Что такое райдер и как его составлять
Надежда Рахманова,
звукорежиссер Мариинского театра,
кандидат наук, специалист
по образовательным технологиям
в сфере звукорежиссуры
Ни одно современное шоу не обходится без технического райдера: даже если в тур едет все необходимое звуковое оборудование, всегда есть определенные требования к площадке, касающиеся, например, размера сцены, характеристик конструктива и допустимой нагрузки по электропитанию. Можно сказать, что технический райдер – это основной (и часто единственный) документ, используемый в ивент- и шоу-бизнесе для описания необходимых технических условий проведения мероприятия.
Однако на данный момент в индустрии не существует стандартов составления, оформления и согласования райдера, что часто вызывает большое количество вопросов, трудностей и иногда даже дополнительных задач в работе непосредственно на площадке. Поэтому кажется интересным поговорить о нюансах составления звукового райдера и программах, облегчающих эту задачу.
Правильно составленный райдер – залог успешного проведения саундчека без отвлечения на возникающие разнообразные «не то», «так мы же по телефону говорили…» и «почти такой же, только на десятках». Однако как же его правильно составить – вопрос непростой…
Для концертных звукорежиссеров, проводящих пол жизни в турах, составление и согласование райдера является неотъемлемой частью работы. Ввиду отсутствия стандартизации этого процесса, каждый специалист путем проб и ошибок находит некий удобный ему формат.
Чаще всего создание нового райдера – это долгие часы, проведенные в борьбе с Word и Excel, которые совсем не кажутся интуитивными опытным пользователям MIDAS, Yamaha и Alleh&Heath. Ведь нужно взять и красиво, понятно и точно нарисовать стейдж-план. Как это вообще? Это реально сделать человеку, который скорее всего стопроцентный аудиал и полжизни проводит с преампами, параметрикой и реверами? А вторую половину – с артистами.
Для тех, кто делает в профессии первые шаги, составление райдера – это еще и сложный выбор необходимого оборудования, когда так хочется взять за основу чей-нибудь пресет, а потом «подправить» под себя. Но взять такие «рецепты счастья» зачастую неоткуда, и начинается долгий процесс изучения кладезей знаний – форумов, фейсбуков и статей.
Для специалистов проката работа с райдерами – тоже привычное дело. Они не испытывают мук выбора при составлении инпут-листа и творческих кризисов при рисовании стейдж-плана, они только читают это все и обеспечивают. Наверное, единственное, о чем они мечтают, чтобы все звукорежиссеры мира выбрали вдруг один и тот же шрифт и порядок изложения своих мыслей, чтобы наконец перестать чувствовать себя археологом, расшифровывающим древние письмена.
Нечто похожее на райдер используют и звукорежиссеры записи и трансляций. Им, пожалуй, проще всего: обычно они составляют райдер вместе с коллегами в небольшом коллективе и не нуждаются в его согласовании на расстоянии тысяч километров. Но тем не менее и здесь часто возникают трудности, особенно – с быстрым схематичным изображением оборудования и точным обозначением его коммутации.
Таким образом, вопросы составления райдера затрагивают практически все направления звукорежиссуры и наиболее актуальны для тех, кто еще никогда этого не делал. Каковы задачи райдера? Какие блоки должны обязательно в него входить? Как изложить свои пожелания, чтобы быть уверенным в их выполнении? Какой софт удобно использовать для составления стейдж-плана? И как написать обо всем максимально точно и одновременно не превратить документ в «повесть временных лет»?
Что такое райдер и как его составлять
Райдер – это документ, содержащий всю техническую информацию, имеющую отношение к конкретному мероприятию, предназначенный для согласования работы по его обеспечению несколькими специалистами или компаниями. Согласование работы по подготовке шоу – это и есть цель райдера. В очень редких случаях в нашей стране существует еще и технический паспорт, содержащий все необходимые условия, включая конструкции, свет, видео, роботов, голограммы и пр. Обычно наша «кухня» описана в единственном документе – райдере.
А это значит, что главная его задача – быть настолько подробным и точным, чтобы любой специалист, взяв райдер в руки, смог ваше шоу собрать во всех мелочах. Райдер – это не только перечень требований, но и соглашение между звукорежиссером и организатором/прокатной компанией/техническим специалистом площадки.
А это значит, что райдер должен: 1 – корректно и точно излагать перечень необходимого оборудования; 2 – максимально подробно описывать требования к установке и использованию этого оборудования. Если вы составляете свой первый райдер, скорее всего, трудности появятся уже на этапе выбора того самого «необходимого оборудования». Такие вопросы, как «какой микрофон выбрать на бочку» или «какой мощности акустику указать» кажутся просто неразрешимыми начинающим специалистам.
Если перед вами стоит такая задача, можно взять на вооружение самые распространенные решения и, попробовав их на практике, сделать корректировки. Такие решения могут подсказать специалисты на форумах и гуру фейсбука, они также есть в некоторых программах и приложениях для составления райдеров. Речь об этом пойдет ниже. А вот вторая задача райдера – настолько точно описать все свои пожелания, чтобы в любом городе чувствовать себя как дома, – бывает не под силу даже опытным звукорежиссерам: большинство отечественных райдеров либо слишком лаконичны (настолько, что часовой телефонный разговор – обязательное приложение),
либо так подробны, что, дочитывая их до конца, забываешь даже, о какой группе идет речь и когда будет шоу. В решении этой задачи могут помочь приложения с регламентированным «местом для творчества» (например, SoundCheckBox или EazyRider): когда видишь, что комментарий уже выходит за пределы стандартного объема, невольно думаешь «А нет ли здесь чего-нибудь лишнего…».
Основные элементы райдера
Для выполнения своих задач райдер
должен обязательно включать следующие блоки:
Основная организационная информация о шоу
Контактная информация о техгруппе
Схема размещения исполнителей на сцене
Информация о входных каналах
Информация о выходных каналах
Информация об используемом оборудовании
Дополнения (особенные пожелания)
1. Информация о шоу – один из самых важных пунктов, ведь именно из него мы узнаем: что? где? и когда? Тем не менее довольно часто в нашем профессиональном сообществе встречаются приступы лени, когда один и тот же райдер без указания дат, площадок и названия программы артиста путешествует из года в год из города в город.
Если ничего в сетапе не меняется, казалось бы, какая в этом может быть проблема? Действительно – никакой. Кроме того, что, взяв такой райдер в руки, невозможно быть уверенным в его актуальности. И здесь, наверное, каждый второй может вспомнить случай, когда в телефонной трубке звучала примерно такая фраза «У меня есть какой-то твой райдер, с того года вроде…». Пожалуй, странная фраза, если речь идет о документе, регламентирующем работу шоу для сотен, тысяч человек. Итак, пункт первый: что, где, когда.
2. Контакты – это информация о вас, вашем технике, инженере, менеджере – о том человеке, который будет непосредственно работать по данному райдеру и с которым необходимо данный райдер согласовать. В этом пункте обычно у всех все в порядке – и почта, и телефоны: мы нация общительная. Пункт второй: кто, и где его найти?
3. Стейдж-план – схематичное изображение размещения на сцене исполнителей, инструментов, дополнительных конструкций и всего необходимого оборудования. Конечно, большой разницы нет, обозначить гитару серым квадратиком с подписью или во всех нюансах изобразить Gibson Les Paul – это же не дизайн-проект, а только схема. Но важно помнить, что от того, насколько точно и понятно изображен ваш сетап, будет зависеть скорость работы с ним техников площадки, а ведь все мы заинтересованы в том, чтобы все было быстро, точно и желательно весело.
Наверняка, каждому приходилось хоть однажды обеспечивать чужой райдер, содержащий такие картинки, как будто составлял его гений-сюрреалист. Итак, стейдж-план должен: предоставлять всю необходимую информацию о количестве, качестве и размещении исполнителей, быть понятным и, по возможности, не вызывать дополнительных вопросов, другими словами, пункт третий: что, куда и как?
4. Информация о входных каналах. Input-лист – это входная матрица шоу, таблица каналов микширования с указанием источника звука, номера входа и дополнительной информации. Исходя из этой таблицы, техник сцены должен правильно скоммутировать все источники: микрофоны, дибоксы, плейбеки, саб-снейки, саб-микшеры, сплиттеры и т.д. Здесь же обычно указываются не только основные модели микрофонов, но и допустимые варианты их замены.
5. Output лист – выходная матрица шоу: количество, назначение и размещение мониторных линий, элементов основной акустической системы и дополнительных акустических систем. Райдер должен содержать подробную информацию о коммутации выходных линий:
– 1. Мониторные линии: их тип (моно/стерео, напольные/in-ear), количество и физический патч, назначение (персональная линия, прострел и т.д.), необходимая обработка и место ее расположения (возможность управления с FOH);
– 2. Основная акустическая система: здесь необходимо отметить конфигурацию основной системы (например, использование моно-суммы для отдельного посыла на сабвуферы; обязательное использование центрального кластера и т.д. – все, что касается конфигурации выходных шин основной системы и управления ими);
– 3. Дополнительные акустические системы: конфигурация sidefill, frontfill, сурраунд эффектов и пр. Например, некоторые используют матричный посыл мастера во frontfill и регулируют только его уровень, а некоторые набирают для этой системы отдельный микс.
6. Информация об оборудовании – один из самых важных пунктов. Именно это оборудование вы увидите, придя на площадку. Если посмотреть со стороны прокатной компании, список оборудования – это все ваше оборудование, начиная с микрофонов и заканчивая PA. Но звукорежиссеры обычно считают нужным указать отдельным списком только бэклайн, ибо остальное уже есть в инпут-листе (в принципе, логично, но не очень заботливо), и высказать пожелания о РА и микшерном пульте.
РА система, здесь обычно указывают, какое звуковое давление необходимо обеспечить в центре зала (этот параметр довольно стандартный, но варьируется в зависимости от стиля и жанра музыки, обычно в пределах 80-100 дБ), а также предпочтения производителей, или наоборот – черный список типа «колонки Дельта не предлагать». То же и с пультом – обязательная модель (некоторые шоу работают только на определенном пульте, что обусловлено, как правило, использованием плагинов или сложной структурой шоу) или предпочтения, или черный список.
7. Дополнения. В этом пункте обычно указываются: пожелания по организации работы на площадке (например, саундчек не позднее, чем за 4 часа до начала шоу); оборудование, которое коллектив привозит с собой, и особенности его коммутации; другая важная, по мнению звукорежиссера, информация. В этот пункт часто попадают два предыдущих вперемешку с полетом творческой мысли автора, что сильно затрудняет процесс коммуникации с техниками прокатных компаний. Однако если воспользоваться предложенной структурой, то одной странички на дополнения и пожелания хватит с запасом.
Если вы попробуете описать ваше шоу по этим семи пунктам в приведенном порядке и будете достаточно внимательны, вы получите полный перечень необходимого оборудования и требований к нему. Но если вы начнете делать это в Word, то, скорее всего, проведете в его компании весь день, а если с перекурами – то и все выходные… Кажется, это не самая классная идея для уикэнда..
Программы и приложения
Это может показаться удивительным, но существует около двух десятков программ, предназначенных непосредственно для составления стейдж-планов и райдеров. Некоторые из них обладают довольно простым функционалом, но некоторые способны существенно облегчить задачу и даже превратить процесс составления в удовольствие!
Позволяют быстро и красиво нарисовать стейдж-план:
Stage-Plan
OmniGraffle
Napkin Sketch
Tecrider
StagePlot Guru
Эти программы будут полезны исключительно для звукорежиссерского рисования. Например, Stage-Plan – онлайн-ресурс, предоставляющий весьма ограниченный набор иконок, позволяющий расположить их на «сцене» и подписать имена исполнителей. Минимальный функционал, но зато очень быстро и в модном дизайне.
Tecrider и StagePlot Guru позволяют не только нарисовать стейдж-план, но и автоматически создают списки добавленного на сцену оборудования, некоторым образом напоминающие инпут-лист, но все же довольно далекие от того, чтобы использовать это в реальной работе. Что касается дизайна, Tecrider выполнен в аскетичной строгой манере, а StagePlot Guru – в мультяшном псевдо-3D.
Рис.1. Stage-Plan. https://www.stage-plan.com/
Для тех, кто совмещает в себе таланты дизайнера, фотографа и звукорежиссера, есть прекрасная программа OmniGraffle, она позволяет составлять различные блок-схемы и графики и с легкостью справится с нашим «стейджем», необходимо только скачать к ней дополнительные наборы иконок с инструментами и оборудованием (но зато это будут реальные фотографии). Правда, для тех, кто ни разу не имел дело с фотошопом, программа выглядит ужасающе трудно… Да и опытному пользователю понадобится вечерок-другой, чтобы освоить ее функционал. Но тем, кто умеет находить удовольствие в работе с линиями, фотографиями и схемами, идеальный вариант.
Особое место среди этих программ занимает Napkin Sketch. Широкий выбор черно-белых иконок, изображающих исполнителей и оборудование, выполненных в такой остроумной манере, что, установив ее однажды на свой гаджет, вы будете возвращаться к ней не раз, хотя бы для того, чтобы поднять себе настроение, поскольку нарисованные в ней стейдж-планы похожи скорее на шаржи, чем на документ. Однако при всей своей модности Napkin Sketch позволяет достаточно быстро изобразить даже сложные сетапы. Жаль, что разработчики не пошли дальше, и в этом приложении невозможно составлять другие необходимые части райдера.
Эти программы могут показаться занятными, однако полностью составить райдер в них, к сожалению, невозможно. Не только красивые иконки, но и возможность составления инпут-листа и добавления комментариев есть в следующих программах:
Musicotec
MyStagePlan
Stage Plot Pro
Stage Plot designer
Stage Plot Maker
GS Gaffer
EzyRider
SoundCheckBox
В этот список попали и довольно простые программы, позволяющие при помощи стандартных черно-белых иконок изобразить стейдж-план и вручную написать комментарии, и более интересные – располагающие широким выбором 3D-моделей и автоматически составляющие списки оборудования, инпутов и аутпутов, что крайне удобно и превращает составление среднестатистического райдера в задачу на 10 минут.
Особняком среди них стоит Stage Plot Pro – программа для PC и MAC, авторы которой разработали изображения, кажется, для всех существующих на свете инструментов! Она обладает интуитивным интерфейсом и удобным отображением объектов, позволяет размещать на стейдж-плане текст (подписи и комментарии) и имеет свободную область для составления инпут-листа вручную. Однако инпут-лист в привычном формате таблицы на отдельной странице Stage Plot Pro создать, к сожалению, не позволяет.
Последние три программы из приведенного списка заслуживают отдельного и пристального внимания, ибо они значительно превосходят другие и по дизайну, и по функционалу.
GS Gaffer – это программа-визуализатор, разработанная, очевидно, для светового продакшна, но, тем не менее, количество моделей звукового оборудования и качество их прорисовки впечатляют. Это 3D (!) редактор, в котором вы можете нарисовать практически любую сцену, разместить на ней практически любое оборудование, экспортировать это как рисунок, pdf или даже видео-файл. Нарисованный в GS Gaffer стейдж-план будет невероятно реалистичным. Для других звукорежиссерских задач эта программа не предназначена: ни автоматического инпут-листа, ни комментариев или подписей к объектам она создавать не позволяет.
EzyRider – единственное приложение для iPad, позволяющее составить все блоки райдера, сохранить его как проект для дальнейшего редактирования и экспортировать в pdf. В общем, все, что нужно для райдера, здесь есть: стейдж-план, инпут-лист, аутпут-лист, комментарии в свободной форме. Интерфейс выполнен в стиле распространенных приложений для iPad и не вызывает никаких затруднений в использовании. Автоматические списки имеют все необходимые колонки и возможность редактирования и добавления комментария к каждой позиции. К недостаткам можно отнести только не слишком широкий выбор иконок-инструментов – ничего экзотического здесь нет, но, тем не менее, любой среднестатистический райдер приложение нарисует.
SoundCheckBox – не только нарисовать, но и согласовать
Единственный ресурс, не только обладающий 3D-графикой (!) с отличной прорисовкой хорошо известных всем моделей оборудования, но и составляющий в автоматическом режиме все необходимые списки, включая список оборудования, удобный для согласования с прокатной компанией, – это SoundCheckBox. Этот онлайн-ресурс доступен с любого устройства и предоставляет большой выбор моделей инструментов и оборудования в реалистичном 3D исполнении, а также «пресетов» – наборов самого распространенного оборудования для того или иного инструмента.
Например, если вы добавляете на сцену гитариста, вместе с ним сразу добавляется комбо- усилитель с микрофоном и две розетки – для комбо и для самого гитариста (если он использует какие-нибудь «примочки»): невероятная забота о нелегкой судьбе начинающих звукорежиссеров. Кроме того, здесь вы можете сохранять собственные пресеты — если вашему гитаристу нужно четыре розетки и два комбика, вы можете сохранить этот сетап и использовать его потом во всех райдерах нажатием одной кнопки.
Еще одна приятная деталь – значок фантомного питания в инпут-листе: все объекты, добавленные на сцену, не только прописывают себя в этот список, но еще и напоминают о фантоме. Так же автоматически ресурс создает Gear List – список всего оборудования, использованного на сцене, сгруппированного по категориям. Этот список отображает количество однотипных позиций, считает суммарное энергопотребление и вес, а также приводит подробную техническую информацию о каждой позиции (!).
SoundCheckBox – единственная программа, предлагающая форму согласования райдера через личный кабинет. Зарегистрированный пользователь получает возможность отправлять свой райдер другому пользователю (имеющему аккаунт прокатной компании или организатора) и видеть согласование по каждому пункту в виде особой таблицы, что значительно удобнее, чем читать мелкий Excel, пересылаемый обычно прокатными компаниями.
Кажется, такая форма действительно может избавить от многочисленных звонков с уточняющими вопросами. Правда, данный функционал пока доступен в ограниченном виде, но на сайте разработчики обещают релиз полной версии уже через несколько месяцев. Хочется надеяться, что у них все получится, поскольку на данный момент это самый удобный и полноценный ресурс для звукового продакшна.
Итак, райдер – это прежде всего официальный документ, предназначенный для организации работы по обеспечению конкретного шоу. Поэтому он непременно должен содержать информацию о мероприятии и контакты звукорежиссера, точную схему размещения исполнителей на сцене, таблицы входных и выходных каналов и список оборудования. Чтобы быть уверенным в его выполнении, нужно иметь письменное подтверждение согласования, а, чтобы помочь техникам быстро и точно исполнить его на площадке, необходимо нарисовать стейдж-план максимально информативно.
К вашим услугам около двух десятков программ! Составляйте райдеры, создавайте грандиозные шоу и помните: наша цель – искусство!
Современная гастрольная жизнь любого артиста такова, что она не в коем случае не может обойтись без райдера. Райдеры звезд предполагают учет всех предъявленных требований артиста, которые могут касаться условий пребывания в указанной гостинице, предпочтений в еде, охране и прочим мелочам.
Технический и бытовой райдер
Стандартный райдер предполагает наличие двух частей: первая часть это технический райдер и вторая часть – бытовой. Начнем с бытового, ведь именно в этой части артист позволяет своей фантазии полную свободу, которая зачастую приводит к головной боли организатора самого гастрольного тура. Технический райдер к сожалению для самих артистов не позволяет фантазии разгуляться, ведь речь идет в нем о технических нюансах, и артисту всего лишь важно чтобы все было самое лучшее и качественное. Зачастую требования выдвигаемые звездами зависят от уровня их популярности или запущенности «звездной болезни», хотя бывают и исключения.
У каждого артиста свои причуды, которые проявляются в запросах на гастрольных турах, но абсолютно все райдеры звезд содержат в себе пункт, включающий наличие самого дорогого автомобиля. Кроме того, все звезды опасаются за свое здоровье и безопасность, поэтому предъявляют повышенные требования к охране, отраженные в райдере. Что касается проживания, то в этом вопросе звезды единодушны и им требуется только самые дорогие номера в самых дорогих гостиницах, но и тут некоторые звезды умудряются выдвинуть требования, которые можно назвать весьма странными. Требования в райдерах одних звезд акцентированы на охране их персоны, других условий проживания и размещения, а третьи беспокоятся о своих желудках, поэтому предъявляют повышенные требования именно в этом пункте. В целом хочется заметить, что отечественные райдеры звезд отличаются разумностью (несмотря на некоторые пункты, глядя на которые становится смешно до слез) в отличие от райдеров зарубежных коллег по сцене. Стоит ли говорить о том, что со стороны журналистов проявляется необычайный интерес к столь важной части гастрольного тура как райдер, ведь эта часть так интересна и необычна, что каждому хочется знать, что же нового возникло в голове очередной звезды, собравшейся отправиться в гастрольный тур. Одни райдеры нелепы, другие безумны, а третьи на удивление скромны, но все они интересны нам, покорным почитателям их таланта и творчества.
Пример бытового и технического райдера:
Бытовой райдер.
Обязательные требования (райдер) для проведения концерта
Просьба организаторов внимательно прочитать данный документ !
С момента прибытия коллектива в город для успешного проведения концерта Вам необходимо иметь на руках обязательные требования коллектива и сохранять их до отъезда коллектива. В случае невозможности выполнения каких-либо требований организатор концерта обязан сразу уведомить об этом тур-менеджера и согласовать с ним все вопросы, связанные с организацией концерта. В противном случае коллектив оставляет за собой право потребовать от организаторов концерта денежную компенсацию, которая включает в себя моральный ущерб, а также все убытки и издержки, понесенные во время выступления (от 5000 до 15000рублей РФ). Если же организатор концерта на местах пренебрегает неоднократно условиями райдера, то коллектив вправе отказаться от выступления.
Все вопросы, связанные с пребыванием коллектива в Вашем городе, а так же вопросы, касательно выступления, решаются только с концертным администратором! Убедительная просьба: не беспокоить участников коллектива по каким- либо вопросам, так как они не уполномочены их решать.
ВНИМАНИЕ: Согласно закону «Об авторском праве» все материалы выступления «Название коллектива» являются интеллектуальной собственностью коллектива, любое копирование преследуется по закону. Поэтому, организатор концерта ОБЯЗАН предупредить заранее зрителей на билетах, при продаже в кассах и СМИ о запрещении видео/аудио записи выступления команды и проконтролировать выполнение данного запрета.
Заранее благодарим Вас за понимание и помощь в организации и проведении концерта нашего коллектива!
1. ПРИБЫТИЕ КОЛЛЕКТИВА.ТРАНСПОРТ.
Организатор берет на себя расходы, связанные с трансфертом участников «Название коллектива» (далее “коллектив”) с момента их следования в аэропорт (ЖД вокзал) города Москвы. По окончании мероприятия, организатор так же оплачивает коллективу путь из аэропорта (ЖД вокзала) города Москвы.
Организатор обязан предоставить авиабилеты на 12 человек (все – эконом класса) в обе стороны. При перемещении на ЖД транспорте (расстояние свыше 300 км от поста ГИБДД) – 12 билетов исключительно СВ класса. При условии переезда на расстояние до 300 км необходимо предоставить комфортабельный автобус на 12 человек с раскидными сидениями, превращающимся в спальные места, подушек и одеял, из расчета на 12 человек. Обязательно наличие в автобусе: телевизора, кондиционера, туалета в исправном состоянии. Автобус типа (Икарус) не предлагать. Посторонние лица в транспорт не допускаются!
Организатор обязан встретить коллектив в пункте прибытия и доставить до места проживания. Предоставить отдельный транспорт команде для переезда по городу, провоза аппаратуры и реквизита до места проведения концерта и обратно к месту проживания. Предоставить и оплатить персонал для разгрузки и погрузки багажа на вокзале или в аэропорту. При переезде из города в город на автотранспорте, убедительная просьба к организатором: встречайте коллектив при въезде в город. Сразу по прибытии коллектива, организатором концерта предоставляются билеты по дальнейшему пути следования (если таковые не были предоставлены в Москве).
Транспорт по городу
Два 12-ти местных микроавтобуса или один большой автобус в рабочем состоянии с наличием открывающихся окон, чистые. Автобусы должны быть с левосторонним рулем. Опыт работы водителя не менее 5 лет. В зимнее время наличие обогревателя. В летнее – кондиционера.
2.ПРОЖИВАНИЕ КОЛЛЕТИВА.
Организатор обеспечивает размещение коллектива «Название коллектива» в гостинице в черте города не ниже 4-х звезд согласно списка (Приложение № 2). 12 ОДНОМЕСТНЫХ номеров С БОЛЬШИМИ КРОВАТЯМИ!!! Организатор должен оформить анкеты по расселению коллектива заранее до прибытия Коллектива в город, ключи от номеров выдаются сразу по прибытии в гостиницу администратору коллектива. При расселении команды в гостинице выше 3 этажа обязательное наличие лифта. Гостиница предоставляется коллективу на все время пребывания в городе.
Временный отрезок с заселением в гостинице и до отъезда на площадку не менее 3-часов!
Обязательно наличие в номере:
а) цветного ТВ с пультом дистанционного управления;
б) евророзеток или адаптеров под них;
в) телефона с выходом на межгород;
г) санузла (ванны или душевой кабины с горячей и холодной водой.
Все гостиничные номера, предоставленные коллективу,должны быть не низкой категории и в хорошем санитарном состоянии. Температура в номере не ниже 19 градусов Цельсия. Обязательно наличие кондиционера в летнее время и обогревателя в зимнее.
3. ПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВА.
Суточные из расчета 2000 руб. на человека.
4. БЕЗОПАСНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА.
Организатор обязан обеспечить безопасность коллектива «Название коллектива», а так же сохранность аппаратуры, реквизита, личных вещей, имущества членов коллектива во время переезда от гостиницы до места проведения концерта, во время репетиций, выступления, а также после концерта до отъезда коллектива из зала, где проводилось выступление и до выезда коллектива из города. Во время концерта предоставить охрану в непосредственной близости от гримерных комнат (1 чел), за кулисами сцены (4 чел), а так же в зрительном зале перед выходом на сцену (8 чел). Место расположения охраны согласовать с администратором коллектива.
Ограничить доступ посторонних лиц за кулисы, в гримерные комнаты и в зрительный зал во время репетиции. Во время концерта категорически запрещается нахождение посторонних лиц за кулисами и около гримерных комнат.
По окончании концерта обеспечить безопасный проход коллектива до транспорта.
В случае пропажи вещей, принадлежащих коллективу, из гримерных комнат и во время концерта из-за кулис сцены, организатором выплачивается 100 % стоимость утраченной вещи.
5. ГРИМЕРНЫЕ КОМНАТЫ.
Не позднее чем за 2 часа до начала мероприятия, предоставить отдельные комнаты (или комнату) общей площадью не менее 20 кв.м. на время репетиций и выступления. Гримерные комнаты должны располагаться рядом со сценой. Рядом с гримерными обязательно наличие отдельногослужебного туалета и умывальника. В зимнее время температура воздуха в зале и в гримерных комнатах должна быть не менее 17 градусов Цельсия. В летнее – желателен кондиционер.
Обязательное наличие в гримерных комнатах:
— розеток (220В) евростандарта или сетевого адаптера;
— вешалка для одежды;
— зеркало во весь рост не менее 1 шт;
— махровые полотенца 11шт;
— туалетной бумаги (новый рулон) 1 шт;
— мыло 1 шт;
— освежитель воздуха 1 шт;
— бумажные салфетки не менее 1 упаковки;
— влажные салфетки не менее 1 упаковки;
— пепельницы 4 шт;
— мусорное ведро 1 шт;
— стулья 11 шт;
— столы 2 шт;
— губка для обуви 1 шт;
— гладильная доска 1 шт;
— импортный утюг 1 шт;
— электрический чайник 1 шт;
— чайные кружки (хорошего качества!!) 11 шт, при отсутствии оных — одноразовую посуду (из плотного, качественного материала);
— одноразовые (качественные!!) стаканчики под алкоголь 11 шт;
— чайные ложки 11 шт (одноразовую посуду не предлагать);
— рюмки под алкоголь 11 шт;
— нож;
— сахар;
— чай в пакетиках (черный) и (зеленый);
— кофе;
— сливки;
— шоколадки 3 шт;
— минеральная НЕГАЗИРОВАННАЯ вода 20 бутылок по 0,5 л. (Аква Минерале не предлагать!); 2 бутылки по 2 л (без газа), или 1 пятилитровая бутылка без газа;
— кока-кола 3 бутылки по 0.5 л;
— спрайт 3 шт по 0.5 л;
— сок в ассортименте (типа «Я», “Rich”) — (вишневый 2л., мультивитамин 1л., яблочный 2л., томатный 1л.)
— коньяк Hennessy (1 литр)1 бутылка
— фрукты (бананы, виноград персики, груши, абрикосы, апельсины (фрукты не резать));
— лимон (в нарезке) 2 шт;
— черный хлеб (нарезка) 2 буханки;
— батон (нарезка) 3 буханки;
— сыр (в нарезке) (из расчета не менее чем на 20 бутербродов);
— различная мясная нарезка (из расчета не менее чем на 20 бутербродов);
— овощи (огурцы, помидоры);
— зелень.
Необходимый реквизит:
— свежая пресса и журналы данного города для импровизационных и интерактивных номеров;
— черный маркер 2 шт;
— шариковые ручки 2 шт;
— листы бумаги формата А4 3 шт;
— белая материя, размером, не менее 50*50 см (необходима для номера А. Реввы);
— 2 букета цветов (так же необходимы для номера);
— флип – чатр!
6. КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ.
За 2 часа 30 минут до начала выступления необходимо присутствие на площадке:
а) компетентного представителя организаторов,
б) местного звукооператора,
в) осветителя для подключения дополнительной аппаратуры команды, общей настройки (вменяемого человека) звуковой аппаратуры, репетиции команды и совместной работы во время концерта.
Все службы к моменту прибытия коллектива на площадку должны находиться на местах, аппараты должны быть отстроены и готовы к работе. За 30 минут до начала мероприятия, на сцене должна быть проведена влажная уборка.
Организатор предоставляет коллективу пригласительные, не дальше 6 ряда партера согласно следующей прогрессии: если зал до 1000 мест — 10 мест в зале, если до 2000-20; 3500- 35. Пригласительные отдаются в руки администратору коллектива по прибытии его наплощадку.
7. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Организатор не договаривается с третьими Сторонами об участии коллектива «Название коллектива» в интервью, персональных появлениях, фотографировании или посещениях и каких либо других рекламных и/или общественных акциях без предварительного согласия с концертным директором команды. Согласовать ЛЮБУЮ встречу с журналистами (будь то ТВ-, радио- интервью, пресс-конференция или репортажная съемка), необходимо заранее (не позднее чем за 2 недели до мероприятия) с администратором коллектива. При согласовании возможна 10-ти минутная репортажная съемка в начале программы (разрешенные к съемке номера так же необходимо согласовать на месте с руководителем коллектива). Запланированный радио эфир должен быть не раньше, чем через 4 часа после прибытия коллектива в город.
8. ФИНАНСЫ.
Предоплата 50%, предоплата гонорара в день подписания контракта в Москве. Оплата остальной суммы ,перед выездом из Москвы.
В случае срыва концерта по вине организатора, организатор обязан выплатить коллективу 50% гонорара.
Сумма гонорара за выступление обсуждается предварительно до начала тура.
Сумма гонорара за выступление на открытой площадке, в ночных клубах, корпоративных вечеринках, участие в политических акциях,заказных концертах и концертах, приуроченных к праздникам оговариваются в отдельном порядке с концертным директоромколлектива до начала тура.
9. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Коллектив «Название коллектива» оставляет за собой право объявить на концерте своего спонсора (устная информация, рекламный шит, распространение рекламной продукции…)
Организаторам запрещено использовать на концерте спонсора деятельность которого пересекается с деятельностью спонсора коллектива «Название коллектива»
Во время рекламной кампании организаторы на местах не имеют права использовать какие-либо афиши, отличные от предоставленных «Название коллектива», как-либо изменять имена, фамилии, сценические псевдонимы, логотип «Название коллектива»!!!!!!!
ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЙДЕР.
Минимальные размеры сцены: 6х9х1м
Аппаратура и все техническое обеспечение должно находиться в рабочем состоянии, быть подключено и отстроено не позднее, чем за 2 часа до выступления, т.е. ДО ПРИЕЗДА КОЛЛЕКТИВА НА ПЛОЩАДКУ!! Просьба так же подготовить(протереть пыль) и озвучить рояль на сцене!!!
Во время концерта используется световая заливка красного и белого цвета. До начала шоу свет в зрительном зале должен быть погашен.
Пульт звукорежиссера должен находится в центре зала и быть освещенным.
1.Выходная мощность — рассчитывается по размерам помещения ,но не менее 1 кВт
при любом зале.
2. Разнесенная стереобаза колонок – не менее 5м.
3. Наличие минимум 2-х мониторов на сцене.
4. Пульт микшерный с минимум 12-ю каналами.
5. DJ CD или CD читающий диски формата CDR или CDRW ( не DVD!!!)
6. Обработка для голоса.
7. Обработка для инструментов (hall,reverb,etc)
8. Радиомикрофоны Sienhaiser – 3шт.
9. Микрофонные стойки -3шт.
10. Шнур Джек – минимум 2шт., или радио – джек-2шт
11. Рояль. В крайнем случае – клавишные, типа Roland, Kurzwell с сустейн педалью
12. Стулья для сцены – 2шт.+ стул для рояля
13. Наличие спотов (минимум 2шт.),background light (минимум 2 лампы накаливания)
14. D-box – 2 шт.
15. По возможности – гитарные стойки (2 шт)
Агентство по организации концертов «Concert-Star» — технический и бытовой: райдеры звезд. По вопросам организации концертов и гастролей, приглашения на мероприятия, заказа концертов на корпоративные праздники, дни рождения, юбилеи, свадьбы и выступления, Вы можете связавшись с нами по телефону в Москве: + 7 (495) 989-10-77.
• Типы райдеров
• Написание и оформление райдеров
Райдер (от англ. rider – дополнительное соглашение) – документально оформленный свод требований (условий), которые предъявляются командой артиста (музыкального коллектива) к организаторам (заказчикам) любых медийных мероприятий.
Невыполнение требований райдера есть формальная причина отмены мероприятия со стороны команды артиста без возврата внесенной предоплаты и компенсации прочих расходов организатора. Райдер подразделяется на бытовой и технический.
Райдер бытовой – перечень требований, касающихся всех сторон бытового обслуживания команды артиста на гастролях.
Включает в себя:
– типы и названия транспортных компаний для переезда артиста в пункт назначения, а также классность мест;
– типы и марки автомобилей, а также их количество;
– наличие/отсутствие охраны на весь период;
– количество звезд у гостиницы и тип номеров;
– перечень дополнительных бытовых предметов в номере, помимо входящих в стандартный набор отеля;
– перечень напитков в мини-баре и продуктов в номере;
– способ трехразового питания (в ресторане отеля или в номере) и его состав (закуски, горячее, предпочтения в еде и т. д.);
– величину суточных;
– требования к гримерной комнате (индивидуальная, групповая) и оборудованию в ней;
– наличие/отсутствие стилиста-визажиста/парикмахера/массажиста;
– прочие индивидуальные требования (поведение охраны, скорость движения кортежа, пол массажиста, наличие врача на площадке и т. п.).
Примечание 1. Бытовой райдер пишется для всех людей, которые прибудут с артистом, а не только для него одного. Требования для других лиц (кроме артиста) должны обеспечивать лишь минимально необходимый уровень комфорта, чтобы не сильно увеличивать конечную стоимость выступления.
Райдер технический – перечень требований к звуковому, световому и прочему оборудованию сцены (площадки) для успешного проведения концерта (мероприятия).
В отличие от бытового, технический райдер пишется в зависимости от популярности (категорийности) артиста, а также направления и стиля, в которых он работает. Отличия настолько кардинальны, что я не могу привести примеры пунктов, входящих в райдер.
Могу привести только примеры запросов артистов.
«Конструкции сцены и перекрытия должны выдерживать вес в 10 т, а электросеть – обеспечивать долговременную мощность в 100 кВт».
Всё! Других требований нет, потому что всю аппаратуру (10 трейлеров) и команду звукоинженеров/техников/рабочих сцены (50 человек) артист везет с собой.
«Аппаратура должна обеспечивать качественный звук в любом месте зала; на сцене должны находиться не менее двух мониторных колонок; свет должен быть выставлен так, чтобы имелась возможность проекции съемок артиста на экраны по бокам сцены. Взаимодействие с местными звуко– видео– световыми операторами технических специалистов команды артиста должно быть безусловным».
Это райдер артиста, выступающего в одиночку (иногда с подтанцовкой), но без музыкантов (под минусовую фонограмму).
Для музыкальных коллективов в райдере даются минимально возможные размеры сцены, типы микшерских пультов и микрофонов, количество мониторов на сцене и т. п. Цель – обеспечить взаимодействие и техническую возможность подключения личной аппаратуры и музыкальных инструментов музыкантов к оборудованию, установленному в зале (на площадке).
Написать райдеры несложно… Многие начинающие артисты имеют их, при этом смутно догадываясь, что их не будут не только строго выполнять, но и иногда даже внимательно читать. Но пишут. «Раз у других есть, то пусть будет и у меня».
Написать вообще – несложно, но очень сложно написать райдеры так, чтобы организатор выполнил их на 100 %.
Даже артисту, иногда выступающему бесплатно? Да!
Итак:
1. Бытовой райдер. Он пишется для бытового обеспечения выступлений. От его выполнения напрямую зависят здоровье и работоспособность артиста во время любых мероприятий с его участием.
Значит, требования артиста должны выполняться везде, куда его приглашают. Это может быть как разовая поездка в другой город для участия в телепередаче, так и длительная командировка (например, на киносъемки).
Бытовой райдер мало «привязан» как к категорийности артиста (иногда райдер суперзвезды бывает более прост, чем райдер артиста классом ниже), так и к тому направлению и стилю, в которых он выступает; он больше зависит от личности самого артиста, его возраста и пола.
Точное выполнение бытового райдера настраивает артиста на рабочий лад, поднимает настроение, снимает стресс, связанный с предстоящим выступлением (нет таких артистов, которые не волновались бы перед выступлением; о начинающих я уже не говорю).
Характерный пример покажет, как правильно написать такой райдер.
…Начинающего артиста пригласили выступить «на разогреве» у более именитого. В райдере последнего прописаны требования к размещению: гостиница – не ниже пяти звезд, номер – т. н. сюит (англ. suite), автомобиль – «мерседес-лимузин» S-класса.
В райдере же начинающего артиста рукой его директора выведено: «Гостиница самого высокого класса, имеющегося в этом населенном пункте; одноместный номер с широкой кроватью. Автомобиль любой длиннобазный (или лимузин) импортного производства не старше пяти лет».
…В результате обоих артистов поселили в трехзвездочной гостинице, потому что отеля классом выше в этом городишке просто не было; на широкой кровати начинающий артист прекрасно выспался, поскольку обычно матрац на ней находится в лучшем состоянии, чем на узкой; на концерт «звезда» отправилась на белом «мерседесе» пятнадцатилетней давности, ибо новее (да еще и именно лимузина) не нашлось, а начинающий артист – на шикарном темно-синем «ауди» последней модели.
Директор начинающего артиста (как и сам артист) находился в добром расположении духа, ибо все его требования были выполнены; директор же «звезды» рвал и метал! Мало того, что по каждому пункту райдера приходилось пререкаться с прокатчиком, так еще и артист проснулся с больной спиной из-за просевшего матраца, а в машине пришлось изнывать от жары: кондиционер не работал.
Таким образом, в райдере нужно указывать минимально необходимые условия, без которых артист не может выступать. В этом случае они практически всегда будут выполнены, что позволит артисту чувствовать себя на высоте: все пожелания учтены!
В современных условиях даже западные артисты вынуждены мириться с изменениями условий райдера из-за того, что не во всех населенных пунктах России и СНГ возможно выполнить все их пожелания… Поэтому проще сразу написать реальные требования, чем бесконечно идти на компромисс!
Требования должны быть именно такими, какие позволят артисту сохранить работоспособность для выступлений (особенно если речь идет о туре) или других мероприятий с его участием, поскольку график на выезде подразумевает лишь недлительный сон. Всё остальное время будет занято различными делами, порой суетливыми или незначительными (например, встреча с поклонниками), однако мешающими полноценному отдыху.
Поэтому, например, при заболевании спины необходимым условием должно быть наличие в номере артиста ортопедического матраца.
Если артист мало известен прокатчику, это не должно служить оправданием для поверхностного чтения райдера; как знать – вдруг он широко известен в узких кругах богатых заказчиков приватных концертов?
Чтобы райдер внимательно читали, стоит предусмотреть в нём наличие некоего обязательного предмета, незначительного по стоимости. Это могут быть цветы в номере или коробка конфет. Отсутствие оных будет означать, что райдер читали поверхностно; прокатчику на это будет указано, а в артистических кругах об артисте пойдет слух как о человеке принципиальном, уважающем себя и… немного загадочном: если он так чтит райдер, значит, не так прост и, возможно, не такой уж он и «начинающий»…
2. Технический райдер. Он пишется для технического обеспечения выступлений. Его требования зависят от направления и стиля, в которых работает артист (музыкальный коллектив).
Если на сцене присутствуют музыканты, то часть звукового оборудования и музыкальные инструменты они привозят с собой. В этом случае в райдере перечисляются типы привозимого оборудования (для стыковки с оборудованием зала/площадки), указываются мощность электросети и количество точек электропитания, способы заземления (особенно актуально для открытых площадок), мощность усилителей (в ваттах на одно место в зале). Уточняются наличие местных специалистов, время на саундчек и прочие технические подробности.
Если же музыкантов на сцене нет – артист выступает под минусовую фонограмму, но при этом с группой танцоров, в райдере указываются тип и качество покрытия сцены, а также степень ее чистоты (особенно если танцоры и/или артист выступают босиком).
Если для выступления самого артиста требуются определенные аксессуары (например, высокий барный стул, несколько микрофонных стоек для бэк-вокалистов, дым-машина, вентиляторы), они также указываются как необходимые условия выступлений.
…Но что же написать в райдере начинающему артисту, выступающему в одиночку под минусовую фонограмму и (пока) только на сборных концертах?
Разумеется, в реальной ситуации новичок должен будет довольствоваться заранее установленным и настроенным оборудованием заказчика. Мало того, его собственный звукооператор, как правило, не допускается до звукового оборудования, да и саундче?к не проводится…
Но это не повод сокращать свой технический райдер до одной строчки!
Во-первых, он пишется не для одного формата выступления, а сразу для всех (см. гл. «Форматы выступлений»).
Во-вторых, выбрав для себя направление и стиль, артист пишет только разумные и необходимые для своего выступления требования. Например, наличие аппаратуры звукоусиления, достаточной для озвучивания зала (площадки), наличие на сцене освещения, двух мониторных колонок, микрофонной стойки, вентиляторной установки, машины «легкого» дыма (для клубных выступлений), высокого барного стула (если какую-то песню он исполняет сидя на нём) и прочих аксессуаров.
Легко увидеть, что, несмотря на некую солидность технического райдера, все эти требования организатор (заказчик) в состоянии выполнить, поскольку подобное оборудование наличествует в любом концертном зале, клубе или на открытой площадке.
В любом варианте технического райдера (вне зависимости от формата выступления и направления работы артиста) указывается наличие технической возможности подключения личного микрофона (см. гл. «Сценические выступления») к микшерскому пульту заказчика (владельца зала/клуба).
Это будет являться показателем «зрелости» как технического райдера артиста, так и в некотором роде самого артиста.
Примечание 2. Технический райдер должен быть написан для всех типов и форматов выступлений, даже если артист еще никогда не выступал в каком-либо из них.
Примечание 3. При написании райдеров сценический псевдоним (имя) артиста не склоняется, пишется в кавычках заглавными (прописными) буквами. Перед любым упоминанием его в тексте нужно писать только слово «артист» (а не «певец»/«певица»). Слово «артист» склоняется.
Оплату бытового райдера полностью берёт на себя прокатчик (заказчик) после согласования всех его положений с директором артиста (менеджером).
Если какие-то пункты выполнить невозможно (или их стоимость делает мероприятие малорентабельным), они подлежат обсуждению и возможной корректировке.
Отдельно стоит остановиться на величине незапланированных трат организатора мероприятия (заказчика, прокатчика) в случае различных непредвиденных (не путать с форс-мажорными) обстоятельств, связанных с пребыванием команды артиста. Формально организатор должен оплатить любые дополнительные расходы, однако многие ограничивают величину выплат. И их можно понять: одно дело, когда артист во время застолья, неловко повернувшись, разбил фужер, и совсем другое – когда он устроил в ресторане дебош, разбив не только кучу посуды, но и огромный стеклянный витраж…
Чтобы исключить подобные случаи, вместе с артистом обязательно должны находиться его директор (менеджер, тур-менеджер) или любое другое лицо от команды артиста, а не от организатора. В противном случае количество свидетелей происшествия со стороны организатора значительно превысит таковое со стороны артиста, что может не позволить выиграть дело в суде, если до этого дойдет.
Примечание 4. Вышесказанное относится только к действиям артиста (или его команды), совершённым неумышленно (или в состоянии аффекта). В случае умышленных нарушений (например, артист нарушил запрет на курение в номере, в результате чего возник пожар) материальная ответственность полностью возлагается на виновника (если в контракте не указано иное).
Оплата технического райдера осуществляется организатором (заказчиком, прокатчиком) лишь в объеме, определяемом форматом выступления. Иными словами, он оплачивает только то оборудование (его аренду), которое необходимо для успешного выступления в рамках формата, который им заказан.
За оборудование, привозимое командой артиста, организатор ответственности не несет (за исключением непредвиденных или отдельно оговоренных случаев).
Оформление райдеров производится в виде бумажных версий и электронных документов в формате PDF. Все другие форматы либо не являются промышленными стандартами (например, общеизвестный. doc), либо могут открываться не на всех устройствах.
Райдеры следует оформить красиво: текст отформатировать, взять в рамку, использовать разные шрифты и кегли, фотографию артиста поместить в заголовок и т. д. Поскольку аналогичные версии будут распечатываться (в виде цветных копий) и вручаться заказчику вместе с контрактом, нужно стремиться к тому, чтобы эти документы было приятно взять в руки.
Весьма желательно написать название сайта артиста водяными знаками по диагонали каждого листа.
Следует сказать, что случаи отмены концертов из-за невыполнения тех или иных положений райдеров довольно редки: артист и организатор хотят заработать, а заказчик – получить удовольствие.
Однако все изменения пунктов райдеров должны быть согласованы сторонами заранее.
В противном случае артиста могут поселить в гостиницу «одна звезда, а остальные звёзды – тараканы в номере», к подъезду подать «жигули» седьмой модели, а на площадке будет наличествовать аппаратура, закупленная этим Домом культуры к празднику семидесятилетия советской власти.
* * *
– Сайты, фотографии, райдеры… а я хочу выступать! Меня, может быть, уже приглашают…
– Вас приглашают? А как же это возможно, если у вас нет списка форматов выступлений с ценами напротив каждого? Непорядок…
Обычно райдеры (условия для выступления исполнителя или группы) составляет только сам директор группы (исполнителя).
И мало кто из принимающей стороны (организатор концерта) также составляет свой встречный райдер.
Два райдера — это как стандартный договор.
Вот отрывок из райдера, который был мной составлен на днях
РАЙДЕР
принимающей стороны
(организатора концерта)
Принимающая сторона (в дальнейшем – Организатор) берет на себя выполнение условия райдеров группы (Исполнителя) только в случае выполнения райдера Организатора, который заключается в следующем:
В случае отсутствия в райдере Исполнителя указаний об изъятии из пищи блюд и напитков, которые могут вызвать аллергическую или иную реакцию, сервировка стола и меню составляется по стандарту: завтрак (лёгкое блюдо + салат + напитки), обед (первое + второе + третье + салат + десерт), ужин (второе блюдо +салат +десерт +напитки). Поздний (второй) ужин возможен, если концерт Исполнителя завершился позже 3 часов ночи. Замена блюд при обнаружении аллергии на продукт (напиток), который не был заранее оговорён в райдере Исполнителя, заменяется на любой иной продукт (напиток) за счет Исполнителя.
В райдере Исполнителя в обязательном порядке должно быть указано точное расположение участников группы по автомобилям (микроавтобусам). (Пример – Иванов, Петров, Сидоров – микроавтобус, Иванова, Петрова – «Мерседес»). При составлении данного списка необходимо помнить, что в машине представительского класса обязательно одно место остаётся за водителем и одно – за представителем исполняющей стороны.
Погрузку личных вещей в автомобили и микроавтобусы осуществляют представители Исполнителя или заранее нанятые грузчики.
Организатор не берёт на себя ответственность решать вопросы, связанные с неверным оформлением багажа в пункте отправки груза.
Организатор не берёт на себя ответственность решать вопросы, связанные с отсутствием в паспортах представителей Исполнителя необходимых виз, таможенных дополнительных документов, пограничных отметок, просроченности паспортов и т.д.
Представитель Исполнителя обязан до вылета предупредить Организатора в письменной форме обо всех имеющихся в группе Исполнителя «нероссийских паспортах».
Организатор категорически против употребления спиртных напитков Исполнителем или его представителями во время работы на сцене, а также представителей Исполнителя, находящихся на постах и ответственных за музыкальное, техническое и иное обеспечение проекта во время проведения концерта (шоу). Организатор имеет полное право применять за подобные действия штрафные санкции, вплоть до 50% от суммы гонорара и средств, затраченных на приезд Исполнителя и его представителей.
Организатор категорически против применения Исполнителем или его представителями так называемого «выброса в толпу». Любые возможные последствия (травмы, переломы клиентов или бросившегося) полностью оплачиваются и решаются в судебном порядке Исполнителем без участия Организатора.
Порча имущества и оборудования, предоставленного Организатором (микрофоны, стойки, гитары, ударные и пр.) оплачивается представителем Исполнителя сразу после выступления путём наличного расчёта. Оценка имущества производится с использованием стандартного ценового каталога на оборудование.
Порча имущества и оборудования в местах проживания и по пути следования (транспорт) оплачивается полностью представителем Исполнителя. Все судебные и иные иски решаются без участия представителя Организатора.
Представители Исполнителя не могу вмешиваться в работу службы безопасности на месте проведения концерта (шоу), а также в работу телохранителей. Все претензии должны быть предъявлены только официальному представителю Организатора и не в присутствии секьюрити.
В случае, если в райдере Исполнителя указано «два барабанщика, один саксофонист», а по прибытии выясняется, что «барабанщик прилетел только один, а вместо саксофониста будет скрипач», представитель Организатора имеет полное право сократить время (хронометраж) концерта или же сократить гонорарный фонд за отсутствие официального уведомления об изменении состава представителей Исполнителя.
В случае, если представитель Исполнителя прибывает в город, где находится офис Организатора, с наличными средствами для оплаты гонорара, билетов и иных затрат, его обязан встретить в аэропорту представитель Организатора и осуществить транспортировку до центра города за свой счёт.
Организатор берёт на себя затраты по охране Исполнителя (исполнителей). Предоставление телохранителей для иного состава группы (директора, музыкантов, и пр.) не предусмотрено и возможно только после оплаты данных услуг со стороны представителя Исполнителя.
Предоставление машин сопровождения (ГАИ, машины со спецсигналами) осуществляется по инициативе Исполнителя и только в случае действительной необходимости. По желанию, Исполнитель может заранее заказать и оплатить услуги ГАИ и спец.машин за свой счёт.
Подача автомобиля для Исполнителя осуществляется к зданию аэропорта. Маршрут «самолёт – здание аэропорта» обеспечивается специальным VIP-транспортом службы аэропорта.
В случае отказа Исполнителя от участия в заранее запланированной и оговоренной пресс-конференции, Организатор имеет право требовать неустойку в размере до 20% от суммы гонорара Исполнителя и 100% неустойку по затратам, осуществлённым для организации пресс-конференции.
Исполнитель не может давать интервью представителям СМИ, которые не были официально аккредитованы Организатором.
Различные дополнительные услуги, предоставляемые гостиницей и не включённые в счет за проживание, где проживает Исполнитель (будь то боулинг, массаж, аквапарк, сауна, солярий и пр.) оплачиваются представителем Исполнителя самостоятельно.
Машина к гостинице и иным местам (если это заранее не оговорено между представителями Исполнителя и Организатора в «Плане движения») подаётся не ранее, чем за 1,5 часа до вызова в дневное время и не ранее, чем за 2 часа в ночное время ( с полуночи до 7 утра). Остановка во время движения для посещения магазинов, исторических и иных мест должна в обязательном порядке согласовываться с представителем Исполнителя, который, в свою очередь, согласовывает данные действия со службой безопасности. В случае, если представитель службы безопасности против остановок (выходов), однако Исполнитель не берёт данное мнение в расчёт, Организатор не несёт какой-либо материальной и любой иной ответственности за возможные последствия.
Финансовая ответственность за любую задержку начала концерта не по форс-мажорным обстоятельствам автоматически ложится на представителя Исполнителя.
Время от момента прилёта до начала концерта не может составлять менее 6 часов.
В случае, если на репетиции (саунде) присутствуют только представители Исполнителя (без него самого), данные действа оговариваются заранее. Обычно мы против отсутствия Исполнителя на репетиции.
Организатор гарантирует, что сопровождение Исполнителя и выполнение его пожеланий по быту, питанию, общению со СМИ, концерту, прилёту и вылету полностью будет обеспечено. Со своей стороны, учитывая многолетнюю деятельность в сфере организации концертов, мы надеемся на выполнение всех условия райдера Организатора.
Для сравнения: райдер Г. Лепса (на 05 апреля 2005 года)
ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЙДЕР ГРУППЫ «Григория Лепса»
1. Для проведения концерта группы необходима акустическая аппаратура мощностью не менее 20 Вт паспортной RMS оконечных усилителей на 1 место зрительного зала (закрытая площадка) и не менее 25 кВт при работе на открытой площадке.
2. Микшерский пульт обязателен 40 каналов (минимум 2 параметрические середины), 8 AUX-отборов (4 при наличии мониторного пульта), 4 стерео подгруппы. Наличие insert’ов на линейках пульта, на подгруппах, также желательно наличие direct outs (в конфигурации pre). Примечание: Reverb и Multi effects могут возвращаться в любые дополнительные (регулируемые!) входы пульта.
3. Приборы эффектов: Reverb.двухпроцессорный (tc electronic M 3000 или M44000), Delay-машина (с функцией tempo delay,время максимальной задержки не менее 1500 msec)Yamaha SPX 990, Multi effects процессор класса tc electronic M-ONE,M 300.
4. Динамическая обработка.Колличество и расположение приборов указано в Input list ,прилагаемом ниже.Качественный уровень должен соответствовать Focusrite Platinum ser.,DBX Professional,Drawmer Pro line.
5. Качественные(не ниже dbx) эквалайзеры на мониторных линиях (при отсутствии мониторного пульта эквалайзеры должны располагаться при FOH-пульте)
6. Рабочее место звукорежиссёра должно быть расположено в центре партера зрительного зала с допустимым смещением от центральной точки не более,чем 1 м .Обязательным является раздельное освещение пульта и рэков с обработкой. Обязательно наличие Talk Back как во время саундчека, так и во время концерта.
7. CD или MD проигрыватель (для саундчека).
8. Полная готовность аппаратуры (предварительная настройка всех систем) осуществляется принимающей стороной не позднее,чем к 13 часам – вне зависимости от времени начала концерта и саундчека.
9. Cаундчек группы длится 2 часа.Начало — за 3 часа до начала концерта.
10. Обязательно наличие на сцене и у FOH-пульта минимум по одному квалифицированному специалисту, способному оперативно устранить любую техническую неисправность. Также обязательно наличие на саундчеке и концерте квалифицированного электрика.
• Внимание!Все кабели для подключения источников звука к DI-boxам и мультикору должны быть предоставлены принимающей стороной.
• Примечание: Группа категорически отказывается работать с нетрезвым техническим персоналом.
• Внимание!Фото-,видео-съёмка,а также аудио-запись концерта категорически запрещаются без письменного разрешения продюссера.В случае невыполнения данного условия,менеджмент артиста вправе прервать концерт без возмещения убытка принимающей стороне .
Состав группы:
1) Гитара
2) клавишные
3) бас-гитара
4) барабаны
5) бэк вокал
6) бэк вокал
7) бэк вокал
9) Мультиинструменталист(гитара,клавишные)
СЦЕНА
1. Ударная установка в исправном состоянии фирм «Yamaha», «Pearl», «Tama», «Sonor» (Бас-барабан (бочка),2 альт тома, бас том, стойка под hi-hat, четыре стойки под тарелки с фетрами и креплениями, стойка под малый барабан, регулируемый по высоте устойчивый стул). Ударная установка должна располагаться на резиновом или ковролиновом покрытии 2,5х2 м. При отсутствии покрытия продумать закрепление любого элемента ударной установки (гвозди-молоток, грузы и т.п.).
2. Бас комбо фирм (в порядке предпочтения) Hartke, Ampeg, Trace Elliot, Marshall. Мощность не менее 300 Ватт (в зависимости от размеров площадки).
3. Гитарный комбо — 2 одинаковых комба типа :Marshall JCM 900, MesaBoogie Rectifier.
4. 3 усиленных клавишных стойки X-образных высотой не менее 1,20 м для двух инструментов каждая.
5.2 клавишных Комбо,мощностью RMS не менее 200W.1 (из 2-х) Клавишный комбо с 4-мя стереовходами+активные DI-boxы (8 каналов)
6. Мониторы:
Не менее 4-х мониторных линий.Первая линия — авансцена (4 монитора), вторая линия — 4, Третья линия -2,Четвертая линия — 2. Расстановка мониторов и артистов на прилагающемся stage-плане.Мощность мониторов не менее 300W RMS.
Если зеркало сцены превышает 15 м, то необходимо наличие прострелов не менее 1000 Вт, включенных в стерео режиме.
6. Точки питания на сцене (220 V) :
1) у барабанщика -2
2) у клавишника -2
3) у басиста — 2 (комбо+процессор)
4)у гитариста – 5(комбо+процессоры)
5)у мультиинструменталиста –6(комбо+процессоры)
МИКРОФОНЫ
1. 3 микрофона (бэк-вокал) — Sennheiser E 845 или Sure beta 58
2. 5 специализированных микрофонов для озвучивания ударной установки (2 динамических и 3 конденсаторных). В сольном концерте — 4 коденсаторных (2 overheads + ride+hi hat) NB: для озвучивания бас-барабана (бочки) — AKG D112 или его аналог.
3) Гитарный комбо — Shure SM 57, Sennheiser e-609 или аналогичный
БЫТОВОЙ РАЙДЕР
1. Выезд
• Поезд- 2 полных СВ и 3 полных купе.
• Недопустимо размещение в проходящих поездах на свободные места.
Если количество времени в пути превышает 12 часов, то группа летит самолетом.
• Самолет- 2 места бизнес-класса, остальные места эконом-класс.
• Все сведения о транспорте и времени в пути должны быть предоставлены директору коллектива не позднее,чем за неделю до выезда из Москвы.Непосредственно билеты с указанными местами должны быть предоставлены директору коллектива не позднее,чем за сутки до выезда.
• Недопустимо перемещение коллектива в транспортных средствах,необорудованных или с неисправными системами вентиляции,отопления и кондиционирования воздуха.
• В случае технической неисправности транспорта или его несоответствия необходимым условиям комфорта,коллектив не выезжает на концерт до разрешения данной проблемы.
2. Прилет(приезд). Встреча
• При встрече принемающая сторона должна предоставить двух грузчиков(с тележками),которые погрузят муз.инструменты и доставят их в автобус,а затем на площадку.Во время саундчека и концерта также должны присутствовать два техника,которые помогут в подключении и в устранении технических неисправностей.
• Автомобиль представительского класса Mercedes Bens S-classe long, который должен постоянно находиться в распоряжении артиста и его менеджмента и подаваться при встрече к самолёту или вагону поезда непосредственно(за исключением отелённых ж/д путями платформ)
• Комфортабельный большой (не менее 10 рядов кресел) автобус для музыкантов и инструментов. В автобусе должен быть вместительный багажник,гардероб,все сан.технические удобства,полноразмерные раскладываемые кресла.
3. Гостиница
Для коллектива
Не менее 3-х звезд
• Одноместные номера со всеми удобствами, 2-х местные только в случае краткосрочного пребывания (не более 2-х часов)
• В гостинице обязательно должна быть горячая вода,работающее отопление и вентиляция,
• К моменту поселения температура в номерах должна быть не менне 22*C
• Охрана
Для артиста и продюссера
• . 5 звёзд
• . 2 одинаковых номера «Люкс»
• . Охрана
4. Питание
• Завтрак, обед, ужин (после концерта)
• В случае отъезда группы до завтрака обязательно должно быть предоставлено питание для музыкантов в дорогу.
• В местах питания и проведения банкетов после концерта категорически недопустимо звучание любой музыки,проведение шоу-программ и наличие посторонних гостей.
5. Саундчек
• Продолжительность не менее 3-х часов
• В гримерках (3) обязательно должны быть:
— минеральная вода без газа, чай, кофе,молоко(тёплое)
— легкое питание (бутерброды, фрукты)
— тканевые полотенца, салфетки
—
Температура воздуха на сцене и в гримёрках — не менее 22, не выше 25 градусов С!
6. Концерт
1. 3 раздельных гримёрки.Одна для артиста (с обязательным наличием душа и туалета) и две для коллектива
2. На сцене должна быть теплая минеральная вода б/г, салфетки.
7. Охрана
• Во время саундчека и концерта охрана должна находиться у каждой гримёрки ,FOH-пульта и по краям периметра сцены.
• В течение всего концерта недопускается выход зрителей на сцену!
8. Отъезд
• Также,как и при встрече обязательно наличие грузчиков.