Как составить расписание для самообразования

план самообразования

Зачем нужен план самообразования? Может показаться, что это излишняя работа, ведь можно попросту купить 3-4 книги по теме и начать их изучать, так? А вот и нет. Одна из основных проблем самообразования в том, что, не имея четкого плана и понимания того, что и как учить, очень легко запутаться и бросить всю затею. Вот почему нужна первичная проработка тематики и создание плана – он будет своеобразным компасом, с которым вы начнете путешествие.

Кроме того, план:

  • мотивирует;
  • помогает бороться с неорганизованностью;
  • служит визуальным напоминанием.

Составление плана самообразования – хоть и энергозатратный процесс, но окупается с лихвой. Самое главное, что он дает – это мотивация и организованность. Легко найти тысячи отговорок, если в мыслях хаос.

Стоит также отметить, что план самообразования составляют себе учителя. Подобный инструмент может пригодиться любому человеку, который занимается самообучением и повышает свои навыки.

Четыре типа планов

Мы расскажем о четырех типах планов, каждый из которых вы можете использовать самостоятельно, либо же комбинировать. Создайте нечто свое, что подходит именно вам.

План, основанный на времени

Этот план универсален: он подойдет тем, кто хочет изучить что-либо одно или сразу несколько предметов.

Здесь все просто: вы «бронируете» определенное количество времени утром, днем и/или вечером, после чего создаете свой график, вешаете его на стену и придерживаетесь.

План, основанный на месте

Это хитрый план, потому что он ставит вас в то положение, в котором вы не можете не учиться.

Места могут быть самыми разными:

  • парк;
  • библиотека;
  • любимое кафе;
  • общественный транспорт.

Суть таких планов в том, что вы целенаправленно идете туда, чтобы учиться. Удивительно, но порой проще себя мотивировать на то, чтобы делать это в библиотеке, а не в соседней комнате.

И, разумеется, его можно комбинировать с первым планом.

Свободный план

Свободный план принципиально отличается от остальных тем, что никаких целей в процессе обучения не ставится. Вместо этого нужно вести дневник, в котором вы будете записывать, что изучили, каких успехов достигли и куда двигаетесь.

При таком подходе вы чаще удивляетесь, потому что просто выделяете себе, скажем, два часа времени, не зная, что же будете изучать. Остается некоторая свежесть и повышается мотивация.

Недостаток такого плана кроется в его же достоинстве: вы можете потратить огромное количество времени на ненужные вещи.

План, основанный на целях

Чтобы составить этот план, необходимо найти три основные цели, которых вы хотите достичь. Исходя из них выстраивается вся программа обучения.

Этот план можно объединять с другими в поиске идеального баланса и удовлетворенности.

Теперь давайте выясним, как составить план самообразования.

Как составить план самообразования

1

Выясните, почему хотите изучить именно этот навык

Это подготовительный шаг, к которому стоит отнестись очень серьезно. Мы часто делаем необдуманные поступки, которые стоят много: как времени, так и денег. В плане обучения все еще критичней: вы можете потерять впустую несколько месяцев, а то и лет.

Это особенно актуально в том случае, если вы хотите изучать программирование. Для того чтобы начать зарабатывать в этой сфере, говорят, нужно обучаться от шести месяцев до полутора лет. Поэтому если вы не чувствуете достаточной мотивации и не переполняетесь энтузиазмом, то, возможно, это не ваше.

Все дело в том, чтобы быть внутренне мотивированным. Вот некоторые вопросы, которые стоит себе задать:

  • Вы хотите найти работу, которая будет более значимой и важной, чем нынешняя?
  • Вы хотите найти более высокооплачиваемую работу?
  • Вы хотите изменить мир?

Даже если ответы будут немного пафосными, важно, чтобы вы понимали, что они честные и откровенные.

Подготовительный этап завершен. На втором этапе вам потребуется лист бумаги А4 или электронный файл. Это обязательное условие. Вам нужно создать пошаговую инструкцию для себя, чтобы она постоянно маячила перед глазами и не позволяла отвлечься на что-либо несущественное.

2

Составьте список целей

Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны придумать как можно больше целей, чтобы иметь возможность позже их сравнить и выбрать наиболее важную (важные). Так что не ограничивайтесь чем-то вроде «Я хочу научиться создавать сайт на WordPress» или «Хочу научиться вязать свитер».

Итак, список целей готов. Как выбрать самые важные? В первую очередь нужно выяснить, есть ли среди них комбинированные.

Комбинированная цель – это такая цель, которая открывает перед вами большее количество возможностей:

  • Изучение нового языка может помочь вам переехать в другую страну или получить более высокооплачиваемую работу.
  • Изучение языка Java увеличит ваш доход в несколько раз.

Если же вы научитесь вязать свитер, то, скорее всего, это будет самоцель.

Поэтому в идеале вы должны выбирать те цели, которые значительно продвинут вас вперед. Это также положительно влияет на мотивацию.

Выберите от одной до трех целей. Их не должно быть слишком много. При этом они могут быть достаточно амбициозными, но не запредельными.

План самообразования

3

Составьте список ресурсов

Вы можете либо найти все необходимое в интернете. Вот ресурсы, на которые вам стоит обратить внимание:

  • МООК-курсы;
  • книги;
  • журналы;
  • блоги;
  • образовательные видео;
  • посещение конференций и лекций;
  • стажировка;
  • волонтерская работа;
  • путешествия;
  • нахождение наставника.

При этом вы должны понимать, что на все времени не хватит. Важно выбрать 3-5 основных ресурсов и сделать на них упор. Остальным стоит заниматься лишь в том случае, если вы целенаправленно выделите время на то, чтобы попробовать что-нибудь новое.

4

Установите ключевые моменты в обучении

Это те моменты, по которым вы можете отслеживать прогресс. Обучение – процесс долгий, а порой и скучный, но главная сложность заключается в том, что вы не сразу будете получать результаты.

К тому же амбициозная цель может легко подавить вашу психику, особенно в моменты, когда мотивация будет стремиться к нулю. Поэтому установите ключевые моменты:

  • определенное количество написанных страниц;
  • создание сайта;
  • уровень Intermediate в английском языке;
  • создание приложения для телефона.

5

Установите расписание и распорядок дня

Обучение – это не то, что можно впихнуть в свою жизнь и надеяться, что такой способ сработает. Это основа, Солнце, вокруг которого должны крутиться все планеты. Не забывайте, что вы учитесь, чтобы сделать свою жизнь значительно лучше, а значит, именно это становится главным приоритетом.

Создайте временные рамки для каждой цели. Что вы собираетесь делать сегодня, завтра, на следующей неделе, через полгода, чтобы достичь своей цели? Убедитесь, что овладели навыками тайм-менеджмента и научились правильно распоряжаться своим временем.

Создайте распорядок дня. Вы должны изменить свою жизнь, потому что прежней уже не будет – наивно надеяться на это. Многое изменится, потому что вы будете выделять большое количество времени на обучение.

Итак, повторим: вы должны изменить распорядок дня, забронировать время на обучение своему навыку. А также установить крайний срок для того, чтобы держать себя в тонусе.

6

Отслеживайте прогресс

Отслеживание прогресса – это тот самый процесс, который положительно влияет на уровень мотивации. Как уже было сказано, в процессе обучения вы далеко не сразу начнете получать практические результаты, а значит, можете в любой момент опустить руки. Но не в том случае, если отслеживаете свои успехи.

Под отслеживанием стоит понимать в первую очередь ведение дневника. Вы записываете в него все, что и как изучали, а также, сколько времени на это ушло. Документируйте любые мелочи. Спустя несколько недель можно будет делать определенные выводы на основе этой информации. Вы научитесь выявлять тенденции, понимать свои сильные и слабые стороны, плохие и хорошие привычки. И наконец, станете делать правильные выводы, корректируя как свое поведение, так и план самообразования.

Англоязычный интернет предлагает большое разнообразие приложений, которые можно использовать для отслеживания прогресса в обучении, чтобы корректировать свой план в том случае, если в нем имеются неточности и пробелы.

  • Degreed. Учащиеся используют Degreed для количественной оценки, отслеживания и организации обучения из любого источника: как формального, так и неформального.
  • Diigo. Упрощает работу вашей информационной системы и улучшает производительность. Также добавляет цифровые отметки и заметки в PDF-файлы, сохраняет ссылки, изображения и страницы, а также поощряет сотрудничать и делиться информацией с другими учениками.
  • TopTracker. Это приложение можно использовать для отслеживания времени, которое вы проводите в Photoshop или других цифровых инструментах (а значит, подойдет для веб-дизайнеров и программистов).

Говорят, однажды писатель Айзек Азимов сказал: «Самообразование – это единственное образование, которое у вас есть». Тяжело с этим спорить, ведь именно вам лучше знать, что вы хотите изучать. Главное – создать эффективный план и неукоснительно ему следовать.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:1LLL

Vertikal_nik

Роман

@Vertikal_nik

разнорабочий дизайна

Как правильно спланировать график самообучения?

Здравствуйте. Нужен Ваш совет.

Как организовать самообразование/переобучение взрослому, работающему человеку?

Свободного времени вообще даже теоретически быть не может — любая работа занимает все отведенное под неё время.

Как правильно составить график обучения?

  • Утром, пока мозги еще свежие (!!! но очень сонные)
  • Вечером (но тут мозги уже не работают)
  • в середине дня (послав нах текущую работу)
  • в выходной день
  • выделять отдельный день среди недели
  • не ждать идеальной ситуации, а работать маленькими порциями по 0,5 часа, 15 мин — сколько есть.
  • Провести жесткую ревизию, вести карту времени и выкинуть все лишнее.

А м.б. вообще реально что-то сдвинуть можно только тогда когда у тебя появится существенный кусок времени — ± 10 часов в неделю (либо купленный тобой, либо выкроенный домочадцами).


Что для Вас является ключевым в организации своего самообучения?

  • умение проявлять сверхусилия (делать то что надо и еще немножечко сверх того)
  • постоянство и дисциплина (курочка клюет по зернышку)
  • правильный выбор материала
  • учиться, сразу применяя изучаемое на практике
  • другое

Поделитесь своим опытом, пожалуйста!


  • Вопрос задан

    более трёх лет назад

  • 1770 просмотров

Обычно никакие красивые календарики, еженедельники, расписанные наперед планы с идеальным балансом между учебой и другими планами не смогут выдержать длительное испытание практикой (хотя бы месяц-другой).

Или берешь себя в руки и делаешь, или прокрастинируешь в поисках идеального метода обучения, пробуешь разные хитрые методики и даже реально тратишь на них какое-то время с мыслью «ну я же вот что-то тут колупаю, наверное я учусь», пока не приходит время, ты понимаешь что потратил кучу времени не очень понятно на что, и забиваешь с мыслью «все эти методики нихрена не работают».

А все потому, что секретного ингредиента не существует. Он всем известен — называется сила воли или желание и МНОГО МНОГО работы.

Пригласить эксперта

Перестать тратить время на мысли о том как бы спланировать начало деятельности, и начать деятельность.
Организация времени важна, но не на столько на сколько вы написали.

Самый первый признак того что вы не очень то хотите что-то делать — это попытки заранее решить проблемы которые вам ну никак не дают начать или предположительно будут вам мешать.

Чтобы думать над этим всем и пост на тостер написать время у вас нашлось. Вместо этого вы могли погуглить инфу, прочитать какую-то главу в учебнике, сделать еще что-то.

Просто выделите столько сколько можете в соответствии с важностью этого занятия для вас сейчас и начните.
Наверняка у вас есть хотя бы час времени в день который вы можете потратить так как сами захотите.
Вы же не с каторги пишете я надеюсь?

Ты прячешься от страха учить что то новое. Поверь лучше не станет, че бы ты не придумал. Ставь toggle или другой таймер трекер и отслеживаю сколько в день учишь и старайся быть эффективнее.

У каждого по-разному наверное, мне легче учить что-то вечером, после работы, а утром я не соображаю.


  • Показать ещё
    Загружается…

30 мая 2023, в 00:55

125000 руб./за проект

30 мая 2023, в 00:34

1000 руб./за проект

29 мая 2023, в 23:21

2000 руб./за проект

Минуточку внимания

Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс).

Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс). Он имеет равные права со стандартным школьным обучением и семейным образованием, на которое школьники переходят в старших классах для подготовки к итоговым экзаменам (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Школьники выбирают самообразование по всем предметам школьной программы или по одной-двум дисциплинам, которые им наиболее важны для поступления в вуз. Отличие самообразования от других форм обучения — расчёт исключительно на свои силы. Никаких учебных планов, подсказанных педагогами, в данном случае нет. Поэтому важно внимательно подойти к составлению плана работы — без этого самообразование может обернуться разочарованием.

Общая схема самообразования

самообразование

Работа по самообразованию начинается с подготовительного этапа. Обучение — это не просто прочтение учебников по выбранному предмету. Новая информация должна быть тщательно обработана и закреплена. Самостоятельное изучение любого предмета, независимо от поставленных целей, проходит по следующей схеме.

  • Составление индивидуального плана по самообразованию. Поможет школьный учебник, в котором перечислены основные темы. Рабочий план по самообразованию включает в себя перечисление нужных тем, распределение учебных часов, составление расписания работы.
  • Составление списка учебных пособий. Список включает учебники, дополнительную литературу по предмету, интернет-ресурсы, видеолекции, видеоуроки. Пособия подбирают в соответствии с включёнными в план работы по самообразованию темами. Для каждой темы в плане прописывают учебное пособие.
  • Перерыв в подготовительном этапе. Нужно на несколько дней отойти от интенсивных занятий, чтобы осознать проделанную работу, понять цели. Это поможет не упустить главное при самообучении.
  • Старт самообразования по установленному расписанию. Важно не пропускать занятия, следуя составленному графику.
  • Комбинация учебных пособий. При работе над темой необходимо комбинировать учебники, видеоматериалы, другие источники. Это поможет глубже понять тему, лучше усвоить новую информацию.
  • Составление конспектов. При краткой записи информации включаются отделы мозга, отвечающие за запоминание. Перечитайте составленные конспекты в конце занятия.
  • Повторение. Мысленно проговаривайте новую информацию, связывая её с имеющимися знаниями, пробуйте на практике.

По этой схеме идёт изучение каждой темы. После того как тема закреплена и отработана на практике, она повторяется при работе со следующей порцией информации.

Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Плюсы самообразования

Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.

Другие плюсы самообразования

  • Глубина изучения темы. Школьник не привязан к разработанной для всех учебной программе. Он изучает материал основательно, пользуясь не только школьным учебником, но и альтернативными источниками информации. Главное — научиться находить актуальную информацию и не закопаться в большом количестве источников. Сделать это поможет составленный график работы.
  • Экономия. При самостоятельных занятиях платить придётся только за учебники и канцтовары. Иногда для изучения темы требуется заплатить за курсы. Можно учиться и без вложений, по доступным в Интернете учебным видеолекциям и видеоурокам.

Важный плюс самообучения — оно развивает дисциплинированность. Подросток планирует время на работу и отдых. Он привыкает жить по графику, что поможет ему и во взрослой жизни.

Минусы самообразования

Свобода обучения в самообразовании становится и главным минусом. Личная ответственность за обучение может напугать. Снижение мотивации со временем приведёт к потере сосредоточенности, ребёнок будет отвлекаться на посторонние дела, в знаниях появятся пробелы. Над ним нет учителя, который побуждает начать занятия или трудиться усерднее. Никто не подскажет альтернативный способ решения задачи, не укажет на ошибку, которая может остаться непонятой и потянуть за собой другие ошибки.

Другие минусы системы самостоятельного обучения

  • Мало общения. В школе ребёнок постоянно общается со сверстниками и учителями. Самообразование оставляет его в одиночестве, что может вызвать проблемы с социализацией. Выход: записаться на кружки, секции, свободное время проводить с друзьями.
  • Не всегда можно изучить предмет самостоятельно. Самообразование возможно только по тем предметам, которые уже изучались в школе при поддержке учителей. Для самообучения важно иметь базовые знания. Изучать что-то с нуля без помощи специалистов сложно.
  • Могут появиться неизученные предметы. Если школьник полностью ушёл на систему самообразования, важно включить в рабочий план все изучаемые в школе предметы. В конце обучения предусмотрен итоговый контроль по всем предметам, прохождение которого даёт допуск к итоговым экзаменам.

Чтобы эти сложности не повлияли на успех в учёбе, чётко ставьте перед собой цели. Перед принятием решения о начале самообразования необходимо проанализировать свои возможности, разработать строгий план занятий.

Индивидуальное обучение

Индивидуальное обучение ребенка представляет собой освоение учеником обязательной школьной программой, которое не предусматривает посещение школы. Один из возможных вариантов организации процесса.

Постановка цели

Постановка цели — первый шаг при принятии решения о самообразовании. Чётко поставленная цель — основа плана занятий. На основе цели школьник принимает решение о самостоятельном изучении отдельных дисциплин или всего школьного курса. Чаще всего целью самообразования для школьника становится поступление в вуз.

Необходимо помнить, что самообразование не даёт свободы от школы. Даже при полном уходе старшеклассника на систему самообразования он остаётся приписанным к школе, должен приходить на контрольные занятия и проходить промежуточную и итоговую аттестацию по всем предметам.

Составление плана

План представляет собой подробно проработанную программу самообразования с перечислением тем, распределением их по датам, с указанием времени на изучение каждой. Составить план быстро не получится — на проработку программы уйдёт много времени. Но чётко составленный план поможет не запутаться в большом количестве доступных материалов, даст направление всей системе самообразования. Рабочий план станет учебным календарём. Распечатайте и повесьте его на видном месте — так он будет постоянно напоминать о расписании занятий. Также визуализация плана повысит самодисциплину.

При составлении плана самообразования используют один из четырёх подходов.

  • Основа — время. Наиболее привычный школьнику план, суть которого — отведение определённого времени на изучение каждого предмета. Можно воспользоваться школьным расписанием занятий.
  • Основа — локация. План состоит в выборе места для обучения. Место может быть любым — библиотека или ближайший парк. Суть подхода — школьник отправляется в выбранное место с единственной целью — учиться.
  • Основа — свобода. Не подразумевает постановку цели и чёткое планирование тем для обучения. Обязательное условие — нужно выделять себе определённое количество часов ежедневно и учить то, что хочется. При этом необходимо вести дневник, в который записывать все изученное. Плюс такого плана — постоянная новизна, высокая мотивация. Минус — не всегда школьник захочет учить то, что действительно важно. Поэтому такие планы редко применяют для самообразования школьников.
  • Основа — поставленные цели. Перед разработкой такого графика необходимо определить три цели для обучения. На основе целей школьник выстраивает программу занятий.

При составлении рабочего плана самообразования можно взять один тип или комбинировать их друг с другом. Например, план с основой на времени комбинируется с графиком с основой на локации.

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Отслеживание прогресса

Не всегда видимые результаты обучения заметны с самого начала выполнения плана самообразования. Поэтому может снизиться мотивация, случиться разочарование в своих способностях. Чтобы этого не произошло, нужно постоянно отслеживать прогресс. Для этого можно применять любые способы — завести дневник, записывая в нём все пройденные темы и результаты контрольных тестирований, чертить графики, рисовать схемы. Оценивать прогресс можно творчески — например, записывать не пройденные темы, а свои впечатления от процесса. Можно найти компьютерное приложение, где прогресс будет отслеживаться автоматически.

Главное — работа должна вестись систематически. В таком случае даже небольшое продвижение в изучении предметов не останется незамеченным, а мотивация к обучению не пропадёт.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

С чего начать самообразование

Знаний вокруг слишком много. Мы пытаемся запомнить множество пустых сведений, переживаем, что чего-то еще не охватили. Но если знания не нужны и вы к ним редко обращаетесь, они быстро забываются.

Выберите главное

Нельзя учиться всему сразу, нужно делать выбор.

Как понять, какой интерес самый важный? Грег Маккеон в книге «Эссенциализм» дает два радикальных совета. Во-первых, если нельзя сказать однозначное «да», то скажите однозначное «нет».

Выпишите все варианты и оцените каждый по 10-балльной системе. Всё ниже 9 баллов не стоит внимания.

Во-вторых, используйте строгие и явные критерии. Для нового занятия выберите три оптимальных критерия, значимых для вашей жизни: например, оно должно поднимать вашу самооценку, доставлять удовольствие и приносить деньги. Чем больше критериев захватывает новая практика, тем ценнее она для вас.

Оцените практику

Выбрав занятие, выясните, чего можете в нем добиться. Узнайте, насколько развита сама практика: есть ли у нее четкие критерии успеха и провала, работают ли в ней эксперты и разрабатывают ли они собственные техники обучения? Если практика закрепилась в обществе, то вы будете ясно видеть, куда движетесь. Если четкости нет, то развиваться будет гораздо сложнее.

Поставьте конкретную цель

Нельзя просто «учиться бегать» или «говорить по-английски». Лучше превратить свое самообразование в проект с конкретными задачами, чтобы было понятно, когда вы достигните цели. Представьте, чего хотите достичь и чего реально можете добиться в заданные сроки. Не пытайтесь «хорошо разобраться грамматике», а выберите 10 самых важных тем, найдите для них как можно больше упражнений и составьте для себя финальный тест. Определите сроки: 3 месяца. Дедлайн должен быть четким.

Выстройте кругозор

Лучшее решение для саморазвития — выстроить кругозор вокруг проекта. Если учите английскую грамматику, читайте комиксы, слушайте подкасты об истории языка, сходите на лекцию по лингвистике. Если нужно подготовиться к полумарафону, смотрите документалки про известных бегунов, читайте спортивные журналы, узнайте национальный и мировой рекорд для дистанции. Кругозор поможет проекту и наметит пути к новым темам.

Но если полностью подчинить кругозор проекту, то получится не кругозор, а специализация. Поэтому лучше освободить немного времени от любого рода планов, пусть это будет открытое пространство для мимолетных интересов: случайных книг, видеоигр, лекций и чего угодно, кроме бега и грамматики.

Как организовать рабочее место

Рабочее место должно мотивировать на обучение. Лучший способ зарядить его энергией — использовать эффект прайминга. Он уже давно используется в маркетинге: образы из окружающей среды влияют на нас даже тогда, когда мы их не осознаем. Значит, если повесить над рабочим столом мотивирующие работы, постеры или схемы, то они проникнут внутрь учебного процесса без сознательных усилий. Выбирайте образы, которые быстро считываются. Сложные схемы вроде географических карт или бесконечных списков действуют слабее: их нужно анализировать.

Откажитесь от портретов мертвых гениев — нас мотивируют не их стрижки, а истории успеха. Лучше используйте вдохновляющие образцы мастерства: небольшой абзац хорошего писателя, яркий коллаж, фото любимого атлета на финише.

Думайте не только о рабочем месте, но и о рабочей среде. В нее входят любые локации, где можно заниматься. Главный критерий — подходящая для самообучения атмосфера. Местные стадионы, набережные, тайные тропинки в парках для отработки бегового шага — или любимые кафе, библиотеки, музеи для занятий английским. Создайте свою сеть самообучения. Когда дома слишком уныло, или наоборот, до дома слишком далеко, именно рабочая среда поддержит мотивацию.

Как работать с информацией

Начинайте с любого места

Это совет от канадского дизайнера Брюса Мау. Когда вы видите чистый лист, его совершенство парализует. Но ведь правильного, безошибочного начала не бывает — в любом случае вы еще несколько раз перестроите маршрут, пока будете учиться. Не так важно, с какой темы вы погрузитесь в английский или в какой экипировке начнете тренироваться. Любое начало куда-то приведет!

Ищите точки продвижения

Откуда бы вы ни начали, быстро становится ясно, что в новой практике есть как интересные, так и неинтересные стороны. Когда вы учитесь чему-то, отмечайте, что именно вас цепляет — ищите точки продвижения. Через них мы учимся быстрее всего.

Точки продвижения индивидуальны. Для кого-то это биографии успешных людей, тогда увлечение бегом рождается из интереса к Усэйну Болту, Поле Рэдклифф или Владимиру Куцу. А для кого-то точкой продвижения будет успех в студенческих соревнованиях. Главное — отслеживать свои точки продвижения и сразу погружаться в материал.

Используйте разные источники

Чем больше разных форматов и медиа вы задействуете, тем объемнее будут ваши впечатления, тем сложнее будет забыть новую информацию. Смотрите ролики про диалекты английского, разговаривайте с иностранцами, читайте небольшие рассказы. Так вы меньше устанете, а процесс станет увлекательнее. Источники выбирайте любые: выставки, комиксы, музыка, фильмы, книги, ролики, игры, разные онлайн-платформы, мастер-классы.

Работайте со списками

Рейтинги хороши тем, что экономят внимание и показывают, что автор считает самым важным. Легко найти рейтинг соревнований по легкой атлетике, списки самых эффективных тренировок и даже топ беговых маршрутов в Москве. Но что делать с субъективностью автора? Проверьте, кто и как составлял рейтинг. Если список беговых маршрутов составил человек без большого бегового опыта, не тратьте на него время. Если рейтинг составлен по определенным правилам (как рейтинг «Кинопоиска»), изучите и оцените их (пример — расследование на habr.com). Наконец, сравните разные экспертные рейтинги и найдите между ними пересечения. Конечно, субъективность останется, но теперь она будет коллективная.

Самообразование исключает пассивность. Когда вы разберетесь в английских временах и герундиях, когда поймете, какая техника бега вам больше подходит, — надо составлять свои рейтинги. Собственный рейтинг — это карта для новой территории.

Экспериментируйте с методами записи

Мозгу, с его богатым эволюционным прошлым, мало традиционного, линейного конспекта. Ему нужно больше цветов, больше контрастов и объемов. Многие исследователи считают нелинейные методы записи продуктивнее. Поэтому рисуйте, меняйте направление текста, разбивайте его фотографиями и врезками. Пробуйте разные техники: интеллект-карты Тони Бьюзена, концептуальные комиксы или диаграммы Исикавы.

Регулируйте масштаб, меняйте скорости

Любое упражнение и любое произведение можно прорабатывать подробно или поверхностно. К тому же вы можете менять скорость, с которой изучаете материал. Если застряли за чтением Фолкнера на английском, попробуйте ускориться: забудьте про детали и странные выражения, главное — дочитать. Мозг получит целостный образ рассказа, а в необычной лексике разберетесь, когда будете перечитывать.

Иногда наоборот, полезно зарыться в подробности или притормозить на сложном моменте. Оцените свою когнитивную нагрузку в данный момент и подберите оптимальный масштаб и скорость.

Защита мотивации: как не сорваться

Составьте расписание

Худший способ поддерживать мотивацию — работать на вдохновении. Оно непостоянно и неуправляемо. У книги Мейсона Карри «Режим гения» ужасное название, но замечательная идея: самые разные писатели, музыканты и архитекторы верили в великую силу расписания. Бегайте хотя бы по пятнадцать минут, но каждый день, и через год будете на совершенно другом уровне.

Есть много хитростей для правильного графика. Желательно работать в одно и то же время дня: тогда расписание войдет в привычку.

Ставьте перед собой не просто маленькие — минимальные цели. Такие, которых можно достигнуть, практически не напрягаясь. Этот подход избавляет от самобичевания: не думайте, что вы что-то не смогли и не успели, даже маленький успех — это успех.

Наконец, среди этих небольших задач всегда выделяйте три, которые достаточно выполнить, чтобы в конце дня заснуть со спокойной душой.

Планируйте окончание и награду

Обязательства, которые вы берете перед собой, давят, и их нужно уравновешивать безответственным отдыхом. Всегда обозначайте, когда именно — до минуты — вы закончите. Бихевиористы отчасти правы: мы все лабораторные мыши в поисках позитивного подкрепления. Когда заканчиваете занятие, наградите себя чашкой кофе, прогулкой или интересной книжкой. Награда должна приносить простое удовольствие. Нельзя награждать себя чем-то полезным и ответственным: я час учил английский, а теперь награжу себя интервальной пробежкой — сорветесь через пару дней. Отдых должен расслаблять.

Даже если пропускаете — не бросайте

Перфекционизм уничтожает хорошие привычки. Самое страшное при самообучении — бросить всё, потому что пропустил один раз. Гораздо полезнее принимать себя со всеми своими пропусками. Лучше выполнить 30 % поставленных задач, чем не сделать ничего.

Не ведите долговую книгу провалов. Не пытайтесь компенсировать пропущенную тренировку в четверг двумя-тремя тренировками в выходные. Чем больше обязательств, тем сложнее их выполнить. Продолжайте делать то, что можете. И всегда помните о минимальных целях.

Подготовьтесь к препятствиям

Большинство препятствий, которые расстраивают расписание, можно легко предвидеть. Если у вас пробежки три раза в неделю и предстоит загородная поездка, заранее продумайте тренировку в новых условиях. Если у вас экзамен по микроэкономике, уменьшите время на английскую грамматику до 10 минут в день.

Найдите своих людей

Учиться в одиночку трудно. Даже если вы сами настроите учебный процесс, всё равно будет нужен взгляд со стороны.

Без критики любой человек скатывается к искажениям, замедляющим обучение. Кроме того, когда мотивация идет только изнутри, любые личные проблемы угрожают саморазвитию.

Найдите людей, которые тоже увлекаются бегом или английским. Начните с любительских форумов. Вы поймете, как принято разговаривать о беге, какие проблемы бывают у спортсменов. Завязывайте знакомства, ищите союзников и, главное, определите, кто лучше всего разбирается в беге. Самые полезные друзья по самообучению — это эксперты, готовые делиться опытом. Обратите внимание на других самоучек, солидарность может сыграть вам на руку.

Ищите баланс когнитивной нагрузки

Следите за собственной когнитивной нагрузкой. С одной стороны, должно быть достаточно тяжело, чтобы не застрять на одном уровне. С другой — перегрузка снижает мотивацию и может сорвать весь процесс. Найдите свой баланс, подходящий вашему расписанию и среде обучения.

Ваши цели — вне зоны комфорта

Раз за разом повторяя неправильные глаголы, вы привыкаете, вам становится всё спокойнее и приятнее, и выходить из зоны комфорта не хочется. Но если не преодолеть границы комфорта, развитие навыка может остановиться.

В то же время нельзя одним сверхусилием через них перескакивать. Двигаться нужно постепенно. Попробуйте неправильные глаголы в разных условных предложениях, потом постепенно переходите к условным конструкциям смешанного типа. Ставьте маленькие цели за границами комфортной зоны.

Как использовать обратную связь, чтобы учиться быстрее

Тестируйте себя

Без обратной связи человек не способен развиваться в выбранном деле. При самообучении обратной связи не хватает больше всего. Она не обязательно должна исходить от эксперта, иногда вы сами можете себя оценить. Танцоры и актеры используют для фидбека зеркала. С английской грамматикой самый действенный способ — постоянно тестировать себя. Прочитали новый параграф — и сразу готовите список вопросов с однозначными ответами, которые легко можно проверить. Проходите свой тест, отмечаете ошибки. Меняете вопросы местами и через некоторое время снова проверяете себя. В своем онлайн-курсе Learning how to learn Барбара Оакли приводит множество таких методов; на русском языке есть ее книга «Думай как математик».

Чем быстрее фидбек, тем лучше

Психолог Андерс Эриксон, исследуя профессионалов в разных областях, пришел к выводу: чем быстрее человек получает фидбек, тем лучше он усваивает материал. Чем больше интервал между практикой и ее оценкой, тем медленнее мы развиваемся.

Учите другого

Когда обучаешь другого человека, испытываешь перед ним больше ответственности, чем перед собой. Поставьте себе цель рассказать другу, зачем во время бега менять длину шага и как это делать правильно. Вы будете тщательнее готовиться, возиться с материалом, искать более понятные аргументы.

Ищите разных экспертов

Конечно, самый простой способ учиться — это периодически обращаться к экспертам. Даже если у вас нет денег на хороших репетиторов, ничто не мешает вам следить за публичной деятельностью экспертов: блогами, выступлениями, бесплатными мастер-классами. Составьте карту специалистов по английскому языку, чтобы знать, кому задавать важные вопросы. Помните, что лучший фидбек дают те, кто успешно занимается делом и умеет хорошо объяснять. И никогда не полагайтесь на одного эксперта, даже если он очень нравится.

Найдите тренера, поймите его критерии

Изредка можно встретить эксперта, который хорошо объясняет и готов передавать опыт на удобных для вас условиях. То есть он может стать вашим «тренером» или «мастером» в средневековом смысле слова. Социолог Пьер Бурдье считал обучение у такого мэтра более продуктивным, чем формальное образование.

Но замыкать свое образование на одном человеке опасно: можно быстро потерять автономию. В случае с экспертом-тренером основная цель — усвоить его критерии оценки. Тогда со временем можно продолжить без него. Главный риск в таком случае — это личные отношения, которые могут помешать учиться, поэтому общаться с обычными экспертами проще, чем с тренерами.

Как следить за своим прогрессом

Документируйте процесс

Ведите дневник, чтобы следить за своим продвижением. Недостаток дневника в том, что он быстро превращается в дополнительное обязательство, которое хочется бросить. Поэтому эссенциалист Маккеон предлагает не писать в дневнике много. Просто придумайте заголовок для прошедшего дня и опишите свои достижения одной фразой. Такой минималистский дневник не требует ментальной энергии и фиксирует главные моменты в обучении.

У дизайнеров есть свой формат документации — скетчбук. Это блокнот или небольшой альбом для записей, набросков, коллажей и экспериментов. Если вы работаете с визуальным материалом, например исследуете техники бега известных атлетов, то скетчбук подойдет идеально. Бег вообще легко документировать: существует целый рынок приложений для бегунов. Они собирают все данные о тренировках и даже делают рекомендации.

Повесьте над своим рабочим местом фото с соревнований или ваши тексты на английском — они будут напоминать о ярких прорывах или о самых интересных ошибках.

Анализируйте свои прошлые работы

Прошлые достижения — не просто память. Без них вы не поймете свои образовательные привычки здесь и сейчас и не сможете их изменить. Перечитывайте дневник, просматривайте старые работы и статистику в приложениях; ищите закономерности.

Вы узнаете, с какими материалами по грамматике вам было проще работать и на каких маршрутах вы бегали быстрее.

Собирайте свои идеи

Идеи возникают в любое время в любом месте. Как только мысль вспыхнула, запишите ее в телефон или блокнот — туда, куда постоянно заглядываете. Большая часть идей будет бесполезной: либо банальными, либо трудоемкими, либо фантастическими. Но изредка будут появляться оригинальные и выполнимые решения, ради них и ведите записи. Кроме того, накопленные идеи покажут, как работает ваше творческое сознание.

Изучайте свои ошибки

Ошибки говорят об учебном процессе больше, чем идеи. Идеи редко воплощаются в реальность, а ошибки всегда проявляются на практике. Чаще всего они отражают особенности вашего подхода к обучению. Мы повторяем их постоянно. Не делать одну и ту же ошибку дважды — утопия и штамп для бизнес-литературы. Поэтому коллекционируйте и изучайте свои промахи.

Опыт — это ошибки. Именно ошибки задают границу комфортной зоны, именно они определяют баланс когнитивной нагрузки. Если хотите расти над собой — делайте ошибки быстрее.

Обычно люди считают, что у преподавателей курсов есть какая-то эксклюзивная инфа, которую в другом месте не найдешь.

Нет, это неправда процентов на 80. У препода могут быть какие-то личные наработки, кейсы, мысли и творческие методы. А могут и не быть. И курс от этого не пострадает.

У курсов с наставником совсем другое полезное действие: они здорово экономят время, помогают преобразовать теорию в практику, дают знаниям объективную оценку.

Самостоятельно учиться тоже можно, но это дольше, сложнее и напряжнее.

Любой курс состоит из шести частей:

  • цель,
  • структура,
  • информация,
  • учеба,
  • практика,
  • оценка знаний,
  • мотивация.

Есть еще пункт семь:

  • диплом или сертификат.

Но его самостоятельно точно не получишь, к сожалению, зато все остальное вполне себе реализуемо.

Цель

Если хочешь учиться – пойми сначала зачем.

Хочу стать профессиональным интернет-маркетологом – цель.

Хочу защитить диссертацию по маркетингу – цель.

Хочу подтянуть свои знания по маркетингу – не цель. Куда именно их подтягивать? В сторону диссертации или в сторону практической работы? Путь к ним разный. Одному придется штурмовать историю и философию маркетинга и учиться в уме проводить маркетинговый анализ. Второму нужен учебник по «Яндекс.Метрике» и SEO.

Хочу научиться читать по-китайски.

Хочу научиться готовить блюда высокой кухни.

Хочу изучить философию постмодерна.

А вы чего хотите? Конкретизируйте.

Структура

Нагуглить можно что угодно. Главное, знать, что искать.

И это самая большая подстава. Как узнать, что мне нужно искать список ключей китайских иероглифов, если я не знаю о существовании этих самых ключей?

Короче, структура – это учебный план. Список тем, которые нужно освоить, чтобы получить знание о предмете.

Понятно, что их можно освоить хуже, можно лучше. Можно углублять до бесконечности, а можно просто пройти по верхам.

Но структура нужна, без нее вы так никогда и не поймете, освоили вы дисциплину или нет. Можете упустить важную тему или потратить месяцы на изучение необязательной ерунды.

Где взять структуру? Украсть у того, кто ее уже создал.

Есть два варианта: найдите учебник по предмету и спишите с него оглавление или найдите платный курс и спишите с него учебный план.

Учебный план обычно выглядит как-то так:

Тема 1: Введение в предмет.

Тема 2: …

Тема 3: …

Как найти учебник или платный курс? Погуглите. Если это не какая-то сверхэкзотика, то учебник или курс наверняка найдется в поиске.

Особенное внимание обратите на учебники для начинающих типа «История философии за 2 часа». Они очень хорошо дают полное представление о том, куда двигаться дальше.

Возможно, придется гуглить на английском, потому что в рунете информацию не найдешь. Обязательно ищите информацию на английском, даже если вы плохо им владеете: переводчик «Гугла» в последнее время очень хорошо работает. Можно понять смысл даже очень сложных материалов.

Встроенные переводчики в браузере очень удобны. Они сами предлагают перевести содержимое страницы на иностранном языке. Такие переводчики есть в Google Chrome и «Яндекс.Браузере». Особой разницы в качестве перевода нет, хотя и используются разные сервисы.

Не забудьте сообщить «Гуглу», что хотите видеть результаты на английском языке, иначе он будет отдавать предпочтение русскоязычным результатам, даже если вы ищете на английском. Делается это так:

Зайдите на главную «Гугла» и перейдите в свой аккаунт

Зайдите на главную «Гугла» и перейдите в свой аккаунт
Зайдите в раздел «Настройки аккаунта и выберите пункт «Язык и способы ввода»
Зайдите в раздел «Настройки аккаунта и выберите пункт «Язык и способы ввода»
Перейдите в раздел «Язык»

Перейдите в раздел «Язык»

Перейдите в раздел «Язык»
Нажмите «Добавить язык» и выберите английский язык из списка. Вам еще предложат выбрать страну из списка. Это не имеет значения. Можете оставить Германию, которая идет первой, или выбрать США
Нажмите «Добавить язык» и выберите английский язык из списка. Вам еще предложат выбрать страну из списка. Это не имеет значения. Можете оставить Германию, которая идет первой, или выбрать США

Информация

Большинство информации вы найдете в «Гугле». Соберите подборку материалов. Просто вбейте в поиск название каждой темы и сохраните ссылки в закладки или в отдельном файле.

Где еще поискать.

  • В социальных сетях. Наберите в поиске хэштег с названием вашей специальности. Например: #китайскийязык или #Chinese. Ищите и в «Фейсбуке», и в «Твиттере» и в «Инстаграме», и во «ВКонтакте». Даже если вы не найдете там полезных образовательных материалов, то можете обнаружить единомышленников, что тоже ценно. Особенно, если вы учите иностранный язык.
  • На «Ютубе». Правила те же. Ищите и на русском и на английском.
  • На тематических форумах. Они все еще существуют и почти всегда можно найти залежи полезной информации и подборки материалов по теме.
  • На сайтах онлайн-университетов. Их слишком много, чтобы перечислить все, но там часто можно найти бесплатные или недорогие курсы по теме. Начните с Coursera – этот сайт самый крупный, и там есть курсы примерно по всему на свете.
  • Еще раз во «ВКонтакте». Там есть малоизвестный функционал – поиск по документам. Если вы хотите какую-то книгу, но не можете ее найти, вбейте там ее название. С большой долей вероятности книга найдется.

Поиск по документам во «ВКонтакте»

Поиск по документам во «ВКонтакте»

Исключение. Про личный опыт

Единственная информация, которую в интернете найти нельзя – это личный опыт спикера.

Есть смысл учиться у людей, которые много лет занимались чем-то, добились успеха, что-то про это поняли и теперь хотят поделиться знаниями.

Обычно личный опыт очень важен в творческих специальностях, где успеха можно добиться разными способами: в дизайне, маркетинге, бизнесе, живописи, кулинарии.

Учим

Это Петя. Петя собрал подборку материалов по теме, но читать ее не стал. Очень глупый поступок. Не будь как Петя.

Это Петя. Петя собрал подборку материалов по теме, но читать ее не стал. Очень глупый поступок. Не будь как Петя.

Нет, реально, все обычно сливаются именно на этом этапе. Собирают подборку, а потом забывают и не читают.

Про мотивацию я рассказываю ниже, а пока немного полезностей для тех, кто все же решил учиться:

Курс «Learning How to Learn» – самый известный и полезный курс для тех, кто учится. Рассказывает о полезных техниках обучения и помогает лучше структурировать и запоминать информацию.

Статьи:

  • Как научиться понимать и запоминать информацию. Немного о фрагментировании
  • Что мешает вам учиться
  • Как запоминать числа, даты и формулы. Техники мнемоники

Лайфхак. В интернете полно бесполезных, глупых и просто ненужных статей. Чтобы не тратить лишнее время на чтение макулатуры, сначала просмотрите материал по диагонали, чтобы оценить, действительно ли он содержит полезную информацию, или там пустая болтовня.

Выучил – примени

Выбейте это правило в граните. Теория, которую вы сразу же не применили на практике, забывается мгновенно.

После каждой новой темы придумывайте себе практические задания и выполняйте. Это самый важный пункт. Учить теорию, а потом не выполнять практических заданий – это как стоять в многодневной очереди за китайским айфоном.

Прочитал – придумай себе практическое задание и примени. Это обязательно. Без практики все остальное не работает.

Оценка знаний

Вот это самая большая проблема самообучения. Нет способа объективно и самостоятельно оценить свои знания. Насколько вы круты? Что получается, а что нет? Насколько вы лучше или хуже других? А вы себе не врете?

Оценивать знания обычно помогают контрольные и тесты. Причем лучше всего групповые – это когда вы видите свой результат в столбике результатов других учеников. Вы набрали 58 баллов из 100. 48 человек из 80 оказались лучше вас. Очень обидно, но честно и объективно.

Можно сколько угодно раз ругаться на экзамены и тесты, но ничего лучше пока не придумали. Относитесь к ним спокойно. Они существуют не для того, чтобы навсегда уронить вашу самооценку. Цель – спокойно оценить, что ты понял, а что нет из изученного материала.

Проще всего себя протестировать в школьных и академических дисциплинах. Найдите методичку по теме, да пройдите тест.

А вот с неакадемическими дисциплинами, вроде SMM, сложнее. Такие дисциплины можно проверить только на практике.

Единственный вариант – попробуйте найти специалиста в интернете и попросите его оценить ваши работы. Не факт, что он согласится, но это вполне возможно. Но будьте готовы к тому, что вас проигнорируют или пошлют лесом. Такова жизнь.

Мотивация

Платные курсы здорово мотивируют. Если отдашь за них всю свою зарплату, то ходить будешь любой ценой.

А еще в самообразовании нет никакого насилия. Вас не отчислят за опоздание и непосещение. Не снизят балл за неправильный ответ. Не обзовут лузером за двойку. Это хорошо с точки зрения общечеловеческих ценностей, но здорово расхолаживает.

Есть дурацкий, но эффективный способ немного поднять себе мотивацию. Каждый день задавайте себе вопросы из списка.

  • Я сегодня чему-то учился? Сколько времени ушло? Что было сделано?
  • Что я узнал?
  • Прогресс есть?
  • Можно в ближайшую пару дней эти знания применить?
  • Сегодня я что-то применил на практике?
  • Какие учебные планы на завтра?

Только действительно задавайте, а не думайте, что неплохо было бы об этом подумать, но можно сделать это завтра. Нельзя. Сделайте сегодня.

Вам еще может помочь статья Пара слов о мотивации, или Как побороть лень.

Что вынести из этой статьи

  • Структурируйте. Без учебного плана учиться тяжело и довольно бессмысленно.
  • Гуглите в поисках знаний.
  • Не забывайте о мотивационных техниках. Они глупые, но работают. Все лучше, чем бросить свое самообразование после недели занятий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить зарядку для ноутбука
  • Как найти высоту зная длину формула
  • Как найти провод на сигнал ваз
  • Как найти новых друзей взрослому человеку
  • Как найти минимальный объем производства