Как составить путь следования

Составление маршрутов движения автомобильного транспорта.

Маршрутом
движения называется путь следования
от начального пункта до конечного.
Длина маршрута — это длина его пути.
Маршруты можно классифицировать на
маятниковые и кольцевые. На маятниковом
маршруте автомобиль после разгрузки
возвращается за грузом к тому же
грузоотправителю или после очередной
загрузки у грузоотправителя везет груз
тому же грузополучателю. Путь следования
подвижного состава в прямом и обратном
направлениях проходит по одной и той
же трассе.

Различают:

● с
обратным порожним пробегом (простой
маятниковый маршрут), на котором один
погрузочный и разгрузочный пункт;

● с
полным использованием пробега, когда
на каждом грузовом пункте подвижной
состав после разгрузки перемещается
на этом же пункте под загрузку другим
грузом;

● с
неполным использованием пробега, на
котором имеется по одному пункту
погрузки и разгрузки и один совмещенный
пункт, осуществляющий погрузку и
загрузку.

Кольцевым
маршрутом называется путь следования
подвижного состава по замкнутому
контуру, соединяющему несколько пунктов
погрузки – разгрузки.

Различают
развозочный, сборный и сборно-развозочный
кольцевые маршруты.

Развозочным
называется маршрут, на котором загруженный
подвижной состав развозит груз по
нескольким пунктам назначения и
постепенно разгружается. Сборным
называется маршрут, на котором подвижной
состав последовательно проходит
несколько погрузочных пунктов,
постепенно загружается и завозит груз
в один пункт выгрузки.

Сборно
– развозочным называется маршрут, на
котором одновременно развозится один
груз и собирается другой.

Составление
маршрутов на доставку товара производится
за ограниченное время работы после
окончания приема заявок на доставку.
Таким образом, время, имеющееся в
распоряжении диспетчера для разработки
маршрута – от 14.00 (момент окончания
приема заявок на доставку согласно
«Правилам перевозок грузов автомобильным
транспортом») и до конца рабочего
дня. При этом жесткие требования
предъявляются не только к срокам, за
которые должны быть разработаны маршруты,
но и к результатам маршрутизации, так
как качество составления маршрутов
оказывает определяющее влияние на
эффективность доставки.

К
качеству маршрутов предъявляются
следующие требования:

● перевозка
должна осуществляться по кратчайшему
расстоянию;

● обеспечивать
минимальную долю холостых и нулевых
пробегов в суммарном пробеге автомобиля;

● снижать
нерациональные груженые пробеги за
счет исключения встречных перевозок;

● максимально
использовать грузоподъемность подвижного
состава;

● время
работы автомобиля должно соответствовать
времени в наряде;

● маршрут
должен обеспечивать возможность
диспетчерского руководства.

Предпочтение
следует отдавать маятниковым маршрутам
с обратным груженым пробегом, так как
они обеспечивают более высокое значение
коэффициента использование пробега,
а организовать их проще, чем кольцевые
маршруты.

Для
составления рациональных маршрутов
применяются математические методы
оптимизации, например, методы линейного
программирования или метод сумм.
Критериями оптимальности являются
минимум холостых пробегов или максимум
коэффициента использования пробега
при перевозке заданного объема груза.
При составлении сборного или
развозочного маршрута целью является
не увеличение коэффициента использования
пробега (он и так равен единице), а
сокращение груженого (или общего)
пробега, времени объезда всех пунктов
маршрута и максимальное использование
грузовместимости транспортного
средства.

Задача
выбора маршрута заключается в определении
такого пути, который минимизирует
(или максимизирует) некий критерий
оптимальности, представляющий сумму
следующих характеристик:

● базовых
– расстояние, определяемое по координатам
начала и конца маршрута с использованием
ГИС (геоинформационная система), наличие
одностороннего движения, запрещающих
знаков движения и т.д;

● расчетных
– стоимость, расход ГМС и время перемещения
по маршруту;

● параметры,
регулируемые оператором программы
вручную с учетом дорожных и погодных
условий – коэффициент скорости и
текущий статус доступности.

Наиболее
объективным считается критерий оценки
оптимальности маршрута по грузообороту
транспортного средства, отражающего
суммарные затраты в тонно – километрах.
Этот критерий (обозначим его Tkmmin)
определяется следующим образом:

Tkmmin=Min
{Sum LiPi},

где
Li – расстояние между последовательными
узлами маршрута в километрах;

Pi
– вес автомобиля (вместе с весом
оставшегося груза) при перемещении
между последовательными узлами маршрута
в тоннах.

Значение
данного критерия может быть получено
в стоимостных единицах, если суммарных
затраты в тонно- километрах умножить
на нормативную стоимость тонно –
километра или тариф за один тонно —
километр.

Наряду
с применением формализированных
математических методов служба организации
перевозок может использовать и другие,
более простые методы использования
рациональных маршрутов. Простейшие
методы основаны на визуальном
представлении планируемых на следующий
день перевозок и выбора тех заявок,
которые можно объединить в один маршрут.
К наиболее часто используемым визуальным
методам относятся топографический
метод и метод «сейфов», в которых
используется схема района перевозок,
на которой указаны пункты погрузки,
разгрузки и пути следования транспорта.
Схема должна быть масштабной и разбитой
на квадраты сеткой.

Топографический
метод реализуется путем наложения на
схему района схемы грузопотоков по
типам подвижного состава и указанием
направления перевозки.

При
методе «сейфов» схема района накладывается
на планшет, состоящий из неглубоких
ячеек в соответствии с ее разбивкой на
квадраты координатной сеткой. Согласно
заявкам на перевозки составляются
карточки на каждую перевозку и
раскладываются по ячейкам, соответствующим
пунктам погрузки. По порядку анализируют,
какие пункты погрузки находятся рядом
с пунктом разгрузки анализируемой
заявки и по возможности увязывают в
один маршрут обе заявки. Для упрощения
на каждую перевозку можно составлять
две карточки разного цвета, размещая
одну в ячейке пункта погрузки, а вторую,
другого цвета – в ячейке пункта разгрузки.
После раскладки карточек анализируются
рядом находящиеся карточки разных
цветов.

Несмотря
на простоту этих методов, они могут
быть формализированы и реализованы
современными программными средствами.
Эти методы относятся к классу
эвристических. Полученное решение не
будет оптимальным с математической
точки зрения, но дает вполне приемлемый
результат в смысле уменьшения общего
пробега.

Выбор
подвижного состава осуществляется
исходя из конкретных условий
эксплуатации и имеющихся транспортных
средств. На первом этапе выбирается
тип кузова. В случае перевозки штучных
тарных и бестарных сыпучих грузов
используются бортовые автомобили, для
перевозки навалочных сыпучих грузов –
самосвалы. Для перевозки скоропортящихся
грузов используется подвижной состав
с изомерическими кузовами. На втором
этапе выбирается грузовместимость
транспортного средства. На третьем
этапе выбор подвижного состава
завершается путем сравнения критериев
эффективности транспортного процесса
для различных моделей подвижного
состава.

После
завершения выбора транспортного
средства рассчитывается необходимое
его количество.

Расчет
производится, исходя из запланированного
грузооборота Рпл на планируемый период
и производительности единицы подвижного
состава Ред в тонно – километрах:

Аэ
= Рпл/Ред

По
каждому маршруту требуемое количество
подвижного состава рассчитывается
в следующем порядке:

to=Io/Vm+t
п-p,

рассчитывается
число оборотов по маршруту

zo=TM
/to,

рассчитывается
количество груза, перевозимого за смену
одним автомобилем

Qc
ед=qkczo,

определяется
количество автомобилей на маршруте

Аэ=
Qc/Qc ед.

В
приведенных выше формулах используются
следующие обозначения:

Аэ
– количество автомобилей, работающих
на маршруте (единицы);

to
— время оборота автомобиля на маршруте
(часы);

Io
– длина оборота автомобиля при работе
на маршруте (км);

Vm
– среднетехническая скорость (км/час);

tп-p
— время простоя автомобиля в пунктах
погрузки и разгрузки при работе на
маршруте (час);

zo
– количество оборотов автомобиля по
маршруту за смену;

TM
– время работы автомобиля на маршруте
(час);

Qc
ед – количество груза, которое может
перевезти один автомобиль в течение
смены (тонны);

kc-
коэффициент использования грузоподъемности
автомобиля;

Qc
– количество груза, которое необходимо
перевезти по маршруту (тонны).

Условием
синхронной работы транспорта и пункта
погрузки – разгрузки является равенство
интервала движения автомобилей на
маршруте I и ритма работы пункта R

I=R

или

to
/А M = tп-p/Хп-p,

где

А
M – число автомобилей, работающих на
маршруте;

Хп-p-
число постов погрузки (разгрузки) в
пункте.

Равенство
интервала движения автомобилей на
маршруте и ритма работы пункта погрузки
(разгрузки) означает, что промежутки
времени между двумя следующими друг
за другом по маршруту автомобилями
совпадают с периодами времени между
отправлениями из пункта двух
последовательно загруженных (разгруженных)
автомобилей. В этом случае будут
отсутствовать простои автомобиля в
очереди на загрузку (разгрузку) и простои
грузоподъемных механизмов в ожидании
автомобилей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Планирование маршрутов доставки. Алгоритм автоматической маршрутизации

Содержание

Поделимся с вами:
1.  Важность планирования оптимальных маршрутов доставки
2.  Как можно планировать маршруты?
3.  Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?
4.  Кому полезно решение?
5.  Как планируют маршруты наши клиенты?

Важность планирования оптимальных маршрутов доставки

Логистику «последней мили» сложно недооценить. Она является заключительным шагом на пути клиента к сделке. Покупатель может найти у вас привлекательную цену и качественный продукт, подходящие условия оплаты, положительные отзывы и хорошую репутация вашей компании, но…отказаться от сделки, потому что его не устроили условия доставки.
Главную роль в выборе клиента играет стоимость доставки. Но высококонкурентных условиях, когда снижать цену отправления нерационально, игроки стараются повышать качество.

Клиент ориентируется на скорость доставки: 19% всех заказов в 2021 году отправлены доставкой, заявленной как срочная (Источник: Data Insight, январь 2022).

Чтобы удовлетворять условиям, которые диктует покупатель и рынок, современный сервис доставки должен быть оптимизирован:
• Использовать минимум транспорта для закрытия потребности в ежедневных доставках;
• Равномерно распределять нагрузку на водителей во избежание срывов поставок, переносов и текучки кадров;
• Иметь актуальную картину транспортных расходов и инструменты для их сокращения
• Соблюдать окна доставки, требуемые клиентом.

Выполнение каждой из этих задач связано с процессом планированием маршрутов.

Как планировать маршруты?

Планировать маршруты можно вручную. Опытный логист учитывает самые тонкие особенности бизнеса, порядок следования по маршруту в случае специфических требований.

Планирование маршрутов вручную имеет обратную сторону: оно может занимать весь рабочий день сотрудника даже при малом объеме ежедневных заказов. Логист перебирает ограниченное количество вариантов маршрутов, а для оптимального может потребоваться перебрать сотни и тысячи. Человек не способен это сделать.

В работе логиста не исключены ошибки по причине человеческого фактора: одновременный учет временных окон, грузоподъемности машин, распределение заказов по зонам и оперативный контроль водителей на маршрутах через звонки. Это нагрузка, с которой невозможно всегда справляться на 100%.

Планировать маршруты можно с помощью запрограммированных алгоритмов. Планировщики, так же, как и логисты, учитывают параметры доставки и ограничения транспортных средств, ориентируются на пробки и сокращают протяженность маршрута.

Современные системы интуитивно понятны. Требования к квалификации человека, управляющего процессом доставки, снижаются, так как система помогает оптимизировать процесс и логисту не нужно учитывать параметры доставки у себя в голове. Планировщик облегчает процесс работы.

«За» и «против» двух способов планирования мы разбирали в статье «Опытный логист или алгоритм маршрутизации?».

Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?

Алгоритм представляет собой математическую модель, которая решает комбинаторную задачу – перебор множества возможных вариантов маршрута доставки.
В общем виде, алгоритм планирования решает одну из самых известных задач комбинаторной оптимизации – задачу коммивояжера.

При переборе вариантов маршрута алгоритм учитывает изначально заданные условия (количество автомобилей, грузовместимость, временное окно доставки и др.) и их приоритетность (например, важнее использовать наименьшее количество транспорта или максимально загрузить все автомобили).


Вы можете попробовать распределить свои заявки с помощью планировщика Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Распределение заявок, и мы предоставим форму для заполнения.

Определение приоритетности параметров важная часть настройки алгоритма.


Например, логист службы доставки интернет-магазина ставит в приоритет сокращение протяженности маршрутов. И его водители действительно проехали за день 290км вместо ожидаемых 310км. Но алгоритм для сокращения дистанции потребовал выхода в рейсы пяти водителей вместо четырех. Обоснована ли экономия ГСМ и ресурса транспорта при сокращении дистанции на 20км? Покрывает ли она выплаты водителю, который дополнительно вышел на маршрут?


Приоритетность параметров оценивается задачами бизнеса.

Увеличение заявок на распределение и добавление новых параметров увеличивает время работы планировщика, так как количество возможных комбинаций маршрутов возрастает.

Алгоритм настроен таким образом, что останавливает свою работу и выдает решение при достижении 89–92% от «эталонного» варианта.

На опыте наших клиентов доказано, что это самый сбалансированный вариант. Дальнейший прогон комбинаций алгоритмом занимает длительное время, а результаты не улучшаются значительно, если вы не работаете в масштабе сотен машин и тысяч ежедневных заявок.

Простыми словами, алгоритм представляет собой Доктора Стрэнджа из области логистики. Он, как и супергерой из вселенной Marvel, перебирает тысячи вариантов и находит наилучший сценарий.

Кому полезно решение?

Планировщик маршрутов подходит компаниям, которые:
• Имеют автопарк от 3–5 автомобилей или собираются масштабироваться в объеме работы службы доставки
• Имеют доставку, которая требует учета сразу нескольких факторов: точного времени, характерных особенностей товара (вес, объем и др.), несколько волн доставки и т. д.
• Хотят достичь прозрачности в управлении бизнес-процессами службы доставки: получать аналитику по запланированному километражу и фактическому пробегу. Настраивать приоритеты в построении маршрутов.

Например, региональный интернет-магазин мебели столкнулся с наплывом клиентов после ухода известного зарубежного производителя. Логисты перестали справляться с распределением заявок по маршрутам, сроки доставки растянулись, и клиенты стремительно уходят к конкурентам.

Или дистрибьютор снековой продукции подсчитал, что к лету сеть сбыта расширится до 80 розничных точек, а найм и обучение второго логиста не укладывается в сроки и обойдется на 30% дороже.


И в той, и в другой ситуации планировщик маршрутов позволит бизнесу масштабироваться, не потеряв в качестве доставки. При этом инвестиция в автоматизацию окажется выгоднее, чем расширение штата логистического отдела.

Как планируют маршруты наши клиенты?

Маппа имеет собственный планировщик маршрутов и имеет интеграцию со сторонними планировщиками.

В кейсе «Мир Света» руководитель отдела логистики и склада сети гипермаркетов рассказал, как использование автоматического планировщика увеличило бизнес-показатели.


Читайте кейс на сайте: https://mappa-logistics.ru/cases/lightworld

Демонстрация работы планировщика

Попробуйте поработать в планировщике Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Демодоступ к планировщику маршрутов, и получите пробную версию алгоритма.

Установка, поддержка, демонстрация Telegram | WhatsApp | info@mappa-logistics.ru | 8 (812) 309-29-03
Telegram-канал логиста – https://t.me/mappalogistics

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Логика»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность и классификация маршрутов

Определение 1

Разработка оптимальных маршрутов следования – это деятельность, позволяющая выбрать из всех доступных маршрутов маршруты, обладающие наилучшими характеристиками по выбранным критериям (например, расстояние, стоимость перевозки и т. д.).

Ключевым понятием для разработки оптимальных маршрутов является собственно маршрут.

Определение 2

Маршрутом называют намеченный (установленный), а при необходимости – оборудованный путь следования транспорта из начального пункта в конечный.

Определение 3

Под маршрутизацией перевозок понимают систему организации отправления грузов по маршрутам из одного или нескольких пунктов в пункты назначения.

Маршрутизация позволяет выполнить оптимизацию грузопотоков по разным критериям:

  • по объему перевозок, направлениям и дальности;
  • по протяженности во времени;
  • по последовательности движения;
  • по загруженности дорог (по категориям);
  • по эффективности доставки.

Основные задачи маршрутизации:

  • организация движения,
  • обеспечение безопасности движения,
  • минимизация срока доставки грузов,
  • повышение эффективности использования транспортных средств,
  • соблюдение графиков и планов перевозки,
  • оперативное реагирование на изменение дорожной ситуации.

Маршруты могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • по назначению и порядку использования транспорта,
  • по условиям организации,
  • по полигонам и условиям обращения,
  • по принадлежности транспортных средств.

Задача коммивояжера

Определение 4

Комбинаторика – раздел математики, предметом исследования которого являются комбинации, составленные из заданных объектов по определенным условиям, и их количество.

«Разработка оптимальных маршрутов следования» 👇

Вопросы, впоследствии изучаемые комбинаторикой, занимали еще древних (древнегреческих, древнеиндийских, древнекитайских) математиков. Активизация интереса была связана с появлением в XIX веке теории графов. Комбинаторика находит применение во многих математических направлениях:

  • теория графов,
  • криптография,
  • программирование,
  • теория вероятностей.

Задача коммивояжера является классической комбинаторной задачей. Для наглядной демонстрации ее значимости рассмотрим историю поиска ее решения:

  • ирландский математик сэр Уильям Роуэн Гамильтон и британский математик Томас Пенингтон Киркмен в XIX веке изучали математические проблемы, непосредственно связанные с задачей коммивояжера. Гамильтон в 1857 году создал игру Икосиан, смысл которой состоял в том, чтобы соединить 20 точек додекаэдра так, чтобы каждая из точек была использована только один раз, а конечная точка пути совпадала с исходной. На основе этой игры было сформировано понятие гамильтонова цикла;
  • с математической точки зрения задачу поиска оптимального пути впервые рассмотрел математик и экономист Карл Менджер в 1930-х;
  • популяризация задачи коммивояжера была связана с предпринятыми в 1940-х попытками статистиков Мэхаланобиса, Джессена, Гоша и Маркса применить ее решение к сельскохозяйственному экономическому сектору. Благодаря этому с 1950-х предложения по решению задачи коммивояжера начали активно публиковать в научных журналах;
  • в 1954 году Данцигом, Фалкерсоном и Джонсоном было издано описание метода для решения задачи коммивояжера. В качестве практической иллюстрации было приведено решение с 49 городами – таким образом, исследователи соединили города из всех американских штатов;
  • в 1971 году Хельду и Карпу удалось решить задачу построения оптимального маршрута для 64 городов;
  • в 1973 году Керниган и Лин предложили применение задачи коммивояжера в инженерии – для соединения точек при резке лазером;
  • в 1977 году Мартином Гротчелом был построен оптимальный путь между 120 городами;
  • в 1987 году Гроешел и Голланд решили задачу с 666 городами, а Ринальди и Падберг – с 2392 городами;
  • в 1994 году количество соединяемых городов удалось увеличить до 7397, а в 2006 – до 85900.

Алгоритмы разработки оптимального маршрута

Все алгоритмы, используемые для решения задачи коммивояжера, делятся на две группы:

  • точные алгоритмы,
  • неточные алгоритмы.

Точные алгоритмы предусматривают перебор всех возможных вариантов построения маршрута. Иногда удается найти решение достаточно быстро, но в общем случае необходимо перебрать n! циклов. Неточные алгоритмы обычно используют в задачах, которые не имеют точного решения или требуют для точного решения неоправданных значительных затрат времени.

Точные алгоритмы решения задачи коммивояжера, в свою очередь, подразделяются на две группы:

  • в первой группе используются методы релаксации линейного программирования. В нее входят метод Гомори, метод ветвей и границ, метод внутренней точки;
  • во второй группе используются методы динамического программирования.

Обе группы гарантируют нахождение оптимального решения, при этом трудоемкость процессов велика.

Неточные алгоритмы потенциально могут дать неоптимальное решение, однако получено оно будет быстрее, чем в точном алгоритме. Неточные алгоритмы делятся на:

  • приближенные,
  • эвристические.

В качестве примеров неточных алгоритмов можно назвать:

  • алгоритм Кристофайдеса,
  • алгоритм ближайшего соседа,
  • жадный алгоритм,
  • алгоритм Кернигана-Лина,
  • алгоритм с запретами,
  • муравьиный алгоритм,
  • оценка нижней грани Хелд-Карпа.

Перспективным направлением исследования представляются генетические алгоритмы. Они относятся к классу методов оптимизации, построенных на основе природных биологических процессов. Генетические алгоритмы универсальны, поскольку от условий поставленной задачи зависят только кодирование решений и функция приспособленности. Когда алгоритм выполняется, во внимание принимают следующие общие правила:

  • начальную популяцию нужно формировать случайным образом,
  • количество особей в популяции не меняется,
  • каждую особь кодируют с помощью строки определенной длины.

На каждом шаге алгоритма выполняют три этапа:

  • отбирают особей для производства потомства в зависимости от их приспособленности,
  • промежуточную популяцию разбивают на пары и скрещивают,
  • полученное поколение подвергают мутации.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


Прокрутите карту к месту старта маршрута.
Нажмите кнопку [Проложить маршрут].
Поставьте мышкой на карте первую, стартовую, точку маршрута.
С помощью кликов мышкой отметьте все точки создаваемого маршрута.
На последней, финишной, точке маршрута кликните мышкой два раза, чтобы появилось меню. Выберите в меню пункт: Завершить.
Либо просто нажмите на кнопку [Завершить маршрут].
Введите название маршрута, отметьте галочкой его видимость в каталоге и нажмите на кнопку [Сохранить маршрут].

Как правильно составить маршрут самостоятельного путешествия

Для многих путешественников вопросы, как найти и купить дешевые авиабилеты, решить вопрос с жильем или составить маршрут — это уже как само собой разумеющееся. И кажется, что все вокруг об этом тоже знают. К примеру, сейчас я не сильно заморачиваюсь насчет путеводителя, отпуская большую часть на волю судьбы и своей интуиции, так интереснее, и порой получается посмотреть то, что еще никто не видел. Однако, я вспоминаю себя, когда впервые захотела путешествовать самостоятельно и задалась вопросом: “Выбрала я место, которое я хочу посмотреть, а дальше что? куда пойти? куда податься?”. Логичным будет ответ о необходимости составления маршрута путешествия. Но, как?! С чего начать? На что уделить больше внимания? Что лучше использовать? Пришло время рассказать, как это делаю я.

1. Выбираем точки (континенты, страны, города)

Для начала нужно определиться, “а куда же я хочу?”. В Америку на другой континент, или достаточно посмотреть несколько городов одной из ближайших европейских стран, а может вообще рвануть к кенгуру в Австралию!? То есть изначально должна быть цель, что я хочу от путешествия и конкретно от той страны (тех стран), куда я еду.

Лично я первый раз самостоятельно поехала в Крым, то есть я выбрала место не слишком далекое от дома, чтобы попробовать свои силы в самостоятельной организации поездки. Также можно выбрать страну или регион, в котором вы уже бывали, но не сами (с туроператором, с родителями или друзьями) — это тоже значительно облегчает составление маршрута.

2. Сбор информации о месте

Итак, с пунктом (-ами) назначения мы определились. Теперь ищем актуальную информацию по тем странам, куда мы хотим поехать:

  • правила поведения в стране;
  • достопримечательности и их местоположение (записать);
  • насколько там безопасно для туриста;
  • способы попадания;
  • возможности перемещения по стране;
  • еда и цены;
  • люди и вероисповедание;
  • транспорт;
  • если мы хотим попасть за раз сразу в несколько стран, то обязательно посмотреть взаимоотношения между странами, так как в случае “вражды” могут быть закрыты границы (Армения и Турция) или со штампом одной страны вас могут не пустить в другую (со штампом Израиля, к примеру не пускают в большинство мусульманских стран).

Источники полезной и актуальной информации:

  • блоги путешественников – желательно самостоятельных, потому что они уже имели дело с составлением маршрута, кроме того, у многих уже есть готовые или пройденные прямо на сайте с картой, достопримечательностями, ценами и прочими необходимыми “плюшками”;
  • форумы, на которых сидят путешественники – очень большая кладезь информации, как по маршрутам, так и по другим вопросам, связанным с путешествиями (самый популярный форум Винского, периодически тоже им пользуюсь);
  • новостные сайты – отсюда можно почерпнуть полезную информацию в организационном плане, к примеру о визах или закрытыхоткрытых границах между странами, о ситуации в стране и т.д;
  • путеводители – я знаю, что многие “забугорные” самостоятельные путешественники не ползают по всяким сайтам в интернете, а попросту покупают путеводитель, где указаны достопримечательности, их местоположение и как до них добраться, в отдельных случаях есть информация об отелях и ценах (к примеру, общеизвестный LonelyPlanet). Но, зачастую такие путеводители не дают представления о месте. Стоит его смотреть – не стоит? Хватит у меня времени на него — не хватит? А очень подробные путеводители в большинстве своем на иностранном языке, что тоже не очень удобно. Поэтому я, если и использую их, то только в сочетании с отзывами из интернета, или хотя бы с сопутствующими фотографиями.
  • книги – да, даже в этой “не модной в современном мире” вещи можно найти много полезного, особенно если написана она каким-нибудь бородатым дядькой, повидавшим многое на своем веку (книги я тоже люблю электронные или аудио-вариант в целях экономии места и времени).

к содержанию ↑

3. Билеты и визы

Казалось бы, причем тут билеты и визы, если мы маршрут составляем. А при том, дорогие друзья, что время и цена последних очень повлияет на долгосрочность пребывания в путешествии, особенно, если есть ограничения по отпуску. Обязательно проверьте необходимость визы в страну, или возможности другого попадания.

Приведу пример из личного: по умолчанию в Румынию нужна виза для россиян, но мы смогли попасть туда транзитом на 5 дней, так как в кармане была Болгарская виза. Мелочь, а приятно. То есть благодаря таким мелочам, если у вас есть лишнее время, конечно, вы можете прибавить к маршруту 5 дней путешествия по новой стране, или придумывать, куда потратить оставшиеся дни.

Точно так же с билетами. Мало того, что даты вылетов (выездов) должны укладываться в рамки отпуска, так еще желательно, чтобы стоимость не била по карману. Поэтому очень тщательно подбирайте время и числа билетов, особенно если вы собираетесь совершать перелеты (переезды) между несколькими странами. Ведь вместо того, чтобы просиживать штаны на стыковочных рейсах (или ж/д вокзалах), вы можете спокойно прогуливаться по улицам Парижа.

4. Какие карты я использую

Вы ведь уже выбрали достопримечательности и места, которые ну оооочень бы хотелось посмотреть? Записали? Тогда пора открывать карту.

Если я еду заграницу (да и по России тоже), то использую для таких целей MapsMe для смартфона (можно пользовать googlemap, но там есть не все). Maps Me удовлетворяет все мои потребности в плане составления маршрута, на ней очень удобно расставлять точки, она работает оффлайн (заранее скачиваете карту и все), работает с GPS (если вдруг заблудились), на ней есть даже малоизвестные тропы, которые значительно сокращают время в поиске достопримечательностей.

Если же я путешествую по России (это касается крупных городов численностью более 600 тыс. чел), то пользуюсь картой 2ГИС. Она также работает офлайн, кроме того на карте можно найти практически любую информацию о любом месте в городе, а что самое важное есть информация о внутригородском транспорте. Часто я совмещаю 2Гис и Maps Me.

5. Расчёт времени

Теперь пытаемся рассчитать дни, чтобы успеть всё или вычеркнуть некоторые пункты. Для этого придётся почитать форумы о способах перемещения между выбранными местами и полистать путеводители. Я думаю не стоит пояснять, что не на всех дорогах бывают автобусы, не везде ездят поезда, и не в каждую точку летают самолёты. Вы должны примерно прикинуть время перемещения с желаемым видом транспорта, а уже от транспорта будет зависеть ваш бюджет. Далее стараетесь прикинуть сколько нужно времени на нахождение в каждой точке, тут полагаетесь только на свои внутренние желания и ощущения.

Теперь смотрим ваши временные рамки и возможность посетить все места которые вы отметили на карте.

Помните, в точке “Возвращения домой из страны” лучше быть за день до отбытия, чтобы не опоздать на самолёт или поезд.

  • если все сошлось, то можно увеличить время пребывания в каждой точке или добавить какой-нибудь новый город (достопримечательность),
  • если же вы не укладываетесь по времени, то подумайте, от чего будет рациональнее отказаться в маршруте. Возможно, одно из мест “съедает” много времени (дней) на дорогу до него и обратно, и есть смысл заменить его на 2 не менее интересных. Подумайте.

Вот и весь план по составлению маршрута самостоятельно. Я думаю вы справитесь с этим, так как тут нет абсолютно ничего сложного. Теперь мне хотелось бы дать “в нагрузку” парочку полезных советов.

Полезные советы при составлении маршрута самостоятельно:

  1. Если вы впервые организовываете путешествие самостоятельно, то советую не ставить сразу перед собой “Наполеоновских” целей. Не беспокойтесь, до них вы тоже дойдете, но нужно себя вначале проверить, опробовать свои силы хотя бы внутри одной страны или области. Потому что если вдруг что-то пойдет не так, как планировалось изначально, то наступает момент разочарования в себе, захочется все бросить и никогда к этому не возвращаться. Но мы ведь хотим, чтобы все получилось, поэтому поставьте цель поменьше (как я например с Крымом), а когда уверенность в своих силах заявит о себе, можно переходить и к “покорению” всего мира.
  2. Если у вас есть перелеты или переезды в маршруте и есть возможность купить их заранее, то сделайте это заранее. Желательно, еще будучи дома (через интернет) или сразу же в день прибытия в страну, это избавит от лишней головной боли и необходимости вносить изменения и корректировки в маршруте (к примеру, большие очереди, программные сбои, время работы касс или технически перерывы, а так же большие цены и так далее).
  3. Всегда нужно иметь “план Б”. То есть у вас всегда в запасе должен иметься вариант замены одной точки на другую, а так же варианты, чем себя можно развлечь, если у вас осталось лишнее время.
  4. И еще один совет, наверное самый главный, я НЕ советую четко придерживаться своего маршрута. Вы все правильно прочитали, я не ошиблась. Да, маршрут нужен, чтобы знать, куда, как, на чем, с кем и за сколько добраться, но путешествие – это не четко-заложенная программа, это часть жизни. А в жизни, как вы знаете бывают непредвиденные ситуации и моменты. В этом случае спасет совет №3, но кроме этого нужно быть мобильным и уметь пользоваться интуицией, доверять ей, тогда любое путешествие вне зависимости от ваших планов и маршрутов будет приносить только радость и хорошие эмоции.

Интересных вам открытий.

Многие “забугорные” самостоятельные путешественники не ползают по всяким сайтам в интернете, а попросту покупают путеводитель с указанными отелями, описанием достопримечательностей и прочими важными мелочами для путешествия. К таким можно отнести Авторский путеводитель по Барселоне ТМ.

Мультипоисковики Aviasales и Skyscanner ищут билеты по всем авиакомпаниям. Оптимально искать на одно и то же направление у обоих, а покупать там, где дешевле. Узнайте также о секретах поиска дешевых авиабилетов.

Это возможно! С поисковиком турпутевок level.travel. Горячие предложения по всем туроператорам, легкий поиск и покупка.

Roomguru — поиск лучших цен на отели во всех главных системах бронирования. Максимальная экономия на жилье. Смотрите также советы — как найти недорогое жилье.

Cherehapa — сравнение и выбор лучших условий страхования своего путешествия. Полисы по действующим тарифам крупнейших страховых компаний и даже дешевле!

Источник

Как разработать маршрут похода

Если вы планируете пойти в поход, его нужно спланировать, ибо экспромтом в походы не ходят. Разве что в поход выходного дня, да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода, будь то пеший водный или велосипедный. Маршруты составляются по одному алгоритму.

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности (этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка «нитки» маршрута, мест посещения (т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути (делается для того, чтобы запланировать кол-во продуктов, снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия (если это планируется)
  7. Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Какие бывают маршруты

Маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные (т.е идем из точки А в точку Б)

  • Кольцевой маршрут (откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

Выбираем район путешествия

Выбор района путешествия наверное самое главное занятие при составлении маршрута. Место должно быть чем то примечательно:

  • Красивая природа
  • Посещение по пути примечательных мест (музеи, церкви, горы, перевалы и т.д)
  • Желательно наличие воды по пути следования

Выбираем категории сложности похода

Категория сложности — является неотъемлемой частью для спортивного туриста, который зарегистрировался в МКК ( Маршрутно-квалификационная комиссия ) и хочет получить звание либо значок. Я думаю, для вас это будет лишним в настоящее время, поэтому опускаем данный пункт.

Однако вы должны понимать, сможете ли физически преодолеть данный маршрут. То есть категорию сложности определяете исходя из собственной подготовки.

Разработка «нитки»маршрута, мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута. Т.е все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера, воспользовавшись программами sasplanet или google earth. В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута (нитку) с помощью бумажной карты, но такие есть. Туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают работу с бумажной картой, даже при планировании маршрута путешествия.

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами, составляю треки пути, там же сохраняю их и заливаю в навигатор. Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту (как обычную, так и спутниковую). Это значительно облегчает планирование маршрута. На карте сразу можно поставить маршрутные точки, измерить расстояние пути, запланировать точки отхода. Короче говоря рекомендую.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать интересные объекты посещения (если это требуется).

Разбить маршрут по дням

Из словаря туриста:

Дневка однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка — вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день — элемент ресурса времени который закладывается на поход

Важный момент в планировании маршрута — запланированное время путешествия. Время нужно планировать всегда с небольшим «избытком».

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить (рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче).

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо. Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

Пример маршрута

Учитываем: Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной день = 8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге. Каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней (безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку (день отдыха, например для стирки, для бани, посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Не забудьте наметить удобные места дневок, ночевок и биваков, интересные для посещения объекты.

Выбор ночевки

Для ночевок желательны зоны леса (если не таскаете с собой газ или примус). Открытые участки лучше не выбирать, т.к возможен сильный ветер. Биваки должны устраиваться вблизи водоемов или источников воды. Желательно наличие дров, красивых пейзажей (все условия соблюсти конечно очень трудно), без отклонения от маршрута. Но если есть возможность вышеназванные условия весьма желательны.

Наметить аварийные и запасные варианты

Запасной вариант

Например, вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие (непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например: Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти (Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, но максимально легкопроходимой.

Аварийный выход

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка должна быть недалеко от населенного пункта или являться им (город, деревня с медиком и т.д),
  • Это может быть просто удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее ,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута, тем больше точке схода.

Подготовка заброски и выброски с района путешествия

Заброска — это предварительная доставка продуктов, снаряжения на наиболее доступный отрезок маршрута или в его начало.

Заброска осуществляется транспортом: автомобилем, конно, вертолетом (если местность сложная и других путей подхода нет). Это достаточно дорогое удовольствие.

Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки туриста. Про аптечку туриста прочитать можете здесь.

Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчтать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.

Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно, разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.

Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.

И помните, к планированию маршрута следует подходить максимально серьезно.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как красиво исправить ошибку в тексте
  • Как исправить косоглазие у щенка
  • Как найти поломку блока питания
  • Анидеск отключен от сети анидеск как исправить
  • Как найти усилитель сотовой связи