Как составить психологического заключения по результатам диагностики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

    Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.)  с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой  сферы, др).  Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

      В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

       В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

     Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

      При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

     После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

     В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

     Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

     Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

     Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

     Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

     Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).

     Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

       Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи /  нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

     Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

     Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает). 

     Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

     Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

       Результаты изучения психических функций следующие.

     Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно). 

     Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

      Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

     Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное). 

     Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

     Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

        Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

  • Незрелость всех форм мышления;
  • Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
  • Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

     Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

     Рекомендации:

  • формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
  • развитие концентрации, переключаемости внимания.
  • развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________

                        подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» — Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

Скачать материал

Психологический анекдот
На тестовый вопрос  — 
«морковка, лук, картошка, лекс...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона

  • Курс добавлен 07.03.2023
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов

  • Сейчас обучается 319 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Психологический анекдот
На тестовый вопрос  — 
«морковка, лук, картошка, лекс...

    1 слайд

    Психологический анекдот

    На тестовый вопрос  —
    «морковка, лук, картошка, лексус,
    что лишнее?» —
    пятиклассник Петя ответил
    «морковка, лук, картошка».

  • Тема Составление психологического заключения по данным психодиагностического...

    2 слайд

    Тема Составление психологического заключения по данным психодиагностического исследования

    Тест думать не может.
    Думать должен психолог.
    P.E. Meehl

  • План: 1 Основные принципы составления заключения. 
2 Различие между тестовой...

    3 слайд

    План:
    1 Основные принципы составления заключения.
    2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.
    3 Этапы диагностической работы.
    4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.

    Вспомним
    Психодиагностика – наука и практика постановки
    индивидуального психологического диагноза.

  • ЛитератураТеория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Реч...

    4 слайд

    Литература
    Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2005..
    Лаак, Я. Психодиагностика. – М.: Институт практической психологии. — 1996.
    Шевандрин, Н.И. Основы психодиагностики: В 3-х ч. Ч. 2. – М.: Владос, 2003.- С.33.
    Психологическая диагностика / Под ред. К.М.Гуревича. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С.194.
    Вспомним
    Психологический диагноз – завершенный результат деятельности психолога, направленный на выявление психологических особенностей личности с целью
    оценки их актуального состояния,
    прогноза дальнейшего развития,
    составления заключения по запросу.

  • https://www.ljubljuknigi.ruВ дополнение к приведенному списку литературы реко...

    5 слайд

    https://www.ljubljuknigi.ru
    В дополнение к приведенному списку литературы рекомендуем эту книгу автора презентации

  • План: 1 Основные принципы составления заключения. 
2 Различие между тестовой...

    6 слайд

    План:
    1 Основные принципы составления заключения.
    2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.
    3 Этапы диагностической работы.
    4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
    Справка
    Заключение может быть представлено
    в устной форме при завершающем разговоре
    с клиентом. Но чаще от психолога требуется
    письменное заключение.

  • 1 Основные принципы составления заключения1. Содержание и стиль заключения за...

    7 слайд

    1 Основные принципы составления заключения
    1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста. Поэтому оно не имеют единой стандартной формы
    и правила написания.
    2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностики: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации или же требовалась простая консультация.

    Письменное заключение — конечный этап обобщающих диагностических действий.
    К.М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что научные публикации содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать
    некоторые
    важные
    принципы.

  • 1 Основные принципы составления заключения3. Заключение обычно ориентируется...

    8 слайд

    1 Основные принципы составления заключения
    3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, выбора профессии, коррекции состояний и т.п.
    4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства индивида, т.е. черты, результаты обследования которых значительно ниже или выше средних показателей.

    Письменное заключение — конечный этап обобщающих диагностических действий.
    К.М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что научные публикации содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать
    некоторые
    важные
    принципы.

  • 1 Основные принципы составления заключения5. Содержание заключения состоит из...

    9 слайд

    1 Основные принципы составления заключения
    5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов (протоколы тестов могут прилагаться отдельно для пояснения подхода).
    6. В заключении отметить, основываются ли суждения об индивиде на критериально-ориентированной оценке или на нормативно-ориентированной, указав, с какими нормами сравниваются показатели индивида.
    Письменное заключение — конечный этап обобщающих диагностических действий.
    К.М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что научные публикации содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать
    некоторые
    важные
    принципы.

  • 1 Основные принципы составления заключения
Письменное заключение 
- конечный...

    10 слайд

    1 Основные принципы составления заключения

    Письменное заключение
    — конечный этап обобщающих диагностических действий.
    Научно-методические работы содержат множество противоречивых практических советов по написанию заключения.
    Но все-таки можно ориентироваться на некоторые важные принципы (по А. Анастази).

    Р
    е
    з
    ю
    м
    е

  • План: 1 Основные принципы составления заключения. 
2 Различие между тестовой...

    11 слайд

    План:
    1 Основные принципы составления заключения.
    2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.
    3 Этапы диагностической работы.
    4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
    Вспомним
    Областью психологического диагноза являются
    индивидуально-психологические различия
    как в норме, так и в патологии (по Л.Ф.Бурлачуку).

  • План:1 Основные принципы составления заключения. 
2 Различие между тестовой...

    12 слайд

    План:

    1 Основные принципы составления заключения.
    2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.
    3 Этапы диагностической работы.
    Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
    Вспомним
    Областью психологического диагноза являются
    индивидуально-психологические различия как в норме, так и в патологии (по Ф.Бурлачуку).

  • 2 Различие между тестовой и клинической диагностикойПодготовка психологичес...

    13 слайд

    2 Различие между тестовой и клинической диагностикой

    Подготовка психологического заключения зависит от того, какую диагностическую парадигму выбирает психолог – психометрическую или клиническую (от греч. kline – постель, больничная койка).
    Иначе говоря, что предпочтительнее – тестирование с последующей интерпретацией или углубленное изучение частного случая в процессе психодиагностического взаимодействия. В литературе отмечается существование спора по этому поводу [см.: Н.И.Шевандрин, Основы психодиагностики].

  • 2 Различие между тестовой и клинической диагностикойПсихометрические процед...

    14 слайд

    2 Различие между тестовой и клинической диагностикой

    Психометрические процедуры дают возможность охарактеризовать диагностируемую переменную в количественной форме. При этом результаты испытуемого сравниваются со средними значениями, полученными на выборке стандартизации.
    В случае клинического обследования производится нестандартизованное интервью с целью лучшего понимания личностной индивидуальности испытуемого и его социального окружения.

  • 1-е Различие между тестовой и клинической диагностикой1. Психометрическ...

    15 слайд

    1-е Различие между тестовой и клинической диагностикой

    1. Психометрические средства обычно состоят из пунктов (вопросов, задач, утверждений), ответ на которые оценивается баллами, а результат выражается количественно.
    Клиническое обследование, берущее свое начало из психиатрии, не имеет строго определенного набора вопросов, а способы интерпретации ответов определяются концептуальными подходами и интуицией психолога.

  • 2-е Различие между тестовой и клинической диагностикой2. С позиций псих...

    16 слайд

    2-е Различие между тестовой и клинической диагностикой

    2. С позиций психометрической парадигмы наиболее существенные характеристики личности могут быть надежно оценены с помощью тестов, имеющих высокий уровень конструктной и прогностической валидности.
    С позиций клинической парадигмы для постановки диагноза недостаточно количественных показателей.

  • 3-е и 4-е Различия между тестовой и клинической диагностикой3. Результа...

    17 слайд

    3-е и 4-е Различия между тестовой и клинической диагностикой

    3. Результатом тестирования обычно является профиль выявленных особенностей,

    4. Стандартизированные процедуры обычно обусловлены теоретическим конструктом.
    а итогом клинического подхода – описание, очень похожее на литературное произведение.
    4.
    Клиническое исследование проводится в духе феноменологической эпистемологии.

  • 5-е и 6-е Различия между тестовой и клинической диагностикой5. Психомет...

    18 слайд

    5-е и 6-е Различия между тестовой и клинической диагностикой

    5. Психометрические процедуры подчиняются определенным правилам,
    6. Методами стандартизированного обследования являются хорошо формализуемые процедуры, прежде всего психометрические тесты,
    а клиническое обследование имеет свободную форму (что психолог или клиент посчитают важным).
    а методами клинического — чаще всего выступают слабоформализуемые процедуры, т.е. проективные техники, наблюдение и беседа.

  • 7-е Различие между тестовой и клинической диагностикой7. При стандартиз...

    19 слайд

    7-е Различие между тестовой и клинической диагностикой

    7. При стандартизованном обследовании выявленные особенности интегрируются в типологический диагноз,
    а при клиническом – интерпретируются данные конкретных жизненных ситуаций (в психиатрии устанавливается название психического заболевания).

  • 8-е Различие между тестовой и клинической диагностикой8. Такие критерии...

    20 слайд

    8-е Различие между тестовой и клинической диагностикой

    8. Такие критерии оценки качества обследования, как репрезентативность, надежность, валидность и достоверность, имеют в психометрическом и клиническом подходах диаметрально разные смыслы.
    Например, стандартизированные тесты обычно обеспечивают узкий диапазон информации на высоком уровне надежности, проективные процедуры обеспечивают более широкий диапазон информации, однако менее надежной.

  • 9-е и 10-е Различия между тестовой и клинической диагностикой   9. Обра...

    21 слайд

    9-е и 10-е Различия между тестовой и клинической диагностикой

    9. Обработка данных стандартизированных тестов осуществляется с помощью матстатистики,
    10. Прогноз поведения клиента при психометрическом подходе является одномоментным, основанным на статистических данных из репрезентативной выборки,
    а клинических вербализаций – на основе знаний и опыта психолога.
    при клиническом же – не принимается как окончательный, а постоянно проверяется и уточняется относительно информации, извлекаемой из последующего обследования.

  • Различие между тестовой и клинической диагностикойРазличия между указанными п...

    22 слайд

    Различие между тестовой и клинической диагностикой
    Различия между указанными подходами пока не удается согласовать теоретически.
    В любом случае итогом работы психолога является заключение, которое конструируется на основе обобщения информации двух типов – психометрического и клинического.
    Вопрос, что лучше – «формула или голова», т.е. психометрия или клиника, – пока по-прежнему открыт.

    Р
    Е
    З
    Ю
    М
    Е

  • План: 1 Основные принципы составления заключения. 
2 Различие между тестовой...

    24 слайд

    План:
    1 Основные принципы составления заключения.
    2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.
    3 Этапы диагностической работы.
    4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
    Напомним
    Заключение может быть написано в свободной форме, однако использование различных схем объективирует
    работу психолога, помогая выделять ключевые
    факты среди полученных, дифференцировать
    существенное и второстепенное.

  • 3 Этапы диагностической работы. 1) изучение практического запроса;
2) формули...

    25 слайд

    3 Этапы диагностической работы.
    1) изучение практического запроса;
    2) формулировка психологической проблемы;
    3) выдвижение гипотез о причинах явлений;
    4) выбор метода исследования;
    5) использование метода;
    6) формулировка психологического диагноза с прогнозом;
    7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися;
    8) осуществление этой программы,
    контроль за ее выполнением.
    .

  • 3 Этапы диагностической работы. 
Это не жесткая схема. 
В реальной жизни псих...

    26 слайд

    3 Этапы диагностической работы.

    Это не жесткая схема.
    В реальной жизни психолог навряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы он находится.
    Кроме того, каждый раз будут различны временные затраты на прохождение им того или иного этапа.
    Но ориентироваться на их совокупность и последовательность необходимо всегда.
    .
    Р

    Е

    З

    Ю

    М

    Е

  • План: 1 Основные принципы составления заключения. 
2 Различие между тестовой...

    27 слайд

    План:
    1 Основные принципы составления заключения.
    2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.
    3 Этапы диагностической работы.
    4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
    Напомним
    Психологический диагноз – завершенный результат деятельности психолога, направленный на выявление психологических особенностей личности с целью
    оценки их актуального состояния,
    прогноза дальнейшего развития,
    составления заключения по запросу.

  • Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго
1. Основные паспортные данные ребенка....

    28 слайд

    Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго

    1. Основные паспортные данные ребенка.
    2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
    3. Наиболее важные анамнестические данные.

    А. Общая часть заключения

  • Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго
4. Специфика внешности и поведения реб...

    29 слайд

    Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго

    4. Специфика внешности и поведения ребенка при обследовании, в т.ч. его эмоциональное реагирование, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
    5. Сформированность регуляторных функций.

    А. Общая часть заключения

  • Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго6. Общая оценка операциональных характе...

    30 слайд

    Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго
    6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования.
    7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
    8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

    А. Общая часть заключения

  • Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго1. Оценка актуального состояния психо...

    31 слайд

    Схема
    заключения
    по М.М. и Н.Я. Семаго
    1. Оценка актуального состояния психологических особенностей (собственно психологический диагноз).
    2. Вероятностный прогноз развития проблемы ребенка.
    3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
    Напомним: прогноз делается в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.
    Б. Специальная часть

  • Р е з ю м е
В диагнозе получают отражение вопросы общей, возрастной, педагоги...

    32 слайд

    Р е з ю м е

    В диагнозе получают отражение вопросы общей, возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии, а формулировка диагностического заключения характеризует уровень мышления, опыт и теоретическую подготовленность психолога.

  • Заключение Общая часть Специальная часть Принципы составления заключения. 
Те...

    33 слайд

    Заключение
    Общая часть
    Специальная часть
    Принципы составления заключения.
    Тестовая и клиническая диагностика

    Ключевые понятия темы

  • https://www.ljubljuknigi.ru

    34 слайд

    https://www.ljubljuknigi.ru

  • finitaБлагодарю за труд
по восприятию

    35 слайд

    finita
    Благодарю за труд
    по восприятию

  • Вопросы?Если их нет, напомним некоторые важные понятия, необходимые...

    36 слайд

    Вопросы?
    Если их нет, напомним некоторые важные понятия, необходимые для понимания данной темы.

  • Различие между психологическим и психиатрическим диагнозомпо А.Г. Шмелеву
Оши...

    37 слайд

    Различие между психологическим и психиатрическим диагнозом
    по А.Г. Шмелеву
    Ошибкой будет думать о том, что психологический диагноз – это заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Такой подход принят в области медицины, называемой психиатрией.
    В современной психодиагностике диагноз не только не сводится к фиксации,
    но даже не связан с прогнозом
    психических заболеваний.

  • Различие между психологическим и психиатрическим диагнозомпо А.Г. Шмелеву
Он...

    38 слайд

    Различие между психологическим и психиатрическим диагнозом
    по А.Г. Шмелеву
    Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к «нозологической» категории, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств – черт, способностей, мотивов личности и т.п. [Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики / Шмелев А.Г. и коллектив. – М., Р/нД : Феникс, 1996. – 544 с. – с.22]

  • Уровни (виды) диагноза по Л.С. ВыготскомуОписательно-симптоматическая диагнос...

    39 слайд

    Уровни (виды) диагноза по Л.С. Выготскому
    Описательно-симптоматическая диагностика — симптоматический диагноз: констатация симптомов, выраженных показателями теста.
    Причинная диагностика — этиологический диагноз: выяснение, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого.
    Типологическая диагностика – типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности.

  • Определение Л.Ф. БурлачукаПсихологический диагноз — конечный результат деятел...

    40 слайд

    Определение Л.Ф. Бурлачука
    Психологический диагноз — конечный результат деятельности психоло­га, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особен­ностей личности с целью оценки их акту­ального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, оп­ределяемых задачей психодиагностического обследования
    [Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с., с. 127].

  • Ануфриев А.Ф.: психодиагностика есть процесс распознавания 
(2) актуаль­ного...

    41 слайд

    Ануфриев А.Ф.: психодиагностика есть
    процесс распознавания
    (2) актуаль­ного состояния психологических особенностей отдельного чело­века или группы людей как причин определенных параметров деятельности или психического состояния
    (3) с точки зрения соответствия норме.

  • Ануфриев А.Ф.:Процесс распознавания (4) осуществляет­ся на основе извест...

    42 слайд

    Ануфриев А.Ф.:Процесс распознавания
    (4) осуществляет­ся на основе известной диагносту системы понятий как подведе­ние обследуемого (человека или группы) под общий тип
    (5) в целях прогнозирования психологических особенностей,
    (6) реа­лизации развивающего, коррекционного или профилактическо­го воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или психического состояния
    [Ануфриев, А.Ф. Психологический диагноз. — М. : «Ось-89», 2006. — 192 с. – с. 37]
    ].

  • ПроблемаВ.И. Войтко, Ю.З. Гильбух указывают, что психодиагностика не просто и...

    43 слайд

    Проблема
    В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух
    указывают, что психодиагностика не просто имеет дело с отдельным индивидом — она занимается лишь теми людьми, о поведении, деятельности, психическом состоянии которых заранее известно, что они ха­рактеризуются отклонениями и недостатками
    [Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопр. психологии. 1976. № 4. С. 18-19].

    К.М. Гуревич
    критикует эту точку зрения Он считает, что когда внимание сосредоточивается только на отклонениях и ког­да исключается диагноз благополучия, то произвольно сужается область психодиагностики
    [Психологическая диагностика; проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1986. — С. 22].

  • Определение Л.Ф. БурлачукаПсихологический диагноз — конечный результат деятел...

    44 слайд

    Определение Л.Ф. Бурлачука
    Психологический диагноз — конечный результат деятельности психоло­га, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особен­ностей личности с целью оценки их акту­ального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, оп­ределяемых задачей психодиагностического обследования
    [Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с., с. 127].

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 934 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 31.03.2019
  • 639
  • 1
  • 31.03.2019
  • 17723
  • 179
  • 31.03.2019
  • 198
  • 0
  • 31.03.2019
  • 443
  • 2
  • 31.03.2019
  • 208
  • 0
  • 31.03.2019
  • 419
  • 3
  • 31.03.2019
  • 1695
  • 10

Рейтинг:
5 из 5

  • 31.03.2019
  • 1243
  • 7

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Управление конфликтами в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности психолога в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Способы психокоррекции и профилактики в реалиях современного мира»

  • Курс профессиональной переподготовки «Семейная психология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ»

4.1. Общие положения технологии составления заключения

После проведения
анализа данных, полученных в ходе
углубленного обследования, составляется
развернутое пси­хологическое
заключение. В нем на основе анализа
резюми­руются наиболее важные
особенности развития ребенка, обоб­щенными
словами описывается совокупный комплекс
пока­зателей развития, основные,
выступающие на первый план, его
характеристики. В первую очередь
отмечается соответ­ствие (или
несоответствие) уровня актуального
развития ре­гуляторной сферы,
познавательной деятельности и поведе­ния
ребенка условно нормативному развитию,
тому соци­ально-психологическому
нормативу, который характерен для
данного учреждения образования. Обобщенно
оценивается актуальный уровень адаптации
ребенка к конкретной образовательной
среде и делается прогноз дальнейшего
разви­тия ребенка как в благоприятных,
так и в неблагоприятных для него условиях.
Описываются возможные причины и механизмы
выявленных особенностей развития и
пути адек­ватной помощи ребенку, в
том числе последовательность проведения
тех или иных коррекционно-развивающих
ме­роприятий, рекомендуемые консультации
специалистов иного профиля.

По возможности
описанные особенности соотносятся с
тем или иным видом дизонтогенеза
(отклоняющегося раз­вития). Подобная
краткая формулировка с описанием типа
отклоняющегося развития может быть
представлена как психологический
диагноз, на основании которого с уче­том
причин, социальных условий развития
ребенка и, ес­тественно, уровня
сформированности психических процес­сов,
функций дается вероятностный прогноз
дальнейше­го развития.

Постановка
развернутого, обоснованного
дифференциаль­но-типологического
диагноза и вероятностный прогноз
даль­нейшего развития в различных
ситуациях (например, при адекватной
коррекционной помощи в дополнение к
пребыва­нию ребенка в системе
специального образования) является
чрезвычайно важным этапом для понимания
необходимости и обоснованности обучения
ребенка по данной образователь­ной
программе.

Подобное заключение
может быть написано либо в свобод­ной
форме, либо по предлагаемой ниже схеме.
Общая струк­тура психологического
заключения может включать следую­щие
разделы:

Общая часть
заключения

1. Основные данные
ребенка (фамилия, имя, возраст на момент
обследования; здесь же можно привести
тип образовательной программы и форму,
по которой он обучается).

2. Основные жалобы
и претензии со стороны родителей,
педаго­гов, других лиц.

3. Рекомендуемый
раздел, посвященный наиболее важным
анам­нестическим данным. Если речь
идет о каком-либо виде дефи-цитарного
или поврежденного развития (нарушение
слуха, зре­ния, опорно-двигательного
аппарата или какая-либо верифици­рованная
черепно-мозговая или иная травма), это
обязательно должно быть упомянуто в
заключении.

4. Специфика
внешнего вида и поведения ребенка в
процессе об­следования, в том числе
характер его эмоционального реагиро­вания,
общая мотивация, отношение как к процедуре
обследо­вания, так и к результатам
собственной деятельности (критич­ность
ребенка и его адекватность).

5. Качественная
оценка сформированности регуляторной
сферы.

6. Подробная оценка
операциональных характеристик
деятельно­сти ребенка в различные
моменты обследования (в том числе и их
динамический аспект) с выходом на
уровневую констатацию психической
активности, работоспособности и темповых
харак­теристик деятельности.

7. Особенности
развития различных компонентов
когнитивной сферы (в том числе таких
психических функций, как память, речь,
мышление) с кратким описанием наиболее
специфичных резуль­татов выполнения
тех или иных заданий, методик (как
качествен­ных, так, по возможности, и
количественных). Желательно здесь же
соотнести выявленные особенности с
уровнем сформирован­ности системы
пространственных представлений.

8. Результирующая
характеристика уровня интеллектуального
раз­вития ребенка с учетом имеющихся
особенностей развития (мо­тивации,
темпа деятельности и т.п.).

9. Специфические
характеристики аффективной,
эмоционально-личностной сферы, включая
межличностные отношения и (по мере
возможности) их соотнесение с профилем
уровней базо­вой аффективной регуляции
(по О.С. Никольской).

Итоговая часть
заключения

1. Психологический
диагноз.

2. Вероятностный
прогноз развития.

3. Рекомендации
по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить,
что общая часть заключения ориенти­рована
не только на профильных специалистов,
но и на педагогический коллектив
(педагогов, воспитателей, админи­страцию
образовательного учреждения). Те, кто
имеет непос­редственный контакт с
ребенком, должны иметь представле­ние
о трудностях и особенностях развития
ребенка, что, в свою очередь, позволит
подобрать адекватные методы помо­щи
ребенку в рамках коррекционного обучения
— особые фор­мы организации обучения,
в том числе возможности индиви­дуализированного
подхода, особенности организации
дидак­тической среды и т.п.

Итоговая часть
заключения (психологический диагноз,
вероятностный прогноз дальнейшего
развития и рекомендации по сопровождению
ребенка в образовательном простран­стве)
адресована, скорее, профильным специалистам
— лого­педу, дефектологу, врачам,
непосредственно психологу и дру­гим
специалистам, участвующим в оказании
ребенку специа­лизированной внеурочной
помощи.

Поскольку сам
процесс написания заключения представ­ляет
достаточно длительную процедуру, время,
затрачивае­мое для анализа и составления
заключений (это относится ко всем типам
заключений), может отличаться по своей
длитель­ности как для различных
категорий детей, так и для разных
возрастных диапазонов (см. Приложение
2).

Автор: Караченцева Ирина Николаевна

Педагог-психолог ГКУ КО “Школа-интернат № 1”

Заключение по результатам психологического обследования подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

по результатам психологического обследования

Ф.И.: ___________ 

Возраст: 14 лет

Психологическое обследование проводилось по запросу родителя (матери) с целью изучения эмоционально-личностной сферы подростка и склонности к девиантному поведению. Обследование проводилось в форме беседы и тестирования, общее время обследования составило 1,2 часа. Беседа и тестирование проводились в кабинете психолога __________________.

Дата проведения обследования _________20 г.

Повод для обследования: 

К психологу обратилась мать _________. Поводом послужил выявленный родителями факт употребления алкоголя дочерью в компании сверстников. Перед специалистом поставлены следующие задачи:

– выявить склонность к девиантному поведению;

– изучить эмоционально-личностную сферу подростка;

– разработать рекомендации.

Содержание обследования:

– беседа;

– тест СДП (склонности к девиантному поведению), Э.В. Леус;

«Поведение родителей и отношение подростков к ним», Е. Шафер;

тестирование с использованием сертифицированного специализированного комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих программ «Effecton Studio» (опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», Цветовой тест Люшера, характерологический опросник Леонгарда-Шмишека, Методика изучения ценностных ориентаций Рокича, Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), Личностный опросник Айзенка (модификация Т.В.Маталиной), Методика изучения самооценки и уровня притязаний (Дембо-Рубинштейн), модификация А.М. Прихожан, Самооценка психических состояний (Айзенк).

Полученные психологические данные и результаты:

В ходе беседы девочка в поведении адекватна. В контакт вступает легко, на вопросы отвечает по существу. Фон настроения ровный. Внешние эмоциональные проявления слабо выражены. 

При дальнейшем тестировании инструкции усваивает, цель задания понимает. Темп деятельности равномерный, эмоциональные реакции адекватны ситуации.

По результатам диагностики отмечается низкий уровень самооценки (недооценка себя, своих способностей). В процессе самоопределения личности могут возникнуть проблемы, так как низкая самооценка неблагоприятна для личностного развития. При этом у девочки выявляется адекватный уровень притязаний и адекватное представление о своих возможностях. Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний сильное, наблюдается конфликт между тем, к чему стремится подросток, и тем, что считает для себя возможным. Такая дифференцированность предполагает возможность возникновения трудностей с постановкой четких и адекватных своим возможностям целей.

Девочка придает большое значение чувствам, поэтому благополучие существенно зависит от гармонии социальных контактов и отношений внутри семьи. Неуверенность в своих силах активно скрывается и маскируется кажущейся решительностью и авторитетной манерой выражаться.

В ходе диагностики выявлена предрасположенность к уныло-тревожному настроению, что подтверждается повышенным уровнем межличностной тревожности (ситуации общения), а также тенденцией к акцентуации характера по эмотивному типу (мягкость, добросердечие, эмоциональность, альтруизм) и экзальтированному (высокочувствительный, эмоциональный, влюбчивый, артистичный).

Выявлена ориентация на социально обусловленное поведение (направленность на социально предпочитаемое поведение среди сверстников или значимых взрослых), что может проявляться в зависимости от других людей или общения (потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым).

Выявлена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному (самоповреждающему) поведению, что может является следствием высокой эмоциональной восприимчивости и чувствительности, низкой устойчивости к стрессу, отсутствием сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями. 

Анализ полученных результатов особенности восприятия и понимания подростком воспитательной практики родителей свидетельствует о повышенной требовательности и тотальном контроле со стороны матери и недостаточном уровне доверительных отношений. Со стороны отца девочка отмечает попустительский стиль воспитания (недостаточное участие в жизни дочери).

Таким образом, ведущими психологическими особенностями испытуемого являются эмоциональность, чувствительность, подверженность влиянию социальнозначимых групп (при отсутствии социально-психологической дезадаптации), заниженная самооценка, ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному (самоповреждающему) поведению

Рекомендации:

  1. Посещение психокоррекционных занятий, направленных на повышение уровня самооценки и предупреждение риска аутоагрессивного поведения:

– формирование навыков принятия решения, развитие позитивных ценностей и процессов самоопределения;

– обучение социально-важным навыкам, устойчивости к негативному социальному влиянию (развитие способности говорить “нет” в случае давления сверстников);

– обучение распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

  1. Рекомендовано со стороны взрослых членов семьи проявлять больше заботы и внимания о ребенке, поддерживать и развивать доверительные отношения (Внимательно выслушивать подростка, прикладывать все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Внимательно относиться ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегать ничем из сказанного. Подросток может не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии).
  2. Рекомендован курс психологического консультирования родителей со специалистом по семейным отношениям, с целью прояснения межличностных границ внутри семьи, прояснения чувств друг друга и нахождение новых способов их выражения, улучшения психологического климата в семье, укрепления доверительных отношений между всеми членами семьи.

Педагог-психолог                                                                    

«____»__________2020г.

С заключением ознакомлен(а)  _____________ /___________________________________/

«____»__________2020г.

Автор статьи

Алёна Булатова

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Психодиагностическое заключение

Определение 1

Психодиагностическое заключение — это завершающий этап всего процесса психодиагностического исследования: на этом этапе происходит обработка, интерпретация и оформление результатов проведенного исследования. Это результат психодиагностической работы.

Психодиагностическое заключение включает в себя социально-демографические сведения, данные анамнеза, а также особенности поведения человека в ходе проведения исследования.

Замечание 1

Важно понимать, что психодиагностическое заключение содержит в себе логически обоснованные выводы о конкретных исследованных способностях человека. Психодиагност не пишет ничего непосредственно о самом человеке, он описывает полученные данные, основываясь на конкретных результатах.

Поэтому основным принципом составления психодиагностического заключения является безоценочность и объективность, т. е. психодиагност не переходит на личности, но и не стремится скрыть какие-то результаты, чтобы представить их в лучшем для человека виде.

Выдающийся американский психолог и психодиагност А. Анастази сформулировала основные принципы составления психодиагностического заключения:

  1. Психодиагностическое заключение стилистически и содержательно должно отвечать поставленному запросу заказчика: оно включает в себя поставленную цель психодиагностического исследования и основного заказчика, от которого поступил запрос на исследование.
  2. Психодиагностическое заключение должно полноценно и и целостно отражать результаты психодиагностического исследования во взаимосвязи, отражая личностный профиль, а не предлагать разрозненные результаты пройденных методик.
  3. Психодиагностическое заключение включает в себя обработку полученных данных, анализ и интерпретацию.
  4. Психодиагностическое заключение содержит в себе рекомендательную часть, ориентированную индивидуально на конкретного человека.

«Составление заключения по данным психодиагностического обследования» 👇

Структура заключения

Примерно структуру психодиагностического заключения можно представить следующим образом

  1. Цель и запрос заказчика, которые формулируются в самом начале заключения: цель исследование формулируется только на основании самого запроса клиента.
  2. Краткий блок сведений анамнеза — что формирует целостное представление результатов в соответствие с актуальной жизненной ситуацией.
  3. Описание условий проведения психодиагностического исследования и перечень использованных методик. Условия проведения исследования и поведение человека во время проведения исследования могут быть важными факторам для специфики полученных результатов. Поэтому это важно учитывать и фиксировать.
  4. Блок интерпретации результатов по каждой из методик: интерпретации должны быть целостными, логичными, последовательными и стилистически грамотными. При интерпретации результатов важно учитывать множественную детерминацию результатов, а также степень ситуативности-перманентности и актуальности-стабильности выявленных показателей.
  5. Обобщающие выводы, в которых интегрируются результаты по отдельным методикам в единую совокупность: для этого необходимо держать в голове цель и запрос самого исследования, избегать последовательного описания результатов, стремиться комплексно представлять результаты, дополняя одни другими. Особенно важным моментом здесь является получения противоречивых данных: такие данные важно чутко анализировать и грамотно представить их возникновение и объяснение, ссылаясь на объективные факторы.
  6. Рекомендации психолога: они разрабатываются и формулируются с учетом необходимости заказчика в этом и возможности с его стороны проведения психокоррекционной, развивающей или психотерапевтической работы с обследуемым лицом. Основным фактором формирования рекомендаций является сам запрос заказчика, его жалобы. Рекомендации должны быть сформулированы в профессиональном ключе: без советов назидательного характера и наставлений.

Формулирование рекомендаций, на самом деле, по мнению многих психологов, является чуть ли не самым значимым этапом всего психодиагностического процесса. Это означает, что психодиагностическая задача решена, что сам процесс обследования был проделан не зря.

Типы заключений

Естественно, что вышеперечисленные блоки и их специфика варьируются в зависимости от непосредственного подхода психодиагноста к работе, запроса и самого заказчика.

Как правило, психодиагностическое заключение может запрашиваться с разных сторон: со стороны родителей или самого человека, со стороны организации (руководителя организации), со стороны специалиста смежной профессии (социальный психолог психотерапевт).

Психодиагносту важно понимать, для кого он будет формировать заключение, потому что для каждой из этих трех сторон стилистические особенности, а также доминирование тех или иных содержательных блоков заключения будет различаться:

  1. Если заказчиком является сам человек (или его родитель, в случае ребенка как обследуемого), то психодиагносту стоит включить больше развернутых предложений об исследованных способностях, качествах или характеристиках, предоставляя их целостно и развернуто. Очень важно начинать с наиболее развитых и сильных сторон, подчеркивая их, а затем перейти на зоны роста, обозначив пути, как их можно еще больше развить. Значимым блоком будет раздел рекомендаций, который имеет смысл наиболее точно и направленно описать.
  2. Если заказчиком является руководитель какой-то организации, заключение строится на первоначально заявленном запросе от руководства или администрации, и соответственно результаты предоставляются строго в рамках поставленного запроса. Однако важно указывать рекомендации, которые могут быть использованы руководителями организации.
  3. Если заказчиком является специалист смежной специальности, то в заключении будет уместно указывать количественные показатели, включать специализированную терминологию, а также опираться именно на выявленные факты и меньше использовать рекомендаций.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить осанку простые упражнения
  • Как исправить цифру в паспорте в фотошопе с телефона
  • Психология как исправить всю свою жизнь
  • Как найти диагональ ромба зная их отношения
  • Завис ноутбук как исправить не выключая