Как составить рассказ графически

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»

1. Солнце. (Солнце светит.)

2. Дождь. (Часто идут дожди.)

3. Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)

4. Ежик. (Животные готовятся к зиме.)

5. Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)

6. Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

                                                                                ОСЕНЬ

                                                                 (Примерный рассказ по таблице)

Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».

Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют — меняют летний мех на теплый зимний.

Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «ДАРЫ ЛЕСА»

1. Елочки. (Лес.)

2. Солнце, лист. (Когда созревают или вырастают дары леса?)

3. Гриб, орех. (Назови дары леса.)

4. Ежик. (Как животные используют дары леса?)

5. Человек. (Как геловек использует дары леса?)

6. Рука. (Что можно приготовить из даров леса?)

                                                                    ЛЕСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА

                                                                          (Примерный рассказ по таблице)

На лесной опушке, на самом солнышке, в невысокой траве растут кустики лесной земляники. Ягоды созревают в середине лета, когда стоит солнечная, теплая, сухая погода. Эти ягоды очень любят ежи, ящерицы, белки.

Мы с бабушкой часто ходим за ягодами в лес, а потом бабушка варит из них вкусное и душистое земляничное варенье. Его замечательно есть зимой, потому что оно пахнет летом.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «ГРИБЫ»

1. Лес. (Лес.)

2. Белый гриб. (Съедобные грибы.)

3. Мухомор. (Несъедобные грибы)

4. Ежик. (Трибы для животных.)

5. Корзинка. (Трибы для человека.)

6. Рука. (Что можно приготовить из грибов?)

                                                                               ГРИБЫ

                                                                          (Примерный рассказ по таблице)

Осенью в лесу наступает грибная пора. В траве, под деревьями и кустами, на старых пнях растут самые разные грибы. Съедобные: белые, рыжики, подосиновики, подберезовики, грузди, опята, сыроежки, лисички. И ядовитые: мухоморы, поганки, ложные опята. Многие животные, например белочки, сушат грибы на зиму. Лоси едят мухоморы. Люди собирают съедобные грибы, чтобы засушить, засолить или замариновать их. Собирать грибы нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, и тогда на следующий год на этом месте в лесу появятся новые грибные семейки.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

1. Цвет. (Цвет оперенья птицы.)

2. Части тела. (Назови части ее тела.)

3. Гнездо. (Назови ее птенцов.)

4. Осень. (Когда птицы улетают в теплые края?)

5. Насекомые. (Чем птицы питаются?)

6. Человек. (Какую пользу приносят птицы человеку?)

                                                                     ГРАЧ

                                                          (Примерный рассказ по таблице)

Грач — птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова* туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов — грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны. Грачи помогают человеку — они уничтожают насекомых и гусениц — вредителей полей и огородов.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА     НА ТЕМУ «ОВОЩИ»

1. Цвет. (Какого цвета овощ?)

2. Форма. (Какой он формы?)

3. Два помидора. (Какого они размера?)

4. Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)

5. Грядка. (Где овощ вырос?)

6. Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

                                                                     МОРКОВЬ

                                                      (Примерный рассказ по таблице)

Морковь — это овощ. Она оранжевого цвета с  зеленой ботвой. Морковь треугольной формы, небольшого размера. Этот овощ сладкий и сочный. Растет она на грядке, в огороде. Морковь очень полезна, в ней много витаминов. Из нее готовят салаты, ее добавляют в борщ и щи. Заяц любит морковь больше, чем все животные.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА  НА ТЕМУ «ГРУША»

1. Цвет. (Какого цвета фрукт?)

2. Форма. (Какой фрукт формы?)

3. Размер. (Какого он размера?)

4. Лимон, груша. (Какой у него вкус: сладкий, кислый?)

5. Дерево, куст. (Где он вырос?)

6. Рука, кастрюля. (Что можно приготовить из него?)

                                                                                ГРУША

                                                                 (Примерный рассказ по таблице)

Груша — это фрукт. Она желтого цвета, округлая, удлиненная, расширяющаяся книзу. Этот фрукт среднего размера. На вкус груша очень сладкая и сочная. Плоды растут на деревьях, в саду.

Из груш варят вкусное варенье, компот и делают сок.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА  НА ТЕМУ «СЕМЬЯ»

1. Ребенок. (Твое имя.)

2. Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.)

3. Молоток. (Профессия папы)

4. Фартук. (Профессия мамы.)

5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.)

6. Рука. (Кто помогает тебе?)

                                                                    МОЯ СЕМЬЯ

                                                      (Примерный рассказ по таблице)

Меня зовут Света. Моя мама — Мария Викторовна, а папа — Владимир Васильевич. У меня есть младшая сестренка Татьяна. Мама и папа у меня инженеры, они работают на заводе — делают автомобили.

Моя бабушка Зинаида Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Виктор Григорьевич разводит на своей пасеке пчел. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени и помогают выполнять домашние задания.

Я очень люблю мою семью.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

1. Знак вопроса. (Название растения.)

2. Цвет. (Какого оно цвета?)

3. Части. (Назови его части.)

4. Солнце, лейка. (Необходимость света и воды.)

5. Горшок, лопатка. (Необходимость рыхления почвы.)

6. Дом. (Какие растения есть у тебя дома?)

                                                                              ФИАЛКА

                                                                   (Примерный рассказ по таблице)

Я расскажу о замечательном растении — фиалке. Листочки у фиалки темно-зеленые и покрыты ворсинками. Цветы у фиалки бывают самые разные: белые, голубые, розовые, фиолетовые и даже светло-зеленые. У растения есть листья, стебель, корень, цветы.

Это тенелюбивое растение, его необходимо часто поливать, рыхлить почву в цветочном горшке. У нас дома много разных комнатных растений: сингония, юкка, драцена, пальма и несколько кактусов.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА 

 НА ТЕМУ «ОДЕЖДА»

1. Цвет. (Какого цвета одежда?)

2. Детали. (Из каких деталей одежда?)

3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?)

4. Погода. (Для какого времени года эта одежда?)

5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?)

6. Рука. (Что можно сделать с одеждой?)

                                                                  ПЛАТЬЕ

                                                            (Примерный рассказ по таблице)

У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка-молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье.

Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА 

 НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ»

1. Цвет. (Цвет мебели.)

2. Детали. (Ее части.)

3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сделана?)

4. Стул, стульчик. (Какого размера мебель?)

5. Дом. (Где она стоит?)

6. Человек, кровать. (Зачем эта мебель человеку?)

                                                                ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ

                                                               (Примерный рассказ по таблице.)

У меня есть письменный стол. Он светло-коричневого цвета. Стол — на ножках, у него — три выдвигающихся ящика. Этот стол сделан из дуба.

Мой письменный стол большой, на нем помещаются все мои книги и краски. Он находится в детской комнате. За ним мне удобно писать, заниматься и рисовать.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА 

НА ТЕМУ «ПОСУДА»

1. Цвет. (Какого цвета посуда?)

2. Детали. (Назови детали.)

3. Контур со знаком вопроса. (Из какого материала она сделана?)

4. Часы. (Для чего посуда служит?)

5. Хлеб, конфета. (Столовая или чайная посуда?)

6. Рука. (Что можно делать с посудой?)

                                                                       КАСТРЮЛЯ

                                                                 (Примерный рассказ по таблице)

Я расскажу о кастрюле.

Кастрюля синего цвета. У нее есть дно, стенки, крышка, ручки. Она эмалированная. Мама берет кастрюлю, чтобы сварить в ней суп нам на обед.

Кастрюля — это кухонная посуда. Посуду можно чистить, мыть, в ней можно готовить пищу. А если посуда стеклянная, то ее можно разбить.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ОБУВЬ»

1. Цвет. (Какого цвета обувь?)

2. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сделана?)

3. Детали предмета. (Назови части обуви.)

4. Мужчина, женщина, ребенок. (Кто носит эту обувь?)

5. Солнышко, дождь, снег. (Для какой погоды эта обувь?)

6. Рука. (Как  ухаживать за обувью?)

                                                                                        САПОГИ

                                                                             (Примерный рассказ по таблице)

У меня есть сапоги. Они зеленого цвета с белыми полосками. Это резиновые сапоги. У сапог длинные голенища, подошва, каблуки, а внутри — специальные теплые стельки. Они маленького размера, детские. Резиновые сапоги носят в дождливую погоду, а еще их можно обуть на рыбалку или когда идешь в лес за грибами.

Резиновую обувь нужно хорошо просушить после носки.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ИГРУШКА»

1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)

2. Форма. (Какой она формы?)

3. Мячи. (Какого размера игрушка?)

4. Детали машины. (Назови ее детали.)

5.  Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)

6.  Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

                                                 ИГРУШКА «ГРУЗОВИК»

                                                      (Примерный рассказ по таблице)

Моя самая любимая игрушка — это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика — металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла — кожаные.

Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «РЕЖИМ ДНЯ»

1. Солнце. (Утро.)

2. Зубная щетка. (Твои действия утром.)

3. Книга. (Занятия.)

4. Мяч. (Игра.)

5. Тарелка. (Прием пищи.)

6. Подушка. (Сон.)

                                                                   РЕЖИМ ДНЯ

                                                                (Примерный рассказ по таблице)

Я просыпаюсь каждое утро в восемь часов. Заправляю свою кровать и иду в ванну. Я хорошо чищу зубы вкусной детской зубной пастой, умываю лицо. Потом мы завтракаем всей семьей. Родители уходят на работу, а я иду в детский сад. В саду мы сначала занимаемся: рисуем, считаем, лепим. Потом идем гулять, затем обедаем. В час дня у нас начинается тихий час, и все дети отдыхают. Вечером мы ужинаем, играем, смотрим мультфильмы. В девять часов вечера я ложусь спать.

Режим дня — это определенный порядок наших дел и действий.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «КАК ВЫРАЩИВАЮТ ХЛЕБ»

1. Лопата. (Вспашка земли.)

2. Гряда. (Посев.)

3. Солнце, лейка. (Свет и вода.)

4. Сноп. (Сбор урожая.)

5. Мельница. (Помол зерна.)

6. Хлеб. (Что пекут из муки?)

                                                     КАК ВЫРАЩИВАЮТ ХЛЕБ

                                                   (Примерный рассказ по таблице)

Для того чтобы вырастить пшеницу и рожь, нужно много потрудиться. Сначала нужно землю вспахать, затем посеять зерно. Чтобы выросли хлебные колосья, необходим солнечный свет и дождь. Когда осенью колосья вырастут и созреют, пшеницу и рожь убирают (собирают в снопы).’Зерно везут на мельницу, чтобы смолоть из него муку. В пекарне из пшеничной муки пекут белый хлеб, батоны, булочки, печенье, а из ржаной — черный хлеб, краюшки, хлебцы.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ПРАЗДНИК»

1. Снежинки. (Назови праздники зимы.)

2. Подснежник. (Назови праздники весны.)

3. Солнце. (Назови праздники лета.)

4. Листок. (Назови праздники осени.)

5. Подарок. (Расскажи о своем подарке.)

6. Рука. (Какие подарки ты сделал сам?)

                                                                         ПРАЗДНИК

                                                                    (Примерный рассказ по таблице)

Я очень люблю праздники. Зимой мы празднуем наступление Нового года с елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой. Весной — праздник всех мам и бабушек — 8 Марта. Летом — День защиты детей. Осенью — 1 Сентября, день Знаний.

В прошлом году на день рождения мама и папа подарили мне велосипед, очень красивый и блестящий.

Скоро у моей бабушки день рождения. Я подарю ей красивую открытку, которую сам сделал из цветной бумаги и картона.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ПРОФЕССИЯ»

1. Знак вопроса. (Название профессии.)

2. Молоток, градусник. (Какие инструменты нужны для этой профессии?)

3. Рука. (Какую работу выполняют люди этой профессии?)

4. Девочка. (Кем работает твоя мама (бабушка)?)

5. Мальчик. (Кем работает твой папа (дедушка)?)

6. Лицо. (Кем ты станешь, когда вырастешь?)

                                                                  ПРОФЕССИЯ — ВРАЧ

                                                         (Примерный рассказ по таблице)

Я думаю, самая важная профессия — это врач.

Врачи лечат больных. Доктор принимает больных в белом халате и прослушивает их при помощи трубочки — фонендоскопа. Врач выписывает лекарства: таблетки, капли; может делать уколы. Врачи -хирурги проводят операции. Врачей  которые лечат детей, называют педиатрами.

Моя мама — врач-педиатр, папа работает инженером на заводе. Когда я выросту, то хочу стать летчиком.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Цвет. (Какого цвета животное?)

2. Части тела. (Назови части его тела.)

3. Будка. (Где оно живет?)

4. Кость, рыба. (Чем оно питается?)

5. Круги. (Назови его детенышей.)

6. Человек. (Какую пользу оно приносит человеку?)

                                                                                 СОБАКА

                                                           (Примерный рассказ по таблице)

Мою собаку зовут Дуся. Она черного цвета с белой мордой и лапками. У нее есть голова, туловище, лапы и хвост. Дуся живет в конуре. Мы кормим собаку кашей, косточками; даем ей вареные овощи.

У пса и собаки рождаются маленькие щенята.

Собака охраняет дом человека. Дуся своим лаем предупреждает, что к дому подходят незнакомые люди.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ДЕТЕНЫШИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»

1. Цвет. (Какого цвета животное?)

2. Части тела. (Назови  части его тела.)

3. Конура. (Где живет детеныш?)

4.  Кость, рыба. (Чем он питается?)

5. Круги. (Детеныш и родители.)

6. Человек. (Как человек заботится о нем?)

                                                                  КОТЕНОК

                                                        (Примерный рассказ по таблице)

Мне подарили маленького котенка. Он рыжего цвета. У него есть маленькие лапки, тельце, головка, короткий хвостик. Котенок живет у нас дома в старой пуховой шапке. Он уже лакает молоко, ест мясо и рыбу.

Папу котенка называют кот, а маму — кошка.

Коты очень умные животные, они охотятся на крыс и мышей.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ЗИМА»

1. Снег. (Погода.)

2. Дерево. (Иней.)

3. Птица. (Зимующие птицы.)

4. Варежка. (Зимняя одежда.)

5. Снеговик. (Игры детей.)

6. Елка. (Зимние праздники.)

                                                                 ЗИМА

                                                     (Примерный рассказ по таблице)

Зима — самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц — снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.

Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый лучший праздник — Новый год

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

 НА ТЕМУ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

1. Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?)

2. Части. (Назови части ее тела.)

3. Дупло. (Где она обитает?)

4. Ягоды, семена. (Чем птица питается?)

5. Птенец. (Назови ее птенца.)

6. Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)

                                                                        СНЕГИРЬ

                                                            (Примерный рассказ по таблице)

Снегирь — очень красивая птица. У него серое туловище, черная головка и крылья, а грудка розово-красная. Когда птицы сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблоки. У снегиря есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки.

Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Я видела, как снегири клевали семечки из коробочек на кустах сирени. Птенцы у них называются снегирята.

Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Цвет. (Какого цвета животное?)

2. Части тела. (Назови части его тела.)

3. Дупло. (Где оно живет?)

4. Кость, лист. (Чем оно питается?)

5. Круги. (Назови его детенышей.)

6. Человек. (Зачем  человеку животные?)

                                                                             БЕЛКА

                                                                    (Примерный рассказ по таблице)

В лесу живет белочка. Она ярко-рыжего цвета. У белки есть головка, туловище, уши, лапы, очень пушистый хвост. Животное живет в дупле на дереве. Она питается грибами, орехами, ягодами, семенами шишек. Ее детенышей называют бельчата.

Из меха белки люди шьют теплые шапки, варежки и шубки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ДЕТЕНЫШИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»

1. Цвет. (Какого цвета детеныш животного?)

2. Части тела. (Назови ласково части его тела.)

3. Дупло. (Где живет детеныш?)

4. Кость, лист. (Чем он питается?)

5. Три круга. (Назови членов семьи животного.)

6. Человек. (Как человек заботится о них?)

                                                                           ЛИСЕНОК

                                                               (Примерный рассказ по таблице)

Лисенок ярко-рыжего цвета. У него маленькая головка, лапки, тельце, пушистый хвостик. Животное рождается в норе, которую вырыла себе мама — лиса. Сначала он питается молоком матери, а потом начинает есть дичь, которую принесет папа — лис. Маленькие лисята очень веселые и забавные.

Человек должен заботиться о лесных жителях.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

1. Знак вопроса. (Назови животное.)

2. Цвет. (Какого оно цвета?)

3. Части тела. (Назови части его тела.)

4. Пища. (Чем оно питается?)

5. Круги. (Назови его детеныша.)

6. Человек. (Как человек охраняет этих животных?)

                                                                                  ТЮЛЕНИ

                                                                   (Примерный рассказ по таблице)

  Я расскажу про тюленей. Они живут в водах Северного Ледовитого океана.

Тюлени серого цвета с темными пятнышками. Таких тюленей называют мраморными. У тюленей есть голова, туловище, а вместо лап у них ласты. Тюлени охотятся на рыбу. Детеныши — тюленята или бельки.

Раньше люди охотились на тюленей из-за их шкур. Теперь охота на тюленей запрещена.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ЖИВОТНЫЕ АФРИКИ»

1. Знак вопроса. (Назови животное.)

2. Цвет. (Какого оно цвета?)

3. Части тела. (Назови части его тела.)

4. Пища. (Чем оно питается?)

5. Круги. (Назови его детеныша.)

6. Человек. (Как человек охраняет и как использует этих животных?)

                                                                                             ЛЕВ

                                                                      (Примерный рассказ по таблице)

         Самое красивое животное Африки — лев. У животного короткая желтоватая шерсть и коричневая длинная грива (у самцов). У льва крупная голова, мощные лапы, туловище и хвост с кисточкой. Это — хищные животные. Львицы охотятся на антилоп, зебр и других животных саванны. У льва и львицы рождаются маленькие львята.

Раньше львов истребляли во время охоты — сафари. Теперь охота на этих крупных хищников запрещена.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

1. Знак вопроса. (Назови животное.)

2. Цвет. (Какого оно цвета?)

3. Части тела. (Назови части его тела.)

4. Пища. (Чем оно питается?)

5. Круги. (Назови его детеныша.)

6. Человек. (Как человек охраняет этих животных?)

                                                                                     ТЮЛЕНИ

                                                                       (Примерный рассказ по таблице)

               Я расскажу про тюленей. Они живут в водах Северного Ледовитого океана.

Тюлени серого цвета с темными пятнышками. Таких тюленей называют мраморными. У тюленей есть голова, туловище, а вместо лап у них ласты. Тюлени охотятся на рыбу. Детеныши — тюленята или бельки.

Раньше люди охотились на тюленей из-за их шкур. Теперь охота на тюленей запрещена.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «КОСМОС»

1. Слон, черепаха. (Представления древних людей о Земле.)

2. Наша Солнечная система. (Как устроена Солнечная система?)

3. Созвездия. (Назови созвездия.)

4. Ракета, спутник. (Полет в космос.)

5. Белка, стрела. (Назови собак-космонавтов.)

6. Космонавт. (Первый космонавт — Юрий Гагарин.)

                                                                         КОСМОС

                                                           (Примерный рассказ по таблице)

Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет. Нас окружают в бесконечном космосе другие вселенные и галактики. На небе видны созвездия, я могу найти Большую Медведицу и Малую Медведицу. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.

Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

 НА ТЕМУ «ТРАНСПОРТ»

1. Цвет. (Какого цвета транспорт?)

2. Контур, знак вопроса. (Из какого материала он сделан?)

3. Части машины. (Назови детали транспорта.)

4. Человек. (Пассажирский транспорт.)

5. Мешок. (Грузовой транспорт.)

6. Небо, дорога, вода, буква «М». (Воздушный, водный, наземный, подземный.)

                                                             САМОЛЕТ

                                                  (Примерный рассказ по таблице)

Самолет белого цвета с синей надписью «Пулково» на борту. Он сделан из легкого, но прочного металла. Колеса у него резиновые, сиденья кожаные, иллюминаторы стеклянные. У самолета есть крылья, основная часть, в которой находятся салон и кабина пилота, хвост и шасси. Самолет может перевозить пассажиров, а может быть грузовым. Самолет — это воздушный транспорт.

Я очень люблю летать, а когда вырасту, буду пилотом или штурманом.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ИНСТРУМЕНТЫ»

1. Цвет. (Какого цвета инструмент?)

2. Форма. (Какой он формы?)

3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала сделан инструмент?)

4. Шприц, кисть, лопата. (Назови другие инструменты.)

5. Человек. (Назови профессию человека, который работает этим инструментом.)

6. Рука. (Как работают этим инструментом?)

                                                         МОЛОТОК

                                         (Примерный рассказ по таблице)

Рукоятка молотка коричневого цвета, а боек — стального. Боек сделан из твердого металла, а рукоятка березовая.

Молоток нужен плотнику. Пила, рубанок, стамеска — это тоже инструменты плотника. Молотком забивают гвозди.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «ВЕСНА»

1. Солнце, дождь. (Погода весной.)

2. Береза. (Появление первых почек.)

3. Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)

4. Стая. (Перелетные птицы.)

5. Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)

6. Бабочка. (Появление насекомых.)

                                                                    ВЕСНА

                                             (Примерный рассказ по таблице)

      Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки.

Появляются первые насекомые.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ»

1. Солнце. (Времена года: весна и лето.)

2. Луг. (Насекомые на лугу.)

3. Улей. (Пчелы.)

4. Муравейник. (Муравьи.)

5. Бабочка. (Стадии развития бабочки.)

6. Человек. (Какую пользу приносят насекомые?)

                                                                     НАСЕКОМЫЕ

                                                               (Примерный рассказ по таблице)

Наступает весна. В лесах, полях, лугах просыпается множество различных насекомых. В ульях на пасеке гудят и трудятся, собирая мед, пчелы. В лесу юркие муравьи поддерживают порядок в огромном муравейнике. Гусеница превращается в куколку, а из куколки появляется на свет прекрасная бабочка.

Насекомые необходимы в природе: ими питаются птицы и животные, они опыляют цветы. А у пчел человек берет вкусный, ароматный мед.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «РАСТЕНИЯ ЛУГА»

1. Солнце, сосульки. (Весна.)

2. Подснежник. (Проталина.)

3. Мать-и-мачеха. (Первые цветы.)

4. Одуванчик. (Расскажи про одуванчик.)

5. Бабочка, жук. (Насекомые луга.)

6. Человек. (Как человек охраняет первоцветы?)

                                                     РАСТЕНИЯ ЛУГА

                                               (Примерный рассказ по таблице)

    Наступила весна. Солнышко пригревает землю все сильнее. Снег начал таять, и появились проталины.

И вот уже на голой земле появились первые цветы мать-и-мачехи, у них пока еще нет листьев, но зато распустились ярко-желтые лепестки. Не отстают от них и одуванчики. За лето они  успевают  несколько  раз  прорасти,  зацвести и разбросать вокруг семена на белых парашютах. Просыпаются юркие муравьи, жуки и разноцветные бабочки. Луг наполняется гудением пчел.

К сожалению, многие растения луга находятся на грани исчезновения, поэтому человек должен любоваться цветами, а не рвать их.

Пояснительная
записка

Одной
из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Человек,
взаимодействуя с другими людьми, усваивает накопленный другими поколениями
культурный опыт. С помощью речи формируется интеллект, познавательный интерес.
Связная речь предполагает усвоение законов и норм языка, которые выражаются в
овладение грамматическим строем речи и овладение богатейшим словарным запасом.

Oвладение
связными формами высказывания – это сложный и длительный процесс, который
является частью развития дошкольника. Умение использовать на практике усвоенный
языковой материал, а именно умение полно, связно и последовательно передавать
окружающим содержание готового текста, а также самостоятельно составить связный
текст является необходимым условием развития личности ребенка.

У
детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, в работе с
воспитанниками  по развитию речи необходимо использовать различные
вспомогательные наглядные средства, при помощи которых  они лучше  усваивают
информацию, запоминают её и могут самостоятельно составлять предложения,
рассказы и пересказы с опорой на них. Одним из видов наглядности,  используемых
в работе учителями — логопедами  нашего детского сада по формированию связной
речи, являются графические схемы, применение, которых позволяет показать
старшим дошкольникам приемы построения, как отдельного предложения, так и
целого, небольшого текста.

 В
связи с недостаточностью наглядно-демонстрационного материала по данному направлению,
возникла необходимость создания данного методического пособия. Оно  включает в
себя тексты рассказов и сказок, темы которых подобраны  согласно тематическому
планированию лексического материала  на учебный год.

Целью 
данной   методической разработки является — формирование связной монологической
речи у детей дошкольного возраста с использованием графических схем.

Графические
схемы выступают в качестве плана-подсказки и помогают делать высказывания
дошкольников логичными, связными и последовательными.

Графическая схема, представляет собой ряд строчек расположенных
горизонтально, каждая из которых обозначает отдельное предложение. Внутри
строчек расположены графические элементы в виде квадратов и стрелок.
Квадратами
обозначены предметы (субъект и объект), которые в процессе составления рассказа
соединяются между собой стрелками  и образуют предложения.

Использование
графических схем позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию, сохранять и воспроизводить ее. Схемы служат детям наглядной опорой
для пересказа и построения рассказа. А умение самостоятельно связно и
последовательно составлять рассказ является показателем сформированности
связной монологической речи.

Тема
«Осень»

Сказка: К. В. Лукашевич
«Осень»

Она пришла на землю хмурая, ветреная, под зонтом.
— Кто ты? – спросили дети.
— Я – время года – осень

Я пришла с дождем. Ветром. Туманом.

Я раскрасила листья на деревьях в красные и желтые цвета. Я
тороплю птичек улетать в теплые страны, потому что за мною скоро идет зима.

Но зато я увесила Ваши сады спелыми яблоками, грушами, сливами,
наполнила все огороды овощами.

Созрел виноград. А сколько грибов появилось в лесах!

То-то раздолье ребятам!

           Описание: Картинки по запросу картинка земли с огорода                                                                                       Описание: Картинки по запросу картинка хмурая     

                                                                                  Описание: Картинки по запросу картинка под зонтом     

     Описание: Картинки по запросу картинка дождь вете р туман                                                                          Описание: Картинки по запросу картинка деревья осенью       

  Описание: Картинки по запросу картинка птицы улетают в теплые края                                                                      Описание: Картинки по запросу картинка зима

              Описание: Картинки по запросу картинка сады с яблоками грушами и сливами                                                                              Описание: Картинки по запросу картинка огородов с овощами

        Описание: Картинки по запросу картинка созревшего винограда                                                                                  Описание: Картинки по запросу картинка грибов в лесах      

Описание: Картинки по запросу картинка дети на палянке  играют осенью

Тема «Овощи».

                    Русская народная
сказка  «Мужик и медведь»

Мужик
поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:


Мужик, я тебя сломаю.


Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть
корешки, а тебе отдам вершки.


Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал
и ушел в дуброву.

Репа
выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы
вылезает:


Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.


Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал
мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу
ему медведь:


Мужик, куда ты едешь?


Еду, медведюшка, в город корешки продавать.


Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик
дал ему репу. Медведь как съел:


А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не
езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На
другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его
дожидается:— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик
говорит:— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали
они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь
бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился
он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

          
Картинки по запросу картинка мужика на телеге с конем                                                                               Картинки по запросу картинка леса детская   

              
   Картинки по запросу картинка пашет мужик                                                                                           

                                                                                                                   Похожее изображение

               
Картинки по запросу мужик и медведь вместе сеят                                                                                      Сказка Мужик и медведь - Вершки и корешки сказка - Рисунок 2

                                                                                                               

                                                                                                                 

             
                                                                                        Картинки по запросу картинка леса детская             

            
                                                                                                                 

                 
Собрали они рожь. Отдал Мужик Медведю корешки, а рожь погрузил на телегу и ув...                                                                          

               Картинки по запросу картинка вражда медведя и старика                                                                                 Картинки по запросу картинка старика из сказки

Тема: «Фрукты»

Толстой Л. Н.  Сказка « Косточка»

Купила
мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня
никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось
съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не
удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит,
одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел
ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал
тоже: — Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо;
но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет
их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня
побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а
Ваня заплакал.

      Картинки по запросу картинка  мама в магизе                                                               Картинки по запросу картинка  сливы в магазине

             Картинки по запросу картинка  мама в магизе                                                                                              Похожее изображение          

        
Картинки по запросу картинка  сливы в магазине                                                                   Картинки по запросу картинка  сливы на тарелке

     Похожее изображение                                                                                             Похожее изображение

       Похожее изображение                                                                        Похожее изображение

       Похожее изображение                                                                                           Похожее изображение                         

            Картинки по запросу картинка  сливы в магазине                                                                     Картинки по запросу косточки от сливы

    Картинки по запросу косточки от сливы                                                                                             Картинки по запросу картинка окошко

       Похожее изображение                                                                                     Похожее изображение              

          Похожее изображение                                                                                                                 Картинки по запросу смайлик слезы

Тема: Ягоды.

Рассказ «На опушке»

Ходила Даша в лес. Набрала туесок ягод. Вышла она на опушку. На
опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то
квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Даша на брёвнышко. Отдох­нула и
пошла дальше.

   
Картинки по запросу картинка девочка в лесу для детей                                                                                                                                 Похожее изображение

    
                                                                                                        

   Картинки по запросу картинка букашка на ромашке для детей                                                                                      Картинки по запросу картинка речушки  для детей 

   Картинки по запросу картинка камыш для детей                                                                                                                                                                                                      

    Картинки по запросу картинка девочка в лесу для детей

Тема
«Грибы»

Рассказ В. Катаева «Грибы»

К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра
Инночка.

          
Ну, дети, — сказала мама, —
нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за гри­бами. Посмотрим, кто из вас
лучше грибы собирает.

          
Я лучше всех собираю, — сказал
Павлик.

          
Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час
возвращаются.

          
Я лучше всех собрал! — кричит
Павлик издали. — У меня больше всех гри­бов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

          
Не удивительно, что у тебя
полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Не­важно ты
собираешь грибы, Павлик.

          
Ага! — кричит Женя. — Я ж
говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые
красивые грибы — красные в белый горо­шек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

          
Глупенькая, это же мухоморы!
Они хоть и кра­сивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо соби­раешь грибы,
Женечка.

А Инночка стоит в стороне и помалкивает.

          
А ты, Инночка, что же молчишь?
Показывай, что насобирала.

          
У меня совсем мало, — говорит
Инночка.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там де­сять превосходных,
крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.

        
                                                                                     Картинки по запросу картинка город для детей                                                                                                             Картинки по запросу картинка детей  для детей                                                                                                                                                                       

                                                                                                              

                                                                                                                                                   Картинки по запросу картинка детей  для детей

    Картинки по запросу картинка  дети  в лесу собирают грибы для детей                                                            Картинки по запросу картинка детей  для детей

                                                                                                                               

                                                                                                                           

                                                                                                                       

                    Картинки по запросу картинка детей  для детей                                                                                                                         

            

Тема: «Домашние животные»

Рассказ К. Ушинского «Спор животных»

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин
больше любит. — Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему дрова из леса вожу.
Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем. — Нет, хозяин любит
больше меня, — говорит корова. — Я его семью молоком пою.

          
Нет, меня, — ворчит собака. —
Я его дом стерегу.

Услыхал хозяин этот спор и говорит:

          
Перестаньте спорить
по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

  
Похожее изображениеПохожее изображение                                                          

     
Похожее изображение                                                                                                  Картинки по запросу картинка  дровадля детей

  
Похожее изображение                                                                                                                                                   

              Похожее изображение                                                                                                                Картинки по запросу картинка собака стережет дом для детей

                                                                  Похожее изображение     Похожее изображение

Тема «Животные жарких стран»

Рассказ 
«Под дождем».

В джунглях идет дождь. Дождь смыл полоски
на зебре. Зебру увидела обезьянка. Обезьянка взяла краски. Красками нарисовала
полоски на зебре. Зебра подружилась с обезьянкой.

   
                                                                              

   
                                                                                                 

    
                                                                                                   

     
                                                                                           

                                                                                          

Тема: «Насекомые» 

 Рассказ «Превращение»

В
лесу есть пень. Около пня растет грибочек. В грибочек заползла гусеница.
Гусеница долго сидела в грибочке. Из грибочка вылетела бабочка.

     
                                                            

   
                                                             

     
                                                                                                   

        
                                                                             

Тема:
«Насекомые» 

Рассказ
«Муравей».

Ветер
сорвал с дерева листок. А на листке том сидел муравей. Муравей с листком
покружился в воздухе и упал в пруд. В пруду жила огромная жаба. Жаба захотела
съесть муравьишку. Муравей громко закричал. На крик прилетела пчела. Пчела
отнесла муравья в муравейник.

   
Описание: C:UsersТатьянаDesktop1.jpg.gif                                                            Описание: C:UsersТатьянаDesktopautumn_leaves_PNG3594.png

 
Описание: C:UsersТатьянаDesktopautumn_leaves_PNG3594.png                                                                               Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg

   
Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg                                                                   Описание: C:UsersТатьянаDesktopt256_20131013071324uZare.jpg

    
Описание: C:UsersТатьянаDesktopt256_20131013071324uZare.jpg                                                              Описание: C:UsersТатьянаDesktopfrog-clip-art-1875685.jpg

   
Описание: C:UsersТатьянаDesktopfrog-clip-art-1875685.jpg                                                                                Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg

    
   Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg                                                                 Описание: C:UsersТатьянаDesktop2.jpg

   
Описание: C:UsersТатьянаDesktop2.jpg                                                                    Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg

  
Описание: C:UsersТатьянаDesktop1452833-600-600.jpg

Тема: «Перелетные птицы»

Сказка «Возвращение на Родину»

Весна уже вовсю хлопотала. Она просила ручейки журчать
посильнее, капели стучать повеселее, снега таять побыстрее.

Весна попросила Красное Солнышко помочь ей разбудить землю,
вывести из спячки могучий лес, убедить перелётных птиц вернуться на родину.
Весна и Солнышко старались вовсю.

А тем временем, возле кормушки маленькая синица и малыш-воробей
деловито переговаривались.

— Видал новую птицу? — спросила синица воробья. Воробей,
конечно, видел новенькую. Стройная,  длиннохвостая, с жёлтой, как весеннее
солнышко, грудкой. Это была трясогузка.

— Ты новенькая? — спросили воробей и синица незнакомую птицу.

— Нет, — ответила длиннохвостая. Я – перелётная птица, после
зимних холодов из тёплых стран вернулась домой. Мне хорошо знаком этот лес.

— Расскажи нам про тёплые страны, — попросили воробей и синица.

— Хорошо, — сказала перелётная птица. — Там хорошо, много корма.
А корм для птиц – это не последнее дело. Там жаркие солнечные лучи и длинный
день. Но весной, так устроено, что все перелётные птицы возвращаются на родину.
Здесь у нас появляется потомство.

Воробей и синица внимательно слушали трясогузку. А потом все
вместе лакомились вкусным кормом.

Описание: Картинки по запросу картинка весна                                                                                     
Описание: Картинки по запросу картинка ручейка весной

 
Описание: Картинки по запросу картинка капели
                                                                                 Описание: Картинки по запросу картинка снег тает

   Описание: Картинки по запросу картинка солнышко                                                                                                Описание: Картинки по запросу картинка земли

 Описание: Картинки по запросу картинка могучего леса                                                                                        Описание: Картинки по запросу картинка перелетных птиц

  Описание: Картинки по запросу картинка весна                                                                                                Описание: Картинки по запросу картинка солнышко

   Описание: Картинки по запросу картинка кормушки                                                                                            Описание: Картинки по запросу картинка воробья

  Описание: Картинки по запросу картинка синички                                                                                            Описание: Картинки по запросу картинка воробья

     Описание: Картинки по запросу картинка воробьяКартинки по запросу картинка трясогузки                                                                                Описание: Картинки по запросу картинка трясогузки

    Описание: Картинки по запросу картинка воробьяОписание: Картинки по запросу картинка синички                                                                 Описание: Картинки по запросу картинка трясогузки

Описание: Картинки по запросу картинка перелетных птиц                                                                                    Описание: Картинки по запросу картинка могучего леса

  Описание: Картинки по запросу картинка теплые страны                                                                             Описание: Картинки по запросу картинка воробья    Описание: Картинки по запросу картинка синички    

   
Описание: Картинки по запросу картинка трясогузки                                                                                              Описание: Картинки по запросу картинка теплые страны

    Описание: Картинки по запросу картинка корма птицы                                                                                               Описание: Картинки по запросу солнечные лучи

 Описание: Картинки по запросу картинка весна                                                                                  
Описание: Картинки по запросу птенчики

Описание: Картинки по запросу картинка воробьяОписание: Картинки по запросу картинка синички                                                                       
Описание: Картинки по запросу картинка трясогузки

Описание: Картинки по запросу картинка воробьяОписание: Картинки по запросу картинка синичкиОписание: Картинки по запросу картинка трясогузки                                                    Описание: Картинки по запросу картинка корма птицы

Тема: «Зима»

Пришла зима.

Пролетело
жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег — пришла зима.

Подули
холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья — ждали зимней одежды. Ели и сосны
стали ещё зеленее.

Много
раз большими хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди радовались зиме.

Протянулся
через дорогу и скрылся в ельнике заячий разгонистый след. Лисий след, лапка за
лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, махнув пушистым
хвостом, прыгнула на ёлку.

Лучше
всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу.
Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.

Тепло
и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок

переворачивается.

(И.
Соколов-Микитов)

                                                                                            Картинки по запросу картинка осень детская

   Картинки по запросу картинка  зима  детская                                                                             Картинки по запросу картинка  зима  детская

  Картинки по запросу картинка  дует ветер  детская                                                                                                      

       Картинки по запросу картинка ели, сосны  детская                                                                                                          

                                                                                       Картинки по запросу картинка      след лисы  детская

                                                                                                       

                                                                                            Картинки по запросу картинка      белка на зимней  елке детская

                                                                    
                                                                                                                                                                    

Тема
«Зимующие птицы»

Рассказ
«Птицы зимой»

Пришла
холодная, снежная зима. Снег лежит на земле, на деревьях, на дорогах, на домах.
Птицы не могли найти под снегом корм. Дети решили помочь птицам. Они смастерили
большую кормушку и повесили на дерево. Дети насыпали в кормушку крошки, зерна,
сушеные ягоды, повесели несоленое сало. К кормушки прилетели воробьи, снегири,
синицы. Серые шустрые воробьи клевали зерна. Красногрудые снегири лакомились
ягодами. Желтогрудые синицы угощались салом. Птицы наклевались вкусного корма и
запели веселые песенки. Дети подкармливали птиц до весны.

                                                                                            Картинки по запросу картинка детская снег на деревьях            

   Картинки по запросу картинка детская снег на деревьях                                                                               

  Картинки по запросу картинка детская снег на домах                                                                                   Картинки по запросу картинка детская голодные птицы

  Картинки по запросу картинка детская изготовление кормушки                                                                                          Похожее изображение          

                                                                                                               

                                                                                                                      
                                                                 
Похожее изображение                                                                                      Похожее изображение                  

    Похожее изображение                                                                                              

    Похожее изображение                                                                                           Картинки по запросу картинка подвешенное сало на веточки

                                                            Картинки по запросу картинка детская птицы на снегу

                                                                               

Составление схемы предложения в 1 классе имеет целью проверку знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, интонацию.

Например, схема предложения «Мама мыла раму», будет выглядеть так:

На схеме отражено, что в предложении 3 слова — 3 горизонтальных черты; вертикальная чёрточка указывает, что первое слово надо писать с большой буквы; точка в конце — окончание повествовательного предложения. Если в конце стоит восклицательный знак — предложение восклицательное, если вопросительный знак — вопросительное.

В составлении схемы для 1 класса нет ничего сложного, все даже слишком просто, это лишь первый класс, начальные знания о предложении и его составе и оформлении. Так что родителям не надо хвататься за голову и вспоминать, что и как подчеркивается и как это вообще все делается)

Каждое слово в предложении нужно отметить линией, которую рисуем горизонтально. Все слова с заглавной буквы, включая первое слово, с которого начинается предложение, отмечаются вертикальной короткой линией в начале горизонтальной. И в конце ставим точку (или другой знак).

Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.

Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.

Воспитатель пользуется терминами «предложение», «слово», развивает у детей представление о предложении.

I этап. Вычленение предложений из потока речи.

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч». Воспитатель спрашивает детей: «О ком был рассказ?», задает конкретные вопросы: что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье.

Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики.

«Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки».

Воспитатель спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.

Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении, Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком это предложение. Что говорится про девочку?

Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

1. Придумывание предложений с заданным словом;

2. Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;

3. Придумывание «веселого» предложения;

4. Составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».

II этап. Ознакомление со словесным составом предложений.

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:

— демонстрация действий с игрушками,

Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова». Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»).

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,

2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;

3. перепрыгивание через скакалку,

4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько

5. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;

6. разные варианты игры «Живые слова»;

7. произнесение слов вразбивку;

8. произнесение слов по рядам;

9. шепотный анализ предложения;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания:

1. Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?

1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …

3. Название первого и последнего слова в предложении.

4. Которое по счету слово…

5. Назовите третье слово.

6. Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.

7. «Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.

8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?

9. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?

10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.

11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

12. Придумывание предложений с определенным количеством слов.

13. Придумывание предложений с предложенным словом.

14. Придумать предложение по двум или трем словам.

15. Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.

16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.

Прикреплённые файлы:

predlozhenija_vhk85.ppt | 1791,5 Кб | Скачан: 635

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Вам будет интересно: Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Вам будет интересно: Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.
  • После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

    Помощь в составлении схем

    Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

    Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

    Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

    Что нужно запомнить: примеры

    Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

    Вот несколько примеров:

    • Я пою. I___ ­­­___.
    • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
    • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
    • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

    Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

    • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
    • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
    • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
    • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

    Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

    • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
    • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

    Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

    Русский язык

    Время чтения 1 мин.Просмотры 54.6к.

    Сюжетные картинки помогут ребенку развить фантазию, логику и главное научат его развернутой речи. Чтобы использовать сюжетные картинки по максимум, разрежьте их, и попросите малыша разложить их в правильной последовательности, спросите какой логики он придерживался, затем пускай он опишет действие, которое происходит от картинки к картинке. А ваша задача параллельно его сочинению по рисункам, задавать ему наводящие вопросы. Таким образом составляя предложения по рисункам, и складывая из них целый сюжетный рассказ, дошкольник развивается и подготавливается к обучению не только в первом или втором классе, но и на всю жизнь.

    Сочинение по картинке.

    Составить предложение по рисунку.

    Составляем предложение по картинкам.

    Расскажите, что произошло дальше. Почему дети побежали за помощью?

    Пускай малыш ответит развернуто на вопросы.

    Расставь картинки в правильной последовательности, и составь связанный рассказ.

    Сюжетные картинки для составления рассказа.

    Для дошкольника.

    Рассказы по серии сюжетных картинок.

    Что произошло на картинках?

    Обучающее сочинение.

    Попробуем восстановить последовательность событий по серии картинок.

    Составьте предложения по картинке.

    Сочинение. Спасение зайчика.

    Картинки для составления рассказов.

    Рассмотрите рисунки, что на них изображено?

    Два друга.

    Попробуй сочинить потешку.

    Для составления сочинения.

    Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

    Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

    (Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы,  Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

    Цель: 

    Развитие лексики, грамматики и связной речи детей. 

    Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

    Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

    1. Размер.
    2. Форма.
    3. Цвет.
    4. Из чего сделана игрушка.
    5. Составные части (детали) игрушки.
    6. Как в неё играют.

    Пример ответа:

    Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

    Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

    Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

    1. Назначение транспорта  (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
    2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
    3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
    4. Что перевозит этот транспорт.

    Пример:

    Самолет — пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

    Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

    Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

    1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
    2. Размер.
    3. Окрас перьев, внешний вид.
    4. Как передвигается, особенности поведения.
    5. Чем питается.
    6. Где живет.

    Пример:

    Скворец — перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле.  Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

    Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

    Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

    1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
    2. Размер животного.
    3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
    4. Чем питается животное.
    5. Где живет (место обитания).
    6. Способы передвижения, поведение.
    7. Опасно или неопасно для человека.
    8. Польза для человека (только для домашних животных).

    Пример:

    Лиса — дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса — хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко. 

    Схема рассказа-описания по теме «Семья»

    Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

    1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
    2. Домашний адрес.
    3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
    4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
    5. Сколько всего человек.
    6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

    Пример:

    Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

    Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

    Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

    1. Цвет.
    2. Форма.
    3. Величина.
    4. Вкус.
    5. Место произрастания (где растет).
    6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

    Пример:

    Яблоко — это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

    Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

    Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

    1. Состояния неба и солнца в данное время года.
    2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
    3. Как одеваются люди в данное время года.
    4. Поведение птиц в данное время года.
    5. Поведение животных в данное время года.
    6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

     Пример:

    Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду — шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

    Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить устав для тоо
  • Гта 5 запускается в автономном режиме как исправить
  • Как найти специалиста для ремонта квартиры
  • Как найти свой цвет румян
  • Как правильно составить заявление в суд для признании собственности