Как составить простой план текста по истории

Как составить простой план

План – это перечень основных вопросов, рассматриваемых в изучаемом тексте, излагаемых в форме заголовков. План помогает правильно расположить, систематизировать материал, выделить главное.

1. Внимательно прочитай текст (представь мысленно весь материал).

2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавь части (подбери заголовки, замени глаголы именами существительными).

4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

5. Прочитай текст во второй раз и проверь, все ли главные мысли отражены в плане.

6. Теперь остается проверить, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

Как составить сложный план при работе с текстом

1. Для составления плана внимательно прочитайте изучаемый материал про себя, продумайте прочитанное.

2. Разделите его на смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

4. Теперь разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

5. Проверьте, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт и подпункт плана с предыдущим, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

6. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как составить тезисы

Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Тезис – сжато и последовательно изложенные основные положения печатных источников или устного изложения (подробно не раскрываются).

Этапы работы:

1. Познакомьтесь с содержанием материала, обратите внимание на шрифтовые выделения, это подсказка поможет вам в работе.

2. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).

3. Определите главную мысль каждой части.

4. Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте.

5. Тезисы пронумеруйте – это позволит сохранить логику авторских суждений.

6. Отделите пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.

Конспектирование

Конспект – это краткое изложение или краткая запись основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений. Конспект помогает лучше запомнить основное содержание изучаемого труда.

Конспект — более или менее развернутое, последовательное изложение книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связки между узлами темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

Конспект – синтезированная форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации.

1. В начале конспекта точно укажите фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

2. Перед конспектированием тщательно изучите конспектируемое произведение, попутно отметьте непонятные места, новые слова, имена, даты.

3. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

4. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.

6. Изложение текста дается сжато. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

  1. В конспекте можно использовать цитаты.

8. При оформлении конспекта используйте подчеркивание, условные знаки, пометки на полях. Восклицательным знаком отметьте основные мысли. Вопросительным знаком – непонятные или вызывающие сомнения положения. Они помогут вам в работе.

Результат конспектирования — запись, позволяющая конспекти-рующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.

Как составить план-конспект

План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите горизонтальный лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).

  1. Внимательно прочитайте формулировку темы плана-конспекта.

3. Прочтите весь текст целиком.

4. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них — основную мысль.

5. Сформулируйте кратко главную мысль каждой части в виде заголовка. На основе этого составьте план (слева).

6. К каждой части плана составьте конспект (справа): положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, факты, цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, процитируйте его, заключая в кавычки.

  1. Сформулируйте и запишите выводы.

8. Проверьте выполненную работу: отражает ли план-конспект содержание темы, помогает ли он усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины данного события или явления, сделать вывод. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.

Не выходите в плане-конспекте за рамки темы, но и не сужайте их!

Правила конспектирования лекции

1. Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.

2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами, своими словами. Не старайтесь записывать каждое слово лектора, т.к. при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждений.

3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.

4. Не пишите на черновиках — это пустая трата времени, оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.

5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

6. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.

Требования к записям

Выписки – это необходимый материал, выписанный в тетрадь или на отдельные листы бумаги. При этом необходима ссылка на данные титульной страницы книги с указанием номера страницы, откуда сделана выписка.

1. Запись должна способствовать воспроизведению в памяти основного содержания прочитанного материала.

2. Запись должна быть краткой.

3. Запись должна быть легко обозреваемой.

4. Не забудь указать источник!

Одним словом, записи нужно вести так, чтобы их можно было легко и продуктивно использовать, иначе в них  мало смысла.

Работа с цитатой

Цитаты дословные, точно воспроизводящие текст выписки. Обязательно следует соблюдать правила записи прямой речи, а также точно указывать, откуда взята цитата.

Цитата (лат.) – приводить в движение, вызывать.

— Точная, буквальная, дословная выдержка, выписка из какого-либо текста с указанием источника.

— Чужие слова, приводимые в устной или письменной речи.

— Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

  1. Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.
  2. Нельзя злоупотреблять цитатами.
  3. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
  4. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.
  5.  Каждая цитата заключается в кавычки.
  6. После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.

Как работать с журналом

1. Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самые интересные материалы.

2. При чтении журнала пользуйся картой.

3. Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям, энциклопедиям, справочникам.

4. Читай журнал внимательно, не торопясь

5. Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями, библиотекарями.

6. Подумай, как можно использовать полученные знания при подготовке к занятиям.

Как работать с газетой

  1. Старайся читать газету каждый день.
  2. Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей —  это поможет тебе выбрать наиболее важный для тебя материал.
  3. Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре.
  4. Можно вырезать наиболее понравившиеся статьи. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме, что поможет систематизировать материал.

Как комментировать газетные сообщения

1. Какова тема сообщения?

2. Что тебе известно об упоминаемых в сообщении политических партиях, организациях, деятелях?

3. В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Каковы причины события?

4. Какие закономерности или существенные черты развития современного общества проявились в событии?

5. Является ли событие, о котором сообщает газета, обычным для данной страны, или его следует рассматривать как исключительное? Попытайся определить общие черты такого рода событий.

6. Интересы каких классов и социальных слоев затрагивает данное событие?

7. Каковы последствия (уже наступившие или возможные) описываемого события?

8. Каково значение события?

Как написать отзыв об историко-художественной книге

1. Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха описывается в книге, правильно ли с исторической точки зрения изображаются события и исторические деятели. Постарайся ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу, предисловие к книге, рецензии на нее.

2. Подумай, как автор относится к описываемым событиям и героям, на чьей стороне его симпатии.

3. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, ее художественные достоинства?

Организация самоконтроля

1. Составьте план ответа в виде контрольных вопросов к тексту или плана прочитанного текста.

2. Проверьте выполнение задания с помощью известных вам алгоритмов.

3. Найдите ответы в тексте – проверьте себя.

4. Проведите взаимопроверку с соседом по парте.

5. Прорецензируйте свой ответ.

Как рецензировать ответ

Рецензия – это отзыв, критическая оценка кого-либо или чего-либо.

Оценивая свой ответ и ответ товарища, подумай:

— достаточно ли полно и верно изложены факты, выводы, точно ли названы даты;

— логичен ли и доказателен ли был ответ;

— сделан ли общий вывод;

— высказывались ли собственные суждения;

— объяснены ли новые исторические термины и понятия;

— использовались ли карты, хронологии, цифровые данные;

— использовалась ли дополнительная  литература;

— допускались ли речевые ошибки (ненужные повторы, длинноты, бедность речи).

Учитывая замечания, объективно оцени ответ. Постарайся сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.

Как рецензировать доклад (сообщение)

Разница между докладом и сообщением – в характере переработки информации.

Доклад содержит развернутое изложение, освещение вопроса преимущественно в теоретическом аспекте.

Сообщение предполагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконично.

  1. Внимательно прослушайте доклад (сообщение), делая записи по форме:

Фамилия,

имя учащегося

Тема доклада

(сообщения)

Содержание

доклада (сообщения)

Слабые и сильные стороны доклада

(сообщения)

Особенности изложенного материала и их оценка

2. Определите:

— сумел ли автор составить логичный план к теме и реализовать его;

— каков научный уровень доклада (сообщения), собран ли необходимый фактический материал;

-удалось ли показать связь проблемы с изучаемой темой, с современностью, с наукой;

— использовал ли автор личные наблюдения, выводы;

— проявлена ли докладчиком самостоятельность в раскрытии темы, были ли допущены ошибки;

— сделаны ли ссылки на первоисточники и используемую литературу;

— была ли речь логичной, точной, образной, грамотной и выразительной.

3. Укажите сильные и слабые стороны доклада (сообщения).

4. Оцените общий теоретический уровень изложенного материала, актуальность поставленных проблем.

5. Укажите, что, на Ваш взгляд, является в нем спорным, с чем Вы не можете согласиться.

Как составить синхронистическую таблицу

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Укажите точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Как выделить в тексте главное

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Подумай, о чем (или о ком) говорится в этом тексте.
  3. Что говорится об этом?
  4. Раздели текст на законченные части.
  5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовем их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными.
  6. Отдели главное от второстепенного (произведи сортировку материала).
  7. Обозначь в тексте (или зафиксируй в процессе слушания) смысловые опорные пункты для пересказа.
  8. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли.
  9. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух.
  10.  По этим пунктам коротко перескажи (или запиши) главное.
  11.  Запомни приемы выделения главного.

Последовательность действий при выделении главного

  1. Определить предмет мысли (о чем идет речь).
  2. Найти ключевые слова и понятия.
  3. Отделить главное от второстепенного (произвести сортировку материала).
  4. Обозначить в тексте (или зафиксировать в процессе слушания) смысловые, опорные пункты для краткого пересказа.
  5. По этим пунктам коротко пересказать (или записать) главное.

Как сравнивать

1. Установи цель сравнения.

2. Проверь, достаточно ли знаний об объектах, которые будешь сравнивать.

3. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий (явлений). В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?

4. Подумай, в какой последовательности нужно сравнивать изучаемые явления.

5. Установи их общие существенные признаки.

6. Определи различия между ними.

7. Сделай вывод из сравнения.

Действия при доказательстве

1. Проанализируйте задание, уясните, что будете доказывать.

2. Определите источники, какими вы будете пользоваться для аргументации своих выводов.

3. Приведите и обоснуйте доводы (факты и суждения в пользу доказываемого вывода):

а) факты, подтверждающие эту мысль (достоверные);

б) свои соображения по поводу этих фактов, подтверждающие вывод.

4. Рассуждайте: свяжите свои доводы с той мыслью, которую требуется доказать (обосновать). Систематизируйте самостоятельно обоснованные частные и общие выводы.

5. Логично выстраивайте свои доказательства, связывайте их с выводом.

6. Сделайте вывод, завершающий доказательство.

Помните, что доказательство состоит из следующих составных частей:

— то, что требуется доказать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод);

— доводы (факты, суждения в пользу выводов);

— рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, которую надо доказать.

Решение познавательных задач

  1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
  2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.
  3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
  4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
  5. Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
  6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?
  7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?
  8. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали.

Алгоритм как предмет усвоения знаний по истории

Требования к рассказу

  1. Рассказ должен отвечать теме: раскрывать его основную мысль, соотноситься с намеченным планом.
  2. Рассказывая о событиях, помните об их датировке, соблюдайте хронологическую последовательность изложения.
  3. Четко отделяйте одну часть рассказа от другой.
  4. В ходе рассказа установите причины событий или общественных явлений, укажите их последствия, значение, оцените их, охарактеризуйте участников и руководителей.
  5. Обоснуйте сделанные выводы, оценки.
  6. Будьте точны в описании фактов, в выборе и употреблении исторических терминов.

Схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:

а) противоречия, вызвавшие  явления, необходимость их преодоления;

б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересован-ность в разрешении этих противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

а) важнейшие факторы, связанные с борьбой за решение противоречий;

б) классовая направленность действий различных сил, сторон в борьбе за разрушение противоречий.

3. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления.

4. Последствия развития и значение явления:

а) разрешение данным явлением назревших противоречий;

б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Оценка исторического события, явления

На основе анализа фактов установите:

— причины события, явления;

— заинтересованность в нем определенных классов и слоев общества, социальная направленность;

— характер события, явления (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.);

         — связи с другими событиями, явлениями этого порядка;

— противоречие развития;

— значение: а) для различных классов и слоев общества;

                    б) для последующего исторического развития.

Анализ явления общественной жизни

1. Какими причинами вызвано изучаемое явление? Как повлияло оно на дальнейший ход событий?

2. Каковы основные черты явления и его особенности в данных исторических условиях?

3. Как изучаемое явление связано с другими явлениями, которые оказали на него существенное влияние?

4. Было ли это явление неизбежным? Могло ли оно не произойти в сложившихся условиях?

5. Какое историческое явление однотипно с данным? В чем их сходство и различие?

6. Какие известные вам закономерности проявились в изучаемом вами явлении?

Изучение государственного устройства

1. Интересы какого класса защищало государство? Каковы были его задачи?

        2. Какой была форма правления?

        3. Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах

        4. Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?

Алгоритм характеристики политического строя государства

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая), республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

а) глава государства, его полномочия;

б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);

в) исполнительные органы (способы формирования, функции, подчиненность);

г) судебные органы;

д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Права граждан (подданных):

а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.);

б) политические права и свободы;

в) личные права и свободы;

г) возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные строи, положения в политической системе).

6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.

Изучение отношений между классами

1. Положение класса эксплуататоров. Какой собственностью владели? Чем занимались? Кого и каким образом эксплуатировали?

2. Положение класса эксплуатируемых. Чем владели или пользовались? В какой мере были свободны? На кого работали?

3. Какие способы эксплуатации были главными.

Изучение предпосылок революции

1. Оцени уровень развития производительных сил.

2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.

3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.

Характеристика революционных (общественных) выступлений

1.Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Цели, требования, лозунги восставших.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеса или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности.

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика войн

1. Причины войны, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих сторон.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

     а) планы сторон в начале каждого этапа;

     б) основные сражения и события;

     в) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Алгоритм анализа картины

Описание картины.

1. Люди. Кто они? Количество, возраст, одежда и т.д. Их отношение друг к другу.

2. Пейзаж, предметы, растения, животные. Каким образом представлены отношения между человеком и животными? В гармонии или противоречии?

3. Пространство картины. Где мы находимся: на открытом пространстве или внутри помещения? Можно ли изображение на картине разделить на передний план, средний, задний?

4. Формы и линии. Какие линии доминируют? Вертикальные, горизонтальные, диагональные? Геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги?

5. Цвета и световые эффекты: какие части картины выделены особым светом, контрастами?

6. Движения. Обратите особое внимание на контрасты: застывшие позы, движение вверх, вниз.

7. Позиция обозревателя. Предельно ограниченное поле зрения, нормальный обзор, обзор с высоты птичьего полета.

8. Композиция. Все ли гармонично на картине? Если «да», то, как это достигнуто? Что является фокусом картины? Как этот фокус создан?

Интерпретация.

1. Кто эти люди? Иногда это легко определить сразу, но бывает, что вы должны определить это по каким-либо символам и условностям.

2. Сюжет картины. Что происходит?

3. Знаки и символы. Точное описание того, что происходит, часто строится на толковании знаков и символов. Причем не только в буквальном смысле, но также на интерпретации выражения лица, движений, жестов, расположении людей на картине, их размеров, света и тени, цвета изображения.

4. Кто автор картины, и для кого она была предназначена? Была ли картина заказана художнику? Кем? Или он нарисовал ее по собственному желанию? Входило ли в намерения художника в чем-то убеждать людей, разочаровывать их, производить впечатление?

5. Что говорит текст к иллюстрации? Кто написал его? Есть ли согласование между текстом и иллюстрацией? В чем? (Или почему?).

6. Какими материалами обладал художник для создания объективной, беспристрастной картины? Информацией из первоисточников или из вторых рук?

7. Каковы были его намерения в отношении картины? Какие приемы он использовал, чтобы донести до зрителей идею своего произведения? Получилось ли у него это? Каким образом или почему нет?

8. Какие достоинства (или предвзятое отношение к событию) вы можете обнаружить в картине? Они могут быть сознательными или бессознательными для художника, но они практически всегда видны на полотне. Является ли это произведение выражением какой-либо особой идеологии?

Алгоритм характеристики и оценки исторического деятеля

1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге и т.д.) когда и в какой стране жил и действовал этот исторический деятель, к какому социальному слою (общественной группе) принадлежал; какое воспитание получил; каковы были его жизненные цели; какие средства для их достижения он использовал.

2. Опишите его внешность, какие личные качества помогали ему идти к цели (какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось осуществить).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Определите по делам, поступкам значение его деятельности (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества).

6. Каково ваше отношение к данной личности?

Алгоритмы работы с историческими документами

  1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?
  2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
  3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
  6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

Вопросы к документу в зависимости от его вида

Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

                1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).

                2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

                3. Объясните новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.

           4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

  1. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
  2. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
  3.  Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление аппозиции и т. п.

Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

  1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.
  2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
  3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон, других стран, международной ситуации в целом.
  4. Объясните, какой это документ (договор, соглашение, и т. д.) и почему он составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
  5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
  6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный. Почему?
  7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.
  8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.

Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. д.

  1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
  2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?
  3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
  4. Интересы какого из слоев населения он выражает?
  1. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
  2. Каковы последствия (реальные и прогнозируемые)? Каковы последствия осуществления идей этого документа?
  3. Дайте историческую оценку документу.

Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

  1. Какие исторические факты нашли отражение в документе?
  2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события?
  3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летоисчисления.
  4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?
  5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
  6. В чем позиция автора совпадает (не совпадает) с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение (несовпадение) можно объяснить?
  7. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.

Как составить простой план
1. Прочитайте текст, представьте мысленно весь материал.
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяя глаголы именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план.

Пример:
1. Зарождение земледелия и скотоводства.
2. Начало распада первобытного общества.
3. Появление первых городов.
4. Южный Урал в древности.


Как составить развернутый план
1. Выполнить пункты 1-4  по памятке для составления простого плана текста.
2. Поработайте с получившимися частями текста — выполните пункты 2-4. 
3. Запишите план.
Пример:
1. Греческие города-государства Северного Причерноморья.
а) освоение греками Северного Причерноморья
б) занятия греков
в) органы управления 
в) возникновение государств в Северном Причерноморье
2. Скифское царство
а) занятия скифов
б) управление у скифов
в) верования скифов
г) образование государства у скифов
3. Хазарский каганат
а) образование государства у хазар
б) образ жизни и занятия населения

План по истории необходим, чтобы лучше усвоить пройденный материал, подготовиться к выступлению в классе. Для грамотного составления плана необходимо:

  • Прочесть текст и разделить его на основные смысловые части.
  • Каждую смысловую часть необходимо сформулировать одним предложением. Оно должно содержать сжатую информацию прочитанного отрезка, раскрывать его смысл.
  • План по истории должен включать в себя описание исторического события, причины его возникновения, начало, развитие и логическое окончание, влияние на исторический процесс.
  • В конце следует добавить выводы.

Опубликовано 3 января, 2019

Правила составления плана
при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя,
продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках
надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста,
связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть
основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные
места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При
записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном
чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив
аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания
ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль
своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был
передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на
ответ товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ,
какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что
пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к
историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения,
отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить
синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по
вертикали, в   левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в
определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой
стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на
одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая
схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил,
заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за  разрешение
противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за
разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии
явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика
политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная,
дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли
составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например,
Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования,
полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции,
подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной
власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика
программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения
в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его
развития.

Характеристика
общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция
протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку
историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и
общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный
и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Памятка для
характеристики  и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к
какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были
его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие
личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его
характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели
удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой
Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна,
выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – это стихотворение которое требует
синтеза информации и материала в кратких выражениях

      1 строка – ключевое слово, понятие,
определяющее содержание синквейна.

       2 строка – два прилагательных,
характеризующих данное понятие.

      3 строка – три глагола, показывающих
действие понятия.

      4 строка – короткое предложение, в котором
автор высказывает своё отношение.

      5 строка – одно слово, обычно
существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с
данным понятием.

Например:

Культура

Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.

Памятка составления схемы (кластера)

Схема
(кластер) – это графическое изображение в систематической последовательности
какого-либо понятия или процесса, которое показывает различные типы связей
между объектами или явлениями

1.
Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.

img1

Алгоритм написания ЭССЕ

·        
Почему

·        
Обоснование

·        
Пример

·        
Следствие

                                                
ПАМЯТКА

                          
для работы с источниками и документами

1.    
Прежде чем отвечать на
вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые
ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в
тексте.

2.    
Соотнесите предложенный
текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан
данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении
заданий к тексту.

3.    
Дайте ответ на вопрос: О
чем данный текст? – и определите его основную идею.

4.    
Отвечать на предложенные
вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу
«от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для
выполнения следующего задания.

5.   Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь
уяснить задание полностью.

6.    
Отвечайте точно на
поставленные вопросы.

7.    
Не упустите из виду, на
что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в
курсе.

8.    
Старайтесь давать
логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.

9.    
Не останавливайтесь на
какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

10.Не
прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где
этого не требует задание.

11.Сформулировав
ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем
ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Памятка
учащемуся

1. При чтении не пропускай
ни одного слова, которое тебе не понятно.

2. Если  перестал понимать
смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной
непонимания часто бывает непонятное (обычно иностранное) слово, термин. В таком
случае рекомендуем обращаться к словарям.

3. Составление тобой
терминологического словаря и словаря персоналий (исторических деятелей,
участников исторического процесса) также поможет тебе в освоении материала.

4. Научись самостоятельно
приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки
информации.

5. Научись пользоваться
словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические
схемы.

6. Особое внимание обрати
на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять
причины событий, составлять сводные таблицы.

7. Научись анализировать,
сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

8. Научись вычленять
главное, проблему, выдвигать гипотезу.

9. Добейся чтения со
скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким
образом кратко конспектируй.

10. Изучаемый материал надо
воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести
логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические
схемы (цепочки).

И еще один совет. Побольше
работай с карандашом в руке. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию, и
к тому же, возможно, тебе придется сдавать экзамен письменно.

Таким образом,
целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время
действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы
такова:

·        
Читай
внимательно, вдумчиво.

·        
При
анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как
бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

·        
При
осмыслении перескажи (вслух) материал с помощью логической схемы и опорного
конспекта (приведенных в конце данного пособия) и обязательно сделай выводы и
обобщения.

·        
Составляй
план ответа (будь то экзамен в письменной или устной форме).

Твой ключ к успеху:

Методические
рекомендации по работе с опорными конспектами

(опорными сигналами)

1.      Внимательно
ознакомься с таблицей опорного конспекта.

2.      Прочитай
материал и расшифруй каждый символ опорного конспекта.

3.      Сам на
чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи
исторический материал и зафиксируй его с помощью символов опорного конспекта.

4.      Повтори
материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

5.      Дополни
опорный конспект
необходимыми, на твой взгляд, символами,
обозначающими соответствующие исторические события и факты.

6.      При
работе с опорными конспектами тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Твой ключ
к успеху:

Методические
рекомендации по работе со схемами опорных сигналов

1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.

2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ схемы.

3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта,
при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов
схемы.

4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

5. Дополни схему необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими
соответствующие исторические события и факты.

6. Возможно, что при работе над схемой тебе придется обратиться к
дополнительной литературе.

Алгоритм анализа политических событий и явлений

1.     Каковы причины события или явления?

2.     Кто заинтересован в данном политическом событии
или явлении?

3.     Какую цель преследовали участники в ходе
данного события или явления?

4.     Какими способами участники событий добивались
поставленных целей?

5.     Каковы положительные и отрицательные
последствия данного события или явления?

6.     Как можно в целом оценить данное событие
(явление)?

7.     Способствует ли данное событие (явление)
развитию свободы и демократии?

Какие
исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

Алгоритм комментирования политического высказывания

1.     Изложить высказывание своими словами.

2.     Выразить свое отношение к высказыванию,
пояснить свою точку зрения.

3.     Дополнить высказывание, если это необходимо.

4.     Оценить высказывание с моральной точки зрения.

Сделать
вывод.

План
описания жизни и деятельности

исторической
личности (персоналии)

1.      Годы жизни или (и) правления.

2.      Этапы жизни и деятельности (краткая
биография).

3.      Основные действия, взгляды, решаемые
проблемы.

4.      Предшественники и последователи; положения,
которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

5.     Историческое значение данной личности.

Правила конспектирования

1. Названия тем
писать ручкой с цветной пастой.

2. Подзаголовки – обычной
пастой, подчеркивать – цветной.

3. Оставлять свободные поля (до
1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.

4. Весь текст
разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.

5. В каждом
абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

6. Каждый абзац
пишется с красной строки.

7. Между абзацами
оставляется чистая строка.

8.     В конце конспекта сделать обобщение (вывод),
начиная словами «итак» или «таким образом».

Памятка: Как читать учебную литературу,

чтобы прочитанное лучше запомнилось

Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение
воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом
знания легко забываются.

Более эффективен – метод кодирования.

По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем
простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и
закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных
операций:

Ю  
прокомментировать
новые данные;

Ю  
оценить
их значение;

Ю  
поставить
вопросы;

Ю  
сопоставить
полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации важно устанавливать
осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения
составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причина и
характер войны:

·       
 основные противоречия,
приведшие к войне;

·       
 подготовка к войне,
соотношение сил;

·       
 планы сторон.

2. Ход войны
(основные этапы):

·       
повод к войне и ее начало;

·       
основные этапы и главные
сражения;

·       
окончание войны, условия
мира, итоги.

3. Значение войны
(экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

Рекомендации по составлению логических схем

1. Просмотрите
внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки
подразделов, название параграфов.

2. Внимательно
изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

3. Еще раз
прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте
или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

4. Найдите наиболее
общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что
это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

5. Постройте
логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия
между ними.

Если удастся
найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической
схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия
вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить
логические цепочки.

Если понятия,
факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы
(последовательности).

6. Сверьте
полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости
уточните структуру.

Требования к
составлению логических схем:

Ю   Простота (минимальное количество схемных элементов и
их связей).

Ю   Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их
иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).

Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).

Памятка-алгоритм
для характеристики исторической личности

1.      Исторические условия, в
которых происходит деятельность личности.

2.      Задачи, которые стремится
решить исторический деятель, и методы их решения.

3.      Интересы какого класса
выражает исторический деятель?

4.      Значение его личных качеств.

5.      Оценка результатов
деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм
к изучению материала по революции

1. Причины
революции.

2. Задачи
революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы
(классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон
(класс-руководитель данной революции).

5. Характер
революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу
движущих сил).

6. Ход революции
(основные этапы, их краткая характеристика).

7. Итоги
революции.

9.     Значение революции: 1) международное; 2)
внутреннее.

Памятка-алгоритм по
формированию (развитию)

умения доказывать

1.
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

2.
Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.

3. Определи
вывод, который будешь доказывать.

4.
Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

5.    
Выдели
существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

6.    
Логично
выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

7.    
Выясни, все ли
аргументы исчерпаны.

Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и
явлений

1.
Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2.
Определи черты сходства и различия.

3.
Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что
осталось без изменений.

4.
Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

5.
Свои действия оформить в текстову
ю таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

Памятка: Как работать с книгой

1.      Понимать, как построена книга.

2.      Отобрать важное, основное.

3.      Ведение записей: это зависит от особенностей
мышления, запоминания.

План – перечисление основных
событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс
составления плана
: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование
главных частей.

В сложном
плане
главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана
заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет
проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать,
последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти
прочитанное, мобилизует память, внимание.

Тезисы – прочитать, продумать
основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание
сосредоточить на выводах автора.

Различают два
вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста
и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами
записывают и часть фактического материала.

Выписки: выписывают факты, цифры,
схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов,
выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект – это тезисы в расширенном
виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно
дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество
автора книги, название, год и место издания.

В конспекте также
должен содержаться план книги, произведения.

Тематический
конспект

конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне
изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают
литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат.
Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.

Как составить простой план

 Как составить план?Составление плана прочитанного текста (параграфа, рассказа) — простой, но достаточно эффективный способ усвоения материала. Сразу уточню, что речь пойдет о простом плане не большого по объему текста.

kak sostavit plan

Цель работы в данном случае:
— добиться понимания материала
— создать своеобразную шпаргалку для последующего выступления.Писать план ради плана — смысла нет, поэтому наши действия таковы:

Читаем текст и делим его на смысловые части. При этом добиваемся понимания текста.

Одним предложением формулируем суть каждой смысловой части. Предложение может быть как вопросительным, так и повествовательным. Но в любом случае, оно должно помогать в изложении смысла прочитанного. Поэтому предложения в одно-два слова не подойдут. Желательно, перед тем, как записать предложение, проговорить различные его варианты. Может быть, первоначально, в одно предложение нам не уложиться. Проговорите тогда два-три предложения. А затем уже попробуйте смысл прочитанного сжать до одного предложения.

Записываем сформулированное нами предложение.

• Облегченно вздыхаем и переключаемся на какую-нибудь работу, не связанную с изучаемым материалом. Затем, через какое-то время, берем наш план и, не подглядывая в текст, пытаемся рассказать то, что мы читали и над чем работали.

План используем как шпаргалку, как нашу опору. В зависимости от полученного результата, можем внести изменения в план, либо делаем работу заново. Или же ищем иной путь усвоения материала.

Работа по составлению плана приносит хорошие плоды на ранних этапах обучения, как правило, в младших классах.

В старших классах, в ВУЗах учащиеся и студенты составляют, как правило, не план, а конспект.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сообщения пользователя в дискорде
  • Как найти пс4 по аккаунту
  • Правая кнопка мыши работает как левая как исправить
  • Как найти координаты центра тяжести сопромат
  • Как найти напряжение на полном участке цепи