Как составить рабочую тетрадь для занятий

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)

Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта — филиал РГУПС

(ТТЖТ-филиал РГУПС)

для преподавателей спецдисциплин

Тихорецк

2009

Рассмотрено и одобрено  

Предметной (цикловой) комиссией № 11  

Протокол № ______  

от «____ » _____________ 2009 г

Председатель __________О. В. Кравцова

Составлена в соответствие с

Государственными  требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников

по специальностям среднего

специального образования

Заместитель директора по учебной работе

«_____»________2009 г __________ Н.Ю. Шитикова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по созданию рабочих тетрадей

для преподавателей спецдисциплин

среднего профессионального образования

220204 Автоматика и телемеханика на транспорте

Автор:                        А. А. Сырый — преподаватель ТТЖТ-филиал РГУПС

Содержание

Введение …………………………………………………………………

1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

2 ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ………………………………

3 ВИДЫ ЗАДАНИЙ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ……………………………

4 ПРИМЕР ЗАДАНИЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО СПЕЦДИСЦИПЛИНЕ ……………………………………………………..

Список литературы ………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время растет интерес к созданию педагогических технологий, для успешной реализации которых в учебном процессе необходимо учебно-методическое обеспечение.

В поисках альтернативной системы организации работы студентов при подготовке к разным видам занятий (лекции, семинары, лабораторные работы), ее совершенствования предлагается подход, базирующийся на использовании собственных учебно-методических пособий по дисциплине.

Работа с пособиями повышает активность обучения студентов, помогает правильно планировать время, помогает установить непосредственную обратную связь студентов с преподавателем.

Подобного рода пособия позволяют работать студенту в индивидуальном темпе, в удобное время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая студенту усвоить весь необходимый объем знаний.

В последнее время такие задания объединяются в учебные пособия в виде рабочих тетрадей. Как правило, такие пособия содержат задания, контрольные вопросы, тесты по всему курсу дисциплины.

При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, подчеркивает, чертит). Работа с пособием должна быть не только удобной, полезной, но и приятной и интересной, поэтому некоторые задания сопровождаются рисунками. Но все же главное в разработанном пособие — не его форма, а составляющие пособие задания, построенные по системе развивающего обучения.

В процессе выполнения подобных заданий развиваются умения анализа, синтеза, выделения существенных признаков, обобщения.

1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Рабочая тетрадь — составная часть современного учебно-педагогического комплекса.

Современное реформирование образования, затронув все сферы образовательного процесса, коснулось и средств обучения.
Средства обучения, используемые как компоненты деятельности преподавателя и учащихся, претерпевают в последнее время всё большие изменения. По субъекту деятельности средства обучения делятся на средства преподавания и средства учения. К средствам преподавания, как правило, относят средства, используемые учителем для объяснения и закрепления учебного материала. К средствам учения — все, что используется учащимися на пути к самостоятельному освоению знаний.

В последнее десятилетие особое значения приобретают средства обучения, являющиеся одновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Это — всевозможные интерактивные обучающие программы, нетрадиционные учебники, учебники-хрестоматии, учебники-вопросники, рабочие тетради.

Тетрадь содержит задания для самостоятельной работы учащихся и разбивается на тематические разделы. Рабочая тетрадь получила широкое распространение как средство увеличения самостоятельности и активности учащихся.

Современные рабочие тетради сочетают задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с непосредственной опорой на материал учебника. Некоторые из них имеют текстовые вставки — дополнения к содержанию учебников. Эти рабочие тетради, являясь одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний.

Особый ряд составляют тетради, изданные в последние годы в русле систем развивающего обучения.

В основном — это рабочие тетради, созданные в рамках развивающих систем обучения. Задания в них характеризуются опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное развитие мышления учащегося.

Данные тетради ориентированы также на эмоциональное восприятие обучающихся той деятельности, которой они занимаются. Поэтому они содержат задания для обучения тому или иному предмету, дополнительные сведения, расширяющие кругозор учащихся, и уделяют особое внимание разнообразным приемам, призванным заинтересовать и увлечь детей.

Итак, современная рабочая тетрадь по дисциплине должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Рабочая тетрадь должна оказывать своё специфическое воздействие на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития;
  2. Рабочая тетрадь должна быть направлена на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность;
  3. Разработка систем заданий рабочей тетради, должна базироваться на комплексном рассмотрении особенностей развития учащихся, включая психофизиологические особенности развития (развитие систем «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»);

При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно-значимой, наиболее актуальной становится задача овладения обучающимися способами самостоятельного поиска и активного усвоения знаний. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у студентов навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельный поиск и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету.

2 ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых.

Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать такие задачи:

  1. развитие мышления обучающихся;
  2. более прочное усвоение теоретических положений, а также приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих задач;
  3. овладение алгоритмами решения основополагающих задач;
  4. контроль за ходом обучения обучаемых конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

Построение рабочей тетради по приведенной структуре делает работу студента более осмысленной. Приступая к изучению курса, он имеет представление, какой объем работы ему предстоит выполнить, ясно представлять свои учебные задачи, иметь возможность планировать предстоящую работу, а при желании и работать с опережением.

С другой стороны состав рабочей тетради может определяться как дифференцированного учебного пособия.

Здесь стремление отказаться от уравниловки. Одинаковые задания для всех ставят слабых обучаемых в затруднительное положение, но также от уравниловки страдают и сильные обучаемые. Они способны сделать больше, но привыкают работать налегке и постепенно теряют свои способности. 

3 ВИДЫ ЗАДАНИЙ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Как уже отмечалось выше, рабочие тетради должны «увлечь» студента, заставить его думать, анализировать и обобщать изученный материал.

Для создания «интересных» заданий, заставляющих открыть «свое Я», конечно подходят тесты. Но тест тесту рознь – нужно знать, что будет интересно студентам, а что будет скучным.

Тест — это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий, проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить уровень владения определенными знаниями.

Тесты как измерительный инструмент используется в большинстве стран мира. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет. За это время накоплен достаточный опыт использования тестов.

Профессионально подготовленный и использованный тестовый инструмент дает качественную информацию, соответствующую реальному положению дел.

Во-первых, тесты оказываются более объективным способом оценки. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и невозможности внести субъективную  составляющую в оценку знаний студентов.

Во-вторых, тесты — более емкий инструмент. Тесты ориентированы на определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков. Тестовая форма оценки позволяет определить уровень достижений студента по изучаемой дисциплине.

Третьим существенным отличием тестов от традиционных методов контроля является то, что это более мягкий гуманный инструмент, который ставит студентов в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки.

В-четвертых, тест — широкий инструмент. Он расширяет традиционную шкалу оценивания знаний. Если студент тест выполнил на «отлично», видно, с каким запасом он выполнил это задание. Тестирование позволяет расширить шкалу оценивания не только вверх, но и вниз.

В-пятых, тесты эффективны с экономической точки зрения. При тестировании основные затраты времени приходятся на составление качественного инструментария. При увеличении количества экзаменуемых эти затраты распределяются на них пропорционально, что приводит к снижению общих затрат.

Основными методическими требованиями к составлению тестовых заданий являются:

• адекватность инструкции форме и содержанию задания;

• логическая форма высказывания в задании;

• наличие в ответах на задания наряду с правильными ответами неверных ответов (дистракторов);

• наличие в задании места для ответов;

• единые правила оценки ответов.

Тестовые задания бывают четырех форм:

Первая форма — задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

Вторая форма — задания открытой формы;

Третья форма — задания на установление соответствия;

Четвертая форма задания на установление правильной последовательности.

При составлении задания могут быть использованы следующие приемы:

Импликация т.е. задания представляются в логической форме условной связи, т.е. имеют логическую форму суждения «Если… то». Этот прием широко используется для установления причинно-следственных связей.

Например: Если в процессе перевода горочного стрелочного электропривода произойдет отключения питания то:

А) Стрелка вернется в исходное состояние;

Б) Стрелка остановится в промежуточном положении;

В) Стрелка будет переведена в необходимое положение.

Краткость т.е. содержание задания формулируется как можно короче и яснее. В нем не должно быть лишних слов и знаков, тем самым добиваются максимальной ясности смысла задания.

Например: Время перевода горочных стрелочных электроприводов:

1)1,5 с;

2)1,5-2,5с;

3)0,5-0,8с.

Первая форма – задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

Задания первой формы имеют три варианта ответа:

а) выбор одного правильного ответа;

б) выбор наиболее правильного (полного) ответа;

в) выбор нескольких правильных ответов.

Вторая форма — Задания открытой формы

В заданиях открытой формы не даются готовые ответы и испытуемому нужно вписать правильный ответ в отведенном месте. Задания открытой формы могут быть составлены с пропуском двух и более слов.

Например: Для предотвращения перевода стрелки под составом при кратковременной потере поездного шунта в горочных рельсовых цепях применяют __________________

Третья форма — Задания на установление соответствия

В этом задании устанавливается соответствие элементов одного столбца элементам другого. Эта форма заданий позволяет проверить ассоциативные знания, т.е. знания о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, сущности и явлений и т.д.

Такие задания используются при текущем, тематическом контроле и самоконтроле. В ответах заданий могут быть не один, а два, три правильных ответа.

Четвертая форма — Задания на установление правильной последовательности

Эти задания позволяют не только проверить знания, умения, навыки расчетов, но и последовательность исторических событий, технологических действий, процессов и т.д.

Задания четвертой формы применяются для реализации обоих функций тестов — контролирующей и обучающей.

В целом системы заданий в тестовой форме по содержанию делятся на:

• цепные;

• тематические;

• текстовые;

• ситуационные.

Цепные задания это задания, в которых один правильный ответ на последующие задания зависит от предыдущего. Цепные задания могут быть любой формы.

Тематические задания — совокупность заданий любой формы для контроля по одной теме.

При составлении таких заданий обозначаются темы, по которым они предлагаются.

Текстовые задания это совокупность заданий открытой формы для контроля знаний учебного текста. Испытуемые вставляют в текст недостающие по  смыслу слова.

Ситуационные задания применяются для проверки знаний и умений действовать в практических ситуациях. Ситуационные задания рекомендуется применять для итоговой аттестации.

Кроме тестового контроля в рабочих тетрадях широко используется решение задач. По предложенным данным студенту необходимо произвести расчет, а так же сделать выводы.

Особенно важно в процессе разработки рабочих тетрадей не забывать принцип «наглядности» — студентам предлагаются чертежи, схемы, таблицы.

Итак, рабочая тетрадь, экономя учебное время, позволяет осуществлять текущий контроль и закрепление пройденного материала.

Предлагаются разнообразные формы заданий:

  1. Выбор ответа из предложенных вариантов;
  2. Ответ на вопрос;
  3. Заполнение таблиц;
  4. Работа по схемам;
  5. Задания, проверяющие знание терминологии, хронологии.

Это поможет выработать навыки, которые помогут студентам при сдаче экзаменов и зачетов.

4 ПРИМЕР ЗАДАНИЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО СПЕЦДИСЦИПЛИНЕ

Предлагается макет рабочей тетради по одной из тем дисциплины «Системы диагностики подвижного состава»

Тема 1.1 Особенности подвижного состава как объекта диагностики

1. Отметьте причины отказов в подвижном составе, возникающих в процессе эксплуатации:

  1. тяжелые условия эксплуатации (высокие скорости движения, значительные механические нагрузки и вибрация, влияние метео рологических факторов);
  2. увеличение эксплуатационных расходов;
  3. нарушение технологии изготовления отдельных элементов;
  4. задержки поездов;
  5. несоблюдение графика движения поездов;
  6. несоблюдение норм технологических процессов  погрузки-вы грузки и транспортирования грузов, технического обслуживания и ремонта;
  7. старение и износ узлов подвижного состава

2. Следствиями отказов подвижного состава являются:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Основные узлы подвижного состава:

ходовая часть > __________ > рама > _________________ > ударно-тяговые устройства

 (заполните пропуски) 

4. Ходовая часть пассажирских и грузовых вагонов включает:

1 — ____________________

2 — ____________________

3 — ____________________

5. Буксы в зависимости от типа подшипников разделяются на две группы:

А) с подшипниками трения качения (роликовыми);

Б) _____________________________

6. Подчеркните функции буксового узла:

  1. передает радиальные и осевые нагрузки от рамы тележки к шейке оси колесной пары;
  2. ограничивает продольные и поперечные пе ремещения колесных пар при движении;
  3. защищает от повреждений колесную пару;
  4. предохраняет шейку оси, подшипник и смазку от загрязнения и атмосферных осадков;
  5. увеличение срока эксплуатации подвижного состава.

7.   На приведенной схеме зон тепловыделения буксового узла выделите зону, которая используется в качестве достоверного источника информации о температуре нагрева буксы. Обоснуйте свой выбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. ■ Обоснуйте необходимость диагностирования подвижного состава на ходу поезда и укажите диагностические параметры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. ■ По предложенной схеме структуры измерительного тракта при измерении ИК — излучения заполните таблицу

Номер в схеме

Наименование элемента

Назначение элемента

Приемник            ИК-излучения

Предварительный усилитель

Устройство контроля прохода колес

Датчик температуры наружного воздуха

Оконечный усилитель

Устройство нормирования

Устройство коррекции

Список литературы

1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд. доп. М.: Центр тестирования, 2002 г. — 240 с.

2. Методические рекомендации по составлению тестов для рубежного контроля знаний студентов. — Центр информационных технологий.               Москва -2002 г.

3. V Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь − 2008». Секция «Информационные и образовательные технологии». Подсекция «Инженерная педагогика». / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2008. – 35 с

Рекомендации
по структуре

и
содержанию рабочей тетради

Рабочие тетради получили широкое
распространение в современном образовании, т.к. играют особую роль в решении
проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.

Рабочие тетради способствуют:

        
формированию и развитию у студентов учебной деятельности,
интеллектуальных умений;

        
обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний по конкретной
учебной дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю.

Цель создания рабочей тетради:

        
выявить уровень знаний, умений и навыков студентов;

        
способствовать осознанному и прочному усвоению учебной информации через
овладение навыками самостоятельной работы с учебной литературой.

Рабочая тетрадь может быть использована
студентом:

        
в процессе обучения под руководством преподавателя;

        
при самостоятельном изучении теоретического материала, а также при
закреплении, обобщении и систематизации изученных знаний.

Содержание рабочей
тетради
учебной дисциплины, междисциплинарного цикла (МДК), профессионального
модуля (ПМ) должно соответствовать требованиям ФГОС, содержанию рабочей
программы и календарно-тематического плана.

Уровень заданий должен соответствовать
требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным
стандартом СПО по конкретной специальности.

Виды рабочих тетрадей:                  

        
тематическая;

        
рабочая тетрадь для проведения и выполнения практических,
лабораторно-практических работ;

        
рабочая тетрадь (сборник ситуационных задач с алгоритмами их решения);

        
рабочая тетрадь (сборник контролирующих материалов).

Какой вид рабочей
тетради выбрать?
Выбор вида рабочей тетради напрямую зависит от:

        
специфики учебной дисциплины;

        
типа учебного занятия;

        
формы проведения учебного занятия (теоретическое или практическое), его
дидактических целей;

         
методики преподавания конкретной учебной дисциплины.

Для чего необходима
тематическая рабочая тетрадь на теоретическом занятии?

        
во избежание монотонного переписывания содержания учебников на лекциях
под диктовку преподавателя или с интерактивной доски;

        
для активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе
усвоения нового учебного материала и повышения эффективности процесса обучения.

Основой для создания
тематической рабочей тетради
теоретического занятия является дидактическая
структура комбинированного занятия, которая состоит из 5-ти структурных
элементов или этапов:

        
организационная часть занятия;

        
контроль знаний;

        
изучение нового материала;

        
закрепление изученных знаний;

        
домашнее задание.

При разработке рабочей
тетради необходимо:

        
выделить раздел учебной дисциплины, МДК, ПМ и определить темы раздела;

        
уточнить соответствие тем раздела содержанию рабочей программы учебной
дисциплины, МДК, ПМ;

        
структурировать и систематизировать дидактический материал
учебно-методического комплекса для составления рабочей тетради;

        
изучить и выбрать разновидность заданий, приемлемых для включения в
рабочую тетрадь;

        
разработать задания для различных этапов учебных занятий;

        
дифференцировать задания по уровням их сложности.

К  
каждому   этапу   учебного   занятия   необходимо
продумать
дидактический материал, который будет способствовать:

        
восприятию,  осмыслению,  запоминанию,   воспроизведению учебного
материала;

        
переработке учебной информации в знания;

        
закреплению, обобщению и систематизации знаний;

        
приобретению знаний в процессе самостоятельной познавательной
деятельности студентов.

Провести градацию заданий по критериям:

        
уровень познавательной активности;

        
временные рамки выполнения задания;

        
развитие и формирование отдельных умений и навыков;

(последовательность
заданий в рабочих тетрадях должна совпадать с последовательностью изучения
учебного материала конкретной дисциплины).

В рабочей тетради вопросы и задания должны быть
расположены по степени нарастания сложности: от заданий, требующих простой
репродукции знаний, к заданиям, требующим знаний, предполагающим элементы
аналитической, творческой работы.

Задания, имеющие
стандартное решение, должны чередоваться с заданиями, требующими нестандартного
решения.

Общие результаты и
способы выполнения заданий будут отражать в целом
уровень развития
индивидуальных способностей студента.

В рабочей тетради
могут быть представлены различные варианты заданий (
на воспроизведение
изученного материала, для практического применения полученных теоретических
знаний, для развития мыслительных операций):

        
контрольные вопросы;

        
вопросы для самоконтроля;

        
задания в тестовой форме;

        
схемы, таблицы, графики, рисунки, логико-дидактические структуры;

        
ситуационные задачи разного уровня сложности;

        
типовые, развивающие и творческие задания;

        
алгоритмы решения заданий, ситуационных задач;

        
алгоритмы манипуляций;

        
инструкции для проведения самостоятельных, лабораторно-практических
занятий.

Рекомендуется включить
в
рабочую тетрадь:

         
опорные конспекты;                                                     

         
критерии оценивания выполненных заданий;

         
список рекомендуемой литературы;

         
систему чистых листов, которая позволит студентам делать пометки
непосредственно на страницах рабочей тетради.

Рабочая тетрадь для
проведения практических занятий
создается с учетом дидактической структуры
практического занятия и должна быть представлена в виде
практико-ориентированного учебного пособия, в котором дается описание
профессиональных компетенций по конкретной специальности, должны быть
представлены нормативно-правовые документы и инструкции по технике
безопасности.

Структура изложения
учебного материала
в практико-ориентированных учебных пособиях
существенно отличает их от традиционных.

Это практикумы, где
дается описание выполнения профессиональных приемов, манипуляций, единиц
работы.

Преимуществом этих
пособий является большое количество иллюстраций, которые представляют описание
медицинских манипуляций более ярким, конкретным, точным и дают возможность
использовать учебные пособия во всех структурных элементах практического
занятия, на всех его этапах, при применении различных методов обучения.

Текстовая часть
рабочей тетради
для практических занятий должна быть краткой и
доступной, понятной для восприятия и понимания, сопровождаться большим
количеством дидактического материала: таблицы, схемы, алгоритмы выполнения
манипуляций, примеры практических ситуаций, образцы выполнения
лабораторно-практической работы, образцы решения ситуационных задач, образцы
заполнения таблиц, схем, опорных сигналов.

При   создании  
рабочих   тетрадей   для   практических занятий

рекомендуется включить информационный материал
по каждой теме курса
«Краткие теоретические сведения».

Преподавателю
необходимо структурировать, систематизировать обобщить изученный теоретический
материал и отразить его в таблицах, схемах, опорных сигналах, т.е. создать
дидактический материал для проведения актуализации опорных знаний на
практическом занятии.

Таким образом, рабочие тетради
являются средством управления учебно-познавательной деятельности студентов. Они
способствуют формированию и развитию у студентов учебной деятельности,
интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и
усвоение знаний по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу и
профессиональному модулю.

Примерная дидактическая
структура рабочей тетради

1. Титульный лист

2. Аннотация.

3. Введение

4. Тема

5. Основные вопросы темы.

6. Требования
Федерального государственного образовательного стандарта.

7. Контроль
исходного уровня знаний студентов.

8. Актуализация
опорных знаний

9. Изложение
нового материала.

10.Закрепление
изученного материала.

11.Выводы

12.Домашнее задание.

13.Приложения

14.Оглавление.

Дидактический материал должен быть разработан
к каждому этапу учебного занятия.

Основные требования,
предъявляемые к структуре рабочей
тетради:

1. Рабочая тетрадь
должна иметь предисловие, поясняющее
обращение к учащимся.

2.
Система вопросов и заданий должна быть
построена в соответствии со структурой
и логикой изучаемого материала. Между
заданиями должна быть определена
соподчинённость, касающаяся как
содержания предмета, так и надпредметных
умений. Задача автора – вести учащегося
от темы к теме, от решения простых проблем
к более сложным заданиям.

3.
Иллюстрации в рабочей тетради должны
быть рабочими, т. е. обучающими. К ним
могут ставиться вопросы, требующие
объяснения. Рисунок можно дополнить
или предложить свой вариант. Там, где
это возможно и оправдано, имеет смысл
предложить начертить или дополнить
схему1.

4.
Композиционное построение рабочей
тетради зависит от замысла автора, от
характера и содержания учебного
материала, его объёма, характера вопросов
и заданий. Однако, в любом случае должны
быть предусмотрены: достаточное место
для ответов учащихся, возможность
исправления допущенных ошибок,
неточностей.

5.
В конце каждой темы внутри тетради,
желательна серия контрольных вопросов,
что позволяет лишний раз систематизировать
знания учащихся.

6.
Завершает тетрадь заключение, ориентирующее
учащихся на содержание учебного
материала, который будет изучаться в
последствии2.

Таким
образом, современная рабочая тетрадь
– это дидактический комплекс,
способствующий поэтапному формированию
мыслительной деятельности учащихся и
предназначенный для самостоятельной
работы учащихся в аудитории, лаборатории
или дома.

Рабочая
тетрадь может быть использована для
ведения конспектов, закрепления знаний
и их контроля. Ее достоинства неоспоримы
– экономия времени ученика за счет
выполнения работы непосредственно на
страницах пособия и, как следствие,
возможность решения большего числа
задач.

Исходя
из первого принципа задания в рабочих
тетрадях можно разделить на следующие
уровни3:

  • первый
    уровень

    это задания, ориентированные на
    выполнение алгоритмической деятельности
    и содержащие в себе подсказку (задачи
    на опознание, на различия,
    задачи-классификации);

  • второй
    уровень

    это специальные задания для проверки
    знаний, позволяющие произвести изучаемые
    учебные элементы без внешней опоры или
    подсказки (задачи-подстановки,
    конструктивные, типовые задачи);

  • третий
    уровень

    это задания, требующие эвристической
    деятельности по применению знаний на
    практике.

Для формирования
мыслительной деятельности с заранее
заданными качествами необходимо
соблюдать следующие правила разработки
рабочей тетради:

  1. Чередование
    легких, типичных, часто встречающихся
    задач с нетипичными, редкими.

  2. Использование
    предметных задач с необходимостью
    ориентироваться в предметном поле,
    определять значимые и менее значимые
    объекты, исключать из поля деятельности
    незначимые объекты.

  3. Включение
    логических задач, решение которых
    требует умения правильно выявить
    условия задачи, выбрать необходимые
    данные и отсеять лишнее.

  4. Использование
    психологических задач, в которых нельзя
    спешить с принятием решения, а необходимо
    действовать вдумчиво.

С
целью подержания заинтересованности
учащихся и разнообразия их деятельности
используют различные виды и формы
заданий. Применяют широкий спектр
различных задач: тесты, ребусы, кроссворды,
задания с пропущенными словами, творческие
задачи, логические загадки.

Дифференцированный
подход позволяет использовать рабочие
тетради для учащийсяов с различными
особенностями умственной деятельности
и разным уровнем способностей и
интеллектом. Для осуществления этого
подхода используют разноуровневые
задания.

Преимущества
рабочих тетрадей очевидны:

  • это
    самый мобильный жанр из известных
    жанров учебной литературы;

  • рабочие
    тетради быстрее других откликаются на
    потребности образовательных учреждений
    и одновременно формируют эти потребности;

  • рабочие
    тетради являются материализацией идеи
    гуманистической школы, т. к. на смену
    заучиванию и репродукции приходит
    самостоятельное добывание знаний1.

Для того чтобы
листы рабочей тетради могли систематически
формировать устойчивые профессиональные
умения они должны отвечать следующим
требованиям.

Полнота
– наличие задач на освоение всех
изучаемых понятий, фактов, методов
профессиональной деятельности.

Группировка
системы
задач, обобщенные способы решения,
которых переносятся в решения задач
широкого спектра профессиональной
деятельности.

Связность
всех блоков информации на листах рабочей
тетради.

Возрастание
трудности решения задач и планируемых
результатов обучения.

Целевая
ориентация

– для каждой задачи определено место
на листах рабочей тетради.

Целевая
достаточность

– достаточно задач закрепления методов
решения, если они обладают свойством
переноса на другие предметные области.

Психологическая
комфортность

обучаемых при работе с листом рабочей
тетради. Учащиеся имеют возможность
формировать понятия в индивидуальном
темпе усвоения содержания учебной
информации, проводить самоконтроль и
контроль деятельности своего товарища.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Библиографическое описание:


Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 552-555. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6462/ (дата обращения: 30.05.2023).

Одним из
средств обучения, получивших в последнее время общее признание
обучающих и обучаемых, является печатная рабочая тетрадь для
обучаемого. Имея значительный опыт по созданию таких тетрадей по
физике как для школьников [1–10, 12–15], так и для
студентов [11, 16–18], мы пришли к следующему выводу.
Применение рабочей тетради учащимися улучшает качество их
образования, повышает эффективность всего учебного процесса за счет
его индивидуализации, предоставляет учителю возможность реализации
инновационных методов обучения. Кроме того, рабочая тетрадь для
учащегося может входить в состав учебно-методического комплекса
дисциплины, включающего кроме нее, например: рабочую программу,
учебник, методическое пособие для учителя, различные дидактические
материалы и т. п., образуя наряду с другими элементами
комплекса стройную систему взаимосвязанных звеньев. Актуальность
использования рабочей тетради при обучении заключается в оптимальном
сочетании информационного содержания тетради с возможностью
выявления направление движения мыслительной деятельности учащихся при
их работе с тетрадью. Практическая значимость тетрадей
заключается в применении их для облегчения изучения учащимися
трудных, но очень важных дисциплин (физики, математики, химии
и т. п.).

Основной акцент в статье
сделаем на тетрадях для школьников. При проектировании уроков учитель
может испытывать определенные трудности, которые связаны с тем,
что программ специального дидактического назначения для разработки
конкретных уроков по данной учебной дисциплине мало, и учителю
приходится в основном использовать те, которые предлагаются для
широкого круга педагогов, адаптируя их к конкретным условиям
учебного процесса. В этом случае вариантом решения проблемы
может стать рабочая тетрадь для учащегося, разработанная учителем
самостоятельно или в паре с опытным методистом. Современная
множительная техника позволяет тиражировать такие тетради даже
в домашних условиях. Тем не менее, тетрадь должна быть
рассмотрена соответствующей комиссией и утверждена для
использования в учебном процессе. Другой вариант —
использование учителем в своей практике тетрадей, которые уже
официально входят в базовый комплект для обучения дисциплине по
тому или иному учебнику.

Рабочие тетради, как
правило, используются для текущего контроля умений и знаний
учащихся. Благодаря информации, содержащейся в рабочей тетради,
можно осуществить более легкое и эффективное усвоение учебного
материала учащимися, а также проверку этого усвоения учителем.

Рабочая тетрадь имеет общие
признаки с опорными конспектами. С опорными конспектами ее
объединяет, например, знаковая (иногда компактная) форма
представления учебной информации. Рабочая тетрадь, как и конспект,
призвана активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Отличие же ее от опорных конспектов заключается в том, что
в опорных конспектах учебная информация представлена
в соответствии с определенной логикой, а в рабочей
тетради она специально конструируется. Назначение такого
конструирования: обеспечить пооперационное формирование мыслительных
процессов в сознании учащихся. Операции можно представить в виде
отдельных элементов мыслительной деятельности, а каждой операции
сопоставить определенный тип действия, который учащийся должен
осуществить в тетради. Таким образом для сознательного
и целенаправленного формирования мыслительных операций
у учащихся и необходимо такое надежное средство, как
рабочая тетрадь, в которой они будут фиксировать с помощью
своих действий (записей) правильность осуществления этих операций.

Если у преподавателя
и учителя такого эффективного средства нет, то это может вызвать
ряд проблем в их деятельности. Например, объясняя новый материал
и решая с учащимися учебные задачи, они не могут быть точно
уверены в том, что все учащиеся производят именно те операции,
которые нужно, и так, как это нужно делать, и что эти
операции складываются в ту конкретную систему, которая
востребована процессом обучения. Иными словами, в такой ситуации
преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять
процессом формирования мыслительной деятельности учащихся.

Итак, цель применения
печатной рабочей тетради в обучении состоит в том, чтобы
обеспечить пооперационное формирование понятий и способствовать
активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках.
Обеспечить такое успешное пооперационное формирование мыслительных
процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля,
что и является важнейшей задачей при разработке и создании рабочих
тетрадей для учащихся.

Основными источниками
информации при контроле знаний преподавателем являются опрос
и различные проверочные работы. Устный опрос требует
значительных затрат времени и носит эпизодический характер по
отношению к конкретному ученику. Осуществляя проверку
контрольных работ, преподаватель имеет дело с результатами
мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности
проанализировать сам процесс этой деятельности. В этом случае на
помощь ему вновь может прийти рабочая тетрадь.

Рабочие тетради могут
решать следующие образовательные задачи:

  • формирование понятий;

  • приобретение практических
    умений и навыков;

  • формирование у учащихся
    умений и навыков самоконтроля;

  • развитие мышления
    у учащихся;

  • контроль процесса
    обучения.

Для
решения образовательных задач в рабочей тетради размещаются
специальные задания. Они должны быть построены так, чтобы, работая
над ними: учащийся не мог не производить всех необходимых операций;
его ошибка на каждом этапе выполнения задания может быть замечена
педагогом и исправлена; при этом она исправляется в том
месте, где была совершена.

Печатная рабочая тетрадь
может выполнять следующие функции:

  • обучающую;

  • развивающую;

  • воспитывающую;

  • формирующую;

  • рационализирующую;

  • контролирующую.

Обучающая
функция предполагает формирование у учащихся необходимых знаний
и умений. Развивающая функция способствует развитию устойчивого
внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче
воспринимается, так как он наглядно представлен. Рабочая тетрадь
может способствовать развитию мышления через специально разработанные
задания и упражнения творческого характера. Воспитывающая
функция способствует воспитанию аккуратности при ведении записей
и выполнении рисунков в тетради, самоорганизации учащихся.
Формирующая функция тетради обеспечивает формирование у учащихся
навыков самоконтроля при систематическом выполнении заданий
в тетради. Рационализирующая функция состоит в том, что при
использовании рабочей тетради учащиеся учатся рационально тратить
время, организуя свою учебную деятельность. При этом основное время
затрачивается на осознание смысла изучаемых понятий, принципов,
процессов и т. п. Контролирующая функция рабочей тетради
может быть использована для контроля знаний и умений учащихся.
При этом тетрадь может содержать тесты в явном виде и задания,
имеющие характер тестов, но явно на них не похожие. Рабочая тетрадь
дает возможность осуществлять контроль в любое, удобное для
учителя время. Для оптимизации такой проверки учебный материал
в рабочей тетради должен быть разбит на блоки.

Различают три типа рабочих
тетрадей по содержательному наполнению: 1) информационная тетрадь; 2)
тетрадь для контроля; 3) смешанный тип тетради.

Рабочая тетрадь первого
типа несет в себе информацию только о содержании учебного
материала. Эта информация задает учащимся ориентацию в содержании
рассматриваемой темы. Такая тетрадь может быть использована при
изучении дисциплины, материала которой нет ни в одном учебнике
или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам.
Преподаватель в этом случае вынужден сам конструировать учебную
информацию в рабочей тетради.

Тетрадь для контроля
используется после изучения темы урока. Преподаватель с ее
помощью может не только установить факт знания или незнания, но
и определить, в каких операциях учащийся допускает ошибки,
и устранить их на этапе формирования понятия.

Смешанный тип тетради
включает в себя оба блока: информационный и контролирующий.
В информационный блок входит новый учебный материал,
в контролирующем блоке размещаются задания и тесты для
контроля знаний и умений, а также задания для
самостоятельной работы. На наш взгляд, целесообразнее применять
в учебном процессе тетради этого типа.

Структура рабочей тетради
для учащегося может быть такой:

  • обращение к учащимся;

  • тематическое наполнение
    содержания учебного материала в виде параграфов, тем, разделов
    (обязательно иллюстрированное);

  • система контрольных
    вопросов и заданий к параграфу, теме, разделу;

  • место для ответов учащихся
    и выполнения ими заданий;

  • глоссарий;

  • библиография.

К таким
рабочим тетрадям предъявляют следующие требования:

  • требование полноты
    информации (наличие заданий на изучение всех понятий, явлений,
    процессов и т. п.);

  • требование группировки
    заданий (задания должны быть сгруппированы с учетом обобщенных
    способов их решения);

  • требование системности
    информации (блоки информации должны быть логически связаны);

  • требование возрастания
    сложности (задания должны быть расположены в порядке
    возрастания сложности их выполнения);

  • требование целевой
    ориентации (для каждой задачи должно быть отведено определенное
    место в тетради для ее решения);

  • требование психологической
    комфортности (учащимся должно быть комфортно работать с тетрадью,
    они должны иметь возможность работать с ней в индивидуальном
    темпе и проводить самоконтроль, в ней должно отводиться
    достаточно места для выполнения записей и рисунков).

Использование
рабочих тетрадей при обучении является одним из современных способов
ведения учебного процесса в школе и вузе. Оно позволяет
проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной
деятельности учащихся и проверку полученных знаний. Рассказ
теоретического материала проходит более разнообразно, что повышает
интерес аудитории. А главное, тетрадь предоставляет возможность
учителю исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их
делают.

Литература:

  1. Антонова Н. П. Физика
    9: Законы сохранения: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова,
    О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина, А. В. Проказов;
    Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    80 с.

  2. Антонова Н. П. Физика
    9: Механические колебания и волны: Рабочая тетрадь /
    Н. П. Антонова, Г. В. Главатских, О. Е. Данилов
    и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов:
    ГГПИ, 1997. — 72 с.

  3. Антонова Н. П. Физика
    9: Основы динамики: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова,
    О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред.
    В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    80 с.

  4. Антонова Н. П. Физика
    9: Основы кинематики: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова,
    О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред.
    В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    80 с.

  5. Антонова Н. П. Физика
    10: Молекулярная физика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова,
    О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред.
    В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    80 с.

  6. Антонова Н. П. Физика
    11: Теория относительности. Квантовая физика: Рабочая тетрадь /
    Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Р. В. Майер;
    Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    80 с.

  7. Антонова Н. П. Физика
    11: Электромагнитные волны. Оптика: Рабочая тетрадь /
    Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Р. В. Майер;
    Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    84 с.

  8. Антонова Н. П. Физика
    11: Электромагнитные явления: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова,
    О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред.
    В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    84 с.

  9. Голубева И. С. Физика
    10: Электрический ток. Магнитное поле: Рабочая тетрадь /
    И. С. Голубева, О. Е. Данилов, Р. В. Майер,
    А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. —
    Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.

  10. Голубева И. С. Физика
    10: Электростатика: Рабочая тетрадь / И. С. Голубева,
    О. Е. Данилов, Р. В. Майер, А. В. Проказов;
    Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    80 с.

  11. Данилов О. Е. Лабораторный
    практикум: Молекулярная физика и термодинамика. Рабочая тетрадь
    студента / О. Е. Данилов. — Глазов: ГГПИ,
    2007. — 84 с.

  12. Данилов О. Е. Физика
    7: Давление газов, жидкостей и твердых тел. Работа. Энергия:
    Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина;
    Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    80 с.

  13. Данилов О. Е. Физика
    7: Строение вещества. Взаимодействие тел: Рабочая тетрадь /
    О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред.
    В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. —
    80 с.

  14. Данилов О. Е. Физика
    8: Тепловые явления: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов,
    Ю. В. Иванов; Под ред. В. В. Майера. —
    Глазов: ГГПИ, 1997. — 64 с.

  15. Данилов О. Е. Физика
    8: Электрические и магнитные явления: Рабочая тетрадь /
    О. Е. Данилов, Ю. В. Иванов, Т. Г. Мельм,
    Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. —
    Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  16. Рабочая тетрадь по
    педагогической практике / Сост. Агафонова Е. С.,
    Данилов О. Е., Иванов Ю. В. и др.; Под ред.
    В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2003. —
    96 с.

  17. Технология и содержание
    обучения: Физические дисциплины. Технология. Стандарты. Программы.
    Теория. Эксперимент. Задачи. Контрольно-измерительные материалы /
    Сост. Е. С. Агафонова, Р. В. Акатов, О. Е. Данилов
    и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов:
    ГГПИ, 2004. — 212 с.

  18. Технология и содержание
    обучения: Дидактика физики. Информационные дисциплины. Технология.
    Стандарты. Программы. Теория. Эксперимент. Задачи.
    Контрольно-измерительные материалы / Сост. О. Е. Данилов,
    О. Н. Демьянова, Ю. В. Иванов и др.; Под
    ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2004. —
    176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): рабочая тетрадь, учащийся, учебный материал, тетрадь, учебная информация, учебный процесс, контроль знаний, мыслительная деятельность учащихся, операция, печатная рабочая тетрадь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить декларацию 3ндфл
  • Как найти площадку в цербере
  • Что делать если поцарапал машину как исправить
  • Стих как найти клад
  • Труженик тыла как найти информацию