Как составить прототип героя


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Ни одному писателю, который желает создать полноценную законченную повесть, не обойтись без действующих лиц. Но как же возникают образы героев литературного произведения?

  1. Изображение с названием Make a Roleplay Character Step 12

    1

    Начните с создания личностей героев. Как только вы справитесь с этой задачей, будет намного легче представить персонажей и сформировать в своем воображении их физический облик. Возьмите чистый лист бумаги и разделите его на две части. На одной стороне выпишите все те человеческие качества, которые вы считаете положительными. А на другой стороне листа поместите все негативные, по вашему мнению, черты характера. Используйте созданные вами заметки при создании как образов протагонистов, так и антагонистов. Протагонисты – это главные действующие лица вашего произведения, тогда как антагонисты – это персонажи, которые противопоставляются главным героям и, более того, препятствуют им в достижении поставленных целей.

    • Старайтесь всегда иметь под рукой ноутбук, чтобы записывать даже самые незначительные детали, замеченные вами при наблюдении за реальными людьми. Возможно, у вашей подруги есть забавная привычка накручивать волосы на палец, когда она находится в взволнованном состоянии? Или, быть может, вы замечали, что ваш брат обладает талантом остроумно и находчиво отвечать на любой вопрос? Так вот, благодаря именно таким деталям и рождается характер персонажа.
    • Не стоит делать образы ваших главных героев безупречными. Помните о том, что читателю будет гораздо труднее установить связь с такими идеальными героями. И, более того, вы, сами того не желая, сделаете историю менее правдоподобной и, следовательно, привлечь читателя к прочтению такого произведения вам будет гораздо сложнее. Чтобы предотвратить такой вариант развития событий, используйте «коктейль» из качеств, взятых как из первой, так и из второй колонок, что поможет создать образ более разносторонней личности. Однако, не забывайте о том, что ваши главные действующие персонажи должны быть положительными на 60%, и лишь на 40 % отрицательными.
    • Принцип создания образов главных героев действует и при разработке «злодеев», то есть вы должны избегать соблазна сделать их отрицательными «с головы до пят». Попробуйте наделить ваших антагонистов на 60% отрицательными чертами, и на 40% положительными.
    • Чем ближе герой вашего произведения к протагонистам, тем более сбалансированным должен быть его образ. Вместо того, чтобы делать друзей ваших главных действующих лиц на 90% положительными, и на 10% отрицательными, сделайте выбор в пользу соотношения 60/40 или 50/50. Как уже было сказано выше, таким образом читателю будет проще установить связь с героями. При создании образов приятелей и союзников антагонистов рекомендуется следовать аналогичному принципу.
  2. Изображение с названием Make a Roleplay Character Step 8

    2

    Поработайте над внешностью ваших персонажей. А для того, чтобы облегчить себе задачу, попробуйте ответить на простой вопрос – каковы физические данные людей, которыми вы восхищаетесь? А как насчет тех, к кому вы испытываете неприязнь? Самое время взять еще один чистый лист бумаги и составить новый список. Используйте «микс» внешних данных из обеих колонок, так же, как и при создании характера персонажей. Отличным решением будет полистать журнал мод, помечая те физические черты, которые привлекли ваше внимание.

  3. Изображение с названием Make a Roleplay Character Step 7

    3

    Подумайте над оригинальными именами ваших персонажей. Будет просто замечательно, если вы будете вести запись потенциальных имен для персонажей. В вашем списке могут оказаться имена друзей, родственников, а также имена, которые запомнились при прочтении книги или во время интернет-серфинга. Такие имена, как Кэйт и Джоэл, достаточно распространены и легко запоминаются. А вот такие редкие, как Ариста и Монтагю, заслуживают того, чтобы вы немедленно записали их в свой список!

    • Помните о том, что имена должны соответствовать месту действия вашей истории. Например, постмодернистской женщине-японке будет уместно дать имя Сакура, а вот подростку из Харлема лучше подобрать более традиционное – Том. Причудливые и многосложные имена лучше поберечь для рассказов в стиле фэнтези или художественных произведений в жанре научной фантастики. К тому же, работая с такими именами, крайне важно помнить об умеренности их употребления.
  4. Изображение с названием Make a Roleplay Character Step 13

    4

    Дополните образы ваших персонажей красочными деталями. Если вы разрабатываете один чрезвычайно важный образ, почему бы не повеселиться в свое удовольствие? Обеспечьте вашему герою полный профиль! Как его/ее имя? Когда и где ваш персонаж родился? Он носит полосатые брюки или однотонные? А какого цвета у него волосы – голубые или, быть может, огненно-рыжие? Опишите как можно больше подобных деталей, даже в том случае, если для вашей истории они вряд ли пригодятся. Если прототипом героя является знакомый вам человек, помните, что читатель не знает, о ком именно вы пишите. Позаботьтесь о том, чтобы перед читателем возникла отчетливая картинка-образ персонажа, и ни в коем случае не пренебрегайте важной информацией! Ведь вы не настолько самонадеянны, что допускаете мысль, что читатель так же хорошо знает персонажа, как и вы сами?

  5. Изображение с названием Make a Roleplay Character Step 11

    5

    Будьте готовы позволить персонажам и их действиям удивить вас. Ведь даже вымышленные люди обладают способностью сопротивляться жизни в мире с четко детерминированными границами и условиями.

    Реклама

Советы

  • Во время написания истории, очень важно не «переборщить» с детализацией образов персонажей. В противном же случае, из-за постоянного описания одного и того же героя, у читателя может возникнуть впечатление, что повествование идет мучительно медленно. Помните, описание – это замечательно, но монотонное, без конца повторяющееся описание гарантировано «погубит» ваше произведение.
  • Не стоит копировать стиль разработки образов персонажей, присущий вашему любимому автору. Сделайте акцент на индивидуальности. Вашим героям совсем не обязательно походить на персонажей Джоан Роулинг или Лемони Сникета. Ваши герои – уникальны. Помните об этом и будьте креативными!
  • Не упустите возможности показать ваших персонажей с разных сторон. Продемонстрируйте, как герои взаимодействуют с другими людьми, вступают в противоречия сами с собой (но перед этим убедитесь, что эти противоречия логичны и уместны) и меняются в совершенно разные стороны. Обратите внимание читателя на их внутренние монологи, а также на то, как они ошибаются, пытаясь затем исправить ситуацию, страдают от кризиса доверия, принимают самостоятельные решения, испытывают судьбу и, что важнее всего, попадают в различные конфликтные ситуации (личностные, межличностные, крупномасштабные).
  • Умейте намекнуть читателю, что образы персонажей гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь все мы знаем, что зачастую первое впечатление может быть обманчивым.
  • Некоторые люди считают, что сведения из биографии персонажей являются бесполезными при разработке образа. Но это не так! Такие сведения делают образ полным и предоставляют читателю важную информацию. Нет необходимости «перегибать палку», но вы должны рассказать о персонаже так, будто он существует на самом деле.
  • Позвольте персонажам взаимодействовать между собой. Ведь известно, что тщательно продуманные диалоги могут много поведать о героях!
  • Создавая прошлое для героев вашего произведения, удостоверьтесь, что оно участвует в раскрытии их образов, а не просто констатирует прошедшие события.
  • В вашей истории всегда может быть более одного протагониста и антагониста. Например, в серии романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер», Гарри является главным протагонистом, а Альбус Дамблдор — второстепенным. Подобным образом дело обстоит и с антагонистами – например, Лорд Волдеморт – основной «злодей», а Северус Снейп, можно сказать, – второстепенный. Также стоит обратить внимание, что история о Гарри Поттере и Лорде Волдеморте формирует основную сюжетную линию, тогда как Дамблдор и Снейп являются представителями побочной.
  • Постарайтесь не переусердствовать с незначительными, неуместными деталями. Помните, что далеко не каждому будет интересно читать о том, как глаза вашего персонажа изменяют цвет в соответствии со сменой настроения, или же о том, как кто-либо потратил миллион долларов на Феррари. Не забывайте, ваша задача – сделать так, чтобы произведение наложило неизгладимый отпечаток на читателей…в положительном смысле этого слова!
  • Ознакомьтесь с эссе по разработке образов персонажей в поисковой системе Google. Они могут оказаться очень даже полезными!
  • Возьмите на заметку простую истину — протагонисты не всегда добродетельны, так же как и антагонисты не всегда подлые. Вспомните «Детскую историю» Джеймса Клавелла. Молодой учитель – протагонист. Джонни – антагонист, хотя он не является отрицательным персонажем. А теперь попробуйте создать Ваш собственный образ протагониста-злодея.

Реклама

Предупреждения

  • Подбирая имена персонажам, воздержитесь от использования точных имен! Если вам пришлось по душе какое-либо имя, просто измените его немного. Например, имя вашего товарища – Кристофер Брайт. Приложив незначительные усилия и задействовав фантазию, Вы сможете создать нового героя по имени Крис Брайнэм или Крис Боудэн.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 14 247 раз.

Была ли эта статья полезной?

Елена Пастернак Прототип и образ в литературе

Прежде чем начать, я хотела бы разобраться в тех терминах, с которыми мы будем работать, а также обозначить круг вопросов, определяющих тему нашей лекции. Итак, что же такое прототип? Определение простейшее: прототип – это реальная или вымышленная личность, послужившая автору моделью для создания образа. В этом коротком школьном определении есть два важных момента:

1. Прототип – это не обязательно (хотя и чаще всего) реальный человек; прототипом может выступать литературный герой, с которого пишется так называемая «вторичка», т. е. продолжения известных литературных произведений, написанные другими авторами.

2. «Модель для создания образа». Как долго работает модель в авторском воображении? Существуют ли какие-нибудь предписания, этические границы, ограничивающие рамки заимствования черт этой самой модели?

Разумеется, однозначных ответов на эти вопросы в рамках одной лекции нам дать не удастся, но мы в состоянии хотя бы попытаться сделать шаг на пути к пониманию этой сложной и щекотливой темы.

Начнем с простейшего и известнейшего случая – с рассказа Бунина «Легкое дыхание», который все вы, наверняка, помните. Это рассказ о девочке Мещерской, о ее соблазнении и, как следствие, гибели. Рассказ небольшой, очень емкий, поспешный, я бы даже сказала, стремительный. Надо заметить, что этот рассказ писался по заказу издателя Сытина в пасхальный выпуск его «Русского слова». Сытин предлагал хорошие деньги, но в тот момент Бунину было совершенно нечего ему предложить. И вдруг он вспомнил, что когда-то на Капри он гулял по маленькому полузаброшенному кладбищу и поразился девичьему лицу на одном из памятников. Это лицо с маленького медальона буквально «в минуту», как пишет Бунин, стало Олей Мещерской. Рассказ написался в два дня.

Мне кажется, что лучше всего этот путь трансформации от мгновенного прототипического озарения к литературному образу описан самим Буниным в его серии малых эссе «Как я работаю». Теперь посмотрим текст рассказа: «В самый крест вделан довольно большой выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки», – первое отступление от прототипа: русская гимназистка в соответственной форме – воротнички, крылышки фартука (чего, разумеется, не могло быть на итальянском портрете) – «с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская». Второе и очень важное для нас отступление – девочке дается новое имя. С этого момента прототип шаг за шагом оживает, в действие вступает фантазия автора: «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц. Что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек. Она способна, но шаловлива и очень беспечна». Это все еще промежуточная фаза: автор держит в памяти подлинный портрет человека и рассуждает как физиогномист – какие качества могли бы быть органичны для этого человека? И, наконец, идет абсолютный отрыв от прототипа: «Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у нее при тонкой талии и стройных ножках уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово». Это стадия полного освобождения от первоначальной картинки – образ закончен, он сделан.

Я уже говорила, что этот пример самый простой для разбора, поскольку работа над рассказом была проведена Буниным на одном – легком – дыхании. И после такого примера нам хочется полагать, что авторы работают именно так: замечают прототип, придумывают соответствующее ему окружение, подстраивают под него комфортный сюжет, и прочая, и прочая. Но так бывает далеко не всегда, в доказательство чему приведу другой пример:

Достоевский. Чаще всего ему не были нужны прототипы, в особенности прототипы центральных персонажей, для импульса к большой работе. Достоевский, в противоположность Тургеневу, о котором мы, конечно, тоже скажем несколько слов, никогда не полагал первоосновой своего замысла живое, подлинное лицо. Сложение характера, выведение характера – вот что было для него самым важным и интересным в процессе писания. Под выведением характера подразумевается работа над вымышленным героем, причем очень системная работа, поскольку автор знает, что вымышленный характер прилагается к самым разным обстоятельствам или картинам. Дальнейшие мои выводы частично базируются на работах достоевиста Игоря Волгина.

В черновых записях к «Идиоту» от 14 сентября 1867 года один из первых эпизодов романа выглядит так: «Первичная фабула представляет собой кошмарную семейную драму». Все мы знаем, что Достоевский – великий мастер драмы, коллективного ужаса, ссоры, конфликта и прочего. Семейная драма, как и любая другая, задумывается Достоевским как система – с центральным предметом, с ее фабульным развитием и соответствующими деталями, необходимыми для развития именно этой сцены. Но на первых порах герои в ней довольно схематичны и условны, как рисунки маленьких детей: ручки, ножки, голова. И только потом, постепенно, на эти условные палочки наращивается «литературное мясо».

В начале своей работы Достоевский пишет о центральной основополагающей черте в характере главного героя: «Прослыл идиотом от матери, ненавидящей его. Кормит семейство, а считается, что ничего не делает. У него падучая и нервные припадки». Как вы можете видеть, у этого героя нет почти ничего общего с так хорошо знакомым нам Львом Николаевичем Мышкиным, если не считать прозвища «идиот» и падучей болезни, которая, по мнению Достоевского, непременно должна была присутствовать. К слову, падучей страдал и сам Достоевский.

Итак, этот еще никак не названный персонаж, без биографии, внешности, положения и круга знакомств, хоть и фрагментарно, но становится двойником самого автора. «Незаслуженно презираемый человек» – эта мысль еще чересчур туманно предваряет будущего Мышкина; что касается внешности князя, то ее Достоевский напишет в самую последнюю очередь.

На этом этапе нашего разговора было бы логично перейти сразу к Льву Николаевичу Толстому, поскольку ассоциативная связь между этими двумя авторами совершенно неразрывна – чай-кофе, кошка-собака, Толстой-Достоевский. Однако мы этого не сделаем, а скажем несколько слов о Тургеневе, поскольку именно он стал прототипом писателя Кармазинова в романе «Бесы» – такого свеженького, бодренького старичка, аккуратного и отвратительного. Глубокая неприязнь Достоевского к Тургеневу ни для кого не секрет, и неприязнь эта как будто бы стекает с лица Кармазинова, в устах которого даже название города Карлсруэ звучит довольно двусмысленно и противно, чего, собственно, и добивался автор.

Кармазинов-Тургенев – это пример нарочитого нарушения всех этических норм в работе с прототипом: я ненавижу этого человека, а вас я заставлю ненавидеть его образ. Очень рекомендую вам после нашего сегодняшнего занятия перечитать те фрагменты «Бесов», которые имеют отношение именно к Кармазинову.

Что же касается самого Тургенева, то он в своей работе использовал совершенно противоположный метод. В письме Милютиной в феврале 1875 года он пишет такую вещь: «Я преимущественно реалист и более всего интересуюсь живою правдою людской физиономии». Действительно, литературная работа Тургенева начинается с человеческого лица. Его он рисует на полях своих рукописей, набрасывает в экипаже или во время охоты. Известно также, что Тургенев делал разнообразные шпаргалки-биографии касательно каждого из персонажей, доводя их историю до активного действия задуманной фабулы. Вот что он пишет в своей известной заметке «По поводу “Отцов и детей”»: «Я должен сознаться, что никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо, к которому постепенно примешивались и прикладывались подходящие элементы. Не обладая большою долею свободной изобретательности, я всегда нуждался в данной почве, по которой я бы мог твердо ступать ногами». Только набросав на полях лицо, Тургенев задумывается над его характером, происхождением, образованием, а в дальнейшем – над самой фабулой рассказа, проработка которой, по его собственным словам, была самой трудной и самой неинтересной задачей.

Толстой, как известно, тоже писал людей с натуры, и мы со школьных лет знаем, что образы у него сложные или, как их теперь называют, композитные. Принцип работы со сложным образом прекрасно изложен Гоголем в пьесе «Женитьба»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…»

И здесь начинается следующая часть лекции, где будет затронут такой вопрос, как реакция самого прототипа на то, что он прототип. К примеру, Александр Кузминский, супруг Татьяны Кузминской, которая, в свою очередь, приходилась сестрой Софье Андреевне Толстой, был раздражен тем, что его жена является прототипом Наташи Ростовой. Вот что пишет Татьяна Андреевна в своих воспоминаниях: «К нам ездил Башилов. Он просил меня позировать несколько сеансов. Он хотел написать мой портрет масляными красками. Но тут как раз приехал муж и торопил ехать домой. Башилов имел неосторожность сказать мужу: «Мне заказаны картинки для «Войны и мира», и Лев Николаевич пишет мне: «Для Наташи держитесь типа Тани». Этого было вполне достаточно, чтоб не оставаться в Москве лишние дни: муж без того уже не терпел, когда кто-либо заикался об этом сходстве». Ну, и, конечно же, не стоит говорить о том, что многие, в особенности второстепенные, персонажи «Войны и мира» – это обитатели Ясной Поляны.

Однако самая знаменитая ссора писателя с прототипом – это ссора конца XIX века, которая произошла между Чеховым и художником Левитаном. И второй рассказ, который я тоже прошу вас после лекции перечитать, это чеховский рассказ «Попрыгунья», в котором многие его друзья и знакомые узнали самих себя.

Прежде всего, представим прототипы.

Левитан. Вы помните, как выглядел художник Левитан? Вы видели когда-нибудь его автопортреты, его фотографические портреты? Знаменитейший молодой художник, красавец, сердцеед и модник. Страшно представить, но его положение в художественном сообществе было сродни тому, что сейчас занимает Никас Софронов. Он был лощен, богат, водил гостей, просто чтобы похвастаться предметами интерьера – все это хорошо известно, но, кроме всего прочего, он был хорошим другом семьи Чеховых. Разумеется, он был ловелас. И вот среди многочисленных поклонниц Левитана водилась одна пожилая дама, Софья Кувшинникова – женщина на двадцать лет старше Исаака Ильича; сперва поклонница, а впоследствии любовница и ученица. Эта женщина и стала чеховской Ольгой Дымовой, а ее мужа, Кувшинникова, действительно, тишайшего доктора, Чехов превратил в Дымова.

Сам же Левитан стал прототипом для вполне привлекательного персонажа Рябовского. Вот как Чехов описывает своего героя: «Жанрист, анималист и пейзажист Рябовский был очень красивый белокурый молодой человек лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей. Он поправлял Ольге Ивановне ее этюды и говорил, что из нее, быть может, выйдет толк». Так вот Левитан стал златокудрым, а престарелая экзальтированная Кувшинникова – наивной инженю Оленькой, которой двадцать два года. Здесь Чехов использует простейший прием камуфляжа, когда из блондина делают брюнета и, наоборот, из старика – молодого, но все всех узнают: прототипы узнают себя, а читающая публика – их.

Представьте себе, после выхода рассказа Левитан порвал всяческие отношения со своим ближайшим другом Чеховым, и этот разрыв длился больше года, хотя, казалось бы, ну что здесь обидного? Ничего. Правда, и сам Левитан, и Кувшинникова вышли у автора какими-то совершенно невероятными пошляками. Вспомните: «В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега. Рядом с нею стоял Рябовский и говорил ей, что черные тени на воде это не тени, а сон; что ввиду этой колдовской воды с фантастическим блеском, ввиду бездонного неба и грустных задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о существовании чего-то высшего, вечного, блаженного, хорошо бы забыться, умереть и стать воспоминанием. Прошедшее пошло и неинтересно, будущее ничтожно, а эта чудная, единственная в жизни ночь скоро кончится и сольется с Вечностью. Зачем же жить?» Видимо, этого и не могли простить Чехову его прототипы.

Кроме всего прочего, Чехов взял и некоторые черты из знаменитых интерьеров Кувшинниковых, у которых по стенам висели лапти и балалайки, поверх наструганных досок бросались восточные ковры и подушки, а на полу лежала медвежья шкура. Этот стиль «а-ля рюсс» с элементами восточного декора был достаточно непривычен для Москвы конца XIX века, и, конечно, Кувшинниковы смертельно обиделись на Чехова, признав в описании интерьер своего родного дома.

Вся Москва гудела о ссоре двух знаменитых друзей. Одной из своих корреспонденток, Лидии Авиловой, Чехов писал так: «Можете себе представить: одна моя знакомая, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником».

Как я уже говорила, длилась эта ссора достаточно долго, но, в конце концов, их насильно помирила Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, обманом заманив Левитана в имение Чехова. Когда друзья поняли, что их провели, они от безысходности своего положения примирились, рассмеялись и дружили до 1900 года, когда Левитан скончался, опередив Чехова на четыре года.

Но бывают и обратные ситуации. Давайте теперь обратим свое внимание на Пушкина и проблему прототипов в романе «Евгений Онегин».

В случае с «Евгением Онегиным» произошла интересная штука – тогдашнее светское общество чуть ли не передралось за право считаться прототипом: нет, это я; это наше варенье, наша ключница, наши моченые яблоки; это наш квас, помните? Попробуем понять, как так вышло, но перед этим дадим первую и, я надеюсь, последнюю за эту лекцию, критику.

Был такой знаменитый литературовед и культуролог – Юрий Михайлович Лотман. И вот что он писал в числе прочего: «Одно дело, когда художественный образ содержит намек на некоторое реальное лицо и автор рассчитывает на то, что намек этот будет понят читателем. В этом случае такая отсылка составляет предмет изучения истории литературы. Другое дело, когда речь идет о бессознательном импульсе или скрытом творческом процессе, не адресованном читателю. Здесь мы вступаем в область психологии творчества. Природа этих явлений различна, однако оба они связаны со спецификой творческого мышления того или иного писателя. Поэтому, прежде чем искать прототипы, следует выяснить, во-первых, входило ли в художественный план писателя связывать своего героя в сознании читательской аудитории с какими-либо реальными лицами, хотел ли он, чтобы в его герое узнавали того или иного человека. Во-вторых, необходимо установить, в какой мере для данного писателя характерно исходить в своем творчестве из конкретных лиц. Таким образом, анализ принципов построения художественного текста должен доминировать над проблемой прототипов».

Действительно, прототипное литературоведение может быть довольно пагубным занятием, в особенности если за него берется обывательское сознание, которое зачастую представляет писателя в роли извращенца или соглядатая. К сожалению, именно такой взгляд на творческий процесс отражается в огромном количестве мемуаров.

Вот, например, отрывок из воспоминаний Прасковьи Александровны Осиповой – соседки Пушкина по имению в Михайловском. Осипова пишет: «Как вы думаете, чем мы нередко его угощали? Мочёными яблоками, да они ведь и попали в «Онегина»; жила у нас в то время ключницей Акулина Памфиловна – ворчунья ужасная. Бывало, беседуем мы все до поздней ночи – Пушкину и захочется яблок; вот и пойдём мы просить Акулину Памфиловну: «принеси, да принеси мочёных яблок», – а та разворчится. Вот Пушкин и говорит ей шутя: «Акулина Памфиловна, полноте, не сердитесь! завтра же вас произведу в попадьи», – просто Хармс, да? И точно: под ее именем чуть ли не в «Капитанской дочке» вывел попадью. А в мою честь, если хотите знать, названа сама героиня этой повести. У нас был даже буфетчик, звали его Пимен Ильич – и тот попал в повесть». В общем, вы поняли, о чем я. Очень советую вам почитать эту книгу «Пушкин в воспоминаниях современников». Но когда будете читать, постарайтесь держать в уме следующие слова Пушкина, адресованные Вяземскому: записи Байрона утеряны, кто-то по этому поводу сокрушается – как же так, мы не можем узнать самое главное, самое интересное о Байроне. И Пушкин пишет Вяземскому так: «Мы знаем Байрона довольно: видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. Охота тебе видеть его на судне? Толпа жадно читает исповеди, записки, etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении: он мал, как мы, он мерзок, как мы. Врете, подлецы! Он и мал, и мерзок не так, как вы – иначе». Эти слова Пушкина я вспоминаю всякий раз, когда по деревьям, ветвям и заборам начинают развешивать грязное белье моей семьи, и они для меня гораздо большее утешение, чем любая молитва. Конечно, обо всем этом можно было бы не говорить, если бы научный интерес касательно тех или иных прототипов и так часто не подменялся домыслами о том, кого автор все-таки вклеил, подселил, подстелил в свой роман.

Ну, и наконец заключительная часть моего рассказа – пожалуй, самая сокровенная для меня, – это эпизод из семейного предания.

Речь пойдет о Пастернаке задолго до начала работы над «Доктором Живаго». То есть до начала интенсивной работы над романом еще очень далеко, но те, кто знает биографию Пастернака, знают также, что в то время, в 1935 году, мысли о большой прозе были для него неотступны. И вот его срочно, буквально в несколько часов, вызывают на антифашистский конгресс в Париже. Он отказывается, говорит, что не хочет, не может, что он болен, но никто не слушает. Совершенно насильно, как какую-то бандероль, Пастернака отправляют поездом в Европу, где он не был уже достаточно продолжительное время.

По дороге во Францию Пастернак встречается с любимой младшей сестрой на вокзале в Германии. Надо сказать, что семья его: родители и две младшие сестры – давно эмигрировала; к тому моменту они находились в многолетней разлуке. И вот, представьте себе, они встречаются на вокзале, и в первую очередь Пастернак сообщает сестре о том, что четыре года назад он женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз, бывшей жене своего близкого друга Генриха Густавовича Нейгауза. В любовной жизни Зинаиды Николаевны, начиная с пятнадцати лет, был ужасный период: она была развращена богатым и безумно в нее влюбленным человеком, стала его любовницей и несколько лет ездила под вуалью на свидания в дешевые номера. Эту историю Зинаида Николаевна раскрыла тотчас, как только Пастернак объяснился ей в любви, поскольку в объяснении его присутствовало много дополнительных соображений о ее чистоте и невинности. В ответ на это Зинаида Николаевна, будучи человеком страшно прямолинейным, выпалила эту историю, сказав: «Борис Леонидович, я совершенно не чиста, а ровно наоборот», – притом, что на тот момент она уже была взрослой женщиной, матерью двух сыновей и женой Нейгауза. Тем не менее она рассказала ему эту историю. Пастернак был совершенно потрясен услышанным, он буквально заболел этой историей, она его пожирала, ела поедом и не оставляла. Зинаида Николаевна и ее подруги полагали, что депрессия Пастернака в 35 году, о которой мы и рассказываем, отчасти была спровоцирована именно этой историей.

Так вот, все это Пастернак рассказывает своей сестре, Жозефине Леонидовне, при встрече на вокзале. Он плачет и говорит: «Я должен написать роман о ней и об этом. Это единственное, что занимает мои мысли». Сестра его, рассудив, что он собирается писать порнографический роман, тут же сообщает об этом родителям: «Он болен, он в депрессии. Он успокоится и передумает, но это ни в коем случае не должно быть написано и уж тем более опубликовано».

Зачем я так подробно об этом рассказываю? Я это делаю для того, чтобы попытаться свести воедино все нити нашего разговора о том, как из прототипа рождается образ; о том, что чья-то история может навечно застрять в сознании писателя, стать озарением для будущей большой прозы; а также для того, чтобы показать вам, что бывает, когда один прототип уступает место другому:

Я рассказывала вам эпизод из 35 года, а теперь давайте перепрыгнем во времени и окажемся в 1946 году, когда Пастернак знакомится со своей музой Ольгой Явинской и у них начинается многолетний роман. Что происходит с персонажами «Доктора Живаго»? Во-первых, Лара становится носителем внешних черт Ольги Явинской, хотя в первоначальных рукописях она была жгучей брюнеткой, как Зинаида Николаевна. Затем две главные героини Лара и Тоня как будто бы меняются обличьем: Тоня становится брюнеткой, а Лара – блондинкой. От Зинаиды Николаевны же Ларе достаются черты характера: независимость в быту, любовь к физическому труду и т. д., а также та самая пронзительная история, известная нам как линия Комаровского. Нужно сказать, что в жизни обе женщины отчаянно сражались за то, чтобы именно в них признали прототип Лары. Рассказывают, что во время публичных чтений романа Зинаида Николаевна спрашивала: «Боря, скажи, но ведь Лара – это я? Это ведь я?» – и Пастернак отвечал прилюдно: «Ну, хорошо, Зинуша, если ты хочешь, то, конечно, Лара – это ты». Но мы-то ведь понимаем, что Лара – это Лара, абсолютно цельный образ, который и сейчас способен влюбить в себя читателя. Важно ли нам, обывателям, от которой из них Ларе достался кусок побольше? Едва ли.

Напоследок я скажу несколько слов о том, почему так сложно и неприятно быть прототипом, а также о своем персональном отношении к этому вопросу. Мне пришлось побыть прототипом дважды, причем оба раза книги вышли настолько отвратительные, что лучше их вовсе не вспоминать. Тем не менее я хорошо помню то противное состояние, когда у тебя отбирают твое собственное. Дело не в том, что именно обо мне написали – похвалили, отругали или гиперболизировали одну из черт моего характера, нет. У меня отобрали мое – это неприятно; копирайт мой, а у меня отняли, присвоили. Значит ли это, что писатель должен бить себя по рукам, как только ему вздумается перенести на бумагу чужую черту? Разумеется, нет. Писатели продолжат использовать прототипы, прототипы продолжат обижаться. Единственное, с чем нужно сообразовать прототип, – это с вашим сюжетным и жанровым замыслом, с той задачей, которую вы ставите. Эта задача в результате и поможет вам установить те самые ограничения, о которых мы говорили.

На этом я заканчиваю. Спасибо вам.

Coffee break

…я бы вам очень рекомендовала похоронить себя в архивах.

…у Довлатова в «Компромиссе» был такой замечательный персонаж Туронок – то ли главный редактор, то ли ответственный секретарь. И вот прототипу этого Туронка говорили: «Сережа написал книгу про нас про всех», – и он, воодушевившись, ждал, когда же «Компромисс» наконец выйдет. А когда он прочел о себе то, что написал о нем Довлатов, он просто тихо умер.

…когда Файбисовича закидывали тухлыми яйцами и спрашивали: «Ну тещу-то зачем?», он ответил: «Тещу – это не я придумал. Это придумал Нагибин, который делал то же самое, и почему-то на ура прошло». Вот вам пример того, что одно и то же можно делать талантливо, а можно бездарно.

…псевдокамуфляж – это когда Нагибин пишет жуткие вещи про свою жену, Беллу Ахмадулину, но называет ее не Белла, а Гелла – дескать, никто не поймет.

…я могу посоветовать только одно: человек, который работает с прототипами, должен быть готов к любым последствиям – эмоциональным или даже судебным.

Представьте себе мужчину средних лет столь непримечательной внешности, что ни одна черта не задерживается в вашей памяти даже спустя несколько минут после общения с ним. Единственное, что запоминается сразу — удивительно короткие ручки, постоянно описывающие какие-то замысловатые дуги вокруг крепкого тела.

Василий Владимирович Казнокрадов, бессменный председатель нашего ТСЖ, мастерски создает ощущение движения, иллюзию важного дела. При этом его собеседник даже становится ниже ростом. Казнокрадов может часами увлеченно рассказывать о пятиштырьковом ключе, после чего посетитель уходит домой, совершенно позабыв про текущие трубы и отсутствие отопления. Для самых настойчивых просителей в кабинете у Василия Владимировича припасена тяжелая артиллерия всевозможных бланков, ведомостей и прочих бумаг, в которых, по обыкновению, простой жилец разбирается плохо. Уже возвращаясь по темному разбитому подъезду в свою квартиру, посетитель недоумевает, чего ради он прослушал лекцию об устройстве канализации в своем доме, если ему надо починить проводку?

Вне стен своего кабинета господин Казнокрадов ведет себя совершенно иначе. Его маленькие ножки так быстро передвигают тело, что кажется, он проплывает над дворовыми ямами. Местные старушки утверждают, в такие минуты он не отбрасывает тени.

Но во всем блеске перед жильцами господин Казнокрадов предстает во время ежегодного собрания. Начало всегда несколько затягивается из-за каких-то организационных вопросов. Наконец, перед слегка уставшими от ожидания людьми, появляется Василий Владимирович, прикрытый, будто доспехами, кипой документов. Он обводит усталым взглядом толпу и тут же на его лице проступают черты, которые были сокрыты, замазаны, совершенно незаметны. В зависимости от настроения собравшихся, его брови могут принимать различные формы выразительности — от наивно-изломанного «домика», до крыльев ястреба в полете. При этом лицо меняет цвет от младенчески-розового до устрашающе-багрового. Проявившиеся многочисленные морщинки создают иллюзию мозаики, в которой каждый элемент живет отдельной самостоятельной жизнью. Казнокрадов ведет длинный подготовленный монолог. Кажется, он вовсе не замечает людей, собравшихся вокруг и задающих неприятные вопросы.

Наконец, он устает, умолкает, и тут же, со всех сторон на него начинают сыпаться обвинения в бездействии, в завышении тарифов, в отсутствии ремонта и т. д. и т. д. и т. д. Господи, да мало ли какие обвинения могут прийти в головы жильцам.

Именно в этот момент наступает кульминация метаморфозы. Василий Владимирович гордо поднимает голову, его фигурка заметно уменьшается, нижняя губа, слегка подрагивая, начинает медленный выезд вперед, глаза увлажняются, крылья носа судорожно втягивают воздух, маленькие ручки делают взмах, одновременно блестящий, начищенный ботиночек гордо стучит по асфальту, и господин Казнокрадов произносит хорошо отрепетированную фразу: «Все, я ухожу!» После чего лицо застывает, подобно маске и никакие доводы не могут его оживить.

Наблюдая за господином Казнокрадовым, мне почему-то подумалось, родись он полтора столетия назад, именитые авторы обязательно сделали бы его главным героем своих романов. А вам как кажется?

Текст: Ольга Лапенкова

Придумать персонажа просто так, «из воздуха», нелегко. Вы можете убедиться в этом, если попробуете сделать это сами: выдумать себе нового одноклассника или одноклассницу. Представляя, какой у него или у неё будет внешний вид и характер, вы и сами не заметите, как «скопируете» кого-нибудь из знакомых. Или — как вариант — сделаете персонажа идеальным, каким хотели бы видеть лучшего друга или самого себя. Так что неудивительно, что у многих героев, созданных классиками, есть прототипы.

Прототип — это реальный человек, с которого автор «списал» какого-либо персонажа. Причём сходство между прототипом и героем никогда не будет стопроцентным.

Если автор решил написать о себе и ничего не выдумывает, а пишет обо всём как было, то это мемуары, или автобиография.

Если автор пишет о реальном человеке и, опять же, ни на шаг не отходит от правды, то это просто биография.

Подобные книги не относятся к художественным произведениям. Это публицистические — то есть в первую очередь информативные — издания. Главную роль в биографиях и автобиографиях играет именно достоверность: таковы законы жанра. Имена, фамилии и отчества, названия населённых пунктов, даты, подробности отношений между действующими лицами… всё это в автобиографиях должно быть доподлинным, так чтобы читатель, который усомнится в авторской беспристрастности, мог сам пойти куда надо и всё проверить.

Писателей, пытающихся пойти против этих законов и что-нибудь приукрасить — либо, наоборот, кого-нибудь очернить, — в литературных кругах не любят. Что, впрочем, не мешает им обессмертить своё имя. Так, литературоведы до сих пор помнят Павла Петровича Свиньина — журналиста, который исколесил всю Европу и даже добрался до Америки. Добраться-то добрался, но насочинял про свои похождения таки-и-их небылиц… Будучи патологическим лжецом, Свиньин вошёл в историю как прототип гоголевского Хлестакова, который, желая выглядеть важным чиновником, хвастался, что однажды к нему послали тридцать пять тысяч курьеров.

Но совсем другое дело — художественная литература, где герои, пусть и похожие на известных личностей, действуют под вымышленными именами и порой действуют совсем не так, как их «родители поневоле». Здесь писатель волен приукрашивать что угодно. Или, наоборот, игнорировать факты из биографии прототипа, если они не соответствуют задумке произведения. Например, если автор задумывает книгу о профессиональном спорте и берёт в качестве прототипа олимпийского чемпиона, у которого в реальности счастливая семья и семеро по лавкам, писатель вполне может сделать своего героя одиночкой. Зачем? Чтобы нито не отвлекало от главной темы.

Если вымышленный герой уж очень похож на своего «родителя», то автор может подчеркнуть это, дав персонажу соответствующую фамилию. Так, вымышленный Чацкий до боли напоминает реального Чаадаева, старый князь Болконский — деда Л. Н. Толстого, князя Волконского. Такие фамилии служат «пасхалками»: если вы их разгадали — отлично, нет — ничего страшного.

Посмотрим, как это работает?

Прототипы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Поначалу Пушкин хотел написать произведение о М. А. Шванвиче — российском офицере, который в годы Пугачёвского восстания перешёл на сторону бунтовщиков. Но потом автор решил, что нельзя делать главным действующим лицом предателя. Поэтому в окончательной версии центральным персонажем стал благородный Пётр Гринёв.

Некоторые события для сюжетной линии Гринёва автор «позаимствовал» из биографии ещё одного военного — Ивана Башарина. Однако Башарин погиб в 1774-м году, за год до казни самого Пугачёва, а Гринёв намного пережил бунтовщика. Что же касается Шванвича, на страницах пушкинской повести он «превратился» в Швабрина. На самом деле Башарин и Шванвич никогда не встречались, из уж конечно, второй не пытался отбить у первого невесту. Сходство между героямии персонажами осталось на уровне ключевых событий, а также характеров. Гринёв-Башарин у Пушкина получился смелым, самоотверженным, исполненным собственного достоинства, а Швабрин-Шванвич — лживым и трусливым. Помните разговор Гринёва с генералом из Оренбурга?

— Дочь капитана Миронова <…> пишет ко мне письмо: она просит помощи; Швабрин принуждает её выдти за него замуж.

— Неужто? О, этот Швабрин превеликий плут, и если попадется ко мне в руки, то я велю его судить в 24 часа, и мы расстреляем его на парапете крепости! Но покаместь надобно взять терпение….

— Взять терпение! — вскричал я вне себя. — А он между тем женится на Марье Ивановне!..

— О! — возразил генерал. — Это ещё не беда: лучше ей быть покаместь женою Швабрина: он теперь может оказать ей протекцию; а когда его расстреляем, тогда, бог даст, сыщутся ей и женишки. <…>

— Скорее соглашусь умереть, — сказал я в бешенстве, — нежели уступить её Швабрину!

Однако возникает резонный вопрос: почему Башарин стал Гринёвым, Шванвич — Швабриным, а Пугачёв так и остался Пугачёвым?

Скорее всего, потому, что для российской истории эта личность уникальна. Представить «лишнего» офицера в рядах российской армии несложно, а вот «лишнего» предводителя казацкого восстания…

2. Прототипы в повести Л. Н. Толстого «Детство»

Спутать персонажа с прототипом ещё легче, если автор пишет не об историческом деятеле, а — на первый взгляд — о самом себе. Так, главный герой повести Льва Николаевича Толстого «Детство», Николенька Иртеньев, настолько похож на автора, что кажется, будто перед нами не художественное произведение, а мемуары.

Однако весёлая шумная семья, описанная в «Детстве», — это вовсе не воспоминание, а история из параллельной вселенной. Достаточно упомянуть, что в начале повести родители главного героя живы и здоровы, а настоящему Толстому с этим не повезло. Вот что писал Лев Николаевич о собственном детстве — не на страницах повести, а в автобиографии:

Родился я и провел первое детство в деревне Ясной Поляне. Матери я своей совершенно не помню. <…> По странной случайности, не осталось ни одного её портрета… в представлении моём о ней есть только её духовный облик, и всё, что я знаю о ней, всё прекрасно… <…>

Отец мой с молодых лет оставался единственным сыном своих родителей… <…> Он проделал походы 13—14 годов и в 14-м году, где-то в Германии, будучи послан курьером, был французами взят в плен, от которого освободился только в 15-м году, когда наши войска вошли в Париж… <…>

Дома отец, кроме занятий хозяйством и нами, детьми, ещё много читал. Он собирал библиотеку, состоящую по тому времени в французских классиках, исторических и естественно-исторических сочинениях…

Помню, как он приходил к нам вниз и рисовал нам картинки, которые казались нам верхом совершенства.

Помню, как он раз заставил меня прочесть ему полюбившиеся мне и выученные мною наизусть стихи Пушкина… <…> Помню его весёлые шутки и рассказы за обедом и ужином, как и бабушка, и тетушка, и мы, дети, смеялись, слушая его… <…>

Старший брат Николенька был на шесть лет старше меня. <…> Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек… <…> Так вот он-то, когда нам с братьями было — мне пять, Митеньке шесть, Серёже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются <…> братьями…

Рано умершая мама; удивительно вовлечённый — особенно для того времени — в воспитание детей отец; чудесный брат-выдумщик… вот ближайшее окружение настоящего Толстого.

У Николеньки Иртеньева всё по-другому. Его мама жива и здорова, но глубоко несчастна из-за пагубных пристрастий своего супруга, игрока и изменщика. Что же касается Володи, старшего брата Николеньки, то некоторые литературоведы соглашаются, что он «списан» с брата самого Льва Николаевича. Но другие утверждают, будто у этого персонажа куда больше сходства с юношей по имени Владимир Иславин — незаконорождённым сыном человека, который дружил с отцом Л. Н. Толстого.

Желающих «покопаться» в этой почти детективной истории отсылаем к статье Татьяны Трофимовой «Детство. Отрочество. Юность». И идём дальше.

Прототипы в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»

Наконец, иногда ввести героя, «списанного» с известного человека, — это элегантный способ отомстить неприятелю. Не секрет, что у Достоевского не сложились отношения с Тургеневым. Поначалу писатели дружили, но потом вдрызг разругались. Поэтому Тургенев написал — и даже опубликовал! — эпиграмму, которая начиналась следующими словами:

  • Витязь горестной фигуры,
  • Достоевский, милый пыщ,
  • На носу литературы
  • Рдеешь ты, как новый прыщ.
  • 1846

Достоевский обиделся. И, работая над романом «Бесы», добавил второстепенного персонажа Кармазинова, в котором современники легко узнавали Тургенева. Этот Кармазинов выступает на литературном вечере и читает полнейшую ерунду, а слушатели зевают, страдают, но стесняются прогнать «гения» со сцены:

Началась рацея! Боже, чего тут не было! <…> Представьте себе почти два печатных листа самой жеманной и бесполезной болтовни <…>. Правда, много говорилось о любви, о любви гения к какой-то особе, но, признаюсь, это вышло несколько неловко. К небольшой толстенькой фигурке гениального писателя как-то не шло бы рассказывать, на мой взгляд, о своём первом поцелуе… И, что опять-таки обидно, эти поцелуи происходили как-то не так, как у всего человечества. Тут непременно кругом растёт дрок (непременно дрок или какая-нибудь такая трава, о которой надобно справляться в ботанике). При этом на небе непременно какой-то фиолетовый оттенок, которого, конечно, никто никогда не примечал из смертных, то есть и все видели, но не умели приметить, а «вот, дескать, я поглядел и описываю вам, дуракам, как самую обыкновенную вещь». Дерево, под которым уселась интересная пара, непременно какого-нибудь оранжевого цвета. Сидят они где-то в Германии. Вдруг они видят Помпея или Кассия накануне сражения, и обоих пронизывает холод восторга. Какая-то русалка запищала в кустах… <…>

Давно уже началось шарканье, сморканье, кашель и всё то, что бывает, когда на литературном чтении литератор <…> держит публику более двадцати минут. Но гениальный писатель ничего этого не замечал. Он продолжал сюсюкать и мямлить, знать не зная публики, так что все стали приходить в недоумение. Как вдруг в задних рядах послышался одинокий, но громкий голос:

— Господи, какой вздор!

Так что, если у вас склонность к сочинительству и в придачу заклятый враг, вы знаете, что делать.

Насколько я знаю, некоторые авторы так или иначе вводят в свои произведения персонажей, прототипом для которых послужили их знакомые. И я одна из таких, поэтому интересно будет узнать мнение писателей, читателей и писателей-читателей по некоторым моментам.

  1. Скорее моральный момент. Если реальный человек становится персонажем книги, обязательно ли ему об этом знать?

Понятно, что имеет значение степень заимствования личности: одно дело, когда автор создаёт уникального персонажа, используя только набор черт реального человека, другое дело — когда персонаж выглядит так же, как прототип, его так же зовут, а в сюжете с ним происходят разного рода непотребства. Если рассуждать о морали, я скорее склоняюсь к точке зрения, что существенное совпадение персонажа с человеком без его ведома и согласия — это, мягко говоря, не очень хорошо. (Вспомнила сейчас какую-то мелькавшую историю с Донцовой, когда реальная Виола Тараканова предъявила ей претензии, но, честно, я не вникала, по-моему, там было чисто случайное совпадение имени и фамилии) Когда речь идёт только о чертах характера, это уже другое: писательство — это в том числе наблюдение за окружающим миром и фиксация каких-то интересностей, как видоизменённых, так и не очень.

Что об этом думаете? Доводилось ли вам сообщать прототипам, что они отныне увековечены в прозе?

     2. Как вам кажется, эти персонажи обычно главные или эпизодические? Я не нашла какой-то значимой корреляции, но до этого были мысли на тему, что, например, если человек показался тебе настолько интересным, что ты решил написать с него персонажа, вряд ли он мелькнёт всего на паре страничек.

     3. Когда речь идёт о совсем отрицательных персонажах, которых по сюжету карает карма, в тех случаях, когда у таких персонажей имеется прототип, это разновидность писательской психотерапии негатива, связанного с прототипами, или же рядовая практика, относящаяся к наблюдению за окружающим миром?

«Я был голым один день, вы будете голыми всю жизнь! Я опишу все ваши пороки…» (Д. Чосер, х/ф «История рыцаря»)

Я обычно отношусь к этому малость иначе: если человек настолько плох, что вызывает каскад негатива, пусть канет в небытие и не опоганит своим присутствием ни странички. Если он достоин оказаться на страницах книги, может, он не так и плох. А по-настоящему ненавидеть своих отрицательных персонажей сложно, потому что они твои, и ты их создатель. Можно погрузиться в эмоции протагониста, но они вряд ли полностью совпадут с эмоциями автора.

Прототипы — это естественно. Природа и общество создали настолько разных людей, что, создавая персонажа с нуля, ты всё равно неосознанно в какой-то степени заимствуешь те или иные черты у реальных людей, почему бы не делать это иногда осознанно, если это помогает создать хорошую книгу? Разве что злоупотреблять с прототипами не всегда правильно, хотя это, наверное, дискуссионный момент.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мне фильм по скриншоту
  • Как составить дкп если машина снята с учета
  • Как найти микросхемы в симс 4
  • Как найти молярный объем аммиака
  • Как найти взломанный аккаунт