Промежуточная аттестация по модулю 2
КАК НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
СДЕЛАТЬ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Когда в вашей школе будут готовы проект учебного
плана ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному
предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности.
Но прежде изучите новые ФГОС ООО, а также локальный
акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о
рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета,
курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание,
планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе
«Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с
планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных
предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с
обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто
перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и
прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых
учебно-методических материалов.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного
предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую
программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо
сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте,
например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе
рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.
Оформите
структуру рабочей программы. Придерживайтесь в рабочей программе той структуры,
которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета,
курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО,
п. 32.1 ФГОС2021 ООО).
Раздел |
Раздел |
Раздел |
Содержание |
Планируемые |
Тематическое |
Другие разделы, например «Пояснительная записка» и
«Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе.
Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это
требование закреплено в школьном Положении о программах. Оформите раздел
«Содержание учебного предмета, курса, модуля» В этой части рабочей программы
опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно
быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения
предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел
примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из
программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня. Для начала
обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего
образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и
укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое
необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с
таблицей тематического планирования.
Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции
преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции,
которые уже утвердили, на схеме.
До |
2018 |
2019 |
2020 |
Концепция |
Концепция «Обществознание»; «Основы «Физическая |
Концепция «Химия»; «Физика»; «Астрономия» |
Концепция |
Концепция |
Концепция |
Концепция |
|
Концепция |
Концепция «Технология»; «Искусство» |
||
Примечание |
Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной
деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п.
31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей
структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.
СПРАВКА Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей по ФГОС
2021 года скачайте с сайта fgosreestr.ru
По желанию можете приложить к рабочей программе
дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических
материалов, которые планируете использовать в работе.
Подготовьте раздел «Планируемые результаты» В этом
разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких
требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах.
Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить
этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для
целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в
рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное
описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых
разделах обновленных ФГОС ООО.
При необходимости разработайте адаптированные рабочие
программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких
программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые
образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС2021 ООО). Личностные
результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного
предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они
будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются
разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным
результатам в таблице. Метапредметные результаты. Учитывайте возраст
школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования
новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице. Предметные результаты. В
рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим
требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета.
Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным
результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса
или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам то
разработайте их самостоятельно. Требования для конкретного предмета найдете
в четвертых разделах новых ФГОС НОО и ООО.
Система оценки.
Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы.
Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых
результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов,
тестов, практических, лабораторных и других работ.
Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки
достижения планируемых результатов.
Составьте раздел «Тематическое планирование». В
тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента.
Согласно обновленным стандартам, теперь нужно прописать для каждой темы
возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов,
которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п.
32.1 ФГОС-2021 ООО). Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с
колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными
элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем,
учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки,
согласно положения о рабочей программе. Например, «Планируемые результаты
освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный
потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования,
которое составлено по требованиям новых ФГОС.
Отведите время не только на тематические часы, но и на
контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную
и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов
по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу
внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Первый |
Второй |
Третий |
Перечень |
Количество |
Информация |
Учебно-методические материалы, которые можно указать в
тематическом планировании в качестве электронных. Так, электронные
учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях
дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать
законодательству об образовании. – Мультимедийные программы, электронные
учебники и задачники, коллекции цифровых образовательных ресурсов, виртуальные
лаборатории, игровые программы, электронные библиотеки.
Включите календарно-тематическое планирование в
структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование
устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое
планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности
составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в
виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет
самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в
календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по
порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем
задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих
программах учебных предметов, курсов, модулей.
Указать |
Оформить |
Указать |
Отразить |
Разработка рабочей программы по предмету на основе примерной программы.
Рабочая программа учителя — нормативно — управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.
Разработка рабочей программы проводится на основе материала федерального государственного стандарта общего образования, примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами.
Исходные документы для составления рабочих программ учебных курсов: Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; базисный учебный план общеобразовательных учреждений; федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
- в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
Рабочая программа согласовывается школьным методическим объединением и утверждается руководителем образовательного учреждения ежегодно.
- 8 основных структурных элементов рабочей программы учителя:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Основное содержание учебного предмета.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
- Учебно-методические средства обучения.
- Приложения к программе (календарно — тематическое планирование, тексты контрольных работ и др.)
Рассматриваются на заседаниях методического объединения учителей на предмет их соответствия требованиям ФГОС. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на первой странице рабочей программы (слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.
Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям ФГОС. На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по учебной работе (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
После согласования Рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
Этапы составления рабочей программы
Шаг 1. Изучение нормативной базы образовательной деятельности педагога общеобразовательного
Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ
Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения
Шаг 4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего Шаг5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся
Шаг 5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся
Шаг 6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения
Шаг 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения
Шаг 8. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения
Шаг 9. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг
- Этапы составления рабочей программы
Шаг 10. Структурировать содержание учебного материала предмета, курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой
Шаг 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы
Шаг 12. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса
Шаг 13. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре
Шаг 14. Экспертиза Рабочей программы:
-рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения;
-согласование рабочей программы зам. директора по учебной работе;
-утверждение рабочей программы директором общеобразовательного учреждения.
Промежуточная аттестация по модулю 2
КАК НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СДЕЛАТЬ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Когда в вашей школе будут готовы проект учебного плана ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности.
Но прежде изучите новые ФГОС ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.
Оформите структуру рабочей программы. Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС2021 ООО).
Раздел I |
Раздел II |
Раздел III |
Содержание предмета, курса, модуля |
Планируемые результаты предмета, курса, модуля |
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на усвоение каждой темы, и возможность использования по этой теме ЭОР или ЦОР, которые являются учебно-методическими материалами |
Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах. Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля» В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня. Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме.
До 2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Концепция развития математического образования |
Концепция преподавания учебных предметов: «Обществознание»; «Основы безопасности жизнедеятельности»; «Физическая культура» |
Концепция преподавания учебных предметов: «Химия»; «Физика»; «Астрономия» |
Концепция преподавания учебного курса «История России» |
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории |
Концепция развития географического образования |
Концепция преподавания родных языков народов России |
|
Концепция преподавания русского языка и литературы |
Концепция преподавания преподавания предметных областей: «Технология»; «Искусство» |
||
Примечание – перечисленные концепции приняты на 1 января 2022 года |
Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения. СПРАВКА Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей по ФГОС 2021 года скачайте с сайта fgosreestr.ru
По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Подготовьте раздел «Планируемые результаты» В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС ООО.
При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС2021 ООО). Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице. Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице. Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам то разработайте их самостоятельно. Требования для конкретного предмета найдете в четвертых разделах новых ФГОС НОО и ООО.
Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ.
Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов.
Составьте раздел «Тематическое планирование». В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Согласно обновленным стандартам, теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки, согласно положения о рабочей программе. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Первый элемент тематического планирования |
Второй элемент тематического планирования |
Третий элемент тематического планирования |
Перечень тем, которые планируете для освоения учениками |
Количество академических часов, которые отводите на усвоение каждой темы |
Информация об электронных или цифровых учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы |
Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании. – Мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, коллекции цифровых образовательных ресурсов, виртуальные лаборатории, игровые программы, электронные библиотеки.
Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей.
Указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей программе |
Оформить приложение к рабочей программе «Формы учета программы воспитания» |
Указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» в описании разделов, тем или отдельным блоком |
Отразить воспитательный компонент содержания программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования |
Советы по разработке рабочей программы
Реализация ФГОС ООО при изучении конкретных предметов или курсов осуществляется на основе входящих в содержательный раздел ООО программы школы рабочих программ по учебным предметам или курсам. Это локальные документы образовательной организации, дающие представления о том, как в практической деятельности педагога выполнить требования стандарта при изучении того или иного предмета.
Просмотр содержимого документа
«Как на основе примерной программы создать рабочую программу»
В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания.
ВАЖНО |
Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) |
Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.
Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.
Ознакомьтесь с документами
Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.
Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.
Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Оформите структуру рабочей программы
Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.
Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021
Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.
Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.
Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей
Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.
По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Подготовьте раздел «Планируемые результаты»
В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).
Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.
Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.
Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.
Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021
Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.
Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021
Составьте раздел «Тематическое планирование»
В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).
Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»
Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.
Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование
Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Учитывайте рабочую программу воспитания
Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.
Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.
Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
Источник: vip.1obraz.ru
Контакты для связи