Как составить рацион питания в школе

Правильное питание школьника

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

«Правильное питание школьника –

залог его здоровья, успеваемости и нормального развития»

Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих отпрысков. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные вкусности, а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.

Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Наши дети – атомные, их физическое и половое развитие идёт на порядок быстрее. Добавьте к этому невероятные психические нагрузки, связанные с социальной адаптацией, и взбесившиеся гормоны – и получите довольно грустную картину. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?

По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда. Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Наша задача – накормить детёныша правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».

Составляя рацион для школьника, помните о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Витамин А – обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, улучшает сопротивляемость организма, отвечает за нормальное состояние зрения. Витамин А содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови.
Витамин В1 – улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, рисе, мясе птицы.

Витамин В2 – укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов. Витамин В2 содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.
Витамин В6 – отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.

Витамин В12 – стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.
Витамин РР – регулирует уровень холестерина и улучшает кровообращение. Витамин РР содержится в рыбе, мясе, орехах, овощах, в хлебе грубого помола.

Пантотеновая кислота – благотворно влияет на функции нервной системы и двигательную функцию кишечника. Содержится в яичном желтке, мясе, фасоли, цветной капусте.

Фолиевая кислота – необходима для роста и нормального кроветворения. Это «зелёный» витамин, фолиевой кислоты много в шпинате, зелёном горошке, савойской капусте и т.д.

 Биотин – отвечает за состояние кожи, ногтей и волос, регулирует уровень сахара в крови. Биотин содержится в яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.

Витамин С – полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.

Витамин D – укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.

Витамин Е – борется с разрушительным воздействием свободных радикалов, влияет на функции эндокринных и половых желёз, замедляет старение. Содержится в орехах и растительных маслах.

Витамин К – отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.

Белки – это строительный материал для клеток организма. Для растущего организма белки особенно важны, поэтому следует осознанно подходить к этому вопросу. Большинство родителей свято убеждены, что мясо является лучшим поставщиком белка в организм, и усиленно пичкают детей котлетами, жареными окорочками и пельменями. Но, по мнению диетологов, детям лучше всего давать рыбу, яйца и молочные продукты – именно их белки наилучшим образом усваиваются. Не забывайте о растительных белках – они содержатся в бобовых. Фасоль, бобы, нут, маш, соя (не та, что в колбасе, а настоящие соевые бобы) – всё это разнообразие должно появляться на столе не реже 2-3 раз в неделю. А мясо, так любимое многими – всего лишь пару раз, и то в варёном, тушёном или запечённом виде, и уж никак не в жареном. Отдельно нужно сказать о колбасе, сосисках и сардельках. В детском питании эти «деликатесы» не должны появляться вовсе! Вместе с полезным белком ваш ребёнок получит массу совершенно не полезных ингредиентов вроде красителей, ароматизаторов, идентичных натуральным, консервантов и прочих «радостей».

Жиры являются главным поставщиком энергии в наш организм, обеспечивают всасывание жирорастворимых витаминов в кишечнике, участвуют во многих процессах жизнедеятельности клеток тела, а жировые запасы в теле необходимы для поддержания и амортизации внутренних органов и для теплоизоляции. Так что без жиров никуда. Даже если ваш ребёнок страдает ожирением, это не повод сажать его на низкожировую диету. Все виды жира по-своему полезны и необходимы. Отдавайте предпочтение растительным маслам (желательно, нерафинированным) и не забывайте о сливочном масле, только выбирайте качественное, без различных добавок. Достаточное количество жира содержится в сливках, сметане, мягких сырах, свинине, мясе индейки и утки. Но в то же время не забывайте о норме!

Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Углеводы бывают быстрыми и медленными. Быстрые (или простые) углеводы быстро усваиваются организмом и так же быстро тратятся. Быстрые углеводы подразделяются на моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Простые углеводы содержатся в сладких фруктах, овощах, ягодах, молочных продуктах, пиве. Медленные (или сложные) углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка, инсулин, пектиновые вещества) медленно высвобождают сахар в кровь, чем поддерживают постоянный уровень энергии и помогают дольше сохранять чувство насыщения. Медленные углеводы содержатся в картофеле, зерновых и бобовых культурах, дрожжах, морепродуктах, фруктах. Несмотря на то, что неумеренное потребление быстрых углеводов может привести к ожирению и диабету, совсем отказываться от них нельзя. Только вместо сладких булочек и конфет покупайте детям фрукты, ягоды, мёд и сухофрукты, это намного полезнее.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

режим питания школьника

Обязательно нужно учитывать потребность ребёнка в калориях. Детям 7-11 лет необходимо получать примерно 2300 ккал в день, 11-14 лет – 2500 ккал, 14-18 лет – до 3000 ккал. Если ваш ребёнок посещает спортивные секции, нужно увеличить калорийность пищи примерно на 300 ккал, точно так же следует увеличить калорийность, если ребёнок учится в специализированной школе с углублённым изучением того или иного предмета.

Режим питания школьника зависит от времени обучения. Для детей, занимающихся в первую смену, оптимальным будет такой режим:

1 завтрак – 7-00 – 7-30
2 завтрак – 10-30 – 11-00
Обед – 14-00 – 15-00
Ужин – 19-00 – 20-00

Для детей, обучающихся во вторую смену:

Завтрак – 8-00
Обед – 12-30
Полдник – 15-00
Ужин – 20-00 – 20-30

Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 4-5 часов, так как в таком случае обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи.

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании, с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым.

Регулярный прием пищи

Детям необходимы регулярные приемы пищи и перекусы между ними. Особенно это важно, когда мы ведем речь о здоровом питании младших школьников. Если вместо этого ребенок привыкнет «перехватывать» что-то на ходу, речи о сбалансированном питании быть, конечно, не может.Хорошо, когда дети начинают свой день питательным завтраком – например, молоком с хлопьями, чтобы справиться с утренней нагрузкой в школе. Затем – один тост, 1-2 фрукта или кусок кекса дадут им дополнительную энергию, чтобы чувствовать себя бодрыми до обеда. Сам обед желательно сделать как можно более разнообразным.

Основные правила здорового питания школьников рекомендуют родителям следующее:

  • 1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;
  • 1 раз в неделю – красное мясо (такое, как говядина);
  • 1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи;
  • в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.

Примите к сведению, что к здоровому питанию школьников можно приучить с помощью совместных ужинов и обедов по выходным, во время которых вы собираетесь за столом всей семьей.

Продукты из всех пищевых групп

Продукты из всех пищевых групп, список

Говоря о здоровом питании учащихся, надо заметить, что детям необходимо есть продукты всех пищевых групп – чтобы удовлетворить нужду своего организма в питательных веществах. Остановимся на этом подробнее.

Хлеб, другие злаковые и картофель.

Хорошо, чтобы питание школьников опиралось на эту группу продуктов. Готовя еду отдайте предпочтите муке грубого помола, здоровое питание предполагает, что 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.

Фрукты и овощи.

Для здорового, полноценного питания школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно.

Одной порцией может считаться:

  • 1 фрукт среднего размера – например, банан, яблоко, апельсин;
  • 2 фрукта маленького размера (таких, как слива), 10-15 виноградин, вишен, ягод;
  • 1 небольшая порция салата из свежих овощей;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных овощей – таких, как зеленый горошек;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных бобовых – таких, как фасоль (если ребенок съест больше, это все равно засчитывается, как одна порция);
  • 1 столовая ложка сухих фруктов – таких, как изюм или курага;
  • 1 небольшой стакан натурального сока (если ребенок выпьет больше, это все равно засчитывается, как одна порция).

Молоко и молочные продукты.

Давайте детям, по крайней мере, 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть 1 упаковка йогурта, 1 стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку. Это особенно важно для здорового питания младших школьников. Молочные продукты пониженной жирности обычно содержат в себе такое же количество кальция и тот же перечень витаминов, которые мы находим в продукции нормальной жирности. Однако полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно.

Мясо, рыба и альтернативные им продукты.

Мясо (особенно красное) и рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.

Жирная рыба – такая, как сардины, анчоусы, макрель, лосось – очень богаты -3 жирными кислотами. Эти кислоты необходимы для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечно сосудистой систем ребенка. Правила здорового питания не только школьников, но и детей вообще, говорят о том, что в неделю детям необходимо съедать 2 порции жирной рыбы. Однако избегайте давать ребенку рыбу-меч, поскольку в ней содержится большое количество ртути.

Жирные или сладкие продукты.

Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель – дают школьникам много энергии, однако почти не содержат в себе витаминов. В небольшом количестве детям сладости употреблять можно, однако, только как компонент сбалансированного питания, а не как замену основной, здоровой и полезной пищи.

Полезные напитки.

В качестве самых подходящих напитков здоровое питание предлагает для школьников молоко и воду — поскольку они не разрушают их зубов. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара (даже в натуральных соках мы находим природные сахара). Поэтому соки детям лучше давать вместе с едой — в противном случае, желательно разбавлять их водой. Общее количество жидкости, которое необходимо школьнику в течение дня, зависит от погоды, физической активности ребенка и от продуктов, которые он ест. Неплохой идеей будет давать детям один стакан воды (молока или сока) с каждым приемом пищи, и один стакан – между приемами. Давайте детям больше жидкости во время жары и в период повышенной физической активности. Здоровое питание младших школьников вообще не позволяет употребление газированных напитков типа кока-кола, содержащих кофеин. Что касается школьников старшего возраста — избегайте давать им газированные напитки с содержанием кофеина во время еды, поскольку кофеин препятствует всасыванию организмом железа. Обратите внимание на то, как организовано питание детей в школе. В меню не должно быть блюд вроде макарон по-флотски с фаршем, яичницы, холодных супов, кисломолочных продуктов с добавлением ароматизаторов. В школьном буфете требованиями СанПиН 2.5.2409-08 строго запрещена продажа выпечки с кремом, карамели, чипсов, попкорна, жевательной резинки, консервов, сырокопчёных мясных изделий, колбасы, грибов и блюд из них, паштетов и блинчиков с творогом и мясным фаршем, соусов, блюд, приготовленных во фритюре, молочных продуктов и мороженого на основе растительных жиров, ядер косточек абрикоса и арахиса, субпродуктов (кроме печени, сердца и языка) и сладких газированных напитков. Если в школе присутствуют нарушения этих правил, вам следует обратиться в Роспотребнадзор

О принципах формирования меню здорового питания для школьников

Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, которые направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. В документе реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских и колбасных изделий, сахара и соли. В методических рекомендациях предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.  

Как правильно накормить школьника?

1. Рационально распределите калорийность блюд по приемам пищи, из расчета, что завтрак должен составлять 20-25% от суточной калорийности; обед — 30-35%.

2. Включите в меню блюда с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, необходимых для гармоничного роста и развития детей (блюда с добавлением микрозелени, ягод), а также продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами, лакто-и бифидобактериями.

3. Не включайте в меню основного питания и ассортимент дополнительного питания детей продукты и блюда, являющиеся источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники); продукты, являющихся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.

4. Для включения в меню выбирайте технологические карты из сборников блюд для детского питания. Обратите внимание, что технология приготовления блюд, изложенная в технологических картах, соответствует технологической оснащенности пищеблока. Просматривайте в отобранных для включения в меню технологических картах технологию приготовления блюд, она должна предусматривать использование исключительно щадящих методов кулинарной обработки (тушение, варку, приготовление на пару, запекание, пассерование, припускание). Уделяйте особое внимание содержанию соли и сахара в отобранных блюдах, оно должно быть приведено в соответствие с рекомендациями ВОЗ (соль – не более 5 г/сутки, сахара 20 г/сутки, на один прием пищи соответственно, как минимум в 4 раза меньше). Формируйте у ребенка здоровые пищевые привычки — низко солевого рациона, употребления умеренно сладких блюд. Количество отобранных для включения в меню технологических карт должно обеспечивать разнообразие рациона, не допускающего повторения блюд в течение дня и двух смежных с ним дней.

5. Правильно формируйте меню горячих завтраков. В меню в обязательном порядке включайте горячее блюдо (кашу, запеканку, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополняйте завтрак продуктами — источниками витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды). В меню обедов включайте овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель). Обращайте внимание на структуру блюд, рационально объединяйте в меню овощные и крупяные блюда.

6. Проводите оценку разработанного меню, в части суммарной за прием пищи (завтрак, обед) массы порций, калорийности блюд, распределение белков, жиров и углеводов, содержание витаминов и микроэлементов, сравните их с показателями, регламентированными действующими нормативными документами. В случае необходимости, проводите корректировку меню.

7. Когда меню разработано, определите необходимое количество продуктов (в брутто) для выполнения меню по дням цикла в пересчете на одного питающегося и всех питающихся.

Рациональное питание школьников

                   

rpsh1.jpg
                                 Почему детям необходимо здоровое, полноценное питание?

   Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 18 лет, характеризуется  интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой систем, головного мозга. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).

   Нарушение питания в этот период может привести не только к функциональным расстройствам и хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, но и к отклонениям в функционировании практически всех систем организма.

               Основные функции питания

rpsh2.jpgПервая функция заключается в снабжении организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в организм энергии и расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности. 

Вторая функция питания заключается в снабжении организма, прежде всего, белками, в меньшей степени – минеральными веществами, жирами и в ещё меньшей степени – углеводами.

Наконец, третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности. Ферменты и большинство гормонов – регуляторы химических процессов, протекающих в организме, синтезируются самим организмом. Однако некоторые гормоны организм человека может синтезировать только из специальных предшественников, находящихся в пище. Этими предшественниками являются витамины, присутствующие в продуктах питания.

   Сравнительно недавно появились данные о существовании ещё одной (четвёртой) функции питания, которая заключается в выработке иммунитета. При недостаточном питании снижается общий иммунитет, и уменьшается сопротивляемость организма самым различным инфекциям. И наоборот, полноценное питание с достаточным содержанием белков, жиров, витаминов и калорий усиливает иммунитет, и повышает сопротивляемость инфекциям.

   Как наиболее рационально распределить энергетическую ценность по отдельным приемам пищи?

   На завтрак должно приходиться 25% суточной калорийности рациона, на обед – 35 %, на полдник – 15 % (для обучающихся во вторую смену – до 20-25 %), на ужин – 25%.

              Какие продукты должны присутствовать в рационе питания школьников?

   Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, исключать продукты с раздражающими свойствами и предусматривать использование таких способов приготовления блюд, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание.

   Ежедневно в рацион питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи).

                rpsh3.1.jpg  

   Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня. В меню обязательно должны включаться свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные продукты, в том числе витаминизированные напитки. Не рекомендуется повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.

rpsh4.jpg

Молочные продукты – основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов.

Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.

Рыба и морепродукты — это здоровая пища. Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.

   Овощи– необходимый источник витаминов и микроэлементов. В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку. Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинк и др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.

   Все знают, что фрукты полезны. В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши, яблоки) — фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы.

Какие продукты должны быть исключены из рациона питания школьников?

   В питании детей и подростков не должны использоваться кулинарные жиры, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры (в том числе для обжаривания, в составе мясных кулинарных и колбасных изделий). Маргарины (сливочные, с минимальным содержанием транс-изомеров жирных кислот) могут использоваться в питании детей и подростков лишь ограниченно, в основном, в составе булочных и мучных кондитерских изделий.

   В питании детей и подростков не должны использоваться майонезы (острые соусы на основе жировой эмульсии) и другие аналогичные продукты. Вместо майонезов при приготовлении салатов и холодных закусок используют растительное масло, а также стерилизованные и пастеризованные (термизированные) соусы на молочной (кисломолочной) или сырной основе.

   Не рекомендуется использовать в качестве приправ уксус, горчицу, хрен, красный и черный перец, острые соусы, кетчупы, майонез и любые жгучие приправы.

   Кроме того, следует знать, что в школе не должны реализовываться кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты), арахис, жевательная резинка и карамель, в т. ч. леденцовая.

   Помимо уже перечисленных продуктов в данный список входят чипсы, гамбургеры и чизбургеры, кондитерские изделия с высоким содержанием сахара.

                                        rpsh8.pngrpsh9.pngrpsh10.png

   В качестве напитков детям не рекомендуется давать натуральный кофе, газированные и тонизирующие напитки, в т.ч. энергетические.

                      Почему надо исключить газированные напитки из рациона питания школьников?

   В газированных напитках содержится аспартам – это подсластитель, пищевая добавка, он в 200 раз слаще сахара, но не содержит углеводов. Довольно часто в газированные напитки добавляется и лимонная кислота. Если напиток, прошел все уровни сертификации, то, скорее всего уровень содержания кислоты не превышает допустимого, и не представляет опасности.

   Популярное вещество в газировках – кофеин. Он относиться к мягким стимуляторам нервной системы. Дети, потребляющие много кофеина, более беспокойны, плохо засыпают, часто страдают от головных болей. У них может нарушаться способность концентрировать внимание. Кроме того, кофеин увеличивает потери кальция с мочой.

   Из красителей чаще всего в газированных напитках применяют краситель «желтый-5». Он может вызывать различные аллергические реакции — от бронхиальной астмы до крапивницы и ринита.

   Ну, и самый главный компонент – углекислый газ. Его присутствие в газированной воде возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока, и провоцирует метеоризм – обильное выделение газов. 

                      Почему надо исключить фаст-фуды из рациона питания школьников?

rpsh11.jpg

Это совершенно ненужная еда для детского организма. Она провоцирует у детей запоры, гастрит, воспалительные процессы кишечника и поджелудочной железы.

Самая главная проблема подобной еды – это совершенно не сбалансированный состав. Здоровая пища подразумевает определенную пропорцию углеводов, белков и жиров. В фаст-фуде же эта пропорция нарушена. Здесь почти нет белков, основа фаст-фуда – это жиры, пряности и углеводы. К тому же в подобной еде очень велико содержание соли.

Жарение фаст-фуда происходит в основном на маргаринах, которые применяются не один раз. Их фильтруют, и заливают во фритюрницы снова и снова, в результате чего образуются канцерогены. Отдельно нужно сказать о том, что маргарин в принципе очень вреден. Ведь в процессе его выработки молекулы жира обрабатываются таким образом, что получается бомба для сосудов и сердца.

   О влиянии фаст-фуда на работу нервной системы и головного мозга, узнали совсем недавно. Оказывается, люди, злоупотребляющие быстрой пищей, отличаются склонностью к поспешным поступкам, и совершенно не обладают выдержкой и терпением.

                                 Из каких блюд состоит завтрак школьника?

    Завтрак должен быть обязательным и состоять из закуски, горячего блюда горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

   Второй завтрак. В школе ученик должен обязательно получить горячий завтрак. Длительное голодание по 6-7 часов приводит к быстрому утомлению, снижению работоспособности, ухудшению самочувствия и настроения, а также  может стать причиной развития заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.

                            Из каких блюд состоит обед школьника?

   Дома или в школе ребенок должен получить полноценный обед, включающий закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы), третье блюдо – компот, кисель, чай. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив и орехи.

                            Из каких блюд состоит полдник школьника?

   На полдник детям необходимы: напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты.

                          Из каких блюд состоит школьный ужин?

   Ужинать детям нужно не позднее чем за 1 час до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком будет беспокойным. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина,  фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

   Таким образом, чем более широкий ассортимент пищевых продуктов будет включать рацион, тем выше вероятность, что организм ребенка получит всё необходимые ему вещества.

   Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений

Наименование продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся

в г, мл, брутто

в г, мл, нетто

7-10 лет

11-18 лет

7-10 лет

11-18 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

80

120

80

120

Хлеб пшеничный

150

200

150

200

Мука пшеничная

15

20

15

20

Крупы, бобовые

45

50

45

50

Макаронные изделия

15

20

15

20

Картофель

250*

250*

188

188

Овощи свежие, зелень

350

400

280**

320**

Фрукты (плоды) свежие

200

200

185**

185**

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

15

20

15

20

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные

200

200

200

200

Мясо жилованное (мясо на кости) 1 кат.

77 (95)

86 (105)

70

78

Цыплята 1 категории потрошенные

40 (51)

60 (76)

35

53

Рыба-филе

60

80

58

77

Колбасные изделия

15

20

14,7

19,6

Молоко (масс. доля жира 2,5%, 3,2%)

300

300

300

300

Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5% 3,2%)

150

180

150

180

Творог (масс. доля жира не более9 %)

50

60

50

60

Сыр

10

12

9,8

11,8

Сметана (масс. доля жира не более 15 %)

10

10

10

10

Масло сливочное

30

35

30

35

Масло растительное

15

18

15

18

Яйцо диетическое

1 шт.

1 шт.

40

40

Сахар***

40

45

40

45

Кондитерские изделия

10

15

10

15

Чай

0,4

0,4

0,4

0,4

Какао

1,2

1,2

1,2

1,2

Соль

5

7

5

7

Примечание: * Масса брутто приводится для нормы отходов 25%; ** Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто; *** В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его  содержания в используемом готовом продукте.

Рацион школьника: нормы и принципы питания

ryabinova2Планирование рациона питания ребенка имеет большое значение, потому что пищевые привычки, сформированные в детстве, обычно сохраняются на протяжении жизни. Родителям необходимо ответственно относиться к питанию детей дошкольного и школьного возраста и планировать рацион правильно. Свои вопросы о том, каким должно быть питание ребенка школьного возраста, мы задали главному внештатному детскому специалисту по профилактической медицине Министерства здравоохранения Ульяновской области, заведующей Центром здоровья поликлиники № 3 Детской городской клинической больницы города Ульяновска Елене Рябиновой.

Каким должно быть питание школьника, чтобы его можно было назвать здоровым?

Здоровое питание – значит рациональное. Это своевременное обеспечение организма оптимальным количеством пищи, включающей необходимые питательные вещества, в правильном соотношении.

С какими погрешностями рациона детей школьного возраста Вам приходится сталкиваться в своей врачебной практике?

По материалам многочисленных статистических исследований, население Российской Федерации в течение последних десятилетий имеет существенные проблемы с организацией повседневного питания. Следствием этого являются многие негативные показатели количества и качества здоровья, прежде всего детского населения страны. 20 % школьников не употребляют в пищу молочные продукты, 33 % – не употребляют рыбу. Почти половина школьников (47 %) регулярно переедают. От 11 до 20 % детей испытывают дефицит белка. 35 % школьников употребляют в пищу недостаточно овощей и фруктов, либо не включают их в ежедневный рацион.

Насколько это вредно? Представляют ли опасность погрешности питания для здоровья ребенка?

Работники здравоохранения бьют тревогу: гастрит, панкреатит, язвенная болезнь диагностируются даже у учеников начальных классов. Причина нарушения пищеварительного спокойствия кроется в отсутствии рационального питания детей. К сожалению, многие дети увлекаются ненатуральными, синтетическими, техногенно измененными продуктами: кондитерскими изделиями с ароматизаторами, красителями, улучшителями вкуса, консервантами. Многие из этих продуктов опасны для здоровья. Недостаточное потребление рыбы, кисломолочных продуктов, растительных масел, овощей, фруктов, низкое потребление пищевых волокон, витаминов и таких минеральных веществ, как: кальций, железо, йод, цинк; избыточное потребление соли, специй, сахаров, значительного количества пищевых ароматизаторов, красителей, консервантов и некачественных, в том числе переокисленных, жиров имеет серьезные последствия. Вследствие неправильного питания возникают: нарушения физического и нервно-психического развития; снижение иммунитета; функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта; болезни обмена веществ: ожирение, сахарный диабет, гипертония.

Нужно ли перед школой кормить ребенка завтраком?

Правильное питание влияет на успеваемость и способность детей к обучению. Доказано неблагоприятное влияние хронической белково-калорийной недостаточности на интеллектуальное развитие. У школьников, не приученных завтракать по утрам, снижается способность выполнять психофизиологические тесты, требующие внимательности, напряжения памяти. Отсутствие завтрака у детей школьного возраста сказывается на успеваемости и способности к обучению.

Какие блюда можно предложить ребенку на завтрак?

Лучший завтрак – отварные крупы. Регулярное употребление круп способствует росту и развитию мышц, улучшает обмен веществ, нормализует уровень сахара в крови. Наиболее полезна гречневая каша, в ней много растительных белков, жиров и углеводов. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, витамины группы В. По питательной ценности за крупами из гречихи следуют крупы из овса. В них много незаменимых аминокислот, минеральных веществ, витаминов групп В и Е. Рисовая каша богата крахмалом, хорошо очищает от солей, улучшает цвет лица. Манная крупа производится из пшеницы, она очень калорийна и легко усваивается. Поэтому ее рекомендуют перед серьезными физическими и умственными нагрузками: перед контрольными работами, экзаменами или спортивными соревнованиями.

Что предпочтительнее для ребенка: школьное горячее питание или принесенные из дома сухие завтраки?

Обычно дети приносят с собой бутерброды, в лучшем случае – фрукты. Дети, особенно младшего возраста, съедают их всухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. То же самое происходит с покупной выпечкой. Более того, если доверить ребенку покупку завтрака, он может потратить данные родителями средства на жевательную резинку, конфеты, чипсы, которые нарушают аппетит. Не приученные к потреблению салатов и отварных овощей младшие школьники зачастую испытывают дефицит витаминов и часто болеют респираторными заболеваниями. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержки их здоровья и способности к эффективному обучению.

Какие принципы питания нужно соблюдать родителям школьников?

Их всего шесть: сбалансированность, оптимальность, разнообразие, дробность, щадящая обработка. Питание должно приносить удовольствие!

Как составить меню, соответствующее принципам сбалансированности и оптимальности?

Согласно принципу сбалансированности, соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4. Ребенку школьного возраста необходимо потреблять ежедневно 75–90 гр. белков растительного и 40–55 гр. белков животного происхождения. Источники белка: молоко и молочные продукты, яйца, мясо, рыба, печень. Также нужно включать в рацион растительные белки, которые содержатся в орехах, растительных маслах. Рацион можно считать оптимальным по калорийности, если 15 % составляют белки, 30 % – жиры, 55 % – углеводы. Углеводов в суточном рационе должно быть 300–400 гр., причем не более 100 гр. из них – простые, основную же часть должны составлять сложные углеводы, содержащиеся в крупах, бобовых, хлебе грубого помола. Также в рацион школьника необходимо включать картофель, мед, сухофрукты, сахар. Очень важно, чтобы рацион был разнообразным. Однообразная пища приводит к задержке роста, болезням желудочно-кишечного тракта, заболеваниям зубов – кариес у старших школьников достигает 80 % .

Что имеется в виду под дробностью питания? Какая кулинарная обработка наиболее предпочтительна?

Общий объем пищи в течение суток рекомендуется распределить следующим образом:
завтрак составляет 25 % дневного рациона, обед – 35 %, полдник – 15 %, ужин – 25 %. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна. Желательно принимать пищу в определенные часы ежедневно. Организм привыкает к регулярному питанию. Кулинарная обработка должна быть безопасной: готовьте блюда на пару, отваривайте, запекайте, тушите. Не рекомендуется жарить продукты на растительном и подсолнечном маслах. При жарке образуются вредные для организма вещества.

Есть ли нормы калорийности рациона для детей школьного возраста?

Да. Пищевая ценность рациона ребенка 7–10 лет составляет около 2400 ккал. Подросткам 14–17 лет нужно потреблять больше: 2600–3000 ккал в сутки. Но если ребенок занимается спортом, тратит много энергии, то и потреблять он, соответственно, должен на 300–500 ккал больше.

Как проверить, есть у ребенка избыточный вес или его масса тела соответствует норме?

Индекс массы тела рассчитывают по формуле: ИМТ = вес(кг) разделить на рост(м) в квадрате. Нормальный индекс массы тела ребенка школьного возраста составляет 18,5–24,9. Показатель в интервале от 24,9 до 29,9 классифицируется как предожирение. Ожирение диагностируют в случаях, когда индекс массы тела выше 30. До 34,9 – 1 степень ожирения. От 35 до 39,9 – 2 степень. Дети с индексом выше 40 страдают 3 степенью ожирения.Причины ожирения могут быть разными. Винят чаще всего нездоровую наследственность, гормональные нарушения и собственно переедание. Но и при гормональных сбоях, и при наследственной склонности к полноте ожирения можно избежать, если правильно составить рацион питания ребенка.

Очень часто дети подросткового возраста, особенно девочки, комплексуют из-за лишних килограммов. Что делать, если подросток склонен к полноте?

В подростковом возрасте, в период гормональных изменений, неправильное питание особенно опасно. Причем девочки в силу гормональных особенностей почти вдвое склонны набирать и удерживать лишние килограммы. Важно исключить из рациона подростка чипсы, соленые сухарики, орешки, попкорн, шоколад.

Куда обращаться родителям, которые интересуются состоянием здоровья ребенка, и хотят проконсультироваться по поводу питания?

Обращайтесь в Центр здоровья по месту жительства. Информацию о Центрах здоровья города Ульяновска можно посмотреть по ссылке http://ocmp73.ru/medprof/tsentry-zdorovya.

В центре здоровья вы не только узнаете индекс массы тела своего ребенка, но и пройдете биоимпедансметрию – исследование состава тела: содержания жира, мышечных элементов, воды и др. Эта процедура позволяет наиболее точное измерить лишний вес. Если у ребенка диагностировали ожирение, проходить обследование в Центре здоровья нужно раз в три месяца. Детям с ожирением в поликлинике медицинское обследование проводится раз в год, оно включает: биохимический анализ крови, глюкозотолерантный тест, липидограмму, УЗИ сердца и УЗИ брюшной полости.

Почему проблема здорового питания детей вызывает столько споров?

Проблема здоровья детей – важнейший вопрос будущего нации. Учитывая тот факт, что питание в школе составляет 50 % ежедневного рациона ребенка, качество и эффективность школьного питания становится вопросом национальной безопасности. Однако чтобы культура питания стала неотъемлемой частью в жизни каждого человека, и прописалась в сознании ученика, необходимо, чтобы он и в школе, и дома находился в атмосфере культуры питания. А обеспечить это можем только мы, взрослые: медицинские работники, учителя и родители. Заложенные в детстве привычки здорового питания будут сопровождать человека всю его дальнейшую жизнь.

Понедельник

Домашний завтрак

Бутерброд с сыром – 20/20 г

Чай с сахаром – 200 мл

Школьный завтрак

Каша пшенная с тыквой – 150 г

Йогурт молочный – 125 г

Кофейный напиток с молоком – 200 мл

Фрукты – 120 г

Хлеб пшеничный – 20 г

Школьный или домашний обед

Салат из моркови с яблоком с растительным маслом – 60 г

Суп с изделиями макаронными – 250 г

Птица отварная – 75 г

Капуста цветная отварная с маслом – 100 г

Кисель витаминизированный – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

Полдник

Печенье – 20 г

Фрукты – 150 г

Сок фруктовый – 200 мл

Ужин

Винегрет с растительным маслом – 100 г

Котлета рыбная – 75 г

Картофельное пюре – 100 г

Чай с сахаром – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

На ночь

Кисломолочный напиток – 100 мл

Вторник

Домашний завтрак

Мюсли с молоком – 100 г

Чай с лимоном – 200 мл

Школьный завтрак

Сосиска (колбаска) для школьного питания – 50 г

Капуста тушеная – 100 г

Помидор свежий – 30 г

Чай с лимоном – 200 мл

Фрукты – 120 г

Хлеб пшеничный – 20 г

Школьный или домашний обед

Салат из морской капусты – 60 г

Суп картофельный с бобовыми – 250 г

Рыба припущенная – 75 г

Рис отварной – 100 г

Отвар шиповника – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

Полдник

Мармелад – 20 г

Фрукты – 150 г

Сок фруктовый – 200 мл

Ужин

Салат из огурцов с растительным маслом – 60 г

Мясо отварное, тушеное с картофелем – 150 г

Чай с сахаром – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

На ночь

Кисломолочный напиток – 100 мл

Среда

Домашний завтрак

Йогурт молочный – 125 г

Фиточай – 200 мл

Школьный завтрак

Котлета из птицы запеченная – 50 г

Изделия макаронные отварные – 100 г

Какао-напиток с молоком – 200 мл

Фрукты – 120 г

Хлеб пшеничный – 20 г

Школьный или домашний обед

Салат из помидоров с растительным маслом – 60 г

Борщ сибирский – 250 г

Запеканка картофельная с мясом отварным – 150 г

Напиток витаминизированный – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

Полдник

Зефир – 40 г

Фрукты – 150 г

Сок фруктовый – 200 мл

Ужин

Салат витаминный с растительным маслом – 60 г

Рыба запеченная – 75 г

Рис отварной – 100 г

Чай с сахаром – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

На ночь

Молоко – 100 мл

Четверг

Домашний завтрак

Фруктовый салат – 100 г

Чай с молоком – 200 мл

Школьный завтрак

Котлета рыбная запеченная – 50 г

Пюре картофельное – 100 г

Огурец свежий – 30 г

Чай с лимоном – 200 мл

Фрукты – 120 г

Хлеб пшеничный – 20 г

Школьный или домашний обед

Салат из свеклы и яблок с растительным маслом – 60 г

Рассольник ленинградский – 250 г

Бефстроганов из мяса отварного – 80 г

Каша гречневая рассыпчатая – 100 г

Компот из сухофруктов – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

Полдник

Печенье – 20 г

Фрукты – 150 г

Сок фруктовый – 200 мл

Ужин

Икра овощная – 60 г

Макаронные изделия с тертым сыром – 100 г

Чай с сахаром – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/2- г

На ночь

Кисломолочный напиток – 100 мл

Пятница

Домашний завтрак

Каша овсяная – 100 г

Чай с лимоном – 200 мл

Школьный завтрак

Лапшевник с творогом запеченный – 100 г

Молоко сгущенное – 20 г

Кофейный напиток с молоком – 200 л

Фрукты – 120 г

Школьный или домашний обед

Салат из моркови с растительным маслом – 60 г

Суп-пюре из разных овощей – 250 г

Гренки из хлеба пшеничного – 20 г

Печень, тушеная в соусе – 100 г

Изделия макаронные отварные – 100 г

Сок фруктовый – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

Полдник

Мармелад – 20 г

Фрукты – 150 г

Сок фруктовый – 200 мл

Ужин

Салат из капусты белокочанной с растительным маслом – 60 г

Рыбные тефтели – 75 г

Картофельное пюре – 100 г

Чай с сахаром – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

На ночь

Кисломолочный напиток – 100 мл

Суббота

Первый завтрак

Крекер – 20 г

Питьевой йогурт – 150 мл

Второй завтрак

Каша гречневая с молоком – 150 г

Изделие творожное пром. пр-ва – 100 г

Чай с лимоном – 200 мл

Фрукты – 120 г

Хлеб пшеничный – 20 г

Домашний обед

Салат из свежих овощей и маслин с растительным маслом – 60 г

Суп картофельный с кабачками – 250 г

Котлета рыбная запеченная – 75 г

Овощное рагу – 100 г

Напиток витаминизированный – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

Полдник

Вафли с фруктовой начинкой – 20 г

Фрукты – 150 г

Сок фруктовый – 200 мл

Ужин

Салат из моркови с растительным маслом – 60 г

Мясо тушенное – 75 г

Каша гречневая рассыпчатая – 100 г

Чай с сахаром – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

На ночь

Молоко – 100 мл

Воскресенье

Первый завтрак

Омлет – 100 г

Чай с молоком – 200 мл

Второй завтрак

Завтрак зерновой с молоком – 150 г

Сыр – 20 г

Чай с сахаром – 200 мл

Фрукты – 120 г

Хлеб пшеничный – 20 г

Домашний обед

Икра кабачковая – 60 г

Щи на курином бульоне – 250 г

Курица, тушеная с овощами – 200 г

Компот из ягод – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

Полдник

Булочка – 60 г

Фрукты – 150 г

Сок фруктовый – 200 мл

Ужин

Запеканка рисовая с изюмом – 150 г

Джем – 20 г

Чай с сахаром – 200 мл

Хлеб пшеничный/ржаной – 20/20 г

На ночь

Кисломолочный напиток – 100 г

Химический состав

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

Среднее за 7 дней

Белки, г

63,5

68

70

62

66

72

62,5

66

Жиры, г

66

75

72

63

62

72

79

70

Углеводы, г

282

295

325

330

283

320

350

312

Энергетическая ценность, ккал

1950

2178

2245

2260

2065

2287

2100

2155

Написано на основе материалов ФГБУ «НИИ питания» РАМН

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить тему для индивидуального проекта
  • Как найти диагональ прямоугольника если известны вершины
  • Как составить таблицу по плану производства
  • Как найти каналы на приставке 20 каналов
  • Почему у роутера нет доступа в интернет как исправить