Как составить рабочую программу по предмету по фгос 2022

В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. 

oQPpKW3erWo.jpg

ВАЖНО

 Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.


В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НООп. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Конструктор рабочих программ по ФГОС 2022 года, инструкция как войти в личный кабинет и разработать рабочую учебную программу по предмету на сайте по обновлённым новым ФГОС 3 поколения на 2022-2023 учебный год.

Перейти на сайт конструктор рабочих программ

Инструкция как пользоваться (как войти)

Как войти в личный кабинет на сайте конструктор рабочих программ

конструктор рабочих программ ФГОС 2022 как войти

Видео инструкция конструктор рабочих программ ФГОС 2022

«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Мы сделали его интуитивно понятным и простым в использовании.

«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя
1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.

Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

1.В адресной строке введите адрес портала «Единое содержание общего образования»

2. В открывшемся окне выберите вкладку «Конструктор рабочих программ по учебным предметам»

3. Для использования Конструктора необходимо пройти авторизацию и зарегистрировать Вашу учетную запись в системе. Нажмите кнопку «Регистрация». Заполните все пустые поля, необходимые для регистрации.

4.Для начала работы с Конструктором Вам необходимо выбрать учебный предмет, для которого Вы составляете рабочую программу.

5.Нажмите на кнопку «Создать рабочую программу»

6.Введите необходимые данные на титульный лист программы. Для заполнения полей, выделенных розовым цветом Вам необходимо левой кнопкой мыши щелкнуть по данному полю. В открывшемся окне «Ввод данных» Вам необходимо выбрать один из предложенных вариантов.

7. Изучите пояснительную записку, содержание программы, планируемые результаты освоения учебного предмета на уровне основного общего образования: личностные, метапредметные, предметные.

8.Изучите содержание раздела «Тематическое планирование». В полях, выделенных желтым цветом, Вам необходимо ввести свою информацию, либо выбрать предложенную информацию.

9. Каждое изменение в тематическом планировании необходимо сохранять.

10.Разделы «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» и «Материально-техническое обеспечение» заполняются аналогично разделу «Тематическое планирование».

11. После того, как Вы введете всю недостающую информацию, необходимо сохранить рабочую программу по предмету, можно создать ПДФ –файл.

Смотрите также на нашем сайте:

  • Рабочие программы для 1 класса по новым ФГОС на 2022-2023 год

  • Рабочие программы 5 класс новый ФГОС на 2022-2023 год

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Уважаемые коллеги!

Конструктор рабочих программ обновлен в соответствии с ФООП в части шаблонов учебных программ по предметам непосредственного применения:

  • НОО: Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир
  • ООО и СОО: Русский язык, Литература, История, Обществознание, География и ОБЖ

Шаблоны остальных предметов будут загружены в Конструктор после утверждения новой версии ФООП.

Обращаем внимание, что обновленная версия конструктора требует регистрации (логины и пароли от предыдущей версии не работают)

Запись с обучающего вебинара (24.04.2023) доступна по ссылке https://vk.com/video-215962627_456239072

По всем вопросам можно обращаться на горячую линию по электронному адресу constructor@instrao.ru

Конструктор рабочих программ

Инструкция по работе с конструктором

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»

(Зарегистрирован
05.07.2021 № 64101)

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=1&rangeSize=1)

Таким образом
приказ был обновлен о стандартах написания рабочей программы с предыдущего 2009
года и действует начиная с сентября 2022 года.
Без ФГОС
система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы
закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе
в отдельности.

Для российских
школ актуальны следующие документы:

·                    
ФГОС
начального общего образования (1–4-й классы);

·                    
ФГОС
основного общего образования (5–9-й классы);

·                    
ФГОС
среднего общего образования (10–11-й классы);

·                    
Стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.

В новой
редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим
подробнее.

Первое
поколение ФГОС было введено еще в 2004 году.
Документ назывался «Государственные образовательные
стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях,
а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим
результатом считалось, когда «усвоены знания».

Нормы
касались обязательного минимума программ общего образования и основных
требований к обеспечению образовательного процесса. 

ФГОС
второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году,
для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012
году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных
учебных действия (умений).

Старый
стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы
на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?».

Позиция
сравнения

Первое
поколение ФГОС

Второе
поколение ФГОС

Знание

Передается
в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают

Ученик
активно участвует в процессе получения знаний

Обучение

Система знаний
как бы существует в вакууме

Работа
учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами
реальной жизни

Учение

Односторонняя
комуникация учитель → ученик

Чтобы
овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу 

Сотрудничество

Единоличное
руководство учителя

Ученики
участвуют в выборе содержания и методов обучения

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее,
обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными,
а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том
или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого
обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому
больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения
подробнее.

Ключевое отличие новой редакции
ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко
сформулировано.

Вариативность. Выражается
в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать
индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное
изучение отдельных учебных предметов. 

Патриотическое
воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас
у него появились конкретные черты.

Более
точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать
и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует
понимать назначение языков программирования

·                    
Появление
нового понятия «функциональная грамотность»

·        
Функциональная
грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного
общего образования.

·        
ФГОС
третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать
учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными
словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти
профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут
постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы
и косинусы?»  

·        
К этому
изменению готовились давно. При этом не идет речи
об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный
процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов
функциональной грамотности.

·        
Чтобы
функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу,
выпустили 
специальную методичку. Подход коснется
всех уровней школы.

(https://docs.cntd.ru/document/554691568)

Новый ФГОС
делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной
деятельности в русле достижения личностных результатов освоения
программы. 

Уточнены
направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное,
эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного
познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится
понятно, что в него входит. 

·                    
Например,
патриотическое воспитание​

«Гражданский»
блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность
к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021
года СМИ активно 
освещали включение
воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы
были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас
понятно, что патриотизм понимается как:

·                    
интерес
к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории
и культуры;

·                    
ценностное
отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;

·                    
уважение
к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в стране.

·        
Исключение
второго иностранного языка из обязательных предметов

·        
Теперь
второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается
с учетом мнения родителей и возможности школы.

·        
Старые
установки 
вынуждали преподавать
второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два
урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было
возможности обеспечить большее количество уроков.

·        
Согласно
новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы,
если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. 
Относится это
и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

А что с шахматами?

Никаких шахмат. Инициатива
ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметитсовершеннолетие,
но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС
не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет
по собственной инициативе.

Краткие выводы

1.                
Проект
нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.

2.                
Обновленные
стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы
в сентябре 2022 года.

3.                
Актуальные
ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как
связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 

4.                
Среди
новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство
воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

1.273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
· Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №
115;
· ФГОС начального общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
·
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от
31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО); Использованы следующие основные понятия и термины:

 1.2·
рабочая программа – документ локального уровня, конкретизирующий содержание
обучения применительно к целям ООП общего образования и возможностям
конкретного учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля в достижении этих целей;
·
примерная образовательная программа – учебно-методическая документация,
определяющая рекомендуемые объем и содержание образования, планируемые
результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности;

1.3·
оценочные средства – методы оценки и соответствующие им
контрольно-измерительные материалы.

1.4. Обязанности педагогического работника
в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за
выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной
инструкцией педагогического работника.

 1.5. Рабочая программа является служебным
произведением; исключительное право на нее принадлежит работодателю.

 2. Структура рабочей программы

2.1. Структура рабочей программы
определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО,
локальных нормативных актов школы.

 2.2. Рабочая программа должна содержать
следующие обязательные компоненты:

· пояснительная записка

 ·
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;

· планируемые результаты освоения
учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;

 ·
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых
на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой
теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.

2.3. Рабочие программы учебных курсов
внеурочной деятельности, кроме перечисленного в пункте

2.2 настоящего Положения, должны содержать
указание на форму проведения занятий.

2.4. Раздел «Пояснительная записка»
включает:

· перечень нормативных правовых актов,
регламентирующих разработку рабочей программы учебного предмета/учебного курса
(в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;

 ·
цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля;

 ·
место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;

 ·
УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля для педагога;

· УМК учебного предмета/учебного курса
(в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для обучающихся.

2.5. Раздел «Содержание учебного
предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля»
включает:

· краткую характеристику содержания
учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО и
ФГОС ООО;

· метапредметные связи учебного
предмета, модуля, курса;

· ключевые темы в их взаимосвязи,
преемственность по годам изучения (если актуально).

 2.6. Раздел «Планируемые результаты
освоения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)
учебного модуля» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной записки
ООП соответствующего уровня общего образования исходя из требований ФГОС НОО и
ФГОС ООО.

 Все планируемые результаты освоения
учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения обучающимися.

В разделе кратко фиксируются:

· требования к личностным, метапредметным
и предметным результатам;

 ·
виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата;

· организация проектной и
учебно-исследовательской деятельности обучающихся (возможно приложение тематики
проектов);

· система оценки достижения планируемых
результатов (возможно приложение оценочных материалов).

 2.7. Раздел «Тематическое планирование»
оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих колонок:

· наименование разделов и тем,
планируемых для освоения обучающимися;

· количество академических часов,
отводимых на освоение каждого раздела и темы;

 ·
информация об электронных учебно-методических материалах, которые можно
использовать при изучении каждой темы.

2.8. В качестве электронных (цифровых)
образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных программ,
электронных учебников и задачников, электронных библиотек, виртуальных
лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов.

 2.9. Тематическое планирование рабочей
программы является основой для создания календарнотематического планирования
учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного
модуля на учебный год. Раздел «Календарно-тематическое планирование»
оформляется в виде таблицы, состоящей из колонок:

· номер урока по порядку;

 ·
номер урока в разделе/теме;

 ·
наименование темы урока;

 ·
дата проведения урока по плану;

 ·
дата проведения урока фактически;

 ·
домашнее задание.

2.10. Рабочие программы формируются с
учетом рабочей программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы
воспитания необходимо одним или несколькими способами из предложенных ниже (по
выбору педагога):

 ·
указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к
рабочей программе;

· оформить приложение к рабочей
программе «Формы учета рабочей программы воспитания»;

· указать информацию об учете рабочей
программы воспитания в разделе «Содержание учебного предмета/учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или
отдельным блоком;

· отразить воспитательный компонент
содержания рабочей программы в отдельной колонке таблицы тематического
планирования.

3. Порядок разработки и утверждения
рабочей программы

3.1. Рабочая программа разрабатывается
педагогом в соответствии с его компетенцией.

 3.2. Педагогический работник выбирает
один из следующих вариантов установления периода, на который разрабатывается
рабочая программа:

· рабочая программа разрабатывается на
учебный год;

· рабочая программа разрабатывается на
период реализации ООП;

 ·
рабочая программа разрабатывается на срок освоения учебного предмета/учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля.

3.3. Рабочая программа может быть разработана
на основе:

 ·
примерной основной образовательной программы соответствующего уровня
образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля;

· примерной программы, входящей в
учебно-методический комплект;

 ·
авторской программы;

 ·
учебной и методической литературы;

 ·
другого материала.

3.4. Педагогический работник обязан
представить рабочую программу на заседании методического объединения,
соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения/неодобрения
рабочей программы.

3.5. Рабочая программа утверждается в
составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования
приказом директора школы.

4. Оформление и хранение рабочей программы

 4.1. Рабочая программа оформляется в
электронном и/или печатном варианте.

 4.2. Электронная версия рабочей программы
форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12–14,
межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1–3
см. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word.
Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не
предусматривается автором рабочей программы. Рабочая программа должна иметь
титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее
разработали, и сроком освоения программы. Страницы рабочей программы должны
быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется. 4.3. Печатная версия рабочей
программы дублирует электронную версию. 4.5. Печатная версия рабочей программы
подлежит хранению в школе в течение всего периода ее реализации в месте,
установленном директором школы.

4.6. Разработчик рабочей программы готовит
в электронном виде аннотацию для сайта школы. В аннотации указываются:

· название рабочей программы;

· краткая характеристика программы;

· срок, на который разработана рабочая
программа;

 ·
список приложений к рабочей программе. 5. Порядок внесения изменений в рабочую
программу

5.1. В случае необходимости корректировки
рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в ООП
соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания
рабочих программ.

5.2. Корректировка рабочих программ
проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе директора школы о
внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти инвестора для бизнеса с нуля
  • Error 14001 mta как исправить
  • Как найти посадочный купон на поезд
  • Как составить магический квадрат 4х4
  • Как найти низкоконкурентную нишу