Как составить протокол обследования речи

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)

 Ф.И. ребенка _______________________________________________________________________

Дата рождения __________________________Дата  обследования__________________________

 1. Беседа  (примерные вопросы)

1. Как тебя зовут?  2. Сколько тебе лет?  3. Когда ты завтракаешь?   4. Когда ты обедаешь?    5. Когда ты ужинаешь?    6. Для чего нужен светофор?  7. Что нужно делать, если горит красный свет?   8. Что нужно делать, если горит зелёный свет?  9. Какое сейчас время года?  10. Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках?  11. Когда птицы вьют гнёзда и выводят птенцов?   12. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им подарки?  

Беседу поддерживает активно, неактивно, отвечает адекватно, неадекватно, фразовая речь отсутствует (нужное подчеркнуть)

2.Звукопроизношение – называние картинок  (нужное  подчеркнуть)

С, Сь – нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на шипящие, замена на  «Ф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

З, Зь — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «В», отсутствие звука, боковое произношение,  носовое произношение 

Ц  — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Тсь», замена на «С», замена на «Тшь», замена на «Тф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение   

Ш — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение 

Ж — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение,  губное произношение 

Ч — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Тсь», замена на «Щ», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

Щ — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Сь», замена на «Ш», замена на «Т», отсутствие звука, боковое произношение 

Л- нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Ль», замена на «j», замена на «Г», замена на «В», замена на «W», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

Ль — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на «Вь»,   замена на «j», замена на «Гь», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

Р — нормальное произношение,  межзубное произношение, кучерское произношение, замена на  «В», замена на   «j», замена на «Л»,  замена на «Г», горловое произношение,  одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение 

Рь- нормальное произношение,  межзубное произношение, кучерское произношение, замена на  «Вь», замена на   «j», замена на «Ль»,  замена на «Гь», горловое произношение,  одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение 

Г — нормальное произношение,    замена на  «Д»,  замена на «К»,  отсутствие звука

К — нормальное произношение,    замена на  «Т»,  замена на «Г»,  отсутствие звука

Х — нормальное произношение,    замена на  «К»,   отсутствие звука

J — нормальное произношение,      замена на «Ль»,    отсутствие звука

Нарушение произношения звуков раннего онтогенеза. Указать каких  ________________________________

2. Фонематический слух

Повторить слоги:

па-ба, ба-на, та-да, мя-ма, на-га, та-на, ка-га, ба-ма

Повторяет без ошибок, повторяет  с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

Показать на картинках:

стол-стул, косы-козы, зуб-суп

Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

3. Анализ звукового состава слова

  «Хлопни, если услышишь, «Р»:

мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, стол, шар

Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

4. Слоговая структура слов

Повторить слова:

дом, снег, крыша, мостик, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры, мухомор, стакан, сковорода

Правильно и точно воспроизводит слова в предъявленном темпе,  искажает звуко-слоговую структуру всех предложенных слов,   искажает звуко-слоговую структуру лишь слов со стечением согласных (нужное подчеркнуть)

5. Лексика:

Назвать картинки по основным лексическим темам:

«Игрушки», «Фрукты», «Семья» и др.

Называет картинки по всем предложенным лексическим темам, не знает названия  некоторых картинок, не знает названия большинства картинок (нужное подчеркнуть)

Назвать детёнышей животных на картинках:

Утка, гусь, кошка, лиса

Знает названия детёнышей всех предлагаемых животных, не знает названия  некоторых картинок, не знает названия   большинства  предлагаемых животных (нужное подчеркнуть)

Назвать действия мальчика (картинки)

Умывается, моет руки, спит, играет, рисует, кушает

Называет  все  действия, не знает названия  некоторых действий, не знает названия   большинства действий (нужное подчеркнуть)

Цвета: белый, чёрный, синий, красный, жёлтый, зелёный

 Знает и называет все  цвета, не знает названия  некоторых цветов, не знает названия   большинства предлагаемых  цветов (нужное подчеркнуть)

6. Грамматика:

  • Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол- столы, кукла- …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-

Правильно образует  формы множественного числа всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных,  большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Существительные в косвенных падежах без предлогов

Договаривание предложений со  словом карандаш в нужном падеже

Правильно образует  формы  косвенных падежей,    допускает 1-2  ошибки,    большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Согласование существительных с прилагательными

Назвать признак предметов: Машина, мяч, платье

Правильно  согласовывает существительные с прилагательными, допускает ошибки при согласовании существительных среднего рода,  все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Предлоги:   назвать местонахождение предметов (в, на, под, за)

Понимает значение предлогов и правильно их употребляет, допускает ошибки при употреблении предлогов (нужное подчеркнуть)

  • Уменьшительно-ласкательные формы существительных: Стол, кукла, дом, кровать, нос, ложка

Умеет правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы предлагаемых существительных, допускает незначительное количество ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных  форм предлагаемых существительных, не умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы  существительных (нужное подчеркнуть)

7. Связная речь.  Пересказ рассказа:

Два брата играли в машину. Стали они друг у друга машину отнимать. Пришла мама. Забрала машину и машина стала ничья.

Пересказ полный, соответствует ситуации; пересказывает с помощью наводящих вопросов;  отказывается пересказывать (нужное подчеркнуть)

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 5 до 6 лет)

Ф.И. ребенка ________________________________________________________________________

Дата рождения ____________________________ Дата обследования _________________________

1. Беседа  (примерные вопросы)

1. Как тебя зовут?  2. Сколько тебе лет?  3. В каком городе ты сейчас живешь? 4. В какие дни недели мы отдыхаем?  5. Какие звери живут в лесу? (3—5 слов) 6. Кого поздравляют 8 — го марта? 7. С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? 8. Когда перелетные птицы улетают на юг?  9. На каком этаже ты живешь? 10. Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? 11. Какой сейчас месяц? 12. Какие ты знаешь сказки? (2—3 сказки)  

Беседу поддерживает активно, неактивно, отвечает адекватно, неадекватно, фразовая речь отсутствует (нужное подчеркнуть)

2.Звукопроизношение – называние картинок  (нужное  подчеркнуть)

С, Сь – нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на шипящие, замена на  «Ф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

З, Зь — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «В», отсутствие звука, боковое произношение,  носовое произношение 

Ц  — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Тсь», замена на «С», замена на «Тшь», замена на «Тф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение   

Ш — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение 

Ж — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение 

Ч — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Тсь», замена на «Щ», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

Щ — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Сь», замена на «Ш», замена на «Т», отсутствие звука, боковое произношение 

Л- нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Ль», замена на «j», замена на «Г», замена на «В», замена на «W», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

Ль — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на «Вь», замена на «Гь»,  замена на «j», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

Р — нормальное произношение,  межзубное произношение, кучерское произношение, замена на  «В», замена на   «j», замена на «Л»,  замена на «Г», горловое произношение,  одноударное  произношение, отсутствие звука, боковое произношение 

Рь- нормальное произношение,  межзубное произношение, кучерское произношение, замена на  «Вь», замена на   «j», замена на «Ль»,  замена на «Гь», горловое произношение,  одноударное  произношение, отсутствие звука, боковое произношение 

Г — нормальное произношение,    замена на  «Д»,  замена на «К»,  отсутствие звука

К — нормальное произношение,    замена на  «Т»,  замена на «Г»,  отсутствие звука

Х — нормальное произношение,    замена на  «К»,   отсутствие звука

J — нормальное произношение,      замена на «Ль»,    отсутствие звука

Нарушение произношения звуков раннего онтогенеза. Указать каких________________________________

2. Фонематический слух

Повторить слоги: па-ба, ба-на, та-да, мя-ма, на-га, та-на, ка-га, ва-та, га-да, ба-ма

Повторяет без ошибок, повторяет  с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

Показать на картинках: мишка-миска, уточка-удочка, почка-бочка, зуб-суп

  Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

3. Анализ звукового состава слова

 Выделить 1-ый гласный звук в словах: Аня, осы, Ира, утка

Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

4. Слоговая структура слов

Повторить слова:  помидоры, сквозняк, свисток, скворечник, аквариум, температура, сковорода

Правильно и точно воспроизводит слова в предъявленном темпе,  искажает звуко-слоговую структуру всех предложенных слов,   искажает звуко-слоговую структуру лишь слов со стечением согласных (нужное подчеркнуть)

5. Лексика:

  • Назвать картинки по основным лексическим темам: «Игрушки», «Фрукты», «Семья» и др. 

Называет картинки по всем предложенным лексическим темам, не знает названия  некоторых картинок, не знает названия большинства картинок (нужное подчеркнуть)

  • Обобщающие понятия по основным лексическим темам (картинки)

Владеет обобщающими понятиями, не знает нескольких обобщающих понятий, не владеет обобщающими понятиями (нужное подчеркнуть)

  • Части предмета: тело: голова, ноги, руки, нос, грудь, шея, живот; одежда: рукав, воротник, пуговица; мебель: спинка, ножка, сиденье; автомобиль: дверца, руль, колёса, кабина

Знает названия частей целого, не знает 1-2  названия, не знает названий частей целого (нужное подчеркнуть)

  • Назвать детёнышей животных: зайца, белки, волка, медведя

Знает названия детёнышей всех предлагаемых животных, не знает названия  некоторых картинок, не знает названия   большинства предлагаемых животных (нужное подчеркнуть)

  • Глагольный словарь. Кто как кричит? Кто как передвигается?

Глагольный словарь в норме, не знает названия  некоторых действий, не знает названия   большинства действий (нужное подчеркнуть)

  • Цвета:основные+ кор., роз, гол, оранж.

Знает и называет все  цвета, не знает названия  оттеночных цветов, не знает названия  всех предлагаемых  цветов (нужное подчеркнуть)

  • Форма: круглый, квадратный, треугольный  

 Представления о форме предметов сформированы, представления о форме предметов  не сформированы (нужное подчеркнуть)

6. Грамматика:

  • Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол- столы, кукла- …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-…, дерево-…, лист-…

Правильно образует  формы множественного числа всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Существительные в косвенных падежах без предлогов

Договаривание предложений со  словом карандаш в нужном падеже

Правильно образует  формы  косвенных падежей,    допускает 1-2  ошибки,   все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Согласование существительных с прилагательными. Назвать признак предметов: Машина, мяч, платье

Правильно согласовывает существительные с прилагательными, допускает ошибки при согласовании существительных среднего рода,  все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Предлоги:   назвать местонахождение предметов (в, на, под, за, около, перед, над)

Понимает значение предлогов и правильно их употребляет, допускает ошибки при употреблении предлогов (нужное подчеркнуть)

  • Уменьшительно-ласкательные формы существительных: стол, кукла, дом, кровать, нос, ложка

Умеет правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы предлагаемых существительных, допускает незначительное количество ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных  форм предлагаемых существительных, не умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы  существительных (нужное подчеркнуть)

  • Образование притяжательных прилагательных

Мамина, папина, бабушкина, лисья, заячья, медвежья, волчья

Умеет образовывать притяжательные прилагательные, допускает 1-2 ошибки, все формы образует с ошибками (нужное подчеркнуть)

7. Связная речь.  Пересказ рассказа:

  Захотела галка пить.  На дворе стоял кувшин  с водой, а вода в нём была на самом дне. Галке никак не достать воды. Тогда она начала кидать в кувшин камни. Кидала, кидала и набросала так много, что вода поднялась, и галка смогла напиться.

Пересказ полный, соответствует ситуации; пересказывает с помощью наводящих вопросов;  отказывается пересказывать (нужное подчеркнуть)

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7лет)

Ф.И. ребенка ________________________________________________________________________

Дата рождения ____________________________ Дата обследования _________________________

1. Беседа  (примерные вопросы)

 1. Как тебя зовут?  2. Сколько тебе лет?  3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)? 4. Какой сегодня день недели?  5. Какой день недели был вчера?  6. Какой день недели будет завтра? 7.Назови своих любимых сказочных героев. 8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг? 9. Какие города ты знаешь? 10. Какие деревья растут в лесу? 11. Какие животные дают нам молоко? 12. Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?  13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой? 14. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина? 

Беседу поддерживает активно, неактивно, отвечает адекватно, неадекватно, фразовая речь отсутствует (нужное подчеркнуть)

2.Звукопроизношение – называние картинок  (нужное  подчеркнуть)

С, Сь – нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на шипящие, замена на  «Ф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

З, Зь — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «В», отсутствие звука, боковое произношение,  носовое произношение 

Ц  — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Тсь», замена на «С», замена на «Тшь», замена на «Тф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение   

Ш — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение 

Ж — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение 

Ч — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Тсь», замена на «Щ», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

Щ — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Сь», замена на «Ш», замена на «Т», отсутствие звука, боковое произношение 

Л- нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на  «Ль», замена на «j», замена на «В», замена на «Г», замена на «W», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

Ль — нормальное произношение,  межзубное произношение, замена на «Вь», ,  замена на «j», замена на «Гь», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение 

Р — нормальное произношение,  межзубное произношение, кучерское произношение, замена на  «В», замена на   «j», замена на «Л»,  замена на «Г», горловое произношение,  одноударное  произношение, отсутствие звука, боковое произношение 

Рь- нормальное произношение,  межзубное произношение, кучерское произношение, замена на  «Вь», замена на   «j», замена на «Ль»,  замена на «Гь», горловое произношение,  одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение 

Г — нормальное произношение,    замена на  «Д»,  замена на «К»,  отсутствие звука

К — нормальное произношение,    замена на  «Т»,  замена на «Г»,  отсутствие звука

Х — нормальное произношение,    замена на  «К»,   отсутствие звука

J — нормальное произношение,      замена на «Ль»,    отсутствие звука

Нарушение произношения звуков раннего онтогенеза. Указать каких________________________________

2. Фонематический слух

 Повторить слоги: па-ба, та-да, ка-га, са-за, са-ша, за-жа, ца-ча, ла-ра

Повторяет без ошибок, повторяет  с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

 Повторить цепочки слов: Мишка-миска-мышка, почка-бочка-дочка-точка, дом-том-ком

  Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

3. Анализ звукового состава слова

  Выделить: 1-ый гласный звук в словах: Аня, осы, Ира, утка; 1-ый согласный: дом, рыба, волк;

 последний звук: суп, мак, кот; звуковой состав: Сыр, дом

Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

4. Слоговая структура слов

 Повторить слова и предложения: сковорода, милиционер, водопроводчик, космонавт, транспорт, аквариум, температура.  Водопроводчик чинит водопровод. Милиционер стоит на перекрёстке.

Правильно и точно воспроизводит слова в предъявленном темпе,  искажает звуко-слоговую структуру всех предложенных слов,   искажает звуко-слоговую структуру лишь слов со стечением согласных (нужное подчеркнуть)

5. Лексика:

  • Толкование значений слов : Клумба, пылесос, самокат

 Понимает и может объяснить значения всех слов, не знает  значений  некоторых, не  может выполнить задание (нужное подчеркнуть)

  • Обобщающие понятия по основным лексическим темам (картинки)

Владеет обобщающими понятиями, не знает нескольких обобщающих понятий, не владеет обобщающими понятиями (нужное подчеркнуть)

  • Части предмета: Тела: все части тела. Одежда: рукав, воротник, пуговица, манжета, петли. Мебель: сиденье, спинка, ножка, дверца, полка

Знает названия частей целого, не знает 1-2  названия, не знает большинства названий частей целого (нужное подчеркнуть)

  • Назвать детёнышей животных:   Зайца, белки, волка, медведя, курицы, лошади, коровы, овцы

Знает названия детёнышей всех предлагаемых животных, не знает названия  некоторых картинок, не знает названия  большинства предлагаемых животных (нужное подчеркнуть)

  • Названия профессий (картинки): повар, учитель, художник, парикмахер, строитель, полицейский, пожарный, воспитатель, продавец

Знает названия   всех предлагаемых  профессий, не знает названия  некоторых картинок, не знает названия   болшинства предлагаемых  профессий (нужное подчеркнуть)

  • Глагольный словарь.  Знание названий действий по профессиям (ответы на вопросы типа «Что делает художник?»)

Глагольный словарь в норме, не знает названия  некоторых действий, не знает названия   большинства действий (нужное подчеркнуть)

  •  Относительные прилагательные: Кожаный, стеклянный, морковный, бумажный, куриный, шерстяной

Знает и называет все  прилагательные, не знает названия  некоторых,  все прилагательные образует с ошибками  (нужное подчеркнуть)

  •  Антонимы (картинки)

  Владеет антонимами, допускает 1-2 ошибки, не знает большинства антонимов (нужное подчеркнуть)

6. Грамматика:

  • Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол- столы, кукла- …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-…, дерево-…, лист-…, перо-…, ведро-…  

Правильно образует  формы множественного числа всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных,  большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Существительные в косвенных падежах без предлогов

Договаривание предложений со  словом карандаш в нужном падеже

Правильно образует  формы  косвенных падежей,    допускает 1-2  ошибки,    большинство  форм образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Согласование существительных с прилагательными. Назвать признак предметов: Цыплёнок, яблоко, матрёшка

Правильно согласовывает существительные с прилагательными, допускает ошибки при согласовании существительных среднего рода,  все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

  • Предлоги:   назвать местонахождение предметов: в, на, под, за, над, перед, около, из-за, из-под, между

 Понимает значение предлогов и правильно их употребляет, допускает ошибки при употреблении предлогов (нужное подчеркнуть)

  • Уменьшительно-ласкательные формы существительных: стол, кукла, дом, кровать, нос, ложка

Умеет правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы предлагаемых существительных, допускает незначительное количество ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных  форм предлагаемых существительных, не умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы  существительных (нужное подчеркнуть)

  • Образование притяжательных прилагательных

Мамина, папина, бабушкина, лисья, заячья, медвежья, волчья

Умеет образовывать притяжательные прилагательные, допускает 1-2 ошибки, все формы образует с ошибками (нужное подчеркнуть)

7. Связная речь.   Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»

 Причинно-следственные связи устанавливает верно, рассказ полный, соответствует ситуации, незначительно искажает смысл рассказа, рассказ последовательный, но недостаточно полный, причинно-следственные связи не устанавливает, рассказ в виде перечисления предметов или действий, отказывается от выполнения задания  (нужное подчеркнуть)

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ
КАРТА 

Ф.И.О________________________________________________________________________________________

Дата обследования______________________________________________________________________________

Дата рождения_______________Возраст___________________Группа__________________________________

Заключение МПК
______________________________________________________________________________

Анамнез____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раннее речевое
развитие: слово________________________ фраза_____________________________________

Строение
артикуляционного аппарата: губы, зубы, челюсти, прикус, небо,
язык__________________________ ___________________________ Слух
___________________________________________ Зрение___________

Состояние: голосовой
функции__________________________________________________________________

речевого
дыхания______________________________________________________________________________

просодических
компонентов речи_________________________________________________________________

Серия I.
Исследование сенсомоторного уровня речи.

1.Проверка состояния
фонематического восприятия.

Всего за пробу:___

     2.
Исследование артикуляционной моторики.

«улыбка»

Б.

«лопатка»

Б.

«иголочка»

Б.

«маятник»

Б.

«улыбка» — «трубочка»

Б.

Критерии: темп выполнения, точность, симметричность,
саливация, тремор, посинение

Всего за пробу: _____

3. Исследование звукопроизношения.

с

з

ц

ш

щ

ж

л

ль

р

рь

ч

к-г

т-д

ф-в

отсутствие

замена

искажение

смешение

Всего за пробу: _____

4. Исследование
сформированности звуко-слоговой структуры слова.

танкист

Б.

аквалангист

Б.

космонавт

Б.

термометр

Б.

сковорода

Б.

Всего за пробу: __________

                                                                                                        
Всего за серию (из 30 баллов)

Серия II. Исследование
навыков языкового анализа.

Всего за пробу:

                                                                                                         
Всего за серию (из 10 баллов)

Серия III.
Исследование грамматического строя речи.

1. Повторение
предложений.

Всего за пробу:__________

2. Верификация
предложений.

Всего за пробу:__________

3. Составление
предложений из слов, предъявленных в начальной форме
.

Всего за пробу:__________

4. Добавление
предлогов в предложение
.

Всего за пробу:__________

5. Образование
существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

Всего за пробу:__________

                                                                                                 
Всего за серию (из 30 баллов)___

Серия IV.
Исследование словаря и навыков словообразования.

1. Детеныши животных.

Всего за пробу:__________

2. Образование
прилагательных от существительных.

2.1. Относительных.

Всего за пробу:__________

2.2.
Качественных.                                                                
2.3. Притяжательных.

Всего за пробу:__________

                                                                                                    
Всего за серию (из 30 баллов)__

Серия V.
Исследование связной речи.

1.       Составление
рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик» (3 картинки).

Рассказ ребенка:

Всего за пробу:__________

2. Пересказ
прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я
почту небольшой рассказ, запомни и перескажи его.

Рассказ ребенка

 Всего за
пробу
:_________

                                                                                   
Всего за серию
(из 30 баллов)__________

                                                                             
Всего за весь тест (из 130 баллов
)__________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рекомендации

Учитель-логопед_________________

Аутизм и нарушения развития
2005. Том 3. № 1. С. 14–34
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)

Общая информация

Ключевые слова: коррекционная работа, логопедическое обследование, нарушения речи, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Диагностические и оценочные методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты:
Климонтович Е.Ю. Протокол логопедического обследования ребенка. Универсальная схема для всех видов речевых нарушений // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 1. С. 14–34.

Фрагмент статьи

Для всех детских коррекционных учреждений актуален вопрос,
как максимально эффективно проводить логопедическое обследование, получать
исчерпывающие данные, четко и компактно регистрировать эти данные в карте
ребенка. Как максимально объективно проводить и фиксировать результаты
динамических исследований. Какой должна быть форма записи полученных
результатов, чтобы составление перспективного плана работы с ребенком
естественно и наглядно вытекало из материалов исследования. Как, наконец,
визуализировать результаты обследования ребенка, сделав их понятными не только
для специалистов – логопедов, но и для всех заинтересованных лиц (родителей,
администраторов, специалистов других профилей). Специалистами
психолого–логопедического отдела Центра психолого-медико–социального
сопровождения детей и подростков была разработана схема регистрации результатов
обследования речи детей (протокол) в условиях амбулаторного приема, которая, на
наш взгляд, может представлять интерес и для сотрудников других учреждений.

Предлагаемый нами протокол обследования речи состоит из трех
частей: 1) краткое первичное обследование, 2) полное обследование устной речи и
3) обследование письменной речи. Целью первичного обследования является
определение предварительного речевого диагноза, необходимости в консультациях
других специалистов центра, принятие решения о постановке в очередь на
логопедические занятия или о направлении в другие учреждения. Результаты
заносятся в стандартную речевую карту (бланк  № 1).

Полный текст

Протокол — документ с записью всего происходящего…

С.И. Ожегов. Словарь русского языка

Введение

Для всех детских коррекционных учреждений актуален вопрос, как максимально
эффективно проводить логопедическое обследование, получать исчерпывающие
данные, четко и компактно регистрировать эти данные в карте ребенка. Как
максимально объективно проводить и фиксировать результаты динамических
исследований. Какой должна быть форма записи полученных результатов, чтобы
составление перспективного плана работы с ребенком естественно и наглядно
вытекало из материалов исследования. Как, наконец, визуализировать результаты
обследования ребенка, сделав их понятными не только для специалистов –
логопедов, но и для всех заинтересованных лиц (родителей, администраторов,
специалистов других профилей). Специалистами психолого–логопедического отдела
Центра психолого-медико–социального сопровождения детей и подростков была
разработана схема регистрации результатов обследования речи детей (протокол) в
условиях амбулаторного приема, которая, на наш взгляд, может представлять
интерес и для сотрудников других учреждений.

Предлагаемый нами протокол обследования речи состоит из трех частей: 1)
краткое первичное обследование, 2) полное обследование устной речи и 3)
обследование письменной речи. Целью первичного обследования является
определение предварительного речевого диагноза, необходимости в консультациях
других специалистов центра, принятие решения о постановке в очередь на
логопедические занятия или о направлении в другие учреждения. Результаты
заносятся в стандартную речевую карту (бланк  № 1).

Полное логопедическое обследование проводится в тех случаях, когда ребенок
зачисляется на логопедические занятия.

Схема обследования разбита на диагностически значимые подразделы:
обследование звукопроизношения, фонематического слуха и т. д., в соответствии с
принятыми в логопедии принципами выделения диагностически значимых элементов.
Внутри каждого подраздела перечислены патологические признаки, которые могут
возникнуть в этой части речевой системы ребенка. Оценка проводится следующим
образом: 0 – отсутствие патологического признака, то есть норма. 1 – наличие
патологического признака. На основании полученных результатов заполняются
бланки-схемы (бланк № 2 – для устной и № 3 – для письменной речи), составленные
таким образом, что с их помощью можно получить цифровые данные для последующего
составления диаграммы (профиля) речевого состояния ребенка, которая фиксируется
в специальной сводной таблице результатов речевого обследования.

            Поскольку
каждый диагностически значимый подраздел имеет разное количество пунктов, для
составления диаграммы сумма всех пунктов каждого подраздела условно принимается
за 100%. «Цена» каждого балла составляет ту часть от 100%, которая
соответствует количеству пунктов в подразделе. Например, если в подразделе 12
пунктов,  то «цена» каждой единицы равна приблизительно 8 . Таким образом,
легко посчитать, на какой приблизительно процент повреждена функция. Если из 12
пунктов единицей отмечено 5, то получается, что функция повреждена
приблизительно на 40 % . Сводная таблица результатов речевого обследования
составлена таким образом, чтобы специалист, просто занеся в нее полученные
данные, мог увидеть результат, не вычисляя его. Например, если при исследовании
звукопроизношения 21 пункт был оценен единицей, то в соответствующей графе
сводной таблицы следует отсчитать и заштриховать 21 клетку. С левой стороны
таблицы помещена шкала процентов, с помощью которой легко увидеть,  какой
процент данной функции пострадал.

            С помощью
сводной таблицы также можно понять и приблизительный процент повреждения
речевой функции в целом. Каждый столбик таблицы является элементом общей
картины речевого состояния ребенка. Соответственно, если всю картину речевого
состояния принять за 100%, а выделенных компонентов у нас 12, то каждый
компонент – столбик в сводной таблице бланка № 2 равен 8 %. Соответствующая
шкала процентов расположена с правой стороны таблицы.

Таким образом, 21 единица повреждения звукопроизношения составляет, с одной
стороны, 44 % повреждения с точки зрения сформированности этой функции, а с
другой стороны, 3% от сформированности речевой функции в целом. Внизу сводной
таблицы находится шкала общего речевого состояния. Из суммы показателей каждого
столбика и сложится процент повреждения речевой функции.

Таблица дает наглядное, достаточно объективное представление о состоянии
речи ребенка и позволяет легко и достоверно отслеживать динамику коррекционного
процесса. При последующих динамических обследованиях данные заносятся в тот же
бланк, и составляется вторая диаграмма, а в конце курса – третья. Это позволяет
легко оценить изменения, происшедшие в речевом состоянии ребенка за истекший
период.       Обследование проводится с
периодичностью один раз в 24 занятия, т.е. ориентировочно 3 раза за курс
логопедических занятий: в начале, середине и конце учебного года или
определенного назначенного курса.

Протокол обследования письменной речи рекомендуется использовать при
обследовании детей старше 8 лет. До этого возраста мы пользуемся бланком № 2,
отмечая особенности начального овладения письменной речью в разделе «Учебные
навыки».

            На
основании данных, полученных в ходе обследования, составляется подробный план
работы. Один раз в 12 занятий отмечается динамика выполнения программы,
уточняются причины невыполнения или отставания в выполнении программы (частые
пропуски, невыполнение домашних заданий, крайняя возбудимость, заторможенность
и т.д.). На основании результатов усвоения программы и динамического
обследования программа может быть скорректирована. Ребенок может быть направлен
на дополнительные обследования специалистов или представлен на консилиум для
определения дальнейшей наиболее оптимальной системы коррекционного воздействия.
Весь пакет документов вклеивается в карту ребенка.

Бланк № 1

»    «_________________05 г.

Заключение логопеда

Ф.И.О. специалиста
________________________________________________________

1. Имя, фамилия ребенка ______________________________ возраст
_______________

2. Жалобы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Краткий речевой анамнез 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Поведение на приеме
_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

5. Общее развитие ребенка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Звучание речи:

Темп____________ голос ____________ разборчивость________________

дыхание________________________________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата:

прикус _______________________ небо ________________________ зубы
__________________________

подвижность губ _______________ языка ________________ подъязычная связка
____________________

10. Звукопроизношение:

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

к

г

х

Б

п

т

д

й

11. Фонематический слух:

С-ж

С-ш

Ш-ж

Ж-

З

Щ — ш

Щ_ сь

Ц — с

Ц-ть

Ч — ц

Ч-щ

Л — р

П- б

Т — д

К — г

К- х

И-ы

Ц- с

Ч- с

12. Анализ звукового состава слова
______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

13. Произнесение слов сложной слоговой структуры
_________________________________________________________________________________________

14. Понимание речи
________________________________________________________________________

15. Грамматический строй речи
_________________________________________________________________________________________

16. Словарь
_______________________________________________________________________________

17. Связная речь
___________________________________________________________________________

18.Чтение
_________________________________________________________________________________

19.Письмо
_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 Заключение логопеда:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Рекомендации:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Бланк № 2

Обследование устной речи

Ф.И.О. специалиста
 ________________________________________________________________________

Имя, фамилия ребенка ____________________________________________
возраст  __________________

Проведение динамических исследований

  1. «____» ________________ 200__ г
  2. «____» ________________ 200__ г
  3. «____» ________________ 200__ г

Звукопроизношение:

Исследование 1 «____» ________________ 200__ г.

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

2

Заменен

3

Искажен

4

Не автоматизирован

5

Замена по твердости – мягкости

6

Замена по звонкости – глухости

7

Нестойкая замена

Исследование 2 «____» ________________ 200__ г.

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

2

Заменен

3

Искажен

4

Не автоматизирован

5

Замена по твердости – мягкости

6

Замена по звонкости –глухости

7

Нестойкая замена

Исследование 3 «____» ________________ 200__ г.

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

2

Заменен

3

Искажен

4

Не автоматизирован

5

Замена по твердости — мягкости

6

Замена по звонкости — глухости

7

Нестойкая замена

 Артикуляционный аппарат:

Номер обследования

1

2

3

1

Прогнатия

2

Прогения

3

Прямой открытый прикус

4

Нарушение зубного ряда

5

Тонус губ

6

Тонус языка

7

Короткая подъязычная уздечка

8

Подвижность губ

9

Подвижность языка

10

Гиперсаливация

11

Парез мягкого нёба

 Звучание речи:

Номер обследования

1

2

3

1

Голос глухой

2

Голос хриплый

3

Носовой

4

Речь непонятная

5

Речь понятна только близким

6

Речь не красивая, но разборчивая

7

Интонационно–немодулированный

 Дыхание, темп, ритм, тип судорог, форма заикания, степень речевых
затруднений:

Номер обследования

1

2

3

1

Дыхание грудно-ключичное

2

Речь на инспирации (речь на вдохе)

3

Темп речи замедленный

4

Темп речи ускоренный

5

Запинки бессудорожные

6

Запинки клонического типа

7

Запинки тоно–клонического типа

8

Запинки тонического типа

9

Форма артикуляционная

10

Форма дыхательная

10

Форма голосовая

11

Форма смешанная ( арт.-дыхательная, дыхательно–голосовая и т.д.)

12

Произнесение автоматизированных рядов затруднено

13

Ритмизованная речь затруднена

14

Отраженная речь затруднена

15

Сопряженная речь затруднена

16

Вопросно–ответная речь затруднена

17

Спонтанная речь затруднена

 Дифференциация звуков (на слух):

№ обс

С-Ж

с-ш

ш-ж

ж-3

щ-ш

щ-Сь

ц-с

ц-Ть

ч-с

ч-Ть

ч-Ц

ч-щ

л-р

П-Б

т-д

к-г

к-х

и-ы

1

2

3

Анализ звукового состава слова:

Номер обследования

1

2

3

1

Выделение первого звука в слове

2

Выделение последнего звука в слове

3

Определение количества букв

 Слоговая структура слова:

Номер обследования

1

2

3

1

Перестановка слогов

2

Перестановка звуков

3

Упрощение слоговой структуры

4

Недоговаривание слов

 Слухоречевая память:

Номер обследования

1

2

3

1

Повторение слов (5) отмечается кол-во пропущенных – замененных сл.

2

Повторение предложений

 Понимание речи:

Номер обследования

1

2

3

1

Выполнение простых инструкций

2

Выполнение сложных инструкций

3

Понимание предлогов

4

Понимание категорий рода

5

Понимание категорий числа

6

Понимание предложений

 Грамматический строй:

Номер обследования

1

2

3

1

Образование множественного числа имен существительных

2

Образование родительного падежа существительных

3

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов

4

Префиксальное словообразование

5

Согласование прилагательных и существительных

6

Согласование существительных с числительными

7

Образование прилагательных от имен существительных

8

Использование простых предлогов

9

Использование сложных предлогов

 Состояние словаря:

Номер обследования

1

2

3

1

Предметный словарь

2

Сравнительные прилагательные

3

Синонимы

4

Обобщения

5

Прилагательные

6

Глаголы

7

Образование прилагательных от имен существительных

8

Притяжательные прилагательные

 Связная речь:

Номер обследования

1

2

3

1

Составление простого предложения

2

Составление сложного предложения

1

Рассказ по картинке

2

Рассказ по серии картинок

3

Пересказ прочитанного

4

Рассказ по представлению

 Общее развитие:

Номер обследования

1

2

3

1

Диалог

2

Геометрические формы

3

Классификация предметов

4

Пространственно-временные представления

5

Различение цветов

 Дополнительные данные (в диаграмму не вносятся):

Номер обследования

1

2

3

1

Соматическая ослабленность

2

Нарушения внимания

3

Истощаемость

4

Возбудимость

5

Расторможенность

6

Зрение

7

Слух

8

Речевая активность

9

Эхолалии

10

 Речевые эмболы

11

Мелкая моторика

 Учебные навыки (в диаграмму не вносятся):

Номер обследования

1

2

3

1

Показывание букв (под диктовку логопеда)

2

Чтение букв

3

Слогов

4

Слов

5

Предложений

6

Текста

7

Счет до 5 прямой

8

Счет от 5 обратный

9

Счет до 10 прямой

10

Счет от 10 обратный

11

Написание печатных букв

12

Письмо слов

13

Коротких текстов

Заключение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарий:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

План коррекционной работы

Темы

Сроки

Динамика

Комментарий:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

« 9 » сентября 2004 г.

Специалист:

Ф.И.О. Климонтович Екатерина Юрьевна

  Протокол обследования устной речи

Фамилия и имя ребенка Большаков Денис

Возраст: 6 лет

Проведение динамических исследований:

  1. « 9 » сентября 2004 г.
  2. « 12 » января 2005 г.
  3. « 21 » апреля 2005 г.

 I. Результаты обследования речи

  Звукопроизношение:

Исследование 1 « 9 » сентября 2004 г.

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Заменен

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Искажен

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Не автоматизирован

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

5

Замена по твердости — мягкости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Замена по звонкости — глухости

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

Нестойкая замена

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Исследование 2 « 12 » января 2005 г.

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Заменен

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Искажен

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Не автоматизирован

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

5

Замена по твердости — мягкости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Замена по звонкости -глухости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

Нестойкая замена

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Исследование 3 « 21 » апреля 2005 г.

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Заменен

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Искажен

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Не автоматизирован

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

5

Замена по твердости — мягкости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Заменена по звонкости — глухости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

Нестойкая замена

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

  Артикуляционный аппарат:

1

2

3

1

Прогнатия

0

0

0

2

Прогения

0

0

0

3

Прямой открытый прикус

1

1

1

4

Нарушение зубного ряда

1

1

0

5

Тонус губ

1

0

0

6

Тонус я зыка

1

0

0

7

Короткая подъязычная уздечка

0

0

0

8

Подвижность губ

0

0

0

9

Подвижность языка

0

0

0

10

Гиперсаливация

1

1

0

11

Парез мягкого нёба

0

0

0

            Звучание
речи:

1

2

3

1

Голос глухой

0

0

0

2

Голос хриплый

0

0

0

3

Носовой

1

1

0

4

Речь непонятная

0

0

0

5

Речь понятна только близким

1

0

0

6

Речь не красивая, но разборчивая

0

1

1

7

Интонационно — немодулированный

1

0

0

 Дыхание, темп, ритм, тип судорог, форма заикания, степень речевых
затруднений:

1

2

3

1

Дыхание грудно-ключичное

0

0

0

2

Речь на инспирации (речь на вдохе)

1

0

0

3

Темп речи замедленный

0

0

0

4

Темп речи ускоренный

1

1

0

5

Запинки бессудорожные

1

1

0

6

Запинки клонического типа

0

0

0

7

Запинки тоно–клонического типа

0

0

0

8

Запинки тонического типа

0

0

0

9

Форма артикуляционная

0

0

0

10

Форма дыхательная

0

0

0

10

Форма голосовая

0

0

0

11

Форма смешанная ( арт.-дыхательная, дыхательно–голосовая и т.д.)

0

0

0

12

Произнесение автоматизированных рядов затруднено

0

0

0

13

Ритмизованная речь затруднена

0

0

0

14

Отраженная речь затруднена

0

0

0

15

Сопряженная речь затруднена

0

0

0

16

Вопросно–ответная речь затруднена

0

0

0

17

Спонтанная речь затруднена

0

0

0

  Дифференциация звуков (на слух):

т-д

п-б

к-г

с-3

ш-ж

щ-Сь

в-ф

ц-Ть

ч-Ть

ч-Ц

ч-щ

л-р

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

  Анализ звукового состава слова:

1

2

3

1

Выделение первого звука в слове

1

0

0

2

Выделение последнего звука в слове

1

1

0

3

Определение количества букв

1

1

1

 Слоговая структура слова:

1

2

3

1

Перестановка слогов

1

0

0

2

Перестановка звуков

1

1

0

3

Упрощение слоговой структуры

1

0

0

4

Недоговаривание слов

1

1

0

  Слухоречевая память:

1

2

3

1

Повторение слов (5) отмечается кол-во пропущенных – замененных сл.

1

1

0

2

Повторение предложений

1

1

1

Понимание речи:

1

2

3

1

Выполнение простых инструкций

0

0

0

2

Выполнение сложных инструкций

1

0

0

3

Понимание простых предлогов

1

1

0

4

Понимание сложных предлогов

1

1

0

5

Понимание категорий рода

1

0

0

6

Понимание категорий числа

0

0

0

7

Понимание предложений

1

0

0

8

Понимание прочитанного логопедом текста

1

0

0

 Грамматический строй:

1

2

3

1

Образование множественного числа имен существительных

1

0

0

2

Образование родительного падежа существительных

1

1

0

3

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов

1

1

0

4

Префиксальное словообразование

1

1

1

5

Согласование прилагательных и существительных

1

1

0

6

Согласование существительных с числительными

1

1

0

7

Образование прилагательных от имен существительных

1

1

1

8

Использование простых предлогов

1

0

0

9

Использование сложных предлогов

1

1

1

Состояние словаря:

1

2

3

1

Предметный словарь

0

0

0

2

Сравнительные прилагательные

1

0

0

3

Синонимы

1

1

1

4

Обобщения

1

0

0

5

Прилагательные

1

1

0

6

Глаголы

1

0

0

7

Образование прилагательных от имен существительных

1

1

1

8

Притяжательные прилагательные

1

1

0

Связная речь:

1

2

3

1

Составление простого предложения

0

0

0

2

Составление сложного предложения

1

1

0

3

Рассказ по картинке

1

1

1

4

Рассказ по серии картинок

1

1

0

5

Пересказ прочитанного

1

1

1

6

Рассказ по представлению

1

1

1

Дополнительные данные, дополняющие речевое
обследование

   Общие сведения.

1. Состояние слуха — норма.

2. Зрение — норма.

3. Соматическая ослабленность — аденоиды,часто болеет простудными
заболеваниями.

4. Нарушение внимания — отмечается нарушение преимущественно слухового
внимания.

5. Истощаемость — отмечается.

6. Состояние мелкой моторики — отмечаются трудности в обучении
использованию карандаша и ручки.

7. Состояние общей моторики — соответствует возрасту.

8. Ведущая рука — правая.

 Поведение на приеме, речевые особенности.

1. Поведение на приеме — возбужден, невнимателен, не проявляет интереса к
заданиям, но и не отказывается их выполнять. Помощь принимает.

2. Речевая активность — невысокая.

3. Диалог — отвечает на вопросы односложно, сам вопросов не
задает.

4. Особенности речи ребенка (эхолалии, речевые эмболы и др.) — не
отмечаются.

 Общее развитие.

1. Знание геометрических форм — формы соотносит, но называет только круг,
квадрат и овал.

2. Знание цветов- называет основные цвета, соотносит оттенки
уверенно.

3. Размер — владеет понятиями больше – меньше.

4. Классификация (с учетом возраста) —  доступна.

5. Пространственно – временные представления — во времени ориентирован,
различает время суток , времена года, месяцы и дни недели называет
неуверенно.

 Учебные навыки.

1. Чтение (показывание букв, чтение букв, слогов, слов, предложений, текста)
буквы читает, показывает без труда, но в слог не сливает.

2. Счёт — прямой и обратный в пределах 10.

3. Письмо — пишет слова: мама, папа, своё имя — зеркальности в
письме не
отмечено.

Комментарий: 9 сентября 2004 г.  – мальчик проходит курс
лечения у невролога, наблюдается педиатром центра. Психолог отмечает высокий
уровень выполнения невербальных заданий.

21 апреля 2005 г.– отмечается значительная положительная динамика
речевого состояния. На данный момент уровень развития речи соответствует ОНР
3.

Рекомендации: 9 сентября 2004 г.: индивидуальные логопедические
занятия 3 – 4 раза в неделю.

21 апреля 2005 г.: продолжить занятия в группе подготовки к школе в
центре.

Заключение: 9 сентября 2004 г. – ОНР – 2 на фоне дизартрии в
легкой степени и педагогической запущенности.

21 апреля 2005 года отмечается положительная динамика. На данный момент
развитие речи соответствует ОНР 3.

Литература

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.,
    1961.

  2. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. —
    М.: Просвещение, 1971.

  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. —  СПб.: 
    МиМ, 1997.

  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных
    классах.- М.: ВЛАДОС, 1998.

  5. Логопедия. Учебник для вузов. — М.: ВЛАДОС, 1998.

  6.  Речевая карта для обследования ребенка дошкольного
    возраста с ОНР. Илюк М. А., Волкова Г.А. — М.: КАРО, 2004.

  7. Усанова О.Н. Специальная психология  М.: Изд. МГПУ
    им. Ленина, 1990.

  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Коррекционное обучение и
    воспитание детей 5–летнего возраста. — М.: Министерство образования РСФСР,
    1991.

  9. Хрестоматия по логопедии в 2-х тт. — М.: ВЛАДОС,
    1997.

  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. —  М.: ВЛАДОС,
    2000.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 20338
В прошлом месяце: 268
В текущем месяце: 264

Скачиваний

Всего: 1648
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 23

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти координаты точек пересечения графиков функций
  • Как найти углы прямоугольника если известны все
  • Как найти нод двух простых чисел
  • Как найти офисную работу без опыта
  • Как составить сводный график проектирования