Как составить психолого педагогическую характеристику личности ученика

Автор статьи

Елена Александровна Булахова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Психолого-педагогическая характеристика — это документ, в котором отражены наблюдения специалиста за конкретным школьником или классом.

Назначение психолого-педагогической характеристики и принципы ее составления

Психолого-педагогическая характеристика ученика представляет собой важный документ в работе классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога. При составлении психолого-педагогической характеристики школьника необходимо максимально точно учитывать все личностные особенности ребенка, особое внимание следует уделить психологическому состоянию ученика. Значение данного вида характеристики крайне велико, ее данные учитываются во время учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическая характеристика дает возможность педагогам познакомиться с особенностями конкретного ребенка и составить правильную учебно-воспитательную стратегию. Следует так же отметить, что этот документ может потребоваться при переводе в другое учебное заведение, а также вне стен школы, например, для органов опеки, ПДН.

Существует ряд определенных правил, которыми необходимо руководствоваться при составлении психолого- педагогической характеристики. В первую очередь характеристика должна носить обязательный объективный характер, необходимо учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование личности ребёнка, а также его индивидуальные особенности. Во время общения с ребёнком ни в коем случае нельзя на него давить, беседа должна происходить в доброжелательном ключе.

Данные, представленные ниже, являются примером психолого-педагогической характеристики ученика. В образце отражены следующие пункты:

  • Общие сведения об учащемся
  • Состояние здоровья и физическое развитие
  • Условия семейного воспитания
  • Учебная деятельность учащегося
  • Трудовая деятельность учащегося
  • Особенности психических процессов и эмоции
  • Положение ребенка в детском коллективе
  • Особенности познавательной деятельности
  • Общие психолого-педагогические выводы

Психолого-педагогическая характеристика ученика (примерное содержание)

Сведения для составления данной психолого-педагогической характеристики ученика были собраны в период с 22.03.2018 г. по 05.04.2018 г. При сборе данных применялись методы наблюдения за учениками во время учебного процесса и перемен, была проведена беседа с учеником и классным руководителей, было проведено тестирование, так же были изучены оценки учащегося из классного журнала и его личное дело.

«Готовая психолого-педагогическая характеристика ученика (образец)» 👇

Общие сведения об учащемся

Фамилия, имя, отчество: Степанов Виктор Александрович

Дата рождения: 09.05.2004

Школа, класс: 45 школа города Москвы, 6 «б»

Состояние здоровья и физическое развитие

Ученик состоит во второй группе здоровья, физкультурная группа основная, болеет не часто, ОРВИ в легкой форме, хронические заболевания отсутствуют, стабилен в проявлениях настроения.

Условия семейного воспитания

Виктор Степанов проживает в полной семье, отец — Степанов Александр Геннадьевич — работает в ОАО «Газпром» мать — Степанова Татьяна Михайловна — домохозяйка. В соответствии с информацией, полученной от классного руководителя в семье созданы все условия для благоприятного развития ребенка, ребенок имеет свою комнату, имеет ряд домашних обязанностей, родители регулярно посещают родительские собрания, мама является членом родительского комитета. Родители интересуются успеваемостью сына, консультируются с классным руководителем по поводу развития способностей своего ребенка.

Учебная деятельность учащегося

Виктор Степанов имеет хорошую успеваемость, по некоторым предметам отличную, добросовестно относится к процессу обучения, на уроках внимателен, отвлекается редко, но иногда допускает некоторые ошибки по невнимательности.

При заучивании учебного материала всегда изначально разбирается в структуре и смысле материала, хорошо разобранный материал запоминает быстро.

Ученик усваивает материал достаточно быстро, иногда выполняет задания быстрее остальных учеников, получает дополнительный материал для отработки навыков. Наиболее хорошо Виктор Степанов проявляет себя в алгебре, геометрии, физике, химии, информатике. Общий средний бал 4,8.

Трудовая деятельность учащегося

Виктор Степанов посещает так же внеклассные занятия: шахматы, робототехнику, компьютерную графику, плавание. Виктор принимает участие в общественных делах по просьбе классного руководителя, однако сам инициативу проявляет редко. Всю порученную работу ученик старается выполнить хорошо, к делу подходит ответственно. Уважительно относится как к одноклассникам, так и к учителям.

Особенности психических процессов и эмоции

Виктору Степанову присущи такие психоэмоциональные качества как целеустремленность и упорство, по темпераменту ученика можно отнести к сангвиникам и флегматикам. Школьник уравновешен, общителен, обладает хорошей работоспособностью.

Школьник старается не выставлять на показ своих достижений, редко хвастается. Задания учителей практически всегда выполняет сам, но, если испытывает трудности в редких случаях может обратиться за помощью к одноклассникам.

На критику и замечания Виктор Степанов реагирует спокойно старается учитывать замечания преподавателей. Обладает такими волевыми качествами как самообладание, решительность: чаще всего удачно справляется с проявлением своих эмоций, берет на себя ответственность в принятии важных решений.

Ребёнок в меру активен в большинстве сфер школьной жизни.

Положение ребенка в детском коллективе

Виктор Степанов пользуется авторитетом в классе, в большей степени у учеников с хорошей успеваемостью и поведением. Пользуется авторитетом в кружке по шахматам и робототехнике.

Особенности познавательной деятельности

Виктор Степанов имеет достаточно хорошую память, внимательность и реактивное мышление, внимание школьника распределяется равномерно, он без труда переключает его с одной деятельности на другую. У Виктора в одинаковой степени хорошо развита как визуальная, так и слуховая память, в ходе исследований коэффициента, выяснилось, что в обоих случаях он составляет 80. Механическая память развита немного меньше, коэффициент равен 70.

Ученик достаточно хорошо работает с учебным материалом, способен хорошо систематизировать, обобщать, проводить анализ большого объёма информации. У ребенка правильно сформирована речь, предложения строит четко и понятно. Умственное развитие на высоком уровне.

Общие психолого-педагогические выводы

Из всего вышеизложенного можно сделать заключение о том, что ученик 6 «б» класса 45 школы Виктор Степанов является всестороннее развитой личностью, заинтересован в учебе, занимается так же дополнительными видами деятельности, проявляет себя активно в коллективе, в конфликтах замечен не был, в большей степени имеет склонность и проявляет интерес к точным наукам.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Психолого-педагогическая
характеристика личности учащегося

Жантасова Жулдуз
Ермековна.

26.11.2001

5 класс.

Общее физическое
развитие нормальное.

Состояние здоровья
в норме.

Семья полная,
многодетная. Воспитание в семье отличное, девочке уделяется достаточно
внимания. По словам классного руководителя, родители присутствуют на каждом
родительском собрании, интересуются успеваемостью дочери, помогают при
выполнении домашних заданий, если это необходимо.

Успеваемость хорошая, учится на 4 и 5,
успевает одинаково по всем предметам, старается учиться только на «отлично».

Девочка в достаточной мере начитана,
интересуется различными областями знаний, может поддержать беседу, как по
истории, так и по физике, постоянно стремится углубить знания, читает
справочники, берется за выполнение дополнительных заданий.

Богатый словарный запас, в речи
встречается много эпитетов, метафор. Речь зачастую очень эмоциональна, что
характеризуется повышением тона, при этом девочка активно жестикулирует,
особенно если тема разговора ей интересна или информация, которую она хочет
сообщить, важна для нее.

Произвольное внимание развито в высокой
степени, но характеризуется неустойчивостью. На уроках девочка часто
отвлекается на посторонние шумы, участвует в разговорах на сторонние темы.  

Учебный материал схватывает очень быстро,
при работе на уроке, когда нужно прочитать новый материал и пересказать,
выполняет задание одна из первых. При пересказе материала наблюдается
осмысленность прочитанного, наблюдается грамотное употребление слов-синонимов. Материал
запоминает легко. Как стало понятно из слов учителя литературы, девочка
отличается отличной памятью, как кратковременной, так и долговременной,
приводился пример со стихотворением, которое девочка смогла с легкостью
воспроизвести через месяц после непосредственного заучивания текста. Из
наблюдений педагога-психолога, у девочки хорошо развита механическая и
зрительная память.

Может отличить существенные и
второстепенные признаки предметов и явлений, общие понятия усваиваются быстрее
абстрактных, чтобы осмыслить абстрактное понятие требуется определенное время, или
же помощь учителя-предметника. Навыки сравнения и обобщения развиты в высокой
степени. Девочка легко находит пути решения возникших трудностей, что было
продемонстрировано при подготовке к празднику для мам. В возникшей ситуации,
когда аппаратура дала сбой, девочка нашла альтернативный вариант: включение
музыкального сопровождения на мобильном устройстве.

Воображение развито в высокой степени.
Легко придумывает образы, сюжеты. Примером служит подготовка газеты с
поздравлением для мальчиков. Когда было предложено придумать концепцию данной
газеты, девочка привела в пример около трех различных вариантов оформления.

При выполнении учебной работы девочка
демонстрирует особую старательность. Со слов учителя математики, девочка всегда
выполняет все домашнее задание, аккуратно оформляет в рабочей тетради, что
создает приятное впечатление.

С интересом относится к учебным предметам,
особый интерес проявляет к иностранным языкам и истории, всегда участвует во
всех мероприятиях, предложенных учителями-предметниками. К отметкам относится
крайне серьезно, нервничает, если у нее не лучшая оценка в классе. К похвале
относится положительно, наблюдается негативная реакция на порицание. Основной
мотив учебной деятельности – интерес, с легкостью приступает к изучению
материала, если тема ей интересна.

Как стало ясно из слов
учителей-предметников и классного руководителя, девочка очень организованна,
всегда содержит свои вещи в чистоте и порядке, но может оставить вещь в
кабинете и забыть о ней. Высокий уровень самоконтроля, девочка способна
работать самостоятельно над учебным материалом.

Уважительно
относится к труду, как своему собственному, так и посторонних людей. В трудовой
деятельности больше привлекает сам процесс работы, нежели сделанная вещь. Обладает
базовыми навыками и умениями, положительно реагирует на предложение нового вида
трудовой деятельности, с легкостью овладевает новым навыком. Например, при
подготовке праздника для мам необходимо было сделать подарок своими руками, а
именно изготовить шкатулку из бумаги. Девочка с интересом наблюдала за
процессом изготовления данной поделки, а затем сама старательно пыталась
повторить все в точности, в конечном итоге поделка удалась.  Следует отметить,
что девочка оказывала помощь ребятам, у которых возникли проблемы с выполнением
данного задания. Привычки к длительному выполнению труда нет, девочка очень
неусидчива и постоянно отвлекается на посторонние вещи.

К
общественной жизни коллектива относится положительно. Принимает участие во
всевозможных конкурсах и олимпиадах на школьном уровне. Активно участвует в
мероприятиях, проводимых в школе и в классе, разной тематики. Особого интереса
к общественной жизни страны не проявляет, но, если какая-то новость, услышанная
по телевизору или из иного источника, вызывает интерес, активно обсуждает
данную новость с классным руководителем или одноклассниками. В классе отвечает
за культмассовый сектор, отвечает за проведение мероприятий и за обеспечение участия
в нем одноклассников. Справляется отлично.

Активно
интересуется музыкой, рисованием, но на любительском уровне. Очень любит
читать, читает много, частый посетитель школьной библиотеки, читает
преимущественно художественную литературу, но не исключен интерес к
развлекательной и научно-популярной литературе. Важно отметить артистические
способности девочки. Хорошо инсценирует различные сюжеты, принимает активное
участие в подготовке сценок для праздников, справляется с полученной ролью
отлично. Например, при подготовке проекта «Здоровый образ жизни» взяла роль
девочки, употребляющей алкоголь, с ролью справилась блестяще, с юмором.

Девочка
непоседлива, много двигается, на перемене ни секунды не сидит на месте. При
этом иногда нарушая школьный режим, например, часто опаздывает на уроки или же
за перемену не успевает приготовиться к уроку. Требования взрослых выполняет частично,
игнорирует призывы к тишине, постоянно вертится к одноклассникам. Может
говорить одновременно с учителем.

В
коллективе пользуется популярностью, к ней часто обращаются с просьбой списать
или помочь при выполнении какого-либо задания. Сама же девочка проявляет
дружелюбность к товарищам, хотя может иногда и негативно оценить их, особенно,
когда недовольна действиями или поведением одноклассников. В школе находиться
любит, это обусловлено скорее активным участием в культмассовых мероприятиях,
порой засиживается в библиотеке. К учителям относится с уважением, старается
выполнять требования, прислушивается к советам и рекомендациям.

Можно
отметить следующие положительные черты формирующейся личности:
доброжелательность, готовность помочь, отзывчивость, добросовестность,
искренность, требовательность к себе, настойчивость, целеустремленность.
Девочка очень жизнерадостная, положительно относится к новым людям, старается
понравиться, произвести приятное впечатление. Всегда готова помочь, будь то
учитель или одноклассник, не важно. Негативные черты: неусидчивость, неустойчивость
внимания, немного упряма, создает вокруг себя много шума, при этом сама
замечает за собой это и просит ее останавливать. Не скрывает эмоций, легко
можно понять отношения девочки к человеку или выполняемой работе, что может
рассматриваться как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Преобладающее настроение – веселое, приподнятое. За все время наблюдения за
ребенком, ни разу не было замечено резких перепадов настроения.
Проанализировав вышеперечисленные черты, можно сделать вывод, что девочка по
типу темперамента – сангвиник.

Приведенные
выше недостатки обусловлены особенностями темперамента и характера ребенка. В
дальнейшей работе с девочкой следует особое внимание уделять более строгому
контролю над выполнением заданий, призывать девочку придерживаться
установленного школой режима, актуализировать внимание на поведении во время
уроков и перемен, быть к ней чуть строже. Так же следует оказывать внимание творческим
способностям девочки и по возможности задействовать ее в различных культмассовых
мероприятиях. Немаловажным аспектом является и учебная деятельность, следует
чаще призывать ее к участию в проектах, конкурсах, олимпиадах, с целью
раскрытия потенциала.

Составление психолого-педагогической характеристики учащегося

Для
эффективного осуществления образовательной
и воспитательной функций очень важно
уметь найти индивидуальный подход к
учащимся на основе знания возрастных
и психологических особен­ностей их
личности, деятельности, различных
аспектов взаимоотношений,

возникающих между детьми и педагогами,
а также их родителями, сверстниками.

Основная
цель составления характерис­тики —
полнее изучить и узнать ребёнка, на
основе этого оказать помощь в развитии
и становлении его индивидуальности,
определить оптимальные пути взаимодействия
с ним.

Для
составления подробной психолого-педагогической
характеристики необходимо придерживаться
следующего алгоритма:

  1. Выбрать ученика
    для написания характеристики.

  2. Провести
    наблюдение за этим учеником в различных
    жизнен­ных ситуациях с фиксацией и
    анализом наблюдаемых фактов.

  3. С
    помощью психологических методик
    провести исследование некоторых
    особенностей его личности.

  4. Написать
    психолого-педагогическую характеристику,
    отразив в ней разные сферы личности,
    особенности поведения, общения в школе
    и дома по предложенной схеме.

  5. Оценить
    и сопоставить отношение школьника к
    общеобразовательным предметам и
    занятиям физической культурой и спортом,
    обосновав собранным материалом их
    причины. Охарактеризовать в рамках
    собранного материала личность школьника
    в плане всесторонности развития.

  6. Наметить
    задачи для дальнейшего совершенствования
    или коррекции отношений ученика к
    учебной и спортивной деятельности со
    стороны учителя физической культуры
    и самого ученика.

Следует
отметить, что характеристика составляется
не в виде ответов по пунктам ориентировочной
схемы. Характеристика — это связное
целостное описание различных сторон
личности ученика. Её значительно
«оживляют» примеры и случаи из
жизни школьника, подчеркивающие ту или
иную его особенность и позволяющие
соста­вить четкий образ неповторимой
индивидуальности человека.

Схема
психолого-педагогической характеристики
личности

Школьника в связи с его отношением к учебной работе

I.
Общие сведения о школьнике.

  1. Фамилия, имя,
    возраст.

  2. Состав
    семьи, профессия и специальность
    родителей, их отношение к спорту.

II.
Отношение ученика к общеобразовательным
предметам, его интересы, способности,
черты характера и другие особенности
лич­ности, проявляющиеся в учебной
работе.

  1. Успеваемость
    за последние два года по разным
    общеобразовательным предметам.

  2. Взгляды
    на значимость учебной деятельности
    (считает обязательным важным делом;
    учится добросовестно, аккуратно
    выполняет уроки; учится увлеченно, с
    интересом, учится потому, что заставляют,
    нехотя и т. д.).

  3. Общее
    интеллектуальное развитие и интересы
    (описать общий кругозор и другие признаки
    умственного развития, перечислить все
    интересы, хобби, начитанность; любит
    ли читать, что читает и т. п.).

  4. Способности
    к учебной работе (быстрота и точность
    восприятия материала, сообразительность,
    самостоятельность суждений и выводов,
    быстрота и прочность запоминания,
    устойчивость внимания, образность,
    выразительность, грамотность устной
    и письменной речи и т. п.). Есть ли
    специальные способности (к музыке,
    рисованию, пению, поэзии, к определенному
    виду труда, к спорту — указать вид
    спорта).

  5. Старательность
    в учебной работе (есть ли привычки к
    длительной учебной работе, пунктуальность
    в выполнении уроков, аккуратность в
    ведении тетрадей и т. п.).

  6. Организованность
    в учебной деятельности (есть ли привычка
    ежедневно готовить уроки, планировать
    время, выполнять все в назначенный срок
    и т. п.).

  1. Дисциплинированность
    на уроках.

  1. Волевые
    качества (умение проявлять в учебных
    делах целеустремленность, настойчивость,
    выдержку, самообладание, инициативность
    и др.).

  2. Интерес
    к знаниям (стремится знать больше, чем
    предусмотрено учебниками, учится с
    интересом, без интереса, нехотя и т. п.;
    отметить — по каким предметам особенно).

  1. Учебные
    умения (умение работать с учебником,
    составлять план, конспект, рационально
    организовывать заучивание, находить
    дополнительную литературу и т.п.).

  2. Удовлетворенность
    достижениями в учебе.

  3. Отзывы учителей
    об отношении к учебной работе:

а) по математике
(или физике)

б) по литературе
(или истории)

III.
Отношение к урокам физической культуры
и секционным занятиям; интересы,
способности, черты характера и другие
особенности личности, проявляющиеся
на этих занятиях.

  1. Успеваемость
    по физической культуре (за последние
    два года), спортивная специализация,
    разряд, участие в соревнованиях,
    спортивный стаж, лучшие спортивные
    достижения и пр.

  2. Взгляды на значение
    уроков физической культуры и занятий
    спортом.

  3. Особенности
    физического развития (по данным медпункта
    школы и по данным учителя физической
    культуры):

а) рост,
вес, объем грудной клетки; динамометрия,
спирометрия;

б) состояние здоровья
и физическая подготовленность;

в) результаты в
беге, прыжках, метаниях, плавании, ходьбе
на: лыжах и т.д.;

  1. Психомоторные
    способности (уровень владения спортивными
    навыками, быстрота овладения техникой
    движений, время, затраченное на подготовку
    к выполнению спортивного разряда,
    уровень развития физических качеств,
    быстрота реакции, ориентировка в
    пространстве, запоминание движений,
    тактическое мышление, эмоциональная
    устойчивость и др.).

  2. Трудолюбие,
    организованность, старательность и
    дисциплинированность в процессе занятий
    физической культурой и спортом
    (регулярность посещения уроков и
    тренировочных занятий, выполнение
    утренней зарядки, поведение на уроках,
    отношение к спортивной форме, инвентарю
    и др.).

  3. Кругозор
    в области спорта (чтение спортивных
    газет и журналов— каких, посещение
    соревнований, любимые команды и
    спортсмены; существует ли идеал
    спортсмена — каков он; знание целей н
    задач физической культуры и спорта;
    осведомленность в области теории и
    методики спортивной тре­нировки).

  1. Волевые
    качества, проявляющиеся на уроках
    физической культуры и на соревнованиях
    (при выполнении «опасных» упражнений,
    при работе «на выносливость», при
    необходимости сдержать эмоции и
    проявления чувств и т. п.).

  2. Интерес
    к занятиям физической культурой и
    спортом (занимается увлеченно, с
    интересом, без интереса, нехотя и т.
    п.).

  3. Умения
    (гигиенические привычки, связанные с
    занятием спортом, умения преодолевать
    страх, сосредоточиться на своем
    состоянии, управлять эмоциями и т. п.;
    умение успешно сочетать учебные занятия
    и обязанности с занятиями спортом).

10. Удовлетворенность
результатами, достигнутыми на занятиях
физической культурой и спортом.

11.
Отзывы учителей и тренеров об отношении
к занятиям физической культурой и
спортом:

а) отношение к
урокам физической культуры (отзыв
учителя

по
физической культуре);

б) отношение к
секционным занятиям (отзыв тренера).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Психолого-педагогическая характеристика школьника:

структура и содержание

В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать.

1. Характеристика ученика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка, проявляющиеся в его общении, поведении, обучении.

2. Характеристика ученика должна быть легко «читаемой» и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком.

3. Характеристика ученика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.

4. Структура характеристики должна включать 5 основных блоков:

1) общие сведения о ребенке;

2) особенности познавательной деятельности ребенка;

3) особенности личности ребенка;

4) особенности поведения ребенка;

5) выводы и рекомендации.

Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика помогает воспитателю и педагогу получить представление о личностных качествах ребенка, наладить с ним контакт, выстроить план дальнейшей педагогической и воспитательной работы, создать оптимальные условия для развития школьника.

Шаблон составления характеристики ученика и подробное содержание отдельных разделов, вызывающих наибольшие трудности в описании представлены ниже (см. табл. 1). Дополнительно мы приводим шаблон характеристики класса в целом (ее цели и задачи связаны с определением направлений развивающей профилактической работы с классом).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ученика (ученицы) ___ класса

(название школы)

Ф.И.О. ребенка __________ дата рождения_______________

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О.

Дата рождения.

Дата поступления в учреждение.

Родственные связи ребенка (родители, братья, сестры, ближайшие родственники).

Сведения о состоянии здоровья (наличие хронических заболеваний, группа здоровья).

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная).

Школьная мотивация (отношение к школе, наличие интереса и желания учится).

Особенности усвоения отдельных учебных предметов (уровень усвоения программы, трудности в усвоении материала, любимые предметы).

Особенности внимания (концентрация, переключение, устойчивость внимания).

Особенности восприятия и осмысления информации (понимание инструкций к заданиям, понимание содержания картин, рассказов выделение главного в тексте).

Особенности мышления (умение сравнивать предметы, обобщать материал, делать выводы).

Особенности памяти (быстрота и точность запоминания, вид памяти: слуховая, зрительная, моторная).

Особенности речи (словарный запас, полнота и связность речи, дефекты произношения).

Темп деятельности (скорость выполнения заданий, переключения, утомляемость).

Поведение на уроках (понимание и соблюдение школьных норм и правил поведения).

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Направленность интересов ребенка (учебная, художественно-эстетическая, спортивная или др. виды деятельности).

Отношение к делам, поручениям (нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):

— общественная активность-пассивность;

— трудолюбие-леность;

— ответственность-безответственность;

— организованность–неорганизованность;

— аккуратность;

— стремление к успеху, лидерству;

— решительность;

— настойчивость.

Отношение к людям (взаимоотношения с классным коллективом, учителями, отношение класса к ученику):

— положение ребенка в классе (авторитет в классе, отношение учеников в классе).

— особенности отношений со взрослыми (вежливость, чувство дистанции, открытость, отношение к критике и похвале – самокритичность).

— особенности отношений со сверстниками (общительность, коллективизм, бескорыстие, честность, правдивость, справедливость).

Отношение к себе (самооценка и самоконтроль):

— скромность или, наоборот, рассказывает, хвастается о своих достижениях, достоинствах

— уверенность в себе, т. е. выполняет ли задания, поручения без помощи других или нуждается в одобрении и помощи других

— самоконтроль, эмоциональная уравновешенность.

В заполнении второго и третьего раздела характеристики может помочь таблица 1 «Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика», представленная ниже.

РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Соблюдение социальных норм и правил поведения.

Реакция на неудачи и промахи.

Поведение в конфликтных ситуациях.

Вредные привычки.

Склонность к асоциальным формам поведения (обман, воровство, бродяжничество и др.)

РАЗДЕЛ 5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Общее впечатление о ребенке.

Выводы (сильные стороны ученика, которые следует развивать и слабые стороны, которые необходимо корректировать).

Рекомендации (направления воспитательной работы с ребенком).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

___ КЛАССА

(название школы)

Общие сведения о классе (количество детей, возраст, состав класса, состояние здоровья детей).

Формальная структура класса (актив класса).

Цели и задачи класса как коллектива (основные направления воспитательной работы с классом).

Успеваемость и отношение к учебной деятельности (количество отличников, ударников, троечников, любимые предметы и т.п.).

Внеурочная деятельность (интересы детей, вовлеченность в кружковую деятельность, участие в мероприятиях, конкурсах).

Состояние дисциплины в классе (понимание и соблюдение социальных норм и правил поведения).

Взаимоотношения класса с классным руководителем, другими учителями.

Межличностные отношения в классе (неформальная структура класса, роль положительных и отрицательных лидеров класса, психологический климат в классе).

Сплоченность класса (умение коллективно трудиться, ценности учеников класса).

Достижения класса (учебные, спортивные, литературные и т.п.).

Выводы и рекомендации (общее впечатление от класса: сильные, и слабые стороны, направления развивающей и профилактической работы).

Таблица 1

Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика

Параметры оценки ребенка

Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Внимание

Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает

Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их

Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их

Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке

Память

При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко

При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом

Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его

Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки

Мышление

Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает

В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач

Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Отношение к делам, поручениям

Общественная активность

Активно участвует во всех общественных делах.

Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

Редко принимает участие в общественных делах.

Трудолюбие

Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

Дела по дому и поручения взрослых выполняет.

Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно.

Ответственность

Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

Часто выполняет в срок порученное ему дело.

Редко доводит до конца порученные ему дела.

Организованность

Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу.

Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого.

Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Аккуратность

Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Одет опрятно, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не заботится о своем внешнем виде. Не бережет общественное имущество.

Стремление к успеху, первенству

Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

Решительность

Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

Иногда колеблется перед ответственным решением.

Редко решается принять какое-либо ответственное решение

Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение

Настойчивость

Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Отношение к людям

Положение ребенка в классе

Авторитет в классе

Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела

Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п.

В классе авторитетом не пользуется.

Симпатии одноклассников

Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

Пользуется симпатией только у части одноклассников.

В классе его не любят.

Отношения со взрослыми

Вежливость, тактичность

Всегда проявляет должное уважение к другим людям.

Иногда бывает невежлив и нетактичен.

Часто бывает слишком резок, затевает ссоры, оскорбляет других, грубит.

Самокритичность

Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки.

Часто прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления

Отношения со сверстниками

Общительность

Всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

Общается с ограниченным кругом людей.

Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен.

Коллективизм

Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

Как правило, помогает товарищам, когда его просят.

Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

Бескорыстие

В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

В своих поступках руководствуется собственной выгодой, а пользой дела.

Честность, правдивость

Всегда правдив по отношению к учителям и воспитателям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда это ему «невыгодно».

Редко обманывает, почти всегда правдив по отношению к другим людям

Часто говорит неправду ради собственной выгоды

Справедливость

Активно борется с тем, что считает несправедливым.

Редко выступает против того, что считает несправедливым.

Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

Отношение к себе

Скромность

Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

Иногда, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

Часто хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами или еще не сделанными делами

Уверенность в себе

Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости.

Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

Самоконтроль

Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя.

Психолого-педагогическая характеристика:

— Характеристика составляется на основе психолого-педагогического обследования. В процессе обследования выясняется текущий уровень психофизического развития, зона ближайшего развития обучающегося. Характеристика должна быть конкретной, описывать действительные особенности ученика. Она включает в себя:

— Описание социальной среды обучающегося (состав семьи, бытовые условия проживания, психологический климат в семье, внесемейные социальные связи).

— Характеристику физического состояния ребенка.

— Особенности когнитивного развития – устойчивость/неустойчивость восприятия, уровень внимания, память, развитость мышления.

— Специфику эмоционально-волевой сферы, характерологическое описание личности обучающегося.

— Владение жизненными компетенциями и способность к их расширению, коммуникативные навыки (психологическая готовность вступать в коммуникацию и социальные контакты, сформированность речемыслительных операций), практические умения и навыки (знания об окружающем мире, способность к самообслуживанию, предметно-практическая деятельность).

— Определение потребности в повседневном уходе и присмотре.

— Заключение по результатам обследования.

Анализ и использование рекомендаций ПМПК. Такой инструмент психолого-педагогического сопровождения как рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии используется для разработки индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической характеристики и специальной индивидуальной программы развития. Во всех трех документах все рекомендации ПМПК должны быть четко соблюдены без искажений и ошибок.

1. Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения обучающегося. Маршрут сопровождения в ближней и среднесрочной перспективе определяется по следующим этапам.

1.1. Вначале составляется социальный паспорт семьи. Формы и требования к данному разделу типичны и включают в себя данные о родителях (законных представителях), описание взаимоотношений в семье и особенности семейного воспитания.

1.2. Следующим пунктом приводятся результаты психофизического обследования.

1.3. После результатов обследования дается:

Характеристика психологического развития. Она включает в себя следующие пункты:

Во-первых, определяется эмоционально-аффективная сфера. Она содержит характеристику эмоционального фона, необходимость, возможности и средства его стабилизации.

— В этой связи выделяются такие спектры эмоционального фона как: адекватный, безразличный, эйфоричный, депрессивный, тревожный, дисфоричный (мрачная раздражительность).

Характер выраженности эмоций. Здесь отмечаются такие формы как: адекватность эмоций конкретной ситуации, напряженность и стрессовое выражение эмоций, пониженная выраженность, отсутствие эмоций.

Эмоциональная подвижность. Выделяют эмоциональную лабильность, эмоциональную ригидность, эмоциональную уравновешенность.

Контроль эмоций. В данном случае отмечают: нормальный контроль эмоций, чрезмерный контроль, отсутствие контроля эмоций.

Следует учитывать, что приведенные спектры эмоционального фона находятся в подвижном состоянии, между ними возможно образование переходных, неявных спектров. Подробная и периодичная диагностика эмоционального состояния ребенка с ОВЗ позволит найти общий эмоциональный вектор и проследить изменение эмоций при направленном на них воздействии.

Во-вторых, раскрывается сфера коммуникации.

Включение в коммуникативный контакт. Особенности коммуникативного контакта ребенка с ОВЗ определяются характером протекания контакта. Ребенок без затруднений вступает в контакт, поддерживает коммуникацию стабильно. Ребенок легко вступает в контакт, но коммуникация неустойчива (отвлекается от общения, выключается из общения). Ребенок лишь формально поддерживает контакт. Длительное, сложное вступление в контакт с возможным последующим поддержанием, неустойчивостью, формальностью контакта. Ребенок не готов вступать в контакт (либо готов контактировать только с конкретными лицами).

Характер общения делится на:

активное общение (ребенок охотно отвечает на вопросы, сам задает вопросы, ведет повествование, предлагает темы для разговора);

реактивное общение (ребенок не инициирует общение, не продолжает беседу по своей инициативе);

активно-реактивное общение (в определенных ситуациях ребенок использует либо активное, либо реактивное общение);

крайняя активность или крайняя пассивность общения.

Развитие коммуникативных способностей ребенка с ОВЗ, расширение его коммуникативной сферы (предметы и темы на которые он может общаться), помощь в установлении оптимального количества коммуникативных контактов со стороны специалиста психолого-педагогического сопровождения должны исходить из индивидуального уровня психофизического развития, выявленных особых потребностей обучения и задач формирования тех или иных компетенций, определения горизонта личностного развития, социальной среды.

В-третьих, приводится описание личности.

Самооценка (адекватная, заниженная, завышенная);

Уровень агрессивности (доброжелательность, агрессивность в пределах нормы, повышенная или постоянная агрессивность);

Уровень конфликтности (дружелюбие, конфликтность в пределах нормы, повышенная конфликтность);

Уровень активности и личной инициативы. Активность (активность в пределах нормы, пассивность, гиперактивность). Личная инициатива (инициативность в пределах нормы, недостаток или отсутствие инициативы, сверхынициативность).

Реакция на замечания, критику. Конструктивно воспринимает критику, после замечания согласен исправлять ошибки. Агрессивная реакция на замечания и критику. Реакция на критику и замечания отсутствует.

Реакция на ободрения, похвалу, поощрения. Адекватная реакция с положительными эмоциями. Реакция на одобрения отсутствует. Резкое повышение эмоционального фона до уровня неадекватных эмоциональных реакций.

Темп и динамика действий. Размеренность темпа (высокий, умеренный, медлительный) и устойчивая динамика выполнения действий. Неравномерность темпа при устойчивой динамике. Неравномерная динамика, темп действий неустойчивый, с частыми сменами. Импульсивность темпа и динамики. Действия выполняются крайне замедленно.

В-четвертых, определяется волевая сфера — уровень самоконтроля и работоспособности.

— Самоконтроль при выполнении заданий, действий, поручений (Самоконтроль сохраняется на всем протяжении деятельности, частичный самоконтроль, отсутствие самоконтроля).

— Уровень работоспособности. Работоспособность высокая, сохраняется на протяжении всего выполнения действий. Средняя работоспособность. Низкая и крайне низкая работоспособность.

В-пятых, на основе логопедического обследования дается логопедическое заключение, характеризующее развитость письменной и устной речи.

В-шестых, составляется Дневник динамического наблюдения, который заполняется регулярно (1-2 раза в полугодие). В Дневнике ведется психологическое, педагогическое и логопедическое наблюдение.

В-седьмых, приводится табель успеваемости обучающегося с ОВЗ.

В-восьмых, описываются интересы учащегося, его склонности. Посещение кружков, секций, занятий по интересам, отмечается участие во внеурочной и внешкольной деятельности.

Последним пунктом фиксируется проведение воспитательно-профилактической работы.

Рассмотрим структуру психолого-педагогической характеристики.

  1. Персональные данные о ребенке и его родителях (законных заместителях). Здесь приводятся данные о социально-бытовых условиях, условиях обучения и воспитания, взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку.

  2. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума.

  3. Показатели физического здоровья, двигательного и сенсорного развития обучающегося.

  4. По наблюдению специалистов составляется характеристика поведенческих и эмоциональных реакций обучающегося, а со слов родителей фиксируются характерологические особенности личности ребенка.

  5. Характеристика познавательных процессов. Особенности проявления восприятия, внимания, памяти, мышления.

  6. Сформированность речемыслительных операций, импрессивного и экспрессивного характера речи.

  7. Сформированность социально-значимых навыков и жизненных компетенций. Сюда относятся: особенности коммуникативной сферы, характер игровой деятельности, навыки учебной деятельности, базовые математические умения, представления об окружающем мире, уровень самообслуживания и предметно-практической деятельности.

  8. Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая.

  9. Результаты оценки, в которых отражены: приоритетные образовательные области, учебные предметы и коррекционные занятия по обучению и воспитанию в школе и в условиях надомного воспитания.

Специальная индивидуальная программа развития имеет следующую структуру.

  1. Общие сведения. Персональные данные о ребенке и его родителях (законных представителях). Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

  2. Психолого-медико-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план (ИУП).

  4. Содержание учебных предметов, коррекционных занятий и иных программ, отвечающих задаче реализации индивидуальных образовательных потребностей.

  5. Условия реализации потребностей в уходе и присмотре.

  6. Внеурочная деятельность.

  7. Список специалистов, участвующих в создании и реализации СИПР.

  8. Программа сотрудничества специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов с семьей обучающегося.

  9. Список необходимых технических средств и ассистирующих устройств, обучающих и дидактических материалов, средств реабилитации, необходимых для осуществления СИПР.

  10. Инструменты мониторинга и оценки динамики обучения.

Педагогическая характеристика

на ученика (цу) ______ класса  школы № _________

Ф.И.О. ____________________________________________________________________________

Дата рождения _____________________

Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.

Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.

Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян , трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.

У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, не дописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).

У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий  принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая  истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или не успешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.

Дата                                        

Директор                                         подпись                                расшифровка

Классный руководитель                подпись                                расшифровка

План характеристики на ученика c ОВЗ

  1. Общие сведения об ученике.

Фамилия, имя. Дата рождения. Диагноз. Посещал ли детский сад. Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился.

  1. История развития.

Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в дошкольном возрасте.

  1. Семья ребенка.

Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение членов семьи к ребенку.

  1. Физический статус.

Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т. д.)

Состояние моторики. Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Координация движений.

Состояние анализаторов (зрение, слух и т. д.)

Наличие хронических заболевание. Утомляемость.

  1. Особенности познавательной деятельности.

  1. Внимание. Объем. Устойчивость. Переключаемость. Особенности произвольного и непроизвольного внимания.

  2. Восприятие. Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность.

Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприятий.

Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени.

  1. Память. Быстрота, полнота, прочность запоминания. Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного материала. Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания.

Осмысленность, точность, полнота воспроизведения. Использование приемов запоминания и припоминания.

Наличие и особенности логической (смысловой) памяти.

Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная)

Индивидуальные особенности памяти.

  1. Особенности речи. Уровень речевого развития. Темп и ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмоциональная окраска речи.

Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря.

Грамматический строй речи.

Состояние диалогической и повествовательно-описательной речи.

Особенности письменной речи.

  1. Мышление. Особенности анализа и синтеза. Сравнения: правильность и полнота. Наличие многоступенчатого анализа и сравнения. Особенности сравнения зрительно воспринимаемых объектов и словесного материала. Особенности обобщения и конкретизации.

Уровень развития мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое).

Уровень усвоения общих и абстрактных понятий.

Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.

Понимание главного в тексте, сюжете.

Способность делать самостоятельные выводы.

  1. Эмоционально-волевая сфера.

Глубина, устойчивость чувств. Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек.

Особенности воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявления негативизма.

Наличие дружеских и родственных чувств.

Наличие патологических влечений.

  1. Общеучебные умения и навыки.

Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью.

Умение планировать свою деятельность, работать по плану. Навыки самоконтроля.

Особенности и трудности усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, применения усвоенных знаний и умений.

Самостоятельность в усвоении и применении знаний. Умение подбирать собственные примеры к изученным правилам, объяснять свои действия.

Наличие и особенности переноса знаний и навыков в новую ситуацию.

  1. Особенности усвоения отдельных учебных предметов.

Отношение к учебным предметам.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание.

Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию.

Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Отношение к урокам труда и трудовой деятельности. Самостоятельность.

  1. Особенности личности.

Направленность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения.

Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Наличие конформизма.

Социализация личности.

  • . Педагогические выводы и рекомендации.

Характеристика

Общие сведения о ребенке

  • Ф.И.О. ребенка

  • Сведения  о родителях: Ф.И.О., возраст, место работы, образование, наследственность.

  • Возраст, класс.

  • Состояние органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.)

  • Причины высокой или низкой температуры, наличие заболеваний.

  • Условия семейного воспитания, отношение к ребенку в семье, к его учебе, методы воспитания в семье, единство требований, наличие специальных трудовых обязанностей, формы контакта между семьей и образовательным учреждением.

Учебная работа

  • Успеваемость по предметам в прошлом и настоящем времени

  • Причины неуспеваемости

  • Отношение к учебной работе, интерес к отдельным предметам

  • Любознательность, способности, глубина усвоения нового материала, самостоятельность

  • Уверенность в своих целях, требовательность к себе.

 Особенности познавательной деятельности

  • Внимание: устойчивость, распределяемость, отвлекаемость, особенности, связанные со снижением органов чувств.

  • Восприятие: скорость, полнота, правильность, особенности развития наблюдательности, влияние дефекта развития на скорость восприятия и наблюдательности, система коррекционной работы, направленной на развитие внимания и восприятия.

  • Представление: полнота, дифференцированность, обобщенность, развитие пространственных представлений, их роль при ориентировке, пути коррекционной работы по развитию представлений.

  • Мышление: быстрота, глубина, сообразительность, самостоятельность в суждениях и выводах, умеет ли анализировать и обобщать материал, выявлять причинно-следственные связи, последовательность и доказательность рассуждений, система коррекционной работы, направленная на развитие мышления.

  • Память: точность запоминания, сохранения, воспроизведения (буквальное или своими словами), осмысленное запоминание, темп запоминания, средства используемые для развития памяти.

  • Речь: темп, связанность, логичность, точность, выразительность, словарный запас,  грамматический строй, звукопроизношение, приемы коррекции речи.

Участие в жизни коллектива

  • Место ребенка в коллективе, привязанности, симпатии, дружба с детьми

  • Участие в общественной жизни, отношение к общественным поручениям причины пассивности и недобросовенности, участие в общественно — полезных  делах

  • контактность, общительность, отношение к товарищам, чуткость, отзывчивость.

  • Принципиальность, отношение к успехам и неудачам, общественному мнению

  • Какие формы работы можете рекомендовать, учитывая отклонения ребенка.

Особенности личности и поведения

  • Общественная направленность личности ребенка: отношение к труду, к учебе, дисплиннированность, мотивы, наличие чувства долга и ответсвенности, отношение к событиям общественной жизни, интересы (широта интересов, глубина, устойчивость, действенность), средства развития интересов.

  • Эмоционально-волевые качества личности и особенности характера: наличие аффективных и стрессовых состояний и их причины, развитие волевых качеств, самостоятельность, настойчивость, решительность, инициативность, выдержка, наличие отрицательных волевых качеств (внушаемость, упрямство, негативность, импульсивность, эгоизм, замкнутость, развязность, зазнайство), основные положительные черты (правдивость, искренность, уверенность в себе, самокритичность).

  • Какая работа была проведена и  пути коррекции поведения.

Заключение

Дать заключение об основных чертах личности ребенка, рассматривая все пункты, показать результаты примененной системы воздействий, сделать выводы о путях дальнейшей работы с ребенком.

Дата                                                        

Подпись, должность.

Психолого-педагогическое представление на ПМПК (для ребенка школьного возраста)

Дата заполнения __________________ 20__ г.

Фамилия, имя, отчество ребенка

Дата рождения «__» __________________________ г.

Образовательное учреждение

Класс ____, _______ (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)

История дошкольного развития: а) посещал (не посещал) ДОУ (если посещал, то какое: обычного типа, логопедическую, коррекционную группу, ДОУ коррекционного типа) _______ б) иное Поступил в _____ класс в _______ месяце _______года. Был оставлен на повторный год обучения (да, нет, в каких классах)

Домашний адрес

Телефон:

Общее впечатление о ребенке:

Характеристика общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки (сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития)

Характеристика особенностнй психофизического развития: (работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственная ориентация, зрительное и слуховое восприятие, особенности внимания, памяти)

Степень развития учебных навыков

Общая оценка состояния учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)

Математика (устный счет, характер трудностей при решении примеров, задач, геометрических построений)

Чтение (тип, темп, осознанность, характерные ошибки в чтении)

Письмо (особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ)

Характер ошибок в письменной речи (при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах)

Особенности устной речи (четкость произнесения звуков, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационное оформление)

Трудовые умения и навыки (труд по самообслуживанию)

Индивидуальные особенности обучения (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, одноклассников и др.)

Эмоционально-поведенческие особенности (проблемы в общении, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями)

Выводы и рекомендации педагога:

Подпись классного руководителя «___» ______________ г.

Директор школы

М.П

Как написать характеристику на учащегося

В классах всегда возникает  необходимость написать характеристику на своих учащихся. Для этого можно использовать приведенный ниже примерный план психологической характеристики ученика.  

Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

Анкетные данные

— Фамилия, имя.
— Дата рождения.    
— Школа, класс.    
— Специализация школы.

Сведений о  состоянии здоровья

— Часто ли болеет (часто, средне, редко).    
— Хронические заболевания (какие).    
— Особенности функционирования нервной системы:
•    быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
•    быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
•    стабилен в проявлении настроения;
•    преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
•    преобладает торможение.

Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические)

— Занятия общественно полезным трудом (каким).
— Занятия  в художественной самодеятельности (какой).    
— Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.     
— Занятия спортом (каким).    
— Занятия организационной работой (какой).    

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

Направленность интересов:  

— На учебную деятельность;    
— На трудовую деятельность;    
— На художественно — эстетическую деятельность;   
— На достижение в спорте, туризме;
— На отношения между людьми.    

Отношения к делу:

•    Общественная активность.
— Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
— Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.
— Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
— Редко принимает участие в общественных делах.
— Отказывает участвовать в общественных делах.

•    Трудолюбие

— Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
— Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
— Редко охотно берется за работу.
— Чаще всего старается уклониться от любой работы.
— Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

•    Ответственность

— Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
— В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
— Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
— Очень редко выполняет порученное ему дело.
— Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

•    Инициативность

— Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
— Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
— Редко сам начинает новое дело.
— Почти никогда сам не начинает новое дело.
— Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

     •    Организованность

— Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
— В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
— Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.
— Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

•    Любознательность

— Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
— В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.
— Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.
— Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.
— Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

•    Аккуратность

— Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут — и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
— Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.
— Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в 
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.  
— Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет
общественное имущество, даже портит его.
— Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:

•    Коллективизм

— Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
— Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.
— Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
— Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
— Считает излишним   проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».

•    Честность. Правдивость

— Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.
— Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.
— Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
— Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
— Склонен всегда, говорить не правду.

•    Справедливость

— Активно борется с тем, что считает несправедливым.
— Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
— Редко выступает против того, что считает несправедливым.
— Не добивается справедливости.
— Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

•    Бескорыстие

— В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не  собственной выгоде.
— Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
— Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
— В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
— В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

•    Общительность

— Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
— Как правило, с удовольствием общается с людьми.
— Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
— Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
— Замкнут, необщителен.

•    Чувство товарищества

— Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
— Как правило, помогает товарищам.
— Помогает товарищам, когда его просят.
— Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
— Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

•    Отзывчивость

— Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
— Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
— Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.
— Почти не умеет сочувствовать другим.
— Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

•    Вежливость, тактичность

— Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
— Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
— Часто бывает,  невежлив и нетактичен.
— Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
— Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе:

•    Скромность

— Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
— Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.
— Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
— Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает  очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.
— Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

•    Уверенность в себе

— Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.
— Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.
— Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
— Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже  если
сам может справиться.
— Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

•    Самокритичность.

— Всегда со вниманием   выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
— В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
— Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
— К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно,  не старается исправить недостатки.
— Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

•    Умение рассчитывать свои силы.

— Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.
— Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.
— Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
— В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
— Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

•    Стремление к успеху, первенству.

— Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.
— Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.
— Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
— Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».
— Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.

•    Самоконтроль.

— Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
— Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
— Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
— Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
— Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

•    Смелость.

— Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
— В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
— Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
— В большинстве случаев отступает перед силой.
— Всегда отступает перед силой, трусит. 

•    Решительность.

— Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
— В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
— Иногда колеблется перед ответственным решением.
— Редко решается принять какое — либо ответственное решение.
— Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

•    Настойчивость.

— Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.
— Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
— Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
— Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
— Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

•    Самообладание.

— Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
— Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.
— Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
— Часто не может подавить нежелательные эмоции.
— Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.

•    Авторитет в классе.

— Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
— Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
— Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой — то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
— Пользуется авторитетом у остальных учащихся.    
— В классе авторитетом не пользуется.

•    Симпатия.

— Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.   
— В классе ребята относятся к нему с симпатией.
— Пользуется симпатией только у части одноклассников.
— Пользуется симпатией у отдельных ребят.
— В классе его не любят.

•    Авторитет во внешкольных объединениях.

— Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
— Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)
— Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)
— Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).
— Не является членом никакого внешкольного объединения.

Особенности психических процессов и эмоций.

Внимание.

— Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
— Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.
— Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
— Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
— Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

— При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
— При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
— Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.
— При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.
— Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

— Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
— Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.  
— Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
— В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
— Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.

-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.
— Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.
— Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
—  Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.    

Общий эмоциональный тонус.

— Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.
— Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
— Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
— В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
— Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.

— Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
— Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
— Эмоционально уравновешен.
— Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
— Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно исправить ориентацию
  • D3dx43 dll что это за ошибка как исправить
  • Как найти табличный коэффициент к
  • Как составить график отпусков если все
  • Топорщится горловина на платье как исправить