Как составить программу занятий с ребенком

ПАМЯТКА

КАК НАПИСАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ  ПРОГРАММУ

Развивающая программа разрабатывается на основе модификации уже существующих программно-методических материалов по какому-либо направлению деятельности с детьми, подростками и молодежью под местные условия, спецификацию, потребности воспитанников, возможности учреждения и т.п.

Содержание развивающих программ должно быть направлено на:

— создание условий для развития индивидуально-личностных качеств и потребностей воспитанников;

— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;

— приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального  самоопределения, творческой самореализации личности воспитанника, ее   интеграции в систему мировой и отечественной культур;

— интеллектуальное и духовное развитие личности воспитанника;

— укрепление психического и физического здоровья;

Цели и задачи развивающих программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие воспитанников.

Развивающая программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Рецензия на программу НМС.
  3. Пояснительную записку.
  4. Паспорт программы.

     5.   Примерный план занятий.

     6.   Содержание по блокам, этапам, либо отдельным занятиям.

     7.   Методическое обеспечение развивающей программы.

     8.   Список литературы.

        Титульный лист содержит:

     — наименование муниципального бюджетного учреждения;

     — где, когда и кем утверждена развивающая программа (подпись руководителя);

     — название развивающей программы;

     — в рамках какого объединения или направления программа реализуется;

     — срок реализации развивающей программы;

— утверждение программы методическим советом или иным органом ему функциональным;

     — Ф.И.О., должность автора, составителя (коллектива авторов, составителей) развивающей программы;

     — название города, населенного пункта;

     — год разработки программы.

        Пояснительная записка раскрывает:

     — направленность развивающей программы;

     — новизну, актуальность, целесообразность и востребованность;

     — цель и задачи программы;

     — отличительные особенности данной программы от уже существующих;

     — возраст воспитанников, участвующих в реализации программы;

     — сроки реализации программы (продолжительность процесса реализации, этапы);

     — формы и режим занятий;

     — ожидаемые результаты и способы их проверки;

     — формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

 Паспорт программы оформляется в табличном варианте из двух столбцов (первый столбец – наименование программы, основания для разработки, заказчик, разработчик, цель, задачи, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ожидаемые результаты, средства, источники финансирования, контроль реализации)

        Примерный план занятий развивающей программы включает:

     — перечень разделов, тем;

     — количество часов по блокам, этапам, направлениям или темам с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

        Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). Содержание программы – это краткое описание разделов, блоков, этапов или тем внутри них. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в примерном плане.

 Описать тему означает:

— указать название темы;

— перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

— указать, в каких формах организуется процесс занятия (теоретических, практических).

Содержание следует излагать в виде краткого описания сути, формы, способов занятия.

        Методическое обеспечение включает методическое сопровождение реализации развивающей программы:

     — форм занятий, планируемых по каждой теме, либо разделу, блоку, этапу;

     — приемов и методов организации занятий, необходимых материалов, технического оснащения;

     — критериально-диагностического аппарата;

     — приложения: сценарии, положения мероприятий, конкурсов, соревнований и т.д.

          Список литературы.

        Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии.

Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).

Желательно также разделить приводимую вами литературу на несколько разделов:

— для специалистов;

— для воспитанников;

— для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

Развивающие игры для детей 2 - 3 лет

Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно :) Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на которые хотелось бы сослаться в этой статье, я решила все-таки больше не откладывать и опубликовать нашу программу занятий.

Сразу скажу, что это не жесткий график занятий, это своеобразный ориентир, который подскажет вам, во что поиграть с малышом, когда у вас высвободится минутка. Для меня такой план был настоящей палочкой-выручалочкой, я без него, как без рук. Программу я составляла для своей дочери, когда ей было 2 года. Постаралась охватить в программе все основные сферы развития ребенка с учетом познавательных потребностей данного периода. Все проверено на практике, разумеется :)

Напоминаю, что аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРЫ И ЗАНЯТИЙ

Итак, развивающие игры для детей от 2 лет (чтобы прочитать о каждом занятии подробнее, кликайте по ссылкам):

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);

Игры с прищепками

  • Игры-моталочки;

Игры-моталочки своими руками

  • Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);

Развивающие занятия для детей 2 - 3 лет

  • Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;

Тактильные игры

  • Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;

Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)

Развивающие цилиндры

  • Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);

Развивающие игры для детей 2 лет

  • Играем с пинцетом;

Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторикиДетский пинцет для развития мелкой моторики

  • Играем с сенсорными коробками;

Сенсорная коробка Ферма

  • Играем со стучалкой (с гвоздиками);

Пример стучалкиOzon, My-shop, Babadu

План развивающих игр и занятий для детей 2 - 3 лет

  • Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;

Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночкиИгры с матрешкой

  • Собираем пазлы из 4-20 частей;

Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop

Пазлы для малышей

  • Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;

Конспект развивающих игр и занятий для детей 2 - 3 лет

  • Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;

Пример пальчиковых игрушекOzon, My-shop, KoroBoom

Пальчиковая зарядка с пальчиковыми игрушками

  • Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;

Развивающая игра с болтиками и гайками

  • Подбираем ключики к замочкам;

Игра "Подбери ключик"

  • Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;

Развивающая игра Выкладываем макароны по линиям

  • Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;

Пример пипетки
Игры с пипеткой

  • Вырезаем ножницами;

Пример тетрадей для вырезания — KumonЛабиринт, My-shop, Ozon

Рабочая тетрадь кумон "Давай вырезать"

  • Играем с конструкторами;

Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.
Конструктор Zolo

  • Конструируем из счетных палочек;

Счетные палочки

  • Играем со шнуровкой-планшетиком;

Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop

Шнуровка плоская

  • Играем с кинетическим песком;

Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)

Кинетический песок
Уже знакомые игры:

  • Строим дорожки из домино;

Развивающие занятия для детей 1 года 9 месяцев план

  • Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;

Переливаем воду губкой из одной миски в другую

  • Составляем картинку на кубиках-пазлах;

Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
Играем с кубиками-пазлами

  • Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;

Пример трехслойного и двухслойного пазлов
Джеко пазл "Дом зайцев"

  • Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;

Рыбалка с колечками пирамидки

  • Подбираем крышки к баночкам;

Игры на развитие мелкой моторики: подбираем и закручиваем крышки

  • Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамокЛабиринт, My-shopKoroBoom
Рамка-вкладыш

  • Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Магнитная рыбалка для малышей

  • Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Мозаика для малышей от 1 года

  • Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Открываем / закрываем коробочки и баночки

  • Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Доска с замочками

  • Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;

Игры с водой

  • Просеиваем крупу через ситечко;

Развивающие игры для детей 1 год план

  • Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
Набор посуды и овощей для сюжетной игры

  • Играем в лото;

Играем в лото 1,5 года

  • Собираем грибы / ягоды;

Игра Собираем грибы

  • Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)
Одень куклу Игра для ванной

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Кугельбан

  • Чистим вареное яичко;

Учимся чистить яичко

  • Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Доска с застежками

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

Развивающие игры с тестом

  • Лепка из пластилина. Идеи простых поделок: часть 1, часть 2.

Лепка из пластилина для детей 2-3 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4. Аппликация

Аппликации и поделки с детьми 1-2 лет

5. Настольные игры

Подборку настольных игр, подходящих для двухлеток, можно найти здесь:

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ОТ 2 ЛЕТ)

Djeco Цифры скачать

6. Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

  • Делаем ариткуляционные упражнения;
  • Делаем дыхательные упражнения;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Игры на развитие речи

Например:

Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.

Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.

Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет   и др.

7. Чтение книг

Развивающие книги для детей 2-3 лет

Подборки книг для чтения детям 2 лет можно найти здесь:

  • СКАЗКИ И СТИХИ РУССКИХ АВТОРОВ
  • СКАЗКИ И СТИХИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
  • РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ
  • ЗИМНИЕ И НОВОГОДНИЕ КНИГИ

8. Первые уроки

  • Учимся считать — играем в первые математические игры;

Математическая игра с конструктором

  • Изучаем геометрические фигуры;

играем с геометрическим лото

  • Изучаем цвета;

Сортировка по цветам

  • Играем со словами и буквами;

Учимся читать. Игры для обучения чтению

  • Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
  • Учим, кто что кушает (обезьяна — бананы, заяц — морковку, мышка — сыр и т.п.)
  • Знакомимся с временами года;
  • Учимся классифицировать предметы на группы (одежда, посуда, транспорт, мебель и т.п.), находить лишнее в группе предметов;
  • Запоминаем названия пальчиков;
  • Просматриваем карточки Домана (изучаем по ним простые факты) или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;

Карточки Домана скачать

9. Логические игры

Например:

  • Играем с логическими блоками Дьенеша;

Логические игры для детей от 2 лет

  • Выкладываем простые закономерности;

Выкладываем простые закономерности из мозаики

  • Собираем простые узоры из кубиков Никитина «Сложи узор»

Сложи узор Никитина с карточками

           и др.

Больше логических игр можно найти в статье «Логические игры для детей 2-3 лет»

10. Сюжетно-ролевые игры

Идеи для простых сюжетных игр можно найти здесь и здесь. Примерно с 2 лет ребенку становится интересно не только наблюдать за сценками, которые вы ему показываете, но и самому в них участвовать. Поэтому предлагайте ребенку брать на себя какую-то роль во время игры. Разыгрывайте простые сказки (репка, колобок, курочка ряба и т.п.).

Первые сюжетные игры

11. Музыкальные занятия

  • Слушаем классическую музыку;

Классическая музыка для малышей

  • Играем в простые подвижные музыкальные игры;

Подвижные музыкальные игры

12. Двигательная активность

  • Ходим по массажному коврику (Озон, My-shop);
  • Учимся ходить по линии или по следам, наклеенным на полу скотчем;

Упражнения для малышей. Ходим по следам

  • Учимся подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося чуть выше вытянутых рук;
  • Учимся перепрыгивать через веревочку или препятствие шириной 10-20 см.
  • Учимся стоять на одной ноге;
  • Учимся ходить на носочках;
  • Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль, бросаем мяч двумя руками из-за головы;
  • Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
  • Привыкаем делать зарядку по утрам;
  • Учимся действовать по сигналу. В этом пригодятся, например, такие двигательные игры:

Игра «Светофор». Взрослый говорит «Зеленый» (или показывает зеленую карточку) — ребенок идет или изображает, что едет на машине. Взрослый говорит «Красный» (показывает красную карточку) — ребенок стоит.

Игра «Самолеты». По команде заводим моторы (вращаем руки перед грудью, говорим «р-р-р»), взлетаем (руки в стороны), идем на посадку (медленно останавливаемся, опускаем руки).

Игра «День-ночь». Когда взрослый говорит «день», ребенок бегает, когда «ночь» — замирает, «спит».

13. Развитие навыков самообслуживания

  • учимся регулярно мыть руки перед едой;
  • учимся класть вещи по своим местам после игры;
  • учимся вытирать за собой стол и убирать рабочее место после творческих занятий;
  • учимся раздеваться и одеваться;
  • учимся чистить зубы, пользоваться расческой, носовым платком.

Спасибо за внимание! Всегда жду вас на страницах сайта! А также в Инстаграме, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Готовая программа развивающих занятий для детей


ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ НА ВСЕ ВОЗРАСТА


Сенсорная коробка Ферма


ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ


Развивающие книги для детей 2-3 лет


РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ


ПРОГРАММА

РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5-3 лет

(1-й год обучения)

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность программы.

Актуальность. Современные
педагогика и психология в значительной степени характеризуется обращением к
наиболее ранним этапам развития человека. От рождения до 3 лет ребёнок проходит
половину своего интеллектуального развития, т.е. именно эти первые годы в
огромной степени зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития
ребёнка, т.к. возможность развиваться не остается неизменной.

 После рождения, вместе с ростом
ребёнка его мозг дозревает и становится способным к функционированию. Это время
и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных человеческих
способностей. Уникальность этого периода состоит, в том числе, и в
стремительности развития ребёнка, что требует самого пристального внимания
родителей. 

Наблюдения за динамикой физического и
духовно-эмоционального развития ребенка в первые годы жизни позволяют понять,
какое огромное значение имеет этот период. Исследования физиологии мозга и
детской психологии показали, что ключом к развитию умственных способностей
ребенка является его личный опыт в первые три года жизни, то есть тогда, когда
развиваются мозговые клетки. 

Источником познания дошкольника является
чувственный опыт. Следовательно, главное в этом возрасте – его обогащение,
необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь –
пополнение представлений о свойствах предметов. Развивая представления о цвете,
форме, величине окружающих предметов, необходимо ознакомить детей с сенсорными
эталонами. Сенсорное развитие ребенка, во-первых, имеет самостоятельное
значение, так как обеспечивает получение первичных знаний и представлений об
окружающем, и, во-вторых, является основой общего умственного развития.

Еще одним средством умственного развития
ребенка, его познавательных способностей является формирование элементарных
математических представлений. В процессе оперирования различными группами
предметов у ребенка формируется осознание понятия количества. Умение наблюдать,
воспринимать группу предметов в целом и выделять ее отдельные части, замечать
увеличение или уменьшение группы, — все это способствует формированию первых
количественных представлений.

        В этот период жизни
обогащается активный и пассивный словарь ребенка, развивается связная речь,
отрабатывается звукопроизношение. Развитию речи способствует чтение,
разучивание песенок и стихотворений.

        Огромное значение в
развитии устной и в будущем письменной речи ребенка имеет развитие ручной и
пальцевой моторики. Все это заставляет обратить особое внимание на
предоставление малышу условий для развития его сенсорной моторики, особенно
мускулатуры рук и тонких движений пальцев.

        Задачей умственного
развития является формирование памяти, внимания, мышления. У детей психические
процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед педагогом стоит задача
– предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного
проживания периода дошкольного детства. 

        При правильном развитии
и воспитании в раннем возрасте ребенку потом легче будет учиться в школе,
адаптироваться к условиям новой для него жизни, поэтому, если были посеяны
хорошие семена в наиболее благоприятный период раннего развития, малыш вырастет
достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям. 

Круг общения ребёнка ограничен близкими
людьми (а позднее – также и группой сверстников), причём это общение носит
преимущественно интимно-личностный характер, строится на основе эмоциональных
контактов. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают
ему:

·        
чувство психологической защищённости;

·        
доверие к миру;

·        
эмоциональное благополучие;

·        
формирование базиса личностной культуры;

развитие
индивидуальности.

2. Научная обоснованность.

Первые годы жизни
являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и
нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет
зависеть будущее ребёнка.

В первый год жизни
ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы;
совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать,
различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно
координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется
речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.

В течение второго и
третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие
движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения
ориентировочно – познавательная деятельность.

Педагоги, физиологи,
психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М.
Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк
и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей.
Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования
личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые
легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания
детей раннего возраста.

Особое значение этого
возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя
фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым
общением и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребёнку
широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его
развития новой информации. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания,
формировать необходимые умения и навыки и через психолога, человека владеющего
ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Предметная деятельность
непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные
движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они вместе взятые,
достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого
развития маленького растущего человека.

Примерно к трём годам
память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие
свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает
теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее
поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идёт о способности
понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие познавательных
процессов и речи помогает ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы
и формы человеческого поведения. Основная трудность в изучении психической
жизни маленьких детей заключатся в том, что их жизнь находится в постоянном
развитии, и чем младше ребёнок, тем более интенсивно проходит это развитие.

Ранний возраст – самое
благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно
нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об
окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего
возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические
знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом,
чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны
усваивать сходства и различия свойств предметов.

Исследования Н.М.
Щелованова и М.Ю. Кистяковской показывают, чем разнообразнее движения, которые
выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает
информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальном
развитию малыша.

Разнообразные движения,
особенно если они связанны с работой рук, оказывают положительное влияние на
развитие речи.

Во время ходьбы,
лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов,
познает их свойства. Малыш учиться ориентироваться в пространстве. Правильно
организованная двигательная активность способствует формированию личности
ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность,
активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети
приобретают в процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и
сверстниками, учатся согласовывать свои действиями с требованиями взрослых и с
действиями других детей.

Так же исследования
учённых показало, что уровень развития детской речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что
формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных)
импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее
движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Занятие изобразительной
деятельностью не только помогают ребёнку овладеть элементарными приёмами лепки,
аппликации и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают
эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют
трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

В период от 1,5 до 3
лет ребёнок стремительно овладевает речью. Потешки, песенки и сказки – первые
литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо
развито фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной
сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя
участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке.

Хотелось отметить, что
маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны
сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому занятия
с детьми построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Общение с маленьким
ребёнком – это всегда радость. Но эта радость зачастую сопряжена с массой
проблем и забот, волнений и переживаний. Вырастить здорового и развитого
ребёнка можно только

3. Направленность и уровень
программы (цель, задачи, категория детей, возраст детей).

Ведущая деятельность в
раннем возрасте – предметная.

Ведущая психическая
функция – восприятие.

3.1. Основная цель данной
программы 
состоит в создании условий для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка. А
также:

·      
психолого-педагогическая  поддержка родителей, повышение
уровня родительской компетентности в деле воспитания  и развития детей
раннего возраста;

·       привлечение
интереса общества к сфере  материнства и  детства, повышение
статуса    гендерных  ролей женщины и мужчины: матери и
отца

3.2. Реализация
цели предполагает решение ряда задач:

1. Формировать у ребенка опыт игровой,
практической, познавательной, творческой и др. видов деятельности.

2. Формировать у ребенка опыта
самопознания.

3. Укрепить здоровье ребенка и развить
основные движения, крупную и мелкую моторику.

4. Развить предметную деятельность,
ознакомить ребенка с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением
и действиями с ними, учить отбирать и группировать предметы по их свойствам.

5. Стимулировать познавательную активность
ребенка.

6. Развивать основы  всех
 сторон речи:  словаря, грамматического  строя  речи,
связной речи, звуковой культуры речи.

7. Создавать  условия   для
развивающего  взаимодействия  в  общении,  познании  и
выполнении элементарных правил поведения, ощущение успешности в деятельности и
развития позитивного образа «Я».

8. Обогащать связи  ребенка  с
окружающим  миром, развивать интерес  к доступным его пониманию
явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности,
способствовать отображению их в игровой, изобразительной, музыкальной и другой
деятельности.

9. Содействовать
 развитию  элементарного  эстетического   восприятия,
способности эмоционально реагировать на эстетические особенности природы,
предметы ближайшего окружения, на литературные и изобразительные художественные
образы.

3. 3. Категория
детей, возраст
:

Курс рассчитан для
детей 1,5-3 лет. Возрастные ограничения не являются жёсткими. Можно
ориентироваться на актуальный уровень развития детей. Для детей раннего
возраста и детей, отстающих в развитии, возрастные диапазоны могут быть
сдвинуты в ту или иную сторону. Количество детей в группе от 1 до 10 человек.

4.
Показания и противопоказания к применению.

1.                
Поводом для зачисления ребёнка в группу служат: рекомендации
врача, заключение психолога (по результатом диагностики). Наблюдения и отзывы
воспитателя, пожелания родителей.

5.
Режим занятий:
 

56 часов в год, 2 раза
в неделю,
в первой половине дня.

Количество учебных недель в
году – 28.

6. Содержание программы (общая
характеристика).

Общая структура
занятий:

                                                                 
I.                       
Вводная часть:

                                                                        
·    
ритуал
приветствия;

                                                                        
·    
двигательная
гимнастика;

                                                              
II.                       
Основная часть:

                                                                        
·    
развитие
познавательных процессов;

                                                                        
·    
развитие
речи;

                                                                        
·    
свободная
игра;

                                                           
III.                       
Заключительная часть:

                                                                        
·    
ритуал
прощания;

I. Вводная часть:

·      
ритуал приветствия: организация детей к занятию;

·      
двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и
координации движения;

II. Основная часть:

·      
развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания,
мелкой моторики рук;

·      
развитие речи: дети учат стихи, речёвки, потешки;

·      
свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение,
стимулирует интерес к окружающему миру, учит общаться со сверстниками;

III. Заключительная
часть:

·      
ритуал прощания: дети прощаются со всеми до следующего занятия.

7. Условия реализации.

Занятия проводятся в
помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил
(кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, группа детского сада).

Важнейшим моментом является организация
предметно пространственной среды, соблюдаются основные принципы:
рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость
(обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).

В групповом помещении выделены рабочая
часть для занятий и пространство для свободной деятельности. Есть зоны для
сюжетно ролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, конструирования,
ручного труда, чтения и рассматривания книг.

Материалы:

·                    
магнитофон, альбом, цветная бумага, цветной картон, белый картон, цветные
карандаши, цветная гуашь, пальчиковые краски,  пластилин, мука, соль, посуда
одноразовая, мячи, бубны, обручи, воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки, макароны,
фасоль, различные крупы, пуговицы, шнурки, молния, мозаика, игрушки.

Среда носит стабильный,
разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность
преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с
учетом специфики возраста и восприятия детей.

8. Формы проведения
занятий
:

Свободная игра —
форма работы с детьми, подразумевающая недирективный подход к организации
детской активности. Дети с родителями, попадающие в пространство Игровой, сами
определяются в своих предпочтениях. Специалисты, ведущие игровую, 
инициируют игры и занятия, а дети и сопровождающие их взрослые решают, к чему
они хотят присоединиться. Также специалисты помогают урегулировать детские
конфликты, готовы отвечать на вопросы о развитии и поведении детей. В
пространстве Игровой присутствуют и материалы для творчества, и уголок для игры
с водой, и спортивные снаряды, и куклы, машинки для сюжетной игры.

Самостоятельная
игровая деятельность обеспечивает:

·  закрепление
знаний, умений и навыков, полученных на занятиях;

·  выполнение
 характерных для игрушки или игрового материала целевых действий,
доведение их до результата, перенос усвоенных детьми  действий  с
одной игрушки на другую;

·  воспитание
положительных форм общения детей друг с другом, игры «рядом», затем игры
«вместе», обучение детей старше 1,5 года согласовывать свои действия друг с
другом.

Творческий сеанс –
дети и родители знакомятся с различными средствами творческой деятельности,
развивают навыки взаимодействия через совместную деятельность, учатся
прислушиваться к мнению друг друга, учитывать возможности друг друга. В
структуру занятия входят двигательные игры, настраивающие детей на совместную
активную работу, работа с сенсорно-насыщенными материалами (песок, крупы,
тесто, пальчиковые краски), совместное выполнение творческого задания,
использование материала, с которым познакомились, для изготовления некоторого
продукта.

 Музыкальный игровой сеанс представляет
собой структурированное музыкальное занятие, знакомящее детей с разными видами
и способами совместного музицирования, такими как танцы, хороводы, пение, игра
на шумовых музыкальных инструментах, игра в подвижные и пальчиковые игры.
Приобщаясь к музыкальному творчеству, ребенок одновременно знакомится с
основами социального поведения, знакомится с правилами совместной деятельности
и игры, развивает свои коммуникативные качества:

·  умения
общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения,
обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения,

·  решает
и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе,
знакомится с повадками домашних и диких животных, учат бережно относиться к
игрушкам и т. д.

В ходе игрового сеанса «Сказка» дети,
родители и педагог слушают, смотрят и сами разыгрывают сказку, играют в
двигателные, хороводные фольклорные игры, игры-ожидания и пальчиковые игры,
танцуют и поют. Сказка способствует развитию межличностных отношений,
социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности
ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним
из самых доступных средств развития ребенка.

Детский фитнесс способствует
развитию двигательной активности детей, их ловкости, выносливости, координации
движений, равновесия, скорости двигательных реакций, а также развитию
познавательных функций: внимания, памяти и др.

9. Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности
:

В результате участия в программе:

1.    
Ребенок с удовольствием и желанием приходит на занятия.
Принимает активное участие в их проведении. Понимает речь педагога,
внимательно выслушивает задания и стремится выполнить его самостоятельно.

2.    
Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой.

3.    
Может концентрироваться 10-15 минут на выполнении задания.

4.    
Освоил   соответствующие  возрасту  социальные
 навыки,   рамки   поведения   на занятии.

5.    
Эмоционально и интеллектуально готов к самостоятельным занятиям
в группе детей без участия родителей.

Максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала
ребенка, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребёнком
самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей; умение
общаться со взрослыми и сверстниками, развитие основных двигательных
навыков.                                

10.
Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Основные методы оценки
уровня развития ребёнка:

Диагностика:

·                    
анкета для родителей «Мой малыш»;

·                    
наблюдение за детьми (Дневник развития ребёнка).

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов (общее)

Теория

Практика

1

Тема. Вводное занятие

1

Введение в образовательную деятельность

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

2

Тема. Птичий двор

5

Знакомство с названиям и образом жизни домашних птиц.

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

3.

Тема. Домашние животные.

5

Знакомство с названиями животных, их образом жизни.

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

4.

Тема. Дикие животные

5

Знакомство с названиями животных, их образом жизни.

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

5.

Тема. Овощи и фрукты

5

Знакомство с названиями овощей и фруктов.

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

6.

Тема. Дом.

5

Знакомство с предметной сферой жизни.

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

7.

Тема. Игрушки

5

Знакомство с предметной сферой жизни.

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

8.

Тема. Гости

5

Знакомство с правилами поведения в гостях и правилами приема
гостей.

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

9.

Тема. Музыкальное занятие.

5

Знакомство с музыкальными инструментами, развитие чувства ритма.

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

10.

Тема. Формы и цвета предметов.

5

Знакомство с понятиями «форма и цвет»

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие
познавательных процессов.

11.

Тема. Времена года

10

Знакомство с описаниями и признаками времен года

Пальчиковые игры. Творчество. Фитнес. Упражнения на развитие познавательных
процессов.

Содержание
программы

1.             
Тема. Вводное занятие.

Цель: введение
в образовательную деятельность.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя», «Ежик».

Цель: развитие коммуникативных навыков детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами:
«Мошка», «Паучок», «Червячки», «Мышь», «Шарики», «Мы кружок нарисовали»,
«Строим дом», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый помидор».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: «Снегирь».

Цель: развитие воображения, мелкой
моторики рук.

Формирование умений лепки шариков.

4.             
Сказка: «Мамино солнышко».

5.             
Физическая разминка: «Я бурый
медвежонок», «Автобус», «Мы сидим на диване».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

2.             
Тема. Птичий двор.

Цель: знакомство
с названием и образом жизни домашних птиц.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя», «Ежик».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами:
«Мошка», «Паучок», «Червячки», «Мышь», «Шарики», «Мы кружок нарисовали»,
«Строим дом», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый помидор».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: «Накорми цыпленка»,
«Утенок», «Раскрась утенка»

Цель: развитие воображения, мелкой
моторики рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

4.             
Сказки: «Непослушный цыпленок»,
«Храбрый утенок», «Как цыпленок с утенком купаться ходили», «Курочка Ряба»,
«Петушок и бобовое зернышко».

Тематические игры: «Кто
как кричит?»,  «Найди пару».

Цель: развитие речи, формирование
соответствий понятий «утка – утенок», «гусь – гусенок» и т.д.

5.             
Физическая разминка: «Я бурый
медвежонок», «Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Вышла курочка
гулять», «Прыг».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

3.             
Тема. Домашние животные.

Цель: знакомство
с названием и образом жизни домашних животных.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами:
«Есть в лесу из бревен дом», «Веселая мышка», «Мышь», «Шарики», «Мы кружок
нарисовали», «Строим дом», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый помидор»,
«Козлики», «Пчелы».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: «Барашек», «Раскрась
лист», «Бабочка».

Цель: развитие воображения, мелкой моторики
рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

4.             
Сказка: «Бычок – смоляной
бочок»,  «Кто сказал «мяу»?, «Козлятушки», «Прыгал козлик по лугу».

Тематическая игра: «Кто как кричит?»,
«Найди пару»

Цель: развитие речи, формирование
соответствий понятий «овца — ягненок», «коза — козленок» и т.д.

5.             
Физическая разминка: «Я бурый
медвежонок», «Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Вышла курочка
гулять», «Прыг».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

4.             
Тема. Дикие животные.

Цель: знакомство
с названием и образом жизни домашних животных.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя — 2», «Утром лисонька проснулась».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами:,
«Есть в лесу из бревен дом», «Веселая мышка», «Мышь», «Шарики», «Мы кружок
нарисовали», «У оленя дом большой», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый
помидор», «Козлики», «Пчелы».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: «Колобок», «Медвежонок»,
«Солнышко».

Цель: развитие воображения, мелкой
моторики рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

4.             
Сказка: «Колобок», «Три
медведя», «Волк и семеро козлят», «Мишка и пчелы».

Тематическая игра: «Найди
пару»

Цель: формирование соответствий понятий
«лис — лисенок», «медведь — медвежонок» и т.д.

5.             
Физическая разминка: «Я бурый
медвежонок», «Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Зайчики и волк»,
«Прыг», «Заинька попляши, серенький попляши».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

5.             
Тема. Овощи и фрукты.

Цель: знакомство
с названием и образом жизни домашних животных.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя — 2», «Утром лисонька проснулась».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами: «Мы
капусту рубим», «Паучок», «Червячки», «Мышь», «Шарики», «Мы кружок нарисовали»,
«Строим дом», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый помидор», «Козлики»,
«Пчелы».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: «Капуста», «Корзинка с
фруктами», «Яблоневый сад».

Цель: развитие воображения, мелкой
моторики рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

4.             
Тематическая игра: «Найди овощи и фрукты»

Цель: соотнести картинки с макетами овощей
и фруктов.

Сказка: «Репка»,
«Теремок», «Каша из топора».

5.             
Физическая разминка: «Я бурый
медвежонок», «Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Зайчики и волк»,
«Прыг», «Заинька попляши, серенький попляши».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

6.             
Тема. Дом.

Цель: знакомство
с предметной сферой жизни.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя — 2», «Утром лисонька проснулась».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами: ««Мы
капусту рубим», «Есть в лесу из бревен дом», «Наша Катя», «Веселая мышка»,
«Строим дом», «У оленя дом большой», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый
помидор», «Козлики», «Пчелы».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: «Две чашки», «Теремок»,
«Бабочка».

Цель: развитие воображения, мелкой
моторики рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

Цель: соотнести картинки с макетами овощей
и фруктов.

4.             
Сказка: «Теремок», «Рукавичка».

5.             
Физическая разминка: «Я бурый
медвежонок», «Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Зайчики и волк»,
«Прыг», «Заинька попляши, серенький попляши».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

7.             
Тема. Игрушки.

Цель: знакомство
с предметной сферой жизни.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя — 2», «Утром лисонька проснулась».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами: ««Мы
капусту рубим», «Есть в лесу из бревен дом», «Наша Катя», «Веселая мышка»,
«Строим дом», «У оленя дом большой», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый
помидор», «Козлики», «Пчелы».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: «Бабочка – 2», «Рыбка и
морская звезда», «Птички».

Цель: развитие воображения, мелкой
моторики рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

4.             
Сказка: «Прыгал козлик по лугу»,
«Стихи» А. Барто, «Храбрый утенок».

5.             
Физическая разминка: «Я бурый
медвежонок», «Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Зайчики и волк»,
«Прыг», «Заинька попляши, серенький попляши».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

8.             
Тема. Гости.

Цель: знакомство
с правилами поведения в гостях и правилами приема гостей.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя — 2», «Утром лисонька проснулась».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами: ««Мы
капусту рубим», «Есть в лесу из бревен дом», «Наша Катя», «Веселая мышка»,
«Строим дом», «У оленя дом большой», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый
помидор», «Козлики», «Пчелы».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: «Чаепитие», «Пряник».

Цель: развитие воображения, мелкой
моторики рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

4.             
Сказка: «Теремок», «Каша из
топора», «Как медвежонок в гости к солнышку ходил»

5.             
Физическая разминка: «Я бурый медвежонок»,
«Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Зайчики и волк», «Прыг»,
«Заинька попляши, серенький попляши».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

9.             
Тема. Формы и цвета предметов.

Цель: знакомство
с правилами поведения в гостях и правилами приема гостей.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя», «Ежик».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами: ««Мы
капусту рубим», «Есть в лесу из бревен дом», «Наша Катя», «Веселая мышка»,
«Строим дом», «У оленя дом большой», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый
помидор», «Козлики», «Пчелы».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: Раскрашивание по
трафаретам: круг, звезда, ромб, треугольник и прямоугольник.

Цель: развитие воображения, мелкой моторики
рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

4.             
Сказка: «Стихи» А. Барто,
«Репка», «Три медведя».

5.             
Физическая разминка: «Я бурый
медвежонок», «Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Вышла курочка
гулять», «Прыг», «Заинька попляши, серенький попляши».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

1.             
Тема. Формы и цвета предметов.

Цель: Знакомство
с понятиями «форма и цвет»

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя», «Ежик».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами: ««Мы
капусту рубим», «Есть в лесу из бревен дом», «Наша Катя», «Веселая мышка»,
«Строим дом», «У оленя дом большой», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый
помидор», «Козлики», «Пчелы».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: Раскрашивание по
трафаретам: круг, звезда, ромб, треугольник и прямоугольник.

Цель: развитие воображения, мелкой
моторики рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

4.             
Сказка: «Стихи» А. Барто,
«Репка», «Три медведя».

5.             
Физическая разминка: «Я бурый
медвежонок», «Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Вышла курочка
гулять», «Прыг», «Заинька попляши, серенький попляши».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

2.             
Тема. Времена года.

Цель: Знакомство
с названиями и признаками времен года.

Практическая часть:

1.             
Тренинговые упражнения: «Поздороваемся»,
«Назови свое имя», «Ежик».

Цель: развитие коммуникативных навыков
детей.

2.             
Пальчиковые игры и игры с клавесами: ««Мы
капусту рубим», «Есть в лесу из бревен дом», «Наша Катя», «Веселая мышка»,
«Строим дом», «У оленя дом большой», «Сапожник», «Ножки-ножки», «Толстопузый
помидор», «Козлики», «Пчелы».

Цель: развитие мелкой моторики
и речи:

3.             
Творческое занятие: «Новогодняя елка», «8
марта», «23 февраля», «Осенний лес».

Цель: развитие воображения, мелкой
моторики рук.

Формирование умений лепки, рисования,
закрашивания, приклеивания.

4.             
Сказка: «Старик-годовик», «Как
медвежонок в гости к солнышку ходил», «Утенок и цыпленок», «Кто сказал «мяу»?

5.             
Физическая разминка: «Я бурый медвежонок»,
«Автобус», «Мы сидим на диване». Подвижные игры: «Вышла курочка гулять»,
«Прыг», «Заинька попляши, серенький попляши».

Цель: развитие двигательной активности
детей.

Формирование умений: бегать, прыгать,
выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие
координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей
позвоночника.

1.Дыхательная гимнастика.

2.Пальчиковые игры.
3.Речь.
4.Сенсорное развитие.
5.Логика.
6.Упражнения Монтессори.
7.Творчество.
8.Окружающий мир.
9.Музыкальное развитие.
10.Физическая активность.

1. Дыхательная гимнастика. Все наши занятия мы начинаем с дыхательных упражнений. Можно задувать свечку, надувать мыльные пузыри или шарики, дуть на бумажные салфетки, перья, дудеть, свистеть и так далее, на что хватит вашей фантазии. Дыхательная гимнастика улучшает кислородный обмен в организме, расслабляет и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Еще делаем вот такие упражнения: нюхаем цветочек (утрированный вдох через нос, выдыхаем со звуком «а-а-а») и дышим, как собачка, высунув язычок, шумно, быстро.

undefined

2. Пальчиковая гимнастика. После дыхательной гимнастики можно поиграть в пальчиковую игру, достаточно одного упражнения, как вариант «Сорока-ворона». Или вот такое:
Этот пальчик — дедушка (большой),
Этот пальчик — бабушка (указательный),
Этот пальчик — папочка (средний),
Этот пальчик — мамочка (безымянный),
Этот пальчик — я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Еще вариант пальчиковой гимнастики — упражнение с массажным мячиком.
Покатайте мяч между ладошками. Затем по другим частям тела ребенка: ножкам, ручкам, спинке и животу,- заменяя слова в тексте:

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!

Мой сын не очень любит эти игры, если он вырывает ручку, то я начинаю импровизировать, стараясь, заинтересовать его любимыми предметами. Смотри — по ладошке поехал поезд, а вот кошечка бегает по пальчикам и т.д.

3. Речь. Для развития речи мы делаем 5 упражнений:

— Голоса животных (кошка, собака, корова, коза, овца, свинья, курица, петух, утка, лягушка и т.д.) Можно посмотреть набор здесь.

— Звуки предметов (молоток (тук-тук), часики (тик-так), колокольчик (динь-динь), дудочка (ду-ду), самолет (у-у-у), поезд (чух-чух, машина (би-би), пароход .(ту-ууу), и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Что как звучит?»)

— Действия (упал- бух, качаться — кач-кач, спать -бай-бай, есть ням-ням, плавать буль-буль, ходить -топ-топ и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Кто что делает?»)

-Разучиваем звукоподражательные стихи. Например, «Гуси-гуси» или «Цыплята»:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.

— Слоги и звуки. Произносите разные слоги и звуки, а ребенок будет стараться повторять за мамой. Отмечайте, какие звуки получаются у малыша, и тренируйте их чаще.

undefined

4. Сенсорное развитие.

Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. При работе с цветом главный упор в этом возрасте я делала на цветовосприятие, т.е. сортировку по цветам, а не названия цветов. Мы играли в цветное лото, устраивали цветные дни (собирали предметы одного цвета), а также делали упражнение «Бабочки- цветочки» из набора «Цвета», который можно посмотреть здесь.

Форма: треугольник, квадрат, круг.
Для изучения цветов и форм я вырезала из картона геометрические фигуры 4-х цветов. Всего получилось 12 карточек. Мы сортировали их по формам или цветам, делали домики из фигур (треугольник и квадрат), играли в теневое лото (в приложении), а также учились рисовать фигуры на манке, красками и карандашами, делали аппликации.

Величина: большой, маленький (2 предмета). Сравнивали предметы двух размеров, желательно чтобы предметы были одинаковые по форме и цвету. (картинки в приложении).

Для развития слуха, обоняние, осязания и вкуса на этом этапе специальные упражнения я не делала, просто стараюсь всегда рассказывать ребенку, что он слышит и чувствует: самолет гудит, машина сигналит, а вот ворона каркает, снег холодный, чай горячий, понюхай цветочек — это ромашка и т.д.

undefined

undefined

5. Логика. Для развития логики в этом возрасте мы использовали следующее:
— пирамидку и сортер;
— простые рамки- вкладыши;
— пазлы и картинки из двух частей (в приложении);
— лото на поиск пар (в приложении).

undefined

undefined


6. Упражнения Монтессори.
— Выбираем макароны, фасоль и т.д. из крупы (гречка, пшено, манка).
— Пересыпаем крупу (гречка,пшено, манка) ложкой.
— Переливаем воду в стаканах.
— Рисуем на манке.
— Сортируем, например фасоль и макароны.
— Кидаем горох (фасоль) в бутылку.

7. Творчество. Конечно, это не совсем творчество, а скорее отработка техник. Никаких сложных сюжетов я не придумывала, просто знакомила ребенка с материалами для творчества. Немного моих наработок есть в приложении.

Итак, с чем мы работали:
-карандаши, мелки (рисовали линии, кружочки, каляки-маляки, учила заштриховывать предметы, например, нарисовать мышку и спрятать ее, заштриховав мелками.)

-гуашь, краски (красками мы раскрашивали, у издательства «Карапуз», есть серия «Одной краской» работали с этими книжечками, также распечатывала крупные раскраски из интернета);

-пальчиковые краски (рисовали дождик, яблоки на дереве, пятна на божьей коровке и мухоморе и т.д.);

-пластилин, тесто для лепки (с тестом для лепки делали упражнение«Втыкалочки», лепите пирожок и втыкаете в него разные предметы: макароны, зубочистки и т.д., с пластилином работали по тем же сюжетам, что и с пальчиковыми красками: дождик, яблоки, кормили птичек.) ;

-цветная бумага, клей (делали аппликации из геометрических фигур).

undefined

undefined

8. Окружающий мир. Работа с карточками, тематическими книгами или просмотр слайдов в интернете. Некоторые альбомы есть в группе вк и в приложении. Темы:
-животные фермы;
-животные леса;
-животные Африки;
-овощи;
-фрукты;
-части тела;
-транспорт.

undefined

9. Музыкальное развитие. Музыкой мы обычно заканчиваем занятие, кружимся под классику (1-2 композиции) или танцуем под Е.Железнову(3-4 песенки в день).
Классическая музыка — в приложении.
Е.Железнова — диск можно посмотреть на сайте Музыка с мамой.

10. Физическая активность. Также в течение дня я решила добавить немного систематизированной физической активности, понятно, что детки целый день и сами прыгают, бегают, но хотелось бы привить привычку ежедневной зарядки на будущее. Список упражнений в приложении.

undefined

Скачать программу можно здесь.

Посмотреть марафон 10 занятий здесь.

Моя группа вк здесь.

Содержание статьи

  • Возрастные особенности ребенка 4–5 лет
  • Развиваем речь
  • Игры на развитие логического мышления
  • Память – не только зрительная
  • Внимание – вниманию
  • Чтение и письмо
  • Изучаем математику
  • Музыкальность, сенсорика, движение
  • Прочие знания

С наступлением у ребенка старшего дошкольного возраста родители задумываются о том, как ненавязчиво подготовить его к школе, правильно заложив фундамент будущего успешного обучения. Для детей 4 – 5 лет лучшие развивающие занятия – игровые. И подбирать их лучше исходя из возрастных особенностей и потребностей малыша.

Пятилетняя девочка

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

  • В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
  • Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
  • После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
  • Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
  • Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

Мама с дочкой лепят из пластилина

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

Дети играют с лабиринтом

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

Девочка с книжками

Память – не только зрительная

Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.

  • Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
  • Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
  • Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может «ошибиться», при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.

Совет

Отправляясь в магазин или на прогулку, заранее составьте маршрут своего похода и просите ребенка комментировать – куда идти дальше. Это тоже тренировка слуховой памяти.

Картинка "Найди отличия"

Внимание – вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.

Ребенок учит буквы

Чтение и письмо

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Совет

Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

Ребенок изучает математику

Изучаем математику

Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?

Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.

Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.

Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.

Математика – это еще и геометрия. К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.

Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.

Дети играют в паровозик

Музыкальность, сенсорика, движение

Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.

А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.

Совет

В этом возрасте дошкольнику можно давать послушать не только детские мелодии, но и классические. У него уже есть свои любимые мотивы, под которые он начинает пританцовывать или напевать.

Сенсорное восприятие – это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра – узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).

Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят пальчиковые игры, завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.

Детская карта мира

Прочие знания

Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).

Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.

Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.

Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.

Совет

С традициями и культурой нашего народа хорошо знакомить дошкольника на примере народных праздников (Пасхи, Масленицы, Ивана Купалы).

А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.

Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить номер вкладыша на титульном листе трудовой книжки образец
  • Как найти музыкальные часы
  • Как найти человека который потерял права
  • Как найти дерево в minecraft
  • Как найти microsoft edge в windows 10