Как составить расписание в начальной школе по фгос

Мой сын в этом году пошел в первый класс. Подскажите, какие требования предъявляются к расписанию уроков в 1 классе по ФГОС и СанПину для эффективной организации процесса обучения первоклашек? Сколько должно быть по расписанию занятий (уроков) в первом классе в день? Сколько минут должен длиться урок в первом классе? Что такое динамическая пауза между уроками в 1 классе школы?

Требования к расписанию уроков 1 класс по ФГОС и СанПин

Ответ:

Объем максимально допустимой образовательной нагрузки для первоклашек не должен превышать 4 уроков в день и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры. В соответствии с требованиями СанПин, в недельном расписании в 1 классе должно быть не менее 3 занятий физической культуры.

Согласно СанПину, в 1 классе учащиеся школы учатся пять дней в неделю. Не допускается составление расписания с проведением нулевых уроков и учебных занятий по субботам. Также обучение детей должно проводиться только в первую смену. Учебные занятия в первую смену должны начинаться не ранее 8 часов утра. Во избежание переутомления обучающихся в течение недели должен быть облегченный учебный день в среду или в четверг.

Расписание занятий в 1 классе начальной школы составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности первоклассников и в соответствии со шкалой трудности учебных предметов на уровне начального общего образования (СанПиН 1.2.3685-21).

Учебные предметы Количество баллов
Математика 8
Русский язык/Родной язык 7
Информатика и ИКТ 6
Иностранный язык 7
Окружающий мир 6
Литературное чтение 5
Изобразительное искусство 3
Музыка 3
Технология 2
Физическая культура 1

Продолжительность урока в 1 классе не должна превышать 40 минут. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам (СП 2.4.3648-20), рекомендовано обучение детей в 1 классе в сентябре и октябре — 3 урока в день по 35 минут, в ноябре — декабре — 4 урока в день по 35 минут каждый, с января по май — 4 урока ежедневно по 40 минут.

Между уроками обязательно должны быть перемены не менее 10 минут, а также после 2 или 3 урока — большая перемена продолжительностью 20 — 30 минут. В середине учебного дня должна проводиться динамическая пауза (активный отдых учащихся на свежем воздухе) и длиться не менее 40 минут.

Примерный образец расписания звонков 1 класс по СанПиН

I четверть II четверть III-IV четверти
1 урок 8.30 – 9.05
2 урок 9.15 – 9.50
Динамическая пауза 10.00 – 10.40
3 урок 10.40 – 11.15
1 урок 8.30 – 9.10
2 урок 9.20 – 10.00
Динамическая пауза 10.10 – 10.50
3 урок 10.50 – 11.30
4 урок 11.40 – 12.20
1 урок 8.30 – 9.15
2 урок 9.25 – 10.10
Динамическая пауза 10.20 – 11.00
3 урок 11.00 – 11.45
4 урок 11.55 – 12.40
5 урок 12.50 – 13.35

Обучение учащихся в 1 классе должно проводиться без оценивания занятий и домашних заданий.

Примерный образец расписания уроков 1 класс по ФГОС

День недели I четверть II четверть III-IV четверти
1,3,5,7 недели 2,4,6,8 недели
Понедельник Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Окружающий мир
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Технология
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Окружающий мир
Технология
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Окружающий мир
Технология
Вторник Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физкультура
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физкультура
Среда Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Музыка
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Музыка
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Музыка
Четверг Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
ИЗО
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Изо
Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Изо
Физическая культура
Пятница Окружающий мир
Физическая культура
Динамическая пауза
Математика
Окружающий мир
Физическая культура
Динамическая пауза
Математика
Окружающий мир
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физическая культура
Окружающий мир
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физическая культура

Рекомендуем посетить раздел:
Положения для школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.

Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.

Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

расписание-уроков-на-столе

А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.

Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?

Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?

  • В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. ребенок-спит-на-урокеДа мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
  • Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.

Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:

математика – 8 баллов

русский и иностранные языки – 7

окружающий мир и информатика – по 6 баллов

литература – 5

история – 4

рисование и музыка – по 3 балла

технология – 2

физкультура – 1

Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!

Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

ребенок-устал-в-школе

Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.

  • В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
  • В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.

Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

Буквой закона

обложка-санпина

Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:

  • уроки не раньше 8 утра,
  • 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
  • три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
  • зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.

Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:

  • 1-ый класс —  21 час,
  • 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
  • 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
  • 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
  • 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
  • 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
  • 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.

Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

ученица-тянет-руку

Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:

  • более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
  • более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
  • более 6 уроков в день для 5-6 классов,
  • более 7 уроков в день для 7-11 классов.

Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.

Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.

К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

контрольная-работа

Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.

Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?

Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.

Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.

Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе школьных событий.

Всего вам доброго!

Ваша «ШколаЛа»)

Методика
составления расписания уроков


помощь заместителю директора по УВР)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РАСПИСАНИЯ
УРОКОВ

Известно, что работоспособность
учащихся не остается неизменной в продолжение дня и недели. Причем характерно,
что она зависит и от возраста ученика. Эти колебания работоспособности отражены
в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.
Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня.

Классы

Продуктивные
уроки

Непродуктивные
уроки

1-2

1 (­), 2(¯), 4(¯)

3(¯)

3-5

1 (¯), 2(¯), 3(¯)

4(¯)

6-7

1 (¯), 2(¯), 3(¯),5(¯)

4(­), 6(¯)

8

1 (­), 2(¯), 3(¯),5(¯)

4(­), 6(¯)

9

1 (¯), 2(¯), 3(¯),5(¯)

4(­), 6(¯)

10

1 (¯), 2(¯), 3(¯),5(­),6(­)

4(­)

11

1 (­), 2(¯), 3(¯),4(­), 5(¯),6(¯)

Примечание: Стрелки после цифр означают падение (¯) или рост (­)
работоспособности учащегося на соответствующем уроке.

Таблица 2. Наиболее благоприятные и неблагоприятные
дни недели.

Классы

Благоприятные дни

Неблагоприятные
дни

1-4

Вторник, среда,
четверг

Понедельник,
пятница

5

Понедельник,
вторник

Среда-пятница

6

Вторник, четверг,
пятница

Понедельник,
среда

7-8

Вторник, среда,
четверг

Понедельник,
пятница

9-11

Среда, четверг,
пятница

Понедельник,
вторник

Из данных о дневном и недельном циклах
изменения работоспособности учащихся составитель расписания должен сделать
соответствующие выводы и принять меры, направленные на сохранение ее высокого
уровня во время учебного процесса.

При составлении расписания занятий вся трудность состоит в том, что степень
утомляемости учащихся определяется множеством социальных и психологических
факторов, совместное влияние которых может как усилить, так и ослабить ее или
оставить на прежнем уровне.

Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного
дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока одного
предмета или даже уроки двух близких предметов быстрее вызовут утомление, чем
те же уроки, но разделенные уроком предмета другого содержания.

То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета
в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится
к предметам с малым количеством часов.

Кроме этого, следует учесть, что снижению утомляемости способствуют и
правильное чередование так называемых «трудных» и «легких» уроков. Хотя надо
отметить, что понятия эти весьма относительны и в ряде случаев субъективны.

Тем не менее, при всей условности и относительности этих понятий, в педагогической
практике школьные учебные предметы по степени трудности принято делить
на четыре группы:

1 группа

       
Русский язык

       
Украинский язык

       
Математика

       
Общая биология

       
Физика (9-11 кл.)

       
Иностранный язык

2 группа

       
Природоведение

       
Биология (6-9 кл.)

       
Физическая география

       
Физика (7-8 кл.)

       
Химия

       
астрономия

3 группа

       
литература

       
история

       
экономическая география

       
черчение

4 группа

       
трудовое обучение,

       
ИЗО

       
Музыка

       
Физическая культура

       
ОБЖ

При составлении расписания необходимо
учитывать степень профессионального мастерства учителя, стиль и методы его
работы, микроклимата, складывающегося на каждом уроке, «направленность»
конкретного класса на предметы гуманитарного или естественно-математического
цикла.

Гигиенические требования к
составлению расписания занятий в школе сводится к обязательности учета динамики
изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении
рабочего дня и недели, а также «трудности» учебных предметов и преобладания
статического или динамического компонентов во время занятий.

Динамический компонент преобладает на уроках
физкультуры, трудового обучения, музыки и ИЗО.
 Это наименее
утомительные уроки, и при правильном чередовании их с уроками предметов
гуманитарного и естественно-математического цикла они снимают возникшее на
предшествующих занятиях утомление. Такое переключение деятельности служит
активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение
учебного дня, так и всей учебной недели.

Также большое значение для снижения
уровня утомляемости учащихся и создания комфортных условий для их обучения
имеет рационально организованный режим учебного дня.

Как показывает практика работы школ,
питание учащихся начальной школы, как правило осуществляется на первой
перемене, а всех остальных учащихся – на второй. В соответствии с этим
длительность первой перемены должна быть не менее 15 минут, а второй – 20-30
минут, исходя из конкретных условий образовательного учреждения.

Следует отметить, что длительность
перемены менее 10 минут не целесообразна и не оправдывает себя. Это, во-первых,
вызывает трудность в реализации кабинетной системы, во-вторых , не дает
учащимся отдохнуть, а следовательно, способствует повышению уровня утомляемости
и снижению качества обучения.

Кроме того, большое значение для
снижения уровня утомляемости учащихся имеет выполнение санитарных норм. Сюда
относятся: соответствие наполняемости классов кубатуре классного помещения,
соблюдение норм освещения, своевременное проветривание учебных классов,
соответствие типов и размеров мебели росту учащихся и т.д.

Следует отметить, что при составлении
расписания исключительно важную роль играет возможность свободного
маневрирования факторами, влияющими на работоспособность учащихся.

Исходя из конкретных условий
образовательного учреждения можно так их сочетать, чтобы в итоге получить положительный
эффект. Так, например, уроки начинающего учителя целесообразно поставить в
более благоприятные условия, чем уроки опытного учителя.

В любом случае при столкновении
разных мотивов предпочтение следует отдать тому, что имеет большее значение для
нормальной организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:

1.    
Создание оптимальных условий для
обеспечения высокоэффективного труда учащихся.

       
Обеспечить строгий учет гигиены умственного труда
учащихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики их
работоспособности;

       
Учесть сложность учебных предметов для восприятия
обучаемыми во взаимосвязи с эффективностью их работоспособности в течение
каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом.

2.    
Создание оптимальных условий для обеспечения
единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

3.    
Обеспечение высокого уровня эффективности
труда учителя, профилактики снижения его работоспособности как в пределах
одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели.

       
Предусматривать в расписании «окна» для
рационального использования сил педагогов, организации взаимопосещения уроков
преподавателями с целью обмена педагогическим опытом, для работы учителя на
случай замены заболевшего учителя (в тоже время создание оптимальных условий
для УВП в школе требует ограничения количества «окон» в расписании до минимума);

       
Предоставлять по возможности учителю методический
день для повышения его педагогического мастерства;

       
Учитывать психологический настрой учителя при
чередовании параллелей и классов в течение дня и всей рабочей недели;

       
Обеспечить единство работы учителя-предметника и
учителя-классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя ГПД.

4.    
Учет материально-технических условий.

       
Предоставить всем учащимся и учителям равные
возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах школы, спортивном
зале, учебных мастерских, кабинете музыки и т.д.;

       
Создать условия для активного использования на
занятиях ТСО, в том числе ПК.

5.    
Соблюдение требований нормативных документов,
регулирующих работу школы (как собственных, так и вышестоящих организаций),
особенно касающихся норм, регулирующих учебную нагрузку, ибо превышение
временных норм ведет к неоправданной перегрузке учащихся как уроками, так и домашними
заданиями.

При составлении расписания уроков в школе
недопустимо учитывать не столько интересы учащихся, сколько интересы учителей.

Решение каждого
частного вопроса в ходе работы над расписанием необходимо рассматривать с точки
зрения целесообразности организации УВП. Это должно быть критериями при оценке
пожеланий и предложений учителей к расписанию.

Составитель
расписания всегда должен помнить, что расписание уроков преследует прежде
всего цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий
для ученика и учителя и составляется толь исходя из требований организации
нормального режима работы школы.

Методика составления расписания уроков.

На первом этапе работы подготовим  все
необходимые документы для составления расписания:

1.    
Рабочий учебный план.

2.    
Сведения о количестве классов в школе и
распределении их по сменам (приказ).

3.    
Сведения о наличии учебных кабинетов и о
закреплении их за определенными преподавателями (приказ).

4.    
Распределение учебной нагрузки преподавателей по
классам и ГПД по сменам в недельных часах (приказ).

5.    
Распределение классного руководства (приказ).

6.    
Сведения об обязательных свободных днях:

       
Администрации;

       
Председателя ПК;

       
Руководителей ШМО;

       
Преподавателей, занимающихся в вечерних и заочных
ВУЗах (личное заявление);

       
Преподавателей, совмещающих работу в школе с
работой в других организациях (личное заявление);

       
Преподавателей – внешних совместителях (личное
заявление).

7.    
Личные пожелания учителей к расписанию уроков
(личное заявление).

8.    
Сведения о делении классов на подгруппы при
изучении отдельных предметов (приказ).

9.    
Расписание звонков в школе.

10. Заготовленные формы таблиц.

Желательно,
и даже необходимо, организовать сбор пожеланий преподавателей к расписанию
(свободный день, спаренные уроки и т.д.). Все эти предложения изучаются с точки
зрения целесообразности и оптимизации УВП в школе и, по возможности,
удовлетворяются.

Второй этап – заполнение справочной таблицы
(таблица 1).

Вносим
сначала справочные данные об учителях:

       
№ по порядку;

       
ФИО;

       
Учебный предмет (если их несколько, то каждый
отдельно);

       
Недельная нагрузка (по каждому предмету отдельно и
общая);

       
Классы, в которых работает данный учитель;

       
№ закрепленного кабинета.

Затем
переносим в таблицу из учебного плана количество часов по каждому предмету и
каждому классу.

И,
наконец, в графу «Примечание» вносим информацию об обязательных свободных днях (жирный
шрифт) и результаты обработки пожеланий преподавателей к расписанию уроков
(обычный шрифт). Причем дни работы совместителей отмечаем жирным подчеркнутым
шрифтом (для большей наглядности можно использовать цветовое выделение).

В
итоге справочная таблица приобретает вид, представленный в таблице 1.

Таблица1. Справочная таблица (при односменной работе школы)

№ зп

ФИО

Учебный предмет

Недельная нагрузка

классы

№ каб

Число часов недельной нагрузки по
классам

Примечания

10а

10б

11а

11б

1

Иванова А.М.

Русский яз.

Литература

12

6

21

5, 8а

23

4

2

4

2

4

2

Среда

2

Панова Н.И.

Русский яз.

Литература

6

14

20

9,10

24

2

3

2

3

1

4

1

4

Вторник

Пятница

3

Фролов М.К.

Русский яз.

Литература

15

6

21

6,7а

25

5

2

5

2

5

2

Четверг

4

Федорова А.Н.

Русский яз.

Литература

10

12

22

7б,8б,11

26

5

2

3

2

1

4

1

4

5

Бирюкова В.Б.

Математика

Алгебра

геометрия

10

6

4

20

5,10

31

5

5

3

2

3

2

Вторник

6

Сидоренко К.К

Математика

Алгебра

геометрия

10

6

4

20

6,7

32

5

5

3

2

3

2

Пятница

7

Булатова М.В.

Алгебра

Геометрия

14

8

22

8,9

33

4

2

4

2

3

2

3

2

Вторник

Пятница

8

Казаков М.Н. (директор)

Алгебра

Геометрия

4

4

8

11

32

2

2

2

2

Понедельник

Пятница

Среда

….

……

…….

….

..

..

21

Сокова А.П.

Биология

8

8

10,11

18

2

2

2

2

Среда (1-5)

Пятница (1-5)

….

……

…….

….

..

..

ИТОГО:

28

28

29

29

30

30

33

33

33

33

33

33

33

33

Таблица1а. Справочная таблица  (при двусменной работе школы)

№ зп

ФИО

Учебный предмет

Недельная нагрузка

классы

№ каб

Число часов недельной нагрузки по
классам

Примечания

І смена

ІІ смена

10а

11а

11б

 

Переходим
к третьему этапу составления расписания. Исходя из данных справочной таблицы,
начнем заполнение вспомогательной таблицы (таблица 2).

В
нее вносятся:

       
№ по порядку;

       
ФИО;

       
Учебный предмет (если их несколько, то каждый
отдельно);

       
Недельная нагрузка (по каждому предмету отдельно и
общая);

       
Классы, в которых работает данный учитель;

       
№ закрепленного кабинета;

       
распределение уроков по классам в течение недели.

        Колонка
«Резерв» имеет вспомогательный характер  и служит для отработки расписания
занятий.

В этой таблице отражается распределение уроков в количественном отношении:
нагрузка преподавателя распределяется равномерно по дням недели, причем каждый
урок отмечается 1 или 2 (лучше всего использовать хорошо отточенный карандаш и
хороший мягкий ластик). Распределять уроки необходимо так, чтобы у одного
преподавателя в данный  день не было больше 6-7 уроков 9по горизонтали), а в
каждом классе не было более 6-7 уроков в день (по вертикали).
Кроме этого,
следует помнить, что число преподавателей, имеющих 6-ые –7-ые уроки, должно
быть больше, или в крайнем случае, равно числу, имеющих 6-7 уроков в данный
день.

Работа
с таблицей начинается с переноса  левой  части справочной таблицы. Далее
производится расстановка обязательных свободных дней администрации,  свободных
дней преподавателей (обязательные – сплошной чертой, желательные – пунктиром).

Здесь следует пояснить, что желательные свободные дни могут быть
предоставлены,
исходя из необходимости рациональной организации учебного
процесса, и в другие дни недели или вообще не предоставлены.

Также
следует напомнить преподавателям, что свободный от уроков день является
методическим днем и предназначен для самостоятельной работы по повышению
педагогического уровня и в случае необходимости в этот день учитель  может быть
вызван на работу, например, для замены заболевшего коллеги (конечно, если
учитель не посещает в этот день курсы повышения квалификации и т.п.)

Затем
отмечаются  дни работы внешних совместителей, уроков преподавателей,
совмещающих работу в школе с работой в других организациях.

После этого распределяются часы каждого учителя равномерно по дням недели,
по возможности учитывая «благоприятные» и «неблагоприятные» дни.

1.    
Начинаем расстановку с уроков
учителей-совместителей и учителей
, чьи уроки по разным причинам жестко зафиксированы
по дням недели.

2.    
Затем приступают к расстановке уроков физической
культуры, трудового обучения, ИЗО и музыки,
следя за тем, чтобы ни в одном
классе эти занятия не проводились в один день. При этом надо предусмотреть часы
по спортивному залу для организации занятий начальной школы (выделять
специальные дни или предусмотреть необходимое количество «окон»).

Таблица 2. Вспомогательная таблица.

№ зп

ФИО

Учебный предмет

Недельная нагрузка

классы

№ каб

Понедельник

Вторник

Среда

10а

10б

11а

11б

10а

10б

11а

11б

10а

10б

11а

11б

1

Иванова А.М.

Русский яз.

Литература

15

6

21

5, 8а

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Панова Н.И.

Русский яз.

Литература

6

14

20

9,10

24

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Фролов М.К.

Русский яз.

Литература

15

6

21

6,7а

25

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Федорова А.Н.

Русский яз.

Литература

10

12

22

7б,8б,11

26

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Бирюкова В.Б.

Математ-ка

Алгебра

геометрия

10

6

4

20

5,10

31

1

1

1

1

1

1

2

6

Сидоренко К.К

Математка

Алгебра

геометрия

10

6

4

20

6,7

32

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

Булатова М.В.

Алгебра

Геометрия

14

8

22

8,9

33

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Казаков М.Н.

Алгебра

Геометрия

4

4

8

11

32

2

2

21

Сокова А.П.

Биология

8

8

10,11

18

1

1

1

1

Итого

5

5

6

6

6

6

6

6

7

7

6

6

7

7

6

6

6

6

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

5

5

6

7

7

7

7

7

6

6

6

6

7

7

№ зп

ФИО

Учебный предмет

Недельная нагрузка

классы

№ каб

Четверг

Пятница

Резерв

10а

10б

11а

11б

10а

10б

11а

11б

10а

10б

11а

11б

1

Иванова А.М.

Русский яз.

Литература

15

6

21

5, 8а

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Панова Н.И.

Русский яз.

Литература

6

14

20

9,10

24

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Фролов М.К.

Русский яз.

Литература

15

6

21

6,7а

25

1

1

1

1

1

1

4

Федорова А.Н.

Русский яз.

Литература

10

12

22

7б,8б,11

26

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Бирюкова В.Б.

Математ-ка

Алгебра

геометрия

10

6

4

20

5,10

31

1

1

2

1

1

2

1

1

2

6

Сидоренко К.К

Математка

Алгебра

геометрия

10

6

4

20

6,7

32

1

1

1

1

1

1

1

1

7

Булатова М.В.

Алгебра

Геометрия

14

8

22

8,9

33

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Казаков М.Н.

Алгебра

Геометрия

4

4

8

11

32

2

2

21

Сокова А.П.

Биология

8

8

10,11

18

1

1

1

1

Итого

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

7

7

7

7

6

6

7

7

6

6

3.    
Далее производится расстановка уроков
иностранного языка
, а затем  русского  языка (если есть деление на
группы)
. Здесь очень важно сделать так называемую «плотную упаковку» (уроки
иностранного языка расставляются максимально плотно, без «окон») и максимальное
количество уроков иностранного языка ставятся в те дни, когда учащиеся
занимаются вне школы, а также – когда в школе много уроков физической культуры
и трудового обучения, ибо уроки иностранного языка требуют удвоенного
количества учебных кабинетов в связи с делением каждого класса на подгруппы.

4.    
Далее расставляются уроки:

       
Уроки преподавателей, работающих по «верхней» или
«нижней» недели;

       
Преподавателей, работающих в две смены (их уроки по
возможности,  сближаются по времени в течение одного рабочего дня или
разводятся на разные рабочие дни недели);

       
Преподавателей, имеющих сдвоенные уроки;

       
Остальных преподавателей (по убыванию их нагрузки).

5.    
Последними  расставляются уроки преподавателей, не
имеющих закрепленных за ними кабинетов. При этом желательно максимальное число
их уроков разместить в соответствующих предметных кабинетах и исключить положение,
при котором этот преподаватель вынужден был бы переходить из одного классного
помещения в другое на каждом уроке.

 Выполняя эту
расстановку, мы имеем возможность выровнить количество уроков по дням недели по
каждому классу в соответствии с учебным планом школы. Так, например, в
параллели 9-х классов недельная нагрузка составляет 33 часа. Это означает, то
при пятидневной рабочей недели количество уроков составит 3 дня по 7 уроков, 2
– по 6 .

Следует
отметить, что при расстановке уроков каждой последующей параллели зачастую по
разным причинам приходится изменять расстановку уроков предыдущих параллелей за
счет перестановки уроков внутри одного дня или даже переноса уроков на другие
дни недели, изменять свободные дни преподавателей (желательные). Этого не надо
бояться: самое главное для составителя расписания – после каждой такой
перестановки делать проверку количества часов в данном классе по данному
предмету и общей недельной нагрузки преподавателя (графа по горизонтали) и
количества часов у каждого класса в один день (колонка по вертикали).

В
случае двусменности занятий в школе работа по составлению  расписания
проводится таким же образом, но отдельно по каждой смене.

Четвертый этап – проверка правильности
расстановки уроков по классам (по вертикали в каждой колонке – количество
уроков в классе в один день), соответствие расписания учебному плану (в каждой
графе по горизонтали для данного класса – количество уроков данного предмета в
неделю в данном классе) и нагрузке каждого преподавателя (сумма уроков по горизонтали
в каждой строке – недельная нагрузка преподавателя).

Здесь
следует отметить, что на практике проверку и составление вспомогательной
таблицы проводят одновременно, хотя, конечно, после окончания работы необходимо
еще раз тщательно проверить правильность ее составления.

Пятый этап —  составление рабочего расписания
администрации (таблица 3).

Таблица 3. Рабочее расписание уроков администрации

№ зп

ФИО

Учебный предмет

Недельная нагрузка

классы

№ каб

Кл.рук-во

понедельник

вторник

Середа

Четверг

Пятница

Казакова И.А.

Крюкова Н.И.

Казакова Н.А.

Казаков М.Н.

Крюкова Н.И.

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

Иванова А.М.

Русский яз.

Литература

15

6

21

5, 8а

23

2

Панова Н.И.

Русский яз.

Литература

6

14

20

9,10

24

3

Фролов М.К.

Русский яз.

Литература

15

6

21

6,7а

25

4

Федорова А.Н.

Русский яз.

Литература

10

12

22

7б,8б,11

26

11б

5

Бирюкова В.Б.

Математ-ка

Алгебра

геометрия

10

6

4

20

5,10

31

10а

6

Сидоренко К.К

Математка

Алгебра

геометрия

10

6

4

20

6,7

32

7

Булатова М.В.

Алгебра

Геометрия

14

8

22

8,9

33

8

Казаков М.Н.

Алгебра

Геометрия

4

4

8

11

32

9

Сокова А.П.

Биология

8

8

10,11

18

Свободные кабинеты

18,20,28

Здесь
надо на основании вспомогательной таблицы расставлять предметы по урокам,
учитывая, по возможности, данные о «трудных» и «легких» предметах, о
«продуктивных» и «непродуктивных» уроках в течение рабочего дня и недели.

1.    
Расстановку учебных предметов по урокам делаем 
в рамках каждого дня.

       
Расстановку уроков внутри одного дня можно начинать
с любой параллели и в любой очередности (если в какой-то параллели есть
жесткие требования к расстановке уроков, то начинать необходимо именно с нее).

Например, сначала расставляют уроки параллели 5х классов, затем 6-х и т.д. Следует
отметить, что составление рабочего расписания можно начинать с любого дня недели.

       
Если учебное заведение функционирует в две смены,
то сначала расставляют уроки преподавателей, работающих в первой смене, а затем
– работающих во второй смене. Однако при этом надо, по возможности, сблизить
уроки преподавателей, работающих в две смены, в первой и второй сменах во
времени или разнести их на разные дни недели.

       
В ходе расстановки при добавлении каждой следующей
параллели происходит частичная перестановка уроков, т.е. идет постоянная
коррекция расписания данного дня.

2.    
После расстановки уроков всех параллелей в
расписании данного дня следует откорректировать «окна» у преподавателей,
занятость учебных кабинетов, более удобно и рационально расположить уроки в
течение дня.

Проделав
вышеуказанные операции для каждого дня недели, получаем рабочее расписание
уроков администрации (таблица 3.)

3.    
Теперь следует еще раз проверить расписание на его
рациональность и комфортность для учащихся и преподавателей. Здесь иногда
возникает необходимость и возможность переноса одного или нескольких уроков на
другой день или становится очевидной необходимость дополнительной корректировки
того или иного дня недели.

Шестой этап работы – составление расписания
уроков для учащихся (таблица 4).

Таблица
заполняется автоматическим переносом уроков из вспомогательной таблицы. В нее,
кроме уроков, вносятся классные часы, факультативы, кружки, спортивные секции,
консультационные часы и т.д., причем отмечается, для какой категории учащихся
предназначено данное мероприятие: одного класса, всей параллели или нескольких
параллелей.

Необходимо отметить, что все оплачиваемые часы учебного
плана, в том числе и ИГЗ, нетрадиционные предметы, кружки, факультативы, проектная
и научно-исследовательская деятельность
, должны быть включены в
расписание учебных занятий.

Кроме
того, в расписание может быть внесена циклограмма постоянных мероприятий школы,
имеющих недельный цикл.

Для удобства
использования целесообразно разделить расписание на 2 части: расписание уроков
(таблица 4) и расписание ИГЗ, факультативов и т.д. (таблица 4а).

Таблица 4. Расписание занятий для учащихся.

СОГЛАСОВАНО:__________                                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО:____________

Председатель ПК   Иванова А.М.                                                                                                                                 Директор
школы Казаков М.Н.

(протокол № ___ от ________200_ г.)     

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

На 1 полугодие 20__ — 20__ учебного года

Классы

11а

11б

Кл. руководитель

Иванова А.М.

Сучкова К.М.

Сидоренко К.К.

Конов В.П.

Сергеев И.А.

Федорова А.Н.

Закрепленные кабинеты

23

21

32

36

22

26

День недели

Уроки

Свободные кабинеты

Предмет

№ каб

Предмет

№ каб

Предмет

№ каб

Предмет

№ каб

Предмет

№ каб

Предмет

№ каб

ПОНЕДЕЛЬНИК

Дежурный
администратор                                 Казакова Н.А.

1

18,20,28

Природовед.

22

2

18,19,28

Русск.язык

23

3

16,19

Физкультура

4

16,19

Математика

31

5

16,18,23,28

Иностр.язык

34/35

6

16,18,23-26

7

ВТОРНИК

Дежурный
администратор                                 Крюкова Н.Н.

1

2

3

4

5

6

7

СРЕДА

Дежурный администратор                                 Казакова
Н.А.

1

2

3

4

5

6

7

ЧЕТВЕРГ

Дежурный
администратор                                 Казаков М.Н.

1

2

3

4

5

6

7

ПЯТНИЦА

Дежурный
администратор                                 Крюкова Н.Н.

1

2

3

4

5

6

7

Составитель  _________ Казакова Н.А., зам.директора по УВР

Таблица 4а. Расписание индивидуально-групповых занятий,
факультативов, кружков, спортивных секций

СОГЛАСОВАНО:__________                                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО:____________

Председатель ПК   Иванова А.М.                                                                                                                                 Директор
школы Казаков М.Н.

(протокол № ___ от ________200_ г.)     

РАСПИСАНИЕ

индивидуально-групповых занятий,
факультативов, кружков, спортивных секций

На 1 полугодие 20__ — 20__ учебного года

Классы

11а

11б

День недели

Название занятий

Время  занятий

№ каб

Время  занятий

№ каб

Время  занятий

№ каб

Время  занятий

№ каб

Время  занятий

№ каб

Предмет

№ каб

понедельник

ИГЗ (математика)

14.00-15.00

21

Природа и творчество (фак-в)

14.00-15.00

16

Английский язык (кружок)

14.00-15.00

Для учащихся 5-6х классов

18

16.00-17.00

Для учащихся 11х классов

18

Волейбол (спортивная секция)

17.00-18.00

Для учащихся 9-11-х классов

Сп.зал

вторник

СРЕДА

четверг

пятница

Составитель  _________ Казакова Н.А., зам.директора по УВР

Расписание
уроков утверждается директором школы (правый верхний угол листа) и согласуется
с ПК школы (левый верхний угол листа). В правом нижнем углу листа расписания
подписывает составитель.

В
расписании также целесообразно указать дежурного администратора по школе на
каждый день, классного руководителя класса, закрепленный за классом кабинет.

Особое
удобство для составления расписания представляет графа «Свободные кабинеты»,
ибо это позволяет легко и быстро найти свободное помещение для какого-либо
незапланированного мероприятия, совещания, собрания, дополнительных занятий и
т.д. Целесообразно такую же строку ввести и в «Рабочее расписание уроков
администрации» (таблица 3).

Для
преподавателей и администрации школы удобнее пользоваться «Рабочим расписанием
уроков администрации»(таблица 3). «Рабочее расписание уроков администрации»
утверждается директором школы (правый верхний угол листа) и согласуется с ПК
школы (левый верхний угол листа). В правом нижнем углу листа расписания
подписывает составитель. В данном расписании четко видна занятость
преподавателя по дням недели, и по нему легко проводить замену уроков
заболевшего или выбывшего преподавателя, а также, при необходимости, —
коррекцию расписания уроков. Кроме того, по нему легко определить занятость
учебных кабинетов с целью размещения уроков преподавателей, не имеющих закрепленных
за ними кабинетов.

К
расписанию занятий прикладывается график проведения контрольных, лабораторных и
практических работ» (таблица5). Данная таблица заполняется следующим образом:
учитель против своей фамилии в соответствующей клетке указывает класс и вид
работы. Например:

v
  5а-К     –        контрольная работа в 5а классе

v
  7б-П    —        практическая работа в 7б классе

v
  9б –Л   —        лабораторная работа в 9б классе.

Можно использовать
условные обозначения видов работ, например цветовое, как указано в таблице 5.

 

Следует
иметь в виду, что в первую неделю четверти по понедельникам и пятницам
проведение контрольных работ не рекомендуется. Также не
рекомендуется
в один день проводить две (или более) контрольные
работы по разным предметам.

В случае
совпадения контрольных работ учителя должны взаимно откорректировать их
проведение в разные дни.

График заполняется учителями и вывешивается в учительской.

Таблица 5. График проведения контрольных,
лабораторных и практических работ на 1 семестр 200_ -200_ учебного г.

 пп

ФИО

Учебный предмет

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

1-я неделя

2-я неделя

5-я неделя

16-я неделя

3

4

5

6

7

10

11

12

13

14

……….

1

2

3

4

5

……

24

25

26

27

28

Контрольная работа в 5а

Лабораторная работа в 7б

Практическая работа в 8а

ПРОВЕРКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ И ОЦЕНКА ЕГО
КАЧЕСТВА

Для окончательной проверки расписания уроков, прежде
всего следует по рабочему расписанию администрации проверить по горизонтали
недельную нагрузку каждого преподавателя, а по вертикали – отсутствие «окон» в
расписании каждого класса; проверить нет ли совпадения уроков по дням (когда в
одном и том же классе одновременно должны давать уроки разные преподаватели). С
этой целью удобно использовать таблицу 6. Хотя в принципе именно проверка по вертикали
с использованием таблицы 6 проводится одновременно с расстановкой уроков по
дням при составлении рабочего расписания уроков администрации.

Затем надо внимательно проверить и откорректировать
расписание уроков с точки зрения устранения излишнего числа «окон» у
преподавателей, более рационального размещения «трудных» уроков, а также
наличие обязательных свободных дней для преподавателей, обоснованность и
наличие спаренных уроков по предметам, возможность проведения лабораторных
работ по физике, химии и другим предметам (для этого хотя бы раз в неделю в
какой-либо день в расписании должна быть представлена вся параллель)  и т.д.

Оценить качество составленного расписания уроков довольно
сложно. С одной стороны, это некоторые формальные требования, о которых шла
речь выше – их выполнять несложно. С другой стороны, это психологические
требования, создающие определенные комфортные условия работы ученического и
педагогического коллективов, что учесть гораздо сложнее.

До сих пор теста для полной, всесторонней оценки
расписания уроков не существует. Расписание занятий считается
удовлетворительным, если оно в основном соответствует формальным требованиям,
предъявляемым к нему, и создает более или менее комфортные условия для работы
ученического и педагогического коллективов.

В качестве примера можно привести один из возможных
способов оценки расписания, встречаемый в педагогической литературе.

Один из способов оценки расписания уроков.

В качестве одного из возможных способов оценки уроков
можно использовать ранговую шкалу трудности:

v
Математика, украинский язык ……………………………………………..   11

v
Иностранный язык ………………………………………………………….   10

v
Физика, химия ……………………………………………………………….   9

v
История, человек и общество, философия …………………………………
  8

v
Русский язык, литература …………………………………………………..   7

v
Естествознание, география …………………………………………………   6

v
Физическая культура ……………………………………………………….    5

v
Трудовое обучение ………………………………………………………….   4

v
Черчение …………………………………………………………………….    3

v
ИЗО ………………………………………………………………………….    2

v
Музыка ………………………………………………………………………   1

Шкалой трудности уроков можно воспользоваться для
гигиенической оценки расписания уроков. При этом подсчитывается сумма баллов по
дням недели в отдельных классах. Эти цифровые данные можно изобразить
графически.

Школьное расписание оценивается положительно в том
случае, если образуется кривая с одним подъемом (во вторник  или среду) или с
двумя подъемами (вторник, четверг).

Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при
наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу , а также при равномерности
нагрузки в недельном цикле.

 

Таблица 6.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

5-А

5-Б

7-А

7-Б

8-А

8-Б

8-В

9-А

9-Б

9-В

10-А

10-Б

10-В

11-А

11-Б

11-В

Требования к расписанию.ppt

Требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной организации

Требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной организации

Требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной организации

Составитель:
Шалагина С.О.
учитель начальных классов

Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований

Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований

Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями).

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

при 6-дневной неделе
не более

при 5-дневной неделе
не более

1

21

2-4

26

23

Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов
(ранг трудности)

Математика

8

Русский (национальный, иностранный язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: — для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за…

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: - для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за…

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 2 — 4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.

В расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках

В расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках

В расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем (количество баллов за день по сумме всех предметов) приходился на вторник и (или) среду.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и…

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и…

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели:
для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: — 5-дневная учебная неделя и только в первую смену; — использование «ступенчатого» режима обучения в…

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - 5-дневная учебная неделя и только в первую смену; - использование "ступенчатого" режима обучения в…

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— 5-дневная учебная неделя и только в первую смену;
— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
— динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
— нет балльного оценивания;
— дополнительные недельные каникулы.

Требования к объему домашних заданий

Требования к объему домашних заданий

Требования к объему домашних заданий

Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час — для 1 класса, 1,5 часа — для 2 и 3 классов, 2 часа — для 4 класса.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 — 4 классах не должна превышать 5 минут

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 — 4 классах не должна превышать 5 минут.
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 — 2 классах составляет не более 25 минут, 3 — 4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 — 80%).

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!

С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!

С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

3

Перед тем как в сентябре утвердить расписание, проверьте, учел ли завуч новые требования. Нужно убедиться, что в расписание включили все обязательные предметы, дополнительное деление на группы и внеурочные занятия. В статье – образцы расписания, приказ, чтобы его утвердить, и готовые аргументы, если к вам пришли ругаться из-за расписания учителя и родители.

Если школа составит расписание с ошибками, ей грозят штрафы. За нарушение требований СанПиН директору придется заплатить 7 тыс. руб., а школе – 70 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП). Учредитель также будет вправе привлечь директора к дисциплинарной ответственности и вынести ему замечание или выговор (ст. 192 ТК). Чтобы этого не допустить, необходимо проверить, чтобы в расписание добавили новые обязательные предметы и при этом не нарушили СанПиН. В этом вам помогут фрагменты расписания. Также нужно убедиться, что классы разделили на группы, и оценить, насколько расписание удобно для учителей и родителей. А если они остались недовольны, смотрите готовые аргументы, которые может использовать директор.

Изменения, которые надо отразить в расписании

Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.

 

Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке. На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании. Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.

Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь.  Сентябрь — осенняя пора, когда все приступают к учёбе!

Деление на группы

Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.

Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Внеурочная деятельность

Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.

Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Обратите внимание, что 2019/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2020/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание

Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.

Начало занятий

Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.

1

Смены

2

Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.

На заметку

СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Нагрузка

Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>. На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах. Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Облегченные дни

Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.

СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.

Физкультура

Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.

Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей

Заместитель директора по УВР после того, как расписание проверили на ошибки, проанализирует, насколько оно удобно для каждого учителя. Если он выявит проблемы, которые не удастся решить и не нарушить при этом СанПиН, можно обсудить их с педагогами. Это позволит предупредить конфликтные ситуации и решить, что учтете и поменяете в следующем полугодии.

Проект расписания можно рассмотреть и вместе с активными родителями. Так вы дадите им возможность высказать свои пожелания о том, как распределить уроки, кружки, секции. Для этого родителей можно пригласить на собрание до начала учебного года либо провести опрос или анкетирование. Если какие-либо пожелания родителей учесть не получится, вы сможете подготовить аргументы, чтобы убедить их, почему надо оставить расписание без изменений. Смотрите чат экспертов, которые подскажут, какие аргументы использовать, если учителя или родители пришли ругаться к вам из-за расписания.

 ! На заметку !

Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса

Чтобы первоклассники постепенно привыкли к школе, поручите установить для них ступенчатый режим занятий. Это позволит им быстро адаптироваться к школьной среде. Главный принцип ступенчатого режима заключается в том, чтобы последовательно увеличивать продолжительность уроков и их количество по месяцам.

Чтобы организовать ступенчатый режим, проводите:

– в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;

– ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;

– январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Публикация
Поручите ответственному работнику вывесить расписание не только на стенде школы. Пусть он разместит его и на сайте, тогда классные руководители смогут выслать родителям ссылки на его электронную версию

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить свою родословную ребенку 2 класс
  • Как найти биос на леново g50
  • Почему принтер жует бумагу как исправить
  • Как найти числа если известна их разность
  • Как найти шоколадные игрушки