Как составить психологический эксперимент

Как провести психологический эксперимент?

Автор Evgeniy в 21/11/2012. Опубликовано Психологические эксперименты и исследования Последнее обновление: 26/02/2015

Как провести психологический эксперимент?

Как провести психологический эксперимент?

Подробные пошаговые рекомендации, как практическая инструкция по организации и проведению психологического эксперимента.

Вам предстоит выполнить эксперимент в рамках курса психологии? Не стоит паниковать! Узнайте подробности десяти шагов, составляющих любой успешный психологический эксперимент.

Проведение вашего первого психологического исследования может представляться долгим, сложным и пугающим процессом. Особенно легко запутаться, если вы не знаете, с чего начать, куда пойти и за что взяться. Как и другие науки, психология использует научный метод, и ее заключения базируются на эмпирических доказательствах. Проводя эксперимент, важно последовательно выполнить пять основных шагов научного метода:

  1. Задайте вопрос, который будет проверен.
  2. Спроектируйте исследование и соберите необходимые данные.
  3. Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
  4. Сообщите результаты своему научному сообществу.
  5. Опубликуйте результаты.

В этих этапах заключается общая схема процесса. Ниже вы найдете десять более детализированных шагов, следуя которым, вы проведете собственный психологический эксперимент.

Шаг 1: Найдите проблему или вопрос для исследования

Первым делом необходимо определиться с темой эксперимента: какой вопрос или проблему вы будете исследовать. Существует множество интересных вопросов, которые можно взять за основу.

Например, исследуйте расхожее мнение. Народная психология — отличный источник вопросов без ответов, большинство из которых могут служить основанием для психологического исследования. Например, большинство людей полагают, что не ложиться спать всю ночь, чтобы лучше подготовиться к важному экзамену, фактически может навредить, и человек сдаст экзамен хуже, чем если бы он хорошо выспался накануне. Вы можете провести исследование по сравнению экзаменационных оценок студентов, которые готовились всю ночь напролёт с оценками благополучно выспавшихся студентов.

Обзор психологической литературы. Опубликованные исследования — огромный источник оставшихся без ответа психологических вопросов. Во многих случаях даже сами авторы отмечают необходимость дальнейшей разработки темы. Найдите интересное для себя издание психологических экспериментов, и на его основе придумайте ряд собственных вопросов для дальнейшего исследования.

Повседневные проблемы. Каждый день преподносит нам множество интересных психологических загадок, вполне подходящих для научного исследования. К примеру, можно исследовать различные стратегии запоминания и определить, какая из них является наиболее эффективной.

Шаг 2: Определите свои переменные

Прежде, чем Вы начнете собственный эксперимент по психологии, важно оперативно определить все его переменные.

Переменные — это факторы, воздействующие на результат вашего исследования. Эксплуатационное определение дает точное понятие переменных и их измерения в контексте конкретно вашего исследования. Например, если вы проводите исследование воздействия лишения сна на вождение, то необходимо определить, что именно вы подразумеваете под лишением сна и вождением. Так, лишение сна можно определить, как ночной сон продолжительностью менее семи часов, а вождение — как успешность участника на экзамене по вождению автомобиля.

Главная цель эксплуатационного определения переменных — контроль. Понимая, что именно измеряете, вы можете управлять процессом, держа переменную константу между всеми группами или управляя ею, как независимой переменной.

Шаг 3: Развейте гипотезу

Следующим шагом следует развитие тестируемой гипотезы, которая предполагает, каким образом определенные переменные связаны оперативно. Возвращаясь к предыдущему примеру, можно выдвинуть следующую гипотезу: «Студенты, лишённые сна накануне экзамена, выступят с худшими результатами, нежели студенты, сна не лишённые».

Чтобы определить, существенны ли результаты исследования, важно также иметь нулевую гипотезу. Нулевая гипотеза — предположение, что у одной переменной не будет ассоциации с другой переменной. Другими словами, нулевая гипотеза предполагает, что не будет никакого различия в эффектах этих двух переменных в экспериментальных и контрольных группах.

Нулевая гипотеза, как предположение, действительна только в случае, если она не противоречит полученным результатам. Экспериментатор может как отклонить нулевую гипотезу в пользу альтернативной, так и принять её.

Важно понимать тот факт, что нулевая гипотеза считается верной просто потому, что вы не нашли доказательств, опровергающих её. Иначе принятие нулевой гипотезы представляет собой логическую ошибку, которой следует избегать в научном исследовании.

Шаг 4: Проведите второстепенное исследование

Как только Вы развили тестируемую гипотезу, важно уделить некоторое время проведению второстепенного исследования. Что в вашей теме уже ранее исследовано и доказано? Какие вопросы всё ещё остаются без ответа? Вы можете ознакомится с ранними исследованиями в области своей темы посредством книг, журнальных статей, газет и интернет-ресурсов, посвященных вашему предмету.

Необходимость проведения предварительного исследования оправдана, поскольку позволяет углубить понимание темы и предусмотреть некоторые нюансы собственного эксперимента.

К тому же это обеспечивает лучшее основание для выдвижения гипотезы. Тщательный обзор литературы может сподвигнуть вас даже изменить свою гипотезу.

Второстепенное исследование поможет вам обосновать решение доказывать свою особую гипотезу и ясно сформулировать, почему тема заслуживает дальнейшей разработки.

Поскольку вы исследуете историю своей темы, не забывайте делать соответствующие пометки и создавать рабочий библиографический список источников. Эта информация окажется особенно ценной, когда вы приступите к описанию результатов своего эксперимента.

Шаг 5: Разработайте план эксперимента

После проведения второстепенного исследования и окончательной формулировки гипотезы следует разработать план эксперимента. Существует три основных типа проектирования, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

Предварительный экспериментальный план. Этот тип экспериментального плана не предусматривает контрольную группу. Изучается единственная группа участников, и сравнения между экспериментальной и контрольной группой не производится. Примеры предварительных экспериментальных планов включают тематическое исследование: например, одной группе дают некое лечение, и измеряют его результаты. Или комплексное исследование-сравнение результатов «до» и «после» (одну группу проверяют, дают лечение, затем повторно проверяют).

Квазиэкспериментальный план. Данный тип экспериментального плана включает в себя контрольную группу, однако рандомизацию не предусматривает.

Реальный экспериментальный план. Такой план включает оба элемента, в которых предварительные экспериментальные планы и квазиэкспериментальные планы по отдельности испытывают недостаток — контрольные группы и случайное разделение на группы.

Шаг 6: Стандартизируйте экспериментальные процедуры

Чтобы прийти к закономерным выводам, важно сравнить «яблоки с яблоками». Каждый участник каждой группы должен подвергнуться одинаковому воздействию при одинаковых условиях. Например, в нашем гипотетическом исследовании эффекта лишения сна на работу водителя автомобиля, экзамен по вождению должен предусматривать одни и те же условия для всех: маршрут, тип транспорта, препятствия, время прохождения и т. д. — всё это должно быть одинаковым для каждого тестируемого участника.

Шаг 7: Подберите участников эксперимента

Помимо уверенности в стандартных условиях тестирования, достоверность результатов эксперимента также требует внимания к составу участников. Если люди в контрольной группе (те, которые не были лишены сна) окажутся гонщиками-любителями, в то время как группа недоспавших участников будет состоять из людей, недавно получивших водительские права, вряд ли результаты эксперимента окажутся объективными.

Существует множество различных методов выбора участников исследования. Это может быть случайна выборка из различных категорий населения, либо дифференцированная выборка с учетом возраста, пола, социально-экономического статуса, географического положения и т. п.

Шаг 8: Проведите исследование и соберите данные

После того, как участники подобраны, пора приступать непосредственно к процедуре исследования и сбору данных. Следует обратить внимание на следующие проблемы:

Вы должны быть уверены, что Ваш эксперимент отвечает всем требованиям этичности.

Вы должны получить разрешение на проведение эксперимента с участием людей, предоставив детальный план исследования Экспертному совету своего учебного заведения, либо согласовать его со своим научным руководителем.

Каждому участнику эксперимента необходимо предоставить документальную форму информированного согласия, в которой отражена основная информация об исследовании, планируемые к сбору данные, варианты использования полученных результатов. В данной форме также должна быть предусмотрена возможность добровольного выхода участника из эксперимента на любом этапе.

По окончании этого шага, Вы можете приступать к процедуре сбора проверки данных.

Шаг 9: Проанализируйте результаты

Когда все данные собраны, следует проанализировать результаты Вашего эксперимента. Исследователи используют статистические методы, чтобы определить, соответствуют ли результаты исследования выдвинутой гипотезе и установить, существенны ли эти результаты. Статистическое значение обуславливает тот факт, что результаты исследования не случайны, а в определенном роде закономерны.

Типы статистических методов, которые могут быть использованы для анализа данных, зависят в основном от типа собранных данных. Если вы используете случайную выборку из многочисленного населения, то применяйте логические методы для выводов. Это позволит сделать выводы о том, как результаты исследования касаются населения в целом. Поскольку ваши выводы будут основываться на выборочном образце, стоит предполагать некоторую статистическую погрешность.

Шаг 10: Опубликуйте полученные результаты

Ваша заключительная задача в проведении психологического эксперимента заключается в публикации результатов. Сообщая о своём эксперименте научному сообществу, Вы углубляете базу знаний по своей теме. Вы можете опубликовать результаты исследования в научном тематическом журнале, в сборнике материалов конференции и т. п.

Вероятно, потребуется предоставить формальный отчёт преподавателю. Обычно такой отчёт состоит из следующих разделов:

  • титульный лист;
  • аннотация;
  • введение;
  • методы исследования;
  • результаты исследования;
  • обсуждение;
  • ссылки;
  • таблицы и иллюстрации.

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Организация и проведение экспериментального психологического исследования

        1. Этапы
          ЭПИ.

        2. Подготовка
          ЭПИ.

        3. Основной
          этап ЭПИ (этап исполнения).

        4. Обработка
          данных ЭПИ.

        5. Анализ
          и интерпретация данных ЭПИ.

              1. Этапы
                ЭПИ.

Любой
вид ЭПИ имеет в своем составе относительно
логически законченные части, которые
носят название «этапы исследования» .
Условно можно выделить четыре этапа:

1)
подготовительный, или организационный;

2)
основной, или этап исполнения исследования;

3)
этап обработки полученных данных;

4)
этап анализа и интерпретации результатов
исследования.

Подготовительный
(организационный) этап

является начальным этапом психологического
исследования и лежит в основе организации
эксперимента. Он имеет большое значение
в эксперименте, поскольку от правильного
выбора направления исследования, методов
его проведения, средств обеспечения
(что входит в содержание этого этапа)
зависит ход и исход эксперимента.

Основной
этап (этап исполнения)
является
наиболее ответственным и трудоемким
этапом психологического эксперимента.
Это обусловлено тем, что его содержанием
является сбор психологических фактов,
а факты – это, образно говоря, воздух
ученого, без них эксперимент несостоятелен.

Этап
обработки данных эксперимента

предполагает организацию и проведение
работы по группировке полученной
фактологической информации, вычислению
(расчету) основных показателей исследуемых
психологических явлений, выявлению
основных тенденций.

Этап
анализа и интерпретации полученных
результатов

– заключительный этап психологического
эксперимента. Его основным содержанием
является качественное (описательное)
объяснение полученных результатов,
анализ количественных показателей
исследуемых явлений, на основе чего
делается заключение о правомерности
выдвинутого предположения и направлении
дальнейших исследований.

2. Подготовка эпи.

Подготовительный
этап экспериментального псиихологического
исследования включает в себя:

  1. определение
    проблемы исследования;

  2. формулировку
    целей и задач исследования;

  3. точное
    определение объекта и предмета
    исследования;

  4. четкую
    формулировку проверяемых в исследовании
    гипотез;

  5. выбор
    и разработку методов исследования;

  6. составление
    плана проведения эксперимента.

Проблема
– осознание субъектом невозможности
разрешить трудности и противоречия,
возникшие в данной, ситуации, средствами
наличного знания и опыта. Проблемы,
выбираемые для эксперимента, должны
отвечать критериям актуальности
исследования, новизны и практической
значимости.

Актуальность
означает необходимость решения проблемы
в данный момент времени, ее своевременное
соответствие потребностям дня.

Новизна
относится к предполагаемому решению
проблемы и устанавливается в результате
изучения попыток ее решения.

Практическая
значимость определяется тем, на сколько
найденное решение проблемы позволяет
изменить реальное состояние дел в лучшую
сторону.

Так,
в качестве примера проблемной может
быть тема «Особенности устойчивости
внимания у детей с различным уровнем
умственного развития». Данная проблема
является актуальной, поскольку организация
процесса обучения учащихся во многом
зависит от степени развития их психических
познавательных процессов (памяти,
мышления, воображения, ощущений,
восприятий). Актуальность ее определяется
и тем, что в ряде случаев в одном и том
же классе учатся и умственно отсталые
дети, и дети с нормальным уровнем развития
способностей, а в условиях фронтальной
формы обучения учителю не всегда удается
найти приемлемый темп изложения
материала. Новизна состоит в том, что в
результате исследования предполагается
выработка новых, не имевшихся до этого
времени форм учебно-воспитательного
взаимодействия учителя с учащимися, а
практическая значимость проблемы – в
рекомендации по перестройке установившегося
учебного процесса на основе учета уровня
умственного развития детей.

Цель
– это те, научные и практические
результаты, которые должны быть достигнуты
в итоге проведения исследования.

Несмотря
на некоторое сходство (направление
исследований), между проблемой и целью
существуют и различия. Формулировка
проблемы обычно является общей, а
формулировка цели – достаточно
конкретной. Если в проблеме лишь
констатируется некоторый трудноразрешимый
вопрос, то формулировка цели содержит
в себе результаты, которые должны быть
получены в процессе решения данной
проблемы.

Задачи
в
отличие от цели представляют собой
содержание всех последовательных этапов
организации и проведения исследования.

Одним
из требований, предъявляемых к постановке
и формулировке целей и задач исследования,
является четкость, определенность,
конкретность. При нарушении этого
требования довольно трудно установить
в процессе исследования, достигнута ли
конечная цель эксперимента и получены
ли те результаты, на которые рассчитывал
исследователь.

Объект
исследования

– это определенная совокупность свойств
и отношений, которая существует независимо
от познающего, но отражается им, служит
конкретным полем поиска.

Объект
исследования в педагогике и психологии
– это некий процесс, некоторое явление,
которое существует независимо от
субъекта познания и на которое обращено
внимание исследователя.

Предмет.
В
предмете исследования фиксируется то
свойство или отношение в объекте, которое
в данном случае подлежит глубокому
специальному изучению. В предмет
включаются только те элементы, связи и
отношения объекта, которые подлежат
изучению в данной работе. Определение
предмета – установление границ поиска.

Гипотеза
– это утверждение, научное суждение
вероятностного (предположительного)
типа, выдвижение и проверка которого
требует веских оснований научного и
практического характера.

Не
все предположения вероятностного
характера могут рассматриваться в
качестве гипотез. Так, например, не может
быть гипотезой утверждение, справедливость
которого очевидна без доказательства,
или суждение, которое ни доказать, ни
опровергнуть не представляется возможным.
Поэтому одним из приемов проверки
выдвижения в качестве гипотезы того
или иного суждения является выдвижение
противоположного гипотетическому
правдоподобного суждения. В большинстве
экспериментальных исследований имеется
не одна, а несколько разных, логически
соподчиненных гипотез, образующих
иерархическую структуру. Верхнюю ступень
в этой иерархии обычно занимает общая
гипотеза, за ней следуют частные,
раскрывающие содержание и конкретизирующие
общую гипотезу, а из частных гипотез
вытекают рабочие гипотезы (суждения),
непосредственно проверяемые в
эксперименте.

Гипотеза
должна соответствовать следующим
требованиям:


формулировка гипотезы максимально
точна и сравнительно проста, не содержит
неопределенных, неоднозначно трактуемых
терминов и понятий;


гипотеза принципиально проверяема,
т.е. доказуема экспериментальным путем;


гипотеза объединяет весь круг явлений,
на которые распространяются содержащиеся
в ней утверждения.

Из
этого следует, что формулировка научно
состоятельной гипотезы требует от
исследования достаточно глубокого
осознания проблемы и некоторых
интеллектуальных усилий.

При
выдвижении и формулировке гипотез
целесообразно пользоваться индуктивным
способом, когда исследователь
руководствуется правилом идти от
частного к общему, и дедуктивным способом,
когда ход рассуждений обратный – от
общего к частному.

При
формулировке гипотез весьма важным
является соблюдение логических
требований, предъявляемых к определению
научных понятий. Прежде всего следует
стремиться к тому, чтобы объем и содержание
понятий соответствовали фактам, критериям
и признакам, которые исследователь
намерен использовать для доказательства
выдвинутых гипотез. Язык на котором
формулируются гипотезы, должен быть,
конкретен и ясен, не содержать в себе
двусмысленностей.

Выбор
и разработка конкретных методов и
способов

проведения экспериментального
психологического исследования зависит
от целого ряда факторов.

Так,
прежде всего он определяется целью
исследования и в зависимости от нее
исследование может быть построено по
типу констатирующего эксперимента,
когда необходимо установление новых
психологических фактов, связей между
ними, психических закономерностей:
обследовательско-диагностического,
когда устанавливается наличие и уровень
развития определенного психического
явления; корректирующего, при котором
совершенствуется (формируется) какое-то
психическое свойство, психический
процесс (процессы) личности.

По
условиям проведения экспериментальное
исследование может быть лабораторного
или естественного типа.

В
зависимости от технической оснащенности
экспериментальное исследование может
быть аппаратурного и неаппаратурного
(бланкового) типа, с использованием
компьютерных технологий и без них.

Все
методики должны быть валидными, надежными,
репрезентативными. Желательны их
апробация с целью проверки и уточнения
процедуры использования, разработка
инструкции для пользователей, составление
алгоритма обработки и формы представления
получаемых результатов, определение
времени, необходимого для обследования
испытуемого (группы испытуемых).

Исходя
из особенностей проведения эксперимента
экспериментатор подбирает или
разрабатывает способы обработки
полученных в ходе исследования данных,
а также определяет возможные варианты
анализа и интерпретации полученных
результатов.

В
соответствии с целями исследования,
возможностями проведения эксперимента
на аппаратурной основе, особенностями
применяемой аппаратуры экспериментатор
осуществляет подбор аппаратурных
средств, разрабатывает алгоритм их
использования в ходе проведения
эксперимента, инструкции по проведению
исследования, определяет способы
обработки и анализа полученных
результатов.

Планирование
эксперимента

– заключительное звено подготовительного
этапа ЭПИ.

Значительная
часть работ, входящих в его объем,
включена и рассмотрена при анализе
содержания предыдущих компонентов
подготовительного этапа. К ним относятся
конкретизация и уточнение цели, задач,
объекта, предмета, рабочих гипотез,
выбор способа их выполнения и обработки
данных ЭПИ. Дополнительно к этому
следует:


определить место проведения эксперимента;


определить время начала эксперимента
и порядок смены групп (испытуемых) во
времени;


разработать инструкцию и продумать
характер поведения экспериментатора
во время эксперимента;


осуществить подбор контингента испытуемых
и предварительное знакомство с ними,
на основе чего сформировать экспериментальную
и контрольную группы;


заготовить необходимое количество
бланков, ответов, опросников.

В
заключение подготовительного этапа
эксперимента разрабатываются его общий
план и программа. Они обычно представляют
собой письменные документы, в которых
определены цель, задачи исследования,
основные этапы его проведения, их
последовательность, необходимое
оборудование, приборы, время, необходимое
для практической реализации каждого
этапа, сроки выполнения, ожидаемые
результаты и формы их представления.
Эти документы являются руководством к
действию и одновременно выступают как
средство контроля за ходом проведения
эксперимента.

  1. Основной
    этап ЭПИ (этап исполнения).

Основной
этап эксперимента, или этап исполнения,
это наиболее трудоемкий, сложный,
ответственный и длительный (по времени)
этап исследования. Он направлен на сбор
исследователями психологических фактов,
являющихся основой, фундаментом
психологического исследования.

Начинается
эксперимент с проведения так называемого
«пилотажного» (пробного) исследования.
Его задачей является проверка продуманности
и подготовленности эксперимента,
правильности определения проблемы
исследования, точности формулировки
гипотез, правильности подбора
психологических методик, способов
статистической обработки получаемых
данных, интерпретации и представления
полученных результатов.

«Пилотажное»
исследование нередко обнаруживает
существенные недочеты в общем замысле
и отдельных элементах планируемого
эксперимента, которые трудно предвидеть
и учесть заранее.

Если
проведенный «пилотажный» эксперимент
дал положительные результаты, то после
устранения обнаруженных недостатков
приступают к проведению основного
эксперимента. Если же в процессе
«пилотажного» исследования в замысле
основного эксперимента обнаружены
серьезные недостатки, то его перерабатывают
и проверяют заново в ходе повторного
«пилотажного» исследования.

В
основном эксперименте собирают первичные
данные, необходимые для доказательства
выдвинутых гипотез. Сбор данных
эксперимента рекомендуется осуществлять
в соответствии с одной из заранее
продуманных логических схем доказательства,
гарантирующих установление именно
причинно-следственных зависимостей
между изучаемыми переменными.

Основная
логическая схема, позволяющая установить
причинно-следственные зависимости,
включает в себя проведение исследования
не в одной, а в двух и более группах
испытуемых, одна из которых является
экспериментальной, а другие – контрольными.
При этом экспериментальная группа
предназначается для установления
достоверных статистических зависимостей
между изучаемыми переменными, а
контрольные группы – для того, чтобы,
сравнивая получаемые в них результаты
с теми, которые зафиксированы в
экспериментальной группе, отклонять
всевозможные статистические зависимости,
кроме устанавливаемых причинно-следственных
связей. В простейшем случае реализации
этой схемы берется одна экспериментальная
и одна контрольная группа. В экспериментальной
группе выделяется и целенаправленно
изменяется переменная, которая
рассматривается как вероятная причина
объясняемого явления, а в контрольной
группе такое изменение не осуществляется.
По завершении эксперимента оцениваются
и сравниваются между собой изменения,
которые в экспериментальной и контрольной
группах произошли в другой
переменной-зависимой. Если окажется,
что в экспериментальной группе эти
изменения больше, чем в контрольной, то
делается вывод о том, что подлинной их
причиной являются те вариации независимой
переменной, которые имели место в
экспериментальной группе.

Р.С.
Немовым рассматривается несколько
вариантов логических схем.

1.
Метод единственного различия, схематически
представленного следующим образом:

А,
Б, В, Г → Д, Е.

А,
Б, В, Г + → Д, Е +.

2.
Метод сопутствующих изменений, являющийся
обобщенным вариантом метода единственного
различия.

А,
Б, В, Г → Д, Е.

А,
Б, В, Г + → Д, Е +.

А,
Б, В, Г + + → Д, Е + +.

А,
Б, В, Г + + + → Д, Е + + +.

3.
Метод единственного сходства.

А,
Б, В, Г → Д, Е.

И,
К, Л, Г → М, Е.

Н,
О, З, Г → П, Е.

С,
Т, У, Г → Ф, Е.

Установлению
причинно-следственных связей, помимо
рассмотренных общих логических схем,
способствует план организации
эксперимента.

Таких
планов может быть два:

1)
Эксперимент, организованный по плану
«только после». В подобного рода
исследовании экспериментальные и
контрольные группы оцениваются только
по окончании эксперимента;

2)
эксперимент, организованный по плану
типа «до и после». В данном случае
предполагаемые причины и следствия
оцениваются и до, и после эксперимента,
причем регистрация психологических
фактов осуществляется как в
экспериментальной, так и в контрольной
группе. Такой способ организации и
проведения эксперимента предпочтительнее
предыдущего, поскольку дает возможность
не принимать гипотезу о том, что
обнаруженные по окончании эксперимента
различия между экспериментальной и
контрольной группами были вызваны теми
различиями между ними, которые имелись
еще до начала проведения эксперимента.

  1. Обработка
    данных ЭПИ.

Обработка
данных ЭПИ производится на основе
качественных и количественных методов.

Качественные
(описательные, содержательные) методы
обработки включают:


первичпый анализ – выделение и
рассмотрение каждого отдельного случая,
исключение данных, далеко выходящих за
рамки основного массива полученных
данных;


первичный синтез – установление связей
между данными первичного анализа и
выдвинутой гипотезой;


сравнительный (вторичный) анализ –
выделение устойчиво повторяющихся
фактов;


вторичный синтез – объединение этих
фактов, сопоставление с гипотезой и
нахождение существующих закономерностей.

Количественные
(математические) методы обработки данных
эксперимента предполагают получение
числовых показателей измерения
психических явлений. Однако получение
числовых значений психических явлений
связано с рядом трудностей, приводящих
к специфике использования математики
в психологии:


проблематичным является выделение
точки отсчета (нуля).


определенную трудность представляет
и выбор единиц измерения.


измерение опосредовано, т.е. измеряются
не сами психические явления (образы,
мысли), а характеристики поведения,
физиологические проявления, называемые
показателями;


измерения носят вероятностный характер
в связи с тем, что психические закономерности
определяются большим количеством
факторов, учесть которые практически
невозможно; кроме того, причинно-следственные
связи носят случайный характер.


измерения базируются не на единичном
факте, а на множестве показателей этого
факта, т.е. носят статистический характер,
поэтому исследователь обрабатывает,
как правило, большое количество
показателей (минимум 30) психологического
факта, полученных на выборочных
совокупностях (выборках) в процессе
сбора психологических фактов;


само понятие «измерение» носит условный
характер, поскольку объект измерения
нестабилен, вариативен.

Кроме
того, числовое значение лишает процесс
измерения качественной оценки, в этом
отношении измерительный инструментарий
нельзя признать универсальным, отражающим
реалии. В связи с этим важное значение
при обработке данных приобретает выбор
измерительного инструментария, т.е.
шкалы.

Шкала
– это алгоритм, с помощью которого
каждому наблюдаемому объекту соответствует
некоторое число.

Чаще
всего в процессе измерения и обработки
данных измерения используют следующие
шкалы:


шкала наименований;


шкала порядка;


шкалы интервалов;


шкалы отношений.

Все
методы математико-статистической
обработки данных измерения условно
делятся на первичные и вторичные.

Первичными
называют методы, с помощью которых можно
получить показатели, непосредственно
отражающие результаты производимых в
эксперименте измерений. Применение
первичных методов обработки данных
экспериментального исследования дает
возможность получения первичных
результатов эксперимента на основе
решения задач математической статистики:

  • определения
    центральной тенденции выборочной
    совокупности измерений (выборочного
    среднего);

  • оценки
    среднестатистического отклонения
    измеряемой величины от ее центральной
    тенденции (выборочного среднего).

Вторичными
называются методы статистической
обработки, с помощью которых на базе
первичных данных выявляют скрытые в
них статистические, закономерности. В
практике психологических исследований
наибольшую значимость приобретают
следующие типы задач:

  • определение
    динамики изучаемого психического
    явления на основе применения методов
    дисперсионного и регрессионного
    анализа;

  • установление
    и оценка степени статистических связей,
    существующих между психологическими
    переменными величинами, исследуемыми
    в данном эксперименте, на основе
    применения методов корреляционного
    анализа, факторного анализа, сравнения
    выборочных данных.

  1. Анализ
    и интерпретация данных ЭПИ.

Анализ
результатов психологического
экспериментального исследования
начинается с категорирования полученных
в ходе обработки данных. Если эти данные
качественного характера, то анализ и
интерпретация результатов проводится
чаще всего на основе генетического
метода, предполагающего рассмотрение
изучаемого явления в развитии, динамике.
При этом выделяются фазы, стадии,
критические моменты становления
психического явления, объясняются
причины и следствия изменений этих
явлений, устанавливаются «вертикальные»
генетические связи между уровнями
развития. Правильность делаемых выводов
во многом зависит от интуиции, эрудиции
и профессионализма исследователя,
логики его рассуждений. Наиболее широкое
применение данный метод находит при
проведении экспериментов в области
психологии развития.

При
наличии данных количественного характера
полученных в ходе обработки, более
предпочтительным является структурный
метод анализа, предполагающий
структурирование (расположение)
полученных количественных показателей
в порядке, соответствующем логике
доказательства выдвинутой гипотезы, и
содержательное толкование полученных
результатов. Реализация структурного
метода основана на сочетании
количественно-качественного анализа
полученных в ходе экспериментального
исследования данных и их обработки.

Выбор
количественных показателей при анализе
результатов исследования в общем случае
обусловлен целями исследования и
детерминирован построением доказательства
выдвинутой гипотезы (гипотез) исследования.

Результаты,
полученные в ходе количественного и
качественного анализа данных эксперимента,
являются фактами, используемыми для
доказательства справедливости выдвинутых
гипотез. В качестве аргумента доказательства
выступает безупречность логики
исследователя, приходящего в процессе
рассуждений, сопоставлений полученных
фактов к определенным умозаключениям-выводам,
дающим возможность подтвердить
правильность сформулированных гипотез.

На
основе анализа результатов исследования
осуществляется формулировка выводов.
Основные рекомендации к формулировке
сводятся к следующему:

1)
краткость и конкретность утверждений;

2)
строгое соответствие тому, что
действительно доказано;

3)
опора на факты, существование которых
до начала проведения эксперимента лишь
предполагалось;

4)
объем и содержание понятий, выводов
должны соответствовать объему и
содержанию понятий, имеющихся в
формулировках экспериментальных
гипотез.

На
основе сделанных выводов формулируются
практические рекомендации и намечается
программа последующей реализации.
Рекомендации могут быть представлены
в виде формирующе-корректировочной
системы мероприятий, направленных на
совершенствование личностных качеств
испытуемых (эмоциональной устойчивости,
смелости, целеустремленности и т.д.),
изменение учебных планов и программ,
формирование определенного уровня
развития познавательных психических
процессов, воспитание определенных
навыков (самоконтроля эмоционального
состояния, снятия психической напряженности
и др.) Программа внедрения рекомендаций
предполагает разработку плана мероприятий,
последовательности его реализации,
определение объема предварительных
работ по его осуществлению, расчета сил
и средств (в том числе и материальных),
форм внедрения, ожидаемого эффекта (в
том числе и экономического), возможных
направлений дальнейшего исследования.

Любое
экспериментальное исследование нельзя
считать полностью завершенным, так как
оно является лишь определенным этапом,
звеном, шагом на пути установления
абсолютной истины, постижение которой
весьма проблематично и вряд ли возможно.

26

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности.

Надежность эксперимента: валидность

Валидность эксперимента — уверенность в том, что эксперимент измерил именно то, что исследователи хотели измерить. См.→

Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи. См.→

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Проблема выборки

О выборке см. основную статью Выборка.

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, т. е. исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

1. Первичная постановка проблемы

  • Постановка психологической гипотезы

2. Работа с научной литературой

  • Поиск определений базовых понятий
  • Составление библиографии по тематике исследования

3. Уточнение гипотезы и определение переменных

  • Определение экспериментальной гипотезы

4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:

  • Управлять независимой переменной
  • Регистрироватьзависимую переменную

5. Планирование экспериментального исследования

  • Выделение дополнительных переменных
  • Выбор экспериментального плана

6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом

7. Проведение эксперимента

  • Подготовка эксперимента
  • Инструктирование и мотивирование испытуемых
  • Собственно экспериментирование

8. Статистическая обработка

  • Выбор методов статистической обработки
  • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
  • Проведение статистической обработки

9. Интерпретация результатов и выводы

10. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Методы контроля

  1. Метод исключения (если известен определенный признак – дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т.п.

УДК 159.9

Психологическое экспериментальное исследование. Типы и этапы эксперимента. Как составить план эксперимента?

Кузнецова Екатерина Николаевна – студент магистратуры Московского политехнического университета.

Аннотация: В работе обозначены основные принципы, требующие внимания на начальных этапах подготовки психологического исследования. Рассматриваются и структурируются знания о психологическом эксперименте – его типы и этапы. Приводятся практические рекомендации, необходимые для составления плана эксперимента.

Ключевые слова: Психологическое исследование, эксперимент, причинно-следственные связи, планирование.

Вводная часть

Психологическое исследование является способом научного познания сущности и критериев психических явлений.

В наши дни психологические исследования получили широкое применение во многих областях человеческой жизни – в работе, учебе, общественной деятельности и т.д. Психологическое исследование является совокупностью организационных, методических и методологических процедур, с целью получения информации об изучаемых психологических параметрах.

Любое психологическое исследование состоит из определенных этапов: определение цели и задач, разработка гипотезы, выбор методов и методик исследования, сам процесс исследования и получение выводов. Таким образом, каждое исследование невозможно произвести, предварительно не разработав его план.

Несмотря на существующие на данный момент учебные пособия по проведению психологических исследований, эта тема остаётся сложной в изучении для людей, не имеющих профессиональных навыков в сфере психодиагностики, экспериментальной психологии и математических методов.

Выделяют два вида психологических исследований – теоретическое и эмпирическое. Цель эмпирического исследования заключается в изучении явлений, теоретического – в выяснении сути и закономерности явления. Подробнее рассмотрим эмпирические исследования.

Существуют следующие подвиды эмпирического исследования:

  • описательное исследование, не связанное с проверкой каких-либо гипотез. Чаще всего данный вид исследования направлен на измерение выбранных психологических характеристик человека или группы людей с целью сбора эмпирических данных;
  • корреляционное исследование. Данное исследование направлено на проверку взаимосвязей между выбранными психологическими явлениями;
  • экспериментальное исследование. Является самым сложным эмпирическим исследованием и направлено на проверку каузальных гипотез – причинно-следственных связей.

В современной психологии эксперимент – основной метод сбора новой научной информации. Большая часть новой научной информации в области психологии в наше время получается в ходе проведения экспериментальных исследований.

Давайте выясним специфику эксперимента как метода. Раньше экспериментом называли любой процесс сбора эмпирических данных, с применением опытов. Сейчас под экспериментом понимают только специфический вид психологического исследования – экспериментальное исследование. Попытаемся ответить на вопрос – какое исследование может называться экспериментальным?

Выделим несколько признаков экспериментального исследования:

  1. Классический эксперимент изучает каузальные гипотезы – проверяет причинно-следственные связи между выбранными психологическими явлениями.
  2. Для проверки каузальных гипотез необходимо иметь контроль над условиями исследования – чтобы иметь возможность утверждать достоверно, что одно наблюдаемое явление является причиной или следствием другого. Факторы, влияющие на исследования, принято называть переменными.
  3. Эксперимент является активным методом исследования, он отличается от пассивного наблюдения. Для проведения эксперимента необходимо не только создание условий наблюдения за выбранной переменной, но также управление ими.
  4. Благодаря данным, полученным с помощью эксперимента, можно воссоздать психологические процессы, которые фактически недоступны для наблюдения.

Мы можем сделать вывод, что экспериментальное исследование – это изучение каузальных связей в подконтрольных условиях, где экспериментатор имеет возможность управлять переменными, влияющими на созданные условия. Под переменными будем понимать некий выбранный параметр, который изменяется или может быть изменен в ходе проведения экспериментального исследования.

Основная часть

Разберем подробнее – что такое эксперимент?

В эксперименте выделяют две главные переменные – независимую (НП) и зависимую (ЗП). С их помощью обозначается наблюдаемая причинно-следственная связь, т.е. в эксперименте этими переменными обозначают выбранные психологические процессы. В качестве ЗП обозначают явление, которое будет измеряться в течение эксперимента – для наблюдения влияния тех или иных воздействий. Для причинно-следственных связей ЗП будет являться следствием.

Таким образом, зависимую переменную мы будем иметь ввиду как измеряемую в эксперименте переменную, изменение которой является следствием воздействия НП.

Независимая переменная – это воздействие, управляемая и активно изменяемая экспериментатором переменная. Под НП всегда понимается явление, которое предполагаемо влияет на ЗП.

Необходимо также учесть, что НП может по-разному задаваться в эксперименте. С этим связано наличие трех основных способов проведения экспериментального исследования:

  1. При контроле условий эксперимента в него вводят какой-либо элемент и измеряют эффект влияния элемента на испытуемых (на их поведение или мысли). Данный способ предъявления независимой переменной является наиболее оптимальным, но не всегда возможным.
  2. Выбирается группа с определенными свойствами (IQ, раса, возраст, пол и т.д.) и измеряются её психологические показатели в сравнении с контрольной группой. При данном способе испытуемые непосредственно не подвергаются какому-либо воздействию, а НП обусловлена особенностью подбираемой группы.
  3. Наблюдение за испытуемыми в естественных условиях (неподконтрольных) и фиксация их показателей психологических характеристик. В данном способе на испытуемых влияет окружающая среда и происходящие в ней события – они принимаются за причину изменения каких-то выбранных характеристик, т.е. используется неуправляемое воздействие.

Помимо ЗП и НП, существуют также и побочные переменные (ПП), которые могут являться причиной осложнений при проведении эксперимента. Для экспериментатора необходимо не только иметь ввиду возможный эффект ПП, но и по возможности контролировать их действие. Это необходимо для уменьшения шанса получения ложных фактов, на основе которых будут делаться выводы исследования.

Типы эксперимента

Рассмотрим основные типы экспериментов по их критериям:

  1. Критерий – организация условий эксперимента.
  • Эксперимент в лабораторных условиях.
  • Эксперимент в естественных условиях, т.е. участники не проинформированы и находятся в естественных для себя условиях.
  • Полевой эксперимент – отличается от эксперимента в естественных условиях тем, что участники проинформированы об эксперименте и возможно использование необходимого оборудования для проведения исследования.
  1. Критерий – цель влияния.
  • Целью оказывания влияния является установка каузальной связи между явлениями – констатирующий эксперимент.
  • Целью оказывания влияния является формирование определенного явления – формирующий эксперимент.
  1. Критерий – цель исследования.
  • Поиск каузальной связи – поисковый эксперимент.
  • Определение вида количественной связи между явлениями – подтверждающий эксперимент.
  1. Критерий – контроль условий/переменных.
  • Изменяется только одно условие, остальные условия подконтрольные – идеальный эксперимент.
  • Изменяется ряд условий в силу естественности проведения эксперимента – реальный эксперимент.
  • Все условия и их изменения отличаются от естественных условий – эксперимент полного соответствия.

Основные этапы психологического исследования

Что нужно знать про планирование, чтобы провести экспериментальное психологическое исследование?

Эксперимент состоит из нескольких этапов. Основные этапы исследования можно обозначить следующим образом:

  1. Определение темы исследования.

Данный этап позволяет ограничить область исследований, объектов и методов. После выбора темы осуществляется первичная постановка проблемы.

  1. Работа с научной литературой.

Ознакомление с работами других психологов, их исследованиями, а также информацией из открытых источников позволяет приобрести базовые знания в выбранной теме. В результате данной работы происходит уточнение проблемы, возникновение гипотезы и идеи плана исследования, определяется актуальность проблемы.

  1. Уточнение гипотезы и определение переменных.

На данном этапе необходимо разработать экспериментальную гипотезу, которая должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания «если А, то Б». Переменные, входящие в гипотезу, должны контролироваться в эксперименте, т.е. «А» будет меняться под влиянием экспериментатора, а «Б» измеряться.

  1. Выбор экспериментального инструментария.

Выбираются методики и аппаратура эксперимента для управления условиями исследования и измерения выбранных параметров.

  1. Планирование экспериментального исследования.

Этап является центральным для всей процедуры исследования, на нем выделяются побочные переменные, способные повлиять на ЗП и результаты эксперимента. Планирование создается с целью контроля внутренней и внешней валидности эксперимента.

  1. Отбор и распределение испытуемых.

Распределение испытуемых необходимо проводить в соответствии с выбранным ранее планом.

  1. Проведение эксперимента.

Сам эксперимент делится условно на три части:

  • Подготовка. Включает в себя разработку инструкций для испытуемых, подготовку условий для проведения исследования.
  • Инструктирование. Производится подготовка участников к эксперименту, задается мотивация, разъясняется инструкция.
  • Эксперимент. Непосредственно процедура экспериментирования, а также все пост-экспериментальные процедуры, связанные с интервьюированием испытуемых и оказанием им необходимой помощи после завершения эксперимента (в случае необходимости).
  1. Статистическая обработка результатов.

Этап направлен на преобразование заданной экспериментальной гипотезы в статистические данный, полученные от испытуемых.

  1. Выводы и интерпретация результатов.

Итоговым этапом является опровержение или подтверждение экспериментально гипотезы, связанной с каузальной связью между переменными «А» и «Б».

Заключительная часть

В работе представлены структурированные знания о психологических экспериментальных исследованиях – подробно рассмотрено понятие эксперимента в психологии, выделены его типы и этапы. С помощью принципов, обозначенных в работе, можно составить план эксперимента.

Стоит отметить, что статья не содержит в себе всю информацию, требующуюся для проведения психологического экспериментального исследования, она может служить только в качестве ознакомительного материала для людей, имеющих целью проведение психологического эксперимента.

Список литературы

  1. Дж. Гудвин. Исследование в психологии: методы и планирование / 3-е изд., испр. // М.: СПб.: Питер. — 2004. — 558 с.
  2. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология / Учебник для вузов, 2-е изд., испр. // М.: Академия. — 2007. — 320 с.
  3. Левитов Н.Д. «Определение психического состояния». Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.
  4. Чуприкова, Н. И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии / Н.И. Чуприкова. — М.: Языки славянской культуры, 2015. — 428 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Как самому провести психологический эксперимент

Проведение вашего первого эксперимента в области психологии изначально может показаться трудным и пугающим. Но не следует забывать, что эксперимент состоит из структурированных частей, четкое выполнение которых вполне может привести к успеху.

Как самому провести психологический эксперимент

Инструкция

Для начала необходимо определиться с темой исследования. Для этого важно, чтобы она интересовала как вас лично, так и окружающих людей. Актуальность темы должна заключается в проблемном вопросе. Сюда можно отнести следующие темы: как подготовить подростков к семейной жизни, как лучше усваивать тот или иной материал и т.д. На основании проблемного вопроса вы также должны выстроить гипотезу. Например, красный цвет вызывает аттракцию у мужчин. В своем исследовании вы должны будете доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Стоит также отметить, что следует заранее провести поиск литературы по выбранной вами теме. Возможно, она уже была исследована ранее, и ваша тема будет не актуальна.

После того как вы определились с темой, займитесь поиском переменных. Под переменной понимается любой фактор, который может изменить ход исследования. Переменные подразделяются на внутренние и внешние. К внешним можно отнести: влияние посторонних лиц на ход исследования, климатические условия, санитарно-гигиенические условия. К внутренним относятся: самочувствие испытуемого, его настроение, физическое состояние.

Следующим шагом является поиск необходимых для исследования методик. Часто их можно найти в свободном доступе в интернете. Однако, вы можете составить их самостоятельно, учитывая при этом правила составления опросных листов. Позаботьтесь о том, чтобы методика была предельно понятной и доступной для испытуемого. Опробуйте её на ваших знакомых, чтобы удостовериться в этом.

Далее следует определиться с выборкой. Это одна из самых важных частей эксперимента. Предположим, если вы исследуете подростков, то не включайте в выборку людей старше 18 лет. Выборка должна быть разнообразной. Желательно не брать детей из одной школы, района или города. Чем шире будет выбранный круг испытуемых, тем более точные результаты принесет ваш эксперимент.

Важным шагом является непосредственное проведение эксперимента. Позаботьтесь о том, чтобы для всех испытуемых были созданы одинаковые условия. Старайтесь вести себя доброжелательно. Четко ознакомьте каждого с инструкцией так, чтобы не осталось не ясных моментов. После проведения эксперимента поблагодарите испытуемого, что он уделил вам свое время.

Последним шагом является обработка данных и интерпретация результатов. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специальных программ (Vstat 2.0, SPSS v.15).

Видео по теме

Источники:

  • Психологический эксперимент

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить должностную инструкцию для уборщицы
  • Как найти площадь участка квадрата
  • Как найти объем видеопамяти задача
  • Как найти свои корни родословной бесплатно
  • Физика как найти массу поршня