Как составить расска

пособие для начинающих авторов

Как написать рассказ:

Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.

Как научиться писать рассказы

Костяк любого хорошего рассказа — это:

  • четко выраженная сюжетная линия;
  • наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
  • максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
  • персонажей должно быть не много.

Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.

Как найти идеи для рассказа

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.

  • Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..

  • Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.

  • Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.

  • СМИ, историческая литература, дневники

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.

Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

  • Книги по писательскому мастерству

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

Стоит прочитать:

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.

Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:

  • главный герой;
  • время действия;
  • сюжет;
  • конфликт;
  • тема.

Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.

И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:

  • Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);

  • Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)

  • Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);

  • Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).

  • Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).

  • Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).

Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.

Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:

  • Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).

  • Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).

  • Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).

  • Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).

Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.

Четыре главных графы:

  • Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.

  • Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.

  • Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?

  • Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.

Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.

Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:

  • против другого персонажа;
  • против Бога (богов);
  • против самого себя;
  • против природы;
  • против общества;
  • против техники или технопрогресса.

Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.

Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.

Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.

Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.

Как составить план рассказа

Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.

Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:

  • От чьего лица будет вестись повествование.

  • Какой будет первая сцена.

  • Каким будет переход от введения к основной проблеме.

  • Какой окажется кульминация.

  • Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.

На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.

Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.

План:

  • Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.

  • Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.

  • Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.

  • Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.

  • Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.

  • Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.

  • Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.

  • Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.

  • Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.

С чего начать писать рассказ

К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.

Но для начала определите тип повествования:

  • Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).

  • Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.

  • Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.

  • Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.

  • Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».

  • Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.

  • Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.

Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:

  • длинных описаний природы и погоды;
  • знакомства со всеми персонажами разом;
  • безымянных диалогов;
  • отсутствия главного героя;
  • слишком подробного описания главного героя;
  • начала по будильнику;
  • вычурности и клише.

Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:

«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».

С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.

Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.

Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.

  • Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.

Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.

Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.

Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.

А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.

Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).

Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.

  • Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.

  • Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.

  • Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.

Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как написать рассказ от Penfox

Как составить рассказ

Один

1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

Два

2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

Три

3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

План

План:

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

«Вычитка» и редактирование

Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.

Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.

Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉

Новинки из жанра рассказ

  • Первая скрипка28.05.2023

    Это был крупный концерт в Венском театре. Труппа молодых и талантливых музыкантов приехала из Москвы. Алексей Бороздин – талантливый виолончелист был без памяти влюблен в первую скрипку знаменитой труппы – Еву Флер. Она…

  • Красный журавль

    Автор: Трио Лит

    26.05.2023

    Ходил по станицам слух, что пришла из нагайских степей на Дон ещё одна банда. Мало своих. Банда была не сильная, но жестокая. Шальные и отчаянные недобитки рубили с плеча не только коммунистов и…

  • Как у Распутина

    Автор: Трио Лит

    26.05.2023

    Часам к трём пополуночи небывалая тишина на пару с небывалой тьмой и рядом, и вдалеке затопили окружающее пространство. Ни ветра, ни дождя, ни возни мышей и насекомых здесь, ни лая собак снаружи. Кругом…

  • Несчастный случай

    Автор: Трио Лит

    26.05.2023

    Посвящается 79-й годовщине создания СМЕРШ — Командуйте отбой, лейтенант! Это гроза, — донёсся голос с белорусским акцентом. Как безмятежно, как успокаивающе звучало сейчас слово «гроза». Высокий, до чистого неба берёзовый лес. Не больше…

  • Солнечный берег

    Автор: Трио Лит

    26.05.2023

    Даже теперь, когда быть серьёзным и внушительным у Всеволода поводов хоть отбавляй, он с неподдельной и почти блаженной улыбкой вспоминает тот тёплый июньский вечер. По обыкновению, папа забрал его из детского сада последним….

Как написать рассказ: с чего начать, план, проработка мира, примеры



Каждый, кто работает с текстами, будь то копирайтер, журналист или контент-менеджер, рано или поздно, задумывается о написании художественного текста: рассказа, повести, новеллы или даже романа. Так было, есть и будет всегда. Берутся за это дело, правда, далеко не все, но думают об этом многие.

И если вы один из тех, кто всё же решился на написание своей нетленки, но не знаете с чего начать, то эта небольшая статья подскажет вам это. В статье вы найдете общий план работы и некоторые примеры. Это станет для вас отправной точкой в мир художественного текста.

С чего начать писать рассказ

Первое и основополагающее, с чего следует начать — это с идеи. К этому вопросу следует отнестись достаточно серьезно и не размениваться на банальные истории, которых миллионы на просторах Интернета и на книжных полках всего мира.

Из личного опыта, могу сказать, что придумывать идею специально — это не самый лучший вариант. Так следует поступить, если вы имеете какие-то обязательства или рамки. Например, участие в конкурсе или даже заказ от клиента.

Но для хорошего рассказа, а мы говорим в этой статье именно о рассказе, идею нужно не придумать, а не упустить, когда она невзначай промелькнёт мимо вас.

Например, вы любите истории в жанре классического фэнтэзи. С эльфами, гномами и другими, всем знакомыми представителями фэнтезийных миров. Но что же можно написать на эту тему, когда уже есть Хоббит, Ведьмак и другие эпические аналоги?

Давайте подумаем. Представим, что, в реальной жизни, вы идете в университет и случайно встречаете старого знакомого, которого не видели со школы. Постояли с ним немного, поговорили. Он рассказал вам что-то интересное и из-за этого вы опоздали на первую пару. И что такого, скажете вы?

А вот что. Берем из этой ситуации идею для рассказа. Скажем, молодой гном, из клана лесных охотников, собирается пройти ритуал становления и для этого ему нужно начать обучение у старейшины, перед основным испытанием. Он направляется в главную залу своего подгорного города для встречи с остальными молодыми охотниками и первого обучения. Но по пути, по извилистым коридорам подземелья, натыкается на молодого гоблина, с которым они знакомы еще с давних времен. Гоблин ему рассказывает, что забрел в подземелье не случайно.

Дальше развиваем идею. Обучение для гнома очень важно и не пойти туда он не может, но история гоблина его очень заинтересовала. Пока они говорили что-то случается в главной зале, например, диверсия враждебного клана и все там присутствующие попадают в плен. История гоблина так или иначе связана с этим.

Тут начинается путь героя. Друзья пытаются помочь своим товарищам, узнают что-то важное, спасают кого-то, попадают в страшные передряги и в итоге, выходят победителями.

Казалось бы, всего лишь встреча со старым другом перед университетом, а в итоге, получилась неплохая история. Таким образом, через призму жанра, можно посмотреть на любую ситуацию из реальной жизни и раскрасить банальное событие новыми красками.

Придумайте конец истории

Второе, что нужно обязательно сделать — это придумать связный и логичный конец вашей истории. Не просто – «Они победили всех, а потом жили долго и счастливо», а настоящее окончание.

Не продуманный конец истории – это одна из главных и самых частых ошибок начинающих авторов. Это происходит так: поймали идею, в голове построили пару крутых сцен из рассказа, а вот чем это всё закончится не ясно. Как правило, такие рассказы никогда не дописываются, потому что автор просто не знает о чём писать.

Конец истории должен быть ясен автору с самого начала. Он должен знать и понимать, что произойдет в финальной сцене, чем закончится сам рассказ, какие моральные и смысловые точки будут поставлены.

Автор должен понимать, что любой рассказ, даже самый маленький – это путь из точки А, в точку Б, с развитием сюжета, персонажей, раскрытием всех вопросов и в итоге завершённым финалом.

Иными словами, у читателя, в завершении прочтения, не должно остаться никаких вопросов по происходящему в тексте. Никаких: а почему случилось это, а что стало с этим, а зачем сделали так и где это было.

Середина рассказа может быть еще не придумана и не продумана, но его конец должен быть четко ясен автору. Так как, отправляясь из точки А, автор должен четко знать где находится точка Б.

План рассказа

Третий этап — это составление плана рассказа. И не просто плана, который обозначен парой тезисов, а логично связанного и расписанного сюжета по сценам.

Сцена — это описание чего-либо происходящего в сюжете, объединённое в одно событие.

Например, встреча нашего гнома с гоблином. Сцена будет включать в себя:

  • Локацию с описанием
  • Саму встречу
  • Разговор
  • Воспоминания или ретроспективы
  • Действия героев в пределах события

Следует помнить, что любая сцена создается по тем же правилам, что и сам рассказ. Она должна иметь начало, развитие и логичное окончание.

Например, в нашем случае — это: путь гнома > встреча > воспоминания > рассказ гоблина > принятое решение.

Вся эта цепочка украшается описаниями и деталями, что в итоге приводит к полному восприятию события читателем.

Каждая сцена — это маленький рассказ, внутри самого рассказа, которая логически продолжает повествование и раскрывает необходимые детали главного сюжета.

И так, мы разобрались, что такое сцена и теперь с этим пониманием составляем план рассказа. В голове у автора это может быть в виде фильма, где меняется происходящее.

То есть, написав план рассказа (по сценно), мы сделали для себя скелет истории, который теперь необходимо обратить плотью деталей.

Пример нашего рассказа:

  1. Сцена 1 – герой просыпается у себя в пещере и начинает собираться;
  2. Сцена 2 – героя провожают его старшие, уже прошедшие испытания, товарищи;
  3. Сцена 3 – герой проходит некоторые залы подземелья (тут показываем город, быт и рассказываем, например, о враждебных кланах);
  4. Сцена 4 – встреча героя с гоблином;
  5. Сцена 5 – событие диверсии в главной зале подземелья.

И так далее. Сделав это, написание рассказа пойдет, как по маслу, так как вы будете знать о чем писать.

Проработка мира

Четвертый этап создания хорошей истории — это проработка мира, о котором вы будете писать. К данному этапу следует отнестись достаточно серьезно, даже если вы досконально представляете, что будете описывать.

Мир вашего рассказа может быть реальным, а может быть вымышленным, но так или иначе, вы должны знать о нем всё. Начиная от местности, заканчивая традициями и местными новостями.

Например, вы пишите о реальном месте, в настоящем времени. Значит, вам следует обзавестись картой местности, узнать о погодных условиях, выяснить какие растения находятся в тех или иных локациях, узнать о обычаях и традициях, населении и животных. Прочитать немного истории этого места, узнать о событиях, произошедших в тот временной отрезок, в котором разворачивается ваша история. Может быть, если того требует рассказ, выяснить расписания общественного транспорта, названия станций метро или названия торговых центров вокруг.

Иначе говоря, у читателя, в особенности такого, кто знает эти места, должно сложиться полное впечатление реальности происходящего.

Если же события вашего рассказа происходят в вымышленном мире, то вам потребуется:

  • Карта – нарисуйте карту местности, пусть даже схематично, со сторонами света, чтобы ориентироваться в тексте и не запутаться самому в направлениях, и не запутать читателя;
  • Временной график — чаще всего, это таблица с указанием даты и времени, в котором происходят события рассказа. Это важно, если вы пишите о нескольких героях, в разных местах;
  • Бестиарий – это справочник фауны вашего мира. Животные, птицы, рыбы, насекомые с их названиями, внешним видом, особенностями и размерами;
  • Травник – это справочник растений вашего мира. По аналогии с бестиарием, занесите туда нужные для рассказа растения – деревья, травы, грибы, мхи и т.п;
  • Технологический справочник – в этом справочнике соберите технологии, приборы и механизмы с их подробным описанием, принципом действия и особенностями;
  • Космология — этот справочник является важнейшей основой любого вымышленного мира. В него заносится информация о сотворении мира, о пантеоне богов, религии, традициях, обрядах, силах действующих в мире, магии и принципах ее действия, физических и химических особенностях, о расах и их появлении в мире;
  • «Платяной шкаф» — справочник описания одежды, традиционных костюмов, доспехов;
  • Оружейный справочник — по аналогии с одеждой, в этом справочнике хранится информация о всех видах оружия используемом или упомянутом в рассказе;
  • График актов – как правило, любой рассказ, состоит из трех актов: завязка, конфронтация и развязка. Каждый герой рассказа, все события рассказа и сам сюжет должен пройти все три акта. В этом справочнике описываем логику этого движения для всех вышеперечисленных.

Временной график и график актов – важны не только для вымышленного мира, но и для любого рассказа.

Составление таких справочников — это очень увлекательная и интересная работа, которая завораживает и вдохновляет. Собрав или придумав всю эту информацию, вы будете готовы писать, не отвлекаясь на размышления о деталях, а творя саму историю.

Проработка героев

Пятый этап — это этап создания самих героев. Мало просто знать, что главным героем будет, например, гном охотник. Нужно тщательно подготовить и прописать этого персонажа.

Лично я делаю на каждого героя отдельный документ, где создаю информацию о нём, в виде досье. Там я описываю его рост, вес, цвет волос, глаз, черты лица, особенности характера, с кем дружит, в какого Бога верит, какая у него профессия и многое, многое другое.

А также собираю в интернете фотографии или изображения людей, внешне похожих на моего героя. 

Таким образом я создаю не просто досье, а очень четкий образ в своем сознании, который при написании рассказа поможет мне сделать героя живым и реалистичным.

По желанию, автор может написать не просто досье, а небольшую историю жизни героя.

Написание рассказа и детали

Этап написания рассказа — это, всего лишь, один из шагов по созданию произведения. Собрав и создав все, о чём мы говорили выше, вы сможете писать легко и быстро. Не отвлекаясь на придумывание чего-либо, кроме самой истории.

Единственное, что очень важно учесть, при непосредственном написании — это детали.

Существуют авторы «заклёпочники», как, например, Джордж Мартин. Такие авторы описывают каждую пуговку на одежде, каждую заклёпочку на доспехах и максимально детализируют мир. А также существуют авторы, которые рассказывают события истории, не вдаваясь в детали.

Для начинающего писателя не следует вдаваться в детали максимально, так как это требует большого мастерства, но и забывать про них не стоит.

При написании своего рассказа не забывайте про:

  1. Свои справочники — делайте отсылки к космологии: упоминайте о традициях, событиях прошлого, законах и других особенностях мира;
  2. Звук, запах и осязание — читатель должен чувствовать запах дождя, слышать шум ветра в печной трубе и дотрагиваться до холодного, чуть шероховатого лезвия охотничьего ножа;
  3. Цвета — это очень важный аспект, который манипулирует сознанием читателя. Разные оттенки сцен (зеленый лес, желтое поле, голубая гладь океана), создают особые настроения. Об этом можно почитать отдельно, в различных источниках;
  4. Контраст — тоже психологический момент, чтобы выразить и усилить что-то. Например: на спокойном, голубом небе, среди пушистых белых облаков, показался большой черный самолет, чадящий такими же черными клубами дыма;
  5. Чувства — герои и окружающие их существа должны чувствовать: дружбу, привязанность, восхищение, любовь, ненависть, злобу и остальные эмоции;
  6. Добро и зло — не разделяйте создаваемый вами мир на черное и белое (кроме случаев с детской литературой). Во всём и всех, есть что-то хорошее и что-то плохое.

Всегда проговаривайте вслух диалоги, представляйте, как бы вы стояли, сидели или лежали в похожей ситуации, проделывайте те жесты, что и ваши герои — только тогда создаваемый вами мир будет реальным и живым.

Вычитка и редактура

Заключительный этап, перед публикацией — это вычитка и редактура. Это обязательный процесс, которому должен быть подвергнут любой текст. Даже если вы уверены в своих силах и знаете, что пишете без ошибок – текст должен быть прочитан еще несколько раз и не только вами.

Вычитка

После завершения своей истории, отложите ее минимум на один день. Пусть сознание отдохнет и написанное уложится в голове. Через несколько дней сделайте следующее:

  1. Бегло прочтите рассказ и внесите мелкие правки в текст;
  2. Через некоторое время, внимательно, по отдельным предложениям и словам прочитайте текст и внесите необходимые правки;
  3. Попросите кого-либо с выражением прочесть ваш рассказ вслух. Поправьте места, где чтец споткнулся;

Теперь рассказ готов на передачу его редактору.

Редактура

Редактура — это редактирование текста, желательно профессиональным редактором, с целью выявления в нем сюжетных, логических, стилистических и семантических ошибок.

Редактор, обязательно, должен быть сторонним лицом, не читавшим ваш труд до этого. Лучше всего, обратиться к редактору за деньги, но это по вашему желанию.

Хороший редактор исправит проблемные части текста и может дать советы по спорном местам.

Корректура

Корректор — это специалист, который занимается правкой грамматических, пунктуационных и иных ошибок, не связанных с сюжетом и самим рассказом. Он работает исключительно над контролем за соблюдением правил русского языка (или того языка, на котором вы пишите).

Этот этап тоже лучше поручить стороннему и профессиональному лицу, но начинающий автор может обойтись и своими силами, если он в них уверен.

Подведем итог

После всех вышеперечисленных этапов, рассказ можно считать завершенным и с чистой совестью публиковать его.

Давайте тезисно составим алгоритм работы над написанием рассказа:

  1. Создание идеи для будущего рассказа;
  2. Создание логического финала истории;
  3. Составление перечня сцен (плана) рассказа;
  4. Работа над создаваемым миром;
  5. Работа над создаваемыми героями;
  6. Написание рассказа, используя выше собранную информацию;
  7. Вычитка, редактура и корректировка текста;
  8. Публикация.

Буду надеяться, что эта статья поможет вам начать творить. Желаю вам успехов и верной музы!

Мало кто из авторов берётся сразу за повесть или роман, потому что осилить большой объём текста физически трудно. А вот малые литературные формы, такие как рассказы, повести, зарисовки, очерки, помогут расписаться и научиться работать с текстом без надрыва. В нашей статье рассказываем, как написать рассказ без страданий и боли.

Поиск жанра

Рассказ — это многогранная форма, которая может быть представлена практически во всех жанрах: детектив, любовная лирика, путешествия, исторические события – всего не перечесть.

Современный рассказ, каким мы его знаем сегодня, возник во второй четверти XIX века в США. Его литературным отцом был Эдгар Аллан По, прославившийся публикацией в 1833 году «Рукописи, найденной в бутылке».

При выборе сюжета желательно исходить из собственного жизненного, профессионального опыта. Если вы, скажем, медик, то и пробовать себя нужно в медицинской художественной прозе. Увлекаетесь рыбной ловлей — вот импульс и для литературного творчества, тем более что «рыбацкие байки» можно назвать отдельным устным, разговорным жанром. Когда вы пишете рассказ с позиции простого наблюдателя, то тоже транслируете своё восприятие действительности или свои предположения, какой она могла бы быть, как в случае с фантастикой.

Зачем нужно писать рассказы?

Тренировка

Написание рассказов — хороший тренинг в писательском мастерстве. Занимаясь этим практически в ежедневном режиме, можно достичь высот, позволяющих замахнуться на нечто большее: повесть, роман, пьесу, сценарий.

Быстрее и легче познакомить публику с вашим творчеством

Рассказ — своего рода визитная карточка начинающего и даже опытного писателя, ведь в силу малой формы с таким произведением читательская аудитория знакомится быстрее.

Вырастить из рассказа роман

Многие повести, романы создавались на основе рассказов. Таким образом, рассказы ещё и своего рода «кирпичики» — строительный материал художественной литературы.

Как написать рассказ в технике фрирайтинга

Фрирайтинг – это техника, когда вы просто записываете всё, что придёт в голову. Все мысли. Да, вообще всё. Это напоминает мозговой штурм, но в результате может получиться рыхлый черновик будущего рассказа. Затем необходимо отделить зёрна от плевел и упорядочить наброски. Как стартовая позиция, этот способ довольно неплох.

К слову, его даже рекомендует Стивен Кинг: взять карандаш, бумагу и начать творить. Применительно к реалиям нашего времени сесть за клавиатуру.

Как написать рассказ по этапам

Этап 1. Выбор темы, сюжета, предмета

Тема может созреть внезапно — сродни озарению. Допустим, вы наблюдали какую-то сценку в транспорте, магазине, на рынке, отдыхе. И вот возникла идея что-то приукрасить, домыслить, развить сюжет — в общем, дать волю фантазии.

Иногда тема может вызревать месяцами в процессе наблюдения над реалиями жизни. Это долгий, и может быть, даже мучительный процесс.

Если вы нацелились на произведение фантастического жанра, то идею можно почерпнуть также из реальной жизни, но «опрокинуть» её в воображаемый мир.

Идею рассказа исторической тематики может навеять прочтение соответствующей художественной или научно-популярной, учебной литературы. Даже сдача экзамена по какой-либо исторической дисциплине, курсу лекций может сподвигнуть на создание рассказа, особенно если вы прониклись духом эпохи. Однако желательно прибегнуть к консультациям экспертов и обратиться к источникам.

Толчком к созданию рассказа может послужить яркий личный опыт: путешествие, какое-либо событие в жизни, история, рассказанная интересным собеседником и многое другое.

Этап 2. Работа над рассказом

Работа с текстом

Сразу надо отказаться от использования штампов и клише. «Свинцовые тучи нависли…», «Грозно сдвинул брови…», «волевой подбородок», «серые будни» – всё это может моментально оттолкнуть читателя, поскольку со всем этим он уже сталкивался и не раз. Конечно, начинающему писателю ещё далековато до создания собственного стиля и даже языка, но к этому надо стремиться.

При этом не стоит вдаваться в другую крайность – чрезмерную вычурность в погоне за оригинальностью – можно так углубиться в неё, что читателю повествование будет малопонятно. Особенно этим могут грешить исторические рассказы – в погоне за передачей духа времени автор может увлечься «старыми словесами», например, как в «Слово о полку Игореве».

Из личного опыта автора статьи: приходилось сталкиваться с тем, что современный читатель не понимал таких выражений как «ничтоже сумняшеся»  и «с младых ногтей».

Ещё одна рекомендация — краткость. Предложения из нагромождения фраз и сложноподчинённых конструкций сложны для восприятия, как и злоупотребление гиперболами и метафорами.

Читать далее https://blog.delibri.ru/authors_workshop/kak-napisat-rasskaz-instrukczii-kotorye-rabotayut/


Download Article


Download Article

Stories for children have risen in popularity with the Harry Potter series, as well as recent celebrity children’s stories. Writing a children’s story allows you to use your imagination to create an engaging story, reach a lot of young, potential readers, and think like a kid again.

  1. Image titled Write Children's Short Stories Step 1

    1

    Understand the structure and form of a children’s story. There are strict industry standards for word count in books for children. There are several types of children’s stories, including:

    • Picture books: These books are made for children up to age eight and average 500-1000 words. Picture books contain an image on every page and are published in larger trim sizes, 8.5” x 11”. These books can be written at a higher reading level than the age of the intended audience, as they are often read to a child by an adult.
    • Easy reader books: These books are made for children ages five to nine and are usually 50-2500 words. The word count will depend on the publisher and the reading level of the intended reader.
    • Chapter books: These are short novels for children ages seven to ten and are typically 10,000-12,000 words.
    • Middle grade novels: These books are made for children ages eight to twelve and hover around 20,000-25,000 words.
    • Young adult novels: These books are made for children ages twelve and up and are usually 35,000 to 45,000 words.
  2. Image titled Write Children's Short Stories Step 2

    2

    Read examples of children’s stories. Focus on examples of children’s stories that are at the reading level you would like to write for. If you’re interested in creating picture books, head to your local library and go through the picture books section for possible examples and models. Easy reader books and middle grade novels are often written in a series, with multiple titles that revolve around a main character. Some good examples of children’s stories include:

    • Where the Wild Things Are, by Maurice Sendak. This 1963 picture book is one of the most well known and beloved children’s stories.
    • Eloise in Moscow, by Kay Thompson. This easy reader book is the fourth in a series about the adventures of six-year old Eloise.[1]
    • Charlotte’s Web, by E.B. White. A classic chapter book that touches on major themes like grief and the wonders of friendship.
    • Charlie and the Chocolate Factory, by Roald Dahl. A classic middle grade novel with a cast of eccentric characters and an engaging plot.
    • The Hunger Games, by Suzanne Collins. A well known young adult series, comprised of three novels that follow the trials and tribulations of Katniss Everdeen.[2]

    Advertisement

  3. Image titled Write Children's Short Stories Step 3

    3

    Analyze the examples. Choose one to two examples of books that are written in your chosen reading level. As you read through them, ask yourself several questions:

    • Does the book effectively use its reading level to its advantage? For example, in Where the Wild Things Are, Sendak creates a story that is enjoyable for adults and children to read. This works well as picture books are often read by adults to children. Sendak uses the reading level to appeal to a variety of readers.[3]
    • What genre does the book fall into? The Hunger Games would be considered a dystopian young adult novel, which is part of the science fiction genre. In dystopian novels, the setting is a futuristic universe where an oppressive societal control and the illusion of a perfect society are maintained through totalitarian control.[4]
      In The Hunger Games, this is the Capitol, led by the oppressive Professor Snow, which is opposed by Katniss.
    • Is there a positive message, theme, or moral in the book? In Charlotte’s Web, the moral of the book centers on the friendship between the spider, Charlotte and the pig Wilbur. Loyalty is also a big theme of the book, as Charlotte and Fern try to figure out a way to save Wilbur from being slaughtered.[5]
    • How does the writer make the main character interesting and engaging for readers? In Charlie and the Chocolate Factory, the main character, Charlie Bucket is a sympathetic protagonist. He is unassuming and respectful towards the other characters, lives a poor and undernourished life, and seems deserving of a golden ticket to Mr. Willy Wonka’s chocolate factory.
    • Is there an unexpected twist or payoff at the end of the book? In Charlie and the Chocolate Factory, the unexpected twist at the end of the books occurs when Charlie is the last child standing after a day in Mr. Wonka’s factory. It is then revealed the entire visit has been a test to find Mr. Wonka’s successor as the owner of the factory.[6]
    • How does the writer use word choice and simple language in the book? Compare a picture book, such as Where the Wild Things Are, to a young adult book, such as The Hunger Games. Note how the picture book uses an image on each page, as well as only one or two sentences per a page, to tell a story. A young adult book has no images, and uses long blocks of text, broken up by dialogue, and separated into chapters. As well, a picture book will only use very simple words and terms for a pre-school reading level, while a young adult novel will use marginally complex words and terms for a grade 10-12 reading level.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write Children's Short Stories Step 4

    1

    Choose your genre. There are many types of fiction, from fairytale to fantasy to historical fiction to horror to humor. Some writers begin with a story idea or a character first, rather than a genre. But it can help to pick your genre before outlining your story idea. Popular genres for children’s stories include:[7]

    • Fables, which are stories that have a moral ending. Many fables for children use animals and inanimate objects to portray a theme or moral. For example, The Thomas the Tank Engine book series.
    • Folktales, which are stories about commonplace events and characters that seek to explain things in life like nature, or the human condition. There may be make believe elements, like talking animals or natural elements like trees or rivers, as well as supernatural elements. For example, Dragonology: The Complete Book of Dragons.[8]
    • Historical fiction, which are stories that portray a time period or historical event. For example, a young adult novel about the life of Abraham Lincoln called Chasing Lincoln’s Killer.[9]
    • Modern fantasy, which are imaginative tales that require young readers to accept elements and story lines that clearly cannot be true. They require readers to suspend their disbelief and engage with talking animals, elements of science fiction or the supernatural. For example, Charlotte’s Web or Alice in Wonderland.
    • Dystopian tales, which are a form of science fiction that uses an exaggerated worst-case scenario to critique a current trend, societal norm, or political system. For example, The Hunger Games or The Divergent series.
    • Realistic fiction, which are books written around contemporary issues or real-world situations. This genre is similar to historical fiction, but it is based in current events. For example, a young adult novel about terrorism in America or race issues in the deep South.
  2. Image titled Write Children's Short Stories Step 5

    2

    Determine the setting of the story. Often, the setting of your story will inform the details of your main character and the genre you are writing for. Think about an area you know well, such as your town or city, or a geographical area you would like to learn more about. You will then need to research certain elements of the setting to ensure it seems believable and clear to your reader.[10]

    • If you are writing historical fiction for children set in a certain time period, you will need to do some research about that time period. If you are writing dystopian fiction or a folktale, you can use your imagination to create a unique and slightly futuristic or supernatural setting.
    • In children’s stories, there is no limit to setting. From a spaceship on Mars to a pirate ship in the Caribbean, all these settings can be used for your story.
  3. Image titled Write Children's Short Stories Step 6

    3

    Create an engaging main character. Your protagonist, or main character, is going to act as a guide for your reader as they read your story. Your main character should be interesting and endearing enough that your reader cares what happens to her. Main characters in children’s stories are often the same age as the readers, and are typically other kids or animals. Rarely, adults or inanimate objects are also used as main characters in children’s stories.[11]

    • Consider how you can make your main character unique. For example, maybe they have a special ability or power, such as a photographic memory like Encyclopedia Brown of the Encyclopedia Brown chapter book series, or a strong and powerful personality, like Katniss Everdeen in The Hunger Games.
  4. Image titled Write Children's Short Stories Step 7

    4

    Think about the theme or moral of the story. What is the positive message the story is trying to convey to the reader? This could come down to simple morals, like beauty is in the eye of the beholder, the power of friendship, doing unto others as you would want for yourself, or doing the right thing means sacrifice and hard work. Many children’s stories use a simple moral to structure the story and place the main character in a situation that causes them to realize the moral or theme.

    • Many main characters use their skill or ability to get out of a potentially bad or tricky situation, such as a dystopian government. You may also use an imaginative setting to show the reader a moral or theme, such as the value of punishment and the value of dreams for the main character, Max, in Where the Wild Things Are.[12]
  5. Image titled Write Children's Short Stories Step 8

    5

    Create a satisfying twist. A satisfying ending acts as an unexpected surprise that completes the child’s reading experience. Think of it as the cherry on top of a good story. A twist or payoff should occur at the end of the story and be surprising to the reader.[13]

    • For example, in Charlie and the Chocolate Factory, Dahl keeps the reader entertained with unique characters, a strange and interesting setting, and situations where characters meet their demise in intriguing ways. By the time the other children have been eliminated through their own greed and gluttony, the reader and Charlie both realize there is only one child left. The payoff then occurs when we find out Mr. Wonka was using the visit to the factory as a test to find his successor and the future owner of the chocolate factory.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write Children's Short Stories Step 9

    1

    Dive right into the conflict. Make those first several sentences count. Begin with action, dialogue, or a description that sets the mood of the story. Start as close as possible to the story’s catalyst, or the aha moment for the main character. This is the moment where your main character’s life shifts from ordinary to extraordinary and the plot of the story takes off.

    • For example, on the first page of the picture book Imogene’s Antlers, the first sentence starts right in conflict: “On Thursday, when Imogene woke up, she found she had grown antlers.”
    • Imogene’s matter of fact reaction, placed next to the illustrations in the book, create an intriguing image to begin the story.
  2. Image titled Write Children's Short Stories Step 10

    2

    Let your main character get in trouble. Part of creating tension and interest in a story is letting your main character make a mistake or get in trouble. This will allow your character to change or shift by the end of the story and keep your reader engaged.

    • Gauge how much trouble your character should get into based on the age group you are writing for. A four year old boy atoning for not eating his vegetables by being forced by his mother to fight to the death? Probably not an appropriate level of trouble. But a 16 year old girl living in a dystopian future where she is forced to fight to the death for her family? More of an age appropriate level of trouble for your main character.
  3. Image titled Write Children's Short Stories Step 11

    3

    Don’t let adults solve the child’s problem. When writing for children, one big mistake writers make is allowing adults to come in a solve all the kid’s problems for them. Most child readers want to have a child protagonist who can solve their own issues or use adults only when necessary. Though parents can be involved, they should remain in the background or the peripheral of the main story. Let your main character work out the problem for themselves and don’t rely on authority figures to solve all the issues or provide the answers.

    • Having strong children characters will be empowering for young readers. It tells children that if the child character could work out a solution to a problem, maybe they can too.
  4. Image titled Write Children's Short Stories Step 12

    4

    Use description to reveal character. Descriptions should show how your protagonist operates within the setting or how they feel about the other characters. Try to interpret all the details of a setting or scene through the eyes of your main character.

    • For example, in Charlie and the Chocolate Factory, the narrative is in the third person, but it stays very close to Charlie’s perspective. The narrative describes Charlie’s walk home past the chocolate factory as “every day, as [Charlie] came near to it, he would lift his small pointed nose high in the air and sniff the wonderful sweet smell of melting chocolate.”[14]
      This tells the reader about Charlie’s appreciation of the factory, gives some physical description of Charlie, and shows Charlie’s isolation from the factory, as he can only smell the wonderful chocolate rather than eat it himself.
  5. Image titled Write Children's Short Stories Step 13

    5

    Use realistic dialogue. The dialogue in your story should also match the age and perspective of your main character. If you are writing from the perspective of a seven year old girl, for example, you likely will not be using terms like “utilize” “pontificate” and “summarize”. Instead, you may use basic terms that are easy for a seven year old reader to understand and which seem more likely to come out of a seven year old’s mouth.

    • In Where The Wild Things Are, Sendak gives the monsters a unique voice, and uses punctuation, such as exclamation marks, to mark their speech. However, the monster still use simple terms that are easy for children and adults to understand. For example, “Let the wild rumpus begin!” and “Oh, please don’t go-we’ll eat you up, we love you so!”
  6. Image titled Write Children's Short Stories Step 14

    6

    Keep your reading level in mind when using adjectives and adverbs. A few adjectives and adverbs are fine for children’s books written for a higher age level, from chapter books to young adult. But avoid packing your sentences with modifiers, as strong verbs can often work better than lots of adjectives and adverbs. In children’s stories, especially chapter books and young adult books, writers often use strong verbs to convey physical and emotional qualities of the characters or of a setting or scene.

    • For example, in a passage from The Hunger Games, Collins uses strong verbs to convey a sense of action and tension.[15]
      “A boy, I think from District 9, reaches the pack at the same time I do and for a brief time we grapple for it and then he coughs, splattering my face with blood. I stagger back, repulsed by the warm, sticky spray. Then the boy slips to the ground.”
    • Using verbs like “reaches” “grapple” “stagger” “slips” creates a strong image in the reader’s mind, without confusing them or jolting them out of the story. However, notice that Collins does not use any adverbs, but still creates strong sentences. She appeals to the reading level, without sacrificing any tension in the story.
  7. Image titled Write Children's Short Stories Step 15

    7

    Write to images or visuals. Remember that most children’s stories, particularly picture books and easy reader books, are illustrated. Keep the visuals of the book in mind as you create the story. In many picture books, the illustrations must be just as effective as the words on the page and their should be a strong connection between the images and text.

    • For example, Where the Wild Things Are is known as much for the text and the story as it is for the illustrations, which bring the monsters of Max’s imagination to life for the reader.
  8. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 39,395 times.

Reader Success Stories

  • Martine Arrowsmith

    Martine Arrowsmith

    Apr 21, 2021

    «I write stories for young people directed at tweens and teenagers. I love creating worlds different from the one we…» more

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в математике найти ребро
  • Как найти самолет в деад исланде
  • Как найти кому принадлежит сайт в интернете
  • Как найти потерянные документы в офисе
  • Как найти время зная площадь