Как составить психологическую анкету опросник

Правила составления анкет для психологического исследования

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты. Это ведущий принцип, из которого следуют все другие требования к ее построению.

Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены …чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2-3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно — и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего следует завершающая «паспортичка» (информация о поле, возрасте и т.п.).

Расположение коммуникативных блоков анкеты. Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.

  • Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.

Другое дело, если эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки).

  • Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «молодой человек», «девушка», «уважаемый …» и т.п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе.
  • Паспортичка (или объективка). Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.

Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором, наоборот, предполагаемой усталостью от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объ-ективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.

Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».

Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т.п. Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

  1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие организационные моменты.
  2. Вступительные вопросы (контактные вопросы).
  3. Основные вопросы.
  4. Заключительные вопросы (см. выше: чем закончить анкету?).
  5. «Паспортичка» (сведения о демографических данных опрашиваемого).
  6. Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Ключевые слова: Опрос

Источник: Киреева З.А., Методы психологического исследования

Анкета для клиентов психолога

Анкетирование как разновидность метода опроса

Анкета для клиентов психолога

Анкета — это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме. Это очень распространённый метод, в основном, используемый в социологии, а из психологических отраслей — в социальной психологии. Анкета как метод исследования была впервые разработана Д. Гальтоном в Англии в 1870 году.

Преимуществами анкетирования как метода являются:

— возможность одновременно исследовать мнение большого количества людей по какому-либо вопросу;

— относительная лёгкость статистической обработки, особенно при использовании компьютерных программ;

С помощью метода анкетирования в психологии исследуются отношения групп населения к тем или иным явлениям социальной действительности (удовлетворённость условиями труда, решениями правительства и т.д.), социально-психологические характеристики личности (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы). Это не простой метод.

Для получения качественной психологической информации необходимо соблюдать следующие правила при составлении анкет.

Требования к формулированию вопросов:

— они должны быть понятны для исследуемой категории людей;

— лаконичны;

— исключать двусмысленность в понимании;

— не раздражать, не унижать достоинства;

— хорошо и чётко напечатаны.

Респондент отвечает на такие вопросы по своему усмотрению. По сравнению с закрытыми, информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых.

Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.

Закрытые вопросы предусматривают готовые варианты ответов. Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком — менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.

В этом плане есть выход в использовании полузакрытых вопросов, содержащих наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.

Анкета, как правило, состоит из:

а) вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;

б) как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т.д.). Выбор вопросов для паспортички обусловлен дальнейшим ранжированием полученной информации.

Например, если исследуются проблемы семьи, то, безусловно, в паспортичку вносится вопрос о семейном положении, количестве браков, стаже совместной жизни в них. Если исследуются проблемы, связанные с занимаемой должностью — то в паспортичку могут войти вопросы, связанные с образованием, стажем работы в той или иной должности и т.д.

В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

Метод анкетирования

Анкета для клиентов психолога

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона1, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов)
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По типу контактов с респондентом

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует)

    • Рассылка анкет по почте
    • Публикация анкет в прессе
    • Публикация анкет в интернете
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Источники

  • Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 45
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Метод исследования анкетирование

Анкета для клиентов психологаАнкета для клиентов психолога

Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

  —  высокой оперативностью получения информации;

  —  возможностью организации массовых обследований;

  —  сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

  —  отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

  —  невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

  —  отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

  —  не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография — одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой информации.

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да – нет», «верно – неверно», «согласен – не согласен» и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например:

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

  —  психологию

  —  социологию

  —  религиоведение

  —  философию

  —  эстетику»

  —  полностью согласен

  —  согласен, но бывают исключения

  —  не знаю

  —  не согласен, но иногда бывает

  —  совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

Достаточно ли у Вас времени на: Да Нет Не знаю

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов.

Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа.

На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

Метод исследования анкетирование

Анкетирование - психология

Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

  —  высокой оперативностью получения информации;

  —  возможностью организации массовых обследований;

  —  сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

  —  отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

  —  невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

  —  отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

  —  не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография — одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой информации.

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да – нет», «верно – неверно», «согласен – не согласен» и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например:

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

  —  психологию

  —  социологию

  —  религиоведение

  —  философию

  —  эстетику»

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

  —  полностью согласен

  —  согласен, но бывают исключения

  —  не знаю

  —  не согласен, но иногда бывает

  —  совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

Достаточно ли у Вас времени на: Да Нет Не знаю

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов.

Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа.

На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

Источник: http://biofile.ru/psy/1658.html

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

Беседа

Эксперимент

Эксперимент — ϶ᴛᴏ метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния[12].

Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 12, 13).

а б

Рис. 12. Классификация видов эксперимента:

а – в зависимости от условий проведения эксперимента; б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений

Рис. 13. Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Психологический эксперимент в отличие от наблюдения предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого (рис. 14)[13].

Рис. 14. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

Беседа– вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 15).

Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определœенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер.

Он также ведется по определœенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов.

Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Рис. 15. Особенности применения стандартизированного

и свободного опроса

Анкетирование— ϶ᴛᴏ сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1. Определœение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросыпозволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями — как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения.

Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа͵ помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно.

Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.

Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.

3. Определœение числа и порядка задаваемых вопросов.

Читайте также

  • — Анкетирование

    Метод наблюдения Чтение и анализ литературы Данный способ включает три основных вопроса: составление библиографии, чтение источников и анализ прочитанной литературы. Составление библиографии может идти двумя путями: эмпирическим и научным. В первом случае… [читать подробенее]

  • — Интервью и анкетирование в социологии и журналистике

    Опрос –это социологический метод получения информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых ответов на вопросы. Это общение, благодаря которому можно быстро получить информацию,… [читать подробенее]

  • — Анкетирование.

    Анкетирование – это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета – это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на… [читать подробенее]

  • — Анкетирование

    Самостоятельной и очень распространенной фор­мой опроса является анкетирование, т.е. заполнение заранее под­готовленных бланков с перечнем вопросов. Анкета — таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент. Анкетирование — опрос с помощью анкеты. … [читать подробенее]

  • — Анкетирование

    Анкета представляет собой основной канал получения данных от респондентов. Получившие эти данные исследователи после соответствующей обработки передадут их руководителям компаний, принимающим то или иное решение. Указанный канал выполняет две основные… [читать подробенее]

  • — Анкетирование

    Анкетирование– это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета– это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на… [читать подробенее]

  • — Анкетирование и вид вопросов.

    Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами. Основные виды вопросов в анкете. По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида: 1) о личности… [читать подробенее]

  • — Анкетирование (письменный опрос)

    Анкетирование – это проведение опроса посредством анкеты, т.е. заранее разработанного перечня вопросов в различном формате, предлагаемых для ответа респонденту. Анкета – это сложный психологический инструмент, позволяющий направлять мысли респондента в нужное для… [читать подробенее]

  • — Холл-тесты (анкетирование face-to-face)

    Количественно-качественные методы Количественно-качественные методы количественно описывают качественные показатели. Наиболее часто используемым методом является тестирование in hall. Холл — тесты — это личные полуформализованные интервью в специально… [читать подробенее]

  • — Беседа и анкетирование

    Дополнительный материал для пояснения. Для эффективного исследования уровня агрессивности ребенка нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является наиболее… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/861175_anketirovanie

    Правила составления анкет для психологического исследования

    Правила составления анкет для психологического исследования

    Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
    Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты. Это ведущий принцип, из которого следуют все другие требования к ее построению.

    Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

    Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.

    ), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

    В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены …чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

    Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

    Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2-3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление.

    Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно — и по другим аспектам тематики опроса.

    Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности.

    Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего следует завершающая «паспортичка» (информация о поле, возрасте и т.п.).

    Расположение коммуникативных блоков анкеты Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.

    • Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям.

    Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле.

    Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.

    Другое дело, если эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем.

    Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки). • Обращение к респондентам.

    Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «молодой человек», «девушка», «уважаемый …» и т.

    п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе.

    • Паспортичка (или объективка). Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов.

    В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними.

    Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.

    Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты.

    Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором, наоборот, предполагаемой усталостью от работы с анкетой.

    В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют.

    Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объ-ективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.

    Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».

    Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность.

    Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т.п.

    Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»).

    Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»).

    Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).

    Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова: 1 Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие организационные моменты. 2 Вступительные вопросы (контактные вопросы). 3 Основные вопросы. 4 Заключительные вопросы (см. выше: чем закончить анкету?). 5 «Паспортичка» (сведения о демографических данных опрашиваемого).

    6 Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

    Источник: https://psyera.ru/pravila-sostavleniya-anket-dlya-psihologicheskogo-issledovaniya_8119.htm

    Метод анкетирования

    Анкетирование – это одно из основополагающих технических средств, при проведении любого социального или социально-психологического исследования. Также, это один из наиболее распространённых видов опроса, в котором коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты.

    Виды анкетирования

    Существует несколько классификаций, по которым принято распределять проведение анкетирования.

    По числу респондентов

    1. Индивидуальное анкетирование — опрашивается один человек.
    2. Групповое анкетирование — опрашиваются несколько человек.
    3. Аудиторное анкетирование — разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения .
    4. Массовое анкетирование — участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек.

    По типу контактов с респондентами

    1. Очное — опрос проводится с участием исследователя-анкетёра.
    2. Заочное — интервьюер отсутствует.
    3. Рассылка анкет по почте.
    4. Публикация анкет в прессе.
    5. Интернет анкетирование.
    6. Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
    7. Онлайн-анкетирование.

    Данный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести скорость получения результатов и сравнительно небольшие материальные затраты. Минусы анкетирования заключаются в том, что полученная информация является очень субъективной и не считается достоверной.

    Анкетирование в психологии используется с целью получения некой информации. Контакт психолога с опрашиваемым, сведён к минимуму. Это позволяет говорить о том, что личность специалиста проводящего опрос ни коем образом не повлияла на результаты, полученные при психологическом анкетировании.

    Примером использования метода анкетирования в психологии, может послужить опрос Ф.Гальтона, который исследовал влияние окружающей среды и наследственности на уровень интеллекта. В качестве респондентов в опросе приняли участие более сотни известных британских учёных.

    Цель анкетирования

    Перед проводящим опрос специалистом изначально стоит задача определиться с целью анкеты, которая формулируется индивидуально в каждом конкретном случае.

    1. Оценка сотрудниками компании проведённых инноваций в её управлении.
    2. Опрос работников по поводу какого-то конкретного вопроса, с целью последующей корректировки методов роботы руководства.
    3. Опрос людей с целью узнать их отношение к тому или иному социальному явлению и т.д.

    После того как цель анкетирования определена, составляется сама анкета и определяется круг респондентов. Это могут быть как сотрудники компании, так и прохожие на улице, люди преклонного возраста, молодые мамы и т.д.

    Особое внимание уделяется объёму анкеты. По мнению специалистов в стандартной анкете должно быть не более чем 15 и не менее чем 5 вопросов. В начало анкеты необходимо выносить вопросы, не требующие особых умственных усилий. В середине анкеты стоит поставить самые сложные вопросы и в конце они снова должны смениться на более лёгкие.

    С помощью социального анкетирования можно без труда получить высокий уровень массовости проводимого исследования. Оно проводиться в большинстве случаев в тех ситуациях, когда за короткий временной промежуток необходимо получить данные от большого количества людей.

    Особым отличием этого метода от других существующих можно считать анонимность. Анонимное анкетирование даёт намного больше правдивых и открытых высказываний. Но есть у этого вида письменного опроса и обратная сторона медали, из — за отсутствия необходимости указывать свои данные респонденты очень часто дают поспешные и необдуманные ответы.

    Источник: https://womanadvice.ru/metod-anketirovaniya

    Метод анкетирования

    Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

    Общие сведения

    Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

    При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

    Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона1, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

    1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

    Виды анкетирования

    По числу респондентов

    • Индивидуальное анкетирование (один респондент)
    • Групповое анкетирование (несколько респондентов)
    • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

    По полноте охвата

    • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
    • Выборочное (опрос части выборки)

    По типу контактов с респондентом

    • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
    • Заочное (анкетёр отсутствует)
      • Рассылка анкет по почте
      • Публикация анкет в прессе
      • Публикация анкет в интернете
      • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

    Источники

    • Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 45
    • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

    Рекомендуемая литература

    Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0

    См. также

    • Вербально-коммуникативные методы
    • Метод опроса
    • Экспериментальная психология

    Категории:

    • Методы психологии
    • Экспериментальная психология

    Источник: http://mediaknowledge.ru/63408bb39fde2e59.html

    Анкетирование как разновидность метода опроса

    Анкета — это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме. Это очень распространённый метод, в основном, используемый в социологии, а из психологических отраслей — в социальной психологии. Анкета как метод исследования была впервые разработана Д. Гальтоном в Англии в 1870 году.

    Преимуществами анкетирования как метода являются:

    — возможность одновременно исследовать мнение большого количества людей по какому-либо вопросу;

    — относительная лёгкость статистической обработки, особенно при использовании компьютерных программ;

    С помощью метода анкетирования в психологии исследуются отношения групп населения к тем или иным явлениям социальной действительности (удовлетворённость условиями труда, решениями правительства и т.д.), социально-психологические характеристики личности (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы). Это не простой метод.

    Для получения качественной психологической информации необходимо соблюдать следующие правила при составлении анкет.

    Требования к формулированию вопросов:

    — они должны быть понятны для исследуемой категории людей;

    — лаконичны;

    — исключать двусмысленность в понимании;

    — не раздражать, не унижать достоинства;

    — хорошо и чётко напечатаны.

    По форме вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые; прямые и косвенные. Открытые вопросы предполагают свободные ответы, не содержат возможных вариантов ответов. Они встречаются значительно реже закрытых. Готовые ответы здесь не предполагаются.

    Респондент отвечает на такие вопросы по своему усмотрению. По сравнению с закрытыми, информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых.

    Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.

    Закрытые вопросы предусматривают готовые варианты ответов. Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком — менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.

    В этом плане есть выход в использовании полузакрытых вопросов, содержащих наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.

    В случае с закрытыми вопросами от респондента требуется выбрать один ответ, соответствующий его мнению. Может быть из двух (да / нет; согласен / не согласен), из трёх вариантов ответов (да / в половине случаев / нет), из пяти (всегда / в большинстве случаев / в половине случаев / редко / никогда) и т.д.

    Анкета, как правило, состоит из:

    а) вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;

    б) как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т.д.). Выбор вопросов для паспортички обусловлен дальнейшим ранжированием полученной информации.

    Например, если исследуются проблемы семьи, то, безусловно, в паспортичку вносится вопрос о семейном положении, количестве браков, стаже совместной жизни в них. Если исследуются проблемы, связанные с занимаемой должностью — то в паспортичку могут войти вопросы, связанные с образованием, стажем работы в той или иной должности и т.д.

    в) затем в анкете идут основные вопросы. Их не должно быть много (на весь опрос не более 15 — 25). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём было сказано выше).

    В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

    Источник: http://www.ahmerov.com/book_617_chapter_26_anketirovanie_kak_raznovidnost_metoda_oprosa.html

    Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

    Оглавление:

    • Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
    • Виды анкетирования
    • Анкета и ее структура
    • Виды вопросов для анкеты
    • Как составить анкету для социологического опроса
    • Правила составления анкеты
    • Как оформить результаты анкетирования
    • Плюсы и минусы анкетирования

    Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

    Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

    Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

    Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

    Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

    Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

    Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

    1. Узнать новую теоретическую информацию.
    2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
    3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
    4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
    5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
    6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

    Виды анкетирования

    В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

    • индивидуальное — проводится с одним участником;
    • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

    В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

    1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
    2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
    3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
    4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

    Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

    Анкета и ее структура

    Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

    Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

    Вводная часть

    Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

    В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

    Паспортичка

    Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

    Основная часть

    Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

    Виды вопросов для анкеты

    Анкеты могут включать в себя следующие типы:

    1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
      • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
      • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
      • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
      • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
    2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
    3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
    4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
    5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
    6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

    Как составить анкету для социологического опроса

    Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

    1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
      • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
      • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
    2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
      • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
      • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
    3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
      • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
      • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

    Правила составления анкеты

    Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

    Следующие правила помогут упростить этот процесс:

    1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
    2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
    3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
    4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
    5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
    6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
    7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

    Как оформить результаты анкетирования

    Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

    Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

    Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

    В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

    В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

    Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

    Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

    Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

    Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

    В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

    Плюсы и минусы анкетирования

    Преимущества:

    1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
    2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
    3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
    4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
    5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
    6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

    Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

    1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
    2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
    3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
    4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
    5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

    Анкетирование как метод исследования

    Содержание:

    • Что такое анкетирование

      • Что дает такой способ исследования
    • Основные задачи
    • Разновидности
    • Формы анкетирования
    • Как составлять анкету, план

      • Типы вопросов в анкете
      • Какие вопросы нельзя использовать
    • Примеры методики анкетирования в современных условиях

    В настоящее время анкетирование является самым популярным способом проведения опросов.

    Что такое анкетирование

    Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.

    Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.

    Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).

    Что дает такой способ исследования

    Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.

    У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:

    • возможность проведения действительно массовых исследований;
    • оперативность в получении результатов;
    • минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;
    • беспристрастность к личности опрашиваемого;
    • отсутствие необходимости в обучении интервьюера;
    • отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос. 

    Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных. 

    Основные задачи

    В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться: 

    • в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
    • в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
    • в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
    • в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
    • в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
    • в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.

    Разновидности

    По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:

    • индивидуальные;
    • групповые. 

    Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.

    По полноте охвата анкетирование может быть:

    • сплошное;
    • выборочное. 

    Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.

    Формы анкетирования

    По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:

    • очным;
    • заочным.

    Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.

    К заочным типам анкетирования относятся:

    • компьютерное;
    • телефонное;
    • почтовое;
    • адресное вручение по месту жительства, работы или учебы.

    Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.

    Как составлять анкету, план

    Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:

    • вводной;
    • «паспортной»;
    • основной.

    Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника. Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.

    Простые правила составления анкеты:

    1. Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования.
    2. Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному.
    3. В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.

    Типы вопросов в анкете

    По содержанию вопросы в анкете бывают:

    • о событиях;
    • об оценках этих событий.

    По функциям вопросы делятся на:

    1. Основные, ради которых и проводится исследование.
    2. Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы.
    3. Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов.
    4. Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов.
    5. Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.

    В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:

    1. Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами).
    2. Вопросы с выбором ответа.
    3. Дихотомические (да, нет).
    4. Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»).
    5. Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10).
    6. Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).

    По форме вопросы могут быть:

    • прямыми;
    • косвенными.

    Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.

    Какие вопросы нельзя использовать

    Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:

    1. Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными.
    2. Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия.
    3. Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.

    Примеры методики анкетирования в современных условиях

    Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.

    Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала. 

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой билет на сайте ржд
  • Как найти первичку на трансформаторе
  • Как найти качественный состав вещества
  • Как составить план поставок на месяц на wildberries
  • Appcrash ошибка как исправить windows 7 64 c0000005