Как составить расписание лекций

М. Менеджеров,
24 января 2022

Качество подготовки преподавателей учебных заведений, а также эффективность использования их научно-педагогического потенциала в определенной степени зависят от уровня организации учебного процесса. Расписание занятий является одной из основных составляющих образовательной программы. Из этой статьи вы узнаете, кто занимается составлением расписания в ВУЗах и каким правилам нужно следовать при его разработке.

Содержание:

  1. Цель составления расписания
  2. Важные критерии составления расписания
  3. Кто занимается составлением расписания
  4. Требования к расписанию в ВУЗе
  5. Программы для составления расписаний в ВУЗах

Цель составления расписания

Чтобы упорядочить педагогическую работу и последовательность подачи знаний студентам, нужно учесть множество различных нюансов и тонкостей, которые знакомы только специалисту в этой области. Многие ошибочно предполагают, что достаточно составить график лекций, а затем указать время их начала и конца. На деле этого мало. Грамотно составленное расписание:

  • регламентирует трудовой ритм;
  • способствует равномерному распределению учебной нагрузки учащихся;
  • обеспечивает работоспособность студентов и условия для их разносторонней деятельности;
  • влияет на творческую отдачу преподавателей.

Подготовить идеальное расписание невозможно. В любой момент преподаватель может заболеть или ему понадобится срочно отвести ребенка к зубному, и так далее. Кроме того, часто случается, что одно и тоже время для проведения занятия удобно сразу нескольким преподавателям. В итоге приходится изменять расписание так, чтобы угодить всем, а это не так просто.
Мем преподаватели составляют расписание пар

Важные критерии составления расписания

При составлении расписания нужно учитывать многие критерии и ограничения, среди которых существенными являются:

  • сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов;
  • аудиторный фонд учреждения;
  • наличие необходимого для проведения занятий оборудования;
  • определенная нагрузка на учеников;
  • равномерное распределение нагрузки для преподавателей.

Важные критерии составления расписания

Кто занимается составлением расписания

Как правило, в каждом учебном заведении предусмотрен диспетчерский отдел. В нем числится от 3 до 5 сотрудников, в зависимости от структуры образовательного учреждения. Именно они и занимаются разработкой расписания на предстоящий учебный год.

Расписание для осеннего семестра составляется летом. Оно должно быть согласовано и подписано ректором до середины августа. На разработку плана для весеннего семестра выделяется время зимой. Как правило, расписание должно быть готово к концу января.

До составления расписания сотрудниками диспетчерского отдела собираются ведомости учебных поручений. В этих документах указаны:

  • дисциплины, по которым планируется проведение лекций в предстоящем семестре;
  • преподаватели, которые будут проводить занятия.

На основе этой информации специалисты диспетчерского отдела начинают организацию учебного процесса.

Кто составляет расписание

Требования к расписанию в ВУЗе

Чтобы расписание удовлетворяло требованиям и преподавательского состава, и студентов, нужно придерживаться следующих правил:

  • Минимальное количество пар в день – две, максимальное – четыре. Преподаватели вправе самостоятельно назначать дополнительные занятия. Они не учитываются в основном расписании.
  • Лекции должны проводиться в начале дня, а практические и лабораторные занятия – в конце.
  • Чтобы избежать переутомления студентов, нужно равномерно распределять нагрузку на каждую группу. Например, после лекции по сложной дисциплине должна идти пара по относительно легкому предмету.
  • В расписании студентов не должно быть «окон». Однако они приветствуются в распорядке рабочего дня преподавателей.
  • Желательно сделать так, чтобы в конце учебной недели, в пятницу, было минимальное количество лекций.
  • Чтобы успеваемость студентов не снижалась, на первые две пары в понедельник следует назначить лекции по максимально легкому предмету.
  • Если ВУЗ имеет несколько корпусов, нужно составить расписание лекций так, чтобы в день был лишь один переход в другое здание, особенно если они находятся далеко друг от друга.

Помимо этого, при подготовке документа следует учитывать вместимость аудиторий. В ней должны свободно помещаться все студенты, особенно в тех случаях, когда занятие проводится одновременно для нескольких групп. 
Студенты изучают расписание пар

Программы для составления расписаний в ВУЗах

Расписание можно подготовить вручную самостоятельно или же при помощи специальной программы. Преимущество автоматизированного способа заключается в возможности быстро составить предварительный учебный план с учетом всех критериев. После этого, можно в любой момент подкорректировать его вручную. 

Программы для составления расписаний в ВУЗах

Существует две наиболее популярные программы, которые используются для составления расписаний в ВУЗе. Это АВТОРасписание и aSc TimeTables. Обе программы можно использовать абсолютно бесплатно.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

После поступления в универ первокурсник сталкивается с новыми понятиями: ему надо разобраться, что такое кафедра и деканат, познакомиться с уставом вуза и пр. Мы хотим облегчить жизнь студента, поэтому объясняем, что и как устроено в вузе. Сегодня расскажем, кто оставляет расписание в университете и какие правила для есть для его написания.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше полезной информации, которая пригодится и новичкам, и старшекурсникам, можно найти в нашем телеграм-канале с советами по успешному обучению. А подписавшись на специальную группу, вы всегда будете в курсе наших акций и выгодных предложений.

Кто составляет расписание в вузе

Сначала ответим на самый главный вопрос — кто же занимается составлением расписания занятий в вузе. Как правило, за это отвечают сотрудники специального отдела — диспетчерской. Диспетчерская обычно входит в состав учебной части и в ней работают от 2 до 5 человек (в зависимости от структуры вуза).

Сотрудники кафедры или деканата приносят в диспетчерскую специальный документ — ведомость учебных поручений, которую составляют на основе учебного плана. В нём указаны важные данные: какие предметы будут у студентов в следующем семестре, и какой преподаватель их ведёт.

Разработка расписания для осеннего семестра учебного года начинают в конце июля-начале августа, для весеннего — в декабре-январе.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Инструкция по составлению расписания занятия в вузе

Существуют определённые правила составления расписания в вузе:

  1. У студентов не может быть больше 4-х или меньше 2-х пар в день.
  2. Если дисциплина предусматривает и лекции, и лабораторные/практические, то сначала должны стоять именно лекции.
  3. Цикл занятий по дисциплине не должен заканчиваться лекционным занятием, если есть практические или лабораторные занятия.
  4. У групп одного потока должно быть одинаковое количество лекционных, практических и лабораторных занятий.
  5. «Окна» между парами крайне нежелательны (это значит, что у вас не может стоять, например, первая и третья пары, а вторая отсутствовать).
  6. Если в вузе несколько корпусов, допускается только один переход в день, остальные занятия должны стоять в одном корпусе.

Обычно этот переход между корпусами приходится на большую перемену, чтобы студенты точно успели добраться до другого здания.

Процесс составления расписания в вузе обычно начинают с потоковых лекций, а потом подстраивают под них лабораторные и практические.

Также сотрудники диспетчерской учитывают:

  • время начала и конца занятий;
  • наличие свободных аудиторий;
  • загруженность и распорядок преподавателей (у них тоже не может быть больше 4-х занятий в день).

Специфику предметов в расчёт обычно не принимают, поэтому бывают дни, загруженные сложными дисциплинами, а бывают и наоборот.

Программы для составления расписаний уроков в вузах

Сотрудники диспетчерской сами выбирают, как составить расписание занятий в вузе. Некоторые делают это вручную, используя таблицы и графики (бумажные или компьютерные).

Программы для составления расписаний уроков в вузах

Хорошая программа для составления расписания в вузе

В некоторых учебных заведениях решение этой задачи автоматизировано: там используют специальные информационные системы и программы, например «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет».

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, кто и как пишет расписание для студентов в институте. А если предметы в нём оказались слишком сложными, вы всегда можете обратиться за помощью в образовательный сервис. Его эксперты умеют справляться с самыми сложными учебными работами.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Подготовка к занятиям — важная часть процесса обучения. Тем не менее иногда трудно выкроить время для изучения всех необходимых предметов. Один из способов обеспечить постоянство — создать строгий график. При этом создать график или учебное расписание не так просто, как вам может показаться. В этом случае потребуется не только определить приоритетность предметов и заданий в конкретные моменты времени, но также совмещать учебные обязанности с домашними делами, семьей, друзьями и развлечениями. Благодаря вдумчивому подходу и всем приложенным усилиям вы сможете создать эффективное расписание и достичь всех поставленных целей.

  1. Изображение с названием Set Goals for Life Step 3

    1

    Определите краткосрочные и долгосрочные цели обучения. Создавать и контролировать график проще, если знать конечную цель. Также это позволит определить аспекты, которые потребуют от вас особого внимания.[1]

    • Краткосрочные цели могут включать подготовку к контрольной работе через неделю, работу над статьей в течение двух недель или десятидневную подготовку к презентации. Для таких проектов всю задачу следует разделить на ежедневные пункты.
    • Долгосрочные цели могут включать поступление в университет, стремление получить стипендию или место для стажировки. В этом случае разделите все задачи на еженедельные и ежемесячные пункты, чтобы сделать их более выполнимыми.
    • Определите точное количество времени, которое у вас есть для достижения конкретных целей. Запишите дату конечного срока и подсчитайте количество оставшихся дней, недель и месяцев. К примеру, когда завершается срок подачи документов в университет или когда пройдут экзамены?
  2. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 1

    2

    Перечислите все предметы, которые необходимо изучить. Первый шаг в составлении учебного расписания — перечень всех необходимых предметов. Зафиксируйте свои обязанности на бумаге, чтобы лучше понимать масштаб предстоящей задачи. Если нужно подготовиться к определенным экзаменам, то укажите такие предметы.[2]

  3. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 2

    3

    Определите объем работы по каждому предмету или экзамену. Теперь, когда вы составили список всех учебных предметов, пришло время определить объем работы по каждому из них. Временные ограничения и другие аспекты каждого конкретного предмета могут изменяться от недели к неделе, но может оказаться, что в целом на предмет необходимо уделить определенное количество временных и других ресурсов.

    • При наличии учебника или пособия с разделами для повторения список задач можно сузить.
    • Зарезервируйте время для чтения.
    • Зарезервируйте время для повторного просмотра конспектов.
    • Зарезервируйте время, чтобы создать пособия для подготовки к экзамену (при необходимости таких пособий).[3]
  4. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 3

    4

    Расставьте приоритеты. Определите первоочередные задачи на основе такого списка предметов и объема работ. Расположите каждый предмет по степени важности, чтобы точно указать, каким предметам нужно уделить больше всего времени и какие предметы должны получить наилучшие временные интервалы.

    • Присвойте каждому предмету номер, начиная с первого. Если больше всего времени требуется уделить математике, то присвойте предмету первый номер. Если история имеет наиболее низкий приоритет (а всего предметов пять), то присвойте предмету пятый номер.
    • Учитывайте сложность предмета или предстоящего экзамена.
    • Учитывайте количество материала, который необходимо прочитать.
    • Учитывайте количество материала, который нужно повторить.[4]
  5. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 4

    5

    Разделите доступное в течение недели время на учебные блоки. Прежде всего нужно разделить доступное время на учебные блоки. После этого можно присвоить каждому предмету конкретные блоки времени.

    • Суть в том, чтобы учиться каждый день в одно и то же время. Это поможет вам лучше запомнить свое расписание. Заведенный порядок быстро превратится в полезную привычку.
    • Найдите временные отрезки или дни недели, которые можно посвятить обучению. Например, вы освобождаетесь в 16:00 по вторникам и четвергам. Постарайтесь назначить подготовку на данное время, поскольку установившийся порядок поможет вам быстро настраиваться на нужный лад.
    • Планируйте работать периодами продолжительностью 30–45 минут. Короткие отрезки времени всегда проще встроить в свое расписание и распорядок дня.
    • Заполните учебными блоками все доступное время.
    • Если до экзамена осталось определенное количество времени, вместо еженедельного графика создайте календарь обратного отсчета.[5]
  6. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 5

    6

    Выделите время на другие занятия. При разделении доступного времени также важно помнить о семье, друзьях и других делах. У вас не получится достичь успеха без здорового баланса между личной жизнью и учебой.

    • Находите время для событий, которые нельзя перенести: юбилей бабушки, семейная встреча или прием у врача.
    • Выделите время на другие обязанности вроде тренировки по плаванию, семейного ужина или религиозных служб.
    • Зарезервируйте достаточное количество времени для отдыха, сна и занятий физкультурой.
    • Если до экзамена осталось очень мало времени, то попробуйте отложить или отменить часть регулярных общественных дел.[6]
  7. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 6

    7

    Заполните расписание. Все выделенные блоки необходимо заполнить предстоящими задачами. Укажите предметы для каждого занятия и отрезка времени. Это позволит вам оставаться в форме, создать контрольные точки изучения предметов, а также заранее организовать все необходимые учебные материалы.

    • Купите ежедневник или планировщик. Также можно использовать обычный блокнот.
    • Внесите расписание в смартфон.
    • Сначала создайте расписание на одну неделю, чтобы оценить выполнимость и эффективность.
    • Перед экзаменами уделяйте больше внимания учебе. Разделите весь материал на оставшееся время и составьте ежедневный график работы.
    • Отдавайте приоритет предметам, которые вам плохо даются или которые необходимо освоить лучше всего.[7]

    Реклама

  1. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 7

    1

    Оцените текущее расписание. Первый шаг при составлении учебного расписания — точно оценить нынешнее расписание и особенности времяпровождения. Это позволит понять, как вы используете время, какие занятия можно исключить из расписания и как повысить эффективность некоторых задач.

    • Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас уделяете обучению.
    • Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас уделяете развлечениям.
    • Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас проводите с семьей и друзьями.
    • Подсчитайте, что можно изменить. Люди часто тратят много времени на развлечения, поэтому можно начать с данного аспекта.
    • Если вы работаете, то ваше учебное расписание необходимо согласовать с нынешним рабочим графиком.[8]
  2. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 8

    2

    Учитывайте собственный стиль обучения. На данном этапе важно узнать не только особенности вашего времяпровождения, но и предпочтительный способ обучения. Это поможет понять, можно ли совмещать определенные виды деятельности и как более эффективно использовать доступное время. Ответьте на несколько вопросов.

    • У вас аудиальный тип восприятия? Возможно, вам следует слушать записи лекций и различные материалы за рулем или во время занятий в тренажерном зале.
    • У вас визуальный тип восприятия? Вам удобно воспринимать информацию на изображениях или видеозаписях? Смотрите видеоролики, чтобы совмещать учебу и развлечения.[9]
  3. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 9

    3

    Оцените свою трудовую этику. Можно составить себе идеальное расписание, но от него не будет толку, если его не соблюдать. Именно по этой причине следует оценить свое отношение к работе. Затем:

    • Отразите в расписании особенности вашей работы. Если вы часто теряете концентрацию и вам нужно много перерывов, то в расписание следует внести дополнительное время.
    • Если вы любите мешкать, то отводите на задачи больше времени. Так вы получите некоторый запас времени и сможете уложиться в необходимые сроки.
    • Если у вас первоклассная трудовая этика, то предоставьте себе возможность закончить работу раньше. Например, внесите в расписание дополнительный «бонусный» блок, который можно будет посвятить выбранному предмету.[10]

    Реклама

  1. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 10

    1

    Используйте время отдыха с максимальной пользой. Одна из главных проблем состоит в том, что в процессе работы постоянно возникает желание заняться чем-то более легким, расслабляющим и веселым. Так или иначе, нужно сдерживать такие порывы и как можно эффективнее использовать время, отведенное в расписании на развлечения.

    • Рассматривайте отдых как вознаграждение за работу.
    • Используйте отдых, чтобы набраться сил. Например, попробуйте вздремнуть, сходить на улицу или заняться йогой, чтобы расслабиться и затем вновь вернуться к работе с новыми силами.
    • Не забывайте выходить из дома. Старайтесь отвлекаться от привычной учебной обстановки в вашей комнате.[11]
  2. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 11

    2

    Запланируйте и соблюдайте короткие перерывы. После каждого учебного занятия должен быть перерыв, но такая ситуация может создать проблемы. Один из самых важных нюансов расписания — строго следовать графику и не тратить на перерыв больше отведенного времени. Затянувшиеся и дополнительные перерывы станут причиной отставаний в учебном графике и сорвут все ваши планы.

    • После занятия сделайте перерыв на 5–10 минут, но не дольше.
    • Установите будильник или таймер, чтобы по истечении конкретного времени вернуться к работе.
    • Грамотно используйте перерыв. Старайтесь расслабиться и восстановиться. Сделайте зарядку, пройдитесь, подкрепитесь или послушайте энергичную музыку.
    • Обходите стороной отвлекающие факторы, из-за которых перерыв может затянуться.[12]
  3. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 12

    3

    Придерживайтесь графика. Существует одно безоговорочное правило — всегда нужно следовать принятому расписанию. Нет смысла составлять учебное расписание, если вы не собираетесь его придерживаться.

    • Заведите привычку регулярно (желательно ежедневно) заглядывать в календарь и ежедневник. Это поможет вам избежать ловушки «чего не вижу, того не помню».
    • Когда появится устойчивый распорядок, ваш мозг начнет связывать определенные действия с переходом в режим обучения (например, когда вы садитесь за парту или открываете учебник).[13]
    • Установите на телефоне таймер или будильник, который будет оповещать вас о времени начала и завершения каждого учебного блока. Так проще соблюдать расписание.
  4. Изображение с названием Create a Study Schedule Step 13

    4

    Расскажите другим про свой график. Иногда трудно следовать расписанию, так как важные люди могут отвлекать нас от цели. Это происходит ненамеренно, просто близкие люди хотят проводить с вами время. Расскажите им о своем расписании, чтобы избежать подобных ситуаций. Благодаря этому они начнут подстраиваться под ваш график.

    • Прикрепите копию своего учебного расписания к холодильнику, чтобы его видела вся семья.
    • Отправьте расписание своим друзьям, чтобы они знали, когда вы бываете свободны.
    • Если человек что-то планирует на то время, когда у вас занятия, вежливо попросите перенести мероприятие на другое время.[14]

    Реклама

Советы

  • Будьте откровенны и вносите в расписание такие задачи, которые вам по плечу.
  • Всегда прилагайте все усилия и сохраняйте концентрацию на конкретной задаче.
  • Старайтесь не откладывать дела на потом. Также можно использовать время отдыха для чтения книг. Это очень полезная привычка, которая позволяет развлечься и расширить словарный запас!

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 26 338 раз.

Была ли эта статья полезной?

Работа над
составлением расписания учебных занятий,
представление его на согласование и
утверждение проводится в сроки,
определенные Графиком регламентированных
работ по организации учебного процесса.

Расписание учебных
занятий составляется на каждый семестр
и подлежит безусловному выполнению,
как студентами, так и преподавателями.

При всем разнообразии
форм расписание должно содержать
следующую информацию: учебный год,
семестр, специальность, неделя
(числитель/знаменатель), курс, номер
группы, наименование дисциплины с
расшифровкой, форма проведения занятия
по данной дисциплине (лекция, практическое
занятие, лабораторная работа), Ф.И.О.
преподавателя, место проведения занятия
(номер аудитории, корпуса).

Расписание должно
быть аккуратно оформлено, подписано
директором среднего учебного заведения
и вывешено в установленном месте не
менее чем за 2 недели до начала семестра.

При составлении
расписания учебных занятий необходимо
соблюдать логическую последовательность
изучения дисциплин в семестре, учитывать
чередование дисциплин, различных по
трудности усвоения, и целесообразное
чередование различных методов работы
(лекция, семинарское занятие, лабораторная
работа, занятие в компьютерном классе,
в кабинете иностранного языка, спортзале
и т.д.). Лекции целесообразно включать
в расписание учебных занятий в начале
учебного дня.

Расписание учебных
занятий необходимо составлять с учетом
следующих требований:

— расписание
составляется на весь семестр и должно
быть равномерным по загруженности в
течение недели и непрерывным в течение
дня;

— учебные занятия
должны проводиться в соответствии с
утвержденным расписанием звонков;

— недельная нагрузка
обязательными учебными занятиями
студентов не должна превышать 36
академических часов (без учета
факультативов);

— наименования
учебных дисциплин в расписании должны
соответствовать наименованиям дисциплин,
указанных в утвержденном рабочем учебном
плане;

— лекции, как
правило, необходимо включать в расписание
в начале учебного дня, по возможности
исключать проведение лекционных занятий
в течение 6-ти академических часов
подряд. Занятия в лабораториях, особенно
специальных, работу в мастерских
целесообразно проводить после
теоретических занятий;

— не рекомендуется
проводить в день более 2-х семинарских
(практических) занятий;

— переход студентов
из одного корпуса в другой рекомендуется
планировать на 40 — минутный перерыв;

— в один день для
студентов должно быть запланировано
не более четырех пар с перерывом после
каждой пары академических часов – 10
минут, после 4 часов непрерывных занятий
— 40 минут.

При составлении
расписаний должны учитываться требования
методического и организационного
характера, многие из которых вытекают
из физиологических возможностей
человека. Целесообразно в конце семестра
меньше планировать лекций и больше
практических видов занятий, так как
более тесный контакт слушателей с
преподавателем активизирует учебный
процесс и в какой-то мере восполняет
ослабленную активность студентов.
Необходимо учитывать также, что наибольшая
активность у студентов наблюдается по
дням недели — в среду, а наиболее низкая
— в понедельник и пятницу (субботу).

Преподаватели
должны быть ознакомлены с утвержденным
расписанием, что подтверждается росписью
и датой их ознакомления на обратной
стороне образца расписания, хранящегося
в среднем учебном заведении.

Изменение расписания
на часть семестра для отдельных дисциплин
в случаях длительной болезни, командировки,
внеочередного отпуска преподавателя
допускается решением директора среднего
учебного заведения.

Изменения расписания
фиксируются методистом (документоведом)
среднего учебного заведения и хранятся
в течение года.

Ответственность
за выполнение расписания возлагается
на директора среднего учебного заведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автоматизированные системы управления сегодня — обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?

Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.

Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный. 

1. Составление расписания вручную

Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.

Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой «Наука составлять расписание». Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.

В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. «Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов». В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.

Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд «Алгоритм составления расписания занятий» раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения. Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.

2. Автоматизированный метод

Суть метода заключается в том, что диспетчер по расписанию использует специальные программы. Преимущество автоматизации — возможность быстро составить предварительное расписание с учетом всех критериев. Далее вручную остается лишь скорректировать этот план по необходимости. Но при этом объемы информации, с которыми работает специалист, невозможно поместить на монитор компьютера, чтобы ими комфортно было оперировать.

Мы хотим рассказать про такой сервис, «Составитель расписания». Уже много лет сотни завучей считают его незаменимым помощником в составлении расписания уроков.

Приложение разработано для образовательных учреждений: школ, лицеев, колледжей и т.д. Но также с его помощью можно составить расписания для каких-либо дополнительных занятий, например, спортивных секций или работы кружков. Возможности программы позволяют вручную разбивать группы (классы) на подгруппы, автоматически или вручную расстанавливать предметы, без ограничений добавлять предметы и группы. 

Для работы Составителя расписания необходим компьютер с любыми настройками. Минимальный набор данных образовательного учреждения для работы приложения:

  • Список дисциплин (предметов в школе);
  • План занятий на определённы период;
  • Преподавательский состав;
  • Место для проведения занятий.

Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами. Начинается это с заполнения справочников: Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).

Следующий шаг: формирование учебного плана. Если у пользователя уже есть учебный план, его можно скопировать и взять за основу для нового. На этом этапе выбираются конкретные предметы для классов и их сложность. Для предметов можно выбрать ограничения, например, чтобы математика всегда стояла первой.

Далее заполняется список преподавателей, где указываются все данные о педагогах: график работы, профиль и нагрузку.

Список помещений предполагает заполнение данных о кабинетах, лабораторных, актовых залах и др. Нужно выбрать тип помещения, график его работы или закрепить за ним определенную группу.

Только после заполнения предыдущих пунктов рекомендуется переходить к заполнению списков классов. Для касса можно установить количество учащихся, классного руководителя, закрепить за ним помещение. За базовую единицу в программе «Составитель расписания» взята группа, соответственно, группы можно делить на подгруппы. Класс может быть разбит по количеству учащихся (для иностранных языков, например) или по половому признаку (мальчики/девочки для уроков труда). Также классы могут быть объединены в потоки, если:

  • Группы имеют один и тот же предмет;
  • Группы, входящие в поток д.б. одного уровня (подробнее здесь).

После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. «Составитель расписания» предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е. расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз. Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.

Если при формировании расписания происходят конфликты данных и возникают ошибки, приложение оповестит об этом. Изменения и исправления в расписании можно внести вручную после получения результатов автоматической обработки данных.

А затем — визуализация.

Итак, расписание составили, откорректировали. А дальше? Распечатать и вывесить. Однако, в среднем на одно расписание уходит около 20 листов бумаги формата А4. А если изменения? Это же сколько бумаги уходит на то, чтобы внести какие-то правки в расписание…

В решении этой проблемы призваны помогать другие приложения — визуализаторы. С их помощью можно отказаться от бумажных носителей, а внесение корректировок не займет много времени. У нас таких приложения целых два: «Интерактивное расписание» и «Электронное расписание». С их помощью можно быстро разместить расписание на сенсорных панелях или обычных телевизорах, а любые изменения отображаются мгновенно. С помощью приложений-визуализаторов можно отказаться от использования большого количества бумаги, а также качественно и интересно преподнести расписание учащимся. Ведь детей намного больше привлечет яркое и понятное расписание, чем куча неудобных для восприятия черно-белых таблиц, не так ли?

А теперь, благодаря интеграции с сервисом «Составитель расписания», сформированное расписание можно сразу перенести в наши приложения! Подробнее об акции на странице продукта.


Поделиться материалом:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти sполн куба
  • Как найти электронку на улице
  • Как найти точку в полярной системе координат
  • Как можно найти мошенника с авито
  • Как найти свои документы в архиве