Алёна Булатова
Эксперт по предмету «Психология»
Задать вопрос автору статьи
Психодиагностическое заключение
Определение 1
Психодиагностическое заключение — это завершающий этап всего процесса психодиагностического исследования: на этом этапе происходит обработка, интерпретация и оформление результатов проведенного исследования. Это результат психодиагностической работы.
Психодиагностическое заключение включает в себя социально-демографические сведения, данные анамнеза, а также особенности поведения человека в ходе проведения исследования.
Замечание 1
Важно понимать, что психодиагностическое заключение содержит в себе логически обоснованные выводы о конкретных исследованных способностях человека. Психодиагност не пишет ничего непосредственно о самом человеке, он описывает полученные данные, основываясь на конкретных результатах.
Поэтому основным принципом составления психодиагностического заключения является безоценочность и объективность, т. е. психодиагност не переходит на личности, но и не стремится скрыть какие-то результаты, чтобы представить их в лучшем для человека виде.
Выдающийся американский психолог и психодиагност А. Анастази сформулировала основные принципы составления психодиагностического заключения:
- Психодиагностическое заключение стилистически и содержательно должно отвечать поставленному запросу заказчика: оно включает в себя поставленную цель психодиагностического исследования и основного заказчика, от которого поступил запрос на исследование.
- Психодиагностическое заключение должно полноценно и и целостно отражать результаты психодиагностического исследования во взаимосвязи, отражая личностный профиль, а не предлагать разрозненные результаты пройденных методик.
- Психодиагностическое заключение включает в себя обработку полученных данных, анализ и интерпретацию.
- Психодиагностическое заключение содержит в себе рекомендательную часть, ориентированную индивидуально на конкретного человека.
«Составление заключения по данным психодиагностического обследования» 👇
Структура заключения
Примерно структуру психодиагностического заключения можно представить следующим образом
- Цель и запрос заказчика, которые формулируются в самом начале заключения: цель исследование формулируется только на основании самого запроса клиента.
- Краткий блок сведений анамнеза — что формирует целостное представление результатов в соответствие с актуальной жизненной ситуацией.
- Описание условий проведения психодиагностического исследования и перечень использованных методик. Условия проведения исследования и поведение человека во время проведения исследования могут быть важными факторам для специфики полученных результатов. Поэтому это важно учитывать и фиксировать.
- Блок интерпретации результатов по каждой из методик: интерпретации должны быть целостными, логичными, последовательными и стилистически грамотными. При интерпретации результатов важно учитывать множественную детерминацию результатов, а также степень ситуативности-перманентности и актуальности-стабильности выявленных показателей.
- Обобщающие выводы, в которых интегрируются результаты по отдельным методикам в единую совокупность: для этого необходимо держать в голове цель и запрос самого исследования, избегать последовательного описания результатов, стремиться комплексно представлять результаты, дополняя одни другими. Особенно важным моментом здесь является получения противоречивых данных: такие данные важно чутко анализировать и грамотно представить их возникновение и объяснение, ссылаясь на объективные факторы.
- Рекомендации психолога: они разрабатываются и формулируются с учетом необходимости заказчика в этом и возможности с его стороны проведения психокоррекционной, развивающей или психотерапевтической работы с обследуемым лицом. Основным фактором формирования рекомендаций является сам запрос заказчика, его жалобы. Рекомендации должны быть сформулированы в профессиональном ключе: без советов назидательного характера и наставлений.
Формулирование рекомендаций, на самом деле, по мнению многих психологов, является чуть ли не самым значимым этапом всего психодиагностического процесса. Это означает, что психодиагностическая задача решена, что сам процесс обследования был проделан не зря.
Типы заключений
Естественно, что вышеперечисленные блоки и их специфика варьируются в зависимости от непосредственного подхода психодиагноста к работе, запроса и самого заказчика.
Как правило, психодиагностическое заключение может запрашиваться с разных сторон: со стороны родителей или самого человека, со стороны организации (руководителя организации), со стороны специалиста смежной профессии (социальный психолог психотерапевт).
Психодиагносту важно понимать, для кого он будет формировать заключение, потому что для каждой из этих трех сторон стилистические особенности, а также доминирование тех или иных содержательных блоков заключения будет различаться:
- Если заказчиком является сам человек (или его родитель, в случае ребенка как обследуемого), то психодиагносту стоит включить больше развернутых предложений об исследованных способностях, качествах или характеристиках, предоставляя их целостно и развернуто. Очень важно начинать с наиболее развитых и сильных сторон, подчеркивая их, а затем перейти на зоны роста, обозначив пути, как их можно еще больше развить. Значимым блоком будет раздел рекомендаций, который имеет смысл наиболее точно и направленно описать.
- Если заказчиком является руководитель какой-то организации, заключение строится на первоначально заявленном запросе от руководства или администрации, и соответственно результаты предоставляются строго в рамках поставленного запроса. Однако важно указывать рекомендации, которые могут быть использованы руководителями организации.
- Если заказчиком является специалист смежной специальности, то в заключении будет уместно указывать количественные показатели, включать специализированную терминологию, а также опираться именно на выявленные факты и меньше использовать рекомендаций.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Тема 10. Составление психологического заключения по данным психодиагностического исследования
Из мудрых мыслей феноменологической эпистемологии
Содержание темы
Напомним о том, что психодиагностика – наука и практика постановки индивидуального психологического диагноза. Психологический диагноз может быть поставлен как психически здоровому, так и больному человеку. По определению это относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выявление индивидуальных особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и вынесения рекомендаций в соответствии с практическим запросом.
План лекции
10.1 Основные принципы составления заключения
10.2 Различия между тестовой и клинической диагностикой
10.3 Схема заключения по результатам психологического обследования детей
10.1 Основные принципы составления заключения
Диагноз выражается психологическим заключением.
Иногда заключение может быть представлено в устной форме при завершающем разговоре с клиентом. Но чаще от психологов требуется письменное заключение. Письменное заключение представляет собой конечный этап обобщающих диагностических действий.
К. М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что многочисленные психологические работы содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать некоторые важные принципы [1, с. 194-195].
1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Например, учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций.
2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации или же требовалась простая консультация.
3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, выбора профессии, коррекции состояний и т.п.
4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства индивида, т.е. черты, результаты обследования которых значительно ниже или выше средних показателей. То есть заключение должно относиться только к данному индивиду, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и др. близки к аналогичным данным обследуемого.
5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов (протоколы тестов могут прилагаться отдельно для пояснения подхода).
6. В заключении необходимо отметить, основываются ли суждения об индивиде на критериально-ориентированной оценке или на нормативно-ориентированной, обязательно указав, с какими нормами сравниваются показатели индивида.
10.2 Различия между тестовой и клинической диагностикой
Подготовка психологического заключения зависит от того, какую диагностическую парадигму выбирает психолог – психометрическую или клиническую (от греч. kline – постель, больничная койка). Иначе говоря, что предпочтительнее – тестирование с последующей интерпретацией или углубленное изучение частного случая в процессе психодиагностического взаимодействия. В литературе отмечается существование спора по этому поводу [см.: 2, с. 33].
Психометрические (стандартизированные) процедуры измерения дают возможность охарактеризовать диагностируемую переменную в количественной форме. При этом результаты испытуемого сравниваются со средними значениями, полученными на выборке стандартизации.
В случае клинического обследования производится нестандартизованное интервью с целью лучшего понимания личностной индивидуальности испытуемого и его социального окружения.
В чем же заключается различие между указанными подходами?
1. Психометрические средства обычно состоят из пунктов (вопросов, задач, утверждений), ответ на которые оценивается баллами, а результат выражается количественно. Клиническое обследование, берущее свое начало из психиатрии, не имеет строго определенного набора вопросов, а способы интерпретации ответов определяются концептуальными подходами и интуицией клинициста.
2. С позиций психометрической парадигмы наиболее существенные характеристики личности могут быть надежно оценены с помощью тестов, имеющих высокий уровень конструктной и прогностической валидности. С позиций клинической парадигмы для постановки диагноза недостаточно количественных показателей.
3. Результатом тестирования обычно является профиль выявленных особенностей, а итогом клинического подхода – описание, очень похожее на литературное произведение.
4. Стандартизированные процедуры обычно обусловлены теоретическим конструктом, а клиническое исследование проводится в духе феноменологической эпистемологии.
5. Психометрические процедуры подчиняются определенным правилам, а клиническое обследование имеет свободную форму (что психолог или клиент посчитают важным).
6. Непосредственными методами стандартизированного обследования являются хорошо формализуемые процедуры, прежде всего психометрические тесты, а методами клинического обследования чаще всего выступают слабоформализуемые процедуры, прежде всего проективные техники, а также наблюдение и беседа.
7. При стандартизованном обследовании выявленные особенности интегрируются в типологический диагноз, а при клиническом – интерпретируются данные конкретных жизненных ситуаций (в психиатрии устанавливается название психического заболевания).
8. Такие критерии оценки качества обследования, как репрезентативность, надежность, валидность и достоверность, имеют в психометрическом и клиническом подходах диаметрально разные смыслы [3, с. 483]. Например, стандартизированные тесты обычно обеспечивают узкий диапазон информации на высоком уровне надежности, проективные процедуры обеспечивают более широкий диапазон информации, однако менее надежной.
9. Обработка данных стандартизированных тестов осуществляется с помощью математической статистики, а клинических вербализаций – на основе знаний и опыта психолога.
10. Прогноз поведения клиента при психометрическом подходе является одномоментным, основанным на статистических данных из репрезентативной выборки, при клиническом – не принимается как окончательный, а постоянно проверяется и уточняется относительно информации, извлекаемой из последующего обследования.
Различия между указанными подходами пока не удается согласовать теоретически. Иногда допускается точка зрения на психометрический и клинический подходы как на полюсы континуума: от стандартизированных тестов – через тесты, обслуживающие процедуры оценивания – до так называемой клинической беседы с клиентом [4, с. 53-82]. Не существует также общепринятого соглашения в разграничении сферы их приложения – в практической психологии или психиатрии.
В любом случае итогом работы психодиагноста является формулировка заключения, которое конструируется на основе обобщения информации двух типов – психометрического и клинического. В ходе конкретного обследования можно предположить возможность сопоставления результатов указанных методов. Общепсихологическое положение о единстве количественного и качественного анализа психологической информации здесь имеет практикоутверждающую силу.
Вопрос, что лучше – «формула или голова», т.е. психометрия или клиника, – пока по-прежнему открыт.
Между тем Л. С. Выготский в свое время предупреждал о том, что исследователь должен помнить: отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков [5, с. 302-303]. Таким образом, заключал ученый, в диагностике развития задача исследователя состоит не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития.
10.3 Схема заключения по результатам психологического обследования детей
Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:
в клинической практике – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации;
в экспертизе эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния на данный момент;
в школьной практике – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.
Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами.
Рассмотрим схему, предложенную М. М. и Н. Я. Семаго [6].
А. Общая часть заключения
1. Основные паспортные данные ребенка.
2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
3. Наиболее важные анамнестические данные.
4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
5. Сформированность регуляторных функций.
6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования.
7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
Б. Специальная часть
1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В нем раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.
Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи.
Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями.
Литературные источники
1 Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. – М. : Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
2 Шевандрин, Н. И. Основы психодиагностики: В 3-х ч. Ч. 2 / Н. И. Шевандрин. – М. : Владос, 2003. – 256 с.
3 Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2007. – 688 с.
4 Лаак, Я. Психодиагностика : проблемы содержания и методов / Ян тер Лаак. – М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «Модэк», 1996. – 384 с.
5 Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Л. С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. – М. : Педагогика, 1983. – С. 6-84.
6 Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. — М. : АРКТИ, 2003. – 208 с.
Психологическое заключение
Психодиагностическое
заключение —
краткая характеристика состояния
обследуемого на основе данных объективного
квалифицированного психодиагностического
исследования. Документ, содержащий
ответ
на вопрос, поставленный
перед психодиагностом
родителями,
педагогом, др. специалистами или самим
психодиагностом,
о причинах и состоянии ребенка (группы).
Стандартной
формы и правил написания заключения
не существует, их содержание не поддается
строгой унификации, оно видоизменяется
в зависимости от:
—
цели
(клиническая практика
– объективизация психологической
структуры психопатологического состояния
для его квалификации или дифференциальной
диагностики; экспертиза
эффективности лечебного или учебного
процесса
– фиксация состояния ребенка на данный
момент; школьная
практика
– определение основных параметров
психологической структуры нарушения
развития применительно к учебному
процессу).
—
адресата,
— теоретических установок и
специализации
психодиагноста.
Структура заключения
Относительно
формы диагностического заключения в —
литературе высказываются два
противоположных мнения. Некоторые
исследователи полагают, что она не может
быть единой, как не может быть стандартным
и само обследование. Другие авторы
считают целесообразным для регулярно
требуемых заключений использовать
стандартные бланки.
Схема
психодиагностического исследования
А.
Общая часть заключения
-
Основные
паспортные данные. Адрес: Фамилия: Имя:
Пол: Возраст -
Запрос,
основные жалобы родителей, педагогов,
других лиц, сопровождавших ребенка на
консультацию.
3.
Наиболее важные анамнестические данные
4.
Описание
плана и программы диагностики, используемые
методы (название
методики, автор, год и автор адаптации)
5.
Описание специфики работы испытуемого
в диагностической ситуации
Специфика
внешности и поведения клиентав процессе
обследования: отношение
к обследованию
(критичность и адекватность, принятие
ситуации экспертизы),
критичность и адекватность по отношению
к результатам
своей деят.,
эм-ное
реагирование, общая мотивация,
Двигательная
активность (общая моторика),
темповые
характеристики деятельности, их изменение
с течением времени (утомление, пресыщение),
при воздействии каких-либо помех,
присутствие чужого лица и т. п.
Общая
оценка операциональных характеристик
деятельности в различные моменты
обследования (в том числе и ее динамический
аспект). Сформированность регуляторных
функций.
Особенности
развития различных компонентов
когнитивной сферы.
Характеристики
эмоционально-личностной сферы, включая
межличностные отношения.
4.
Краткое описание процесса
психодиагностики. Сроки
проведения исследования
используемые
методы,
психометрические
данные,
выраженные в определенных баллах, шкалах
или других метрических величинах,
интерпретация
диагностических данных может
осуществляться либо как процесс
количественной оценки, т. е. порученный
результат сравниваем с определенной
нормой, либо в виде качественного
анализа, при котором полученные данные
сравниваем с целым рядом эталонов.
Например, задача
решена правильно,
поведение является активным — пассивным
и т. п. Для детей: «сформирована
достаточно/недостаточно»;
«развитие
данной функции соответствует условно
возрастной норме»
(вариант: «находится
на верхней/нижней границе возрастной
нормы»)
«Вербальный интеллект достигает 108, что
соответствует возрастной норме
интеллектуального развития»; или
«Вербальный интеллект соответствует
возрастной норме интеллектуального
развития, что проявляется в способности
…»
В
конце заключения дается резюме,
отражающее наиболее важные данные,
полученные при исследовании. В первую
очередь отмечается соответствие
(или несоответствие) уровня актуального
развития
регуляторной сферы, познавательной
деятельности и поведения ребенка условно
нормативным представлениям. Обобщенно
оценивается
актуальный уровень адаптации
ребенка к конкретной образовательной
среде. Возможно написание краткого
резюме по каждой из исследуемых функций
или функциональных систем — по типу:
«сформирована достаточно/недостаточно».
Описание
развития когнитивного
звена традиционно включает характеристику
особенностей памяти (мнестической
деятельности), внимания (особенности
переключения, распределения, наличие
инертности и пр.), речи и мышления. Далее
описываются наиболее показательные
результаты выполнения заданий,
направленных на исследование
речемыслительной деятельности, в том
числе заданий вербального и
перцептивно-действенного характера
(наглядно-действенного, наглядно-образного,
абстрактно-логического и конструктивного
плана), их результативность по сравнению
с качественными условно нормативными
показател.
В
рамках описания состояния
аффективно-эмоциональной
сферы,
личностных характеристик, включая
межличностные отношения ребенка, следует
отметить все выявленные особенности.
В первую очередь должна быть кратко
описана феноменология: общий эмоциональный
фон
(в том числе сензитивность ребенка,
эмоциональная лабильность), изменение
этого фона на протяжении обследования.
Необходимо описать, какие эмоции
превалируют, преимущественный тип
эмоционального реагирования, характер
реагирования ребенка на реальные
стрессогенные ситуации
(в том числе на те, которые в том или ином
виде были «смоделированы» в процессе
обследования). Следует также отметить
наличие выраженного аффективного
сопровождения идей и фантазий, в том
числе наличие патологического
фантазирования, выраженность аффективных
переживаний (по отношению к собственной
деятельности, к реакциям окружающих, к
«зонам» своих интересов и т. п.).
Из
общих наблюдений за ребенком или с
помощью специально организованного
эксперимента делается вывод о
сформированности самооценки, ее
особенностях, характере уровня притязаний,
в том числе на лидерство в детском
коллективе, и т. п.
Рекомендации
относительно стиля
заключения:
Любые
формы отчёта по результатам пс-ких
обследований не должны быть большими,
содержать множество определений,
объяснений. Как правило, практических
работников мало интересуют общие
определения, «наукообразные» отчёты
воспринимаются ими с трудом. Подчас
короткий отчёт с несколькими выводами
и рекомендациями по важной проблеме, с
наглядно представленными данными
воспринимается лучше, чем целое научное
исследование с большим количеством
цифр. Поэтому найти допустимый компромисс
между его точностью, глубиной и простотой,
лаконичностью – задача практического
психодиагноста.
Одним
из главных моментов передачи
психодиагностической информации
является ее безоценочность.
1.
«Хороших» и «плохих» качеств не
существует. Они всегда «хороши» и «плохи»
с точки зрения конкретных целей
обследуемого, то есть, для чего-то они
создают возможности, и чему-то препятствуют.
2.
Все
психические процессы обеспечивают
адаптацию человека в изменяющихся
условиях его существования, что делает
их целесообразными и необходимыми для
самосохранения и развития личности.
3.
Речь вести нужно не о норме и патологии,
а об адаптации и трудностях адаптации:
о том, что может содействовать и
препятствовать развитию данного
конкретного человека, его навыков,
умений, достижению целей.
Употребление |
Снижение |
Употребление |
Употребление |
«Низкий |
|
Употребление |
Создание |
Результаты |
Б.
Итоговая часть заключения
(пс-ский диагноз, вероятностный прогноз
дальнейшего развития и вытекающие из
этого рекомендации по сопровождению
ребенка в образовательном пространстве).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Нас много раз просили рассказать, как мы пишем заключение психолога. Просили студенты факультета психологии, где мы преподавали, чтобы иметь какой-то образец, которому можно подражать. Просили коллеги психологи, чтобы либо использовать, либо покритиковать. Даже особо вдумчивые клиенты просили, чтобы сравнить наш подход с подходом других психологов.
Мы долго отнекивались. Во-первых, мы не считаем наш способ написания заключения психолога эталонным. Он родился из практики. Просто лично нам, как практическим психологам, этот способ удобен. И клиентам он удобен потому, что всё получается логично и аргументированно. Но можно писать заключение психолога еще десятком других способов, и все эти способы могут быть хорошими.
Во-вторых, совершенно не хочется вступать ни в какие профессиональные дискуссии с коллегами психологами. Мы уже давно ни с кем не дискутируем. Некогда и нет желания. Мы работаем, нам нравится, клиентам помогает – ну, о чем нам дискутировать?! Это же не поиск научной истины, а практическое ремесло помощи людям. И хочется поменьше об этом говорить, и побольше заниматься любимым делом.
Но тут мы провели мастер-класс по психологическому консультированию и психологической диагностике. Участники мастер-класса попросили изложить основные принципы написания заключения психолога. Так и родилась эта небольшая статья.
Как мы пишем заключение психолога для клиента
Заключение психолога мы пишем в следующих случаях:
1. По официальному запросу сторонних организаций и для предоставления в эти организации. Наиболее типичные случаи – для следственных органов, адвокатов, суда, работодателя, психиатра. Поскольку мы специализируемся на работе с частными лицами, а не с организациями, то такое в нашей практике случается нечасто – несколько раз в год. К заключению психолога в этом случае обязательно нужно прикладывать заверенную копию диплома психолога, копию официальной регистрации как предпринимателя или справку с места работы психолога, а само заключение психолога подписывается специалистом (т.е. самим психологом) и ставится официальная печать организации (или печать индивидуального предпринимателя). Если психолог этого не сделает, сторонняя организация может оспорить легальность получения этого заключения и легальность работы самого психолога. Психологу это не выгодно, клиенту тоже, так что лучше сразу всё сделать правильно, чем потом сталкиваться с проблемами.
2. По просьбе увлеченных энтузиастов психологического самопознания и самопомощи. Обычно таких людей интересуют конкретные психологические характеристики их личности. Например, общий уровень креативности, а также конкретные таланты и способности, перед выбором места учебы или при смене профессии. Это разумно. Человеку лучше знать свои сильные и слабые стороны прежде, чем инвестировать время и деньги в себя и в новую профессию. Также обращаются влюбленные пары перед принятием решения о совместной жизни или перед созданием семьи. Их интересуют психологическая совместимость и скрытые «тараканы» в психике друг друга. Конечно, можно прожить счастливую семейную жизнь и без всякого предварительного тестирования, но то, что люди не хотят полагаться на случайное везение в выборе спутника жизни – это заслуживает всяческого одобрения. Увы, любовь не всегда является гарантией психологической совместимости или психической нормальности. Также иногда обращаются люди с экзистенциальным кризисом, которые перед выбором дальнейшего жизненного пути, хотели бы объективно взглянуть на себя со стороны глазами эксперта психолога. В общем, случаи бывают разные, случаев много, и большинству таких людей заключение психолога оказывается полезным.
3. Для дальнейшей психокоррекции и психотерапии обратившегося к психологу клиента. Бывает, что информация, рассказанная клиентом на консультации психолога, недостаточна. Что-то клиент не помнит, что-то не договаривает или врет, что-то не осознает, а что-то в принципе не может быть рассказано, т.к. это очень глубинное и личное. Тогда психолог проводит психологическую диагностику (психодиагностику), на основании полученных данных пишет заключение психолога, и с помощью результатов этого заключения и проводит дальнейшие процедуры: консультирование, психокоррекцию и психотерапию, помогающие психотренинги и т.п. Преимущество такого подхода состоит в том, что психологическая диагностика дает психологу объективные данные о личности клиента. Снижается эффект осознанного или неосознанного вранья клиента, снижается субъективизм самого психолога, увеличивается качество и количество информации, с помощью которой психолог может помочь человеку. Для дополнительного чтения по теме рекомендуем наши статьи: «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека!», «Я не даю советов!», «Я не даю советов! Ответы на вопросы».
На основании чего пишется заключение психолога?
Заключение психолога пишется на основании строгого психодиагностического обследования клиента, составленного и проведенного по определенным правилам. Нельзя написать заключение психолога на основании своего субъективного взгляда на клиента после психологической консультации. Т.е. технически написать можно, но ценность такого заключения психолога стремится к нулю. Субъективизм психолога, помноженный на лень психолога закономерно приведет к весьма недостоверным выводам.
На факультете психологии существует академическая дисциплина психодиагностика, которую мы настоятельно рекомендуем изучать всем, заинтересованным в написании качественного заключения психолога. Поскольку объем статьи ограничен, мы тезисно остановимся на главных моментах:
1. Не используйте непрофессиональные (любительские) тесты. Они хороши для развлечения, но ценность и пригодность психодиагностической информации, полученной с помощью непрофессиональных тестов, стремится к нулю. Уважающий себя и клиента психолог не использует непрофессиональные тесты.
2. Не заполняйте тесты в неподходящих для этого условиях: между делом на работе, дома (отвлекаясь на членов семьи и домашние дела) и т.п. Поверьте, любого нормального человека можно с легкостью объявить сумасшедшим, если предъявить ему тесты в неподходящих условиях и в неподходящий момент. Т.е. достоверных и пригодных результатов вы точно не получите, если будете заполнять тесты в неправильных условиях.
3. Не существует в мире ни одного единственного теста, на основании которого можно поставить правильный психологический диагноз и написать правильное психологическое заключении. Да, всё это можно сделать (и сделать хорошо!), но только на основании совокупности психодиагностических методик – например, батареи тестов, состоящей из 12-15 правильно друг к другу подобранных тестов. Умение составить правильную целевую батарею тестов, предъявить ее клиенту, получить пригодные для дальнейшей работы достоверные данные, обработать эти данные, написать заключение психолога и правильно трактовать это заключение клиенту, — это есть ремесло психолога. Во многих случаях ремесло, граничащее с искусством.
4. При составлении психодиагностической процедуры следите за тем, чтобы все методики (в нее включенные) преследовали одну главную цель и при этом дополняли друг друга. Проективные методики должны быть дополнены строгими опросниками и, возможно, психофизиологическими пробами, а всё это должно быть обязательно дополнено клинической беседой с психологом по определенной строгой схеме. В общем, изучайте полезную науку психодиагностику. Дополнительно рекомендуем почитать нашу статью «О психологической диагностике».
Теперь мы пришли к тому, как мы все это оформляем в итоговый документ – заключение психолога. Напоминаем, что предложенный нами способ не эталон и не образец для подражания, а просто практический метод.
1. Первое, что интересует психолога, это то, насколько полученный психодиагностический результат соответствует действительности. Проще говоря, не ошибся ли сам психолог, не наврал ли или не заблуждался ли клиент при заполнении тестов. Существует три базовых параметра, характеризующих пригодность полученных психологом результатов: валидность, достоверность, надежность. Профессиональные тесты (в отличие от любительских) эти параметры отслеживают и контролируют. Первое, что мы пишем в заключении психолога, это то, насколько этому заключению следует доверять. Это вопрос честности и профессиональной репутации психолога. Иногда лучше психодиагностическую процедуру переделать. Это лучше, чем потом краснеть перед клиентом и в своей работе опираться на недостоверные результаты.
2. Дальше психолога интересует, насколько психически нормален обратившийся к психологу человек. В мире огромное количество очень разных людей: психически больных, находящихся в состоянии стресса или патологического аффекта, людей с пограничными состояниями (между нормой и патологией), людей с акцентуациями или психопатией, просто неадекватных людей. Вопрос нормы и патологии не праздный. От точного диагноза зависит, здоровье и счастье обратившегося к психологу человека, а также безопасность самого психолога. Ведь одних людей нужно лечить, других консультировать, одним поможет психокоррекция, а другим психотренинг, с одними нужно долго работать, а другим достаточно доброго мудрого слова. Вот об этой тонкой грани между нормой и патологии, и о рекомендациях (об оптимальной форме психологической помощи для данного конкретного человека) мы и пишем обычно во втором пункте нашего заключения.
3. Дальше мы пишем о нервной базе, т.к. психика человека – это надстройка над его нервной системой. Здесь пишется о балансе возбуждения и торможения, о темпераменте, о циклоидности (степени цикличности нервных процессов). Все это очень важно, т.к., по большому счету, это некорректируемо ни за какие деньги и ни какой компетенцией психолога. Это то, с чем клиенту придётся научиться жить, и задача психолога – выявить это и научить клиента.
4. Потом мы обычно пишем о базовых психических процессах и свойствах: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, речь, воля. Это то, что психолог теоретически может скорректировать, но практически это корректируется очень тяжело. Психологический комфорт клиента и успех работы психолога напрямую зависят от того, насколько эти базовые психические процессы и свойства полноценны или дефектны. Вот почему мы уделяем им особое внимание.
5. Дальше мы описываем более гибкие психологические характеристики, например, эмоции, воображение, креативность. Как вы уже заметили, мы двигаемся от базовых характеристик психики к надстроечным, и это здорово упрощает логическое понимание того, что происходит с клиентом психолога.
6. Теперь мы подошли к одному из самых интересных моментов в работе психолога: мы описываем психологический тип клиента (психотип). Существует несколько классификаций психотипов, и все они не идеальны. Поэтому есть смысл выявить психотип клиента психолога по разным классификациям и далее написать свое итоговое видение психологических особенностей данного клиента психолога. Какие классификации психотипа выбрать для анализа – это вопрос субъективных предпочтений психолога. Нам кажутся наиболее адекватными классификации по MMPI (в версии Березина), по СМИЛ (в версии Собчик), по Cattell, по Леонгарду и Шмишеку. Многолетний опыт работы практическими психологами показывает, что они очень адекватны в описании психологического типа личности.
7. Дальше мы конечно не забываем о ценностных ориентациях, установках, стереотипах, предрассудках, вере и суевериях, национальных особенностях и традициях. Всё это образует «многослойный пирог» в личности клиента, обратившегося к психологу. Эти представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно – влияют на мировосприятие и поведение клиента психолога. Во многом, именно это определяет, насколько человек социально адаптивен, насколько ему хорошо с людьми, и насколько людям хорошо с ним.
8. Потом мы описываем эмоциональный тип, характеристики депрессивности, экзальтированности, тревожности и т.п. Это «перчик» — приправа к основному блюду, т.е. к психологическому типу, к адаптивности и к адекватности клиента психолога.
9. Потом мы начинаем копать вглубь: история детства, пережитые психологические травмы, сформированная сексуальность, социокультурные сексуальные особенности и девиации, сценарии подражания поведению родителей (или других значимых людей в жизни данного клиента психолога). Это бесконечно творческая работа, здесь очень много тонкостей и полутонов, и все это очень желательно отразить в заключении психолога.
10. В итоге мы пишем психологический диагноз, перспективы психологической помощи, оптимальные способы помощи (например, достаточно серии консультаций психолога или нужен курс психотерапии (и какой именно психотерапии) и т.п.), а также при необходимости рекомендуем консультации у других специалистов: психолога другой специализации, психиатра, невролога и т.п.
Как видите, всё это довольно просто, если психолог не ленится и хорошо знает свою профессию. Нужно только тщательно всё проделать, и результат гарантированно будет качественным. А значит клиенту психолога станет хорошо, а самому психологу будет не стыдно за свою работу.
© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф.И.О. ребенка_____________________________
Дата рождения ______________ возраст ________
Дата обследования __________________________
Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).
При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).
После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).
В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).
Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).
Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).
Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).
Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).
Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).
Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).
Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).
Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).
Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).
Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).
Результаты изучения психических функций следующие.
Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).
Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).
Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).
Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).
Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).
Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:
- Незрелость всех форм мышления;
- Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
- Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
- …
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
Рекомендации:
- формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
- развитие концентрации, переключаемости внимания.
- развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
- …
ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________
подпись родителя
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» — Изотова Раиса Викторовна
Г.Петропавловск-Камчатский