Как составить промежуточную финансовую отчетность

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

Бухгалтерская отчетность по действующему законодательству ежегодно представляется в налоговую службу. Промежуточная отчетность под это правило не подпадает, но тем не менее многие организации обращаются к данной форме финансового анализа. Рассмотрим формы и состав промежуточной отчетности, правила ее составления и причины, по которым юридическим лицам не стоит пренебрегать этим видом бухгалтерской документации.

Промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность 2022

Составление промежуточной бухгалтерской отчетности не входит в число обязательных процедур с 2018 года в соответствии с приказом Минфина № 74 н. Ее представление требуется, если эта обязанность наложена на компанию:

  • законом;
  • нормативным документом;
  • договором;
  • учредительным документом.

При этом организация вправе составить её для собственного пользования. Представлять в органы налогового контроля или статистического учета не нужно.

Период промежуточной отчетности и сроки ее представления

Так как формирование данного вида отчетов не обязательно, то периодичность определяется руководством компании. Наиболее рациональный подход — это составление по окончании каждого квартала. Это достаточный период для понимания динамики развития компании.

Решение о подготовке и сроках формирования ПБО фиксируется в учетной политике.

Промежуточная отчетность объединяет сведения об имуществе и финансах юрлица на конкретный момент. Формирование идет нарастающим итогом от 1 января текущего года. На подготовку документа чаще всего отводят 30 дней с момента окончания периода.

Составление промежуточной бухгалтерской отчетности

Годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность сходны по основным критериям составления. Они должны содержать достоверные сведения, актуальные на дату представления.

ПБО отличается от годового отчета:

  • Нет реформации баланса. Списание прибыли/убытка за прошлый финансовый год производится в конце отчетного года, а на протяжении года находится на счете 99.
  • Составление ПБО не требует проведения инвентаризации.
  • Начисление налога на прибыль производят на основе ставки, которую будут далее применять к выручке за год.
  • Не нужно признавать запланированные расходы и неполученные доходы. Делать это можно только в том случае, когда выполнены все критерии признания.
  • Для оценки активов не нужно привлекать оценщиков. Это делается самостоятельно.

Подготовка к составлению промежуточной отчетности

Перед началом работы по заполнению отчетных документов подготовьте для них первичные данные. Для этого необходимо завершить все операции по периоду, за который готовится документ, а также произвести расчет налогов.

Правила составления ПБО не отличаются от правил, которым бухгалтерия следует при формировании годового баланса:

  • Документы составлены на русском языке.
  • Суммы пишутся в «тыс. руб.».
  • Отрицательные значения заключают в скобки.
  • Отсутствующие показатели заменены прочерками.
  • Данные представлены в сопоставлении с аналогичными показателями предшествующего периода.

Составление и представление промежуточного отчета

Финансовый отчет включает полное наименование юридического лица, должности сотрудников, которые его составляют, и их подписи.

При работе с балансом необходимо учитывать, что сведения начала периода должны совпадать с показателями конца предшествующего периода. Поэтому при подготовке каждого следующего отчета необходимо обратиться к предыдущему.

Финансовую отчетность чаще всего сопровождают пояснительными записками. Они разъясняют представленные показатели, а также включают описание применяемых методов оценки.

Что включают в состав ПБО

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности обязательно включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках.

Баланс — основной отчетный документ. Он свидетельствует о материальном положении компании на дату отчета. В нем есть сведения об активах и пассивах. В их числе имущество, собственные и заемные средства, обязательства. Объединенные в единую форму, эти сведения позволяют оценить финансовую устойчивость юрлица.

Отчет о финансовых результатах призван дать информацию о доходах компании, рассмотреть перспективы ее развития или зоны деятельности, которые требуют особого внимания.

Формы промежуточной отчетности опираются на стандартные формы бухбаланса и отчета о финансовых результатах, при необходимости нужно доработать их структуру с учетом требований учетной политики компании.

Сформировать ПБО легко в сервисе 1С-Отчетность. Он содержит последние актуальные формы отчетных документов, а загрузить данные можно из любой учетной системы. Подготовить отчет на сервисе поможет встроенный помощник, который подскажет, какие данные необходимо внести в каждую строчку.

По решению учредителя состав ПБО может быть расширен и включать также формы о движении денежных средств, пояснительные записки и другие документы

Зачем составляют ПБО

Промежуточная финансовая отчетность — отличный инструмент для анализа работы компании и выстраивания ее дальнейшей деятельности.

Когда может понадобиться ПБО:

  • для контрагента, который хочет заключить с компанией крупный договор, для подтверждения платежеспособности организации;
  • для получения банковского кредита или ссуды;
  • при аудите юридического лица;
  • для представления на собрании собственников или инвесторов.

Промежуточная бухгалтерская отчетность и учетная политика

Решение о составлении ПБО принимает руководство или собственники компании. Оно обязательно закрепляется в учетной политике. Уточняются следующие моменты:

  • какова периодичность представления ПБО;
  • в какой срок после завершения отчетного периода должна быть подготовлена ПБО;
  • что входит в состав отчета.

Представление промежуточной бухгалтерской отчетности

ПБО не требуется представлять в государственные органы. Это требование касается только годового отчета. Чаще всего промежуточные отчетные формы готовятся для руководителя компании, реже — для сторонних лиц. Эти моменты всегда прописываются в учетной политике, которая и определяет порядок и сроки представления ПБО.

Целью промежуточной финансовой отчетности является предоставление информации об изменениях, произошедших после представления последней годовой финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» определяет порядок подготовки промежуточной финансовой отчетности в соответствии с МСФО, но устанавливает каких-либо требований к тому, какие компании и организации должны ее подготавливать и как часто.

Как правило, местное законодательство предписывает подготовку промежуточной финансовой отчетности ежеквартально или раз в полгода.

Промежуточным периодом (англ. ‘interim period’) считается отчетный финансовый период короче полного финансового года [см. определение в IAS 34].

МСФО (IAS) 34 требует представления только сокращенной финансовой отчетности с пояснительными примечаниями. Такие финансовые отчеты обычно значительно короче, чем полный комплект годовой финансовой отчетности. Однако законодательство некоторых странах может требовать, чтобы публичные компании публиковали полную финансовую отчетность и за промежуточные периоды.

Очевидно, что МСФО (IAS) 34 не запрещает подготовку полного комплекта финансовой отчетности за промежуточный период.

Компоненты, форма и содержание промежуточной финансовой отчетности.

Комплект промежуточной финансовой отчетности должен включать в себя все основные финансовые отчеты, но в сокращенной форме [см. параграф IAS 34:8].

«Сокращенный отчет» означает, что в отчет необходимо включать как минимум все заголовки и промежуточные итоги, использованные в последней годовой финансовой отчетности [см. параграф IAS 34:10].

Но при этом стандарт предписывает включать дополнительные статьи и примечания, если их отсутствие в сокращенной отчетности может вводить в заблуждение.

Некоторые компании представляют в промежуточной отчетности те же статьи, что и в годовой отчетности, другие компании объединяют менее значимые статьи.

Предполагается, что пользователям промежуточной отчетности также доступна последняя годовая финансовая отчетность компании, поэтому промежуточный отчет должен фокусироваться на значительных событиях и операциях, имевших место в течение промежуточного периода (см. параграфы IAS 34:15-15A).

Параграф IAS 34.15B содержит не исчерпывающий перечень примеров операций и событий, которые необходимо раскрывать в примечаниях, если они произошли и являются значительными.

Кроме того, в параграфе IAS 34.16A содержится перечень информации, которую необходимо включить в промежуточный финансовый отчете (промежуточный отчет в соответствии с IAS 34 включает в себя промежуточные финансовые отчеты и другие документы).

Этот же параграф позволяет компаниям указывать перекрестные ссылки на другие документы (например, комментарии руководства), которые доступны пользователям вместе с самой промежуточной отчетностью и в то же время. Такие перекрестные ссылки, позволяющие удовлетворить требования МСФО к раскрытию информации, не допускаются для годовой финансовой отчетности.

Периоды представления промежуточной финансовой отчетности.

Параграфы IAS 34:20-22 определяют, за какие периоды должна представляться промежуточная финансовая отчетность, как показано в таблице ниже:

Компания отчитывается раз в полгода

Компания отчитывается ежеквартально

Отчет о финансовом положении

на 30 июня 20X1 /
31 дек. 20X0

на 30 июня 20X1 /
31 дек. 20X0

Отчет о прибылях и убытках и совокупном доходе

6 месяцев,
на 30 июня 20X1 /
30 июня 20X0

6 месяцев,
на 30 июня 20X1 /
30 июня 20X0
 

3 месяца,
на 30 июня 20X1 /
30 июня 20X0

Отчет о движении денежных средств

6 месяцев,
на 30 июня 20X1 /
30 июня 20X0

6 месяцев,
на 30 июня 20X1 /
30 июня 20X0

Отчет об изменениях в собственном капитале

6 месяцев,
на 30 июня 20X1 /
30 июня 20X0

6 месяцев,
на 30 июня 20X1 /
30 июня 20X0

Информация, представленная в примечаниях к отчетности за промежуточный период должна быть представлена за период с даты начала финансового года до соответствующей даты, даже для компаний, отчитывающихся ежеквартально (параграф IAS 34:16A). Сравнительная информация в примечаниях не требуется.

Когда предприятие делает ретроспективный пересчет или реклассификацию предыдущих периодов, МСФО (IAS) 34 не требует представлять «третью колонку» (т.е. сравнительную информацию за предшествующий период) в отчете о финансовом положении, как это требуется в годовой финансовой отчетности в соответствии с параграфом IAS 1:10(f).

Существенность в промежуточной финансовой отчетности.

Раскрытие информации о суждениях, связанных с оценкой существенности финансовых данных, требуется в промежуточной финансовой отчетности так же, как и в годовой.

Более подробно критерии существенности для промежуточной отчетности рассмотрены в этой публикации:

Существенность в стандартах МСФО и финансовой отчетности.

Признание и оценка в промежуточной финансовой отчетности.

К промежуточной и годовой отчетности должна применяться та же учетная политика. Это, конечно, не касается изменений в учетной политике, сделанных и применяемых в соответствии с МСФО (IAS) 8, которые также влияют на годовые финансовые отчеты (см. параграф 34:28-36).

IAS 34 гласит, что частота представления отчетности не должна влиять на годовые результаты, поэтому оценка статей на конец каждого промежуточного периода должна производиться за период с начала года до соответствующей даты. В частности, это означает, что признание доходов, расходов, активов или обязательств не должно быть отложенным или досрочным только из-за подготовки финансовой отчетности за промежуточный период.

Есть, однако, случаи, когда МСФО (IAS) 34 позволяет принимать во внимание данные за весь год в промежуточной финансовой отчетности — см. ниже.

IAS 34 считает приемлемым, что оценки, сделанные для промежуточных периодов будут не столь точны и подробна, как для годовой финансовой отчетности (параграфы IAS 34:41-42).

Обесценение активов.

Стандарт не требует, чтобы тест на обесценение активов проводился при закрытии каждого промежуточного периода, достаточно только оценки наличия признаков обесценения.

Один из спорных вопросов, обсуждавшихся Советом по МСФО (IASB), — можно ли убыток от обесценение гудвила, признанный в течение промежуточного периода, восстановить в годовой финансовой отчетности за тот же год.

С одной стороны, МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» запрещает восстанавливать убыток от обесценения гудвила, с другой стороны, IAS 34 гласит, что частота представления отчетности не должна влиять на ее годовые результаты.

В результате этой дискуссии появилось разъяснение КРМФО (IFRIC) 10, которое явно запрещает восстанавливать убыток от обесценения гудвила, признанный в течение промежуточных периодов.

Нематериальные активы, созданные самой компанией.

Признание отложенных затрат (расходов будущих периодов) в качестве активов в промежуточном отчете о финансовом положении в надежде, что критерии признания созданных компанией нематериальных активов (установленные в IAS 36 «Нематериальные активы») будут соблюдены только в конце финансового года не допускается.

Налоги на фонд заработной платы и страховые взносы.

В большинстве стран налоги на заработную плату и страховые взносы уплачиваются в зависимости от определенного уровня годового вознаграждения каждого работника. Поэтому эти выплаты снижаются к концу календарного года, когда работники с высоким заработком превышают заданный размер вознаграждения за год.

Параграф IAS 34:B1 (в руководстве к стандарту) требует оценки средней годовой эффективной ставки налога или взносов на заработную плату и применения ее в промежуточных периодах. Это требование приводит к тому, что расходы, признанные в течение промежуточного периода могут оказаться ниже, чем выплаты, производимые компанией. Таким образом, часть платежей будет признана в качестве актива (расходов будущих периодов) и отнесена на расходы позднее в течение года.

На практике это требование редко соблюдается, то есть компании относят на расходы все платежи, по мере их осуществления.

Оплачиваемые отпуска и праздничные дни.

Признание обязательств и расходов на оплачиваемое отсутствие на работе переносится на будущие периоды в промежуточной финансовой отчетности на основании тех же критериев, что в годовой финансовой отчетности (параграф IAS 34:B1 руководства к стандарту).

Это приводит к тому, что компании, представляющие промежуточную финансовую отчетность перед наступлением пика отпускного / курортного сезона, должны признавать более высокий объем обязательств, даже если работники использовать остаток ежегодного отпуска в течение остальной части года.

Актуарные оценки вознаграждений работников.

Параграф IAS 34:B9 руководства к стандарту устанавливает, что компании не должны обновлять актуарные оценки на каждую промежуточную отчетную дату. Стоимость услуг и процентные расходы признаются как определенные в соответствии с последней имеющейся оценкой.

Компании необходимо скорректировать оценку с учетом «значительных колебаний рынка», но на практике это часто означает обновление ставки дисконтирования.

Если есть какой-либо разовые расходы — они должны быть признаны в промежуточной финансовой отчетности. При существенных разовых событиях может потребоваться дополнительная актуарная оценка.

Скидки на объем закупок и прочие скидки.

Все предусмотренные договорами скидки на объем и прочие скидки, следует признавать в течение переходного периода в составе выручки и расходов, при условии, что существует вероятность того, что они будут получены или вступят в силу (параграф IAS 34:B23 руководства к стандарту).

Обратите внимание, что этот подход нельзя применять к дискреционным скидкам, т.е. к скидкам которые не закреплены юридически в договоре и не подлежат однозначному исполнению.

Налог на прибыль в промежуточной отчетности.

В параграфе IAS 34:30(c) говорится, что расходы по налогу прибыль признаются в каждом промежуточном периоде на основании лучшей расчетной оценки средневзвешенной годовой ставки налога на прибыль, ожидаемой за полный финансовый год. См. также параграфы IAS 34:B12-В22 руководства по применению.

Для юрисдикций с прогрессивной ставкой налога, ожидаемая средневзвешенная годовая ставка налога на прибыль применяется к фактическим результатам за переходный период. Если к определенным статьям применяются налоговые льготы (например, капитальным затратам на новые технологии), они также применяются к квалифицированным статьям, признаваемым в течение промежуточного периода.

Кроме того, использование перенесенных налоговых убытков признается в течение переходного периода, если компания получает налогооблагаемый доход за этот период.

Сезонные предприятия.

Компании, ведущие ярко выраженный сезонный бизнес, не могут откладывать признание или признавать заранее доходы / расходы на дату промежуточной отчетности, если такой подход не требуется другими МСФО на дату окончания финансового года компании (см. параграфы IAS 34:37-39).

Параграф IAS 34:21 поощряет, но не требует, чтобы такие компании представляли дополнительную финансовую информацию за 12 месяцев, заканчивающихся на дату окончания промежуточного периода и сравнительную информацию за предыдущие 12 месяцев. Но это редко встречается на практике.

В любом случае, пояснительные комментарии о сезонности или цикличности операций в промежуточных периодах требуются в соответствии с параграфом IAS 34.16A(b).

Прочие вопросы.

Параграф IAS 8.31 требует раскрытия информации о стандартах МСФО, которые были выпущены, но еще не вступили в силу.

Это раскрытие конкретно не требуется IAS 34, но если есть события с существенным влиянием на компанию, соответствующее раскрытие необходимо на основе общих требований IAS 34.

Такие изменения могут быть связаны, в том числе, с выпуском нового МСФО, оказывающего существенное влияние на компанию, или оценкой эффекта от первоначального применения МСФО.

МСФО 34 отражает основные правила, которые следует принимать во внимание фирмам при формировании промежуточной финансовой отчетности. В работе бухгалтера без детального понимания МСФО 34 не обойтись. Об этом в данной статье.

Для чего фирме нужно составление промежуточной отчетности?

Итак, по общему правилу, все компании должны формировать итоговую отчетность, отражающую положение дел в организации, не реже чем 1 раз в год. Такая отчетность не только остается внутри организации, но и передается иным заинтересованным сторонам (инвесторам, кредиторам, акционерам и т. д.).

Однако зачастую на практике для успешного развития бизнеса фирмы одного лишь ежегодного формирования финансовой отчетности бывает недостаточно. К примеру, многие инвесторы перед тем, как вложиться в тот или иной проект, ставят обязательное условие: предоставление промежуточной отчетности, скажем, поквартально. Ведь для любого инвестора важно держать «руку на пульсе», отслеживая все тренды в бизнесе компании и сопоставляя фактические результаты с плановыми показателями.

Для этих целей компании и формируют промежуточную отчетность, опираясь на стандарт МСФО 34.

ВАЖНО! МСФО 34 не указывает, как часто следует публиковать такие «промежуточные итоги».

Следовательно, фирма вправе сама определиться относительно периодичности предоставления отчетов инвесторам. Однако лучше при этом опираться на то, как часто хотят видеть отчетность инвесторы.

Кроме того, не следует забывать, что отчетность публикуется не сразу же после завершения отчетного периода, а по прошествии некоторого времени (к примеру, нескольких месяцев). Поэтому, чтобы информация в отчетах не была устаревшей на момент передачи отчета заинтересованному лицу, компаниям лучше не затягивать с составлением, а формировать отчетность в пределах 1–1,5 месяцев после завершения отчетного периода.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Лишь для фирм, которые разместили свои акции на открытом рынке, в п. 1 МСФО 34 прописана рекомендация формировать промежуточные отчеты минимум раз в полгода и не позже чем через 60 дней после закрытия полугодия.

Какие именно промежуточные отчеты должна составлять организация в силу требований МСФО 34?

На практике организация, решившая формировать промежуточную отчетность, имеет право сама выбрать один из следующих вариантов (п. 7 МСФО 34):

  • составлять промежуточные отчеты в полном составе и в том же объеме, в котором формируются годовые;
  • включить в отчеты усеченную информацию, которая будет только иллюстрировать актуальные изменения, произошедшие с бизнесом с момента составления предыдущей отчетности.

Однако если фирма решит не формировать полный комплект отчетов, а показать инвесторам только актуальные изменения (что на практике более предпочтительно в целях экономии времени), то в силу указаний п. 8 рассматриваемого стандартанеобходимо обязательно соблюсти минимальный порог, касающийся состава такой усеченной отчетности.

А именно — в пакет усеченной промежуточной отчетности необходимо включить:

  • сокращенный отчет о финансовом положении дел в фирме (на промежуточную дату, а также, для сравнения, на дату окончания предшествующего года);
  • усеченную версию отчета о прибылях и убытках или соответствующие раздельные отчеты о прибыли и убытке (на промежуточную дату, нарастающим итогом с начала года, а также, для сравнения, за соответствующие периоды предшествующего года);

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Если фирма за год представляет инвесторам раздельные отчеты о прибыли и убытке, то и в пакеты промежуточной отчетности следует включать два самостоятельных отчета, а не один общий (п. 8А МСФО 34).

Подробнее о том, как составить такой отчет, см. в статье «Порядок оформления отчета о прибылях и убытках по МСФО».

  • укороченную версию отчета об изменениях в капитале (собственном) фирмы (нарастающим итогом за текущий год, а также за аналогичный период прошлого);
  • сокращенный вариант отчета о движении денежных средств (нарастающим итогом за текущий год, а также за аналогичный период прошлого);

Подробнее о данном отчете см. в статье «МСФО № 7 Отчет о движении денежных средств — цели».

  •  некоторые письменные примечания к статьям отчетности, которые фирма сама хотела бы разъяснить заинтересованным сторонам.

Какую информацию следует отразить в промежуточной финансовой отчетности?

Несмотря на то что типовые формы отчетов, которые должны обязательно быть сформированы фирмой по итогам промежуточных результатов, определены, стандарт предъявляет некоторые специфические требования к содержанию таких отчетов.

Так, к примеру, согласно п. 9 МСФО 34, если фирма решает за отчетный период показать полную картину дел на предприятии и сформировать полный комплект отчетов, то и требования к содержанию такой отчетности будут предъявляться такие же, как к обычной годовой отчетности. Они прописаны в МСФО (IAS) 1.

Но если же организация формирует усеченный пакет документов, то, прежде всего, следует знать, что в указанные выше отчеты нужно включать все заголовки статей и итоговые показатели, которые были отражены в последней составленной годовой отчетности (п. 10 стандарта).

К примеру, если формируется промежуточный баланс, то он может показать только внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и т. д., т. е. без детализации по конкретным статьям.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Однако, если из-за отсутствия детализации по той или иной статье заинтересованное лицо может сложить для себя неверную картину бизнеса компании, такую детализацию давать фирма обязана (п. 10 стандарта).

Скажем, если у компании слишком большой объем дебиторской задолженности, но мало денег в кассе, то такую детализацию нужно привести, поскольку одного лишь большого объема оборотных активов для понимания картины бизнеса инвестору будет недостаточно.

Кроме того, компаниям следует помнить, что, если они рассчитывают базовую и разводненную прибыль на акцию, такие сведения за отчетный период также должны попасть в сокращенные отчеты (п. 11 МСФО 34).

Далее. П. 10 рассматриваемого стандарта требует, чтобы в сокращенных отчетах были не только заголовки, но еще и примечания к ним. В таких примечаниях фирме следует прописать, какие весомые события, повлиявшие на показатели предприятия, произошли в течение отчетного периода. К ним могут относиться, к примеру, признание убытка, продажа объектов ОС и т. д. Примеры таких событий прописаны в п. 15В стандарта.

Кроме того, в примечаниях к отчетам за промежуточные периоды фирма должна также отразить и ряд прочей информации, которая по списку указана в п. 16А стандарта. К примеру, пояснить сезонность и цикличность бизнеса, описать события, которые имели место уже после завершения отчетного периода и не были включены в промежуточные отчеты и т. д.

ВАЖНО! В отчетах важно зафиксировать, соответствует ли информация требованиям МСФО 34.

Каким требованиям должна соответствовать информация, отражаемая в промежуточных отчетах?

Основное требование к отражаемой в отчетности информации, которое прописано в анализируемом стандарте, — это ее существенность (п. 23). Суть требования в том, что информация для пользователей отчетности должна нести важную смысловую нагрузку. Без отражения такой информации заинтересованные стороны не смогут получить объективную картину бизнеса фирмы и ее промежуточных результатов. Поэтому вся информация, являющаяся существенной, должна быть зафиксирована в промежуточных отчетах фирмы.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В то же время, если определенные события являлись существенными и были отражены в промежуточных отчетах, это еще не значит, что такие события в обязательном порядке придется отражать и в годовой отчетности.

Ведь, к примеру, в разные отчетные периоды могут произойти отдельные существенные события, которые в сумме своей за год не приведут к изменению (фирма взяла большой кредит в 1-м квартале, но вернула его в банк полностью уже во 2-м).

Что важно помнить при отражении доходов и расходов в промежуточной отчетности?

Некоторые аспекты, связанные с отражением в промежуточных отчетах доходов и расходов, также должны быть учтены организацией.

В частности, иногда характер деятельности компании может быть таковым, что в некоторые месяцы фирма получает большие доходы (при небольших издержках), а в другие, напротив, несет большие затраты без значительных по сумме доходов. Логично, что в промежуточной отчетности компания будет стремиться «размазать» и доходы и расходы, чтобы показать хорошую картину бизнеса инвесторам.

ВАЖНО! В анализируемом стандарте прямо прописан запрет так поступать (пп. 37–39). Поэтому показывать и доходы и расходы нужно тогда, когда они возникли. А про то, что в бизнесе фирмы наблюдается цикличность или неравномерность доходов и расходов, что в итоге выводит на привлекательную картину бизнеса, лучше указать в пояснениях.

Итоги

Составляя промежуточную отчетность для своих инвесторов/кредиторов, компании следует понимать, что периодичность представления таких отчетов лучше выбрать, основываясь на ожиданиях заинтересованных сторон. Формировать такую отчетность фирма имеет право как в полном объеме, так и в усеченном, отражая только существенные хозяйственные события и показывая в отчетах актуальные изменения за каждый отдельный период. Кроме того, не следует забывать, что даже при выборе варианта с сокращенными отчетами стандарт предъявляет ряд требований как к составу пакета отчетов, так и к содержанию. Если же формируется полный пакет, то следует ориентироваться на нормы МСФО (IAS) 1.

В этой статье подробно рассмотрены состав финансовой отчетности, основные правила ее составления, основные элементы финансовой отчетности и правила их признания и оценки. В предыдущих статьях настоящего цикла мы рассмотрели требования Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в отношении качественных характеристик финансовой отчетности, к которым относятся понятность, уместность, достоверность (надежность) и сопоставимость, а также коротко остановились на основных элементах финансовой отчетности.

Ежемесячный журнал «Новая бухгалтерия» N 2, 2007 г.
Департамент методологии, стандартизации и управления
качеством аудиторско-консалтинговой
фирмы «ЦБА»

Напомним, что МСФО выделяют две категории элементов финансовой отчетности: характеризующие финансовое положение (бухгалтерский баланс и отчет об изменениях капитала) и характеризующие результаты деятельности (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств).
     
Вопросам формирования и представления финансовой отчетности мы планируем посвятить две статьи.
     
В первой из них мы более подробно рассмотрим состав финансовой отчетности по МСФО, основные правила ее составления, основные элементы финансовой отчетности и правила их признания и оценки.
     
Во второй статье мы рассмотрим требования, предъявляемые МСФО к порядку составления основных форм финансовой отчетности, а также выявим основные различия в порядке составления отчетности в соответствии с МСФО и Российскими стандартами бухгалтерской отчетности (РСБУ).
     
Вопросы составления и представления финансовой отчетности в той или иной степени затрагиваются практически всеми действующими в настоящее время международными стандартами, а в качестве специальных стандартов можно назвать такие, как МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств», МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты», МСФО (IAS) 14 «Отчетность по сегментам», МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», МСФО (IAS) 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности», МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».
     
Однако основным стандартом, регулирующим порядок формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, является МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Он определяет критерии соответствия финансовой отчетности правилам МСФО; устанавливает требования в отношении существенности, непрерывности деятельности, последовательности представления; определяет обязательные компоненты финансовой отчетности; дает рекомендации по составлению каждой из основных отчетных форм; устанавливает общие требования к признанию и оценке в отчетности объектов и операций.

СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Обязательные компоненты

     Пункт 8 МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:
     
баланс;
     
отчет о прибылях и убытках;
     
отчет об изменениях в собственном капитале, отражающий либо все изменения в собственном капитале, либо изменения в собственном капитале, отличающиеся от тех, которые возникают в результате операций с владельцами собственного капитала (акционерами);
     
отчет о движении денежных средств;
     
примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания.
     
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон «О бухгалтерском учете» в ст. 13 определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит:
     
из бухгалтерского баланса;
     
отчета о прибылях и убытках;
     
приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
     
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
     
пояснительной записки.
     
Пункт 28 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» определяет, что пояснения к бухгалтерскому балансу и отчет о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.
     
Согласно п. 1 приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции Приказа Минфина от 18.09.2006 N 115н) в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках включаются отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
     
Таким образом, проводя сравнение обязательных компонентов финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО и требованиями российских стандартов, можно сделать следующие выводы.
     
Во-первых, МСФО не оперируют таким понятием, как «формы отчетности». Международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности, а также подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности (пункты 44 — 48 МСФО (IAS) 1).
     
Российская правоприменительная практика пошла по иному пути. Министерством финансов РФ как уполномоченным государственным органом помимо общих требований к порядку составления бухгалтерской отчетности утверждены также формы бухгалтерской отчетности, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления финансовой отчетности (Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н).
     
При этом несмотря на продекларированный в соответствующем приказе принцип, согласно которому утвержденные формы являются лишь основой для разработки организациями собственных форм отчетности, на практике большинство хозяйствующих субъектов используют утвержденные отчетные формы без какой-либо доработки.
     
Во-вторых, в российской системе регулирования бухгалтерского учета и отчетности отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала выступают в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, тогда как МСФО рассматривают данные отчеты в качестве самостоятельных компонентов финансовой отчетности, «равноправных» с балансом и отчетом о прибылях и убытках.
     
В то же время РСБУ содержат требования о выделении в обособленные отчетные формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчета о целевом использовании полученных средств, тогда как МСФО предусматривает включение соответствующей информации в пояснительные примечания к финансовой отчетности.
     
В-третьих, МСФО, в отличие от РСБУ, не устанавливают прямое требование об обязательном включении в состав отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
     
В-четвертых, МСФО предусматривают возможность составления двух вариантов отчета об изменениях капитала: отчет может отражать все изменения в капитале без исключения либо исключать операции с акционерами по вкладам в капитал и дивидендным выплатам.
     
В-пятых, РСБУ для определенных категорий хозяйствующих субъектов (малых предприятий, некоммерческих организаций, общественных организаций (объединений)) предусматривают возможность представления бухгалтерской отчетности в сокращенном составе (пункты 3 и 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности).
     
МСФО не устанавливают зависимость количества отчетных форм и объема раскрываемой информации от особенностей деятельности и масштабов организации, представляющей финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Представление дополнительной информации

     Пункты 9 и 10 МСФО (IAS) 1 определяют, что многие организации помимо финансовой отчетности представляют также такие документы, как:
     
финансовые обзоры, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности организации, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается;
     
прочие отчеты и официальные бюллетени, например отчеты по вопросам охраны окружающей среды, официальные бюллетени о добавленной стоимости (указанные документы представляются за рамками финансовой отчетности и не регулируются нормами МСФО).
     
РСБУ также предусматривают право организации на представление дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, при условии, что «исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений». Составу дополнительной информации и особенностям формата представления данных посвящен раздел VIII ПБУ 4/99.
     
Итак, можно сделать вывод о том, что и МСФО, и РСБУ позволяют организациям представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской (финансовой) отчетности, более подробно раскрывающую отдельные показатели отчетности либо сведения об организации, если такая информация может быть полезна заинтересованным пользователям отчетности.

Промежуточная отчетность

     В МСФО вопросы формирования и представления промежуточной финансовой отчетности регулируются специальным стандартом — МСФО (IAS) 34. Он устанавливает требования к минимально необходимому содержанию такой отчетности, а также определяет принципы признания и оценки, которые должны быть применены при ее составлении. При этом специальный Стандарт не устанавливает периодичность составления промежуточной отчетности, определяя промежуточный период как «отчетный период, продолжительность которого короче полного финансового года». Решение о том, с какой периодичностью формировать промежуточную отчетность, МСФО (IAS) 34 относит к компетенции руководства организации.
     
Согласно МСФО (IAS) 34 минимально необходимый комплект промежуточной отчетности должен включать: сжатый баланс; сжатый отчет о прибылях и убытках; сжатый отчет об изменениях в собственном капитале; сжатый отчет о движении денежных средств; выборочные пояснительные примечания.
     
Промежуточная финансовая отчетность предназначена для представления обновленной информации по сравнению с последним полным комплектом годовой финансовой отчетности. Следовательно, промежуточная отчетность должна «фокусировать» внимание пользователей на новых видах деятельности, событиях и условиях и при этом не дублировать ранее представленную информацию.
     
Поэтому термин «сжатый» применительно к компонентам промежуточной отчетности означает, что они должны включать как минимум каждый из заголовков и каждую из промежуточных сумм, которые были включены в самую последнюю годовую финансовую отчетность, а также выборочные пояснительные примечания.
     
Однако стандарт МСФО (IAS) 34 не ограничивает организации в их праве на составление промежуточной отчетности в полном объеме. В таком случае форма и содержание отчетности должны соответствовать требованиям МСФО (IAS) 1.
     
РСБУ (п. 48 ПБУ 4/99) устанавливает обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц и квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99).
     
Итак, требования МСФО к составлению и представлению промежуточной отчетности, изложенные в виде самостоятельного Стандарта МСФО (IAS) 34, сформулированы существенно более подробно и определенно, чем требования РСБУ, а состав обязательных к составлению (согласно МСФО) отчетных форм значительно шире.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

     Помимо рассмотренных ниже требований в отношении добросовестного представления, существенности, порядка взаимозачета статей отчетности и необходимости представления сравнительной информации МСФО (IAS) 1 определяет, что при составлении финансовой отчетности организация обязана руководствоваться допущениями о непрерывности деятельности, последовательности представления и учете по методу начисления. Значение каждого из указанных допущений рассмотрено нами в статье «Структура МСФО. Стандарты. Интерпретации», опубликованной в журнале «Новая бухгалтерия» N 11 за 2006 г.

Добросовестное представление

     МСФО (IAS) 1 особое внимание уделяет раскрытию такого понятия, как «добросовестное представление» финансовой отчетности. Добросовестное представление требует правдивости в раскрытии воздействия операций и других событий при условии, что такое раскрытие производится в полном соответствии с определениями активов и обязательств, доходов и расходов и с критериями их признания, изложенными в Концепции МСФО (Принципах подготовки и составления финансовой отчетности МСФО).
     
При этом предполагается, что фактически при любых обстоятельствах соответствие Международным стандартам финансовой отчетности (при необходимости — с дополнительным раскрытием информации) приводит к добросовестному представлению.
     
Добросовестное представление также требует от организации:
     
сформировать учетную политику в соответствии с требованиями специального стандарта МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» и последовательно применять ее;
     
представить информацию, включая учетную политику, таким образом, который позволяет обеспечить формирование надежной, сопоставимой и вразумительной информации;
     
обеспечить дополнительное раскрытие информации в тех случаях, когда соблюдение соответствующих требований МСФО оказывается недостаточным для того, чтобы пользователи смогли понять влияние конкретных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.
     
Допустимые исключения из общеустановленных требований добросовестного представления определены пунктами 7 и 18 МСФО (IAS) 1. Так, в тех «чрезвычайно редких случаях», когда руководство организации приходит к заключению, что соблюдение какого-либо требования отдельного Стандарта или Интерпретации может до такой степени вводить в заблуждение, что возникнет противоречие с целями финансовой отчетности, организация обязана отказаться от применения соответствующего требования, если такой отказ требуется или не запрещается.
     
При этом устанавливается обязанность по раскрытию следующей информации:
     
в декларации (заявлении) руководства организации — сведений о том, что финансовая отчетность добросовестно представляет финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств, а также о том, что организацией соблюдены требования стандартов и интерпретаций, за исключением того, что она отступила от конкретного требования в целях обеспечения добросовестного представления;
     
сведений о наименовании того Стандарта или Интерпретации, от которых организация была вынуждена отступить, характере такого отступления, обосновании его причины, примененном организацией порядке учета, а также финансовом воздействии отступления на каждую статью финансовой отчетности.
     
РСБУ признают «достоверной и полной» такую бухгалтерскую отчетность, которая сформирована исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 4/99).
     
При этом РСБУ также допускают отступление от установленных стандартов в целях обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности. Соответствующие положения содержатся:
     
— в статье 13 Закона «О бухгалтерском учете»: «В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно оценить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием»;
     
— в пункте 6 ПБУ 4/99: «Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил»;
     
— в пункте 37 ПБУ 4/99: «При отступлении от правил … существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении».
     
Итак, МСФО более подробно, чем РСБУ, описывают параметры раскрытия информации, характеризующей отступление от требований стандартов, но в целом требования в отношении необходимости раскрытия такой информации в МСФО и РСБУ схожи.
     
Кроме того, обращает внимание тот факт, что РСБУ, в отличие от МСФО, приводят пример ситуации, в которой отступление от установленных правил признается допустимым (национализация имущества), тогда как международные стандарты квалифицируют такие ситуации исключительно через термин «чрезвычайно редкие случаи», перенося право на их выявление в сферу действия профессионального суждения лиц, ответственных за составление и представление финансовой отчетности.

Существенность

     И МСФО, и РСБУ устанавливают требование в отношении существенности показателей, раскрываемых в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
     
Пункт 11 МСФО (IAS) 1 определяет термин «существенность» следующим образом: «Опущения или искажения информации о статьях финансовой отчетности являются существенными, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера конкретного опущения или искажения информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Решающим фактором может оказаться либо размер, либо характер соответствующей статьи финансовой отчетности, либо сочетание того и другого».
     
Согласно МСФО применение принципа существенности означает, что нет необходимости выполнять конкретные требования к раскрытию информации какого-либо стандарта или интерпретации, если полученная в результате информация не является существенной (п. 31 МСФО (IAS) 1). Каждый существенный класс сходных статей в обязательном порядке должен представляться в финансовой отчетности отдельно (п. 29 МСФО (IAS) 1). Если какая-либо линейная статья сама по себе не является существенной, она объединяется с другими статьями либо непосредственно в финансовой отчетности, либо в примечаниях. Статья, которая недостаточно существенна для того, чтобы требовалось ее отдельное представление в финансовой отчетности, может признаваться существенной для ее раскрытия в примечаниях.
     
РСБУ содержат сходную на первый взгляд характеристику в отношении требования существенности. Так, п. 11 ПБУ 4/99 определяет, что показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, а также если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой, с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
     
Однако обратившись к п. 1 вышеупомянутых Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, увидим отличительную особенность РСБУ: признавая оценочный характер показателя существенности, Указания предусматривают возможность его количественной оценки: «Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов».
     
С точки зрения требований МСФО «существенность» представляет собой именно качественную, а не количественную характеристику отчетности. Это означает, что МСФО требуют включения в финансовую отчетность сведений о любой хозяйственной операции или ином факте хозяйственной жизни при условии, что такая информация является существенной с точки зрения определенного пользователя (или группы пользователей) отчетности независимо от количественной (стоимостной) оценки соответствующего показателя отчетности.
     
Кроме того, следует обратить внимание на то, что РСБУ говорят о «существенности» применительно к отдельной статье отчетности (к «общему итогу соответствующих данных»), а МСФО рассматривают «существенность» комплексно, т.е. применительно к финансовой отчетности в целом.

Зачет статей

     Пункт 32 МСФО (IAS) 1 определяет, что не подлежат взаимозачету активы и обязательства, доходы и расходы, за исключением случаев, когда это разрешено или требуется каким-либо Стандартом или Интерпретацией.
     
Пункты 33 — 35 МСФО (IAS) 1 определяют случаи, когда организация раскрывает информацию о результатах операций путем взаимозачета всех возникающих вследствие одной и той же операции доходов и соответствующих расходов.
     
К таким случаям отнесены, в частности, проведение оценки активов за вычетом оценочных резервов (например, резерва на устаревание запасов и резерва по сомнительным долгам по дебиторской задолженности); раскрытие информации о прибылях и убытках от выбытия долгосрочных активов путем вычитания из вырученной от выбытия актива суммы балансовой стоимости актива и соответствующих расходов по его продаже (при совершении операций, сопутствующих основной деятельности, приносящей выручку). Представляются в нетто-оценке также прибыли и убытки по группе аналогичных операций (например, положительные и отрицательные курсовые разницы, прибыли и убытки по предназначенным для торговли финансовым инструментам), но при условии, что они не признаются существенными.
     
В ПБУ 4/99 (п. 34) определено, что в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
     
Это позволяет сделать вывод о том, в отношении недопустимости зачета статей отчетности требования МСФО и РСБУ в целом схожи.

Сравнительная информация

     И МСФО (п. 36 МСФО (IAS) 1), и РСБУ (п. 10 ПБУ 4/99) устанавливают требование о том, что в каждый числовой показатель, вводимый в отчетность, в обязательном порядке должна включаться информация за предыдущий период (согласно МСФО «за исключением случаев, когда какой-либо Стандарт или Интерпретация допускает или требует иного»).
     
В целом сопоставимы и требования международных и российских стандартов в отношении корректировки (реклассификации) данных для обеспечения их сопоставимости по отчетным периодам.
     
Так, п. 38 МСФО (IAS) 1 предусматривает, что, когда представление или классификация статей в финансовой отчетности изменены, сравнительные суммы должны быть в обязательном порядке реклассифицированы, если только проведение реклассификации не является практически неосуществимым.
     
Когда сравнительные суммы реклассифицируются, организация обязана раскрыть:
     
a) характер реклассификации;
     
б) сумму каждой статьи или класса тех статей, которые были реклассифицированы;
     
в) причину проведения реклассификации.
     
ПБУ 4/99 (п. 10) в свою очередь требует, что если данные за период, предшествующий отчетному, не сопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Активы

     МСФО (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) определяют активы как ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.
     
Действующие российские нормативные акты понятие «активы» не раскрывают. Глава I Закона «О бухгалтерском учете» относит к объектам бухгалтерского учета имущество (наряду с обязательствами и хозяйственными операциями).
     
Определение, близкое по смыслу к определению термина «активы» МСФО, дает Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее — Концепция), одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Однако она оперирует термином «имущество», но не «активы», признавая таковым «хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем».
     
Такой неотъемлемый, с точки зрения МСФО, признак активов, как потенциальная способность приносить экономические выгоды в будущем, в РСБУ раскрыт для отдельных видов активов (например, для основных средств — в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», для нематериальных активов — в п. 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»).
     
Согласно МСФО актив признается в балансе, когда существует вероятность притока будущих экономических выгод в компанию, актив имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена. Признание актива не производится, когда были понесены затраты, исключающие вероятность притока будущих экономических выгод в организацию за пределами текущего отчетного периода. Такая операция требует признания расхода в отчете о прибылях и убытках.
     
Действующие в настоящее время российские нормативные документы в области регулирования бухгалтерского учета и отчетности не устанавливают единых критериев для признания имущества (активов). Косвенно (через определения и порядок оценки) установлены критерии признания отдельных видов активов, в частности основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов.
     
Вместе с тем Концепция (п. 8) устанавливает сходные с МСФО критерии признания имущества: «Имущество признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого имущества и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности. Имущество не признается в бухгалтерском балансе, если нет вероятности того, что понесенные организацией расходы принесут ей экономические выгоды в периоды, следующие за отчетным».
     
МСФО (п. 100 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) предусматривают возможность использования следующих вариантов оценки:
     
фактическая стоимость приобретения (активы учитываются по сумме уплаченных за них денежных средств или их эквивалентов или по справедливой стоимости, предложенной за них на момент их приобретения);
     
восстановительная стоимость (активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в том случае, если бы такой же или эквивалентный актив приобретался в настоящее время);
     
возможная цена продажи или погашения (активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая в настоящее время может быть выручена от продажи актива в нормальных условиях);
     
дисконтированная стоимость (активы отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого поступления денежных средств, которые, как предполагается, будут создаваться данным активом при нормальном развитии событий).
     
В РСБУ основные требования к оценке имущества обозначены в ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете»: «Оценка имущества… производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. …Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета».
     
В российской практике, по сути, предусмотрено применение тех же вариантов оценки имущества (активов), используемых при составлении отчетности в соответствии с МСФО, однако в действующих нормативных документах отсутствует системное описание каждого из возможных вариантов оценки.
     
Итак, российские подходы к классификации, признанию и оценке имущества (активов) отличаются от подходов, изложенных в Международных стандартах финансовой отчетности, в основном тем, что в них отсутствуют четкие определения при формировании понятийного аппарата и классификации вариантов оценки активов (имущества) с понятным пользователям описанием каждого из них.

Обязательства

     МСФО (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) определяют обязательства как текущую задолженность компании, возникающую из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
     
В РСБУ понятие «обязательство» нормативными актами не определено. Концепция (п. 8.4) формулирует определение понятия «кредиторская задолженность», содержание которого близко по смыслу к термину «обязательства», которым оперируют МСФО, так: «Кредиторской задолженностью признается существующее на отчетную дату обязательство организации, которое является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку ресурсов организации, которые должны были принести ей экономические выгоды».
     
Принципы подготовки и составления финансовой отчетности МСФО предусматривают признание обязательства в балансе в случае, если существует вероятность того, что в результате погашения текущего обязательства возникнет отток ресурсов, содержащих экономические выгоды, а величина этого погашения может быть надежно определена. МСФО к обязательствам относят также резервы, создаваемые в условиях неопределенности суммы либо времени исполнения обязательств.
     
Поскольку в российских нормативных актах нет четко сформулированных критериев признания обязательств в бухгалтерском учете и отчетности, такие критерии изложены в Концепции, п. 8.4 которой по аналогии с Принципами МСФО определяет, что кредиторская задолженность признается в бухгалтерском балансе, когда существует вероятность оттока ресурсов, способных приносить организации экономические выгоды, который является следствием исполнения существующего обязательства, и когда величина этого обязательства может быть измерена с достаточной степенью надежности.
     
МСФО предусматривают использование нескольких методов оценки обязательств:
     
по фактической стоимости приобретения (обязательства признаются по сумме выручки, полученной в обмен на долговое обязательство, или по суммам денежных средств или их эквивалентов, уплата которых ожидается при нормальном ходе дел;
     
по восстановительной стоимости (обязательства отражаются по недисконтированной сумме денежных средств или их эквивалентов, которая потребовалась бы для погашения обязательства в текущий момент времени);
     
по возможной цене погашения (обязательства отражаются по стоимости их исполнения, т.е. по недисконтированной сумме денежных средств или их эквивалентов, которую предполагалось бы потратить для исполнения обязательств при нормальном ходе дел);
     
по дисконтированной стоимости (обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого выбытия денежных средств, которые, как предполагается, потребуются для погашения обязательств при нормальном ходе дел).
     
РСБУ (в частности, п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации ) предусматривают, что расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными, по полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Капитал

     МСФО (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) определяют понятие «капитал» как долю в активах компании, остающуюся после вычета всех ее обязательств. Обусловлено такое толкование термина тем, что в случае ликвидации компании кредиторы имеют преимущественное по отношению к собственникам право на удовлетворение своих требований.
     
РСБУ не содержат четко сформулированного определения термина «капитал», но раскрывают значение данного понятия через характеристику его структуры. Так, п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяет, что в составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.
     
Значение понятия «капитал», определяемое п. 7.4 Концепции, по содержанию аналогично его значению в МСФО: «Капитал представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета из них кредиторской задолженности».
     
К сожалению, рамки статьи не позволяют нам более подробно раскрыть понятие «капитал» с точки зрения подходов к его квалификации и оценке в РСБУ и МСФО, но отдельные вопросы раскрытия информации о капитале мы рассмотрим в следующей статье при описании основных правил составления баланса в российской и международной отчетности.

     ------------------------  

      Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Доходы

     МСФО (п. 70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) определяют понятие «доходы» как приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.
     
Таким образом, МСФО предусматривают, что доходы не всегда могут быть связаны исключительно с физическим поступлением активов, поскольку доходом признается также увеличение стоимости активов в результате переоценки. Критерии квалификации, признания и оценки выручки устанавливаются МСФО (IAS) 18 «Выручка» (Revenue).
     
В российской практике значение термина «доходы» раскрыто в п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»: «Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
     
На первый взгляд российское определение близко по смыслу к определению, изложенному в МСФО. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что приведенное в ПБУ 9/99 определение несколько сужает значение понятия «доходы» по сравнению с МСФО, поскольку увеличение экономических выгод связывается с поступлением активов, тогда как в МСФО — и с увеличением их стоимости.
     
Однако в данной ситуации следует говорить не о принципиальном расхождении российских и международных подходов к признанию и оценке доходов, а лишь о неудачном определении термина, поскольку п. 8 ПБУ 9/99 предусматривает, что сумма дооценки отдельных видов активов должна быть признана в составе прочих доходов организации.
     
Кроме того, в определении, приведенном в Принципах МСФО, понятие «доход» связывается с отчетным периодом, тогда как в российском определении термина указание на отчетный период отсутствует.
     
Однако и здесь следует говорить именно о неудачном определении, поскольку из анализа совокупности нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Российской Федерации, следует, что РСБУ, равно как и МСФО, связывают процесс признания доходов именно с конкретным отчетным периодом.

Расходы

     МСФО (п. 70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) определяют понятие «расходы» как уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов либо увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала.
     
Как следует из вышеприведенного определения, к расходам также относится уменьшение экономических выгод в результате «истощения активов», когда собственно выбытия активов не происходит, но их стоимость снижается (например, расходом признается снижение стоимости актива в результате его уценки).
     
Выбытие активов, связанное с распределением капитала между собственниками (например, выплаты в виде дивидендов), согласно Принципам МСФО не квалифицируется как расход.
     
Пункт 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» определяет расходы организации как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
     
Поскольку в РСБУ термин «расходы» является, по сути, зеркальным отражением термина «доходы», определению данного термина присущи те же недостатки, что и определению термина «доходы».
     
Во-первых, формально определение, предложенное ПБУ 10/99, не учитывает возможности признания расходом уменьшения экономических выгод вследствие невыбытия активов, а снижения их стоимости, хотя п. 12 ПБУ 10/99 предусматривает признание суммы уценки отдельных видов активов в составе прочих расходов организации.
     
Во-вторых, РСБУ не увязывают значение термина расходы с конкретным отчетным периодом, хотя из совокупности положений нормативных документов такая связь очевидна.
     
И, наконец, о недостаточной проработанности российского определения свидетельствует тот факт, что под определение, сформулированное ПБУ 10/99, попадает выплата дивидендов акционерам, тогда как МСФО распределение прибыли не признают расходом организации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину диагонали прямоугольника формула
  • Как найти крутой сериал
  • Как найти валеру в ютубе
  • Как найти свою аудиторию на твиче
  • Как найти свой общий стаж работы