Как составить пропорцию 6 класс с решением

Решим две задачи.

Задача № 1. За (5) кг товара заплатили (325) руб. Вычисли стоимость (11) кг этого товара.

1) Масса товара и его стоимость — прямо пропорциональные величины, т. к. при увеличении массы стоимость увеличивается во столько же раз.

2) Обозначим стоимость (11) кг товара буквой (x). Составим пропорцию.

3) Применим основное свойство пропорции. Найдём (x).

4) Ответим на вопрос задачи.

Краткая запись задачи:

    (5) кг     —   (325) руб.  

        (11) кг     —     (x ) руб.

Составим пропорцию:

Применим основное свойство пропорции и найдём (x):

5⋅x=11⋅325;x=11⋅3256551;

 (x = 715) руб.

Ответ: товар стоит (715) руб.

Задача № 2. (16) солдат могут отрыть окоп за (21) ч. Сколько понадобится солдат, чтобы выполнить эту работу за (12) ч?

1) Количество солдат и продолжительность работы при одинаковой производительности труда каждого солдата — обратно пропорциональные величины.

2) Обозначим количество солдат, которые смогут выполнить работу за (12) ч., как (y). Составим пропорцию.

3) Применим основное свойство пропорции. Найдём (y).

4) Ответим на вопрос задачи.

Краткая запись задачи:

    (16) солдат    —    (21) ч.    

          (y) солдат     —   (12) ч.   

Составим пропорцию:

Применим основное свойство пропорции и найдём (y):

16⋅21=y⋅12;y=164⋅21123=4⋅21731;y=4⋅7;

(y = 28) солдат.

Ответ: чтобы выполнить работу за (12) ч., понадобится (28) солдат.

Что такое пропорция

Определение пропорции: 

Пропорция — это равенство двух отношения.

Пропорциональный — это такой, который находится в определенном отношении к какой-либо величине.

Пропорция всегда содержит равные коэффициенты. 

Если выразить определение формулой, то выглядеть оно будет так:

  • a : b = c : d

Или вот так:

  • Вид пропорции

a и d — крайние члены пропорции, b и с — средние члены пропорции.

Читается это выражение так: a так относится к b, как c относится к d

Например:

Пример Пропорции

15 : 5 = 3
 

9 : 3 = 3

Это равенство двух отношений: 15 так относится к 5, как 9 относится к 3. 

15 и 3 — крайние члены пропорции.

5 и 9 — средние члены пропорции.

Компоненты пропорций

Наглядный пример для понимания:

У нас есть восемь кусочков аппетитной пиццы и, предположим, четыре голодных друга.

Пропорция на примере пиццы

  • Запишем эту непростую ситуацию в виде отношения 8 кусочков к 4 голодным друзьям: 8 : 4 
  • Далее преобразовываем это отношение в дробь: 8/4
  • Выполняем деление: 8/4 = 2

Это значит, что 8 аппетитных кусочков пиццы будут так относиться к 4 голодным друзьям, что каждому голодающему достанется по 2 кусочка. Прекрасно!

А теперь представим, ситуацию, в которой есть только половина аппетитной пиццы, но при этом и голодных друга — всего два.

Пропорция на примере пиццы 2

Что мы имеем: 4 кусочка и 2 друга, претендующих на них.

  • Запишем в виде отношения: 4 : 2
  • Преобразовываем получившееся отношение в дробь: 4/2
  • Выполняем деление: 4/2 = 2

Это значит, что 4 аппетитных кусочка будут так относиться к 2 голодным друзьям, что каждому из них достанется по 2 кусочка. 

Оценив обе ситуации, делаем вывод, что отношение 8/4 пропорционально отношению 4/2. Отношения в пропорции — равные. 

Вывод: знание математических пропорций пригодится при заказе пиццы. Быстренько прикидываем отношение количества человек, претендующих на пиццу, и число кусочков — и сразу заказываем побольше пиццы, чтобы никто не остался голодным😉

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Основное свойство пропорции

Запомните основное свойство пропорции:

Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов этой пропорции.

В виде формулы свойство выглядит так:

пример формулы

a : b = c : d
a * d = b * c

Мы знаем, что a и d — крайние члены пропорции, b и c — средние. 

Это свойство следует применять, чтобы проверить пропорцию. Если все сходится согласно формулировке — пропорция составлена верно, и отношения в пропорции являются равными друг другу. 

Давайте проверим несколько пропорций.

Пример 1. Дана пропорция:6/2 = 12/4

  • Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, перемножаем ее крайние члены: 6 * 4 = 24.
  • Далее перемножаем средние члены пропорции: 2 * 12 = 24
     
  • Произведение крайних членов пропорции равно 24, произведение средних членов пропорции также равно 24.
     
  • 6 * 4 = 2 * 12
    24 = 24

Делаем вывод, что пропорция 6/2 = 12/4 составлена верно. 

Пример 2. Дана пропорция: 10/2 = 16/4

  • Перемножаем крайние члены пропорции: 10 * 4 = 40.
  • Перемножаем средние члены: 16 * 2 = 32.
  • Произведение крайних членов пропорции равно 40. Произведение средних членов пропорции равно 32. 
  • 10 * 4 ≠ 16 * 2
    40 ≠ 32

Отсюда делаем вывод, что  отношения в пропорции 10/2 ≠ 16/4 не являются равными. 

Курсы подготовки к ОГЭ по математике от Skysmart придадут уверенности в себе и помогут освежить знания перед экзаменом.

Примеры решения задач с пропорцией

Чтобы потренироваться в составлении пропорций, решим вместе несколько задачек. 

Задачка 1. Дана математическая пропорция: 15/3 = x/4

Найдите x.

Как решаем:

 

  1. По основному свойству пропорции перемножаем множители:
    15 * 4 = 3x
  2. Получаем уравнение: 60 = 3x
  3. 60/3 = x
    x = 20.

Ответ: в пропорции 15/3 = x/4, x = 20

Задачка 2. Найдите четвертый член пропорции: 18, 9 и 24.

Как решаем:

 

  1. Записываем чиcла в виде дробей: 18/9 = 24/x
    Где x — четвертый член пропорции.
  2. По основному свойству пропорции, перемножаем средние члены: 9 * 24 = 216
  3. Выводим уравнение 18x = 216
  4. Находим x:
    x = 216 : 18
    x = 12
  5. Проверяем: 9 * 24 = 216, 18 * 12 = 216.
    Пропорция составлена верно.

Ответ: четвертый член пропорции — 12.

Задачка 3. 18 человек могут съесть пять килограммов суши за 8 часов, сколько часов понадобится 9 людям?

Как решаем:

 

  1. Записываем числа в виде обратной пропорции: 18/9 = x/8
  2. Перемножаем множители по основному свойству пропорции: 18 * 8 = 9x
  3. Находим х:
    144 = 9x
    144 : 9 = 16

Ответ: 16 часов понадобится 9 людям, чтобы съесть все суши. 

Задачка 4. Дана пропорция: 20/2 = y/4

Найдите y.

Как решаем:

 

  1. По основному свойству пропорции перемножаем множители:
    20 * 4 = 2y
  2. Получаем уравнение: 80 = 2y
  3. Находим у:
    80/2 = y
    x = 40.
  4. Проверяем пропорцию: 20 * 4 = 80, 40 * 2 = 80.

Ответ: в пропорции 20/2 = y/4, y = 40

Кратко пробежимся по теории.

Пропорциональными называются две взаимно зависимые величины, если отношение их значений остаётся неизменным.

Пропорция – это равенство двух отношений.

Отношение – это частное двух чисел. Отношение показывает, во сколько раз одно число больше другого или какую часть одно число составляет от другого.

Основное свойство пропорции: в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.

Задачи на пропорции из учебников

Основная сложность в задачах такого типа — составить пропорцию и определить, прямо или обратно пропорциональны величины.

В шестом классе условие задач на пропорции записывают таблицей, а пропорциональность обозначают стрелкам в одном либо противоположных направлениях.

Решите с помощью пропорции задачи:

1) Для изготовления 8 одинаковых приборов необходимо 18 кг металла. Сколько таких приборов можно изготовить из 27 кг металла?

Пусть из 27 кг металла возможно изготовить x приборов.
К-во приборов   Масса металла
   ↓  8                       18 кг ↓
      х                        27 кг
$frac8x=frac{18}{27}$
18x = 8 * 27
$x=frac{8ast27}{18}$
$x=frac{4ast3}1$
x = 12
Значит, 12 приборов можно изготовить из 27 кг металла
Ответ: 12 приборов.

2) За 5 ч турист прошел 24 км. Какое расстояние он пройдет за 8 ч с той же скоростью?

Пусть x км пройдет турист за 8 ч.
Время    Путь
↓ 5 ч       24 км ↓
   8 ч       х км
$frac58=frac{24}x$
5x = 8 * 24
$x=frac{8ast24}5$
$x=frac{192}5$
$x=38frac25=38,4$
Значит, 38,4 км пройдет турист за 8 ч с той же скоростью
Ответ: 38,4 км.

3) Из 140 кг свежих вишен получают 21 кг сушеных. Сколько килограммов сушеных вишен получится из 160 кг свежих? Сколько килограммов свежих вишен необходимо взять, чтобы получить 31,5 кг сушеных?

Пусть из 160 кг свежих вишен возможно получить x кг сухих вишен.
Масса свеж.   Масса сух
↓ 140 кг              21 кг ↓
   160 кг               х кг
$frac{21}x=frac{140}{160}$
140x = 160 * 21
$x=frac{160ast21}{140}$
$x=frac{8ast3}1$
x = 24 
Значит, 24 кг  сушеных вишен получится из 160 кг свежих

Пусть из x кг свежих вишен необходимо взять, чтобы получить 31,5 кг сухих вишен.

$frac{21}{31,5}=frac{140}x$
21x = 31,5 * 140
$x=frac{31,5ast140}{21}$
$x=frac{1,5ast140}1$
x = 210
Значит, 210 кг свежих вишен необходимо взять, чтобы получить 31,5 кг сухих вишен
Ответ: 24 кг; 210 кг.

4) Объем бруска, изготовленного из древесины вишни, равен 800 см3, а его масса − 528 г. Какова масса бруска, изготовленного из этого же материала, если его объем равен 1500 см3?

Пусть x г масса бруска, если его объем равен 1500 см3.

$frac{800}{1500}=frac{528}x$
800x = 1500 * 528
$x=frac{1500ast528}{800}$
$x=frac{15ast66}1$
x = 990
Значит, 990 г масса бруска, если его объем равен 1500 см3.
Ответ: 990 г .

5) Из 45 т железной руды выплавляют 25 т железа. Сколько требуется тонн руды, чтобы выплавить 10 т железа?

Пусть x т руды требуется, чтобы выплавить 10 т железа.

$frac{45}x=frac{25}{10}$
25x = 45 * 10
$x=frac{45ast10}{25}$
$x=frac{9ast2}1$
x = 18
Значит, 18 т руды требуется, чтобы выплавить 10 т железа.
Ответ: 18 т руды.

6) Площадь поля 480 га. Пшеницей засеяли 24% площади поля. Сколько гектаров земли засеяли пшеницей?

Пусть x га земли засеяли пшеницей.

$frac{480}x=frac{100}{24}$
100x = 480 * 24
$x=frac{480ast24}{100}$
$x=frac{96ast6}5$
$x=frac{576}5=115frac15=115,2$
Значит, 115,2 га земли засеяли пшеницей.
Ответ: 115,2 га земли.

7) За первый час автомобиль проехал 70 км, что составило 14% всего пути. Сколько километров составляет весь путь?

Пусть x км составляет весь путь.

$frac{70}x=frac{14}{100}$
14x = 70 * 100
$x=frac{70ast100}{14}$
$x=frac{5ast100}1$
x = 500
Значит,  500 км составляет весь путь.
Ответ: 500 км.

8) Сплав содержит 12% цинка. Сколько килограммов цинка содержится в 80 кг сплава?

8) Пусть x кг цинка содержится в 80 кг сплава.

$frac{80}x=frac{100}{12}$
100x = 80 * 12
$x=frac{80ast12}{100}$
$x=frac{4ast12}5$
$x=frac{48}5=frac{96}{10}=9,6$ 
Значит, 9,6 кг цинка содержится в 80 кг сплава
Ответ: 9,6 кг цинка.

9) На пошив 14 одинаковых костюмов израсходовали 49 м ткани. Сколько таких костюмов можно сшить из 84 м ткани?

Пусть x костюмов можно сшить из 84 м ткани.

$frac{14}x=frac{49}{84}$
4x = 14 * 84
$x=frac{14ast84}{49}$
$x=frac{2ast12}1$
x = 24 
Значит, 24 костюма можно сшить из 84 м ткани.
Ответ: 24 костюма.

10) За 7 ч в бассейн налилось 224 л воды. За какое время в него нальется 288 л воды?

Пусть за x часов в бассейн нальется 288 л воды.

$frac7x=frac{224}{288}$
224x = 7 * 288
$x=frac{7ast288}{224}$
$x=frac{1ast72}8$
x = 9
Значит, 9 часов в бассейн будет наливаться 288 л воды.
Ответ: 9 часов.

11) Из 150 кг картофеля получают 27 кг крахмала. Сколько килограммов крахмала получат из 420 кг картофеля? Сколько килограммов картофеля необходимо, чтобы получить 30,6 кг крахмала?

Пусть x кг крахмала получат из 420 кг картофеля.

$frac{27}x=frac{150}{420}$
150x = 27 * 420
$x=frac{27ast420}{150}$
$x=frac{27ast14}5$
$x=frac{378}5$
$x=frac{756}{10}=75,6$ 
Значит, 75,6 кг крахмала получат из 420 кг картофеля.
Ответ: 75,6 кг крахмала.

Пусть x кг картофеля необходимо, чтобы получить 30,6 кг крахмала.

$frac{27}{30,6}=frac{150}x$
27x = 30,6 * 150
$x=frac{30,6ast150}{27}$
$x=frac{3,4ast50}1$
x = 170 
Значит, 170 кг картофеля необходимо, чтобы получить 30,6 кг крахмала.
Ответ: 170 кг картофеля.

12) В саду растет 320 деревьев, из которых 40% составляют яблони. Сколько яблонь растет в саду?

Пусть x яблонь растет в саду.
К-во деревьев   Проценты
  320 д                   100 %
    х    д                   40 %
$frac{320}x=frac{100}{40}$
100x = 320 * 40
$x=frac{320ast40}{100}$
$x=frac{32ast4}1$
x = 128
Значит, 128 яблонь растет в саду
Ответ: 128 яблонь. 

13) Масса соли составляет 24% массы раствора. Сколько килограммов раствора необходимо взять, чтобы он содержал 96 кг соли?

Пусть x килограммов раствора необходимо взять, чтобы он содержал 96 кг соли.

$frac{100}{24}=frac x{96}$
24x = 100 * 96
$x=frac{100ast96}{24}$
$x=frac{100ast4}1$
x = 400
Значит, 400 килограммов раствора необходимо взять, чтобы он содержал 96 кг соли.
Ответ: 400 кг.

14) На изготовление 3,5 кг ржаного хлеба требуется 2,5 кг муки. Сколько хлеба можно испечь из 17,5 т ржаной муки?

Пусть х кг хлеба можно испечь из 17,5 т муки.
17,5 т = 17500 кг
Масса хлеба   Масса муки
↓ 3,5 кг                 2,5 кг    ↓
   х кг                  17500 кг
3,5 кг − 2,5 кг
x кг − 17500 кг
$frac{3,5}{2,5}=frac х{17500}$
$х=frac{3,5ast17500}{2,5}$   умножим по 1 числу в числ. и знам. на 10
$х=frac{35ast17500}{25}$
x = 24500
Значит, 24500 кг = 24,5 т хлеба можно испечь из 17,5 т ржаной муки.
Ответ: 24,5 т

В задачах выше зависимость между величинами была прямо пропорциональная, но бывают задачи и с обратно пропорциональной зависимостью.

1) Самолет со скоростью 200 км/ч преодолевает расстояние от Москвы до Тюмени за 2 часа, за сколько он преодолеет это же расстояние со скоростью 150 км/ч?

Пусть за х часов самолет преодолеет то же расстояние со скоростью 150 км/ч
Скорость     Время
↑ 200 км/ч      2 ч ↓
  150 км/ч      х ч
Зависимость обратно пропорциональная, исходя из этого составляем пропорцию:
$frac{200}{150}=frac х2$
150 х = 200 * 2
$х=frac{200ast2}{150}$
$х=2frac23$
Значит,  за $2frac23$ часа он преодолеет это же расстояние со скоростью 150 км/ч.
Ответ: за $2frac23$ часа.

2) Три трактора вспахали поле за 7 часов. Сколько нужно тракторов, чтобы вспахать такое же поле за 5 часов?

Пусть нужно х тракторов, чтобы вспахать поле за 5 часов.
К-во тракторов   Время
 ↓3                          7 ч ↑
   х                          5 ч
$frac3х=frac57$
5 х = 3 * 7
х = 4,2
Так как количество тракторов не может быть дробным числом, округлим до большей величины.
х ≈ 5
Значит, 5 тракторов нужно, чтобы вспахать такое же поле за 5 часов.
Ответ: 5 тракторов.

3)  Для покрытия пола требуется 45 м линолеума шириной 2,2 м. Сколько потребуется линолеума шириной 1,5 м для покрытия пола той же площади?

Пусть х м линолеума шириной 1,5 м потребуется для покрытия пола той же площади.
Длина лин.   Ширина лин.
↓ 45 м                2,2 м ↑
  x м                  1,5 м
$frac{45}х=frac{1,5}{2,2}$
$frac{45}х=frac{15}{22}$
15 х = 22 * 45
$х=frac{22ast45}{15}$
x = 66
Значит, 66 м линолеума шириной 1,5 м потребуется для покрытия пола той же площади..
Ответ: 66 метров.

Нестандартные задачи на пропорции

Задача 1. Поп нанял работника Балду на год, обещал ему 120 рублей и красный кафтан. Однако, проработав 7 месяцев, Балда стал просить у попа расчет и получил за работу 50 рублей и красный кафтан. Сколько стоит кафтан у Балды?

Эту задачу можно решить, не прибегая к уравнению и пропорции, однако можно и пропорцией.

Решение

Пусть x – цена кафтана. Тогда за 12 месяцев Балда мог получить 120 руб. и кафтан, т.е. 120 + x. Но за 7 месяцев он получил 50 + x. Запишем в привычном для шестиклассника виде:

 | 12       120 + х |
↓ 7          50 + х  ↓

Записываем пропорцию

$frac{12}7=frac{120+х}{50+х}$

Применяя основное свойство пропорции, получаем уравнение:

7 * (120 + х) = 12 * (50 + х)
840 + 7 х = 600 + 12 х
12 х — 7 х = 840 — 600
5 х = 240
х = 48

Ответ: 48 рублей стоил кафтан у Балды.

Гораздо сложнее ученикам даются задачи на пропорциональную зависимость трёх и более величин. Причем настолько, что когда в 7 классе в учебнике геометрии (например, в учебнике Погорелова) встречается задача, где в условии говорится, что углы треугольника пропорциональны числам 2, 3, 4 (т.е. относятся как 2:3:4), некоторые ученики приходят в замешательство и утверждают, что не понимают условие. 

В последнее время задачи на пропорциональное деление стали встречаться в некоторых сборниках по занимательной, нестандартной и олимпиадной математике. Рассмотрим задачу такого плана.

Задача 2 на деление в данном отношении. Три предпринимателя — Давыдов, Петров и Максимов вложили в совместную организацию предприятия по производству мебели деньги. Первый вложил 60 тыс. руб., второй — 90 тыс. руб., а третий — 150 тыс. руб. Они получили прибыль в размере 117 тыс. руб. Сколько денег из прибыли получит каждый из предпринимателей при условии распределения ее пропорционально их вкладам?

Решение.

Найдём, каким числам пропорциональны вклады предпринимателей. Все числа запишем в тыс. руб.
60 : 90 : 150, т.е. 2 : 3 : 5.
Исходя из этого, можно записать, что 2x + 3x + 5x = 117, где 2x — часть прибыли, которую должен получить Давыдов, 3x – часть прибыли, которую должен получить Петров, 5x — часть прибыли, которую должен получить Максимов, исходя из пропорциональности вкладов. Отсюда x = 11,7 тыс. руб., т.е. Давыдов получит 23,4 тыс. руб., Петров – 35,1 тыс. руб., а Максимов – 58,5 тыс. руб.
Задачу можно решить и немного иначе:
1) 60 + 90 + 150 = 300 тыс. руб.
2) 117 : 300 x 60 = 23,4 тыс. руб.
3) 117 : 300 x 90 = 35,1 тыс. руб.
4) 117 : 300 x 150 = 58,5 тыс. руб.
Ответ: 23, 4 тыс. руб., 35,1 тыс., руб., 58,5 тыс. руб.

Классика нестандартных задач на пропорциональность трёх и более величин:

Задача 3. Три курицы за 3 дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней?

И сразу аналогичная, коих может быть бесконечное множество, а решаются они одинаково:

Задача 4. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько потребуется землекопов, чтобы за 100 часов выкопать 100 м канавы?

Напрашивается ответ 12 в задаче про куриц и 100 в задаче с канавой, но это не верно. В задаче про куриц правильный ответ 48, а в задаче про землекопов правильный ответ – 5.

Если дней в 4 раза больше, а кур также в 4 раза больше, то яиц они снесут 3 х 4 х 4 = 48.

Что касается задачи про землекопов, то решение еще проще. Так как за 5 часов землекопы выкапывают 5 метров канавы, то за 1 час – 1 метр канавы. И значит, за 100 часов 100 м канавы выкопают те же 5 землекопов.

Задача 5. 2 робота за 3 часа собирают 1 компьютер. Сколько компьютеров соберут 10 роботов за 12 часов?

Иногда условия таких задач выписывают примерно также как обычную пропорцию и делают стрелочки. Например:

Роботы   Часы   Компьютеры
| 2             | 3             | 1
↓10          ↓12            ↓ х

Решение.

Если 2 робота за 3 часа собирают 1 компьютер, то сколько компьютеров соберут те же два робота за 12 часов?
12 : 3 = в 4 (раза) — больше будет времени у 2х роботов на сборку компьютеров
Если у двух роботов будет времени в 4 раза больше, то и соберут они в 4 раза больше компьютеров, т.е.
1 * 4 = 4 (компьютера)  — собирают 2 робота за 12 часов.

Если роботов будет 10, то сколько компьютеров они соберут за 12 часов?
10 : 2 = в 5 (раз) — больше роботов
Так как роботов будет в 5 раз больше, то и соберут они за 12 часов в 5 раз больше компьютеров.
4 * 5 = 20 (компьютера)  — соберут 10 роботов за 12 часов.

Ответ: 20 компьютеров.

Задача 6. 3 маляра за 5 дней могут покрасить 60 окон. Сколько окон покрасят 5 маляров за 4 дня?

Решение.

60 : 3 =  20 (окон) — может покрасить 1 маляр за 5 дней,
20 : 5  = 4 (окна) — маляр покрасит за 1 день
4 * 4 = 16 (окон) —  он покрасит за 4 дня.
А если таких маляров будет 5, то окон будет покрашено
5 : 16 = 80 (окон) — покрасят 5 маляров за 4 дня
Ответ: 80 окон.

Лишь только тогда, когда ученик приобретает опыт в решении таких задач поэтапно, можно показать ему решение подобной задачи пропорцией.

3 маляра за 5 дней выполнят работу, которую можно измерить как 3 х 5 человеко-дней. Можно пояснить, что человеко-дни – единица, с помощью которой учитывается рабочее время на производстве. И по условию эта работа выражается в 60-ти окнах. В задаче требуется узнать, чему равна работа, которая измеряется как 4 х 5 человеко-дней.
Значит, можно составить пропорцию:

К-во окон   К-во человеко-дней
60 окон        3*5 человеко-дней
х окон          4*5 человеко-дней

$frac{60}х=frac{3ast5}{4ast5}$

$х=frac{4ast5ast60}{3ast5}=80$ (окон) —  покрасят 5 маляров за 4 дня

Ответ: 80 окон.

Однако надо быть внимательным. В некоторых задачах имеет место быть и обратно пропорциональная зависимость. Если, например, количество рабочих увеличивается, то количество дней, за которые им надо выполнить заданную работу, уменьшается.

Задача 7. 3 маляра за 5 дней могут покрасить 60 окон. За сколько дней 5 маляров смогут покрасить 80 окон?

Решение.

За 1 день один маляр покрасит 4 окна, а 5 маляров за 1 день – 20 окон. А 80 окон 5 маляров смогут покрасить за 4 дня (80 : 20 = 4).

Через пропорцию:

Кол-во маляров Скорость покраски
3 м.                        60/5 окон/день
5 м.                        80/х  окон/день

$5astfrac{60}5=3astfrac{80}х$

х = 4

В заключение обзора сложных задач на пропорцию и методов их решения рассмотрим задачу, с четырьмя величинами. Такие задачи сегодня могут встречаться на олимпиадах. Но было время, когда они входили в курс школьной математики (учебник Киселева). 

Задача 8. На 5 одинаковых керосинок, горевших 24 дня по 6 часов ежедневно, израсходовано 120 л керосина. На сколько дней хватит 216 л керосина, если 9 таких же керосинок будут гореть по 8 часов в день?

Решение.

С тем, чтобы не запутаться в условии, выпишем все данные в виде таблички. В учебнике Киселева таблицы отсутствуют, а условие записано двумя строчками. Последуем его примеру:

5 керосинок 24 дня по 6 часов — 120 л
9 керосинок x дней по 8 часов — 216 л

Далее, если следовать логике решений задач, приведённых на этой странице, а также логике Киселева, решим задачу поэтапно. Сначала решим такую задачу: На сколько дней хватит 216 л керосина, если те же 5 керосинок будут гореть по 6 часов в день? То есть:

120 л — на 24 дня
216 л – на y дней

$у=frac{216ast24}{120}=43,2$ (дня)

То есть 216 л керосина хватит на 43,2 дня, если будет работать 5 керосинок.

Теперь найдём, на сколько дней хватит 216 л керосина, если керосинок будет не 5, а 9. То есть, если 5 керосинок могут работать 43,2 дня, то 9 керосинок меньше в 1,8 раза (9 : 5 = 1,8). То есть 9 керосинок, работая по 6 часов в день при запасе в 216 литров, проработают 24 дня.

Осталось найти, на сколько дней хватит 216 л керосина, если 9 таких же керосинок будут гореть по 8 часов в день. То есть:

24 дня — по 6 часов в день
х дней — по 8 часов в день

Таким образом,

$х=frac{24ast6}8=18$ (дней)

Все выполненные действия можно записать одной дробью и сократить ее:

$х=frac{24ast216ast5ast6}{120ast9ast8}=18$ (дней)

Ответ: 18 дней.

Надеемся, что способы решения задач на пропорцию, изложенные в этой статье, помогут пятиклассникам и шестиклассникам, стремящимся изучить школьный материал, в том числе и тот, который выходит за рамки программы обычной школы, но который может быть полезен при подготовке к олимпиадам.

Математика

6 класс

Урок № 5

Пропорции

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • Понятие пропорции.
  • Основное свойство пропорции.
  • Как правильно составить пропорцию.
  • Как найти неизвестный член пропорции.

Тезаурус

Равенство двух отношений называют пропорцией.

Основное свойство пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.

Основная литература

  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Основное свойство пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.

Если один член пропорции неизвестен и необходимо его определить, то говорят, что нужно решить пропорцию.

Рассмотрим 3 способа нахождения неизвестного члена пропорции.

1 способ.

2 способ.

Способ 3.

Задача.

Решение:

Ответ:

1) можно;

2) можно;

3) нельзя;

4) нельзя.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№1. Тип задания: сортировка элементов по категориям.

№2. Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Найдите неизвестный член пропорции.

Для нахождения неизвестного члена пропорции воспользуемся основным свойством пропорции, из которого следует: чтобы найти неизвестный средний член пропорции, надо произведение крайних членов разделить на известный средний член пропорции.

Ответ: 3.

Запомните!
!

Пропорция — это равенство двух отношений.

Рассмотрим два равных отношения:

пропорции

Соединив их знаком равенства, мы получим пропорцию.

пропорция

В пропорции различают крайние и средние члены.

крайние и средние члены пропорции

  • 8 и
    5 называют крайними членами.
  • 4 и 10средние члены.

Основное свойство пропорции

Если пропорция составлена верно, то есть отношения, составляющие эту пропорцию действительно равны,
то для пропорции верно следующее:

Запомните!
!

Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних.

Правило выше и называется основным свойством пропорции.

Чтобы правильно применять правило, мы предлагаем вам запомнить правило (креста) «X».

Рассмотрим его на примере пропорции.

основное свойство пропорции

Убедимся, что пропорция составлена верно.

 что такое основное свойство пропорции

Теперь запишем пропорцию и нарисуем карандашом поверх знака равенства крест.

как использовать основное свойство пропорции

Нарисовав крест, гораздо легче составить нужное произведение (выполнить основное свойство пропорции).


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

2 января 2020 в 11:01

Sergei Mixailov
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Sergei Mixailov
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Можно ли менять местами  неизвестный множитель буквы например в пропорции например в пропорции крайний член  A D= C B средний 

0
Спасибоthanks
Ответить

5 января 2020 в 14:18
Ответ для Sergei Mixailov

Эмма Аддамс
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

(^-^)
Эмма Аддамс
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2


Если дана пропорция  = , то верно следующее:  = и 
 = . Таким образом, мы можем менять местами крайние и средние члены пропорции.

А вот здесь видео-уроки по математике: 

https://www.youtube.com/channel/UChuPWiMp13sUQ6G6oPTjzag?disable_polymer=true

0
Спасибоthanks
Ответить

17 ноября 2016 в 21:51

Саша Икс
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Саша Икс
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Всем привет! Задача не сложная, но что то не до конца понимаю, поэтму ищу у Вас помощи. Задача такая:
Мужу с женой пришёл счёт за оплату электричество 2500 рублей. Они договорились вместе оплатить этот счёт, но каждый вносит равную долю по отношению к своей зарплате. Сколько внесёт в счёт за электричество муж и сколько жена, при условии, что зарплата мужа 15000 рублей, а зарплата жены 12000 рублей.

0
Спасибоthanks
Ответить

21 ноября 2016 в 13:21
Ответ для Саша Икс

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


Необходимо определить долю, которую каждый из них приносит в общий бюджет. Т.е. 12000+15000 = 27000(общий бюджет). 12000/27000 = 0,44; 15000/27000=0,56. Т.е. Жена должна оплатить 44%, а муж 56% от счета. Находим проценты и считаем:
2500 · 0,44 = 1100 — должна внести жена
2500 · 0,56 = 1400 — должен внести муж

1
Спасибоthanks
Ответить

27 октября 2016 в 20:26

Анастасия Чакиева
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Анастасия Чакиева
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Помогите пожалуйста ребёнок болел, а теперь нужно срочно сдавать доклад поматематике на темуосновное свойство пропорций

0
Спасибоthanks
Ответить

28 октября 2016 в 8:39
Ответ для Анастасия Чакиева

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


Думаю для доклада, этого будет маловато, но как основа вполне подойдёт.

0
Спасибоthanks
Ответить

5 ноября 2016 в 21:48
Ответ для Анастасия Чакиева

София Деревянко
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

(^-^)
София Деревянко
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2


Я нашла на YuoTube ролик, в котором очень понятно разясняют https://www.youtube.com/watch?v=AWO4ISLFAaw, удачи

0
Спасибоthanks
Ответить

4 февраля 2016 в 16:30

Павел Жердев
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Павел Жердев
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Подскажите пожалуйста при составлении пропорции, как понять в отношениях какую величину нужно делить.Например в 20л.керосина весят 10кг, а 40л. 20кг.Что должно в отношении быть в числители, а что в знаменатели и почему?

0
Спасибоthanks
Ответить

19 сентября 2016 в 11:47
Ответ для Павел Жердев

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


В этой теме есть примеры на решение задач с пропорциями.
В конкретном случае:
20л — весят 10кг, а 20л -весят 40 кг.
Находим соотвествующие параметры. А именно. л и л, кг и кг. Проверяем логику. Она не нарушена. Значит в числитель ставим л, а в знаменатель кг. 20/10=40/20. Если сократим обе части, то увидим: 2=2, а значит пропорция составлена верно.

0
Спасибоthanks
Ответить

26 января 2016 в 6:15

Егор Король
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Егор Король
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Найдите отношения: 8 целых 2/13 к 15/13 желательно с решением
6 целых 5/6 к 8,2 тоже с решением
1,35 к 5 целых 5/8 Помогите очень прошу!!!

0
Спасибоthanks
Ответить

3 февраля 2016 в 21:41
Ответ для Егор Король

Сергей Аколоцев
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

(^-^)
Сергей Аколоцев
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3


8*13+2=106/13 больше 15/13

6*6+5=41/6 и 82/10сокращаем, приводим к общему знаменателю 30, получаем 205/30 меньше 246/30

1целая 35/100 сокращаем получается 1 целая 7/10 или 17/10
5целых 5/8 получается 45/8
опять же приводим к общему знаменателю 40 получаем 68/40 меньше  225/40

0
Спасибоthanks
Ответить

15 января 2016 в 7:37

Артем Зурлов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Артем Зурлов
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Мне не понятно пропорция и отношение объясните пожалуста кратно

0
Спасибоthanks
Ответить

21 января 2016 в 20:51
Ответ для Артем Зурлов

Ангелина Дмитриева
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

(^-^)
Ангелина Дмитриева
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2


Отношение — это просто частное двух чисел. Например 3:4, 6:13 и т. д. В записи отношения важна именно связь между двумя числами, а не результат, полученный при вычислении частного, что отличает отношение от деления.
Равенство двух отношений называют пропорцией. 

       12: 16   =   18: 24 (например)  

cool

0
Спасибоthanks
Ответить

19 сентября 2016 в 10:48
Ответ для Артем Зурлов

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


Вот здесь подробно описаны пропорции.

0
Спасибоthanks
Ответить

24 сентября 2015 в 13:12

Андрей Валах
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Андрей Валах
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Выберете из отношений из которых можно составить пропорцию состовте прпорцию 14* 21,8*14,15*10,27**18,18*24,36*54,20*35,6*8 *это разделить

0
Спасибоthanks
Ответить

12 сентября 2016 в 11:37
Ответ для Андрей Валах

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


На сайте имеется возможность ставить знак «: «.

Чтобы составить пропорции, предлагаю сократить обыкновенные дроби и увидеть, что может стать пропорцией.

 =;  =;  =;  =;  =;  =;  =; =.
 Отсюда видно, что пропорцию составляют: 1) и 6); 2) и 7); 3) и 4); 5) и 8).
       

0
Спасибоthanks
Ответить

16 сентября 2015 в 20:43

Альфия Абдалимова
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Альфия Абдалимова
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

0
Спасибоthanks
Ответить

8 сентября 2016 в 16:40
Ответ для Альфия Абдалимова

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


Воспользуемся свойством пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов (правило креста). 
1,8 · (6x + 1) = 2,5 · 7,2
1,8 · 6x + 1,8 = 18
10,8x=18 ?1,8
10,8x=16,2
x=1,5

0
Спасибоthanks
Ответить

6 сентября 2015 в 20:45

Кристина Папина
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Кристина Папина
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

я взела у 1 друга 100 рублей и пошла в магазин по дороге всретила 2 друга и взяла у его взаймы 50 рублей пошла в магази и купила там 2 шоколадки по 10 рублей штука, у меня осталось 30 рублей их я оддала 1 другу и в сумме у меня получилось 70 рублей должна первому другу 50 руб. 2 другу и 20 рублей купила шоколадку и полус=чилось 140 рублей где 10 рублей?

0
Спасибоthanks
Ответить

2 сентября 2016 в 15:12
Ответ для Кристина Папина

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


Считаем финальную сумму долга с твоей стороны: 100 (заняла у первого друга) ? 30 (вернула первому другу) + 50 (заняла у второго друга) = 120;
Считаем потраченные деньги: 100 (потеряные) + 20 (потрачено на шоколад) = 120.
120=120 — ничего не потеряно. Попытка запутать здесь, ведёт к нарушению логики.

0
Спасибоthanks
Ответить

19 мая 2015 в 4:26

Даша Казанцева
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Даша Казанцева
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Правило нахождение элементов пропорции 

0
Спасибоthanks
Ответить

19 мая 2015 в 20:30
Ответ для Даша Казанцева

Леся Деркачева
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Леся Деркачева
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1


Произведение крайник членов равно произведению средних членов!

0
Спасибоthanks
Ответить


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти адрес в феодосии
  • Как найти хорошего агронома
  • Среднегодовая полная учетная стоимость как найти
  • Как найти орфограмму в слове примеры
  • Как составить бизнес план магазина продуктов питания