учимся подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося чуть выше вытянутых рук;
  • Учимся перепрыгивать через веревочку или препятствие шириной 10-20 см.
  • Учимся стоять на одной ноге;
  • Учимся ходить на носочках;
  • Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль, бросаем мяч двумя руками из-за головы;
  • Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
  • Привыкаем делать зарядку по утрам;
  • Учимся действовать по сигналу. В этом пригодятся, например, такие двигательные игры:

Игра «Светофор». Взрослый говорит «Зеленый» (или показывает зеленую карточку) — ребенок идет или изображает, что едет на машине. Взрослый говорит «Красный» (показывает красную карточку) — ребенок стоит.

Игра «Самолеты». По команде заводим моторы (вращаем руки перед грудью, говорим «р-р-р»), взлетаем (руки в стороны), идем на посадку (медленно останавливаемся, опускаем руки).

Игра «День-ночь». Когда взрослый говорит «день», ребенок бегает, когда «ночь» — замирает, «спит».

13. Развитие навыков самообслуживания

  • учимся регулярно мыть руки перед едой;
  • учимся класть вещи по своим местам после игры;
  • учимся вытирать за собой стол и убирать рабочее место после творческих занятий;
  • учимся раздеваться и одеваться;
  • учимся чистить зубы, пользоваться расческой, носовым платком.

Спасибо за внимание! Всегда жду вас на страницах сайта! А также в Инстаграме, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Готовая программа развивающих занятий для детей


ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ НА ВСЕ ВОЗРАСТА


Сенсорная коробка Ферма


ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ


Развивающие книги для детей 2-3 лет


РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ


Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными. Программа подготовки к школе помогает решить ряд образовательных аспектов. В период обучения продолжается активное развитие ребенка как личности, освоение необходимых навыков для начальной школы.

Программа для дошкольников по подготовке к школе

Часто программа подготовки детей к школе ориентируется только на обучение письму, счету и грамоте. Но такой подход может привести к тому, что при вхождении в новый коллектив ребенок начинает испытывать трудности из-за интеллектуальной пассивности. Задача педагогов — развивать интерес у ребенка к образовательному процессу. Он должен не просто научиться считать, а хотеть считать. Задачей государственных программ является развитие желания и стремления узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми.

Программы подготовки

Задачи и структура занятий

Целью рабочего стандарта всестороннего развития в детском дошкольном возрасте является формирование готовности к обучению, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей. Все это поспособствует успешному адаптированию и поможет в достижении успехов.

Основными задачами программы считаются:

  • Организация процесса воспитания, развития и обучения на подготовительном этапе к школе с учетом потребностей этого возраста.
  • Побуждение в ребенке желания получать знания, укрепление положительного отношения к школе.
  • Формирование необходимых социальных черт будущего первоклассника, которые необходимы для благополучного прохождения адаптации.

Обратите внимание! Программа рассчитана на детский возраст от шести лет. Ее задачами является формирование в ребенке умения самостоятельно познавать мир через творчество, умение создавать новое.

Структура программы включает в себя несколько предметов:

  • Занимательная математика — ребенок знакомится с цифрами и арифметическими знаками, учится распознавать и соотносить цвета, сопоставлять формы и размеры. Формируются базовые умения, которые лежат в основе математических понятий.
  • Большая роль на занятиях отводится изучениям слов, звуков, навыков словоизменения. Ребенок учится осваивать структуру предложений, развивается умение слушать и говорить. В процессе занятий обогащается активный и пассивный словарный запас.
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей. Этот раздел наиболее важен для «домашних» детей, которые редко посещают детский сад. В основу программы входит принцип развития умения вести себя в обществе, работать в группах. В качестве творческих навыков дети учатся развивать фантазию, умение пользоваться подручными материалами (ножницами, клеем, декоративными предметами).

Обратите внимание! Основной метод работы с дошкольниками — игра. Используются различные методики, например, игра-путешествие или игра-урок, викторина.

Игровая деятельность

Рабочая программа по подготовке к школе дошкольников по новым ФГОС

План подготовки дошкольника к школе очень богат по содержанию. Задачей программы является знакомство ребенка с многосторонней окружающей средой. Методы обучения построены таким образом, что они направлены на усвоение знаний, а также на развитие эмоциональной сферы. В соответствии с методиками, необходимым условием получения знаний является создание высокого уровня эмоционального тонуса в период прохождения обучающего процесса.

Языковая часть программы

В основу системы развития речи положен комплексный подход. Он должен быть направлен на достижение в рамках одного занятия нескольких сторон речевого развития. Важно обращать внимание на следующее:

  • фонетику;
  • грамматику;
  • лексику.

Обратите внимание! У ребенка в процессе подготовки к школе должно быть сформировано четкое представление о связывании предложений в одно высказывание. Должна быть налажена работа над смысловой стороной.

Большую роль в реализации задач играет чтение художественной литературы.

Основной метод работы — игра. В ее процессе должны реализовываться следующие задачи:

  • развитие восприятия слухового и зрительного плана;
  • развитие мышления и речи, внимания и наблюдательности;
  • формирование навыков фантазии, воображения;
  • формирование этических представлений.

Чтение художественной литературы в детском саду

Развитие элементарных математических представлений

Формирование начальных математических представлений относится к важной части программы развития детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС, это первая ступень подготовки к школе.

Под элементарными математическими представлениями понимается следующее:

  • ориентация в величинах и размерах предметов;
  • владение счетом;
  • развитие пространственных отношений;
  • знакомство с геометрическими фигурами;
  • изучение представления о времени;
  • измерение мер;
  • знакомство с понятием долей;
  • умение сравнивать предметы.

Процесс работы предполагает организацию упражнений, в результате которых у ребенка повторяются практические действия.

Важно! Наглядные материалы представлены в виде таблиц, иллюстраций, рассмотрения наглядных моделей. В качестве словесных методов используются дидактические игры.

Обучение математическим навыкам

Составляющая программы по ИЗО и художественному труду

Государственная программа для дошкольников по подготовке к школе должна включать в себя многогранную деятельность. Дети должны знакомиться с разнообразными промыслами России, творческими направлениями.

Программа основана на внедрении интеллектуальной, творческой, изобразительной и театрализованной деятельности.

Цели образовательной деятельности:

  • формирование у детей интереса к изобразительному искусству;
  • развитие образного эстетического восприятия;
  • занятие продуктивной деятельностью (лепкой, аппликациями, художественным трудом).

Обратите внимание! Каждое направление деятельности имеет свои задачи.

Если речь идет о предметном рисовании, то в процессе занятий достигаются следующие цели:

  • Совершенствование умения изображать предметы, развитие наблюдательности, памяти.
  • Улучшается техника изображения, у ребенка развивается свобода воображения.
  • Формируется точность движения руки, острота зрения.
  • Развивается способность у ребенка увидеть красоту, тренируется умение изображать четкие линии, создавать плавные цветовые переходы.
  • При сюжетном рисовании формируется умение создавать композиции на бумаге, самостоятельность в выборе тематик.

Весь процесс проходит как в организационных группах, так и индивидуально. Задания предлагаются с учетом возраста и уровня первоначальных навыков. Такой подход способствует успешной подготовке ребенка к школе, благодаря этому происходит успешное овладение навыками учебной деятельности.

Основы ИЗО в детском саду

Формирование коммуникативных навыков дошкольников и другие

Переход в начальные классы — это сложный эмоциональный процесс. Дети должны быть всесторонне подготовлены. Немаловажную роль при этом играют коммуникативные навыки. Их грамотное развитие поможет быстро адаптироваться в новом коллективе.

Чтобы коммуникативные способности развивались всесторонне, рекомендуется использовать два метода:

  • Театрализацию.
  • Игровую деятельность.

Обратите внимание! Хороших результатов помогает достичь театрализация.

Она позволяет детям не только раскрепоститься, но и обогатить словарный запас. В процессе разыгрывания сказки, воплощения в одного из сказочных персонажей, они учатся смотреть на окружающий их мир другими глазами.

Такой метод очень полезен для ребенка, который в реальной жизни детского сада никак свою активность не проявляет. В условиях постановок у него появляется возможность более широкого взаимодействия со сверстниками. Таким образом удается расширить круг общения.

Смена образов положительно влияет не только на развитие навыков коммуникации, но и на обогащение речи. Ребенок сам не заметит, как начнет по-другому произносить звуки, стараться четче выговаривать слова.

С помощью театрализованной деятельности удается достичь следующих результатов:

  • раскрепощение детей;
  • расширения их лексикона;
  • развитие артистизма и избавление от страха выступления перед публикой.

Обратите внимание! Такая деятельность помогает научиться легко контактировать с разными людьми.

Ведущим типом деятельности для дошкольников является игра. Многие коммуникативные способности передаются в игровой деятельности. Наибольшее раскрепощение происходит у детей во время подвижных игр. Это важный аспект деятельность для застенчивых ребят.

Комбинация различных методов для развития коммуникативных способностей, применяемая регулярно в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе. Такие методики предупреждают проблемы, которые могут возникнуть у детей с педагогами и будущими одноклассниками.

Развитие коммуникации во время активных игр

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате завершения года обучения по подготовительной программе к школе ребенок должен уметь следующее:

  • Четко и ясно произносить слова, выделять звуки, определять место звука в слове, составлять предложения на заданную тему, пересказывать сказки и небольшие рассказы, писать элементы букв.
  • Считать до десяти и обратно, уметь сопоставлять цифру с предметами, понимать арифметические знаки, решать задачи в одно действие, измерять длину предметов, используя условную меру.
  • Перечислять в правильной последовательности времена года, суток, знать их признаки.

Итоговый контроль проводится в виде тестирования, а также в процессе игровой деятельности. В последний год перед школой проводится диагностика знаний детей психологом.

Проверка знаний дошкольников

Методическое обеспечение программы

Для реализации целей программы используются пособия и материалы, утвержденные стандартами образования. Воспитателю необходимы:

  • учебно-тематические конспекты, планы;
  • рабочие тетради;
  • прописи;
  • наглядные пособия, таблица, схемы;
  • счетный материал;
  • мультимедийные презентации.

Обратите внимание! Дидактические материалы и необходимые пособия по творчеству могут быть изготовлены самостоятельно.

Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе. Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний.

Как составить учебную программу, которая завоюет сердца учеников: советы экспертов

Заинтересовать школьников или студентов предметом, который кажется им скучным и бесполезным, — задача сложная, но выполнимая. Вместе с психологом и методистом делимся способами увлечь учеников знаниями.

Как составить учебную программу, которая завоюет сердца учеников: советы экспертов

1. Составляйте учебный маршрут

Понятная цель занятий важна не только педагогу, но и ученикам. Маршрут устранит неопределённость и расскажет, зачем нужен предмет, какие знания будут получены и что нужно сделать, чтобы их освоить. А ещё, имея перед глазами общий план обучения, школьник или студент сможет самостоятельно составить персональный образовательный трек — определить для себя финальную задачу и несколько промежуточных.

Чтобы детям было проще, для некоторых заданий можно использовать гибкую систему дедлайнов: установить две‑три возможные даты для сдачи проекта, реферата или курсовой работы. И добавить приятные бонусы за максимально быстрое и качественное выполнение. Например, в младших классах — дать больше жетонов или стикеров, в старших — поднять на балл одну из прошлых оценок.

Помимо маршрута для всего класса, иногда полезно проработать и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для конкретного учащегося. Такой пригодится, если у ребёнка есть интерес и способности к предмету. В ИОМ стоит включить увлекательные челленджи, которые помогут углубить знания, но при этом не перегрузят: не нужно забывать, что в расписании много предметов и каждому ученик должен уделять внимание.

Дарья Ларионова

Заместитель директора по научно-методической работе.

ИОМ разрабатывается для любого учащегося, которому требуется индивидуализация образования, — с учётом его запросов, особенностей и потребностей, а также конкретных условий учебного заведения. Часто такие маршруты создают с целью развития и поддержки способностей, углубления знаний в конкретных областях при работе с одарёнными детьми.

Маршрут не только фиксирует нагрузку и закрепляет порядок учебного плана, но и определяет ценность обучения — даёт мотивацию и помогает в самоопределении, профориентации и самореализации.

2. Объясняйте на понятных примерах

Иллюстрация: Ardea‑studio/Shutterstock

Стандартные описания из учебников не всегда работают. Они могут быть непонятными, устаревшими или просто скучными. Чтобы ученики действительно разобрались и заинтересовались сложными теоремами и правилами, попробуйте объяснять их на близких им примерах. Допустим, делая отсылки к персонажам и личностям из поп‑культуры, показывая фрагменты из фильмов или придумывая реалистичные случаи из жизни.

Для закрепления знаний можно попросить учеников предложить свои иллюстрации к теме — прямо на уроке или задать на дом, предоставив время на обдумывание. Это поможет не только лучше понять информацию, но и начать замечать практическую пользу от предмета каждый день.

Елена Котова

Психолог.

Понятные примеры показывают, что многое из изучаемого есть в жизни и действительно интересно. Чтобы найти подходящую иллюстрацию, спросите напрямую, чем занимаются и интересуются ваши ученики вне уроков. Например, если вы преподаёте физику, а ребятам нравятся кинокомиксы, поищите в фильмах подтверждение или опровержение каких‑то законов, покажите отрывок и объясните, как это работает.

3. Включайте в занятия интерактивы

Решение примеров у доски и пересказы параграфов — полезны, но в них мало интересного. Чтобы увлечь всех учеников, попробуйте другие варианты проверки знаний. Например, поиск ответа на задачу мозговым штурмом или голосованием, дебаты, деловые игры, розыгрыш ситуаций по ролям. Совсем отказываться от классических форматов необязательно, просто комбинируйте разные активности.

Дарья Ларионова

Включение в обучение, взаимодействие с одноклассниками, самостоятельность, самовыражение и стимулирование мотивации — всё это возможно с добавлением интерактивных действий в урок. Не важно, идёт изучение нового материала или закрепление полученных знаний. Педагог может внедрять игровые элементы, обращаться к гаджетам и мессенджерам (да‑да, необязательно ограничивать использование смартфонов), применять современные кейсы, разбирая медийных персонажей, и, конечно, задействовать необычные способы рефлексии.

4. Поощряйте творческий подход

Иллюстрация: Ardea‑studio/Shutterstock

В рефератах и готовых упражнениях легко схитрить: ответы можно найти в интернете или списать у приятеля. Поэтому иногда лучше искать задания с вариативностью решений, включающих ребёнка в процесс. Так, вместо обычного сочинения по литературе можно попросить учеников составить тест к прочитанному произведению или написать письмо от лица одного из персонажей. Главное — в оценке творческих заданий не придерживаться консервативного подхода и не занижать баллы лишь за то, что мнение студента отличается от общепринятого.

В точных науках креативный подход тоже возможен. Например, задания на поиск конкретных значений разбавляйте вопросами, требующими подумать и дать развёрнутый ответ. Они, кстати, тоже могут быть близкими к жизни, допустим «Почему смоченный нож помогает резать лук и не плакать?». Другие варианты — попросить учеников подготовить рекламную кампанию для физического закона или химического элемента, составить задачу по готовым вводным, придумать уравнение по ответу, добавив в пример как можно больше действий и знаков. Формат задания может быть любым!

Елена Котова

Творческий подход расширяет горизонты и уводит от шаблонов. Благодаря таким заданиям, ученики научатся ставить цели самостоятельно, познавать свою действительность и себя самих — видеть свои таланты. А ещё это помогает развивать критическое мышление, преодолевать страх ошибок и, главное, понимать, что ошибаться — нормально.

5. Уделяйте внимание каждому ученику

Не концентрируйтесь на отличниках или двоечниках. У каждого должна быть возможность высказаться. А ещё периодически давайте персональный фидбэк: хвалите за успехи и не жалейте рекомендаций для улучшения проблемных моментов. Но делать это лучше с глазу на глаз — в короткой личной беседе или в виде маленьких текстовых сообщений, приложенных к домашнему заданию. Так ученик поймёт, что вам небезразличны его успехи, при этом не будет смущаться одноклассников.

Елена Котова

Ученик — это личность. И все личности разные. Если есть возможность поработать индивидуально, то её надо использовать. Обратная связь должна быть экологичной, нацеленной на образование. Студента надо вдохновить разобраться в вопросах, которые вызывают сложности, а не посеять неуверенность в себе.

Поэтому перед тем, как дать фидбэк, вы должны определить задачу, которую он решает, и найти безопасный способ общения. Например, можно воспользоваться банальным правилом бутерброда: сначала дать мотивирующую информацию, потом развивающую (на что стоит обратить внимание), а затем снова мотивирующую.

Если у вас есть свои способы вовлечения учеников в образовательную программу, расскажите о них, приняв участие в премии Российского общества «Знание». Это ежегодный конкурс для школьных учителей, педагогов ссузов и вузов, лекторов и других людей, активно занимающихся просветительской деятельностью. Номинировать можно не только себя, но и своих коллег или знакомых, способности которых вызывают у вас восхищение.

Заявки принимаются онлайн на сайте премии до 17 июля. Вам нужно указать, чем уникален ваш подход и какими успехами учеников вы можете похвастаться. И не забудьте выбрать подходящую номинацию — всего их 13. Но победителей будет целых 22. Большинство лауреатов определит профессиональное жюри, кроме лучшего в категории «За общий вклад в просвещение» — здесь будут голосовать слушатели премии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти число опор
  • Как найти тепловой эффект в химии формула
  • Как найти работу студенту в россии
  • Как найти второй катет равнобедренного треугольника
  • Как найти золото в рдр 2 онлайн