Как создать онлайн-тест: руководство по разработке
Образовательный процесс организуется в соответствии с потребностями обучения. Большую роль играет разнообразие способов проверки знаний, аттестации студентов. Тестирование — один из популярных форматов оценки уровня учеников. Оно позволяет быстро и в унифицированном порядке проверить знания множества студентов, без потери времени и траты лишних сил. Однако не все разделяют такое мнение, тесты считаются неполноценным форматом проверки знаний, потому как ученик может угадать ответ и получить оценку случайно.
На самом деле, это заблуждение. Вопрос не в формате, а в качестве проверочных материалов. Хорошо составленный тест позволит объективно исследовать, насколько усвоена информация. Чтобы результат был достоверным, важно ответственно подойти к составлению теста.
Онлайн-тест: что это такое
Онлайн-тест представляет собой одну из форм проверки знаний студентов, учащихся школ, средних специальных учебных заведений, ВУЗов, онлайн-организаций дополнительного образования. Конструкция теста стандартная: вопрос и варианты ответа. Студент выбирает один или несколько, в зависимости от того, как организовано тестирование.
Все реже используются средства проверки на бумажном носителе. В современной образовательной практике широко распространены электронные инструменты, сервисы, которые предоставляют удаленный доступ и проверяют результаты в автоматическом формате. Благодаря унифицированной, простой и интуитивно понятной платформе, можно оперативно и эффективно оценить знания, легко проверить качество усвоения информации. Хотя тесты могут использоваться не только в аттестационных,но и в обучающих целях.
Виды тестов
Тесты разграничивают по цели проведения. Можно выделить два вида: обучающие и аттестационные тесты.
Обучающие тесты используются не так широко, однако набирают популярность как дополнительный путь усвоения знаний и информации. Суть в том, чтобы акцентировать внимание обучающегося на тех или иных сведениях, закрепить материал. Если студент допускает ошибку, программный помощник указывает на проблему и, в идеале, разъясняет, почему ответ неверный, какой нужно было выбрать. Такие тесты требуют не только составления правильных вопросов, но и грамотного информационно-методического сопровождения. Преподаватель и по совместительству создатель теста должен подумать над обучающей составляющей каждого вопроса.
Аттестационные тесты — классика жанра. Они позволяют проверить знания студента, проводятся как промежуточные методы аттестации (вместе или вместо контрольных и пр.). Также могут проводиться в конце курса, как способ аттестации. Аттестационные тесты используются шире всего, но обычно не изолированно, а в системе с другими методиками и формами учебной работы.
В тестировании используются вопросы разных типов: на запоминание, понимание, применение. Каждый ориентируется на разные уровни мыслительной работы, интеллектуальной активности. В некоторых случаях разработчики составляют монотесты, которые состоят из вопросов одного типа. Но, как показывает практика, лучшее решение — создавать опросы на базе разных типов вопросов.
Общий порядок составления тестов
На первый взгляд, составить тест кажется делом простым. На самом деле как раз из-за такого безответственного отношения тестирование часто оказывается игрой в угадайку, бессмысленным мероприятием, которое только путает студента и вводит в заблуждение преподавателя. Педагог думает, что его ученики обладают достаточными знаниями.
При составлении теста рекомендуется использовать различные типы вопросов. Все они составляются по одинаковой схеме.
Сначала необходимо поставить конкретную задачу. Это может быть вопрос «в лоб», казус (конкретная смоделированная ситуация) или что-то другое. Готовый вопрос должен быть предельно конкретным, однозначным и понятным, чтобы не вызывать у студента путаницы и непонимания.
Далее составитель готовит правильный ответ. Задача такая же — не допустить двусмысленности или сомнений. Ответ должен быть однозначным, подходящим к конкретному вопросу.
На третьем этапе разработчик готовит неправильные ответы или дистракторы. Составлять их можно по-разному: действовать от противного, предлагая полностью неправильный вариант, готовить ответы, которые верны только наполовину. Единого рецепта нет, все зависит от того, что хочет получить преподаватель, какие знания он надеется проверить и пр.
Каких правил нужно придерживаться при составлении тестов
При составлении тестов нужно тщательно продумать всю структуру. Тестирование — один из самых сложных форматов в плане методических подходов, разработки, поскольку нужно учитывать множество нюансов. В противном случае достоверность результата окажется нулевой. Есть две категории правил, которые следует придерживаться.
Правила составления вопросов
Можно выделить 5 принципов:
- Существенность информации. Важно, чтобы тестирование помогало проверять или закреплять знания крупного пласта действительно важной информации. Все второстепенное и несущественное нужно отсекать.
- Простота языка. Не нужно перегружать вопрос сложными терминами, длинными предложениями и второстепенными речевыми конструкциями. Только предельная точность.
- Однозначность. Важно, чтобы вопросы были точными, четкими. Двусмысленность, разные толкования названий, терминов исключены.
- Минимум отрицаний. Они могут пройти мимо взгляда, остаться вне поля зрения студента, а это прямой путь к ошибке. Если отрицание все же необходимо, его выделяют заглавными буквами, например «НЕ», «НЕТ» и т.д.
- Отсутствие неумышленной помощи. Вопросы нужно строить так, чтобы вытянуть ответ из них было невозможно.
Виды вопросов можно и нужно чередовать: с одним правильным ответом, с несколькими и т.д.
Составление ответов
При составлении ответов нужно придерживаться схожих принципов, среди них:
- Однотипность. Все ответы к конкретному вопросу должны выглядеть одинаково.
- Адекватность и правдоподобие дистракторов. Не стоит представлять студенту откровенно бредовые ответы, которые не могут рассматриваться как правдоподобные.
- Соответствие знаниям. Пользователь, студент должен отвечать в пределах полученных знаний. Выходить за программу не стоит.
- Обоснованность. Вытекает из предыдущего пункта. Дистракторы должны быть такими, чтобы студент мог обосновать, почему они неправильные. Использовать спорные, дискуссионные положения, варианты ответов нельзя.
- Количество ответов. Должно быть равно 4-6.
- Случайный порядок ответов. Чтобы не было никакой системы, иначе тестирование превратится в соревнование, кто кого обманет.
- Отсутствие подсказок и обобщений. Так преподаватель будет уверен, что получит верный, однозначный результат.
- Отсутствие одинаковых фраз.
Для лучшей проверки знаний стоит добавлять вопросы разного характера, формата.
Программы для разработки тестов
Бумажные тесты используются все реже. Им на смену пришли удобные конструкторы, которые позволяют организовать тестирование прямо на сайте, просто распространив ссылку среди студентов. Учащемуся достаточно нажать несколько кнопок, как и преподавателю, который составляет работу.
Один из вариантов организации тестирования — платформа Unicraft. Есть и более простые, доступные аналоги. Например, Гугл-документы, которые предлагают создать тесты-опросники, пусть и не такие удобные, как профессиональные средства. Хотя решение от Google обладает необходимыми настройками, позволяет быстро создать тест, провести оценку и выставить итоговый балл каждому участнику.
Основные этапы создания теста
Резюмируя все сказанное в этой статье, можно привести такой пошаговый алгоритм создания теста:
- Определение цели тестирования: проверка знаний или обучение.
- Разработка структуры тестирования: количество, типы и последовательность вопросов.
- Формулирование конкретных вопросов и ответов.
- Выбор платформы, ресурса для организации онлайн-тестирования.
Далее все зависит от того, в каком формате будет проводиться проверка. Самый простой способ отправить студентам на почту или в группу в соцсети, мессенджере ссылку, по которой обучающиеся будут переходить и сдавать тест. Результаты оформляются в автоматическом или полуавтоматическом режиме.
Как повысить эффективность и достоверность тестов
Главный способ повышения достоверности теста — правильно составленные вопросы. Важно разрабатывать их собственными силами. Если хотя бы в минимальной мере положиться на готовые решения из сети, с большой вероятностью к ним можно найти готовые ответы. Студенты, особенно без контроля со стороны, обязательно воспользуются этим способом и полезут в поисковик.
Второй метод — наблюдение за обучающимися. Не обязательно в аудитории. Организация контроля в режиме реального времени возможна и с помощью средств видеосвязи, групповой конференции. С другой стороны, встает вопрос оценки поведения. Многие готовы идти на хитрость даже перед преподавателем, а если группа большая, уследить за всеми просто невозможно. Но выход из ситуации есть.
Чтобы организовать контроль на онлайн-мероприятии, рекомендуется использовать системы прокторинга. Например,
ProctorEdu. Программный комплекс автоматически оценивает поведение студентов, достоверность результатов аттестации. Более подробная информация представлена в видеопрезентации.
Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1. Контролирующую;
2. Обучающую;
3. Развивающую;
4. Воспитывающую;
5. Диагностическую;
6. Прогностическую.
Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении
нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле.
При изучении нового материала тесты применяются для организации
самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только
опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь
поисковый, эвристический, проблемный характер.
При закреплении или проверки текущего материала используются тесты-минутки
рассчитанные на 10–15 мин урока и содержащие 5–10 вопросов.
При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом тесты
охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение
рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест должен охватывать материал всего
курса географии России в 9 классе или экономической и социальной географии мира
в 10–11-х классах. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в
течении 2 часов и содержат от 25 до вопросов и заданий.
Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной
работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще
подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его
развития, возрастным мотивационным особенностям.
Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве
домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить
тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет
способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания
применять их на практике.
Методика составления и проведения тестов.
Основными этапами любого тестирования являются:
- Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и
понятных учащимся. - Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей
школьной программе, учебникам и пройденному материалу. - Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов
тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
надежность, точность, лаконичность;
недопустимость применения двусмысленных вопросов;
использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для
составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных
классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися. - Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и
тренинге. - Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной
деятельности учащихся. - После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с
помощью ключа - Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
- Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с
результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных
работ и имеют право на апелляцию.
При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных
группы тестов:
- задание на выбор правильного ответа;
- приведение в соответствие или классификацию объектов;
- расположение объектов в определенном порядке;
- “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.
Виды тестов по форме.
Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых
заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос – ответ.
1. Тесты – определители с одним правильным ответом.
Сложность данного типа тестового задания зависит, от количества указанных
ответов: два, три и т. д. Например: выделите страну, господствующей религией в
которой является ислам: 1. Ангола, 2. Италия, 3. Пакистан, 4. Канада, 5. Перу,
6. Фиджи.
Кооперирование – это:
а) выпуск предприятием соответствующей продукции;
6) сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных
производств;
в) сосредоточение предприятий на одной территории;
г) объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции.
Ли6о наоборот: вопросом является определение, а ответом – само понятие.
Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:
1. специализация;
2. комбинирование;
3. кооперирование;
4. концентрация.
2. Тесты – определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов,
причем обходимо назвать их максимальное количество.
Летом тропические ВМ господствуют:
1) в тропическом климатическом поясе;
2) в тропическом и субтропическом климатических поясах;
3) в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.
3. Тесты – определители, где все ответы правильные.
Крупными производителями автомобилей являются:
1) Япония;
2) Западная Европа;
3)США;
4 )все указанные регионы.
4. Тесты – определители, имеющий несколько правильных ответов и указано их
количество (один, два, три и т. д.).
В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов –
миллионеров:
- Центральный;
- Дальневосточный;
- Западно-Сибирский;
- Центрально-Черноземный;
- Волго-Вятский;
- Северо-Кавказский.
5. Тесты – определители, имеющие несколько правильных ответов, построенные по
принципу выделения неправильных ответов, но неуказанно их количество.
Выделите объекты, относящийся к формам рельефа:
1) холм;
2) ветер;
3) песок;
4) равнина;
5) овраг;
6) гранит.
6. Тесты – определители построенные по принципу выделения неправильных
ответов, имеют, как правило, в задании какие – либо отрицания.
Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:
1) траппы;
2) Саяны;
3) Таймыр;
4) лиственница;
5) Путорана.
7. Тесты – определители с использованием рисунков, графиков, схем или
диаграмм.
На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на
Земле:
8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения и требует
однозначного ответа “да” или “нет”. Альтернативный тест может содержать один или
несколько заданий.
В развитых капиталистических странах ввиду высокого уровня жизни наблюдается
высоки естественный прирост населения.
1)да; 2)нет.
9. Опознавательные тесты, т.е. определение объекта по краткой характеристике,
где названы примеры объектов, один из которых правильный.
Определите физико-экономический район России по данной характеристике:
занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней
платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения
являются траппы, на большей части территории климат резко – континентальный, на
территории района находится “полюс холода; широко распространены мерзлотно –
таежные почвы и лиственничные леса.
1) Русская равнина;
2) Горы Южной Сибири;
3) 3аподно – Сибирская равнина;
4) Средняя и Севере – Восточная Сибирь.
10. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать
самостоятельно.
По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная
страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного
нейтралитета, столица является крупнейшим городом страны.
———————————————————————————————————
Ответ: Австрия
11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны варианты
ответов.
По списку типичных животных определите природную зону Африки (Горилла,
шимпанзе леопард, карликовый бегемот, окапи, птица – носорог):
1) влажные экваториальные леса;
2) средиземноморская;
3) саванны;
4) пустыни.
12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов ответа.
По списку приграничных государств определите страну Азии (Исламабад, Пекин,
Дакка, Катманду).Ответ:
————————————————————————————————————-
Ответ: Индия
13. Приведение в соответствие, причем количество вариантов первого первого
столбика совпадает с количеством вариантов второго столбика.
Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст:
1)Гималаи 2)Уральские горы 3)Кордильеры |
а) древняя складчатость б) средняя складчатость в) новая складчатость |
Ответ: 1-в; 2-а; З-б
14. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика не
совпадает количеством вариантов второго столбика.
Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:
1)Урал 2)Хибины 3)3аподно-Сибирская равнина 4)Сихоте-Алинь |
а) щит б) молодая платформа в) герцинская складчатость г) мезозойская складчатость |
Ответ: 1-в;2-а;3-б;4-д
15. Приведите в соответствие, подразумевающее вариативность правильных
ответов.
Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них ВМ:
1 .экваториальный 2. субэкваториальный 3. тропический 4. субтропический |
а) тропические б) умеренные в) субэкваториальные г) экваториальные |
Ответ: 1– а;2-а;3-а;4-а,б
16. Тесты на приведение в соответствие. В одном из столбиков есть “лишний”
вариант. Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их
размещения:
1. гидроэнергетика 2. металлургия алюминия 3. судостроение 4. сахарная промышленность |
а) потребительский б) сырьевой в) энергетический |
Ответ: 1-б;2-г;3-а;4-б
17. “Открытые” (или перспективные) тесты.
В отличие от тестовых заданий, предполагающих необходимость самостоятельно
вписать верный ответ, в “открытых” тестах в отдельных случаях не “связан” одним
верным ответом, а имеет право самостоятельного выбора объектов, отвечающим
названным требованиям.
Вставить пропущенные слова. При данной постановке вопроса у тестируемого, как
правило нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова.
Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид ______, с ____ высотой до __
метров, (равнины, абсолютной, 2000.)
Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает
полную свободу действий тестируемого.
Назовите три основных государства Азии:
————————————————————————————————
—————————————————————————————————-
на выбор: Бахрейн, Бруней, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри –
Ланка, Филиппины, Япония.
18. Тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответа.
Заполните таблицу:
Воздушные массы | Район формирования | Температура и влажность |
Жаркая и влажная | ||
тропические | ||
Умеренные широты над океаном | Лето: Зима: | |
антарктические |
19. Тесты, связанные с заполнением таблицы с вариантами ответов.
Заполните таблицу, используя предложенные варианты ответов:
Страна | Столица | Форма правления | Административно-территориальное устройство |
Канада | |||
Прага | |||
Конституционная монархия | |||
Оман | |||
Конфедерация | |||
Варианты ответов: Чехия, Швейцария, Норвегия, Маскат, Оттава, Берн, Осло,
республика, абсолютная монархия, государство Британского Содружества, унитарное,
федеративное.
20. Тесты связанные с заполнением схемы с вариантами ответов.
Заполните схему, используя следующие слова:
1. Мировой океан;
2. болота;
3. ледники;
4. горные;
5. подземные воды;
6. реки;
7. покровные.
8. моря;
9. заливы.
21. Тесты, связанные с заполнением схемы без вариантов ответов.
Заполните схему:
22. Тестовые задания, требующие выполнение расчетов, с вариантами ответов.
Используя рисунок 60 на странице 96 (Суханов В.П. Физическая география. 6
класс.) или рисунок 80 на странице 144 (Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П.
География. Начальный курс.).
Определите, сколько выделится воды, если температура воздуха снизится с 20 С до
10 С при условии, что относительная влажность воздуха равнялась 100%: 1) 9 г; 2)
8 г; 3) 17 г.
23. Тесты, требующие выполнение расчетов без вариантов ответов.
Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Н испаряемость
равна 31 мм. и в течении года выпадает 488 мм. осадков:
Ответ 1,3
Тесты – классификаторы.
Тесты – классификаторы формулируются в виде набора определенных объектов,
и тестируемый должен провести их классификацию по указанному критерию или
выбрать критерий классификации самостоятельно. Данный вид теста наиболее удобен
для установления внутрипредметных или межпредметных связей.
24. Тесты – классификаторы с указанием классификации.
Разделите горные породы, приведенные в данном списке, на три группы:
а) известняк; б) гранит; в) мрамор; г) базальт; д) туф; е) ракушечник; ж) гнейс;
з)галька; и) уголь; к) обсидиан; л) графит; м) доломит.
Осадочные:
————— |
Метаморфические:
——————- |
Магматические:
—————— |
Проклассифицируйте указанные объекты по природным зонам России и результаты
занесите в таблицу: Лиственница, лемминг, ковыль, бурундук, ягель, песец,
соболь, дрофа, кедр, кролик.
25. Тесты на самостоятельную классификацию.
Сгруппируйте по языковым семьям народы России:
Русские, карелы, татары, осетины, якуты, украинцы, коми, буряты, башкиры,
удмурты.
А | Б | В | Г |
———— ———— ———— |
———- ———- ———- |
———- ———- ———- |
———- ———- ———- |
26. Тесты, проверяющие знания географической карты и географического
пространства построенные по принципу альтернативного теста.
В каждой паре подчеркните страну, расположенную севернее:
Норвегия – Дания;
Испания – Бельгия;
Чехия – Венгрия;
Швейцария – Германия.
27. Расставить по порядку.
Распределите горные страны по мере увеличения их высоты:
Гималаи – _____ 4
Уральские –____ 1
Альпы – ________2
Кордильеры – ____3
28. Тесты на установление причинно – следственных связей.
Укажите правильную последовательность причинно – следственных связей:
Развитие земледелия – __________ 4
Агроклиматические ресурсы – ___1
Географическая широта – _______2
Плодородие почв – ____________ 3
29. Тесты по нахождению “лишнего” объекта, где даны критерии ответа.
В данном списке выделите народ, отличающийся от остальных по религиозному
признаку: Русские, сербы, грузины, греки, поляки
30. “Лишний” объект – нет критериев ответа.
В данном списке выберите ответ отличающийся от остальных: Гранит, базальт,
пемза, обсидиан, мрамор.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
No 259 имени М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга.
Методика составления тестовых заданий
Осепян Анна Карленовна
Учитель внеурочной деятельности,
педагог дополнительного образования
Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происхо дит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, опре деленного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и каче ственно измерить уровень подготовленности учащихся. Последовательность тестовых заданий опреде ляется по принципу: от более простого к сложному.
Тестовые задания — это дидактические и технологические средства объективного контроля подго товленности ученика. Эти задания должны быть краткими: желательно не более 7 слов в одном зада нии. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремить ся к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.
Тестирование имеет следующие основные преимущества перед другими педагогическими методами:
- строгость;
- объективность;
- технологичность;
- применимость ко всем группам испытуемых;
- интегрируемость;
- междисциплинарность;
- стимулирование мотивации и др.
По количеству заданий различают следующие виды тестов:
· короткие (до 20 заданий)
· средние (20500 заданий)
· длинные (более 500 заданий)
Педагогическое тестирование, как и всякое средство измерения и контроля, имеет и свои недостатки.
Как и любой измерительный инструмент, тест имеет определенную точность и определенную по грешность, диапазон применимости. «Натаскивание на тесты» приводит лишь к знаниям справочного характера. Возможна и фальсификация результатов тестирования.
Тест – система кратких вопросов и заданий, с ограничением времени выполнения для установле ния характеристик обучения и их последующего анализа.
Тестирование – это одновременно и метод, и результат педагогического измерения.
Тест состоит из тестовых заданий.
Тестовое задание – учебная ситуация, для которой тестируемый должен выбрать вариант ответа или же сконструировать такой вариант.
Педагогический тест – система тестовых заданий возрастающей трудности для эффективной оценки подготовленности обучаемых, их знаний, умений и навыков.
Педагогическое тестирование – это подготовка качественных тестов, проведение тестирования и анализ уровня подготовки тестируемых.
Классификация тестов проводится по различным признакам.
Приведем основные.
- По процедуре создания – стандартизованные, не стандартизованные.
- По средствам предъявления – бланковые, натурные, компьютерные.
- По генерированию – детерминированные, стохастические, динамические.
- По направленности – интеллекта, личностные, достижений.
- По однородности – гомогенные, гетерогенные.
- По целям – информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные.
- По форме – закрытого типа, открытого типа, на установление соответствия, на установление пра вильной последовательности действий (мы их подтипы опускаем).
- По методологии интерпретации результатов – нормативноориентированные (по отношению к некоторому нормативному образцу) и критериальноориентированные (для оценки степени овладе ния знаниями и умениями).
Есть и другие подходы к классификации тестов. Наиболее важна классификация тестов по форме.
ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
На практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий. Это:
- закрытые тестовые задания,
· Альтернативы
· Двойной альтернативы
· Градуации
· Сочетаемости или цепочки
· Кумуляции (накопляемости)
- открытые тестовые задания,
- задания на соответствие,
- задания на установление правильной последовательности.Разберем их более подробно.
1. ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Закрытые тестовые задания — это задания 1 и 2 уровня (короткие и средние). Наименее удачными считаю задания с двумя возможными вариантами ответа, велика вероятность отгадывания. В то же время ответов не должно быть более чем 5, так как при этом трудно удержать в памяти все варианты.
Задания нужно формулировать не в форме вопроса, а в форме утверждения.
Методика составления тестового задания закрытой формы.
Сначала формулируется вопрос, на который ученик должен знать ответ, затем записывается точный и немногословный ответ и, наконец, из ответа исключается ключевое слово (формула, знак, символ, буква и т.п.); правильный ответ и 14 правдоподобных, но неправильных ответа перечисляются под определенными номерами ниже задания (посредине листа).
Понятие «правдоподобный ответ» требует некоторого истолкования. Правдоподобные, но всетаки неправильные ответы, играют не меньшую роль, чем само задание, так как неправдоподобные ответы легко различаются учениками от правильного ответа, что приводит к неудаче. Задание «не работает» изза плохой формулировки ответов. Ответ должен как бы привлекать к себе учащихся с той или иной структурой подготовленности.
Приведем примеры тестовых заданий.
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу альтернативы Выбрать номер правильного ответа.
100 – 60 : 2 · 3 =
- 60
- 10
- 90
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу двойной альтернативы Выбрать номер правильного ответа.
С увеличением длины прямоугольного параллелепипеда
- увеличивается V и S основания
- увеличивается V и уменьшается S основания
- уменьшается V и увеличивается S основания
- уменьшается V и S основания
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу градуации Выбрать номер правильного ответа.
Если ширину прямоугольника увеличить в 2 раза, его площадь
- увеличится в 2 раза
- уменьшится в 2 раза
- не изменится
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу кумуляции Выбрать номер правильного ответа. Делители числа 10
- 1, 2
- 1, 2, 5
- 1, 2, 5, 10
- 1, 2, 5, 10, 20
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу сочетаемости Выбрать номер правильного ответа.
Правильная пирамида – это пирамида, у которой:
- основание – правильный многоугольник и вершина проектируется в центр основания.
- вершина проектируется в центр основания и это основание – прямоугольник.
- основание – прямоугольник, все остальные грани – треугольники с общей вершиной.
2. ОТКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
В открытых тестовых заданиях нет готовых ответов. В этом главное их преимущество по сравнению с заданиями закрытой формы. Отвечая на задание, ученик дописывает ответ.
Открытые тестовые задания могут применяться на разных этапах обучения: и для закрепления зна ний, и для повторения пройденного материала, и для итогового контроля знаний, и для самоконтроля и самообучения.
Методика разработки тестовых заданий открытой формы.
Сначала формулируется вопрос, на который ученик должен знать ответ, исключается ключевое сло во (формула, знак, символ, буква и т.п.), а вместо него ставится прочерк. Необходимо так сформулиро вать задание, чтобы ключевое слово (выражение, формула, схема, знак и т.п.) было в конце предложе ния. В противном случае трудно будет понять смысл задания.
Перед открытыми тестовыми заданиями должна быть инструкция для учащегося: «ДОПОЛНИТЬ». Никакие другие пояснения не требуются; что дополнить, к чему дополнить, как дополнить, должно быть понятно из текста самого задания. Ответ должен подразумеваться точным, кратким, однозначным. Открытые тестовые задания Дополнить.
Если за первый день турист прошел 16км, а за второй – на 2000 м больше, то за два дня он прошел ______(м).
3. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Тестовые задания на соответствие — это задания первого, иногда второго уровня усвоения.
Суть этих заданий заключается в следующем: надо установить соответствие между одним элемен том из множества свойств, явлений, предметов, определений и т.д. и одним элементом другого множе ства. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для учащегося «УСТАНОВИТЬ СООТВЕТ7 СТВИЕ». Здесь учитывается ассоциативная природа мышления человека. Такими заданиями лучше всего проводить текущий контроль знаний учащихся, а также занятия по самообучению.
Методика составления тестовых заданий на соответствие.
Основываясь на учебном материале, создается два столбца некоторых данных по однородным при знакам. В правом столбце должно быть хотя бы на несколько позиций больше, чем в левом. В идеаль ном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева. Если бы число позиций было одинаковым, то не исключена такая ситуация: ученик точно знает соответствие по всем позициям, кро ме одной, где ответ получается сам собой. Для удобства обработки результатов рекомендуется позиции левого столбца обозначать цифрами, а правого заглавными буквами. Для комфортного психологичес кого восприятия задания, обдумывания ответа имеет значение и шрифт, которым набрано задание. Подзаголовки над столбцами набираются заглавными буквами.
Слова в столбцах — маленькими буквами. Необходимо также учитывать, что число строк в левом столбце не должно быть больше, чем 45. В идеальном составленном тестовом задании каждой строке левого столбца должна соответствовать лишь одна строка. Тестовые задания на установление соответствия Установить соответствие.
- Разность а) a : b c
- Сумма б) x + y · t
с) b · (d + x) : y
д) k : b : (c – x)
Ответ: 1_, 2_.
4. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Эти задания созданы для проверки знаний последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какойлибо работы и т.д. Они являются заданиями второго и третьего уровня.
Методика разработки тестовых заданий на установление правильной последовательности.
Ученику дается инструкция «УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ», в соответствии с которой, слева ставятся цифры, указывающие на порядок действий. При необходимос ти можно сделать подзаголовок (заглавными буквами), который поможет ученику сориентироваться, о чем идет речь.
При подготовке таких заданий необходимо давать четкие и точные названия, точно соблюдать алго ритм контролируемой деятельности. Строки задания (кроме подзаголовка) набираются маленькими буквами.
Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее 5, а максимальное — не более 12.
Задание считается выполненным правильно, если ученик установил совершенно правильный поря док в данной последовательности. Снисходительное отношение к оценке знаний здесь неуместно. Тестовые задания на установление правильной последовательности Установить правильную последовательность.
1.1. вторник
1.2. среда
1.3. воскресенье
1.4. понедельник
1.5. четверг
1.6. пятница
1.7. суббота
Ответ: _________
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (положения) К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ И ТЕСТАМ
- Предметная чистота
Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет. Важно учитывать значи мость материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.
- Формальная чистота
Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а актив ную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.
- Надежность
Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.
- Содержательная корректность
Текст любого задания может быть подвергнут обсуждению и оспорен коллегами по работе. Важно, чтобы это происходило в доброжелательной форме.
- Однозначность ответа
Все учащиеся должны одинаково понимать задание. Задание должно быть составлено таким обра зом, чтобы ответ на него был единственным и однозначным.
- Время тестирования должно быть минимальным
Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование. Но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально. Для этого в группе, состо ящей минимум из трех человек (сильный, средний и слабый ученик), проводится апробация теста. За секается время, необходимое для опроса каждого ученика, и затем подсчитываются средние затраты времени на одного учащегося. Это время и принимается расчетным.
- Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве
Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее оп ределяется уровень знаний.
- Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от простого к болеесложному
В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя иногда можно в начале теста вводить несколько таких заданий, чтобы ободрить испытуемого, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал, ощутив в ходе тестирования определенный боевой настрой.
Также иногда полезно включать 12 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сфор мировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.
- Вариативность содержания
- Тест должен включать в себя следующие элементы:
· имя теста (отражение сути темы, раздела, предмета); · номер варианта (чем больше, тем лучше, минимум 4); · указание уровня усвоения.
- Краткость заданий
Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.
Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех четырех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов и даже от приверженности к той или иной теории тес тов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы процесс не менее творческий, чем создание и культурное применение тестов.
Тестирование имеет три основных этапа:
- проектирование и разработка (выбор) теста;
- реализация процедуры тестирования;
- анализ, оценка и интерпретация результатов тестирования.
Тесты обладают следующими основными свойствами, нарушение любого из которых делает непри менимым тест.
- Валидность – соответствие измеряемым знаниям, умениям.
- Сложность – объем умственных усилий для выбора ответа.
- Надежность – правильность и адекватность отражения уровня знаний.
- Устойчивость – равнозначность для различных групп испытуемых.
- Репрезентативность – полнота охвата учебного материала.
- Значимость – актуальность включения в тест.
- Достоверность – соответствие современному состоянию науки и методике обучения.
- Гипотеза тестирования – основные педагогические условия, при которых идет проверка испы туемых.
Любые тесты дложны быть валидны, достаточно сложны, надежны, объективны, устойчивы, репре зентативны, значимы, достоверны, научны, непротиворечивы, основаны на корректной гипотезе тести рования.
Перечень знаний для проверки может иметь вид:
- знание названий;
- знание семантического смысла названий;
- фактуальные знания;
- знание определений;
- сопоставительные знания;
- классификационные знания;
- знание противоположностей;
- ассоциативные знания;
- знания причинноследственных отношений;
- процедурные знания;
- технологические знания;
- обобщенные знания;
- оценочные знания;
- вероятностные знания;
- абстрактные знания;
- структурные знания;• методологические знания.
В заключение хотим отметить, что методика разработки тестов несовершенна, а многие проблемы тестирования недостаточно проработаны, но в последнее время они эффективно изучаются.
Методическая литература по тестологии
- Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 1998. – 216 с.
- Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. – РостовнаДону: Издательс кий центр ДГТУ, 2001. – 187 c.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев, 1994. – 238 с.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. / А.Н.Майоров – М: Народное образование, 2000 – 351 с.
- Мельников Ю.В. Технология использования и разработки тестов и обучающих программ: Мето дическое пособие. / Ю.В.Мельников. – Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. – 21 с
- Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. – 432 с.
- Переверзев В.Ю. Критериальноориентированное педагогическое тестирование: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. –120 с.
- Родионов Б.У. Стандарты и тесты в образовании. / Б.У.Родионов, А.О.Татур. – М.: 1995. – 48 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 410 с.
Литература
Баранова, Н.Л. Диагностика результативности освоения образовательных программ обучающимися детского (юношеского) объединения: проводим успешно и легко: СПб.: ИП Веснин Евге ний Юрьевич, 2015. — 48 с.
Нелюбовь студентов к тестам вполне понятна и объяснима — это дополнительный стресс и страх получить низкий результат. Даже самый умный ученик может угодить в «ловушку восприятия» — не попасть в авторскую интерпретацию создателя проверочного материала и потерять баллы. О нюансах, которые стоит учитывать преподавателю при создании собственных тестов по английскому языку, читайте в этой статье.
Содержание:
- Учитываем исследования
- Соблюдаем принцип
- Создаем вопросы разных типов
Учитываем исследования
Подготовили обзор полезных советов из научной литературы, которые помогут вам создать качественный тест.
Совет 1
Согласно одному из исследований, академическая успеваемость и успешное выполнение тестов напрямую связаны с тем, умеет ли обучающийся пользоваться всеми ресурсами и стратегиями, которые вы обсуждаете в классе.
Для преподавателей это означает — созданию хорошего теста обязательно предшествует формирование полезных привычек у test takers.
Совет 2
В первом случае не происходит нужного интеллектуального стимула, во втором — ученик может быть серьезно демотивирован и подавлен из-за того, что не смог «предугадать», насколько углубленным окажется тестирование (спойлер: и не должен).
Совет 3
Преподавателям стоит взять на заметку, что первые вопросы формируют общее эмоциональное впечатление учеников о тесте — важно, чтобы оно было положительным и мотивирующим.
Совет 4
Рабочая задача преподавателя при создании тестов — провести оценку знаний. Есть еще скрытая ценность у такой проверки. Когда ученики не до конца уверены в правильности выбранного ответа, они пытаются воссоздать в голове цепочку из аргументов за и против. Однако, сталкиваясь с вариантом ответа или формулировкой, которую они никак не ожидали увидеть, студенты рискуют потратить много времени на поиск верной интерпретации и ухудшить результат.
Соблюдаем принцип
Создание качественных тестов строится на правильном выборе типов вопросов, их сильных и слабых сторон в оценке знаний конкретных учеников и конкретного материала. Продумывая проверочный материал, нужно задавать себе вопросы «Что изучалось» и «Каким образом».
К примеру, если в рамках курса вы в большей степени работали с фактологической информацией, то присмотритесь к вопросам в формате True-False и Multiple choice.
Советуем заглянуть в другие полезные материалы:
Создаем вопросы разных типов
Multiple choice
Такие вопросы многозадачны, но чаще всего используются для определения верного значения слова, поиска оптимального ответа на проблему, обозначенную в вопросе, или понимания контекста (актуально для заданий с текстами).
Чего следует избегать:
- Вариантов ответа “All of the above/None of the above“. Вместо того чтобы мотивировать ученика найти правильный ответ, такие опции больше способствуют развитию другого навыка — узнавания наиболее вероятных неверных ответов вместо рефлексии.
- Содержательного пересечения вариантов ответа.
True-False
Вопросы пригодятся для проверки содержания текста и утверждений, а также знания теории и другой фактологической информации.
На что обратить внимание:
- Неосторожный выбор слова может привести к изменению сути вопроса. Избегайте двусмысленного толкования — предлагаемые утверждения должны быть полностью верными или нет.
- Не злоупотребляйте наречиями частотности и модальными глаголами.
Fill in the blank
В отличие от Multiple choice и True-False в таких вопросах ученикам нелегко угадать правильные ответы или найти их методом исключения заведомо неправильных.
Чего следует избегать:
- Большого количества пропусков (оптимально 1-2 для утверждения).
- Грамматического соответствия.
Matching
Вопросы этого типа помогают протестировать знание и понимание:
- слов и их определений;
- структурных частей предложения;
- функций грамматических конструкций;
- коммуникативной ситуации (соединение верных ответов и вопросов на реплики собеседника).
Убедитесь, что:
- Структура и формат вопроса не выдают ответ.
- Опции не пересекаются по содержанию, чтобы не ввести ученика в заблуждение.
- При создании вопросов с помощью онлайн-конструкторов тестов проверьте, что не даете интерактивному формату заместить проверку знаний учеников.
Ordering
Больше всего такие вопросы подходят для определения структуры диалогов, последовательности действий и ранжирования информации.
Что следует иметь в виду:
Оптимально использовать 5-7 опций для ранжирования либо разбить опций на сеты, если их много. Это не означает, что вы снижаете когнитивную нагрузку на задание — меньшее количество опций, которое сопровождается контекстом, более эффективно и понятно для выполнения.
Вопросы для размышления:
- Каким образом вы бы выбрали и распределили части монолога для ранжирования, чтобы сделать задание максимально эффективным для ученика?
- С какими другими сложностями, помимо большого количества опций, может столкнуться преподаватель при делении текста на отрывки?
Поделитесь своими идеями и ответами в комментариях!
← Предыдущий урок
Это шестой урок из цикла «Марафон: как создать онлайн-курс». Для полного погружения в тему, лучше начните с первого.
В этой статье вы узнаете как быстро создать свой первый электронный тест. Для это вам понадобится бесплатная пробная версия программы iSpring Suite. Вы сможете создать неограниченное количество тестов. Скачать iSpring Suite→
Онлайн-тест — главный инструмент для проверки знаний в дистанционном обучении. Однако при разработке теста часто возникает вопросы:
- сколько заданий нужно придумать;
- какие типы вопросов выбрать;
- какой выставить проходной балл;
- нужно ли ветвление;
- сколько времени отвести на тестирование и еще вагон «как», «зачем», «почему».
В этой статье основатель студии по разработке электронных курсов New York Александр Виноградов подробно разберет как сделать качественный онлайн-тест в конструкторе iSpring Suite, чтобы провести тщательную «диагностику» знаний сотрудников.
Редактор iSpring Suite позволяет создавать 14 типов тестов, разрабатывать уникальный дизайн для заданий, добавлять озвучку к текстам:
Шаг 1. Определите тип теста
Александр Виноградов,
основатель студии по разработке электронных курсов New York
Работа над тестом очень похожа на разработку электронного курса. Стартовая точка та же — поставить цель.
Чего вы хотите добиться, создав тест? Ответив на вопрос, легче определиться с типом практического задания.
По целям тесты в электронном курсе делятся на два типа:
- Обучающие — помогают закрепить изученный материал. Обычно такой тест ставят после каждой главы в курсе в качестве небольшой практики. Условия тепличные: нет ограничения по времени, штрафов за неправильный ответ. На решение задачи дается несколько попыток, после каждой ошибки пояснения — почему ответ не верный.
- Аттестационные — помогают «просканировать» знания сотрудника. Обязательные условия: ограничения по времени, одна попытка на ответ, нет пояснений к каждой ошибке. Тест показывает, удалось ли курсу попасть «точно в цель» – чему по факту вы обучили сотрудников.
Шаг 2. Выберите типы вопросов
Обычно при составлении тестов в iSpring Suite используют арсенал из 11 оценочных вопросов:
Верно/Неверно — пользователь должен определить, верно или ложно утверждение в вопросе. Это самый простой вариант задания.
Выбор одного ответа — пользователю нужно выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов.
Выбор нескольких ответов — нужно выбрать верные варианты из списка. Задания такого типа сложнее, чем «Одиночный выбор», т.к. количество правильных ответов заранее неизвестно. Ответить методом «тыка» не получится.
Краткий ответ — здесь нет никакого выбора, пользователю нужно ввести правильный ответ в текстовое поле. Чтобы не ошибиться, важно хорошо разбираться в теме.
Последовательность — пользователя просят расположить элементы в верной последовательности. Такой тип вопроса подойдет, если нужно восстановить хронологию событий, расставить числа по возрастанию/убыванию.
Числовой ответ — нужно ввести число в поле для ответа. Здесь нет никаких подсказок, как и в типе вопроса «Ввод строки». Угадать правильный ответ невозможно.
Выбор из списков — тестируемого просят выбрать правильный вариант из выпадающего списка.
Перетаскивание слов — нужно вставить слова из банка слов на место пропусков в тексте. Это тип вопроса, аналогичный «Вложенным ответам».
Заполнить пропуски — нужно заполнить пропуски, встречающиеся в тексте. Это усложненная версия «Вложенных ответов» и «Банка слов». Такой тип вопроса подойдет, если нужно проверить, к примеру, насколько хорошо сотрудник заучил определенное правило.
Соответствие — нужно соединить пары слов, фраз или изображений. Добавьте несколько лишних вариантов соответствия, чтобы усложнить вопрос.
Оптимальное задание содержит от 4 до 10 условий. Соответствия можно провести между: понятиями и определениями, текстом и изображением, списком авторов и цитатами, датами и событиями.
Выбор области — сотрудник должен отметить области на изображении с помощью маркеров. Если отнестись к работе творчески, можно придумать интересное практическое задание. Например, такое:
Чтобы тест был максимально точным и правдивым, он должен соответствовать правилу 30/40/30.
При таком раскладе на интуицию и везение рассчитывать сотрудникам не придется.
Шаг 3. Продумайте текст вопросов
КПД теста во многом зависит от того, насколько грамотно сформулированы задания. Не забывайте, что сотрудник, который держит экзамен — один на один с проверочным материалом. Если он не поймет вопрос, посоветоваться не с кем — придется отвечать наугад. А это уже минус к объективности конечного результата. Потому важно тщательно проработать каждое задание. Вот несколько рекомендаций:
- Не усложняйте. Вопрос должен быть простым и четким. Постарайтесь не писать длинных сложноподчиненных предложений с деепричастными оборотами. Максимальное количество слов: 20.
- Избегайте повторов и двойного отрицания по типу «не/не». Пример: «Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами. Варианты ответов: Да-Нет». Сложно понять, что от тебя хотят: и в задании, и в ответе есть отрицание.
- Выжигайте кислотой неточные факты, цифры и слова по типу «примерно», «сколько-нибудь», «хотя бы». «Чему примерно равно значение постоянной Пи?». Ну, примерно, трём. Глупый вопрос порождает глупые ответы.
- Начинайте открытые вопросы со слов: «что», «сколько», «когда», «для чего», «как», «почему».
- Избегайте невольных подсказок, когда текст вопроса наводит на правильный ответ.
Шаг 4. Проработайте варианты ответа для каждого задания
На этом этапе к каждому сформулировану вопросу нужно подобрать правдоподобные дистракторы — варианты ответа, призванные сбить с толку и отвлечь внимание. На что обратить внимание:
- Используйте простые формулировки без сложных оборотов.
- Правильные ответы и дистракторы должны совпадать по содержанию, структуре и общему количеству слов.
- Не используйте варианты ответов из рода «ни один из перечисленных» и «все перечисленные», особенно для типа вопросов «Одиночный выбор».
- Для вопросов типа «Пропуски» избегайте вариантов, в которых можно допустить ошибку: «Москва» и «москва», «Кэрролл» и «Кэррол». Ведь если сотрудник напишет нужное слово, но не стой буквой, тест это не засчитает. Итоговая оценка окажется необъективной.
Шаг 5. Продумайте параметры тестирования
Настройки тестирования зависят от цели: обучить или устроить жесткий экзамен.
Настройка баллов
При создании теста часто возникает вопрос — какой проходной балл выставить. Универсального рецепта нет. Отталкивайтесь от цели.
К примеру, вы собираете для продавцов обучающий тест по основам тайм-менеджмента. Цель — сотрудники должны закрепить изученный материал, вспомнить, что уже забыли. Проходной балл здесь можно поставить на отметке 70-80.
Если же вы проверяете аттестуете врачей по теме «Анатомия нервной системы», то здесь можно поставить и все 100 баллов для прохождения. Ведь в реальности каждая ошибка медика может стоить человеку жизни.
Подробнее о том, как установить баллы за правильные и штрафы за неправильные ответы, можно прочитать здесь.
В каком типе теста использовать: обучающий и аттестационный.
Случайная выборка вопросов
Оптимальная длина теста — 25-30 вопросов. Но лучше сделать, что называется, «с запасом» — общий банк заданий должен быть в 3-4 раза больше. К примеру, в тест включаем пул из 75 вопросов, а сотрудники в случайном порядке получают лишь 25-30. В итоге у каждого пользователя тест отличается по содержанию — сложно будет списать у товарища.
Как сделать тесте iSpring Suite случайную выборку вопросов из общего банка, смотрите в коротком видеоуроке.
Ограничение по времени
Чтобы сотрудники не списывали, выставите также время на прохождение теста. Я обычно выделяю на задания от 10 минут до получаса — все зависит от сложности теста.
Если сотрудник полный ноль в теме, то ему никакие шпаргалки не помогут правильно ответить на все вопросы и уложиться в срок.
В iSpring Suite вы можете ограничить время на выполнение всего теста или отдельных вопросов:
Количество попыток
Если вы хотите провести максимально точную «диагностику» знаний сотрудников, введите одну попытку на ответ — тогда будет сложно решить задание методом «тыка». Сделать это можно в несколько кликов:
Ветвление
Если вы создаете обучающий тест, важно настроить ветвление. Это поможет сотрудникам восполнить пробелы в знаниях и лучше усвоить изученный материал.
Суть: когда пользователь ошибается, то попадает на слайд с дополнительной информацией по теме вопроса. Если отвечает правильно — переходит к следующему заданию. Как настроить ветвление, смотрите здесь:
Обратная связь
Вспомните тесты в школе или институте. После проверки преподаватель раздавал тетради, где красной пастой были зачеркнуты неверные ответы. Часто хотелось спросить: «А почему здесь неправильно?».
В дистанционном обучении происходит то же самое, однако учителя нет рядом. И все же электронный тест может автоматически дать обратную связь по каждому неверному вопросу, как в этом примере:
За счет такого подхода тестируемому проще понять, что неверно в его ответе и какой вариант правильный. Чтобы настроить обратную связь в iSpring Suite, потребуется пара минут:
Шаг 6. Озвучьте и оформите вопросы
Далеко не всегда сотрудники охотно проходят тест. Как правило, это одна из самых неприятных частей электронного курса. Чтобы подсластить «горькую пилюлю», поработайте над оформлением теста или придумайте интересные интерактивные задания.
Дизайн вопросов
Каждый вопрос теста можно выполнить в уникальном дизайне: настроить шрифт, макет или выбрать цветовую тему для вопроса.
Озвучка вопросов
К каждому вопросу в тесте можно добавить аудиофайл или записать звук прямо в iSpring Suite, а после отредактировать с помощью встроенного редактора:
При должном подходе можно придумать интересные интерактивные задания, которые сильнее разожгут любопытство сотрудников.
Подробное руководство о работе с тестами в iSpring Suite вы можете прочитать здесь.
Когда запускать тесты
После каждого модуля в курсе. Я рекомендую делать так в объемных курсах с большим количеством информации.
Вот курс компании «Ёрд» — «Тактическое управление». Он учит руководителей правильно выстраивать работу с подчиненными.
Курс в 120 файлов поделен на четыре больших урока. В каждом: кейсы, инструкции, советы по работе. После каждого раздела — небольшой тест в 7-10 вопросов. Это помогает сотруднику крепче запомнить важное.
А теперь представьте, что промежуточных тестов нет. Вы листаете слайды один за другим, информационный шум в голове нарастает и, когда он достиг предела, — бац — тест в 100 вопросов по всем темам. Нерадостный сюрприз.
По итогам курса. Итоговый тест должен быть в каждом курсе. Иначе как вы измерите пользу от электронного тренинга.
По итогам программы обучения, то есть комплекса курсов по глобальной теме. Это своеобразный аналог посттренинга. Результаты покажут насколько хорошо сотрудник применяет полученные знания на практике.
В рамках общей аттестации. Тест показывает остаточные знания сотрудников. Для этих целей можно использовать итоговый тест курса или создать новый.
Как и по каким метрика оценивать результаты тестирования, подробнее читайте в статье «12 отчетов в СДО, которые помогут повысить эффективность обучения».
Тесты в цифрах
Более 80% зарубежных компаний при помощи тестов оценивают соискателей и сотрудников.
69% компаний России тесты помогают при найме персонала. Остальные используют их для оценки квалификации действующих сотрудников.
$500 миллионов — объем рынка тестирования в российских и зарубежных компаниях. Рынок складывается в основном из услуг внешних рекуртеров, подбирающих заказчикам сотрудников при помощи тестов, и компаний, эти тесты создающие. Среди них Multi-Health Systems, Captevrix, Hogan Development Survey.
Источники: Harvard Business Review, The Wall Street Journal, SHL Russia & CIS, РБК.
Дополнительные статьи по теме
- Создаем drag-n-drop вопрос с изображением в iSpring Suite
- Запрещаем пользователям пропускать вопросы теста
- Сохраняем результаты тестирования на локальном компьютере
- Отправляем результаты тестирования на сервер
Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.
А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!
← Предыдущий урок Следующий урок →