Как составить рабочую программу если нет фгосам

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

В
СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

ТРЕТЬЕГО
ПОКОЛЕНИЯ

1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
.

 1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021, (далее Положение) регулирует структуру, порядок разработки, оформления, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, модулей и курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности МБОУ «СОШ 1 п. Белиджи» (далее школа), разрабатываемых в соответствии с приказами Минпросвещения России от 31.05.2021 286 и № 287.

1.2. Положение разработано в соответствии с:

·       Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·       Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

·       Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от
31.05.2021
286 (далее ФГОС НОО);

·      
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от
31.05.2021
287 (далее ФГОС ООО).

1.3. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля (далее рабочая программа) часть основной образовательной программы (далее ООП) соответствующего уровня общего образования, входящая в ее содержательный раздел.

1.4. Рабочая программа является служебным произведением. Исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

2.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

2.1. Разработка и
утверждение рабочей программы по учебным предметам и рабочих программ
внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и
реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочие программы
разрабатываются учителем (группой учителей).

2.3. Рабочие программы по
учебным предметам составляются на отдельный класс.

2.4. При составлении,
согласовании, рассмотрении и утверждении рабочей программы должно быть
обеспечено ее соответствие следующим документам:

·        
федеральным государственным
образовательным стандартам начального общего и основного общего
образования; 

·        
требованиям к результатам освоения ООП
НОО, ООП ООО ; 

·        
примерной программе дисциплины,
утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе,
прошедшей экспертизу и апробацию); 

·        
федеральному перечню учебников,
утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования; 

·        
учебному плану школы;

2.5. Рабочая программа
учебного предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или
индивидуальной.

2.6. Рабочая программа
учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания
учителем поурочного планирования учебного курса на каждый учебный год (приложение 6).

2.7. Если в примерной или
авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а
указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет
часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические
комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3.
СТРУКТУРА, ОФОРМЛЕНИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Структура рабочей
программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной
системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно- методического
материала.

3.2. Составитель рабочей
программы может самостоятельно:

ü  раскрывать
содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО, ФГОС ООО и примерной
программе;

ü  конкретизировать
и детализировать темы; 

ü  устанавливать
последовательность изучения учебного материала;

ü  распределять
учебный материал по годам обучения;

ü  распределять
время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их
дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов
школы;

ü   конкретизировать требования к результатам
освоения основной образовательной программы обучающимися; 

ü  включать
материал регионального компонента по предмету;

ü  выбирать,
исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и
контроля уровня подготовленности обучающихся;

ü  уплотнять
(объединять темы уроков) содержание материала из-за праздничных дней,
карантина, природных факторов путем слияния близких по содержанию тем уроков,
уменьшения количества аудиторных часов на письменные опросы (сочинения, эссе и
др.).

3.3. Структура рабочей
программы:

1) Титульный лист (приложение 1) 

2) Пояснительная записка
(приложение 2)

3) Содержание учебного
предмета   (приложение
3)

4)  Планируемые образовательные результаты (приложение 4)

5) Тематическое
планирование (приложение 5)

6) Поурочное планирование
(приложение 6)

7) Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса (приложение 7)

4.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

4.1.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по
ширине, абзац 1,25 см, поля слева 2 см, остальные 1 см; листы формата А4.
Таблицы вставляются непосредственно в текст.

4.2.
Титульный лист считается первым, не нумеруется, также, как и листы приложения.
На титульном листе указывается:

·        
полное наименование образовательного
учреждения в соответствии с Уставом;

·        
отметки о согласовании и утверждении
программы;

·        
название рабочей программы (предмет, курс
в соответствии с учебным планом школы);

·        
адресность (класс);

·        
сведения о составителе (ФИО, должность);

·        
название населенного пункта, в котором
реализуется рабочая программа;

·        
год составления рабочей программы.

4.3. Тематическое планирование
представляется в виде таблицы с указанием
наименования разделов и
тем программы, количества часов (в т. ч. на контрольные и практические работы),
отводимых на изучение каждой темы, даты изучения, видов деятельности, видов и
форм контроля,
электронных (цифровых) образовательных ресурсов.

4.4. Поурочное планирование
представляется в виде таблицы с указанием
наименования тем уроков,
количества часов (в т. ч. на контрольные и практические работы), отводимых на
изучение каждой темы, даты изучения, видов и форм контроля.

5.
УТВЕРЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

5.1. Рабочая программа
утверждается ежегодно до начала учебного года приказом директора
образовательного учреждения (в печатном и электронном виде).

5.2. Утверждению рабочей
программы предшествуют следующие процедуры: 

·        
обсуждение рабочей программы на заседании
методического объединения учителей;

·        
 получение экспертного заключения
(согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога.
Допускается проведение экспертизы рабочей программы с привлечением внешних
экспертов.

·        
принятие педагогическим советом.

5.3. Все изменения,
дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога.

5.4. Оригиналы
утвержденных программ учебных предметов, курсов (как составной части ООП НОО,
ООП ООО) а также календарно-тематическое планирование учебного курса на учебный
год хранятся у заместителя директора по УВР в течение текущего учебного года.
Рабочий экземпляр находится у учителя для осуществления учебного процесса.

5.5. В конце каждой
четверти или полугодия, учебного года составитель программы заполняет карточку
учета прохождения программы (Приложение 8)

5.6.В конце учебного года
рабочие программы архивируются и хранятся в архиве в течение 3-х лет.

5.7. Рабочая
программа сдается каждым учителем заместителю директора по УМР до 20 июня
учебного года в электронном виде. До 28 августа учебного года рабочие программы
утверждаются на заседаниях ПС, данные о протоколе и подпись директора вносятся
на титульный лист рабочей программы и сдаются в электронном и бумажном виде на
подпись и хранение заместителю директора по УВР.

                                                                                                                         
                  Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение

«Основная школа поселка Зорино Гвардейского муниципального
округа Калининградской области»

238203,
Россия, Калининградская область, Гвардейский район, поселок Зорино, ул.
Центральная, дом17, тел./факс

(8-401-59)7-15-83,
Email: zorinosch@mail.ru ОКПО48754323,ОГРН1023902271073,ИНН/КПП 3916008701/391601001,  www.zorino.klgdschool.ru

Согласовано                                                                                                                                            
«Утверждаю»

педагогическим
советом                                                                                  
Директор МБОУ «ОШ пос. Зорино»                          

Протокол
№                                                                                  
                                                                 Приказ

от
____.____.20___г.                                                                                      
________________/С.А. Шупарский/

                                                                                                                                    от
____.____.20____г.

Рабочая программа начального (основного) общего образования

 предмета «             »

 класс

Срок реализации:           

Составил(а):

(ФИО учителя)

учитель (название
преподаваемого предмета)  

пос. Зорино

20 ___ г.

        Приложение
2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая
характеристика учебного предмета

Цели
изучения учебного предмета

Целями
изучения (название предмета) по программам основного общего образования
являются:

Место
учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «     » входит в  предметную  область 
«       » и является обязательным
для  изучения.

Содержание учебного предмета «       », представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного
общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе
отводится  —      ч. (      часов в неделю).

 Приложение
3

СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 При
разработке раздела следует опираться на примерную программу Министерства образования
РФ с учетом выбранного УМК и авторской программы.

Раздел, посвященный содержанию учебного предмета, курса, модуля включает:

·      
краткую характеристику содержания предмета, модуля или курса по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО;

·      
метапредметные связи учебного предмета, модуля, курса;

·      
ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально).

 Хочу такой сайт

Приложение 4

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ

        Раздел, посвященный результатам освоения учебного предмета, курса, конкретизирует соответствующий раздел пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения учащимися.

Личностные результаты

 Гражданского воспитания:

Патриотического
воспитания:

Духовно-нравственного воспитания:

Эстетического
воспитания:

Физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

Трудового
воспитания:

Экологического
воспитания:

Ценности
научного познания:

Адаптации
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

Метапредметные результаты

1.      
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями

          Базовые логические действия:

Базовые
исследовательские действия:

Работа с
информацией:

2.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

         Общение:

Совместная
деятельность:

3.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

          Самоорганизация:

Самоконтроль:

Эмоциональный
интеллект:

Принятие себя и других:

Предметные результаты

Приложение 5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

Раздел
1.  

1.1.

               

Итого
по разделу

             

Раздел
2.

2.1.

               

2.2.

               

Итого
по разделу

   

Раздел
3.    

3.1.

 .

             

3.2.

               

Итого по разделу

       

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО
ПРОГРАММЕ

 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 6

 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество
часов

Дата изучения

Виды,
формы контроля

всего

контрольные
работы

практические
работы

1.

         

2.

         

3.

         

4.

         

5.

         

6.

         

7.

         

8.

         

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

       

Приложение 7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
(УМК)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

          ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов можно использовать мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Промежуточная аттестация по модулю 2

КАК НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
СДЕЛАТЬ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Когда в вашей школе будут готовы проект учебного
плана
ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному
предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности.

Но прежде изучите новые ФГОС ООО, а также локальный
акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о
рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета,
курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание,
планируемые результаты освоения, тематическое планирование
. Так, в разделе
«Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с
планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных
предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с
обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто
перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и
прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых
учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного
предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую
программу воспитания
. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо
сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте,
например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе
рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Оформите
структуру рабочей программы. Придерживайтесь в рабочей программе той структуры,
которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета,
курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО,
п. 32.1 ФГОС2021 ООО).

Раздел
I

Раздел
II

Раздел
III

Содержание
предмета, курса, модуля

Планируемые
результаты предмета, курса, модуля

Тематическое
планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
усвоение каждой темы, и возможность использования по этой теме ЭОР или ЦОР,
которые являются учебно-методическими материалами

Другие разделы, например «Пояснительная записка» и
«Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе.
Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это
требование закреплено в школьном Положении о программах. Оформите раздел
«Содержание учебного предмета, курса, модуля» В этой части рабочей программы
опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно
быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения
предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел
примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из
программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня. Для начала
обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего
образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и
укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое
необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с
таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции
преподавания
учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции,
которые уже утвердили, на схеме.

До
2017

2018

2019

2020

Концепция
развития математического образования

Концепция
преподавания учебных предметов:

«Обществознание»;

«Основы
безопасности жизнедеятельности»;

«Физическая
культура»

Концепция
преподавания учебных предметов:

«Химия»;

«Физика»;

«Астрономия»

Концепция
преподавания учебного курса «История России»

Концепция
нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Концепция
развития географического образования

Концепция
преподавания родных языков народов России

Концепция
преподавания русского языка и литературы

Концепция
преподавания преподавания предметных областей:

«Технология»;

«Искусство»

Примечание
– перечисленные концепции приняты на 1 января 2022 года

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной
деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п.
31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей
структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.
СПРАВКА Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей по ФГОС
2021 года скачайте с сайта fgosreestr.ru

По желанию можете приложить к рабочей программе
дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических
материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты» В этом
разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких
требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах.
Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить
этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для
целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в
рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное
описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых
разделах обновленных ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие
программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких
программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые
образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС2021 ООО). Личностные
результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного
предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они
будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются
разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным
результатам в таблице. Метапредметные результаты. Учитывайте возраст
школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования
новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице. Предметные результаты. В
рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим
требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета.
Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным
результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса
или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам то
разработайте их самостоятельно
. Требования для конкретного предмета найдете
в четвертых разделах новых ФГОС НОО и ООО.

Система оценки.
Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы.
Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых
результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов,
тестов, практических, лабораторных и других работ. 

Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки
достижения планируемых результатов.

Составьте раздел «Тематическое планирование». В
тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента.
Согласно обновленным стандартам, теперь нужно прописать для каждой темы
возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов,
которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п.
32.1 ФГОС-2021 ООО). Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с
колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными
элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем,
учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки,
согласно положения о рабочей программе. Например, «Планируемые результаты
освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный
потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования,
которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на
контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную
и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов
по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу
внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Первый
элемент тематического планирования

Второй
элемент тематического планирования

Третий
элемент тематического планирования

Перечень
тем, которые планируете для освоения учениками

Количество
академических часов, которые отводите на усвоение каждой темы

Информация
об электронных или цифровых учебно-методических материалах, которые можно
использовать при изучении каждой темы

Учебно-методические материалы, которые можно указать в
тематическом планировании в качестве электронных. Так, электронные
учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях
дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать
законодательству об образовании. – Мультимедийные программы, электронные
учебники и задачники, коллекции цифровых образовательных ресурсов, виртуальные
лаборатории, игровые программы, электронные библиотеки.

Включите календарно-тематическое планирование в
структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование
устанавливает локальный акт школы
о программах. Календарно-тематическое
планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности
составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в
виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет
самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в
календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по
порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем
задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих
программах учебных предметов, курсов, модулей.

Указать
формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей
программе

Оформить
приложение к рабочей программе «Формы учета программы воспитания»

Указать
информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание
учебного предмета, курса, модуля» в описании разделов, тем или отдельным
блоком

Отразить
воспитательный компонент содержания программы в отдельной колонке таблицы
тематического планирования

К каким изменениям в ООП готовиться и что добавить в них прямо сейчас

Минпросвещения опубликовало проекты новых ФГОС начального общего и основного общего образования. Когда их примут – школе придется срочно менять ООП. Поэтому, чтобы переход на новые ФГОС не был неожиданным, расскажите педагогам об изменениях в них. Также поручите заместителю директора проверить ООП на ошибки, перед тем как утвердить изменения и дополнения в программы на новый учебный год.

Чтобы подготовить педагогов к новым требованиям ФГОС, которые придется учесть в ООП, расскажите об основных из них на педсовете в августе. Тогда работа с изменениями не станет для учителей неожиданной, и они смогут продумать, как реализуют их. Также нужно перепроверить ООП на семь частых ошибок – включили ли все разделы, правильно ли рассчитали соотношение частей, отразили ли в образовательных программах новые учебные предметы. Вы можете выдать заместителю директора по УВР таблицу, чтобы он уточнил конкретные положения всех разделов ООП.

Обсудите с педагогами изменения в ООП

Школе придется учесть в образовательных программах начальной и основной школы требования новых ФГОС, когда их примут. Чтобы подготовиться к этому, включите в повестку августовского педсовета вопрос о ФГОС НОО и ФГОС ООО в новой редакции и поручите заместителю директора по УВР осветить основные изменения.

10 рабочих дней есть у школы, чтобы разместить ООП, в которые внесли изменения, на сайте (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Конкретные требования к предметным результатам

В образовательных программах вашей школы нужно будет учесть требования к предметным результатам, которые конкретизировали в проектах ФГОС. Их предыдущая редакция не указывала, что именно изучать в конкретных классах – это решала школа.

В новом стандарте для начальной школы прописали требования к образовательным результатам по годам обучения для русского языка, литературного чтения, иностранного языка, математики, окружающего мира. То же сделали во ФГОС ООО для русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, географии, информатики, физики, биологии, химии. Также конкретизировали результаты и по математике, алгебре, геометрии, вероятности, статистике. Например, по литературе для основного общего образования перечислили произведения, которые ученик должен прочитать самостоятельно или на уроках.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает электронные уроки для дошкольников, электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 классы, уроки по иностранным языкам, видео сказки, уроки по ментальной арифметике, каллиграфии, скорочтению, шахматам, робототехнике, электронный образовательный журнал «ЭлектроникУМ».

Тематические модули по учебным предметам

В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по предметам. Во ФГОС НОО тематические модули указали для учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». Во ФГОС ООО добавили требования по тематическим модулям и для основ безопасности жизнедеятельности, родной литературы и родного языка.

Проекты ФГОС определяют обязательные для изучения модули. Также в них описали такие модули, которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия, материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Например, к ним отнесли «Растениеводство», «Животноводство» учебного предмета «Технология». Для физкультуры такими модулями стали «Зимние виды спорта» и «Плавание».

Новая программа воспитания

В содержательный раздел ООП школе придется ввести программу с единым названием «Программа воспитания». В проекте ФГОС НОО она заменяет две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. Во ФГОС ООО ее введут вместо Программы воспитания и социализации обучающихся. Чтобы разработать новые программы воспитания, нужно будет учесть новые требования к личностным образовательным результатам учеников.

Самостоятельное решение о втором иностранном

На уровне основного общего образования школы получат право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Вопрос. Вправе ли школа отказать родителям, если они хотят, чтобы их ребенок изучал иностранный язык, который они выбрали?

Да, вправе. Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей, но не обязана это делать. Поэтому она вправе выбрать язык, для изучения которого сможет создать условия, и предложить его родителям. Например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Институт новых технологий в образовании приглашает всех желающих на дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также предлагает бесплатно изучать и скачивать шаблоны документов, рекомендаций и статей.

Новое обязательное количество часов

На уровне начального образования уменьшат нижний порог обязательных часов, чтобы освоить программу, до 2851 часа. На уровне основного – уменьшат оба числа, минимум составит 5029 часов, максимум – 5676. В новой редакции ФГОС НОО также установили минимальное количество учебных занятий, чтобы изучать государственный язык, – 544 часов.

На заметку

Как ввести ОДНКНР в учебный план

Школа должна отразить предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в обязательной части учебного плана основного общего образования. Конкретный учебный предмет для этого не прописали, поэтому предметную область можно реализовать в составе других обязательных предметов. Обратите внимание, что полностью исключать ее из учебного плана и реализовывать только за счет внеурочной деятельности нельзя (п. 18.3.1 ФГОС ООО).

Школа вправе включить отдельные тематические блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам общественно-научного цикла. Например, изучать эту предметную область в рамках истории, обществознания, географии и не выделять отдельный час на эту предметную область.

Проверьте ООП на семь частых ошибок

Чтобы не допустить ошибок в ООП вашей школы, поручите заместителю директора по УВР перепроверить их. Нельзя забывать об оценочных материалах в ООП, соотношении обязательной и формируемой частей по ФГОС. Также нужно убедиться, что в ООП есть все обязательные разделы и предметы.

Обратите внимание

К 1 сентября 2020/21 учебного года все школы обязаны перейти на ФГОС среднего общего образования (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р)

Ошибка № 1. В ООП нет оценочных материалов

В ООП всех уровней образования должны быть оценочные материалы. В основных образовательных программах начальной и средней школы их можно разместить отдельным блоком в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела. Также вы вправе включить их в целевой раздел ООП после компонента «Система оценки достижения планируемых результатов». Только ФГОС основной школы обязывает разместить оценочные материалы в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела.

Ошибка № 2. В ООП уменьшили формируемую часть

Уменьшать формируемую участниками образовательных отношений часть ООП нельзя. ФГОС СОО обязывает школы устанавливать соотношение обязательной и формируемой частей как 60% к 40%. Во ФГОС НОО оно составляет 80% к 20%, а во ФГОС ООО – 70% к 30%.

Ошибка № 3. В рабочих программах не соблюли структуру по ФГОС

Проверьте, чтобы в рабочих программах учебных предметов структуру выстроили по ФГОС. Для этого нужно включить в программы планируемые результаты освоения и содержание учебного предмета, курса. Также необходимо прописать тематическое планирование. Там же нужно указать количество часов, которые отведете, чтобы освоить каждую тему.

В программах курсов внеурочной деятельности школа тоже должна отразить результаты освоения курса внеурочной деятельности и тематическое планирование. Когда прописываете содержание курса, нужно указать формы организации и виды деятельности.

Ошибка № 4. ООП включает только содержательный и организационный разделы

Школа самостоятельно принимает решение об изменении структуры ООП. Например, исключает целевой раздел в ООП или включает его положения в содержательный. Но это ошибка.

В структуру ООП должны входить целевой, содержательный и организационный раздел. Целевой раздел необходим, чтобы зафиксировать концепцию программы и результаты, которых ученики должны будут достичь. Убедитесь, что в этот раздел включили пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки их достижения.

Ошибка № 5. Нарушили предельный объем внеурочной деятельности

Проверьте показатели по объему внеурочной деятельности в ООП по уровням общего образования. Для начальных классов внеурочная деятельность должна составлять максимум 1350 часов за четыре года обучения. В основной школе – до 1750 часов за пять лет обучения. В средней – 700 часов за два года обучения.

Вопрос. Может ли школа изменить направления внеурочной деятельности?

Нет, направления внеурочной деятельности менять нельзя (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Их перечислили во ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Школа вправе менять структуру направлений – корректировать план внеурочной деятельности по каждому из них, но сами направления менять нельзя.

Ошибка № 6. В календарном учебном графике не указали каникулы

В календарном учебном графике школы прописывают даты начала и окончания учебного года, его продолжительность, а также сроки для промежуточных аттестаций. Забывают упомянуть каникулы – закрепить их сроки и продолжительность. Но это неправильно. Пропишите сроки каникул, если не зафиксировали их. Также обратите внимание, что календарный учебный график нужно поместить в организационный раздел ООП, разработать и утвердить для каждого уровня образования отдельно (п. 19.10.1 ФГОС НОО и п. 14 ФГОС ООО).

Ошибка № 7. В подразделах не отразили обязательные учебные предметы

Проверьте, чтобы во всех разделах ООП учли новые учебные предметы. Так, школа обязана организовать изучение родного языка и родной литературы, астрономии, второго иностранного. Чтобы проверить ООП по разделам и подразделам, выдайте заместителю по учебно-воспитательной работе таблицу.

Контрольные точки разделов ООП 

На заметку

Директор вправе утвердить изменения в ООП одним приказом или несколькими по каждому уровню образования. Смотрите образец приказ

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Учитесь одновременно на двух специальностях, продолжайте обучение в 10-11 классах и получайте образование в колледже, работайте и учитесь. У нас каждый найдет для себя удобный вариант обучения. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.

© Материал из Справочной системы «Образование»

В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. 

oQPpKW3erWo.jpg

ВАЖНО

 Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.


В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти лосей ночью
  • Как найти дельту в линейном уравнении
  • Как найти часы дорогие
  • Как найти человека в гугл спутник
  • Вк как найти свою закрытую группу