Как составить расписание автобусов онлайн

Как я сделал свой «Яндекс.Транспорт» с расписанием и автобусами

Время на прочтение
5 мин

Количество просмотров 100K

Автор: Михаил Аксенов, .NET Developer, DataArt

  • Сайт проекта Vrnbus (Автобусы Воронежа);
  • Telegram-бот: @vrnbusbot;
  • GitHub проекта: vrntrans/vrnbus.

С чего все началось

Осенью 2014 года появилась радостная новость о том, что в Воронеже заработал Яндекс.Транспорт, который показывает движение автобусов и троллейбусов. Было очень круто прямо на остановке открыть расписание и узнать, что ваш автобус подойдет через 5 минут.

Но уже через пару месяцев все пошло по вполне предсказуемому сценарию. Поскольку весь транспорт в Воронеже от троллейбуса до маршрутки работает «на наличке», каждый водитель заинтересован в том, чтобы перевезти как можно больше пассажиров. В результате они устраивают гонки между собой.

Новый сервис водители использовали, чтобы следить друг за другом по карте, обгоняя и подрезая конкурентов на дороге. У некоторых начала падать выручка, они стали жаловаться владельцам маршрутов, а те пошли к людям, продающим оборудование с ГЛОНАСС и GPS и отправляющим данные о перемещениях машин в Яндекс. По просьбам хозяев автопарков они информацию отправлять перестали, и автобусы сразу начали исчезать с карты. Сейчас их стало чуть побольше, но это все равно гораздо меньше, чем на самом деле.

Для тех, кому лень читать дальше, предлагаю видео доклада на эту тему:

Для остальных — опишу проект в виде текста.

Где взять данные?

При этом в в Воронеже есть место, где собираются все данные — Центр Организации Дорожного Движения (ЦОДД). У них на сайте есть большое и тяжелое веб-приложение с неотлаженным JavaScript и прочими артефактами, при этом все в нем идет POST-запросами и ничего не кешируется. С помощью самого этого сайта можно запросто положить сервис, который собирает данные о передвижении автобусов.

Там имелась опция, позволяющая ткнуть на карту и узнать, когда придет автобус и каким он будет. При условии, что вы приблизительно попадаете в остановку (± 50 метров). В меню можно было открыть список маршрутов и посмотреть, где именно ездят автобусы, но там была проблема — ездили они странно. Например, по Кольцовской, улице в центре, где особенно не разгонишься, автобус перемещался вперёд и назад со скоростью примерно 200 км/ч.

Почему Python?

Я выбрал Python потому что он классный, батарейки в комплекте, и т. д. А 3.6 потому, что здесь есть форматирование строковых литералов, typing, вот это всё. Давайте посмотрим на то, что я в принципе использовал:

  • Многие жаловались, что вбить точное название остановки со всякими знаками препинания очень тяжело. Тогда я реализовал возможность нечеткого поиска и создал для него первый юнит-тест.
  • Вся система хостится на Heroku. Бесплатно, поскольку у меня нет базы данных — я надеюсь обойтись базой ЦОДДа. О ее использовании я договорился с Центром, когда понял, что данных, которые я забираю через веб-интерфейс, недостаточно.
  • Собственно, хостинг идет через веб-сервер Tornado. Думаю, он знаком каждому, кто сталкивался с веб-запросами в Python.
  • Пакет Pytz понадобился мне, потому что сервер Heroku находится в другом часовом поясе, а данные ко мне поступают без указания временной зоны. Поэтому я сам позаботился о локализации.
  • Для создания бота я использовал рекомендованную библиотеку Python-telegram-bot. Документация здесь вполне адекватная, и вообще библиотека соответствует требованиям minimum viable product. Изначально весь проект представлял собой Telegram-бота, который в ответ на отправку вашего местоположения присылал расписание автобусов.
  • Firebird, бывший Interbase — Open source база данных, с которой, полагаю, многие из вас работали. Конечно, она не такая крутая, как тот же самый PostgreSQL, но для очень большого количества запросов ее достаточно. В нашем случае большего не нужно.
  • Caсhetools — очень простой модуль, который позволяет кешировать вычисления. Речь тут, конечно, не о memecached или кешировании веб-страниц, а о тех случаях, когда вам нужна мемоизация на долгие запросы. Просто берете, добавляете соответствующий декоратор — и всё работает. Кеш имеет разные варианты, я использую TTL-версию, который сохраняет данные на указанное время, потому что я знаю, что данные не будут обновляться чаще, чем через определённые промежутки времени (в моём случае — 30 секунд).

Функционал бота

  • /nextbus имя остановки — ожидаемое время прибытия;
  • /last номера маршрутов через пробел — последние остановки;
  • Отправка местоположения — ожидаемое время прибытия для ближайших трех остановок;
  • Свободный ввод — номера маршрутов и расстояние до автобусов (при отправке местоположения).

Команды я постарался описать достаточно полно, чтобы люди не спрашивали, как ими пользоваться. Базовых команд по сути две: nextbus, когда вы пишете название остановки, и отправка местоположения.

Функционал сайта

Bеб-сайт я сделал настолько минималистичным, насколько это в принципе возможно. Из сторонних библиотек использовал всего две, для поддержки fetch и promise, потому что старые версии предустановленных браузеров в телефонах не умеют обходиться без них. Если не поддержать эти методы, получится достаточно тяжелая лапша из коллбеков для самих запросов. С fetch все выглядит изящнее.

Собственно, функционал здесь состоит из 4 пунктов:

  1. Прибытие. Можно просто посмотреть остановку. Нажав на кнопку (ее, кстати, может быть, стоит сделать побольше — я подумаю!), вы отправляете свое местоположение, система ищет три ближайшие к вам остановки и показывает информацию по ним. Можно ввести название остановки и получить информацию по ней. Поскольку вам вряд ли нужны все 20–30 автобусов, которые могут приехать к остановке, вы можете отфильтровать их по маршрутам.
  2. Автобусы. На второй странице собрана информация по автобусам. Это связано еще с одной историей, подтолкнувшей меня к этому проекту. В один прекрасный день я забыл в автобусе шапку, позвонил в диспетчерскую, объяснил, где это случилось. Диспетчер предложил мне ловить свой автобус в центре, куда он вернется, развернувшись на конечной. Я вспомнил, что у меня есть логин и пароль от системы Центра организации дорожного движения, но оказалось, что отследить местоположение нужной мне машины я через веб-интерфейс все равно не могу. Шапку я вернул, но с большим трудом.
    Я подумал, что поиск автобуса мог бы быть гораздо проще. Написал номер маршрута, а система показывает тебе машины на линии, их текущее местоположение и время, когда они проходили остановки по пути. И даже если вы знаете номер маршрута, но вы знаете номер автобуса (такое тоже бывает), вы все равно сможете его найти.
  3. Карта. Карта на сайте без анимации. Здесь можно выбирать автобусы из списка или вводить номера вручную, можно их отфильтровать. На карте могут быть показаны до 600 автобусов, хотя уже после 20 найти что-то в центре становится сложно, просто потому, что маршруты все сконцентрированы здесь. Поэтому лучше ограничивать поиск параметрами более жестко.
  4. О проекте. Сейчас у проекта есть сайт, есть Telegram-бот, группы в соцсетях.

***
К счастью, Python — это язык с батарейками из коробки. Для несложных вещей, вам даже ничего скачивать не нужно, достаточно внимательно прочитать документацию.

Разумеется, такие сервисы можно делать и для других городов, более того, в некоторых они уже работают. Многое зависит от местного ЦОДД, кое-где, например, в Санкт-Петербурге есть даже API для разработчиков. Но самое главное — горожане, которые хотят менять свой город к лучшему.

Генератор расписания

Генератор расписание предназначен для составления расписания путем указания продолжительности и перерыва после событий. Начало и окончание каждого события в расписании будет рассчитано автоматически, достаточно лишь задать время начала первого события. Также вы можете сгенерировать альтернативный вариант расписания, чтобы подобрать наиболее подходящий вариант.

Время начала

Количество событий

Номер Событие Продолжительность Перерыв после
1. :

:

2. :

:

3. :

:

4. :

:

5. :

:

сгенерировать альтернативный вариант расписания

указывать продолжительность

указывать перерыв


Как пользоваться генератором

Для начала работы укажите время начала первого пункта в вашем расписании. Затем выберете количество событий. Далее в поле для каждого события укажите его продолжительность и (если необходимо) длительность перерыва. Таким образом после заполнения каждого поля возможно также указать:

— сгенерировать альтернативный вариант расписания — означает изменить порядок следования событий путем случайного подбора с сохранением продолжительностей и перерывов.

— указывать продолжительность – означает, что в таблице с расписанием будет добавлен столбец определяющий продолжительность каждого события.

— указывать перерыв – означает, что в таблице с расписанием будет добавлен столбец определяющий перерыв после каждого события.

После создания расписания, внизу под таблицей появится кнопка «Копировать», при помощи которой возможно перенести таблицу в любой текстовой редактор.

Данный генератор может значительно упростить работу при составлении расписаний любого характера, как для школьных занятий, так и ведения ежедневника. Нет необходимости рассчитывать время, генератор все сделает автоматически.

Система КОМПАС — пакет программ
для Диспетчерских служб и парков

Система КОМПАС состоит из трех модулей и решает все задачи по контролю движения пассажирского транспорта. Систему легко адаптировать под задачи конкретного заказчика. Транспортные средства должны быть подключены к спутниковому мониторингу транспорта.

Планирование подвижного состава 

Контроль ТС перемещающихся по маршрутам с отбражением ТС на электронной карте

Оперативная речевая связь с любым ТС из базы

Создание и корректировка путевых листов

Расписание транспорта

Быстрое создание и корректировка расписаний движения транспорта

Расписание составляется из хранящихся данных о всех остановках, маршрутах и графиках движения путем выбора и небольшой корректировки

Планирование подвижного состава

Планирование путевых листов на следующий день

Автоматическое заполнение путевых листов в соответствии с настройками

Копирование путевых листов на любой период

Стоимость и предоставляемые скидки

Акция! В год своего 30-летия компания САПИР снижает цену всех компонентов пакета программ для контроля пассажирских перевозок – системы КОМПАС на 50% для новых клиентов в течении 300 дней от заключения договора!

Цены акции на примере автотранспортного предприятия с 50 ТС

Рабочее место в системе. Включает в себя удаленный доступ к серверу, антивирусную защиту.

Мониторинг ТС, без SIM-карты

Обслуживание системы, час (работа по телефону, доработка отчетов, рекомендации)

Система КОМПАС — пакет программ
для Диспетчерских служб и парков

Диспетчер ЦДС 

Контроль ТС перемещающихся по маршрутам с отбражением ТС на электронной карте

Оперативная речевая связь с любым ТС из базы

Создание и корректировка путевых листов

Графическое расписание 

Расписание транспорта

Быстрое создание и корректировка расписаний движения транспорта

Расписание составляется из хранящихся данных о всех остановках, маршрутах и графиках движения путем выбора и небольшой корректировки

Планирование подвижного состава 

Планирование подвижного состава

Планирование путевых листов на следующий день

Автоматическое заполнение путевых листов в соответствии с настройками

Копирование путевых листов на любой период

Программы для пассажиров

Сайт пассажирского транспорта

Общественный транспорт Перми

Общий вид сайта для пассажиров с выбранным маршрутом транспорта

Мобильное приложение «Транспорт Перми»

Транспорт Перми

Отображение транспорта в системах Яндекс и Google

Маршрут автобуса Яндекс карты

Автобус маршрут Google карты

Автоматическая отправка данных местоположений транспорта в самые популярные поисковые системы

Табло ближайшего прибытия транспорта в телефоне

QR код прибытий транспорта

Ближайшие прибытия транспорта

Мобильная версия сайта
 

Общественный транспорт расписание автобусов

Разработан сайт, адаптированный для мобильных телефонов

Программы для пассажиров

Сайт пассажирского транспорта

Общественный транспорт Перми

Общий вид сайта для пассажиров с выбранным маршрутом транспорта

Мобильное приложение «Транспорт Перми»

Мобильное приложение Транспорт Перми расписание

Отображение транспорта в системах Яндекс и Google

Маршрут автобуса Яндекс карты

Автобус маршрут Google карты

Автоматическая отправка данных местоположений транспорта в самые популярные поисковые системы

Табло ближайшего прибытия транспорта в телефоне

QR код прибытий транспорта

Ближайшие прибытия транспорта

Мобильная версия сайта
 

Общественный транспорт расписание автобусов

Разработан сайт, адаптированный для мобильных телефонов

Программы для перевозчиков

Портал перевозчиков

Портал перевозчиков

Портал перевозчика позволяет планировать выход ТС на маршрут и формировать отчеты

Мобильное приложение 

Мобильное приложение для перевозчиков

Мобильное приложение для мониторинга перевозчиком своих ТС, истории движений и выполненных рейсов

тел.  258-38-01
E-mail: sale@sapir.ru

Выбор больших и маленьких брендов

Наш редактор используют более 20,525,288 маркетологов, менеджеров и педагогов из 133 стран:

ЛЕГКО РЕДАКТИРОВАТЬ

Шаблоны расписаний

Выбирайте из более чем дюжины готовых к использованию бесплатных шаблонов расписаний, которые помогут вам спланировать свой день, неделю и месяц. Убедитесь, что вы организованы в работе и в жизни: составьте расписание и следуйте ему день за днем. Ваш идеальный шаблон расписания ждет вас в программе для составления расписания Visme, и вы можете отредактировать его как пожелаете.

Составьте свое расписание

Больше шаблонов

Возможности программы для составления расписания

Будьте организованы во всем. Создавайте бесплатное ежемесячное, еженедельное или ежедневное расписание с помощью простой и удобной программы для составления расписания от Visme.

Красивые шаблоны расписаний и графиков

Войдите в панель инструментов Visme и нажмите «Создать», чтобы начать новый проект. Перейдите на вкладку «Распечатки», чтобы подобрать бесплатный шаблон расписания на неделю, шаблон расписания занятий, шаблон расписания уроков и многое другое.

Составьте свое расписание

Красивые шаблоны расписаний и графиков

Создайте свое расписание или график

Программа для составления расписания Visme поможет составить расписание дня, график работы, расписание уроков и многое другое. Используйте панель слева, чтобы создавать текстовые блоки и блоки контента, а также редактировать доступные шаблоны. Оцените все возможности программы для составления расписания: редактируйте график онлайн или скачайте и распечатайте шаблон расписания, чтобы вносить изменения вручную.

Составьте свое расписание

Создайте свое расписание или график

Настройте расписание, чтобы лучше организовать свою жизнь

Создайте собственный график работы, расписание уроков, расписание тренировок, график уборки и многое другое с помощью программы для составления расписаний Visme. Начните с базового шаблона в панели управления или создайте с нуля собственное расписание. Затем добавьте таблицу из раздела «Данные» на панели слева и добавьте строки и столбцы в соответствии с вашим расписанием — часы, дни, недели или месяцы.

Составьте свое расписание

Настройте расписание, чтобы лучше организовать свою жизнь

Другие замечательные функции программы для составления расписания

Поделитесь своим расписанием

Программа для составления расписания бесплатно поможет создать идеальное расписание для вашей команды, класса или семьи. Вы можете легко опубликовать шаблон расписания в Интернете и поделиться URL-адресом, скачать в формате PDF и прикрепить к электронному письму или распечатать.

Поделитесь своим расписанием

ПОДРОБНЕЕ О РАСПИСАНИЯХ

Что такое расписание?

Расписание похоже на план. Каков план мероприятия, рабочего дня, бюджета или фитнес-цели или даже сотрудников компании? Каждый из аспектов требует такого списка, в котором организован необходимый процесс или процедура. Независимо от того, какое расписание или график вы создаете: ежедневный семейный график, распорядок дня для сотрудника, сменный график или еженедельное расписание, – программа для составления расписаний Visme упрощает процесс.

Программа для составления расписания поможет во всем, что вам необходимо: бесплатно составить расписание онлайн, оформить расписание уроков, составить ежемесячный график работы и многое другое. Просто начните с шаблона, измените размер таблиц, обновите шрифты и скачайте готовый вариант.

Составьте свое расписание

Что такое расписание?

Программу для составления расписаний поможет спланировать рабочий день, составить семейный бюджет и многое другое.

У вас наверняка есть план и вам нужен график, чтобы помочь реализовать этот план. Выберите один из наших бесплатных шаблонов, чтобы приступить к созданию расписания для вашего проекта, мероприятия или рабочего дня. Вы даже можете составить семейный бюджет, график свадебного дня, фитнес-план и многое другое в удобном конструкторе расписания.

ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО + ЕЩЕ БОЛЬШЕ

Больше, чем программа для составления расписания

Вы сможете создать все, что вам нужно: Расписание дня, график работы, расписание уроков и многое другое

ВИЗУАЛИЗИРУЙТЕ СВОИ ДАННЫЕ

Диаграммы и графики

Используйте таблицы, чтобы вставить свое ежедневное, еженедельное или ежемесячное расписание. Добавляйте виджеты данных для визуализации чисел и статистики.

ВПЕЧАТЛЯЙТЕ

Интерактивность

Создавайте анимированные и интерактивные расписания, которые можно редактировать онлайн и публиковать в Интернете. Используйте интерактивные инструменты Visme и пользовательскую анимацию.

УКРАСЬТЕ СВОЙ КОНТЕНТ

Стоковые фотографии и иконки

На ваш выбор более миллиона стоковых фотографий, иконки, иллюстрации, символы, линии, формы и многое другое, чтобы создать свой собственный дизайн расписания.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Как составить расписание за 5 шагов

Программа для составления расписания поможет вам быть более организованным. Создайте свой собственный график работы, расписание уроков, расписание тренировок, график уборки и многое другое.

Благодаря бесплатным шаблонам вы сможете составить расписание онлайн на каждый день и больше никогда не забудете встречу или действие. Шаги, описанные ниже, помогут вам составить расписание за считанные минуты.

  • Создайте новый проект и выберите бесплатный шаблон расписания.
  • Нажмите на элементы, которые вы хотите отредактировать. Обновите текст, чтобы настроить свое расписание и замените базовые цвета шаблона. Например: выберите фирменные цвета компании для оформления рабочего графика или ваши любимые цвета для личного расписания дня.
  • Перемещайте блоки контента, чтобы настроить внешний вид вашего расписания.
  • Добавляйте таблицы и редактируйте их, чтобы создать идеальное расписание.
  • Добавьте список задач и целей в шаблон расписания онлайн или скачайте и распечатайте его, чтобы заполнить вручную.

БЫСТРЫЕ СОВЕТЫ

Как использовать конструктор расписаний

Начните с понимания ваших потребностей в расписании. Вам необходимо ежемесячное расписание для сотрудников? Или вы создаете свой собственный еженедельный график? Вы пытаетесь придерживаться бюджета или соблюдать спортивный режим? Хотите визуализировать цели?

01

Начните с понимания ваших потребностей в расписании. Вам необходимо ежемесячное расписание для сотрудников? Или вы создаете свой собственный еженедельный график? Вы пытаетесь придерживаться бюджета или соблюдать спортивный режим? Хотите визуализировать цели?

Начните новый проект в программе для составления расписания Visme .

02

Начните новый проект в программе для составления расписания Visme .

Перейдите на вкладку «Печатные формы» и выберите «Расписания» из представленных вариантов шаблонов.

03

Перейдите на вкладку «Печатные формы» и выберите «Расписания» из представленных вариантов шаблонов.

Просматривайте доступные шаблоны расписаний, пока не найдете тот, который идеально соответствует вашему видению.

04

Просматривайте доступные шаблоны расписаний, пока не найдете тот, который идеально соответствует вашему видению.

Изменяйте шрифты, цвет, изображения, графику и размеры таблицы, пока шаблон расписания не станет выглядеть так, как вам нужно.

05

Изменяйте шрифты, цвет, изображения, графику и размеры таблицы, пока шаблон расписания не станет выглядеть так, как вам нужно.

Чтобы ваше расписание соответствовало вашим вкусам и фирменному стилю, используйте предпочтительные шрифты и цвета.

06

Чтобы ваше расписание соответствовало вашим вкусам и фирменному стилю, используйте предпочтительные шрифты и цвета.

Если вам нужно больше страниц, чем предоставлено, можно создать дополнительные страницы в панели справа. Добавляйте столько, сколько вам нужно.

07

Если вам нужно больше страниц, чем предоставлено, можно создать дополнительные страницы в панели справа. Добавляйте столько, сколько вам нужно.

Добавьте личный график в таблицу программы для составления расписаний Visme онлайн или скачайте и распечатайте новое расписание, чтобы записать свои задачи и встречи.

08

Добавьте личный график в таблицу программы для составления расписаний Visme онлайн или скачайте и распечатайте новое расписание, чтобы записать свои задачи и встречи.

Часто задаваемые вопросы

Есть ли в программе для составления расписания бесплатно доступные шаблоны?

Да! Наш бесплатный онлайн-конструктор расписаний предлагает более дюжины шаблонов для самых разных потребностей и дизайнерских предпочтений. Вы можете создавать одностраничные или многостраничные печатные расписания с помощью наших шаблонов.

Можно ли полностью редактировать шаблон расписания?

Конечно. Бесплатный конструктор расписаний позволяет настроить каждый раздел шаблона. Вы можете легко изменить таблицы, графику, цвета, фон и шрифты.

Какие типы расписаний я могу создавать?

Абсолютно любые! Создавайте расписание уроков, еженедельный график, расписание тренировок, график уборки, ежемесячный календарь или даже годовой обзор. Вы также можете использовать программу для составления расписаний, чтобы спланировать семейный бюджет, график тренировок, расписание занятий и график работы сотрудников. Все, что может вам понадобиться, может быть построено непосредственно в конструкторе расписаний Visme.

Сколько стоит составить расписание с помощью программы Visme?

Составление расписания с Visme совершенно бесплатно. Вы можете скачать или встроить готовое расписание и использовать его на свое усмотрение! Если вы хотите скачать его в формате PDF или в виде файла .html, вам понадобится стандартный план Visme.

Можно ли распечатать расписание дома?

Конечно! Загрузите расписание в виде изображения или PDF-файла и распечатайте дома на любимой бумаге (мы рекомендуем переработанную бумагу). Вы также можете распечатать расписание в местной типографии (если вы создали многостраничный ежедневник).

Доступны ли значки, иконки, изображения и иллюстрации, которые я могу использовать для персонализации своего расписания?

Да, на панели конструктора слева есть множество графических ресурсов, которые можно использовать совершенно бесплатно.

Ваши графики достоины быть красивыми, как и весь ваш контент
Ваши графики достоины быть красивыми, как и весь ваш контент

Ваши графики достоины быть красивыми, как и весь ваш контент

Создайте дизайн бренда для своего бизнеса, независимо от вашего уровня подготовки.

Зарегистрируйтесь бесплатно!

Составление расписания движения автобусов гпот разработка графиков работы водительских бригад

Цель
работы

изучение основ технологии составления
маршрутного расписания движения
автобусов с учетом баланса рабочего
времени водителей.

Задачи работы

  • Ознакомиться
    с теоретическим материалом по тематике
    практической работы № 8.

  • Составить
    расписание движения автобусов на
    маршруте с учетом исходных данных.

  • Разработать
    графики работы водительских бригад с
    учетом исходных данных и ранее
    разработанного расписания движения
    автобусов на маршруте.

  • Оформить
    полученные данные в виде табл. 8.1 … 8.3.

  • Сформулировать
    выводы по работе.

Источники
информации

  • И.В.
    Спирин Организация и управление
    пассажирскими автомобильными перевозками.
    М.: Академия. 2003, — 400 с.

  • В.А.
    Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А.
    Ширяев Пассажирские автомобильные
    перевозки. М.: Горячая линия – Телеком.
    2004, — 448 с.

Теоретические
основы

Маршрутное
расписание движения является основным
доку­ментом, определяющим организацию
и эффективность работы автобусов на
маршруте и устанавливающим время начала
и окон­чания каждого рейса, время
прохождения контрольных пунктов
маршрута, обеденных и внутрисменных
перерывов, пересмен во­дителей.
Выписками из маршрутных расписаний
являются авто­бусное расписание, в
котором указано время работы определен­ного
выхода, и диспетчерское (станционное)
расписание, содер­жащее информацию
о движении через соответствующий пункт
автобусов различных маршрутов.

Расписания
составляют не позднее 14 суток до открытия
движе­ния раздельно на весенне-летний
и осенне-зимний сезоны и ха­рактерные
дни недели (будни, суббота, воскресенье,
празднич­ные дни). При необходимости
разрабатывают другие расписания.
Ежегодно расписания движения подвергают
корректировке для учета изменения числа
автобусов на маршруте, конфигурации
трассы маршрута, норм времени на
выполнение рейсов, использу­емых
систем организации труда водителей, а
также при изменении варианта организации
комбинированного движения автобусов
и введении специальных рейсов. Расписания
утверждают: маршрут­ное — директор
ПАТП, автобусное — начальник отдела
эксплуатации ПАТП, а диспетчерское —
начальник централизованной диспетчерской
службы или начальник отдела эксплуатации
ПАТП. Расписание движения отменяется
в установленном порядке при стихийных
бед­ствиях, перекрытии улиц и дорог.
Оригиналы маршрутных распи­саний
хранят в паспортах автобусных маршрутов,
а для использо­вания работникам выдают
копии.

Расписания
составляют инженеры и техники по
составлению расписаний, которые входят
в группу расписаний отдела эксплу­атации.
Эти работники руководствуются
Методическими рекомен­дациями по
составлению расписаний движения
автобусов на го­родских маршрутах,
разработанными НИИАТ. Расписания могут
разрабатываться централизованно при
наличии в городе несколь­ких
перевозчиков.

В
практике работы получили распространение
графический, табличный, трафаретный и
автоматизированный методы разра­ботки
маршрутных расписаний.

Графический
метод
составления
расписаний применяют в ос­новном в
малых городах и при незначительном
числе автобусов на маршруте (до шести).
Метод основан на построении графика
движения автобуса в координатах путь
— время. Наклон линий соответствует
скорости движения автобусов. График
обеспечивает наглядность интервалов
движения в различные периоды суток и
прост в ис­пользовании. При большом
числе выходов затрудняется просле­живание
работы их в течение суток. Требуется
перевод расписания из графической в
табличную форму для практического
примене­ния. Работу выходов рекомендуется
изображать линиями различ­ных цветов.
При небольшом числе автобусов, как
правило, не тре­буется предварительного
расчета рациональных форм организа­ции
труда водителей автобусов.

Табличный
метод —
основной и
широко применяется на прак­тике.
Расписание составляют непосредственно
в табличной форме (рис. 8.1), в которой
указывают номера выходов, а также время
прибытия и отправления с конечных
пунктов маршрута. Формой расписания
предусмотрено указание различных
исходных данных и результирующих
показателей. Недостатками табличного
метода составления расписаний являются
отсутствие наглядности отсле­живания
интервалов движения автобусов по часам
суток, необхо­димость выполнения
вспомогательных расчетов для определения
фактических моментов времени прибытия
автобусов на конечную станцию маршрута,
потребность в высокой квалификации и
опыте составителя расписания. К
достоинствам метода относят нагляд­ность
работы выходов в течение суток. Этот
метод применяют при большом числе
автобусов на маршруте, что имеет место,
в основ­ном, в средних и больших
городах.

Особенности
распределения пассажиропотоков по
часам суток вызывают необходимость
иметь на маршрутах автобусы с различной
продолжительностью нахождения на линии,
что достигается применением различных
форм организации труда автобусных
бригад.

Выбор формы
организации труда автобусных бригад
определяется особенностями обслуживаемых
маршрутов и должен обеспечивать: лучшее
обслуживание пассажиров и регулярность
движения во все часы работы автобусов;
выпуск подвижного состава на линию в
количестве и по времени согласно
расписанию движения; безопасную перевозку
пассажиров; соблюдение продолжительности
рабочего дня, перерывов в работе для
отдыха; полное использование за месяц
установленного баланса рабочего времени
бригад; высокую производительность
труда. В практике работы ПАТП применяются
несколько основных форм организации
труда бригад водителей. Рассмотрим
примерные графики работы, рассчитанные
на месяц (30 календарных дней), с месячным
балансом рабочего времени при шестидневной
рабочей неделе 178 часов.

Рис.
8.1. Табличная форма маршрутного расписания

Строенная форма
организации труда

При
такой системе к одному автобусу
прикрепляются три водителя, работающие
по следующему графику.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

Второй

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

Третий

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

Средняя
продолжительность рабочей смены составит
178 : 20 = 8,9 ч (в том числе 0,3 ч.
подготовительно-заключительного
времени, 20 — количество рабочих дней в
месяц).

При
длительности обеденного перерыва бригад
по 0,5 ч. время нахождения автобуса на
маршруте = (8,9 ч. — 0,3 ч. + 0,5 ч) * 2 = 18,2 ч.

При длительности
перерыва по 1 ч. время нахождения автобуса
на маршруте = (8,9 — 0,3 + 1) * 2 = 19,2 ч..

Такую
форму организации труда целесообразно
применять для автобусов, начинающих и
закрывающих движение на маршрутах.

Двухсполовинная
форма организации труда

Такая
форма организации труда предусматривает
закрепление за двумя автобусами пяти
водителей (в том числе одного подменного),
работа которых строится по следующему
графику.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

1

1

1

1

в

2

2

2

2

в

1

1

1

1

Второй

2

2

2

в

1

1

1

1

в

2

2

2

2

в

2

Первый

1

1

в

2

2

2

2

в

1

1

1

1

в

2

Второй

2

в

1

1

1

1

в

2

2

2

2

в

1

1

Подмен.

в

2/2

2/2

2/1

2/1

в

1/2

1/2

1/1

1/1

в

2/2

2/2

2/1

Средняя
продолжительность рабочей смены водителя
составляет 7,4 ч.

Продолжительность
пребывания автобуса на линии в зависимости
от длительности обеденных перерывов
бригад может быть в пределах 15,2 — 16,2 ч.

Двухсполовинную
форму организации труда используют для
автобусов, имеющих раннее начало и
непозднее окончание работы на маршруте.
Ее целесообразно применять на маршрутах
с резко выраженными пиковыми часами с
укороченной первой и удлиненной второй
сменами, с дневным отстоем автобусов в
межпиковое время.

Продолжительность
рабочих смен может быть: утренней около
5 час., вечерней — около 10 час.

В
утреннюю смену перерыв на обед бригадам
можно не предусматривать, предоставляя
им в случае необходимости кратковременный
10-15 минутный отдых.

Сдвоенная форма
организации труда

Такая
форма организации труда предусматривает
закрепление каждого автобуса за двумя
водителями.

Для
замены бригад в дни отдыха на каждые
три автобуса необходимо иметь одного
подменного водителя.

Работа
бригад организуется по приведенному
графику.

Продолжительность
рабочей смены составит 7 час. Время
работы на линии 15-16 час.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

1

1

1

1

1

1

в

2

2

2

2

2

2

в

Второй

2

2

2

2

2

в

1

1

1

1

1

1

в

2

2

Первый

1

1

1

1

в

2

2

2

2

2

2

в

1

1

Второй

2

2

2

в

1

1

1

1

1

1

в

2

2

2

3

Первый

1

1

в

2

2

2

2

2

2

в

1

1

1

1

Второй

2

в

1

1

1

1

1

1

в

2

2

2

2

2

Подмен.

в

2/3

2/3

2/2

2/2

2/1

2/1

в

1/3

1/3

1/2

1/2

1/1

1/1

Если
водителей недостаточно, работу водителей
с указанными режимами можно организовать
по следующему графику, являющемуся
вариацией сдвоенной формы.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

р

1

1

1

1

1

в

р

2

2

2

2

2

2

Второй

в

2

2

2

2

2

р

в

1

1

1

1

1

1

Выходные дни
бригадам соответственно предоставляются
в субботу и воскресенье. Автобус в эти
дни работает в одну смену в дневные часы
с наибольшим размером пассажиропотока.

Спаренная форма
организации труда

Данная форма
предусматривает закрепление одного
автобуса за двумя водителями, работающими
через день.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

Второй

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

Продолжительность
рабочей смены составит 178 ; 15 = 11,8 ч.

Автобус на линии
может находиться 12-12,5 ч.

Полуторная форма
организации труда

Данная форма
предусматривает закрепление двух
автобусов за тремя водителями, работающими
по следующему графику

Продолжительность
рабочей смены бригад составит 8,9 ч. Время
нахождения на линии 9,1 — 9,6 ч.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

2

Второй

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

Подмен.

в

2/2

2/1

в

1/2

1/1

в

2/2

2/1

в

1/2

1/1

в

2/2

Одиночная
форма организации труда

Такая
система предусматривает закрепление
одного водителя за каждым автобусом.

Продолжительность
рабочей смены бригад составляет 7 час.
Время работы автобуса на линии, в
зависимости от продолжительности
перерыва на обед, 7,3 — 7,8 час.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

р

р

р

р

р

р

в

р

р

р

р

р

р

в

Полуторную,
спаренную и одиночную формы организации
труда наиболее целесообразно применять
для автобусов, имеющих предусмотренный
расписанием внутрисменный отстой в
часы дневного спада пассажиропотока,
что позволяет использовать их для
перевозки пассажиров в утренние и
вечерние часы-пик.

Переводить
на этот режим можно только с согласия
работающего.

Применение
приведенных форм организации труда
позволяет иметь в работе автобусы
продолжительностью от 7 до 19 час. и
обеспечить их рациональную эксплуатацию.

Методика проведения
работы

1.
Ознакомиться с исходными данными
(вариант закрепляет ведущий преподаватель),
характеризующими особенности маршрута
и организации работы автобусов на нем
(табл. 8.1).

Таблица 8.1

Исходные данные

Характеристики

Вариант

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

Скорость
эксплуатационная,

км/ч

12

14

15

13

15

Длина
перегонов на маршруте в одном
направлении, м*

400

200

350

600

800

850

350

900

500

700

900

300

500

200

450

250

400

700

900

800

600

750

500

650

200

700

450

550

500

650

200

700

450

550

850

350

430

500

700

700

450

850

750

600

800

350

600

800

Необходимый
интервал движения автобусов в час
«пик», мин.

10-15

2-5

5-7

8-10

12-15

Необходимый
интервал движения автобусов в межпиковый
период, мин.

20-30

5-10

10-14

15-20

15-30

Продолжение
табл. 8.1

1

2

3

4

5

6

Время обслуживания
маршрута

6.00-20.00

5.00-21.00

5.00-

22.00

6.00-20.00

6.00-18.00

* Значение длины
перегонов для обратного направления
принять равное прямому направлению.

** Час-пик и межпиковое
время выбираются студентом произвольно
с учетом аргументации.

***
Интервал движения автобусов и в пиковое
и в межпиковое время может варьироваться
в значительной степени в зависимости
от результатов промежуточных расчетов.

****
Время обслуживания маршрута может
варьироваться в пределах 
15 мин. от заявленного времени начала и
окончания работы маршрута.

***** Необходимые
для расчетов данные, не представленные
среди исходных студент выбирает
самостоятельно с учетом аргументации.

2. Составить график
движения автобусов на маршруте, с учетом
соблюдения режима труда и отдыха
водителей автобусов.

3. Составить
маршрутное расписание движения автобусов
на маршруте для каждого автобуса.

4. Разработать
закрепление водителей за автобусами

5. Сформулировать
выводы по работе, которые должны быть
представлены в виде конкретных
рекомендаций по организации перевозок
заданных вариантом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину нити маятника зная время
  • Как удалить найди iphone
  • Как найти интервью с собой в интернете
  • Как найти сумму делителей числа паскаль
  • Как найти эквивалент газа