Как составить психологическую интерпретацию

Интерпретация – это любое высказывание клиенту, выходящее за рамки того, что он сказал или осознает. С помощью интерпретации консультант пытается изменить поведение или восприятие клиента, активно предлагая новые смыслы, причины или объяснения поведению, мыслям, чувствам, защитным механизмам, чтобы пациент мог увидеть проблемы по-новому.

Это техника, которая знакомит клиента с новой теоретически обоснованной системой взглядов, помогает консультанту производить уточнения непосредственно по ходу изложения, направлять мысли клиента в нужное русло. Интерпретации могут помочь клиенту установить связи между, казалось бы, изолированными утверждениями о событиях, могут указать на темы или паттерны, или могут предложить новую структуру для понимания. Интерпретация может быть использована, чтобы помочь клиенту сосредоточиться на конкретном аспекте своей проблемы, представляет новые значения, смыслы, цели и перспективы, или, даже, может способствовать инсайту глубинной проблемы. Провокационной формой интерпретации является техника конфронтации. 

Цель техники

Цель интерпретации заключается в том, чтобы сделать доступным и понятным для клиента то, что раньше им не осознавалось.

Интерпретации могут способствовать изменению образа мыслей или действий клиента.

Когда используется техника?

  • Использование интерпретаций нецелесообразно в начале консультирования, так как на этом этапе главным является установление доверия и контакта с клиентом, а интерпретация порой вызывает негативную реакцию клиента.
  • Интерпретация обычно используется, когда клиенту необходимо найти альтернативные способы мышления или поведения.
  • Интерпретация используются для выявления глубинных чувств.
  • Цель использования интерпретации гипотез состоит в том, чтобы донести до клиента, что существует несколько объяснений поведения
  • Консультант хочет проверить свои собственные догадки, чтобы убедиться, что они верны.

Отличия в различных психотерапевтических парадигмах:

  • Интерпретация является центральной техникой психоанализа и других психодинамических подходов, в которых достижение инсайта и нового понимания считается терапевтическим. В этих направлениях консультирования могут интерпретироваться практически любые действия клиента.
  • В гуманистический и экзистенциальной терапии не используют прямые интерпретации, чтобы не снимать с клиента ответственности за процесс и не предлагать клиенту смыслы консультанта, вместо поиска и развития собственных.
  • В гештальт-терапии вместо интерпретирования консультантом, клиента самого побуждают к тому, чтобы он интерпретировал свое поведение, беря ответственность на себя.

Техника интерпретаций

Основа техники повторение за клиентом части его повествования в собственной интерпретации психолога — консультанта. Используются следующие формы интерпретаций:

  • Комментарий — трактовка или подача в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного клиентом.

Например: «Мне было бы интересно знать, заметили ли вы, как напряглось ваше тело, когда вы стали говорить о своем начальнике? Вероятно, это может быть связано с какими-то сильными чувствами, которые вы можете испытывать в связи с этим человеком».

  • Обобщение – смена масштаба восприятия ситуации или в сведение ряда феноменов в одну логическую систему.

Например:

«Симптомы, о которых вы рассказали, могут навести на мысль, что такой человек может быть убежден, что мир вокруг — это страшное и опасное место».

«Что если ваша тревога, возникающая на улице, приступы паники, избегание поездок на автомобиле могут быть связаны с аварией, в которую вы попали в детстве?»

  • Вывод — подчеркивание причинно-следственных связей между феноменами.

Например: «Возможно, что у меня возникло предположение, что ваше ощущение разочарования может быть связано с отсутствием возможности для самореализации на вашей работе»

  • Аналогии – используются, когда с помощью яркого образа, метафоры возможно подсказать пути для самостоятельного поиска способов решения проблем.

Например: «Вы описали себя как попавшего себя в сильный вихрь, который закружил и завертел вас, и из которого вы никак не можете выбраться. Возможно, это описание отражает, насколько вы чувствуете себя испуганным, одиноким и пойманным в западню».

Основные типы интерпретаций в консультировании

  • Установление определенных логических связей между теми фактами и событиями, которые, на первый взгляд, совершенно не связаны между собой.
  • Подчеркивание особенностей эмоций, чувств, реакций и поведения клиента.
  • Анализ и указание на демонстрируемые клиентом в процессе консультации виды психологической защиты и сопротивления.
  • Интерпретация переноса: разъяснение клиенту на то, что некоторые чувства, которые он испытывает к консультанту, и особенности поведения с ним на самом деле обусловлены отношениями к значимым другим из прошлой или настоящей жизни.
  • Нахождение связи между внешними событиями настоящего и прошлым опытом клиента.
  • Предоставление клиенту другой точки зрения на свою проблему, которой он раньше не рассматривал.
  • Изменение деструктивных психологических установок клиента, которые были получены им от других без критического осмысления.

 Процесс интерпретации

  • Необходимо избегать конкретности интерпретаций, давая их ориентировочно и с эмпатией.

Например, “Вы можете испытывать разочарование, потому что не дождались телефонного звонка важного для вас человека в ваш день рождения”.

  • Необходимо избегать фокусировки на глубинной проблеме, давая наводящую интерпретацию. При использовании этой техники важны аккуратные формулировки. Интерпретацию лучше сформулировать ориентировочно:

«Может ли быть так, это чувство возникает у вас в связи с …”

«Возможно ли, что…”

  • Использовать интерпретации нужно экономно – не злоупотребляя ими в процессе консультирования.
  • Консультант переосмысливает проблему с разных точек зрения, чтобы прояснить проблему как можно яснее и подвести клиента к осознанию ключевой глубинной проблемы.
  • Отказ от принятия интерпретации не означает, что клиент сопротивляется, или что консультант неправ в своей интерпретации.
  • Давая интерпретацию, консультант старается установить, что имеет отношение к основной проблеме, делая акценты на наиболее важных аспектах.

Например: «Из всех вещей, о которых вы говорили сегодня, мне кажется, что вас больше всего беспокоит…»

  • Давая интерпретацию, консультант поощряет клиента воспринимать свой опыт в более позитивном ключе, предлагая альтернативные способы рассмотрения своего опыта.

Например, «Может ли так быть, что, несмотря на то, что вам придется надолго уехать из дома, вам может понравиться перспектива познакомиться с новыми местами и людьми? Если я правильно понял, то новое назначение предоставит вам существенные возможности для карьерного роста и улучшения материального положения».

Реакция клиента на интерпретацию

  • Консультант должен уметь понимать расшифровывать эмоциональные реакции клиента на интерпретацию, с тем, чтобы определить, насколько верна его гипотеза и достигла ли она цели. Яркие позитивные или негативные эмоции клиента, равно как и напускное равнодушие обычно говорят о достижении цели произведенной интерпретацией.
  • Инсайт от верной интерпретации может состояться как в консультативном пространстве, так и в другое время, в другом месте.
  • Если клиент продолжает придерживаться своей модели интерпретации проблемы, консультант может либо отказаться от интерпретации, либо предложить ее позже.
  • Враждебная реакция на интерпретацию чаще всего означает ее правильность, но говорить о том, что она была предоставлена клиенту слишком рано, либо инсайт еще не произошел.

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Андрей Демкин

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Интерпретация – это разъяснение неясного или скрытого для пациента значения некоторых аспектов его переживаний и поведения.

Благодаря интерпретации психолог, проводящий консультацию, получает возможность поменять поведение или восприятие человека. Это делается путем предложения новых смыслов, причин или объяснений поведению, мыслям, чувствам, защитным механизмам (пациент начинает видеть проблемы по-новому).

Особенности и цель техники интерпретации

Техника интерпретации знакомит человека с новой и теоретически обоснованной системой взглядов. Она способна помочь консультанту осуществить уточнения непосредственно по ходу изложения, направляя мысли пациента в необходимую сторону.

Интерпретация помогает людям установить связи между, казалось бы, изолированными утверждениями о событиях. Они указывают на темы или паттерны, или предлагают новую структуру для понимания. Интерпретации часто используют для того, чтобы помочь сосредоточиться на конкретном аспекте проблемы. Она предоставляет новое значение, смысл, цель и перспективу. Часто интерпретации способствуют инсайтам глубинной проблемы. Провокационная форма интерпретации представлена такой техникой, как конфронтация.

Цель интерпретации состоит в том, чтобы для клиентов сделать доступным и понятным то, что раньше они не осознавали. Интерпретации способствуют изменению образа мыслей или действий человека, который обратился за помощью к психологу.

Применение интерпретаций не считается целесообразным на начальной стадии консультирования, поскольку на этом этапе главным становится формирование доверия и контакта с клиентом. В этом случае интерпретация, как правило, вызовет негативную реакцию со стороны клиента.

Чаще всего интерпретацию используют, когда клиенту требуется определить альтернативные способы мышления или поведения. Ее берут за основу исследования глубинных чувств. Еще одна цель техники состоит в том, чтобы благодаря гипотезам донести до клиента существование нескольких объяснений поведения. Психолог, осуществляющий консультирование, проверяет собственные догадки для убеждения в их правильности.

«Интерпретация как инструмент работы психолога» 👇

Отличия техники в различных психотерапевтических парадигмах и ее формы

Интерпретация стала центральной техникой психоанализа и прочих психодинамических подходов, где достижение инсайтов и нового понимания считается терапевтическим. В данных направлениях консультирования подвергаются интерпретированию практически любые действия человека.

В рамках гуманистического и экзистенциального направления терапии не используют прямые интерпретации. Это связано с тем, что с клиента нельзя снимать ответственность за процесс, предлагая смыслы консультанта, вместо поиска и развития собственной точки зрения.

В гештальт-терапии вместо интерпретации психологом клиента самого побуждают объяснять свое поведение. В этом случае он берет ответственность на себя. Основа техники представляет собой повторение за клиентом части его рассказа, добавляя собственную интерпретацию.

Существует несколько разных форм интерпретаций:

  • Комментирование,
  • Обобщение,
  • Выводы,
  • Аналогии и др.

Комментарии представляют собой трактовку (подачу) в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного человеком. Консультант может сказать в этом случае: «Мне было бы интересно узнать, заметили ли вы, как напряглось ваше тело, когда вы стали говорить о своем муже? Возможно, это связано с какими-то сильными чувствами, которые вы испытываете к нему».

Обобщение выглядит как смена масштаба восприятия ситуации или в сведение ряда феноменов в одну логическую систему. Выводы представляют собой подчеркивание причинно-следственных связей, возникающих между феноменами (например, предположение о том, что ощущение разочарования человека можно связать с отсутствием возможности для самореализации в профессии.). Аналогии консультанты используют, когда с помощью ярких образов или метафор возможно подсказать способы самостоятельного поиска способов решения проблем.

Основные особенности техники интерпретаций

Интерпретация предполагает установку определенных логических связей между теми фактами и событиями, которые, на первый взгляд, совершенно не связаны между собой. Они помогают подчеркнуть особенности эмоций, чувств, реакций и поведения человека, провести анализ и дать указание на демонстрируемые типы психологической защиты (сопротивления).

Интерпретация переноса производится тогда, когда клиенту объясняется то, что некоторые чувства, испытываемые в отношении консультанта (особенности поведения с ним) на самом деле связаны с отношению к значимым другим людям из прошлой или настоящей жизни.

Интерпретации позволяют изменить деструктивные психологические установки клиентов, полученные от других без критического осмысления. Психолог должен помнить, что в процессе интерпретации нужно исключать конкретности. Давать их необходимо ориентировочно и с эмпатией.

Психологу важно избегать заострения внимания на глубинной проблеме путем дачи наводящей интерпретации. Используя данную технику, нужно брать за основу аккуратные формулировки. Интерпретация лучше формулируется ориентировочно (например, «Может ли быть так, что данное чувство возникает у вас в связи с …»).

Применять в процессе консультации интерпретации нужно экономно, ими нельзя злоупотреблять в ходе консультирования. Психологу необходимо переосмыслить вопрос с разных точек зрения. Это поможет прояснить проблему как можно яснее и подведет человека к осознанию ключевой глубинной проблемы.

Отказ от принятия интерпретации не значит, что человек сопротивляется, или что психолог неправ в собственной интерпретации. Давая ее, консультанты стараются установить, что относится к основной проблеме. Для этого акцент часто ставится на наиболее важные аспекты. Осуществляя интерпретацию, консультант как бы поощряет человека воспринять его опыт в более положительном ключе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Использование интерпретации

Интерпретация
— одна из базовых техник психотерапии
(об этом мы уже немного говорили в
предшествующей главе), требующих
подробного обсуждения. В различных
школах и направлениях психотерапии
интерпретируется определенный материал,
продуциру­емый пациентом; сны и
ассоциации — в психоанализе, жесты и
движения — в телесно-ориентированной
терапии, семейное древо (схема родственных
связей) — в системной семейной терапии
и т.д. Конечно, в каждом из теоретических
подходов способы интерпре­тации и
видения причинно-следственных связей
также различны. Для того чтобы овладеть
искусством интерпретации, необходимо
близкое знакомство хотя бы с некоторыми
теоретическими направ­лениями
современной психотерапии.

Значение
интерпретации в процессе консультирования
трудно переоценить. Образно говоря,
беседу можно представить как путь в
лабиринте, в котором для достижения
цели необходимо двигать­ся не только
в горизонтальной плоскости, но и
спускаться на все более глубокий уровень.
Интерпретации же при этом — прыжок в
глубину, способ перевода диалога с
одного уровня на другой. В предыдущей
главе мы уже говорили о том, что основным
содержа­нием психокоррекционного
воздействия является интерпретация, в
той или иной форме дающая клиенту
возможность по-иному уви­деть и понять
свое собственное поведение и поведение
окружающих.

Но
как и на основании какой теории может
давать свои интер­претации начинающий
консультант? Существует целый ряд
попы­ток эмпирической систематизации
различных проявлений челове­ческого
поведения и переживаний. Многие авторы
в результате всестороннего анализа
приходили к идее двухмерного пространства
человеческих проявлений, где одна из
координат является «осью любви»,
а другая «осью власти» (Learu
Т., 1957; Kelly Н., 1971). Таким образом, большинство
человеческих стремлений, с этой точки
зрения, в той или иной мере представляют
собой проявле­ния потребностей в
достижении максимальной любви или
власти. Подобное представление о
стремлениях человека является далеко
не полным; здесь нет места
экзистенционально-гуманистическим
це­лям — потребности в индивидуализации,
поискам смысла или по­пыткам
самоактуализации (Jung
С., 1970; Maslow
A.,
1953; Frankl
V., 1969). Но экзистенциально-гуманистические
проблемы редко оказываются мотивом для
обращения за помощью в психологичес­кую
консультацию. Скорее они бывают прикрытием
для других, менее выигрышных и более
«жизненных», сложностей и конфлик­тов.
Обычно обращения за психологической
помощью в той или иной степени оказываются
действительно связанными с попытка­ми
клиента добиться большей, чем приходится
на «его долю», власти или любви в
межличностных отношениях. Вернемся
снова к уже цитировавшемуся диалогу
консультанта с клиенткой.

Консультант:
Значит, вы хотите, чтобы ваша свекровь
вас боль­ше любила и ценила, но в ответ
на ее замечания и предложения обычно
молчите. Разве это лучший способ добиться
ее любви?

Клиентка:
Но не могу же я унижаться перед ней,
выпрашивать ее хорошее отношение!

Консультант:
То есть вы боитесь унизить себя перед
свекровью, оказаться в более низкой, то
есть зависимой и слабой позиции по
отношению к ней. Ваше молчание во
взаимоотношениях со свек­ровью — это
выражение борьбы и конкуренции с ней,
попытка не унижаться, а так или иначе
возвышаться над ней.

Вторая
реплика консультанта в этом отрывке
диалога является интерпретацией, в
соответствии с которой стремление к
любви приобретает черты стремления к
власти. Консультант акцентирует слово
«унижаться» и связывает проявления
поведения клиентки — молчание — и ее
страх унижения, стремление любыми
средствами избежать его. Главными
признаками интерпретации, как можно
увидеть из приведенного примера,
являются: 1) иной взгляд на поведение
человека, опирающийся на ранее скрытые
или малоосоз­наваемые для него эмоции
и стремления и 2) связывание, благодаря
интерпретации, различных проявлений
поведения и переживаний. Именно поэтому
об интерпретации говорят, что она
«высвечивает мир» по-новому, изменяет
представление человека о себе и его
положение в межличностных отношениях.

Интерпретация
— сложная техника. Для того чтобы
использо­вать ее правильно, следует
учитывать ряд дополнительных момен­тов:
1) готовность клиента к принятию
интерпретации, предлагае­мой
консультантом; 2) адекватность данного
момента беседы для формулирования
интерпретации. Остановимся на этих
моментах несколько подробнее.

Для
того чтобы интерпретация была принята,
она должна быть в определенном смысле
очевидной для клиента, то есть
непосред­ственно вытекать из того,
что подробно обсуждалось за время
бе­седы. Предлагаемая интерпретация
строится консультантом на ос­новании
собственных гипотез и информации,
подтверждающей или опровергающей их.
Все то, что говорит консультант клиенту,
в определенном смысле является подготовкой
к принятию интерпре­тации. Так, в
приводимом выше отрывке диалога можно
отчетли­во проследить постепенное
углубление понимания причин поведе­ния
клиентки, а затем, после появления идеи
борьбы за собствен­ное достоинство,
как скачок в глубину, появляется
интерпретация, связывающая все сказанное
до этого и высвечивающая содержание
беседы в новом свете. Из этого следует,
что психолог должен стро­ить разговор
с клиентом таким образом, чтобы
определенная ло­гика происходящего
была очевидной. Не случайно наиболее
удач­ным вариантом развития
консультативного диалога считается
ситуация, когда интерпретация, как
некоторый вывод из беседы, формулируется
самим обратившимся за помощью человеком.
Кон­сультанту остается только уточнить
и одобрить ее.

Время
интерпретации не должно быть случайным.
Если она бу­дет дана слишком рано, то
скорее всего окажется отвергнутой или
не понятой клиентом. Преждевременная
интерпретация может послужить основанием
для сопротивления клиента, актуализации
механизмов, направленных на то, чтобы
не допустить изменений в жизни человека,
сохранить его конфликты и проблемы.
Консуль­тант в связи с этим может
оказаться в ситуации, когда клиент
из­бегает или отвергает любые попытки
заговорить о чем-то, что мо­жет привести
к более глубокому пониманию причин
возникновения проблем. Выражаться это
может в более пристрастном отношении
к словам психолога, в желании настоять
на своем, в подозрениях в предвзятости
и т.д. Впрочем, слишком ранняя интерпретация
дей­ствительно является для клиента
основанием думать, что консуль­тант
не понимает и не чувствует его.

Запоздалая
интерпретация опасна тем, что когда
консультант слишком долго ждет подходящего
момента, чрезмерно старатель­но
разбирается в событиях и фактах, клиенту
становится скучно говорить на одну и
ту же тему, возникает ощущение «занудности»,
обыденности происходящего. В этом случае
не возникает ощуще­ние инсайта,
проникновение, необходимое для того,
чтобы интер­претация была лучше
воспринята, казалась более точной и
важной.

Несвоевременной
интерпретация может быть и в том случае,
когда клиент не следит за тем, что говорит
психолог, погружен в свои мысли или
охвачен сильными чувствами и воспоминаниями.
Своевременно данная интерпретация
вытекает из предшествующей фразы
клиента, то есть непосредственно связана
с тем, что про­исходит в процессе
консультирования «здесь и теперь».
Если в диалоге возникла какая-то другая
тема, лучше специально вернуться
одной—двумя репликами к тому, с чем
связана интерпретация, и лишь потом,
когда собеседник готов выслушать,
предложить ее.

Интерпретация
не должна быть слишком длинной по форме.
Ее следует изложить максимально понятным
языком, приближенным к языку клиента,
для того чтобы он сразу же, не прилагая
специ­альных усилий, мог «схватить»
и понять ее. Разъяснения, уточне­ния,
возникающие вслед за уже предложенной
интерпретацией, могут способствовать
укреплению механизмов защиты, а
следова­тельно, и снижению эффекта
интерпретации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

психоаналитик

  • Идея психоанализа.
  • Свободные ассоциации.
  • Толкование сновидений.
  • Интерпретация, сопротивление и перенос.
  • Стадии психоанализа.

Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется идеями психоанализа.

Психоанализ, как психологическая практика работы с клиентом, базируется на идеях его отца -основателя Зигмунда Фрейда. Подробно о зарождении метода, а также о теории личности, которая легла в основу психоанализа, написано в соответствующих статьях. Поэтому, для исчерпывающего понимания этой статьи, необходимо ознакомится с предыдущими.

На чем основана идея метода психоанализа

По мнению Фрейда, вследствие противоречия между разными структурами личности возникает неизбежное напряжение, которое проявляется в форме невротических состояний, невротического поведения или (и) расстройств психики. Основное противоречие, в рамках такой структуры личности, можно усмотреть между природными желаниями (и происходящими из них устремлениями ИД) и Супер Эго, ограничивающим эти устремления. Что же при этом происходит?

Естественные природные устремления личности вступают в противоречие с социальными и личными установками, исток которых превосходно осознает ЭГО (Я), в отличие от первых (ИД), находящихся в подсознании. Природные позывы ИД в большинстве случаев (но не всегда) рассматриваются ЭГО, как неприемлемые и угрожающие идеалам Супер Эго, а вместе с этим и социальным нормам.

*Эти утверждения не в полной мере относятся к обществам, где желания ИД рассматриваются как социально приемлемые и естественные, это, отчасти, касается положения, в так называемых, примитивных сообществах.

Задача Эго состоит в том, чтобы снизить психологическое напряжение (невроз), не вступая в конфликт с личностными идеалами и моралью. В случаях, когда напрямую, через удовлетворение этих желаний этого сделать нельзя, то фрустрации от невыполнения проблемных стремлений отчасти нивелируются психологическими защитами.

По Фрейду, неудовлетворенные импульсы в большинстве своем подавляются и вытесняются в область бессознательного, где, тем не менее, продолжают свое существование, в не осознаваемой личностью форме. Вытесненные стремления проявляются в виде психологического напряжения (невроза), что естественно, причиняет страдания личности.

В результате своей работы с пациентами страдающими от неврозов, Фрейд выяснил, что некоторое облегчение приносил факт вспоминания и осознания травмирующего содержимого, когда оно, по тем или иным причинам, всплывало (вспоминалось) из подсознания. Но для этого терапевтического эффекта требовалось выполнение несколько условий.

Для начала, нужно было вспомнить обстоятельства развития травмирующей ситуации, во-вторых нужно было осознать, ее изначальный смысл.

Один из постулатов Фрейда говорит о том, что вытесненный материал всегда стремится вернуться в сознание, однако, блокируется психологическими защитами. Именно эти блокировки и представляли из себя проблему, потому что мешали воспоминаниям. Кроме того, даже если содержимое подсознания и проявлялось в сознании пациента, то отнюдь не в явном виде, а чаще в завуалированной, закодированной форме, в виде тех или иных символов.

Способы «извлечения» из бессознательного воспоминаний о травмирующих событиях и их последующая интерпретация, являются одними из основных методов психоанализа, этот процесс занимает довольно продолжительное время. В классическом психоанализе Фрейда используется следующий материал, источником которого является анализант (клиент) — свободные ассоциации, перенос, сновидения и их истолкования, оговорки, забывания, анализ сопротивления, а также, метод интерпретаций.

В живописи

Произведения живописи всегда рассматриваются как предмет интерпретации

Необходимо принимать во внимание различие двух картин мира – художника и созерцателя:

  1. первый рисует произведение исходя из окружающей его действительности, его мировоззрения и чувств;
  2. второй может только догадываться, о чём своей картиной хотел сказать автор, соотносятся ли его восприятие (что это?) с задумкой художника.

Оксфордский толковый словарь по психологии - интерпретация

Произведения художников-абстракционистов (В. Кандинского, К. Малевича, П. Пикассо), пожалуй, нуждаются в этом больше всего.

Рисуя картины в этом стиле, мастер применяет для интерпретации предмета визуальный язык форм, линий, контуров и цветов. Это сильно отличается от традиционных направлений живописи, в которых предметы интерпретируют ближе к общепринятым представлениям.

Метод свободных ассоциаций

Суть метода заключается в том, что пациент сообщает психотерапевту все, что на данный момент ему приходит на ум, нисколько не заботясь о содержании своего словесного потока, даже если оно совершенно неприемлемо для самого пациента. Исходным понятием (темой) может быть что угодно — предмет, цифры, образ, слово и т.п., или же вовсе отсутствие какой-либо темы.

Как получается, что подавленный материал, тем не менее, может выйти в сознание? При использовании метода свободных ассоциаций (когда элементы выдаваемого материала не связаны рационально), частично блокируется контролирующая функция сознания, а значит, психологические защиты работают не столь эффективно, что позволяет вытесненному материалу вырваться наружу, в явном, а чаще, зашифрованном виде.

При проведении такого сеанса, длительность которого, как правило, около часа, пациент расслабленно лежит на кушетке и не видит психоаналитика, это важно потому, что чем более расслаблен пациент, тем меньше с его стороны сопротивление терапии.

Бессвязный монолог клиента, в компании наблюдающего его аналитика, дает ценнейший материал для последующей работы, ведь каким бы абсурдным не казался этот поток слов, все равно, наше мышление изначально движется в направлении значимых для нас понятий, которые, рано или поздно, дают о себе знать. При исследовании имеют значение следующие факты — содержание высказываний клиента, их последовательность. Особенное значение имеет тот материал, что вызывает трудности или внутреннее сопротивление.

Последующее выделение значимого материала и его интерпретация — важная задача психоаналитика, поскольку достоверность этой интерпретации, определяет успех всей терапии в целом.

Толкование сновидений

толкование сновидений в психоанализе

В основе работы со сновидениями лежит идея, что они, даже в большей степени, чем свободные ассоциации, являются источником подсознательного материала.

Чем более травматична информация, тем лучше она защищена и зашифрована и, соответственно, тем больше ее значение для клиента.

Иногда сновидения сообщают нам о наших устремлениях вполне очевидным образом, обычно такое происходит в тех случаях, когда желаемое не является запретным с точки зрения морали и идеалов. В большинстве же случаев содержимое сновидения приходится интерпретировать, а оно выражает наши тайные устремления и подавленный, неприемлемый материал, в символической форме.

Задача интерпретации сновидений весьма сложна и требует от психолога немалого опыта и интуиции, ведь некоторые символы могут иметь для пациента особое значение, другие же, несмотря на их кажущуюся значимость нет. По этой причине, даже общепринятые значения, часто требуют тщательной проверки через работу с клиентом.

Что интерпретируют в психологии

Своё значение это понятие имеет и в психологии.

Здесь интерпретация представляет собой объяснение врачом пациенту его самочувствия, природу навязчивых мыслей, тревожащих симптомов, сновидений или ассоциаций.

Если дать возможность человеку объяснить смысл его переживаний, можно интерпретировать проблему одновременно со стороны сознательного и бессознательного. Иногда люди становятся заложниками своих стереотипов, из-за которых не могут за деревьями увидеть леса.

Многие психологи работают с рисунками и тестами. На основе полученных результатов формируются выводы о состоянии психического здоровья пациента. Внимание уделяется деталям, которые у каждого клиента прорисовываются по-разному.

Психологический тест

Интерпретация сновидений – это довольно сложный метод, который относится к области социального психоанализа. Для корректного толкования значений сна необходима помощь специалиста. Его расшифровка позволяет расширить представления сферы бессознательного восприятия окружающего мира.

Метод интерпретации

Как уже было сказано ранее, интерпретация важнейший инструмент психоаналитика при работе с свободными ассоциациями и сновидениями. Ведь одно дело получить материал, и совсем другое, истолковать его правильно. При интерпретации происходит рационализация полученного бессознательного материала — осознание вместе с клиентом истинных причин невротических симптомов, а также подлинного смысла стремлений клиента. Именно интерпретация может привести к терапевтическому результату, естественно, лишь при условии правильного истолкования.

Анализ переноса

В психоанализе аналитик занимает позицию некой закрытости и отстраненности от клиента. Это приводит к тому, что он, чаще всего, воспринимается клиентом, как абстрактная символическая фигура. Считается, что именно по этой причине и происходит, так называемый перенос, который означает, что клиент бессознательно наделяет психолога чертами значимой для него личности, перенося свое эмоциональное отношение к этой личности на фигуру аналитика. Происходит как бы наполнение пустого содержимого новыми смыслами. Это могут быть, например, черты отца или матери (в зависимости от половой принадлежности аналитика) или черты другой значимой фигуры. Через последующий анализ возникающих фантомных отношений между клиентом и образом значимого человека, выявляются аспекты полученных (чаще всего в детстве) травматических переживаний.

Стадии психоанализа

Подводя итог, рассмотрим последовательность работы аналитика с клиентом, которая состоит из нескольких условных этапов.

Первый этап — поиск травмирующего события в прошлом клиента. Это работа со сновидениями, с оговорками, использование метода свободных ассоциаций, проведение бесед.

Второй этап — очень условно, начинается с того момента, когда травма обнаружена и идентифицирована самим клиентом, как травматическое переживание. Клиент выражает себя посредством переживания вновь обнаруженного события, а также его рационализации, то есть понимания, как именно оно привело к проблемам. Это весьма болезненный этап, именно на нем формируется то, что мы назвали выше переносом или проекцией. Чаще всего это выражается в довольно таки негативном отношении к аналитику со стороны пациента.

Третий этап — выражается в переоценке травмирующих событий и снижении их значимости, вплоть до безразличия и равнодушного отношения. На этом этапе важно понять, что видимый результат не является очередной защитой или имитацией спокойного отношения клиента к проблеме.

Разумеется, границы всех этих этапов весьма условны. Это связано с тем, что проблемы не приходят поодиночке и видимое решение какой то одной из них вовсе не означает окончания работы, которая может продолжаться одновременно на нескольких стадиях.

Точные науки

В математике и других точных науках всегда подразумевается некоторая интерпретация. Любая математическая теория опирается на вещи, которые с самого начала не нуждаются в объяснениях или доказательствах. Простейшим примером такой логической структуры служит Эвклидова геометрия, которая всю свою базу теорем основывает на нескольких аксиомах. Каждая следующая теорема опирается на предыдущую. Такая лестница наглядно показывает интерпретацию теоретических построений, свойственных современной науке вообще. Простота открытий позднего Ренессанса ушла в прошлое – с 19 века любое математическое открытие начиналось с какого-либо допущения, не требующего доказательств. Так возникла геометрия Лобачевского и Римана. Сейчас интепретация — принцип работы прикладной математики, которая, действуя на оговоренных началах, способна решать задачи очень высокого порядка.

Интерпретация бессознательного как инструмент работы с клиентом

Интерпретация бессознательного в глубинной психологии является одним из важнейших инструментов для успешной работы с клиентом. Чтобы обладать данной способностью, психолог проходит как становление собственной профессиональной идентичности, так и свой внутренний путь создания и поиска интерпретаций по отношению к своей жизни и бытию. Клиент, приходящий к психологу на сессию, приносит с собой желание быть понятым и услышанным, а также желание вернуть отщепленные части «Я», которые образуют разрывы в его реальности, вследствие чего либо болят, либо анестезированы до полной бесчувственности. Клиент, приходя на сеанс, несет в себе бессознательные желания соединить и связать разбитые и фрагментированные части его жизни и личности.

Сознательные функции клиента, пришедшего за помощью, не имеют такой возможности на момент посещения специалиста, вследствие чего клиент может не догадываться о разрывах своей бытийности и не знать причин своих страданий. Психолог помогает обнаружить данные разрывы в реальности клиента и извлечь то переживание, которое закапсулировано и скрыто от сознания клиента. При этом данный разрыв бытийности человека может потреблять колоссальное количество энергии для его сокрытия, недопущения в сознание в связи с отсутствием возможности ранее прожить данную ситуацию, а также психических ресурсов для ее проживания. Психолог, используя интуицию, которая ему в некой степени подконтрольна, знания и возможность облекать смыслы в слова, помогает обнаружить истоки и причины страдания клиента. Они совместно, в созданном раппорте, рождают смысловое поле, где психолог переводит (интерпретирует) бессознательное клиента на язык сознания. Но как происходит данный процесс и какие важные условия необходимо соблюсти для успешного понимания клиента?

Первым важным условием для формирования верной интерпретации в работе с клиентом является присутствие психолога. Присутствие и невербальный контакт раскрывает для психолога этап его отношений с клиентом. Невербальные проявления как клиента, так и психолога могут говорить о степени доверия, близости и безопасности внутри сессионного процесса. Чем более устанавливается доверие между клиентом и психологом, тем более психолог сможет иметь доступ к глубинным слоям психики клиента. Невербальные знаки клиента с нарушением доверия могут проявляться в молчании, избегании зрительного контакта, в чрезмерной вербализации в виде бессмысленного перечисления событий и так далее. Если мы говорим о нарушении базового доверия, то такие клиенты в какой-либо момент сессии закрывают солнечное сплетение, как будто ожидают «удара» и пытаются его избежать, закрыв живот. Именно в присутствии и внимании психолога содержится главный ключ к доверию клиента, где психолог, замечая телесные проявления, несет бессознательное сообщение о том, что он видит клиента, понимает его и принимает то, что с ним сейчас происходит. Он приглашает клиента к сотрудничеству, чтобы исследовать причины, с которыми пришел клиент.

Очень часто психолог упускает свои телесные реакции, а они несут очень много информации о клиенте, нуждаются в анализе и понимании самим аналитиком. Например, почему в тот или иной момент его тело пережило или переживает данную позу или выражает некий символический смысл через жесты или эмоции на лице.

Качество присутствия можно понять по вовлеченности терапевта в ситуацию происходящего между клиентом и аналитиком «здесь и сейчас». Очень часто клиент соблазняет аналитика прошлым, одна из интерпретаций данного взаимодействия может быть в сопротивлении клиента говорить о том, что у него происходит в жизни в настоящее время. И, возможно, клиент намеренно избегает неприятных чувств, убегая в свое прошлое. Интерпретация данного примера возвращает клиента в настоящее, связывает его с реальностью сегодняшней, но аналитик должен выбирать время и соизмерять готовность клиента слышать, принимать и обрабатывать интерпретации аналитика.

Второе важное условие — это умение отслеживать и понимать чувства, которые вызывает клиент у аналитика, отслеживать свои убеждения и оценочные включения, так как именно они могут стать ключом к тому материалу бессознательного клиента, который желает быть внутренне разрешенным и высвободить часть энергий для последующей организации жизни в лучшем качестве. В этом случае психологу важно доверять себе, опираться на интуицию. Но это возможно в случае интеграции собственного жизненного опыта у самого психолога.

Насколько глубоко продвинулся аналитик в своем собственном понимании себя и насколько глубоки его профессиональные знания, настолько глубоко он может исследовать другого, если у клиента существует желание и необходимость в таком исследовании.

Интерпретация аналитика является переводом бессознательных процессов клиента на язык, понятный как аналитику, так и клиенту. В вербализации проблем, событий и рассказов клиентов может лежать более глубокий смысл того, о чем хочет сказать клиент, какие потребности его фрустрированы, сколько ярости и боли он может испытывать вследствие неудовлетворённости чего-то очень важного и определяющего его дальнейшее развитие.

Молчание также может быть интерпретировано. Это один из важнейших способов связи с аналитиком. Через совместное молчание аналитик может понять больше, чем если клиент ему рассказывает все до деталей. Именно в молчании скрыты аффекты, смыслы, желания, табу и конфликты.

Умение выдерживать паузу тогда, когда это необходимо, является одной из черт профессионализма психолога. Соблюдая паузу, психолог дает пространство для клиента, для рождения его речи и смыслов, переживаний и историй. Он дает место себе для более детального и глубокого понимания, из которого в последующем рождается интерпретация, призванная либо структурировать данный опыт клиента, либо, наоборот, оставить пространство для поиска смыслов, где создается импульс творчества.

Интерпретация считается успешной, когда получен отклик от клиента. Он имеет три уровня. Первый — мыслительный (когнитивный) — это понимание смысловой нагрузки интерпретации и значение слов. Для аналитика и клиента данный речевой конструкт несет одну и ту же информацию. Второй — чувственный отклик, где у клиента появляется проживание данной интерпретации, сопоставление и эмоциональный ответ в виде либо разрядки, либо напряжения. И третий — это телесный отклик в виде телесного реагирования. Очень часто после удачной интерпретации клиент делает глубокий выдох, его кровь приливает к лицу, он оживает и расслабляется, испытывая облегчение и прилив энергии. Такая реакция говорит об успешной совместной работе по разрешению внутреннего конфликта либо ситуации, приносящей страдание.

Умение формулировать интерпретацию на понятном клиенту языке, отслеживать его реакции, анализировать свой контрперенос, а также своевременность интерпретаций напрямую связана с интуицией аналитика. В каком-то смысле данный «инструмент» должен быть частично подконтролен аналитику, а также подкрепляться знаниями. Таким образом, интерпретация является тем, что возвращает клиенту его отщепленные и потерянные части, возвращая его к более качественной жизни, где существуют причинно-следственные связи и обретаются смыслы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свои пароли в телефоне гугл
  • Пропал айфон как найти через компьютер
  • Госуслуги как найти заявление в каком разделе
  • Как составить календарь на день
  • Как найти углы треугольника зная все стороны