Мой сын в этом году пошел в первый класс. Подскажите, какие требования предъявляются к расписанию уроков в 1 классе по ФГОС и СанПину для эффективной организации процесса обучения первоклашек? Сколько должно быть по расписанию занятий (уроков) в первом классе в день? Сколько минут должен длиться урок в первом классе? Что такое динамическая пауза между уроками в 1 классе школы?
Требования к расписанию уроков 1 класс по ФГОС и СанПин
Ответ:
Объем максимально допустимой образовательной нагрузки для первоклашек не должен превышать 4 уроков в день и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры. В соответствии с требованиями СанПин, в недельном расписании в 1 классе должно быть не менее 3 занятий физической культуры.
Согласно СанПину, в 1 классе учащиеся школы учатся пять дней в неделю. Не допускается составление расписания с проведением нулевых уроков и учебных занятий по субботам. Также обучение детей должно проводиться только в первую смену. Учебные занятия в первую смену должны начинаться не ранее 8 часов утра. Во избежание переутомления обучающихся в течение недели должен быть облегченный учебный день в среду или в четверг.
Расписание занятий в 1 классе начальной школы составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности первоклассников и в соответствии со шкалой трудности учебных предметов на уровне начального общего образования (СанПиН 1.2.3685-21).
Учебные предметы | Количество баллов |
Математика | 8 |
Русский язык/Родной язык | 7 |
Информатика и ИКТ | 6 |
Иностранный язык | 7 |
Окружающий мир | 6 |
Литературное чтение | 5 |
Изобразительное искусство | 3 |
Музыка | 3 |
Технология | 2 |
Физическая культура | 1 |
Продолжительность урока в 1 классе не должна превышать 40 минут. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам (СП 2.4.3648-20), рекомендовано обучение детей в 1 классе в сентябре и октябре — 3 урока в день по 35 минут, в ноябре — декабре — 4 урока в день по 35 минут каждый, с января по май — 4 урока ежедневно по 40 минут.
Между уроками обязательно должны быть перемены не менее 10 минут, а также после 2 или 3 урока — большая перемена продолжительностью 20 — 30 минут. В середине учебного дня должна проводиться динамическая пауза (активный отдых учащихся на свежем воздухе) и длиться не менее 40 минут.
Примерный образец расписания звонков 1 класс по СанПиН
I четверть | II четверть | III-IV четверти |
---|---|---|
1 урок 8.30 – 9.05 2 урок 9.15 – 9.50 Динамическая пауза 10.00 – 10.40 3 урок 10.40 – 11.15 |
1 урок 8.30 – 9.10 2 урок 9.20 – 10.00 Динамическая пауза 10.10 – 10.50 3 урок 10.50 – 11.30 4 урок 11.40 – 12.20 |
1 урок 8.30 – 9.15 2 урок 9.25 – 10.10 Динамическая пауза 10.20 – 11.00 3 урок 11.00 – 11.45 4 урок 11.55 – 12.40 5 урок 12.50 – 13.35 |
Обучение учащихся в 1 классе должно проводиться без оценивания занятий и домашних заданий.
Примерный образец расписания уроков 1 класс по ФГОС
День недели | I четверть | II четверть | III-IV четверти | |
---|---|---|---|---|
1,3,5,7 недели | 2,4,6,8 недели | |||
Понедельник | Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Окружающий мир |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Технология |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Окружающий мир Технология |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Окружающий мир Технология |
Вторник | Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Физкультура |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Физкультура |
Среда | Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Музыка |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Музыка |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Музыка |
Четверг | Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика |
ИЗО Русский язык Динамическая пауза Математика |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Изо |
Литературное чтение Русский язык Динамическая пауза Математика Изо Физическая культура |
Пятница | Окружающий мир Физическая культура Динамическая пауза Математика |
Окружающий мир Физическая культура Динамическая пауза Математика |
Окружающий мир Русский язык Динамическая пауза Математика Физическая культура |
Окружающий мир Русский язык Динамическая пауза Математика Физическая культура |
Рекомендуем посетить раздел:
Положения для школы
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.
Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.
Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».
А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?
Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы
И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.
Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?
Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?
- В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. Да мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
- Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.
Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:
математика – 8 баллов
русский и иностранные языки – 7
окружающий мир и информатика – по 6 баллов
литература – 5
история – 4
рисование и музыка – по 3 балла
технология – 2
физкультура – 1
Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!
Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.
Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.
- В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
- В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.
Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.
Буквой закона
Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:
- уроки не раньше 8 утра,
- 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
- три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
- зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.
Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:
- 1-ый класс — 21 час,
- 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
- 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
- 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
- 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
- 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
- 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.
Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!
Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:
- более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
- более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
- более 6 уроков в день для 5-6 классов,
- более 7 уроков в день для 7-11 классов.
Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.
Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.
К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.
Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.
Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?
Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.
Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.
Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе школьных событий.
Всего вам доброго!
Ваша «ШколаЛа»)
Родителям детей, которые впервые идут в школу, нужно заранее познакомиться с расписанием в первом классе. Это поможет правильно спланировать время всей семьи: родителям взять отпуск, при возможности внести коррективы в рабочий график, договориться о помощи бабушки, няни или родителей одноклассников. Итак, к какому же расписанию учебы в первом классе готовиться?
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
1. Учебные занятия в первом классе проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
2. В обучении первоклассников используется «ступенчатый» режим, который предполагает следующее расписание:
— в первой четверти (в сентябре, октябре) дети учатся по 3 урока в день по 35 минут каждый,
— во второй четверти (ноябре-декабре) – по 4 урока по 35 минут каждый,
— а в 3 и 4 четвертях (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый.
3. В расписание уроков первого класса в середине учебного дня рекомендуется включение динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.
4. Расписание уроков первого класса должно включать не более 4 уроков в день и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.
5. В первом классе предусматриваются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
С учетом этих требований расписание уроков в первом классе может выглядеть так:
Расписание звонков в первом классе (пример)
Расписание звонков первых классов (первое полугодие)
1. 8.00 – 8.35
перемена 20 минут (посещение столовой)
2. 8.55 — 9.30
9.30 — 10.10 динамическая пауза
3. 10.10 — 10.45
перемена 10 минут
4. 10.55 — 11.30
перемена 10 минут
5. 11.40 — 12.15
Расписание звонков первых классов (второе полугодие)
1. 8.00 — 8.45
перемена 20 минут
2. 9.05 – 9.50
перемена 10 минут
9.50 – 10.30 динамическая пауза
3. 10.30 – 11.15
перемена 10 минут
4. 11.25– 12.10
перемена 10 минут
5. 12.20 – 13.05
СанПин также рекомендует при составлении расписания уроков в первом классе чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. Причем наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке.
Расписание уроков в первом классе (пример)
ПОНЕДЕЛЬНИК
1 урок обучение чтению
2 урок обучение письму
Динамическая пауза
4 урок физическая культура
ВТОРНИК
1 урок математика
2 урок обучение чтению
Динамическая пауза
3 урок окружающий мир
4 урок ИЗО
СРЕДА
1 урок обучение письму
2 урок физическая культура
Динамическая пауза
3 урок математика
4 урок обучение чтению
ЧЕТВЕРГ
1 урок обучение письму
2 урок музыка
Физическая культура
3 урок обучения чтение
4 урок математика
ПЯТНИЦА
1 урок обучение чтению
2 урок обучение письму
Динамическая пауза
3 урок окруж.мир
4 урок технология
Требования к организации учебного процесса в первом классе:
1. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Как правило, большинство учителей начальных классов придерживается мнения о том, что домашнее задание в разумных количествах ученикам не только невредно, но даже необходимо для того, чтобы постепенно привыкать к школьной нагрузке и успешно осваивать школьный материал. Поэтому будьте готовы к тому, что домашние задания в первом классе все-таки выполнять придется.
2. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
3. Для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок.
К сожалению, этот пункт соблюдают далеко не все школы в силу загруженного графика работы школы и отсутствия помещения для организации сна. В связи с этим обязанность по организации отдыха первоклассника ложится на родителей. Рекомендуем следить за тем, чтобы ваш первоклашка полноценно отдыхал и не гонитесь за результатами – они обязательно порадуют вас, если ваш ребенок полноценно адаптируется в первом классе!
-
Настоящий материал опубликован пользователем Гонтова Наталья Фелоретовна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 3 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 47170
-
Всего материалов:
54
Требования к расписанию.ppt
Требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной организации
Требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной организации
Составитель:
Шалагина С.О.
учитель начальных классов
Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований
Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями).
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в часах |
|
при 6-дневной неделе |
при 5-дневной неделе |
|
1 |
— |
21 |
2-4 |
26 |
23 |
Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов
Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов |
Математика |
8 |
Русский (национальный, иностранный язык) |
7 |
Природоведение, информатика |
6 |
Русская (национальная) литература |
5 |
История (4 классов) |
4 |
Рисование и музыка |
3 |
Труд |
2 |
Физическая культура |
1 |
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: — для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за…
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 2 — 4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.
В расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках
В расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем (количество баллов за день по сумме всех предметов) приходился на вторник и (или) среду.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и…
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели:
для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: — 5-дневная учебная неделя и только в первую смену; — использование «ступенчатого» режима обучения в…
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
— 5-дневная учебная неделя и только в первую смену;
— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
— динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
— нет балльного оценивания;
— дополнительные недельные каникулы.
Требования к объему домашних заданий
Требования к объему домашних заданий
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час — для 1 класса, 1,5 часа — для 2 и 3 классов, 2 часа — для 4 класса.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 — 4 классах не должна превышать 5 минут
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 — 4 классах не должна превышать 5 минут.
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 — 2 классах составляет не более 25 минут, 3 — 4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 — 80%).
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!
С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email