Как составить простой план текста 6 класс

Урок русского языка в 6 классе План текста

Урок русского языка в 6 классе

План текста

Цели урока: 1. повторить понятие «Текст»; 2. повторить признаки, виды и стили текста; 3. повторить понятие «План текста»; 4. узнать разновидности планов текста; 5. научиться составлять различные виды планов текста;

Цели урока:

  • 1. повторить понятие «Текст»;
  • 2. повторить признаки, виды и стили текста;
  • 3. повторить понятие «План текста»;
  • 4. узнать разновидности планов текста;
  • 5. научиться составлять различные виды планов текста;

Опрос  -Ребята, что такое текст?  Каждый текст создаётся на определённую тему.  ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

Опрос

-Ребята, что такое текст?

Каждый текст создаётся на определённую тему.

ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

-Каковы признаки текста?  Перечислите. 1.Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить). 2.Единство темы, монолитность (случай на рыбалке, премьера спектакля, встреча Нового года и т. п.). 3.Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом). 4.Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание). 5.Связность изложения (по смыслу и грамматически). 6.Иногда членение текста на микротемы (абзацы). 7.У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

-Каковы признаки текста? Перечислите.

  • 1.Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).
  • 2.Единство темы, монолитность (случай на рыбалке, премьера спектакля, встреча Нового года и т. п.).
  • 3.Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).
  • 4.Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание).
  • 5.Связность изложения (по смыслу и грамматически).
  • 6.Иногда членение текста на микротемы (абзацы).
  • 7.У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

Что такое тема текста? ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится.  Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Что такое тема текста?

ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится.

Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Что такое основная мысль текста? В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Что такое основная мысль текста?

  • В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
  • ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
  • Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Зачем нужен план текста? План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Зачем нужен план текста?

  • План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Зачем нужен план текста? Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

Зачем нужен план текста?

  • Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

 План — это самая краткая запись текста.  Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения.  Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

План — это самая краткая запись текста.

Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения.

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

  • Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы Обратите внимание, что от вас не должны ускользнуть малейшие детали. Даже если что-то показалось вам незначительным, не спешите исключать фрагмент. Обычно для изложения даются очень содержательные, ёмкие и лаконичные тексты. Не пропускайте слова, фразы, если их значение вам не совсем понятно. Лучше обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

  • Обратите внимание, что от вас не должны ускользнуть малейшие детали. Даже если что-то показалось вам незначительным, не спешите исключать фрагмент. Обычно для изложения даются очень содержательные, ёмкие и лаконичные тексты. Не пропускайте слова, фразы, если их значение вам не совсем понятно. Лучше обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.

Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы

  • Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.

Планы бывают:   - простые;  - сложные;  - вопросные;  - назывные;  - тезисные.

Планы бывают:

— простые;

— сложные;

— вопросные;

— назывные;

— тезисные.

Простой план это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Простой план

  • это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Простой план 1. Жизнь Горького – пример высокого служения людям. - вступление 2. Сравнительная характеристика Ларры и Данко: - основная часть  а) эгоизм Ларры и любовь к людям Данко;  б) жизнь для себя Ларры и желание к самопожертвованию  Данко;  в) память о Данко и позор Ларры. 3. В жизни всегда есть место подвигам. - заключение Обрати внимание на постановку знаков препинания !

Простой план

1. Жизнь Горького – пример высокого служения людям. — вступление

2. Сравнительная характеристика Ларры и Данко: — основная часть

а) эгоизм Ларры и любовь к людям Данко;

б) жизнь для себя Ларры и желание к самопожертвованию

Данко;

в) память о Данко и позор Ларры.

3. В жизни всегда есть место подвигам. — заключение

Обрати внимание на постановку знаков препинания !

Составьте простой план текста

Превращение

Однажды утром, проснувшись после беспокойного сна, Грегор Замза внезапно обнаружил, что превратился в огромное страшное насекомое …

Грегор Замза был обычным молодым человеком, живущим в большом городе. Все его усилия и заботы были подчинены семье, где он был единственным сыном и потому испытывал повышенное чувство ответственности за благополучие близких. Отец его обанкротился и по большей части сидел дома, просматривая газеты. Мать мучили приступы удушья, и она проводила долгие часы в кресле у окна. Еще у Грегора была младшая сестра Грета, которую он очень любил. Грета неплохо играла на скрипке, и заветной мечтой Грегора — после того как ему удастся покрыть отцовские долги — было помочь ей поступить в консерваторию, где она могла бы профессионально учиться музыке. Отслужив в армии, Грегор устроился в одну торговую фирму и довольно скоро был повышен от мелкого служащего до коммивояжера. Он работал с огромным усердием, хотя место было неблагодарным. Приходилось большую часть времени проводить в командировках . Хозяин фирмы отличался скупостью, но Грегор был трудолюбив. К тому же он никогда не жаловался. Так или иначе, его заработка хватало на то, чтобы снимать для семьи просторную квартиру, где он занимал отдельную комнату.

Вот в этой-то комнате он проснулся однажды в виде гигантской отвратительной сороконожки.

Простой план текста: 1. Грегор Замза превратился в огромное страшное насекомое. - вступление 2. Жизнь Грегора: -  основная часть А) сыновий долг Б) мечта помочь сестре в учебе В) работа Грегора 3. проснулся однажды в виде гигантской отвратительной сороконожки -  заключение

Простой план текста:

  • 1. Грегор Замза превратился в огромное страшное насекомое. вступление
  • 2. Жизнь Грегора: основная часть
  • А) сыновий долг
  • Б) мечта помочь сестре в учебе
  • В) работа Грегора
  • 3. проснулся однажды в виде гигантской отвратительной сороконожки заключение

Сложный план   текста чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Сложный план   текста

  • чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Как составлять сложный план. 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.  Общие правила составления плана при работе с текстом  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Как составлять сложный план.

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. Общие правила составления плана при работе с текстом 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Сложный план  I.Вступление.  II.Основная часть.  1) Пункт 1.  2) Пункт 2:(двоеточие)  а). . подпункт..; (точка с запятой)  б). . подпункт.. ;  в). . подпункт. . .(точка)  3) Пункт 3:  .а). . подпункт.. ;  б). . подпункт.. ;  в). . подпункт. . .(точка)  III.Заключение. Обрати внимание на постановку знаков препинания !

Сложный план

I.Вступление. II.Основная часть. 1) Пункт 1. 2) Пункт 2:(двоеточие) а). . подпункт..; (точка с запятой) б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) 3) Пункт 3: .а). . подпункт.. ; б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) III.Заключение.

Обрати внимание на постановку знаков препинания !

  • ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СИМВОЛА Интересна история современного названия украинского национального символа — трезуб (трезубец).
  • Это название совсем новое. Оно введено русским историком Карамзиным в начале прошлого столетия. Однако символ старше Карамзина по крайней мере на несколько десятков тысяч лет. Он не мог быть безымянным, не мог называться и конкретным словом «трезубец», потому что этим словом в украинском языке назывались вилы. Знак и вправду имеет народное название — Троица, которое в украинском языке означает «Бог в трех лицах». Именно этот символ Троицы служил наконечником для жезла владыки — Кия. Языковая ситуация, касающаяся термина «трезубец», резко изменилась в Украине в первой половине ХХ столетия в связи с признанием символа государственным гербом Украинской народной республики. Поскольку тогда не было ни одного исследования, посвященного изучению истории происхождения данного символа, при утверждении государственного герба УНР использовался наиболее распространенный в тот момент термин — «трезубец», что узаконило его в украинском языке. Сегодня термин «трезуб» приобрел значительное распространение в украинском языке. Вместе с тем, вряд ли имеет смысл отправлять в небытиё старое название символа, тем более что термин «Троица» значительно тоньше выражает глубинное содержание знака. Сейчас слово «Троица» сбереглось в целом ряде праздников, в названии ритуальных подсвечников, которые символизировали триединый огонь во время давних обрядов, связанных с культом Троицы.

Примерный сложный план: I. Национальный символ. II. История слова. 1. Введение термина Карамзиным. 2. Вилы? 3. Троица? III. Утверждение Государственного Герба Украины. IV. Распространение термина «трезубец». V. Помнить историю.

Примерный сложный план:

  • I. Национальный символ.
  • II. История слова.
  • 1. Введение термина Карамзиным.
  • 2. Вилы?
  • 3. Троица?
  • III. Утверждение Государственного Герба Украины.
  • IV. Распространение термина «трезубец».
  • V. Помнить историю.

Вопросный план   текста План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.  При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. )

Вопросный план   текста

  • План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. )

Вопросный план текста Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.  Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.  Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). Например:  Кого поймали в море? О чем плакала пойманная черепаха? Почему черепаха плакала на самом деле?

Вопросный план текста

  • Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
  • Например: Кого поймали в море?

О чем плакала пойманная черепаха?

Почему черепаха плакала на самом деле?

Составьте вопросный план текста: С большой любовью вспоминаю свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю, о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям я особенно благодарна за своё детство.   Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых вы выросли.   Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны.   И Ханне, нашей английской воспитательнице , прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.   Среди трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Составьте вопросный план текста:

  • С большой любовью вспоминаю свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю, о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям я особенно благодарна за своё детство.  Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых вы выросли.  Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны.  И Ханне, нашей английской воспитательнице , прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.  Среди трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Вопросный план текста:  1. Кому она благодарна и за что?  2. За что благодарна отцу?  3. За что благодарна матери?  4. За что благодарна Хане?  5. Какое место они занимали в её жизни?

Вопросный план текста:

  • 1. Кому она благодарна и за что? 2. За что благодарна отцу? 3. За что благодарна матери? 4. За что благодарна Хане? 5. Какое место они занимали в её жизни?

Назывной план Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.  Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.  Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).  План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. Например: Пойманная черепаха. Черепашьи слезы. Настоящая причина слёз черепахи.

Назывной план

  • Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
  • Например:
  • Пойманная черепаха.
  • Черепашьи слезы.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

Тезисный план   представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.

Тезисный план

  •   представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.

Тезисный план текста Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.  Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.  Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). План записывают в виде тезисов*.  *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.  Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.  Например: В море поймали черепаху. Пойманная черепаха все время плачет. Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Тезисный план текста

  • Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
  • План записывают в виде тезисов*. *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. Например:
  • В море поймали черепаху.
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Тезисный план - выражает суть текста в кратких  формулировках.  Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Тезисный план — выражает суть текста в кратких

формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Сопоставьте вопросный и тезисный планы Вопросный план Тезисный план 1.Что такое Третьяковская галерея? 1.Третьяковская галерея является всемирно известным музеем русского изобразительного искусства. 2.Кто такой П. М. Третьяков? 2.П. М. Третьяков — выдающийся деятель русской культуры, крупный фабрикант. 3.Какую основную цель поставил перед собой П. М. Третьяков, создавая галерею? 3.П. М. Третьяков стремился создать доступный народу национальный музей русской живописи. 4.На что была направлена деятельность П.М. Третьякова при создании галереи? 4.Деятельность П. М. Третьякова была направлена на поддержание нового демократического искусства. 5.Когда и кому передал свою коллекцию картин П.М. Третьяков? 5.В 1892 г. П. М. Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве.

Сопоставьте вопросный и тезисный планы

Вопросный план

Тезисный план

1.Что такое Третьяковская галерея?

1.Третьяковская галерея является всемирно известным музеем русского изобразительного искусства.

2.Кто такой П. М. Третьяков?

2.П. М. Третьяков — выдающийся деятель русской культуры, крупный фабрикант.

3.Какую основную цель поставил перед собой П. М. Третьяков, создавая галерею?

3.П. М. Третьяков стремился создать доступный народу национальный музей русской живописи.

4.На что была направлена деятельность П.М. Третьякова при создании галереи?

4.Деятельность П. М. Третьякова была направлена на поддержание нового демократического искусства.

5.Когда и кому передал свою коллекцию картин П.М. Третьяков?

5.В 1892 г. П. М. Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве.

Рекомендации Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.

Рекомендации

  • Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.

Рекомендации После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.

Рекомендации

  • После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.

Рекомендации Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме.

Рекомендации

  • Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом.
  • Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме.

Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать: часто нарушается логика повествования; пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов); план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали); нет вступительной и заключительной части; пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте; пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста; пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.

Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:

  • часто нарушается логика повествования;
  • пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов);
  • план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали);
  • нет вступительной и заключительной части;
  • пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте;
  • пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста;
  • пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.

Рекомендации Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

Рекомендации

  • Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция Воспользуйтесь данным алгоритмом, чтобы правильно составить план текста.

  • Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
  • Выделите основную тему и идею текста.
  • Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
  • Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
  • Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
  • Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
  • Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
  • Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
  • Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.
  • Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.

Домашнее задание: Составить к тексту Упр. Разные виды планов: Простой Сложный Вопросный Назывной тезисный Чтобы правильно составить план текста, следуйте советам, не забывайте о возможных ошибках, тщательно проверяйте ваш план и сверяйте его с текстом, работайте по инструкции.

Домашнее задание:

  • Составить к тексту Упр. Разные виды планов:
  • Простой
  • Сложный
  • Вопросный
  • Назывной
  • тезисный
  • Чтобы правильно составить план текста, следуйте советам, не забывайте о возможных ошибках, тщательно проверяйте ваш план и сверяйте его с текстом, работайте по инструкции.

Итог урока 1.Что такое план? 2.Какие бывают планы? 3.Чем отличается простой план от  сложного? Тезисный от вопросного? 4. Что такое назывной план текста?

Итог урока

1.Что такое план?

2.Какие бывают планы?

3.Чем отличается простой план от

сложного? Тезисный от вопросного?

4. Что такое назывной план текста?

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Список использованной литературы 1. http://www.gramota.ru/spravka/letters?rub=rubric_81 2. http://gigabaza.ru/doc/74377-p10.html 3. http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/821-kak-sostavit-plan-teksta.html 4. http://askarova-ep.ru/sovety/spravichnik-dlja-shkolnikov/zadano-sostavit-plan-teksta/ 5. http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/821-kak-sostavit-plan-teksta.html 6. http://moy2gklass.ru/razvivalka/chtenie/uzelok-na-pamyat/plan-teksta 7. http://studiosus.net/category/tezsnyj-plan 8. http://znanija.com/task/2777696 9. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=601cd056-fbc4-4851-934c-9ddecc083735 10. http://otvet.mail.ru/question/85012879 11. http://soshinenie.ru/tema-uroka-slozhnyj-plan-gotovogo-teksta/ 12. http://gmohistorii.rusedu.net/post/3571/36685 13. http://znanija.com/task/7053237 14. http://miroshnichenkog.ucoz.ru/index/sostavljaem_plan/0-38 15. http://znanija.com/task/7191659  16. http://musafirova.ucoz.ru/publ/uzelok_na_pamjat/literaturnoe_chtenie/plan_teksta/57-1-0-684 17. http://www.testsoch.com/tema-uroka-slozhnyj-plan-gotovogo-teksta/

Список использованной литературы

  • 1. http://www.gramota.ru/spravka/letters?rub=rubric_81
  • 2. http://gigabaza.ru/doc/74377-p10.html
  • 3. http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/821-kak-sostavit-plan-teksta.html
  • 4. http://askarova-ep.ru/sovety/spravichnik-dlja-shkolnikov/zadano-sostavit-plan-teksta/
  • 5. http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/821-kak-sostavit-plan-teksta.html
  • 6. http://moy2gklass.ru/razvivalka/chtenie/uzelok-na-pamyat/plan-teksta
  • 7. http://studiosus.net/category/tezsnyj-plan
  • 8. http://znanija.com/task/2777696
  • 9. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=601cd056-fbc4-4851-934c-9ddecc083735
  • 10. http://otvet.mail.ru/question/85012879
  • 11. http://soshinenie.ru/tema-uroka-slozhnyj-plan-gotovogo-teksta/
  • 12. http://gmohistorii.rusedu.net/post/3571/36685
  • 13. http://znanija.com/task/7053237
  • 14. http://miroshnichenkog.ucoz.ru/index/sostavljaem_plan/0-38
  • 15. http://znanija.com/task/7191659 16. http://musafirova.ucoz.ru/publ/uzelok_na_pamjat/literaturnoe_chtenie/plan_teksta/57-1-0-684
  • 17. http://www.testsoch.com/tema-uroka-slozhnyj-plan-gotovogo-teksta/

Слайд 1

Зачем нужен план? Виды планов

Слайд 2

Тема текста ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Слайд 3

Основная мысль текста В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Слайд 4

Зачем нужен план текста? План текста составляют не только в школах , но и в вузах , а также ораторы перед выступлением, учёные , при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений, а студентам для работы над рефератом , курсовой или дипломной работы . Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Слайд 5

Зачем нужен план текста? Составление плана способно заметно облегчить запоминание объёмных материалов . При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

Слайд 6

ПЛАН План — это самая краткая запись текста . Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения. Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

Слайд 7

Планы бывают: — простые; — сложные; — вопросные; — назывные; — тезисные.

Слайд 8

Простой план Это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Слайд 9

Сложный план текста Чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Слайд 10

Как составлять сложный план? 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. Общие правила составления плана при работе с текстом: 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Слайд 11

Сложный план I.Вступление . II.Основная часть. 1) Пункт 1. 2) Пункт 2:(двоеточие) а). . подпункт..; (точка с запятой) б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) 3) Пункт 3: .а). . подпункт.. ; б). . подпункт.. ; в). . подпункт. . .(точка) III.Заключение .

Слайд 12

Вопросный план текста План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой-либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. )

Слайд 13

Назывной план План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Слайд 14

Тезисный план Представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. План записывают в виде тезисов*. *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Слайд 15

Тезисный план — выражает суть текста в кратких ф ормулировках. Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Слайд 16

Сопоставьте вопросный и тезисный планы

Слайд 17

Рекомендации Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы . Кратко выделите основную мысль каждого абзаца . Запишите их последовательно, по пунктам . Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.

Слайд 18

Рекомендации После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста . Разделите весь текст на основные смысловые части . Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.

Слайд 19

Рекомендации Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме.

Слайд 20

Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать: часто нарушается логика повествования; пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов); план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали); нет вступительной и заключительной части; пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте; пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста; пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.

Слайд 21

Рекомендации Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

Слайд 22

Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание. Выделите основную тему и идею текста. Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы. Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их. Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его. Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым. Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать. Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста. Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста. Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.

Слайд 23

Успехов в работе

Скачать материал

Зачем нужен план?Виды планов

Скачать материал

  • Сейчас обучается 164 человека из 53 регионов

  • Сейчас обучается 148 человек из 50 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Зачем нужен план?Виды планов

    1 слайд

    Зачем нужен план?
    Виды планов

  • Тема текстаТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в  нём говорится.
Очень часто...

    2 слайд

    Тема текста
    ТЕМА ТЕКСТА – это, о чём (или о ком) в нём говорится.
    Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

  • Основная мысль текстаВ тексте предложения связаны не только общей темой, но и...

    3 слайд

    Основная мысль текста
    В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
    ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
    Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

  • Зачем нужен план текста?План текста составляют не только в школах, но и в вуз...

    4 слайд

    Зачем нужен план текста?
    План текста составляют не только в школах, но и в вузах, а также ораторы перед выступлением, учёные, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений, а студентам для работы над рефератом, курсовой или дипломной работы. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

  • Зачем нужен план текста?Составление плана способно заметно облегчить  запомин...

    5 слайд

    Зачем нужен план текста?
    Составление плана способно заметно облегчить запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

  • ПЛАНПлан — это самая краткая запись текста. 
Пункты плана должны отражать сод...

    6 слайд

    ПЛАН
    План — это самая краткая запись текста.
    Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения.
    Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

  • Планы бывают:- простые;
- сложные;
- вопросные;
- назывные;
- тезисные.

    7 слайд

    Планы бывают:
    — простые;
    — сложные;
    — вопросные;
    — назывные;
    — тезисные.

  • Простой планЭто перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных пр...

    8 слайд

    Простой план
    Это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

  • Сложный план текстаЧаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, рабо...

    9 слайд

    Сложный план текста
    Чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

  • Как составлять сложный план?1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2....

    10 слайд

    Как составлять сложный план?
    1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
    2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
    3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
    4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
    Общие правила составления плана при работе с текстом:
    1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
    2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
    3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
    4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

  • Сложный планI.Вступление.II.Основная часть.1) Пункт 1.2) Пункт 2:(двоеточи...

    11 слайд

    Сложный план
    I.Вступление.
    II.Основная часть.
    1) Пункт 1.
    2) Пункт 2:(двоеточие)
    а). . подпункт..; (точка с запятой)
    б). . подпункт.. ;
    в). . подпункт. . .(точка)
    3) Пункт 3:
    .а). . подпункт.. ;
    б). . подпункт.. ;
    в). . подпункт. . .(точка)
    III.Заключение.

  • Вопросный план текстаПлан записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос...

    12 слайд

    Вопросный план текста
    План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой-либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
    При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. )

  • Назывной планПлан записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы....

    13 слайд

    Назывной план
    План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

  • Тезисный планПредставляет собой краткое отражение основной сути текста в виде...

    14 слайд

    Тезисный план
    Представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.
    План записывают в виде тезисов*.
    *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
    Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

  • Тезисный план  - выражает суть текста в кратких формулировках.

    Тезис...

    15 слайд

    Тезисный план — выражает суть текста в кратких формулировках.

    Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

  • Сопоставьте вопросный и тезисный планы

    16 слайд

    Сопоставьте вопросный и тезисный планы

  • РекомендацииЕсли вы впервые составляете план текста, можно для начала восполь...

    17 слайд

    Рекомендации
    Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.

  • РекомендацииПосле определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше ос...

    18 слайд

    Рекомендации
    После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.

  • РекомендацииПостарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами част...

    19 слайд

    Рекомендации
    Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом.
    Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме.

  • Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении пл...

    20 слайд

    Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:
    часто нарушается логика повествования;
    пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов);
    план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали);
    нет вступительной и заключительной части;
    пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте;
    пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста;
    пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.

  • РекомендацииПеречитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем пл...

    21 слайд

    Рекомендации
    Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.

  • Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкцияВнимательно прочтите...

    22 слайд

    Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция
    Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
    Выделите основную тему и идею текста.
    Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
    Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
    Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
    Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
    Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
    Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
    Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.
    Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.

  • Успехов в работе

    23 слайд

    Успехов в работе

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 743 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 06.04.2018
  • 2305
  • 2
  • 06.04.2018
  • 886
  • 1

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 06.04.2018
  • 743
  • 5
  • 06.04.2018
  • 650
  • 0

«Русский язык», Чуракова Н.А.

Рейтинг:
5 из 5

  • 06.04.2018
  • 679
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

текст для составления плана

Однажды перед ученьем хозяин погладил Тётку и сказал:
— Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу тебя учить, хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь учиться этому, стать артисткой?
И он стал учить её разным выходкам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над её головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц могла с успехом заменять Фёдора Тимофеича в египетской пирамиде. Училась она очень охотно, ей это очень нравилось, и она была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Фёдоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Тётке очень нравилось учиться, ведь она делала всё с огромным удовольствием, и ещё это нравилось её учителю. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.
— Талант! Талант!  — говорил он.  — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
И Тётка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было её кличкой.
(По А. П. Чехову)

Простой план

(1). Желание хозяина сделать из собаки артистку.

(2). Обучение собаки.

(3). Восприятие собакой слова «талант».

На уроках русского очень мало времени уделяют тому, как составлять план текста. И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.

Определение

План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют «скелетом» произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.

Как составлять план текста

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип Особенности Пример
Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Простые и сложные планы

Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.

А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:

Простой план Сложный план

1) Жизнь Золушки в новой семье.

2) Подготовка мачехи и сестёр к балу.

3) Появление феи-крёстной.

4) Золушка во дворце. Встреча с принцем.

5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки.

6) Принц в поисках Золушки.

7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца.

1) Жизнь Золушки в новой семье.

  • Почему отец героини решил жениться снова?
  • Отношение мачехи и сводных сестёр к девушке.
  • Как появилось прозвище “Золушка”?

2) Подготовка к балу.

  • Почему сёстры хотели попасть на бал.
  • Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”?
  • Мысли героини, когда она осталась одна.

3) Появление феи-крёстной… и т. д.

Учимся составлять план текста на примере сказки

На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. Как правильно составить план текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсена.

1. Внимательно прочитайте материал.

2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.

Пример:

«Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади».

3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.

4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.

Пример:

«Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец».

5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.

Примеры:

  • «Семья и другие птицы издеваются над не похожим на всех утёнком».
  • «Побег со двора и жизнь на болоте. Знакомство с дикими утками и гусаками».
  • «Встреча с охотниками» и т. д.

6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.

Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.

Как правильно составить план текста

Анализ плана

Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?

  1. Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто «Гадкий утёнок» вам ни о чём не скажет).
  2. Длина. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
  3. Пропорциональность. Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми.
  4. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
  5. Последовательность. Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего.
  6. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
  7. Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками («Из-за… случилось…, что привело к…»).

Лучшая проверка — дать плану «отдохнуть» пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.

Как составить план текста примеры

Полезные советы

Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.

  • Чтобы выделить смысловые блоки, ориентируйтесь на абзацы — как правило, в каждом содержится одна законченная мысль.
  • Выделяйте яркие образы, которые запомнились больше всего, и старайтесь использовать их в заголовках.
  • Поработайте над оформлением. Для основных пунктов обычно используется простая нумерация (1, 2, 3), а для подпунктов — двойная (1.1, 1.2, 1.3) или буквы (a, b, c).
  • Если не получается придумать заголовок, посмотрите, какие слова/термины используются в данном фрагменте чаще всего и отталкивайтесь от этого.
  • Черновой вариант план нужно набросать уже при первом чтении, когда вы следите за мыслью автора более внимательно и замечаете границы мыслей.

Как составлять план текста по русскому языку

Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти емкость концентратора
  • Как найти женщину в красноярске
  • Как исправить дикцию взрослому человеку самостоятельно шипящие
  • Как найти красивый мультик
  • Как найти парциальное давление смеси газов