Как составить расписание занятий в колледже вручную

Автоматизированные системы управления сегодня — обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?

Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.

Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный. 

1. Составление расписания вручную

Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.

Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой «Наука составлять расписание». Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.

В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. «Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов». В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.

Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд «Алгоритм составления расписания занятий» раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения. Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.

2. Автоматизированный метод

Суть метода заключается в том, что диспетчер по расписанию использует специальные программы. Преимущество автоматизации — возможность быстро составить предварительное расписание с учетом всех критериев. Далее вручную остается лишь скорректировать этот план по необходимости. Но при этом объемы информации, с которыми работает специалист, невозможно поместить на монитор компьютера, чтобы ими комфортно было оперировать.

Мы хотим рассказать про такой сервис, «Составитель расписания». Уже много лет сотни завучей считают его незаменимым помощником в составлении расписания уроков.

Приложение разработано для образовательных учреждений: школ, лицеев, колледжей и т.д. Но также с его помощью можно составить расписания для каких-либо дополнительных занятий, например, спортивных секций или работы кружков. Возможности программы позволяют вручную разбивать группы (классы) на подгруппы, автоматически или вручную расстанавливать предметы, без ограничений добавлять предметы и группы. 

Для работы Составителя расписания необходим компьютер с любыми настройками. Минимальный набор данных образовательного учреждения для работы приложения:

  • Список дисциплин (предметов в школе);
  • План занятий на определённы период;
  • Преподавательский состав;
  • Место для проведения занятий.

Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами. Начинается это с заполнения справочников: Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).

Следующий шаг: формирование учебного плана. Если у пользователя уже есть учебный план, его можно скопировать и взять за основу для нового. На этом этапе выбираются конкретные предметы для классов и их сложность. Для предметов можно выбрать ограничения, например, чтобы математика всегда стояла первой.

Далее заполняется список преподавателей, где указываются все данные о педагогах: график работы, профиль и нагрузку.

Список помещений предполагает заполнение данных о кабинетах, лабораторных, актовых залах и др. Нужно выбрать тип помещения, график его работы или закрепить за ним определенную группу.

Только после заполнения предыдущих пунктов рекомендуется переходить к заполнению списков классов. Для касса можно установить количество учащихся, классного руководителя, закрепить за ним помещение. За базовую единицу в программе «Составитель расписания» взята группа, соответственно, группы можно делить на подгруппы. Класс может быть разбит по количеству учащихся (для иностранных языков, например) или по половому признаку (мальчики/девочки для уроков труда). Также классы могут быть объединены в потоки, если:

  • Группы имеют один и тот же предмет;
  • Группы, входящие в поток д.б. одного уровня (подробнее здесь).

После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. «Составитель расписания» предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е. расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз. Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.

Если при формировании расписания происходят конфликты данных и возникают ошибки, приложение оповестит об этом. Изменения и исправления в расписании можно внести вручную после получения результатов автоматической обработки данных.

А затем — визуализация.

Итак, расписание составили, откорректировали. А дальше? Распечатать и вывесить. Однако, в среднем на одно расписание уходит около 20 листов бумаги формата А4. А если изменения? Это же сколько бумаги уходит на то, чтобы внести какие-то правки в расписание…

В решении этой проблемы призваны помогать другие приложения — визуализаторы. С их помощью можно отказаться от бумажных носителей, а внесение корректировок не займет много времени. У нас таких приложения целых два: «Интерактивное расписание» и «Электронное расписание». С их помощью можно быстро разместить расписание на сенсорных панелях или обычных телевизорах, а любые изменения отображаются мгновенно. С помощью приложений-визуализаторов можно отказаться от использования большого количества бумаги, а также качественно и интересно преподнести расписание учащимся. Ведь детей намного больше привлечет яркое и понятное расписание, чем куча неудобных для восприятия черно-белых таблиц, не так ли?

А теперь, благодаря интеграции с сервисом «Составитель расписания», сформированное расписание можно сразу перенести в наши приложения! Подробнее об акции на странице продукта.


Поделиться материалом:

Работа над
составлением расписания учебных занятий,
представление его на согласование и
утверждение проводится в сроки,
определенные Графиком регламентированных
работ по организации учебного процесса.

Расписание учебных
занятий составляется на каждый семестр
и подлежит безусловному выполнению,
как студентами, так и преподавателями.

При всем разнообразии
форм расписание должно содержать
следующую информацию: учебный год,
семестр, специальность, неделя
(числитель/знаменатель), курс, номер
группы, наименование дисциплины с
расшифровкой, форма проведения занятия
по данной дисциплине (лекция, практическое
занятие, лабораторная работа), Ф.И.О.
преподавателя, место проведения занятия
(номер аудитории, корпуса).

Расписание должно
быть аккуратно оформлено, подписано
директором среднего учебного заведения
и вывешено в установленном месте не
менее чем за 2 недели до начала семестра.

При составлении
расписания учебных занятий необходимо
соблюдать логическую последовательность
изучения дисциплин в семестре, учитывать
чередование дисциплин, различных по
трудности усвоения, и целесообразное
чередование различных методов работы
(лекция, семинарское занятие, лабораторная
работа, занятие в компьютерном классе,
в кабинете иностранного языка, спортзале
и т.д.). Лекции целесообразно включать
в расписание учебных занятий в начале
учебного дня.

Расписание учебных
занятий необходимо составлять с учетом
следующих требований:

— расписание
составляется на весь семестр и должно
быть равномерным по загруженности в
течение недели и непрерывным в течение
дня;

— учебные занятия
должны проводиться в соответствии с
утвержденным расписанием звонков;

— недельная нагрузка
обязательными учебными занятиями
студентов не должна превышать 36
академических часов (без учета
факультативов);

— наименования
учебных дисциплин в расписании должны
соответствовать наименованиям дисциплин,
указанных в утвержденном рабочем учебном
плане;

— лекции, как
правило, необходимо включать в расписание
в начале учебного дня, по возможности
исключать проведение лекционных занятий
в течение 6-ти академических часов
подряд. Занятия в лабораториях, особенно
специальных, работу в мастерских
целесообразно проводить после
теоретических занятий;

— не рекомендуется
проводить в день более 2-х семинарских
(практических) занятий;

— переход студентов
из одного корпуса в другой рекомендуется
планировать на 40 — минутный перерыв;

— в один день для
студентов должно быть запланировано
не более четырех пар с перерывом после
каждой пары академических часов – 10
минут, после 4 часов непрерывных занятий
— 40 минут.

При составлении
расписаний должны учитываться требования
методического и организационного
характера, многие из которых вытекают
из физиологических возможностей
человека. Целесообразно в конце семестра
меньше планировать лекций и больше
практических видов занятий, так как
более тесный контакт слушателей с
преподавателем активизирует учебный
процесс и в какой-то мере восполняет
ослабленную активность студентов.
Необходимо учитывать также, что наибольшая
активность у студентов наблюдается по
дням недели — в среду, а наиболее низкая
— в понедельник и пятницу (субботу).

Преподаватели
должны быть ознакомлены с утвержденным
расписанием, что подтверждается росписью
и датой их ознакомления на обратной
стороне образца расписания, хранящегося
в среднем учебном заведении.

Изменение расписания
на часть семестра для отдельных дисциплин
в случаях длительной болезни, командировки,
внеочередного отпуска преподавателя
допускается решением директора среднего
учебного заведения.

Изменения расписания
фиксируются методистом (документоведом)
среднего учебного заведения и хранятся
в течение года.

Ответственность
за выполнение расписания возлагается
на директора среднего учебного заведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В процессе составления расписания занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
необходимо соблюдать требования нормативно-правовых, законодательных и иных актов в сфере образования.

Нормативно-правовые документы для процесса составления расписания делятся на две группы: документы федерального
уровня и локальные нормативные акты. В таблице представлены основные нормативные документы федерального уровня и
приведены примеры локальных нормативных актов.

Федеральный уровень

Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ»

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических
работников, гарантии их реализации

Трудовой кодекс РФ

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Приказ № 1601 от 22.12.2014

О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре

Приказ № 536 от 11.05.2016

Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Приказ № 464 от 14.06.2013

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования

Локальные нормативные акты

Правила внутреннего распорядка

Расписание занятий и практик, продолжительность занятий, время начала и окончания занятий, деление
на потоки и группы.

Положение о нормах времени для расчета объема нагрузки и планирования основных видов работы
ППС

Рассмотрим основные федеральные законы более подробно. В начале процесса составления расписания надо понять, какие
нормы часов преподавателей (педагогических работников) и обучающихся мы будем контролировать. В первую очередь, мы
конечно же, обратимся к Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ). В 333 статье ТК РФ сказано, что
педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Затем, обращаемся к приказу Минобрнауки России № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной
нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
. Документ более подробно
рассматривает, каким сотрудникам образовательных организаций, и какая продолжительность рабочего времени им
установлена. Так,
например, в первой же статье приказ повторяет статью №333 ТК РФ. Однако далее идет уточнение, кому устанавливается
36 часов в неделю, в зависимости от занимаемой должности. Например, помимо педагогических работников, отнесенных
к профессорско-преподавательскому составу, такая норма часов устанавливается педагогам-психологам, социальным
педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, инструкторам по труду, методистам и старшим
методистам организаций, руководителям физического воспитания организаций.

Документ предусматривает и другие варианты. Рассмотрим те, которые могут встретиться нам при составлении
расписания. 24 часа в неделю заработной платы устанавливается музыкальным руководителям и концертмейстерам. Норма
часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается преподавателям
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального
образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму
часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

В год «Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается
преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего
профессионального образования». При этом норма часы устанавливаются в астрономических часах.

Также надо учитывать, что верхний предел учебной нагрузки преподавателей СПО не должен превышать 1440 часов в
учебном году, ставка заработной платы которых составляет 720 часов в год.

Таким образом, мы определили, что при составлении расписания занятий требуется контролировать нагрузку
преподавателей:
36 часов в неделю и 720 часов в год.

Теперь надо разобраться, какую нагрузку контролировать при составлении расписания обучающихся.

Основным в этом вопросе является документ «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки
России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося должен составлять 54 академических часа в неделю, включая
все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Объем при этом обязательных аудиторных занятий и практики не
должен превышать 36 академических часов в неделю. Эти показатели мы и будем отслеживать при составлении расписания.

Нормативный документ «Приказ Минобрнауки России N 464» утвердил требования к образовательным программам среднего
профессионального образования. Так
«образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются
образовательными организациями».

Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный
график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а
также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования образовательной организацией может
применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления
содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологий.

Численность обучающихся в учебной группе составляет 25-30 человек. Исходя из специфики образовательной организации,
учебные занятия могут проводиться образовательной организацией с группами обучающихся меньшей численности и
отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Образовательная организация вправе объединять
группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.

При составлении учебного плана надо учитывать также и то, что «количество экзаменов в процессе промежуточной
аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов — 10. В указанное
количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам
(модулям).»

В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846
«Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в
образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего
профессионального образования»
определены требования в нагрузке обучающихся, которые проходят обучения по
этим двум формам обучения.

Образовательная организация должна разрабатывать учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения
самостоятельно на основе:

  • ФГОС по программам среднего профессионального образования;
  • примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;
  • рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей (ПМ), учебной и производственной практики.

Учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения определяет следующие
характеристики образовательной программы среднего профессионального образования:

  • подлежащие освоению ОК и ПК;
  • объемы учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
  • перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам,
    ПМ и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике;
  • сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
  • распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, ПМ
    (и их составляющим);
  • формы государственной итоговой аттестации (обязательные и предусмотренные образовательной организацией), объемы
    времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой
    аттестации;
  • объем каникул по годам обучения.

При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54
    академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной
    форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы СПО в заочной
    форме составляет, как правило, не менее 160 часов.
Нормативные требования для составления расписания

Нагрузка преподавателей

  • 36 часов в неделю
  • 720 часов в год
  • Верхний предел 1440 часов в год

Нагрузка обучающихся (все виды аудиторной и внеаудиторной нагрузки)

54 часов в неделю

Нагрузка обучающихся (обязательных аудиторных занятий и практики)

36 часов в неделю

Образовательная программа включает:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • оценочные и методические материалы;
  • иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение
    обучающихся.

Учебный план образовательной программы определяет:

перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их
промежуточной аттестации

количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации

Не более 8 экзаменов

Количество зачетов

Не более 10 зачетов

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по очно-заочной форме

16 часов в неделю

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки по заочной форме программы СПО

не менее 160 часов

РАССМОТРЕНО

на заседании
Педагогического совета

ГБПОУ РО «………»

«___»
_________________ 20___ г.

Протокол № _______

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РО «…..»

____________________

«___» _________________ 20___ г.

Приказ от «___» _________ 20__ г. № _____

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАСПИСАНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение о
расписании учебных занятий (далее — Положение) по программам среднего
профессионального образования (далее — СПО) в государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «…………….» (далее
«техникум») разработано в соответствии со следующими документами:

— Федеральным законом Российской
Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013г. № 464 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;

— Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 11.05.2016г. № 536 «Об утверждении особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

— Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС) СПО;

— Уставом ГБПОУ РО «Зерноградский
техникум агротехнологий».

1.2. Расписание учебных занятий
является одним из основных документов, регулирующих учебный процесс, включающий
теоретическое и практическое обучение в техникуме по дням недели в разрезе
профессий, курсов и учебных групп (подгрупп).

1.3. Расписание учебных занятий
способствует оптимальной организации учебной работы студентов и повышает
эффективность преподавательской деятельности.

1.4. Расписание учебных занятий
составляется в соответствии с утвержденными директором техникума учебными
планами и графиками учебного процесса по каждой профессии.

1.5. Составление расписания
осуществляет диспетчер образовательного учреждения (далее – диспетчер ОУ)
совместно с заведующим учебно-методическим отделом (далее – заведующий УМО) с
применением автоматизированной программы «Экспресс-расписание  Колледж» (версия
6.8.1).

1.6. Расписание учебных занятий
согласуется с заместителем директора по учебно-методической работе (далее –
заместитель директора по УМР) и утверждается директором.

2. ВИДЫ РАСПИСАНИЙ

2.1. Видами расписаний для
студентов, обучающихся в техникуме, являются:

— расписание учебных занятий
студентов;

— расписание промежуточной
аттестации (экзаменов) студентов;

— расписание дополнительных
образовательных услуг;

— расписание дополнительных
консультаций преподавателей;

— график проведения
государственной (итоговой) аттестации.

3. ТРЕБОВАНИЯ К
СОСТАВЛЕНИЮ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ

3.1. Составление расписания
учебных занятий студентов является должностной обязанностью диспетчера ОУ и
заведующего УМО, контроль за его соблюдением осуществляется заместителем
директора по УМР.

3.2. Расписание учебных занятий
студентов, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО, в связи
модульным принципом обучения составляется на несколько недель на основе
утвержденных директором техникума календарных графиков учебного процесса
учебных групп, согласуется с заместителем директора по УМР и подписывается
исполнителем – диспетчером ОУ.

3.3. Учебная неделя в техникуме
включает 6 рабочих (учебных) дней и выходной день (воскресенье). Планирование
рабочего и учебного времени преподавателей, мастеров производственного обучения
и обучающихся предполагает: начало занятий – 8.30, продолжительность аудиторных
занятий – 1 пара (2 академических часа по 45 минут). Продолжительность перемен
внутри пары 5 минут, между парами составляет от 10 до 20 минут, для питания
студентов предусматривается перерыв 45 минут (Приложение 1).

3.4. Количество академических
часов в один день в группе не должно превышать 8 часов. При этом объем
аудиторных занятий обучающихся не должен превышать 36 часов в неделю.

3.5. Расписание учебных занятий
доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем за 3 дня до
начала занятий.

3.6. Начало каждого семестра может
быть организовано по временному расписанию.

3.7. Во время практик,
осуществляемых согласно графика учебного процесса (Приложение 6), занятия в
соответствующих группах не производятся. Учебная практика может осуществляться
как концентрированно, так и рассредоточено.

3.8. Для проведения консультаций
составляется отдельный график (Приложение 2). Время проведения консультаций не
должно совпадать с учебными занятиями группы. Нагрузка в течение учебного дня
не должна превышать 5 пар (вместе с консультацией). Для оптимизации учебного
процесса рекомендуется распределять консультации равномерно в течение всего
семестра.

3.9. Расписание учебных занятий
должно обеспечивать: соответствие количества часов по учебным дисциплинам,
междисциплинарным курсам и видам учебных занятий ППКРС профессий СПО
расписанию, составленному в соответствии с требованиями ФГОС СПО; логическую
последовательность изучения дисциплин, профессиональных модулей в семестре;
непрерывность учебного процесса в течение дня и равномерное распределение
учебной нагрузки и самостоятельной работы в течение недели; рациональную
нагрузку преподавателей; эффективное и оптимальное использование аудиторного
фонда (лабораторий, компьютерных классов и специализированных аудиторий);
соблюдение санитарно-гигиенических требований организации учебного процесса.

3.10. В течение учебного года
студентам предоставляются каникулы в соответствии с графиком учебного процесса.

3.11. При выборе режима учебной
деятельности студентов возможны следующие варианты:

— чередование дней теоретических и
практических занятий в различных сочетаниях;

— чередование теоретических и
практических занятий на протяжении дня.

3.12. Для проведения практических
занятий и лабораторных работ (если это предусмотрено рабочей программой учебной
дисциплины или профессионального модуля) каждая учебная группа может делиться
на подгруппы.

3.13. Преподаватели, ведущие
обучение у студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО, должны подавать в
учебно-методический отдел сведения о количестве проведенных занятий
теоретического обучения, практических/лабораторных занятий в соответствии с
программами учебных дисциплин и профессиональных модулей и календарными
графиками учебного процесса учебных групп, требующих деление учебной группы на
подгруппы, за неделю до окончания действия текущего расписания (Приложение 3).

3.14. Расписание учебных занятий
должно быть напечатано четко, с указанием на какой срок оно составлено, дня
недели, времени дня, наименования дисциплин, ФИО преподавателя, места
проведения, может быть выполнено на стандартных бланках, а также в виде таблиц,
изготовленных с использованием средств компьютерной техники.

3.15. При составлении расписания
могут быть учтены пожелания отдельных преподавателей, связанные с их участием в
научной, учебно-методической и воспитательной работе, но только в том случае,
если это не приводит к нарушению прав других работников, интересов и прав
техникума.

3.16. Приоритетом при составлении
расписания является обеспечение равномерного распределения учебной нагрузки и
непрерывности (без «окон») учебного процесса для студентов.

3.17. При составлении расписания
перерывы в рабочем времени преподавателей, составляющие более двух часов
подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, допускаются только по
письменному заявлению преподавателей.

3.178. Расписание учебных занятий
вывешивается на информационном стенде в здании техникума и размещается на сайте
техникума в разделе «Расписание».

3.19. Расписание хранится у
заведующего УМО в течение одного года.

3.20. Внесение изменений в
расписание учебных занятий студентов:

3.20.1. В течение семестра/учебной
недели в расписание могут вноситься изменения, связанные с временным
отсутствием отдельных преподавателей, перераспределением учебной нагрузки.
Изменения в расписании в случае отсутствия преподавателя (командировка,
больничный лист, семейные обстоятельства или производственная необходимость)
осуществляются при своевременном информировании об этом учебно-методического
отдела (заведующего УМО, заместителя директора по УМР).

3.20.2. Замены временно
отсутствующих преподавателей производятся диспетчером ОУ. График замен
размещается рядом с расписанием учебных занятий. О предстоящих заменах
преподаватели и студенты оповещаются не менее чем за 2 академических часа до
начала занятия (в случае срочной замены), и не менее чем за рабочий день (в случае
плановой замены).

3.20.3. Диспетчер ОУ ведет журнал
учета замен учебных занятий (Приложение 4).

3.20.4. Преподаватели обязаны
ежедневно отслеживать изменения в расписании. Ссылка на незнание замен не
является уважительной причиной неявки на занятия, и являются нарушением
трудовой дисциплины, влекущей дисциплинарное взыскание (в соответствии с ТК РФ).

3.20.5. Запрещается самовольно,
без разрешения заведующего ОУ и заместителя директора по УМР, переносить время
и место учебных занятий.

4. РАСПИСАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

4.1. Промежуточная аттестация для
студентов, обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО, проводится как в конце
каждого семестра, так и в течение семестра непосредственно после завершения
освоения программ профессиональных модулей и/или учебных дисциплин,
междисциплинарных курсов и прохождения учебной и производственной практики в
составе профессионального модуля.

4.2. Сроки проведения
промежуточной аттестации устанавливаются в соответствии с годовым графиком
учебного процесса и календарными графиками учебного процесса учебных групп
(Приложение 5).

4.3. При составлении расписания промежуточной аттестации могут быть учтены
пожелания студентов и преподавателей, не нарушающие требований настоящего
положения.

4.4. Если промежуточная аттестация
проводится в конце семестра в рамках календарной недели, то расписание должно
содержать полные названия учебных дисциплин, фамилии и инициалы преподавателей,
номера аудиторий и время начала экзаменов/консультаций и должно быть подписано
директором техникума, согласовано с заместителем директора по УМР, заверено
печатью и размещено на информационном стенде за 2 недели до начала
промежуточной аттестации (Приложение 2).

4.5. При составлении расписания
промежуточной аттестации в рамках календарной недели должны быть соблюдены
следующие требования:

— первый экзамен может быть
проведен в первый день промежуточной аттестации;

— интервал между экзаменами должен
составлять не менее двух календарных дней;

— в период подготовки к экзамену
могут проводиться консультации, включенные в расписание промежуточной
аттестации;

— для одной учебной группы в день
может быть запланирован только один экзамен.

4.6. Если дни экзаменов чередуются
с днями учебных занятий, то проводить экзамены можно непосредственно после
завершения освоения соответствующих программ учебных дисциплин,
междисциплинарных курсов, профессиональных модулей; день экзамена  должен быть
свободен от других форм учебной работы.

5. РАСПИСАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

5.1. Расписание проведения
государственной (итоговой)аттестации (далее – ГИА) (Приложение 7) составляется
в соответствии с графиком учебного процесса заместителем директора по УМР.

5.2. Расписание ГИА утверждается
директором техникума, размещается на информационном стенде и на сайте техникума
за 2 недели до начала работы ГЭК.

5.3. В расписании указываются даты
защиты письменных экзаменационных работ и выполнения выпускной практической
квалификационной работы, консультаций к ним, номера аудиторий, состав и время
начала работы ГЭК.

6. РАСПИСАНИЕ
КОНСУЛЬТАЦИЙ

6.1. Вводится 3 вида расписания
консультаций:

— по изучаемым дисциплинам,
междисциплинарным курсам;

— перед экзаменами во время
промежуточной аттестации;

— перед государственной итоговой
аттестацией.

6.2. Формы проведения консультаций
– групповые, индивидуальные.

6.3. Расписание консультаций по
изучаемым дисциплинам, междисциплинарным курсам составляется заведующим УМО в
первые две недели семестра, подписывается директором, размещается на
информационном стенде и на сайте техникума.

6.4. В расписании консультаций
указываются названия дисциплин/МДК, день и время проведения консультации, номер
аудитории, фамилия и инициалы преподавателя.

6.5. Консультации для студентов по
программе ППКРС предусматриваются в объеме 4 часа на каждого обучающегося в
учебном году.

6.6. Расписание консультаций перед
ГИА составляется заведующим УМО, согласуется с заместителем директора по УМР и
утверждается директором техникума.

6.7. Расписание консультаций перед
ГИА размещается на информационных стендах и сайте техникума.

7. РАСПИСАНИЯ-ГРАФИКИ

7.1. В целях организации контроля
деятельности техникума вводятся следующие виды расписаний-графиков:

— календарные сводные графики
учебного процесса (Приложение 5) составляются заведующим УМО/заместителем
директора по УМР;

— годовой график учебного процесса
на все учебные группы (Приложение 6) составляется заведующим УМО не позднее 1
сентября текущего учебного года, подписывается заместителем директора по УМР и
утверждается директором техникума;

— график проведения ГИА
(Приложение 7) составляется заместителем директора по УМР и утверждается директорам
техникума.

8. КОНТРОЛЬ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

8.1. Общий контроль за
составлением расписаний учебных занятий, промежуточной аттестации, ГИА, а также
расписания консультаций, и их выполнением осуществляет заместитель директора по
УМР (заведующий УМО).

8.2. При обнаружении
несоответствия проведенного занятия с утвержденным расписанием заместитель
директора по УМР (заведующий УМО) требует объяснительную от преподавателя, не
явившегося на занятие, опоздавшего или закончившего раньше занятие. При этом
факт нарушения утвержденного расписания доводится до сведения директора
техникума.

8.3. По итогам рассмотрения
объяснительной преподавателя по представлению заведующего УМО или заместителя
директора по УМР к преподавателю могут быть приняты меры дисциплинарного
взыскания.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ

10.1. Настоящее Положение вступает
в силу с момента его утверждения.

10.2. Изменения и дополнения
настоящего Положения оформляются приказом директора техникума.

10.3. Расписание и журнал замен
учебных занятий хранятся в учебно-методическом отделе в течение одного учебного
года.

Приложение 1

РАСПИСАНИЕ ЗВОНКОВ

№ урока

Время урока

1

8.30-9.15

2

9.20-10.05

3

10.25-11.10

4

11.15-12.00

5

12.10-12.55

6

13.00-13.45

ОБЕД

7

14.30-15.15

8

15.20-16.25

Приложение
2

Расписание
экзаменов и консультаций в группе

(курс,
профессия)

Дата

№ группы

Консультация

Наименование предмета

№ кабинета

ФИО преподавателя

время

Экзамен

Наименование предмета

№ кабинета

ФИО преподавателя

время

Приложение №3

Отчет о прочитанных часах преподавателя

__________________________________________________________________

в период с __________________ по __________________

№ группы

Наименование
дисциплины

Кол-во
часов по плану

Прочитано
часов на текущий период

Осталось

Всего осталось:

Преподаватель:

Приложение
№4

Замена занятий на __________
201__г.

№ группы

Ф.И.О.
преподавателя, пропустившего урок

Предмет

№ пары

Ф.И.О.
преподавателя, заменившего урок

Предмет

№ кабинета

Подпись
преподавателя за проведенное занятие

 Приложение №5

Приложение
№6

Приложение
№7

ГРАФИК

проведения
государственной итоговой аттестации


группы

Дата

Дата

Дата

Дата

Консультация

время,


кабинета,

ФИО
преподавателя

Консультация

время,


кабинета,

ФИО
преподавателя

Выполнение
выпускной практической квалификационной работы

время,


кабинета

ФИО
председателя

ФИО
членов комиссии

Защита
ПЭР

время,


кабинета

ФИО
председателя

ФИО
членов комиссии

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Дата

После поступления в универ первокурсник сталкивается с новыми понятиями: ему надо разобраться, что такое кафедра и деканат, познакомиться с уставом вуза и пр. Мы хотим облегчить жизнь студента, поэтому объясняем, что и как устроено в вузе. Сегодня расскажем, кто оставляет расписание в университете и какие правила для есть для его написания.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше полезной информации, которая пригодится и новичкам, и старшекурсникам, можно найти в нашем телеграм-канале с советами по успешному обучению. А подписавшись на специальную группу, вы всегда будете в курсе наших акций и выгодных предложений.

Кто составляет расписание в вузе

Сначала ответим на самый главный вопрос — кто же занимается составлением расписания занятий в вузе. Как правило, за это отвечают сотрудники специального отдела — диспетчерской. Диспетчерская обычно входит в состав учебной части и в ней работают от 2 до 5 человек (в зависимости от структуры вуза).

Сотрудники кафедры или деканата приносят в диспетчерскую специальный документ — ведомость учебных поручений, которую составляют на основе учебного плана. В нём указаны важные данные: какие предметы будут у студентов в следующем семестре, и какой преподаватель их ведёт.

Разработка расписания для осеннего семестра учебного года начинают в конце июля-начале августа, для весеннего — в декабре-январе.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Инструкция по составлению расписания занятия в вузе

Существуют определённые правила составления расписания в вузе:

  1. У студентов не может быть больше 4-х или меньше 2-х пар в день.
  2. Если дисциплина предусматривает и лекции, и лабораторные/практические, то сначала должны стоять именно лекции.
  3. Цикл занятий по дисциплине не должен заканчиваться лекционным занятием, если есть практические или лабораторные занятия.
  4. У групп одного потока должно быть одинаковое количество лекционных, практических и лабораторных занятий.
  5. «Окна» между парами крайне нежелательны (это значит, что у вас не может стоять, например, первая и третья пары, а вторая отсутствовать).
  6. Если в вузе несколько корпусов, допускается только один переход в день, остальные занятия должны стоять в одном корпусе.

Обычно этот переход между корпусами приходится на большую перемену, чтобы студенты точно успели добраться до другого здания.

Процесс составления расписания в вузе обычно начинают с потоковых лекций, а потом подстраивают под них лабораторные и практические.

Также сотрудники диспетчерской учитывают:

  • время начала и конца занятий;
  • наличие свободных аудиторий;
  • загруженность и распорядок преподавателей (у них тоже не может быть больше 4-х занятий в день).

Специфику предметов в расчёт обычно не принимают, поэтому бывают дни, загруженные сложными дисциплинами, а бывают и наоборот.

Программы для составления расписаний уроков в вузах

Сотрудники диспетчерской сами выбирают, как составить расписание занятий в вузе. Некоторые делают это вручную, используя таблицы и графики (бумажные или компьютерные).

Программы для составления расписаний уроков в вузах

Хорошая программа для составления расписания в вузе

В некоторых учебных заведениях решение этой задачи автоматизировано: там используют специальные информационные системы и программы, например «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет».

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, кто и как пишет расписание для студентов в институте. А если предметы в нём оказались слишком сложными, вы всегда можете обратиться за помощью в образовательный сервис. Его эксперты умеют справляться с самыми сложными учебными работами.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти точное слово на странице
  • Как найти среднее арифметическое чисел калькулятор
  • Как найти человека находящего в розыске
  • Как исправить пробег в базах
  • Как найти площадь коровника