Как составить психологическое заключение на программу

Населенный пункт: Сахалинская область г. Южно-Сахалинск

Психологическое заключение 1

Ф.И.О. ребенка:

Возраст: 9 лет

Школа, класс: МБОУ , 3 класс (повторное обучение)

Дата проведения обследования:

Цель проведения обследования: трудности освоения АООП (ребенок с ОВЗ)

Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования. Мальчик контактен, на вопросы отвечает охотно, исполнителен. Отмечается позитивный фон настроения. Отношение к обследованию заинтересо

ванное, выжидательное.

Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования. Не сразу приступает к выполнению задания. При предъявлении инструкции часто требуется повторение. Отдельные задания вызывают у ребенка интерес. Мимика бедная, невыразительная.

Отмечаются особенности протекания психических процессов: Темп психических процессов замедлен. С трудом переключается. Нуждается в частой стимулирующей помощи, фиксируется на отдельных действиях, с ответами затрудняется. Задания понимает не сразу.

Сформированность социально-бытовой ориентировки. У мальчика недостаточный объем знаний и представлений об окружающем мире. Имеет общую осведомленность в кругу бытовых понятий. Доминирующие интересы и увлечения слабо выражены. В игровой деятельности ребенок умеет подчиняться общим правилам игры. Представления об окружающем мире сформированы недостаточно.

Навыки пространственной ориентировки Пространственно-временные представления сформированы частично, слабо ориентируется в основных понятиях времени, не справляется с установлением причинно-следственных отношений между явлениями действительности.

Особенности восприятия Сформировано представление о цвете, величине предмета. О форме – часто затрудняется, не может выразить свою мысль. Зрительный синтез и целостное восприятие предмета ниже возрастной нормы. Не сформирована структурность восприятия. Не всегда соотносит слово с предметом. Испытывает трудности при узнавании объекта в восприятии сюжетного изображения. Ведущий канал восприятия информации – визуальный.

Особенности внимания. Объем внимания недостаточный. Имеются трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала. Внимание неустойчиво, повышенная отвлекаемость. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного. Утомляется при длительном задании, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Общий уровень произвольного внимания низкий.

Особенности запоминания. Объем механического запоминания в пределах нижней границы возрастной нормы; наблюдается некоторая положительная динамика числа запоминаемых объектов. Продуктивность непроизвольного запоминания низкая. Сохранение информации затруднено. Прочность запоминания цифр, букв низкая. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, не может изложить основной смысл. Не всегда улавливает главную мысль содержания. Устанавливает смысловые связи между словами и картинками. Установление более далеких связей вызывает затруднение.

Уровень развития интеллекта существенно отстает от возрастных норм. Низкий уровень сформированности основных мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация, обобщение, абстракция. Скрытый смысл выражений понимает не всегда, с трудом. Логические связи, инструкции к заданиям в вербальной форме улавливает с большим трудом, в упрощенной форме – не сразу. Самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи, при выполнении задания нуждается в помощи взрослого. Преобладает наглядно-образное мышление, формирование словесно-логического затруднено.

Словарный запас ограничен, активный словарный запас мал. При составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения. Сложные слова проговаривает по слогам.

Характеристика умственной работоспособности: Замедленное вхождение в деятельность, низкий темп выполнения заданий, не сразу понимает инструкцию. Работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость. Низкая продуктивность работы, отмечается отрицательная динамика работоспособности на протяжении обследования.

Особенности эмоционально-волевой сферы Застенчив. Пассивен и инертен. Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточна, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях. Взаимоотношения с взрослыми и сверстниками отличаются проявлением черт детскости в деятельности и поведении.

III. Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы: уровень актуального развития не соответствует показателям возрастной нормы.

Педагог-психолог

Дата

подпись

расшифровка

Руководитель ОУ

М.П.

подпись

расшифровка

Заключение психолога 2

Ребенок 8 лет, 2 класс.

Исследование проведено ___ год.

Причина исследования: запрос мамы мальчика: оформление пакета документов на ПМПК для переосвидетельствования, подтверждение инвалидности.

Ребенок обучается во 2 классе МБОУ.

Во время исследования контактен, заинтересован в результатах исследования. К процедуре диагностики относится с интересом. Мотив оценки сформирован. Общий эмоциональный фонровный, позитивный. Реакции на одобрение и коррекцию выполнения заданий адекватные, прибегает к помощи подсказок. Движения уверенные, быстрые, активная жестикуляция, изредка повышенная двигательная активность. Наличие незначительной ситуационной тревожности. Мальчик эмоционален, общителен, порой нетерпелив. В пространстве и времени ориентирован верно, пространственные представления достаточны.

По результатам диагностики:

Во время диагностики внимателен, инструкции воспринимает правильно, выполняет согласно требованиям, при необходимости охотно использует подсказки. Темп выполнения заданий равномерный. Речь развернутая, грамотная, при ответе может пошутить. Объем словарного запаса достаточный, соответствующий возрасту и имеющемуся образованию. Комбинаторные способности развиты, успешно оперирует образами, соотносит части и целое. Осуществляет анализ и синтез воспринимаемых объектов. Объем образной памяти — верхняя граница возрастной нормы, объем слухоречевой в пределах возрастной нормы. Объемы механического запоминания достаточны (кривая запоминания возрастающая, повторы и добавочные слова отсутствуют). Внимание устойчивое, достаточного объема и концентрации. Задачу удерживает до конца упражнения. Классификацию выполняет с опорой на существенные признаки. При субтесте «Исключение» смысловое значение понятий раскрывает, смысл пословиц и метафор объясняет. Сравнение с опорой на существенные признаки. Умозаключения по аналогиям и закономерности производит на достаточном, в рамках возраста, уровне. Темп работы устойчивый, локус контроля преимущественно внутренний.

Учебная мотивация развита достаточно. Основной мотив учебной деятельности – хочет иметь хорошие знания, которые будут нужны во взрослой жизни. «Учиться надо!»

Таким образом, в процессе исследования установлено: достаточность временно-пространственных ориентировок. Произвольность познавательных процессов частично сформирована, находится в стадии активного формирования. Внимание устойчиво, темп деятельности равномерный. В мышлении наблюдается устойчивость работы интеллектуально-мнестической сферы.

Педагог-психолог

Заключение психолога 3

Ученик 2003 года рождения, 9 класс

Исследование проведено ________ года

Причина исследования: обращение в ТПМПК для решения вопроса об особых условиях проведения государственных экзаменов за курс 9 класса

Подросток обучается в МБОУ ____- с первого класса. Во время исследования приветлив, немногословен. Проявляет интерес к исследованию и заданиям. К процедуре диагностики относится спокойно. Общий эмоциональный фон ровный, позитивный. Реакции на одобрение и коррекцию выполнения заданий адекватные. Движения спокойные, замедленные. Проявляет незначительную ситуационную тревожность.

По результатам диагностики:

Во время диагностики при поиске обобщающих понятий внимателен, инструкции воспринимает правильно, выполняет согласно требованиям, при необходимости охотно использует подсказки. Однако затрудняется при поиске обобщающих понятий, допускает обобщение по несущественным признакам объектов. Темп выполнения заданий неустойчивый, замедленный. Затруднено восприятие информации на слух, наблюдается неточность воспроизведения. Подросток немногословен, имеет бедный словарный запас (часто недифференцированный), не вполне соответствующий возрасту и имеющемуся образованию. В связи с проблемами слухового восприятия недостаточно сформированы пространственные представления, осведомленность об окружающем мире ограничена.

Объем образной памяти – соответствует возрастной норме, объем слухоречевой — нижняя граница возрастной нормы. Объемы механического запоминания достаточны (кривая запоминания возрастающая, при присутствии небольшого количества повторов). Не показал способности к смысловой обработке запоминаемого материала.

Внимание устойчивое, сконцентрированное, но недолговременное. Объем внимания – нижняя граница возрастной нормы.

Классификацию и сравнение выполняет с опорой, как на существенные признаки, так и на несущественные. Средний уровень овладения операцией сравнения. При субтесте «Исключение» смысловое значение понятий раскрывает, смысл пословиц и метафор объясняет. Умозаключения по аналогиям и закономерностям производит не полностью. Не всегда справляется с анализом и синтезом воспринимаемых объектов.

Имеет средний уровень учебной мотивации. Самооценка адекватна, с тенденцией к занижению. Порой не хватает уверенности в себе, подросток проявляет боязнь публичных выступлений, преувеличение значимости своих ошибок.

Таким образом, в процессе исследования установлено: Произвольность познавательных процессов сформирована недостаточно. Внимание неустойчиво. Темп деятельности неравномерный. Незначительная положительная динамика работы интеллектуально-мнестической сферы.

Существуют проблемы слухового восприятия, которые влияют на формирование произвольности познавательных процессов, на результаты освоения учебного материала.

Педагог-психолог МБОУ

Директор МБОУ

Реквизиты образовательного учреждения

Примерная схема психологического заключения для ПМПК

Ф.И.О. ребенка:

Возраст:

             Класс:

I. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.

Описание контакта с ребенком в ситуации обследования. Общителен, активен в общении, контактен, на вопросы отвечает охотно, исполнителен, спокоен или контакт затруднен, замкнут, на вопросы отвечает избирательно, насторожен, недоверчив, контакт устанавливается с трудом. Отмечается преобладающий фон настроения (фон настроения сниженный, неадекватно завышенный, эмоционально адекватен – устойчив – неустойчив, настроен враждебно, тревожен, напряжен, стеснителен, равнодушен, дурашлив, депрессивен, скован и   т.п.). При необходимости отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, поведенческие реакции (волнуется – краснеет, отмечается тремор конечностей).

Если не пошёл на контакт, то что делал: сидел молча, ходил по кабинету, бесцельно перебирал игрушки, кричал, плакал, сидел не руках у мамы и т.д.

II. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.

 «В ходе обследования выявлены следующие особенности: ………..», или «В ходе индивидуального наблюдения было замечено ……», или «Со слов педагога (воспитателя, родителей)».

Деятельность: целенаправленная, недостаточно целенаправленная, планомерная или непланомерная, организованная или неорганизованная, темп (средний, медленный, ускоренный, неравномерный). У дошкольников можно отметить использует ли предложенные игры целенаправленно, в соответствии с правилами. Доводит ли выполнение задания до конца.

Работоспособность: высокая или низкая, стабильная или нестабильная. Имеется ли повышенная истощаемость, пресыщаемость. Стремиться ли самостоятельно преодолевать возникшие трудности или ждёт помощи от взрослого.  Наблюдается ли дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Сформированность социально-бытовой ориентировки. Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) в пределах возрастной нормы, ниже возрастной нормы.

Особенности восприятия 

Обобщённость восприятия: умеет ли выделять главное, существенное в объекте. При восприятии текста, сюжетного изображения  может ли выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.

Умеет ли самостоятельно рассматривать, всматриваться,  или необходимо постоянное побуждение. Может ли выполнять задания без стимулирующих вопросов педагога.

Восприятие устойчивое или неустойчивое, целостное или фрагментарное, поверхностное, планомерное или хаотичное, недостаточно осмысленное и т.д.

Не нарушено ли представление о себе, о ближайшем окружении, о пространстве и времени.

Имеет ли место замедленность приёма и переработки сенсорной информации, медленное реагирование на внешние стимулы.

У дошкольников можно отметить: называет ли части суток, дни недели, времена и месяцы года, путает или нет их последовательность. Понимает ли пространственные отношения между предметами, понимает и правильно употребляет пространственные предлоги и наречия (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.

У детей с аутистическими проявлениями:

повышена ли  сенсорная чувствительность, имеется ли игнорирование воздействий,  отрицательное реагирование на новизну;

был ли заинтересован яркими предметами;

вызывает ли лицо педагога уход от контакта;

реагировал ли плачем, криком на звуковые раздражители;

обследовал ли предметы с помощью облизывания, обнюхивания;

раскачивался всем телом, совершал однообразные прыжки, кружился и т.д.;

имеется ли склонность к нанесению себе повреждений;

восприятие фрагментарное (упускает мелкие детали);

предпочитает ли зрительные и осязательные  стимулы.

Особенности внимания. Отмечаются возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания (внимание целенаправленно — нецеленаправленно, неустойчиво, обнаруживается повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала и т.п.).

Активно ли принимает задачу, внимательно ли выслушивает инструкции, рассматривает предметы.

Не нарушено ли понимание инструкции, устойчивое ли слуховое внимание.

Имеется ли отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.

Есть ли трудности сосредоточения, импульсивность, инертность.

Необходимы ли уточняющие вопросы взрослого.

Требуется ли многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать.

Удерживается ли предлагаемая программа деятельности в процессе работы.

Необходимо ли совместное со взрослым поэтапное выполнение задания.  Внимание малоустойчиво, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается.

Может иметь место переключаемость внимания на непроизвольной основе.

Внимание может характеризоваться неустойчивостью, могут  отмечаться колебания работоспособности.

Может быть повышенная истощаемость, кратковременная продуктивность при выполнении заданий. Быстрое нарастание ошибок по мере достижения цели.

Частая непроизвольная переключаемость внимания. Спонтанная реакция на внешние раздражители.

Активное внимание неустойчиво, повышены утомляемость и истощаемость.

Недостаточная фиксация на предлагаемом задании.

Имеются трудности в произвольной организации внимания, в его переключаемости и концентрации.

Преимущественно непроизвольное, неустойчивое, небольшого объёма.

Не может сосредоточиться и работать не отвлекаясь.

Концентрация внимания практически невозможна.

Целенаправленное внимание нарушено: трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.

Не в состоянии активно концентрировать своё внимание, быстро отвлекается, реагирует на каждый шум, слово.

Подвижность, двигательная расторможенность в сочетании с нестойкостью внимания.

Не может длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях, с большим трудом подчиняется словесной инструкции.

Внимание нестойкое, рассеянное, отвлекается под действием посторонних факторов.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания.

У детей с аутистическими проявлениями можно отметить:

Действует ли совместно с педагогом. Не нарушено ли развитие взаимной координации внимания: умение следовать взгляду и указанию взрослого. Достаточно ли сформировано произвольное внимание. Сформировано ли речевое внимание, прислушивается  к голосу педагога, к его просьбам и указаниям, владеет ли обследовательскими действиями.

Особенности запоминания. Необходимо указать объем механического запоминания. Динамика запоминания 10 слов: норма — 6,7,8 слов при первом воспроизведении, при отсроченном воспроизведении –  5-6 слов.  

Нарушения запоминания могут быть следующими:

Низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания.

Незапоминание последовательности элементов.

Трудности усвоения двигательной программы.

Необходимость подсказки для воспроизведения.

Неуверенное воспроизведение.

Снижение объёма запоминания.

Объём слуховой и зрительной памяти соответствует возрасту.

Эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением.

Не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами.

Плохо запоминает стихи, не удерживает в памяти условие задачи.

Недостаточная сформированность произвольной памяти.

Замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала.

Преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным, логическим.

Снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. Наглядная память преобладает над словесной.

Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Недостаточный объём и прочность запоминания.

Низкий объём памяти. Требуется много времени для изучения и освоения новых навыков, для заучивания и запоминания.

Запоминает очень медленно, лишь после многократных повторений, быстро забывает воспринятое, не может воспользоваться усвоенными навыками на практике.

Замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость.

С трудом осознаёт и запоминает внутренние логические связи.

Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память слабо развита.

Запоминание непроизвольное. Привлекает внимание то, что кажется интересным.

С трудом запоминает логические связи и отношения, т.к. не понимает их. Плохо понимает и запоминает отвлечённые словесные объяснения, необходимо наличие наглядного материала.

Ведущим видом памяти является зрительная память. В основе произвольного запоминания лежит механическое заучивание.

Воспроизводит материал упрощённо, опускает значимые его части, изменяет последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливает необходимых взаимоотношений между ними.

Объём памяти уменьшен, требуется больше времени для освоения навыков, для заучивания и запоминания.

Запоминание непроизвольное, бессистемное, осмысленное заучивание недоступно.

Норма: запоминание точное, воспроизведение полное, память произвольная.

У детей раннего и младшего дошкольного возраста, у детей с аутистическими проявлениями можно описать:

Знает ли родных и близких, отличает ли их от посторонних, чувствует ли себя спокойно в их присутствии.

Узнаёт ли свои вещи и игрушки.

Подбирает ли парные картинки.

Понимает ли простые жесты: «до свидания», «нельзя», «дай», «на» и т.д.

Узнаёт ли изображения на картинках.

Выполняет ли простые просьбы взрослого.

Уровень развития интеллекта: в пределах возрастной нормы, ниже — выше средней возрастной нормы, существенно отстает от возрастных норм, нижняя граница нормы.

Отдельно описывается особенности вербального и невербального интеллекта.

Пробы на невербальный интеллект выполняет легко (можно указать методики, например, доски Сегена, кубики Коса, матрицы Равенна). Указывается способ действий (с заданием справляется легко, самостоятельно;  с легкими вариантами справляется сам, с трудными нужна помощь). Вербальный интеллект (речевое мышление). Операции обобщения, исключения, сравнения понятий выполняет легко, выполняет без затруднений — с затруднениями,  обобщает по существенным – несущественным признакам. Логические связи, инструкции к заданиям в вербальной форме улавливает легко, с трудом, в упрощенной форме после многократного повторения.

Можно описать следующие нарушения мышления:

Не владеет соотносящими действиями (младшим дошкольникам)

Применяет способ проб и ошибок.

Не может понять смысл сюжетной картинки.

Импульсивность при анализе картинки и рассказа.

Замедленное понимание с подсказкой.

Несформированность процесса обобщения.

Импульсивное решение задач на обобщение или выделение аналогий.

Инертность в сфере решения задач.

Некритичность, невозможность оценить свою работу.

Операции классификации выполняет с ошибками. Наблюдаются ошибки при выделении лишнего предмета. Ошибки самостоятельно не исправляет.

При выполнении классификации предметов не может отвлечься от второстепенных признаков, необходима помощь психолога.

Внимательно выслушивает условие задачи, целенаправленно и активно начинает действовать, но с заданием не справляется.

Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связей возможны при постоянной помощи взрослого.

Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает трудности.

Не может устанавливать смысловые связи.

Мыслительные операции сформированы недостаточно, познавательные интересы выражены крайне слабо. Учебная мотивация отсутствует.

Дефицит мотивационного компонента, низкая познавательная активность. Избегание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.

С трудом осмысливает и выделяет проблемную ситуацию, анализирует её условия.

Проводит сравнение по несущественным признакам. Затрудняется в установлении сходства и различия предметов.

Отсутствует потребность ставить цель и планировать деятельность.

Низкая способность к рассуждению и выстраиванию доказательств. С трудом переносит навыки и знания из одной ситуации в другую. Абстрактные понятия недоступны для понимания.

Имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Затрудняется в решении простых наглядно-действенных задач.

Решает наглядно-действенные задачи с большим количеством ошибок после ряда попыток. Повторяет одни и те же ошибки, так как не меняет способ действия.

Задания, требующие наглядно-действенного мышления, вызывают большие трудности. Не может сохранить в памяти показанный образец и действует ошибочно.

Задания, выполнение которых основано на логическом мышлении вызывают большие трудности или оказываются недоступными.

Наиболее доступна наглядно-действенная форма мышления.

Действия с предметами носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.

Мыслительный анализ отличается бедностью и фрагментарностью.

Анализ объектов осуществляется по вопросам взрослого.

Сравнивая предметы, обращает внимание только на различия, не замечая сходства.

Находит отличия между предметами опираясь на непостоянные признаки.

Не удерживается, «соскальзывает» в русле сложного для него задания и заменяет его более простым, не замечая этого.

Обобщая, берёт во внимание несущественные признаки, действует необоснованно, вопреки логике вещей.

Затрудняется изменить однажды выбранный способ обобщения, проявляет инертность мыслительных процессов.

Мышлению свойственна стереотипность, тугоподвижность, недостаточная гибкость. Применение имеющихся  знаний в новых условиях вызывает затруднения.

Мыслит конкретно, обобщения недоступны.

Активность мыслительных процессов снижена. Наиболее сохранный вид мышления – наглядно-действенный.

Неосознанность и хаотичность действий в процессе решения. Некритичность мышления.

Низкая мотивация мыслительной деятельности.

Анализ характеризуется бессистемностью, непоследовательностью, хаотичностью. Синтез предметов затруднён. Затрудняется в установлении логических связей.

Обобщение основано на выделении несущественных, второстепенных свойств объектов.

С трудом переносит навыки и знания из одной ситуации в другую. Абстрактные понятия недоступны для понимания. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность достаточно высокая, не отмечается проявлений утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке, колебания работоспособности; работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, отмечается динамика работоспособности на протяжении всего обследования, возникновение импульсивности на фоне утомления, на фоне утомления проявляется плаксивость, неадекватный смех, дурашливость.

Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.

По данным методики __________ выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: состояние повышенной тревожности….

Выявлены следующие характерологические особенности: аутоагрессия, повышенная внушаемость, застенчивость, излишняя погруженность в себя.

III.  Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы:  уровень актуального развития соответствует показателям нормы возрастного развития, уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, уровень актуального развития не соответствует показателям возрастной нормы.

Тип психического дизонтогенеза.

Дата

Подпись педагога – психолога

Подпись руководителя ОУ

Печать

Готовый бланк
заключения с различными вариантами в скобках. Выбирайте подходящее, убирайте
лишнее, может где-то симпровизируете — и заключение готово

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф.И. ребенка_____________________________ возраст ________

Психологическое
обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.)
 с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК,
определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной /
эмоционально-волевой  сферы, д
р).  Психологическая диагностика
проводилась (даты) в индивидуальной форме (посредством наблюдения).

В процессе
психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально –
волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает
легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный,
формальный, поверхностный, проявляет негативизм
) характер. 

Эмоциональная реакция
на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности,
настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений,
плача, негативизма
).

При поощрении и
одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные
эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие
). 

После сделанного
замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий,
раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции
). 

В случае неудач
наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе
вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за
поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых
неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания,
неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде
агрессивных действий
). 

Эмоциональный фон на
протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный,
безразличный
). 

Отмечаются яркие
эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной
нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций,
слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость
). 

Эмоционально
уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность). 

Общение активное (реактивное,
пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная
активность в общении
). 

Саморегуляция и
контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) из-за низкой
концентрации внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной
зрительно – моторной координации. 

Критичен к оценке
результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность
снижена, некритичен
).

Деятельность ребенка
характеризуется следующими показателями.

Интерес к выполнению
заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за
низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый
). 

Инструкцию понимает и
сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет,
не сохраняет до конца, не принимает
). 

Ориентировочная
деятельность носит активный и целенаправленный характер (выраженная
активность и целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном
поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование
). 

Не может
самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет
задание без помощи)
вследствие низкой концентрации внимания, неумения
построить план действий (боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая
помощь, пресыщения деятельностью – нужна организующая помощь, поверхностного
или нестойкого интереса
).    

Деятельность носит
нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер:
целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости
внимания (неудач или замечаний, пресыщения деятельностью). 

Динамика деятельности
неравномерная (равномерная), темп преимущественно быстрый (умеренный
при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность,
заторможенность
). 

Нормальная
работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение
наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер
работоспособности, низкая
). 

По характеру
организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок  в основном нуждается
в организующей, обучаемой (стимулирующей, разъясняющей, наглядно –
действенной, контролирующей
) помощи. 

Ошибки при выполнении
задания отсутствуют (исправляются самостоятельно, не замечаются без помощи
взрослого
). 

Речевое сопровождение
отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую
функцию, сопровождающую действие, констатирующую
).

Результаты изучения
психических функций следующие. Наблюдается трудности в различении основных и
оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы
низкое. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития
кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Не испытывает трудности
при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нарушено.
Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного
соотнесения, целенаправленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные
картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб,
перебора вариантов. Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции
обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень
понимания смысла причинно-следственных отношении ниже среднего. Уровень
развития как вербального, так и невербального воображения низкий. Внимание
поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Манипулятивния
функция рук несколько ограничена.

Таким образом,
структура выявленных у ребенка нарушении следующая:

  • Незрелость
    всех форм мышления;
  • Низкая
    концентрация внимания;
  • Несформированность
    саморегуляции и контроля поведения;
  • Нарушена
    ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции:
относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

Рекомендации:

  • формирование
    обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
  • развитие
    фонематического восприятия.
  • развитие
    концентрации, переключаемости внимания.
  • развитие
    зрительного восприятия цвета, формы, величины, 
  • развитие
    вербального воображения.
  • Развитие
    эмоциональной, сферы, коммуникативных навыков
  • Коррекция
    импульсивности

Дата
__________________                
          ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями
согласен(на)________________________
                     
                     
                     
                     
                     
       
 подпись родителя

Психологическое заключение

Психологическое заключение-один из основных рабочих документов педагога-психолога, по сути является ответом на запрос клиента.

Заключению предшествует важный этап анализа, сопоставления и обобщения разнообразных экспериментальных данных. Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями педагога-психолога о процессах психического развития. В психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности в зависимости от направлений исследования. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ. Обязательными элементами психологического заключения являются блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства: особенности развития, прогноз развития и рекомендации. Оформляются в свободной форме.

Оформляется в двух экземплярах с указанием даты и подписью педагога- психолога.

Примерная схема заключения включает в себя: цель исследования, данные анамнеза, методы исследования, интерпретацию результатов исследования, психологический диагноз, прогноз, рекомендации.

Условно в структуре заключения можно выделить 4 блока.

  1. й блок включает в себя: описание целей, условий, в которых проводилось конкретное исследование (групповое или индивидуальное, дата, время суток, особенности ситуации тестирования, состояние обследуемого), данные анамнеза.
  2. й блок -описание методов исследования.
  3. й блок -интерпретация полученных данных.
  4. йблок -диагноз, прогноз и рекомендации психолога.
  5. й блок -разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, нуждающимися в психологической помощи, с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти потерянный документ в квартире
  • Как найти торможение по графику
  • Как найти давление атмосферы в шахте
  • Как найти свой кошелек от биткоинов
  • Мне 14 хочу парня как найти