Как составить пропорции в русском языке

Как решить фонетическую пропорцию ⇐ Фонетика и орфоэпия

Модератор: Дарья Александровна

Автор темы

sio

писарь
писарь
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 08.10.2013
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Возраст: 32

 

Как решить фонетическую пропорцию

Помогите пожалуйста решить фонетическую пропорцию…
х:к=?:п

и как именно это сделать?
Заранее спасибо

Автор темы

sio

писарь
писарь
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 08.10.2013
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Возраст: 32

 

Re: Как решить фонетическую пропорцию

Сообщение

sio » 08 окт 2013, 20:10

Я рассуждаю так:

глухие шумные согласные — это [к], [х], [п]
причем,
[х] — длительный
[п], [к] – мгновенные
Значит логично предположить, что искомый звук – длительный шумный глухой звук,
А это: [ф], [с], [ш]
Могут быть все 3 варианта ???

Ответ-то один…

Аватара пользователя

Дарья Александровна

Всего сообщений: 2752
Зарегистрирован: 03.09.2012

Лучшие Ответы: 1

Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 46

 

Re: Как решить фонетическую пропорцию

Сообщение

Дарья Александровна » 08 окт 2013, 20:29

посмотрите такие параметры: взрывной, смычныйщелевой. Правда, я подозреваю, что мгновенный — это и есть взрывной. Просто я не знаю, что такое мгновенный. :oops:

Добавлено спустя 4 минуты 53 секунды:
я подумаю, просто мне самой интересно стало, но интуитивно кажется, что нет среди предложенных звуков правильного ответа.

Мне кажется, что собака порылась в том, что Х — это, по сути, фрикативная К.

Соответственно, там должен стоять фрикативный П. Но нет такой фонемы-то в русском языке. В любом случае, в ответе должен быть фрикативный звук, но все предложенные вами варианты — как раз фрикативные фонемы

Добавлено спустя 4 минуты 44 секунды:
ВСЕ, я догадалась. Это звук Ф! Точно!!!

Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!

Автор темы

sio

писарь
писарь
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 08.10.2013
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Возраст: 32

 

Re: Как решить фонетическую пропорцию

Сообщение

sio » 08 окт 2013, 20:33

[к], [х], [п] – у всех трех есть парные мягкие звуки, значит имеет смысл предположить, что и у искомого звука имеется парный мягкий,
по этому критерию, звук [ш] нам не подходит

Остаются звуки:
[ф], [с]

оба фрикативные (щелевые)((((

Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд:

Дарья Александровна:ВСЕ, я догадалась. Это звук Ф! Точно

А как это обосновать?

Аватара пользователя

Дарья Александровна

Всего сообщений: 2752
Зарегистрирован: 03.09.2012

Лучшие Ответы: 1

Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 46

 

Re: Как решить фонетическую пропорцию

Сообщение

Дарья Александровна » 08 окт 2013, 20:34

собака порылась в том, что Х и К, по сути, ничем не отличаются, кроме фрикативности. Соответственно, нужно было найти звук, который ничем не отличается от П, кроме фрикативности. С и Ш отличаются от П местом образования, а Ф, как и П, губной звук. Разница лишь в том, что Ф — губной-зубной, а П — губно-губной. Но, думаю, в рамках этого задания данная разница не принципиальна.

Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!

Автор темы

sio

писарь
писарь
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 08.10.2013
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Возраст: 32

 

Re: Как решить фонетическую пропорцию

Сообщение

sio » 08 окт 2013, 20:38

ааааааааа=)
Вот он недостающий критерий, который отметает [c] )))

Боже! Даже не знаю, как Вас благодарить!!!!
:Rose: :Rose: :Rose:
Очень выручили!!!

Аватара пользователя

Дарья Александровна

Всего сообщений: 2752
Зарегистрирован: 03.09.2012

Лучшие Ответы: 1

Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 46

 

Re: Как решить фонетическую пропорцию

Сообщение

Дарья Александровна » 08 окт 2013, 20:41

Пошлите мне мимишную фотку котенка. :oops:

а впредь смотрите, губной или язычный звук. Ну а если потребуется, то язычные поделите на язычно-зубные и язычно-небные. Или если уж совсем сложно, то язычно-небные делите на передне-, средне- или задненебные.

Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!

Автор темы

sio

писарь
писарь
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 08.10.2013
Образование: высшее техническое
Откуда: Москва
Возраст: 32

 

Re: Как решить фонетическую пропорцию

Сообщение

sio » 08 окт 2013, 20:50

Нет, получается, что все остальные звуки отмелись до этого, остались только ф и с
а с отметается по происхождению…
остается ф
больше и выбирать не из чего))

Добавлено спустя 5 минут 17 секунд:

Как решить фонетическую пропорцию - spasibo.JPG

Аватара пользователя

Дарья Александровна

Всего сообщений: 2752
Зарегистрирован: 03.09.2012

Лучшие Ответы: 1

Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Томск
Возраст: 46

 

Re: Как решить фонетическую пропорцию

Сообщение

Дарья Александровна » 08 окт 2013, 21:14

sio:Нет, получается, что все остальные звуки отмелись до этого, остались только ф и с
а с отметается по происхождению…

ну да… только не по происхождению, а по месту образования. Я другим путем делала. Не как Вы. Я зацепилась за фрикативность — что ей отличаются К и Х. И стала искать сходный звук с П, отличающийся только фрикативностью. Когда я его нашла, то нашла критерии, по которым Ф и П сходны. Может, это сложный путь, но мне так легче. Потому что, еще со времен изучения фонетики в вузе, я поняла, что все запомнить о звуках, все характеристики — это легче повеситься, поэтому научилась правильно артикулировать. И уже по собственной артикуляции определяла, каков звук по месту образования, способу образования и т.д. Так и тут — я проартикулировала фрикативный П и поняла, что из выбранных вами звуков самый ближний — Ф, а потом поняла, почему.

Берегитесь людей, которые используют Ё на клавиатуре. Если они до нее добрались, то и до вас доберутся!

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 1 Ответы
    756 Просмотры
    Последнее сообщение фиргат

    10 апр 2011, 14:09

  • 1 Ответы
    477 Просмотры
    Последнее сообщение chuPC

    30 янв 2011, 12:48

  • 2 Ответы
    1393 Просмотры
    Последнее сообщение Елена

    17 окт 2012, 07:30

  • 0 Ответы
    1199 Просмотры
    Последнее сообщение ника

    31 май 2013, 09:12

  • 3 Ответы
    2266 Просмотры
    Последнее сообщение kotia

    12 окт 2008, 09:35

 Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Классический пример – пропорция птица/рыба =самолет/?. Слева члены пропорции природные, справа – сделанные человеком; вверху летают. Внизу плавают. Ответ: подводная лодка (корабль не подходит – реше­ние должно плавать под водой). Пропорции могут строиться на самых разных соотно­шениях. Пример грамматической пропорции: делать/сделать = говорить/?. Ответ: сказать. Забавный пример: пожар/пожарник = ?/дворник. Правильно двор, если про­порция словообразовательная, и мусор, если семантическая, смысловая.

Баллы присуждаются как за решения, так и за создание новых пропорций. Можно усложнить игру: выбрать тему, к которой должны иметь отношение все задания (например, «Литература»), или допускать к игре только пропорции с двумя неизвест­ными.

рысь/кошка = ?/собака (волк) — это подсказка, а дальше попробуйте сами
•лампа/свет = ?/звук 

•ластик/рисунок = время/?

•лицо/портрет = природа/?

•пожарник/? = дворник/метла

•тигр/4 = ?/8 

•провода/электричество = ?/

•машина/мотор = человек/?

•дом/крыша = человек/?

•верблюд/горб = пеликан /?

•капля/море = слово/?

•дождь/снег = осень/?

ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ

М.А. КРОНГАУЗ,
г. Москва

Продолжение. См. N№ 22, 23/2005; 1, 2/2006


Тысяча и одна задача по семантике

Выпуск 5

В прошлый раз читателю для решения
предлагались задачи на семантические пропорции.
Надо было продолжить данные в условии
семантические пропорции с использованием
предлагаемых слов и придумать совершенно новую
пару. Для некоторых «неподходящих» слов
следовало объяснить причины их исключения из
пропорции. Наконец, надо было сформулировать
семантический признак, лежащий в основе
пропорции. Первая задача будет разобрана
подробнее остальных.

Задача 1

Свинья : свинина = кролик : крольчатина = …

Дополнительные слова: баранина, корова,
конина, телятина
.

Сложность решения этой задачи заключается в
том, что два члена пропорции задают
семантическое отношение не исчерпывающим
образом, и тем самым в качестве ответа возможны
различные конкретные пропорции.

Очевидно, что в основе этой пропорции лежит
отношение между названием вида (разновидности)
животного и названием мяса данного вида.
Остается, однако, неясным, может ли название вида
осложняться какими-то дополнительными
значениями. В идеале оно должно присутствовать в
чистом виде. Слова баранина, конина и телятина
обозначают мясо животного. Следовательно, они
относятся к знаменателю пропорции – и к ним в
пару нужно подставить название соответствующего
животного. Корова же является названием
животного, то есть относится к числителю
пропорции, а к ней в пару нужно подставить
название коровьего мяса. Коровье мясо по-русски
называется говядиной.

В паре с кониной следует использовать не
напрашивающееся (исходя из морфологии) слово конь,
а другое слово – лошадь, которое и является
наиболее нейтральным названием данного вида.

В паре с телятиной следует поставить слово теленок,
семантически более нейтральное, чем телка.

Что же касается названия мяса баранина, то
здесь возможны два решения: либо признать, что
общего названия для данного вида не существует,
либо признать таковым слово овца, поскольку
оно в определенных контекстах может выполнять
эту функцию. Таким образом, в пропорцию
вписывается пара овца : баранина.

Наконец, надо заметить, что стандартным
способом образования названия мяса являются
суффиксы -атин и -ин – и с их помощью можно
образовать слова с соответствующим значением от
названий разных животных, например, медведь,
кролик
и т.д.

Таким образом, эту пропорцию можно продолжить
так: корова : говядина = лошадь : конина =
телёнок : телятина = медведь : медвежатина
(последняя
пара состоит из новых слов).

Нужно также сказать, что эту пропорцию можно
рассматривать и более широко как ‘X’ : ‘мясо
X-а’ (где X – это название вида плюс любые
дополнительные значения). В этом случае
допустимы и такие члены, как конь : конина, баран
: баранина
и даже крольчиха : крольчатина или
гризли : медвежатина. Однако такое решение
будет менее строгим.

В заключение следует отметить, что все слова из
предложенного списка вписываются в пропорцию.

Задача 2

Лошадь : табун = птица : стая = …

Дополнительные слова: собака, отара, лягушка,
рыба, человек.

В основе пропорции лежит отношение между
названием вида и названием совокупности особей
данного вида. Главная проблема состоит в том, что
названия совокупностей, как правило, могут
относиться к разным видам. Только слово отара
определяет вид единственным образом – овца.
Поэтому изначально приходится смириться с
определенной нестрогостью решения. Кроме того,
иногда для одного и того же вида существует
несколько названий совокупностей, обычно
незначительно различающихся по смыслу. В этом
случае при включении в пропорцию следует
избегать слов с дополнительными значениями.

Эту пропорцию можно продолжить следующим
образом: Собака : стая = овца : отара = человек
: толпа = рыба : стая = корова : стадо
(последняя
пара состоит из новых слов).

В пару собаке выбрано слово стая, а не свора,
поскольку последняя является особым образом
организованной совокупностью (речь идет об
охотничьих собаках на специальном шнуре). В пару
к человеку выбрано слово толпа, поскольку
остальные названия совокупностей также
подразумевают разного рода организацию. В пару к рыбе
выбрано слово стая, а не косяк, поскольку
в последнем случае подразумевается еще и
движение всей совокупности (косяк применим
также к организованной движущейся совокупности
птиц). Наконец, стадо используется, конечно,
не только по отношению к коровам, но совокупность
коров называется именно таким образом.

Слово лягушка в эту пропорцию не
вписывается, поскольку специального названия
для совокупности этих животных в русском языке
нет.

Задача 3

Собака : лаять = кошка : мяукать = …

Мычать, хрюкать, выть, гусь, журавль,
пингвин
.

В основе этой пропорции лежит отношение между
названием животного и глагола типичного звука
данного животного.

Эту пропорцию можно продолжить следующим
образом: корова : мычать = свинья : хрюкать
= гусь : гоготать = журавль : курлыкать =
лошадь : ржать
(последняя пара состоит из новых
слов).

Слово пингвин не вписывается в пропорцию,
поскольку для него не существует
соответствующего глагола в русском языке (хотя
какие-то звуки пингвин, безусловно, издает).
Несколько сложнее проблема с глаголом выть.
Он не является обозначением типичного
нейтрального звука. Воют, как правило, собачьи
(собаки, волки, шакалы и др.), однако это не
единственный и не нейтральный для них звук.
Однако в принципе ответ типа волк : выть
возможен, но требует дополнительного
обоснования.

Задача 4

Идти : ходить = плыть : плавать = …

Дополнительные слова: брести, везти, катать,
лететь, скакать.

В основе этой пропорции лежит отношение между
направленным (и однократным) и ненаправленным
(или многократным) движением. Описать строго это
противопоставление довольно трудно (в частности,
потому, что у каждой серии глаголов есть
несколько значений), но для решения данной задачи
это и не требуется. Всего в русском языке
четырнадцать таких пар (не считая глаголов с
возвратной частицей -ся).

Эту пропорцию можно продолжить следующим
образом: брести : бродить = везти : возить
= катить : катать = лететь : летать = ехать :
ездить
(последняя пара состоит из новых слов).

Глагол скакать в эту пропорцию не
вписывается, поскольку он может обозначать и
направленное, и ненаправленное движение (скакать
к лесу – скакать по двору),
но пары типа скакать
: скакать
в этом типе задач запрещены.

Задача 5

Водка : бутылка = бензин : канистра = …

Дополнительные слова: чай, кастрюля, духи,
пузырек, кувшин.

Первые два члена не задают семантическое
отношение, лежащее в основе пропорции,
единственным образом. Одна из возможных
интерпретаций этого отношения: жидкость и
стандартная емкость для хранения этой жидкости
(длительного или временного).

В этом случае пропорцию можно продолжить
следующим образом: духи : флакон = лекарство
: пузырек = кофе : кофейник
(последняя пара
состоит из новых слов).

Остальные слова требуют комментария. Возможны
пары суп : кастрюля и молоко : кувшин,
но с определенной оговоркой, так как едва ли для
этих емкостей можно говорить о длительном
хранении (ср. также кофейник). При этом для супа
существует еще и супница, в которой он
подается на стол.

Что же касается чая, то это слово, как ни
странно, не вписывается в эту пропорцию.
Напрашивающееся слово чайник не подходит,
поскольку чайник обычно (мы говорим о
типичной ситуации) наполнен водой. Чай же
концентрированный, то есть заварка, находится в
специальном заварном чайнике, то есть для
включения в пропорцию нужно использовать
словосочетание, а это запрещено условиями
задачи.

Задача 6

Убивать : умирать = поить : пить = …

Дополнительные слова: сидеть, кормить, тонуть,
спать, думать, катить
.

В основе этой пропорции лежит отношение между
названием действия, процесса, состояния и т.п. и
названием соответствующего каузатива (‘сделать
так, чтобы это действие имело место’).

Эту пропорцию можно продолжить следующим
образом: сажать : сидеть = кормить : есть =
топить : тонуть = усыплять : спать = катить
: катиться = ставить : стоять
(последняя пара
состоит из новых слов).

Слово думать не вписывается в эту
пропорцию, например, глагол озадачить не
означает каузацию именно этого действия.

Задача 7

Футбол : тайм = хоккей : период = …


Дополнительные слова: сет, волейбол, фаза.

В основе этой пропорции лежит отношение между
названием вида спорта и названием части
отдельного матча по данному виду спорта. Матч
состоит из нескольких таких частей, каждая из
которых характеризуется либо фиксированным
временем, либо фиксированным количеством очков,
и паузами (перерывами) между ними.

Эту пропорцию можно продолжить следующим
образом: теннис : сет = волейбол : партия =
бокс : раунд
(последняя пара состоит из новых
слов).

Слово фаза не вписывается в эту пропорцию,
поскольку хотя и обозначает временную часть
чего-то, но не связано со спортом и не
соответствует описанным требованиям.

А теперь перейдем к новым задачам, в которых по
толкованию надо восстановить слово. Вниманию
читателей предлагаются пятнадцать задач.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Условие. По толкованию определите слово
русского языка.

1. ‘Железный прут с загнутым концом для
перемешивания топлива в печи’.

2. ‘Ювелирное изделие, которое носят, как
правило, на шее, в форме овальной или круглой
маленькой и плоской коробочки, предназначенной
для хранения изображения человека или другой
памятной вещи’.

3. ‘Спальная, домашняя или больничная одежда из
мягкой ткани, состоящая из куртки и брюк
свободного покроя’.

4. ‘Медный духовой музыкальный инструмент в
виде прямой трубки с раструбом, служащий для
подачи звуковых сигналов’.

5. ‘Посмотреть назад, повернув только голову’.

6. ‘Наука о неопознанных летающих объектах
внеземного происхождения’.

7. ‘Манера человека держать присущим ему
образом голову и спину, находясь в вертикальном
положении’.

8. ‘Слова с разным значением, совпадающие по
звучанию и написанию’.

9. ‘Предмет или обстоятельство,
свидетельствующее о чьей-либо виновности’.

10. ‘Заранее сложившееся отрицательное
мнение’.

11. ‘Красящее вещество в животных и
растительных тканях, обеспечивающее их
окраску’.

12. ‘Стиль одежды, не имеющий половой
принадлежности’.

13. ‘Внутреннее расположение, как правило, по
отношению к человеку или живому существу’.

14. ‘Обстановка, способствующая душевному покою
и комфорту’.

15. ‘Человек, сам действующий по собственной
прихоти и заставляющий так действовать других
людей, не считаясь с их желаниями и интересами’.

Перед вами фонетическая пропорция : б / п = г / к.

1) Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится.

2) Решите следующие пропорции и обоснуйте свое решение.

К / х = т / ?

Д / т = г / ?

Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный, где 1 — искомый звук из первой пропорции, 2 — из второй.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Перед вами фонетическая пропорция : б / п = г / к?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

June 27 2006, 16:34

Category:

  • Образование
  • Cancel

Решите приведённые ниже «звуковые пропорции». Русские буквы здесь тспользуются для обозначения звуков, т.е. для их транскрипции, что обозначено квадратными скобками. Для каждого из звуков X1,…X10 укажите, может ли он встречаться в русской речи и, если может, приведите какое-нибудь слово или словосочетание, содержащее данный звук. Для каждой пропорции объясните (кратко), в чём состоит различие между звкуами, входящими в пару.

1. [з]:[с] = [б]:X1 = X2:[ч] = X3:[х]
2. [д]:[с] = X4:[х] = [б]:X5
3. [з]:[т] = X6:[к]
4. [ш]:[щ] = [н]:X7 = [ж]:X8
5. [б]:[м] = X9:[н] = [г]:X10

1. Звуки [з] и [с] отличаются звонкостью-глухостью, поэтому X1 = [п] (глухой вариант к [б]), примеры пар, горб.
Чтобы получить X2, нужно произнести звонко звук [ч]; так как само [ч] является как бы произнесённым слитно сочетанием мягких согласных [т’] и [ш’], то парным к нему будет слитное мягкое [дж’]; этот звук возникает в русском языке при озвончении [ч] в позиции перед звонкими, например, если произнести без паузы сочетание лечь бы или дочь гор.
X3 — звонкий вариант к [х]; этот звук, обозначаемый в транскрипции обычно греческой буквой «гамма» (γ), возникает, например, в сочетании их бы или их дом при озвончении согласного [х]; долгий звук [γ] содержится в слове бухгалтер; звук [γ] произносится также в косвенных падежах слова бог: бога [б́оγа], богу [б́оγу] и т.д., но такое произношение свойственно в основном представителям старшего поколения (именительный падеж в речи этой части носителей русского языка произносится [бох]).
2. Звуки [д] и [с] различаются звонкостью-глухостью и, кроме того, способом образования: при произнесении [д] на пути воздуха образуется полная преграда («смычка»), которая мгновенно разрывается, а при произнесении [с] в том же месте образуется щель, через которую и пропускается воздух (звуки этих двух способов называются соответственно смычно-взрывными (или просто взрывными) и щелевыми (или фрикативными). X4 — звонкий взрывной, образующийся в том же месте, что и [х], т.е. X4 = [г] (примеры: год, рога). Ближайший кандидат в X5 среди звуков русского языка — согласный [ф] (примеры: фон, ров): он является глухим и щелевым, но место его образования сдвинуто по сравнению со звуком [б] немного назад.
3. Эта пропорция тоже строится на глухости-звонкости и способе образования. X6 = [γ]. В дополнение к прежнему («звонкая пара к [х]») мы получаем здесь новый способ описания звука [γ]: щелевой, парный к г.
4. Буквой щ обозначается долгое мягкое [ш’], поэтому X7 — долгое мягкое [н] (примеры: весенний, в ванне), а X8 — долгое мягкое [ж], которое в речи многих носителей русского языка приозносится в словах вожжи, визжит, дождя, дрожжи.
5. Звуки [б] и [м] — смычные одного и того же места образования (губные), но второй из них носовой; иначе говоря, оба звука связаны с образованием одной и той же преграды — сомкнутых губ, но в случае согласного [б] происходит «взрыв» с воздух проходит через рот, а в случае [м] при сохранившейся смычке воздух проходит через нос (ротовая полость играет при этом роль резонатора). X9 — неносовой, одинаковый по месту и способу образования с [и] (переднеязычный), т.е. X9 = [д] (примеры: дом, вода). В таких же отношениях, что [б] и [м], находятся также звуки [г] и [ŋ] ([ŋ] — согласный, обозначаемый в английском и немецком языках буквами ng), т.е. X10 = [ŋ]; это заднеязычные звуки. Одно из проявления «пропорциональности» даннных трёх пар согласных то, что если в момент произношения [м], [н] и [ŋ] путь воздуха через нос перекрыт (например, при насморке), оттенок у них сохраняется (носовая полость играет роль резонатора). Так, в сказке Р. Киплинга в той сцене, когда Крокодил схватил Слонёнка за нос, Слонёнок говорит: You are hurtig be! — вместо You are hurting me! (в русском переводе К. Чуковского: — Бде больдо! — вместо Мне больно!).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить аккаунт в компьютере
  • Как найти автора по картинке в яндексе
  • Как найти сыну хорошую девушку заговор помочь
  • Как найти в панели управления nvidia
  • Рособрнадзор как найти лицензию